Летающий мотоцикл россия: Российский летающий мотоцикл разбился на испытаниях — журнал За рулем

Летающий мотоцикл по-русски: Hoversurf

Летом прошлого года несколько дней в топе новостных лент висело сообщение о том, что российской компании Hoversurf удалось впервые в мире поднять в воздух электрический квадрокоптер с человеком на борту, тем самым осуществив давнюю мечту экстремалов построить летающий мотоцикл. Новость сопровождали фотографии и видео летающего мотоцикла на фоне теннисного корта в «Сколково».

Александр Грек

Офис компании ОКБ «АТМ грузовые дроны», которой принадлежит бренд Hoversurf, находится на 2-й Магистральной улице. Он напоминает микс из кибер- и стимпанка. На стенах висят скетчи собственных летающих мотоциклов, дронов-такси, летающих автомобилей и фантазий дизайнеров со всего мира на эту же тему, включая летающие мотоциклы с гипердрайвами. В углу стоит полуразобранный прототип моноколеса, выполненный в стимпанковской манере. А через полчаса после начала нашей беседы в офис заехал и сам его конструктор Макс на очередном своем колесе. Выглядит он столь колоритно, что, смеясь рассказывают его коллеги, часто пугает окрестных бабушек. Но о моноколесах в следующий раз, сейчас у нас не менее интересная тема — летающие мотоциклы.

Верхом на мечте

Главный инвестор, вдохновитель, мотор и идеолог компании — Александр Атаманов. У Александра три высших образования, одно — техническое, Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, второе — юридическое, Государственная академия специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС), и третье — менеджмент, магистратура в ВШЭ по программе «менеджмент инноваций». В секторе высоких технологий он человек неслучайный, за свои предыдущие проекты стал лауреатом государственной премии в области инноваций. Так что ховербайк — это не первый его опыт в инновационной сфере, а скорее мечта. «Мои ранние проекты превратились в бизнесы, что позволило получать постоянный доход и финансировать свою мечту», — рассказывает Александр. На деньги от предыдущих проектов он и запустил новое направление, набрав в компанию лучших специалистов из МАИ, МГТУ им. Баумана, МФТИ, а также из США, Латвии, Украины, Китая.

Проект изначально замысливался Александром как некоммерческий и призван был в первую очередь вдохновить людей. «Мы представляли себе следующую картину: идет по улице молодой парень, а над ним проносится летающий мотоцикл. Вау! Круто! Я тоже хочу! — загорается Атаманов. — На этой волне у нас и сформировалась первая команда энтузиастов, и мы начали проект. В какой-то момент ребята почувствовали, что пошли подвижки на рынке: Intel проинвестировал в немецкий проект E-Volo (большой электрокоптер), на CES выстрелил китайский E-Hang, забрал Гран-при и получил кучу денег, Uber выпустил отчет совместно с Airbus, где они прогнозируют уже через три года летающие городские такси, сам Airbus засветил тему грузовых беспилотников, Google начал исследования в этой области. И мы подумали, почему бы нет, раз у нас уже есть технологии и летающие прототипы. Давайте упакуем все это в классический инновационный стартап и займемся тяжелыми беспилотниками для перевозки грузов и людей. Получили инвестиции, и сейчас компания активно развивается».

Сказано — сделано

Компания стартовала в 2014 году, а в 2016-м летом аппарат впервые взлетел вместе с человеком. Эту презентацию проводили в Сколково, в рамках Startup Village 2016. Новость имела самый большой охват аудитории за всю историю Сколково, при этом Hoversurf не является сколковским резидентом. Ребята решили остановиться на квадрокоптерной схеме. Первый квадрокоптер с бензиновыми приводами на все четыре пропеллера поднялся в далеком 1930 году. Система была сложна в управлении, и с изобретением автомата перекоса о ней, казалось, все забыли. Но в 2008 году китайская компания DJI по сути создала новый рынок дронов-коптеров — электрические двигатели и электронные полетные контроллеры решили проблему стабилизации и управления. После этого коптеры стремительно завоевали рынок игрушек, а потом — аэросъемки, мониторинга и военной разведки. Это не привычный летающий аппарат, а скорее летающий компьютер. Идеальная платформа для беспилотных полетов. Причем с большим КПД, так как нет тяжелых деталей типа автомата перекоса, хвостов, гигантских лопастей. Словом, это новый вид транспорта XXI века. Остался последний шаг — создать большие коптеры для перевозки людей и грузов.

Безопасность

Первый вопрос, приходящий в голову при взгляде на ховербайк Scorpion-1, — как у него с безопасностью? Возможна ли авторотация, как у современных вертолетов? «Для квадрокоптера это, к сожалению, нереализуемо, и система безопасности у нас иная», — видно, что этот вопрос Александру задают чаще всего. Летающий мотоцикл Scorpion-1 — транспорт для экстремалов. У него программно ограничена высота полета — не выше 5 м. Кроме того, пилот обязательно находится в самой совершенной на данный момент защите. В этом случае при падении с пятиметровой высоты он не получит тяжелых травм.

Для более грузоподъемных и менее экстремальных дронов есть два пути. Первый, по которому идут E-Hang и E-Volo, — увеличение количества движителей. У этого решения есть куча недостатков. Например, огромные габариты, увеличение числа пропеллеров приводит к уменьшению КПД системы в целом. «Двигатель и пропеллер, я точно могу сказать, — самые надежные детали в коптере, — продолжает Александр Атаманов. — А самые слабые — электроника и ПО. И именно там скрыто максимальное количество рисков и отказов». Поэтому системы безопасности должны быть автономными от систем полета, и увеличение количества пропеллеров проблемы не решает. Атаманов делает ставку на выстреливающиеся парашюты, которые позволяют спустить транспортное средство на землю без повреждений. Для того чтобы полет квадрокоптера был безопасным, компанией Hoversurf разработана электронная система X-BI, предотвращающая аварию при разрушении одного пропеллера или поломке мотора на низких высотах (ниже зоны парашютирования). При активации система плавно сажает дрон на землю, однако управление при этом теряется. Помимо X-BI разработана связь «дрон-пилот» для исключения бесконтрольных действий и нештатных ситуаций, связанных со смещением пилота с основной позиции или потерей управления. Системы сонара и компьютерного зрения помогают избегать столкновений с другими объектами, в том числе дублируя барометр основного компьютера для удержания безопасной высоты.

С безопасностью связан и материал винтов. Когда начинали проект, ребята прогнали на испытательном стенде все доступные винты — немецкие, чешские, американские, китайские, а это очень дорогое удовольствие. В итоге они сами разработали необходимую нам форму винтов, которые, кстати, производятся в России. Первоначально их делали из углепластика, но сейчас перешли на российскую березу. Композитный пропеллер очень прочный, и при попадании человека под него работает как ножи мясорубки. А березовый при контакте с защитой разлетается на щепки и более безопасен для пилота.

Летающий компьютер

А почему пилот сидит сверху? «Для классических авиаконструкторов вынесение центра тяжести вверх — это нонсенс, — отвечает Атаманов. — Но наш аппарат гораздо устойчивее мотоцикла. Компьютер тысячу раз в секунду отрабатывает положение ховербайка. Для такого коптера центр тяжести вообще не важен — вы можете на него столб поставить, и он будет держаться. Этим компьютер отличается от пилота, для которого держать баланс — огромная работа». Традиционно квадрокоптеры относятся к IT-проектам, что показывает, что самое главное ноу-хау лежит именно в области ПО. И программирование ховербайка составляет около 60% всех работ.

Для увеличения продолжительности полета Hoversurf работает над гибридной установкой FPE на базе линейного генератора, который не содержит ни одного подшипника, шатуна или коленвала и поэтому легче классического ДВС. Несколько мировых институтов и компаний уже представили свои прототипы линейных двигателей. Благодаря появлению микрокомпьютеров удалось внедрить в его концепцию обмотки генератора для создания компактного и легкого устройства с высоким КПД. Применение FPE-генератора позволяет увеличить время полета с 27 минут на аккумуляторах до двух часов. А работа на обычном топливе дает возможность использовать существующую инфраструктуру АЗС для дозаправки. При этом гибридная схема в платформах взаимозаменяемая: можно использовать или гибрид, или исключительно АКБ — в зависимости от задач.

video

Нажми и смотри

В полет

Но можно ли прямо сейчас сесть на Scorpion-1, Scorpion-2 или новый Scorpion-3 и полететь? «Технических препятствий нет, — говорит Атаманов. — Главная проблема в законодательстве, которое пока никак не регулирует эту область. Второе — инфраструктура, посадочные места и трассы. Но все эти вопросы решаемы. Поэтому пройдет совсем немного времени, вы даже не представляете, насколько мало, и мы все начнем не ездить, а летать. В прямом смысле этого слова».

Иллюстрации предоставлены Hoversurf

В России испытали летающий мотоцикл

На международных соревнованиях по шоссейно-кольцевым мотогонкам, которые прошли на подмосковном автодроме Moscow Raceway, состоялся первый публичный дебют российского летающего мотоцикла HoverBike S3.

Александр Пономарёв

hoversurf.com

Как сообщает ТАСС, пилот на летающем мотоцикле HoverBike S3 поднялся на высоту около метра над землёй и пролетел около километра. По мнению разработчика летающего мотоцикла и директора компании HoverSurf Александра Атаманова, личный воздушный транспорт это единственный шанс решить транспортную проблему в мегаполисах. Нужно лишь «открыть воздух» для таких компактных и экологичных летальных аппаратов, как ховербайк или аэротакси. Правда, у нас пока с этим большие проблемы с точки зрения законодательства: любому пилоту необходимо проходить государственную регистрацию воздушного судна и получать лицензию. Зоны, над которыми запрещён полёт любых аппаратов, есть даже в Московской области, не говоря уже про закрытую для полётов Москву.

Летающий мотоцикл HoverBike S3 является разработкой российских инженеров и представляет из себя гибрид квадрокоптера и мотоцикла, работающий на электрических моторах. Концепция и сиденье напоминают обычный мотоцикл, однако вместо колёс – четыре винта на специальных кронштейнах, а на приборной панели, кроме обычных переключателей — два джойстика управления. Высота полёта пока ограничена пятью метрами. Грузоподъёмность ховербайка составляет 150 килограммов при собственной массе в 100 кг, половину из которых составляет аккумуляторная батарея. Одной зарядки будет достаточно для полёта продолжительностью 30 минут, а время полной зарядки аккумулятора составляет четыре часа.

Как на гидроцикле, перед полётом пилот надевает на руку чеку, чтобы в случае аварийной ситуации отключить систему питания. Подушки безопасности у HoverBike S3 нет. Максимальная скорость летающего мотоцикла составляет 70 км/ч. У него есть три способа управления: по радиоканалу с пульта, ручное управление посредством джойстиков, либо путём введения координат по GPS. По словам разработчиков, ховербайк работает при -20 °C, свободно проходит в любую дверь и позволяет хранить его в квартире. Для взлёта и посадки мотоцикла хватает стандартного парковочного места для автомобиля.

Компания HoverSurf занимается разработкой трёх видов летательных аппаратов: грузового дрона, летающего мотоцикла и дрона-такси. Грузовой дрон – беспилотный летательный аппарат, задача которого заключается в доставке различных грузов весом до 100 килограммов. Назначение летающего мотоцикла — спорт, соревнования, экстрим, развлечение, а летающего такси — персональный транспорт и перевозка людей. Так или иначе, Внешэкономбанк уже готов инвестировать в HoverSurf несколько миллионов долларов, чтобы завершить испытания и вывести ховербайк на рынок. Его стоимость составит от 50 до 80 тысяч долларов в зависимости от комплектации.

youtube

Нажми и смотри

Как дизайн JetPack помог создать Flying Motorbike

  • Опубликовано

Источник изображения, Jetpack Aviation

Подпись изображения,

Спидер работает на Four Small Engines

By Ben Morris

5555

Редактор «Технологии бизнеса»

В возрасте 12 лет Дэвид Мейман попытался построить вертолет из столбов забора и старой газонокосилки.

Излишне говорить, что все прошло не очень хорошо. Его штуковина не летала, и его заставили починить забор.

«Я был воспитан таким образом, что, наверное, бросал мне вызов в науке… Мне всегда говорили, что нет ничего невозможного», — говорит он.

Возможно, в детстве в Сиднее он немного опередил себя, но, став взрослым, мистер Мейман построил инновационные машины, которые действительно летают.

После продажи своего онлайн-бизнеса г-н Мейман разработал реактивный ранец, на котором в 2015 году он облетел Статую Свободы.

Источник изображения, Jetpack Aviation

Подпись к изображению,

Дэвид Мейман запускает первое творение своей компании

Но с 2018 года он работает над проектом другого типа, который, по его мнению, будет иметь больше коммерческих возможностей.

Называется Спидер, его новая машина будет похожа на летающий мотоцикл. Он будет взлетать вертикально, летать на высоких скоростях, но при этом достаточно компактен, чтобы поместиться в кузове пикапа.

Speeder — лишь один из многих проектов летательных аппаратов, находящихся в стадии реализации.

В настоящее время в разработке находятся сотни самолетов EVTOL (электрический вертикальный взлет и посадка), и инженеры надеются создать новую эру дешевого и бесшумного воздушного транспорта.

Источник изображения, Jetpack Aviation

Подпись к изображению,

Второй прототип P1.5 проходит испытания в Калифорнии

Но машина мистера Меймана сильно отличается от этих самолетов. Вместо батарей и электродвигателей его Speeder использует четыре небольших реактивных двигателя, работающих на авиационном топливе.

Это может показаться шагом назад в технологии, но для клиентов, которых имеет в виду г-н Мейман, подойдет только жидкое топливо.

Он говорит, что военные, аварийно-спасательные службы и оффшорная энергетическая промышленность нуждаются в быстром, компактном самолете, способном нести значительный вес.

Для этого вам понадобится топливо для реактивных двигателей, так как оно хранит в 20 раз больше энергии, чем батареи для данного веса. Или, другими словами, для обеспечения необходимой мощности батареи были бы слишком тяжелыми.

«Если вы хотите нести определенную полезную нагрузку, и вы хотите, чтобы этот самолет имел определенную дальность полета и определенную скорость, единственный способ сделать это с помощью современных технологий — это использовать газотурбинные двигатели.» — объясняет мистер Мейман.

Источник изображения, Jetpack Aviation

Подпись к изображению,

Speeder разрабатывается для перевозки пилота или груза

Идея спидера возникла в ходе работы с ВМС США, которые интересовались реактивным ранцем для использования спецназом ВМФ, Морскими котиками.

«Как это часто бывает в авиации, вы начинаете с одного набора спецификаций и довольно быстро получаете совершенно другой набор спецификаций», — объясняет он.

«Изначально они хотели что-то, что могло бы нести полезную нагрузку в 210 фунтов (95 кг), не так далеко в проекте, который трансформировался почти в 300 фунтов (135 кг). И они хотели, чтобы можно было обучить кого-то буквально за 10 минут», — говорит мистер Мейман.

Все это было невозможно с его существующим реактивным ранцем — требовалось что-то большее и более легкое в управлении, поэтому родился проект Speeder.

Некоторые технологии реактивных ранцев оказались полезными в новом проекте, но большую их часть пришлось разрабатывать с нуля.

Источник изображения, Jetpack Aviation

Подпись к изображению,

Инженеры работают над третьим полноразмерным прототипом Speeder четырьмя реактивными турбинами управляет электронная система управления полетом.

Ключевой частью этой системы является специальное программное обеспечение, которое понимает физику четырех очень мощных реактивных двигателей. Это означает, что когда пилот взлетает или поворачивает, Speeder может наклонить свои форсунки, чтобы это произошло.

Г-н Мейман говорит, что владельцам не обязательно будет нужна лицензия пилота, так как системы управления полетом Speeder выполняют большую часть работы по поддержанию устойчивости самолета.

«По сути, это ИИ (искусственный интеллект) — если вы хотите его так назвать — который понимает, что нужно транспортному средству… поэтому он может начать давать команду двигателям увеличивать или уменьшать скорость», — говорит г-н Мейман. .

Источник изображения, S Kissoon

Подпись к изображению,

Саджал Киссун работает над газовой турбиной в Крэнфилдском университете

Именно этот аспект искусственного интеллекта интересует Саджала Киссуна, научного сотрудника по технологии газовых турбин в аэрокосмическом центре Крэнфилдского университета.

«Важным фактором для этого [Спидера] является использование ИИ для помощи в управлении. Это само по себе является очень захватывающим достижением», — объясняет она.

«Что, если Speeder столкнется с необычными погодными условиями, или с необычным ветром, или с необычным маневром пилота? Я думаю, что ИИ был бы необходим для помощи в управлении», — добавляет г-жа Киссун.

Дополнительные технологии бизнеса:

  • Могут ли технологии укротить хаос семейной жизни?
  • Вашему боссу действительно важно, что вы думаете?
  • Как Covid обнажил «разваливающийся» сектор здравоохранения Индии
  • Судоходный гигант делает ставку на экологически чистое топливо
  • Как Тайвань использовал простые технологии для сдерживания Covid-19 груз. Пилотируемый дистанционно или автономно, по его мнению, будет спрос, в частности, со стороны вооруженных сил или служб экстренной помощи.

    Обладая максимальной скоростью около 200 миль в час и временем полета до 60 минут, г-н Мейман говорит, что он может очень быстро доставить необходимые предметы снабжения для военных или аварийно-спасательных служб туда, где они должны быть.

    В грузовом режиме, когда он управляется дистанционно, он сможет двигаться еще быстрее, возможно, со скоростью 500 миль в час и нести 450 кг.

    Будучи компактным и способным летать в любых погодных условиях, он считает, что он может быть более универсальным, чем вертолет.

    Источник изображения, Jetpack Aviation

    Image caption,

    Мистер Мейман намерен стать первым, кто сядет на спидер

    Но прежде чем вы слишком воодушевитесь перспективой бросить автобус и сесть на спидер на работу, мистер Мейман говорит, что он вряд ли будет летать по городам.

    «Мы шумим, мы невероятно мощны, мы невероятно малы. Я не думаю, что в городской воздушной мобильности обязательно нужен самолет размером с кухонный стол.»

    Важно отметить, что предстоит еще много испытаний, прежде чем Speeder будет доставлен любому покупателю. Третий полноразмерный прототип (называемый P2) ​​готовится к полету на испытательном полигоне примерно в двух часах езды к востоку от Лос-Анджелеса.

    Там будет достаточно места, чтобы спидер мог пройтись по нему.

    Ключевой этап также наступит в конце следующего года, когда компания надеется начать процесс сертификации. По оценкам компании, это займет 12 месяцев.

    Если все пойдет по плану, «Спидер» может появиться в продаже в конце 2024 или 2025 года, хотя, по словам г-на Меймана, военные могут начать использовать его раньше.

    Неудивительно, что все его инженеры хотят быть первыми, кто отправит машину в пустыню, но мистер Мейман приберег это волнение для себя.

    «В значительной степени это основная причина, по которой они здесь работают. Так что у меня длинная очередь людей, ожидающих испытательного полета на этой штуке. Но я понизлю ранг», — говорит он.

    И, надеюсь, мистеру Мейману на этот раз не придется чинить заборы.

    Следите за редактором журнала Technology of Business Беном Моррисом в Твиттере .

    • Искусственный интеллект
    • Аэрокосмическая промышленность
    • Авиаперевозки
    • США

    Российский ховербайк одновременно удивителен и ужасен

    Те, кто работает в бригаде охраны здоровья и безопасности, возможно, захотят щелкнуть мышью сейчас, но начинающие люди с ампутированными конечностями должны проверить этот новейший пилотируемый мультикоптер из России. Hoversurf Scorpion — это ховербайк в стиле мотоцикла с четырьмя высокоскоростными винтами, установленными прямо на уровне ампутации ноги. И он уже летит достаточно высоко, чтобы пилот стукнулся головой о стропила.

    Все это предвидели. Как только многороторные дроны появились на рынке где-то около пяти лет назад, стало очевидно: однажды эти умные самостабилизирующиеся планеры будут перевозить людей. Они предлагали преимущества вертикального взлета и зависания вертолета, но без механической сложности, высоких требований к техническому обслуживанию, сложной схемы управления с четырьмя опорами или огромного шумного несущего винта.

    Что не сразу было очевидно, так это то, насколько легко будет его построить. Сегодня мощные, отзывчивые электродвигатели и большие литий-ионные аккумуляторы легко доступны в готовом виде. Акселерометры, инерциальные измерительные устройства и чипы GPS стали невероятно дешевыми и многочисленными. Аппаратное и программное обеспечение для управления полетом развивалось невероятно быстро всего за несколько коротких лет.

    Hoversurf Scorpion: летные испытания прототипа 3

    Hoversurf

    в помещении

    Таким образом, в то время как авторитетные авиационные компании, безусловно, присоединяются к новой волне разработки электрических самолетов вертикального взлета и посадки, есть также маргинальные безумные изобретатели, делающие эти вещи на своих задних дворах и заводских площадях.

    И там, где крупные авиационные компании используют подход к снижению рисков, ориентированный на безопасность, эти ребята с удовольствием используют себя в качестве подопытных кроликов. Они проведут несколько беспилотных испытаний планера, затем запрыгнут на борт и попытаются совершить пару полетов на привязи, прежде чем установить видеокамеру, запрыгнуть на борт и подняться в небо. Это потрясающе, а также внутренне пугающе смотреть.

    Возьмем, к примеру, последнее изобретение московской компании Hoversurf: квадрокоптер-ховербайк, стилизованный под приключенческий мотоцикл, с четырьмя деревянными роторами длиной около 1 метра (3 фута). Видео, опубликованное на прошлой неделе, показывает, как гонщик, одетый в снаряжение для внедорожного мотоцикла, летит на ховербайке по складу, вплотную к опорным балкам крыши. Он выглядит достаточно стабильным.

    Hoverbike Scorpion-3 TRAILER 2017

    Еще одно видео показывает, как команда пилотирует более ранний прототип Scorpion снаружи, над баскетбольной площадкой, как без экипажа, так и с человеком, с еще меньшим количеством средств защиты, чем указано выше:

    Scorpion 1

    Это впечатляющее достижение. Но не нужно быть гением, чтобы заметить несколько довольно страшных недостатков.

    Размещение опор в нижней части планера, а не сверху (как в конструкциях Volocopter, Sky-Hopper и Jetpack Aviation) позволяет создать более легкий самолет и дает пилоту большее ощущение свободы на ковре-самолете. Это также выглядит супер круто. Но это означает, что эти большие винты первыми падают на землю при нестандартном приземлении. Они также поднимут тонну грязи, пыли, камней и травы, если вы попытаетесь взлететь или приземлиться где угодно, кроме чистой ровной поверхности.

    Большой деревянный реквизит Hoversurf Scorpion

    Hoversurf

    Использование всего четырех пропеллеров оставляет практически нулевую избыточность в случае отказа двигателя или электронного контроля устойчивости (ESC), что, вероятно, приведет к тому, что он перевернется и упадет с неба. Такие большие пропеллеры будут медленнее реагировать на входы стабилизации, чем более мелкие, что может привести к неустойчивой езде, когда Scorpion сталкивается с ветреным небом.

    И мы даже не коснулись того, как близко к ногам райдера находятся эти чертовы подпорки, и насколько хлипкими являются защитные барьеры между большим, быстро вращающимся винтом и мягким, нежным мясом ноги.

    По крайней мере, они кажутся деревянными опорами, а не легким углеволокном, склонным к разрушению, а не к деформации.

    Hoversurf Scorpion: пилот ховербайка едва не ударился головой о балки крыши завода

    Hoversurf

    Hoversurf рассматривает Scorpion как ранний прототип потенциальной спортивной машины для приключений.