Содержание
ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОССИИ И МИРА
С самого начала существования космической программы Вашингтон привлекал к участию в ней частный бизнес. Так, в 1961 г. на лунной программе «Аполлон» заработали частные подрядчики, в том числе и компания Boeing, один из создателей ракеты «Сатурн-5», отправившей астронавтов на Луну. Ракета стоила 185 млн долл, (примерно 1.3 млрд в современном эквиваленте). Телекоммуникационная компания Motorola получила от НАСА 15.5 млн долл, (примерно 108.5 млн на сегодняшний день) за разработку спутниковой системы передачи данных «Аполлона». Именно транспондер, произведенный Motorola, передал в июле 1969 г. слова астронавта Нила Армстронга на Землю. Компания Honeywell, американский производитель электроники, разработал для НАСА системы стабилизации и управления за 141 млн долл, (почти 1 млрд по нынешним ценам) [15].
В дальнейшем частный бизнес был также важной частью американской космической программы, например при президентстве Рональда Рейгана, который был сторонником свободной рыночной экономики и поэтому активнее пытался привлекать бизнес в космические проекты. В 1984 г. именно по его инициативе был создан Отдел космических коммерческих перевозок (Office of Commercial Space Transportation) в рамках принятого в том же году закона о коммерческих космических запусках. Это было подразделение офиса министра транспорта, которое занималось регулированием запусков ракет частными компаниями, но в 1995 г. эти полномочия были переданы Федеральному управлению гражданской авиации США.
Однако событие, подтолкнувшее Америку встать на путь более масштабной коммерциализации космоса, произошло 28 апреля 2001 г. Тогда американский миллиардер Деннис Энтони Тито стал первым космическим туристом: он провел почти неделю на МКС. Тито отправился в космос с Байконура на российских «Союзах», заплатив «Роскомосу» 20 млн долл. Программа космических шаттлов на тот момент была активна, но НАСА отказалось транспортировать его на МКС: во-первых, Тито не был профессиональным астронавтом; во-вторых, ему тогда было 60 лет и в случае его гибели ответственность взяло бы на себя НАСА; в-третьих, у США уже был трагичный опыт транспортировки гражданских лиц в космос [19]. Но Россия решилась на это. Один из важных аспектов в данном событии — тот факт, что посредником между российской стороной и Тито стала частная космическая компания США Space Adventures, основанная еще в 1998 г. Именно успешная подготовка Тито и его полет в космос на корабле «Союз» подтолкнули НАСА на поддержку частных космических компаний, вдохновив ряд американских и британских предпринимателей, в том числе Ричарда Брэнсона, Джеффа Безоса и Илона Маска, на создание Virgin Galactic, Blue Origin и SpaceX в 2000-х годах. После Тито в космос полетели другие туристы — американцы, южноафриканцы и канадцы. За 2001—2011 гг. на МКС побывали семь человек, один из них — разработчик программного обеспечения (Microsoft Excel, Multiplan и Word) Чарльз Симони — побывал в космосе дважды. Во всех случаях — всего было восемь полетов на МКС — космические туристы тренировались в Звездном городке и отправлялись на «Союзах» через посредничество Space Adventures. После 2011 г. американская программа шаттлов устарела, и НАСА выкупило места на «Союзах» для астронавтов, поэтому с этого времени космические туристы больше не летали на МКС, но частные компании взяли инициативу в свои руки. В мае 2012 г. SpaceX объявила о начале запуска программы Dragon С2+, целью которой была доставка топлива и продовольствия на МКС при помощи космических кораблей. Данная инициатива не казалась американцам невероятной, так как SpaceX продемонстрировала успехи еще в декабре 2010 г.: тогда компания отправила на земную орбиту космический корабль, который успешно вернулся на Землю. SpaceX стала первой негосударственной компанией, осуществившей подобного рода миссию. Показателен и тот факт, что космический телескоп TESS, пришедший на смену Kepler в апреле 2018 г., был запущен ракетой-носителем Falcon-9, разработанной SpaceX. В мае 2020 г. основатель SpaceX Илон Маск впервые провел успешный запуск пилотируемого корабля Crew Dragon на МКС. Для США это стало очередным экономическим, технологическим и политическим успехом. Впоследствии представители НАСА дали понять, что могут отказаться от «Союзов» в связи с успешными попытками «коммерциализировать» космос. Кроме того, частные космические компании помогут Соединенным Штатам избавиться и от другой зависимости: на данный момент американцы используют российские двигатели РД-180 для производства ракет-носителей Atlas V, но Маек заявлял, что работает над двигателем Raptor, который заменит РД-180 [20, 21].
Тот факт, что все космические туристы тренировались в России и отправлялись в космос на «Союзах», частично объясняет, почему частные инициативы получают поддержку НАСА. После 2015 г. было выделено 120 млн долл, на тендеры частным подрядчикам, в сентябре 2019 г. финансирование получили 14 американских компаний (от SpaceX’ Blue Origin до Astrobotic) в размере 43 млн долл, для разработки технологий и комплектующих космических кораблей, которые будут использоваться для реализации лунной и марсианской программ. НАСА уже не первый год развивает программу ССР (Commercial Crew Program), цель которой — финансирование частных космических пилотируемых кораблей для доставки астронавтов на МКС. Собственно, Crew Dragon и стал участником этой инициативы. С 2014 г. НАСА выделило SpaceX более 3 млрд долл., a Boeing — почти 5 млрд долл, для производства и тестирования пилотируемых космических кораблей, способных регулярно доставлять астронавтов на МКС. Сегодня НАСА и Boeing ведут работу по подготовке Starliner, конкурента Crew Dragon, для запуска на МКС [22]. Подобное сотрудничество между государством и частными предприятиями нельзя назвать стопроцентной частной инициативой: все-таки без поддержки государства многие проекты Маска остались бы только на бумаге. Как отметил глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин, после запуска Crew Dragon компания Маска «безвозмездно получила в свое распоряжение не только построенный государством космодром, оплаченный НАСА научно-технический задел и лучшие инженерные кадры, но и бюджетные средства на создание своего корабля» [23].
Именно зависимость от России и стремление утвердить свое лидерство практически во всех сферах освоения космоса заставляют американцев больше инвестировать в частную космонавтику. Их намерение стать более самодостаточной космической державой — одно из проявлений современной космической гонки. И США, несомненно, лидируют, причем с большим отрывом, о чем свидетельствуют наличие достаточного количества частных космических компаний, их успехи и вовлеченность в проекты НАСА. Сегодня в стране насчитывается минимум пять предприятий, способных осуществлять коммерческие перевозки туристов в космос. Среди них — Boeing, SpaceX, Blue Origin, Virgin Galactic, Orion Span. При этом Blue Origin и Virgin Galactic специализируются на суборбитальных полетах (100 км от поверхности Земли), в то время как Boeing и SpaceX планируют осуществлять орбитальные полеты (на высоте 400 км) на МКС. В коммерческой космонавтике будут задействованы и компании-посредники, такие как Space Adventures, Axiom Space и Virgin Galactic [24,25]. Если говорить про экономику коммерческой космонавтики, то она выглядит прибыльной. Цифры говорят сами за себя: Virgin Galactic к сентябрю 2020 г. продала около 600 билетов за 200—250 тыс. долл, каждый. По оценкам банка UBS, объем рынка космического туризма, в том числе услуг по суборбитальным и орбитальным полетам, может составить 3 млрд долл, к 2030 г.
Таким образом, все вышеперечисленные компании — как производители космических кораблей, так и посредники — являются главными участниками не только внутренней космической гонки в борьбе за финансирование от НАСА, но и внешней, поскольку демонстрируют экономическую, технологическую, инновационную мощь Америки. На данном этапе идет конкуренция не только технологическая, но также информационная: каждая из компаний активно борется за клиентов — новых космических туристов. Неудивительно, что амбиции игроков этого рынка растут, а их публичные заявления как будто ставят цель оказать психологическое давление на соперников. Так, в феврале 2021 г. Илон Маск заявил, что собирается в этом году отправить в космос экипаж, полностью состоявший из четырех гражданских лиц, чего в истории мировой космонавтики еще не было [26].
Космические программы России, США и Китая. Инфографика | Наука | Общество
Елена Слободян
17308
Лидеры в мировой ракетно-космической отрасли сейчас активно работают над созданием ракеты сверхтяжелого класса для освоения Луны и окололунного пространства. В 2018 году американская компания SpaceX уже провела испытательный пуск сверхтяжелой ракеты Falcon Heavy, которая способна выводить на низкую околоземную орбиту до 64 тонн грузов, а в 2020 году в США планируют произвести первый пуск ракеты SLS (Space Launch System), способной поднять в космос более 130 тонн грузов.
После 47-летнего перерыва американцы планируют осуществить не обычный полет на Луну, а полноценную космическую миссию, цель которой будет подготовка к строительству лунной базы. Как заявляют в NASA, не позднее 2023 года планируется осуществить первый пилотируемый полет вокруг Луны на создаваемом корабле многоразового использования Orion, который будет выведен в космос с помощью SLS. О значительном прогрессе в разработке технологий сверхтяжелой ракеты-носителя заявляют и в Китае. Ожидается, что свой первый полет «Чанчжэн-9» совершит примерно в 2030 году. Она способна будет выводить на орбиту Земли от 50 до 140 тонн полезного груза и от 15 до 50 тонн — на лунную орбиту. С ее помощью Китай намерен осуществить пилотируемые лунные исследования.
Россия в плане создании сверхтяжелых носителей пока отстает от Соединенных Штатов и Китая. Как сообщается в пресс-релизе, размещенном на сайте НПО «Энергомаш», российская сверхтяжелая ракета будет готова только к 2028 году. Первую пилотируемую экспедицию к поверхности Луны Россия намерена направить в 2031 году, а до нее должно пройти два испытательных старта в 2028 и 2029 годах, в ходе которых будет протестирован взлетно-посадочный комплекс и совершен облет спутника Земли пилотируемым кораблем. В ближайшие годы Россия планирует создать детализированную трехмерную карту рельефа спутника Земли с помощью запуска орбитального аппарата «Луна-Ресурс-1», который будет оборудован стереотопографической камерой. Создание такой карты позволит выбрать наиболее оптимальное место для посадки автономных и пилотируемых аппаратов.
Не менее привлекательными космическими объектами для многих стран являются также Юпитер и Марс. В прошлом году президент России заявил об осуществлении в 2019 году беспилотных запусков на Марс. В 2020 году в «Роскосмосе» планируют запустить на Марс второй этап исследовательской миссии по изучению Красной планеты. Она будет носить название «ExoMars» и станет результатом совместной работы с Европейским космическим агентством. США, по словам директора NASA Джима Бранденстайна, планируют осуществить полет на Марс гораздо позже, в середине 2030-х годов, если необходимые для этого технологии успешно покажут себя в испытаниях полета к Луне. Китайские власти марсианское направление намерены развивать раньше. Уже в 2020 году в КНР планируют отправить на Красную планету исследовательский посадочный зонд. До 2030 года китайцы намерены запустить несколько спутников по изучению дальнего космоса, в том числе один на Юпитер.
космические исследованиякосмоснаучные разработкиЛуна
Следующий материал
Новости СМИ2
Космическая программа | JFK Library
В 1961 году президент Джон Ф. Кеннеди начал резкое расширение космической программы США и поставил перед нацией амбициозную цель — высадить человека на Луну к концу десятилетия.
В 1957 году Советский Союз запустил спутник Sputnik, и началась космическая гонка. Триумф Советов потряс американский народ и вызвал энергичную реакцию федерального правительства, стремившегося убедиться, что Соединенные Штаты не отстают от своего коммунистического соперника.
Новая космическая программа Project Mercury была начата два года спустя, во время правления президента Дуайта Д. Эйзенхауэра. Для участия в программе были отобраны семь человек: Скотт Карпентер, Лерой Гордон Купер, Джон Гленн-младший, Вирджил «Гас» Гриссом, Уолтер Ширра-младший, Алан Шепард-младший и Дональд «Дик» Слейтон. Целями проекта «Меркурий» были запуск пилотируемого космического корабля вокруг Земли, исследование способности астронавтов функционировать в космосе и безопасное возвращение астронавтов и космических кораблей.
Затем, в 1961 году, нация пережила еще один шок, когда советский космонавт Юрий Гагарин стал первым человеком на орбите Земли. Соединенные Штаты, казалось, все еще отставали.
Вызов президента Кеннеди
Президент Кеннеди понимал необходимость восстановить доверие Америки и намеревался не только сравняться с Советами, но и превзойти их. 25 мая 1961 года он выступил перед Конгрессом со специальным посланием о «неотложных национальных потребностях». Он попросил дополнительно от 7 до 9 миллиардов долларов.миллиардов в течение следующих пяти лет на космическую программу, заявив, что «эта нация должна взять на себя обязательство достичь цели, прежде чем истечет десятилетие, высадить человека на Луну и благополучно вернуть его на Землю». Президент Кеннеди остановился на этой драматической цели как на средстве концентрации и мобилизации отстающих космических усилий страны.
Скептики поставили под сомнение способность Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) выполнить график президента. Однако в течение года Алан Шепард и Гас Гриссом стали первыми двумя американцами, отправившимися в космос.
Американец на орбите
20 февраля 1962 года Джон Гленн-младший стал первым американцем, вышедшим на орбиту Земли. Запущенная с мыса Канаверал, Флорида, капсула Friendship 7 с Гленном достигла максимальной высоты 162 миль и орбитальной скорости 17 500 миль в час. После более чем четырех часов в космосе, трижды обогнув Землю, Гленн пилотировал Friendship 7 обратно в атмосферу и приземлился в Атлантическом океане недалеко от Бермудских островов.
Успех Гленна вдохновил великую армию людей, стремящихся достичь Луны. Ученые-медики, инженеры, летчики-испытатели, машинисты, фабричные рабочие, бизнесмены и промышленники со всей страны работали вместе для достижения этой цели. К 19 мая63 года астронавты Скотт Карпентер, Уолтер Ширра-младший и Л. Гордон Купер также побывали на орбите Земли. Каждая миссия длилась дольше предыдущей и собирала больше данных.
На Луну
По мере того как в 1960-х годах продолжались исследования космоса, Соединенные Штаты находились на пути к Луне. Project Gemini был второй программой космических полетов НАСА. Его цели состояли в том, чтобы усовершенствовать маневры входа и выхода космического корабля, а также провести дополнительные тесты того, как длительные космические путешествия влияют на людей. Программа «Аполлон» последовала за проектом «Джемини». Его целью было высадить людей на Луну и обеспечить их безопасное возвращение на Землю. 20 июля 1969, астронавтов Аполлона-11 — Нил Армстронг, Майкл Коллинз и Эдвин «Базз» Олдрин-младший — осуществили мечту президента Кеннеди.
Космос | Авиационный университет Эмбри-Риддла
Embry-Riddle Advantage
В ближайшие годы все аспекты космических исследований претерпят астрономические изменения с появлением космического туризма. С этим ростом возникает потребность в новом поколении космических профессионалов.
Благодаря богатой истории летного образования Embry-Riddle стала новаторским учебным заведением в области изучения космонавтики. Он привлекает преподавателей и студентов, которые разделяют страсть не только к авиации, но и к ее более молодому аналогу — аэрокосмической отрасли.
Мы предлагаем программы на получение степени, связанные с космосом, которые включают астрономию и астрофизику, космическую физику и космические полеты. Embry-Riddle — это сообщество студентов и преподавателей, объединенных общей целью и увлечениями. Наши студенты извлекают выгоду из налаживания отношений с сокурсниками, преподавателями, профессионалами отрасли и союзов с организациями и компаниями, включая НАСА, United Launch Alliance, SpaceX, The Boeing Company, Honeywell, Virgin Galactic и т. д.
Все студенты программ, связанных с космосом, имеют возможность для практического обучения, исследований, стажировок и доступа к технологически передовым средствам и оборудованию.
Студенты, желающие глубже погрузиться в космические исследования, могут присоединиться к любой из многочисленных групп и организаций Эмбри-Риддла, посвященных их увлечениям, включая Марсианское общество, Общество студентов-физиков, Американское астрономическое общество и другие.
Наши выпускники пользуются спросом, и мы можем похвастаться чрезвычайно высоким коэффициентом найма.
Степени и программы
Вы ищете степень, которая поможет вам перейти на новую должность или начать свою космическую карьеру? Чтобы направить вас по восходящей траектории, Embry-Riddle предлагает полный набор космических степеней на всех уровнях.
Благодаря обучению вы получите практический опыт и практические приложения, учась у преподавателей, которые являются экспертами в данной области.
Начните свой собственный путь к профессиональному опыту, ознакомившись с нашими предложениями по программам обучения.
Перспективы карьеры
Обучение будущих астронавтов и энтузиастов космоса, планирование космических полетов, обеспечение безопасности космических полетов, участие в операциях миссий или помощь в дальнейшей коммерциализации космоса — какой бы путь космической карьеры вы ни выбрали, степень Embry-Riddle может помочь вам двигаться к вашим целям.
Наши выпускники, изучающие космонавтику, разбираются во всех аспектах космических полетов, включая космическую политику, операции и правила.
Бюро статистики труда пророчит блестящее будущее работникам, прошедшим обучение этим ключевым техническим навыкам.
К 2024 году бюро ожидает 171 900 вакансий для всех типов инженеров; 8600 новых рабочих мест для астрономов, космонавтов и физиков; и 44 400 вакансий для аэрокосмической техники, эксплуатации и других технических специалистов.
Research
Наши преподаватели и студенты активно участвуют в космических исследованиях. Узнайте о том, как они положительно влияют на отрасль в некоторых недавних проектах ниже.
Учебная среда
В Embry-Riddle вы найдете одни из самых передовых высокотехнологичных лабораторий и помещений, доступных для студентов.
Дейтона-Бич, Кампус Флориды
- Кампус Дейтона-Бич расположен всего в 50 милях к северу от Космического центра Кеннеди и около многих наших союзных подрядчиков, расположенных на космическом побережье Флориды. В кампусе большое внимание уделяется космосу, в нем есть множество лабораторий, которые облегчают практическое обучение на основе непосредственного опыта.
- Исследовательская лаборатория космической физики и Лаборатория исследований экзосферы и ближней космической среды (LENSES) дают студентам возможность участвовать в исследовательских проектах, финансируемых извне.
- Студенты также используют 1-метровый телескоп-рефлектор Ричи-Кретьена , один из крупнейших во Флориде, для наблюдения за нашей Солнечной системой и за ее пределами.
Прескотт, Аризона Кампус
- Прескотт находится на высоте нескольких миль над уровнем моря и находится вдали от крупных городов, что обеспечивает идеальные условия для наблюдения за ночным небом. Комплекс Prescott Observatory Complex , входящий в десятку лучших астрономических обсерваторий колледжей по версии Collegerank.com, оснащен телескопом диаметром 16 дюймов, соединенным с высокоточной электронной ПЗС-камерой, позволяющей студентам наблюдать за космосом, делать точные измерения внесолнечных планет и применить практический подход к изучению нашей Вселенной.