Содержание
Владелец ”Бурана” отреагировал на заявление России о возвращении корабля: 08 сентября 2021, 13:37
Казахстанский владелец космического корабля «Буран» резко отреагировал на заявление России о возвращении корабля и его макета, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Продолжение
Накануне представители российского Научно-производственного объединения «Молния» побывали на космодроме Байконур. Они осмотрели орбитальный корабль «Буран» и его технологический макет. Также специалисты ознакомились с состоянием ангара, где хранятся изделия. Отмечается, что встреча была инициирована Центром эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры, в ведении которого находятся объекты космодрома Байконур.
«Помимо нашего предприятия, в выездном совещании приняли участие представители вышеназванного центра, госкорпорации «Роскосмос» и транспортной компании. Среди прочих вопросов обсуждалась возможность перемещения «Бурана» и его макета из ангара без повреждения и серьезного демонтажа объектов. Целью поездки стало решение вопросов транспортировки корабля на территорию России. По итогам встречи решено, что разборку, транспортировку и последующую сборку корабля и макета необходимо проводить под авторским надзором «Молнии» как предприятия — разработчика орбитального корабля», — говорится в сообщении организации.
Отмечается, что идея перевозки «Бурана» с космодрома Байконур и установки его в одном из российских музеев впервые прозвучала в начале этого года.
«Сейчас полетный экземпляр орбитального корабля без должного обслуживания разрушается, периодически подвергается атакам вандалов. А ангар, в котором хранится «Буран», находится в аварийном состоянии и в любой момент может обрушиться», — добавили в объединении.
Узнав об этой поездке, глава акционерного общества «РКК «Байконур» Даурен Муса заявил, что космический корабль и его макет принадлежат ему. По его словам, никто с ним не проводил переговоры насчет перевозки «Бурана» в Россию. Он также отметил, что ракетоплан не является собственностью Казахстана.
«Через 60 лет после полета Юрия Гагарина в космос российская промышленность, колоссально финансируемая народными деньгами, не может похвастаться никакими достижениями. Остается только ухватиться за брошенные в спешке ими же 30 лет назад недостроенные макеты. Но они принадлежат акционерному обществу «РКК «Байконур». Суды первой и второй инстанции Казахстана отказались возвращать «Буран» государству.
Да, есть судебные разбирательства, но это внутренние дела независимого государства. Но вывозить имущество другой страны, которое пока еще никаким легитимным образом не передано России, — это что-то из разряда «спасения» золотого рояля Саддама. Пока власти Казахстана третий год судятся со мной, россияне уже готовят вывоз. Что ж, похвально такое рвение», — сказал нынешний владелец «Бурана».
Казахстанец сообщил, что не собирается просто так расставаться с «Бураном» и его макетом. Он отметил, что взамен россияне должны предоставить Казахстану другой исторически значимый артефакт.
«Зная, что россияне достаточно щепетильны в соблюдении приличий, похоже, они готовят вывоз «уже оплаченного и купленного» товара. Только вот у кого и за что они его купили и на чей счет поступил сей откуп? Они хотят забрать не в музей, а в лабораторию «Молнии» для дальнейших работ по программе «Энергия-Буран»? Хотят забрать, но кто им отдаст? Получается, для россиян решения казахстанских судов не имеют никакого значения…
Если для них Казахстан и решение казахстанских судов не указ, хочу официально заявить, что международные суды никто не отменял. И все, кто будет причастен к этому беспределу, получат свои заслуженные наказания, каждый по мере тяжести своего преступления», — добавил он.
Макет космического корабля «Буран», хранящийся на космодроме Байконур
Напомним, первый летный корабль «Буран», который совершил единственный полет в 1988 году, был уничтожен после обвала крыши в монтажно-испытательном корпусе на Байконуре в 2002 году. Второй и последний из достроенных кораблей также находится на Байконуре. Сейчас вместе с макетом корабля он является предметом судебных разбирательств.
Третий, недостроенный экземпляр находится в подмосковном Жуковском, испытательный экземпляр с самолетными двигателями — в Германии. Еще один макет «Бурана» долгое время хранился на открытой площадке на Байконуре, но потом его перевезли в музей РКК «Энергия» на космодроме, другой ныне находится на ВДНХ в Москве.
Рогозин рассказал о краже «суперсекретного оборудования» на Байконуре
В мае этого года вандалы проникли на космодром Байконур и разрисовали макет корабля «Буран». На нем в стиле граффити написали «Добро», «Юра, мы приехали», «Прежде чем лететь к звездам, человеку нужно научиться жить на Земле», а также оставили четыре подписи — видимо, авторов граффити.
После этого «Роскосмос» решил взять под охрану сам достроенный «Буран», а также выразил готовность забрать его и изрисованный вандалами макет корабля в Россию, чтобы поместить в музей. Также глава ведомства Дмитрий Рогозин поспешил заявить, что правительство Казахстана станет владельцем «Бурана» после судебных разбирательств с РКК «Байконур». Данное высказывание возмутило Даурена Мусу.Разрисованный вандалами макет космического корабля «Буран», который хранится на космодром Байконур. Фото ©РИА Новости
В ноябре прошлого года Дмитрий Рогозин сообщил о попытках выкупить второй достроенный космический корабль «Буран», который хранится на космодроме Байконур. Поэтому он искал владельца шаттла, коим оказался казахстанец Даурен Муса. Он ответил, что затратил много ресурсов, чтобы «наше космическое предприятие и эти ракеты остались целыми, поэтому это наша общая история».
Чуть позже Муса отметил, что готов рассмотреть предложение Рогозина. Однако переговоры между РКК «Байконур» и «Роскосмос» не состоялись. Причиной стали попытки казахстанских властей вернуть «Буран» в госсобственность.
12 февраля этого года в Алматы суд отказал в удовлетворении иска Комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов. Ведомство требовало ликвидировать акционерное общество «РКК «Байконур», возвратить его имущество в государственную собственность и взыскать с предприятия порядка 14,8 миллиарда тенге (стоимость имущества — прим. авт.).
Почему «Буран» был «вершиной космонавтики», рассказал эксперт
В требовании ликвидировать акционерное общество суд отказал, так как выпуск акций был зарегистрирован Нацбанком и оснований для его ликвидации не имеется. Суд также отказал в требовании о возврате имущества, поскольку распределение имущества возможно лишь при ликвидации акционерного общества.
«При этом суд принял во внимание, что истец, одновременно предъявляя требования о возврате имущества и взыскании стоимости имущества, не учел их взаимоисключаемость. Кроме того, имущество, переданное в уставной капитал в счет оплаты акций, является его собственностью. При таких обстоятельствах у истца отсутствуют основания для истребования имущества», — говорилось в решении суда.
Позже суд второй инстанции также отказался возвращать шаттл государству. Однако Алматинский городской суд изменил решение нижестоящей инстанции. Подробнее об этом можете прочитать здесь.
Достроенный космический корабль «Буран», хранящийся под открытым небом на космодроме Байконур
Для справки: В декабре 1994 года президенты Казахстана Нурсултан Назарбаев и России Борис Ельцин при заключении договора аренды на комплекс «Байконур» пришли к договоренности о создании совместного казахстанско-российского предприятия для обеспечения участия Казахстана в космических проектах России на космодроме.
В марте 1996 года во исполнение договоренности президентов двух стран было создано совместное АО «Аэлита». Его учредителями стали РКК «Энергия» от России и РГП «Инфракос» от Казахстана. На баланс АО учредителями в счет покрытия стоимости акций было передано имущество, ракетная техника по технологии «Энергия-Буран» — два космических корабля «Буран».
В 2011 году компанию переименовали в АО «РКК «Байконур».
Подпишись на наши новости в Instagram. Самые интересные видео, а также сотни комментариев казахстанцев в твоей ленте!
У Tengrinews.kz есть Telegram-канал. Это быстрый и удобный способ получать самые главные новости прямо на твой телефон.
Вокруг Земли за 205 минут: история единственного полета советского космического корабля «Буран» | 29.ru
Все новости
В Белгороде загорелась нефтебаза, а Лукашенко призвал к миру: новости вокруг СВО за 15 октября
Архангельские автобусы будут нарушать расписание из-за ремонта Окружного шоссе
Власти Архангельска намерены судиться с ТГК-2 из-за разрытия в центре: что говорят в компании
Ожидается толпа: смотрите изнутри на храм, который завтра освятят
Михаило-Архангельский собор 16 октября будет открыт для прихожан: как туда попасть
Жил в шалаше, а теперь снимает однушку: история самого порядочного попрошайки
В Архангельске почти три недели ищут двух северян, пропавших на рыбалке: подключился Следком
Гречка, залитая кефиром: простой и дешевый рецепт, который поможет сбросить до 5 кг в неделю — кому он подходит
Совершенно слепая женщина на ощупь создает шедевры — взгляните на ее работы
«Бог увидел, что этой девочке надо жить»: как врачи в Челябинске ставят на ноги жертву жуткого ДТП
Главный собор Архангельска освятят, но будут доделывать: архитектор здания ответил на видео почему
Авто Будь она неладна! Показываем антикризисную «Ладу-Гранту» по цене от 680 тысяч
В Поморье заработал штаб помощи мобилизованным и их семьям: с чем туда можно обращаться
Сложности с арендой жилья и вкусная еда: что нужно знать перед поездкой в Стамбул
«Давай, народ удиви»: проверьте, что вы помните о «Фабрике звезд»
Развелась, и «всё завертелось»: северянка с пышными формами стала звездой конкурсов красоты
Мобилизованных северян начали обучать в Мурманской области
Российским врачам запрещают покидать страну? Что ждать медикам дальше и законны ли ограничения
Помилование за героизм: Совфед подготовил законопроект об участии осужденных в боевых действиях
Когда кончится частичная мобилизация: новости вокруг СВО за 14 октября
В Белгороде после обстрела загорелась электроподстанция
Мужчины из Архангельска получили повестки — спрашиваем, какие у них ВУС
10-летний мопс почти год передвигается на коляске. Посмотрите его трогательную историю
В день освящения главного собора Архангельска перекроют набережную: где будет не проехать
«Вопрос очень серьезный»: Игорь Скубенко высказался об идее закрыть Северодвинск
Как студентка: загадочная история нестареющей японки, которая в 54 года выглядит на 17 лет (смотрим ее поразительные фото)
Власти Поморья заявили о готовности принять беженцев из Херсонской области
«Лучший способ не сойти с ума»: менеджер, спасаясь от стресса, сделала лофтовое окно в хрущевке — сколько это стоило
О частичной мобилизации и ударах по Украине: главные заявления с пресс-конференции Путина
«Днем — не выше 6 градусов»: когда в Архангельской области резко похолодает
Сколько длится военная подготовка мобилизованных северян перед отправкой на спецоперацию
Архангелогородец процитировал книгу и может сесть в тюрьму: что думает сам писатель
Путин заявил, что в массированных ударах по Украине нет необходимости
Стало известно, сколько мобилизованных уже отправили в боевые подразделения
Владимир Путин рассказал, когда закончится частичная мобилизация
Власти Поморья объяснили, будут ли забирать на СВО отцов трех детей
В Архангельске за комментарии судят фотографа: его последнее слово
Власти сообщили, когда мобилизованные северяне закончат военную подготовку
«Могла сказать: «Лечись ты сам, а я найду здорового»». 20-летняя Ева поставила на ноги покалеченного в бою жениха и вышла за него замуж
Все новости
«Буран» c ракетой-носителем «Энергия»
Фото: Роскосмос
Поделиться
15 ноября 1988 года состоялся первый и последний полет советского многоразового космического корабля «Буран». Это была вершина советской космической программы, один из самых сложных когда-либо построенных космических аппаратов, во многом опередивший свое время. Отчасти это его и погубило. О том, как этот проект появился, чем отличался от американского аналога и почему его постигла такая судьба, рассказал наш коллега с радио «Серебряный Дождь — Екатеринбург» Дмитрий Горчаков в рубрике «Радиолаборатория». Запись эфира по теме можно послушать по ссылке.
Сейчас перспективы многоразовых кораблей, наверное, уже ни у кого не вызывают сомнений. Ракеты Илона Маска летают и возвращаются, многоразовые грузовые космические корабли летают к Международной космической станции, развиваются проекты космического туризма, и даже проектируемый новый российский корабль «Федерация» тоже будет многоразовым. Но в конце 60-х одноразовые ракеты для нечастых пусков всех устраивали. Тогда, в самый разгар холодной войны, две сверхдержавы продолжали соревноваться в космосе. Проиграв лунную гонку, СССР сосредоточился на создании орбитальных станций длительного пребывания космонавтов. А в США после высадки на Луну искали еще более масштабный и вдохновляющий проект.
Рассматривались варианты создания огромной орбитальной станции, станций на Луне и — уже тогда — полет на Марс. И все эти проекты предлагалось реализовывать с помощью новой системы полета в космос — многоразовых кораблей. Но урезание бюджета в итоге привело к сокращению планов, от которых остались лишь сами корабли — шаттлы. Они должны были существенно снизить стоимость выведения грузов на орбиту при условии частых запусков каждые две недели. Забегая вперед, скажем, что эти ожидания не оправдались.
Идея космического челнока проста: это корабль, который взлетает как ракета, а садится как самолет. При этом у него на борту есть кабина для экипажа до 8 человек и грузовой отсек, в котором он может увезли в космос до 25 т груза. Это позволяло выводить и ремонтировать в космосе спутники и модули орбитальных станций. При этом аппарат мог использоваться и в военных целях — кроме выведения военных спутников технически ничто не мешало загружать в него и «бомбы» для сброса из космоса. А самое главное — и это уникальная возможность, которая появляется именно у многоразового корабля, — в грузовом отсеке он может еще и спускать с орбиты грузы — спутники или станции (например, планировалось, что на шаттле вернут на землю телескоп «Хаббл» и разместят его в музее). И не только свои, но и потенциального противника…
Появление таких возможностей у США не могло не обеспокоить советское руководство и привело к запуску аналогичной программы. Отчасти эта ситуация напоминает историю с атомными проектами, где СССР догонял США с отставанием в несколько лет, пытаясь лишить их монополии на новое оружие. Первый полет шаттла состоялся 12 апреля 1981 года, ровно через 20 лет после полета Гагарина. «Буран» полетел через 7 лет — 15 ноября 1988-го.
Старт шаттла «Атлантис», первого из космических челноков
Фото: NASA
Поделиться
У нас были свои разработки по многоразовым системам (например, проект «Спираль»), но политическое руководство поставило задачу идти проверенным путем за американцами — повторить конфигурацию грузового отсека и обеспечить выведение не меньшей массы груза. Из самой постановки задачи вытекало то, что корабли буду очень похожи. И неопытный взгляд действительно с трудом найдет 10 отличий на фотографиях «Бурана» и шаттла. Но сам возвращаемый космический ракетоплан — это лишь часть многоразового комплекса. Вторая важная составляющая — это системы его запуска в космос. И наибольшие отличия двух программ видны именно в них. «Спейс Шаттл» взлетает на самом деле не на ракете, а на собственных двигателях, топливо для которых подается из огромного внешнего рыжего бака, и на двух боковых ускорителях, то есть вся эта система без шаттла не взлетит.
Советская многоразовая система называется «Энергия-Буран» именно потому, что это связка челнока и сверхмощной ракеты «Энергия». Она может самостоятельно вывести на низкую орбиту около 100 т груза (масса «Бурана»), это в 5 раз больше, чем позволяют наши современные ракеты «Протон». Поэтому при взлете «Буран» свои двигатели не использует, а включает их лишь на последней стадии полета уже в космосе. А ракета может применяться и для других задач. И до полета «Бурана» она успела вывести в космос военную станцию «Скиф» массой около 80 тонн. Но на этом отличия не заканчиваются.
«Буран» на стартовой площадке
Фото: Роскосмос
Поделиться
15 ноября 1988 года «Буран» дважды облетел Землю за 205 минут. На его борту не было людей. Он летел в полностью автоматическом режиме. В отличие от шаттлов, которые садились под управлением астронавтов-пилотов. Даже самый первый полет шаттла в 1981 году был пилотируемым, хотя, конечно, это было очень опасно. Кстати, на нем летел Джон Янг, легендарный астронавт, к тому времени уже 4 раза летавший в космос и ходивший по Луне. К моменту первого полета на шаттле «Колумбия» (с пилотом Робертом Криппеном) он как раз руководил отрядом астронавтов НАСА.
Так вот, в отличие от шаттлов, «Буран» садился полностью автоматически. Он взлетел ранним ноябрьским утром в не самую хорошую погоду. Причем это была вторая попытка старта, первая была за пару недель до того, но была прервана за 51 секунду до старта. А в первый полет был ветер, дождь и низкая облачность. Это не страшно для старта, но, как и для всех самолетов, опасно при посадке. Не случайно у «Бурана» было несколько запасных аэродромов для посадки (в Симферополе, Приморье, на Кубе) помимо аэродрома Юбилейного на Байконуре. И точно так же, как и у американского шаттла, была резервная посадочная база в Испании.
Момент посадки «Бурана»
Фото: Роскосмос
Поделиться
Важно отметить, что посадку в атмосфере и «Буран», и шаттл осуществляют без двигателей, как планер. Начиная снижаться с 200-километровой высоты практически на другой стороне планеты, за десятки тысяч километров от аэродрома посадки, орбитальный самолет имеет всего одну попытку попасть на посадочную полосу длиной 4,5 км и шириной 80 метров. При этом для снижения огромной скорости, многократно превосходящей скорость звука, планер маневрирует в атмосфере по S-образной траектории, как сноубордист на склоне, отклоняясь на сотни километров. И права на ошибку у него нет.
И вот уже на высоте около 20 км, получив обновленные метеорологические данные, цифровой мозг «Бурана» принимает самостоятельное решение, и планер делает резкий маневр и уходит влево. Это стало неприятным сюрпризом для руководителей полета. Драматизма добавило то, что в это же время планер теряют службы наземного слежения, так как он попал в слепую зону прямо над ними. Руководство даже рассматривало вариант дистанционного подрыва и уничтожения «Бурана», опасаясь, что он окончательно потерял управление. Но терпение было вознаграждено. Просто автоматика корабля решила, что при существующем направлении ветра безопаснее будет садиться с другой стороны полосы! Почти с ювелирной точностью «Буран» приземлился на полосу, отклонившись от ее центра менее чем на метр. Это был триумф строителей, конструкторов, программистов.
Всего по программе «Буран» планировали построить 5 челноков, как и в США. К 1988 году, кроме полетевшего экземпляра, был почти на 95% готов второй и наполовину — третий.
Второй полет планировался лишь через 3 года, в 1991-м. Он тоже должен был быть беспилотным. И лишь четвертый полет в 1994 году должен был стать пилотируемым. Все эти полеты планировались как испытательные, поскольку совершенно новую технику предстояло интегрировать в существующую космическую инфраструктуру — отработать стыковку со станцией «Мир», поработать автономно (срок автономного полета десяти космонавтов на «Буране» мог продолжаться до 30 суток, в отличие от двух недель для 7–8 человек на шаттле), провести переход космонавтов из челнока через «Мир» в корабль «Союз» для запасного варианта спуска. Но ничего из этого не было реализовано. Первый полет стал и последним. А к станции «Мир» в итоге пристыковался «Спейс Шаттл». И строительство МКС в итоге проводилось с участием американских челноков, а не российских.
Шаттл «Атлантис» готовится к стыковке со станцией «Мир». 1995 год
Фото: NASA
Поделиться
От программы «Энергия-Буран», кроме воспоминаний, нам остались сотни технологий, большая часть из которых, к сожалению, скорее всего, тоже утеряна. Летавший планер вместе с ракетой «Энергия» символично погиб в 2002 году при обрушении крыши монтажно-испытательного комплекса на космодроме «Байконур», где он хранился. Из нескольких массо-габаритных макетов «Бурана», которые были построены для полетов и транспортировки в атмосфере, в настоящее время сделаны доступные для посещения музейные экспонаты — на ВДНХ в Москве, у центра «Сириус» в Сочи, в техническом музее в Шпайере (Германия) и на Байконуре.
Буран в музее в Шпайере, Германия
Фото: Bilderling/Wikimedia.org
Поделиться
Кроме того, летает и успешно возит крупногабаритные грузы по всему миру единственный, ныне украинский, самолет Ан-225 «Мрия», созданный именно для транспортировки «Бурана».
Ан-225 и «Буран» на авиасалоне в Ле Бурже в 1989 году
Фото: Ralf Manteufel/Wikimedia.org
Поделиться
Программа «Энергия-Буран» официально не закрыта до сих пор, но понятно, что ни страны, ни производственной кооперации, способной тянуть такой проект, уже нет. Как нет и необходимости в именно таком корабле. Опыт США показал, что даже они не смогли тянуть такую экономически неэффективную программу, как «Спейс Шаттл». А две аварии челноков показали, что обеспечение безопасности полетов при отсутствии систем спасения для всего экипажа не представляется возможным. Нужны другие корабли и ракеты, и они обязательно появятся — более эффективные, более мощные, более безопасные. И у нас в стране, я надеюсь, тоже.
Кстати, в 2025 году российская компания планирует отправить в космос первых туристов. Сейчас такое путешествие стоит около 250 тысяч долларов, но российские конструкторы не исключают, что у них получится сделать это дешевле.
По теме
- Первый полёт будет уже через 7 лет: как в России создают корабль для отправки туристов в космос
Дмитрий Горчаков
физик-ядерщик, научный сотрудник компании «Эксорб»
Космос
- ЛАЙК0
- СМЕХ0
- УДИВЛЕНИЕ0
- ГНЕВ0
- ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
КОММЕНТАРИИ11
Читать все комментарииДобавить комментарий
Новости СМИ2
Новости СМИ2
Казахстанский бизнесмен требует останки казнённого хана в обмен на корабль «Буран»
«Буран» — не Shuttle
Позвольте начать с больного вопроса о копировании американцев, то есть с утверждений о том, что многоразовый космический корабль «Буран» советские конструкторы скопировали с американского шаттла. Да, именно таково было указание сверху, хотя генконструктор Глеб Лозино-Лозинский и пытался донести, что в смысле военных задач у Советского Союза уже было неоспоримое преимущество перед неуклюжими шаттлами в виде и грузоподъёмного, и несоизмеримо более манёвренного космолёта системы «Спираль», его называли лаптем за характерную форму носа. Но объяснить эти технические тонкости руководству страны оказалось невозможно ввиду недостатка у начальства соответствующего образования. Поэтому сказали: нет, надо как у них.
Но дело в том, что при всём «желании» создатели системы «Энергия» — «Буран» не могли бы скопировать Space Shuttle по той простой причине, что этого не позволяют законы физики. Шаттлы не могли бы летать с Байконура, они могли бы летать только со своего мыса Канаверал либо откуда-то ещё ближе к экватору: там вращение Земли больше помогает ракете оторваться от поверхности и подняться к небу. Значит, для запусков с Байконура уже надо предусмотреть бОльшую тягу и одновременно уменьшить вес челнока. У американского на борту три маршевых водород-кислородных двигателя. Советские конструкторы решили поставить четыре РД-0120, но не на космоплан, а на вторую ступень ракеты — на самую основную, крупнейшую. У шаттла центральная часть ракеты — это топливный бак, она летит за счёт двух боковых ускорителей и двигателей челнока (они включаются за несколько секунд до старта). Опять же, такие ускорители нам не подходили — они на твёрдом топливе, а именно — на алюминии, оксиде железа, полимерах плюс аммониевая соль хлорной кислоты в качестве окислителя. В казахстанском климате перепады температур делают такое топливо несколько сомнительным решением, к тому же эти ускорители создают лишние вибрации. Поэтому взяли мощнейшие керосин-кислородные двигатели РД-170 и оснастили ими не два, а четыре боковых ускорителя. Они представляют собой первую ступень. Соответственно, сама большая ракета с ещё четырьмя двигателями — вторая. Всё вместе по тяге почти соответствует американскому «Сатурну-5», который, как известно, возил астронавтов на Луну. То есть теоретически, если «Энергию» запускать с тех же широт, что и Канаверал, то её до Луны хватило бы.
Далее. У американцев боковые ускорители приводнялись в океане, за счёт этого их можно было аккуратно взять и использовать снова. А у нас кругом степь широкая. Поэтому было два варианта: либо на парашютах, либо на крыльях. И то и другое прорабатывалось и, вне всякого сомнения, проработалось бы, если бы не 91-й год. Но на момент создания системы «Энергия» — «Буран» многоразовым был только космоплан. Зато сама ракета была сконструирована как универсальная: она могла бы возить не только челноки, но и всё что угодно массой до 100 тонн. Американская система была рассчитана исключительно на шаттлы, а шаттлы могли взять на борт не более 29,5 тонны, и то их полностью никогда не загружали.
Но самое, вероятно, интересное, поразительное преимущество «Бурана» — полностью автоматический полёт и посадка. По воспоминаниям лётчика-космонавта Александра Лавейкина, даже в пилотируемой версии корабля пилоты просто находятся «на подхвате» и за штурвал не держатся — как только они за него берутся, автоматика отключается. Вообще, в СССР всегда отдавали предпочтение автоматике, дабы минимизировать человеческий фактор. Кстати, у американцев до недавних пор не было автоматической стыковки кораблей с МКС — кто-то обязательно должен был управлять процессом с борта станции.
Ветер и «Буран»
Вот тот самый единственный «Буран», который побывал в космосе. Умнейшая машина, которая 29 октября 1988 года самостоятельно отменила пуск — нашла неполадку, а 15 ноября того же года совершила два оборота вокруг Земли, провела 94 минуты на орбите, потом стала снижаться на скорости в 30 раз быстрее звука, а на подлёте к взлётно-посадочной полосе вдруг резко повернула не в ту сторону и ушла неизвестно куда, доведя, можно сказать, весь ЦУП до предынфарктного состояния. Уже созревало решение дать команду на самоуничтожение корабля. Оказалось, бортовому компьютеру просто не понравился ветер и он решил сделать петлю и попробовать сесть снова. В итоге сел практически идеально, всего в паре метров от центра полосы, притом настолько мягко, что парашюты раскрылись только через девять секунд после касания, хотя должны были сработать сразу же. Надо сказать, что для «Бурана» на Байконуре построили специальный аэродром Юбилейный с особой усиленной взлётно-посадочной полосой. Как вспоминал Александр Лавейкин, её шлифовали вручную, а проверяли так: генконструктор Лозино-Лозинский поставил на капот машины стакан с водой и поехал по полосе. И ничего не разлилось. Вот он, Глеб Евгеньевич, которого прозвали Гневом Евгеньевичем, на этом видео в конце, на 16-й минуте.
Отснятые фильмы — всё, что осталось от исторического полёта. Того «Бурана» вот уже почти 20 лет как нет: он полностью разрушился 12 мая 2002 года в монтажно-испытательном корпусе на площадке 112 космодрома Байконур — там при ремонте рухнула крыша. Как выяснилось, на неё сложили 10 тонн рубероида, притом не озаботились равномерным распределением нагрузки — просто клали рулоны друг на друга примерно в одном и том же месте. Кроме того, крышу в тот момент разбирали и снятые части тоже ставили на неё. Изначально рухнула только одна ферма, но она угодила на бак «Энергии», случился взрыв, и крыша упала целиком. Все восемь рабочих погибли под завалами. Позже в ходе расследования установили, что крыша должна была быть рассчитана даже и на такой пиковый случай: фермы предусматривалось закрепить таким образом, чтобы они ни при каком раскладе не рухнули все вместе. Но при осмотре обломков пришли к выводу, что по факту эти крепления не были сделаны так, как надо, и это уже ошибка проектировщиков.
«Буран» распилили и сдали на металлолом.
«Буря» в ангаре
В рамках проекта построили ещё несколько экземпляров и испытательных макетов. Тот, который стоит в ангаре и который разрисовали граффитчики, это второй экземпляр под названием «Буря». Он создан для полёта, стыковки со станцией «Мир» и возвращения на Землю — всё тоже полностью в автоматическом режиме. Запуск намечался на 1992 год. К моменту крушения всех планов «Буря» была готова практически полностью — на 95–97%. В момент обрушения крыши на площадке 112 она стояла в соседнем помещении, предназначенном для заправки. А поскольку топливо — вещь очень взрывоопасная, у этого корпуса особо усиленная конструкция.
Второй экземпляр корабля «Буран» — изделие «Буря». Фото © Wikipedia
Но корабль уцелел только для того, чтобы стать предметом торговли. Сначала его собственником была некая фирма «Инфракос», а потом — российско-казахстанская (или казахстанско-российская) компания «Аэлита». В любом случае в неё входили обе стороны и заявлялось, что они вместе работают ради общей цели — сохранения наследия когда-то единой державы. Но в прекрасный момент предприниматель Даурен Муса приобрёл долю в этой компании, стал её совладельцем и переименовал её в АО «Ракетно-космическая компания «Байконур». И теперь он заявляет о правах собственности на «Бурю» и стоящий рядом с ней макет, построенный для испытаний.
Эта информация помогает понять, что именно произошло в начале сентября 2021 года. А 6 сентября 2021-го НПО «Молния» опубликовало сообщение, в котором содержался следующий текст:
Представители НПО «Молния» побывали на космодроме Байконур. Целью поездки стал осмотр орбитального корабля «Буран» и его технологического макета, а также ангара (монтажно-заправочный комплекс на площадке 112А — ред.), где хранятся изделия, для решения вопросов последующей транспортировки орбитального корабля на территорию нашей страны
Из сообщения на официальном сайте НПО «Молния»
Этот текст перепечатали в том числе РИА «Новости» и целый ряд других СМИ. Автор данной статьи лично видел его на портале npomolniya.ru. Но теперь данного сообщения там нет. Для интереса нажмите на ссылку и увидите, что адрес ссылки по-прежнему существует, а вот публикации нет как нет. То есть как минимум одно из ведущих российских информационных агентств силой воображения измыслило данную цитату вместе со словами «для решения вопросов последующей транспортировки орбитального корабля на территорию нашей страны»?
«Хотят забрать, но кто им отдаст?»
Спустя три дня от НПО «Молния» последовало «уточнение»:
«От имени НПО «Молния» официально заявляем, что специалисты нашего предприятия посетили космодром Байконур только с целью оценки технического состояния сооружений, в которых находятся космический корабль «Буран», его макет и макет ракеты-носителя «Энергия-М». Данные изделия не являются собственностью Российской Федерации, никаких планов по их транспортировке у НПО «Молния» не существует»
Из сообщения на официальном сайте «Роскосмоса»
А меж тем господин Даурен Муса публикует на своей странице собственную трактовку событий:
Зная, что россияне достаточно щепетильны в соблюдении приличий, похоже, они готовят вывоз «уже оплаченного и купленного» товара. Только вот у кого и за что они его купили и на чей счёт поступил сей откуп? Хотят забрать не в музей, а в лабораторию для НПО «Молния» для дальнейших работ по программе «Энергия» — «Буран»? Хотят забрать, но кто им отдаст?
Даурен Муса
Генеральный директор АО «Ракетно-космическая компания «Байконур»
На это отреагировал глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин:
Даурен Муса, Вы несёте персональную ответственность за состояние этих уникальных машин, но не предприняли ничего для их надлежащего хранения. Дальнейшее пребывание обоих «Буранов» и «Энергии-М» в этих корпусах грозит утерей матчасти. Вам стоит не писать гадости про российскую ракетно-космическую промышленность, в которой Вы ничего не соображаете, а оценить риски Вашего, на мой взгляд, безответственного поведения как плохого собственника этих уникальных машин
Дмитрий Рогозин
Глава «Роскосмоса»
При этом не до конца ясно, является ли Даурен Муса тем самым «собственником» «Буранов». Это является предметом судебного разбирательства с властями Казахстана.
Доля в компании им была приобретена в рамках трёх сделок. Две из них суд уже признал незаконными. Законность третьей сделки мы также намерены оспорить. Мы считаем, что г-н Муса не имеет права на эту компанию, на имущество и «Бураны»
Багдат Мусин
Министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Казахстана
И, наконец, самая яркая деталь разгоревшегося спора.
Я всегда был открыт для предложений, ждал, что когда-то российская космонавтика вспомнит о советских артефактах. Мы-то о своих сакральных артефактах, хранящихся в пыли российских хранилищ, никогда не забываем. Я готов был и так подарить эти «Бураны» России за голову Кенесары хана
Даурен Муса
Генеральный директор АО «Ракетно-космическая компания «Байконур»
Проблема с головой
Кенесары хан. Фото © Wikipedia
Кенесары хан Касымов, знаменитый политический деятель XIX века, полководец, хан Казахского ханства. В современном Казахстане почитается как лидер национально-освободительного движения за независимость от Российской империи. А в Большой советской энциклопедии о нём было написано так:
В 1837–1847 гг. возглавлял реакционное феодально-монархическое движение, направленное на отрыв Казахстана от России. Установил жестокую деспотическую власть, обложил народ непомерными поборами, беспощадно подавлял недовольных. В борьбе против России опирался на среднеазиатские ханства
Из Большой советской энциклопедии в 30 томах, гл. ред. А.М. Прохоров, 3-е издание, 1969 – 1978
В итоге Кенесары хан не нашёл взаимопонимания с Киргизией, которая поддерживала Россию, и повёл на неё 15-тысячное войско. Но уже через несколько дней жестокой бойни двое султанов-соратников отреклись от него и увели свои войска. Хан остался с несколькими сотнями воинов, его взяли в плен и три месяца не знали, что с ним делать. В конце концов полководца казнили и отрубленную голову подарили князю Петру Горчакову — губернатору Западной Сибири.
С тех самых пор, можно сказать, вот уже полторы сотни лет о судьбе и местоположении этой головы ничего доподлинно не известно. Археологические раскопки в начале 90-х в Казахстане ни к чему не привели. Долгое время подозревали, что голова в Кунсткамере, но там официально заявили, что нет. 30 июня 2021 года президент России Владимир Путин пообещал лидеру Казахстана Нурсултану Назарбаеву помочь найти и вернуть голову Кенесары хана.
Где остальные экземпляры и макеты «Бурана»
Построили (вернее, наполовину построили) и третий экземпляр, предназначенный для первого пилотируемого полёта. Выбрали экипаж: Игорь Волк и Александр Иванченков. Полёт должен был состояться в 1994 году и продлиться 24 часа, хотя космоплан был доработан для 30-дневного путешествия. До 2004 года третий «Буран» стоял в цехах Тушинского машиностроительного завода, потом ещё пять лет — на причале Химкинского водохранилища. Сейчас он на аэродроме в Жуковском, постоянный экспонат авиасалона МАКС.
Третий экземпляр космического корабля «Буран» на аэродроме в Жуковском. Фото © Wikipedia
Для испытательных полётов в атмосфере был создан самолёт – аналог «Бурана», он точно такой же, но с собственными авиационными двигателями, на которых самостоятельно взлетал. Вот его полёт 10 ноября 1985 года. У штурвалов — Игорь Волк и Римантас Станкявичус.
В 1999 году его продали австралийской фирме, чтобы показать на Олимпиаде-2000 в Сиднее. Потом он сменил хозяев и отправился в Бахрейн, а теперь стоит в Музее техники в Шпайере (Германия).
Самолёт – аналог «Бурана» в Музее техники в Шпайере. Фото © Музей техники в Шпайере
На ВДНХ стоит полноразмерный макет для отработки воздушной транспортировки. Он же раньше был в парке Горького.
В образовательном центре «Сириус» в Сочи — тоже макет для отработки и транспортировки по воздуху и испытаний программного обеспечения.
В музее Байконура — макет для габаритных и весовых испытаний.
Есть ещё два испытательных изделия — одно находится в ЦАГИ, другое — в НИИхиммаш в подмосковном Пересвете.
Звёздные войны, новая эра. В России возродят советский боевой космолёт
Адель Романенкова
- Статьи
- буран
- Казахстан
- Россия
- экспонаты
- Космонавтика
- Наука и Технологии
Комментариев: 0
Для комментирования авторизуйтесь!
Buran SpaceCraft — Bilder und stockfotos
119Bilder
- Bilder
- Fotos
- Grafiken
- Vektoren
- видео
DurchStEren SPACEN
. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken.
Space Shuttle Testfahrzeug buran ok-gli beim Rheintransport — фото и фотографии космического корабля buran
Space Shuttle Testfahrzeug Buran OK-GLI beim Rheintransport
Кёнигсвинтер, Германия — 9 апреля 2008 г.: Der Buran OK-GLI war ein Testfahrzeug im Buran-Programm, einem sowjetischen und später russischen wiederverwendbaren Raumfahrzeugprojekt, das 1974 beginn und 1993 offiziell eingestellt wurde. Die Buran OK-GLI wurde 1984 gebaut und zwischen 1985 und 1988 für 25 Testflüge eingesetzt, bevor sie ausgemustert wurde. Es ist jetzt eine Ausstellung im Technik Museum Speyer в Германии. Das Foto zeigt den Buran OK-GLI на сейнер летцтен Fahrt, einem Транспорт на Рейне в Роттердаме zum Technik Museum Speyer. Foto vom Rheinufer в Кенигсвинтере. 9
Space Shuttle Testfahrzeug Buran OK-GLI beim Rheintransport
Бонн, Германия — 9 апреля 2008 г. : Der Buran OK-GLI war ein Testfahrzeug im Buran- Programm, einem sowjetischen und später russischen wiederverwendbaren Raumfahrzeugprojekt, начавшийся в 1974 году и официально зарегистрированный в 1993 году. Die Buran OK-GLI wurde 1984 gebaut und zwischen 1985 und 1988 für 25 Testflüge eingesetzt, bevor sie ausgemustert wurde. Es ist jetzt eine Ausstellung im Technik Museum Speyer в Германии. Das Foto zeigt den Buran OK-GLI на сейнер летцтен Fahrt, einem Транспорт на Рейне в Роттердаме zum Technik Museum Speyer. Vorderansicht, aufgenommen von einer Brücke в Бонне. Ссылки «Langer Eugen» в Бонне, ein Bürogebäude, das von mehreren Organisationen der Vereinten Nationen genutzt wird.
cockpit von buran ok-gli — фото и фотографии космического корабля buran Raumfahrzeugprojekt, начавшийся в 1974 году и официально зарегистрированный в 1993 году. Die Buran OK-GLI wurde 1984 gebaut und zwischen 1985 und 1988 für 25 Testflüge eingesetzt, bevor sie ausgemustert wurde. Es ist jetzt eine Ausstellung im Technik Museum Speyer в Германии. Das Foto zeigt den Buran OK-GLI на сейнер летцтен Fahrt, einem Транспорт на Рейне в Роттердаме zum Technik Museum Speyer. Frontansicht und Nahaufnahme des Cockpits, aufgenommen von einer Brücke в Бонне.
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» — фото и фотографии космического корабля «Буран»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия»
копия советского raumfähre buran в парке горького в москау. фото в парке Горького и город Пушкин-Брюке — космический корабль «Буран» фото и фотографии
Копия советского космического корабля «Буран» в парке Горького в Москве.
раумшиффский буран. isoliert auf weißem Hintergrund — фото и фотографии космического корабля «Буран»
Раумшифф Буран. Isoliert auf weißem Hintergrund
Космический шаттл «Буран» в Всероссийском выставочном центре на ВДНХ им. зимы — Космический корабль «Буран» стоковые фото и изображения Фотографии и изображения
Космический корабль «Буран» Всероссийский выставочный центр на ВДНХ им…
Верхние копии космического корабля «Буран» в космосе Тег — Космический корабль «Буран»0003 копия космического корабля «Буран» в фотоснимках и фотографиях
Копия космического корабля «Буран» в теге
Самара, Россия — 6 мая 2018 г. : Копия космического корабля «Буран» и фотоснимки. Buran Orbiter ist das erste wiederverwendbare bemannte Raumfahrzeug in Russland
das unvollendete kabine raumschiff — Buran spacecraft stock-fotos und bilder
Das unvollendete Kabine Raumschiff
kartoffelpüree und schaf käse füllung fladenbrot. — фото и фотографии космического корабля «Буран»
Kartoffelpüree und Schaf Käse Füllung Fladenbrot auf einem weißen
satz von ракеты — Buran Spacecraft Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole
Satz von Rockets
Set mit zwanzig verschiedenen Raketen
шаттл и космический корабль und schmelädel Stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symbole
Shuttle und Schädel in den Himmel
Mission im Weltraum mit schlechter Vorahnung
Buran Launch Vehicle auf der ausstellung der errungenschaften der volkswirtschaft (vdnh) and einem sonnigen sommertag. верьте туристической достопримечательности. россия, москва, август 2020 — фото и фото космического корабля «Буран»
Buran Launch Vehicle на Ausstellung der Errungenschaften…
Лучшая копия космического челнока Buran am Sonnigen tag — buran spacecraft stock-fotos und bilder
Основная копия космического челнока Buran am sonnigen Tag
die sowjetische космического челнока «coat». nahaufnahme anzeigen. — фото и фотографии космического корабля «Буран»
Советский космический шаттл «Пальто». Nahaufnahme anzeigen.
Москва, Россия — 29 августа 2015 г.: Die sowjetische Raumfähre «Buran» auf der Ausstellung der Errungenschaften der Volkswirtschaft (ВДНХ).
verlassene transport und montage einheit «heuschrecke» für raumschiff buran und energie-trägerrakete am kosmodrombaikonur — фото и сборка космического корабля buran
Verlassene Transport und Montage Einheit «heuschrecke» für… für Raumschiff Buran und Energieträgerrakete на космодроме Байконур.
Герметичный замок Люка де Раумшиффа — фото и фотографии космического корабля «Буран»
Герметичный замок Люка де Раумшиффа
Герметичный замок Люка дер Raumfähre Buran.
Space Shuttle Testfahrzeug Buran OK-GLI beim Rheintransport
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» — космический корабль «Буран» стоковые фото и изображения
Frachtflug -225 «Мрия»
frachtflugzeug Антонов Ан-225 «Мрия» — фото и фотографии космического корабля Буран
Frachtflugzeug Антонов Ан-225 «Мрия»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» — фото и фотографии космического корабля «Буран»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» — фото и изображения космического корабля «Буран»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» Мрия»
frachtflugzeug antonow Ан-225 «Мрия» — фото и фотографии космического корабля Буран
Frachtflugzeug Антонов Ан-225 «Мрия»
frachtflugzeug Антонов Ан-225 «Мрия» — фото и изображения космического корабля Буран
Frachtflugzeug Antonow-Flugzeug 225 «Мрия»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» — фото и фотографии космического корабля «Буран»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» — фото и изображения космического корабля «Буран»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» Мрия»
frachtflugzeug antonow Ан-225 «Мрия» — фото и фотографии космического корабля Буран
Frachtflugzeug Антонов Ан-225 «Мрия»
frachtflugzeug Антонов Ан-225 «Мрия» — фото и изображения космического корабля Буран
Frachtflugzeug Antonow-Flugzeug 225 «Мрия»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» — фото и фотографии космического корабля «Буран»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» — фото и изображения космического корабля «Буран»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» Мрия»
frachtflugzeug antonow Ан-225 «Мрия» — фото и фотографии космического корабля Буран
Frachtflugzeug Антонов Ан-225 «Мрия»
frachtflugzeug Антонов Ан-225 «Мрия» — фото и изображения космического корабля Буран
Frachtflugzeug Antonow-Flugzeug 225 «Мрия»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» — фото и фотографии космического корабля «Буран»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» — фото и изображения космического корабля «Буран»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» Мрия»
frachtflugzeug antonow Ан-225 «Мрия» — фото и фотографии космического корабля Буран
Frachtflugzeug Антонов Ан-225 «Мрия»
frachtflugzeug Антонов Ан-225 «Мрия» — фото и изображения космического корабля Буран
Frachtflugzeug Antonow-Flugzeug 225 «Мрия»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» — фото и фотографии космического корабля «Буран»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» — фото и изображения космического корабля «Буран»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» Мрия»
frachtflugzeug antonow Ан-225 «Мрия» — фото и фотографии космического корабля Буран
Frachtflugzeug Антонов Ан-225 «Мрия»
frachtflugzeug Антонов Ан-225 «Мрия» — фото и изображения космического корабля Буран
Frachtflugzeug Antonow-Flugzeug 225 «Мрия»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» — фото и фотографии космического корабля «Буран»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» — фото и изображения космического корабля «Буран»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» Мрия»
frachtflugzeug antonow Ан-225 «Мрия» — фото и фотографии космического корабля Буран
Frachtflugzeug Антонов Ан-225 «Мрия»
frachtflugzeug Антонов Ан-225 «Мрия» — фото и изображения космического корабля Буран
Frachtflugzeug Antonow-Flugzeug 225 «Мрия»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» — фото и фотографии космического корабля «Буран»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» — фото и изображения космического корабля «Буран»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» Мрия»
frachtflugzeug antonow Ан-225 «Мрия» — фото и фотографии космического корабля Буран
Frachtflugzeug Антонов Ан-225 «Мрия»
frachtflugzeug Антонов Ан-225 «Мрия» — фото и изображения космического корабля Буран
Frachtflugzeug Antonow-Flugzeug 225 «Мрия»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» — фото и фотографии космического корабля «Буран»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» — фото и изображения космического корабля «Буран»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» Мрия»
frachtflugzeug antonow Ан-225 «Мрия» — фото и фотографии космического корабля Буран
Frachtflugzeug Антонов Ан-225 «Мрия»
frachtflugzeug Антонов Ан-225 «Мрия» — фото и изображения космического корабля Буран
Frachtflugzeug Antonow-Flugzeug 225 «Мрия»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» — фото и фотографии космического корабля «Буран»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» — фото и изображения космического корабля «Буран»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» Мрия»
frachtflugzeug antonow Ан-225 «Мрия» — фото и фотографии космического корабля Буран
Frachtflugzeug Антонов Ан-225 «Мрия»
frachtflugzeug Антонов Ан-225 «Мрия» — фото и изображения космического корабля Буран
Frachtflugzeug Antonow-Flugzeug 225 «Мрия»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» — фото и фотографии космического корабля «Буран»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» — фото и изображения космического корабля «Буран»
frachtflugzeug antonow ан-225 «мрия» Мрия»
фон 2
Buran Spacecraft Stock-Fotos und Bilder
- CREATIVE
- EDITORIAL
- VIDEOS
- Beste Übereinstimmung
- Neuestes
- Ältestes
- Am beliebtesten
Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum
- Lizenzfrei
- Lizenzpflichtig
- RF und RM
Lizenzfreie Kollektionen auswählen >Editorial-Kollektionen auswählen >
Bilder zum Einbetten
Durchstöbern Sie 100
buran spacecraft Фото и фотографии. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken.
Пыльный от времени, остатки российской лунной гонки с США, система «Буран», очень похожая на американский космический шаттл, лежит законсервированной в… Зрители следуют за баржей с российским космическим челноком «Буран» на реке Рейн 8 апреля 2008 года в Дюссельдорфе, Германия. Космический челнок… Пыльный от времени, остатки российской лунной гонки с Соединенными Штатами, система Буран, очень похожая на американский космический челнок, лежит законсервированной в… Российский космический шаттл «Буран» изображен на Рейн, 10 апреля 2008 г., недалеко от Санкт-Гоара, Германия. Космический шаттл «Буран», который… Запылился от старости, остатки российской лунной гонки с США, система Буран, очень похожая на космический челнок США, лежит законсервированная в… Запылившиеся от старости, остатки российской лунной гонки с Соединенными Штатами система «Буран», очень похожая на американский космический шаттл, лежит законсервированной в… Космический корабль «Буран» виден в ангаре, 19 марта. в Москве, Россия. «Буран», вдохновленный дизайном американского космического корабля «Шаттл», завершил один… Баржа с российским космическим кораблем «Буран» на реке Рейн изображена за скалой Лорелей 10 апреля 2008 года в Санкт-Гоаре недалеко от Бингена,… Российский космический шаттл «Буран» на реке Рейн 10 апреля 2008 года недалеко от Санкт-Гоара, Германия. Космический шаттл «Буран», который… Баржа с российским космическим челноком «Буран» на реке Рейн изображена мимо скалы Лорелей 10 апреля 2008 года в Санкт-Гоаре недалеко от Бингена. Зрители следуют за баржей, перевозящей Российский космический корабль «Буран» на реке Рейн 8 апреля 2008 года в Дюссельдорфе, Германия. Космический шаттл… исключительное погодное явление вызывает холод и холод в воздухе по всей Европе, включая Италию.в Москве, Россия. «Буран», вдохновленный дизайном американского космического корабля «Шаттл», завершил один… На выставке в конференц-центре Сочи представлена полноразмерная модель единственного российского космического корабля «Буран». БУРАН означает метель или метель и… В конференц-центре Сочи выставлена полноразмерная модель единственного российского космического корабля «Буран». БУРАН означает метель или метель и… В конференц-центре Сочи выставлена полноразмерная модель единственного российского космического корабля «Буран». БУРАН означает метель или метель и… В конференц-центре Сочи выставлена полноразмерная модель единственного российского космического корабля «Буран». БУРАН означает метель или метель и… В конференц-центре Сочи выставлена полноразмерная модель единственного российского космического корабля «Буран». БУРАН означает метель или метель и… В конференц-центре Сочи выставлена полноразмерная модель единственного российского космического корабля «Буран». БУРАН означает метель или метель и… красочный горизонт острова Бурано в Венеции, Италия Майнц,… Российский космический шаттл «Буран» на реке Рейн 10 апреля 2008 года недалеко от Санкт-Гоара, Германия. Космический челнок «Буран», который. .. Российский космический челнок «Буран» на реке Рейн 10 апреля 2008 года недалеко от Санкт-Гоара, Германия. Космический челнок «Буран», который… Российский космический челнок «Буран» на реке Рейн 10 апреля 2008 года недалеко от Санкт-Гоара, Германия. Космический челнок «Буран», который… Российский космический челнок «Буран» на реке Рейн 10 апреля 2008 года недалеко от Санкт-Гоара, Германия. Космический шаттл «Буран», который… Российский космический шаттл «Буран», перевозимый на барже, мимо церкви на берегу реки Рейн 10 апреля 2008 года в Санкт-Гоаре недалеко от… Российский космический шаттл «Буран» на реке Рейн 10 апреля 2008 года недалеко от Санкт-Гоара, Германия. Космический корабль «Буран», который… Лодка сопровождает баржу с российским космическим кораблем «Буран» на реке Рейн 8 апреля 2008 года недалеко от Дюссельдорфа, Германия. Космический челнок… Зрители следуют за баржей с российским космическим челноком «Буран» на реке Рейн 8 апреля 2008 года в Дюссельдорфе, Германия. Космический челнок… Зрители следуют за баржей с российским космическим челноком «Буран» на реке Рейн 8 апреля 2008 года в Дюссельдорфе, Германия. Космический челнок… Зрители следуют за баржей с российским космическим челноком «Буран» на реке Рейн 8 апреля 2008 года в Дюссельдорфе, Германия. Космический челнок… Зрители следуют за баржей с российским космическим челноком «Буран» на реке Рейн 8 апреля 2008 года в Дюссельдорфе, Германия. Космический челнок… Зрители следуют за баржей с российским космическим челноком «Буран» на реке Рейн 8 апреля 2008 года в Дюссельдорфе, Германия. Космический челнок… Зрители следуют за баржей с российским космическим челноком «Буран» на реке Рейн 8 апреля 2008 года в Дюссельдорфе, Германия. Космический корабль… Лодка сопровождает баржу с российским космическим кораблем «Буран» на реке Рейн 8 апреля 2008 года в Дюссельдорфе, Германия. Космический челнок… Пыльный от времени, остатки российской лунной гонки с США, система «Буран», очень похожая на американский космический челнок, лежит законсервированной в. ..
Космический самолет Буран
Космический самолет Буран
|