10 космонавтов, которые стали иконами для масс | hi-news.ru. Кто летал в космос больше всех
Те, кто больше всех летал в космос Франклин Рамон Чанг-Диас…
Франклин Рамон Чанг-Диас (Franklin Ramon Chang-Diaz)
Количество полетов - 7 Продолжительность полетов - 066 сут 18 ч 16 мин 40 с. Число выходов в открытый космос - 3Продолжительность работ в открытом космосе - 19 ч 31 мин.Статус - Бывший астронавт (Former Astronaut) НАСА
1. 12 - 18 января 1986 года в качестве специалиста полета шаттла Columbia STS-61C.2. 18 - 23 октября 1989 года в качестве специалиста полета шаттла Atlantis STS-34.3. 31 июля - 8 августа 1992 года в качестве специалиста полета шаттла Atlantis STS-46.4. 3 - 11 февраля 1994 года в качестве специалиста полета шаттла Discovery STS-60.5. 22 февраля - 9 марта 1996 года в качестве специалиста полета шаттла Columbia STS-75.6. 2 - 12 июня 1998 года в качестве специалиста полета шаттла Discovery STS-91.7. 5 - 19 июня 2002 года в качестве специалиста полета-2 (MS-2) шаттла Endeavour STS-111.
Джерри Линн Росс (Jerry Lynn Ross)
Количество полетов - 7Продолжительность полетов - 58 суток 1 час 1 минута 24 секунды.Число выходов в открытый космос - 9Продолжительность работ в открытом космосе - 58 часов 14 минут.Статус - астронавт менеджер (Management Astronaut) НАСА
1. 27 ноября - 3 декабря 1985 года в качестве специалиста полета шаттла Atlantis STS-61B.2. 2 - 6 декабря 1988 года в качестве специалиста полета шаттла Atlantis STS-27.3. 5 - 11 апреля 1991 года в качестве специалиста полета шаттла Atlantis STS-37.4. 26 апреля - 6 мая 1993 года в качестве специалиста полета шаттла Columbia STS-55.5. 12 - 20 ноября 1995 года в качестве специалиста полета шаттла Atlantis STS-74.6. 4 - 16 декабря 1998 года в качестве специалиста полета шаттла Endeavour STS-88.7. 8 - 19 апреля 2002 года в качестве специалиста полета шаттла Atlantis STS-110.
Джон Уоттс Янг (John Watts Young)
Количество полетов - 6 Продолжительность полетов - 34 суток 19 часов 43 минут 49 секунда.Число выходов на поверхность Луны - 3Продолжительность работ на Луне вне модуля - 20 часов 14 минут.
Самая длительная и легендарная карьера в НАСА. Он дважды путешествовал к Луне (облет и высадка), был первым, кто летал в космос 6 раз, единственный кто пилотировал 4 различных типа космических кораблей: Gemini, командный и лунный модули Apollo, был командиром первого испытательного полета Space Shuttle
1. 23 марта 1965 года в качестве пилота корабля Gemini-3 2. 18 - 21 июля 1966 года в качестве командира корабля Gemini-10Третий полет 3. 18 - 26 мая 1966 года в качестве пилота командного модуля корабля Apollo-104. 16 - 27 апреля 1972 года в качестве командира корабля Apollo-165. 12 - 14 апреля 1981 года в качестве командира экипажа первого испытательного полета шаттла Columbia STS-16. 28 ноября - 8 декабря 1983 года в качестве командира экипажа шаттла Columbia STS-9
Кёртис Ли Браун, мл. (Curtis Lee Brown Jr.)
Количество полетов - 6 Продолжительность полета - 57 суток 15 часов 10 минут 50 секунд.Статус - Бывший астронавт (Former Astronaut) НАСА
1. 12 - 20 сентября 1992 года в качестве пилота шаттла Endeavour STS-47.2. 3 - 14 ноября 1994 года в качестве пилота шаттла Atlantis STS-66.3. 19 - 29 мая 1996 года в качестве пилота шаттла Endeavour STS-77.4. 7 - 19 августа 1997 года в качестве командира шаттла Discovery STS-85.5. 29 октября - 7 ноября 1998 года в качестве командира шаттла Discovery STS-95.6. 20 - 29 декабря 1999 года в качестве командира шаттла Discovery STS-103.
Колин Майкл Фоул (Colin Michael Foale)
Количество полетов - 6 Продолжительность полета - 373 дня 18 часов 22 минуты 51 секунда.Число выходов в открытый космос - 4Продолжительность работ в открытом космосе - 22 часа 44 минуты.Статус - Активный астронавт (Active Astronaut) НАСА
1. 24 марта - 2 апреля 1992 года в качестве специалиста полета шаттла Atlantis STS-45.2. 8 - 17 апреля 1993 года в качестве специалиста полета шаттла Discovery STS-56.3. 3 - 11 февраля 1995 года в качестве специалиста полета шаттла Discovery STS-63.4. 15 мая = 6 октября 1997 года. Из них с 17 мая - в качестве бортинженера-2 в составе 23-й и 24-й экспедиций на станции «Мир». Прибыл на станцию на шаттле Atlantis STS-84, вернулся на Землю на шаттле Atlantis STS-86. 5. 20 - 28 декабря 1999 года в качестве специалиста полета-4 (MS-4) шаттла Discovery STS-103.6. 18 октября 2003 года - 30 апреля 2004 года в качестве командира экипажа 8-й основной экспедиции МКС. Старт и посадка на корабле «Союз ТМА-3» в качестве бортинженера.
Сергей Крикалёв
Количество полетов - 6 Продолжительность полетов - 803 дня 09 часов 41 минута 12 секунд.Число выходов в открытый космос - 8Продолжительность работ в открытом космосе - 41 час 26 минут.Статус - космонавт НПО «Энергия», 8-й набор
Больше всех провел времени в космосе - более двух лет!
1. 26 ноября 1988 - 27 апреля 1989 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-7» и ОК «Мир» 2. 18 мая 1991 - 25 марта 1992 года в качестве бортинженера ТК «Союз ТМ-12» (старт), ТК «Союз ТМ-13» (посадка), и ОК «Мир» 3. 3 - 11 февраля 1994 года в качестве специалиста полета-4 шаттла Discovery STS-604. 4 - 16 декабря 1998 года в качестве специалиста полета-4 шаттла Endeavour STS-885. 31 октября 2000 - 21 марта 2001 года в качестве бортинженера корабля «Союз ТМ-31» и МКС по программе 1-й основной экспедиции МКС. Стартовал на корабле «Союз ТМ-31», посадку совершил на шаттле Discovery STS-102 в качестве специалиста полета.6. 15 апреля 2005 - 10 октября 2005года на «Союз ТМА-6» в качестве командира экипажа 11-й основной экспедиции МКС (МКС-11)
Фрэнклин Стори Масгрейв (Franklin Story Musgrave)
Количество полетов - 6 Продолжительность полетов - 53 суток 10 часов 4 минуты 45 секунд.Число выходов в открытый космос - 4Продолжительность работ в открытом космосе - 25 часов 52 минуты.Статус - астронавт НАСА
1. 4 - 9 апреля 1983 года в качестве специалиста полета шаттла Challenger STS-6.2. 29 июля - 6 августа 1985 года в качестве специалиста полета шаттла Challenger STS-51F. 3. 23 - 28 ноября 1989 года в качестве специалиста полета шаттла Discovery STS-33. 4. 24 ноября - 1 декабря 1991 года в качестве специалиста полета шаттла Atlantis STS-44. 5. 2 - 13 декабря 1993 года в качестве специалиста полета шаттла Endeavour STS-61. Во полета выполнил три выхода в открытый космос:6. 19 ноября - 7 декабря 1996 года в качестве специалиста полета шаттла Columbia STS-80.
Джеймс Доналд Уэзерби (James Donald Wetherbee)
Количество полетов - 6 Продолжительность полета - 66 суток 10 часов 30 минут 15 секунд.Статус - бывший астронавт (Former Astronaut) НАСА
1. 9 - 20 января 1990 года в качестве пилота шаттла Columbia STS-32.2. 22 октября - 1 ноября 1992 года в качестве командира экипажа шаттла Columbia STS-52.3. 3 - 11 февраля 1995 года в качестве командира экипажа шаттла Discovery STS-63.4. 26 сентября - 6 октября 1997 года в качестве командира экипажа шаттла Atlantis STS-86.5. 8 - 21 марта 2001 года в качестве командира экипажа шаттла Discovery STS-102.6. 24 ноября - 7 декабря 2002 года в качестве командира экипажа шаттла Endeavour STS-113.
Космическая энциклопедия
ru-cosmos.livejournal.com
Наиболее интересные рекорды человека в космосе
Наиболее интересные рекорды человека в космосе
12 апреля 1961 года человечество стало свидетелем того, как космонавт Юрий Гагарин отправился на орбиту и совершил 108-минутный полет высоко над Землей.
Тогда Гагарин установил своеобразный рекорд – он был первым человеком в космосе. За последние 50 лет, люди совершили много космических рекордов, которые расширили возможности человека в холодных глубинах космоса.
Ниже мы приводим лишь некоторые из них, начиная с самого старого человека в космосе до настоящих дней.
Самый старший в космосе
Сенатору США Джону Гленну было 77 лет, когда он совершил полет на борту шаттла STS-95 миссии Discovery в октябре 1998 года. Данная миссия являлась для Гленна второй по счету. В первой в феврале 1962 года он стал первым американцем на орбите Земли.
Гленн имеет еще один рекорд – максимальная разница между полетами в космос которая составила 36 лет.
Самый молодой в космосе
Космонавту Герману Титову было всего 26 лет, когда он впервые вышел на орбиту на борту советского космического корабля «Восток 2» в августе 1961 года. Он был вторым человеком на орбите Земли, который выполнил 17 витков вокруг нашей планеты во время своего 25 — ти часового полета.
Титов был первым человеком, который спал в космическом пространстве, и, по полученным данным, первым, кто страдал от «космической болезни» (укачивание в пространстве)
Самый длительный полет в космос
Российский космонавт Валерий Поляков провел 438 дней на борту космической станции Мир, начиная с января 1994 года по март 1995 года. Это не побежденный рекорд по самому длительному полету человека в космос.
Самый короткий космический полет
5 мая 1961 года, Алан Шепард стал первым американцем, который полетел в космос. Он установил рекорд в этой миссии, который не побит по сей день: саамы короткий космический полет человека в космос.
Суборбитальный полет Шепарда длился всего 15 минут, унеся астронавта на высоту 115 миль (185 км). Он приземлился в Атлантическом океане всего в 302 милях (486 км) от космодрома во Флориде.
Позже, Шепард отправился на Луну с миссией НАСА Аполлон 14. Во время этого полета, 47-летний астронавт установил еще один рекорд, став самым старым человеком, который ступил на поверхность Луны.
Самый дальний полет
Рекорд по наибольшему расстоянию от Земли был недосягаем в течение более сорока лет. В апреле 1970 года, экипаж Аполлона 13 взял курс на Луну на высоте 158 миль (254 км), проложив тем самым путь в 248655 миль (400171 км) от Земли. Это самый дальний полет, который когда-либо осуществлялся с Земли.
Самое длительное общее время, проведенное в космосе
Космонавт Сергей Крикалев до сих пор держит этот рекорд, обладая более чем 803 днями, начисленными в течение его шести космических полетов. Два года и два месяца в общей сложности он провел в полете вокруг Земли.
Что касается женщин, то похожий рекорд принадлежит астронавту НАСА Пегги Уитсон, которая провела в космосе более 376 дней.
Крикалев имеет другое интересное достижение: Он является последним гражданином и космонавтом Советского Союза. Когда космическая станция Мир прекратила свое существование в декабре 1991 года, космонавт вернулся на Землю в Россию, а не в СССР.
lfly.ru
10 космонавтов, которые стали иконами для масс
- Hi-News.ru
- Темы
- Космос
- 10 космонавтов, которые стали иконами для масс
Возможно, сегодня «быть космонавтом» звучит не так, как в прошлом, когда почти каждый ребенок мечтал отправиться в космос. Космическая гонка между СССР и США, не говоря уже о бесчисленных космических блокбастерах, создала ореол популярности вокруг космонавтов и астронавтов как самых героических, бесстрашных и интересных людях в мире. В этом списке от Listverse вы найдете десятку самых известных, вдохновляющих и влиятельных космонавтов всех времен, каждый из которых изменил ход истории, сломав те или иные барьеры человечества.
Валерий Поляков
«Если вам нравится лежать в ванной, вы полюбите невесомость»
Если бы среди космонавтов проводился марафон, нет никаких сомнений в том, что Валерий Поляков победил бы. Свой первый опыт космического перелета он пережил в качестве исследователя на борту «Союза ТМ-6». «Союз» пристыковался к космической станции «Мир», на которой потом Поляков провел колоссальные двести сорок дней в космосе, изучая влияние микрогравитации на человека.
8 января 1994 года — в этот раз в качестве врача-космонавта на «Союзе ТМ-18» — Поляков вернулся на «Мир». Следующие 437 дней он провел в космосе, чем установил рекорд, который держится до сих пор. Он облетел Землю 7075 раз и пропутешествовал 330 000 000 километров, прежде чем успешно призе
Чему космос может поучиться у футбола
При всем своем увлечении космонавтикой, вынужден признать, что футбол в обществе популярнее. Ни успешный полет “Ангары”, ни первый старт с космодрома Восточный не вызвали даже близко того всенародного ликования, которым завершился матч “Россия-Испания”. Двадцать два человека гоняющие мячик по полю вызывают больше интереса и эмоций у широкой общественности, чем топчущие Луну луноходы, бурящие Марс марсоходы, улетающие в межзвездное пространство исследовательские зонды, и телескопы открывающие планеты у других звезд.Все усилия популяризаторов, пресс-служб космических агентств и энтузиастов космонавтики неспособны изменить эту ситуацию. Поэтому, я считаю, космонавтика должна учиться у футбола в продвижении себя, и в увеличении своей популярности. Ведь популярность — это жизненная необходимость космонавтики, она повышает интерес к профессии у молодого поколения, обеспечивает приток кадров, дает общественную поддержку рискованных и амбициозных проектов, и, в конечном счете, повышает объемы государственного финансирования.
Чему же футбол может научить космос?
1. Персонализация.
В футбол играют люди. Всем известны их имена, на футболках специально фамилии подписаны, известна их карьера, детали биографии, ведется статистика результативности. Есть кумиры, лидеры, аутсайдеры и антигерои. Наиболее известные футболисты под постоянным взором СМИ, и окружены толпами фанатов. В космонавтике подобная роль персонализации отводится космонавтам, но их известность намного ниже. Мало кто вспомнит кого-то кроме Гагарина, ну может еще Леонова, и то благодаря недавнему фильму. Кто сейчас летает в космосе? Чем занимаются космонавты? — великая тайна сия для подавляющего большинства населения всего мира. В России по опросам общественного мнения многие признают отечественное первенство в космосе, а некоторые вообще космос сравнивают с религией, но мало кто способен назвать хоть какие-то достижения и назвать их авторов. А ведь за космонавтами стоят еще десятки тысяч инженеров, ученых, конструкторов, программистов, и остальных участников вплоть до слесарей-сборщиков… Из конструкторов, пожалуй только Королева да Вернера фон Брауна вспомнят. Еще Илон Маск. Всё.
Если мы хотим чтобы космосом увлекалось больше людей, нужно показывать его человеческое лицо. Можно это делать, как на видеостудии РКК Энергия:
Или создавать индивидуальный человечный образ бездушной машине, как это сделали в Европейском космическом агентстве с миссией Rosetta и Philae:
Человеку нужен человек, тот кому можно сопереживать, за кого волноваться, чьей судьбой интересоваться, кто может вдохновлять или наоборот разочаровывать.
2. Соревновательность.
Что ни говори, но соревновательность и конкуренция остается главным двигателем прогресса. Противопоставление своих и чужих, сравнение тех и других, стремление превзойти соперника — остаются глубочайшим инстинктом в людях. Это биологическая основа эволюции — внутривидовая борьба, которая дала многообразие животных видов на планете. Футбол является воплощением этого инстинкта, во-многом заменив собой прежние кровавые разборки между племенами и народами.
Когда-то космонавтика активно эксплуатировала этот инстинкт противопоставления и борьбы. Все пилотируемые полеты, достижение человеком Луны, строительство космических челноков и долговременных орбитальных станций начиналось в гонке и противоборстве. С 90-х годов противостояние в космосе сменилось на сотрудничество. Нельзя сказать, что это пошло во вред науке и технике — за счет обмена опытом произошло взаимное обогащение научных и технических школ. Но прежний запал иссяк. Динамика технологического развития 60-х сегодня кажется фантастической. Сегодня США не может 10 лет создать ракету, способную доставить людей до окололунной орбиты, а Россия десять лет откладывает небольшой посадочный лунный зонд. Торопиться некуда.
Раньше я думал, что все серьезные научные проекты у нас бесконечно откладывают после аварии “Фобоса-Грунта”, потому что боятся негативных последствий от новой неудачи. Сейчас понимаю, что еще играет и тот фактор, что никто не ждет большого эффекта от удачи. У нас не умею делать шоу из космоса, как научились в США, даже если и запустят чего на Луну, будут сажать в тишине ЦУПа, подперев дверь от наседающих журналистов. Через полдня выпустят “Информационное сообщение”.
Периодически у нас пытаются воскресить прежний дух гонки, но это продукт внутреннего использования, т.к. для настоящей гонки весовые категории уже не те. Финансирование Роскосмоса примерно в восемь-десять раз уступает NASA, технологическое отставание всё сильнее. На МКС наши космонавты летают фактически за счет того же бюджета NASA. Пока удавалось держать паритет в количестве ракетных пусков это не так сильно бросалось в глаза со стороны, сегодня и в этом нарастает разрыв. На пятки еще наступает Китай, который исторически не воспринимается конкурентом, но фактически активно идет к превосходству над Россией в космосе. В межпланетной программе так уже превзошел.
3. Понятность.
Футбольные правила в общих чертах знает практически каждый: а чего там знать, пинай мяч до противоположных ворот и всё. Коснулся рукой — штрафной. С космонавтикой всё сложнее: какие-то удельные импульсы, наклонение орбиты, гомановские переходы, спектрометрия, сухая иммерсия… Черт ногу сломит. Как вообще сравнивать кто впереди, а кто позади? Вот наш первый в космос полетел — тут всё ясно, а кто там к Луне слетал, кто дальше всех от Земли отлетел, кто дольше всего в космосе провел — это слишком сложно, когда на Марс высадитесь, тогда и приходите.
К тому же с достижениями современной космонавтике плохо — с каждым шагом всё сложнее становиться первым. Всё легкое уже разобрали, и каждое следующее достижение сложнее предыдущего, зачастую на порядки. На Луне еще остаются неисследованными полюса и обратная сторона, но и тут нас, похоже, обходят Китай и Индия.
Самая понятная метрика в космонавтике — количество ракетных запусков. Но и тут лидерство дорого стоит, особенно когда не получается на этих запусках зарабатывать.
Что тут делать космонавтике?Объяснять. Рассказывать, зачем мы летаем в космос, что там делаем, какое значение для науки, государства и общества имеет каждый запуск, каждая ракета, каждый марсоход. В атмосфере секретности, в которой развивался наш космос, очень сложно двигаться к открытости, но это жизненная необходимость космонавтики, если она хочет большего понимания со стороны общества, к которому относятся, в том числе, и лица принимающие решения о выделении бюджетов на новые программы.
4. Причастность.
Во время любого футбольного матча есть фанаты, которые воспринимают достижения своей команды как свои собственные. Если речь идет о противостоянии национальных команд тут вообще всё просто — наши победили, значит можно радоваться всей страной — ведь это победили мы.Закрытость нашей космонавтики привела к тому, что чувства причастности к очередному “Метеору” или “Канопусу”, “Альтаиру” или “Астрею” полетевшему в космос не возникает. Никто не знает зачем совершается полет, какое значение для науки или государства имеет. Непонятно насколько каждый гражданин связан с этим полетом. Решения в космонавтике принимаются и средства выделяются в закрытом режиме, хорошо если поставят в известность общественность о принятом решении. Никто даже в Думе или Совете Федерации не отчитается как, куда и зачем развивается наша космонавтика и куда улетают “народные” деньги.
РКК Энергия провела хороший эксперимент — дала возможность общественности выбрать название для будущего космического корабля. Но это лишь первая робкая проба, которая пока не получила никакого развития в дальнейшем. Да и сам корабль никак не выйдет из состояния пластикового макета.
Как менять ситуацию?Точно также — открываться. Больше рассказывать, показывать, объяснять, и отчитываться. Сейчас с этим делом должно быть немного лучше, ведь во главе отрасли стал, по сути, довольно популярный блогер, так что открытости прибавится. Хотя объективности не добавит.
5. Доступность.
Чтобы заняться футболом нужен мяч. Есть любительские клубы, школы для детей, в конечном счете, чтобы "заняться футболом" можно просто включить телевизор на нужном канале. Чтобы путешествовать в космосе даже скафандра недостаточно. Чтобы стать космонавтом нужно иметь не только идеальное здоровье и инженерное образование, но и несгибаемую волю десять лет идти к мечте, и спокойно принять факт, что полет может не состояться. Даже в первом отряде космонавтов были те, кто так ни разу и не полетел. Можно еще заработать $40 млн и оплатить Роскосмосу турпутевку на МКС. Возможности приобщиться к космической деятельности не покидая Земли есть, но требуют больше усилий и вложений. Например радиолюбители могут принимать сигналы различных космических аппаратов даже с Луны или позвонить космонавтам на МКС, но такое увлечение требует вложения средств и дополнительных знаний.
Ракетомодельные, астрономические, радиотехнические кружки сейчас в России имеются, но далеко не везде, и занимаются их развитием только энтузиасты. Немного лучше обстоит дело с робототехникой, но тут до космоса редко дело доходит. Исключением можно назвать только школьный научно-технический конкурс "Кансат в России" при МГУ.
Можно участвовать в краудcорсинговых проектах Zooniverse и помогать ученым исследовать Вселенную. Мы тоже что-то похожее делали когда искали Марс-3 и Марс-6. В конце концов можно просто приобрести телескоп и на космос хотя бы посмотреть.
На Западе новый всплеск интереса к космонавтике возник в результате развития технологии микро- и наноспутников, которые открыли возможности для частной деятельности в космосе и извлечении дохода. У нас тоже были такие попытки, но после нескольких смельчаков интерес стух - условия не те. Впрочем даже в США, где такая деятельность активно поддерживается государством, и среда в целом более подходящая, заметного успеха пока достигли единицы: SpaceX, Planet, Rocketlab...
В итоге, в доступности, космосу сложно противостоять футболу, но как-то менять ситуацию надо.
6. Комментаторы.
Футбольные комментаторы — это отдельная категория людей, которые тоже способны добиться всенародного признания и любви. Богатство их речи, эмоциональность, погруженность в тему не идут ни в какое сравнение с казенными и однообразными “Протяжка один”, “Ключ на старт”, “Тангаж, рысканье в норме”, которые получают зрители отечественных ракетных стартов. Дошло до того, что наши ракетные старты стали комментировать украинские энтузиасты космонавтики, т.к. больше никто этим не занимался.
Сейчас эту ситуацию в Роскосмосе пытаются исправлять, но пока специалистов, способных и разговор поддержать, и толково рассказать про ракету и ее груз не нашлось.
7. Специализированные СМИ.
О футболе пишут практически все СМИ, есть еще и спортивные СМИ, и специализированные футбольные. Это целая жизнь, которая требует освещения и на это существует устойчивый общественный спрос. Космонавтика не вызывает такого интереса из-за своей сложности и закрытости, поэтому в России есть всего пара никому не известных журналов, один из которых оказался на грани банкротства, и был спасен Роскосмосом. Издатели “Новостей космонавтики” не очень-то рады такому спасителю, поскольку тот ввел режим гиперопеки, которая не позволяет выпускать номера в срок, но выбора у них нет. Они пытались как-то выживать сохраняя независимость, но подписчики бумажного издания год от года сокращались, а электронную версию не удалось развить до самостоятельного бизнеса.
Исправить ситуацию тут сложно. СМИ с государственным финансированием вряд ли сможет преуспеть в таком деле по ряду причин, а частное СМИ столкнется с финансовыми проблемами. Хотя у меня в планах есть такие идеи, опираясь на уже довольно крупное сообщество “Открытый космос” можно попытаться. Кстати, развитие развитие сообщества можно поддержать уже сегодня через сервис Patreon, оформив ежемесячную спонсорскую поддержку даже незначительного размера: patreon.com/ruspacelive (Кнопка "Become a Patron", регистрация через Facebook довольно проста).
Надеюсь мои наблюдения пригодятся не только в космосе!
zelenyikot
Другие способы оказать поддержку.
Чтобы не пропускать новые посты, подпишитесь на мои страницы:в ЖЖ, Facebook, Вконтакте, Twitter.
zelenyikot.livejournal.com
КАК ВСЁ УСТРОЕНО: ПОЛЁТ В КОСМОС: 101
О страхе
Я не сказал бы, что там страшно. Ты профессионал и адаптируешься к работе, поэтому тебе некогда думать о страхе. Я не боялся ни на старте, ни на спуске — у нас же постоянно фиксируются и пульс, и давление. На станции вообще через какое-то время чувствуешь себя как дома. Но есть щекотливый момент, когда надо выходить в открытый космос. Прямо-таки не хочется туда выходить.
Это как первый прыжок с парашютом. Вот перед тобой открытая дверь и высота 800 метров. Пока сидишь в самолёте и под тобой вроде какая-то твердь — не страшно. А потом надо шагнуть в пустоту. Победить в себе естество человеческое, инстинкт самосохранения. Такое же чувство, только гораздо более сильное, когда ты выходишь в открытый космос.
Перед выходом ты надеваешь скафандр, в шлюзовой камере сбрасываешь давление, но находишься ещё внутри станции, которая летит со скоростью 28 тысяч километров в час по орбите, но это твой дом. И вот ты открываешь люк — открываешь вручную, — а там темнота, бездна.
Когда ты на теневой стороне, ты не видишь ничего под собой. И понимаешь, что внизу сотни километров бездны, мрака, темноты и тебе из освещённой обжитой станции надо идти туда, где ничего нет.
При этом ты в скафандре, а это не деловой костюм, в нём неудобно. Он жёсткий, и эту жёсткость надо преодолевать физически. Двигаешься только на руках, ноги висят балластом. К тому же ухудшается обзор. А тебе надо перемещаться вдоль станции. И ты понимаешь, что если отцепился, то смерть неминуема. Достаточно на два сантиметра промахнуться, тебе может одного миллиметра не хватить — и будешь вечно дрейфовать рядом со станцией, а оттолкнуться-то не от чего, и тебе уже никто не поможет.
Но даже к этому привыкаешь. Когда выплываешь на солнечную сторону, становится видно планеты, родную голубую Землю, становится спокойнее, пусть она от тебя в тысячах километров.
О том, каких берут в космонавты
Космонавтом может стать любой гражданин России, подходящий под определённые требования. Это только первый, гагаринский, набор был из военных лётчиков, потом стали брать ещё и инженеров, и представителей других специальностей. Сейчас заявку в космонавты можно подать, имея любое высшее образование, хоть филологическое. А потом уже людей отбирают по стандарту: проверяют здоровье, проводят психологические тесты... В последнем наборе, например, только один лётчик.
Но в космос в итоге летят далеко не все, по статистике около 40−50 % из тех, кто прошёл обучение. Кандидат постоянно готовится, но не факт, что в конце концов полёт состоится.
Минимальное время подготовки — пять лет: полтора года общая космическая подготовка, потом полтора года подготовка в группе — это ещё не экипаж, ещё полтора года подготовка в экипаже, с которым предстоит лететь. Но в среднем до первого полёта проходит гораздо больше времени — у кого-то десять лет, а у кого-то и дольше. Поэтому юных и неженатых космонавтов практически не бывает. В центр подготовки люди приходят обычно уже в возрасте около 30, как правило, женатые.
Космонавт должен изучить Международную космическую станцию, корабль, динамику полёта, теорию полёта, баллистику... В наши задачи на орбите также входит вести съёмки, монтировать и отправлять на Землю сюжеты с борта станции. Поэтому космонавты осваивают и операторскую работу. И, безусловно, требования к поддержанию физической формы постоянные, как у спортсменов.
О здоровье
У нас шутят: космонавтов отбирают по здоровью, а спрашивают потом как с умных. Проблема здоровья даже не в том, чтобы пережить перегрузки, это не так сложно, как принято считать, сейчас даже неподготовленные люди летают в космос как туристы.
Но туристы всё-таки летают на неделю, а профессиональный космонавт проводит на орбите много месяцев. И мы там работаем. Это туриста на взлёте к креслу пристегнул — и всё, его задача — выжить. А космонавт должен работать, невзирая на перегрузки: и связь поддерживать с Землёй, и быть готовым взять на себя управление в случае отказов, — в общем, должен контролировать всё.
Медицинский отбор в космонавты сейчас, как и раньше, очень сложный. Мы проходили его в Седьмом научном испытательном госпитале ВВС в Сокольниках и называли это место «гестапо». Потому что там тебя насквозь сканируют, что-то заставят пить, что-то уколют, что-то вырвут.
Тогда модно было удалять гланды, скажем. Они у меня и не болели совсем, но мне сказали, что надо вырезать. И когда ты проходишь отбор, противоречить врачам себе дороже.
Потом смотрят меня дальше: «А давайте вам зуб удалим?» — а он коренной, только нерв оттуда удалён! А врачи посчитали, что в космосе может разболеться, и вырвали. Это единственный зуб, который мне вырвали за всю жизнь.
Хотя у некоторых было гораздо хуже. Многие лётчики просто боялись идти в космонавты, потому что многих из них после медосмотра списывали с лётной работы. То есть ты и в космос не летишь, и на самолёте тебе летать запрещают.
О первом полёте
Ты к нему долго готовишься, ты профессионал, всё умеешь, но ты же никогда по-настоящему не испытывал ощущение невесомости.
Всё происходит очень быстро: предполётное волнение, потом сильная вибрация, ускорение, перегрузки и тут — раз! Ты в космосе. Двигатели выключаются — и полная тишина. И одновременно весь экипаж всплывает, то есть вы пристёгнуты ремнями, но тело уже обезвешено. Вот тогда наступает чувство эйфории. За окном — ярчайшие краски. В космосе нет полутонов, там всё насыщенное, очень контрастное.
Сразу хочется всё ощутить, покрутиться в воздухе, поддаться чувству радости, но когда ты член экипажа, в первую очередь надо работать. Очень много всего происходит одновременно: надо следить за тем, как раскрываются антенны, проверять герметичность и так далее. И только после того, как ты убедился, что всё в порядке, можно снять скафандр и по-настоящему насладиться невесомостью — покувыркаться.
Опять же, кувыркаться опасно. Помню, опытные космонавты начинали двигаться очень плавно, а мы, новички, крутились-вертелись. А потом вестибулярный аппарат сходит с ума. И ты понимаешь, что с ним надо аккуратнее, потому что могут начаться приступы тошноты.
О запахах
Это ты на Земле добежал до туалета, а даже если не добежал — ничего страшного. А там, если промахнулся, всё это будет летать внутри в атмосфере. И надо будет собирать специальным пылесосом. Но запахи пылесосом не соберёшь. А атмосфера одна, и она портится.
Запахи на станции постоянно накапливаются, так что, когда первый раз туда прибываешь, чувствуешь себя не очень комфортно. Мы же там и спортом занимаемся, а форточку не откроешь, не проветришь.
Но человек к запахам привыкает очень быстро. Так что нельзя сказать, что всё время на орбите ты чувствуешь дискомфорт. Только первое время, когда открываешь люк корабля и вплываешь на станцию. Хотя ещё несколько месяцев назад время со старта до стыковки составляло 34 часа, так что атмосфера и на самом корабле успевала наполняться разными запахами и особой разницы не чувствовалось. Это сейчас летишь всего шесть часов, так что в корабле остаётся более-менее свежий воздух.
О невесомости
Первые дни сложно спать: голова не чувствует никакой опоры, это очень непривычно. Некоторые привязывают голову к спальнику. Никакие вещи нельзя оставить незакреплёнными: улетят. Но уже через неделю ты полностью привыкаешь к невесомости и живёшь в штатном режиме, вырабатывается распорядок дня: сколько спать, когда есть.
Ногами в невесомости ты не пользуешься вообще, некоторые мышцы атрофируются, несмотря на то, что каждый день ты тренируешься на специальных тренажерах. Поэтому и возвращаться на Землю гораздо труднее, чем улетать, перегрузка переносится сложнее.
А потом первое время на Земле ты всё не можешь привыкнуть, что надо нести вес своего тела. Там же пальчиком оттолкнулся — полетел. Передавать предметы товарищу не надо, кинул предмет — он полетел. Чем грешили некоторые после того, как полгода провели в космосе? Застолье, кто-то просит передать что-нибудь, рюмку, например. Ну космонавт и кидает рюмку через стол.
О международной космической станции
Станция, как и космический корабль, состоит из модулей. Это отсеки метра четыре в диаметре и не больше 15 метров в длину. У каждого космонавта есть свой уголок: ночью приходишь, привязываешь спальник, сам туда заплываешь. Рядом обычно плавает ноутбук, радио, чтобы можно было тебя, если что, быстро поднять.
Это похоже на общежитие. Ничего нет изолированного, даже каюты без ширмы, только в туалете можно немного уединиться. Хотя в американских кораблях полностью изолированные каюты.
Нахождение на станции не похоже ни на тюрьму, ни на больницу. Это просто твоя работа с конкретными задачами. Надо проводить эксперименты, уводить станцию от столкновения с мусором, поддерживать её работу, менять какое-то оборудование, если понадобится.
Считается, что космонавтов в экипажи тщательно подбирают по психологическим характеристикам, но это не совсем так. Если экипаж многонациональный, то каждая страна просто предоставляет своего человека. Во время подготовки врачи, конечно, наблюдают, как вы друг другу подходите.
Но мне с экипажами всегда везло. Некоторые космонавты после совместного полёта на Земле друг с другом не общаются, а я вот со всеми своими коллегами поддерживаю отношения.
Хотя в космосе эмоции, как и цвета, очень насыщенные. Они протекают сильнее, достаточно малейшего толчка — и сразу скандал. То есть главное искусство — искусство управлять собой. Как и на земле, в общем-то.
О смысле
Мой путь в космонавты был довольно последовательным. Я отучился в лётном училище, лётная работа мне нравилась, но хотелось постоянно испытывать новую технику. Тогда я отучился на лётчика-испытателя, испытывал новейшие самолёты палубного базирования — это когда тебе надо посадить свою машину на палубу корабля. При таких упражнениях пульс у лётчиков зашкаливает сильнее, чем когда влетаешь в зону боевых действий. Потом, когда я стал лётчиком-испытателем первого класса, я понял, что всё, выше в атмосфере не прыгнешь. И очень логично было пойти и полетать на космической птичке. То есть для меня это был последовательный путь. Это свойственно мужчине и космонавту. Хотя космонавты тоже бывают разные.
Ну а бога в космосе не увидать, это мы ещё от Гагарина знаем. Но могу вам сказать, что космос — живой. Когда ты там, через тебя проходит какая-то информация, надо только к ней прислушаться. Инопланетян мы не видели, но, когда побываешь там, есть твёрдое убеждение, что мы во Вселенной не одни, есть те, кто умнее и сильнее нас.
источник
Если Вам понравился пост,можете разместить его у себя в журнале или поделиться этой новостью с друзьями, благодаря вот этим клавишам
Напоминаю, также меня можно читать здесь, добавляйтесь
Найти меня очень просто и легко - ЮМОР.ЖЖ.РФ
101.livejournal.com
Рекорды в истории космонавтики
12 апреля 1961 года, когда Юрий Гагарин вырвался на орбиту, проведя 108-минутный космический полет, человечество получило право называть себя космической цивилизацией. Так, Гагарин стал первым человеком в космосе, что является своеобразным рекордом. Но с тех пор минуло без малого полвека, и наш опыт успел обогатиться поистине удивительными событиями в этой сфере. Вот лишь некоторые вещи, которые вошли в историю как настоящие космические рекорды. Самым старым человеком, побывавшим в космосе, является сенатор США Джон Гленн, побывавший в миссии STS-95 шаттла «Дискавери» в 1998 году в возрасте 77 лет. Также он является первым американским космонавтом (февраль 1962 года), а разница между двумя этими полетами, в которых он лишь и побывал, составляет рекордные 36 лет. Самым же молодым человеком, вышедшим за пределы нашей планеты, является второй советский космонавт Герман Титов, которому не исполнилось во время знаменательного полета и 26 лет. Он также первый человек, поспавший в космосе и первый, пострадавший от "космической болезни".
Больше всего времени в космосе провел Валерий Поляков, с 8 января 1994 по 22 марта 1995 совершил второй космический полёт в качестве врача-космонавта-исследователя на космическом корабле «Союз ТМ-18» и орбитальном комплексе «Мир» продолжительностью 437 суток 18 часов. Самый короткий же полет — полет первого американца в космосе, Алана Шепарда, который провел 5 мая 1961 года в открытом пространстве 15 минут, пролетев 302 мили. Через десять лет, в 1971 году, он стал самым старым человеком, прогулявшимся по чужому миру. Во время миссии "Аполлона-14" на Луну ему было 47 лет. Больше всего времени в космосе суммарно провел Сергей Крикалев, за шесть полетов проведя в космосе 803 дня. Среди женщин рекордсменкой можно считать Пегги Уитсон, пробывшую в невесомости более 376 дней. Больше всего полетов на счету двух космонавтов NASA — Франклин Чанг-Диас и Джерри Росс, побывавшие в космосе по семь раз. А Анатолий Соловьев сделал 16 выходов в открытый космос в течение пяти миссий в 1980-х и 1990-х годах. Всего же в открытом космосе он провел более 82 часов, что тоже является рекордом. Больше всего времени на прогулку по открытому космосу за раз досталось НАСА Джим Восс и Сьюзен Хелмс 11 марта 2001 года, которые провели 8 часов и 56 минут за пределами космического корабля "Дискавери" и Международной космической станции во время миссии STS-102. Самым долгим выходом в открытый космос без посещения шаттла считается выход Дуга Уилок и Трейси Колдуэлл Дайсон, проведших 8 часов и 3 минуты за пределами космической станции в августе 2010 года. На протяжении четырех десятилетий держится рекорд по наибольшей удаленности от Земли во время полета. В апреле 1970 года экипаж "Аполлона-13" обернулся вокруг Луны, отойдя от родной планеты на 248 655 миль (400171 км). Наиболее долго непрерывно населенным космическим кораблем считается МКС, чей рекорд растет с каждым днем. Она непрерывно занята с 2 ноября 2000 г. Самой длинной миссией шаттла была миссия STS-80 "Колумбии", с 19 ноября 1996 года пробывшей в космосе 17 дней 16 часов (планировалось, что она будет дольше еще на двое суток, но планы пришлось изменить из-за погодных условий). В декабре 1972 года Харрисон Шмидт и Юджин Сернан во время миссии NASA "Аполлон-17" провели на поверхности Луны рекордные 75 часов, то есть более трех суток. Лунные прогулки в сумме составили 22 часа. Самым быстрым передвижением для человека стала миссия "Аполлон-10", во время которой экипаж двигался со скоростью 24 791 миль/ч (39 897 км/ч) по отношению к Земле. Крупнейшей встречей людей в космосе — 13 человек — собралось в 2009 году, когда 7 человек экипажа Endeavor встретились с 6 обитателями МКС. Тогда же было и самое большое количетсво женщин в космосе, а именно четыре персоны.
Самый дорогой космический корабль, Международная космическая станция, постройка которой началась еще в 1998 году, обошелся человечеству примерно в $100 млрд. И стоимость будет продолжать расти - завершение строительства станции не закончится до 2012 года. МКС — самый масштабный проект космического корабля. В ее строительстве приняли участие 15 стран, ее максимальная длина составляет 109 метров, размах солнечных батарей — 73 м. Она настолько велика, что в хорошую погоду ее можно наблюдать с Земли невооруженным глазом; более того — эта быстро движущаяся яркая "звездочка" может даже затмить Сириус или Венеру.
infuture.ru
Самые-самые в космосе: забастовка в невесомости, пенсионер и пилот на все руки. Технические науки
Технические науки
Самые-самые в космосе: забастовка в невесомости, пенсионер и пилот на все руки
ТАСС/Wikimedia Commons/NASA/Indicator.Ru
Сегодня мы отмечаем 57-ю годовщину первого полета человека в космос. Полет Юрия Гагарина стал одновременно и первым космическим рекордом. По этому поводу Indicator.Ru собрал в своем материале «самые-самые» космические полеты.
Просто самый первый
Конечно же, список космических рекордов открывает Юрий Гагарин. Это и первый космический полет, и первый орбитальный полет в истории человечества. На тот момент — вплоть до полета Германа Титова — это был еще и рекорд продолжительности космического полета.
Формально этот полет побил и абсолютный рекорд скорости (сразу в десять раз: до 1961 года мировой рекорд скорости составлял 2455 км/ч), и рекорд высоты (327 километров), и рекорд груза, поднятого на эту высоту. Конечно, FAI ныне не учитывает космические рекорды, тем не менее с полетом Гагарина человек научился передвигаться гораздо быстрее и дальше от поверхности Земли.
Самый молодой космонавт
Конечно же, вначале самым молодым космонавтом был 27-летний Гагарин, однако уже 9 августа этот рекорд был перекрыт: в космос отправился 25-летний Герман Титов.
Этот рекорд не перекрыт до сих пор: юных платежеспособных космических туристов пока еще нет, а подготовка современного космонавта требует очень много времени.
Самый старый космонавт
В 1998 году в рамках экспедиции STS-95 космического челнока Discovery свой второй космический полет совершил астронавт Джон Гленн. C одной стороны, «всего» второй полет, с другой — на этот момент астронавту было полных 77 лет. Впрочем, сенатор от штата Огайо мог себе такое позволить.
В экипаж челнока он был включен как «специалист по полезной нагрузке», и правильнее всего будет сказать, что и он сам был вовсе не бесполезной, как иногда любят называть космических туристов, а достаточно полезной нагрузкой. Больше всего научных и медицинских экспериментов в экспедиции STS-95 было поставлено именно на Джоне Гленне, поскольку впервые человек столь преклонных лет попал в космос.
Самый большой перерыв между полетами
Вы уже догадались, кто это. Конечно же, первый «полноценный» астронавт США Джон Гленн, совершивший полет вокруг Земли 20 февраля 1962 года, ждал своего следующего полета очень долго — 36 с половиной лет.
Самый долгий полет
Рекорд продолжительности одного космического полета до сих пор не побит. Наш российский космонавт, врач Валерий Поляков, в 1994 и 1995 годах безвылазно провел на станции «Мир» (и двух кораблях «Союз») 437 суток и 18 часов.
Дольше всех в космосе
Валерий Поляков свои 437 суток «сделал» в одном полете, а за два полета налетал 678 суток 16 часов и 34 минуты. Этого, однако, для абсолютного рекорда суммарного времени, проведенного в космосе, оказалось мало. Сейчас он уступает четырем космонавтам, дольше всех из которых летал Геннадий Падалка: его рекорд составляет 878 суток за пять полетов.
Первые стыковки
Первая в истории стыковка пилотируемого корабля с ракетой состоялась 16 марта 1966 года: Нил Армстронг и Дэвид Скотт состыковали свой корабль Gemini 8 с необитаемой ракетой Agena.
А два корабля с экипажем впервые состыковались тремя годами позже: в январе 1969 года состыковались советские «Союз-4» и «Союз-5».
Пилот «на все руки»
Единственный космический пилот, управлявший четырьмя типами космических аппаратов, — это американец Джон Янг. Этот человек прожил очень долгую и насыщенную жизнь. Он стал первым в мире человеком, который совершил сначала пять полетов, а потом и шесть. Но главное достижение, которое вряд ли кому-то удастся перекрыть, — это то, что он овладел и управлял сначала космическим кораблем типа Gemini (два полета — Gemini 3 и 10), затем командным модудем Apollo 10, потом Янг вел на Луну посадочный модуль Apollo 16, а в 1981 году именно Янгу доверили первый пилотируемый полет по программе Space Shuttle.
Больше всего людей в космосе
В июле 2009 года к МКС прилетал челнок Endeavour. Тогда в космосе одновременно было 13 человек. А вот одновременно с Земли стартовало семеро — на нескольких миссиях космических челноков.
Самый несознательный экипаж
С последним экипажем американской станции Scylab в лице Джералда Карра, Эдварда Гибсона и Уильяма Поуга, который посещал станцию с 16 ноября 1973 по 8 февраля 1074 года, был связан интересный эпизод — первая и единственная на настоящий день космическая забастовка.
Дело в том, что первые две экспедиции на станцию были укомплектованы опытными астронавтами, жадными до работы. Особенно старался экипаж SL-3. Ребята «пахали» по 16 часов в сутки, стараясь максимально выполнить программу полета. А вот в третьем экипаже, SL-4, были новички, программу которых рассчитали исходя из рвения «третьих».
Джеральд Карр заявил: «Мы никогда бы не стали работать по 16 часов в день в течение 84 дней подряд на Земле, и от нас не стоит ожидать этого здесь, в космосе». Экипаж на сутки полностью прервал связь с Землей и занялся отдыхом. Теперь этот случай входит во все учебники космической психологии и медицины. Подробнее эту историю Indicator.Ru описывал в материале о космической лаборатории Skylab.
Дальше всех от Земли
Apollo 13 — единственная неудачная миссия к Луне: авария чуть было не погубила экипаж, не дав высадиться на поверхность спутника.
Однако взамен мы получили голливудский фильм и рекорд удаленности человека от Земли, равный 400 171 километру.
Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще.
Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.
Автор: Алексей Паевский
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
indicator.ru