Литий где добывают: Получится ли у России производить литий

В Дагестане есть месторождения лития

В Дагестане возможно добывать литий, что позволит РФ снизить зависимость от зарубежных поставщиков.

Фото: MGX Minerals

Об этом заявил министр промышленности Дагестана Низам Халилов. “В республике есть месторождения лития, самые крупные из которых – Южно-Сухокумское, Тарумовское и Берикейское. Их запасы были оценены в 1986 году. Только в Южно-Сухокумское, прогнозный объем производства соединений лития на данном месторождении оценивается в 5-6 тыс тонн в год. Проведена переоценка запасов и планируется рассмотреть возможность создания производства карбоната лития”, – пояснил глава дагестанского Минпрома.

Создание в республике литиевого производства, по словам Халилова, может стать серьезной точкой роста для экономики региона. Особенно учитывая тот факт, что дагестанские месторождения лития являются единственными на юге страны. Ближайшие расположены в Восточной Сибири и Якутии. “В зависимости от запасов месторождения речь может идти как о добыче лития на территории республики, так и организации в регионе производства полного цикла”, – добавил министр.

Эта новость становится особенно важной в свете того факта, что РФ может столкнуться с серьезным дефицитом сырья для литий-ионных аккумуляторов. “В России отсутствует добыча лития, сырье поступает в виде карбоната лития из Чили, Аргентины, Китая и Боливии. В настоящих условиях отгрузки из Чили и Аргентины приостановлены, возможность получать сырье есть только из Боливии”, – заявил в ходе “круглого стола” в Совете Федерации замглавы департамента металлургии и материалов министерства Владислав Демидов. Он добавил, что и Китай уже испытывает дефицит этого сырья.

“По литию проблема уже гигантская, потому что в случае, если будет отказ в поставках сырья из Боливии, то, к сожалению, литиевое сырье нам брать негде. Перерабатывающие мощности у нас есть, но если не будет сырья, то очень большая может быть проблема в обеспечении собственных потребностей в литий-ионных аккумуляторах”, – подчеркнул Демидов.

В РФ промышленная добыча лития пока отсутствует. Переработку лития ведут “Химико-металлургический завод” в Красноярске, “Новосибирский завод химических концентратов” (входит в группу “Росатом”) и ООО “ТД Халмек” (Тульская область).

Правда, “Газпром” и “Иркутская нефтяная компания” (ИНК) осенью прошлого года заключили соглашение, которое позволит добывать литий на Ковыктинском газоконденсатном месторождении. Согласно документу, стороны заинтересованы в реализации совместного проекта по добыче и переработке пластовых рассолов (минерализованных подземных вод) Ковыктинского месторождения “Газпрома” для получения соединений лития и других ценных компонентов.

“Газпром” планирует ввести месторождение, которое станет ресурсной базой газопровода “Сила Сибири”, в эксплуатацию в этом году. И выйти на его проектную мощность в 27,2 млрд кубометров газа в год в 2026 году. В свою очередь, ИНК располагает собственными технологиями переработки литийсодержащих попутных вод и готова их адаптировать для переработки пластовых рассолов месторождения “Газпрома”.

Источник

У Казахстана есть перспективы по добыче лития на юге страны – эксперт

При этом запасы лития в Казахстане – мизер в мировом масштабе. Первенство сегодня за литиевым треугольником – Боливией, Аргентиной и Чили.

Тема разведки месторождений, содержащих литий, стала актуальной после заявления президента Токаева во время визита в область Жетысу. В частности, Токаев отметил, что «требуются серьезные инвестиции в разведку и разработку. Геологической службе следует активизировать работу в этом направлении».

Насколько это экономически целесообразно при запасах всего в 100 тысяч тонн, какими могут быть последствия для экологии, если учитывать, что для добычи одной тонны лития необходимо 1900 тонн пресной воды? Об этом автор программы «Итоги Brief» Диас Еркинов поговорил с экс-председателем комитета геологии министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан Акбатыром Надырбаевым.

Эксперт в первую очередь обратил внимание на незначительность запасов этого элемента в Казахстане. Разведанные запасы лития в мире составляют 860 миллионов тонн. Из них порядка 70% приходится на литиевый треугольник – это Боливия, Аргентина и Чили. В Боливии 21 млн тонн. В Казахстане в основном мелкие месторождения, из них 5-6 месторождений сосредоточены в Восточном Казахстане.

«Раньше до начала 2000-х годов очень широко использовался в производстве стекла, фарфора. И вообще широкий круг применения в металлургии, атомной отрасли, в медицине.  Начиная с 1990-х годов, когда компания Sony придумала литий-ионную батарею, вот с тех пор использование и применение лития резко начинает возрастать. По сути дела, применение лития привело к эволюции в использовании гаджетов. Использование такой эффективной батареи привело к развитию в электронной технике. В 2010-х годах, когда пошли электромобили, для изготовления литий-ионных аккумуляторов использование этого элемента стало применяться по всему миру», – считает Акбатыр Надырбаев, советник генерального директора Kazakhmys Barlau.

При этом, на взгляд спикера, сравнивать литий с новой нефтью некорректно.

«Другое дело, если говорить об инвестициях. Инвестиции, которые мы тратим для получения лития, могут быть сопоставимы с инвестициями в нефть, – отмечает Надырбаев. – Что касается Казахстана, то все мелкие объекты эксплуатировались в период Советского Союза. После распада СССР активность в данном направлении заметно спала».

«В республике потенциально перспективными могут являться территории Северного Приаралья. Возможно, перспективой могут обладать и соляные толщи Прикаспийской впадины. Есть интересные данные, на которые надо сейчас обращать внимание, это богатые солями водные растворы, которые находятся в недрах земной коры, на глубине от 2000 до 3000 метров. Особенно в нефтяных месторождениях, в качестве попутной воды. Например, в Америке и Чили добывается литий из этих водных растворов. У нас перспективы на юге Казахстана. Кроме того, я бы посчитал необходимым исследовать попутные воды нефтяных месторождений, которые в основном сосредоточены в Западном Казахстане и Кызылординской области», – продолжает Акбатыр Надырбаев.

Полная версия программы «Итоги Brief» доступна по ссылке

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM
Узнавайте о новостях первыми

Подписаться

Что стоит за добычей лития? Вот все, что вам нужно знать

По мере роста спроса на электромобили растет и спрос на металл.

Спрос на извлечение лития во всем мире растет, в основном за счет увеличения использования лития в технологиях электронных аккумуляторов и электромобилях. Но откуда берется литий и как его производят? Вот объяснение всего, что вы должны знать, включая воздействие на окружающую среду.

По сути, литий представляет собой высокореактивный щелочной металл с отличной тепло- и электропроводностью. Такие характеристики делают его особенно полезным для производства смазочных материалов, фармацевтических препаратов, стекла и, что наиболее важно, литий-ионных аккумуляторов для электромобилей и бытовой электроники.

Но литий нельзя просто так найти в природе, так как он очень реакционноспособен. Вместо этого он присутствует в составе солей или других соединений. Большую часть лития, доступного на рынке, можно найти в виде карбоната лития, более стабильного соединения, которое затем можно преобразовать в химические вещества или соли.

Соли лития можно найти в подземных месторождениях глины, минеральной руды и рассола, а также в геотермальной и морской воде. Большая часть лития в мире поступает из шахт, откуда его добывают. Соленые озера, также известные как салары, имеют самую высокую концентрацию лития, от 1000 до 3000 частей на миллион.

Извлечение лития

Салары с самой высокой концентрацией лития расположены в Боливии, Аргентине и Чили, в районе, называемом «литиевым треугольником». Литий, полученный из саларов, затем извлекается в виде карбоната лития, основного сырья, которое используется компаниями в литий-ионных батареях.
Добыча рассола в саларах обычно представляет собой очень длительный процесс, который может занять от восьми месяцев до трех лет. Добыча полезных ископаемых начинается с бурения скважины и выкачки соляного раствора на поверхность. Затем они оставляют его испаряться на месяцы, сначала создавая смесь марганца, калия, буры и солей, которую фильтруют и помещают в другой испарительный бассейн.

Потребуется от 12 до 18 месяцев, чтобы эта смесь была достаточно отфильтрована для извлечения карбоната лития, также известного как белое золото. Несмотря на то, что это дешево и эффективно, для этого процесса требуется много воды, по оценкам, 500 000 галлонов на тонну извлеченного лития.

Это создает большое давление на местные сообщества, проживающие в близлежащих районах. Например, в чилийском Салар-де-Атакама из-за добычи полезных ископаемых регион потерял 65% воды. Это означает воздействие на местных фермеров, средства к существованию которых зависят от сельского хозяйства и крупного рогатого скота, и теперь им нужно получать воду откуда-то еще.

Риски добычи лития

Отсутствие воды в регионе — не единственная потенциальная проблема с добычей лития. Токсичные химические вещества могут попасть из испарительных бассейнов в систему водоснабжения, например, соляная кислота, используемая при переработке лития, а также отходы, которые могут отфильтровываться из рассола.

В США, Канаде и Австралии литий обычно извлекают из породы более традиционными методами. Тем не менее, это все еще требует использования химических веществ, чтобы извлечь его в полезной форме. Например, в Неваде исследование обнаружило воздействие на рыбу в 150 милях ниже по течению от завода по переработке лития.
В отчете организации «Друзья Земли» утверждается, что извлечение лития может повлиять на почву и вызвать загрязнение воздуха. В районе Салар-дель-Хомбре-Муэрто в Аргентине жители жалуются на загрязнение литием ручьев, используемых людьми и скотом, а в Чили произошли столкновения между горнодобывающими фирмами и местными жителями.

Усовершенствованные технологии извлечения лития

Исследователи утверждают, что необходимо разработать новые технологии извлечения, которые позволят производить батареи более экологически безопасным способом. Вот почему во всем мире многие ищут новые альтернативы, такие как химия аккумуляторов, которая заменяет кобальт и литий более распространенными и менее токсичными материалами.

Тем не менее, новые батареи с меньшей плотностью энергии или более дорогие могут в конечном итоге оказать негативное воздействие на окружающую среду. «Менее прочное, но более устойчивое устройство может повлечь за собой больший углеродный след, если учесть транспортировку и необходимую дополнительную упаковку», — сказала Кристина Валимаки, аналитик Elsevier.
Возможность переработки литий-ионных аккумуляторов также играет ключевую роль. В Австралии исследование показало, что только 2% из 3300 тонн литий-ионных отходов страны были переработаны. Это может вызвать проблемы, поскольку ненужная электроника с батареями может оказаться на свалках, а металлы и ионные жидкости могут просочиться в подземные резервуары с водой.

Бирмингемский энергетический институт использует технологию робототехники, первоначально разработанную для атомных электростанций, для поиска способов извлечения и демонтажа потенциально взрывоопасных литий-ионных элементов из электромобилей. На заводах по переработке, где литий-ионные аккумуляторы хранились ненадлежащим образом, произошел ряд пожаров.

Основная проблема заключается в том, что производители обычно скрывают, что на самом деле входит в состав батарей, что затрудняет их надлежащую переработку. Теперь восстановленные клетки в основном измельчаются, что приводит к смеси металлов, которые можно разделить с помощью пирометаллургических методов.

Растущий спрос

Глобальное увлечение мобильными устройствами и всевозможными технологическими гаджетами привело к росту спроса на литий-ионные аккумуляторы. Это особенно применимо к электромобилям, поскольку мир стремится в ближайшем будущем отказаться от использования ископаемого топлива, чтобы сократить глобальные выбросы парниковых газов.

Ожидается, что к 2025 году спрос на литий увеличится примерно до 1,3 миллиона метрических тонн LCE (эквивалент карбоната лития). Это в пять раз больше сегодняшнего уровня. За это отвечает длинный список автопроизводителей. Например, Volkswagen надеется выпустить более 70 моделей электромобилей в ближайшие 10 лет.

Рост спроса на литий также может быть связан с заявлением Китая в 2015 году о приоритете электромобилей в рамках своего пятилетнего плана. За период с 2016 по 2018 год цены на литий выросли более чем вдвое и, как ожидается, будут продолжать расти по мере расширения спроса.

Открытым вопросом являются последствия, которые такой спрос будет иметь для окружающей среды и сообществ вблизи соляных шахт, где добывается литий. Чем больше гаджетов и электромобилей, тем больше лития потребуется в будущем, что повышает потребность в разработке более экологически безопасных методов извлечения.

Источник: https://www.zmescience.com

Как США сильно отстали по литию, «белому золоту» для электромобилей

смотреть сейчас

У США проблемы с поставками лития. Почти каждый крупный автопроизводитель объявил о переходе на электромобили, Tesla поставила почти миллион автомобилей в 2021 году, а несколько новых компаний по производству электромобилей, таких как Rivian и Lucid, снимают с производства новые модели.

Чтобы питать все эти электромобили, нам понадобятся аккумуляторы — их много.

По данным Benchmark Mineral Intelligence, к 2030 году более 90% спроса на литий будет приходиться на долю электромобилей. Но литий также содержится в наших телефонах, компьютерах, керамике, смазочных материалах, фармацевтических препаратах и ​​необходим для хранения солнечной и ветровой энергии.

«Это похоже на кровь в вашем теле, — сказал генеральный директор Lithium Americas Джон Эванс, — это химия, лежащая в основе работы литий-ионных аккумуляторов. для аккумуляторов следующего поколения. Так что это действительно критический элемент».

Этот жизненно важный минерал в перезаряжаемых батареях заслужил название «белое золото».

Цена на литий стремительно растет, увеличившись на 280% с января 2021 года, и создание внутренних поставок лития стало современной версией нефтяной безопасности. Но сегодня США сильно отстают: по данным Геологической службы США, в США добывается и перерабатывается только 1% лития в мире.

Более 80% мирового лития-сырца добывается в Австралии, Чили и Китае. По данным Международного энергетического агентства, Китай контролирует более половины мирового производства и переработки лития и имеет три четверти мегафабрик по производству литий-ионных аккумуляторов в мире.

Но до 1990-х годов США были лидером по производству лития.

«Литиевая промышленность зародилась в США и успешно работала в течение 50 лет», — сказал Эрик Нойман, международный бизнес-менеджер Swenson Technology. «У нас их много. Проблема в том, можем ли мы производить то, что нам нужно, по экономичной и конкурентоспособной цене? Это сложно».

Литий не является дефицитным элементом. По данным Геологической службы США, США имеют запасы почти 8 миллионов метрических тонн, что делает их одной из пяти крупнейших стран мира.

Но в США есть только один действующий литиевый рудник, Сильвер Пик Албемарл в Неваде.

В июне прошлого года администрация опубликовала план по ускоренному запуску отечественного производства и переработки лития, а также производства аккумуляторов и поставила цель увеличить продажи электромобилей на 50% к 2030 году.

В Неваде, Северная Каролина, Калифорния и Арканзас, среди прочих мест.

Работник компании Lithium Americas обрабатывает литий в исследовательской лаборатории компании в Рино, штат Невада.

Компания Controlled Thermal Resources разрабатывает литиевый проект в Солтон-Си в Калифорнии, в рамках которого будет извлекаться литий из рассола, выкачиваемого геотермальными электростанциями в этом районе. Солтон-Си когда-то было популярным туристическим направлением, но стало одним из самых серьезных экологических кризисов и кризисов в области общественного здравоохранения в современной истории, поскольку более сухие условия привели к высыханию большей части озера. Штат Калифорния пытается преобразовать этот район, назвав его «Литиевая долина», и надеется получить доход, необходимый для возрождения этого района.

Прошлым летом General Motors объявила о многомиллионных инвестициях в компанию Controlled Thermal Resources и получила право на покупку отечественного лития для своих электромобилей.