Содержание
Создатель корабля для Гагарина Константин Феоктистов: «Королев отправил меня в космос, чтобы я не мешал его лунному проекту!»
Комсомольская правда
ОбществоЮрий ГагаринО РАЗНОМЮрий Гагарин: Досье KP.RU
6 марта 2014 1:00
«Комсомолка» публикует выдержки из рассказа знаменитого конструктора [фото, видео и тест]
НЕ КОНУС, А ШАР!
— Первое впечатление о Королеве было таким, что мне, молодому 24-летнему человеку, стало совершенно ясно: Королев совсем не тот, кто мне нужен! Он поначалу мне очень не понравился: был такой толстенький, невысокого роста, круглый, упитанный… этакий живчик. После МВТУ, проработав с полгода на Урале, где-то в 1950-м я попал в его КБ на стажировку. Королев прибежал в помещение, где находились стажеры, и без особого знакомства сразу начал какую-то высокопарную речь о важности дела, которым нам предстоит заниматься. Предупредил насчет дисциплины и… исчез.
И я сразу махнул на него рукой. Поэтому и на дисциплину, к которой так вдохновенно призывал Главный конструктор, я тоже плюнул. И стал работать (дело было на стажировке в королевском КБ) в интересах своей фирмы в Златоусте. Начал отбирать чертежи, которые могут пригодиться, и отсылать их на Урал. А в ответ на королевские требования «слушаться» и «вовремя являться на свое рабочее место» — я поступил точно наоборот. И только лет через семь с ужасом осознал, что Королева я недооценил. Не-до-о-це-нил!
В 57-м мы поехали на испытания его лучшей ракеты «Р-7». И здесь до меня дошло, что надо во что бы то ни стало прорываться к Королеву. Я увидел настоящую его цену лишь тогда, когда благодаря тому, что делалось под его руководством, положение в космических делах изменилось в корне.
В КБ Королева меня определили в 9-й (проектный) отдел. Его начальником был руководитель моей кандидатской диссертации «Теория полета крылатых ракет» Михаил Клавдиевич Тихонравов. Так сбылась моя первая космическая мечта. В «девятке» выпало счастье отвечать за проектирование пилотируемого космического корабля, который потом назовут «Восток».
Тихонравов дал мне полную свободу действий. Никто не вмешивался в мои дела. Всех молодых специалистов, которые приходили в отдел Тихонравова, отправляли прямиком ко мне. Обстановка создавалась самая благоприятная: мне направлялись молодые, зато заряженные на творческий подход кадры. Поэтому не будет ошибкой сказать, что первый в мире пилотируемый космический корабль — плод осуществленных идей молодежи.
Вопрос возвращения из космоса на Землю оказался главным! Мы понимали: что-то не так с формой ракеты, если она быстро разрушается, как только встречается на обратном пути с плотными слоями атмосферы. Для меня, отвечавшего за разработку пилотируемого корабля для первого космонавта Земли, это стало главной преградой к поставленной цели, но и одновременно подсказкой, чего ни в коем случае нельзя делать при проектировании спускаемого аппарата.
13 октября 1964 года: экипаж первого многоместного космического корабля «Восход-1» вернулся на Землю: (слева направо) врач-космонавт Борис Егоров, командир корабля Владимир Комаров, научный сотрудник Константин Феоктистов.
Те, кто создавал формы королевской «Р-7», оказались хилые инженеры! Они делали головную часть «Р-7» так же, как делали обычные, т. е. некосмические ракеты или артиллерийские снаряды. Они делали ее в виде конуса. Этот длинный острый конус при возвращении из космоса, входя в плотные слои атмосферы, начинает беспрерывно качаться во все стороны и… в конце концов отваливается подобно тому, как ломается даже очень прочная проволока от сгибаний туда-сюда. Плюс ко всему: на голый металл ракеты обрушивается гигантское тепловое воздействие от трения об атмосферу… Благодаря этому открытию стало совершенно ясно, что нужно сделать входную часть корабля (в атмосферу) в виде тупого тела. Здесь «тупость» была не просто полезной, а единственно и революционно полезной!
Нам удалось решить вопрос возвращения на Землю сквозь плотные слои атмосферы! Дальше было легко сообразить, что если взять «тупое тело» (скажем, в форме полушара), то при входе в атмосферу возникнет «ударная волна», а за «ударной волной» тепловой поток сразу станет иметь уже дозвуковую скорость! А чтобы при возвращении на Землю проблем было еще меньше, полушар мы заменили полным шаром. Мы знали, как обеспечить ему устойчивость: даже при относительно незначительном смещении центра тяжести шара он автоматически устанавливается в потоке воздуха в одном положении, как детская игрушка ванька-встанька. Для проверки своих расчетов мы налепили на теннисный шарик кусочек пластилина и стали бросать его в лестничный пролет с третьего этажа. Шарик безотказно летел устойчиво, т. е. не переворачиваясь! Так, можно сказать, детская игрушка ванька-встанька подсказала нам форму корабля для Гагарина!
ХИТРЫЙ ХОД
— Вот вы против полета и на Луну, и на Марс, но сами-то почему-то захотели полететь в космос?! Или это от вас откупились как бы в награду за то, что вы разработали корабль «Восток» для Гагарина?
— Во-первых, это был реальный полет, а не на Луну… Во-вторых, почему я полез туда? Потому что еще в детстве решил, что сам сделаю космолет и сам полечу. Я не сомневаюсь, что Королеву, как и мне, очень хотелось полететь, но… не судьба!
— А Королев помог вам полететь?
— Конечно! Отпустил он меня на подготовку к полету, потому что у нас с ним как раз раздрай случился грандиозный. Мы спорили с ним часто. Причем, как правило, я оставался в одиночестве.
…Раздрай с Королевым был по поводу лунной экспедиции. С подачи Мишина, первого зама Королева, была принята американская схема (трое летят, один остается на лунной орбите, двое высаживаются на Луну). Я говорил: «Ничего из этого не выйдет! Концы с концами не сходятся!» А все: туда-сюда, как будто есть выход.
И вот в июне 1964 года на вечернем совещании случился такой эпизод — Королев неожиданно поставил мне условие: «Возьметесь за разработку «лунного проекта» по американской схеме, я вас отпущу на подготовку для участия в следующем полете…» Я был потрясен, потому что это был, конечно, нечестный способ с его стороны, так сказать, дашь на дашь. И я ответил: «Не возьмусь. Не возьмусь! Потому что не выйдет ничего!!!»
Вообще-то это был идиотизм: как будто, если один человек соврет, что-то изменится в мире. Как не обманешь природу, так и недостаточные возможности не обойдешь… Прихожу на следующее утро на работу. Вызывает Королев. Я удивился: «Что это он с утра пораньше? Тем более вечером был такой скандал!» Захожу. Он говорит: «Отпускаю вас на подготовку к полету…» Я не стал расспрашивать… Сделал «есть!». И умчался. Забежал только к своим ребятам — сказал, что отбываю в неизвестном направлении. Назначил старших, чтобы знали, кто за что отвечает, и… домой. Схватил маленький чемоданчик. И… исчез, пока не успели меня вернуть.
Уже потом, когда вошел в режим подготовки, приезжаю в КБ к своим, спрашиваю: «Как дела?» И… о чудо: моя группа делает лунный проект. Оказывается, Королев вызвал моих ребят… А им уже само по себе лестно, что обращается к ним сам Королев. И они взялись. Не знали, как сделать, но взялись. Королев, видимо, решил: пока Феоктистов поедет учиться на космонавта, я настрою его группу на лунный проект. Конечно, это были детские шуточки. Он надеялся, что и без меня все сделают. Если возьмутся — значит, будут тянуть, потому что тогда уж он с них не слезет, как это всегда было с другими проектами! Я даже не стал ребят упрекать. ..
Этот снимок сделан перед стартом «Восхода-1» на космодроме Байконур: вместе с экипажем Главный конструктор академик Сергей Королев (второй слева).
— Видимо, Королев с вами все-таки считался, если случались такие истории. Вместе с тем говорят, что у Феоктистова, возможно, есть обида на Королева, дескать, Королев его недооценил, потому что разработанный Феоктистовым корабль «Восток» Королев как бы присвоил, как бы сделал его своим. И это обидело Феоктистова. Так ли это?
— Он прямо говорил: «Все, что делается в моем КБ, — МОЕ! Кто здесь Хозяин? Я — Хозяин!» То есть это он говорил открытым текстом…
— И все-таки скажите: это вас обижало?
— Да нет, не обижало… Больше того, насчет Королева скажу так: если бы он полетел на спроектированном мною корабле, если бы он сказал: «Я сам полечу!» — я бы сказал ему: «Нет вопросов!» Потому что действительно ему все это дело принадлежало. В конце концов надо признать, что все это именно он организовал. И потом: Королев заслуженно был лидером в нашей работе! Нужно быть упорным и, что называется, упертым, чтобы так смело бросаться в разработки того, чего никто никогда не видел и толком даже не представлял, как оно может действовать. Причем он был упертым не в одну какую-то разработку, а все время бросался то в один, то в другой невиданный проект.
— И вы его за это уважали?
— Конечно. Если человек не сидит на месте, а постоянно находится в поиске, как его не уважать?! А вот советоваться бы я с ним не стал. Однако он был образец человека, который смело берется за любое, даже самое невероятное дело.
— Так гений он или не гений?
— Насчет гения, видно, это слишком… Что такое гений? Он был человек, который делает дело. Делает, как он его понимает. Берется за что угодно. За любую нелепость. Если бы вы знали, сколько было у нас сумасшедших проектов! Но! Он все равно за них брался. И делал. И многое, надо признать, ему удавалось. Находил людей, которые под его руководством и влиянием брались и делали то, чего еще никто и никогда не делал. Это потрясало: как и где он умел находить таких людей?!
— Но ведь вы, судя по всему, сами такой?
— Да, наверное. Наверное!
— Королев ведь тоже был отъявленный спорщик? И со всеми ругался?
— Ругался он с начальством. Ругался и добивался своего. Ругался так, как мы не умели или боялись. А с нами он спорил. И спорил всерьез — пока не находился выход. И то, что его не стало, это была для всех нас, безусловно, серьезная утрата…
Корреспондент «КП» из Уфы Евгений Соколов нашел этот снимок в архивах своего дедушки Алексея. На нем запечатлен уникальный момент — жители города в далеком 1961 году читают номер «Комсомолки» от 13 апреля, в котором сообщается, что Юрий Гагарин успешно пр
АМЕРИКАНЦЫ И ИНОПЛАНЕТЯНЕ
— Насчет несостоявшегося полета на Луну могу сказать: хорошо, что мы не полетели. Я много разговаривал с американцами, и они признавались, что зря было растрачено около 25 млрд. долларов. Ничего интересного на Луне они не увидели.
— Выходит, орбитальные станции важнее? Грамотнее постоянно работать на орбите, чем лететь на Луну?
— Нет. Это было тоже неграмотно. Как показал опыт, наиболее интересная и полезная информация получена не в пилотируемых полетах, не на орбитальных станциях, а благодаря телескопам, на которых людей вообще не было. Самым эффективным, на мой взгляд, космическим аппаратом оказался американский орбитальный телескоп «Хаббл». У нас нет денег. У нас нет теперь ничего, кроме старой славы. Американцы же все больше занимаются запусками больших телескопов. На самом деле вопрос о размерах Вселенной — очень неясный. С одной стороны, Вселенная согласно сегодняшним представлениям бесконечна, с другой — она ограничена в размерах, если взять какую-нибудь систему координат. Скажем, в общей теории тяготения нет предпочтительного места для всего этого. Это неправильно! Есть предпочтительное место! И можно сказать где. Но это еще надо доказать! А для этого нужно запускать аппараты.
— А что вы думаете относительно существования инопланетян?
— Бред…
12 апреля 1961 года: старт первого пилотируемого космического корабля «Восток»…
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Константин Петрович Феоктисов. Родился в 1926 году в Воронеже. В июле 1942 года ушел добровольцем на фронт, служил разведчиком штаба Воронежского фронта. Во время одного из рейдов в тыл врага чуть не погиб. Пуля прошла через подбородок и шею, навылет…
В 1949 году окончил МВТУ имени Н. Э. Баумана. Получил назначение на один из заводов в Златоусте Челябинской области, где прошел путь от инженера конструкторского бюро до исполняющего обязанности главного конструктора КБ. С 1955 года Феоктистов работал в ОКБ-1 (ныне — РКК «Энергия») под руководством С. П. Королева, участвовал в разработке первого искусственного спутника Земли. Его группа создала корабль «Восток», на котором полетел в космос Юрий Гагарин.
В 1964 году должен был состояться первый пуск нового советского космического корабля «Восход». Нужно было в очередной раз перещеголять американцев. Поэтому было решено отправить в космос сразу троих космонавтов. Но так как места в аппарате было мало, летели они без скафандров. Мало того, была принципиально изменена схема приземления. На «Востоке» космонавты приземлялись отдельно от корабля, катапультировавшись на определенной высоте. На «Восходах» — в корабле. Было понятно, что полет очень рискованный. Так что присутствие в экипаже создателя техники, конечно, вселяло больше уверенности в удачный исход у двух других космонавтов — летчика Владимира Комарова и врача Бориса Егорова.
Полет состоялся 12 — 13 октября. Его продолжительность составила 1 сутки 17 минут 3 секунды. Интересный факт: космонавты стартовали при Хрущеве, а докладывали о результатах полета уже Брежневу, поскольку на следующий день после их посадки Хрущев был смещен с поста первого секретаря ЦК КПСС.
Феоктистов был единственным беспартийным в истории советской космонавтики.
До 1990 года он продолжал работать над новыми космическими кораблями. Был ведущим разработчиком кораблей «Союз», «Союз-Т», «Союз-ТМ», «Прогресс», «Прогресс-М», орбитальных станций «Салют» и «Мир».
Умер 21 ноября 2009 года.
Герой Советского Союза.
…а на этом снимке, сделанном в тот же день, — приземление спускаемого аппарата, в проектировании которого принимал самое непосредственное участие Константин Феоктистов.
РАЗГОВОР МАТЕРИАЛИСТА О ДУХОВНОМ
ЕСТЬ ЛИ БОГ?
— Знаете, сейчас появились люди, относящие себя к ученым, которые утверждают, что у них есть научные доказательства существования бога. Я разговаривал на эту тему с нобелевским лауреатом академиком Гинзбургом. И он сказал, что все это вранье…
— Я с Гинзбургом совершенно согласен.
— Но в то же время он говорит, что я не могу доказать обратное.
— Тоже правильное утверждение. Хотя… чтобы доказать обратное… в принципе можно себе представить схему Вселенной, в которой есть некий господин конструктор или создатель. .. Почему бы нет? Тогда бы некоторые вещи объяснялись легче и последовательнее. (Кстати, очень многие ученые, по-настоящему ученые, — верующие люди. Они считают, что проще представить и объяснить Вселенную, у которой есть конструктор.) А вот доказать, что его нет, — сложнее и не очень-то убедительно. Доказать можно, например, так. Если действительно конструктор существует, то всем, что он создал и создает, он должен дирижировать. Однако звезд-то бесконечное количество! Это что же… он обо всех помнит? Что же это за мозги должны быть, чтобы обо всех и обо всем помнить? Память вряд ли может быть бесконечной!
В этом смысле теория создателя вроде бы не выдерживает критики. Но, с другой стороны, если система замкнутая, то он все придумывает и придумывает, как устроить Вселенную и как запустить ее механизмы, какие частицы запустить и сколько их должно быть, чтобы система функционировала как бы сама по себе?!
— А вам не кажется, что и те, и другие занимаются верой? Одни (теисты) верят, что бог есть. Другие (атеисты) верят, что бога нет. Материалисты же (их не надо путать с атеистами) ни во что не верят и имеют дело с тем, что есть!
— Материалисты за всем наблюдают, а не верят!
— Материалисты отличаются от тех и от других. Вы же — материалист?
— Безусловно! У меня такой подход: если я могу что-то проверить экспериментом и подтвердить это экспериментом, чтобы не просто доказать, что это может быть, а чтобы можно было возобновить это дело сколько угодно раз, хоть десять раз, хоть сто раз, хоть тысячу раз… Вот когда это повторить можно — это доказательство! Вот это точка зрения материалиста. Но… вообще можно считать, что есть и господь бог!
— Почему это можно считать?
— Надо просто по-другому ставить вопрос! Надо ставить вопрос так: «Что такое бог по определению?» Согласно общепринятым понятиям, это — всемогущий, всезнающий и вселюбящий. Но когда начинаешь проверять это определение на подтверждение, оказывается: он — не всемогущий, не всезнающий и не вселюбящий. .. В этом особенно легко убедиться по первым страницам Библии, где прямо говорится, что бог вначале создал то-то и то-то и только потом увидел и понял, что это хорошо…
— Совсем необязательно, чтобы он был вселюбящий или всезнающий. Он запустил механизм, и все… Пусть дальше механизм сам работает!
— Говорят, что все создал бог. Но кто тогда создал бога? Говорят, бог был всегда. Но почему тогда не могло быть все остальное, тем более если оно гораздо менее совершенное, чем сам бог?! Так был бог всегда или не был?
— Он, наверное, создавал-создавал, потом ему все это надоело, он устал жить и умер. А то, что он создал, — осталось…
P. S.: Использованные документы содержатся в недавно вышедшей книге «Сталин и Христос».
А так же пройдите наш тест: «Возьмут ли вас в космонавты»
Возрастная категория сайта 18+
Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г.
ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР — НОСОВА ОЛЕСЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА.
ШЕФ-РЕДАКТОР САЙТА — КАНСКИЙ ВИКТОР ФЕДОРОВИЧ.
АВТОР СОВРЕМЕННОЙ ВЕРСИИ ИЗДАНИЯ — СУНГОРКИН ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ.
Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без
предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой
право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные
сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой
массовой информации или нарушением иных требований закона.
АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781
127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.
Исключительные права на материалы, размещённые на интернет-сайте
www.kp.ru, в соответствии с законодательством Российской
Федерации об охране результатов интеллектуальной деятельности
принадлежат АО «Издательский дом «Комсомольская правда», и не
подлежат использованию другими лицами в какой бы то ни было
форме без письменного разрешения правообладателя.
Приобретение авторских прав и связь с редакцией: [email protected]
Новости Королёва — Официальный сайт Администрации
Сергей Павлович Королёв
Сергей Павлович Королёв (12.01.1907 — 14.01.1966 гг.) — советский ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, главный конструктор первых ракет-носителей, искусственного спутника Земли (ИСЗ), пилотируемых космических кораблей, основоположник практической космонавтики, академик АН СССР, член президиума АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда.
Родился в Житомире (Украина) 12 января 1907 года. Окончил МВТУ имени Н. Э. Баумана по специальности инженер-аэромеханик, Московскую школу лётчиков. Работал на Московском авиационном заводе № 22, в Центральном аэрогидродинамическом институте, в Управлении изобретений Народного Комиссариата Обороны СССР. Создал ряд конструкций планеров («Коктебель», «Красная звезда» и др.). После знакомства с работами К. Э. Циолковского Королёв увлекся идеями создания ЛА ракетного типа. В 1932 году — начальник Группы изучения реактивного движения (ГИРД). Под его руководством запущены первые советские ракеты на гибридном топливе «ГИРД-09» (август 1933) и на жидком топливе «ГИРД-Х» (ноябрь 1933). В 1933 году — главный инженер, заместитель начальника Реактивного научно-исследовательского института, начальник отдела крылатых ракет (1934), начальник группы ракетных аппаратов (1937). В период работы в РНИИ Королёв разрабатывал ряд проектов ЛА, в том числе проекты управляемой крылатой ракеты 212 (летавшей в 1939) и ракетопланера РП-318-1 (1940). В 1942-46 Королев работал в ГДЛ-ОКБ заместителем главного конструктора двигателей, занимаясь проблемой оснащения серийных боевых самолетов жидкостными ракетными ускорителями. С сентября 1945 по январь 1947 командирован в Германию; в августе 1946 назначен главным конструктором баллистических ракет. С 1950 года — заместитель директора НИИ-88 и Главный конструктор ОКБ-1. С 1956 года — начальник и Главный конструктор ОКБ-1.
Талант выдающегося ученого и организатора позволил ему на протяжении многих лет направлять работу многих НИИ и КБ на решение больших комплексных задач. Научные и технические идеи Королёва нашли широкое применение в ракетной и космической технике. Под его руководством созданы первый космический комплекс, многие баллистические и геофизические ракеты, запущены первые в мире межконтинентальная баллистическая ракета, ракета-носитель «Восток» и ее модификации, искусственный спутник Земли, осуществлены полеты КК «Восток» и «Восход», на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космическое пространство; созданы первые КА серий «Луна», «Венера», «Марс», «Зонд», ИСЗ серий «Электрон», «Молния-1» и некоторые ИСЗ серии «Космос»; разработан проект КК «Союз».
Не ограничивая свою деятельность созданием РН и КА, Королёв, как главный конструктор, осуществлял общее техническое руководство работами по первым космическим программам и стал инициатором развития ряда прикладных научных направлений, обеспечивающих дальнейший прогресс в создании РН и КА. Королёв воспитал многочисленные кадры ученых и инженеров.
12 апреля 1961 г. С. П. Королёв снова поражает мировую общественность. Создав первый пилотируемый космический корабль «Восток-1», он реализует первый в мире полёт человека — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.
6 августа 1961 года Германом Степановичем Титовым на корабле «Восток-2» был совершён второй космический полёт, который длился одни сутки. Затем совместный полёт космических кораблей «Восток-3» и «Восток-4», пилотируемых космонавтами А. Н. Николаевым и П. Р. Поповичем, с 11 по 12 августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. На следующий год — совместный полёт космонавтов В. Ф. Быковского и В. В. Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года — изучается возможность полёта в космос женщины. За ними — с 12 по 13 октября 1964 года — в космосе экипаж из трёх человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера и врача на более сложном космическом корабле «Восход». 18 марта 1965 г. во время полёта на корабле «Восход-2» с экипажем из двух человек космонавт А. А. Леонов совершает первый в мире выход в открытый космос в скафандре через шлюзовую камеру.
Продолжая развивать программу пилотируемых околоземных полётов, Сергей Павлович начинает реализовывать свои идеи о разработке пилотируемой ДОС (долговременная орбитальная станция). Её прообразом явился принципиально новый, более совершенный, чем предыдущие, космический корабль «Союз». В состав этого корабля входил бытовой отсек, где космонавты могли долгое время находиться без скафандров и проводить научные исследования. В ходе полёта предусматривались также автоматическая стыковка на орбите двух кораблей «Союз» и переход космонавтов из одного корабля в другой через открытый космос в скафандрах.
С.П. Королёв был генератором многих неординарных идей и прародителем выдающихся конструкторских коллективов, работающих в области ракетно-космической техники, его вклад в развитие отечественной и мировой пилотируемой космонавтики является решающим. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественных ракетного вооружения и ракетно-космической техники. Награжден Золотой медалью им. К.Э. Циолковского АН СССР (1958), Ленинской премией (1957), двумя орденами Ленина, орденом «Знак Почета» и медалями. В 1966 году академия наук СССР учредила золотую медаль имени С. П. Королёва «За выдающиеся заслуги в области ракетно-космической техники». Учреждены стипендии имени С. П. Королёва для студентов высших учебных заведений.
Урна с прахом Сергея Павловича захоронена в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.
Имя С. П. Королёва носят:
- Наукоград Королёв, Московская область. Центральный проспект этого города
- Ракетно-космическая корпорация (РКК) «Энергия» им. С. П. Королёва
- Военный институт г.Житомир
- СГАУ — Самарский Государственный Аэрокосмический Университет им. академика С. П. Королёва
- Научно-исследовательское судно «Академик Сергей Королёв»
- Памятники в городах Байконур, Житомир
- Кратер на Марсе
- Кратер на обратной стороне Луны
- Астероид 1855 Королёв
- Улицы во многих городах
- Высокогорный пик на Памире
- Перевал на Тянь-Шане.
Как специализированные продавцы космических игрушек, космической одежды и других забавных космических вещей, мы любим все, что связано с исследованием космоса. Вот список самых важных событий в истории космоса. Если у вас есть какие-либо вопросы или вы считаете, что чего-то не хватает, напишите нам по адресу [email protected] . Если вы хотите посетить наш интернет-магазин, посетите www.spacekids.co.uk | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
В 1963 году президент США Джон Ф. Кеннеди пообещал миру, что США высадят людей на Луну до 1970 года. Прежде чем рисковать жизнями людей, НАСА отправило космический корабль-робот, чтобы убедиться, что они смогут безопасно приземлиться. Он назывался «Сервейер-1» и совершил вторую мягкую посадку на Луну 30 мая 1966 года, через несколько месяцев после успешной посадки российского зонда «Луна-9». |
Приземлившись на Луну, автоматический космический корабль Surveyor 1 начал делать фотографии поверхности Луны, которые он передал возбужденным ученым в Америке и во всем мире. Ученые использовали эту жизненно важную информацию о местности, чтобы разработать безопасный способ высадки людей на Луну. |
Через два дня после полета на Луну, 13 апреля 1970 года, «Аполлон-13» пережил взрыв, вызванный неисправностью электропроводки. Используя только то, что было на борту, ученые НАСА и астронавты на борту устроили импровизированный ремонт, чтобы вернуть искалеченный космический корабль домой. Миссия провалилась: хотя экипаж так и не ступил на Луну, по крайней мере, они вернулись домой живыми! |
Он был спроектирован и разработан всего за 17 месяцев компанией Boeing, известной авиастроительной компанией Jumbo Jet. Узнайте больше здесь.
В 1973 году российский космический зонд «Марс-2» исследовал Марс, четвертую планету Солнечной системы. Зонд состоял из двух частей. Одна часть оставалась на орбите в течение года, отправляя фотографии Марса обратно на Землю. Другой должен был приземлиться и исследовать поверхность Марса, но он был уничтожен, когда его парашют не раскрылся. |
С пятью чрезвычайно мощными ракетными двигателями он может летать со скоростью более 17 000 миль в час. Шесть были построены, но больше никто не летает — НАСА вывело из эксплуатации последний флот в 2011 году.
28 января 1986 года случилась трагедия. Вскоре после запуска космический шаттл «Челленджер» взорвался из-за отказа топливной системы. Все семь астронавтов на борту погибли, а все шаттлы были остановлены почти на три года. Эта шокирующая авария напомнила миру об опасностях космических путешествий и невероятной храбрости всех астронавтов. |
Космическая станция «Мир» была построена секциями, каждая часть запускалась ракетой, а затем соединялась на орбите. Строительство началось в 1986 году, а последний элемент был установлен десятью годами позже! МИР — первая постоянно обитаемая долговременная космическая станция. МИР был разрушен в 2001 году, когда он сгорел при падении на землю. |
В 1989 году Хелен Шарман приняла участие в конкурсе на звание первого британского астронавта в космосе. После 18 месяцев интенсивной подготовки Хелен была частью российской миссии на космической станции МИР. Она провела восемь дней в космосе, проводя научные эксперименты. Раньше она работала в милой компании, производящей батончики Mars! |
МКС — это огромная космическая станция для исследований и освоения космоса, строительство которой началось в 1986 году, а последний крупный модуль прибыл в 2010 году.
28 апреля 2001 года американский миллионер Деннис Тито стал первым космическим туристом, заплатив около 20 миллионов долларов за полет на российском космическом корабле «Союз». Деннис провел неделю на орбите, большую часть времени посещая Международную космическую станцию. Ему пришлось тренироваться 900 часов только для того, чтобы быть пассажиром! |
Создана новая авиакомпания Virgin Galactic, предлагающая частные туристические полеты в космос на новой версии этого космического самолета. Несмотря на ужасную аварию во время испытаний в 2014 году, в которой трагически погиб пилот, билеты на рейсы, начиная примерно с 2021 года, по-прежнему доступны9.0010
Когда НАСА начало планировать отставку космического корабля «Шаттл», частные компании начали работу над космическим кораблем для его замены. Одна из этих компаний, SpaceX, стала первой, запустившей на орбиту финансируемую из частных источников ракету на жидком топливе Falcon 1. SpaceX теперь использует свои ракеты Falcon для запуска своей капсулы Dragon — беспилотного летательного аппарата, который доставляет грузы на МКС. |
Запущенному в 2004 году зонду Европейского космического агентства «Розетта» потребовалось десять лет, чтобы добраться до кометы 67P/Чурюмова-Герасименко. Мир наблюдал, как группа ЕКА успешно наблюдала за мягкой посадкой своего посадочного модуля Philae, который передал ценные данные с поверхности кометы. |
В 2017 году SpaceX успешно выполнила миссию на Международную космическую станцию, используя космический корабль, сделанный из полностью переработанных компонентов — ракеты, которая была запущена ранее в том же году, и капсулы Dragon, которая впервые отправилась в космос в 2015 году. |
НАСА планирует отправить людей обратно на Луну к 2025 году и на планету Марс в 2030-х годах. Многие астронавты, которые будут участвовать в этих захватывающих миссиях, сейчас всего лишь дети! |
www.spacekids.co.uk
История знаменитых космонавтов
История знаменитых открытий в космосе
От марсоходов до разведки дальнего космоса и множества программ, которые работают по всему миру, чтобы углубить наше понимание космического пространства, история исследования космоса пишется каждый день по-новому.
Чтобы отпраздновать бесконечные рубежи и почтить достижения, которые позволили нам зайти так далеко, Стакер использовал сочетание новостей, правительственных и других архивных отчетов, чтобы создать галерею из 50 исторических новинок в космосе. Хотя идея о галактиках за пределами земной атмосферы уже давно приводила людей в восторг, только во второй половине 20-го века космические полеты стали реальностью, позволив людям заглянуть за пределы Земли — и, в случае первого фотографии, сделанные с Земли, чтобы увидеть саму Землю.
Мы склонны думать о середине-конце 20-го века как о времени, когда произошло много первых полетов в космос, и на то есть веские причины. Холодная война между Соединенными Штатами и Советским Союзом была основным фактором, повлиявшим на распространение космической деятельности. Обе страны боролись за господство в космическом пространстве, и многие из первых достижений в космосе были связаны с желанием обеих стран быть «первыми». Когда в конце века холодная война пошла на убыль, ни у одной из стран не было стимула опередить другую. Однако текущая работа, проводимая НАСА, учеными и астрономами по всему миру, показывает, что увлечение людей космосом и желание исследовать космос сильны как никогда.
Продолжайте читать, чтобы прочитать подробную ретроспективу знаменитых первопроходцев в космосе, в том числе первого астронавта Соединенного Королевства, первого насекомого, посетившего космос, и первого космического туриста планеты.
Вам также могут понравиться: История морской пехоты США с года вашего рождения
1 / 52
Star-Film
1902: Первый космический фильм
Первым космическим фильмом считается «Путешествие на Луну» 1902 года. В фильме показано путешествие на Луну группы астрономов.
2 / 52
НАСА // Flickr
1947: Первые насекомые в космосе
Первые насекомые, отправившиеся в космос на борту искусственного корабля, совершили путешествие в 1947 году. Группа плодовых мушек на борту американской ракеты Фау-2 достигла высоты 108 километров и живыми вернулась на орбиту Земли.
3 / 52
Центр космических полетов НАСА/Маршалла // Wikimedia Commons
1948: первая обезьяна отправлена в космос
Первая обезьяна была отправлена в космос в 1948 году, самец макаки-резуса по имени Альберт. К сожалению, он не достиг космоса (официально это 100 километров от поверхности Земли) и умер в какой-то момент путешествия. Год спустя за ним последовала обезьяна по имени Альберт II, которая добралась до космоса, но не вернулась живой.
[На снимке: Манки Бейкер с моделью автомобиля Юпитер, 29 мая 1959 г.]
4 / 52
1958: Первая американская программа «человек в космосе»
.
Первая программа США по запуску человека в космос была запущена в 1958 году. Целью так называемого проекта «Меркурий» был запуск пилотируемого космического корабля вокруг Земли и исследование способности человека функционировать в космосе. С 1961 по 1963 год проект совершил шесть пилотируемых полетов.
5 / 52
1959: первые астронавты Америки
Первые американские астронавты были представлены в 1959 году. Члены группы стали финалистами конкурсного отбора, который начался с более чем 500 кандидатов. Эти «Первоначальные семерки» в конечном итоге были названы «Меркурийной семеркой» по названию американского космического проекта — программы «Меркурий».
Вам также может понравиться: Космические открытия, которые поразят вас
6 / 52
Арто Джоуси // Wikimedia Commons
1961: Первый человек в космосе
В 1961 году Советский Союз победил США в космической гонке, отправив в космос первого человека в мире. Юрий Гагарин стал международной знаменитостью после своего возвращения и совершил поездку по миру, продвигая свои достижения от имени Советов.
7 / 52
НАСА // Flickr
1961: Первый американец в космосе
Алан Шепард стал первым американцем в космосе менее чем через месяц после того, как советский Юрий Гагарин стал первым человеком в космосе. Путешествие Шепарда 5 мая длилось чуть более 15 минут.
8 / 52
Архив Keystone/Hulton // Getty Images
1961: Первый длительный космический полет
В отличие от гораздо более коротких полетов, имевших место ранее в том же году, полет советского космонавта Германа Сергеевича Титова 19 августа61 полет длился более 25 часов. Таким образом, Титов также стал первым человеком, уснувшим в космосе, и первым, кто испытал «космическую болезнь».
9 / 52
НАСА // Getty Images
1962: Первый американец облетел Землю
Джон Гленн стал первым американцем, вышедшим на орбиту Земли в 1962 году. Гленн был членом корабля «Меркурий-7» и совершил три круга вокруг земного шара менее чем за пять часов, завершившись приводнением и восстановлением в Атлантическом океане.
10 / 52
Центральная пресса // Getty Images
1963: Первая женщина в космосе
Советский астронавт Валентина Терешкова стала первой женщиной в космосе в 1963 году. Терешкова провела в космосе 71 час — больше, чем все американские астронавты вместе взятые на тот момент.
Вам также могут понравиться: Американская история с года вашего рождения
11 / 52
AFP // Getty Images
1963: Первый кот в космосе
Франция была ответственна за первую кошку в космосе, которая отправилась в космос в 1963 году. Кошка Фелисет была частью группы из 14 кошек, обученных для космических путешествий. Ее путешествие длилось 15 минут, и она вернулась на Землю невредимой.
12 / 52
Эндрю Грей // Wikimedia Commons
1964: Первый полет без скафандров
Трое советских космонавтов первыми вышли в космос без скафандров в 1964 году. Самолет троих не был рассчитан на толпу, поэтому оставленные скафандры были вопросом экономии места, что, как оказалось, создало мировой прецедент.
13 / 52
Центральная пресса // Getty Images
1965: Первый выход в открытый космос
Советский космонавт Алексей Леонов первым вышел в открытый космос в марте 1965 года. Первыми словами Леонова при выходе из космического корабля и знакомстве с Землей были: «Земля круглая!» Спустя десятилетия он сказал, что в его памяти остался отпечаток «чрезвычайной тишины».
14 / 52
НАСА // Wikimedia Commons
1965: Первый американский выход в открытый космос
.
Спустя почти три месяца после первого выхода в открытый космос Алексея Леонова американец Эд Уайт стал первым американцем, вышедшим в открытый космос в 1965 году. Выход Уайта длился примерно 20 минут. К сожалению, два года спустя он погиб в трагической миссии «Аполлон».
15 / 52
НАСА // Flickr
1966: Первая стыковка человека в космосе
16 марта 1966 года пилотируемый космический корабль совершил первую стыковку в космосе. Космический корабль Gemini VIII, пилотируемый американским астронавтом Нилом Армстронгом, соединился с беспилотной ракетой-мишенью Agena, что стало первым случаем, когда два космических корабля соединились вместе за пределами орбиты Земли.
16 / 52
НАСА // Wikimedia Commons
1966 год: первая полная фотография Земли с орбиты Луны
Первая фотография Земли была сделана с орбиты Луны 23 августа 1966 года шаттлом НАСА. На более ранних фотографиях, сделанных из космоса, были запечатлены только части Земли, а на фотографии 1966 года удалось заснять весь земной шар.
Вам также может понравиться: 30 захватывающих дух изображений из публичной библиотеки НАСА
17/52
НАСА // Wikimedia Commons
1968: Первый взгляд на обратную сторону Луны
Обратная сторона Луны — это полушарие Луны, обращенное в противоположном направлении от Земли. В 1968 году экипаж «Аполлона-8» увидел эту сторону Луны и стал первым человеком, которому это удалось. «Это прекрасный, прекрасный вид», — передал один из членов экипажа в центр управления полетами 22 декабря 1968 года.
Вам также может понравиться: История армии США с года вашего рождения0010
18 / 52
Central Press/Hulton Archive // Getty Images
1969: Первая неделя с несколькими кораблями и несколькими людьми
В течение недели 11 октября 1969 года Советский Союз отправил в космос три космических корабля с семью людьми. Это было самое большое количество космических кораблей и экипажа, которые когда-либо находились в космосе одновременно.
19 / 52
NASA/AFP // Getty Images
1969: Первый человек на Луне
Американец Нил Армстронг стал первым человеком на Луне в 1969. Он и Базз Олдрин обошли Луну в течение 2,5 часов, исследуя и собирая образцы, прежде чем вернуться на Землю с Майклом Коллинзом, который оставался на орбите, пока его коллеги-астронавты шли.
20 / 52
Нил Армстронг/НАСА // Getty Images
1969: Первый человек пописал на Луну
В 1969 году американский астронавт Базз Олдрин занял свое место в истории космоса. В этом году Олдрин стал первым человеком, писавшим на Луну. Более того, он сделал это в прямом эфире.
21 / 52
Архив Keystone/Hulton // Getty Images
1971: Первые смерти в космосе
В первом трагическом космосе три советских космонавта — Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев — стали первыми, кто погиб в космосе 30 июня 1971 года. Сломанный дыхательный клапан вызвал падение давления внутри их космического корабля, что привело к их удушью. в течение нескольких секунд.
22 / 52
STF/AFP // Getty Images
1971: Первый лунный гольф
Американский астронавт Алан Шепард первым использовал Луну в качестве тренировочного полигона 6 февраля 1971 года. Его любимая игра? Гольф. По сей день Шепард, который, по его оценкам, отбил мяч примерно на 200 ярдов, остается единственным человеком, игравшим в гольф на Луне.
23 / 52
Архив Keystone/Hulton // Getty Images
1971: Первый космический корабль соединяется с космической станцией
.
Советский «Союз-11» стал первым космическим кораблем, совершившим связь с космической станцией в космосе в 1971, когда он соединился с советской космической станцией «Салют-1». К сожалению, «Союз-11» не вернулся на Землю — все три космонавта на борту погибли из-за разгерметизации космического корабля.
24 / 52
НАСА // Flickr
1973: Первый скайлэб
НАСА запустило первый в мире скайлаб в 1973 году. В течение следующих двух лет его посетили три экипажа, поскольку огромные объемы космических данных были переданы обратно в центр управления полетами в Хьюстоне.
25 / 52
AFP // Getty Images
1975: Первый международный полет человека в космос
Соединенные Штаты и Советский Союз были вовлечены в космическую гонку на протяжении десятилетий, поэтому в 1975 году это стало долгожданным совместным предприятием, когда две страны объединились для первого международного пилотируемого космического полета. Американский космический корабль «Аполлон» встретился с советским «Союзом», и их экипажи вместе провели несколько экспериментов.
Вам также может понравиться: 1 миллиону видов грозит уничтожение — во время шестого массового вымирания на Земле
26 / 52
Lucasfilm
1977: Первый фильм «Звездные войны»
Пожалуй, самая известная серия фильмов о космосе была запущена в 1977 году. Первый фильм «Звездные войны» «Новая надежда» стал хитом у зрителей во всем мире, действие происходило в далекой-далекой галактике.
27 / 52
Михалис Фамелис // Flickr
1980: Первый темнокожий астронавт в космосе
Арнальдо Тамайо Мендес стал первым чернокожим астронавтом в космосе в 1980 году. Мендес был частью советской программы по доставке несоветских астронавтов на борту советских космических кораблей.
28 / 52
НАСА // Flickr
1981: Первый космический шаттл достиг орбиты
.
Первый космический шаттл — «Колумбия» — вышел на орбиту в 1981 году. В течение следующих двух десятилетий «Колумбия» отправит в космос десятки астронавтов.
29 / 52
Неизвестно // Wikimedia Commons
1983: Первая американка в космосе
Салли Райд стала первой американской женщиной в космосе в 1983 году. Эта веха Райд превратила ее в бессмертную икону, а кукла Барби должна была доказать девочкам, что они тоже могут вырасти, чтобы отправиться в космос.
30 / 52
НАСА // Flickr
1983: Первый афроамериканец в космосе
Гайон С. Блуфорд был первым афроамериканцем, отправившимся в космос в 1983 году. Блуфорд совершил в общей сложности четыре космических полета и отмечен в Международном зале космической славы.
Вам также может понравиться: Можете ли вы ответить на эти настоящие вопросы о кошках?
31 / 52
AFP // Getty Images
1984: Первая советская женщина вышла в космос
В 1984 году Светлана Савицкая стала первой советской женщиной, вышедшей в открытый космос. Контекстом ее прогулки было участие в экспериментах по сварке внешнего корпуса космической станции. Она также была первым человеком, который сварил в космосе вместе с Владимиром Джанибековым.
[На снимке: Президиум СССР Константин Черненко вручает награду Светлане Савицкой.]
32 / 52
NASA // Wikimedia Commons
1984: Первый выход в открытый космос без привязки
Брюс МакКэндлесс стал первым человеком, который освободился от привязи, соединяющей его с космическим челноком «Челленджер», 7 февраля 1984 года. Затем МакКэндлесс совершил культовую «прогулку» по Луне, во время которой он фактически парил в космосе.
33 / 52
Субхав Шарма // Wikimedia Commons
1984: Первый индиец в космосе
Индия была следующей страной, отправившей астронавтов в космос после России и США. Страна отправила свой первый 2 апреля 1984 года, когда Ракеш Шарма запустился в космос, хотя и на борту советского шаттла.
34 / 52
Spocksmind // Wikimedia Commons
1985: Первая королевская особа в космосе
Саудовский султан бин Салман Аль-Сауд стал первым членом королевской семьи, побывавшим в космосе в 1985. Но он был не просто туристом; будучи военнослужащим ВВС Саудовской Аравии, он налетал 1000 часов, когда присоединился к миссии НАСА «Дискавери» в 1985 году.
35 / 52
1985: Первый полет шаттла Atlantis
.
Космический шаттл «Атлантис» впервые поднялся в воздух в 1985 году. На постройку «Атлантиса» ушло примерно вдвое меньше времени, чем на предыдущие космические челноки, из-за уроков, извлеченных из этих конструкций.
Вам также может понравиться: Сможете ли вы пройти тест на гражданство США?
36 / 52
НАСА // Flickr
1988: Первый полет шаттла после катастрофы Челленджера
.
В 1988 году «Дискавери» стал первым космическим челноком, взлетевшим после катастрофы «Челленджера», которая произошла 32 месяца назад, 28 января 1986 года. «Челленджер» взорвался при взлете, погибли все семеро на борту и на время остановилась американская космическая программа. .
37 / 52
НАСА // Wikimedia Commons
1989: Первый зонд запущен с шаттла 9. 0010
Первый зонд был запущен с шаттла «Магеллан» в 1989 году. Зонд находился на орбите Венеры, а также первым сделал снимки всей поверхности Венеры.
38 / 52
Джек Тейлор // Getty Images
1991: Первый британский астронавт посещает космос
.
Химик Хелен Шарман была первым британским астронавтом и первой женщиной, посетившей космическую станцию «Мир» в 1991 году. В январе 2020 года Шарман заявила, что инопланетяне существуют и могут быть на Земле прямо сейчас. Почти через четверть века после полета Шармана в космос Тим Пик — член европейского эквивалента НАСА, ЕКА — стал первым астронавтом, отправленным в космос в рамках Европейского космического агентства.
[На снимке: Хелен Шарман на мероприятии, посвященном 25-летию ее космической миссии.]
39 / 52
NASA // Wikimedia Commons
1992: первый спутник, захваченный голыми руками
В 1992 году во время выхода в открытый космос трое астронавтов наткнулись на неожиданное зрелище: сбившийся с пути спутник. Используя только свои руки в перчатках, трио потянулось, чтобы захватить орбитальный спутник, став первым в истории, кто сделал это.
40 / 52
НАСА // Getty Images
1995: Первая женщина командует космическим челноком
.
Эйлин Мари Коллинз стала первой женщиной, которая возглавила полет космического корабля «Шаттл». Она также пилотировала рандеву с российской космической станцией «Мир».
Вам также могут понравиться: 30 продуктов, ядовитых для собак
41 / 52
NASA // Flickr
1995: Первый американец на борту советского космического корабля
.
Знаком того, что холодная война наконец закончилась, стало то, что первый американец поднялся на борт советского космического корабля в 1995. Норман Э. Тагард проводил исследования с российскими космонавтами в течение 115 дней на борту «Мира».
42 / 52
НАСА // Flickr
1995: Первая встреча Атлантиды и Мир
Еще одним признаком того, что напряженность времен холодной войны ушла в геополитическую историю, стала первая встреча американской космической станции «Атлантис» и российской космической станции «Мир» в космосе в 1995 году. Вместе они весили почти 500 000 фунтов.
43 / 52
НАСА // Flickr
1996: Первая американка обслуживает борт «Мир-
«.
Шэннон В. Люсид стала первой американкой, служившей на российской космической станции «Мир» в 1996 году. Еще одна слава Люсид? Она единственная американка, когда-либо сделавшая это.
44 / 52
НАСА // Flickr
2000: Первый экипаж Международной космической станции
Первый экипаж поднялся на борт Международной космической станции в 2000 году. Экипаж состоял из американских и российских космонавтов.
45 / 52
НАСА // Wikimedia Commons
2001: первый в мире космический турист
Первый в мире космический турист Деннис Тито совершил полет в 2001 году. Американский миллионер заплатил за посадку на российский космический корабль, направлявшийся к Международной космической станции.
Вам также может понравиться: Можете ли вы ответить на эти настоящие «Опасность!» подсказки о вашем состоянии?
46 / 52
2002: Первая космическая железная дорога
Первая космическая железная дорога Mobile Base System была запущена в 2002 году. Она была запущена на космическом челноке Endeavour.
47 / 52
НАСА // Flickr
2003: Первый мужчина женится в космосе
Юрий Маленченко стал первым человеком, который женился в космосе в 2003 году. Невеста все еще находилась в Техасе, а церемония прошла по видеосвязи.
48 / 52
НАСА // Flickr
2007: Первый космический марафон
Пробежать марафон на Земле достаточно сложно. Но в 2007 году астронавт Сунита Уильямс завершила первый марафон в космосе, пробежав Бостонский марафон менее чем за 4,5 часа.
49 / 52
НАСА // Flickr
2012: Первая коммерческая космическая миссия
SpaceX совершила первый коммерческий визит на Международную космическую станцию в 2012 году. У компании был контракт с НАСА на поставку материалов для станции.
50 / 52
НАСА // Flickr
2015: Первая успешная миссия Плутона
Первое настоящее и успешное путешествие к Плутону было совершено в 2015 году. Пролет приблизился к поверхности Плутона на 8000 миль — рекорд — были сделаны снимки его местности крупным планом.
Вам также может понравиться: Каким был брак в год вашего рождения
51 / 52
2021: Первый вертолет на Марсе
Марсоход НАСА «Настойчивость» успешно приземлился на Марсе 18 февраля 2021 года вместе с первым летательным аппаратом, приземлившимся на другой планете — вертолетом «Изобретательность». Первый полет будет предпринят, если и когда вертолет переживет холодные вечерние температуры на Марсе. Впервые это произошло через 120 лет после того, как на Земле был осуществлен управляемый полет.
52 / 52
ПАТРИК Т. ФАЛЛОН/AFP через Getty Images
2021: старт космической гонки миллиардеров
Ричард Брэнсон, Джефф Безос и Илон Маск годами финансировали свои собственные космические проекты, а в 2021 году вступили в трехстороннее соревнование, чтобы победить друг друга в космосе.