Содержание
Ми-28НМ: «Ночной суперохотник» для армии
Фото: Евгений Баранов
28 октября в России отмечается День армейской авиации. Главным средством этого рода войск являются вертолеты различного назначения, в том числе боевые, или, как их еще называют, ударные. Вертолеты Ми-28 с 2013 года находятся на вооружении Минобороны России. В 1982 году впервые взлетел боевой Ми-28, а спустя 14 лет был разработан модифицированный Ми-28Н «Ночной охотник». Вертолет продолжает совершенствоваться, и на смену Ми-28Н приходят обновленные с учетом боевого опыта в Сирии машины Ми-28НМ. За свои высокие летные характеристики и надежность новый вертолет получил от пилотов уважительное прозвище «Николай Михайлович».
Усиленная бронезащита, повышенная боевая живучесть, современный высокоточный комплекс вооружения и другие преимущества нового «Ночного охотника» – в нашем материале.
Наш ответ «Апачу»
Концепция поддержки сухопутных войск с воздуха хорошо вооруженными «летающими танками» − боевыми вертолетами – появилась в конце 1950-х годов. Взлетевший в 1969 году Ми-24 «Крокодил» гениального конструктора Михаила Миля стал первым в СССР и вторым в мире специализированным боевым вертолетом.
Его последователь Ми-28 был создан в результате соперничества ОКБ Миля и ОКБ Камова за право создания нового ударного вертолета, способного противостоять американскому ударнику «Апач» и заменить устаревшие Ми-24. Долгое время Ми-28 и камовский Ка-50 шли в испытаниях примерно на равных, но в итоге военные отдали предпочтение «воздушному танку» Миля. В 1982 году Ми-28 впервые поднялся в воздух.
Первый полет Ми-28, 10 ноября 1982 г.
Задачами нового летательного аппарата стали поддержка сухопутных войск и десанта, уничтожение живой силы, наземной бронетехники и малоскоростных воздушных целей. На испытаниях вертолет отлично показал себя и подтвердил летные и технические характеристики, поставленные в задании Минобороны.
Спустя 14 лет был разработан модифицированный Ми-28Н, который первым из «двадцать восьмых» пошел в серию. Эта модель создавалась милевцами специально для армейской авиации в то время, когда вертолеты массово переводились из ВВС в сухопутные войска. Новая машина должна была сохранить все качества Ми-28 и вдобавок соответствовать специфике сухопутных войск: работать не только днем, но и ночью, а также в любую погоду, иметь высокий уровень автономности и быть достаточно простой в эксплуатации и ремонте.
Ми-28Н. Фото: Евгений Волков / wikimedia.org
Для реализации ночного режима боя ставка была сделана на глубокую интеграцию всего бортового оборудования. Усовершенствованное БРЭО позволило эффективно использовать мощь вертолета в темное время суток, за что Ми-28Н получил название «Ночной охотник».
Ми-28Н подвластны такие «самолетные» фигуры высшего пилотажа, как «бочка», «горка», «мертвая петля», а еще он может делать специфическую «воронку на хвост», летать задом и боком. Именно эти машины использует в своих выступлениях российская пилотажная группа «Беркуты». Высокая маневренность Ми-28Н вместе с допустимой нормальной перегрузкой 2,5 единицы позволяет применять воздушные пируэты не только для украшения авиационных праздников, но и в качестве реальных боевых маневров, от которых зависит выживание боевой машины.
«Николай Михайлович» выходит на охоту
Ми-28НМ (ночной модернизированный) – это новейшая модификация «Ночного охотника», разработка которой началась в 2009 году. В ней учтены все замечания, которые получил Ми-28Н во время государственных испытаний. Еще одной задачей модернизации стала замена иностранных комплектующих на отечественные. Военные пилоты очень рады новому вертолету, который за свои качества уже получил от них уважительное прозвище «Николай Михайлович».
Разработчики сделали многое, чтобы экипажу «Ночного охотника» было удобнее работать, особенно в темноте. Информация о работе систем и ходе полета стала более обширной и наглядной. У вертолета появилась новая прицельно-поисковая система.
Ми-28НМ
Бронированная кабина защищает экипаж от бронебойных пуль и снарядов калибра до 20 мм. В штурманской кабине создана полноценная система управления машиной, так что даже в случае прямого попадания в кабину летчика штурман сможет продолжить полет. Подобная схема уже была реализована в учебно-боевой версии Ми-28УБ. По отзывам летчиков-испытателей кабина Ми-28НМ по размерам и шумоизоляции стала напоминать салон пассажирского самолета.
Ключевым новшеством Ми-28НМ стал двигатель. Серийные Ми-28 оснащались силовыми установками ТВ3-117, основное производство которых осталось на Украине. В рамках импортозамещения в «ОДК-Климов» был разработан двигатель ВК-2500, собирающийся полностью из российских комплектующих. Его последняя модификация ВК-2500П и устанавливается на Ми-28НМ.
Новый двигатель отличается от базового модернизированной системой автоматического управления типа FADEC и противопожарной защитой, которые обеспечивают безопасность полетов, упрощают обслуживание и улучшают технические характеристики силовой установки в целом. Мощность двигателя значительно увеличилась, а ресурс до первого капитального ремонта вырос с 2000 до 3000 час/циклов. Кроме того, новый двигатель делает возможным применение «Ночного охотника» в широком диапазоне температур.
В Ми-28НМ используется конструкция предшественника, а самым заметным внешним отличием стала надвтулочная радиолокационная станция Н025. Этот шар, расположившийся над основным винтом вертолета, помогает экипажу находить цели даже вне зоны видимости. Прежде подобное оборудование устанавливалось только на экспортные модели. Лопасти несущего винта выполнены из композитных материалов, что позволяет завершить полет даже при попадании в винт снарядов калибра 20-30 мм.
Концепция «воздушного танка» подразумевает возможность использования на вертолете широкой номенклатуры вооружения. По-прежнему в арсенал Ми-28НМ входят различные типы управляемых и неуправляемых ракет. Также в 2019 году представители КБ Миля рассказали, что новый вертолет получит первую в стране многофункциональную вертолетную ракету класса «воздух-воздух»/«воздух-поверхность» с головкой самонаведения. Ракета отличается повышенной дальностью, что позволяет экипажу уничтожать цели, не заходя в опасную зону.
Фото: «Вертолеты России»
Для собственной защиты «Ночной суперохотник» оснащается лазерной станцией подавления, разработанной холдингом КРЭТ. Ее работа заключается в создании фантомных целей для ракет противника, наводящихся на вертолет с помощью лазера. Также в новой машине заложена очень перспективная функция взаимодействия с беспилотниками. При этом есть несколько сценариев работы – когда дрон выполняет функции целеуказания для Ми-28НМ или когда он управляется штурманом непосредственно с борта вертолета.
Ми-28НМ, как и предыдущие модели, выпускается на ростовском заводе «Роствертол» холдинга «Вертолеты России». О боевых испытаниях опытного образца нового «Ночного охотника» в 2019 году рассказал Сергей Шойгу. По словам министра обороны, Ми-28НМ принял участие в боевых действиях в Сирии, то есть машина успешно прошла проверку в условиях жаркого климата и пустыни. В том же году Министерство обороны заключило с холдингом «Вертолеты России» контракт на поставку 98 вертолетов Ми-28НМ до конца 2027 года. «Ночной суперохотник» продолжает проходить испытания, одновременно с которыми в сентябре текущего года запущено серийное производство, и совсем скоро Ми-28НМ пополнит армейскую авиацию.
Модернизированные Ми-28НМ зарекомендовали себя в СВО на Украине
Впервые Ми-28НМ поднялся в небо в 2016 году, три года спустя машина прошла боевые испытания в Сирии и зарекомендовала себя при специальной военной операции на Украине.
Вертолетчики отмечают, что управлять новинкой легче и проще. А отличить ее от младшего «брата» Ми-28Н легко — на машине установлена надвтулочная РЛС, которая позволяет обнаруживать замаскированные цели среди сложного рельефа местности и на большом расстоянии.
С их слов вертолеты Миля потрясающе живучи и, в отличии от Ка-52, хорошо бронированы, но не такие маневренные.
Вертолетчики, которые летали и на Ка-52 и на МИ-28 разной модификации отмечают и различия в рассадке членов экипажа и уникальную возможность катапультирования в камовской машине.
В то же время, из многочисленных кадров, идущих с Украины все чаще можно увидеть, что вертолеты работают парами. Именно связка Ми-28НМ + Ка-52 оказывается очень эффективной. Первым обычно летит Ми-28НМ, играя роль разведчика-наводчика. А за ним на небольшом отдалении идет Ка-52.
Стоит отметить, что во время СВО модернизированные после Сирии Ми-28НМ (хотя с задачей могли справиться и Ми-28Н) и Ка-52 впервые использовали высокоточные ракеты «изделие 305», которые обладают повышенной точностью и способны работать в трех режимах поражения, гарантированно уничтожая цели на дальности 14 км.
Ракета разрабатывалась коломенским «Конструкторским бюро машиностроения» (КБМ), входящим в НПО «Высокоточные комплексы» госкорпорации «Ростех», в интересах и по заказу ФСБ России.
Эксперты считают, что «изделие 305» напоминает противотанковый комплекс «Вихрь-1» и отлично показало себя в СВО.
Напомним, вертолеты серии Ми-28 выпускает завод «Роствертол» — один из лидеров отечественной вертолетной промышленности. Предприятие также собирает самый грузоподъемный вертолёт в мире Ми-26 и его модификации и многоцелевой ударный вертолет Ми-35М.
Новейший боевой вертолет Ми-28НМ «Ночной охотник» сможет нести до четырех дальнобойных крылатых ракет. Ударные возможности машины сравнимы с фронтовыми бомбардировщиками. Сегодня ни один другой вертолет в мире не имеет крылатых ракет подобной дальности и мощности в качестве штатного вида своих авиационных средств поражения.
Новейший вертолет может выполнять большой круг задач: от разведки до уничтожения наземных и воздушных целей. Его броня способна защищать экипаж от бронебойных снарядов калибром до 20 мм.
Ми-28НМ оснастили управляемыми ракетами нового поколения, в том числе и многоцелевыми, позволяющими поражать цели, не входя в зону эффективного применения противовоздушных сил противника, а также неуправляемыми ракетами нового поколения, обладающими большей номенклатурой применения и повышенным могуществом, и бомбовым вооружением различного калибра.
По данным открытых источников, сейчас в ВКС России как минимум 12 «Суперохотников» и неудивительно, что Минобороны заключило контракт на поставку 98 машин. Именно модернизованный «Ночной охотник» станет основным продуктом «Роствертола» на ближайшие годы.
по информации Южной службы новостей, фото: РИА Новости
Российский вертолет Ми-28НМ «Суперхантер» смертельно опасен. Просто спросите Сирию.
Вот что вам нужно помнить: Ми-28НМ является частью плана России по модернизации ударных вертолетов, но многие из его новых технологий являются обычными для западных вертолетов.
В небе Сирии рыщет «Ночной суперохотник».
Это не супергерой из комиксов, а новейший российский боевой вертолет.
Это впервые появилось в 2019 году и публикуется повторно из-за интереса читателей.
Ми-28НМ, последняя модернизация Ми-28 (кодовое название НАТО «Опустошение»), оснащен современными датчиками, которые позволяют ему проводить операции в ночное время, сообщает российская газета «Известия» .
«Главная новинка Ми-28НМ — РЛС Н025Э, которая ранее устанавливалась только на экспортные модели», — отмечают «Известия». «Антенная приемно-передающая часть РЛС расположена над несущим винтом вертолета. Со стороны он выглядит как шар — это специальный обтекатель из радиопроницаемого материала. Такое расположение РЛС дает круговой обзор, а также позволяет получать радиолокационное изображение местности, скрываясь в пересеченной местности за искусственными и естественными препятствиями, оставаясь невидимым для противника. На поле боя РЛС может эффективно действовать из засады, первой нанося неожиданные удары по противнику».
Ми-28, преемник более короткого Ми-24 Hind времен холодной войны и аналог Apache, разработан в начале 1980-х годов. Ми-28Н дебютировал в 1990-х годах, а модель НМ стала последней итерацией. По данным «Известий», 9-тонный Ми-28НМ развивает максимальную скорость 300 километров в час (186 миль в час), дальность полета 450 километров (280 миль) и может нести 2300 кг (5100 фунтов) боеприпасов. Вооружение включает 30-мм пушку, противотанковые ракеты 9М120 «Атака» и ракетные блоки.
Примечательно, что с учетом недавней готовности России развернуть военные силы за рубежом в статье «Известия» подчеркивалось, что двигатель Ми-28НМ ВК-2500П-01/ПС может работать в суровых климатических условиях: «Новые конструктивные решения гарантируют надежную работу в районах не только с умеренном климате, но и в пустынных районах с высокими температурами, а также в условиях высокогорья, как, например, в Сирии».
Кроме того, новейший Havoc имеет сетевые возможности. «Электроника позволит летчикам получать целеуказания от передовых авиаконструкторов и подразделений разведки, что значительно повысит эффективность взаимодействия с наземными войсками, поскольку обнаруженные цели можно будет уничтожать практически мгновенно», — отмечают «Известия».
Ми-28НМ является частью плана России по модернизации ударных вертолетов. «Помимо Ми-28НМ, это коснется и серии Ми-35», — говорят «Известия». «В этом году стартует программа модернизации вертолетов Ми-35М до Ми-35МВ: на них будут установлены новая броня, двигатели и дальнобойная оптика, что позволит находить цели и уничтожать их в любое время суток и в любое время суток. любую погоду на расстоянии нескольких километров. Вертолеты также получат систему радиоэлектронной борьбы и защиту от переносных зенитно-ракетных комплексов. Новое оборудование превратит вертолет в современную летающую машину десанта».
Что интересно, так это то, сколько технологий, рекламируемых «Известиями», является обычным явлением в западных вооруженных силах. Например, с конца 1990-х годов радар американского AH-64D Apache Longbow был установлен на верхней части мачты (вертикальный вал, к которому прикреплен ротор). Также распространена тактическая сеть, в которой транспортное средство или самолет могут передавать данные о наведении на другую платформу, которая запускает ракету. У американских «Апачей» есть сложные радарные и тепловизионные датчики для ночных операций.
Тем не менее, Ми-28НМ свидетельствует о том, что Россия продолжает совершенствовать возможности своих ударных вертолетов.
Майкл Пек — автор статей для National Interest. Его можно найти по телефонам , Twitter и , Facebook .
Это впервые появилось в 2019 году и публикуется повторно из-за интереса читателей.
Изображение: Wikimedia Commons
Сможет ли российский Ми-28НМ «Ночной охотник» выследить самые современные американские вертолеты Apache?
Россия, как сообщается, оснастила свои вертолеты Ми-28НМ «Ночной охотник» ракетами с тепловым наведением, которые могут сбивать широкий спектр вражеских самолетов, включая самый современный ударный вертолет США, AH -64 «Апач».
Индия «массирует» оборонную модернизацию, но выделяет небольшие ассигнования в военный бюджет . Государственная газета, Известия , говорится: «Новейший российский ударный вертолет Ми-28НМ превратится в истребитель, способный справляться с авиацией, беспилотниками и крылатыми ракетами противника,
На борту винтокрыла будут установлены мощные боеприпасы Р-74М для поражения воздушных целей. . Они способны сбивать даже самолеты пятого поколения».
Боевой вертолет Ми-28
Боевой вертолет Ми-28, разработанный Московским вертолетным заводом им. М.Л. Миля, — российский всепогодный, дневно-ночной, военный тандемный, двухместный ударный вертолет.
Вертолет, известный под кодовым названием НАТО Havoc, не предназначен для вторичной транспортировки и лучше оптимизирован для этой роли, чем боевой вертолет Ми-24. Он оснащен одиночной пушкой в носовом барбете и имеет внешние нагрузки на пилонах под короткими крыльями.
В августе 1999 года разработчики выкатили прототип дневно-ночного варианта, известного как Ми-28Н «Ночной разгром». За ним последовало производство в 2004 г. , а летные испытания в ВВС России начались в 2005 г.
Ми-28НМ — это абсолютная модернизация Ми-28 «Опустошитель», который был тощим наследником «летающего танка» Ми-24 Хинд, прославившегося во время холодной войны.
Модернизированный вертолет оснащен мачтовой РЛС управления огнем для ведения боевых действий в ночное время.
Вертолет имеет обычную конструкцию гондолы и стрелы с рулевым винтом. Головка несущего винта имеет эластомерные подшипники с лопастями несущего винта из композитных материалов.
На вертолетах Ми-28Н «Ночной разгром» установлена новая конструкция полностью пластиковых лопастей несущего винта, позволяющая выдерживать попадание 30-мм снарядов.
Вертолет может быть вооружен ракетами класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», неуправляемыми ракетами и артиллерийскими установками.
По данным армейских технологий, Ми-28 и Ми-28Н «Ночной разгром» оснащены противотанковыми ракетами «Штурм» и «Атака», а вертолеты позволяют установить на них до 16 противотанковых ракет.
Кроме того, вертолет может нести четыре контейнера, каждый из которых содержит 20 80-мм неуправляемых ракет или пять 122-мм ракет.
По словам Роберта Митчелла, ветерана-пилота вертолета армии США, который в настоящее время является директором Музея армейской авиации, в отличие от истребителей, вертолеты не предназначены для использования в качестве воздушных истребителей.
«Апач» предназначен для господства на [наземном] поле боя массированным огнем. Они не предназначены для поиска самолетов, которые можно сбить», — сказал Митчелл.
Вертолет АН-64 «Апач»
Однако, как сообщают «Известия», Ми-28НМ/Р-47М предназначен для уничтожения самолетов, беспилотников и крылатых ракет, а также может охотиться за вертолетами противника, в том числе и американскими. Вертолеты Апач.
Apache — один из лучших, самых совершенных и успешных ударных вертолетов в мире. Они широко использовались на Ближнем Востоке с момента их появления в середине 1980-х годов. Апачи были модернизированы в соответствии с современными стандартами с усовершенствованной авионикой и улучшенным вооружением.