Рассекречен отчет о деятельности «Лунохода-2» на Луне. Луноход на луне фото
Что русские сделали на Луне (15 фото)
Луна никогда не давала покоя русским. Достичь естественный спутник Земли, изучить его – было одной из миссий наших соотечественников в прошлом веке. И они с ней справились.
Обратная сторона Луны
Одной из главных лунных интриг до середины XX века оставалась тайна обратной стороны Луны. То, что с Земли видна только половина нашего спутника с давних пор вводило людей в искушение домыслить происходящее на скрытой стороне. Чего там только ни напридумывало человеческое воображение. Однако всем фантазиям было приказано долго жить 7 октября 1959 года, когда советская автоматическая межпланетная станция «Луна 3» сделала фотоснимок обратной стороны Луны.
Материалы съёмок, переданные на Землю, были направлены для изучения в три астрономических учреждения СССР. На основании полученных данных была составлена первая карта обратной стороны Луны, включившая в себя сотни деталей поверхности. Также был выпущен Атлас обратной стороны Луны и глобус спутника с невидимым с Земли полушарием. Названия сфотографированных «Луной-3» деталей поверхности обратной стороны Луны были официально утверждены Международным астрономическим союзом 22 августа 1961 года.
Пробы
Одна из главных заслуг русских в деле изучения Луны — это большой объём взятых со спутника проб грунта, который также называют реголитом. Это слой на поверхности Луны, состоящий из обломков и пыли, возникших в результате дробления при падении метеоритов, перемешивания и спекания лунных пород.
Собранные материалы изучают геологи, физики, биологи, биохимики. Каждый из специалистов искал в лунном грунте своё, но основная интрига, конечно, заключалась в наличии в грунте микроорганизмов и простейших частиц биологического происхождения. К сожалению, пока не найдено достоверных данных о возможности наличия жизни на Луне, но исследования ученых, в том числе и российских специалистов, продолжаются.
Вымпелы
Приятно сознавать, что первыми государственными символами, появившимися на другой планете были символы СССР. Автоматическая межпланетная станция «Луна-2» достигла поверхности Луны 14 сентября 1959 года восточнее моря Ясности, вблизи кратеров Архимед, Аристид и Автолик. Станция оставила на Луне вымпелы. Это были металлические пятиугольники с изображением герба СССР. На следующий день Хрущев вручил президенту США Эйзенхауру точную копию вымпела.
АМС «Луна-9» 3 февраля 1966 года осуществила мягкую посадку на Луну. Аппарат оставил на поверхности планеты вымпел. Он представлял собой треугольную металлическую пластинку с изображением герба СССР в углу и надписью по нижней кромке: «Союз Советских Социалистических Республик».
Коммунистические Черепахи
Первыми живыми существами, которым довелось наблюдать земной восход с Луны, были черепахи, но черепахи не простые, а, как назвала их обозреватель «Discovery News», черепахи «коммунистические». Пара среднеазиатских черепах облетела вокруг Луны на советском аппарате «Зонд-5» во время экспедиции в сентябре 1968 года.
Беспилотный космический корабль возвратился на Землю и приводнился в Индийском океане, после чего русские спасли «экипаж» корабля.
Луноходы
Если с присутствием американцев на Луне не всё очевидно и существует масса гипотез разоблачения знаменитой прогулки, то с тем, что советские луноходы был на спутнике Земли никто не спорит.
17 ноября 1970 года станция «Луна-17» благополучно прилунилась в Море Дождей, и «Луноход-1» съехал на лунный грунт. За время нахождения на поверхности Луны «Луноход-1» проехал 10 540 метров, передал на Землю 211 лунных панорам и 25 тысяч фотографий. Максимальная скорость движения составила 2 км/час. Суммарная длительность активного существования Лунохода составила 301 сутки 06 ч 37 мин. За 157 сеансов с Землёй было выдано 24 820 радиокоманд. Прибор оценки проходимости отработал 537 циклов определения физико-механических свойств поверхностного слоя лунного грунта, в 25 точках проведён его химический анализ. 15 сентября 1971 года температура внутри герметичного контейнера лунохода стала падать, так как исчерпался ресурс изотопного источника тепла. 30 сентября аппарат на связь не вышел, и 4 октября все попытки войти с ним в контакт были прекращены.
22 апреля 2010 года группа американских учёных из университета Калифорнии в Сан-Диего под руководством Тома Мерфи сообщили, что смогли впервые с 1971 года получить отражение лазерного луча от отражателя «Лунохода-1»
«Вода»
В 1976 году советская «Луна-24» доставила на Землю лунный грунт с глубин до 2 м, в котором было обнаружено высокое содержание воды. Несмотря на то что часть образцов была передана НАСА, западное научное сообщество «не заметило» в них воды. Наличие воды в пробах грунта объяснили самой банальной причиной: дескать, контейнеры были негерметичными и потому вода эта была не лунного, а земного происхождения. Так это или нет, но сам факт того, что советские учёные нашли на Луне воду был зафиксирован и признан внутри страны, а это уже приоритет.
Предвидения Циолковского
Циолковский был самоучкой. Ещё со школьных времён у него были серьёзные проблемы со слухом, отчего маленький Костя испытывал отчуждение от среды сверстников и всё больше уходил в книги, которые были его лучшими друзьями. По сути, оторванный от научной среды, большинство своих открытий Циолковский делал на интуитивном уровне. В 1893 году в журнале «Вокруг Света» была опубликована повесть Циолковского «На Луне». В ней учёный предвосхитил те физические явления, которые людям удастся доказать почти век спустя. Циолковский при помощи мысли словно побывал на спутнике Земли. Повесть небольшая, настоятельно советую к прочтению.
Другие статьи:
nlo-mir.ru
Шесть машин, припаркованных на Луне: история луноходов
Вся планета помнит слова и жесты первых людей, шагавших по поверхности Луны, но мы, кажется, стали забывать о небелковых героях освоения Луны — луноходах, первый из которых был советским, а последний — китайским.
Александр Привалов
17 августа 2017 16:45
Луноход 1
Первым механизмом на Луне стал советский «Луноход». Его запустили в 1970 году, управляли по радио, с Земли. Эта посудина, напоминавшая чугунную ванну с антенной и на колёсах стала первым рукотворным объектом, передвигавшемся по Луне.
Вскоре после прилунения выяснилось, что камеры лунохода расположены слишком низко; из-за этого машина оказалась «близорукой» и постоянно застревала в кратерах. Спасли восемь колёс, на которых луноход преодолевал подъёмы выше заложенной в проекте высоты.
Несмотря на это, «Луноход» честно отработал и переработал свои часы. Вместо запланированных 90 дней «Луноход» проработал почти год и проехал 10,5 км. Место, где он окончательно остановился, долго было неизвестно; только в 2005 году «Луноход» обнаружился на фотографиях, сделанных орбитальным лунным аппаратом NASA.
Аполлон 15
Первым пилотируемым аппаратом на Луне стал в 1971 году лунный ровер, на котором катались астронавты Дэвид Скотт и Джим Ирвин. Через несколько минут после начала поездки Скотт начал жаловаться на качку: притяжение Луны было слишком слабо, чтобы удерживать разогнавшийся луноход, и машина подпрыгивала, отрываясь от грунта всеми колёсами сразу. Развивать максимальную скорость было тогда довольно безопасно: во‑первых, маршрут был тщательно составлен с учётом всех возможных препятствий, а во-вторых, как отметил в радиопередаче на землю один из пассажиров, не было никакого встречного движения.
Аполлон 16
Второй американский луноход доставила на спутник миссия Аполлон 16. На нём астронавты преодолели уже 27 километров — и подобрали «Биг Мали», самый большой образец лунного грунта, доставленный на Землю. Имя 11-килограммовый кусок реголита получил в честь главного геолога миссии.
В конструкции лунохода исправили один существенный недостаток, который сильно помешал экипажу Аполлона 15: увеличили длину ремня безопасности, который астронавты предыдущей миссии долго не могли застегнуть — мешали раздувшиеся при низком давлении скафандры.
Аполлон 17
Юджин Сернан, командир экипажа Аполлона 17, провёл несколько драгоценных часов лунной миссии, занимаясь починкой крыла лунохода. В ход пошли бумажные лунные карты, изолента и детали посадочного модуля. Ровер семнадцатого Аполлона развивал рекордные на тот момент 18 км/ч. Его водитель, Сернан 14 декабря 1972 года стал последним человеком, ступавшим на Луну; с тех пор лунные моторы обходились без водителей.
Луноход 2
Второй советский «Луноход 2» (1973) прилетел на Луну за рекордами. Во‑первых, он был в самой серьёзной среди всех весовой категории: вес в 840 килограмм стал рекордным для доставки груза на поверхность Луны. Во‑вторых, он прошел больше предшественников — 37 или 39 километров, и этот рекорд побил только марсоход Opportunity в 2014 году. Его путешествие прекратилось из-за пыли, покрывшей солнечные панели; для продолжения движения недостало электроэнергии.
А в 1993 году его… купили на аукционе в Нью-Йорке. Предприниматель Ричард Гарриотт заплатил за «Луноход 2» 68,5 тысяч долларов и стал единственным в мире владельцем собственности, находящейся за пределами Земли.
Китайский луноход Юйту
Третьей после СССР и США страной, сумевшей посадить аппарат на Луну, стал Китай. Колёса лунохода Юйту подняли лунную пыль в 2013 году, через 40 лет после того, как на Луне остановился предыдущий последний аппарат. Весил он всего 140 килограмм и был куда меньше, чем американские лунные багги и советские тяжеловесы. Пошёл он всего ничего — чуть больше 100 метров за месяц, и застрял навсегда.
www.popmech.ru
Космос: Наука и техника: Lenta.ru
В январе 1973 года стартовала советская космическая платформа «Луна-21», которая доставила на поверхность спутника Земли «Луноход-2». Аппарат массой 836 килограммов прошел по Луне более 40 километров. Как происходила подготовка к полету и сама экспедиция, «Ленте.ру» рассказал руководитель разработки телевизионных систем советских луноходов, сотрудник АО «Российские космические системы» (РКС) профессор Арнольд Селиванов.
«Лента.ру»: Арнольд Сергеевич, как было принято решение о создании подвижной автоматической станции для исследования Луны?
Селиванов: Это государственное решение, на реализацию которого требуются большие деньги и значительное время. Такие большие проекты формируются на очень высоком уровне, значительно более высоком, чем начальник отдела разработки космической аппаратуры, которым я тогда работал.
Арнольд Селиванов
Фото: РКС
Чтобы сделать луноход, надо было отдельно разработать ходовую часть — шасси, систему дистанционного управления, конструкцию посадочной платформы — и решить много других уникальных задач. Я не могу точно сказать, когда начали решать эти задачи, но это произошло задолго до запуска первого лунохода, еще при жизни Сергея Королева.
Это был его проект?
Думаю, можно сказать, что именно Королев определил идеологию и начал подбор исполнителей для отдельных частей аппарата. Но реализовывали его уже другие. Дело Королева продолжил главный конструктор НПО им. С.А. Лавочкина Георгий Бабакин.
В нашей организации работы велись под общим руководством главного конструктора Михаила Рязанского и директора Леонида Гусева.
Мы делали «глаза» аппарата — телевизионные системы для управления движением и съемки панорам Луны, а также радиосистемы для передачи изображения, телеметрии и команд управления. Кроме того, мы создали наземный комплекс космической связи и обеспечивали траекторные измерения во время полета и посадки станции «Луна-21».
Эксперты-баллистики смогли очень точно навести станцию: расстояние между намеченной и фактической точками посадки составило всего 300 метров — высокая точность для того времени. Это стало результатом работы созданных в нашем институте специализированных радиотехнических средств и методик измерения.
Как проходила работа?
Это была авральная работа, но в космических проектах по-другому просто не бывает. Мы всегда делаем что-то новое, и запустить это новое надо в очень жесткие сроки, которые зачастую нам диктует небесная механика. Это очень хорошо дисциплинирует коллектив.
К тому же мы были молоды, могли выносить высокие нагрузки и ощущали свою причастность к очень важному делу — освоению космоса.
Вы сказали, что делали «глаза» лунохода. Что они могли видеть?
На луноходах было сразу две телевизионные системы. Одна была предназначена для оперативного управления аппаратом. Ее камеры ориентировались по направлению движения. Вторая обеспечивала панорамирование в двух плоскостях: в горизонтальной плоскости лунохода — для высокоточной топографической съемки на 360 градусов, и в вертикальной плоскости было установлено по одной камере с левого и правого борта — для решения навигационных задач. К слову, качество панорамных изображений вполне соответствует современному уровню.
Телевизионная система играла ключевую роль в управлении движением аппарата. Насколько сложно было наладить качественное взаимодействие на уровне «человек-машина»?
Луноход — это робот, подобный современным радиоуправляемым игрушкам, которые можно купить в детском магазине. Принципиальное отличие состоит в том, что он находится на другом небесном теле на расстоянии почти 400 тысяч километров от Земли.
Радиосигнал проходит это расстояние за время немногим больше секунды. Вследствие этого общая задержка в контуре управления движением лунохода составляет существенно более трех секунд: около одной секунды тратится на приход команды от Земли, еще около секунды — на подтверждение исполнения команды луноходом, и более секунды — на собственно исполнение команды луноходом, реакцию водителя и исполнительных механизмов.
Это можно сравнить с торможением автомобиля на скользкой дороге. Вы нажали на тормоз, а машина еще какое-то время продолжает движение вперед.
На лунном расстоянии очень сложно создать высокоскоростной радиоканал, способный передавать подвижные изображения, подобно вещательному телевидению. Водитель лунохода вместо динамической телевизионной картинки наблюдал лишь слайды с изображением поверхности Луны, сменявшиеся с частотой в диапазоне от одного слайда в три секунды до одного слайда в двадцать секунд.
Как это происходит на практике?
Допустим, вам требуется продвинуться на расстояние десять метров вперед, вы отправляете команду и ждете ее исполнения, и лишь через несколько секунд видите изображение нового участка поверхности. Так очень легко попасть в аварийную ситуацию. Водителю надо постоянно предугадывать развитие событий. Эта нетривиальная задача требовала особых навыков у водителей. Они отрабатывались на Земле на специальных «лунодромах».
На них воспроизводились лунные условия?
Основных лунодромов было два. На этапе разработки технических решений испытывался макет лунохода, который передвигался в ангаре. Его подвешивали на специальных резиновых канатах, чтобы имитировать лунную силу тяжести, которая в шесть раз меньше, чем на Земле. В таком «обезвешенном» состоянии сцепление колес становилось меньше, и тогда можно было понять, как он реально будет двигаться по Луне. Так имитировалось поведение шасси, сначала без телевидения — мы участвовали на этом этапе как наблюдатели.
Материалы по теме
00:03 — 7 октября 2016
Потом, когда луноход уже был создан, небольшой «лунодром» был построен в Симферополе, около наземного Центра управления, буквально во дворе. Все как сегодня в компьютерной игре: экраны, джойстики. Задержка в передаче сигнала была смоделирована. Там луноход управлялся не по радио, а по проводам. Он ехал, а за ним передвигался провод с пультом управления. На этом этапе уже использовались наши камеры.
И я, и сотрудники моего отдела участвовали в тренировках, управляли луноходом на Земле. Важно было самим сыграть роль водителей, чтобы понять, как работает телевизионная система управления в данных условиях.
Чем оборудование, которое вы делали для «Лунохода-2», отличалось от «Лунохода-1»?
На первом аппарате две телевизионные камеры были установлены очень низко, поэтому они видели перед собой лишь небольшой участок поверхности. Поначалу все считали, что очень важно видеть то, что находится непосредственно перед луноходом, чтобы рассмотреть более мелкие предметы, не пропустить какие-то препятствия. Тем более что изображение более далеких объектов давали четыре панорамные камеры — правда, они работали не все время. Надо было часто останавливаться, чтобы осмотреться, что заметно снижало скорость движения первого лунохода.
Эти обстоятельства были учтены на втором луноходе: была установлена дополнительная камера на высоте человеческого роста. Она оказалась наиболее эффективной в реальной работе. В результате качество изображения получилось намного выше, скорость движения аппарата и управляемость существенно возросли, и он прошел значительно большее расстояние за меньшее время.
Как выбирали водителя?
«Луноходом» управлял не один человек. Было два экипажа. Кроме управления движением был еще один контур управления. Поскольку очень мощного передатчика на «Луноход-2» не поставишь, то пришлось делать направленную на Землю антенну с узким лучом. Антенна тоже была на приводе. В некоторых случаях при движении по неровной местности существенно смещалось направление антенны, и требовалось возвращать ее обратно, в нужный сектор. Была даже такая должность — оператор направленной антенны, и был специальный второй джойстик для управления ею. Таким образом, экипаж состоял из пяти человек: водитель, командир, штурман, оператор остронаправленной антенны и бортинженер. Все они специальным образом отбирались для этой цели, их психологически готовили к управлению.
В чем заключалась психологическая часть подготовки?
Например, до них постоянно доводили одну мысль: «Уважаемые товарищи, имейте в виду, что вам доверили бесценный космический аппарат, а потому очень осторожно к нему относитесь, и при малейшем подозрении, что возникнет аварийная ситуация, выключайте его».
ЛИ414 Видикон с регулируемой памятью типа «Пермахон»
Фото: РКС
Между нами говоря, палку немного перегибали, и это приводило к стрессу. Водители были в напряженном состоянии, и через определенное время их надо было менять.
Это было известно заранее, поэтому в команде управления были свои специалисты по психологии и врачи. Водителям мерили давление, контролировали их состояние. К ним относились почти как к космонавтам.
Подбирали людей с идеальным здоровьем?
Космонавтов подбирают больше по физическим данным, а здесь важнее была гибкость нервной системы. Нужно было уметь воспринять эту работу. Подобрали молодых офицеров — людей, которые никогда не управляли никаким видом транспорта до этого. Это очень необычный способ управления, поэтому исходили из того, чтобы не всплыли ранее полученные навыки и привычные автоматизмы. В конце концов были созданы очень хорошие экипажи, которые отлично справлялись со своей задачей.
Вы помните свои чувства, когда ваша разработка начала работать на Луне? Как это было?
Потрясающее ощущение, но оно быстро проходит. Вообще восторг и энтузиазм были всеобщими. Когда луноход заработал на Луне, появилось множество желающих посмотреть, как это все происходит. Представляете, как это интересно? Говорят, что министр Сергей Афанасьев попросил, чтобы ему дали возможность «порулить», и такая возможность ему была предоставлена. Желающих ощутить причастность к управлению луноходом начальников более низкого ранга было и вовсе огромное количество.
Это не могло повредить миссии?
Участие посторонних людей в управлении было кратковременным и скорее символическим: им позволяли направить одну-две команды под надзором экипажа, не более того.
После путешествия первого лунохода стало ясно, что на Земле лунные условия полностью имитировать не удалось. Лунный грунт — реголит — имеет очень специфические светооптические характеристики. Под определенным углом он хорошо отражает свет в сторону источника освещения. Если Солнце светит точно сзади и при небольшом угле, то в ближней зоне получается светлое пятно — большая освещенность и не видно теней.
Платформа «Луноход-2»
Фото: РКС
Можно ошибиться, и это вводит водителя в напряженное состояние, он уменьшает скорость движения. Чтобы появились тени и рельеф был виден лучше, приходилось немного поворачивать. Соответствующие рекомендации выдавались тем, кто прокладывал маршрут перед каждым сеансом движения, длившемся несколько часов. Весь накопленный опыт был использован для модернизации «Лунохода-3». К сожалению, он остался в истории как музейный экспонат.
Почему нет видеофильма с Луны?
Мы думали об этом. С технической точки зрения тогда это было затруднительно, хотя и возможно, а сегодня в целом проблем нет. Например, путешествие «Лунохода-2» отражено более чем в 80 тысячах кадров и 86 панорамах. Из них можно сделать красивый документальный фильм о путешествии по поверхности Луны. Но в то время подобная задача не считалась первостепенной…
Оптико-механическое сканирующее устройство панорамных камер
Фото: РКС
Сейчас эти кадры находятся в Архиве космической информации и ждут своего режиссера — было бы желание и средства.
Вы помните, как закончил свое путешествие «Луноход-2»?
В конце своего пути «Луноход-2» попал в сложную «дорожную ситуацию». Он должен был преодолеть старый, сильно разрушенный кратер, что было обычным делом и неоднократно происходило ранее во время его движения. Но проявилась одна особенность: на дне этого кратера за многие годы скопилось необычно большое количество реголита. Колеса стали погружаться в реголит, и «Луноход-2» забуксовал. Ситуация хорошо известная обычным водителям, когда автомобиль застревает в песчаном грунте. Решили выбираться задним ходом.
«Луноход-2» на поверхности Луны
Изображение: University of Western
В конце концов «Луноход-2» выбрался из кратера, но оказалось, что из-за энергичных маневров крышка, покрытая солнечными батареями, и радиатор охлаждения частично засыпало лунной пылью. Это привело к недопустимому росту температуры внутри лунохода и уменьшению тока зарядки аккумуляторов. Следующую лунную ночь он не пережил — не проснулся…
Это было печально, но не трагично, ведь «Луноход-2» многократно перевыполнил свое задание.
lenta.ru
Рассекречен отчет о деятельности «Лунохода-2» на Луне
Роскосмос рассекретил документы о "Луноходе-2", который 45 лет назад был доставлен на Луну и проработал на поверхности спутника 4 земных месяца.
Как это было
«Луноход-2» доставила на Луну советская автоматическая станция «Луна-21», созданная в НПО им. С.А. Лавочкина. Стартовав с Земли 8 января 1973 года, она совершила мягкую посадку на наш естественный спутник 16 января 1973 года в половине второго ночи по московскому времени на восточном берегу Моря ясности в кратере Лемонье. В начале пятого утра (4 часа 14 минут) «Луноход-2», который весил более 800 килограммов, съехал на поверхность Луны. И отправился в долгое и пыльное путешествие продолжительность 4 месяца — 5 лунных дней (по 10 мая 1973 года). В общей сложности аппарат проехал рекордные 42 километра, передавая на Землю снимки и телевизионное изображение.
Макет "Лунохода-2" в НПО им. Лавочкина: аппарат имел внушительные размеры, весил почти как "Жигули".
Что выложили в интернет
Корпорация «Российские космические системы» отметила юбилей высадки 8-колесного аппарата тем, что выложила в широкий доступ отчет, который специалисты тогдашнего НИИ приборостроения составили примерно через год после того, как «Луноход-2» перестал выходить на связь. В отчете они проанализировали возникавшие проблемы с тем, чтобы избежать их при создании новых аппаратов для исследования Луны и других планет. Но увы, отечественные луноходы и марсоходы Землю больше не покидали.
Снимок станции "Луна-21", сделанный на Луне "Луноходом-2", съехавшим на поверхность.
Однако любознательным, возможно, будет интересно узнать подробности управления «Луноходом-2, разобраться в тонкостях работы уникальной системы связи «Сейм», с помощью которой мы первыми в мире осуществляли передачу информации в сторону Луны по оптическому лазерному каналу.
Титульный лист расскреченного отчета.
Не секрет уже, что у «Лунохода-2» сразу же вышла из строя навигационная система - «экипажу» пришлось ориентироваться по Солнцу и, что называется, осматриваясь. А положение корпуса определяли по нагрузке на колеса.
Однажды аппарат чуть не свалился с обрыва, когда остановился лишь после третьей команды с Земли. Подобные «накладки» скорее всего и погубили «Луноход-1». Он перегрелся и перестал выходить на связь.
В рассекреченном отчете специалисты сообщили, что температура внутри «Лунохода-2» повысилась до 47 градусов, но так и не объяснили, почему это случилось. Считается, что, маневрируя, аппарат зачерпнул крышкой грунт, увяз, пытаясь выбраться, и «перенапрягся».
Странно однако. В том же отчете сказано, что аппаратуру, которая была установлена на луноходе в испытаниях, нагревали гораздо сильнее. И она продолжала работать.
«Луноход-2» стал самым быстрым из советских лунных роверов. Мог разогнаться до 340 метров в час. Предшественник - «Луноход-1» двигался со скоростью 140 метров в час.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Советские луноходы видны на Луне
В 2010 году энтузиасты разглядели на Луне «Луноход-2». Нашли его на снимках, сделанных автоматическим зондом Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) посредством камеры LROC. На них видны и станция «Луна-21» и сам луноход и следы, которые он оставил.
"Луноход-2" на снимке с орбиты Луны.
«Луноход-2» совершил посадку примерно в 150 километрах от американского «Аполлона-17». И по одной из легенд, поехал к площадке, на которой в 1972 году орудовали американцы и ездили на своем самоходном экипаже. Вроде бы «Луноход-2» должен был передать на Землю изображение оставленной астронавтами техники. И подтвердить, что они там действительно были.
«Луноход-2» вполне мог добраться до «Аполлона-17», если бы не сломался.
"Луноход-2" крупнее.
Следы "Лунохода-2".
Путь, пройденный "Луноходом-2" за 5 лунных дней.
Ныне известно и место расположения «Лунохода-1», который долгое время считался пропавшим без вести. О его судьбе ничего не было известно почти 40 лет. Нашли советский аппарат исследователи из Университета Калифорнии (University of California, San Diego) под руководством профессора физики Тома Мерфи (Tom Murphy) с помощью все того же зонда LRO. И найдя, положили конец разным мистическим домыслам. Мол, «Луноход-1» похитили инопланетяне, у которых на Луне база.
Кстати, мало кто знает, но «Луноход-2» теперь не наш. В декабре 1993 года НПО им. С.А. Лавочкина продало находящиеся на Луне станцию «Луна-21» и прилагающийся к ней «Луноход-2» на аукционе Сотбис в Нью-Йорке за 68500 долларов. В нынещнем году тоже юбилей будет — 25 лет этому событию.
www.kp.ru
Китай высадился на Луну (Свежие фото и видео)
Почти сразу развернуты солнечные батареи станции. Спуск лунохода "Юйту" на поверхность ожидался через несколько часов.На последнем этапе посадки станция вела серийную фотосъемку поверхности камерой, направленной вниз:
Посадка намечалась в Заливе Радуги (Sinus Iridum) - большом кратере, равномерно залитом застывшей лавой:
Это далеко от мест посадок американских и советских станций, поэтому нет надежды, что китайский луноход сможет их осмотреть. Радиус его деятельности не превышает нескольких километров, а до ближайшего Лунохода-1 около двухсот километров.
Через два часа после посадки опубликовали первый цветной снимок поверхности:
Возможно они еще не откалибровали баланс белого, поэтому Луна получилась красной. Подождем когда будет фото Земли. Хотя, есть версия, что такой цвет Луны выбран с соответствии с идеологией партии (шутка).
Upd.: Как смогли определить пользователи американского форума Unmannedspaceflight.com по видео, сделанном во время посадки спускаемого аппарата, Чанъэ-3 "промахнулся" и сел примерно в 400 км восточнее центра Залива радуги:
Поэтому сейчас правильнее говорить, что он сел в Море Дождей (Mare Imbrium). Хотя, данное отклонение находится в допустимых пределах, которые рассматривались в качестве предполагаемого места посадки.
Ранее китайцы похоже просчитывались когда осуществляли сближение своего орбитального зонда "Чанъэ-2" с астероидом Таутатис. Тогда встреча спутника и астероида произошла почти на месяц раньше запланированного. При этом, съемка была проведена успешно.
Анимация снимков посадочной камеры:
И, через несколько часов после посадки, луноход спускается на поверхность Луны:
И передает первый пейзаж:
Такая разница в цветопередаче кадров с посадочного модуля и самого лунохода, судя по всему, объясняется разницей в настройке баланса белого. Какая камера более объективно отображает цвета мы узнаем, когда обе сделают фото Земли. Обратите внимание, что на снимке не видно звезд. Это частая претензия к кадрам, которые сделали астронавты на Луне. Однако объяснение этого явления не во всемирном заговоре, а в том, что звезды слишком тусклые, и если настроить камеру на съемку звезд, то поверхность Луны будет засвечена.
Надеюсь Китай будет активно освещать деятельность своего лунохода, а я постараюсь рассказывать о его успехах.
У меня в блоге космоса много, подпишитесь, если интересна эта тема.
Это может быть интересно:О советском ЛуноходеПоследние новости с Марса от марсохода Curiosity.
zelenyikot.livejournal.com
Китайская Луна - Zelenyikot
Летом 2016 года нам пришлось попрощаться с еще одним исследователем космоса — луноходом Yutu. О нем известно совсем немного, отчасти потому, что пиарщикам Китайского космического агентства еще надо учиться работать, отчасти потому, что у аппарата начались технические проблемы через месяц работы — про неудачные миссии никому не нравится рассказывать.
Луноход Yutu (“Нефритовый заяц”) массой 120 кг опустился на поверхность естественного спутника Земли в декабре 2013 года при помощи 1,2 тонной спускаемой платформы Chang’e 3. Техническая реализация программы сильно напоминала полеты советских “Луна-17” и “Луна-21”, с луноходами на борту.
Полет и посадка Change 3 и Yutu
[свернуть]
Yutu успешно высадился на поверхность, и развернулся, чтобы Китай мог продемонстрировать всему миру красный флаг на Луне.
В этот момент главная пропагандистская задача миссии была выполнена и информационное освещение программы резко сократилось даже еще до начала проблем.
Yutu прошел круг почета вокруг платформы и двинулся на исследования Луны.
Полный размер
По ходу движения осуществлялись остановки, на которых разворачивался манипулятор и проводились спектрометрические исследования.
Панорамная камера платформы Chang’e 3 снимала окрестности, луноход, и Землю в небе.
Когда Yutu удалился на несколько десятков метров от точки старта, информация о нем практически перестала попадать в прессу. Как стало ясно по скупым официальным комментариям, у лунохода возникли проблемы с системой передвижения, и системой терморегулирования — на ночь не закрылась крышка солнечных батарей.
Луноход больше не ходил, и о нем не публиковались новости, поэтому он оказался практически забыт. Однако его работоспособность сохранялась. Примерно через полгода после посадки опубликовали новую панораму Луны, снятую по пути на место вечной стоянки.
Полный размер
Фотографии китайского лунохода и посадочной станции были выложены на сайте Китайской академии наук. Сейчас их куда-то переместили и старые ссылки дают пустые страницы, но фото и видео еще найти можно, хотя архивы включали больше снимков. Кроме этого, не активна карта Луны, составленная по снимкам двух китайских спутников Chang’e 1 и 2, да и существующий сайт работает со сбоями.
Сеансы связи с Yutu продолжались еще более двух лет и прекратились только в июне 2016 года.
Луноход обладал четырьмя научными приборами: цветной стереокамерой, инфракрасной камерой, альфа-протонным спектрометром на манипуляторе и георадаром. Все исследования были направлены на геологию: изучение грунта, сравнение полученных данных с предыдущими исследованиями, в том числе американских Apollo и советских “Лун”.
На посадочной платформе Chang’e 3 располагалась цветная мачтовая камера, и ультрафиолетовый телескоп для наблюдения экзосферы Земли, звезд и галактик. Фактически станция оказалась первой автоматической астрономической обсерваторией на поверхности Луны.
Китайская Луна на снимках цветных камер лунохода и посадочной станции оказалась желтее или коричневее той поверхности, что удалось снять астронавтам в 60-70-е.
Впрочем, если взглянуть на снимки Луны с Земли, несложно увидеть, что посадка прошла примерно на границе двух регионов, один из которых отличается как раз коричневыми оттенками.
Фото: makolkin.ru
Посадка состоялась в Море Дождей, на расстоянии 50 метров от края 450 метрового кратера, который позже получил название Ци Вей. По мнению китайских геологов, им удалось изучить выбросы из этого кратера, в этом их убеждали крупные валуны, лежащие в окрестностях, и каменистая поверхность.
Данные спектрометра APXS показали отличие в химическом составе лунных базальтов от американских и советских образцов. Прежде всего это касается обогащения породы оксидом титана и оксидом железа. В то же время, исследования на поверхности подтвердили спутниковые данные, которые показывали обогащение минералами ильменитом (куда относятся оксиды титана) и оливином с высоким содержанием оксидов железа — вероятно они ответственны за коричневые оттенки местности.
Георадар использовал две рабочие частоты 60 МГц и 500 МГц, первая позволяла заглянуть на глубину почти в полкилометра, но с низкой детализацией, вторая — пробивала на насколько метров, но с высокой детализацией.
Высокочастотный канал показал, что реголит залегает до глубины 3-5 метров. Дальше идут коренные плотные породы.
Анализ окрестных кратеров по спутниковым данным подтвердил, что полученная оценка близка к реальности, и что выбросы из кратера Ци Вей не повлияли серьезно на толщину реголита в месте посадки.
Гораздо глубже, на 195, 215 и 345 метров обнаружилось еще несколько слоев породы благодаря низкочастотному каналу радара. Вероятнее всего, эти слои отражают несколько периодов вулканизма, когда регион полностью затапливался лавовыми морями. Отделяются друг от друга эти слои прослойками реголита, который формировался во время длительного вулканического спокойствия, когда поверхность бомбардировалась метеоритами.
К сожалению луноход сумел пройти только 114 метров к тому же изрядно петлял, поэтому радарные профили удалось изучить на небольшом расстоянии. Тем не менее, китайские ученые подчеркивают, что результаты говорят о более разнообразной геологической истории Луны, чем принято считать.
В задачи лунного телескопа на станции Chang’e 3 входило наблюдение земной плазмосферы и взаимодействие ее с солнечным ветром, а также астрономические наблюдения далеких объектов. Плазмосфера — это окружающая Землю среда, наполненная заряженными солнечным излучением атомами и молекулами газов верхних слоев земной атмосферы. Плазмосфера распространяется на несколько диаметров Земли и ограничивается магнитными линиями земного магнитного поля. Наблюдение плазмосферы Земли возможно только со стороны. Ультрафиолетовый телескоп возили на Apollo 16, а китайский стал первым роботизированным, и проработал гораздо дольше.
Хотя Земля наблюдалась всего пару дней в апреле 2014, но и это принесло научные плоды. В частности удалось наблюдать увеличение толщины плазмосферы в ответ на солнечные вспышки.
Обратите внимание, темное пятно, вращение которого заметно в нижней части Земли — это южный магнитный полюс, который совершает оборот вокруг географического. В ультрафиолете он выглядит темным пятном из-за отсутствия там заметных объемов плазмы.
Кроме Земли, телескоп наблюдал и астрономические объекты. Из опубликованного удалось найти только галактику Вертушка (M101).
Но в научных публикациях писали, что телескоп работал не менее 18 месяцев, успевая отснять до 10 тыс снимков ежемесячно. Позже, китайским ученым удалось составить звездный каталог из 86 тыс звезд. Работает ли телескоп до сих пор, информации нет.
Следующая цель Китая на Луне — повторить подобное исследование, только на этот раз на обратной стороне Луны, где не садился еще ни один аппарат созданный человеческими руками. Луноход должен будет изучить необычного геологическое образование Бассейн Южный полюс-Эйткен. Космический аппарат Chang’e IV сможет поддерживать связь с Землей при помощи спутника-ретранслятора, который предполагается запустить в 2018 году. Соответственно луноход отправится позже.
__________________________________________________
О золотистой фольге на космических аппаратах «Золотая обертка».Кто и как изучает Луну после экспансии 70-х: «Луна после «Аполлона»: кто летает и как изучает.
Чтобы поделиться записью в соцсетях, выберите одну из кнопок справа у края экрана.
zelenyikot.com
Десять интересных фактов о последнем советском луноходе
В январе 1973 года автоматической станцией «Луна-21» был доставлен на Луну «Луноход-2» – второй из серии советских лунных дистанционно-управляемых самоходных аппаратов-планетоходов. «Луноход-2» стал последним аппаратом серии Е, которую разрабатывали в королевском ОКБ-1. Он предназначался для изучения механических свойств лунной поверхности, фотосъемки и телесъемки Луны. Аппарат прилунился всего в 172 километрах от места посадки американского «Аполлона-17», в южной части кратера Лемонье, находящегося на восточной окраине Моря Ясности.
ПРОЙДЕННАЯ ДИСТАНЦИЯ
На стадии разработки лунохода конструкторы столкнулись с нелегкой задачей: разработать аппарат для передвижения по лунной поверхности, о которой на тот момент не было известно практически ничего. Тем не менее, «Луноходу-2» принадлежат рекорды по пройденному расстоянию: за четыре месяца работы аппарат прошел 42 километра, в том числе участки с весьма сложным рельефом, сыпучим грунтом и каменными россыпями. Первоначально дистанцию оценивали в 37 км, но учёные из МИИГАиК, изучая снимки с лунного орбитального зонда, вычислили, что она равна 42,1—42,2 км. Это рекорд для роботов, работающих вне Земли.
НАВИГАЦИЯ
Во время прилунения навигационная система «Лунохода-2» была повреждена, и 11 офицерам наземного экипажа лунохода пришлось ориентироваться по окружающей обстановке, звездам и Солнцу. Положение же корпуса определялось косвенным путем по загрузкам на колесах. Есть неофициальное мнение, что передвигаться помогла и подробная фотокарта района, составленная для посадки «Аполлона-17», которая незадолго до полета попала в их распоряжение.
Фото: Фотохроника ТАССФОТО И ВИДЕОСЪЕМКА
За четыре месяца работы на Луне на Землю было передано 93 телефотометрических панорамы и около 89 тысяч снимков малокадрового телевидения. В ходе съемки получены данные наиболее интересных особенностей рельефа, позволяющие провести детальное изучение их строения.
ОБОРУДОВАНИЕ
«Луноход-2» был оборудован рентгеновским спектрометром «РИФМА-М» для измерения химического состава лунного грунта, магнитометром СГ-70А для изучения магнитного поля на поверхности Луны, астрофотометром для измерения светимости лунного неба, радиометр, фотоприемник «Рубин-1», а также лазерный уголковый отражатель. Также аппарат был оснащен третьей телекамерой, установленной по просьбе экипажа, на уровне человеческих глаз, что существенно улучшало обзор во время движения по лунной поверхности.
Фото: Фотохроника ТАСС
МАССА
«Луноход-2» установил мировой рекорд максимальной массы автоматического самодвижущегося аппарата на поверхности Луны: она составляла 836 кг.
ОФОРМЛЕНИЕ
На луноходе и посадочной ступени были установлены Государственный флаг СССР, вымпелы с барельефом В. И. Ленина, изображением Государственного герба СССР и надписью «50 лет СССР».
Фото: Фотохроника ТАСС
ВЫХОД ИЗ СТРОЯ
В последний раз телеметрическая информация была принята с «Лунохода-2» 10 мая 1973 года. Говорилось, что луноход начал движение от разлома Прямой на восток к мысу Дальний. Однако по пути луноход угодил в кратер, пытаясь выбраться из которого задним ходом, «зачерпнул» тарелкой пыль со стенки кратера, которая налипла на солнечную батарею и на радиатор-охладитель. Из-за происшествия нарушился тепловой режим: за сутки температура в отсеке выросла до +47°С. Аппаратура перегрелась и вышла из строя.
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ
Точное местонахождение «Лунохода-2» не удавалось установить в течение 37 лет, хотя отечественные специалисты заявляли, что аппарат потерян не был. Обнаружить луноход смогли после того, как НАСА обнародовало в 2010 году более 100 тысяч снимков лунной поверхности, сделанных камерой аппарата LRO. До их публикации канадскому ученому из Университета Западного Онтарио удалось найти следы пребывания лунохода и, как он думал, сам аппарат. Однако позже выяснилось, что темное пятно, которое исследователь принял за «Луноход-2», — это место около кратера, в который попал луноход незадолго до выхода из строя. Точное местонахождение установили позднее по снимкам LRO.
Фото: Фотохроника ТАСС
ПРОДАЖА ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ
В 1973 году на аукционе Sotheby's, посвященному космической тематике, «Луноход-2» был продан за $68500 Ричарду Гэрриотту, американскому коллекционеру космических артефактов и сыну астронавта НАСА. До сих пор неясным остается вопрос, каким образом НПО им. Лавочкина, создавшее «Луноход-2», смогло выставить его на торги.
РЕКОРДЫ
Помимо рекордов по массе самодвижущегося аппарата и по пройденному расстоянию, «Луноход-2» также превзошел все аппараты подобного плана по скорости движения и продолжительности активных действий. В 2013 году американскому марсоходу Opportunity почти удалось догнать советский «Луноход-2» по пройденному расстоянию: с 2004 года он проехал по Марсу 35,76 км и пока продолжает двигаться.
источникПоддержи автора - Добавь в друзья!
vova-91.livejournal.com