Содержание
Не имеющий аналогов, но бесполезный… Зачем ВПК строит перехватчик МиГ-41?
Не имеющий аналогов, но бесполезный… Зачем ВПК строит перехватчик МиГ-41?
29 января 2021, 13:09Технологии
Тяжелый истребитель-перехватчик шестого поколения, разработка которого уже идет, вряд ли усилит боевую мощь российской авиации
Виктор Кузовков
Давно известно, что в России полным ходом идет разработка самолетов следующего, уже шестого, поколения. Правда, раньше об этом можно было судить только по отрывочной информации да по очень обтекаемым заявлениям военных и представителей ВПК. Но вот свершилось – на сайте Ростеха появилась официальная информация об опытно-конструкторских работах по теме истребителя дальнего перехвата под обозначением МиГ-41. Как сообщают разработчики, это будет совершенно новая машина, а не глубокая модификация перехватчика МиГ-31. И при её создании будут использованы самые передовые технологические решения.
На первый взгляд, новость радостная. Еще бы – на смену не имеющему аналогов в мире МиГ-31 придет новая, более совершенная машина шестого поколения. Мы сможем еще сильнее гордиться достижениями отечественной оборонки, а проклятые супостаты будут тихонько плакать в уголке от осознания своего бессилия. И все бы ничего, если бы не один нюанс – концептуально уже МиГ-31 был не очень нужным самолетом. Его наследник, концепция которого в принципе никак не изменилась, рискует стать таким же – передовым, современным, но совершенно ненужным России самолетом. Который, несмотря на свою ненужность, потребует огромных вложений как на этапе проектирования, так и на этапе закупок…
Понятно, что мысль автора совсем неочевидна даже для тех, кто имеет прямое отношение к армии. Действительно, МиГ-31 является пусть и специфичным, но весьма передовым для своего времени истребителем. Рекордная скорость, высота полета, мощный радарный комплекс, ракеты большой и сверхбольшой дальности – все это делает его весьма грозным стражем наших северных границ. И все-таки рискну утверждать – эта машина российским ВКС не очень нужна, а её наследник, если в программу не ввести серьезные концептуальные изменения, станет и вовсе пустой тратой огромных денег. Даже если все характеристики, которых собираются достигнуть конструкторы, станут реальностью. Как это возможно? Что ж, давайте вместе подумаем…
МиГ-31 действительно, без всякого преувеличения, не имеет аналогов в мире. Но вряд ли это следствие технологической отсталости американцев или, например, французов. Нет, наши закадычные «партнеры», взвесив все «за» и «против», пришли к выводу, что подобный самолет им просто не нужен.
Перед США, как и перед СССР, стояла очень серьезная задача – прикрытие северного направления, через которое возможна атака стратегических бомбардировщиков противника, в том числе, оснащенных крылатыми ракетами. Но для её решения они пошли другим путем – создание трех поясов РЛС на северном направлении (в основном, в Канаде и на Аляске), а позднее к этому добавились самолеты АВАКС в связке с истребителями. Возможно, это достаточно дорогой вариант прикрытия, и СССР не мог себе его позволить чисто финансово, но так или иначе, американцы с задачей справились. Причем, специально для её решения создавались только РЛС и некоторые средства ПВО «земля-воздух». Все остальное, вроде самолетов «АВАКС» и истребителей различных типов, является универсальными средствами и, в случае необходимости, может быть с успехом использовано на любом оперативном направлении.
СССР же пошел по пути создания специализированных самолетов-перехватчиков, которые должны были сочетать в себе и функции самолета дальнего радиолокационного обнаружения, и функции истребителя. Началось это еще в конце пятидесятых годов прошлого века, когда на основе бомбардировщика (!) Ту-98, разрабатываемого в КБ Туполева, был создан перехватчик Ту-128. В машине удалось объединить упомянутые характеристики – мощный по тем временам радар, сверхзвуковую скорость, комплекс ракетного вооружения. Помимо этого, была обеспечена практическая дальность свыше двух тысяч километров, что очень важно в условиях бескрайнего российского Севера.
Но политическое и военное руководство СССР было вынуждено считаться с вероятностью появления у противника сверхзвукового стратегического бомбардировщика XB-70 «Валькирия», который должен был развивать скорость порядка 3М. Кроме того, в этот период активно разрабатывался сверхскоростной высотный разведчик SR-71 «Blackbird», скорость которого также достигала трех чисел Маха. Поэтому было решено сделать акцент на таких же быстрых перехватчиках, и ОКБ МиГ разработало перехватчик МиГ-25, до сих пор являющийся обладателем многих рекордов по скорости, высоте полета и другим параметрам. А позднее на смену ему пришел МиГ-31 – внешне и концептуально очень похожий, но более совершенный перехватчик.
Чтобы лучше понимать суть моих претензий, обозначу некоторые ключевые моменты. Боевой радиус МиГ-31 – 700 километров. Этого мало в любых условиях, не говоря уже об огромных просторах севера. Фактически, разговор об активном патрулировании этим самолетом бескрайних северных просторов можно вести лишь условно, потому что по факту он больше «заточен» под атаку заранее обнаруженных целей, находящихся в относительной близости от аэродромов базирования.
Еще одной проблемой является то, что МиГ-31 может эффективно применять свое ракетное оружие только против достаточно крупных целей, типа бомбардировщиков В-52 или В-1В. И это даже не его вина – дело в том, что возможности радиолокационных головок самонаведения ракет большой и сверхбольшой дальности, которые и делают его полноценным перехватчиком, весьма ограничены. Ракета, даже достаточно крупная, слишком мала, что разместить в ней большой радар. Кроме того, её внутренняя энергетика слишком слаба, чтобы обеспечить высокую мощность радарного сигнала. В итоге ракеты большой дальности могут захватить цель типа «истребитель», в лучшем случае, на дистанции не больше 30 километров. Если же речь идет о самолете, созданном по технологии «стелс», или о низколетящей крылатой ракете, цифры будут значительно меньше, возможно, на порядок. Добавим к этому, что собственная РЛС МиГ-31 вряд ли увидит такую цель дальше, чем в нескольких десятках километров, и примем, как данность – эти самолеты хороши исключительно против двух упомянутых типов американских стратегических бомбардировщиков.
Конечно, на это можно возразить – а зачем что-то еще, если с этого направления России угрожают только эти самолеты, да еще В-2? Хорошо, для севера у нас только одно критическое замечание – отвратительно низкий радиус действия. Но теперь представим, что с этим направлением у нас все относительно спокойно, а вот где-нибудь на европейском театре военных действий возник серьезный, высокой интенсивности, конфликт.
Увы, в этом случае МиГ-31 вряд ли смогут серьезно помочь нашим ВКС. Да, можно допустить точечное применение этого перехватчика для обуздания воздушной агрессии. Как воздушная платформа для пуска ракет, наводить которые будут другие самолеты, он еще как-то сможет пригодиться. Но бросить его в прифронтовую мясорубку и надеяться на успех вряд ли получится – при столкновении с современными истребителями противника, особенно, стелс-истребителями вроде F-22 и F-35, наш перехватчик будет гарантированно сбит.
Фактически, это означает, что целый класс самолетов, которые созданы для обеспечения противовоздушной обороны страны, может быть относительно эффективно применен только в одной ситуации. Хотя сейчас появилось и другое применение – МиГ-31 используется в качестве носителя для аэробаллистической гиперзвуковой ракеты «Кинжал». Это, кстати, полезно. И раз уж у нас эти самолеты есть, то почему бы и нет, как говорится… И все-таки согласитесь – более 250 не самых дешевых самолетов, специфика боевого применения которых не позволяет использовать их в львиной доле конфликтов, это как-то расточительно.
Кстати. По иронии судьбы, стратегический бомбардировщик XB-70 «Валькирия» так и не пошел в серию, а разведчик SR-71 «Blackbird» снят с вооружения в конце девяностых. То есть, на данный момент с функцией перехвата воздушных целей справится фактически любой серийный истребитель российских ВКС. Да, не на все типы наших истребителей можно навесить ракеты «воздух-воздух» большой и сверхбольшой дальности, но это легко компенсируется ощутимо большим радиусом действия.
Разумеется, в случае с МиГ-31 все недостатки компенсируются тем, что эти самолеты уже есть у нас в наличии, на их разработку и закупку современная Россия не тратила ни копейки. Но что делать с его прямым наследником, перехватчиком МиГ-41, разрабатываемым, на минуточку, в рамках программы Перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата, или ПАК ДП? Если мы концептуально скопируем МиГ-31, это можно будет заранее назвать стратегической ошибкой, которая обойдется нам в миллиарды (а если в рублях, то в триллионы).
Дело в том, что задачу прикрытия северного направления от атак стратегической авиации и крылатых ракет можно решить и гораздо эффективнее, и значительно дешевле. Но для этого деньги, которые планируется потратить на ненужный ПАК ДП, лучше потратить на создание современных беспилотных систем ДРЛО. И дополнить их серийными истребителями, которые либо есть у ВКС в данный момент, либо должны появиться в скором будущем.
При этом я ни в коем случае не хочу сказать, что нам не нужны разработки по условному «шестому поколению». Очень нужны! Но это должен быть не перехватчик с весьма специфическим кругом задач, а полноценный истребитель, способный драться за господство в воздухе с любым существующим или перспективным самолетом вероятного противника! Более того, при его создании нам бы избавиться, наконец, от комплекса нищего сиротинушки, которому если и потратить копеечку, то на что-нибудь универсальное, чтобы и нашим, и вашим, и на дуде игрец, и за подводными лодками охотник. Да, я немного утрирую, но это исключительно для доходчивости…
Нет, нам стоит сосредоточиться исключительно на создании воздушного бойца, который будет зачищать небеса от самолетов агрессора. А с остальным справится либо существующая пилотируемая авиация, либо беспилотники разных типов, в которые сейчас вкладывается так много сил и средств.
А ПАК ДП, во всех его ипостасях, давайте оставим любителям погордиться рекордами и тем, что у нас опять есть что-то ненужное (зачеркнуто) не имеющее аналогов в мире…
Материалы по теме:
Истребитель шестого поколения будет беспилотным
Совершенно секретно: в США уже испытали истребитель шестого поколения
ВПК приступил к созданию истребителя шестого поколения с гиперзвуковым двигателем
АвиацияТехнологииРоссиясамолетистребительавиастроение
Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enter
Истребитель, обгоняющий ракеты: каким будет МиГ-41: matveychev_oleg — LiveJournal
Этот самолет — сверхскоростной истребитель-перехватчик пока не существует в природе, но слухами о нем, как говорится, земля полнится. Даже сама модификация — МиГ-41 — свидетельствует лишь о том, что это будет разработка ОКБ им. Микояна, а сам самолет станет дальнейшим развитием ныне существующего и успешно эксплуатируемого в российских ВКС знаменитого истребителя МиГ-31.
Подтверждением зарождения нового самолета могут служить слова главкома ВКС генерал-полковника Виктора Бондарева, который еще год назад заявил, что уже идут НИР (научно-исследовательские работы), а с 2017 года планируется начать ОКР (опытно-конструкторские работы) по созданию перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата. И до 2025 года этот самолет должен начать поступать на вооружение авиационных полков.
Косвенно подтвердил эти слова и генеральный директор Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» Сергей Коротков, который сделал знаковое заявление о том, что работы над созданием новейшего истребителя-перехватчика уже ведутся и с 2026 года он будет поступать в ВКС. И хотя никто из них не говорил о каком-то конкретном самолете, но совершенно очевидно, что речь идет именно о перехватчике МиГ-41, который станет наследником лучших традиций истребителя МиГ-31.
Известно, что проект дальнего истребителя-перехватчика (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата — ПАК ДП) разрабатываемого на базе МиГ-31 ведется в ОКБ им. Микояна совместно с Нижегородским КБ авиазавода «Сокол». Разработка была начата еще в 2013 году — вначале с подачи Главкома ВКС (тогда еще ВВС), а позднее и по распоряжению начальника Генштаба ВС России.
Самолет планируется разработать в рамках программы вооружений до 2020 года и заменить им парк МиГ-31, которых сегодня на вооружении ВКС 120 машин (75 уже модернизированы, остальные будут доведены до уровня БМ в ближайшие 2-3 года). При всех достоинствах «тридцать первого» (ему нет равных в мире не только по скорости), срок эксплуатации этих машин заканчивается в 2028 году и замена им просто необходима.
Если сделать небольшой экскурс в историю современных отечественных перехватчиков, то нельзя не вспомнить истребитель МиГ-25, который был «папой» нынешнего МиГ-31 и, соответственно, станет «дедушкой» МиГ-41. Так вот, «дедушка» впервые громко о себе заявил в боевых условиях в Египте во время очередной израильско-арабской войны. Его появление в небе над Израилем парализовало авиацию Тель-Авива. Во-первых, из-за необычной по тем временам скорости, во-вторых, из-за сверхсекретной станции РЭБ «Смальта», которая делала истребитель невидимым для американских РЛС, стоящих на вооружении Израиля.
Рассказывают такую вот байку про скоростные возможности МиГ-25. Один молодой советский летчик, обнаружив на экране радара пущенную ему вслед ракету, от испуга «нажал на полный газ». Истребитель набрал такую скорость, что ушел от ракеты, но пилот от возросших перегрузок потерял сознание. В себя он пришел уже над Крымским полуостровом, где и совершил посадку на военном аэродроме «Бельбек». Обшивка истребителя оплавилась от скорости, но летных качеств он не потерял.
Максимальная скорость МиГ-25 никогда не измерялась. Известно, что летчик-космонавт Светлана Савицкая на этом истребителе достигла скорости 2,7 тысяч километров в час. Скоростью, ограниченной правилами безопасности для всех типов МиГ-25, является М2.8, то есть 3 тысячи километров в час. Без подвесного вооружения, «съедающего» почти 15 процентов скорости, самолет, по мнению авиационных специалистов, способен и на 3,5 тысячи км/ч.
Ракеты американского ЗРК MIM104 Пэтриот способны сбивать воздушные цели на скорости от 1800 км/ч до 5 Маха (последняя не подтверждена практически) и, соответственно, не каждая из них может догнать российский истребитель.
МиГ-31 по скоростным характеристикам может не сильно превосходит «двадцатьпятку», но этот истребитель настолько обогнал по своим показателем время, что до сих пор не знает себе равных. И в ближайшие 10-15 лет вряд ли в какой-либо стране мира появится нечто подобное.
Предназначение МиГ-31 — обнаружение и уничтожение баллистических и крылатых ракет, различных летательных аппаратов, начиная от низко летящих беспилотников, и заканчивая низко летящими орбитальными спутниками. Он способен успешно поражать американские истребители 5-го поколения F-22 и F-35. Истребитель-перехватчик сбивает воздушные цели на скорости до 5 Махов, которые способен обнаружить на расстоянии до 280 километров — благодаря антенне с фазированной решеткой, которой в полном комплекте нет ни на одном другом самолете в мире.
Перехватчик несет от 5 до 9 тонн боевой нагрузки, в его арсенал входят различные типы боеприпасов, включая ракеты большой дальности, которыми может наносить удары самостоятельно, без внешнего целеуказания. При этом МиГ-31 может являться летающим командным пунктом.
Но, не смотря на столь выдающиеся характеристики и существование различных модификаций самолета, его срок службы (как уже упоминалось) специалисты ограничивают 2025-2026 годами. К этому моменту и должен появиться в ВКС истребитель-перехватчик нового поколения МиГ-41. И главной особенностью нового перехватчика должна стать скорость — 4500 км/ч.
Этот гиперзвуковой самолет будет нести на борту и гиперзвуковые ракеты. Сможет новейший истребитель выводить на околоземную орбиту и малые спутники, что по силам сейчас и некоторым модификациям Миг-31, однако у МиГ-41 будут значительно большие возможности.
«Новый дальний перехватчик на МиГе уже разрабатывали в начале 90-х под шифром «проект 701», — рассказывает авиационный эксперт Валентин Дудин. — Новая разработка не была похожа на предыдущие миговские истребители и по своим характеристикам должна была стать самым мощным боевым самолетом ПВО с предполагаемой скоростью до 7000 километров. Но не хватило денег, да и отношение к «оборонке»» тогда было безответственным. А вот нынешний запланированный новый перехватчик, скорее всего будет разрабатываться на базе МиГ-31, что вполне логично. Это и быстрее, и экономичнее. А возможности у будущего МиГ-41 будут на порядки превосходить предыдущие модели. Ему будет по силам даже перехватывать разрабатываемые сейчас американцами гиперзвуковые ударные беспилотники, которые теоретически пока по зубам только ЗРК С-500».
МиГ-41 еще не появился на свет, не до конца известны и его основные характеристики и вооружение, но этот истребитель-перехватчик уже заставляет изрядно волноваться нашего потенциального противника. Еще бы, самолет обгоняющий ракеты — весомый аргумент в сдерживании агрессии. И через 10 лет он будет так же спокойно и безбоязненно летать над территорией Америки, как это делал 45 лет назад его «внучек» — МиГ-25. Наследственность, ничего не попишешь.
Автор: Виктор Сокирко
Фото: Минобороны РФ
Российский истребитель будет летать со скоростью 5 Маха, сжигая свое стелс-прикрытие струя. США, кажется, находятся в авангарде этой гонки. Китай изначально предпочитает не делиться информацией, пока не приедет авиашоу и не покажет очередной макет. Россия всегда начинает с большими надеждами и планами, всегда идет первой и почти всегда терпит неудачу.
Фото: Naked Science
- Было показано верное крыло космического челнока с дальностью полета более 8000 км
- Российский стратегический транспортер приземлился в Антарктиде в условиях ограниченной видимости
- МиГ-31 кажется лучшим самолетом России в Украине
- Топ-5 лучших истребителей России — поколения 4++ и 5
Россия давно рекламирует «Изделие-41» как свой истребитель шестого поколения. Разработан концерном Микояна, предполагается, что он получит аббревиатуру МиГ-41. В настоящее время он более известен как Микоян ПАК ДП. т.е. Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата.
Согласно источникам, первый испытательный полет МиГ-41 может состояться в 2025 году. Сегодня это кажется более невозможным, чем прекращение войны в Украине прямо сейчас. Россия задыхалась с начала войны. Направляет все свои оборонные финансы на ремонт, переоборудование и производство тяжелой артиллерии. В то же время вторжение 24 февраля в Украину вызвало гнев ведущих мировых экономических и технологических держав. Экономические санкции против России заблокировали доступ Москвы к передовым технологиям, особенно к полупроводникам и микрочипам. Российская промышленность, особенно в области микросхем, не так развита, как хотелось бы президенту России Владимиру Путину.
Однако есть интересные подробности того, что нам известно об Изделии-41. Одна из самых интересных особенностей, рекламируемых Москвой, заключается в том, что будущий истребитель будет летать со скоростью от 4 до 5 Маха. Звучит красиво и стильно, даже захватывает дух, но с такой скоростью есть проблема.
Во-первых, неизвестно, выдержит ли летчик нагрузку, то есть положительную и отрицательную перегрузки. И второе – трение о воздух. При движении с такой скоростью объект создает огромное тепло при трении о воздух. Проще говоря – стелс-истребитель останется без стелс-прикрытия. т.е. стелс крышка сгорит в воздухе. Во-первых, это может создать проблемы с характеристиками самого самолета, а во-вторых, без стелс-крышки проектирование фонаря в этой среде было бы затруднено.
Умозрительный и неподтвержденный проект МиГ-41, Фото предоставлено: Twitter
Т.е. Перед российскими инженерами поставлена задача разработать стелс-покрытие компонентов, способное выдержать нагрев, развиваемый на скорости 4 или 5 Маха. Это вполне может стать возможным, никто не знает, что принесет завтрашний день. Но для достижения такой скорости полета также требуется большая тяга в самом самолете. Очень часто мы являемся свидетелями того, что высокая температура при работе машины приводит к ее перегреву и частым ремонтам. Это, в свою очередь, удорожает техническое обслуживание самолетов.
Остается вопрос, как «Изделие-41» достигнет такой скорости? Какой тип двигателей предстоит разработать российскому оборонному комплексу, чтобы обеспечить свое гиперзвуковое присутствие в аналогичных параметрах в воздухе? Возможно, российские инженеры, по крайней мере на данном этапе и при известных нам сегодня технологиях, использовали бы линейный реактивный или ТРД двигатель. Некоторые из этих двигателей сегодня используются в гиперзвуковых ракетах Российской Федерации.
Логично, что Изделие-41 рекламируется как перехватчик гиперзвуковых ракет. Это наиболее близко ко всему описанному здесь. Потому что если конструкторы разработают рабочий прототип, с качественным двигателем, развивающим скорость до 5 Маха, и обеспечат охлаждение систем внутри самолета, то запуск гиперзвуковой ракеты «Кинжал» уже становится гораздо более вероятным. Именно по этой причине вероятность перехвата этим самолетом гиперзвуковой ракеты относительно неплоха.
Фото предоставлено: ABiator
Но, все это вызывает у российских инженеров много вопросов, и у них нет даже ответов, которые можно было бы пересчитать по пальцам одной руки. Сегодняшняя ситуация скорее склонна приостановить этот проект. т.е. Возможно, когда-нибудь мы увидим этот суперперехватчик, но вероятность того, что он когда-либо будет запущен в производство, уменьшается с каждым днем. Потому что сегодня Россия должна в первую очередь разрабатывать те комплектующие, которые еще год назад покупала на Западе. И да – даже если война с Украиной прекратится, по Изделию-41 в ближайшие годы подвижек все равно не будет.
***
Следуйте за нами везде и в любое время. BulgarianMilitary.com имеет адаптивный дизайн, и вы можете открыть страницу с любого компьютера, мобильного устройства или веб-браузера. Чтобы быть в курсе последних новостей, следите за нашими новостями Google, YouTube, Reddit, LinkedIn, Twitter и Facebook страницами. Подпишитесь на нашу рассылку и читайте наши истории в News360App в AppStore или GooglePlay или в FeedlyApp в AppStore или GooglePlay. Наши стандарты: Манифест и этические принципы .
МиГ-41 полетит из космоса. И это не из области фантастики
Россия заявила, что МиГ-41 сможет выполнять задачи в космосеВ России разрабатывается истребитель МиГ-41, который будет иметь гиперзвуковую скорость.
Кроме того, он будет выполнять задачи в космосе, пишет National Interest. Его характеристики засекречены, но в НАТО уже придумывают название по его классификации.
Майкл ПекРоссийский истребитель МиГ-41 будет впечатляющей машиной.
У него будет не только сверхзвуковая, но даже гиперзвуковая скорость. Кроме того, он сможет уходить далеко от Земли. МиГ-41 сможет выполнять задачи в космосе, сообщают российские СМИ, которые без особых оснований восхваляют достоинства самолета, хотя его еще никто не видел, и к полетам он будет готов только в несколько лет.
Пожалуй, пока с уверенностью — насколько можно быть уверенным в российских поставках вооружений — можно лишь сказать, что Москва хочет разработать замену своему устаревающему истребителю МиГ-31. Истребитель МиГ-31 Foxhound («Фоксхаунд») — высотный истребитель-перехватчик со скоростью 3 Маха, основой для которого послужил знаменитый истребитель МиГ-25 Foxbat («Летучая лисица»). Однако первый полет МиГ-31 «Фоксхаунд» совершил еще в 1981 году, а потому неудивительно, что работа над новой версией уже ведется. Что касается возможностей, приписываемых МиГ-41, то они вызывают определенные сомнения. Его скорость составит почти 5 тысяч километров в час, или 3,5 Маха. Его называют «гиперзвуковым» истребителем, хотя гиперзвуковыми обычно считаются скорости, превышающие 5 Маха (6 тысяч километров в час). Кроме того, он будет оснащен гиперзвуковыми ракетами и может быть превращен в беспилотник.
Но это еще не все. Генеральный директор Российской авиастроительной корпорации «МиГ» Илья Тарасенко заявил в интервью российскому телевидению, что МиГ-41 будет обладать уникальными характеристиками. «Новые технологии, невидимость, работа в космосе».
Незаметность для радаров противника — в остальном мире это называется технология «стелс» — не является чем-то новым или удивительным для истребителя XXI века. Однако упоминание «космоса» вызывает сомнения даже у российских СМИ.
Как правило, космические орбиты начинаются на расстоянии 100 километров от поверхности Земли. В 1963 году самолет НАСА Х-15 достиг высоты 107 километров, и это был мировой рекорд до первого полета космического корабля «Шаттл» (он считался самолетом, а не космическим кораблем). При этом Х-15 был ракетопланом, тогда как космический шаттл можно назвать планером с гигантскими стартовыми ракетными ускорителями. Однако ни одна из этих категорий, по-видимому, не особенно подходит для боевого самолета, который должен достаточно хорошо маневрировать в нижних слоях земной атмосферы, а также в ближнем космосе, где в лучшем случае наблюдается исключительно низкая плотность воздуха.
Следует признать, что российские СМИ также отмечают, что для истребителя-перехватчика скорость и высота являются более важными качествами, чем маневренность. Например, скоростной высотный перехватчик можно использовать для перехвата баллистических ракет.