Космический скафандр: Космические скафандры / Хабр

История скафандров

Древние люди, надевшие звериные шкуры, заложили основы экспансии человечества. Вместо того, чтобы тратить миллионы лет на эволюционные изменения организма, приспосабливаясь к окружающей среде, человек начал использовать снаряжение для выживания в неблагоприятной обстановке. Подход оказался успешным: люди смогли погрузиться под воду, подняться в воздух, а в XX веке — отправиться в космос. И сейчас скафандр — наверное, самая сложная «одежда» для наиболее опасных условий, уже успевшая пройти достаточно долгий путь.

От фантазии к реальности

Первый скафандр появился в научной фантастике за 63 года до полета человека в космос. В 1898 г. астроном, популяризатор и писатель Гаррет Сервис (Garrett Serviss) сочинил по заказу New York Journal продолжение «Войны миров» Герберта Уэллса — «Эдисоновское завоевание Марса». По сюжету земляне строят космические корабли и наносят ответный удар по агрессивным марсианам. А для обслуживания этих кораблей в космосе потребовался «герметичный костюм».

К сожалению, Гаррет в описании скафандра совершил сразу несколько весьма распространенных ошибок: предложенная им конструкция базировалась на мягких водолазных костюмах и не учитывала реальную физику вакуума.

Слева современная реплика оригинальной фигурки Бака Роджерса, справа скафандр программы Apollo

Придуманный в 1928 г. персонаж Бак Роджерс (Armageddon 2419 A.D.) тоже носил костюм, отдаленно напоминающий водолазный, но в нем уже присутствовала идея прозрачных шлемов, использованная в скафандрах программы Apollo — у их герметичного (внутреннего) шлема был только небольшой слой ткани на затылке. В 1936 г. на советские экраны вышел фильм «Космический рейс», консультантом которого был сам Константин Циолковский. Но и там в скафандрах для прогулок по Луне легко угадывались «потомки» водолазных костюмов.

Кадр из фильма космический рейс

Первое реалистичное описание скафандра в фантастике до того, как полетел Гагарин, сделал, похоже, Роберт Хайнлайн (Robert Heinlein). В рассказе «Имею скафандр, готов путешествовать» (1958) этот автор, работавший тогда авиационным инженером, изобразил конструкцию с не раздувающимися в вакууме шарнирами, а также правдоподобными системами жизнеобеспечения и терморегуляции.

Под водой и в воздухе

Исторически скафандры создавались в такой последовательности: водолазные костюмы, потом авиационные высотные костюмы, и, наконец, космические скафандры. Работать под водой человечество научилось еще в начале XIX века. Сравнительно простые технологии — пропитанная каучуком ткань и воздушный насос на поверхности — позволили создать полноценный костюм для длительного и эффективного пребывания в подводном мире. Развиваясь, водолазные костюмы даже разделились на жесткие и мягкие, как и скафандры. Но это ложная аналогия: дело в том, что с увеличением глубины растет давление, жесткий водолазный костюм от него защищает, а мягкий — нет. Космические же скафандры работают в условиях внешнего вакуума, и их похожее разделение обусловлено совсем другими причинами.

Активно развивавшаяся в 30-е годы минувшего века авиация штурмовала все новые рубежи. Росли скорость, дальность и высота полета. И оказалось, что без дополнительного снаряжения проблемы для пилотов начинаются на высотах примерно 4,5 км — падение давления окружающего воздуха и уменьшение парциального (относительного) давления кислорода приводили к гипоксии и потере возможности управлять летательным аппаратом. Кислородные маски позволили подняться повыше, но расчеты показали, что на высоте 15 км давление выделяемого легкими углекислого газа превысит атмосферное и сделает дыхание невозможным, а выше 19 км в организме начнут кипеть все биологические жидкости. Возникла необходимость в костюмах, не просто подающих пригодный для дыхания воздух, но и обеспечивающих давление, при котором человек может жить и работать. Очевидной была идея использовать опыт водолазов, поэтому на фотографиях тех лет высотные костюмы имеют такие же жесткие шлем и манишку.

Высотный костюм Уайли Поста

Пионер авиации Уайли Пост (Wiley Post) в 1935 г. сумел подняться на высоту около 15 км в скафандре, разработанном при участии Рассела Колли (Russell Colley) из Goodrich Company. Но инженеров ждал новый сюрприз. Водолазный костюм работает в условиях, когда наружное давление растет с увеличением глубины. А на высоте оно уменьшается, и скафандры начинает раздувать. Пришлось придумывать специальные шарниры постоянного объема, чтобы можно было просто согнуть руку.

Первыми это сделали в СССР, где инженерная группа под руководством Евгения Чертовского занималась разработкой высотных костюмов с 1931 г. Две версии оказались слишком несовершенными, чтобы испытывать их в реальных условиях, а вот третью — Ч-3 — проверили на бомбардировщике ТБ-3, поднявшись в 1937 г. на 7-10 км. Работы велись до 1940 г., и в новых модификациях постепенно решались обнаруженные проблемы: например, в Ч-5 (1938) в перчатках уже можно было совершать разнообразные действия.

Скафандр конструкции Чертовского Ч-6 (1939). На правом бедре расположена индивидуальная аппаратура жизнеобеспечения

Параллельно с 1937 г. работы по созданию высотных костюмов велись в Центральном аэрогидродинамическом институте (ЦАГИ). Одну из моделей испытали в полете в 1938 г., по результатам разработали новые версии и даже сумели устранить запотевание лобового стекла. Проводились также экспериментальные высотные прыжки в скафандре с парашютом.

Скорее всего, именно в этот период слово «скафандр» стало применяться в более широком смысле. Образованное из греческих корней и буквально переводящееся как «человек-лодка», оно в начале века относилось только к водолазным костюмам. Их называют «скафандрами» и сегодня, но это слово без уточнения сейчас означает скорее облачение космонавта.

Начавшаяся Вторая мировая война не остановила разработку скафандров, однако больших успехов в этом направлении тогда ни одна страна не добилась.

Рожденные необходимостью

Реактивные самолеты, появившиеся в конце Второй мировой, начали очень бурно развиваться в послевоенное время. Машины летали все выше, и обнаружилась неприятная проблема: кабину можно было сделать герметичной и поддерживать в ней достаточное давление, но в случае внезапной разгерметизации (весьма вероятной в ходе воздушного боя) пилот не имел никаких шансов выжить. Пришлось разрабатывать специальные костюмы. По обе стороны океана эту инженерную задачу решили просто — вдоль конечностей пустили трубки, соединенные лентами, идущими «восьмеркой». В случае разгерметизации в трубки подавался воздух, они расширялись и ленты стягивали тело пилота, на голове которого имелся герметичный шлем, куда подавался кислород.

Надутый высотно-компенсирующий костюм в барокамере. Давление соответствует высоте 19 км, и вода кипит при температуре тела

Идея оказалась рабочей, но только в аварийных условиях: в целом ощущения были неприятными, все тело «обжать» не получалось и сохранялся риск внезапной потери сознания из-за падения кровяного давления. Частичным решением стали надувные мешки, которые дополнительно сжимали туловище. Например, в США костюм MC-3 использовался в авиации довольно долго и успешно; с минимальными изменениями он также применялся для экспериментальных высотных полетов на стратостатах и прыжков с них.

Испытатели в барокамерах могли работать в условиях почти полного вакуума. Но когда появились еще более быстрые и высотные самолеты (ракетопланы X-15 и разведчики SR-71), костюму летчика потребовалось взять на себя также функцию защиты от экстремально низких температур и напора воздуха при катапультировании на большой скорости, с чем высотно-компенсирующие костюмы справлялись плохо. Поэтому инженеры и пилоты должны были определиться, что лучше подходит для военной авиации — компенсирующий костюм или скафандр. Хотя на практике применялось и то и другое, для ракетных самолетов и космоса скафандр оказался более удачным решением.

Пилоты самолета SR-71 в своих высотных костюмах

В СССР после войны этими вопросами занимался Летно-исследовательский институт им. Громова, а позже — специально созданный опытный завод №918 (сейчас НПП «Звезда»). Здесь до конца 50-х годов разработали серию высотных скафандров, в том числе скафандр «Воркута» (ведущий конструктор Александр Бойко) для перехватчика Су-9. Он был произведен малой серией для авиации, и когда в 1959 г. началась разработка костюма для космических полетов СК-1, именно «Воркуту» взяли в качестве базовой модели. Его особенностью являлись два слоя — силовой и герметичный — вместо одного из прорезиненной ткани в предыдущих версиях. Это позволило использовать более подходящие материалы: лавсан для силового слоя, губчатую и листовую резины — для герметичного.

А в целом на Юрии Алексеевиче Гагарине в первом историческом полете оказалось аж восемь слоев одежды: нательное белье, три слоя теплозащитного костюма (в один из которых вмонтировали систему вентиляции), подкладка скафандра, герметичный слой, силовой слой и верхняя оранжевая оболочка для того, чтобы космонавта было легче заметить после посадки. Еще одной особенностью стала система автоматического захлопывания шлема при разгерметизации. В рамках программы «Восток» также был создан скафандр для женщин-космонавтов, учитывающий особенности женской анатомии.

Скафандр СК-1

В США скафандры разрабатывало несколько организаций. Для первого космического корабля Mercury NASA выбрала модель Mark IV, являвшуюся плодом длительной работы ВМФ США. Ее производила компания Goodrich (вспомните эксперименты 1930-х — она работала в этой области уже несколько десятилетий). Этот скафандр успешно применялся в высотных полетах самолетов, а в 1959 г. в нем установили рекорд высоты подъема до 30 км. Для космической программы его немного усовершенствовали: темно-серый цвет внешней оболочки и ботинок заменили на блестящий для обеспечения теплового режима, систему жизнеобеспечения перевели на замкнутый цикл, доработали перчатки, чтобы удобнее было нажимать на кнопки, добавили разъем медицинской телеметрии.

В отличие от Mark IV, костюмы Mercury для астронавтов выполнялись по индивидуальной мерке — это позволило убрать ремни для подгонки. Всего NASA заказала 21 такой скафандр, по три штуки на каждого из семи участников программы Mercury.

Скафандр астронавтов программы Mercury

«Одежда» первых космонавтов и астронавтов дала начало новому типу космических костюмов — спасательным космическим скафандрам. Именно к этому типу относится скафандр «Сокол», который был разработан после катастрофы спускаемого аппарата корабля «Союз-11», унесшей жизни трех членов его экипажа. С 1973 г. в разных модификациях он используется на кораблях «Союз» (с 1980 г. — модель «Сокол-КВ2»). Спасательный скафандр не предназначен для выхода в открытый космос или работы на поверхности небесных тел — он надевается перед стартом, посадкой или стыковкой и защищает в случае разгерметизации космического корабля.

В открытый космос

Следующей задачей, которую предстояло решить инженерам, было создание скафандра для работы в открытом космосе. В СССР за основу взяли гагаринский СК-1: для большей надежности добавили второй герметичный слой, в шлем установили солнцезащитный фильтр, верхний слой из оранжевой ткани заменили на многослойную теплоизоляцию, а закрытую систему жизнеобеспечения опять сделали открытой — выдыхаемый воздух сбрасывался «за борт». Эта модель получила название «Беркут» (так возникла традиция давать имена советским и российским скафандрам в честь хищных птиц). Именно в нем Алексей Леонов совершил первый в истории выход в открытый космос.

Выход Алексея Леонова в открытый космос

Конечно, при первой «космической прогулке» не обошлось без проблем. Раздувание скафандра в вакууме оказалось слишком сильным, и Леонову пришлось частично сбросить внутреннее давление, чтобы получить возможность двигаться. Однако его движения все же были ограничены, поэтому возвращаться в шлюзовую камеру пришлось не ногами вперед (как предписывало полетное задание), а головой. Но в итоге сложная и опасная операция закончилась благополучно.

В дальнейшем на первых кораблях «Союз» для работы в космическом пространстве использовался скафандр «Ястреб», сделанный с учетом замечаний по «Беркуту». Каждый костюм шили индивидуально под конкретного космонавта. В США же в качестве базы взяли скафандр, разработанный по заказу ВВС и использовавшийся в программе ракетного самолета X-15. Конструктивно он не сильно отличался от советского — здесь также был резиновый герметичный слой, силовой слой из специальной ткани Link-net, несколько слоев нейлона и внешний слой из ткани Nomex (метаарамид, выдерживающий нагрев до 400°С).

 Скафандр для программы Gemini был выпущен в трех вариантах: для непродолжительных полетов, для выхода в открытый космос (G4C) и с мягким шлемом для длительных миссий без возможности покидать космический корабль (G5C). Также этот скафандр применялся в первых полетах по программе Apollo. «Беркут» Леонова и G4C стали основой для создания следующих типов скафандров для осуществления внекорабельной деятельности (ВКД, в английской терминологии — EVA).

Полученный обеими странами опыт привел к тому, что сейчас на Международной космической станции (МКС) для работы «за бортом» применяются в чем-то похожие, но очень разные модели — российский «Орлан» и американский EMU. Общее в этих системах — их универсальность. В одном скафандре могут работать разные люди. Но вот использованные в них технические решения заметно различаются.

«Орлан» представляет собой полужесткую конструкцию (жесткий корпус, сгибающиеся руки) с дверкой в задней части. Этот элемент позаимствован у лунной модели «Кречет», о которой речь пойдет ниже. С 1977 г. скафандр модернизируется, находиться в нем становится все комфортнее и можно работать достаточно долго.

Скафандр «Орлан-М». Источник: wikipedia.org Скафандр EMU. Источник: wikipedia.org

Американский EMU тоже полужесткий, но делится на большее количество деталей — верхняя часть торса, нижняя, конечности, шлем, рюкзак. Споры о том, чей скафандр лучше, могут идти долго и без особого успеха — обе модели имеют свои плюсы и минусы.

Космический скафандр | это… Что такое Космический скафандр?

Космический скафандр «Сокол»

Тренировка водолаза. Нормобарический скафандр — снаряжение, предназначенное для глубоководных (до 600 метров) работ, во время которых пилот скафандра продолжает находится при обычном атмосферном давлении, что, соответственно, снимает заботу о декомпрессии, исключает азотное, кислородное и иные отравления.

Советский скафандр разработанный для программы полета на луну

Помочь космонавту, вышедшему в открытый космос, очень трудно.

ск-1 Скафандр Гагарина

Скафандр Тайконавта

Скафа́ндр (от греч. σκάφος — лодка, судно + ανδρός — родительный падеж от ανήρ — человек. Буквально — «лодкочеловек». В Древней Греции «скафандрами» называли хороших пловцов и ныряльщиков) — специальное снаряжение, предназначенное для изоляции человека (или животного) от внешней среды.

Части снаряжения образуют оболочку, непроницаемую для компонентов внешней среды (жидкостей, газов, излучений). Скафандры в основном подразделяются на авиационные, водолазные и космические.

Скафандр авиационный. Самолёт-разведчик Локхид У-2

Содержание

  • 1 Опасности выходов в открытый космос
  • 2 «Стратонавты»
  • 3 Интересные факты
  • 4 Примечания
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки

Опасности выходов в открытый космос

Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Глубокий вакуум, экстремальные температуры от минус 130С до плюс 140С, излучение Солнца, вероятность столкновения с частицами космического мусора или микрометеоритами. В условиях открытого космоса космонавта защищает скафандр. Потенциальную опасность несёт возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси. Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит декомпрессией и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль. Инцидент с повреждением скафандра произошёл во время полёта «Атлантиса» STS-37, маленький прут проколол перчатку одного из астронавтов. По счастливой случайности разгерметизации не произошло, поскольку прут застрял и блокировал собою образовавшееся отверстие. Прокол даже не был замечен до тех пор пока астронавты не вернулись в корабль и не начали проверку скафандров.[1]

Показательно, что самый первый достаточно опасный инцидент, случился во время первого выхода космонавта в открытый космос в 1966 г.. Выполнив программу первого выхода, Алексей Архипович Леонов испытал трудности с возвращением на корабль, поскольку отпустив поручень, он в условиях невесомости не мог войти ногами в люк шлюзовой камеры космического корабля «Восход». Это произошло из-за недостатков в подготовке к первому выходу в открытый космос. Также шарниры скафандра «Беркут» имели недостаточную подвижность, которая напрямую зависит от уровня давления в скафандре. Совершив несколько попыток войти в шлюз ногами вперед, космонавт решил войти в него головой вперед. Повернув регулятор давления космонавт снизил уровень избыточного давления в скафандре с режима 0.4 атм на режим 0.27 атм, что позволило ему вернуться в шлюзовую камеру. Возможность снижения давления была предусмотрена конструкцией скафандра. Внутри камеры космонавт с большим трудом развернулся и закрыл за собой люк. Затем шлюзовая камера была наддута, давление в ней сравнялось с давлением в кабине корабля. Космонавт Леонов вернулся в корабль.

Ещё один потенциально опасный случай произошёл во время второго выхода в открытый космос астронавтов космического корабля Дискавери» (полёт STS-121). От скафандра Пирса Селлерса отсоединилась специальная лебёдка, которая помогает вернуться на станцию и не даёт астронавту улететь в открытый космос. Вовремя заметив проблему, Селлерс с напарником смогли прикрепить устройство обратно и выход был завершён благополучно.[2]

В настоящее время (в 2008 г.) совершены сотни выходов в открытый космос. Решены многие научные задачи, произведены ремонты космических кораблей, станций и спутников. Наиболее известен ремонт телескопа «Хаббл», который отремонтировали астронавты. Скафандры для выхода в открытый космос совершили значительную эволюцию со времен «Беркута». Космонавтами и астронавтами собрано множество конструкций (антенны, фермы, солнечные батареи и т. д.). Доказана возможность успешной работы человека в открытом космосе. Разработка специальных телеуправляемых или автономных роботов пока не приводит к успеху.

«Стратонавты»

1959—1962 годах было построено несколько стратостатов, предназначенных для испытания космических и авиационных скафандров и парашютных систем для приземления c большой высоты. Такие стратостаты были, как правило, оборудованы открытыми гондолами, от разрежённой атмосферы стратонавтов защищали скафандры. Эти испытания оказались предельно опасны. Из шести стратонавтов трое погибли, а один потерял сознание во время свободного падения.

Американский проект «Excelsior» включал три высотных прыжка из стратостатов объёмом 85 000 м³ с открытой гондолой, которые выполнил Джозеф Киттингер в 1959—1960 годах. Он испытывал компенсирующий гермокостюм со шлемом и двухступенчатый парашют системы Бопре, состоящий из стабилизационного парашюта диаметром 2 м, который должен предохранять парашютиста от вращения при полёте в стратосфере и основного парашюта диаметром 8,5 м для приземления. В первом прыжке с высоты 23,300 м из-за раннего раскрытия стабилизационного парашюта тело пилота начало вращаться с частотой около 120 об/мин и он потерял сознание. Лишь благодаря автоматической системе раскрытия основного парашюта Киттингеру удалось спастись. Второй и третий полёты прошли более удачно, несмотря на то, что в третьем произошла разгерметизация правой перчатки и рука пилота сильно распухла. В третьем полёте, который состоялся 16 августа 1960 Киттингер установил сразу несколько рекордов — высоты полёта на стратостате, высоты свободного падения и скорости, развитой человеком без использования транспорта. Падение продолжалось 4 минуты 36 секунд, за которые пилот пролетел 25,816 м и на некоторых участках развил скорость около 1000 км/ч, вплотную приблизившись к скорости звука. Полёты в рамках проекта «Excelsior» дали важные результаты для разработки авиационных гермокостюмов и систем спасения.

Проект «StratoLab» включал четыре субстратосферных полёта и пять стратосферных, их которые четыре — с герметичной гондолой и один (StratoLab V) с открытой. В ходе полётов была выполнена обширная научная программа, включающая исследование состава воздуха в стратосфере, космических лучей и атмосферного электричества, а также астрономические наблюдения. Полёт StratoLab V «Lee Lewis» состоялся 4 мая 1961. Стратостат объёмом свыше 283 000 м³ был запущен с авианосца Antietam в Мексиканском заливе и через 2 часа 11 минут после старта достиг рекордной высоты 34,668 м. Стратонавты Малколм Росс и Виктор Претер были одеты в космические скафандры. После успешного приводнения Претер погиб, не удержавшись на трапе во время подъёма на вертолёт и захлебнувшись. Он раньше времени разгерметизировал скафандр, так как был уверен, что опасность миновала.

Интересные факты

  • Первые образцы космических скафандров были созданы в конце 1950-х гг. в СССР.
  • Специально для высадки на поверхность луны по программе «Аполлон» в 1969—1972 гг. был создан особый герметичный костюм. Он состоял из 17 слоев очень прочных материалов. Под внешний скафандр надевали спецодежду, пронизанную сетью трубочек, с циркулирующей по ним водой.

Скафандр астронавта для высадки на поверхность луны по программе «Аполлон»

Примечания

  1. Взрывная декомпрессия и прямое воздействие вакуума (Explosive Decompression and Vacuum Exposure)(англ.)
  2. Во время выхода в открытый космос у одного из астронавтов США возникли проблемы(рус.)

См. также

  • Ястреб — тип космического скафандра для осуществления космонавтами выходов в открытый космос.
  • Орлан — тип космического скафандра, созданного в СССР для осуществления безопасного пребывания и работы космонавта в открытом космосе. Скафандры Орлан, были рассчитаны до 6,5 часов работы в открытом космосе

Ссылки

  • http://mvl. mit.edu/EVA/biosuit/index.html
  • Статья про скафандры в журнале «Вокруг света»
  • Описание скафандра на сайте НПП «Звезда».

Задержат ли скафандры возвращение НАСА на Луну до 2026 года?

Новость о том, что НАСА заключило контракт с двумя компаниями, Axiom Space и Collins Aerospace, на предоставление услуг скафандров, была весьма кстати. Запланированное возвращение программы Artemis на Луну было бы бессмысленным, если бы астронавты не смогли выйти из своего космического корабля и ходить, выполняя полезную работу. Даже если бы Америка не возглавляла большую часть мира, чтобы вернуться на Луну, новые скафандры для выхода в открытый космос давно назрели.

Недавно, как сообщает Space.com, НАСА пришлось приостановить выход в открытый космос на Международной космической станции (МКС), когда вода начала просачиваться в шлем астронавта Европейского космического агентства (ЕКА) Матиаса Маурера. Инцидент был вторым случаем, когда из шлема начала протекать вода. Первый раз это произошло в 2013 году, когда астронавт ЕКА Лука Пармитано едва не утонул, работая за пределами МКС.

В 2019 году НАСА пришлось отложить выход в открытый космос только женщин, когда космическое агентство обнаружило, что на МКС нет скафандров, подходящих женщинам-астронавтам меньшего телосложения.

Костюмы для выхода в открытый космос, которые НАСА использует около 40 лет, давно пора заменить. Нынешние костюмы стоят больших денег и усилий, чтобы содержать их должным образом.

Лунные скафандры Аполлона были чудом техники для своего времени. Они обеспечивали луноходам прекрасную защиту во время их пребывания на лунной поверхности. Но костюмы были громоздкими и позволяли очень ограниченную подвижность.

По данным Space.com, лунная пыль стала еще большей проблемой для первых людей, ступивших на Луну. Пыль была абразивной и проникала во все. Он пах «горелым углем» и представлял опасность для здоровья астронавтов Аполлона, когда они возвращались в лунный модуль в своих грязных лунных скафандрах.

НАСА безуспешно пытается разработать новый костюм для выхода в открытый космос в течение последних 15 лет. Однако, когда потребность в новом скафандре становится критической, космическое агентство обращается к коммерческому сектору за скафандром следующего поколения для выхода в открытый космос.

По данным Ars Technica, НАСА использует ту же модель контрактов с фиксированной ценой, которая оказалась успешной для коммерческого экипажа и используется в программах системы посадки человека. Collins Aerospace, устаревшая компания, участвовавшая в разработке лунных скафандров «Аполлон», и Axiom Space, молодой предприимчивый выскочка, получили 3,5 миллиарда долларов на разработку новых скафандров для выхода в открытый космос, а затем сдачу их в аренду НАСА для астронавтов МКС и Артемиды.

Обе компании также будут предлагать одинаковые услуги коммерческим клиентам. Axiom уже разрабатывает частную космическую станцию, где такие скафандры могли бы пригодиться.

Перед Аксиом и Коллинз стоит грандиозная задача, несмотря на то, что они использовали данные, полученные НАСА в своих собственных скафандрах. Они верят, что к 2025 году у них будет готовый скафандр для полевых испытаний, вероятно, во время выхода в открытый космос на МКС.

НАСА планирует запустить миссию Artemis III, которая доставит астронавтов на Луну, к 2025 году. Невозможно отделаться от впечатления, что все обрезано слишком близко. Если процесс разработки скафандра затормозится, то он может отложить следующую посадку на Луну еще на год, до 2026 года, даже если система космического запуска и система посадки человека на космический корабль SpaceX будут готовы, сроки, которые были названы «желательными».

Обратите внимание на Сирию или заплатите цену

Китай целится в союзника, но его настоящая цель — США

Для тех, кто ждал, когда люди ступят на Луну с тех пор, как это произошло в последний раз 50 лет назад, еще одна задержка сведет с ума. С другой стороны, по крайней мере на этот раз задержка будет связана с проблемами разработки новых технологий, а не с капризными решениями политиков.

С другой стороны, в 2026 году исполнится полпятисотлетия или 250 лет со дня подписания Декларации независимости, события, которое положило начало Соединенным Штатам Америки как независимой нации. Представьте себе запуск системы космического запуска вместе с космическим кораблем «Орион», доставившим первых астронавтов на Луну, и запуском системы посадки человека на космический корабль — это будет невероятный фейерверк, знаменующий возвращение Соединенных Штатов в качестве державы в дальнем космосе. Какой способ отметить годовщину и продемонстрировать вечную способность Америки к обновлению.

Марк Р. Уиттингтон – автор исследований по исследованию космоса «Почему так сложно вернуться на Луну?» а также «Луна, Марс и не только» и «Почему Америка возвращается на Луну?» Он ведет блог в Curmudgeons Corner.

Этот инженер НАСА разрабатывает скафандр для женщин на стороне

В детстве Сабрина Томпсон мечтала стать художником или модельером — она просто никогда не представляла, что будет создавать одежду для космоса.

37-летний Томпсон — аэрокосмический инженер НАСА, а также генеральный директор и основатель бренда уличной одежды Girl in Space Club. Большую часть этого года Томпсон разрабатывал и исследовал, как разработать стильный герметичный костюм для женщин-космонавтов.

Костюм предназначен для ношения внутри ракеты-носителя или ракеты-носителя на пути в космос и при входе в атмосферу.

Ниже Томпсон обсуждает источник вдохновения, лежащий в основе дизайна скафандра, и то влияние, которое, как она надеется, он окажет на космическую отрасль:

Союз искусства и науки баскетбол и играть с моими Барби», — вспоминает она. Только в выпускном классе средней школы, когда пришло время выбирать колледж, она узнала, что такое инженер.

Ее школьный учитель рисования помог ей выбрать специальность в Университете штата Нью-Йорк в Стоуни-Брук. «Я была отличницей своего класса, но все знали, куда они хотят поступить в колледж, кроме меня», — говорит она. «Мой учитель рисования помог мне и предложил: «Почему бы тебе не заняться инженерным делом?»

Вскоре Томпсон обнаружила, что карьера инженера-механика станет идеальным сочетанием ее любви к искусству и математических способностей. . После окончания Stony Brook со степенью бакалавра машиностроения Томпсон получил степень магистра аэрокосмической техники в Технологическом институте Джорджии.

Она присоединилась к НАСА в 2010 году и последние 12 лет работает с организацией, разрабатывая орбитальные траектории для космических миссий.

Но она никогда не отказывалась от искусства: квартира Томпсона в Балтиморе усеяна картинами, изготовленными на заказ кроссовками и другим дизайном. В 2018 году она основала клуб «Девушка в космосе» с целью сделать STEM «веселым и модным» для будущих поколений.

«У меня была отличная работа, которая удовлетворяла мое любопытство о том, как все устроено, и позволяла мне развиваться в технических областях», — однажды сказала она WWD. «Но этот художник внутри меня внутренне голодал».

Сабрина Томпсон

Магдалена Петрова

«Космические скафандры никогда не разрабатывались для женщин» женщины станет его крупнейшим проектом на сегодняшний день. «Модная часть очень важна для привлечения большего количества девушек в STEM и в космос, особенно больше цветных девушек», — говорит она CNBC Make It.

«Это не просто круто, это необходимо».

Женщины по-прежнему крайне недопредставлены в областях STEM, включая аэрокосмическую промышленность: число женщин, работающих в международной космической сфере, колеблется на уровне около 20% в течение как минимум 30 лет, и только 11% астронавтов до сих пор были женщинами, по данным ООН.

«Скафандры никогда не разрабатывались с расчетом на женщин», — отмечает Томпсон, несмотря на то, что женщины сыграли важную роль в разработке скафандров для космонавтов.

Согласно журналу Smithsonian Magazine, производитель женского нижнего белья Playtex, также известный как International Latex Corporation (ILC), является компанией, изготовившей оригинальные скафандры Apollo. «Каждый скафандр Аполлона был сконструирован вручную с помощью швейных машин, отдельных игл, клея и инструментов для термосварки», — говорит историк Дуглас Лантри. «И все это построили женщины».

Томпсон не единственный, кто за последние годы взялся за переделку традиционного скафандра. Ряд частных компаний, в том числе SpaceX и Virgin Galactic, представили свои собственные версии бортовых скафандров, которые, по словам Томпсона, «очень мужские» и «бесцветные». Своим дизайном она надеется сделать скафандры «веселее на вид».

Что будет дальше

При проектировании женского костюма для космических путешествий необходимо учитывать и практические аспекты. «Нам нужно увеличить бюст, сделать плечи менее широкими и расширить бедра», — объясняет Томпсон.

Дизайн ее скафандра все еще находится в зачаточном состоянии, но для воплощения проекта в жизнь Томпсон организовала комитет экспертов в области аэронавтики и моды, в который вошли бывший астронавт НАСА Николь Стотт и Патриция Столл, президент подразделения космических систем ILC Dover, чтобы помочь создать костюм.

Томпсон говорит, что она еще не уверена, сколько будет стоить скафандр, но ведет переговоры с потенциальными инвесторами и подает заявку на гранты для сбора средств на проект. Она также надеется собрать 75 000 долларов от кампании на Kickstarter, запущенной в октябре, которая будет охватывать исследования и разработки, а также прототипную часть проекта.

Прямо сейчас Томпсон и ее команда изучают, какие технологии они могут использовать для создания собственного герметичного скафандра, а также изучают, как создавать конструкции, которые могут работать с различными ракетами-носителями.

«Например, если вы едете вместе со SpaceX и носите их скафандр, в скафандр встроены встроенные системы, которые работают с реальной ракетой-носителем.» — объясняет она. «Поэтому мы принимаем во внимание разработку скафандра для конкретной миссии или конкретной ракеты-носителя».

Томпсон и ее команда также изучают универсальный дизайн скафандра, который подойдет для различных миссий или аэрокосмических компаний. Как только прототип будет готов, он должен пройти тщательное тестирование, но часть процесса исследований и разработок займет еще как минимум пару месяцев.

Несмотря на то, что Томпсон дважды подавала заявку на полет в космос с НАСА, она еще не отправилась на миссию, сообщила она WWD. «Говорят, чтобы вас выбрали, требуется две или три попытки», — сказала Томпсон, добавив, что планирует повторить попытку в 2024 году.