Леонардо да винчи принадлежит великое множество изобретений поле чудес: Леонардо да Винчи принадлежит великое множество изобретений, трудно даже перечислить их все. Назовите из инструментов, изобретенных им

Шифры Леонардо / Созидатели

Мудрый Леонардо да Винчи об опасности научно-технического прогресса

Валентин Катасонов

16.11.2021


Таких людей в истории человечества было немного. Он принадлежит к редкому виду, называемому homouniversalis («универсальный человек»). И действительно, этот итальянец известен как живописец, скульптор, архитектор, философ, учёный, изобретатель, писатель, музыкант… Изобретения и открытия Леонардо да Винчи, как утверждают его биографы, охватывают более 50 областей знаний. Впрочем, даже если бы после Леонардо остались только две картины – «Тайная вечеря» и «Джоконда» и больше ничего, то и этого было бы достаточно для того, чтобы он был зачислен в пантеон величайших людей истории.


Родился Леонардо в 1452 году, а умер в 1519 году. Два года назад широко отмечали круглую годовщину смерти гениального Леонардо да Винчи – 500 лет. Но сегодня, когда мир снова стоит на грани, хочется напомнить о гениальном итальянце и как о провидце, предвидевшем на века вперёд, что с нами будет.


…При жизни о Леонардо ходили легенды, это был человек-загадка. Например, спал по 15 минут каждые четыре часа. В сутки выходило всего 1,5 часа. Трудился по 20 и более часов в сутки. Леонардо хорошо чувствовал и понимал окружающую человека природу – как живую, так и неживую. Но, как представляется, еще лучше он понимал природу самого человека, его психологию, сильные и слабые стороны. Об этом свидетельствуют многочисленные дневники и блокноты, в которых он оставлял свои записи.


О нем можно говорить бесконечно. Но я остановлюсь лишь на таком аспекте его творческой деятельности, как изобретательство и на отношении Леонардо к тому, что мы сегодня называем «научно-техническим прогрессом».


Леонардо да Винчи жил и творил на стыке двух эпох – позднего Средневековья и Ренессанса, с одной стороны, и Нового времени, с другой. Реформация XVI века стала постепенно снимать с развития науки и техники те тормоза, которыми это развитие сдерживала католическая церковь на протяжении многих веков.


Наука имела статус «служанки» у схоластической теологии, которая была «хозяйкой». Последняя ревниво следила за тем, чтобы человеческая мысль пытливых естествоиспытателей сообразовывалась с догматами схоластической философии и теологии. Но после спровоцированного Лютером бунта против Рима (получившего название «Реформация») научная и техническая мысль многих креативных людей Европы стала генерировать большое количество научных идей и технических изобретений. В этой связи на слуху имена Николая Коперника (отказ в астрономии от геоцентрической модели Птолемея), Андреаса Везалия (основы научной анатомии), Шарля Этьена (хирургия), Парацельса (применение химии в медицине), Иоганна Гутенберга (книгопечатание), Луки Пачоли (двойная запись, бухгалтерский учет), Георга Бауэра (минералогия и кристаллография) и др.


Наука и техника Европы первой половины XVI века были, как говорится, «на низком старте» и готовы были рвануть вперед. Они и рванули, но уже после смерти Леонардо да Винчи. Становление европейской науки и техники, начиная со второй половины XVI века, связано с именами Френсиса Бэкона (1561-1626), Галилео Галилея (1564-1642), Иоганна Кеплера (1571-1630), Рене Декарта (1596-1650), Джованни Борелли (1608-1679), Роберта Бойля (1627-1691), Исаака Ньютона (1643-1727), Готфрида Лейбница (1646-1716) и многих других.


Леонардо да Винчи обладал особым чутьем и понимал, что бурное развитие науки и техники может принести человечеству не только облегчение жизни и счастье, но и напротив – проблемы, создать новые угрозы и даже – смертельные, многократно увеличив убийственную мощь войны.


Он страшно боялся разрушительных войн, и ему даже виделось, что они рано или поздно сделают Землю безжизненной: «На земле всегда будут происходить опустошительные войны… И смерть нередко будет уделом всех борющихся сторон. С беспредельной злобой эти дикари уничтожат множество деревьев в лесах планеты, а затем обратят свою ярость на все, что еще найдется живого вокруг, неся ему боль и разрушение, страдание и смерть. Ни на земле, ни под землей, ни под водой не останется ничего нетронутого и неповрежденного. Ветер разнесет по всему миру лишенную растительности землю и присыплет ею останки существ, наполнявших когда-то жизнью разные страны».


Строго говоря, отсчет развития техники Нового времени нужно вести от Леонардо да Винчи. Ему принадлежит столько технических изобретений, что их хватило бы на десяток любых известных изобретателей более позднего времени. Примечательно, что об изобретениях Леонардо люди узнавали постепенно.


Даже на сегодняшний день исследователи творчества знаменитого итальянца не уверены, что нам известно всё. И не потому, что не все документы и предметы дошли до нас. А потому, что даже не все документы, дошедшие до нас, прочитаны. А не прочитаны – потому что им зашифрованы.


Тема шифровки, применявшейся Леонардо, волновала и продолжает волновать многих исследователей творчества и биографов знаменитого итальянца. Причем шифровку они усматривают не только в текстах, но и в многочисленных рисунках, графических схемах и чертежах, на картинах. В тех же полотнах «Тайная вечеря» и «Джоконда». Одно из последних литературных произведений, в котором теме шифровки Леонардо уделяется большое внимание, роман «Код да Винчи» американского писателя Дэна Брауна (2003 год).


В блокнотах итальянца мы встречаем записи, свидетельствующие, что он уделял секретности своей работы и своих мыслей особое внимание. Например: «Да разве тайну долго убережешь, коли мирская молва, что морская волна, все выплескивает наружу». Или: «Глаза и уши, охочие до чужих секретов, всегда найдутся», «Подобная участь ждёт каждого, кто не умеет в тайне хранить сокровенные чувства».


С. Мокульский в «Литературной энциклопедии» 1930-х годов в статье «Леонардо да Винчи» писал: «Требуя от художника углублённого изучения изображаемых предметов, Леонардо да Винчи заносил все свои наблюдения в записную книжку, которую постоянно носил при себе. Итогом стал своеобразный интимный дневник, подобного которому нет во всей мировой литературе. Рисунки, чертежи и эскизы сопровождаются здесь краткими заметками по вопросам перспективы, архитектуры, музыки, естествознания, военно-инженерного дела и тому подобное; всё это пересыпано разнообразными изречениями, философскими рассуждениями, аллегориями, анекдотами, баснями. В совокупности записи этих 120 книжек представляют материалы для обширнейшей энциклопедии. Однако он не стремился к публикации своих мыслей и даже прибегал к тайнописи, полная расшифровка его записей не выполнена до сих пор…».


Все записи в дневниках Леонардо сделаны в зеркальном изображении. Леонардо в одинаковой степени хорошо владел правой и левой руками; он мог одновременно писать разные тексты разными руками. Однако большинство трудов он написал левой рукой справа налево.


По одной версии, зеркальный почерк был его индивидуальной особенностью; существует даже понятие «почерка Леонардо». Однако большинство исследователей уверены, что таким образом он хотел сделать тайными свои исследования. Применялись итальянцем методы и более глубокой шифровки. Недаром одной из заслуг Леонардо считают его вклад в криптографию – науку шифровки. Кое-что об этом вкладе итальянца можно прочитать в книге Ивана Ефишова «Таинственные страницы. Занимательная криптография».


И все-таки, зачем великому Леонардо нужна была шифровка? Версий много. Например, говорили о том, что, мол, Леонардо увлекался оккультными делами, каббалистикой и эзотерикой, состоял в тайном обществе (чаще всего называют «Приорат Сиона») и скрывал свое истинное лицо от инквизиции с помощью специальных кодов и шифрованных текстов. Однако нет никаких тому прямых и даже косвенных доказательств.


Есть и другие версии. По крайней мере, зашифровки, относящиеся к научным и техническим изысканиям Леонардо, объясняются следующим образом. Во-первых, действительно некоторые научные идеи итальянца не соответствовали теологическим догматам католицизма и могли привлечь внимание инквизиции. Об этом, в частности, пишет Дмитрий Мережковский в своем романе «Воскресшие боги, или Леонардо да Винчи» (1900 г. ). Во-вторых, великий итальянец опасался, что спроектированные им образцы техники могут быть использованы последующими поколениями во вред человеку и человечеству.


Леонардо хорошо чувствовал людей и интуитивно предугадывал будущую траекторию духовного состояния общества. А именно – он предчувствовал духовно-нравственную деградацию человечества, в руках которого техника будет становиться все более опасной игрушкой. Поэтому он на всякий случай закрывал свои разработки от потомков.


А что это за разработки – пытливые потомки все-таки сумели докопаться до многих из них.


Прежде всего, были найдены многочисленные чертежи летательных аппаратов – варианты самолета и вертолета. Есть подтверждения того, что были и опытные образцы. Летали они или нет – по этому поводу до сих пор идут споры. Но в чертежах аппаратов действительно были подсказки потомкам. Однако Леонардо не только не афишировал свои разработки летательных аппаратов, но прятал от людей и чертежи, и опытные образцы. Кстати, легендарный русский авиаконструктор Игорь Сикорский еще в детстве, по его воспоминаниям, слушал рассказы своей матери о Леонардо и о его летательных аппаратах. Игорь Иванович, создатель первого в мире серийного вертолета прямо признавался, что он мечтал об этом еще с детства, будучи вдохновленным теми рассказами матери. Кстати, в римском аэропорту, носящем имя Леонардо да Винчи, установлена исполинская статуя учёного с моделью вертолёта в руках.


Еще можно вспомнить, что Леонардо да Винчи был изобретателем танка. До нас дошел рисунок (чертеж) Леонардо, из которого видно, что это конструкция, похожая на черепаху, должна состоять из деревянных и металлических частей. Механизм, посредством которого осуществлялось движение, состоял из четырёх колёс, зубчатых шестерен и рукояток.По периметру конструкции – 16 лёгких пушек. Танк перемещался бы посредством мускульной силы экипажа численностью восемь человек. Примечательно, что на чертеже шестерни расположены таким образом, что колёса по обеим сторонам конструкции должны вращаться навстречу друг другу. Ошибка? Некоторые исследователи считают, что Леонардо преднамеренно заложил дефект в чертеж – на случай, если его проект будет украден.


Пулемёт – еще одно из изобретений Леонардо да Винчи. Известно, что в те времена всё огнестрельное оружие (ружья, пушки) были однозарядными. Леонардо придумал многоствольное орудие, которое бы стреляло и перезаряжалось почти одновременно.


Эта идея стала основой для создания «33-ствольного органа» – орудия, состоявшего из трех рядов по 11 малокалиберных пушек: ряды соединялись в виде треугольной вращающейся платформы, к которой в свою очередь прикреплялись большие колёса. Данное изобретение, как говорят историки, было сделано великим итальянцем не в результате «свободного полета мысли», а по заказу какого-то влиятельного феодала. В 2009 году конструкция пулемета была воссоздана (весила около двух тонн) и показала очень неплохую скорострельность.


Сегодня все говорят о наступающей в мире эпохе роботов. А ведь первый механический робот был сконструирован более пяти веков назад тем же Леонардо да Винчи. Это антропоморфный механизм (внешне походящий на рыцаря в доспехах), технология которого была разработана итальянцем приблизительно в 1495 году.


Чертежи робота оказались среди документов Леонардо, обнаруженных лишь в 50-х годах прошлого века. Правда, неизвестно, был ли чертеж воплощен в металл. По данной разработке Леонардо современным исследователем Марио Таддеи был воссоздан тот средневековый рыцарь, выполнявший достаточно сложные движения. Позднее Марио Таддеи написал книгу «Механика роботов Леонардо и новые автоматы в раскрытых кодах».


Много ещё чего изобрёл Леонардо. Но завершу подводной лодкой. И тут итальянец оказался пионером. Согласно дошедшим до нас чертежам, подводная лодка Леонардо представляла собой корпус с заостренной башней и рубкой, где мог находиться только один человек. Она была предназначена не для дальних и долгих плаваний, а исключительно для потопления вражеских кораблей.


В разгар советской перестройки (1989 год) на полках книжных магазинов появилась достаточно спорная книга известного политолога Федора Бурлацкого «Новое мышление: Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах». Но вот одна ее глава очень интересна, позитивна и имеет отношение к нашему разговору. Она называется «Мораль Леонардо».


Приведу начало этой главы: «Мораль Леонардо… Так назвал я эту главу книги. Когда-то я прочел о том, что Леонардо да Винчи скрыл от своих современников идею создания подводной лодки– одно из самых важных своих изобретений, опасаясь, что оно попадет в руки политиков и военных. Мы узнали об этом эпизоде из его записи в дневнике, сделанной тайнописью. Этот факт поразил меня. Как вы знаете, Леонардо да Винчи был не только величайшим живописцем, но и крупным естествоиспытателем. В качестве военного инженера он укреплял крепости, совершенствовал артиллерию, вел фортификационные работы. Но подводная лодка, по-видимому, казалась ему особенно опасным изобретением, которое может сделать невозможным свободное мореплавание. В этом факте интересно и другое. Леонардо да Винчи не просто скрыл свою идею, не выбросил ее, а записал для потомков. Он верил в то, что мы сможем ею правильно распорядиться, он верил в прогресс…».


Увы, потомки, как признает Бурлацкий, не оправдали надежд великого итальянца. Они создавали все более разрушительные средства войны. Апогеем этого псевдопрогресса стало создание ядерной бомбы, ракет с ядерными боеголовками и другие виды оружия массового поражения.


Кстати, в конце 1980-х годов на экраны вышел фильм-спектакль под названием «Мораль Леонардо». Сценарий того же Ф. Бурлацкого. Сюжет – события ХХ века. Острый конфликт между главным героем – ученым-атомщиком, разработчиком водородной бомбы и его дочерью. Конфликт мировоззренческий. Дочь считает, что отец занимается преступной деятельностью, она апеллирует к морали великих ученых, к тому же Леонардо да Винчи, которые, занимаясь научно-техническим творчеством, помнили заповедь «Не навреди».


Леонардо да Винчи оставил нам в наследство множество мудрых басен. Одна из них называется «Мотылек и пламя». Мотылек многократно подлетает к огоньку горящего на окне ночника и восхищается его красотой. Он очарован им, считая, что это красивый цветок. После многократных кругов вокруг ночника он приближается к пламени так близко, что его крылья загораются. «Какой же ты жестокий, — промолвил мотылёк, теряя силы. — Я надеялся найти в тебе друга, а обрёл погибель. Слишком поздно я осознал, как ты зол и опасен! Дорого мне обошлась моя наивность». Вот, пожалуй, квинтэссенция отношения мудрого Леонардо к научно-техническому прогрессу.


Валентин Юрьевич Катасонов – профессор, д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

Специально для «Столетия»

Общепризнанный гений: Леонардо да Винчи – величайший художник всех времен

Леонардо да Винчи (итал. Leonardo di ser Piero da Vinci; 15 апреля 1452, Винчи, Италия — 2 мая 1519, Амбуаз, Франция) — итальянский живописец, архитектор, скульптор, ученый и изобретатель, продуктивный период творчества которого пришелся на Высокое Возрождение.

Общепризнанный гений, считающийся одним из величайших художников всех времен. Леонардо да Винчи, кроме прочего, считается изобретателем парашюта, вертолета и танка. Созданные им живописные образы за несколько веков превратились в культурные иконы, бесконечно цитируемые и пародируемые. Достаточно вспомнить такие картины Леонардо да Винчи, как «Леда», «Спаситель мира» и прекрасная «Мона Лиза» — уникальные, узнаваемые, написанные с величайшим мастерством.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза (Джоконда), 1500-е

Все созданные им портреты выполнены с потрясающей анатомической точностью. Шедевры мастера, столь же притягательные и загадочные, как и много веков назад, всегда будут вызывать интерес самой широкой аудитории: от ценителей искусства до историков и ученых.

Леонардо да Винчи. Спаситель мира (Сальватор Мунди), 1500г

Да Винчи всю жизнь интересовался устройством человеческого тела и потратил много лет на изучение этой области науки. Кроме того, в числе изобретений Леонардо да Винчи — живописный прием сфумато: с помощью нанесения тончайших слоев краски достигается эффект «дымчастости» изображения, смягчения очертаний фигур и предметов. Споры о подобной технике письма до сих пор не утихают. Есть мнение, что подобный потрясающий эффект на картинах Леонардо да Винчи — подтверждение того, что он, как и многие другие художники Ренессанса, использовал для работы различные оптические приспособления. Даже если это и так, данное предположение нисколько не умаляет заслуг автора, а только подтверждает его высочайшее мастерство, широту взглядов и многогранность таланта.

Известные картины Леонардо да Винчи: «Мона Лиза», «Мадонна в скалах», «Тайная вечеря», «Дама с горностаем», «Витрувианский человек». Знамениты во всем мире работа «Иоанн Креститель», написанная живописцем на склоне лет, «Портрет Жиневры де Бенчи» и автопортрет мастера, датируемый 1514-1516 годами.

Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры де Бенчи, 1470-е

Кроме картин, отдельного внимания заслуживают многочисленные эскизы и чертежи Леонардо да Винчи. Анатомические рисунки художника, поражающие своей точностью, входят в Королевскую коллекцию королевы Британии Елизаветы II, которая располагается в данный момент в Виндзорском замке.

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. Цецилия (Чечилия) Галлерани, 1480-е

«Человек эпохи Возрождения», «универсальный гений» — именно так биографы чаще всего описывают Леонардо да Винчи. Его таланты и области интересов были столь многочисленными и разнообразными, что в их соседство в одном-единственном человеке сложно поверить. Однако Леонардо был человеком поистине уникальным.

Леонардо да Винчи. Витрувианский человек (пропорции человеческого тела), 1492г

Интересные факты о Леонардо да Винчи

Несмотря на то, что Леонардо был незаконнорожденным ребенком, его детство оказалось на удивление счастливым. Отец будущего художника сер Пьеро ди Антонио да Винчи не только обеспечил будущее матери мальчика Катерине, удачно выдав ее замуж, но и принял внебрачного сына в семью. Особый статус Леонардо вызывал некоторые сложности, однако он же во многом сыграл мальчику на руку. С одной стороны, из-за того, что он был незаконнорожденным, ему был заказан путь в университеты, и поэтому все науки ему пришлось постигать самостоятельно. Но с другой стороны, именно отсутствие образования позволило да Винчи оставаться не предвзятым, не скованным правилами, и сохранить веру в то, что не существует ничего невозможного.

Однако неизвестно, как развивались бы таланты Леонардо, если бы он не получил соответствующего воспитания в духе эпохи Возрождения. С раннего детства мальчик рисовал, играл на музыкальных инструментах и постигал основы ремесел, которые пригодились ему в будущем. Согласно одной из легенд, писать да Винчи научился самостоятельно, и поэтому всю жизнь использовал особый способ письма: левой рукой, справа налево и в зеркальном отражении. С детства Леонардо знал, что обладает многими талантами, но при этом был достаточно осторожным и скрытным. Эта скрытность только усилилась и на некоторое время даже превратилась в нелюдимость после того, как художника обвинили в содомии в 1476 году. Хотя да Винчи и удалось избежать наказания, скандал из-за судебного разбирательства едва не стоил ему карьеры. Возможно, эта неприятная история послужила одной из причин того, что в записях художника практически отсутствует какая-либо информация о его личной жизни.

Единственное, что можно заключить из этих записей с твердой уверенностью, так это отношение Леонардо к братьям нашим меньшим. Детство художника прошло в сельской местности, и во всех его биографиях однозначно утверждается то, что животных да Винчи любил больше, чем многих людей. И если для людей он разрабатывал эффективное оружие и создавал чертежи военной техники, то даже мысль о нанесении вреда животным казалась ему невыносимой. Леонардо не ел мяса, предпочитал одежду из хлопка и покупал на рынках птиц, отпуская их затем на свободу. Однажды художник сказал: «Наступит время, когда люди, подобно мне, начнут воспринимать убийство животного так же, как они воспринимают убийство человека».

Да Винчи довольно резко высказывался в адрес людей, употреблявших в пищу мясо, называя их «живым кладбищем». Однако любовь к животным уживалась в характере живописца с любопытством и стремлением получить как можно больше новых знаний и умений. На своих картинах Леонардо да Винчи старался как можно более точно изобразить любой объект, включая фигуры не только людей, но и других живых существ. Доподлинно известно, что художник, желая постичь тайны анатомического строения человека, вскрывал тела умерших. Так он поступал и с животными: вероятно, поэтому на его полотнах они выглядят очень живо. Мускулы, положение конечностей, блеск глаз, визуальная мягкость меха изображены реалистично, со знанием физиологии и анатомии. Яркий пример такого произведения мастера — конная статуя в Корте Веккио, модель которой была уничтожена в XV веке и реконструирована по рисункам художника в конце XX века.

Многочисленные таланты да Винчи в конце концов привели его в мастерскую флорентийского мастера Андреа дель Вероккьо. Здесь юноша учился самостоятельно изготавливать кисти и растирать краски, постигал основы анатомии и принципы изображения человеческих фигур. Кроме того, в мастерской Вероккьо Леонардо значительно расширил свои знания и навыки в разнообразных ремеслах, обучился ювелирному делу и резьбе по камню и дереву. В конце концов Вероккьо стал поручать талантливому ученику выполнение деталей на своих работах. Их последним совместным произведением стала знаменитая картина «Крещение Христа», на которой кисти Леонардо да Винчи принадлежит фигура ангела и пейзаж на заднем плане. Существует легенда, придуманная биографом Джорджо Вазари, согласно которой Вероккьо после окончания работы над «Крещением Христа» не написал больше ни одной картины, поскольку ученик его превзошел.

Крещение Христа, 1475г

Скромный гений

Объединяя теорию и практику, Леонардо да Винчи создал множество изобретений для военных целей, включая подводную лодку, и экспериментировал с чертежами летательных аппаратов.

Леонардо да Винчи. Арбалетный механизм, 1481г

Леонардо да Винчи. Оборонительный механизм, 1481г

В знаменитом письме, адресованном Герцогу Миланскому Лодовико Сфорца (предположительно, написанном в начале 1480-х), рассказывая о своих талантах будущему герцогу, мастер делает упор на свои способности в качестве военного инженера.

Леонардо да Винчи. Летательный аппарат, 1487г

Письмо начинается так: «Изучив и проверив достаточное количество экспериментов, проведенных теми, кто называет себя экспертами и изобретателями военных машин, и обнаружив, что их машины почти не отличаются от уже существующих, я имею смелость, без намерения причинить кому-либо вред, обратиться к Вашему Сиятельству, чтобы раскрыть вам мои секреты и продемонстрировать, к вашему удовольствию, вещи, коротко перечисленные ниже».

Леонардо да Винчи. Механизм для штурма стен, 1512г

Далее в десяти коротких абзацах Леонардо да Винчи перечисляет, чем он может послужить герцогу. В числе прочего он пишет, что может строить мосты, туннели, крепости и «конструировать осадные орудия и мортиры, одновременно красивые и практичные, полностью отличающиеся от используемых ныне». Поразительно то, что о своих художественных талантах гений очень скромно упоминает только в самом последнем абзаце: «В мирные времена, полагаю, я тоже мог бы служить вашему удовольствию, будь то архитектура, а именно — строительство публичных или частных зданий, или перенос воды с одного места на другое. Я могу создавать скульптуры из мрамора, бронзы и терракоты. Что же касается живописи, то здесь мои работы не превосходят других».

Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах (Мадонна в гроте), 1508г

Чем же была вызвана такая скромность? Дело в том, что в Средние века художников считали не более чем умелыми ремесленниками, и такое отношение к ним сохранялось и большую часть Раннего Возрождения. И лишь во времена Высокого Возрождения люди искусства стали особой кастой интеллектуалов, вхожих в высшие слои общества. На протяжении десятилетий художники настаивали на том, что их труд должен считаться интеллектуальным, поскольку головой они работают в той же мере, что и руками. Для того, чтобы их творения были правдоподобными и натуралистичными, живописцам приходилось становиться исследователями и изучать человеческую анатомию, математику, геометрию и линейную перспективу.

Леонардо да Винчи. Исследование человеческого мозга, 1508г

Исследователь и анатом

Интерес к человеческой анатомии Леонардо да Винчи начал проявлять в конце 1480-х,когда он был придворным художником Лодовико Сфорца, правителя Милана. На первой странице нового манускрипта, известного сейчас под названием «Анатомический манускрипт В» мастер поставил дату «Второй день апреля 1489». На его 44 страницах Леонардо да Винчи сделал несколько точных и изящных рисунков карандашом человеческого черепа.

Леонардо да Винчи, Зарисовки человеческого черепа, 1489г

Леонардо да Винчи, Хребет. Анатомический эскиз, 1515г

Однако в те годы у мастера было слишком мало доступа к анатомическим материалам, которые он мог бы изучать. Поэтому на некоторое время он переключился на другие проекты: огромный конный монумент отца Лодовико Сфорца, украшение комнат в замке герцога и, конечно, «Тайную вечерю».

Леонардо да Винчи. Тайная вечеря. Фреска, 1498г

Вернуться к изучению анатомии художника Леонардо да Винчи побудила работа над фреской «Битва при Ангиари». Для того, чтобы достоверно изобразить динамичные фигуры всадников, мастеру требовалось досконально исследовать работу мускулатуры. К началу 1500-х он уже был настолько влиятельной фигурой, что ему позволялось самому проводить вскрытия: чаще всего ему для этого предоставляли тела казненных преступников (всего он провел около 30 вскрытий). Можно сказать, что с этого момента да Винчи из художника, интересующегося наукой, превратился в ученого с художественными талантами.

Леонардо да Винчи. Битва при Ангиари, 1504г

Несмотря на то, что Леонардо был далеко не единственным художником эпохи Возрождения, изучавшим человеческую анатомию, его интерес к этой области науки был гораздо более глубоким. В последние годы жизни мастер был по-настоящему одержим работой и строением сердечных клапанов. Он создал стеклянную модель аортального клапана, через которую пропускал воду с семенами и наблюдал за движением жидкости, фиксируя особенности работы клапана. Мастер создал эту модель в 1513 году, а после него подобные исследования начнут проводиться лишь в ХХ веке.

Леонардо да Винчи. Сердце и его сосуды, 1500-е

К сожалению, Леонардо да Винчи так и не удалось опубликовать ни одно из своих анатомических исследований. После смерти художника в 1519 году около 6500 страниц из его трактатов рассредоточились по всей Европе. К 1690 году почти все известные анатомические зарисовки да Винчи были собраны в британской Королевской коллекции, однако никто не придавал им особого значения и не публиковал их вплоть до конца XIX века. Поэтому огромное количество исследований и открытий, совершенных мастером за несколько столетий до этого, так и не вошли в историю науки.

Любимец короля

В 1513 году, после долгих лет переездов между Миланом и Флоренцией, Леонардо да Винчи оказывается в Риме. Покровитель художника Джулиано Медичи и брат новоизбранного Папы Льва Х предоставил ему комнаты в Бельведерском дворце в Ватикане. Медичи финансово поддерживал Леонардо да Винчи, но не делал ему никаких серьезных заказов, в то время как остальные известные художники и скульпторы того времени переживали настоящий подъем творческой активности. В 1515 году французы снова захватили Милан, и мастер получил от короля Франциска I необычный заказ: ему предстояло сконструировать фигуру механического льва, который мог ходить, а в его груди открывалась камера, заполненная лилиями. Восхищенный мастерством, король Франциск предложил ему место «Главного художника, инженера и архитектора короля».

64-летний Леонардо да Винчи вместе со своим лучшим учеником Франческо Мельци переехал во Францию и поселился в замке Клу (сейчас — Кло-Люсе), неподалеку от летней резиденции короля в Амбуазе. Здесь художник провел последние три года жизни. Он делал зарисовки для придворных праздников, но в остальном король Франциск, обходившийся с Леонардо скорее как с почетным гостем, предоставил ему полную свободу действий. За годы, проведенные во Франции, да Винчи практически не писал картин, занимаясь по большей части переработкой и редактированием своих научных исследований, трактатов о живописи и анатомии.

Мастер умер в Клу 2 мая 1519 года. Согласно биографии художника, написанной Вазари, король Франциск в последний час находился рядом с Леонардо да Винчи и держал его голову в своих руках. «Божественнейшая же его душа, осознавая, что большей чести удостоиться она не может, отлетела в объятиях этого короля…» — пишет Вазари.

Чезаре Муссини. Франциск I, король Франции, у постели умирающего Леонардо да Винчи, 1828г

Спустя около 20 лет после смерти гения Бенвенуто Челлини рассказывал о беседе с королем Франциском, в которой правитель Франции отзывался о своем любимом художнике так: «Не рождался еще в мире человек, который знал бы о живописи, скульптуре и архитектуре, сколько знал Леонардо…»

Большинство загадок-предсказаний Леонардо да Винчи записаны на листах так называемого «Атлантического кодекса». Это собрание рукописей Леонардо да Винчи объемом в 1119 страниц. Кодекс был составлен из разрозненных листов уже после смерти художника, сейчас хранится в Милане, в Амброзианской библиотеке. Выше — страница из «Атлантического кодекса» с изображением карты Армении. Как Леонардо мог увидеть Армению да еще и с высоты птичьего полета? Загадка, правильного ответа на которую художник не оставил.

Финальной загадкой, оставленной Леонардо да Винчи последующим поколениям, стало его последнее пристанище. Известно, что он был похоронен при церкви Сен-Флорентен неподалеку от замка Клу. Однако церковь была разрушена во время Французской Революции, а в начале XIX века ее окончательно сравняли с землей. Поэтому место, где покоится величайший художник всех времен Леонардо да Винчи, остается тайной по сей день.

Главное фото: Элеонора Фортескье-Бриккдал. Предвестник (Леонардо да Винчи при дворе Лодовико Сфорца), 1920г

По материалам artchive.

Хотите разум Леонардо да Винчи? Ведите список «для изучения». | Дэвид Кадави | Getting Art Done

Леонардо да Винчи освоил широкий спектр тем и совершил новаторские открытия.

Его увлечение оптикой помогло ему усовершенствовать технику sfumato , которая делала его картины такими реалистичными.

Его увлечение анатомией и психологией помогло ему нарисовать сложную улыбку Моны Лизы .

Он раньше времени придумал изобретения в таких областях, как металлургия, полеты и даже подводное плавание.

Как Леонардо стал таким экспертом во многих областях? Откуда у него столько замечательных идей?

Большинство людей ведут список дел. Там полно вещей, которые им нужно сделать.

Леонардо не просто записывал то, что ему нужно было сделать. Он также записал то, что хотел узнать. По сути, он вел список «для изучения».

Вот лишь несколько вещей, которые Леонардо хотел выучить:

  • «Попросите мастера арифметики показать вам, как возводить треугольник в квадрат».
  • «Получите измерение солнца, обещанное мне маэстро Джованни Франчезе».
  • «Опишите язык дятла».

Большинство из нас не утруждают себя составлением списка того, чему мы хотим научиться. Индустриальное общество заставляет нас видеть в собственном любопытстве врага.

Итак, когда нас что-то интересует, мы делаем одно из двух: либо подавляем эту мысль и переходим к выполнению «настоящей» работы; или мы немедленно расследуем, а затем чувствуем себя плохо из-за того, что не выполнили задание.

Каждый раз, когда вам что-то интересно, записывайте это в свой список для изучения. Затем выделите время, чтобы на самом деле изучить эти вещи.

Список того, что нужно выучить, делает три важных вещи:

  • Он позволяет вам не отвлекаться от задачи. Любопытство может быть оружием Сопротивления. Вы действительно можете уйти от задачи, потому что вам вдруг что-то интересно. Включив его в свой список для изучения, вы сможете отвлечься и вернуться к работе, зная, что сможете вернуться к ней позже.
  • Помогает генерировать отличные идеи. Великие идеи рождаются из объединения разрозненных элементов. Таким образом, каждую вещь, которую вы изучаете, можно объединить с чем-то еще, чтобы создать отличную идею. Чем больше вещей вы узнаете, тем больше возможных комбинаций у вас в голове.
  • Поддерживает вашу энергию на высоком уровне. Немедленное переключение с попытки создать работу на изучение темы может быть умственно утомительным. Это усугубляется тем фактом, что, изучая тему, вы отдаляете себя от цели реального производства работы. Ваш список того, что нужно выучить, позволит вам заняться своими любопытствами позже, со свежим запасом энергии.

Список того, что нужно выучить, полезен не только для того, чтобы спорить о том любопытстве, которое иногда отвлекает вас от работы. Это также ценно для того, чтобы приблизить вас к вашим целям в творческих проектах.

Я часто придумываю то, что хочу узнать, когда что-то пишу. Часто это то, что непосредственно способствует тому, что я пишу. Например, может быть, я не совсем понимаю какой-то исторический факт.

Вместо того, чтобы перестать писать и сразу найти этот пункт, я заключил что-то в скобки, например [поиск пунктов, которые Леонардо да Винчи имел в своем списке для изучения].

После сеанса письма я просматриваю написанное, нахожу скобки и составляю список элементов для изучения.

Это делает две важные вещи:

  • Это позволяет мне оставаться в моем нынешнем психическом состоянии. Если я пишу, я нахожусь в ментальном состоянии Поколения. Мне не нужно переключать ментальные состояния, чтобы изучить предмет. Я могу оставаться в ментальном состоянии Поколения и продолжать работать.
  • Это дает мне действенные задачи для продвижения моего проекта. Если мне скучно ждать в кабинете врача, это время не пропало даром. Я смотрю на свой список того, что нужно выучить, и вижу, что вызывает у меня интерес. Я могу продуктивно развлечь себя, найдя что-то в своем списке для изучения.

Чтобы реализовать свой творческий потенциал, вам необходимо научиться правильно обращаться со знаниями. Ведя список того, что нужно выучить, вы можете продолжать изучать новые вещи, не позволяя своему любопытству взять верх над вами.

Хотите увеличить свою творческую продуктивность в 4 раза? Получите мой бесплатный набор инструментов »

Леонардо да Винчи | artble.com

  • Полное название:
  • Leonardo di Ser Piero Da Vinci
  • Дата рождения:
  • 16 апреля 1452
  • Дата смерти:
  • 02 мая 1519
  • FOUCK:
  • 9 02 мая 1519
  • Фокусировка:
  • 9 02 419
  • . Материалы:
  • Масло, Темпера, Дерево, Другое
  • Предметы:
  • Рисунок, Пейзаж
  • Искусство Направление:
  • Ренессанс

  • Hometown:
  • Florence, Italy

  • Leonardo da Vinci Page’s Content
  • Introduction
  • Biography
  • Style and Technique
  • Who or What Influenced
  • Works
  • Followers
  • Critical Reception
  • Библиография
  • Андреа дель Верроккио

    Флоренция

  • Крещение Христа

    Андреа дель Верроккио

  • The Virgin of the Rocks

    Leonardo Da Vinci

  • Франческо Мельзи

    Милан

Ранние годы:
Leonardo DA VINCI Born. Флоренция, Италия. Незаконнорожденный сын мессера Пьеро Фруозино ди Антонио да Винчи, богатого флорентийского законного представителя, и Катерины, крестьянки, Леонардо не имел фамилии — «да Винчи» просто означает «из Винчи».

Существует мало информации о молодости Леонардо, но известно, что его родители разошлись, и он жил с обоими. Его мать снова вышла замуж, и у обоих родителей были дети от своих партнеров, то есть у Леонардо было в общей сложности 17 сводных братьев и сестер.

Выросший в доме своего отца Винчи, Леонардо был погружен в традиции городской живописи, и в возрасте 15 лет он поступил в ученики к Андреа дель Верроккьо, чья мастерская пользовалась особым уважением во Флоренции. Среди других известных художников, которые посетили его, были Боттичелли, Перуджино, Доменико Гирландайо и Лоренцо ди Креди.

Вазари утверждает, что Леонардо блистал как ученик и часто помогал своему учителю с его заказами, особенно с Крещением Христа. Да Винчи было поручено нарисовать молодого ангела, держащего мантию Иисуса, и Вазари утверждает, что его работа настолько превзошла работу его учителя, что Верроккьо поклялся никогда больше не рисовать.

К двадцати годам Леонардо получил квалификацию мастера в Гильдии Святого Луки, союза художников и врачей. Его отец открыл для него мастерскую, но он продолжал рисовать с Верроккьо, их явно связывала тесная связь. Первой признанной работой Леонардо является рисунок долины Арно пером и тушью, который он закончил 5 августа 1473 года.0003

Следующие десять лет Леонардо проработал во Флоренции. Немногие из его картин этого периода сохранились, но он создал несколько рисунков, которые продемонстрировали его большой интерес к другим дисциплинам, таким как анатомия, геометрия и инженерия.

Через десять лет он переехал в Милан, полагая, что там есть более захватывающие возможности. Там братство поручило ему создать запрестольный образ, результатом которого стала Дева в скалах.

Средний возраст:
Главным достижением Леонардо того времени была «Тайная вечеря», которая прекрасно иллюстрирует его веру в то, что позы, жесты и выражения лица должны отражать движения души и разума. Точно так же его портрет Моны Лизы был чрезвычайно популярен благодаря загадочному выражению лица натурщицы.

Пребывание художника в Милане продолжалось до 1513 года, после чего он провел три года в Риме. В какой-то момент в этот период ему предложили работу в качестве «первого художника и инженера» при королевском дворе, и он согласился. Он переехал в замок Клу, недалеко от Амбуаза, в 1517 году и оставался там до конца своей жизни.

Спустя годы:
Леонардо страдал от слабого здоровья, и после инсульта он был парализован на правой стороне тела. Тем не менее, он был занят и полагался на своих помощников, которые выполняли большую часть физической работы. Однако его настроение ухудшилось, и считается, что его переполнял цинизм.

Да Винчи посвящал больше времени своим экспериментам и научным заданиям, что мешало его художественным заказам, и он заканчивал все меньше и меньше своих работ. За свою карьеру он написал так мало картин, что было трудно отличить его оригинальные работы от подражаний и копий.

В апреле 1519 года 67-летний Леонардо составил завещание и оставил большую часть своей коллекции своему известному ученику и компаньону Франческо Мельци. Он умер в том же году и был похоронен в Амбуазе. Вазари записывает, что король Франциск, верный друг художника, держал его голову в руках, когда умирал, но другие оспаривают это.

Да Винчи провел научное исследование света и тени в природе и понял, что объекты не состоят из очертаний, а на самом деле трехмерны и характеризуются светом и тенью. Техника, известная как светотень, эта реализация и эксперименты придали его картинам мягкое, реалистичное качество, из-за которого старые работы кажутся плоскими.

Леонардо также понял, что цвет и детали объекта меняются по мере его удаления. Такая техника, называемая сфумато, впервые была разработана фламандскими и венецианскими художниками, но благодаря художественному гению да Винчи она стала мощным инструментом, создававшим атмосферу и глубину.

Ранние работы:
В 1480-х годах Леонардо получил два жизненно важных поручения и приступил к другому, очень важному из-за своего состава. Одной из таких картин был «Святой Иероним в пустыне». Несмотря на то, что картина едва начата, композиция очень необычная. Пейзажные элементы, драматургия и расположение фигур, представленных в этой работе, воспроизведены в другом великом незаконченном шедевре Леонардо — «Поклонении волхвов».

Картины 1490-х годов:
Самым известным произведением этого периода была «Тайная вечеря». Несмотря на опасения Леонардо по поводу изображения лиц фигур, картина была признана шедевром. К сожалению, «Тайная вечеря» быстро испортилась из-за того, что Леонардо использовал материалы, склонные к плесени и отслаиванию. Тем не менее, это изображение остается одним из наиболее воспроизводимых произведений искусства.

Картины 1500-х годов:
Да Винчи использовал технику сфумато (позднее названную Леонардо дымом) для создания своего самого известного произведения искусства — Моны Лизы. Другими качествами этой картины являются простое платье, драматические пейзажи, приглушенная цветовая палитра и чрезвычайно гладкая природа работы, где масло было смешано с поверхностью, чтобы скрыть любые следы мазка кистью.

В картине «Богоматерь с младенцем и святой Анной», в которой также используется тонкая техника сфумато, композиция похожа на «Мону Лизу» тем, что фигуры расположены в очень красивом окружении. Однако Богородица с младенцем и святой Анной встречается редко, потому что две фигуры расположены под углом и наложены друг на друга.

Эта работа многократно копировалась и оказала влияние на Микеланджело, Рафаэля, Андреа дель Сарто, Понтормо и Корреджо. Причем эти тенденции в композиции переняли венецианские живописцы Тинторетто и Веронезе.

Рисунки:
Леонардо создал серию композиций Богородицы с Младенцем, и перед тем, как рисовать, он прорабатывал их расположение в эскизе. Он был творческим рисовальщиком, и у него было множество блокнотов, набитых мелкими рисунками.

Он провел несколько исследований, названных «карикатурами» , потому что, хотя они и приукрашены, они кажутся нарисованными с живых моделей. Вазари заявил, что Леонардо часто следовал за людьми, которых считал интересными, и целый день делал их зарисовки.

Верроккьо:
Леонардо начал свою карьеру под руководством Верроккьо примерно в 1466 году, в том же году, когда скончался учитель Верроккьо, Донателло. Особенностью Верроккьо была перспектива, которую в то время художники только начинали постигать. Леонардо вскоре преодолел свои трудности и к двадцати годам уже был выдающимся художником.

Флоренция:
Когда Леонардо рос, Флоренция была центром христианской гуманистической теории и культуры, и вместе с Альберти он посещал дом Медичи и познакомился со старыми философами-гуманистами, такими как Марсильо Фичино и Джон Аргиропулос.

Среди известных художников того времени были Пьеро делла Франческа, Фра Филиппо Липпи, скульптор Лука делла Роббиа, архитектор и писатель Леон Баттиста Альберти. Среди современников Донателло были Мазаччо и Гиберти. Все эти художники вдохновляли начинающих художников, но систематическое изучение света делла Франческа и диссертация Альберти сильно повлияли на собственные исследования и работы Леонардо.

Изображение Адама и Евы, выходящих из Эдемского сада, созданное Мазаччо, изображало чрезвычайно выразительные фигуры, а использование света и тени означало, что оно стало трехмерным. Позднее эта техника была расширена Леонардо и оказала влияние на ход живописи. Кроме того, Давид Донателло оказал гуманистическое влияние на более поздние работы Леонардо, особенно на Святого Иоанна Крестителя.

Небольшие запрестольные образы были очень традиционны во Флоренции, особенно те, что изображали Богородицу с младенцем, и ранние произведения Леонардо, такие как Мадонна Бенуа, соответствовали этой традиции, но все же были уникальными. Композиционные идеи, заложенные в этом произведении, получили развитие в более поздних картинах художника, в том числе «Богоматерь с младенцем и святой Анной».

Другие художники:
В 1476 году алтарь Портинари Хуго ван дер Гуса представил Флоренции новые техники, которые оказали большое влияние на искусство Леонардо и его современников, таких как Гирландайо и Перуджино.

Три года спустя, в 1479 году, сицилийский художник Антонелло да Мессина, работавший исключительно маслом, отправился на север по пути в Венецию, и, увидев его работы, Джованни Беллини занялся масляной живописью, и вскоре она стала излюбленным средством в городе. Позже Леонардо посетил Венецию, и на него повлияли такие достижения.

Наука:
Стремясь улучшить свои работы, Леонардо обратился к науке. Его изучение природы и анатомии проявилось в его великолепно реалистичных картинах, а его понимание человеческого тела проложило путь к удивительно точным фигурам. Он был первым художником, изучившим физические пропорции человеческого тела и применившим этот анализ для определения «идеальная» форма .

В отличие от многих своих современников, например Микеланджело, Леонардо не увлекался рисованием чрезмерно мускулистых фигур.

    • Adoration of the Magi (Paintings)

      Despite its unfinished state, this work is cons. ..

      • Date of Creation1481
      • Height (cm)246.00
      • Length (cm)243.00
      • MediumOil
      • SupportWood
      • SubjectFigure
      • Ассистент Доменико Гирландайо, Филиппино Липпи
    • Anunciation (Paintings)

      The angel holds a Madonna lily which represents…

      • Date of Creationcirca 1475
      • Height (cm)98.00
      • Length (cm)217.00
      • MediumOil
      • SupportWood
      • SubjectScenery
      • При содействии Андреа дель Верроккьо
    • Дама с горностаем (Картины)

      Модель идентифицирована как Сесилия Галле…

      • Дата создания около 490
      • Высота (CM) 54,00
      • Длина (CM) 39,00
      • Средняя лавша
      • Поддержка
      • Субъектная фигура
    • Madonna of the Carnation (Piplions)

    • Madonna of the Carnation (Piplions)

    • Madonna of the Carnation (Piffers)

    • Madonna of the Carnation (Piffics)

      Madonna.

      • Дата создания1480
      • Альтернативные названияМадонна с вазой, Мадонна с младенцем, Мадонна с гвоздикой
      • Высота (см)62,00
      • Длина (см)47,50
      • Среднее масло
      • 40024
      • SubjectFigure
    • Mona Lisa (Paintings)

      As well as being one of Leonardo’s favorite pai…

      • Date of Creation1506
      • Alternative NamesPortrait of Lisa Gherardini, wife of Francesco del Giocondo, La Gioconda
      • Высота (см) 77,00
      • Длина (см) 53,00
      • Среднее масло
      • Подложка из дерева
      • Тематическая фигура
      • В рамке Да
    • 0003

      Один из самых специализированных студентов Леонардо, SALA …

      • Дата CreationCirca 1503
      • Высота (CM) 37.00
      • Длина (CM) 29,00
      • . Креститель (Картины)

        Это последняя картина Леонардо0023 Supportwood

      • SubjectFigure
    • St. Jerome in the Wilderness (картины)

      Другое из незаконченных работ Леонардо

      • Дата CreationCirca 1480
      • High , Темпера
      • ПодставкаДерево
      • ТемаФигурка
    • Мадонна Бенуа (Живопись)

      Композиция этой работы оказалась одной из…

      • Date of Creation1478
      • Alternative NamesMadonna and Child with Flowers
      • Height (cm)49.50
      • Length (cm)33.00
      • MediumOil
      • SupportCanvas
      • SubjectFigure
      • FramedYes
    • The Last Supper (Paintings)

      Художнику понадобилось три года, чтобы написать эту…

      • Дата создания1498
      • Высота (см)460.00
      • Длина (см)880.00
      • MediumTempera
      • Поддержка. Отдела по поддержке
      • Объект Фигура
      • РАБЕДА
    • Дева и ребенок с Сент -Энн (картины)

      Отличный пример эксперимента Леонардо . ..

      • HEISH (CM) 168. 168. 168. 168.
      • ПодставкаДерево
      • ПредметРисунок
      • В рамкеДа
    • Мадонна в скалах (Картины)

      Это была первая работа, выполненная Леонардо после…

      • Дата CreationCirca 1486
      • Высота (CM) 199,00
      • Длина (см) 122,00
      • Поддержка. Младенец Христос в сопровождении Ангела) (Картины)

        Второй вариант этой темы. Первый был c…

        • Дата создания около 1508
        • Высота (см)189,50
        • Длина (см)120,00
        • Средняя лавша
        • Supportwood
        • Объект. Аллегория с волком и орлом0024
      • Crossbow Sketch (Drawings)

        Leonardo’s sketches made him one of the first m…

        • Date of Creationcirca 1500
        • SubjectAbstract
        • FramedNo
      • Neptune (Drawings)

        Leonardo da Винчи был плодовитым рисовальщиком и . ..

        • Дата создания около 1504
        • Высота (см) 25,10
        • Длина (см) 39,20
        • Среднее Другое
        • Тема Аннотация
        • RADMANNO
      • Портрет Исабеллы д’Эсте (рисунки)

        Один из лучших в голове и плечах. cm)46.50

      • МатериалДругое
      • ПодложкаБумага
      • ПредметРисунок
      • Рамка№
    • Поклонение волхвов (Рисунки)

      90 90 90

      Подготовительная картина Леонарда0022

    • Дата создания1481
    • Высота (см) 28,40
    • Длина (см) 21,30
    • Среднийшей
    • Объект
    • Frameyes
  • 1. Подготовительный этюд к картине в натуральную величину

    • Дата создания около 1500
    • Высота (см) 141,50
    • Длина (см) 104,60
    • Среднее Другое
    • Поддержка Холст, Бумага
    • Объект Фигура
  • Витрувский мужчина (чертежи)

    Это изображение демонстрирует смесь искусства и SCIE . ..

    • Дата CreationCirca 1487
    • Высота (CM) 34,40
    • 987

    • (CM) 34,40
    • 3 333
    • . MediumOther
    • SubjectFigure
  • Вазари о Леонардо:

    «При нормальном ходе событий многие мужчины и женщины рождаются с замечательными талантами; чудесным образом наделен Небом красотой, изяществом и талантом в таком изобилии, что он оставляет других людей далеко позади, все его действия кажутся вдохновенными, и действительно все, что он делает, явно исходит от Бога, а не от человеческого мастерства.Все признавали, что это было верно для Леонардо да Винчи, художник выдающейся физической красоты, который проявлял бесконечную грацию во всем, что он делал, и который так блестяще развил свой гений. Дело в том, что все задачи, которые он изучал, он решал с легкостью» .

  • Витрувианский человек.

    Леонардо да Винчи. Такие произведения, как «Мона Лиза», «Тайная вечеря» и «Витрувианский человек», являются одними из самых уважаемых и тиражируемых произведений в истории искусства, с которыми могут соперничать только шедевры Микеланджело. Если бы Леонардо не умел отказываться от своих заказов, он, возможно, расширил бы свое творчество, но это, вместе с его экспериментами с новыми техниками, означает, что сохранилось только около пятнадцати его картин.

    Историк искусства Хелен Гарднер утверждает, что широта и глубина интересов Леонардо были беспрецедентными и «его ум и личность кажутся нам сверхчеловеческими, сам человек загадочным и далеким» .

    Помимо своих новаторских работ, Леонардо восхищают своими технологическими способностями. Несмотря на то, что немногие из его проектов были построены или реализованы при его жизни, он сделал важные открытия, среди прочего, в области гражданского строительства и гидродинамики, но тот факт, что он не опубликовал эти сведения, означает, что они практически не повлияли на науку.

    Тем не менее к 19 веку объем тетрадей Леонардо, наполненных набросками и идеями, был известен, и в 1866 году Ипполит Тэн писал: «В мире не может быть примера другого гения, столь универсального, столь неспособного к осуществлению , такой полный стремления к бесконечности, такой естественно утонченный, так далеко опередивший свой век и последующие века».