Маскировка у животных: 20 примеров маскировки животных — проверь свое зрение прямо сейчас!

Содержание

Правила камуфляжа. Биология и математика управляют окраской животных

Пятна жирафа, полоски зебры, узоры на крыльях бабочки — сколько детей мучали родителей вопросами, откуда берутся эти причудливые живые рисунки. Оказывается, у ученых уже есть ответы. Немного химии, немного математики и эволюционный отбор — природа разрисовывает свои создания по вполне определенным правилам.

Зачем нужна необычная окраска?

У Редьярда Киплинга есть сказка о том, как леопард получил свои пятна: когда-то давно все животные на земле были окрашены исключительно равномерно, но потом травоядные ушли в леса, обзавелись полосками, пятнами, а также прочими маскирующими узорами, и хищникам пришлось приспосабливаться к новым условиям. Вскоре после этого сначала почернели люди (Киплинг пересказывает эфиопскую сказку), а потом из охотничьей солидарности они покрыли отпечатками своих рук леопардов, чтобы те снова могли незаметно подбираться к добыче.

Десятки схожих сюжетов о животных можно найти в самых разных уголках мира: даже Чарльз Дарвин считал, что основная функция необычной окраски многих животных — это маскировка, помогающая им либо сливаться с окружающей местностью, либо обманывать зрение хищников (или, наоборот, жертв) и расплываться в их глазах бессмысленными пятнами.

Для многих животных это верно, но не для всех. Например, в исследовании 2016 года канадские, американские и японские ученые показали, что черно-белые полоски зебр не очень хорошо подходят для их естественной среды обитания. Используя данные о зрении львов и пятнистых гиен — главных врагов зебр, исследователи показали, что на открытой местности хищники будут различать полосатых животных так же хорошо, как и своих однотонных родственников. Поэтому окраска зебр, по мнению ученых, не может объясняться классической «камуфляжной» версией.

Черно-белая окраска плохо помогает зебрам скрыться от хищников. Фото: Sid Mosdell / Flickr

Часто яркая окраска еще служит для отпугивания хищников, но это тоже не случай зебр. Они, во-первых, не ядовиты, а во-вторых, им совершенно не под кого мимикрировать: в среде обитания зебр нет других ядовитых животных с такой окраской. Поэтому авторы статьи сделали вывод, что полоски несут прежде всего социальную функцию — например, зебры могут их использовать для узнавания сородичей.

Какие вещества окрашивают животных?

У теплокровных животных за окраску отвечает пигмент меланин, который вырабатывают специализированные клетки меланоциты. Меланин бывает разных цветов — черным, коричневым, желтым, красноватым — и содержится в коже, волосах и в радужной оболочке глаза. В отсутствие меланина кожный покров почти бесцветен и подкрашивается только за счет кровеносных сосудов, а с повышением концентрации меланина цвет становится все более насыщенным. Соответственно, темные пятна на шкуре желтоватого леопарда — это области с повышенным активным содержанием меланина.

У холоднокровных животных все немного сложнее. Вместо меланоцитов они используют хроматофоры — пигментообразующие клетки, которые не только дают гораздо более разнообразные цвета, но еще и умеют менять свои размеры. Благодаря им хамелон может менять свою окраску в зависимости от температуры окружающей среды или своего настроения. Под кожей хамелеона есть сразу несколько слоев хроматофоров. Самый верхний содержит клетки с красным или желтым пигментом, который может перераспределяться по клеткам хроматофоров и то собираться у них в центре, то растекаться вширь. В первом случае становится виден второй слой, который содержит клетки с пигментом гуанином, который за счет интерференции света может отражать синий цвет. А самый глубокий слой содержит меланин. В зависимости от соотношения «активностей» этих слоев хамелеон может приобретать самые разные цвета — от красного до синего.

Что управляет всеми этими процессами?

«Ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции», — говорил советско-американский классик генетики Феодосий Добржанский, и окраска животных здесь не исключение: эволюция отбирает только самые лучшие рисунки, которые помогают их носителям выжить.

Самый яркий пример — бабочка березовая пяденица, Biston betularia. До середины XIX века все они были неприметной серой окраски, которая помогала слиться со стволами деревьев. Но вместе с интенсивным ростом промышленности они стали постепенно чернеть, будто покрываясь сажей, чтобы лучше подходить под новые условия.

В какой-то момент численность черных пядениц была даже в несколько раз больше, чем серых, но потом люди стали бороться с загрязнением воздуха, и теперь их только около 5% от всей популяции. В 2016 году ученые однозначно связали такое адаптивное и обратимое изменение окраски бабочек с мутацией в гене crotex, появившейся в популяции пядениц как раз в середине XIX века. Тогда эта «очерняющая» мутация очень помогала выжить своим обладателям, и в результате, поколение за поколением, их становилось все больше. Но теперь, когда деревья реже покрыты толстым слоем сажи (во всяком случае, в Манчестере), эта мутация уже не актуальна. Так окраска животных может меняться под действием эволюционного отбора даже на протяжении человеческой жизни.

Березовая пяденица. Темный вариант окраски. Фото: Ben Sale / Flickr

Как формируются сложные узоры?

В 1952 году английский математик Алан Тьюринг в поисках ответа на этот вопрос написал статью, в которой сложные, хаотические складывающиеся узоры объяснялись сравнительно простой моделью. Он предположил, что за окраску животных в простейшем виде отвечает не одно вещество, а два, которые взаимодействуют друг с другом и с разной скоростью диффундируют в пространстве. Первое из них придает окраску, ускоряет синтез второго вещества и медленно диффундирует, а второе обесцвечивает ткань, замедляет синтез первого вещества и диффундирует быстро.

Для пояснения такой модели иногда предлагают представить лесной пожар. Он разгорается сразу в нескольких местах (это «первое вещество»), после чего туда вылетают пожарные расчеты и останавливают продвижение пламени (это «второе вещество») — в результате с высоты птичьего полета мы видим зеленый лес с проступившими пятнами черноты.

Очень важная особенность модели Тьюринга — это ее колебательный характер. Вещество A в этой схеме не превращается скучным образом напрямую в B, а волнообразно меняет свою концентрацию: его становится то чуть меньше, то чуть больше, то снова меньше и так в конце концов оно (все равно) перетекает полностью в B.

Здесь тоже есть классический пример — реакция Белоусова-Жаботинскогого. В ее каноническом случае участвует три вещества — катализатор, органический восстановитель и органический окислитель, которые в сумме с помощью своих промежуточных форм могут давать 80 разных реакций. Все эти реакции хитро переплетены между собой во времени и пространстве (не забываем, что у реагентов разные характерные скорости диффузии), и в результате они «рисуют» своеобразные галлюциногенные узоры.

Характер эти рисунков глобально определяется формой пространства, где взаимодействуют вещества, коэффициентами их диффузии и, отчасти, начальными концентрациями. Все вместе это задает общий мотив узора (пятна, полоски, концентрические окружности), а детали рисунка (как именно будут разбросаны пятна) определяются абсолютно хаотическими факторами вроде неизбежных флуктуаций температуры.

По Тьюрингу подобным образом как раз и получается необычная окраска животных: некоторые факторы (диффундирующие вещества, вступающие между собой в реакции) в хаосе своего взаимодействия определяют активности тех же хроматофоров и меланоцитов, а уже те «переносят» получившуюся «химическую» картинку на кожу.

Долгое время этому предположению были только косвенные подтверждения. В многочисленных моделях по правилам Тьюринга получались самые разные узоры, повторяющие окраску самых разных животных: от тропических рыб-зебр до цесарок. Но молекулярная природа реакций оставалась непонятной.

В 2012 году все немного поменялось. Ученые во главе с Джереми Грином из Кингс-Колледжа показали, что формирование периодических неровностей на нёбе мышей определяется двумя веществами, работающими по схеме Тьюринга, — фактором роста фибробластов (FGF) и ингибитором «Ёжик-соник» (Shh). Конечно, это еще не работа про окраску, но, наверное, скоро придут и они — оригинальная статья Тюринга как раз была не только про пигментацию, но и вообще морфогенез, то есть возникновение и развитие органов.

Узор на перьях цесарки обыкновенной задается уравнениями Тьюринга. Фото: Sasha Wenninger / Flickr

Есть еще одна математическая модель, которая, по-видимому, определяет окраску животных, — это клеточный автомат фон Неймана. Выглядит она следующим образом: представьте себе плоскую решетку, в которой каждая клеточка может быть либо закрашена, либо нет. Вы можете задавать начальное состояние (красить некоторые клетки) и определять правила эволюции модели — на какие соседние клетки должна «смотреть» каждая отдельная клетка, чтобы вычислить, что с ней будет в следующий момент.

Правила могут быть, например, такими: каждая клетка «смотрит» сразу на всех своих соседей. Если клетка пустая, а трое и более соседей закрашено, в следующий момент времени она тоже закрашивается. Если клетка пустая, а менее трех соседей закрашено, то она тоже остается пустой, и так далее.

Существует огромное количество разных вариаций клеточных автоматов, и некоторые из них тоже повторяют узоры животных — даже более сложные, чем пятна леопарда или концентрические круги. Например, рисунки на раковине моллюска текстильный конус, Conus textile, очень напоминают клеточный автомат, живущий по «правилу 30».

Моллюск текстильный конус. Изображение: Harry rose / Flickr

Совсем недавно выяснилось, что сложные узоры клеточного автомата могут быть частным случаем уравнений Тьюринга. Ученые из Швейцарии и России исследовали глазчатых ящериц Timon lepidus, которые рождаются с коричневой кожей, покрытой белыми точками (это классический узор по Тьюрингу), а потом приобретают лабиринтообразный узор из зеленых чешуек разных оттенков. Каждые две недели на протяжении трех лет ученые фиксировали окраску животных, и оказалось, что перекраска ящериц происходит по простым правилам клеточных автоматов.

Параллельно исследователи показали, что уравнения Тьюринга при некоторых условиях (переменные коэффициенты диффузии, определяемые переменной толщиной кожи между чешуйками ящерицы) могут порождать клеточные автоматы. Простые и начальные условия без всякой магии превращались в хаос красоты.

 Михаил Петров

Теги

Науки о живомХимияМолекулярная биологияРоссийская наука

Камуфляж и маскировка | Статьи компании ОКРУГ

С незапамятных времен она интересовала человека и как способ самосохранения, и как способ успешного скрадывания животных во время охоты.

Первоначально для маскировки использовались элементы природной среды — ветки, трава и пр. Человек привязывал их к телу в попытке слиться с местностью. Применялись в качестве маскировочных материалов и перья птиц, и шкуры зверей. Много чего испробовал человек и его предки за сотни тысяч лет опыта выживания на планете Земля.

Современная история камуфляжного рисунка ограничена несколькими десятками лет минувшего и нынешнего столетий. Моду здесь начали задавать военные. Двух-, трех-, и четырехцветные рисунки более пятидесяти лет господствовали на рынке армейской экипировки, но абсолютно не пользовались спросом у охотников, не говоря уже о рыболовах.

Первая камуфляжная маскировочная расцветка была применена в английской армии в самом конце XIX века. Как ни парадоксально, она имела всего лишь один цвет — хаки. Изменение расцветки ярких военных камзолов было связано с изменением тактики ведения боевых действий и появлением высокоэффективного оружия для уничтожения личного состава.

В Первой Мировой Войне так называемый «осколочный» камуфляж был применен в немецкой армии. Название «осколочный» связано с рисунком, состоящим из цветных геометрических фигур различной формы и размера, хаотично разбросанных по поверхности. Опыт применения увенчался успехом, и в полном объеме использовался в элитных частях Вермахта во Второй Мировой Войне.

Все армии мира рано или поздно пришли к использованию камуфляжных рисунков при изготовлении военной экипировки — это помогало сохранить численность личного состава при ведении открытых боевых действий.

Все принципиальные схемы армейских камуфляжных рисунков разрабатывались и разрабатываются под конкретную местность, в зоне которой могли бы находиться военнослужащие, и с учетом нормативных требований, предъявляемых к маскировке на открытой местности. За основу берется человеческое зрение в светлое время суток, и является точкой отсчета при составлении цветовой насыщенности элементов рисунка, его формы, контрастности между граничащими фрагментами.

Тот же принцип применен современными дизайнерами для разработки камуфляжного рисунка одежды охотников.

Бурное развитее охотничьего камуфляжного рисунка в последние десять лет связано с индустрией производства коммерческой охотничьей одежды.

Американские дизайнеры Уильям Р. Джордан и Джо Белт, с начала 90-х годов 20 столетия опубликовали в издании «Copyright» — ежегодном сборнике Библиотеки Конгресса США — серию камуфляжных рисунков «Advantage Camouflage», «Advantage Wetland Camo», «RealTree Hardwoods 20-200», «RealTree X-tra Brown», «Advantage Timber», «RealTree Hardwoods 20-200 Snow Camo». В их основу было положено реальное изображение фрагментов леса, тростника и так далее. Рисунок «Advantage Camouflage» так полюбился охотникам всего мира, что индустрия охотничьей экипировки базировалась на его использовании в течение нескольких лет.

Простимулированная возрастающим спросом на реалистичные камуфляжные рисунки мировая текстильная индустрия работала, не покладая рук. Появились различные модификации «Advantage Camouflage», «Advantage Wetland Camo», «RealTree Hardwoods 20-200». Процесс этот продолжается и по сию пору.

Анализируя историю развития военного и охотничьего камуфляжного рисунка, мы можем заметить, что в основу охотничьей маскировки положен принцип маскировки армейской. То есть в фундамент практического развития охотничьей маскировки легла сугубо военная концепция — «спрятать» человека от взгляда человека.

Исследования ученых, к которым уже не раз обращались разработчики камуфляжа, однозначно показывают, что зрение животных отлично от зрения человека. То есть, одевая современный камуфляж, мы «прячемся» не столько от зверя или птицы, сколько от себе подобных. Наша способность видеть (или не видеть) играет в данном случае злую шутку с разработчиками, не позволяя им взглянуть на свой продукт глазами животных. Это не слишком драматично для охотников в настоящее время, но сам подход к проблеме неверен в корне.

Для понимания принципиального подхода к совершенствованию маскировочных рисунков от глаз животных целесообразно обратиться к первоисточнику — самой природе.

С целью защитить некоторые виды животных и птиц от хищников, обладающих природным инструментом поиска и нападения, природа наделила первых специальной окраской, которую ученые называют покровительственной. Эта расцветка, данная самой природой, позволяет беззащитным животным укрываться от наделенных той же природой совершенного взгляда ястребиных и зоркого ночного зрения хищных зверей.

Оперируя расцветками, которыми природа наделила некоторые виды птиц, можно составить представление о том, какой камуфляжный рисунок наиболее целесообразно применять для конкретного вида охоты.

При разработке камуфляжа можно использовать и подход от обратного. Некоторые хищники имеют прекрасную маскировку, позволяющую им дожидаться своей жертвы в засаде, либо незаметно подкрадываться к ней (полярная сова, тигр, леопард и пр.).

Рассмотрим, например, охоту на гуся и утку. Зрение гусиных и утиных хуже, чем зрение орлов и ястребов. Применяя покровительственную окраску распространенного в лесах средней полосы вальдшнепа, который является объектом охоты ястребов, мы получаем значительное преимущество, если используем эту же расцветку в охоте на гусиных и утиных. Такое же преимущество мы получаем при использовании покровительственной окраски болотной выпи для охоты на ту же дичь в камышовых зарослях и на водных просторах с незначительной растительностью.

Внимательно изучая природную окраску животных, мы сможем понять, почему рыжая лиса незаметно подкрадывается к зоркой жертве на дистанцию, необходимую для прыжка, а полосатый тигр приближается к кабаньему стаду, не вызывая у копытных опасений. Возможности нашего зрения не в состоянии объяснить подобные парадоксы.

Но, может быть, растительный рисунок все же предпочтительнее покровительственной окраски животных? Хорошо известно, что природе по силам окрасить животных самым замысловатым, самым невообразимым образом — нарядить безобидных цветочных мух, например, в желто-черный полосатый «костюм» осы. И если бы растительный рисунок был предпочтительнее, то в природе бы наверняка оказался хоть один зверь или птица с растительным «камуфляжем». Но этого нет.

Устремившись за конъюнктурным спросом, индустрия охотничьей маскировки изначально пошла по пути армейского рисунка — спрятать человека от человека.

В странах, где использование маскировочной одежды для граждан не запрещено законодательством, многие фабрики, производившие охотничью одежду, поспешили приобрести лицензии на использование популярных рисунков у их создателей.


Не дремали и «пираты» — соблазн «срезать купоны» непреодолим. Десятки фабрик Юго-Восточной Азии переориентировались на изготовление контрафакта, которым был быстро разбавлен поток лицензионной продукции.

Военные ведомства в это время не спешили переходить на более дорогую экипировку, так как процесс многоцветной печати неоправданно дорог для бюджета армии.

Последние несколько лет рынок маскировочной экипировки переживает кризис, связанный с отсутствием новизны, способной стимулировать коммерческий спрос у потребителя.

Немаловажным сдерживающим фактором является и засилье на российском рынке «пиратов», стремящихся любым способом незаконно использовать чужую интеллектуальную собственность. Введенный в действие Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах» в настоящее время имеет практическое применение лишь к аудио- и видео-произведениям.

Пользуясь отсутствием внимания правоохранительных органов к контрафактной продукции в виде дизайна рисунка на ткани, руководители одной из подмосковных фирм, которая организована бывшими гражданами Украины, умудрились даже запатентовать в Российском Патентном Агентстве ранее известные американские камуфляжные рисунки «Advantage Wetland Camo» и «Mossy Oak» под псевдоавторством гражданина Республики Беларусь.

Ну, а как же обстоит дело с новинками? Российским охотникам в ближайшее время, несомненно, повезет. Группа московских энтузиастов в течение двух лет проводила работы по созданию маскировочных рисунков, в идею создания которых положены научные труды по изучению покровительственной окраски животных и птиц.

Программа разработки состоит из двух этапов, полное завершение первого из которых произойдет в начале 2005 года. Результатом этой работы станут три маскировочных рисунка, содержащих в себе элементы окраски таких птиц, как вальдшнеп, болотная выпь и полярная сова.

Рисунок «Вальдшнеп» имеет цвета, сочетание которых позволит прекрасно маскироваться в период с ранней весны до поздней осени в зарослях кустарника, на фоне деревьев и пожухлой травы.

Совершенно приспособлен для охоты на водоплавающую дичь в зарослях сухого камыша рисунок «Выпь», сочетающий в себе элементы природного окраса болотной выпи и сухих стеблей камыша.

И, наконец, просто сказочно красив рисунок «Полярная сова», предназначенный для маскировки во время зимних охот.

Разработчики полагают, что такой революционный подход к дизайну маскировочной расцветки вызовет интерес не только у российских охотников, так как окраска, созданная самой природой, является идеальной.

В разработке принимали участие известный своими работами и многочисленными публикациями в области анималистики художник Александр Дёгтев, а также специалист в области компьютерного дизайна Дмитрий Зотов. Эта не первая работа, выполненная ими в области дизайна маскировочных рисунков. Ранее разработанный в том же составе рисунок «Поздняя Осень» заслужил народное признание, и широкомасштабно подделывается сегодня не только «пиратами» Юго-Восточной Азии, но и некоторыми фабриками бывшего СНГ.

Учитывая ошибки предыдущих лет, разработчиками применен сложный способ защиты своих произведений, не имеющий мировых аналогов. Он позволит правоохранительным органам, суду и специалистам экспертизы правильно и точно идентифицировать подделку.

Завершение второго этапа разработки, с использованием покровительственной окраски некоторых видов животных, планируется на начало 2006 года.

В данной статье мы приводим лишь фрагменты изображений по просьбе их создателей.

В дальнейшем мы поговорим об эффективных дистанциях маскировки, применительно к конкретным рисункам и объектам охоты.

Алексей Суденко

Факты о камуфляже

Рыжая лиса подстерегает, замаскировавшись в осеннем лесу. Национальный парк Гран Парадизо, Валле д’Аоста, Италия.

Фотография Стефано Унтертайнера, Коллекция изображений Nat Geo

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Камуфляж, также известный как загадочная окраска, предназначен не только для солдат в армии; это также распространено среди животных, которые используют его, чтобы слиться с окружающей средой, что в конечном итоге делает их невидимыми для потенциальных злоумышленников.

Тактика маскировки

Существуют разные типы маскировки, и некоторые животные используют более одного вида. Одной из наиболее распространенных тактик является сопоставление фона. Это может быть как просто белый мех лисы, соответствующий цвету арктической тундры, так и сложный, как листовое насекомое, имитирующее движения настоящего листа.

Другой тактикой является разрушительная окраска, когда животные маскируют свою идентификацию и местонахождение с помощью цветовых узоров. Например, у совиной бабочки на крыльях есть что-то похожее на совиные глаза, из-за чего хищники думают, что смотрят на лицо совы, а не на заднюю часть бабочки.

Вместо того, чтобы скрывать свою личность, некоторые организмы, такие как бабочка монарх, используют предупреждающую окраску, также известную как апосематизм, чтобы сигнализировать хищникам, что они наносят ядовитый удар.

Мимикрия — еще одна полезная тактика. Например, неядовитая алая королевская змея имитирует цвет смертоносной коралловой змеи, чтобы избежать опасности.

Затенение — это тактика, используемая животными с темной верхней половиной и светлой нижней половиной. Когда акула, например, видна сверху, она сливается с более темным океаном внизу, становясь невидимой для рыбаков и пловцов. Рыба-жертва также может не заметить акул, глядя на них снизу; более светлая сторона тела акулы сливается с поверхностью воды.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

1/49

1/49

Восточная визжащая сова. Окефеноки Болото, Джорджия

Восточная Визжащая Сова. Окефеноки Болото, Джорджия

Фотография Грэма МакДжорджа, National Geographic Your Shot

Обонятельная маскировка включает запах, а не цвет. Животные могут скрывать свой собственный запах или маскироваться запахом другого вида, чтобы избежать хищников. Например, калифорнийский суслик пережевывает кожу гремучей змеи в пасту и наносит ее на свой хвост, чтобы обескуражить гремучих змей и сбить их с толку.

Что определяет тактику маскировки?

Тактика маскировки животного зависит от нескольких факторов. Например, животные с мехом используют другую тактику маскировки, чем животные с перьями и чешуей, поскольку меху требуются недели или месяцы, чтобы вырасти и изменить цвет, в то время как чешуя и перья могут быстро линять и менять цвет.

Существа, живущие в группах, используют иную тактику, чем те, которые живут поодиночке. Например, черно-белые полосы стада зебр могут создать камуфляж, который может сбить с толку хищников.

Наконец, поведение или физические особенности хищника помогут определить метод маскировки. Например, если хищник дальтоник, жертва не должна сливаться с фоном.

Как создается камуфляж?

Существует два способа создания камуфляжа: с помощью пигментов и с помощью физических структур.

У некоторых животных, таких как осьминоги, есть биохромы, микроскопические пигменты, которые поглощают и отражают свет, изменяя фактический цвет животного. У других, например у белых медведей, в волосах есть физические структуры, которые работают как призмы, рассеивая свет всех цветов, который мы видим как белый.

Прочитать это дальше

На Марсе все-таки может существовать жизнь

  • Наука

В конце концов на Марсе может существовать жизнь

Красная планета, возможно, когда-то была домом для множества микробов. Новые исследования предполагают, что некоторым выносливым микробам удалось выжить под землей в замороженном состоянии.

Великий лондонский смог пробудил мир к опасностям угля

  • История и культура

Великий лондонский смог пробудил мир к опасностям угля

В течение пяти дней в декабре 1952 года густой туман окутывал улицы Лондона — стихийное бедствие, унесшее жизни тысяч людей и открывшее двери для знаковой защиты окружающей среды.

Эксклюзивный контент для подписчиков

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу

Узнайте, как люди представляли себе жизнь на Марсе на протяжении всей истории

Посмотрите, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу будет исследовать красную планету

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу

Узнайте, как люди представляли жизнь на Марсе на протяжении истории

Новый марсоход NASA

2 9 исследует красную планету

Подробнее

Камуфляж: как животные сочетаются с географией

Кейтлин Демпси | | Биогеография

Камуфляж — это способ для животных и насекомых слиться с окружающей средой, чтобы избежать обнаружения. И хищники, и жертвы используют маскировку как тактику выживания.

Камуфляж, также известный как загадочная окраска, позволяет жертве оставаться незамеченной охотящимися животными и насекомыми.

Для хищников камуфляж позволяет хищнику подкрадываться ближе к добыче во время охоты. Не имея необходимости преследовать добычу на большие расстояния, хищники таким образом могут экономить энергию.

Животные и насекомые используют разные способы маскировки своего присутствия. Стратегия избегания обнаружения другими животными или насекомыми называется крипсисом.

Активный камуфляж

Некоторые животные, такие как осьминоги и хамелеоны, способны быстро менять свою окраску и узоры в соответствии с изменениями окружающей среды.

Осьминог (Octopoda), замаскированный под скалы. На фото: залив Хауловер, национальный парк Виргинских островов. NPS, общественное достояние.

Подбор цвета

Как следует из названия, подбор цвета — это когда животное приобретает тот же внешний цвет, что и окружающая среда, в которой оно живет. География окружающей среды будет определять, как окрашено животное или насекомое.

Сопоставление цветов также известно как сопоставление фона.

Ты видишь ящерицу? Фото: NPS, Национальный памятник Чирикауа, общественное достояние.

Например, животные, живущие в Арктике, будут полностью белыми, чтобы сливаться со снегом и льдом.

Стратегия подбора цвета в качестве маскировки лучше всего работает, когда насекомое или животное живет в среде, где доминирует один основной цвет.

Killdeer, широко распространенная в Северной Америке ржанка, является хорошим примером подбора цветов. Эти маленькие птицы предпочитают открытую среду обитания, такую ​​как открытые поля, илистые отмели и пляжи.

Открытая грязь конюшни, как видно на фотографии ниже, обеспечивает еще одну оптимальную среду, позволяющую коричневато-коричневым перьям оленя-убийцы сливаться с почвой.

Окраска перьев оленя-убийцы делает его трудноразличимым на фоне открытой грязи. Фото: Кейтлин Демпси.

Ящерица Western Fence (Sceloporus occidentalis) имеет окраску чешуи от коричневого до черного, что позволяет ей хорошо сливаться со стволами деревьев, камнями и почвой.

Окраска ящерицы Western Fence помогает ей оставаться замаскированной на фоне ствола дерева. Фото: Кейтлин Демпси.

Сезонные изменения в камуфляже

У белохвостых куропаток и зайцев-беляков наблюдаются сезонные изменения оперения или шерсти: зимой они становятся белыми, а летом коричневыми.

Другие животные, такие как песец, также меняют цвет меха в зависимости от времени года.

Более 20 видов птиц и млекопитающих, обитающих в северном полушарии, дважды в год полностью меняют цвет: от коричневого летом до полностью белого зимой и обратно весной.

В зимние месяцы у зайца-беляка полностью белая шерсть. Фото: Джейкоб В. Франк/NPS, общественное достояние.

Несоответствие камуфляжа

Зимне-белые виды — это виды, мех которых зимой становится белым, чтобы сливаться со снегом.

Весна приносит с собой повышение температуры в сочетании с биологической реакцией на сокращение продолжительности дня, что вызывает изменение цвета шерсти на коричневый.

Обратное происходит, когда линька вызывает появление белой шерсти с понижением температуры и сокращением дня.

Когда зайцы-снегоступы держатся за свою белую зимнюю шубку после таяния снега, они выделяются на фоне окружающей среды. Фото: NPS, общественное достояние.

Несоответствие камуфляжа происходит, когда биологическое время этого перехода обратно к коричневому меху не совпадает со сменой времени года.

По мере того, как изменение климата сокращает и смещает более холодные зимние месяцы, такие виды, как заяц-беляк, испытывают несоответствие маскировки, что подвергает их более высокому риску нападения хищников.

Стратегия выживания зайца-снегоступа состоит в том, чтобы оставаться неподвижным до тех пор, пока хищник не пройдет, тактика, которая не работает при несоответствии камуфляжа.

Деструктивная окраска

Животные и насекомые с полосами, пятнами и несколькими цветами используют деструктивную окраску, чтобы спрятаться.

Сочетание узоров и цветов помогает визуально нарушить форму человека в окружающей среде и сделать его менее заметным.

Пятнистая шерсть калифорнийского суслика ( Otospermophilus beecheyi ) помогает скрыть его от растительности калифорнийского чапара. Пятна на шерсти этой белки помогают имитировать пятнистый эффект солнечного света, когда он проходит через растительность.

Калифорнийского суслика (Otospermophilus beecheyi) трудно увидеть на фоне коры упавшего дуба из-за его маскировки. Фото: Кейтлин Демпси.

Облитеративное затенение: камуфляж, помогающий прятаться от хищников сверху и снизу

Также известный как облитерирующее затенение, некоторые животные имеют двухцветный камуфляж, защищающий их от опасностей как сверху, так и снизу.

У пингвинов и черепах более светлая нижняя часть живота, которая имитирует взгляд на небо из-под воды, но более темная задняя сторона, которая сливается с водой, если смотреть сверху.

Двухцветная окраска пингвина помогает ему избежать обнаружения хищниками сверху и снизу, когда он находится в воде. Пара королевских пингвинов в заливе Фортуна. Фото: лейтенант Филип Холл, NOAA, общественное достояние.

Mimesis

Некоторые животные и насекомые разовьют части тела, которые выглядят как часть окружающей среды или другого животного.

Мимесис также известен как маскарад. Смысл мимесиса состоит в том, чтобы быть ошибочно принятым за какой-то объект, которым хищник обычно не интересовался бы.

Один из этих «листьев» не похож на другие. Катидид (Microcentrum rhombifolium) имитирует зеленый лист в качестве камуфляжа. Фото: Национальный исторический комплекс Saugus Iron Works, NPS, общественное достояние.

Насекомые, похожие на палочки, листья и камни, а также насекомые и животные с большими искусственными глазами являются примерами мимесиса.

Призрак Маклея (Extatosoma tiaratum), имитирующий лишай. Фото этого вида: © Jon Glittenberg, Petrified Pixels, используется с разрешения.

Самоукрашение

Животные добавляют элементы окружающей среды, такие как листья или мох, чтобы помочь им слиться с географией. Такой вид камуфляжа называется самодекорированием.

Например, эта восточная расписная черепаха замаскировалась под прудовую растительность, чтобы избежать хищничества ястребов и других хищных птиц. Покрытие из прудовой растительности помогает скрыть черепаху, пока она греется на бревне.

Эта восточная раскрашенная черепаха замаскировалась под прудовую растительность. Фото: Дэйв Фитцпатрик, Служба рыболовства и дикой природы США, общественное достояние.

Канадские журавли будут участвовать в «окрашивании перьев», которое включает в себя окрашивание их перьев грязью и болотной растительностью, чтобы они сливались с окружающей средой во время сезона гнездования.

Каталожные номера

Камуфляж животных . (2012, 31 марта). NPS.gov. https://www.nps.gov/romo/animal_camouflage.htm

Nesbitt, SA (1975). Окрашивание оперения канадских журавлей во Флориде.