Содержание
Леонардо да Винчи, художник и изобретатель
Леонардо да Винчи постоянно вызывает споры историков. Они не могут решить, кем же он был: художником, который только увлекался техникой, или изобретателем и ученым, который писал картины, чтобы заработать себе на жизнь? В равной степени можно доказывать и то, и другое. При жизни Леонардо был признан и как художник, и как изобретатель. Об этом говорят все дошедшие до нас документы, в том числе и официальное свидетельство о его смерти, написанное на французском языке: «Леонардо да Винчи, знатный миланец, первый королевский живописец, изобретатель и архитектор, механик государства, придворный живописец герцога Миланского».
После смерти Леонардо да Винчи стал больше известен как художник. Его картины были доступны широкой публике (например, та же фреска Леонардо да Винчи “Тайная Вечеря” в Милане восхищала еще людей средневековья, как и нас с вами), а научные трактаты и заметки исчезли в библиотеках и частных коллекциях. В позапрошлом веке рукописи и книги были обнаружены учеными, и эти находки в корне изменили представление о том, чему отдавал предпочтение сам Леонардо. Если судить по объему работы, то Леонардо да Винчи, прежде всего занимался наукой. В галереях мира можно найти не больше десяти полотен, бесспорно принадлежащих кисти Леонардо, и несколько сот рисунков, в то время, как монографий, чертежей, набросков, научных заметок насчитывается тысячи и тысячи.
Его ум проникал во все области знания. Он занимался геометрией и механикой, гидравликой и геологией, ботаникой и астрономией, анатомией человека и животных. Но в первую очередь его усилия были направлены на изобретение и усовершенствование машин и механизмов. В своих работах Леонардо да Винчи разработал принципы устройства… танка, летательного аппарата, гидравлической турбины, парового двигателя, телескопа, арифмометра! Из-за слишком восторженной оценки Леонардо да Винчи как изобретателя некоторые недоверчивые исследователи ударились в другую крайность. Они утверждают, что механизмы Леонардо — не более, как плод его фантазии, что он будто бы создавал их только на бумаге, хотя и в мельчайших деталях, а не на практике, и тем более никогда их не испытывал. Словом, они считают Леонардо просто кабинетным ученым.
Таково мнение исследователей, не разбирающихся в вопросах техники. Однако инженеры думают иначе.
Первая рукопись, известная под названием «Codex Madrid I», почти целиком посвящена теоретической и прикладной механике. Леонардо всегда интересовала не только теория, но и возможность ее применения. Но он никогда не приспосабливал практику к теории, никогда не был эмпириком. В «Codex Madrid I» он пишет: «Называйте это практикой, но не забывайте, что на первом месте все же стоит теория». Систематическое изучение роли трения и тяги в работе машин привело Леонардо к выводу о бессмысленности поисков вечного двигателя, которые были любимым занятием его современников изобретателей.
На первой странице рукописи он говорит: «Стремление создать вечное колесо — источник вечного движения — можно назвать одним из бесполезных заблуждений человека. На протяжении многих столетий все, кто занимался вопросами гидравлики, военными машинами и прочим, тратили много времени и денег на поиски вечного двигателя. Но с ними происходило то же, что и с алхимиками, всегда находилась какая-нибудь мелочь, которая якобы мешала успеху опыта. Моя небольшая работа принесет им пользу; им больше не придется спасаться бегством, не выполнив обещания, данного королям и правителям. Я знал много людей, приезжавших в Венецию из разных стран в надежде построить мельницы на стоячей воде. Потратив на эту затею много усилий и средств и не достигнув успеха, они вынуждены были бежать из страны».
В другой рукописи Леонардо восклицает: «Вы, изобретатели вечного двигателя, сколько пустых химер породили ваши поиски!»
С полным основанием можно сказать, что Леонардо был первым механиком, который обладал современным пониманием основных принципов действия машин. И он же обнаружил, что каждая машина представляет собой набор простейших механизмов, подобно органам у живых существ, в разных комбинациях входящих в состав всех машин…
Как всегда, отдавая предпочтение «теории», Леонардо начал изобретать новые машины с того, что глубоко исследовал природу и свойства трения твердых тел. Его эксперименты предвосхищают изобретения веков. Например, для измерения силы тяжести и силы трения колесного механизма на наклонной плоскости и определения мощности водяного колеса Леонардо использовал динамометр — за триста лет до Джона Смитона, английского ученого, считающегося изобретателем этого прибора.
Из этих опытов Леонардо сделал несколько общих выводов: «…сила трения зависит от материала соприкасающихся поверхностей, от степени их обработки и не зависит от площади соприкасающихся поверхностей; она прямо пропорциональна весу груза и может быть уменьшена путем введения «роликов или смазочных веществ между трущимися поверхностями». Сегодня эти выводы кажутся нам очевидными, но нужно помнить, что Леонардо математически подтвердил свои положения за двести лет до того, как ученые вообще приступили к изучению проблем трения, и за триста лет до того, как Кулон создал окончательную теорию трения.
Определив общие положения теории трения, Леонардо перешел к изучению частных проблем трения в машинах. Подшипники! Работы и чертежи Леонардо доказывают, что уже в то время он предугадал будущее широкое их использование — и шариковых, и роликовых! — хотя применяться в машинах они стали лишь с 1900 года.
В эпоху Леонардо и позже подшипники с вращающимися валами и осями представляли собой отверстие, сделанное в деревянном или металлическом корпусе машины. Из-за большого трения вращающегося вала в отвёрстии машина быстро изнашивалась, и чтобы уменьшить износ, пробовали смазывать трущиеся поверхности жиром или маслом.
Понимая, что одна только смазка не поможет, Леонардо стал искать другие способы увеличить срок работы машины: такие, как использование материалов с минимальным коэффициентом трения и изобретение таких устройств, где быстрый износ чем-либо компенсируется. Его подход к этим проблемам был удивительно современным. Леонардо изобрел двойной подшипник, который не давал оси выходить из подшипника «даже при большом напряжении». Он описывал эту систему так: «…стороны блока, на котором вращается ось, должны быть сделаны из гладкого «зеркального металла», представляющего собой сплав трех частей меди и семи частей олова. Эта система должна иметь сверху клин для более полного принта или крышку, прикрепляемую винтом, стороны блока или втулки могут не насаживаться на ось по мере того, как механизм изнашивается…»
Таким образом, здесь мы имеем первое детальное описание разъемной подшипниковой стойки и регулируемых втулок из антифрикционной материи. Леонардо сделал этот механизм за двести лет до того, как Роберт Хукер предложил использование такого металла Лондонскому Королевскому обществу, и более чем за два столетия до того, как идея создания разъемных втулок воплотилась в металл.
Леонардо продолжал изучать возможности уменьшения трения с помощью вращающихся деталей, так как его опыты показали, что при качении трение скольжения всегда меньше. Использование вращающихся деталей для облегчения движения механизма не было открытием Леонардо. Подобные приспособления встречались еще в Древней Греции. Идея использования вращательного движения в подшипниках также не принадлежит Леонардо. Как он пишет, его ученик, немецкий механик Гулио, видел в Германии подшипники в форме дисков (изобретение которых раньше приписывали Леонардо). Но, тем не менее, шариковые и роликовые подшипники в современном их виде изобрел именно Леонардо да Винчи.
В комментариях к чертежам Леонардо пишет об использовании подшипников вообще: «Я полагаю, что для облегчения движения груза по ровной поверхности необходимо ввести между ними шарики или ролики… Я не вижу большой разницы между ними, исключая ту, что шарики могут вращаться во всех направлениях, а ролики только в одном. Но если во время движения шарики или ролики соприкасаются, движение будет более медленным, так при их соприкосновении сила трения начинает действовать в противоположном направлении. Но если шарики или ролики находятся на расстоянии друг от друга, они будут иметь только две точки соприкосновения — с грузом и с поверхностью, по отношению к которой он движется. Следовательно, это облегчает движение».
Как Леонардо представлял себе будущее использование роликового подшипника? Ответ — предложенная им конструкция вертикальной оси или стержня. Конец стержня имеет конусообразную форму и опирается на гнездо из шариков или трех конических роликов одинакового размера и формы. Леонардо пишет: «Таким образом, мы будем иметь три конуса, аналогичные конусу на конце стержня, и с каждым оборотом стержня каждый из поддерживающих конусов совершает полный оборот вокруг своей оси».
Увидев его рисунки, Престон Бассет, бывший президент «Сперри Гироскоп Компани», написал 8 марта 1967 года своему другу: «Должен тебе сказать, что из всех чертежей и набросков Леонардо да Винчи меня больше всего поразил рисунок шарикового подшипника, в котором шарики расположены вокруг конического стержня. Когда в 1920 г. мы разработали гироскопический прибор для слепого полета, мы столкнулись с проблемой создания шарикового подшипника, в котором не было бы осевого зазора. Создав конический стержень в шариковом подшипнике, мы думали, что открыли что-то новое, но это открытие было уже сделано Леонардо да Винчи».
Работы Леонардо по изучению зубчатых передач и шестеренок говорят о его необычайном умении проникать в самую суть проблем механики. Его чертежи зубчатых колес (шестеренок) и их описание поражают совершенством. Подобно изобретателям более поздних времен, Леонардо нашел наилучшую форму зубцов, изучая износ шестеренок, использовавшихся на мельницах.
Леонардо напряженно работал над упрощением конструкции зубчатого колеса с тем, чтобы уменьшить износ, вызываемый трением. Он писал: «Чем больше колес в вашем механизме, тем больше зубчатых зацеплений вам требуется, а чем больше зубцов — тем больше будет трение между колесами и зубчатым валиком и, следовательно, тем больше энергии будет потеряно двигателем».
Леонардо изобрел новые типы шестеренок: «деформированные», или частично зубчатые, трапецеидальные, спиральные, конические. Особенно замечательным открытием можно считать изобретение «глобоидальной» шестерни, которое обычно приписывают английскому изобретателю XVIII века Генри Хиндли, однако чертежи такой шестеренки мы увидели в рукописи Леонардо, найденной в Мадриде.
Ленточный привод, клиноременная передача амортизаторы… — трудно перечислить все изобретения Леонардо да Винчи.
На этом я заканчиваю и предоставляю читателям возможность самим решить, был ли Леонардо кабинетным ученым или исследователем, который ставил опыты и создавал машины, чтобы на практике проверить свои теории.
Автор: Ладислао Рем, перевод с английского.
Но все-таки Леонардо да Винчи навеки вписал свое имя в историю именно как выдающийся художник, автор удивительных непередаваемых картин. Разумеется множество картин разных художников прекрасны своим разнообразием, но никому еще так и не удалось повторить загадочную улыбку Джоконды…
Leonardo da Vinci — Леонардо да Винчи — Биография — Картины
Leonardo daVinci
МБОУ Никологорская школа Вязниковского района
Ученика 10 класса
Михейкина Сергея
Биография
Картины
Изобретения
Медицина
Мыслитель
На исходе Средневековья в Италии взошла звезда, озарившая все последующее развитие европейской цивилизации. Живописец, инженер, механик, плотник, музыкант, математик, патологоанатом, изобретатель — вот далеко не полный перечень граней универсального гения. Археолог, метеоролог, астроном, архитектор… Все это — Леонардо да Винчи. Его называли чародеем, служителем дьявола, итальянским Фаустом и божественным духом. Он опередил свое время на несколько веков вперед. Окруженный легендами еще при жизни, великий Леонардо — символ безграничных устремлений человеческого разума.
Леонардо да Винчи
Биография
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в живописном тосканском городке Винчи. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провел вместе с матерью. Его отец вскоре женился на богатой и знатной девушке, но этот брак оказался бездетным, и Пьеро забрал своего трехлетнего сына на воспитание. Разлученный с матерью Леонардо всю жизнь пытался воссоздать ее образ в своих шедеврах.
Городок Винчи
близ Флоренции
Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха умерла при родах. Отец Леонардо прожил 78 лет, был четырежды женат и имел 12 детей. Он пытался приобщить Леонардо к семейной профессии, но безуспешно: сын не интересовался законами общества.
Пока отец пропадал на работе, мальчика воспитывал его дядя Франческо. Он был философ по складу мышления и бездельник по роду занятий. Дух свободы, с детства привитый Леонардо легкомысленным мечтателем Франческо, возможно, пробуждал впоследствии художника бросать незавершенные шедевры и устремляться к новым вершинам.
Автограф Леонардо
Дом, в котором жил Леонардо в детстве.
«Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать — и крылья будут!»
В четырнадцатилетнем возрасте Леонардо был отдан обучаться в мастерскую Верроккьо, которая находилась в интеллектуальном центре тогдашней Италии, городе Флоренции, что позволило Леонардо обучиться гуманитарным наукам, а также приобрести некоторые технические навыки. Он изучил черчение, химию, металлургию, работу с металлом, гипсом и кожей. Помимо этого юный подмастерье занимался рисованием, скульптурой и моделированием.
В 1473 году в возрасте 20 лет Леонардо да Винчи получает квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки.
Мастерская Веррокьо
У Леонардо было много друзей и учеников.
Женат он не был.
У него была собственная мастерская во Флоренции
в 1476—1481 годах.
В 1481 году да Винчи выполнил первый в своей жизни большой заказ — алтарный образ «Поклонение волхвов» для монастыря, находящегося неподалёку от Флоренции.
В 1482 Леонардо, будучи, по словам Вазари, очень талантливым музыкантом, создал серебряную лиру в форме конской головы.
«Порицай своего друга наедине и хвали на людях»
«Когда я думал, что учусь жить, я учился умирать»
В 1516 году Леонардо принял приглашение французского короля и поселился в его замке Кло-Люсе. Во Франции Леонардо почти не рисовал, но мастерски занимался организацией придворных празднеств, планированием нового дворца в Роморантане при задуманном изменении речного русла, проектом канала между Луарой и Соной, главной двухзаходной спиральной лестницей в замке Шамбор.
За два года до смерти у мастера онемела правая рука, и он с трудом передвигался без посторонней помощи. Третий год жизни в Амбуазе 67-летний Леонардо провел в постели. 23 апреля 1519 года он оставил завещание, а 2 мая скончался в окружении учеников и своих шедевров в Кло-Люсе. По словам Вазари, да Винчи умер на руках короля Франциска I, своего близкого друга.
Памятник Леонардо да Винчи
Памятник Леонардо да Винчи установлен посреди площади Ла Скала в 1872 году. Работа скульптора Пьетро Маньи.
Памятник представляет собой постамент, на котором стоит Леонардо да Винчи. Ниже Леонардо да Винчи находятся четверо его учеников.
г. Милан, площадь Ла Скала
Картины
Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или учёным. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно не велико, а ряд его работ утрачен или сильно повреждён. Однако его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение.
«Где дух не водит рукой художника, там нет искусства»
Благовещение
1472-1475 годы. Галерея Уффици, Флоренция. Высокое Возрождение.
Картина «Благовещение» написана художником Леонардо да Винчи в возрасте чуть более 20 лет. Размер картины 98 x 217 см, дерево, темпера. Картина «Благовещение» — довольно крупная по масштабам 15 века вытянутая по горизонтали композиция, длина которой свыше двух с половиной метров, — изображает деву Марию, сидящую за пюпитром для чтения у входа в здание, о монументальности которого дает представление крупный руст углов и наличников портала. Перед ней коленопреклоненный ангел на усеянной цветами лужайке.
Леонардо да Винчи
Портрет госпожи Лизы Джокондо
Мона Лиза, 1503—1519
«Мона Лиза», она же «Джоконда» — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года.
Ещё первые итальянские биографы Леонардо да Винчи писали о месте, которое занимала эта картина в творчестве художника. От работы над «Моной Лизой» Леонардо не уклонялся — как это было со многими другими заказами, а, наоборот, отдавался ей с какой-то страстью. Ей было посвящено всё время, остававшееся у него от работы над «Битвой при Ангиари». Он потратил на него значительное время и, покидая Италию в зрелом возрасте, увёз с собой во Францию в числе некоторых других избранных картин. Да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания.
Мадонна Бенуа
1478—1480
Мадонна Литта
1490-1491
«Мадонна с цветком» и «Мадонна с младенцем»
Вновь обратившись к образам мадонны и младенца, мастер, постоянно решавший новые задачи, ставит перед собой уже другую цель. Если в «Мадонне с цветком» он добивался основанной на научном познании мира жизненной достоверности в изображении матери с младенцем, то теперь стремится к еще большей обобщенности и воплощению черт идеально прекрасного человека.
Фреска работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последнего ужина Христа со своими учениками.
Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году. Леонардо писал «Тайную вечерю» на сухой стене, а не на влажной штукатурке, поэтому роспись не является фреской в истинном значении слова. Из-за избранного метода роспись начала разрушаться уже через несколько лет после окончания работы.
Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.
Портрет музыканта
«Портрет музыканта» (итал. Ritratto di musico) — сильно переписанная в позднейшее время и неоконченная картина кисти великого итальянского художника Леонардо да Винчи, хранящаяся в миланской Пинакотеке Амброзиана. Картина начата художником на рубеже 90-х годов XV века.
Авторство Леонардо да Винчи оспаривается редко, хотя и существует предположение, что автором портрета является не Леонардо, а Антонелло да Мессина.
«Дама с горностаем» (итал. Dama con l’ermellino) — картина, принадлежащая кисти Леонардо да Винчи. По мнению многих исследователей, это портрет Чечилии Галлерани — девушки Лодовико Сфорца по прозванию Иль Моро, герцога миланского, что находит подтверждение в сложной символике картины.
Картина является единственным произведением да Винчи на территории Польши и составляет предмет национальной гордости.
Наряду с «Моной Лизой», «Портретом Джиневры де Бенчи» и «Прекрасной Ферроньерой» полотно принадлежит к числу четырёх женских портретов кисти Леонардо.
Дама с горностаем
Изобретения
Леонардо да Винчи — одна из самых многогранных личностей в истории эпохи итальянского Возрождения. О нем написано очень много, но до сих пор он является самой загадочной фигурой того времени. Он смог прославить себя как великий художник и предсказатель, но больше всего поражают его удивительные изобретения.
«Я хочу
создавать чудеса»
При детальном изучении теоретических трудов да Винчи, ученые доказали, что «патент» на вертолет, парашют, автомобиль и многие другие изобретения принадлежат именно Леонардо да Винчи. Сделанные да Винчи открытия и изобретения, самых значимых из которых более полусотни, охватывают все области знания, полностью предвосхищая основные направления развития современной науки.
Движение — основа всякой жизни.
Il moto è causa d’ogni vita.
В те времена люди мечтали летать как птицы. Но Леонардо да Винчи не просто хотел этого, он начал работу над разработкой аппаратов, которые смогли бы поднять человека в небо. Сначала он создал то, что сегодня считается прототипом вертолета. В его эскизах был изображен винт, который мог быть приведен в действие силой четырех человек.
Вскоре Леонардо да Винчи решил обратиться к проверенному способу полета. Для этого он стал тщательно изучать анатомическое строение стрекозы и её крыльев, а со временем спроектировал большое «крыло стрекозы». Он установил, что длина крыльев для полета человека должна быть не менее 12 метров. Но и эта попытка потерпела крах.
.
После этого. Леонардо да Винчи приступил к разработке другой летательной машины, которая была чем-то похожа на современный парашют. Он прикреплялся к спине человека таким образом, чтобы он мог маневрировать во время полета. Но и этот аппарат не взлетел. Только через несколько сотен лет этот чертеж был преобразован в парашют.
Единственным критерием истины является опыт.
La verità sola fu figliola del tempo.
Одно из самых известных изобретений Леонардо — деревянный «автомобиль», приводимый в движение запасенной энергией двух плоских пружин. Устройство имеет размер примерно 1 х 1 х 1 метр и, как теперь считают, было предназначено для театрализованных представлений. Например, для торжественного выезда на сцену Героя или Символа Природы — без каких-либо веревок и без помощи рабочих сцены. Это должно было производить на зрителей сильное впечатление.
При оцифровке «автомобиля» был обнаружен придуманный Леонардо тормоз — специалисты в области автомобилестроения считают, что изобретение тормоза для автопрогресса оказалось едва ли не важнее, чем создание двигателя внутреннего сгорания.
Кроме этого, Леонардо увлекался разработками военно-технического оборудования. Одной из по-настоящему гениальных идей была разработка железной колесницы в виде перевернутых тарелок вооруженных пушками. Он первым предложил устанавливать на бронированных кораблях батареи огнестрельных орудий, изобрел вертолет, велосипед, планер, парашют, танк, пулемет, отравляющие газы, дымовую завесу для войск, увеличительное стекло (за 100 лет до Галилея!). Да Винчи изобрел текстильные машины, мощные подъемные краны, системы осушения болот посредством труб, арочные мосты.
Леонардо да Винчи — гений, чьи изобретения, безраздельно принадлежат как прошлому, настоящему, так и будущему человечества. Он жил, опережая время, и если хотя бы малая часть того, что он изобрел, была воплощена в жизнь, то история Европы, а возможно и мира, была бы другой: уже в 15 веке мы разъезжали бы на автомобилях и пересекали бы моря на подводных лодках.
Леонардо да Винчи обогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знания. Но как удивился бы гений, узнай он, что многочисленные его изобретения используются даже спустя века после его рождения.
«Слава в руках труда»
Медицина
В течение своей жизни Леонардо да Винчи сделал тысячи заметок и рисунков, посвященных анатомии, однако не опубликовал своих работ. Делая вскрытие тел людей и животных, он точно передавал строение скелета и внутренних органов, включая мелкие детали. По мнению профессора клинической анатомии Питера Абрамса, научная работа да Винчи обогнала свое время на 300 лет и во многом превосходила знаменитую «Анатомию Грея».
«Любое препятствие преодолевается настойчивостью»
К этому периоду жизни Леонардо относятся одни из первых схематических анатомических зарисовок поперечных срезов ноги. Впоследствии Леонардо создал целую систему изображений органов и частей тела в поперечном сечении. Этот прием стал широко использоваться при изучении анатомии человека.
Наиболее активно Леонардо да Винчи работал в 1510-1511 гг.
Вскрытия он производил с помощью анатома Торре в больницах Северной Италии. Имеется более 200 листов анатомических рисунков Леонардо да Винчи, которые составляют 13 томов.
Увлекаясь механикой и пытаясь точно передавать движения человека, Леонардо да Винчи большое внимание уделял изучению мышечной системы и строению скелета: «Природа не может заставить двигаться животных без механических инструментов…». Наверное, этим можно объяснить, почему Леонардо с такой скрупулезностью переданы изображения мышц рук, ног, шеи.
По этой же причине, наверно, изображения внутренних органов и, в частности, головного мозга даны схематично. В комментариях к своим записям он указывает и на функции периферических нервов, выделяя двигательные и чувствительные порции.
Широко известные рисунки черепа, выполненные Леонардо да Винчи, относятся к Миланскому периоду его жизни (1481-1500 гг.). Эти рисунки являются выдающимся достижением анатомии средневековья. Два рисунка профиля черепа выполнены 2 апреля 1489 года.
Имеются зарисовки отдельных деталей наружной части лицевой и мозговой частей черепа. Под рисунками запись Леонардо да Винчи, сделанная справа налево, буквы его были перевернуты, поэтому прочитать текст можно было только через зеркало. Ответ на вопрос, почему Леонардо да Винчи записывал таким образом, открывает важные черты его характера и манеру поведения.
Леонардо подходил к изучению анатомии как настоящий естествоиспытатель — так мы оцениваем его в наши дни. Однако труд этого гениального человека, который мог бы получить многие из лавров, доставшихся Везалию, остался незавершенным и напоминал собой гигантский остов.
«И может быть терпения не хватит у тебя, и ты не будешь прилежен. Обладал ли я этим всем или нет — об этом дадут ответ 120 мною составленных книг, причем не мешали мне ни корысть, ни нерадение, а только время. Прощай».
Когда в 1543 г. появилось великое произведение Везалия, труд Леонардо не был известен миру и оставался неизвестным еще долгое время.
Тем не менее Леонардо, проложивший путь к современной науке, заслуживает почетного места также и среди анатомов — исследователей человеческого организма.
Мыслитель
Творец «Тайной вечери» и «Джоконды» проявил себя и как мыслитель, рано осознав необходимость теоретического обоснования художнической практики.
Огромное литературное наследие Леонардо да Винчи дошло до наших дней в хаотическом виде, в рукописях, написанных левой рукой. Хотя Леонардо да Винчи не напечатал из них ни строчки, однако в своих записях он постоянно обращался к воображаемому читателю и все последние годы жизни не оставлял мысли об издании своих трудов.
«Те, которые отдаются практике без знания, похожи на моряка, отправляющегося в дорогу без руля и компаса… практика всегда должна быть основана на хорошем знании теории».
Требуя от художника углубленного изучения изображаемых предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии. Однако он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к тайнописи, полная расшифровка его записей не выполнена до сих пор.
Признавая единственным критерием истины — опыт, противопоставляя метод наблюдения и индукции отвлечённому умозрению, Леонардо да Винчи не только на словах, а на деле наносит смертельный удар средневековой схоластике с её пристрастием к абстрактным логическим формулам и дедукции. Для Леонардо да Винчи хорошо говорить — значит правильно думать, то есть мыслить независимо, как древние, не признававшие никаких авторитетов.
«…Пусты и полны заблуждений те науки, которые не порождены опытом, отцом всякой достоверности, и не завершаются в наглядном опыте…»
«Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства. И если ты скажешь, что науки, начинающиеся и заканчивающиеся в мысли, обладают истиной, то в этом нельзя с тобой согласиться, …потому, что в таких чисто мысленных рассуждениях не участвует опыт, без которого нет никакой достоверности»
Леонардо да Винчи восхищал современников красотой и выразительностью своей речи (по преданию он был хорошим импровизаторо,м), но не считал себя литератором и писал, как говорил; его проза поэтому — образец разговорного языка интеллигенции XV века, и это уберегло её в целом от искусственности и велеречивости, присущей прозе гуманистов, хотя в некоторых пассажах дидактических писаний Леонардо да Винчи мы находим отзвуки пафоса гуманистического стиля.
Притчи и сказки Леонардо:
«Бритва», «Верблюд и хозяин», «Гусеница», «Кремень и огниво», «Луна и устрица», «Мельник и осел», «Мотылек и пламя», «Огонь и котелок», «Орех и колокольня», «Паук в замочной скважине», «Пламя», Справедливость», «Язык и зубы», «Каштан и смоковница»
Леонардо да Винчи-
итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека»
Он буквально перевернул представление людей во всех аспектах жизни.
Он поистине заслуживает того, чтобы его назвали ГЕНИЕМ.
Величайшим деятелем своей эпохи!
Леонардо да Винчи
«Проси совета у того, кто умеет одерживать победы над самим собою»
Список использованной литературы
http://vinci. ru/
http://abitura.com/not_only/hystorical_physics/Vinchi.htm
http://leovinci.ru/technics/
http://www.terredelrinascimento.it/immagini/gallery/vinci/aerea.jpg
http://www.tesistour.ru/images/cms/data/photoalbum/florence/italy_florence_08.jpg
http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%EE%ED%E0%F0%E4%EE_%E4%E0_%C2%E8%ED%F7%E8
http://gizmod.ru/2007/05/24/izobretenija_velikogo_leonardo_da_vinchi/
http://www.wottakk.ru/gipotezy/28-chelovek/130-genialny-izobretatel-leonardo-da-vinchi.html
http://www.zitata.com/da_vinci.shtml
http://nauka03.ru/istoriya-anatomii/leonardo-da-vinchi.html
http://ivan.at.ua/blog/2008-09-19-9
Картины и изобретения Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи был известен как «человек эпохи Возрождения» в прямом смысле этого слова. Он был наиболее известен своими картинами, но также делал очень подробные заметки об окружающем его мире природы и создавал изобретения, показывающие, что он заглядывал далеко в будущее.
Скопируйте эту раскадровку*
Скопируйте эту раскадровку*
Больше опций
Леонардо да Винчи
Леонардо да Винчи родился в Винчи, Италия, 15 апреля 1452 года. Он был плодовитым художником, ученым, математиком и изобретателем.
Да Винчи получил базовое образование, охватывающее только чтение, письмо и математику. В 15 лет да Винчи начал учиться у скульптора и художника. Именно здесь Леонардо действительно начал совершенствовать свои художественные навыки. В 1478 году он стал независимым мастером. Леонардо переехал в Милан в 1483 году, чтобы работать на правящую семью Сфорца художником и инженером. Он оставался в Милане до тех пор, пока город не был захвачен французами в 149 г.9 и он вернулся во Флоренцию. В 1506 году он вернулся в Милан и оставался там до 1513 года. Затем он переехал в Рим на три года. В 1517 году он переехал во Францию по приглашению короля Франциска I.
Леонардо был наиболее известен своими произведениями искусства. Он создал две самые известные картины, когда-либо созданные, «Тайная вечеря» и «Мона Лиза». Тайная вечеря была написана между 1495 и 1498 годами. Она была написана в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие. Он известен своей композицией, оказавшей влияние на многих современных художников. Мона Лиза была написана позже, в 1503 году. Считается, что на картине изображена Лиза Герардини, жена торговца тканями Франческо дель Джокондо. Картину называют самой дорогой картиной в мире, хотя она ни разу не продавалась. Он хранится в парижском Лувре за пуленепробиваемым стеклом.
Да Винчи вел подробные записи и наблюдения об окружающем его мире. Ему был предоставлен доступ в морги больниц. Помимо изучения анатомии, он также делал заметки о физиологии человеческого тела. Он также сделал наброски изобретений, которые были на столетия раньше своего времени, в том числе летательные аппараты на основе летучих мышей и воздушный винт, который выглядит как ранняя модель вертолета.
Леонардо умер 2 мая 1519 года в Клу, Франция.
Важные достижения да Винчи
- Две самые известные картины в мире: Мона Лиза и Тайная вечеря
- Проектировать и изобретать множество вещей, придумывая вещи, которые намного опережают его время
- Подробные исследования анатомии и физиологии человека
Леонардо да Винчи Цитаты
- «Обучение никогда не истощает ум».
- «Простота — высшая степень изысканности».
- «Я уже давно обратил внимание на то, что успешные люди редко бездельничают и позволяют тому, что с ними происходит. Они вышли и случались с вещами».
- «Есть три класса людей: те, кто видят, те, кто видят, когда им показывают, и те, кто не видят».
НАЧНИТЕ ПРОБНУЮ ПРОБНУЮ РАБОТУ УЧИТЕЛЯ
Принеси это в свой класс!
Наши цифровые энциклопедии изображений ресурсы содержат легкую для понимания информацию с визуальным оформлением, чтобы активировать понимание и запоминание. Storyboard That увлечен созданием ресурсов, которые вдохновляют детей быть рассказчиками, и мы хотим, чтобы учащиеся всех возрастов имели возможность продемонстрировать то, чему они научились.
- Назначьте термин/лицо/событие каждому учащемуся для создания собственной раскадровки
- Создайте свою собственную энциклопедию изображений по теме, которую вы изучаете
- Создайте иллюстрированную энциклопедию из человек в вашем классе или школе
- Публикация раскадровок в классах и школах в социальных сетях
- Скопируйте и отредактируйте эти раскадровки и изображения энциклопедии и используйте в качестве ссылок или визуальных материалов
НАЧНИТЕ ПРОБНУЮ ПРОБНУЮ РАБОТУ УЧИТЕЛЯ
Узнайте больше о людях, оказавших влияние на историю, в нашей фотоэнциклопедии!
Просмотреть все ресурсы для учителей
/месяц
(оплачивается ежеквартально)
/месяц
(оплачивается ежегодно)
Школа или бизнес?
Раскадровка У этого есть специальные выпуски, разработанные специально для вас!
Для учителей и школ
Для команд и предприятий
https://www. storyboardthat.com/biography/leonardo-da-vinci
© 2022 — ООО «Умные прототипы» — Все права защищены.
StoryboardThat является товарным знаком Clever Prototypes, LLC и зарегистрирован в Бюро по патентам и товарным знакам США.
Художники по направлениям: Высокое Возрождение
Высокое Возрождение, впоследствии придуманное для обозначения художественной вершины Возрождения, относится к тридцатилетнему периоду (ок. 149 г.).0-c.1527), иллюстрируемым новаторскими, культовыми произведениями искусства, созданными в Италии во время того, что считалось расцветом общества. Омоложение классического искусства в сочетании с глубокими исследованиями в области гуманитарных наук вдохновило художников беспрецедентного мастерства, чьи творения были основаны на глубоком знании науки, анатомии и архитектуры и сегодня остаются одними из самых впечатляющих произведений искусства в истории. исторический художественный канон.
Только в 1855 году французский историк Жюль Мишле впервые придумал слово 9.0108 Ренессанс для обозначения новаторской живописи, архитектуры и скульптуры в Италии с 1400 по 1530 год. Использование им этого термина было основано на упоминании Джорджо Вазари о «возрождении» для описания того же периода в его «Жизни самых выдающихся художников, скульпторов и архитекторов» (1568).
Этот термин был введен археологом и историком искусства 18-го века Иоганном Иоахимом Винкельманом в книге «История древнего искусства в древности » (1764 г.), в которой классическое искусство греков охарактеризовано как «высокий стиль». Новаторская книга Винкельмана положила начало изучению истории искусства и стала основой европейской интеллектуальной жизни, а также достигла широкой аудитории. Он чувствовал, что целью искусства является красота, идеал, достигнутый греками и в Искусство Высокого Возрождения , как он писал, «только итальянцы умеют рисовать и изображать красоту».
К началу 1800-х годов термин Hochenrenaissance , что в переводе с немецкого означает «Высокое Возрождение», использовался для обозначения периода, который определяется как начавшийся примерно во время «Тайной вечери» Леонардо да Винчи (1490-е годы) и закончившийся разграблением Рима. армией императора Карла V в 1527 году. За последние тридцать лет некоторые современные ученые критиковали этот термин как чрезмерное упрощение.
Высокое Возрождение началось с работ Леонардо да Винчи, таких как его картины, Дева в скалах (1483-1485) и, в первую очередь, Тайная вечеря (1490-е годы), иллюстрирующие психологическую сложность, использование перспективы для драматического фокуса, символизма и научно точных деталей. Однако обе работы были созданы в Милане, и только в 1500 году, когда Леонардо вернулся во Флоренцию, процветающий центр искусства и культуры, его работы оказали влияние на город. Его исследование на Богородица с младенцем и святой Анной (ок. 1499-1503) была выставлена в церкви Сантиссими Аннунциата, куда многие художники приезжали изучать ее.
Витрувианский человек (1490) Леонардо пользовался большим влиянием среди художников своего времени, включая Рафаэля и архитектора Браманте, а также более поздних художников, таких как Альбрехт Дюрер и Уильям Блейк.
В эпоху Высокого Возрождения доминировали несколько прославленных мастеров и конкурентное соперничество, которое развивалось между ними, когда они соперничали не только за благородное покровительство, но и за высочайшее мастерство в своем искусстве. Во Флоренции, в то самое время, когда толпы людей собирались, чтобы посмотреть мультфильм Леонардо для Богородица и святая Анна , Микеланджело стал восходящей звездой, создав Пьета (около 1499 г.). Микеланджело считал скульптуру выдающимся искусством и даже в живописи лепил человеческие формы. С созданием культовой статуи Давид (1501-1504) закрепилась его репутация скульптора, чьи работы олицетворяют собой Высокое Возрождение. Дэвид получил центральное место в городе Флоренция, поддерживая дух города-государства по защите своих гражданских свобод.
Соперничество между Микеланджело и Леонардо началось в 1504 году, когда их конкурирующие фрески были заказаны для противоположных стен в Зале пятисот . Как писал искусствовед Джонатан Джонс о Микеланджело: «Он был жестоко конкурентоспособен, и ему нужно было превзойти Леонардо. Это стало соревнованием не в мастерстве, в котором они оба были вне конкуренции, а в воображении и оригинальности. Леонардо, старший художник, уже был известен. не только как одаренный художник, но и как действительно оригинальный ум… [Микеланджело] изложил свои претензии на подобное личное, уникальное видение». Это личное видение можно увидеть в выборе художником батальной сцены, где на обнаженных купальщиков нападают, что позволяет динамично и по существу скульптурно трактовать обнаженное мужское тело. Две фрески Леонардо Битва при Ангиари (1503-1506) и Микеланджело Битва при Кашине (1504-1506), к сожалению, не были завершены, так как оба мужчины были привлечены к другим поручениям. Тем не менее, работы продолжали оказывать влияние на других художников, особенно на Рафаэля, которые продолжали копировать шедевры, стремясь развивать свои собственные художественные практики.
Рим стал художественным центром Высокого Возрождения благодаря покровительству папы Юлия II, правившего с 1503 по 1513 год. Он был известным коллекционером произведений искусства, владевшим Лаокоон (ок. 40 г. до н.э.) и Аполлон Бельведерский (ок. 120-140 гг.), наряду с другими известными классическими произведениями, которые стали основой для художественных музеев Ватикана. Он был выдающейся личностью, превратившей папство в экономическую и военную силу, господствовавшую над большей частью Италии. Его целью было сделать Рим культурным центром Европы вместо Флоренции. Чтобы добиться этого, он горячо преследовал великих художников того времени, убеждая Рафаэля переехать в Рим, чтобы расписывать фрески папских апартаментов Ватикана. После заказа Микеланджело создать папскую гробницу. он уговорил сопротивляющегося скульптора расписать потолок Сикстинской капеллы (1508–1512). Стремление Папы перестроить базилику Святого Петра и перепроектировать Ватикан привело к тому, что он нанял Браманте, Микеланджело и Рафаэля на роли архитекторов своих грандиозных планов. После смерти Юлия II папское покровительство искусству продолжалось при Папе Льве X, сыне Лоренцо Медичи, патриарха правящей (любившей искусство) семьи Флоренции.
В годы раннего Возрождения широко пропагандировались концепции гуманизма. В то время как искусство предыдущего готического периода подчеркивало обожествление светского и религиозного, художники Флоренции 14 века больше интересовались местом человека в мире. Художники Высокого Возрождения развили это исследование, исследуя концепцию универсального человека , другими словами, гениального человека, вдохновленного Богом, который мог преуспеть во всех аспектах искусства и науки. Срок Человек эпохи Возрождения до сих пор используется для описания разностороннего и разностороннего человека, который демонстрирует мастерство в широком спектре интеллектуальных и культурных занятий.
Этот идеал, разработанный Леоном Баттистой Альберти «Человек может сделать все, если захочет», был воплощен Леонардо да Винчи, как писал Вазари в своей книге «Жизнеописания художников» : «При обычном ходе событий многие люди и женщины рождаются с замечательными талантами, но иногда, каким-то образом, превосходящим природу, один человек чудесным образом одаривается небом красотой, изяществом и талантом в таком изобилии, что он оставляет других мужчин далеко позади, все его действия кажутся вдохновенными и действительно все, что он делает, явно исходит от Бога, а не от человеческого мастерства.Все признавали, что это относится и к Леонардо да Винчи, художнику выдающейся физической красоты, который проявлял бесконечную грацию во всем, что он делал, и который культивировал свой гений так блестяще, что все проблемы он учился, он решал с легкостью». Этот стандарт доминировал не только в тот период, но и в последующем мышлении о художественных способностях, позиционируя художника как вдохновленного Богом гения, а не просто известного мастера.
Идеалы и гуманизм, лежащие в основе Высокого Возрождения, продолжали вдохновлять мир за пределами Италии, хотя и с заметной стилистической и художественной вариацией. Его влияние достигло Североевропейского Возрождения, примером которого являются Альбрехт Дюрер, Питер Брейгель и другие, и венецианскую школу во главе с Джорджоне и Тицианом и архитектором Палладио. Между тем, работы Корреджо quadratura повлияли на художников Карло Чиньяни, Гаурденцио Феррари, Иль Порденоне и оказали заметное влияние на обработку куполов и потолков в стиле барокко и рококо.
Смерть Леонардо в 1519 году, за которой последовала смерть Рафаэля, когда ему было всего 37 лет в следующем году, ознаменовали уменьшение яркости итальянского Высокого Возрождения. Разграбление Рима войсками императора Священной Римской империи Карла V в 1527 году положило конец эпохе. Жестокое и ужасающее событие сократило население Рима с 55 000 до 10 000 человек и оставило город в состоянии краха и финансового краха. Идеалы Высокого Возрождения многим казались уже несостоятельными. Микеланджело Страшный суд (1536-41) фреска в Сикстинской капелле выразила более мрачный эмоциональный тенор следующих десятилетий. В скульптуре он обратился к пьетам и изображениям пленных рабов, таких как его Атласский раб (1530-1534).
Микеланджело более поздние подходы к выражению повлияли на маньеристов, включая Якопо Понтормо, Россо Фиорентино, Джорджио Вазари и Франческо Сальвиати. Его фигуративное обращение, особенно с обнаженным мужчиной, повлияло на бесчисленное количество художников. Более поздние художники периода барокко, неоклассицисты и авангардисты 20 века также находились под сильным влиянием произведений эпохи Возрождения. Например, Пабло Пикассо опирался на Рафаэля в своих Герника (1937 г.), отсылка к Пожар в Борго (1514 г.), на котором изображена женщина, передающая своего ребенка тем, кто внизу, когда она высовывается из горящего здания.
Произведения, созданные художниками итальянского Высокого Возрождения, остаются самыми узнаваемыми и популярными произведениями истории искусства.