Содержание
Military Watch назвал МиГ-41 будущим российской авиации
https://ria.ru/20220305/mig-1776794473.html
Military Watch назвал МиГ-41 будущим российской авиации
Military Watch назвал МиГ-41 будущим российской авиации — РИА Новости, 05.03.2022
Military Watch назвал МиГ-41 будущим российской авиации
Разработка истребителя-перехватчика под названием МиГ-41 станет амбициозным проектом, который даст старт новой главе в истории российской военной авиации. Об… РИА Новости, 05.03.2022
2022-03-05T17:26
2022-03-05T17:26
2022-03-05T17:35
россия
миг-31
миг-41
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/01/10/1768073763_0:264:3071:1991_1920x0_80_0_0_a62aeaed4da833250dfbd25b85556edf.jpg
МОСКВА, 5 мар — РИА Новости. Разработка истребителя-перехватчика под названием МиГ-41 станет амбициозным проектом, который даст старт новой главе в истории российской военной авиации. Об этом написал военный эксперт портала Military Watch.»Будущее МиГов в пилотируемой боевой авиации во многом связано с тяжелыми перехватчиками <…> Для МиГа это будет уникальный шанс для развития», — говорится в материале.По словам специалиста, о будущем самолете пока известно немного, однако уже доступная информация дает представление о его способностях. МиГ-41 будет летать на гиперзвуковой скорости. При этом машина сможет подниматься на достаточную высоту для того, чтобы перехватывать космические цели и уничтожать спутники.Возможно, перехватчик получит несколько модификаций в будущем, среди которых будут и специализированные: противоспутниковые, противоракетные и ударные.МиГ-41 — истребитель-перехватчик пятого поколения, который Россия разрабатывает в рамках программы ПАК ДП (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата). Самолет будет сочетать в себе преимущества перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31, технологии нового поколения, и сможет угрожать низкоорбитальным космическим аппаратам противника.
https://ria.ru/20211114/shutka-1759037173.html
https://radiosputnik.ria.ru/20220209/mig-1771849321.html
россия
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2022
Кирилл Иванников
Кирилл Иванников
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
1920
1080
true
1920
1440
true
https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e6/01/10/1768073763_340:0:3071:2048_1920x0_80_0_0_3c8de85c2e858f3fe5ba635cc294fecb.jpg
1920
1920
true
РИА Новости
1
5
4. 7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Кирилл Иванников
россия, миг-31, миг-41
Россия, МиГ-31, МиГ-41
МОСКВА, 5 мар — РИА Новости. Разработка истребителя-перехватчика под названием МиГ-41 станет амбициозным проектом, который даст старт новой главе в истории российской военной авиации. Об этом написал военный эксперт портала Military Watch.
«Будущее МиГов в пилотируемой боевой авиации во многом связано с тяжелыми перехватчиками <…> Для МиГа это будет уникальный шанс для развития», — говорится в материале.
14 ноября 2021, 23:04
Американских летчиков удивила шутка пилотов МиГ во время перехвата
По словам специалиста, о будущем самолете пока известно немного, однако уже доступная информация дает представление о его способностях. МиГ-41 будет летать на гиперзвуковой скорости. При этом машина сможет подниматься на достаточную высоту для того, чтобы перехватывать космические цели и уничтожать спутники.
Возможно, перехватчик получит несколько модификаций в будущем, среди которых будут и специализированные: противоспутниковые, противоракетные и ударные.
МиГ-41 — истребитель-перехватчик пятого поколения, который Россия разрабатывает в рамках программы ПАК ДП (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата). Самолет будет сочетать в себе преимущества перехватчиков МиГ-25 и МиГ-31, технологии нового поколения, и сможет угрожать низкоорбитальным космическим аппаратам противника.
9 февраля, 12:20Сказано в эфире
МиГ-31К назвали «угрозой возмездия» со стороны России. Почему?
Перспективный самолет-перехватчик МиГ-41
На днях стало известно, что момент появления самолета приближается – через несколько месяцев должно стартовать проектирование.
«РИА Новости» опубликовало интервью с гендиректором РСК «МиГ» Ильей Тарасенко. Руководитель организации рассказал о текущих работах и планах по ряду современных и перспективных проектов. Вместе с прочими темами затронули и проект ПАК ДП. И. Тарасенко рассказал, что сейчас продолжается научно-исследовательская работа по формированию облика будущего перехватчика. В облик машины закладываются все основные требования, и подобные работы планируется завершить до конца этого года. Утверждение готового технического облика позволит перейти к следующим этапам программы.
Гендиректор РСК «МиГ» раскрыл некоторые черты будущего ПАК ДП, но без особых подробностей. Самолет будет создаваться с применением технологий малозаметности. Он сможет нести необходимое количество вооружений нужных типов и доставлять его на увеличенный радиус перехвата. При этом МиГ-41 будет не просто самостоятельным средством. Продолжается работа над перспективной комплексной системой глобальной обороны, способной прикрыть все границы.
Руководитель Корпорации не назвал точные сроки появления будущего ПАК ДП. Однако он указал, что МиГ-41 должен будет заменить МиГ-31, когда тот завершит свою службу.
Предшествующая история создания МиГ-41
МиГ-41 разрабатывается КБ Микояна на базе предшественника МиГ-31 и его модернизированной версии МиГ-31БМ, работы ведутся с 2013 года. В деле принимают участие множество научных институтов. Совершенствование перехватчиков долгое время не велось, этим и объясняется большой размах. Упустив какое-то время, приходится вносить серьёзные изменения. Проект будет сильно отличаться от предыдущих версий. Пятому поколению не свойственно вывешивать вооружение на пилонах, необходимо обладать перспективным видом вооружений, малой заметностью и сильной РЛС. А также улучшить свои характеристики с учётом изменений тактики сражений.
Возможный облик МиГ-41
Россия обладает сегодня уникальной системой противоракетной обороны со времён СССР, помимо дальних и ближних комплексов ПВО для защиты неба используются ещё и истребители-перехватчики МиГ-31. Это неповторимые и эффективные самолёты против низколетящих ракет типа «Томагавк» (2 м над морем и 5 м над сушей), но эта техника давно не модернизировалась конструкторами, а летающая изрядно изношена, служит ещё со времён СССР. Наличие достаточного числа таких самолётов у своих рубежей – это на 100% мирное небо. Старых самолётов насчитывается около 200 единиц.
Микояновцам принадлежат мировые рекорды высоты и скорости, дальности и точности поражения целей. МиГ-31 – это спецназ 4-го поколения самой эффективной системы ПРО в мире, с помощью перехватчика значительно расширяются возможности по дальности перехвата воздушных, космических и морских целей. НАТО у границ разворачивает свои системы ПРО, строит и будет строить и без того смертоносный флот для похода к чужим берегам, разрабатывает гиперскоростные ракеты и самолёты, новейшие беспилотники – всё для получения права первого удара в результате создания временного преимущества. Военный атлантический альянс постоянно следит за действиями всех государств на планете с помощью космических и подводных систем.
Читайте Новейшие комбайны Ростсельмаша
Последняя модернизация – это МиГ-31БМ, который ещё не стал на вооружение ВКС. И не успели об этом заговорить, как руководители высшего военного ведомства страны уже заявили о следующем проекте, о Миг-41. Официально об этом впервые стало известно 28 февраля 2014-го из уст главкома ВВС В. Бондаря. И вот ожидается, что в 2017-м опытный образец начнёт первые конструкторские испытания. Худо-бедно, но до 2030 года натовцы будут считаться с изношенными МиГами.
МиГ-31
Загадочный русский истребитель напугал Запад: МиГ-41 натравят на спутники
Мир боевой истребительной авиации развивается не столь стремительно, как скорости самих современных самолётов и новые «изделия» в авиапромышленности любой из стран, её имеющих появляется не так уж часто. Воздушная машина нового поколения — это всегда событие и пристальное внимание, а ещё элемент тайны и повышенной секретности. Вот и будущее появление российского истребителя МиГ-41, называемого перспективным авиационным комплексом дальнего перехвата (ПАК ДА), будоражит умы специалистов и экспертов на Западе.
И неслучайно, ведь этот боевой самолёт не просто причисляют к пятому поколению, но из-за его высоты полёта в более чем 25 километров и скорости в 4,3 Маха (4500 км/ч), но и называют космическим истребителем. Если вспомнить, что его ещё действующий предшественник истребитель-перехватчик МиГ-31, получивший по кодификации НАТО название Foxhound — лисья гончая, видимо с учётом скоростных характеристик, то перспективный МиГ-41 можно назвать гончей за спутниками.
Как выглядит этот истребитель известно немногим, хотя ещё в июне 2019 года директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко заявил, что облик перспективного самолёта будет сформирован до конца года. Можно лишь предположить, что некое внешнее сходство с МиГ-31 всё же будет присутствовать, однако речь идёт не о модернизации предшественника (она и так происходит), а о создании принципиально нового самолёта, который будет обладать, в том числе, качествами малозаметности. О необходимости появления такой воздушной машины ещё в 2014 году говорил лётчик-испытатель Анатолий Квочур, что может косвенно свидетельствовать о существовавших уже тогда реальных планов по её созданию.
Какими будут ТТХ МиГ-41
Маневренность, присущая ПАК ФА, этим истребителям не нужна, МиГ-41 нужна скорость и высота для поражения баллистических ракет и спутников на нижней околоземной орбите от 160 до 2000 км. Важным техническим решением станет и дальность полётов, чтобы сопровождать самолёты-носители ядерных ракет типа Ту-160. Всепогодный истребитель-перехватчик 5-го поколения будет летать на всех высотах, чтобы уничтожать в первую очередь ракеты средней дальности типа «Томагавк», скрытые от радаров ПВО высотой полёта 2 м над морем и 5 м над сушей, огибающие рельеф местности и преодолевающие расстояния в 2 500 км.
Задача МиГов останется прежней, быстро найти цель с помощью дальних РЛС, выпустить весь свой арсенал залпом со 100-процентным результатом попадания и также быстро скрыться, не вступая в ближний бой с самолётами-противниками. Стоит ожидать и новых рекордов скорости от машины. Стоит отметить, на МиГ-31БМ пилоты обеспечены бесперебойной системой подачи воздуха и не ограничены по времени полёта. Данное преимущество при полётах в стратосферу важно, в той части неба можно иметь полное превосходство. По этой же причине стоит ожидать и беспилотного управления.
Скорость полётов у земли, наверное, останется прежней 1500 км/час. А вместо 2,83 Маха на высоте 21 км легко можно ожидать 4 Маха. Как высоко может подняться новый МиГ, об этом остаётся гадать, возможно, и 50 км, если это будет нужно. Корпус модернизированного предшественника состоит на 50% из нержавеющей стали, 33% аллюминия, 16% титана и всего лишь 1% композитных материалов. Вероятнее всего, будет создан корпус стелс, из композитных материалов, может как у ПАК ФА. По той же причине, чтобы уменьшить ЭПР своего самолёта (сделать его малозаметным), придётся поменять архитектуру самолёта (скрыть внутрь своё вооружение).
Читайте Глайдер Ю-71
Еще один возможный облик МиГ-41
МиГ-41 –перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата
Наиболее закрытый проект современной российской оборонки – перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата «МиГ-41» закрыт от посторонних глаз сплошной ширмой секретности.
Как известно, основа современной российской ПВО сегодня является скоростной истребитель-перехватчик МиГ-31, который был создан на базе другого , не менее легендарного самолета МиГ-25. МиГ-31 появился на свет в конце 1970-х годов, и уже к середине 80-х пошел в серийное производство. После развала СССР в 1991 году, МиГ-31 «по наследству» достались ВВС России и Казахстана. Оба эти государства свои перехватчики не продали, и сегодня они по-прежнему стоят на защите рубежей России и Казахстана.
Между тем в России руководство ВВС развернуло масштабную модернизацию своих МиГов, благодаря которой возможности самолета по уничтожению воздушных целей выросли в несколько раз. Было принято решение уже руководством Военно-космических сил , что обновленных МиГ-31 в наших войсках будет более 100 машин, и рассматривается возможность запуска обновленного самолета в производство на новом технологическом уровне (т.е. МиГ-31 повторит историю своего предка МиГ-25, превратившись при этом в совершенно новый проект). Вот тут и возникает на горизонте таинственный ПАК ДП МиГ-41.
Принципиально новый дальний перехватчик на основе МиГа уже разрабатывался 90-92 году под шифром «проект 701» или «МДП». Тот проект представлял собой 62-тонную машину , которая совершенно не была похожа на модельный ряд МиГ-25/МиГ-31, а вот по своим ТТХ могла стать самым мощным боевым самолетом ПВО пятого поколения. Разработчиками планировалось довести дальность полета «701» до 7000 километров на сверхзвуковой крейсерской скорости 2,2 М (около 2300 км/ч), при этом самолет не должен был превышать максимальную скорость полета в 2500 км/ч.
А вот озвученная проектная максимальная скорость полета МиГ-41 говорит о том, что перед нами, именно развитие линейки самолетов МиГ-31. Если самые «навороченные» МиГ-25 и МиГ-31 достигали максимальную скорость в 3-3,2 М, то МиГ- 41 будет наделен возможностью летать со скоростью до 4,3 М (то есть примерно до 4500 км/ч).
Это надо в первую очередь для того, чтобы успешно вести борьбу в воздухе с гиперзвуковыми беспилотными ударными самолетами , и ракетами. Такие аппараты двигаются с очень высокой скоростью , а в российской ПВО/ПРО кроме новейших наземных С-500, которые могут поражать цели на высотах до 150 км , должны быть и воздушные платформы, которые способны быстро реагировать на нарушение воздушно-космического пространства еще на дальних рубежах.
Военные не спешат раскрывать свои наработки по новому проекту ПАК ДП , так что внешний вид нового перехватчика будет представлен в промежутке 2021 и 2021 годом. То что появляется иногда в СМИ, это лишь рабочие проекты и к концу разработки они значительно изменят свои очертания, так как изменится и все вооружение данных истребителей –перехватчиков.
Вооружение МиГ-41 – чего ждать от проекта
Главным оружием МиГов сегодня являются ракеты дальнего радиуса Р-33 класса воздух-воздух, совершенствование которых продолжается. С 2011 года новые версии достигают 200 км, а не 120. На первое время, возможно, они станут оружием и для МиГ-41. Корпус ракеты состоит из 4 отсеков, первый же, как с контактным, так и с радиовзрывателем. Второй отсек оборудован автопилотом и осколочно-фугасной боевой частью. Третий отсек вмещает двухрежимную твердотопливную силовую установку, у ракетного движителя удлинённый газовод с сопловым газом. Вокруг этого газовода размещён четвёртый отсек, где газо- и турбо- генераторы, а также блоки регулирования и рулевые машинки, функционирующие на горячем газе. Головка самонаведения охватывает 60 градусов и работает в системе «Заслон».
Формы ракет теперь уже могут быть и прямоугольными типа Х-59МК-2 и Х-58ШКУ, как для ПАК ФА. Все типы ракет нужны и МиГ-41, хоть они и не многоцелевого назначения, а всё же целей для работы хватит и морских и наземных. Могут использоваться и противолокационные ракеты Х-31П или их аналоги. Все они будут подчиняться системе управления вооружением на основе мощной РЛС типа «Заслон-М». Могут пригодиться и бомбы большой разрушающей силы по укреплённым наземным объектам типа КАБ-1500 и КАБ-500, используемые предшественниками. Данный самолёт должен будет работать в условиях мощных РЭБ, преодолевать любую противовоздушную оборону противника. С первыми испытательными полётами станет известен внешний облик проекта МиГ-41, немного подождать и будет видно какой он, перехватчик будущего.
Предполагаемый облик
НИР по формированию облика будущего ПАК ДП / МиГ-41 еще не завершена, а ее результаты пока остаются неизвестными. В прошлом году руководство РСК «МиГ» обещало раскрыть некоторые подробности в ближайшем времени, но, по-видимому, этот срок еще не наступил – общественности приходится полагаться только на отрывочные сведения и известные заявления или оценки. Из разных заявлений и предположений складывается весьма интересная картина. Перспективный МиГ-41 выходит похожим на своего предшественника, но отличающимся за счет более высоких характеристик во всех основных областях – от взлетной массы заметности для локаторов противника до скорости и полезной нагрузки.
ПАК ДП предположительно будет относиться к классу тяжелых истребителей. Планер и другие агрегаты разработают с использованием стелс-технологий для упрощения прорыва к рубежу пуска ракет. При этом схема и архитектура самолета остается неизвестной. Вероятнее всего, будет использоваться традиционная схема, но не стоит ожидать существенного внешнего сходства с перехватчиком-предшественником.
Ожидается появление новых высокоэффективных средств поиска и обнаружения целей. Радиолокационная станция МиГ-41 по своим характеристикам должна превосходить аппаратуру МиГ-31 – достаточно совершенную и эффективную. Намерение включить ПАК ДП в глобальную систему обороны предъявляет особые требования к прицельно-навигационному комплексу. Эта аппаратура должна обеспечивать обмен данными в реальном времени с получением стороннего целеуказания или передачей информации другим элементам системы обороны.
Боевая эффективность МиГ-31 определяется использованием ракет «воздух-воздух» большой дальности как основного оружия. Перспективный МиГ-41 должен сохранять подобные возможности, однако реализовывать их необходимо при помощи современных и перспективных изделий. Прежде всего, в номенклатуру вооружений ПАК ДП должна войти ракета Р-37 РВВ-БД. Также возможно создание ее модификаций или полностью новых ракет с сопоставимыми или более высокими характеристиками. Ранее сообщалось, что МиГ-41 сможет бороться не только с воздушными целями. Для этого самолета может быть создана новая ракета класса «воздух-космос». С помощью такого оружия авиационный комплекс сможет поражать космические аппараты на низких орбитах. По летно-техническим характеристикам МиГ-41 будет превосходить существующие машины. Максимальную скорость планируется вывести на уровень М=4…4,5. Боевой радиус будет превышать 700-720 км, имеющиеся у МиГ-31, и достигать 1400-1500 км. Таким образом, рубеж применения вооружения будет дополнительно вынесен от границ России, а высокая скорость обеспечит быстрый выход на него.
Новый российский стелс-перехватчик шестого поколения МиГ-41 совершит первый полет к 2025 году
Согласно сообщениям, к 2025 году в небо.
Следите за новостями EurAsian Times в Google News
Встреча премьер-министра Японии и Вьетнама в Ханое; Клятва сотрудничать в Южно-Китайском море
Аэрокосмический гигант Микоян (МиГ) со штаб-квартирой в Москве работает над проектированием нового самолета-невидимки с 2013 года. В некоторых сообщениях утверждается, что ПАК ДП будет обладать способностью достигать земли. сокрушительной скорости Маха 4,
Концепт МиГ-41
Страна возлагает большие надежды на этот дальний бомбардировщик, который станет преемником советского перехватчика МиГ-31. По имеющимся данным, истребитель все еще находится в стадии разработки.
В течение многих лет Россия полагалась на чрезвычайно мощные, дальнобойные, сверхзвуковые МиГ-31 «Фоксхаунд» для защиты своего обширного воздушного пространства. Двухместный самолет, созданный на базе МиГ-25 Foxbat, может развивать скорость до 2,83 Маха.
Истребитель МиГ-31
В то время как существующие истребители МиГ-31 были модернизированы с использованием новейших технологий, тот факт, что их производство было полностью остановлено с 1994 года, по-прежнему беспокоит россиян.
Новые МиГ-41 являются средством решения этой проблемы, несмотря на то, что МиГ-31 могут находиться на вооружении до 2030-х годов.
По данным российского информационного портала «Авиа». Pro, перехватчик шестого поколения может совершить свой первый полет уже в 2025 году.
Портал сообщил, что первый прототип нового истребителя будет завершен к 2023 году, после чего будет проведена серия наземных испытаний.
Как только процесс пройдет гладко, истребитель поднимется в небо в ближайшие два года. Только тогда российские войска смогут начать приемку ПАК ДП на вооружение, что может произойти примерно в 2028 году. преемник Foxhound.
«Есть некоторые обсуждения и первоначальные исследования по разработке преемника МиГ-31, но они находятся на очень ранних стадиях», — сказал российский военный аналитик Василий Кашин.
Россия сосредоточена на разработке своего новейшего истребителя-невидимки пятого поколения Су-57 или истребителя завоевания превосходства в воздухе Т-50 в рамках программы ПАК-ФА.
Тем не менее, новый МиГ-41 определенно считается на ступеньку выше истребителей Су-57 и скорее будет больше похож по концепции на будущий истребитель шестого поколения ВВС США, разрабатываемый в рамках их Next Generation Air Dominance ( программа NGAD).
Концепция истребителя шестого поколения ВВС США в рамках программы NGAD
По сообщениям российских СМИ, в будущем истребитель МиГ-41 может быть преобразован в беспилотный боевой самолет.
Три года назад на оборонной выставке «Армия-2017» прозвучали заявления о том, что «МиГ-41 будет совершенно новым самолетом, где будут применены совершенно новые технологии для работы в арктической сфере».
Истребитель будет оснащен новейшими стелс-технологиями и сможет нести большое количество оружия. Это также повысит способность действовать в очень большом радиусе перехвата.
По данным российской газеты «Известия», новый истребитель сможет перехватывать гиперзвуковые ракеты; он будет нести многофункциональную ракетную систему-перехватчик большой дальности, которая будет распределять ряд подводных ракет.
Истребитель также будет оснащен противоракетным лазером, а также сможет действовать на очень больших высотах и даже в ближнем космосе, сообщают СМИ.
Профиль автора
Следите за новостями EurAsian Times в Google News
МиГ-41: что было и чем не было
В конце января 2020 года появилось несколько источников, утверждающих, что российская госкорпорация Ростех объявила о начале разработки ПАК ДП, или «перспективного авиационного комплекса для дальний перехват». Самолет, разработанный по этому проекту, наиболее известен как МиГ-41.
Уже не в первый раз якобы объявлялось о начале его разработки, и это новое объявление было, прямо скажем, довольно сомнительным. По сути, эту новость подхлестнула строка в пресс-релизе Ростеха от 22 января, озаглавленная «МиГ-31БМ: птица высокого полета». Текст был приурочен ко дню Войск ПВО (вида Вооруженных Сил России, не существующего с 90s) и прославил историю скоростного перехватчика МиГ-31, от его создания до последней модернизации. В последнем абзаце релиза говорилось, что в настоящее время разрабатывается следующее поколение истребителя этого типа — ПАК ДП.
Официальные объявления с упоминанием этой программы чрезвычайно редки. Настолько, что все предыдущие старты разработки были уже забыты, а линия превратилась в новое подтверждение того, что Россия наконец-то начала работать над своим истребителем 6-го поколения. Российское новостное агентство «Риа Новости» было одним из первых, кто экстраполировал одну строчку в полноценный материал, повторяя слухи и фрагменты информации о МиГ-41, которые уже были в обращении.
Проблема в том, что этих отрывков очень много, а слухов еще больше. Кроме того, первые имеют ужасную тенденцию противоречить последним, и все они редко берут свое начало из каких-либо официальных источников.
К сожалению, невозможно распутать эту ситуацию, не погрузившись в долгую-долгую историю советских и постсоветских тяжелых перехватчиков: все семейство очень быстрых самолетов, его многочисленные тупики, и то, как они неотделимы от того, что многие Звоните МиГ-41.
Гиперзвуковые мечты
В конце 60-х появился МиГ-25 Foxbat, и это был поистине прорывной самолет: самый быстрый воздушно-реактивный самолет того времени, предназначенный для перехвата целей противника на больших расстояниях и больших расстояниях. скорости, и пугают западных наблюдателей мифами о его экстраординарных возможностях. Вопреки этим мифам, реальные возможности были весьма ограничены. Тем не менее, самолет мог регулярно достигать скорости 2 Маха и даже пересекать 3 Маха, хотя и с риском потреблять при этом собственные двигатели.
Ранний МиГ-25 (Изображение: Википедия)
Самолет предназначался исключительно для высотного перехвата, а тем временем США работали над самолетом, способным проникать в воздушное пространство на минимально возможной высоте. Такая практика, сводящая на нет все новейшие достижения в области противовоздушной обороны, была внедрена в новейшее поколение американских бомбардировщиков, от новеньких General Dynamics F-111 Aardvark до Rockwell B-1 Lancer, только что поступивших в разработку. Вдобавок МиГ-25 уже не был самой быстрой птицей в городе: только что полетел SR-71 Blackbird, самолет-разведчик, которого Foxbat не мог ни догнать, ни сбить.
Возникла потребность в новом тяжелом перехватчике, способном летать быстрее, нести более мощное вооружение, а главное — быть приспособленным для более разнообразного набора миссий. Хорошие характеристики на малой высоте обеспечили бы дополнительные возможности для наземных атак, в то время как новый радар с фазированной антенной решеткой закроет брешь в ПВО на крайнем севере России, вне зоны действия уже растянутой сети ПВО.
С самого начала за основу был взят МиГ-25, а модернизированные двигатели и авионика дополнены новыми крыльями, которые могли обеспечить большую универсальность. Разные конструкторские бюро предлагали к этому разные решения, в результате чего появился проект Е-155МП с полдюжиной вариантов. Рассматривались варианты с изменяемой стреловидностью и треугольным крылом, но в конечном итоге они были отвергнуты: был выбран наиболее консервативный вариант с трапециевидным крылом, им стал МиГ-31 «Фоксхаунд», представленный в середине-конце 70-х годов.
МиГ-31 (Изображение: Дмитрий Пичугин / Википедия)
Несмотря на существенные улучшения в плане дальности полета, универсальности и надежности, скорость осталась прежней. Модификации планера были минимальными. В этом не было необходимости, так как идея штурмового варианта была отброшена, а двигателей, пригодных для более высокой скорости, не было.
Это было потому, что 3 Маха, или, точнее, 3,5 Маха, были практически пределом обычных турбореактивных двигателей. Поток воздуха на таких скоростях делал использование компрессора, детали, которая сжимала воздух перед воспламенением, сложным и ненужным. Чтобы самолет мог развивать более высокие скорости, нужно было разработать совершенно новый тип двигателя, а в Советском Союзе — да и вообще у кого бы то ни было — такого двигателя не было.
Тем не менее, как только в 1975 году завершалась разработка МиГ-31, Микоян-Гуревич возобновил работу над отвергнутыми решениями, которые могли еще больше улучшить характеристики перехватчика. Узнав, что американцы разрабатывают собственные самолеты, способные развивать такую скорость, программе был присвоен высокий приоритет под названием «Проект Максимум», и ее возглавил Николай Матюк — главный инженер МиГ-25.
Он состоял из двух частей: Type 301 (перехватчик) и Type 321 (бомбардировщик), двух самолетов, которые дополняли базовую компоновку Foxbat с крыльями изменяемой стреловидности и выдвижными утками.
Необходимо было разработать новый двигатель. Хотя подробности неясны, а на эту тему ведется много споров, предполагаемая силовая установка представляла собой два в одном: обычный ТРД и прямоточный воздушно-реактивный двигатель, размещенные под одним капотом, с сепаратором, перенаправляющим поток воздуха в ту или иную. Прямоточный воздушно-реактивный двигатель отличается от обычного реактивного двигателя тем, что в нем отсутствует компрессор, и он использует звуковые ударные волны для сжатия воздуха перед воспламенением.
Теоретически возможна комбинация турбореактивного двигателя и прямоточного воздушно-реактивного двигателя — SR-71 Blackbird использовал его со специальными трубами, перенаправляющими воздушный поток вокруг своего турбореактивного двигателя, чтобы он действовал как прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Решение для проекта «Максимум», получившее название D-102, было намного элегантнее. Но он так и не был разработан, и мало доказательств того, что он действительно будет работать.
После переключения таких двигателей в режим прямоточного воздушно-реактивного двигателя перехватчик Тип 301 теоретически сможет поддерживать крейсерскую скорость 4250 километров в час (2640 миль в час) и даже достигать максимальной скорости 5 Маха, став первым в мире гиперзвуковым истребителем. Гиперзвук, то есть скорость, более чем в пять раз превышающая скорость звука, несет с собой еще один набор проблем, поскольку динамика полета снова меняется, как это было при переходе от дозвуковой скорости к сверхзвуковой. Гиперзвуковые транспортные средства должны быть разработаны с учетом этого. Насколько мы можем судить, по крайней мере, ранние варианты Type 301/321 не были таковыми.
Один из многих возможных вариантов того, как мог бы выглядеть Тип 301/321 (Изображение: dizzyfugu / Alternatehistory. com) электростанция. Двигатели двойного назначения были слишком массивными, чтобы их можно было разместить внутри фюзеляжа, как в более ранних версиях перехватчика. Их приходилось нести сверху, в задней части самолета, что придавало ему отчетливый вид, присутствующий на большинстве рендеров МиГ-41 и по сей день.
Новый МиГ обретает форму
Неизвестно, что случилось с проектом «Максимум», хотя совершенно очевидно, что он выдохся в конце 80-х. По некоторым данным 90-х годов, исследования планера Тип 301/321 были завершены, и он был готов к производству опытного образца. А вот о двигателе информации не было, и вполне вероятно, что он был далек от готовности. Возможно, именно эта проблема и погубила проект «Максимум».
Но на его месте появился еще один амбициозный проект. Его возглавила пара инженеров, пришедших к Микояну-Гуревичу из КБ Сухого, и разработали новый многофункциональный дальний перехватчик, получивший обозначение Тип 7. 01 (иногда пишется как МиГ-701). Новый самолет имел все черты Тип 301/321, но с шагом в сторону упрощения в виде треугольных крыльев вместо крыльев изменяемой стреловидности.
Самое главное, хотя расположение двигателей и общая компоновка самолета были сохранены, от идеи комбинированного ТРД/ПВРД отказались. Предполагалось, что максимальная скорость Type 7.01 составит всего 2500 километров в час (1550 миль в час), что было сочтено достаточным, чтобы полностью заменить МиГ-31 в его дальнемагистральной роли.
Грубый чертеж Тип 7.01 (Изображение: Testpilot.ru)
Невероятно высокая скорость была фактически ненужной благодаря развитию ракет класса «воздух-воздух». Шаги к вооружению следующего поколения были предприняты уже с МиГ-31: в середине 80-х его основная ракета Р-33 была доработана до Р-37 с удвоенной дальностью (до 300 километров), удвоенной скоростью (до 6 Маха) и новый радар. Также было несколько прототипов МиГ-31Д, модифицированных для перевозки ракет, которые могли выходить на низкую околоземную орбиту для сбивания или развертывания спутников.