Содержание
На работу без пробок: какое будущее ждет летающие автомобили
«Циклокар» — новая модель летающего автомобиля, которую разрабатывают в России. В мире производством аэротакси уже занимаются гиганты вроде Boeing, Ehang и Rolls Royce. Но действительно ли это перспективный рынок?
⏰ Время на чтение: 12–14 минут
Как выглядит первый российский циклокар
Летающий автомобиль «Циклокар» — разработка института теплофизики Сибирского отделения РАН. Он развивает скорость до 250 км/ч и летает на расстояние до 500 км. Предполагается, что автомобиль будет полностью электрическим или гибридным, то есть сочетающим топливный и электрический двигатели.
По конструкции «Циклокар» представляет собой циклокоптер, в основе которого — циклический движитель. Это значит, что для создания тяги и подъемной силы используются вращающиеся роторы (несущие винты с вертикальной осью вращения), которые позволяют изменять направление тяги. Благодаря этому циклокоптер может взлетать вертикально и зависать в воздухе.
Размеры автомобиля составляют 6 м в длину и 6,2 м в ширину, диаметр роторов — 1,5 м, вес — 60 кг. Он рассчитан на шесть пассажиров или 600 кг груза. «Циклокар» способен садиться даже на наклонную поверхность под углом до 30 градусов. Среди других преимуществ — компактность и низкий уровень шума.
Сейчас проходят испытания прототипа, а в ближайшие три года создатели обещают запустить серийное производство.
Так проходят испытания «Циклокара»
История летающих автомобилей
В начале ХХ века частная авиация только зарождалась, а инженеры и изобретатели предлагали множество смелых концептов. Это совпало с бурным развитием автопрома, и как следствие — попытками объединить самолет и автомобиль в одном аппарате. К сожалению, большинство из них так и не дошли до массового производства.
1917 год — американский авиационный инженер Гленн Кертисс разработал первый прототип автоплана в алюминиевом корпусе, с размахом крыльев 12,2 м. Двигатель приводил в движение четырехлопастной винт в задней части. Однако автоплан так и не смог взлететь по-настоящему.
Изображение первого автоплана
(Фото: autocar.co.uk)
1926 год — был создан экспериментальный одноместный самолет Sky Flivver от Генри Форда. Испытания завершились крушением у берегов Флориды и гибелью пилота, поэтому от идеи «летающего Ford T» быстро отказались.
Испытатель Гарри Брукс на единственном экземпляре Ford Flivver примерно за полгода до аварии
(Фото: wikipedia.org)
1937 год — американский изобретатель и авиаинженер Уолдо Уотерман разработал гибридный самолет Studebaker с пропеллером в задней части, тремя колесами и двигателем в 100 л.с. Он мог передвигаться по земле как обычный автомобиль, а крылья можно было перевозить в сложенном виде. Проекту в итоге не хватило финансирования, чтобы запустить производство.
Летающий автомобиль Уотермана
(Фото: autocar.co.uk)
1946 год — в США был спроектирован Fulton FA-2 Airphibian — летающий автомобиль в алюминиевом корпусе с независимой подвеской и шестицилиндровым двигателем мощностью 165 л.с. У него были съемные крылья, с помощью которых автомобиль за 5 минут превращался в самолет. Он развивал скорость до 190 км/ч и поднимался на высоту до 3700 м. Это был первый летающий автомобиль, который получил сертификат Управления гражданской авиации США (Civil Aeronautics Administration) — то есть официально был разрешен для регулярных полетов. Однако массового спроса на аппарат все равно не было. В итоге выпустили четыре рабочих прототипа и к 1950 году свернули производство.
Фото аэромобиля Fulton
(Фото: autocar. co.uk)
В том же году появился прототип летающей машины Convair Model 116. У нее был двухместный кузов и два двигателя — мощностью 26 л.с. и 90 л.с. Автомобиль выполнил 66 испытательных полетов. Затем было построено два экземпляра усовершенствованной модели 118 для троих пассажиров, но до серийного производства так и не дошло.
1949 год — американский конструктор Молт Тейлор спроектировал аэрокар. Это был двухместный автомобиль, который трансформировался в компактный самолет. Он стал самым доступным среди аналогов на рынке и совершил серию успешных полетов. В 1956 году Управление гражданской авиации США одобрило его для серийного производства. В 1989-м вышла усовершенствованная модель, но аэрокар так и не получил массового спроса. Всего было построено шесть машин.
1956–1958 год — дизайн-студия Ford Advanced Design одноименного американского автоконцерна построила уменьшенную модель концепт-аэрокара Volante Tri-Athodyne с тремя канальными вентиляторами (у каждого был собственный двигатель). Модель так и осталась в виде концепт-кара.
1957 год — автопроизводители Chrysler, Curtiss-Wright и Piasecki получили контракты на разработку «летающих джипов» по заказу Командования транспортных исследований армии США. Это должны были быть сверхкомпактные и легкие летательные аппараты с вытяжными вентиляторами, более простые в управлении, чем вертолеты. Все три компании представили свои прототипы, самым успешным из которых оказалась модель от Piasecki. Однако позже от проекта решили отказаться, сделав выбор в пользу обычного вертолета.
1980-е годы — бывший инженер Boeing Фред Баркер основал компанию Flight
Innovations Inc. и приступил к разработке Sky Commuter — компактного двухместного самолета с вертикальным взлетом. Всего было выпущено три прототипа, ни один из которых не дошел до конвейера. В 2008 году прототип Sky Commuter был продан на eBay за £86 тыс.
Кадры с испытаний Sky Commuter
К концу ХХ века от идеи летающего авто почти отказались: на рынке гораздо востребованнее оказались обычные вертолеты, мультикоптеры и миниджеты. Однако к началу 2000-х годов начали появляться новые концепты и даже прототипы. Мировые авто- и авиаконцерны увидели перспективы для летающих авто в качестве аэротакси. Развитые государства, в свою очередь, видят в них экологичную альтернативу обычным самолетам и один из способов бороться с пробками в крупных городах.
Какие виды летающих авто выпускают сегодня
Большая часть аппаратов построена по технологии eVTOL — с электродвигателем и системой вертикального взлета. После этого роторы наклоняются, чтобы аппарат мог лететь горизонтально.
Летающие автомобили
Это модели, которые сочетают элементы обычного автомобиля и самолета — то есть так, как это изначально задумывалось. Но сегодня это уже не машины, способные летать, а летательные аппараты, которые могут ездить по дороге в случае крайней необходимости.
PAL-V (Personal Air and Land Vehicle) Liberty — один из первых летающих автомобилей, который разработали для серийного производства в Нидерландах. Это гибрид автомобиля и гироплана (автожира) — коптера, который поднимается в воздух с помощью свободновращающегося несущего винта. Он рассчитан на двух пассажиров с 20 кг багажа на каждого и разгоняется до 160 км/ч за 9 секунд. Для управления нужны и водительские права, и лицензия пилота. У автомобиля две модификации: Sport по цене €300 тыс. и Pioneer за €500 тыс. (ограниченная серия из 90 машин). Обе модели доступны для предзаказа уже сейчас, однако пока сертифицированы только для полетов в Европе и США.
PAL-V Liberty
CityHawk — шестиместный летающий автомобиль, который разрабатывает израильская Urban Aeronautics. С виду он напоминает футуристичный внедорожник: винты спрятаны в цилиндрические кожухи, а приземляется аппарат на четыре колеса. Автомобиль может летать вертикально и горизонтально за счет двух блоков вентиляторов — в передней и задней части. Цилиндры помогают винтам давать больше подъемной силы. С 2020 года в CityHawk используются водородные двигатели, чтобы сделать устройство более экологичными.
CityHawk
AirCar — летающий автомобиль, который за 2 минуты превращается в минисамолет. Летом 2021 года он совершил первый успешный междугородний перелет длительностью 35 минут между аэропортами Нитры и Братиславы в Словакии. Автомобиль разработала словацкая компания Klein Vision, а ее основатель — Стефан Кляйн — лично управлял им. По словам разработчиков, AirCar способен пролететь до 1 тыс. км на высоте до 2,5 км, со скоростью 190 км/ч. Машина оснащена бензиновым двигателем BMW мощностью 160 л.с. и может перевозить двух человек и багаж общим весом до 200 кг. На его создание ушло около двух лет и почти €2 млн.
Компания Klein Vision, создавшая AirCar, заявила, что изобретение имеет максимальную крейсерскую скорость 190 км/ч (118 миль в час).
AirCar
Две другие группы представлены аппаратами, способными передвигаться исключительно по воздуху (не считая разгона на взлетно-посадочной полосе). Их разрабатывают, в первую очередь, для коммерческих пассажирских, реже — грузовых перевозок.
Мультикоптер
Летательный аппарат, построенный по принципу вертолета, но с тремя и более несущими винтами. Чаще всего встречаются четыре (квадрокоптеры), шесть и восемь винтов. Чем их больше, тем более стабильно аппарат держится в воздухе и тем больше груза способен поднять.
Volocopter — немецкая компания, которая выпускает разные виды летающих авто. Одно из них — двухместная модель VoloCity — сверхлегкий аппарат с 18 роторами, которые неподвижно закреплены на осях электродвигателей. Коптер развивает скорость до 110 км/ч и набирает высоту до 1 980 метров. Его максимальный вес — включая сам аппарат, пассажиров и груз — 450 кг, а дальность полета на одном заряде — 35 км или 1 час. Для управления не нужна лицензия пилота — достаточно пяти часов подготовки.
VoloCity сертифицирован в соответствии с европейскими требованиями авиационной безопасности (EASA). Его уже успешно испытали в международном аэропорту Хельсинки и в центре Сингапура и планируют использовать во время Олимпийских игр 2024 года в Париже.
Volocopter
eHang — китайский коптер-беспилотник, который планируют использовать в качестве аэротакси. Модель 216 рассчитана на двух человек и груз общим весом до 240 кг и способна перевозить их на скорости до 130 км/ч. Коптер прошел успешные испытания в открытом воздушном пространстве Японии в июне 2021 года и скоро получит разрешение на полеты. Завод в Китае уже готов выпускать до 600 аппаратов в год.
Японский NEC — необычный коптер-беспилотник с четырьмя большими винтами и кольцами вокруг них. Он весит 150 кг и пока что поднимается на высоту до 3 м. В ближайшем будущем с помощью таких дронов планируют доставлять товары, а к 2030 году правительство Японии обещает внедрить летающие авто для пассажирских перевозок.
Гибрид
Самая популярная конструкция, сочетающая элементы самолета — крылья — и коптера — винты. Такие аппараты более маневренны, легко меняют направление и лучше подходят для больших расстояний и высот. Главный минус — больший вес за счет крыльев.
Rolls-Royce разработал летающее такси c четырьмя винтами на крыльях (складываются во время полета) и двумя хвостовыми винтами. Электрокоптер будет перевозить пять пассажиров со скоростью до 402 км/ч на расстояние до 800 км. При этом для выработки электричества используются встроенные газовые турбины, что позволяет долго обходиться без подзарядки. По состоянию на 2018 аппарат планировали использовать в качестве такси, личного или коммерческого транспорта, однако новой информации пока не поступало.
Rolls-Royce EVTOL
Vertical Aerospace разрабатывает VA-X4 — практически бесшумный электрокоптер, который разгоняется до 321 км/ч и летает на расстояние до 160 км на одном заряде. Коптер оснащен системой электродвигателей и распределения энергии от Rolls-Royce Electrical. Он рассчитан на одного пилота и четырех пассажиров. Virgin Atlantic Ричарда Брэнсона совместно с American Airlines намерены купить до 250 VA-X4 для коммерческих перевозок. Первый полет обещают провести уже в 2021 году, а одна поездка в будущем обойдется всего в £5-10.
Модель VoloConnect от Volocopter ближе всех к самолетной конструкции. У него шесть подъемных винтов и два толкающих двигателя в задней части, что делает его идеальным для горизонтального полета. Это беспилотный аппарат, рассчитанный на перевозку четырех человек на расстояние до 100 км со скоростью до 250 км/ч.
VoloConnect
Немецкий стартап Lilium, разработавший концепт пятиместного беспилотника Lilium Jet с 12 закрылками и 36 электродвигателями. К 2025 году его обещают запустить во всех крупных городах Германии.
Lilium Jet
Uber Air — разработка Uber Elevate, которая также претендует стать заметным игроком на рынке аэротакси. Первые аппараты будут пилотируемыми, но в будущем компания планирует сделать их беспилотными. Совместно с NASA Uber участвует в программе Urban Air Mobility, цель которой — создать систему внутригородских авиаперевозок.
Uber Air
Проблемы и препятствия
- Несовершенство конструкции. Даже самые продвинутые мультикоптеры пока не идеальны во время полета: летают медленно, часто теряют устойчивость. Их массовое использование может создать серьезные помехи для воздушных судов.
- Безопасность. Это обратная сторона простоты управления: ни для беспилотников, ни для пилотируемых моделей зачастую не нужна лицензия пилота, а лишь краткосрочная подготовка. Это значит, что в небе такие аппараты могут быть непредсказуемы, а в крупных городах еще и представлять угрозу для зданий и коммуникаций.
- Инфраструктура. Даже самые компактные летающие авто занимают гораздо больше места, чем обычный автомобиль. А значит, для них потребуются специальные взлетные площадки и парковочные места, которых в черте города просто нет. Хотя Великобритания, к примеру, уже строит первый в мире аэропорт для летающих авто.
- Отсутствие нормативной базы. Пока разработкой требований к летающим авто eVTOL занимается только Европейское агентство по авиационной безопасности (EASA), но сертификации для них все еще нет. Не говоря уже о правилах полетов.
- Стоимость. Ближайшие по запуску (первые коммерческие рейсы намечены на 2022 год) аэротакси VoloCity будут стоит около €300 за поездку — это сопоставимо с международным перелетом, а отнюдь не с поездкой на такси.
Когда мы начнем летать на такси?
Пока крупнейшие авто- и авиаконцерны выпускают свои модели летающих авто, в США, странах Европы и Азии продвигают госпрограммы для запуска аэротакси и коммерческих перевозок. Власти рассчитывают, что это позволит разгрузить городские улицы, решив проблему пробок и вредных выбросов. Производители и перевозчики надеются, что летающий транспорт откроет для них новый и очень перспективный рынок. Государственное лобби здесь может сыграть такую же важную роль, как и в продвижении электрокаров — в качестве более экологичной альтернативы.
Для обычного потребителя это будет означать простой и быстрый способ добраться из аэропорта до города, избежать пробок на загруженных магистралях и получить быструю доставку заказа из магазина. Однако все существующие модели и прототипы пока что покрывают небольшие расстояния. А значит, это будет, в первую очередь, городской, а не междугородний транспорт.
Однако до массового перехода на летающие авто еще далеко: даже самые продвинутые проекты обещают запустить точечно не раньше 2030-х. Стоит вспомнить, что последние лет десять нас обещают массово пересадить на беспилотники и электрокары. Однако мешают все те же проблемы — отсутствие инфраструктуры и законодательной базы, а также недоступность для широкого потребителя.
Автомобиль будущего — каким он будет? Технологии будущего. Летающие автомобили
1. Автомобиль будущего — каким он будет? Технологии будущего. Летающие автомобили
Автомобиль будущего каким он будет?
Технологии будущего.
Летающие автомобили
Еще 100 лет назад сложно было
представить, какими будут
современные автомобили. Точно
так же, как и сегодня тяжело
понять, что будет через 100 лет, и
как изменятся авто. Тем не менее
некоторые предположения
высказать можно. Разработок
сегодня крайне много: кто говорит
о летающих авто, кто о
безвредности выхлопа. Давайте
представим, какими чертами
должен обладать автомобиль
будущего.
3. Самый безопасный в мире транспорт
Сохранность жизни водителя, пассажиров и
других участников дорожного движения — вот
основная задача создателей автомобиля
будущего. Если учесть, что мощности будут
расти и скорость тоже, а количество авто в
мире увеличиваться, то возрастет и
аварийность. Решить эту проблему можно
всего несколькими способами. Во-первых,
управление автомобилем возьмут на себя
электронные системы, и водитель будет не
нужен в принципе. Во-вторых, сверхпрочный
корпус-капсула, защищающий даже от
столкновения на высокой скорости.
Можно ли доверить жизнь человека
компьютеру? Сейчас на этот вопрос сложно
дать ответ, а через 100 лет, скорее всего, это
будет нормальным явлением. Вполне
возможно, что мы увидим летающие
автомобили. Они должны быть еще более
надежными и безопасными.
4. Небольшие и удобные
Даже сегодня набирают популярность авто
небольших размеров. Особенно актуальны они
в больших городах-миллионниках, где
ежедневная езда по пробкам и парковка в
стесненных условиях могут стать настоящим
кошмаром. Вполне логично, что в будущем
машин будет еще больше, следовательно, их
размеры должны существенно уменьшиться.
Добиться этого можно будет благодаря
применению других типов двигателей и
увеличению полезного пространства в салоне.
Комфорт — еще один крайне важный момент.
Кто же захочет ездить на «табуретке», пускай и
стоимостью в несколько миллионов долларов.
Куда интереснее было бы посмотреть на
дороги будущего, ведь многое зависит от их
состояния. Если оно будет идеальным, то
особых требований к ходовой выдвигать не
нужно. Конечно, летающим авто тоже без
разницы, в каком состоянии асфальт. Будет
важен скорее комфорт в салоне.
5. Сверхсовременный двигатель
Несмотря на популярность цилиндро-поршневых
моторов, вскоре они выйдут из моды. Вполне
возможно, что будут заменены на роторнопоршневые. Последние имеют огромное
количество достоинств:
высокая мощность;
низкий уровень шума;
небольшие габариты;
Но есть и такие минусы, как небольшой ресурс
работы. Но создание новых материалов для
таких моторов приведет к улучшению качества
сборки и появлению сверхсовременных масел,
что и решит проблему с ресурсом. Возможно,
что в ход пойдут и газотурбинные двигатели. Как
те, так и другие есть уже сегодня, но являются
недоработанными, хоть иногда и применяются
на авто.
6. Автомобиль будущего: каким он будет?
Экология — вот о чем сегодня задумались многие
инженеры автомобильной промышленности.
Токсичность выхлопных газов стараются постоянно
уменьшать и использовать современные системы
фильтрации, такие как катализаторы. Но все это
решает проблему лишь частично. Для полного
устранения вредного эффекта бензина или
дизельного топлива его необходимо заменить.
Даже сегодня это крайне актуальный вопрос, что и
стало толчком для разработки гибридных
автомобилей, работающих на аккумуляторных
батареях. Уже изобрели биотопливо, которое при
сгорании не образует вредных химических
соединений, выбрасываемых в атмосферу. Но
применять его не представляется возможным по
многим причинам. Более продвинутые же
летающие автомобили будущего в любом случае
будут использовать экологическое топливо.
7. Улучшенная аэродинамика и изменения интерьера
Внешний и внутренний вид авто кардинально
изменится. Они будут похожи больше на
космические корабли, нежели на обычные машины.
Легковые автомобили будущего будут как ракеты быстрые и мощные. Подчеркиваться это будет
высокими аэродинамическими показателями, то
есть обтекаемостью корпуса. Вряд ли будет
преобладать металл, скорее всего предпочтение
отдадут другому материалу — более прочному и
легкому.
Внутри также нас будут ждать существенные
преобразования. Консоль автомобиля будет
рассчитана на максимальную информативность, а
сверхсовременные камеры позволят оценивать
ситуацию на дороге в любую погоду. Так как участия
водителя при езде не требуется, то он станет
пассажиром, который сможет почитать новости или
заняться любым другим делом. Уже сегодня ведутся
разработки автомобилей будущего, и это будет
действительно что-то потрясающее.
8. За все отвечает электроника
Уже сегодня современные машины от ведущих
производителей оснащаются просто огромным
количеством электронных систем. Это всякого рода
камеры, датчики и другие устройства. Все это
необходимо для комфортной и безопасной езды.
Сложно представить, что будет через 10 лет, не
говоря уже о сотне.
Понятное дело, что искусственный мозг будет
постепенно развиваться, что в конечном итоге
приведет к его невероятным возможностям.
Бортовой компьютер в автомобиле сможет все
делать сам. Аварийная ситуация на дороге?
Следящие датчики и камеры её засекут, а двойные
гидравлические тормоза сделают остальное. Такие
системы, как АБС или ЕБП, скорее всего, никуда не
денутся, однако будут усовершенствованы, что
обеспечит еще больший комфорт и устойчивость
во время езды.
9. Можно и в морское путешествие отправиться
Скорее всего, безопасный и экологичный автомобиль
будущего разделится на два типа:
для езды по городу;
для загородных путешествий.
Второй вид автомобилей будет удивлять своими мощностью и
техническими характеристиками. Это будет настоящий
крейсер, позволяющий отправиться в далекое плавание в
прямом смысле этого слова. Даже сегодня имеются
автомобили, способные отправиться в полноценное
плавание. К примеру, «Фольксваген» впервые собрал
машину-амфибию еще 50 лет назад, за это время
конструкция существенно усовершенствовалась. Сегодня
это машина, которая может погружаться на глубину до 10
метров и плавать со скоростью 70 км/ч, а по трассе
разгоняется до 200 километров. Встроенные баллоны со
сжатым воздухом позволяют заняться дайвингом и не мокнуть.
Сейчас такая машина стоит примерно 150 000 долларов в
России, правда, её нужно заказывать. В целом же идея не
новая, но точно в будущем получит дальнейшее развитие, что
позволит сделать автомобиль будущего еще более
универсальным.
10. Будет ли летать?
Есть достаточно много разработок автомобилей
будущего. Одни изготавливаются исключительно
для езды по асфальту, другие же — летающими.
Но если еще 20 лет назад о таких авто мы читали в
книгах, то сегодня они реально существуют.
Перегруженность дорог заставляет потратить
много времени как при езде на работу, так и с
нее. Все это ведет к созданию более
комфортного вида транспорта, для которого ни
пробки, ни состояние дорожного полотна не
будут иметь значения.
Сегодня уже имеются разработки от компании
«Фольксваген». Автомобиль держит высоту за счет
электромагнитного поля. Также есть и вертолетавтомобиль, который способен взлетать при
незначительном разгоне. Все это, конечно,
хорошо, но ни в одной стране мира такие ТС
пока не разрешены, возможно, что в скором
будущем все изменится.
11. Реализация задуманного
Многие немецкие компании занимаются
разработкой автомобилей будущего. Это тот же
«Фольксваген», «Ауди», БМВ и «Мерседес». Все эти
производители имеют огромный опыт в
автомобилестроении и знают, что делают. Другое
дело, что многие факторы не позволяют
реализовать задуманные инженерами идеи. Это
как недостаточное финансирование, так и
отсутствие необходимых технологий. Тем не менее
уже есть топливо будущего для автомобилей,
которое в ближайшие годы уже будет активно
использоваться во многих странах мира.
Конечно, десятилетиями будут проходить
испытания и лабораторные исследования,
которые в результате увенчаются успехом. А иначе
ведь быть не может. Научный прогресс не стоит на
месте и постоянно развивается. Это касается не
только автомобилей, но и мототехники, кораблей,
военных и медицинских технологий. Жизнь
заключается в том, чтобы человек постоянно
двигался вперед и не останавливался на
достигнутом.
12. Ждем с нетерпением
Каждый год выходят все новые и новые автомобили с
улучшенными техническими характеристиками и
дополнительными опциями. Еще 10 лет назад о таком
можно было только мечтать, а сегодня это доступно
каждому. Что же касается доступности автомобилей
будущего, то скорее всего, варианты для езды по городу
будут иметь нормальный ценник, а вот на спортивные
модели придется копить.
Конечно, все это только догадки, ведь нет никаких
официальных сведений по поводу использования летающих
автомобилей в качестве транспортного средства. В Китае
используются авто, которые управляются полностью
искусственным интеллектом. Пока что испытания идут
успешно, однако таких ТС всего 10 штук, серийное
производство пока не налажено. Вполне вероятно, что через
несколько лет такие машины будут ездить по каждой улице.
Открытым остается вопрос, кто будет виноват в случае ДТП.
В этом случае будет крайне сложно кого-либо привлечь.
Будет это специалист, пишущий программу для робота, или
разработчик авто, непонятно. Но и такие вопросы будут
решены в скором времени, а пока что будем ждать первого
летающего зарегистрированного автомобиля. Все зависит
от того, насколько быстро будут появляться технологии
будущего. Автомобили же с такими разработками сойдут с
конвейера через пару лет.
Ближайшее будущее летающих автомобилей
В научной фантастике «novum» (лат. «новая вещь») — это термин, используемый для описания типов инноваций, которые можно найти только в литературе, но еще не в нашей реальной жизни. На протяжении десятилетий летающий автомобиль был популярным примером этой концепции — символом будущего, которое технологии обещают уже на горизонте.
Но, возможно, летающие автомобили — не такая уж и далекая идея. Уже началась гонка по разработке самолетов с «электрическим вертикальным взлетом и посадкой», также известных как «eVTOL». Подобные вертолетам по конструкции и управляемые как дроны с дистанционным управлением, eVTOL могут быть сконфигурированы так, чтобы иметь вместимость любого транспортного средства, от семейного седана до коммерческого самолета. Уже к 2025 году eVTOL могут стать коммерчески жизнеспособным воздушным такси. Этот новый вид транспортных средств может заменить маршруты поездок на работу, ускорить перевозку товаров и даже оказать необходимую помощь в чрезвычайных ситуациях.
Компания Altran, материнская компания Frog, недавно выпустила отчет, посвященный eVTOL и их потенциальному влиянию на окружающий мир. Дизайнеры и стратеги frog внесли свой вклад в отчет, разработав концепции eVTOL, сценарии и пути пользователей. Мы поговорили с директором frogLab Клеманом Батайем в Париже, Вероникой Джи, старшим стратегом frog Milan и выпускником frog Жюстин Сайен об их работе над проектом и о том, почему будущее летающих автомобилей ближе, чем мы думаем.
Как вы стали участвовать в исследовании eVTOL?
Клеман Батай (CB): Это началось как провокация со стороны Altran R&I. Во-первых, нас привлекли к работе над внешним дизайном автономных СВВП. Затем мы предложили более комплексно работать над пользовательским опытом. Что касается eVTOL, вопрос заключался в следующем: «Каковы будут пользовательские сценарии для людей, использующих этот тип самолетов в городских условиях?» Поэтому я создал междисциплинарную группу лягушек между Парижем, Тулузой и Миланом для работы с инженерами Altran. Мы обсудили, что лучший способ проиллюстрировать концепции eVTOL — поделиться пользовательскими сценариями. Для этого нам нужно было спроектировать транспортное средство, скайпорт и то, как все это можно интегрировать в экосистему автономной городской мобильности.
Вероника Джи (VJ): Я слышал, что Клеман руководил командой в Frog Paris, которая изучала множество инновационных тем. Как стратег, я уже работал над проектами прогнозирования будущего, поэтому я был рад принять в них участие. Когда мы думали о том, какие сценарии разработать для будущего eVTOL, мы знали, что одного сценария будет недостаточно. Мы должны были думать о горизонте и тенденциях экосистемы. Через 10 лет что может быть? А в 20? Нам нужно было подумать о том, какие автомобильные тенденции повлияют на мировую индустрию, а затем подумать о том, как eVTOL повлияют на эти разные горизонты с разными ключевыми тенденциями.
Какие сценарии были исследованы? Как они были выбраны?
CB: Мы сосредоточились на трех областях опыта. Одним из них была логистика для перевозки товаров, другим — частные летающие такси, которые перевозят людей как бизнес, а третьим — экстренные случаи в сфере общественного здравоохранения. Мы решили установить эти три сценария на период с 2025 по 2040 год и выбрали городскую среду в трех областях: Европе, Африке и Азии.
ВЖ: Мы подумали о текущих тенденциях, связанных с этими областями, и о том, как мы могли бы их максимально расширить, чтобы представить мир для eVTOL. Как только мы пришли к этим трем, нам пришлось задаться вопросом: является ли машина пилотируемой или беспилотной? Какие районы он будет обслуживать? Эти решения влияют на детализированные вопросы дизайна продукта и опыта, например, насколько большим должно быть транспортное средство, должно ли оно быть модульным, нужен ли ему аэропорт или как пассажиры будут взаимодействовать с транспортной службой. Мы действительно смотрели на всю экосистему.
Что люди должны знать больше всего о eVTOL как о будущем «летающих автомобилей»? Это не просто машина, которая может взлететь. Нет колес, нет теплового двигателя. Окружающая среда сильно отличается от улицы: никаких светофоров, пешеходов. Это тоже не самолет. Здесь нет пилота и бортпроводников, нет аэропорта, нет тяжелой инфраструктуры. Это означает, что при разработке мы буквально начинаем с пустой страницы, на которой нужно принять множество решений. Например, если у вас нет крыльев, то eVTOL нужен пропеллер для постоянной работы, что требует энергии. С крыльями вы можете летать быстрее и выше, но ограничение в том, что у вас есть крылья. В городе места для этого нет.
Начнем с пути пользователя и параллельно представим систему посадки eVTOL, поскольку они связаны между собой. Как пользователь собирается безопасно приступить к работе? Где дверь? Нам пришлось разработать совершенно новый тип скайпорта для нашего eVTOL, который можно разместить на крыше здания, в саду или на причале у реки. Разработанный нами eVTOL хранится в здании во время посадки, чтобы пассажир мог подняться защищенным, закрыть дверь и успокоиться. Затем eVTOL поднимается на лифте на террасу и взлетает.
Чем разработанный вашей командой eVTOL отличается от предыдущих концепций?
CB: Большинство соревнований проводится только в городских условиях, поэтому диапазон составляет всего около 15 км (~9,3 м), прежде чем потребуется подзарядка аккумулятора. Мы думали, что диапазон должен быть больше для больших городов с деятельностью на окраинах, поэтому наш диапазон также является пригородом. В Париже мы все больше и больше говорим о «Большом Париже» или «Большом Париже». Париж находится в 10 км (~ 6 м) и становится «больше!» Поэтому другие нереалистичны. Наш eVTOL может проехать до 160 км (~ 100 м), а это означает, что поездка, которая обычно занимает два или более часа, теперь займет всего 40 минут.
Какова роль дизайна в формировании будущего летающих автомобилей?
VJ: Больше всего важны пользователи. Как дизайнеры, мы понимаем, что независимо от того, рассматриваем ли мы транспортное средство или воздушное движение, мы всегда должны ставить человека в центр, чтобы получить признание на более высоком уровне. Чтобы оставаться актуальной, городская воздушная мобильность должна давать больше, чем самолеты и пространства. Применяя подход, ориентированный на человека, с передовыми технологиями, мы сможем объединить пользователей, производителей, поставщиков сервисных платформ и политиков в единую систему для построения более интеллектуального и взаимосвязанного городского транспорта в будущем.
Жюстин Сайен (JS): Наличие этих транспортных средств в воздухе вызывает серьезные проблемы, такие как конфиденциальность. Например, мы склонны использовать высоту в качестве меры безопасности, но теперь, когда к многоквартирным домам можно добраться снаружи с помощью eVTOL, вы должны думать о воздействии в целом. Всего не предусмотришь. Будут положительные и отрицательные эффекты. Тем не менее, продумывая эти эффекты как дизайнеры, мы уже можем начать думать о необходимых корректировках.
Что интересного в eVTOL?
VJ: Нам бы очень хотелось еще больше расширить картину в рамках более крупной экосистемы. Теперь у нас есть эскизы и отчет, и мы рады создать еще больше способов рассказать эту историю и привлечь заинтересованные стороны в экосистеме. Особенно с учетом воздействия этой глобальной пандемии COVID-19 процесс внедрения автономной городской мобильности наверняка ускорится.
JS: Обычно, когда дизайнерские агентства делают проект будущего, речь идет о воображении и рассказывании историй. Он часто использует технологические гипотезы без каких-либо оснований для начала. Вот почему было так интересно работать над этим с Altran, потому что именно они разрабатывают эту технологию — они могут воплотить ее в жизнь. Поскольку мы основывали наше прогнозирование будущего на реальности, это сделало его намного более мощным, чем просто история Black Mirror .
CB: Я убежден, что мы будем использовать автономные такси eVTOL, без водителей или рулевых колес внутри, еще до того, как у нас появятся полностью автономные автомобили на земле. С автономными eVTOL все будет под контролем. Нет таких рисков, как пьяные водители или интенсивное дорожное движение. Насколько я прав, увидим через пять-семь лет, но я убежден. И это захватывающе.
Это интервью было проведено Элизабет Вуд (маркетинг, frog EMEA) и было слегка отредактировано для увеличения длины и ясности.
Alef представляет модель летающего автомобиля и надеется продавать ее начиная с 2025 года
В среду Alef Aeronautics представила прототип своего первого летающего автомобиля Alef. парить над трафиком, начиная с 2025 года.
Alef Model A рассчитан на дальность полета 200 миль и дальность полета 110 миль. Стартап также начал принимать заказы на первые модели на своем сайте.
Компания продемонстрировала пассажирский прототип Alef Model A и два летающих прототипа под названием Alef Zero на пресс-конференции в Университете Дрейпера в Сан-Матео, Калифорния, где находится один из двух дизайнерских центров компании в Силиконовой долине. Модель A будет оснащена восемью пропеллерами, которые позволят ей впервые взлететь в ближайшие месяцы, сказал в интервью генеральный директор Джим Духовны, и в конечном итоге это может привести к модели Z стоимостью 35 000 долларов в 2030 году, для работы которой требуется только лицензия на дрон.
Компания входит в число аэрокосмических фирм, надеющихся произвести революцию в сфере транспорта с помощью электрических самолетов с вертикальным взлетом и посадкой и технологии автономного пилотирования. Но инженерные проблемы велики, а нормативные проблемы, возможно, еще больше, поскольку граждане, Федеральное авиационное управление и местные органы власти борются с идеей неба, населенного сотнями личных самолетов и, возможно, дронами-доставщиками.
Летающий автомобиль «Алеф» произведет революцию в транспорте, сказал Духовный, указывая на летающие автомобили в фильмах «Назад в будущее» и «Бегущий по лезвию», а также в мультфильме «Джетсоны». Видео, которое транслировалось во время мероприятия, показало анимацию с десятками летающих автомобилей, летящих по воздушным полосам над Сан-Франциско.
«Почти в каждом видении будущего было одно и то же: летающая машина», — сказал Духовный. «Мы действительно можем решить все проблемы с трафиком в мире на следующие сто лет».
Гибридная конструкция самолета
В соответствии с проектом машина Alef с батарейным питанием будет взлетать вертикально с помощью восьми пропеллеров, размещенных внутри корпуса размером с большой седан. Один или два пассажира сидят внутри пузыря, но большая часть внутренней части кузова с сетчатым верхом состоит из воздуха.
Эта технология вертикального взлета хорошо зарекомендовала себя в индустрии дронов, и компания протестировала ее на двух своих прототипах Alef Zero.
То, что будет дальше, до сих пор тестировалось только на прототипах меньшего размера, более необычно, но имеет решающее значение для конструкции самолета. Тело поворачивается на 90 градусов вокруг своей длинной оси, чтобы перейти от полета вверх к полету вперед. Когда он поворачивается, одна сторона кузова автомобиля становится верхним крылом, а другая сторона становится нижним крылом.
Если вы представляете свою руку как модель Алеф А, она будет выглядеть так, как если бы вы держали ладонь плоской, а пальцы были направлены вперед, когда вы ведете машину. Но затем, когда он летит, вы поворачиваете руку так, чтобы большой палец оказался сверху. Теперь ваша плоская ладонь обращена к ветру во время полета.
Посмотреть прототип летающего автомобиля Alef Model A
+5 еще
Посмотреть все фото
Пузырь, который был направлен вперед в режиме движения, поворачивается вокруг двух осей во время этого перехода, поэтому он может быть направлен вперед и в полете.
Это амбициозный проект. Гибридные конструкции гибки, но они не так хороши, как конструкции специального назначения. Летающий автомобиль будет хуже управляться, чем автомобиль, и хуже летать, чем самолет, которому не нужно беспокоиться о рулевом управлении, торможении и изгибании крыльев на автостраде.
Но Алеф амбициозен: две команды работают над параллельными проектами, пытаясь ускорить разработку, одна в Сан-Матео, а другая южнее, в Силиконовой долине, в штаб-квартире компании в Санта-Кларе.
И он надеется начать с более скромных способностей, чем полет на десятки миль: короткие прыжки, которые могли бы ненадолго поднять самолет над проблемными участками на дорогах.
200-фунтовая полезная нагрузка для запуска
Первая Alef Model A должна иметь полезную нагрузку около 200 фунтов, включая пассажира и багаж, сказал технический директор и соучредитель Константин Кисли. Он отметил, что большинство пригородных транспортных средств перевозят только одного пассажира, но он также работает над конструкцией для двух человек, которая удваивает полезную нагрузку.
Компания также хочет создать конструкцию Alef, работающую на водородных топливных элементах, сказал Олег Петров, еще один инженер и соучредитель компании. По его словам, это должно иметь гораздо большую дальность полета — 400 миль.