Содержание
Что посмотреть: космолет Брэнсона в небе, Маск на связи с Россией
В новой подборке видео от РБК Трендов: Virgin Galactic успешно испытала космолет для отправки туристов на орбиту, Маск выступил на российском форуме, а Google показала видеочат с 3D-аватарами
Полет космолета Virgin Galactic
Virgin Galactic провела успешный испытательный полет своего пилотируемого космолета VSS Unity серии SpaceShipTwo. Судно взлетело с площадки космодрома «Америка» в Нью-Мексико.
Unity с двумя пилотами на борту поднял на высоту 16 км самолет-носитель, после чего космолет отделился от него. Затем он самостоятельно преодолел высоту в 89 км и успешно приземлился.
Изначально полет должен был пройти в декабре 2020 года, но не состоялся из-за сбоя в программном обеспечении. Virgin Galactic планирует использовать Unity для космического туризма. Первые полеты туристов на высоту 90 км намечены на 2022 год. 600 человек уже купили билеты по цене от $200 до $250 тыс.
Илон Маск выступил на российском научно-просветительском марафоне
СЕО Tesla и SpaceX Илон Маск принял участие в марафоне «Новое Знание» по онлайн-связи.
Также Маск допустил открытие завода Tesla в России: «Думаю, мы скоро будем присутствовать в России. Я думаю, это будет потрясающе. Нам нужно смотреть более широко: на Казахстан и другие страны СНГ. Это важно для нас».
Сейчас заводы Tesla есть в США и Китае, а в Нидерландах действует предприятие по сборке из готовых деталей. Также компания ведет строительство полноценного завода в Германии. Только с начала 2021 года компания продала более 180 тыс. электромобилей. Расширение географии производства помогло бы снизить затраты на поставки на рынки России и СНГ. Пока что в России нет даже офиса продаж Tesla.
Суперлуние
26 мая можно было наблюдать сразу три редких астрономических явления: перигей, полнолуние и лунное затмение.
Перигей — это максимальное приближение лунной орбиты к земной, полнолуние (суперлуние) означает, что Луну было видно полностью и максимально близко. Она подошла к Земле на очень близкое расстояние — менее 362 тыс. км. Сначала ее было видно целиком, а затем она полностью погрузилась в тень Земли на 14 минут.
Сам термин «суперлуние» впервые употребил астролог Ричард Нолле в 1979 году в американском издании Dell Publishing, публикующем астрологические прогнозы. В России его лучше всего было видно в Хабаровском и Приморском краях, на Камчатке и Чукотке
Google представила «голографический» чат с эффектом присутствия
На конференции I/O 2021 компания Google, в том числе, показала Project Starline — технологию, при помощи которой пользователи могут общаться с полным эффектом присутствия.
Это означает, что собеседники видят максимально реалистичные 3D-модели друг друга, которые можно разглядеть до мельчайших деталей. Для этого пользователя сначала помещают в кабину, где десятки камер снимают его со всех ракурсов. Это делается один раз. Фото, видео и карту глубины (аналогичную строят лидары в iPhone и беспилотниках) отправляют на специальный сервер для создания 3D-аватара. Именно его транслируют потом в процессе видеозвонка.
Для проекта Google использовал новейшие разработки в области компьютерного зрения, машинного обучения, пространственного звука и распознавания образов в реальном времени. В результате «аватар» подстраивается под разные углы зрения.
Пока что Project Starline доступен лишь для тестирования в офисе Google: для того, чтобы пользоваться технологией, нужно специальное оборудование, которое пока недоступно массовым потребителям.
Нейросеть научили менять ракурс съемки на видео
Американские исследователи создали алгоритм, который позволяет смотреть видео с другого ракурса — даже если оно было снято на одну камеру.
Разработка инженеров из Политехнического университета Виргинии и Facebook обрабатывает обычное 2D-видео и синтезирует на его основе кадры с произвольных новых ракурсов. Алгоритм основан на нейросети NeRF (Neural Radiance Field), разработанной в 2020 году. Она позволяет хранить информацию о 3D-сцене и генерировать ее плоские изображения под разными углами. Для этого алгоритм пропускает через сцену лучи света, чтобы распознать цвет и плотность каждого пикселя под каждым углом зрения. Затем обрабатывает полученные данные и воссоздает 2D-изображение с каждого ракурса. Затем повторяет процесс многократно, образуя полноценный кадр. В процессе нейросеть обучается на множестве кадров одного и того же объекта с разных ракурсов.
В основе технологии — механизм, похожий на тот, что есть у нас от природы: поскольку мы смотрим на мир двумя глазами, наш мозг получает два похожих изображения с чуть разных ракурсов и соединяет их в одно. Ранее похожую технологию придумали в Google.
Эпичное видео вулкана, снятое с дрона
Американский производитель дронов DJI обратился к норвежскому фотографу, инженеру и оператору дронов Асе Стейнарс, чтобы она сняла извержение вулкана Фаградалсфьял в Исландии. Получилось завораживающе:
Это уже не первое подобное видео, но, пожалуй, самое захватывающее и лучшее по качеству. Аса использовала дроны DJI FPV и Mavic 2 Pro, чтобы заснять панораму гор, а также подобраться к самому жерлу вулкана с раскаленной лавой. VR-очки на операторе и специальное ПО создавали ощущение настоящего полета в процессе съемки.
Компания DJI специализируется на беспилотных аппаратах, которые используют в сельском хозяйстве. С помощью этих дронов, а также пульта управления и специальной платформы можно воссоздать максимально реалистичную карту почвы и управлять данными в режиме онлайн. Это должно помочь сохранению важнейших экосистем и снижению вреда, который наносит сельское хозяйство окружающей среде.
Проект космолета «Скайлон» прошел экономическую проверку
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, REL
Подпись к фото,
За 30 лет на разработку «Скайлона» потрачено около 100 млн евро
Космолет «Скайлон», судя по всему, будет экономически оправданным. К этому выводу пришли авторы исследования, заказанного Европейским космическим агентством.
Беспилотный космолет многоразового использования – детище британской фирмы REL. Как обещают его разработчики, космолёт сделает возможным недорогой и надёжный доступ в космос.
Но, несмотря на то, что проекту уже более 10 лет, до сих пор нет действующего полноразмерного прототипа двигателя этого летательного аппарата, так как разработчики испытывают трудности с финансированием проекта, общая стоимость которого измеряется миллиардами долларов.
Исследование, проведенное по заказу Европейского космического агентства, прежде всего, рассматривали вопрос о том, сможет ли многоразовый космолет отвечать запросам рынка и окажется ли он достаточно рентабельным.
Его задачей, как предполагается, в основном будет вывод на орбиту телекоммуникационных спутников. Эту работу сейчас выполняют ракеты-носители «Ариан-5», на смену которым через несколько лет могут прийти новые ракеты «Ариан-6». Сроки выпуска новых «Арианов» сейчас обсуждается в европейских странах.
Дискуссии вокруг «Скайлона» пока еще не приобрели столь же практические очертания. Но в будущем дело может дойти и до практических решений, если дальнейшие исследования подтвердят техническую и экономическую состоятельность проекта.
Компания S-ELSO, которая в будущем может осуществлять запуски «Скайлона» на орбиту, исследовала различные аспекты этого проекта и даже выясняла, возможны ли запуски «Скайлона» с территории Французской Гвианы, где расположен космодром ЕС.
Как сообщается, результаты исследования оказались положительными по всем статьям.
Новая концепция
В случае осуществления этого проекта система вывода на орбиту европейских спутников изменится кардинальным образом.
Автор фото, REL
Подпись к фото,
Разработка многорежимного двигателя космолета находится на завершающей стадии
«Скайлон» совершенно не похож на ракеты-носители, используемые сейчас в Европе. Он будет способен подниматься в воздух и садиться как обычный самолет.
Ключевой частью проекта является уникальная силовая установка — два многорежимных турборакетных прямоточных двигателя. На более низких высотах и скоростях эти двигатели работают в реактивном режиме – так же, как двигатель реактивного самолета. На высоте свыше 26 километров при скорости более чем в пять раз выше скорости звука включается ракетный режим.
Если эта технология действительно окажется работоспособной, она позволит сократить массу ракеты-носителя. Это, в свою очередь, сделает возможным выводить летательный аппарат в открытый космос в бесступенчатом режиме.
Автор фото, REL
Подпись к фото,
«Скайлон» будет взлетать как обычный самолет
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Это дорогостоящий проект, однако, в долгосрочной перспективе инвестиции в него могут оказаться выгодными, поскольку «Скайлон» предназначен для многократного пользования. Нынешние ракеты-носители могут использоваться лишь один раз.
Идея космолета привлекательна еще и тем, что он предполагает появление производителя, такого же, как «Боинг» или «Эйрбас», который будет продавать «Скайлон» операторам. Эти операторы станут эквивалентом нынешних авиакомпаний.
Авторы исследования также пытались понять, сможет ли «Скайлон» перевозить грузы и аппараты, которые через 20 лет правительственные космические агентства и частные компании захотят вывести на орбиту.
Это, в основном, различные виды телекоммуникационных спутников, крупнейшие из которых достигают веса в восемь тонн.
Расчеты исследователей показали, что «Скайлон» справится с доставкой на орбиту любых спутников и даже крупных солнечных панелей.
Модуль космолета
Недостаток «Скайлона» в том, что он может подниматься только на высоту в несколько сотен километров, поэтому космолету будет нужен дополнительный модуль, способный вывести спутник на орбитальную высоту в 36 тыс км.
Автор фото, REL
Подпись к фото,
Выводить спутники на орбиту будет специальный многоразовый модуль
Проблема в том, что так называемый «верхний модуль», выводящий оборудование непосредственно на орбиту, уже не сможет вернуться, если вес груза более 6,4 тонн.
В этом случае он должен будет самоуничтожиться в верхних слоях атмосферы.
Разработчики «Скайлона» надеялись, что этот модуль можно будет «поймать» после того, как он доставит груз на орбиту, и в будущем использовать снова.
Но исследователи утверждают, что в девяти случаях из десяти орбитальный груз позволит модулю вернуться для повторного использования.
Будущее проекта «Скайлон» зависит от успеха финальной стадии разработки его двигателя. Британское правительство выделило на эти цели 60 млн фунтов, а специалисты Европейского космического агентства считают, что с технической точки зрения серьезных проблем в проекте нет.
Если испытания двигателя будут успешными, летательный аппарат типа «Скайлон» может появиться в уже 20-х годах нашего века.
Автор фото, REL
Подпись к фото,
Основной объем космолета занимают баки с горючим
В США представили проект орбитального корабля, который стартует с железной дороги
Итак, космоплан получил название Radian One, это разработка компании Radian Aerospace, которая базируется в американском штате Вашингтон.
Заявлено следующее: стартовать будет непосредственно со взлётной полосы, вмещает пять человек, на орбите один оборот вокруг Земли совершает за полтора часа, может летать к МКС и находиться в космосе до пяти суток.
Помимо всего прочего, обещают и вот какое преимущество: после приземления космолёт будет готов к следующему рейсу уже через двое суток, то есть, по большому счёту, нужно только подзаправить. Для сравнения, первую ступень Falcon 9 от SpaceX неделями, если не месяцами приводят в порядок для повторного запуска.
Аэрокосмическая фирма раскрывает планы по созданию космоплана, который может взлетать и приземляться со взлётно-посадочной полосы. Фото © Radian Aerospace
Теперь давайте попытаемся хотя бы в общих чертах понять, каким же именно образом всего этого предполагается достичь и почему это не удавалось до сих пор. Самое интересное, пожалуй, взлёт.
Как летали Space Shuttle и «Буран»
С американскими челноками было так: на самом космолёте — три маршевых двигателя RS-25 (водород и кислород), они включались за шесть с половиной секунд до старта, но их было, конечно, недостаточно, для того шаттл и прикрепляли к этой вспомогательной конструкции с двумя твердотопливными ускорителями по бокам и бочкой с топливом посередине.
Запуск системы Space Shuttle. Фото © Wikipedia
У «Бурана» всё оказалось ещё сложнее. Байконур дальше от экватора, чем мыс Канаверал, а значит, тяги нужно больше — уже не три маршевых двигателя, а четыре. Но с ними космолёт был бы очень тяжёлым, поэтому их в полном составе переставили на топливный бак. Получилась полноценная центральная ступень ракеты «Энергия». И плюс целых четыре боковых блока с кислородно-водородными двигателями РД-170. То есть у самого космолёта есть только двигатели орбитального маневрирования, которые понадобятся уже далеко в космосе.
Система «Энергия» – «Буран». Фото © Wikipedia
Напрашиваются выводы: во-первых, концепция космического корабля во многом зависит от того, откуда предполагается взлетать, а во-вторых, возникает большой вопрос: за счёт чего, собственно, без ракет и ускорителей можно запустить космоплан за линию Кармана (это условная граница космоса, примерно 100 километров).
Предыдущие попытки
Космолёт X-33, разрабатываемый в 1990-е годы. Фото © Wikipedia
В 1995–2001 годах существовал проект под названием Х-33. Им занималась компания Lockheed Martin. Этот космолёт как раз должен был подниматься в космос самостоятельно на двух своих водородно-кислородных двигателях. Дело в том, что это были принципиально новые двигатели — клиновоздушные. У них клиновидное сопло.
Сравнение ракетного двигателя с обычным соплом (слева) и клиновоздушного двигателя. Фото © Wikipedia
Конструкция такова, что в зависимости от атмосферного давления регулируется мощность потока газовой струи. За счёт этого двигатель сам по себе гораздо меньше обычного с такой же тягой, а главное, на взлёте и низких высотах экономится 25–30% топлива. И тем не менее даже при всём этом вес одного только бака для сжиженного кислорода должен был составлять 65% от массы всего корабля. Плюс два бака для жидкого водорода. Вот, в частности, с ними и возникла загвоздка. Для максимального облегчения космоплана их решили сделать не из алюминия, а из графито-эпоксидного композитного материала. Но, к сожалению, испытаний на прочность они не выдерживали. К тому же надо понимать, что X-33 был лишь суборбитальным беспилотным прототипом, а в итоге для полётов на орбиту собирались построить точно такой же, только вдвое больше, — VentureStar. В общем, в итоге после многочисленных неудачных тестов проект решили свернуть.
Сравнение внешнего облика систем Space Shuttle, VentureStar и X-33. Фото © web.archive.org
Примечательно, что один из тех людей, которые разрабатывали X-33, сейчас является соучредителем Radian Aerospace — это Ливингстон Холдер. Он считает, что тогда, 20 лет назад, главная проблема была не технической.
— Тогда я был убеждён, что технически действительно возможно создать одноступенчатую систему для выведения на орбиту, но это будет сложно сделать коммерческим предприятием, потому что это очень дорого, — объяснил он.
Как будет у Radian One
Космолёт Radian One. Фото © Radian Aerospace
Судя по тому, как он выглядит на схемах и анимациях, двигатели у этого космолёта будут не клиновоздушные, а обычные. Впрочем, в описании проекта подчёркивается, что концепция очень гибкая и можно выбирать много разных вариантов. На схеме три главных двигателя и ещё два маленьких — для орбитального маневрирования. Но если посмотреть другие изображения, то становится ясна одна важнейшая особенность этого проекта.
Схема расположения космолёта Radian One на пусковом устройстве. Фото © Radian via USPTO
Дело в том, что да, космолёт будет взлетать сам, но… не совсем. Предусмотрено одно хитроумное устройство, которое должно заменить ракету и разогнать машину до четверти скорости звука ещё до отрыва от Земли. И называется оно пусковыми санями. Именно так — пусковые сани, «запряжённые» тройкой ракетных двигателей на авиационном керосине и кислороде. Поедут они по трём рельсам, и протяжённость этой космической железной дороги составит больше трёх километров. Как вариант предлагается использовать технологию магнитной левитации, как у высокоскоростных поездов, скажем, в Шанхае. То есть магнитное поле будет поддерживать сани, и они помчатся, не касаясь (или почти не касаясь) рельс. Фантастика!
Запуск космолёта Radian One с помощью пусковых саней. Фото © Radian Aerospace
А вот для посадки, как утверждается, не нужно никакой особенной инфраструктуры, и космолёт сможет садиться в большинстве крупных аэропортов мира. И это опять-таки очень интересное заявление, потому что, скажем, для того же «Бурана» пришлось строить специальный аэродром Юбилейный с очень усиленным покрытием. Это было необходимо по той простой причине, что космолёт садится на гораздо более высоких скоростях, чем обычный самолёт, а отсюда возрастает и нагрузка на поверхность.
Звёздные войны, новая эра. В России возродят советский боевой космолёт
Адель Романенкова
- Статьи
- буран
- запуски
- Космонавтика
- Наука и Технологии
Комментариев: 0
Для комментирования авторизуйтесь!
Космический корабль
против ракеты: в чем основные отличия?
Если подумать, трудно уложить в голове тот факт, что человек совершил космическое путешествие. Это просто общепринятая часть нашей повседневной жизни, что человечеству удалось успешно выйти с поверхности земли в дальние уголки космоса. Зачем притворяться, что это не невероятно? Чтобы по-настоящему оценить этот подвиг, стоит понять, как работают все движущиеся части. Начнем с космических кораблей и ракет.
Космический корабль против ракеты: полное сравнение
Космический корабль — космический корабль, управляемый экипажем.
Услышав о последнем запуске НАСА, астронавты и эксперты произносят множество незнакомых слов. Тем из нас, кто не является астронавтами НАСА, может быть трудно понять, что все это значит, без объяснений. Например, в чем сходство и различие между космическим кораблем и ракетой? Какие особенности отличают их друг от друга? Эта статья поможет выделить эти сходства и различия и попытаться разобраться в их отличительных чертах. Мы начнем с параллельного сравнения, а затем посмотрим на сходства и различия.
Spaceship против ракета: бок по боковым сравнением
Spaceship | Ракета | |
---|---|---|
.![]() | ||
Основное применение : | Космические полеты | Запуск космических аппаратов в космос |
Изобретен : | 4 октября 1957 г. | 16 марта 1926 г. |
Первое использование : | С запуском в 1957 г. российский «Спутник-1» стал первым космическим кораблем, вышедшим на околоземную орбиту со времен нашей эры | |
, созданный : | Energia | Роберт Годдард |
Ключевые функции : | Thrusters, Thrusters, Thrusters, Thrusters, Thrusters, Thrusters, Thrusters, Compeaut.0031 | Топливная нагрузка, плавники, насосы, система начисления |
Ключевые различия : | Космос Транспортные астронавты | Космические путешествия не ведут.![]() Теперь, когда мы сравнили их бок о бок, давайте посмотрим на отличительные черты космических кораблей и ракет. Космический корабль: полная историяКосмический корабль, также известный как космический корабль, предназначен для доставки астронавтов в космос и позволяет им летать по всей галактике. Космические корабли, изначально основанные на дизайне и использовании спутников, теперь используются для различных целей, включая наблюдение, метеорологию, навигацию, исследование и многое другое. Несмотря на бесчисленное множество различий между космическими кораблями разных производителей, средний космический корабль состоит из нескольких ключевых компонентов: двигателей (система наведения), системы связи, топлива, аэрокосмической оболочки и парашютов. Двигатели используются для перемещения космического корабля в ту или иную сторону, но они отличаются от ракет тем, что они гораздо менее мощные и не отваливаются от корабля. Система наведения помогает космическому кораблю приземлиться на планету или состыковаться с космической станцией. Космические корабли могут быть пилотируемыми, полуэкипажными и неэкипажными, но их предназначение остается неизменным — летать в открытом космосе, перевозить грузы и проводить наблюдения. Кроме того, космические корабли могут быть суборбитальными или орбитальными. Суборбитальные космические корабли выходят в космос, а затем возвращаются на поверхность Земли, не совершая полного оборота вокруг Земли. Эти космические корабли обычно подлежат восстановлению. Орбитальные космические корабли, с другой стороны, выходят на полную орбиту вокруг планеты. Эти корабли традиционно не подлежат восстановлению. Ракета: полная история Для запуска ракета должна получить тягу от ракетного двигателя. Слово «ракета» может иметь несколько значений. Помимо космических ракет, которые используются для подъема ракеты-носителя или космического корабля из атмосферы к звездам и планетам за ее пределами, ракеты также могут относиться к оружию, фейерверкам и даже листовым овощам. Во всех смыслах мы будем обсуждать космические ракеты. По сути, ракета — это снаряд, который запускает космический корабль в космос. Его конструкция состоит в том, чтобы выбрасывать топливо через выхлоп, направляя огромное количество тяги к земле, чтобы подтолкнуть космический корабль вверх на высоких скоростях, необходимых для достижения космоса. Благодаря науке, лежащей в основе их конструкции, ракеты способны работать в космическом вакууме. Некоторые даже лучше работают в космосе, чем на земле. Конструкция космических ракет состоит из нескольких ключевых компонентов: топливной загрузки, стабилизаторов, насосов и системы наведения. Топливная нагрузка — это то, что ракета использует, чтобы помочь ракете-носителю развить высокие скорости, необходимые для полета в космос. После того, как ракета поможет ракете-носителю достичь космоса, она может официально выйти из строя. Другими словами, ракета запрограммирована так, чтобы она оторвалась от космического корабля и вернулась на Землю. Хотя ученых традиционно мало заботила посадка ракеты, пока она не причиняла вреда гражданскому населению, в последнее время в технологии посадки было достигнуто несколько достижений. Эти достижения включают безопасную посадку ракеты обратно на землю для повторного использования или перепрофилирования. Космический корабль против ракеты: пять фактов, которые нужно знать
Космический корабль против ракеты: в чем основные отличия? FAQs (Часто задаваемые вопросы)В чем разница между ракетой и космическим кораблем? Основные различия между ракетами и космическими кораблями заключаются в следующем: Ракеты доставляют космический корабль в космос, а затем возвращаются на Землю. Космические корабли могут быть пилотируемыми и беспилотными, но ракеты никогда не бывают пилотируемыми. Для чего используются ракеты и космические корабли? Ракеты используются, чтобы помочь космическим кораблям достичь космоса. Космические корабли используются для космических путешествий. Из каких трех основных частей состоит космический шаттл? Тремя основными частями космического челнока являются твердотопливные ускорители, внешний бак и орбитальный аппарат. Что позволяет ракете быть аэродинамической? Все упирается в скорость. (Или, скорее, разница в скорости.) Движение ракеты в воздухе создает подъемную силу и сопротивление, которые делают ракету аэродинамической. Что такое шесть космических челноков? Шесть космических челноков НАСА: «Энтерпрайз», «Колумбия», «Челленджер», «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор». Как приземляются ракеты и космические корабли? Ракеты и космические корабли используют комбинацию гравитации, двигателей и парашютов для безопасного приземления на землю. Откуда запускаются ракеты и космические корабли? В течение последних 60 лет ракеты и космические корабли НАСА запускались с мыса Канаверал во Флориде. об авторе |