Содержание
Гении современности Опубликован список ныне живущих гениальных людей: Мир: Lenta.ru
Консалтинговая компания Synectics опубликовала список ста гениев современности. Рейтинг сформирован на основе опроса, проведенного летом 2007 года в Великобритании. В исследовании приняли участие 4 тысячи человек. По полученным данным, наибольшее количество гениев живет в США, на втором месте — Великобритания.
1. Альберт Хоффман — химик (Швейцария)
1. Тим Бернерс-Ли — изобретатель Интернета (Великобритания)
3. Джордж Сорос — меценат (США)
4. Мэтт Гренинг — мультипликатор, создатель сериала «Симпсоны» (США)
5. Нельсон Мандела — политический деятель (ЮАР)
5. Фредерик Сэнджер — химик (Великобритания)
7. Дарио Фо — писатель, драматург (Италия)
7. Стивен Хокинг — физик (Великобритания)
9. Оскар Нимейер — архитектор (Бразилия)
9. Филипп Гласс — композитор (США)
9. Григорий Перельман — математик (Россия)
12. Эндрю Уайлс — математик (Великобритания)
12. Ли Хунчжи — духовный лидер (Китай)
12. Али Джаван — инженер (Иран)
15. Брайан Ино — композитор (Великобритания)
15. Демиен Херст — художник (Великобритания)
15. Дэниэл Тэммет — лингвист (Великобритания)
18. Николсон Бейкер — писатель (США)
19. Даниэль Баренбойм — музыкант (Израиль)
20. Роберт Крамб — художник (США)
20. Ричард Докинз — биолог и философ (Великобритания)
20. Ларри Пэйдж и Сергей Брин — создатели поисковой системы Google (США)
20. Руперт Мердок — издатель (США)
20. Джеффри Хилл — поэт (Великобритания)
25. Гарри Каспаров — шахматист (Россия)
26. Далай-Лама — духовный лидер (Тибет)
26. Стивен Спилберг — режиссер (США)
26. Хироси Исигуро — создатель роботов (Япония)
26. Роберт Эдвардс — один из создателей ЭКО (Великобритания)
26. Шеймус Хини — поэт (Ирландия)
31. Гарольд Пинтер — писатель, драматург (Великобритания)
32. Флосси Вонг-Стаал — биолог (Китай)
32. Бобби Фишер — шахматист (США)
32. Принс — музыкант (США)
32. Генрик Горецки — композитор (Польша)
32. Аврам Ноам Хомский — философ и лингвист (США)
32. Себастьян Трун — создатель роботов (Германия)
32. Нима Архани-Хамед — физик (Канада)
32. Маргарет Тернбулл — астробиолог (США)
40. Элейн Пейджелс — историк (США)
40. Энрике Остреа — врач (Филиппины)
40. Гэри Беккер — экономист (США)
43. Мохаммед Али — боксер (США)
43. Осама бин Ладен — исламист (Саудовская Аравия)
43. Билл Гейтс — создатель корпорации Microsoft (США)
43. Филип Рот — писатель (США)
43. Джеймс Уэст — физик (США)
43. Тан Во-Дин — биолог, медик (Вьетнам)
49. Брайан Уилсон — музыкант (США)
49. Стиви Уандер — певец, композитор (США)
49. Винт Серф — разработчик компьютеров (США)
49. Генри Киссинджер — дипломат и политический деятель (США)
49. Ричард Брэнсон — медиамагнат (Великобритания)
49. Пардис Сабети — антрополог (Иран)
49. Джон де Моль — телевизионный продюсер (Нидерланды)
49. Мерил Стрип — актриса (США)
49. Маргарет Этвуд — писательница (Канада)
58. Пласидо Доминго — оперный певец (Италия)
58. Джон Лэссетер — мультипликатор (США)
58. Сунпей Ямадзаки — физик, разработчик компьютеров (Япония)
58. Джейн Гудел — антрополог (Великобритания)
58. Кирти Нараян Чоудхури — историк (Индия)
58. Джон Гото — фотограф (Великобритания)
58. Пол Маккартни — музыкант (Великобритания)
58. Стивен Кинг — писатель (США)
58. Леонард Коэн — поэт, музыкант (США)
67. Арета Франклин — певица (США)
67. Дэвид Боуи — музыкант (Великобритания)
67. Эмили Остер — экономист (США)
67. Стивен Возняк — разработчик компьютеров, соучредитель компании Apple (США)
67. Мартин Купер — инженер, изобретатель сотового телефона (США)
72. Джордж Лукас — режиссер (США)
72. Нил Роджерс — музыкант (США)
72. Ганс Циммер — композитор (Германия)
72. Джон Уильямс — композитор (США)
72. Аннет Бейер — философ (Новая Зеландия)
72. Дороти Роув — психолог (Великобритания)
72. Иван Марчук — художник, скульптор (Украина)
72. Робин Эсковадо — композитор (США)
72. Марк Дин — разработчик компьютеров (США)
72. Рик Рубин — музыкант и продюсер (США)
72. Стэн Ли — издатель (США)
83. Дэвид Уоррен — инженер (Австралия)
83. Йон Фоссе — писатель, драматург (Норвегия)
83. Гертруда Шнакенберг — поэтесса (США)
83. Грэм Лайнхэн — писатель, драматург (Ирландия)
83. Джоан Роулинг — писательница (Великобритания)
83. Кен Рассел — режиссер (США)
83. Михаил Калашников — конструктор стрелкового оружия (Россия)
83. Эрик Джарвис — нейробиолог (США)
91. Чэд Уорах — основатель благотворительной организации Samaritans (Великобритания)
91. Николас Хайек — бизнесмен, основатель компании Swatch (Швейцария)
91. Аластер Хэнни — философ (Великобритания)
91. Патрисия Бат — врач (США)
94. Томас Джексон — инженер, разработчик аэрокосмических технологий (США)
94. Долли Партон — певица (США)
94. Моррисси — певец (Великобритания)
94. Майкл Ивис — организатор музыкального фестиваля Glastonbury (Великобритания)
94. Реналф Файенс — путешественник (Великобритания)
100. Квентин Тарантино — режиссер (США)
Как мыслят гении
Существуют ли критерии гениальности? Как отличить умного или творческого человека от гения? Правда ли, что эти люди — безумцы? Феномен гения до сих пор исследуется, и само понятие не имеет четкого определения.
Тем не менее современные исследователи предполагают, что гениальность не измеряется IQ-тестами и может проявиться у любого человека вне зависимости от его возраста, опыта и наследственности. Т&Р сделали перевод статьи «Как работает гениальность», в которой собраны различные теории гениальности, интеллекта и креативности.
Как измерить гениальность?
Альберт Эйнштейн в возрасте 26 лет разработал теорию относительности. Он также доказал, что атомы существуют, и выяснил, что свет ведет себя как частица и как волна. Также он создал свое знаменитое уравнение E = mc², описывающее взаимосвязь между материей и энергией. Без сомнения, Эйнштейн был гением. Таким был и Исаак Ньютон. Он также сыграл большую роль в развитии математического анализа, который некоторым людям трудно понять даже после обширных занятий в классе. Другой гений, Вольфганг Амадей Моцарт, начал сочинять музыку, когда ему было 5 лет. Моцарт написал сотни произведений перед своей смертью в 1760 году в возрасте 35 лет.
Согласно общепринятому мнению, гении отличаются от всех остальных. Они могут думать быстрее и лучше, чем другие люди. И хотя таких личностей легко обнаружить, определить, что именно делает одного человека гением, немного сложнее. Еще труднее выяснить, как этот человек стал гением.
Есть две важные вещи, которые затрудняют изучение гения:
1. Гениальность субъективна
Некоторые люди настаивают на том, что любой человек с коэффициентом интеллекта (IQ) выше определенного значения является гением. Другие считают, что тесты IQ измеряют только ограниченную часть общего интеллекта человека. Некоторые убеждены, что высокие результаты тестов не имеют ничего общего с гениальностью.
2. Гениальность — это масштабная концепция
Такое субъективное понятие, как гений, нелегко измерить, проанализировать или изучить. При изучении того, как работают гении, неплохо было бы начать с определения того, что такое гений. В этой статье гений — это не просто человек с исключительно высоким IQ. Напротив, гений — это чрезвычайно умный человек, который открывает новые горизонты с помощью открытий, изобретений или произведений искусства.
Гениальная работа меняет взгляд людей на мир или сферу, в которой они работали
Другими словами, гений должен быть умным и способным использовать этот интеллект продуктивно и масштабно. Но что заставляет человека совершать эти поступки? У него другой, более подвижный мозг? Исключительный интеллект? Это способность замечать информацию, которую другие не воспринимают?
Человеческий мозг и гениальность
Мозг регулирует системы органов вашего тела, контролирует чувства обоняния, вкуса, осязания, зрения и слуха, обрабатывает эмоции, позволяет думать, анализировать информацию и решать проблемы. Ученые не выяснили, как именно работает серое вещество в вашем мозгу, но есть представление о том, какая часть позволяет думать. Кора головного мозга на внешней части мозга является местом, где происходят мысли и рассуждения. Это высшие функции вашего мозга; низшие функции, относящиеся к основам выживания, выполняются глубже.
Кора головного мозга — самая большая часть вашего мозга. Если вынуть и растянуть ее, она будет размером с несколько страниц газеты. Головной мозг разделен на несколько долей, и разные области внутри этих долей решают определенные задачи, связанные с мышлением:
Фронтальная: речь, мысль и память
Теменная: сенсорная информация от тела
Темпоральный отдел: слуховая информация
Затылочный отдел: визуальная информация
Инструменты для исследования мозга, такие как аппараты магнитно-резонансной томографии (МРТ), могут потребовать от человека полностью неподвижного состояния. Это может затруднить врачам наблюдение за мозговой активностью людей в реальной жизни. Мозг, как и все органы, претерпевает изменения после смерти человека. Патологоанатомические исследования не могут оценить активность мозга. Несмотря на все эти проблемы, исследователи выяснили, как мозг влияет на интеллект. Тем не менее объем серого вещества в частях коры головного мозга оказывает большее влияние на интеллект, чем общий объем мозга. Физические характеристики многих частей мозга, а не централизованного «интеллектуального центра», определяют, насколько умен человек.
Анализ мозга Альберта Эйнштейна, проведенный в 1999 году, также подтверждает эту теорию. Мозг Эйнштейна был немного меньше среднего мозга. Однако части его теменной доли были шире, чем у большинства людей. В теменной доле Эйнштейна также почти не было трещины, обнаруженной в мозгу большинства людей. Аналитики предположили, что отсутствие трещины означает, что различные области его мозга могут иметь лучшее сообщение между собой.
Способ развития мозга важнее, чем его размер
Кора головного мозга человека становится толще в детстве и тоньше в подростковом возрасте. В некоторой степени дети наследуют интеллект от своих родителей, однако эти качества необходимо развивать.
Гений и интеллект
Как и гений, интеллект трудно измерить количественно. Целая область исследований, известная как психометрия, посвящена изучению и измерению интеллекта. И хотя интеллект является центральным элементом гения, не все гении показывают хорошие результаты по тестам или хорошо учатся в школе.
Тестирование интеллекта существует тысячи лет. Китайские императоры использовали проверку способностей для оценки государственных служащих еще в 2200 году до нашей эры. Тесты на интеллект начали существовать в конце XIX века. Сегодня тесты IQ обычно измеряют память человека, а также языковые, пространственные и математические способности. Теоретически эти тесты измеряют фактор, известный как g.
Тесты на IQ также стандартизированы, так что большинство людей набирают от 90 до 110. При нанесении на график результаты тестов IQ большой группы людей обычно напоминают кривую колокола, при этом большинство набирают средние баллы. Распространено мнение, что любой, кто набрал больше определенного показателя (140), автоматически становится гением. Но при этом гении могут и не набрать эти баллы.
Стандартизованные тесты на IQ прогнозируют, насколько хорошо ребенок будет успевать в школе. Они часто используют тесты, чтобы определить, каких детей поместить в классы для одаренных. Большинство колледжей и университетов, а также некоторые работодатели также используют стандартизированные тесты как часть рекрутинга.
Один из стереотипов, окружающих одаренных детей, заключается в том, что им сложно приспособиться к школе. Двадцатилетнее исследование одаренных детей, завершившееся в 1940 году и ставшее основой для книги «Handbook of Giftedness in Children», показало, что трудность в приспособлении к окружающему миру проявляется во взрослой жизни. В исследовании использовался тест, который измерял как вербальный интеллект, так и адаптацию. Люди, набравшие 140 баллов по первому критерию, как правило, имели более низкие показатели личностной адаптации.
Однако эти тесты нельзя считать надежными. В целом люди с более низким уровнем дохода, как правило, получают более низкие баллы, чем люди из других экономических групп. Критики утверждают, что это делает тесты IQ несправедливыми, и указывают на несправедливость и неравенство в обществе.
Кроме того, некоторые исследователи и теоретики утверждают, что концепция g слишком ограничивает и на самом деле не дает полного представления об интеллекте человека. Интеллект — это сочетание многих факторов. Одной из теорий, которая пытается дать более полное представление об интеллекте, является теория множественного интеллекта Говарда Гарднера. Согласно Гарднеру, существует семь типов интеллекта:
Другая триархическая теория человеческого интеллекта Роберта Дж. Штернберга заключается в следующем: общий интеллект представляет собой комбинацию:
Творческий интеллект, или способность генерировать новые интересные идеи
Аналитический интеллект, или способность изучать факты и делать выводы
Практический интеллект, или способность вписаться в окружающую среду
Эти теории могут лучше объяснить концепцию гениальности, чем традиционные тесты IQ. Гении — это не просто люди с большим количеством g. Моцарт, например, сочетал музыкальный гений с врожденным пониманием математики и закономерностей. Гений Эйнштейна охватил области логики, математики и пространственных отношений.
Всех гениев объединяет одна очень важная способность — они обладают огромным творческим интеллектом. Без этого они были бы исключительно умными
Есть большая разница между по-настоящему умным и гением. Хотя гении обычно исключительно умны, они также используют воображение и творческий потенциал, чтобы изобретать, открывать или создавать что-то новое в своей области интересов. Они открывают новые горизонты, а не просто запоминают или повторяют существующую информацию.
Гении также обычно не действуют изолированно: почти все они анализируют работу других великих умов и используют эту информацию для новых открытий. С другой стороны, гении-самоучки часто исследуют информацию неожиданными или изобретательными способами, отчасти из-за отсутствия формального обучения. В любом случае способность воображать и создавать так же важна, как и общий интеллект.
Творчество гениев также связано с производительностью и упорным трудом. Иногда самые яркие примеры гениальности связаны с людьми, которые создают свои лучшие работы в молодом возрасте, как Эйнштейн и Моцарт. Некоторые, например Людвиг ван Бетховен, лучше всего проявили себя в среднем возрасте.
Исследователь Дэвид Галенсон в своей книге «Старые мастера и молодые гении» предполагает, что творческие люди делятся на два типа:
Концептуальные новаторы мыслят смелыми, резкими скачками и делают все возможное, когда молоды
Новаторы-экспериментаторы учатся методом проб и ошибок и делают все возможное после длительных экспериментов
Критики утверждают, что теория Галенсона упускает из виду людей, которые на протяжении всей своей жизни делают исключительную работу. Вместо того чтобы быть экспериментальным или концептуальным, они могут быть где-то посередине.
Возможно, мы никогда не узнаем точно, откуда берется творчество, почему некоторые люди более креативны, чем другие, в каком возрасте проявляется гениальность. Но ясно, что гении играют ключевую роль в достижениях науки, технологий. Без гениев наше понимание математики, литературы и музыки было бы совершенно другим.
Откуда берутся гении и что нужно для их появления?
10 июня 2020
Ідеї
Наверное, многих интересует вопрос, вынесенный в заголовок. Есть точка зрения, что гениальность – это природный либо божественный дар, и он либо есть у человека, либо нет. Другая концепция говорит о том, что гениальность можно развить, как какой-то навык, нужно только правильно действовать. Еще одна идея состоит в том, что многое зависит от обстоятельств, и, как ни странно и как мы увидим в этом материале, эта мысль близка к истине. Но обстоятельства действительно должны быть не совсем обычными.
Этот материал был опубликован в блоге МayoОshin. Как пишет Мayo, «Я пишу об идеях, основанных на науке, искусстве и философии, чтобы помочь лидерам выработать лучшие привычки, принять лучшие решения и жить лучшей жизнью. До сих пор моя работа освещалась в нескольких СМИ, включая Business Insider, Entrepreneur, Inc. Magazine, Quartz, Thrive Global и других». Публикуем на Muse статью из этого блога под названием «Are Creative Geniuses Born or Made?» в переводе блога Muz4in.Net.
Творческими гениями рождаются или становятся?
Как писал немецкий философ Артур Шопенгауэр, «гений озаряет век подобно комете на пути планет».
Истории известно немало исключительных личностей, которые внесли новаторский вклад в развитие человечества и изменили облик мира. На ум приходят такие имена, как Леонардо да Винчи, Аристотель, Альберт Эйнштейн, Моцарт, Мария Кюри и многие другие.
Мы легко способны распознать гениальность, но возникает один вопрос: гениями рождаются или становятся?
Происхождение гениальности
На протяжении тысячелетий древние люди верили, что гениальность – это божественный дар. Итальянский живописец и историк XVI века Джорджо Вазари однажды сказал, что его друг и выдающийся художник Микеланджело был послан на землю «великим правителем небес», чтобы служить примером того, каким должен быть истинный художник.
Ранние греческие мыслители, такие как Аристотель, считали, что обилие чёрной желчи в организме — симптом меланхолии, психического состояния, характеризующегося длительной депрессией, паранойей и бредом — было свойственно творческим гениям.
Но со временем, когда западная цивилизация приняла более научные и светские идеи, происхождение творческой гениальности утратило божественную основу и обрело природную. В своей книге «Критика способности суждения» 1790 года немецкий философ Иммануил Кант писал: «Гениальность – это талант (природная одарённость)… врождённая умственная способность (ingenium), посредством которой природа определяет правила искусства… для создания того, что не поддаётся никаким определённым правила». Другими словами, гениальность – это природный дар, её нельзя развить.
Идея о том, что гениями рождаются, а не становятся, была популяризирована Фрэнсисом Гальтоном, выдающимся учёным XIX века и двоюродным братом знаменитого биолога Чарльза Дарвина. Гальтон намеревался доказать с помощью статистического анализа, что гениальность наследуется, как и предполагал Кант. В своей эпохальной книге «Наследственный гений» (1869 год) Гальтон опирается на данные о родословных выдающихся личностей на протяжении всей истории человечества и приходит к выводу, что они обязаны своим успехом исключительно генетике.
Гальтон не только ввёл термин «природа против воспитания» и стал пионером в области евгеники, но и пропагандировал расовую идеологию, согласно которой одни расы превосходят другие и должны размножаться только внутри своей расы, чтобы сохранить сильную генетику.
Несмотря на популярность этих идей, Гальтон и другие выдающиеся учёные того времени не могли понять, как точно определить и измерить гениальность, особенно ту, которая присуща ребёнку. Всё изменилось в 1916 году, когда Льюис М. Терман, профессор из Стэнфордского университета, создал тест на IQ.
Интеллекта недостаточно
В 1925 году Терман организовал первое долгосрочное исследование, чтобы доказать, что интеллект, оцениваемый по IQ, является наиболее надёжным способом измерить и предсказать гениальность. Терман изучил жизни 1528 детей с высоким уровнем IQ – не менее 140 – и предсказал, что большинство из них внесут значительный вклад в выбранную ими сферу деятельности в зрелом возрасте. Результаты этого исследования были опубликованы в серии докладов под названием «Генетические исследования гениальности».
В 1959 году, через три года после смерти Термана, был опубликован окончательный отчёт, в котором говорилось, что произошло с испытуемыми, которым уже было около 45 лет. На первый взгляд результаты были хорошими: они в общей сложности выпустили почти 2000 научных работ и опубликовали несколько книг. Но при более тщательном рассмотрении оказалось, что они не смогли оправдать надежды Термана. Тысячи опубликованных работ были написаны лишь небольшой горсткой людей, которые стали учёными. А остальные? В целом их жизненные достижения были весьма скромными.
Более того, один из детей, который завалил IQ-тест во время исследований 1920-х годов, вырос и стал пионером в своей области, получив Нобелевскую премию по физике. Его звали Уильямом Шокли, он был одним из тех, кто изобрёл транзистор.
Исследование Термана призвано было подтвердить превосходство природы над теорией воспитания, но вместо этого оно имело непредвиденные последствия. Учёных ещё больше озадачило происхождение гениальности, и они развернули дискуссию о природе против воспитания в противоположном направлении.
Гениальность перестала быть врождённой.
Миф о 10000 часах
Книга под названием «Гении и аутсайдеры. Почему одним всё, а другим ничего?», опубликованная в 2008 году, пролила свет на новые идеи, которые положили начало дискуссии о природе и воспитании. Малкольм Гладуэлл, автор этой безумно популярной книги, утверждал, что тысячи часов практики — а именно десять тысяч часов — это «магическое число величия».
Гладуэлл назвал это явление «Правилом 10000 часов»: чтобы достичь высокого уровня знаний в любой области, требуется 10 лет целенаправленной практики. По словам Гладуэлла, именно этим объясняется необычайный успех выдающихся людей, начиная от Beatles и заканчивая Биллом Гейтсом.
«Правило 10000 часов» начало распространяться, как лесной пожар. Простая, романтическая идея о том, что каждый может достичь величия тяжёлым трудом, показалась неопровержимой всему миру. Но за кулисами истинность «Правила 10000 часов» попала под огонь научного сообщества. По иронии судьбы, самый большой удар по этому правилу был нанесён исследователем, стоявшим за точным исследованием, которое Гладуэлл использовал для проверки «Правила 10000 часов».
По словам К. Андерса Эрикссона, исследователя и психолога, стоящего за этим исследованием, «Правило 10000 часов» – это миф: «Малькольм Гладуэлл прочитал нашу работу, и он неправильно истолковал некоторые из наших открытий. Мы [изучали] скрипачей, которые учились в международной академии [и рассматривались] как те, кто находится на пути к международной карьере. Когда мы подсчитали, сколько часов они потратили на то, чтобы попытаться улучшить свои навыки самостоятельно, мы пришли к выводу, что в среднем члены группы потратили на практику 10000 часов. Но на самом деле это означало, что существует изрядная вариативность».
Вариативность лет целенаправленной практики для отдельных скрипачей в рамках исследования существенна: 5+ лет. На самом деле исследования показали, что люди, которым требуется менее 10 лет, чтобы получить опыт в той или иной области, с большей вероятностью станут гениями и достигнут многого, чем те, кому требуется больше 10 лет.
По иронии судьбы, пример гениальности Моцарта, часто цитируемый с целью подкрепить «Правило 10000 часов», оборачивается против самого себя. Внимательное изучение биографии Моцарта покажет, что его отец был не только профессиональным музыкантом и музыкальным учителем, который обучал его, но и что Моцарт постепенно шёл к тому, чтобы стать композитором: ему потребовалось почти 20 лет, прежде чем он написал свой первый шедевр.
Другая проблема аргумента «целенаправленная практика равна гениальности» заключается в том, что он предполагает прямую положительную связь между уровнем знаний и гениальностью, пока человек не станет лучшим в своей области. Но на самом деле слишком большой запас знаний в одной области может оказаться контрпродуктивным для производительности. Например, художник, который практикует только один метод или жанр живописи, который он уже освоил, менее склонен демонстрировать высокий уровень креативности и черты гениальности, чем художник, который практикует различные методы или жанры живописи. В нетворческих профессиях слишком большой объём знаний может также увеличить вероятность возникновения когнитивных предубеждений, которые приводят к неправильным решениям.
Растущее число конкретных доказательств против «Правила 10000 часов» говорит о том, что оно так же, как и генетическая теория Гальтона, является не самым лучшим объяснением происхождения творческой гениальности. Итак, если гениями не рождаются и не становятся, что остаётся тогда?
Неужели творческими гениями рождаются и становятся одновременно? Или в этом сложном пазле отсутствует какая-то важная деталь?
***
Мы обсудили историю дебатов «Природа против воспитания». С одной стороны, природная теория твёрдо верит в то, что гениями рождаются, а гениальность можно наследовать через генетику. С другой стороны, воспитательная теория утверждает, что гениальность обретают путём сознательной практики и упорного труда.
Был сделан вывод, что ни одна из теорий не предоставляет убедительных доказательств, а значит, не может считаться победителем в дебатах. Это оставляет нам две возможности: гениями одновременно рождаются и становятся или гениями не рождаются и не становятся.
Если гениями не рождаются и не становятся, то какой недостающий элемент стоит за происхождением гениальности? Давайте начнём с изучения самых творческих мест в истории человечества.
Кластеры гениев
В то время как идеи Гальтона о гениальности быстро распространились по всему миру, антрополог по имени Альфред Кребер начал решительно выступать против них. В отличие от оппонентов Гальтона в лагере «гениями становятся благодаря тяжёлому труду», Кребер утверждал, что отдельные гении являются побочным продуктом культуры, то есть верований, норм и обычай группы индивидов.
В своей книге «Конфигурации роста культуры» Кребер использует данные Гальтона о гениях в истории, но вместо того чтобы располагать их в алфавитном порядке по фамилиям, как это делал Гальтон, Кребер решил выстроить их в хронологическом порядке по годам рождения.
Результат был потрясающим: Кребер обнаружил, что гении появляются в группах (кластерах гениев) в одно и то же время и в одном и том же месте на протяжении всей истории.
Одним из классических примеров кластера гениев является небольшой город Афины (450 год до нашей эры), который произвёл на свет таких выдающихся деятелей, как Сократ, Платон, Аристотель, Гиппократ и Софокл, и всё же продержался на своём пике всего двадцать четыре года!
Почти 2000 лет спустя новый кластер гениев появился в другом небольшом городе полуострова под названием Флоренция (Италия). В эпоху Возрождения Флоренция произвела значительную часть величайших художников, архитекторов и учёных в истории, включая Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Донателло, Боттичелли, Росселли и многих других.
Если гениальность – это просто побочный продукт генов и тяжёлой работы, то почему мы не видим сегодня подобных кластеров гениев в Афинах и Флоренции? Их гениальная генетика ослабла или они стали ленивыми со временем? И почему мы можем наблюдать, как кластеры гениев появляются в новых местах в разные моменты истории?
Кребер предположил, что кластеры гениев возникают или исчезают в зависимости от того, насколько процветает та или иная культура (или сколько у неё «культурных конфигураций»). Чем больше процветает культура в том или ином месте, тем больше вероятность появления гениев.
В книге «География гениальности» исследователь Эрик Вайнер отправляется в путешествие, чтобы проверить теорию Кребера, изучив самые творческие места в истории, где возникали кластеры гениев. К ним относятся древние Афины, ренессансная Флоренция, старый Ханчжоу, эдвардианский Эдинбург, бенгальская ренессансная Калькутта, Вена 18-го и 19-го веков и современная Кремниевая долина.
Вайнер развеивает миф о том, что красота, богатство или комфорт места влияют на его творчество. В случае с древними Афинами, они не имели особых преимуществ перед другими древнегреческими городами-государствами, такими как Коринф, который был богаче, или Сиракузы, которые были больше. Кроме того, древние Афины были грязным и узко построенным городом с домами, построенными из дерева и высушенной на солнце глины. Это было далеко от рая. Более того, древние афиняне не были самыми трудолюбивыми людьми, поскольку они часто предавались вину, разврату и пирушкам и тратили много времени на праздные разговоры.
Так почему же творчество процветало в древних Афинах больше, чем где-либо ещё в истории человечества?
Социальная сеть гениев
В 1970-х годах Дин Симонтон, ведущий мировой эксперт по гениальности и креативности, провёл обширный статистический анализ более 5000 творческих гениев в истории человечества, чтобы выявить взаимосвязь между гениями разных поколений.
Согласно распространённому в то время мнению, гении появлялись из ниоткуда. Но результаты исследования Симонтона доказали обратное.
Симонтон обнаружил, что число гениев в том или ином поколении положительно коррелирует с числом гениев в предыдущем поколении. Таким образом, чем больше гениев в предыдущем поколении, тем больше ожидается в следующем. Совсем не случайно, например, что великие философы большой тройки появляются один за другим: Сократ учил Платона, а Платон учил Аристотеля.
Эта передача гениальности из поколения в поколение происходит в пределах социальных сетей. Эмпирический анализ межличностных отношений 2026 учёных и 772 художников показал, что чем более совершенным был индивид, тем шире была его социальная сеть.
Например, социальная сеть сэра Исаака Ньютона включала в себя 24 выдающихся учёных, в том числе соперников, таких как Гук и Лейбниц, единомышленников, таких как Фламстед, и близких друзей, таких как Локк. Не говоря уже об учёных предыдущих поколений, таких как Бэкон и Галилей, которых Ньютон боготворил, и учёных следующего поколения, таких как Эйнштейн, которые восхищались работой Ньютона.
Поэтому неудивительно, что сам Ньютон предполагал, что если бы он родился до золотого века научной революции, то не стал бы одним из самых влиятельных учёных всех времён: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов».
Как оказалось, гении не появляются случайно из ниоткуда. Они питаются идеями из кластеров гениев предыдущих поколений, реализовывая свой потенциал.
Таким образом, остаётся открытым вопрос: почему эти кластеры гениев возникают в первую очередь? Ответ можно получить, рассмотрев пример древних Афин.
Гениальность – это о месте, а не о человеке
При ближайшем рассмотрении можно увидеть, что древние Афины обладали тем, чего не было в других местах: культурой, открытой для новых радикальных идей.
В древних Афинах существовала свобода слова и открытые дебаты, где спикеры могли обращаться к тысячам людей одновременно и распространять идеи, какими бы безумными они ни были. Чужеземцам также разрешалось свободно бродить по городу и общаться со своей общиной.
Древние афиняне, отказывавшиеся участвовать в публичном диалоге по различным вопросам, назывались idiotes (идиотами). Как писал Фукидид: «Человек, который не интересовался государственными делами, не был человеком, который занимался своими делами, он был человеком, которому вообще нечего было делать в Афинах».
Древние афиняне также относились к экспертным знаниям с подозрением и вместо этого ценили универсалов с набором навыков в разных областях. Например, афинские воины писали стихи, а поэты также шли в бой.
Древние афиняне практиковали поговорку о том, что «великие художники воруют», ещё до того, как она появилась. Они не испытывали ни стыда, ни вины за то, что крали идеи у чужеземцев и делали их своими собственными. Они позаимствовали литературу у шумеров, математику у вавилонян, медицину у египтян и алфавит у финикийцев. Сегодня мы многим обязаны древней афинской цивилизации, включая демократию, спорт, философию, искусство, литературу, науку, кино и многое другое.
Современный пример силы культуры – Япония. В разные периоды своей истории Япония открывала и закрывала свои ворота для иностранных идей. Например, в период Асука Япония открыла свои ворота для иностранных идей из Китая, но в период Эдо они закрыли свои двери для иностранцев.
Анализ, проведенный Симонтоном, показал, что в период открытости Японии для иностранных идей и иностранцев в стране возник всплеск гениев, наряду с высокими достижениями в различных областях, таких как медицина, литература и живопись. Но в периоды закрытой культуры творчество испытывало застой, и гении внутри Японии исчезали.
Этот анализ хорошо согласуется с теорией Кребера о том, что кластеры гениев исчезают, когда культура становится более закрытой. Это также объясняет, почему золотой век Афин не продлился долго.
Помимо войны со Спартой, древние Афины закрыли свои границы для чужеземцев и внешних идей, построили большие дома и широкие улицы, которые сделали город менее близким, увеличили разрыв в неравенстве доходов и подавили универсалов в пользу экспертов.
В конце концов, высокомерие и тщеславие убили процветающую культуру, благодаря которой древние Афины когда-то считались самым творческим местом в мире.
Недостающий элемент
«Творчество с большей вероятностью процветает там, где новые идеи требуют меньше усилий для восприятия». – Михай Чиксентмихайи
Современное общество влюбилось в романтическую идею об обнаружении и воспитании следующего творческого гения и забыло об истине: одинокий творческий гений – это миф.
Каждый год тысячи организаций по всему миру тратят огромные суммы денег на обучение, призванное развить у сотрудников навыки творческого мышления, однако лишь в Кремниевой долине появляется несоразмерное количество глобальных инноваций. Недостающий элемент, обсуждаемый в этой статье из двух частей – культура.
Культура, открытая для новых радикальных идей, является питательной средой для творчества и гениальности, и наоборот. Поэтому неудивительно, что самые инновационные организации в мире появляются в Кремниевой долине, а наименее инновационные – в наименее открытых местах в мире.
На протяжении всей истории важность культуры в значительной степени игнорировалась, поскольку дискуссия о природе и воспитании отвлекала наше внимание от окружающей среды и направляла его на отдельную личность. Но если бы творческая гениальность сводилась исключительно к отдельной личности, то группы гениев не появлялись бы и не исчезали бы на протяжении всей истории.
Кластеры гениев доказывают: «то, что почитается в стране, будет культивироваться там» (эти слова принадлежат Платону). В наше время мы почитаем технику и науку гораздо больше, чем классическую музыку, поэтому, если бы Моцарт родился сегодня, он, возможно, никогда бы не стал признанным творческим гением. Аналогичным образом, современный технологический гений никогда не был бы признан древними афинянами.
Тропы истории усеяны подсказками, которые помогают разгадать тайну происхождения творческой гениальности, а именно: творчество и гениальность возникают на пересечении личности и места. Они являются побочным продуктом реакции индивида на культуру и ограничения его окружения.
Индивид – это семя, а культура – почва. Независимо от того, насколько совершенным является семя (благодаря тяжёлой работе и/или генетике), оно не сможет вырасти и в полной мере раскрыть свой потенциал без хорошей почвы. Но если почва хорошая, то даже несовершенное семя может вырасти и раскрыться в полной мере.
Если мы действительно заботимся о будущем человечества, то будет лучше, если мы направим свою энергию на развитие открытой культуры в семьях, школах и организациях, вместо того чтобы тратить время на создание совершенной личности.
Есть старая африканская пословица, которая гласит: «Чтобы воспитать одного ребёнка, нужна целая деревня». Эти мудрые слова, переведённые на современный язык, напоминают нам, что для того чтобы вырастить гения, нужна процветающая культура.
Ранее на Muse – «Грета наоборот»: немецкая активистка и блогер поддерживает консервативные взгляды на климат и иммиграцию
признаков того, что ваш ребенок обладает интеллектом выше среднего
Авторы: Редакторы WebMD
В этой статье
- Причины гениальности
- Признаки гениальности мозга
- Признаки гениальности у детей
- Одаренный ли ваш ребенок?
- Признаки гениальности у взрослых
Термин «гениальность» относится к человеку с необычайной интеллектуальной или творческой силой. Психологи в начале 1900-х были первыми, кто измерил и определил гениальность с точки зрения коэффициента интеллекта человека (IQ).
Первый показатель IQ гения был около 140. Это примерно один из каждых 250 человек. Но один ведущий исследователь в 1940-х годах предположил, что гений должен иметь IQ выше 180. Это примерно один из каждых 2 миллионов человек.
Нет единого определения гениальности. Но многие врачи изучают очень умных или одаренных детей, чтобы лучше понять гениальность. Они определяют гениальность как богатство оригинальности, творчества и способности воображать или мыслить по-новому.
Может ли ваш ребенок обладать поведением и навыками интеллекта выше среднего или гениальности? Вот некоторые из черт чрезвычайно высокого интеллекта, на которые стоит обратить внимание.
Причины гениальности
Ученые точно не знают, что делает человека гениальным. Вероятно, в вашем уровне интеллекта есть генетический компонент. Определенные типы генов влияют на то, насколько велика ваша интеллектуальная сила.
Генетическое влияние вашего ребенка влияет на его мотивацию, уверенность в себе и другие черты. Они сильно влияют на их успеваемость в школе или на тестах, измеряющих интеллект.
Признаки гениального мозга
Существуют определенные физические черты, присущие мозгу гениев или обладающих исключительным интеллектом.
Большой региональный объем мозга. Вопреки распространенному мифу, интеллект не зависит от размера мозга. Но сканирование мозга показало, что у одаренных людей или гениев больше серого вещества. Это часть вашего мозга, отвечающая за вычисления и обработку информации. Он направляет ваше внимание, память, язык, восприятие и интерпретации.
Увеличение связности областей мозга. Высокоодаренные или гениальные люди обычно имеют более активное белое вещество в мозгу. Белое вещество отвечает за связь между различными частями вашего мозга. У гениальных мозгов, кажется, лучше развита сеть этих связей. Это приводит к очень быстрому и сложному мышлению.
Повышенная сенсорная чувствительность и обработка эмоций. Гениальный мозг может испытывать «суперстимуляцию». Некоторые гениальные мозги очень чувствительны к эмоциям других людей. Это может помочь установить отношения с другими людьми. Но временами это может быть подавляющим и утомительным.
Признаки детской гениальности
Существует множество различных признаков гениальности. Вместе они называются «одаренностью» у детей. Нет двух одинаковых мозгов и двух одинаковых людей (даже близнецов!). Разные гении могут проявлять разные черты.
Официального списка признаков гениальности не существует. Некоторые признаки, которые часто появляются у детей, включают:
- Сильная потребность в умственной стимуляции и вовлечении
- Способность быстро изучать новые темы
- Способность быстро обрабатывать новую и сложную информацию
- Желание глубоко изучить определенные темы
- Ненасытное любопытство, часто демонстрируемое многими вопросами
- Изучение учебного материала в следующем классе
- Эмоциональная глубина и чувствительность
- Волнение по поводу уникальных тем или интересов
- Зрелое или уникальное чувство юмора
- Обладает воображением и способен находить нестандартные решения проблем
- Быстро обучаемый
- Более осведомлен, чем другие дети, о себе, социальных ситуациях и глобальных проблемах
Ваш ребенок одаренный?
Некоторые стандартизированные тесты определяют, является ли ваш ребенок одаренным или считается гением. Полная оценка включает стандартизированный экзамен для измерения их интеллектуальных способностей и наблюдения за тем, как ваш ребенок взаимодействует в классе.
Родителям одаренных детей даются рекомендации о том, как помочь их детям развиваться, и советы, которые они могут дать своим учителям.
Поговорите со школой вашего ребенка о том, какие ресурсы доступны в вашем сообществе, если вы хотите, чтобы эти тесты или оценки для вашего ребенка.
Признаки гениальности у взрослых
Признаки высокой интеллектуальной силы у взрослых аналогичны таковым у детей. К ним относятся, среди прочего, быстрое обучение, интерес к уникальным темам и способность быстро обрабатывать информацию. Некоторые другие привычки или поведение, которые могут указывать на высокий уровень интеллекта или гениальности взрослого человека:
- Склонность к слегка загроможденному жилому и рабочему пространству
- Ценность одиночества или времени вдали от людных мест
- Отличная память
«сова») до раннего утра
Интеллект иногда может быть связан с другими состояниями, особенно у взрослых. Иногда высокий интеллект связан с определенными тревожными расстройствами.
Есть также совпадения между спектром аутизма и экстремальным интеллектом.
Каждый мозг и каждый человек индивидуален. Гениальность — это не стандартизированная мера. Обратитесь в местную систему образования или к врачу за дополнительной информацией, если вы считаете, что у вашего ребенка или у вас могут быть признаки гениальности.
Признаки того, что ваш ребенок обладает интеллектом выше среднего
Автор: WebMD Редакторы
В этой статье
- Причины гениальности
- Признаки гениальности мозга
- Признаки гениальности у детей
7?
- Признаки гениальности у взрослых
Термин «гениальность» относится к человеку с необычайной интеллектуальной или творческой силой. Психологи в начале 1900-х были первыми, кто измерил и определил гениальность с точки зрения коэффициента интеллекта человека (IQ).
Первый показатель IQ гения был около 140. Это примерно один из каждых 250 человек. Но один ведущий исследователь в 1940-х годах предположил, что гений должен иметь IQ выше 180. Это примерно один из каждых 2 миллионов человек.
Нет единого определения гениальности. Но многие врачи изучают очень умных или одаренных детей, чтобы лучше понять гениальность. Они определяют гениальность как богатство оригинальности, творчества и способности воображать или мыслить по-новому.
Может ли ваш ребенок обладать поведением и навыками интеллекта выше среднего или гениальности? Вот некоторые из черт чрезвычайно высокого интеллекта, на которые стоит обратить внимание.
Причины гениальности
Ученые точно не знают, что делает человека гениальным. Вероятно, в вашем уровне интеллекта есть генетический компонент. Определенные типы генов влияют на то, насколько велика ваша интеллектуальная сила.
Генетическое влияние вашего ребенка влияет на его мотивацию, уверенность в себе и другие черты. Они сильно влияют на их успеваемость в школе или на тестах, измеряющих интеллект.
Признаки гениального мозга
Существуют определенные физические черты, присущие мозгу гениев или обладающих исключительным интеллектом.
Большой региональный объем мозга. Вопреки распространенному мифу, интеллект не зависит от размера мозга. Но сканирование мозга показало, что у одаренных людей или гениев больше серого вещества. Это часть вашего мозга, отвечающая за вычисления и обработку информации. Он направляет ваше внимание, память, язык, восприятие и интерпретации.
Увеличение связности областей мозга. Высокоодаренные или гениальные люди обычно имеют более активное белое вещество в мозгу. Белое вещество отвечает за связь между различными частями вашего мозга. У гениальных мозгов, кажется, лучше развита сеть этих связей. Это приводит к очень быстрому и сложному мышлению.
Повышенная сенсорная чувствительность и обработка эмоций. Гениальный мозг может испытывать «суперстимуляцию». Некоторые гениальные мозги очень чувствительны к эмоциям других людей. Это может помочь установить отношения с другими людьми. Но временами это может быть подавляющим и утомительным.
Признаки детской гениальности
Существует множество различных признаков гениальности. Вместе они называются «одаренностью» у детей. Нет двух одинаковых мозгов и двух одинаковых людей (даже близнецов!). Разные гении могут проявлять разные черты.
Официального списка признаков гениальности не существует. Некоторые признаки, которые часто появляются у детей, включают:
- Сильная потребность в умственной стимуляции и вовлечении
- Способность быстро изучать новые темы
- Способность быстро обрабатывать новую и сложную информацию
- Желание глубоко изучить определенные темы
- Ненасытное любопытство, часто демонстрируемое многими вопросами
- Изучение учебного материала в следующем классе
- Эмоциональная глубина и чувствительность
- Волнение по поводу уникальных тем или интересов
- Зрелое или уникальное чувство юмора
- Обладает воображением и способен находить нестандартные решения проблем
- Быстро обучаемый
- Более осведомлен, чем другие дети, о себе, социальных ситуациях и глобальных проблемах
Ваш ребенок одаренный?
Некоторые стандартизированные тесты определяют, является ли ваш ребенок одаренным или считается гением. Полная оценка включает стандартизированный экзамен для измерения их интеллектуальных способностей и наблюдения за тем, как ваш ребенок взаимодействует в классе.
Родителям одаренных детей даются рекомендации о том, как помочь их детям развиваться, и советы, которые они могут дать своим учителям.
Поговорите со школой вашего ребенка о том, какие ресурсы доступны в вашем сообществе, если вы хотите, чтобы эти тесты или оценки для вашего ребенка.
Признаки гениальности у взрослых
Признаки высокой интеллектуальной силы у взрослых аналогичны таковым у детей. К ним относятся, среди прочего, быстрое обучение, интерес к уникальным темам и способность быстро обрабатывать информацию. Некоторые другие привычки или поведение, которые могут указывать на высокий уровень интеллекта или гениальности взрослого человека:
- Склонность к слегка загроможденному жилому и рабочему пространству
- Ценность одиночества или времени вдали от людных мест
- Отличная память
«сова») до раннего утра
Интеллект иногда может быть связан с другими состояниями, особенно у взрослых. Иногда высокий интеллект связан с определенными тревожными расстройствами.
Есть также совпадения между спектром аутизма и экстремальным интеллектом.
Каждый мозг и каждый человек индивидуален. Гениальность — это не стандартизированная мера. Обратитесь в местную систему образования или к врачу за дополнительной информацией, если вы считаете, что у вашего ребенка или у вас могут быть признаки гениальности.
Признаки того, что ваш ребенок обладает интеллектом выше среднего
Автор: WebMD Редакторы
В этой статье
- Причины гениальности
- Признаки гениальности мозга
- Признаки гениальности у детей
7?
- Признаки гениальности у взрослых
Термин «гениальность» относится к человеку с необычайной интеллектуальной или творческой силой. Психологи в начале 1900-х были первыми, кто измерил и определил гениальность с точки зрения коэффициента интеллекта человека (IQ).
Первый показатель IQ гения был около 140. Это примерно один из каждых 250 человек. Но один ведущий исследователь в 1940-х годах предположил, что гений должен иметь IQ выше 180. Это примерно один из каждых 2 миллионов человек.
Нет единого определения гениальности. Но многие врачи изучают очень умных или одаренных детей, чтобы лучше понять гениальность. Они определяют гениальность как богатство оригинальности, творчества и способности воображать или мыслить по-новому.
Может ли ваш ребенок обладать поведением и навыками интеллекта выше среднего или гениальности? Вот некоторые из черт чрезвычайно высокого интеллекта, на которые стоит обратить внимание.
Причины гениальности
Ученые точно не знают, что делает человека гениальным. Вероятно, в вашем уровне интеллекта есть генетический компонент. Определенные типы генов влияют на то, насколько велика ваша интеллектуальная сила.
Генетическое влияние вашего ребенка влияет на его мотивацию, уверенность в себе и другие черты. Они сильно влияют на их успеваемость в школе или на тестах, измеряющих интеллект.
Признаки гениального мозга
Существуют определенные физические черты, присущие мозгу гениев или обладающих исключительным интеллектом.
Большой региональный объем мозга. Вопреки распространенному мифу, интеллект не зависит от размера мозга. Но сканирование мозга показало, что у одаренных людей или гениев больше серого вещества. Это часть вашего мозга, отвечающая за вычисления и обработку информации. Он направляет ваше внимание, память, язык, восприятие и интерпретации.
Увеличение связности областей мозга. Высокоодаренные или гениальные люди обычно имеют более активное белое вещество в мозгу. Белое вещество отвечает за связь между различными частями вашего мозга. У гениальных мозгов, кажется, лучше развита сеть этих связей. Это приводит к очень быстрому и сложному мышлению.
Повышенная сенсорная чувствительность и обработка эмоций. Гениальный мозг может испытывать «суперстимуляцию». Некоторые гениальные мозги очень чувствительны к эмоциям других людей. Это может помочь установить отношения с другими людьми. Но временами это может быть подавляющим и утомительным.
Признаки детской гениальности
Существует множество различных признаков гениальности. Вместе они называются «одаренностью» у детей. Нет двух одинаковых мозгов и двух одинаковых людей (даже близнецов!). Разные гении могут проявлять разные черты.
Официального списка признаков гениальности не существует. Некоторые признаки, которые часто появляются у детей, включают:
- Сильная потребность в умственной стимуляции и вовлечении
- Способность быстро изучать новые темы
- Способность быстро обрабатывать новую и сложную информацию
- Желание глубоко изучить определенные темы
- Ненасытное любопытство, часто демонстрируемое многими вопросами
- Изучение учебного материала в следующем классе
- Эмоциональная глубина и чувствительность
- Волнение по поводу уникальных тем или интересов
- Зрелое или уникальное чувство юмора
- Обладает воображением и способен находить нестандартные решения проблем
- Быстро обучаемый
- Более осведомлен, чем другие дети, о себе, социальных ситуациях и глобальных проблемах
Ваш ребенок одаренный?
Некоторые стандартизированные тесты определяют, является ли ваш ребенок одаренным или считается гением. Полная оценка включает стандартизированный экзамен для измерения их интеллектуальных способностей и наблюдения за тем, как ваш ребенок взаимодействует в классе.
Родителям одаренных детей даются рекомендации о том, как помочь их детям развиваться, и советы, которые они могут дать своим учителям.
Поговорите со школой вашего ребенка о том, какие ресурсы доступны в вашем сообществе, если вы хотите, чтобы эти тесты или оценки для вашего ребенка.
Признаки гениальности у взрослых
Признаки высокой интеллектуальной силы у взрослых аналогичны таковым у детей. К ним относятся, среди прочего, быстрое обучение, интерес к уникальным темам и способность быстро обрабатывать информацию. Некоторые другие привычки или поведение, которые могут указывать на высокий уровень интеллекта или гениальности взрослого человека:
- Склонность к слегка загроможденному жилому и рабочему пространству
- Ценность одиночества или времени вдали от людных мест
- Отличная память
«сова») до раннего утра
Интеллект иногда может быть связан с другими состояниями, особенно у взрослых.