Содержание
Куда летят миллиардеры: чем запомнится 2021 год в космической отрасли | Статьи
Заканчивается 2021 год. И кажется, что космос всё плотнее входит в жизнь обычных людей, а будущее, каким оно представлялось фантастам, становится всё ближе. Вновь появились космические туристы, на орбите снимается художественное кино, а российский сегмент Международной космической станции постепенно прирастает модулями. В том, какие события мировой космонавтики стали наиболее важными в этом году, разбирались «Известия».
Летать стали чаще
Количество запусков растет и вплотную приблизилось к 140. Китай вот уже четыре года подряд удерживает лидерство по числу стартов (51 по состоянию на 19:12), но у них есть проблемы с качеством, сразу три аварии за год, правда, большей частью приходящиеся на коммерческие носители. На втором месте США (44 запуска по состоянию на 19:12), три четверти стартов которых обеспечивает компания SpaceX. Чуть менее половины американских стартов — это продолжение развертывания спутникового созвездия Starlink по обеспечению широкополосного доступа в интернет. Россия на третьем месте, на 19 декабря у «Роскосмоса» было 22 запуска. «Роскосмос» в этом году продолжает безаварийную серию запусков, самую длинную в своей истории.
Куда летят миллиардеры
Фото: РИА Новости/Кирилл Каллиников
Нужно пояснить, что просто сравнивать количество запусков не всегда корректно. В конечном счете гораздо важнее, какая у конкретной страны космическая программа и насколько получается ее реализовывать. А запуски — это скорее показатель общего уровня развития космической отрасли. Если же говорить об отдельных достижениях, то интересного в этом году много почти у каждой космической державы.
Запуск к МКС модулей «Наука» и «Причал»
Модуль «Наука» для российского сегмента Международной космической станции ждали уже очень долго. Так получилось, что в международном сегменте работают целых три лабораторных модуля: европейский «Коламбус», американский «Дестини» и японский «Кибо», а у России до сих пор не было ни одного. И хотя создание российского научного модуля было начато еще в 2008 году, он всё не мог выбраться из череды проблем и проваленных испытаний. В топливных баках «Науки» была обнаружена стружка, модуль старел, и многие уже были морально готовы к тому, что он так и не будет запущен, а сразу уедет в музей словно памятник эпохе.
Однако 21 июля спустя годы ожидания и переносов «Наука» все-таки была отправлена к Международной космической станции. Полет «Науки» стал одним из самых сложных для российского Центра управления полетов. Специалисты столкнулись с множеством проблем, от не вовремя сработавшего клапана между топливными магистралями до программных сбоев. Восемь суток десятки специалистов делали всё, чтобы этот полет не закончился аварией, преодолевая все возможные сложности.
Куда летят миллиардеры
Стыковка грузового корабля «Прогресс М-УМ» с модулем «Причал» к российскому сегменту Международной космической станции
Фото: Роскосмос/roscosmos. ru/Петр Дубров
Но даже после ювелирной стыковки проблемы не закончились. Модуль «Наука» не был корректно выключен и переведен в состояние «сцепка», по-прежнему действовала программа автономного полета. И более чем через час полета компьютер «Науки» выдал команду на включение двигателей модуля на увод, попытался отойти от станции и заново пристыковаться. В результате станцию развернуло по оси, а потом при помощи двигателей ориентации станции и грузового космического корабля «Прогресс» МКС вернулась в правильное положение. Экипаж станции и ее модули не пострадали.
Спустя четыре месяца к Международной космической станции был запущен еще один модуль — «Причал». Его полет и стыковка обошлись без проблем. Таким образом, Россия добавила к своему сегменту за один год два новых модуля впервые почти за два десятка лет. «Причал» предназначен для стыковки грузовых и пилотируемых кораблей, а также расширения станции при помощи новых модулей.
В настоящее время космонавты работают над интеграцией «Науки» в систему МКС, в 2022 году в модуле должны будут начаться новые научные эксперименты. Очень хочется надеяться, что с помощью «Науки» получится вывести космическую науку на новый уровень.
Атмосферные полеты Starship
Компания SpaceX продолжает создание новой космической системы Starship. Во-первых, Starship должен стать первой полностью многоразовой космической системой, состоящей из первой ступени Superheavy и космического корабля Starship. Во-вторых, эта система больше по размерам и грузоподъемности, чем любая из существовавших сверхтяжелых ракет. Если компании удастся реализовать Starship, это может стать серьезнейшим прорывом в мировой космонавтике.
Куда летят миллиардеры
Тестовый запуск Starship
Фото: Global Look Press/SpaceX
В 2021 году до орбитального полета не дошло, хотя изначально предполагалось, что он будет реализован уже в июле. Однако с февраля по май 2021 года компания SpaceX провела четыре испытания, в ходе которых прототип Starship поднимался на высоту в 10 км и демонстрировал возможность горизонтального полета. Правда, сесть у Starship получилось всего единожды. После чего компания объявила, что следующим шагом должен стать суборбитальный или даже орбитальный полет.
До настоящего времени SpaceX всё еще работает над получением этого разрешения от контролирующих органов. Сам полет должен состояться в начале 2022 года.
Национальная китайская станция
В 2021 году на орбите стало на одну станцию больше. 30 мая китайцы запустили первый модуль своей национальной космической станции. Космическая станция «Тяньгун» должна стать третьей в мире многомодульной пилотируемой орбитальной станцией (после станций «Мир» и МКС), но меньшей по размерам. В собранном виде космическая станция из трех модулей будет иметь массу более 60 т, а со временем может быть расширена до 100 и более тонн.
Куда летят миллиардеры
Мужчина смотрит прямую телетрансляцию о двух астронавтах китайского космического корабля «Шэньчжоу 12», выполняющих космические операции за пределами основного модуля китайской космической станции
Фото: Getty Images/ SOPA Images
Пока же запущен только один базовый модуль «Тяньхэ», но станция уже работает. Первая экспедиция из трех китайских космонавтов работала на станции с 17 июня 2021 года по 17 сентября. Почти сразу, 15 октября, на станцию прибыл второй экипаж, который пробудет на станции более шести месяцев. В настоящее время экипаж продолжает работать над подключением дополнительных функций орбитальной станции. Например, в ноябре в ходе выхода в открытый космос китайские космонавты установили оборудование для работы с дистанционными манипуляторами станции.
Космическая гонка миллиардеров
В июле 2021 года впервые в истории стартовала работа сразу двух компаний, предлагающих услуги суборбитального туризма, — полета выше 80 и 100 км, но без выхода на орбиту. Такой полет гораздо быстрее и дешевле, чем полет в космос, а потому, как предполагается, будет достаточно востребован. Если полет в космос в настоящее время стоит около $40–50 млн, то слетать в длящийся 15 минут суборбитальный полет и даже недолго почувствовать невесомость можно за $450–500 тыс.
Первый суборбитальный полет 11 июля совершил космоплан VSS Unity, компании Virgin Galactic, принадлежащей миллиардеру Ричарду Брэнсону. В первый полет отправился сам бизнесмен с братом и еще двумя работниками компании. Космоплан поднялся на 90 км над поверхностью Земли, а весь полет продолжался около 15 минут.
Куда летят миллиардеры
Команда корабля New Shepard
Фото: Global Look Press/Keystone Press Agency/Blue Origin
Спустя девять дней, 20 июля, в космос первым же рейсом своей компании слетал миллиардер Джефф Безос, основатель компании Amazon. Его ракета New Shepard поднялась на высоту более 100 км, за линию Кармана, условную границу начала космоса. В экипаже тоже были четыре человека, в том числе и 82-летняя летчица Уолли Фанк, ставшая самым старым человеком, побывавшим в космосе.
К настоящему времени компания Blue Origin Джеффа Безоса совершила уже три коммерческих суборбитальных полета, в последнем за линию Кармана отправились сразу шесть человек. Virgin Galactic больше в космос не поднималась, специалисты пока занимаются доработкой космоплана, а ближайший туристический полет перенесен на 2022 год.
Возобновление космического туризма
Сразу две орбитальные туристические миссии состоялись в 2021 году. Компания SpaceX отправила миссию Inspiration 4, продолжавшуюся четверо суток. Примечательно, что среди участников полета не было ни одного профессионального космонавта. Сам полет корабля Crew Dragon проходил в автоматическом режиме, причем выбранная орбита позволила экипажу оказаться на расстоянии 585 км от поверхности Земли (орбита МКС находится на высоте примерно 400 км). Таким образом, дальше от Земли, чем участники Inspiration 4, улетали только астронавты программы «Аполлон».
В декабре впервые за двенадцать лет космических туристов запустил «Роскосмос». В полет на Международную космическую станцию отправился японский миллиардер Юсаку Маэдзава и его приятель, продюсер Ёдзо Хирано. Повез космических туристов российский космонавт Александр Мисуркин. По словам представителей «Роскосмоса», в 2022 году ожидается еще один такой коммерческий полет. Цена за кресло не раскрывается, по мнению экспертов, она составляет примерно $50 млн, как и у других компаний. Всего на МКС японцы проведут восемь суток.
Куда летят миллиардеры
Космический турист Юсаку Маэдзава перед запуском ракеты-носителя «Союз-2.1а»
Фото: РИА Новости/Максим Блинов
Отдельно стоит сказать о другом полете непрофессионалов, достаточно важном для мировой космонавтики. В октябре 2021 года «Роскосмос» реализовал научно-просветительский проект «Вызов», в рамках которого на Международную космическую станцию был отправлен киноэкипаж, в который вошли актриса Юлия Пересильд и режиссер Клим Шипенко. В рамках проекта на станции снимался материал для будущего кинофильма «Вызов», космонавт Олег Новицкий сыграл в нем одну из ролей.
Несмотря на противоречивые отзывы, проект стал значимым событием в популяризации российской космонавтики. Старт ракеты с киноэкипажем показывали в прямом эфире по Первому каналу, а интерес к полету был гораздо выше, чем обычно. Предполагается, что фильм «Вызов» выйдет в прокат в декабре 2022 года.
В ожидании
Есть и еще одно важное событие, которое состоялось под самый занавес года. 25 декабря ракета «Ариан-5» стартовала с космодрома Куру во Французской Гвиане. Она вывела на орбиту космический телескоп имени Джеймса Уэбба. Это орбитальная инфракрасная обсерватория, которая предположительно заменит космический телескоп «Хаббл».
Куда летят миллиардеры
Космический телескоп Джеймса Уэбба перед отправкой на стартовую площадку в Куру, Французская Гвиана
Фото: Global Look Press/NASA
Телескоп «Джеймс Уэбб» создается уже более двадцати лет, его цена в процессе создания многократно увеличилась, а дату запуска многократно переносили. Но теперь космическая обсерватория значительно расширит возможности для астрофизиков и позволит узнать гораздо больше о первых звездах и галактиках, сформированных после Большого взрыва. Даст возможность изучить формирование и развитие галактик, звезд, планетных систем и происхождение жизни. Отличный рождественский и новогодний подарок для всех любителей космонавтики!
«Жестянка над миром». Как готовился полет Гагарина и в чем его подвиг
- Павел Аксенов
- Би-би-си
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, TASS
Полет Юрия Гагарина в космос 12 апреля 1961 года стал победой Советского Союза в космической гонке с США. Его возвращение на Землю было триумфом, оспорить который было невозможно.
Гагарин совершил поступок, который требовал от человека невероятного мужества и смелости. Он отправился в космос, о котором тогда почти ничего не знали, на корабле без системы спасения, на ракете, у которой аварий было столько же, сколько и удачных пусков.
«И вот я сижу в какой-то консервной банке высоко-высоко над миром. Планета Земля такая голубая, и я ничего не могу поделать» — эти слова песни Дэвида Боуи «Космическое происшествие» очень точно описывают первый полет человека в космос. Совсем небольшой и очень простой космический корабль летел вокруг Земли, запущенный баллистической ракетой, а сидящий в нем космонавт не мог почти ни на что повлиять.
Для просмотра этого контента вам надо включить JavaScript или использовать другой браузер
Подпись к видео,
“Мамаша, стойте, я свой!”: рассказ свидетельницы приземления Гагарина
Само задание на полет, выданное государственной комиссией 8 апреля 1961 года, состояло из многократно повторяющегося слова «проверить»: «Выполнить одновитковый полет вокруг Земли на высоте 180-230 километров продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полета — проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить оборудование корабля в полете, проверить связь корабля с Землей, убедиться в надежности средств приземления корабля и космонавта».
В то время не было уверенности в надежности ракеты, корабля, систем связи и управления, как и вообще в том, что человек может нормально существовать и работать в космосе.
«Если бы сейчас положили на полигоне корабль «Восток» и все современные «главные» сели бы и посмотрели на него, никто не проголосовал бы [за то, чтобы] пускать такой ненадежный корабль. Я тоже подписал документы, что у меня все в порядке, гарантирую безопасность полета. Сегодня я бы никогда этого не подписал. Получил огромный опыт и понял, как сильно мы рисковали», — сказал в одном из своих телеинтервью в 2009 году конструктор Борис Черток, один из соратников Сергея Королева.
- Гетто имени Гагарина. Новый фильм превратил бедный пригород Парижа в космическую станцию
«Русская рулетка»
Ракета-носитель «Восток», на которой был установлен одноименный космический корабль, была разработана на базе ракеты Р-7 — двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты, которая совершила первый полет в августе 1957 года.
В том же году с ее помощью запустили первый искусственный спутник Земли. В 1960 году Р-7 приняли на вооружение в ракетных войсках стратегического назначения.
Конструкция Р-7 оказалась очень удачной — ракеты этого семейства до сих пор остаются единственными в России ракетами для пилотируемых полетов в космос. Это вполне надежное космическое транспортное средство — устаревшее, но гарантирующее доставку корабля в на орбиту.
Однако в 1961 году все обстояло совсем иначе.
- Лайка: героиня космоса, у которой не было шанса вернуться
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
«Если исходить из современных стандартов надежности ракет-носителей, то у нас к апрелю 1961 года не было оснований для оптимизма. Даже для коммерческих пусков непилотируемых автоматов, в частности, спутников связи, в 1980-х годах по международным нормам полагалось использовать носители, у которых было подряд не менее восьми благополучных запусков», — написал Борис Черток в книге «Ракеты и люди».
«Из пяти кораблей-спутников, запущенных в 1960 году для отработки систем, взлетели четыре. Из этих четырех на орбиту вышли три, а приземлились два. Из двух вернувшихся только один приземлился нормально! До пуска человека было совершенно необходимо иметь еще два-три успешных беспилотных [запуска]», — писал он.
Первый запуск по программе «Восток» состоялся 15 мая 1960 года, меньше чем за год до полета Гагарина. На борту корабля-спутника находился манекен, который на космодроме прозвали «Иван Иванович». Корабль вышел на орбиту, но не смог вернуться — подвела система ориентации.
28 июля во время полета корабля с собаками Чайкой и Лисичкой произошла авария ракеты-носителя, которая упала и взорвалась. Собаки погибли.
19 августа слетали в космос и вернулись собаки Белка и Стрелка. Этот пуск в 1960 году оказался единственным полностью удачным.
1 декабря космический корабль с собаками Мушкой и Пчёлкой не смог вернуться по расчетной траектории, начал снижаться за пределы границ СССР и был подорван специальной аппаратурой вместе с животными, чтобы не достаться специалистам других стран.
22 декабря во время пуска корабль с собаками Кометой и Шуткой из-за аварии ракеты-носителя не смог выйти на орбиту, но от него отделился спускаемый аппарат, который нормально приземлился в тайге. Обе собаки чудом остались в живых.
Уже в 1961 году перед полетом Гагарина были запущены еще два космических корабля, которые, в отличие от предыдущих, уже полностью воспроизводили тот «Восток», на котором предстояло лететь Гагарину. Эти два пуска были успешными.
Эксперт, глава Института космической политики Иван Моисеев рассказал, что у ракеты Р-7 фактически не было системы аварийного спасения. «У ракеты Р-7 система аварийного спасения была фактически авиационная катапульта. И понимая, что происходит при взрыве ракеты… Это не спасение. Она отбрасывает на несколько метров, а там такой взрыв…» — говорит он.
Автор фото, TASS
Подпись к фото,
Юрий Гагарин во время предстартовой подготовки на космодроме перед первым космическим полетом. Как вспоминал Марк Галлай, надпись «СССР» на шлеме сделали в самый последний момент чтобы космонавта после приземления не приняли за сбитого американского летчика
«Шансы [успеха всей миссии] были 50 на 50. Я когда об этом рассказываю, вспоминаю русскую рулетку. Была такая игра. И у Гагарина такие шансы были только по ракете, а ведь еще был корабль!» — говорит он.
Перед самым полетом были подготовлены три сообщения ТАСС: одно «успешное», которое было передано после полета, второе — о том, что советский космонавт сел за пределами СССР и нуждается в помощи или спасении и третье, в котором сообщалось о его гибели.
Почти на отлично
12 апреля 1961 года во время полета Гагарина ракета отработала почти на отлично. Но мелочей в космической технике не бывает — это «почти» в результате могло стоить Гагарину жизни.
На последнем этапе система управления ракеты, которая подчинялась радиосигналам с Земли, не отреагировала на сигнал, и, прежде чем сработала дублирующая радиосвязь автоматика, «Восток» с Гагариным поднялся выше на несколько десятков километров.
Это была не очень большая проблема для нормального полета. Но такой сценарий не был заранее продуман.
В конце полета корабль должен был сориентироваться в пространстве при помощи основной или вспомогательной систем ориентации, затем затормозить специальным двигателем, а после этого атмосфера сама погасила бы скорость спускаемого аппарата.
«Восток» был спроектирован таким образом, чтобы вернуться назад даже при отказе тормозной системы при сходе с орбиты — в случае, если бы корабль не сориентировался при входе в атмосферу и не включил тормозные двигатели, он бы все равно вернулся, затормозив естественным образом. Но спустя пять-семь суток.
Система жизнеобеспечения корабля могла функционировать 10 дней, но конструкторы исходили из того, что орбита будет расчетной.
По словам Чертока, если бы перед посадкой отказала система ориентации корабля или произошла другая авария, то «Восток» приземлился бы спустя 15-20 дней. Но их в запасе у Гагарина не было.
В результате Восток приземлился почти без проблем. Это «почти» тоже заставило понервничать первого космонавта.
После выключения тормозного двигателя корабль начал вращаться вокруг обеих своих осей со скоростью около 30 градусов в секунду. Гагарин уже ничего не мог поделать в такой ситуации и какое-то время просто ждал.
Автор фото, TASS
Подпись к фото,
Кадр из документального фильма «10 лет космической эры»: спускаемый аппарат «Востока» после приземления
Впоследствии выяснилось, что от спускаемого аппарата не отделился приборный отсек. К счастью, автоматика отсоединила его спустя какое-то время, и шар спускаемого аппарата стабилизировался.
- Семь фактов, которые вы могли не знать о Гагарине и его полете в космос
«Сырой» корабль
В том, что первый полет прошел не без нештатных ситуаций, нет ничего удивительного — корабль был довольно «сырым».
Во-первых, в нем не была реализована система мягкой посадки, в результате чего пришлось применять катапультирование и отдельный спуск с парашютом космонавта.
Это нарушало требование Международной авиационной федерации (FAI), чтобы космонавт приземлился в корабле, в противном случае полет в космос могли не засчитать. Впоследствии это требование отменили.
Тот факт, что Гагарин, фактически побывав в космосе, последние километры до земли преодолел не в корабле, впоследствии тщательно скрывался.
Как писал в своей книге Черток, схема приземления, в которой было фактически две тормозных парашютных системы, была и громоздкой и сложной. Однако из-за неготовности тормозной системы спускаемого аппарата пришлось делать именно так.
При этом в конструкцию корабля приходилось вносить изменения порой в самый последний момент.
Как рассказывает Антон Первушин, российский писатель, автор книги «Юрий Гагарин: один полет и вся жизнь», когда перед полетом Гагарина взвесили в скафандре, то выяснили, что он весит на несколько килограммов больше, чем рассчитывали конструкторы. Идея заменить его на более легкого Титова не была принята — Гагарин с января 1961 года был утвержден во всех документах как будущий первый космонавт.
Автор фото, TASS
Подпись к фото,
Старт «Востока» с Гагариным на борту
«Королев послал инженеров срезать ночью лишние кабели с корабля. Срезали в основном вот эту систему аварийного подрыва — взрывчатки, понятно, не было на пилотируемом корабле, но сама система оставалась», — рассказывает писатель.
Это та сама система подрыва, которая уничтожила корабль с собаками Мушкой и Пчелкой 1 декабря 1960 года. Кроме того, были сняты некоторые датчики системы терморегулирования, рассказал он.
В самый последний момент перед стартом, когда космонавт уже находился в корабле, автоматика вдруг выдала сообщение о негермитично закрытом люке.
Перед самым полетом, буквально за несколько десятков минут, монтажники открыли 30 замков, проверили люк на герметичность, нашли неисправные контакты, которые давали ложный сигнал, и починили их.
Устойчивая психика и самоконтроль
За несколько месяцев до полета Гагарина 24 октября 1960 года на Байконуре при подготовке к пуску другой баллистической ракеты — Р-16 — произошла катастрофа, в которой погибли, по разным данным, от 75 до 100 человек.
Среди них был и первый главнокомандующий ракетными войсками СССР маршал Митрофан Неделин, который активно участвовал в программе запуска человека в космос.
За 30 минут до пуска внезапно запустился двигатель второй ступени Р-16, вслед за этим взорвались топливные баки первой. В тот момент на площадке было много людей. Их гибель была снята камерой, установленной рядом.
Эта ракета была другой конструкции, ей занимались другие инженеры, а сама катастрофа произошла, как выяснилось, из-за грубых нарушений при подготовке к пуску — ракету торопились запустить к 7 ноября.
Первушин рассказывает, что от космонавтов эту аварию, крупнейшую за всю историю советской и российской ракетной программы, скрывали, хотя она произошла на том же полигоне: «Может быть в кулуарах им кто-то что-то и сказал, но официально — нет».
В книге Чертока отдельно отмечается, что последний перед пилотируемым полетом пуск, когда на орбиту полетели собака Звездочка и манекен «Иван Иванович», имитировавший Гагарина, прошел в присутствии космонавтов.
Он не объяснил, было ли это сделано специально, была ли у Сергея Королева какая-то особая уверенность в том, что этот пуск будет успешным, но, как бы то ни было, все прошло гладко и космонавты это увидели.
«Присутствовавшие на полигоне космонавты могли убедиться в надежности радиосвязи на этапе выведения и при полете по орбите, пока корабль был в зоне видимости наших НИПов (наземных измерительных пунктов. — Би-би-си). Приземление прошло благополучно в районе Воткинска. На Землю вернулся манекен «Иван Иванович» и собака Звездочка — так накануне пуска ее окрестили по предложению Гагарина», — говорится в его книге.
Автор фото, TASS
Подпись к фото,
Гагарина выбрали за высокую устойчивость к стрессу
По словам Первушина, космонавтам не сообщали о технических сложностях и неполадках, которые сопутствовали программе «Восток».
Впрочем, по его словам, Гагарина в январе 1961 года выбрали из группы космонавтов для первого полета именно за его устойчивую психику и самоконтроль. Это проявилось во время экспериментов в сурдокамере — отрезанном от внешнего мира помещении, в котором надо провести несколько дней.
«Он, во-первых, очень легко переходил из рабочего состояния в состояние отдыха, практически мгновенно. Он загрузил себя дополнительной работой, не бездельничал, когда не надо было работать. У него была отмечена высокая адаптивная реакция на новизну, он не реагировал остро на что-то новое. Внутри камеры стояли всякие сигналы, сирены и световые сигнальные системы, и космонавтов периодически встряхивали и смотрели как они реагируют. И вот Гагарин реагировал с любопытством и не приходил в замешательство», — рассказывает писатель.
Русская служба Би-би-си обратилась к трем российским космонавтам с вопросом, полетели бы они в космос на корабле «Восток» в том состоянии, в котором он был в 1961 году.
Павел Виноградов, трижды летавший в космос в 1997, 2006 и 2016 годах, сказал, что полетел бы, но только в силу авантюрности своего характера. Однако, по его словам, Гагарин был в другом положении — в первую очередь с точки зрения информации: «Надо же понимать, знания наши, знания мои на момент, когда я в первый раз полетел, это же небо и земля. Я инженер, ракетчик, я слишком много знаю. Гагарин, наверное, этого не знал».
Михаил Корниенко, дважды летавший в космос в 2010 и 2015 годах, сказал, что на месте Гагарина полетел бы обязательно, но сейчас — нет, потому что крайне велик риск. «Но я уверен, что любой пошел бы и сел в этот корабль на его месте», — сказал космонавт.
Сергей Рязанский дважды летал в космос, причем во время полета провел со своим коллегой урок для пятиклассников прямо с орбиты, а сейчас продолжает заниматься популяризацией космонавтики.
Он говорит, что в первый отряд космонавтов набирали военных летчиков-истребителей, людей дисциплинированных и готовых пожертвовать жизнью для родины.
Кроме того, отмечает он, первые космонавты были молоды: «Наверное, если бы я был в том возрасте, просто из-за тяги к приключениям я согласился бы [лететь в космос на корабле «Восток»]. Сейчас бы, конечно, уже нет. Есть уже четверо детей, есть ответственность перед семьей».
Рязанский рассказал, что лететь в космос страшно даже сейчас: «У нормального человека есть страхи. И это хорошо. Человек становится более собран, более внимателен, более ответственен, не допускает расхлябанности».
Код «125»
С полетом человека в космос была еще одна проблема, решить которую было невозможно. Дело в том, что никто во всем мире не знал, как отреагирует на такой полет человеческая психика.
Как писал в своих мемуарах «С человеком на борту» инструктор-методист по пилотированию космического корабля в первом отряде космонавтов Марк Галлай, один немецкий ученый в научной работе утверждал, что человек под действием «космического ужаса» не только не сможет управлять системами корабля, но и причинит самому себе вред «вплоть до самоуничтожения».
По словам Галлая, просто так взять да отмахнуться от высказываний профессора в преддверии первого полета человека в космос было трудно, потому что сам предмет обсуждения был слишком важен.
Собственно, главное, что должен был сделать космонавт — в случае, если не сработают основная и резервная автоматические системы, сориентировать корабль вручную таким образом, чтобы включился тормозной двигатель.
Однако поскольку во вменяемости космонавта заранее не был уверен никто, конструкторы решили заблокировать управление «логическим замком» — чтобы оно включилось, надо было набрать особый код «125».
Изначально, как пишет Галлай, этот код хотели сообщить ему по радио, но потом сочли, что он может не получить информацию из-за помех. Тогда придумали запечатать этот код в конверте, который потом приклеили на стену корабля.
Впрочем, секретный код, дававший возможность включить управление кораблем, Марк Галлай по секрету сказал Гагарину перед самым стартом. А когда космонавт уже сел в корабль, последний человек, провожавший его в космос, конструктор «Востока» Олег Ивановский, напоследок тоже назвал ему эти три цифры — «125».
Астронавт Джон Янг, 6 раз летавший в космос, умер в возрасте 87 лет : NPR
Астронавт Джон Янг, 6 раз летавший в космос, умер в возрасте 87 лет Один из самых опытных астронавтов НАСА умер в пятницу. Он летал в космос шесть раз, в том числе совершил посадку на Луну, а позже возглавлял бюро, которое отбирало экипажи для полетов космических челноков.
Космос
Услышано во всех случаях
Астронавт Джон Янг, который летал в космос 6 раз, умер в возрасте 87 лет
На Луне в 1972 году астронавт Аполлона-16 Джон Янг прыгает с лунной поверхности, чтобы отдать честь флагу США.
Чарльз М. Дьюк-младший/НАСА
скрыть заголовок
переключить заголовок
Чарльз М. Дьюк-младший/НАСА
На Луне в 1972 году астронавт Аполлона-16 Джон Янг прыгает с лунной поверхности, чтобы отдать честь флагу США.
Чарльз М. Дьюк-младший/НАСА
Джон Янг, который был одним из самых опытных астронавтов НАСА и первым, кто шесть раз летал в космос, включая посадку на Луну, скончался в пятницу после осложнений от пневмонии. Ему было 87 лет.
В истории НАСА немногие астронавты были более совершенными, чем Джон Янг. Его карьера была наполнена первыми: он шесть раз первым полетел в космос. Он участвовал в первой миссии Близнецов и командовал первым полетом шаттла. (Он также был одним из 12 человек, ступивших на Луну.)
«Если кто-то и заслуживает звания легенды, так это Джон Янг», — сказал Эндрю Чайкин, автор, который много писал о НАСА.
Астронавт Джон Янг, второй пилот космического корабля НАСА «Джемини-3», осматривает свой скафандр. Он был единственным астронавтом, совершившим миссии Близнецов, Аполлона и шаттлов.
Краеугольный камень / Getty Images
скрыть заголовок
переключить заголовок
Краеугольный камень / Getty Images
Астронавт Джон Янг, второй пилот корабля «Джемини-3» НАСА, осматривает свой скафандр. Он был единственным астронавтом, совершившим миссии Близнецов, Аполлона и шаттлов.
Краеугольный камень / Getty Images
Он сказал, что Янг, бывший летчик-испытатель ВМФ, был особенным. Он был вторым пилотом в первой миссии Близнецов в 1965, а затем в следующем году командовал полетом Gemini и облетел Луну на Аполлоне-10.
В 1972 году Янг стал командовать Аполлоном-16, и, по-видимому, весь его опыт не заставил его пресытиться космическими путешествиями. Всего через несколько минут после приземления на поверхность Луны он выглянул в окно и не смог подобрать слов: «Хьюстон, ммм, мальчик. Отсюда я вижу кратер Рэй. Мальчик!» — сказал Янг.
Чайкин говорит, что карьера Янга в НАСА до того момента, завершившаяся высадкой на Луну, была впечатляющей. «Вы знаете, что уже одно это позволило бы ему попасть в Зал славы космонавтов, — сказал Чайкин, — но то, что действительно сделало его настоящей легендой, произошло в 1981, когда он командовал самой первой миссией космического шаттла».
Эта миссия в 1981 году была первым случаем, когда НАСА отправило в космос корабль с людьми на борту без предварительного беспилотного запуска. Позже Янг сказал, что запуск космического челнока всегда пугал его больше чем это взволновало его, потому что многое могло пойти не так
Астронавты Джон Янг (слева) и Боб Криппен, экипаж первого космического корабля «Шаттл», держат модель космического корабля. Янг умер в пятницу в возрасте 87 лет.
Космические границы / Getty Images
скрыть заголовок
переключить заголовок
Космические границы / Getty Images
Астронавты Джон Янг (слева) и Боб Криппен, члены экипажа первого космического корабля «Шаттл», держат модель космического корабля. Янг умер в пятницу в возрасте 87 лет.
Космические границы / Getty Images
Янг был авиационным инженером, который позже в своей карьере в НАСА занимал должность начальника отдела астронавтов, выбирая тех, кто будет летать на шаттле. Он также консультировал по вопросам проектирования, эксплуатации и безопасности.
«Он ходил на встречи со специалистами по определенной системе и говорил в такой деревенской манере: «Ну, знаете, я мало что понимаю в том-то и том-то, но что меня заводит, так это … », а затем он задавал совершенно проницательный технический вопрос, который просто, знаете ли, свел бы этих людей с ума», — сказал Чайкин.
Янг избегал быть в центре внимания, но был откровенен и известен тем, что написал сотни служебных записок, указывающих на недостатки безопасности и эксплуатационные проблемы. В своей автобиографии он сказал, что чувствует ответственность за гибель шаттлов «Колумбия» и «Челленджер», потому что на борту находились его экипажи. Он боролся с тем, как агентство могло пропустить предупреждающие знаки.
В интервью NPR 2004 года Янг сказал, что будущее выживания человеческой расы не на Земле, а в космосе:
«Я имею в виду, это довольно очевидно. Вам не нужно быть ученым-ракетчиком, чтобы понять это. , Если вы посмотрите на неизбежные последствия и посмотрите на наши технологии, которые нам нужны, чтобы сделать это, вы придете к тому же выводу, и вы знаете, это не требует много размышлений, но кто-то должен беспокоиться об этом.»
Он сказал NPR, что никогда не думал, что НАСА остановит лунные миссии в 1970-х годах и не отправит людей исследовать вселенную. «Нет, я полагал, что мы останемся там навсегда, и мы продолжим двигаться вперед, создадим базы на Луне и будем использовать ее для получения всех выгод, которые мы можем получить от нее, а их предостаточно», — сказал Янг. сказал.
Когда он уволился из НАСА в 2004 году, он проработал в агентстве 42 года — дольше всех служил астронавтом.
Исправление 6 января 2018 г.
В предыдущей версии этой истории фотография покойного астронавта Джина Сернана, приветствующего флаг, была ошибочно идентифицирована как Джон Янг. Это фото заменено.
Сообщение спонсора
Стать спонсором NPR
Нил Армстронг и X-15
В этом месяце мы отмечаем 50-летие ошеломляющего достижения Аполлона-11, когда астронавты Нил Армстронг и Эдвин «Базз» Олдрин стали первыми людьми, ступившими на Луну. С тех пор Национальный музей авиации и космонавтики старательно собрал и бережно сохранил тысячи экспонатов этой миссии, а также всех других полетов первых американских космических программ. В честь исторического полета «Аполлона-11» в музее выставлен недавно законсервированный скафандр Нила Армстронга, который он носил во время пребывания на поверхности Луны. В то время как командный модуль Аполлона-11 «Колумбия», который благополучно доставил Армстронга, Олдрина и Майкла Коллинза на Луну и обратно, путешествует по Соединенным Штатам, музей с гордостью демонстрирует еще один объект, связанный с Армстронгом, в нашем центральном зале «Вехи полетов Боинга» — Североамериканский X- 15.
До того, как Нил Армстронг ступил на Луну и до полета на Gemini 8, он был летчиком-испытателем НАСА. Армстронг поступил в Университет Пердью в 1947 году в соответствии с новаторским планом Холлоуэя, по которому обучение студента оплачивалось в обмен на службу в качестве офицера в Учебном корпусе офицеров морского резерва. После двух лет в Purdue Армстронг был призван в военно-морской флот и после окончания летной школы совершил 78 боевых вылетов на Grumman F9F Panthers во время Корейской войны.
Пилот-исследователь НАСА Нил Армстронг после полета на первом ракетоплане X-15. Изображение предоставлено НАСА Центр летных исследований Драйдена
Освобожденный от службы в середине 1952 года, Армстронг вернулся в Пердью, где в 1955 году получил степень в области авиационной инженерии. Его любовь к полетам и технике привела его в Национальный консультативный комитет по аэронавтике (NACA), где он был принят в качестве летчика-испытателя вскоре после окончания учебы. Находясь в NACA, предшественнице НАСА, Армстронг летал на самых разных самолетах, включая все истребители серии Century, пилотом проекта которых он был. В общей сложности за свою легендарную карьеру Армстронг управлял более чем 200 различными типами самолетов.
Известный своим инженерным мастерством и техническими способностями пилота, Армстронг стал одним из 12 пилотов, управлявших новейшим экспериментальным самолетом — North American X-15. X-15 был совместной исследовательской программой, спонсируемой NACA, ВВС США, ВМС США и частной промышленностью. Он был разработан для исследования верхних пределов сверхзвукового полета со скоростью выше 2 Маха и сверхзвукового полета со скоростью более 5 Маха.
В ходе обширной программы испытаний три построенных Х-15 установили множество рекордов, став самым быстрым и высоко летающим самолетом в мире, достигнув максимальной скорости 6,72 Маха (4534 мили в час) за один полет и высоту 354 000 футов (67 миль) на другом рейсе. Эти рекорды стоят до сих пор.
Североамериканский X-15 выставлен в Национальном музее авиации и космонавтики в зале «Вехи полетов Боинга» .
Восемь пилотов X-15 летали в космос на X-15; по иронии судьбы, Нил Армстронг не был одним из них. Вместо этого он совершил семь из 199 полетов Х-15, включая первый полет Х-15 №3. Его самый быстрый полет произошел на X-15 № 1, который висит в музее, когда 26 июля 1962 года он достиг скорости 5,74 Маха (3989 миль в час). Фактически, Армстронг летал на гиперзвуке (т. е. выше 5 Маха) в трех из семи своих полетов и достиг максимальной высоты 207 000 футов в своем шестом полете.
Армстронг покинул программу X-15 в 1962 году после того, как его приняли во второй класс астронавтов НАСА, привнеся свои обширные знания в области инженерии и гиперзвуковых полетов для дальнейшего продвижения космических целей Америки и реализации призыва президента Джона Ф. Кеннеди посадить человека на Землю. Луну и благополучно вернуть его на Землю до конца десятилетия.