Космический лифт: Космический лифт изобрели в России, а планируют построить в Японии

Космический лифт изобрели в России, а планируют построить в Японии

Юрий Зайцев, действительный академический советник Академии инженерных наук РФ, специально для РИА Новости.

Японские ученые намерены построить лифт, который будет поднимать грузы в космос. Власти Японии готовы выделить на этот проект 10 млрд долл. Ожидается, что космический лифт позволит намного снизить затраты на транспортировку грузов. Его создание уже называют одним из грандиознейших проектов ХХI века. График строительства и запуска лифта японцы намерены представить общественности уже в ноябре этого года.

Самой идее космического лифта уже более ста лет. Основоположник теоретической космонавтики Константин Циолковский предлагал построить башню высотой в тысячи километров, прикрепленную к некоей тверди на околоземной орбите. Однако самый  прочный из современных Циолковскому материалов — сталь, не выдерживал и малой доли предполагаемой нагрузки.

В 1960 г., то есть еще до первого пилотируемого космического полета Юрия Гагарина, аспирант Ленинградского технологического института Юрий Арцутанов, базируясь на идеях Циолковского, предлагал создать «канатную дорогу», один конец которой находился бы на земном экваторе, а другой был прикреплен к космической платформе на геостационарной орбите высотой 35786 км. Выведенное на такую орбиту тело неподвижно зависает над одной точкой на земной поверхности, поскольку его период обращения вокруг Земли совпадает с ее собственным суточным обращением. Под действием гравитационных и центробежных сил трос, соединяющий платформу на геостационарной орбите с Землей, будет постоянно натянут, и по нему, как по канатной дороге, можно будет осуществлять транспортные операции. По расчетам, груз мог достичь точки стояния на орбите в течение одной недели.

Позже мысль о космическом лифте посетила писателя-фантаста Артура Кларка, который, кстати, занимался проблемами космонавтики профессионально. Свои доводы он достаточно убедительно  изложил в романе  «Фонтаны Рая» ( The Fountains of Paradise) и тем самым привлек к «лифту» больше внимания, чем кто бы то ни было. Космическим подъемником заинтересовалось американское аэрокосмическое агентство, и Институт научных исследований NASA в 1999 г. включил его  в список  возможных задач начала третьего тысячелетия.

Несомненно, одна из главных проблем постройки космического лифта — создание троса, по которому подъемник должен передвигаться. Он должен быть изготовлен из материала с чрезвычайно высоким отношением растяжимости (предела прочности на разрыв) к плотности, то есть быть очень прочным и одновременно легким. Теоретически прочностью даже большей, чем требуется для такого проекта, обладают изобретенные в 1991 г. углеродные нанотрубки. По своей устойчивости на разрыв они более чем на порядок превосходят сталь и при этом имеют в шесть раз меньшую плотность. Нитка миллиметрового диаметра, состоящая из нанотрубок, как считается, могла бы выдержать груз в 60 т. Однако технология их получения в промышленных масштабах и сплетения нитей в волокна только  начинает разрабатываться.

По мнению ряда ученых на прочность самих трубок могут существенно повлиять и неизбежные дефекты кристаллических решеток. Но даже если и удастся изготовить безупречные волокна, то повреждения от микрометеоритов и космических лучей, эрозия под действием атмосферного кислорода могут свести все усилия на нет.

В число возможных бед включают и космический мусор, а также собственные колебания гигантской «струны», которые могут привести к ее разрушению.

Другая серьезная проблема космического лифта — источник энергии. Плотность хранения в современных аккумуляторах далеко недостаточна, чтобы ее хватило на подъем  по всему тросу. Значит, понадобятся внешние источники. Например лазерные или микроволновые и , соответственно, приемники энергии на лифте. Еще один возможный вариант — использование энергии торможения лифта, движущегося  вниз.

Предположим, что все проблемы с материалами и энергетикой удалось разрешить. Трос изготовлен, и теперь нужно «забросить» его в космос при общей массе во многие тысячи тонн. Ракет-носителей такой грузоподъемности в принципе не может быть. Значит, придется выводить  трос в космос по частям, которые  затем как-то соединять. Или спустить с геостационарной орбиты доставленную туда первую очень тонкую нить и затем наращивать толщину каната. И то и другое будет, наверное, не менее сложным делом, чем создание самого материала троса.

Пока же ученые экспериментируют в космосе с тросовыми системами, протяженностью до сотен метров и изготовленными из более простых материалов, нежели углеродные нанотрубки.

В 1965 г. в РКК «Энергия» (в то время Центральное конструкторское бюро машиностроения) под руководством академика Сергея Королева велась подготовка к первому в мире космическому эксперименту с тросовой системой. Проект предусматривал создание искусственной силы тяжести на корабле «Союз», соединенном стальным тросом с последней ступенью ракеты-носителя, при  приведении этой связки во вращение. Но после смерти Королева проект был закрыт, и работы с тросовыми системами в РКК «Энергия» возобновились только спустя 20 лет.

За рубежом ряд тросовых экспериментов был осуществлен в американских, итало-американских и американо-японских проектах. Не все они были удачными, тем не менее, часть запланированных исследований удалось реализовать.

В работах, которые выполняются в последние годы в Институте космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН), изучается возможность построения группировки орбитальных тросовых систем, позволяющей обеспечить циклическую доставку грузов с Земли на Луну. Каждая система представляет собой связку из двух космических аппаратов, соединенных тросом. Связка находится в режиме вращения как своего рода космическая праща, а ее центр масс движется по заданной орбите. Если в какой-то момент от одного космического аппарата связки отделить «груз», то ему за счет высвобождения энергии вращения пращи сообщается поступательное движение, как и при работе реактивного двигателя.

Теоретические и экспериментальные исследования показали, что для обеспечения транспортной артерии Земля — Луна — Земля, группировка должна состоять из трех тросовых систем: двух расположенных на околоземных орбитах — низкой круговой  и эллиптической — и одной на орбите около Луны.    В сущности, именно обеспечение перелета грузов от одной тросовой системы к другой связывает их в одно целое, превращая в транспортную артерию.

Расчеты показывают, что такая тросовая транспортная система будет иметь массу в 28 раз меньшую, чем груз, который она будет способна доставить с Земли на Луну, в то время как традиционные ракетные методы потребуют только топлива в 16 раз больше, чем сам доставляемый груз. Да реализовать подобную систему  будет значительно проще и дешевле, чем космический лифт.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Космический лифт может стать альтернативой орбитальным полетам, требующим тщательной подготовки Кит Лифт

Космические полеты требуют тщательной подготовки и времени, чтобы доставлять людей и груз на геостационарную орбиту (GSO) и осуществлять транспортировку в обратном направлении. Поэтому инженеры в 2022 году предложат человечеству создать лифт из супер-материала, который бы соединял космос с Землей.

Лифт в космос – продумать все до атома

Выводы и изобретения ученых – это вызовы, которые они делают себе и человечеству. Для простых людей все это кажется невыполнимым. Но, по статистике десятилетий, задуманное воплощается в жизнь. Главная проблема – рассчитать каждую деталь до миллиметра, а в космической сфере – еще и к атому…. Именно такой толщины должен быть трос для конструирования космического лифта, уверены ученые из Великобритании.

Запуск лифтового «поезда» на орбитальную станцию ​​позволит в будущем добраться на Луну и Марс за считанные дни. Согласно источнику информирования Invers, космический лифт планируется ввести в действие уже в третьем десятилетии нашего столетия, и это потребует огромных средств (около 3,6 млрд долларов). Но расходы эти впоследствии окупятся, главное преимущества фантастического строительства для будущего!

Трудно поверить, но с помощью конструкции можно добраться до расстояния в 36 тыс. км до геостационарной орбиты, а потом уже путешествовать в космосе дальше. Именно такой высоты планировали сделать подъемник первые ценители идеи, но это было только начало…

Как все начиналось – космический лифт Циолковского

Идеи по установке различных сооружений от поездов в лифты для передвижения к орбитальным станциям возникали неоднократно на протяжении нескольких веков. Впервые мнение о лифте было озвучено «отцом ракетостроения» Константином Циолковским. Вдохновила его к безумной задумке (как тогда считали) именно Эйфелева башня, которую он увидел в 1895 году, находясь в Париже. Но после долгих раздумий сказал, что невозможно построить сверхпрочную конструкцию методом сжатия, а не подвески.

Невероятную идею развивали как советские, так и американские учёные, и в 1966 году предложили подвесную конструкцию. При этом и у тех, и у других была общая концепция. Требовалось найти безопасную точку на поверхности земли или в море и «привязать», то есть зафиксировать ее, а затем соединить конструкцию с космической станцией на орбите, чтобы путешествовать за ее пределами.

К сожалению, много лет нужно, чтобы выносить идею и провести еще множество экспериментов.

Только спустя 127 лет ученые из Великобритании принялись за решение этого вопроса и разработали план именно подвесной конструкции из материала толщиной в один атом. По словам соавтора исследований Адриана Никсона, лифт будет передвигаться с помощью сверхпрочных лифтовых тросов и капсул. Это сделает значительно дешевле и более частыми полеты в космос.

Материалы будущего

Судя по тому, насколько крепка сталь, она не сможет выдержать мощную нагрузку в космическом пространстве. Тем более что она слишком тяжелая! Поэтому стальные детали не подойдут для конструирования лифта. каната, который все соединяет. Для ученых из Международного консорциума космических лифтов (ISEC) стало сверхважным создание такого троса, который выдержал бы долгое путешествие и большие нагрузки.

Самым большим вызовом всегда был ремень, поскольку ни один известный материал никогда не был достаточно крепким и в то же время легким по весу, чтобы справиться с нагрузками. Но, как оказалось, этот вопрос наконец-то может быть решен!

Идея относительно использования материала под названием Графен возникла у инженеров после проведенных исследований, которые были опубликованы в докладе и будут представлены на Международном астрономическом конгрессе в Париже с 18 по 22 сентября 2022 года.

На роль сверхпрочных 2D-материалов долгое время претендовали:

  • углеродные нанотрубки;
  • гексагональный нитрид бора.

Но впоследствии в ходе исследований выяснилось, что не те, не другие не выдержат долгого использования и со временем начнут изнашиваться. Для транспортной системы, соединяющей поверхность Земли с космосом, такие материалы не подойдут. И гении начали изучать Графен.

Ученый Адриан Никсон вместе с другими инженерами-исследователями – Райтом и Кнапманом, обнаружили, что графен – очень крепкий материал. Он выдерживает высокие нагрузки, обладает идеальными физическими, электрическими свойствами, и в 100 раз более прочную структуру стали. Никсон отметил, что производство графеновых лент не требует больших средств, и будет проходить гораздо быстрее, чем тот же процесс для других материалов. Если взять в качестве примера изготовление графена для электрической промышленности в развитых странах сейчас, этот процесс происходит при скорости 2 метра графенового листа в минуту.

По словам ученого, полеты людей в космос и перевозка грузов по лифту будут проходить в специальных капсулах, которые соединяются с графеновым канатом. А энергию капсулы будут потреблять из Солнца, Земли или ядерных реакторов.

Преимущества космического лифта

Разработка и установка транспортной системы приведет к значительному развитию космической индустрии. Во-первых, сокращается время на перемещение грузов в космическое пространство: по прогнозам ученых, капсула будет иметь скорость 7,76 км/с. Если путешествие на Марс в среднем может занять 1-2 года, то с лифтовым подъемником, по словам группы инженеров, достанется планеты через два месяца.

Во-вторых, в отличие от запуска ракет, подъем на лифте не потребует особой подготовки и времени, поэтому сможет работать каждый день.

С помощью этого космического лифта можно значительно удешевить доставку грузов в космос. Это также позволит нам строить космические корабли и космические станции на орбите, устраняя необходимость изготавливать их соответствующие компоненты или модули на Земле и запускать их в космос с помощью тяжелых ракет. Этот процесс никогда не был дешевым! К примеру, сейчас стоимость запуска одного килограмма полезного груза в космос с помощью современных ракет типа Falcon 9 и Falcon Heavy от SpaceX составляет от 1400 до 2700 долларов США. Но с помощью космического лифта стоимость доставки упадет до рекордных 250 долларов», – говорит Никсон.

Все это делает передвижение в космосе более дешевым и выгодным человечеству. Кроме того, как отмечает Никсон в Universe Today, лифт в космосе является «зеленой» технологией и безвреден для атмосферы. Запуск одной ракеты сильно загрязняет верхние слои атмосферы углекислотным газом, а такая космическая деятельность может быть толчком к антропогенному изменению климата.

Если строительство космического лифта является экономически и экологически выгодным проектом для общества, почему же до сих пор подъемник еще не установлен? Все просто: нужны деньги на строительство и вера стран вселенной в будущее. Очень надеемся, что проект будущего, сметой в миллиарды долларов, все же наберет необходимые инвестиции. Верим в реальность этой концепции и то, что перемены произойдут очень скоро!

Огромный лифт в космос может подняться раньше, чем вы могли себе представить

Вот уже более полувека единственным способом добраться до космоса являются ракеты. Но в недалеком будущем у нас может появиться еще один вариант отправки людей и полезной нагрузки: колоссальный лифт, простирающийся от поверхности Земли до высоты 22 000 миль, где вращаются геостационарные спутники.

НАСА заявляет, что базовая концепция космического лифта верна, и исследователи всего мира с оптимизмом смотрят на то, что его можно построить. Obayashi Corp., глобальная строительная фирма, базирующаяся в Токио, заявила, что построит ее к 2050 году, а Китай хочет построить ее уже к 2045 году. Теперь эксперимент, который вскоре будет проведен на борту Международной космической станции, поможет определить реальную -мировая осуществимость космического лифта.

«Космический лифт — это Святой Грааль освоения космоса», — говорит Мичио Каку, профессор физики Городского колледжа Нью-Йорка и известный футурист. «Представьте, что вы нажимаете кнопку «вверх» в лифте и едете в небеса. Это может открыть пространство для обычного человека».

Каку не преувеличивает. Космический лифт станет крупнейшим инженерным проектом из когда-либо предпринятых, и его строительство может стоить около 10 миллиардов долларов. Но это может снизить стоимость вывода вещей на орбиту примерно с 3500 долларов за фунт сегодня до всего лишь 25 долларов за фунт, говорит Питер Свон, президент Международного консорциума космических лифтов (ISEC), базирующегося в Санта-Ана, Калифорния.

Идея космического лифта впервые пришла в голову в 1895 году Константину Циолковскому, русскому ученому, основоположнику ракетостроения. Как принято думать сегодня, космический лифт будет состоять из моторизованных лифтовых капсул, которые поднимаются и опускаются по тросу «земля-космос». Трос будет простираться от космодрома на экваторе до космической станции на геостационарной орбите над головой. Центробежные силы, вызванные вращением Земли, будут удерживать трос в воздухе.

Специальные автомобили, приводимые в действие магнитными линейными двигателями, будут преодолевать 22 000 миль вверх и вниз по тросу. Пэт Роулингс / НАСА

Эксперимент МКС, получивший название «Космический автономный робот-спутник-мини-лифт», или STARS-Me, был разработан физиками из японского Университета Сидзуока. Он будет моделировать в небольшом масштабе условия, с которыми столкнутся компоненты такой системы. Камеры будут исследовать движение пары крошечных «кубсатов» по ​​10-метровому тросу в невесомости.

«Это будет первый в мире эксперимент по испытанию движения лифта в космосе», — сообщил представитель университета Agence France-Presse.

Стальной трос, который будет использоваться в эксперименте, слишком тяжел, чтобы его можно было использовать в качестве полноразмерного космического лифта, который, конечно же, должен простираться на десятки тысяч миль. Но все большее число ученых, в том числе Каку, теперь считают, что сверхпрочный материал на основе углерода, известный как графен, может быть именно тем материалом, который необходим. «На бумаге его прочность на растяжение позволяет удерживать космический лифт на земле», — говорит Каку о графене, унция которого в 200 раз прочнее стали.

Небольшие куски графена имеются в продаже, но они слишком короткие, чтобы их можно было использовать для изготовления троса космического лифта. «Что нам действительно нужно, так это графен, произведенный в виде очень длинных непрерывных листов», — говорит Адриан Никсон, директор Nixor, фирмы в Манчестере, Англия, которая работает над созданием такого продукта. Это пока невозможно сделать, говорит он, добавляя, что «это станет возможным в самом ближайшем будущем.

Конечно, создание подходящего троса — это лишь одно из препятствий, которое необходимо преодолеть. Другой — космический мусор — обломки ракет и космических кораблей, которые вращаются вокруг Земли и могут повредить или разрушить космический лифт, если врежутся в него.

«Избегать космического мусора — это не то же самое, что играть в вышибалы, — говорит Майкл Фитцджеральд, директор и председатель отдела архитектуры в ISEC. «Нет ни одного члена нашей команды, который не задумывался бы об этой проблеме», — добавляет он.

Однако ученые сохраняют оптимизм. «При наличии надлежащих знаний и правильных операционных процедур угроза космического мусора ни в коем случае не является препятствием», — сказал Свон. И в настоящее время предпринимаются усилия по поиску способов уменьшить количество космического мусора, которое включает более 500 000 штук мусора, которые в настоящее время отслеживаются Министерством обороны. 0003

Позже в этом году члены ISEC встретятся с военными и торговыми представителями США, чтобы обсудить, как можно тщательно спланировать полеты на космическом лифте, чтобы избежать орбитального мусора.

ХОТИТЕ БОЛЬШЕ РАССКАЗОВ О КОСМИЧЕСКИХ ПОЛЕТАХ?

  • Космический мусор — огромная проблема, но эта высокотехнологичная спутниковая сеть может помочь
  • Этот японский зонд только что совершил грандиозный прыжок на странном маленьком астероиде
  • Астронавты могут остановиться в этом космическом «мотеле» на пути к Марс

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА NBC NEWS MACH НА TWITTER, FACEBOOK И INSTAGRAM.

человек все еще пытаются построить космический лифт | Инновация

Транспортер на этом произведении называется Клипер Кларка в честь британского писателя-фантаста Артура Кларка, написавшего о космических лифтах в своем романе «Фонтаны рая ».
© Научная фотобиблиотека/Corbis

Представьте себе полую башню со стенами толщиной с бумагу. А теперь представьте, что он сделан из самого легкого и прочного материала в мире — возможно, наноуглеродного или графенового волокна — со сторонами 12 миль в ширину и 22 000 миль в высоту. Транспортные машины карабкаются вверх и вниз по его поверхности, на геостационарную орбиту и обратно.

То, что вы представляете, представляет собой лифт в космос, описанный сэром Артуром Кларком в его научно-фантастическом романе 1979 года « Фонтаны Рая».

Книга Кларка была первым популярным изложением идеи, описанной в 1895 году русским ученым Константином Циолковским, который представил себе «небесный замок» в космосе, привязанный к Земле массивной башней. В 1960 году русский инженер Юрий Арцутанов описал более современную версию. Только в 1975 году, когда инженер по имени Джером Пирсон опубликовал техническую статью об этой концепции, идея лифта в космос привлекла внимание. Кларк в значительной степени опирался на опыт Пирсона при написании книги.

Новый документальный фильм Sky Line исследует, почему идея космического лифта продолжает существовать, несмотря на серьезные технологические препятствия и некоторые не менее серьезные межличностные разногласия. Премьера фильма состоялась в ноябре 2015 года на кинофестивале DocNYC в Нью-Йорке, а сейчас фильм доступен в Интернете и будет показан на фестивале экологических фильмов округа Колумбия и других независимых фестивалях в течение 2016 года. 

Новый документальный фильм Sky Line рассказывает о группе людей, которые работали над концепцией космического лифта.

Джонни Лихан и Мигель Дрейк-Маклафлин

Вот что общего у всех предложений по лифтам: от платформы, стоящей на якоре в океане где-то вдоль экватора, кабины лифта будут перемещаться вверх и вниз по тросу из толстого кабеля или широкой плоской ленте из материала на основе углеродных нанотрубок, натянутый противовесом на высоте 62 000 миль над Землей. Используя ролики или магнитную левитацию, чтобы подняться по тросу, машинам может потребоваться всего пять часов, чтобы совершить поездку на геостационарную орбиту, но за долю — может быть, 1/100 — стоимости сегодняшних запусков ракет.

Каким бы диковинным это ни казалось, космический лифт сделал бы доступ в космос доступным, недорогим и потенциально очень прибыльным. Но почему этого до сих пор не произошло, в основном сводится к материалам — даже лучшие из сегодняшних сверхпрочных и сверхлегких материалов все еще недостаточно хороши для поддержки космического лифта.

Однако не из-за отсутствия попыток. Исследователи штата Пенсильвания объявили в 2014 году, что они создали алмазные нанонити в лаборатории, которые, смоделированные австралийскими исследователями с помощью компьютерного моделирования, предполагают, что они могут быть прочнее и гибче, чем предполагалось ранее. Исследования в области технологии углеродных нанотрубок (УНТ) продолжаются, и кажется, что новые достижения в области исследований графена объявляются каждый месяц.

В Sky Line режиссеры Джонни Лихан и Мигель Дрейк-Маклафлин рассказывают о группе людей, которые тесно работали над концепцией космического лифта. История следует за самыми тщательными на сегодняшний день усилиями по созданию космического лифта, включая финансирование НАСА исследований, проектирования и даже задач в стиле XPRIZE, которые проводились до 2011 года. Их мотивация для создания фильма проистекает из продолжающихся дискуссий между ними и друзьями о современное состояние американской космической техники.

«Есть идея, что мы отказались от космоса, так как НАСА списало шаттл, и мы ничего не делаем, чтобы заменить его», — говорит Лихан. «Но люди не понимают, что НАСА живет и здравствует и работает над невероятным количеством дальновидных вещей. Мы поняли, что многое происходит, даже если в настоящее время они не работают над лифтом».

Сама идея лифта была предметом споров между создателями фильма, и, углубившись в нее, они обнаружили двух главных героев, Брэдли Эдвардса и Майкла Лейна.

Эдвардс, физик с большим опытом работы в области астрофизики, включая 11 лет работы в Лос-Аламосской национальной лаборатории, работает над концепцией космического лифта с 1998 года. Лейн — частный предприниматель и основатель компании LiftPort. первоначальная миссия которой заключалась в продвижении технологии углеродных нанотрубок. Другие персонажи включают Тома Ньюджента, аэрокосмического инженера, и Теда Семона, бывшего президента Международного консорциума космических лифтов (ISEC).

«Мы заметили, что многим из тех, с кем мы разговаривали, снились сны, когда они были моложе и были космонавтами, — говорит Лихан. «Они упорствуют, потому что разочарованы тем, что у них есть желание полететь в космос, но нет технологий или ресурсов, чтобы отправить в космос очень много людей. Они просто хотят что-то с этим сделать».

В конце 1990-х и начале 2000-х годов Эдвардс получил два раунда финансирования от исследовательского подразделения НАСА, известного как NASA Innovative Advanced Concepts (NIAC), которое тогда называлось Институтом передовых концепций. Работа Эдвардса сводилась к масштабному технико-экономическому обоснованию, в котором изучались все аспекты космического лифта, от проектирования и строительства до его развертывания и эксплуатации. Его вывод: космический лифт можно построить с использованием существующих технологий, за исключением сверхлегкого троса, необходимого для того, чтобы все это работало.

Затем Эдвардс стал партнером Лейна в LiftPort, чтобы собрать капитал для проекта, но вскоре их пути разошлись из-за финансовых разногласий. В фильме почти создается впечатление, что из-за разлома космический лифт не будет построен в ближайшее время.

Пирсон, который также появляется в фильме, говорит, что проекты масштаба космического лифта, естественно, обладают высокой способностью к трению.

«Когда у вас есть такая уникальная идея, как эта, люди, привлеченные к работе над ней, являются выдающимися в своей области, и многие из них не хотят терпеть чужую болтовню», — говорит он. — Это всего лишь часть игры.

LiftPort рухнул в 2007 году, несмотря на демонстрации роботов, частично поднимающихся по полосе ленты из углеродных нанотрубок длиной в милю, подвешенной к воздушным шарам. В 2012 году Лейн возродил компанию с помощью успешной кампании на Kickstarter , чтобы работать над развитием партнерских отношений для создания космического лифта на Луне. И Лейн, и Пирсон говорят, что уже сейчас можно построить лунный лифт, который позволит добывать кислород, кремний, железо, алюминий и магний, присутствующие на пыльной поверхности Луны.

Но с полной откровенностью Лейн говорит, что первоначальный LiftPort был «ужасен» для углеродных нанотрубок, и что усилия таких компаний, как SpaceX и Blue Origin, по созданию многоразовых ракет могут свести на нет необходимость в космическом лифте. Цель всегда заключалась в том, чтобы снизить текущую стоимость фунта полезной нагрузки, исчисляемую десятками тысяч долларов, до сотен или даже десятков долларов. Но как бы то ни было, Лейн по-прежнему считает, что правильная технология углеродных нанотрубок имеет решающее значение для доступа к космосу в будущем.

«Если они усовершенствуют многоразовую ракету, лифту будет сложно получить финансирование, поскольку основной причиной создания лифта было снижение стоимости выхода на орбиту», — говорит Лейн. «Но у вас были подъемы и падения цивилизаций из-за изменения материальной силы с точностью до десятичной точки, а теперь вы говорите о порядках величины. Я думаю, мы даже не поймем, как будет выглядеть будущее, когда мы освоим нанотехнологии».

Эдвардс начал проводить ежегодные собрания ISEC в 2008 году, которые ежегодно собирают от 50 до 60 человек для работы над проблемами, которые могут быть решены сейчас, включая очистку от космического мусора, создание более совершенных альпинистских роботов и разработку удаленных систем лазерного питания. Он говорит, что его постоянно просили возглавить целенаправленную работу по реализации космического лифта. Институциональной поддержки просто нет, добавляет он.

«Проблема всех усилий по созданию космического лифта заключается в том, что для него нет реальной поддержки, — говорит Эдвардс. «Вот как выглядит проект, когда он делается в качестве хобби сотнями людей по всему миру. Существенного прогресса не будет до тех пор, пока не будет реальной поддержки и профессионального координирующего управления».

Несмотря на то, что Эдвардс по-прежнему является активным сторонником космического лифта, с тех пор он сосредоточил свои усилия на более практических применениях технологии углеродных нанотрубок. Его нынешняя компания Plasma Ten производит углеродные нанотрубки для упрочнения пластмасс и эпоксидных смол.

Строительная фирма Obayashi Company обязалась запустить лифт к 2050 году.
© Корпорация Обаяси, Все права защищены.

Земной порт имеет диаметр около 1300 футов.
© Корпорация Обаяси, Все права защищены.

Дизайн Обаяши состоит из плавучего земного порта, прикрепленного к геостационарной околоземной орбитальной станции на высоте около 22 000 миль с помощью кабеля из углеродных нанотрубок.
© Корпорация Обаяси, Все права защищены.

Еще один вид внутри геостационарной околоземной орбитальной станции.
© Корпорация Обаяси, Все права защищены.

Вот интерьер геостационарной орбитальной станции.
© Корпорация Обаяси, Все права защищены.

В то время как многие из этих игроков в США перешли к другим проектам, исследователи в других частях мира продолжают уделять им внимание.

В Японии космический лифт практически является частью национального сознания, отчасти благодаря глубокому опыту японских исследователей в области робототехники и технологии углеродных нанотрубок, начиная с открытия углеродных нанотрубок в 1991 году японским исследователем Сумио Иидзима. . Строительная фирма Obayashi Company взяла на себя обязательство запустить лифт к 2050 году. Главный инженер-исследователь Ёдзи Исикава говорит, что компания сотрудничает с частными производителями и университетами для улучшения существующей технологии углеродных нанотрубок.

«Мы понимаем, что это сложный проект, — говорит Исикава. «У нас очень низкая технология. Если нам нужно быть на уровне 100, чтобы построить лифт, то сейчас мы находимся на уровне 1 или 2. Но мы не можем сказать, что этот проект невозможен. На данный момент мы не видим каких-либо серьезных препятствий. Стоит попробовать, и если мы этого не сделаем, мы ничего не добьемся».

Исикава добавляет, что компания Obayashi, которая недавно завершила строительство самого высокого самонесущего небоскреба Tokyo SkyTree, надеется принять участие в тестировании троса на основе углеродных нанотрубок между двумя спутниками. Исследователи будут сравнивать, как работает эта привязь, с поведением, смоделированным компьютером, гораздо более длинной версии.

Исикава признает, что инициатива компании началась как мысленный эксперимент, и что проекты такого рода обычно отменяются после публикации концептуального документа. Но японская общественность и другие страны так тепло приветствовали космический лифт, что компания решила продолжить работу, говорит Исикава.

«Возможно, одна из причин, по которой космический лифт здесь так популярен, заключается в том, что за последние пару десятилетий дела обстояли не так хорошо с экономической точки зрения, и японцы потеряли уверенность в себе», — говорит Исикава. «Они ищут большой проект, который их вдохновляет. Конечно, это не может и не должна делать только одна страна, а как международное предприятие. Но, может быть, Япония сможет взять на себя инициативу в этом вопросе из-за своей популярности среди людей».

Лихан отмечает, что, несмотря на то, что космический лифт не является частью американского духа времени, процесс создания фильма показал, что над проектом работают увлеченные люди, хотя вряд ли он будет реализован при их жизни.

«В конечном счете, это история о погоне за мечтой и размышлениях о том, что возможно, и она задает вопрос, мечтаем ли мы по-прежнему так, как раньше?» он говорит. «Возможно, мы это делаем, но теперь большие идеи заключаются в том, чтобы сделать вещи меньше».