Миг 41 технические характеристики: Истребитель Миг-41 🔥 конструкция, технические характеристики, предшественники

Содержание

Истребитель Миг-41 🔥 конструкция, технические характеристики, предшественники

Тяжелый истребитель-перехватчик Миг-41, который имеет уйму сверхспособностей, должен очень скоро появиться, и пока о нем почти ничего неизвестно. Хотя то, что говорят разработчики, поистине поражает воображение.

Предшественник нового истребителя – Миг-25 мог обогнать выпущенную ему вслед ракету. Новый истребитель Миг-41 должен стать абсолютным рекордсменом по скоростным характеристикам, так как его разработкой уже давно занимаются лучшие авиаконструкторы знаменитого ОКБ имени Микояна.

Содержание

  1. История создания МиГ-31
  2. Особенности конструкции Миг-41
  3. Технические характеристики Миг-41
  4. Есть ли будущее у проекта МиГ-41
  5. Может ли МиГ-41 появится в ближайшие годы
  6. Предшественники: ракурс в историю

История создания МиГ-31

Для того, чтобы иметь представление, каким же будет новейший истребитель-перехватчик МиГ-41, нужно рассмотреть, как появился его предшественник МиГ-31, и почему он нуждается в замене. Итак, МиГ-31 является первым истребителем 4-го класса, который был разработан еще в годы СССР. В НАТО МиГ-31 называют «Foxhound», что означает «лисья гончая». Данный истребитель является перехватчиком, и в его задачу входит перехват и уничтожение всех вражеских или неопознанных целей. Данные цели уничтожаются вне зависимости от времени суток и климатических условий.

Самолет МиГ-31 оснащен следующими устройствами, применяемыми для противодействия возможным маневрам и контрударам противника:

  • Системы для создания активных радиолокационных помех;
  • Подобные им системы для создания пассивных радиолокационных помех;
  • Системы запуска «тепловых ловушек».

Эффективность МиГ-31 настолько велика, что 4 истребителя–перехватчика способны контролировать воздушное пространство протяженностью до 900 км.

По состоянию на 2011 год ВВС России в своем составе имели 252 самолета МиГ-31. Некоторые из этих самолетов на сегодняшний день уже модернизованы до МиГ-31БМ.

Особенности конструкции Миг-41

Уже неоднократно заявлялось, что новый истребитель-перехватчик будет разрабатываться на базе МиГ-31. Однако вряд ли стоит принимать эту информацию буквально: скорее МиГ-41 будет создан с использованием наработок, полученных в ходе создания своего предшественника, а также тридцатилетнего опыта его использования. С момента первого полета МиГ-31 технологический прогресс в авиастроении сделал огромный рывок, поэтому маловероятно, что новый истребитель будет похож на МиГ-31.

Если скорость новой машины приблизится к уровню 4 Махов, то МиГ-41 может стать самым быстрым боевым самолетом в мире. С большой долей вероятности можно сказать, что при проектировании и постройке нового истребителя будут активно использоваться технологии, позволяющие снизить его радиолокационную заметность. В настоящее время «стелс-технологии» являются общемировым трендом, которому стараются следовать все. Вероятно, что оружие МиГ-41 будет укрыто внутри фюзеляжа самолета. Предполагаемый радиус действия МиГ-41, скорее всего, будет составлять от 700 до 1300 км.

Новый истребитель точно будет вооружен ракетой дальнего радиуса действия класса «воздух-воздух» Р-37. Кроме того, сообщается, что на ее базе сейчас разрабатывается новая ракета РВВ-БД с двухрежимным твердотопливным двигателем. Так что можно уверенно сказать, что если МиГ-41 будет воплощен в металле, то он получит РВВ-БД в состав своего вооружения.

Следует понимать, что говоря о моменте возможного принятия истребителя МиГ-41 на вооружение, мы имеем в виду, скорее всего, конец следующего десятилетия. Понятно, что к этому времени авиационные технологии и системы вооружения самолетов сделают значительный рывок, причем некоторые изменения могут быть революционными.

Эксперты считают, что сегодня мы находимся на пороге рождения авиационных ракет нового поколения. Стремительно развивается лазерное оружие, наиболее активно в этом направлении работают американцы. Десять лет в современном мире – это огромный срок, за это время могут появиться совершенно новые технологии, о которых мы сегодня даже не догадываемся.

Одной из основных угроз уже в обозримом будущем для России могут стать боевые гиперзвуковые летательные аппараты, разработкой которых в настоящее время активно занимаются в США. В качестве примера можно привести проект гиперзвуковой ракеты Boeing X-51, скорость которой может достигать 6 тыс. км/ч.

Подобные системы вооружения способны нести стратегическую угрозу, причем для этого на них необязательно устанавливать ядерную боевую часть. Гиперзвуковые ракеты могут поражать объекты противника за счет своей огромной кинетической энергии. Колоссальная скорость полета делает перехват таких целей весьма непростой задачей.

Борьба с гиперзвуковыми летательными аппаратами, вероятно, станет одной из задач, которые будет выполнять МиГ-41. Кроме того, этот самолет должен уметь бороться и с традиционными угрозами, в виде крылатых ракет и бомбардировщиков противника. Также планируется, что с борта этого самолета будут проводиться запуски небольших спутников на низкие орбиты.

Еще одним вопросом, который предстоит решить конструкторам во время реализации проекта МиГ-41, является «пилотируемость» этого самолета. Говоря другими словами, будет ли этот истребитель управляться летчиком или же станет беспилотным летательным аппаратом. Учитывая перегрузки, которые испытывает человек при таких скоростях, второй вариант выглядит куда более предпочтительным.

Проблема, правда, в том, что отечественная промышленность – еще с советских времен – отстает в области создания БПЛА. Пока России не удается создать даже современный ударный беспилотник, сделать же перехватчик, управляемый дистанционно – это куда более сложная задача.

Технические характеристики Миг-41

МиГ-41, как утверждает разработчик, будет способен выполнять боевые задачи в суровых условиях Арктики, а также в ближнем космосе. Наряду с пилотируемым вариантом этого самолета также рассматривается создание и беспилотной версии. В интервью Russia Today в рамках международного военно-технического форума «Армия-2017» генеральный директор АО «РСК МиГ» Илья Тарасенко заявил, что скорость истребителя-перехватчика будет достигать M=4—4,3.

Предполагается что самолет будет создан с применением новых технологий малозаметности и иметь очень большой радиус перехвата.

Есть ли будущее у проекта МиГ-41

Хотя в США военные уверены в реальности МиГ-41, и уже достаточно продолжительное время разрабатывают оружие, способное ему противостоять, в России дела идут не так гладко, как хотелось бы. МиГ-41 существует только в проекте, так как финансирования на создание хотя бы прототипа не хватает. Разработка истребителей 5-го поколения стоит невероятно дорого. К примеру американцам разработка их истребителя F-22, который является истребителем именно 5-го поколения, понадобилось около 66,7 миллиарда долларов. В связи с этим, становится ясно, что России проще вложить такие огромные средства в создание многоцелевого истребителя, чем создавать достаточно специфическую модель перехватчика, которые не сможет выполнять множество других боевых задач.

Если проанализировать ВВС множества мировых стран, то можно увидеть, что кроме России, большинство развитых стран отказались от использования узкоспециализированных перехватчиков. Только Россия и некоторые страны бывшего «соцлагеря» продолжают МиГ-31 и МиГ-25. МиГ-25 продолжает оставаться на вооружении некоторых стран, а в России его сняли с вооружения в 2013 году.

На вопрос, кто же будет исполнять обязанности истребителя-перехватчика, есть 2 варианта ответа:

  • МиГ-31 каждый год модернизируют до МиГ-31БМ, которые еще долго останутся в строю;
  • Большую часть задач, которые выполняли истребители-перехватчики, возьмут на себя новые истребители проекта ПАК-ФА, которые будут постепенно закупаться российскими военными.

Именно из-за совокупности всех этих причин, МиГ-41 может превратиться в очередную легенду, которой так и не суждено будет появиться на свет. Такие примеры уже случались. Например, в США был пущен слух о создании новейшего военного самолета «Аврора», который будет самым быстрым самолетом на земле. Многие до сих пор утверждают, что «Аврора» находится на вооружении американских спецслужб, хотя за все годы достоверной информации о реальном существовании данного самолета так и не появилось.

Может ли МиГ-41 появится в ближайшие годы

Оптимистичная точка зрения на проект Миг-41 придерживается несколько другой концепции. Так как еще в 90-е годы в качестве замены МиГ-41 разрабатывался проект «701», который так и не был завершен, многие эксперты видят тут прямую связь с танками проекта «Армата», которые создавались по подобной схеме. Помня историю проекта «Армата», начинаешь верить, что МиГ-41 все же будет доработан в ближайшие годы.

Одним из фактов появления МиГ-41 некоторые эксперты называют активную фазу разработки ракеты РВВ-БД, так как она делается именно для МиГ-41.

Последние события на мировой арене заставляют Россию всерьез задуматься о скорейшей разработке новейших истребителей перехватчиков. Американцы постоянно и недвусмысленно намекают, что их новейшая гиперзвуковая крылатая ракета «Boeing X-51», которая практически готова к запуску в серию, способна развивать скорость до 6 200 км/ч. Только МиГ-41, который может стать к тому же беспилотным, будет способен развить подобную скорость и перехватить американскую ракету.

Скептики утверждают, что российские разработки в области создания беспилотных летательных аппаратов далеки от американских, поэтому МиГ-41 будет управляться пилотом, который просто не выдержит перегрузок, возникающих на подобных скоростях. На это можно возразить, что до 2028 года российские технологии могут шагнуть далеко вперед, и уже в ближайшие годы создание «беспилотников» перестанет быть проблемой для российских конструкторов.

В настоящее время МиГ-41 доступен только в чертежах, которые тоже не являются достоверными. Остается только надеяться, что через несколько лет на параде Победы в небе пролетит первый образец российского истребителя-перехватчика МиГ-41. Тем более, что генеральный конструктор «Объединенной авиастроительной корпорации» Сергей Коротков недавно официально заявил, что работы по созданию МиГ-41 ведутся не только в РСК «МиГ».

Предшественники: ракурс в историю

Опытное летно-конструкторское бюро Артема Микояна было создано 8.12.1939 г, именно с этого момента можно начинать историю предшественников нового истребителя МИГ-41.

Первый самолет ОКБ был создан в 1940 году, это был МиГ-1, разработанный на основе наработок Поликарпова. После запуска в серию и войсковых испытаний он был доработан и усовершенствован, полученный истребитель стал известен под маркой МиГ-3.

Оба самолета принимали участие в Великой Отечественной, но с производства были сняты в 1942 году из-за нехватки авиамоторов АМ-35, так как производственную линию перевели для производства родственных двигателей АМ-38 которые были нужны для штурмовиков Ил-2.

Оставшееся до конца войны время ОКБ МиГ использовало на разработку новых моделей самолетов не пошедших в серийное производство, но давших авиаконструкторам бюро опыт и навыки работы с аэродинамикой и двигателями.

История создания и развития реактивных самолетов КБ Микояна начинается практически сразу после войны. Микоян и Гуревич первыми предложили реактивный истребитель МиГ-9, переходный образец с реактивным двигателем и прямым крылом.

Следующим стал знаменитый МиГ-15. Затем были вехи в самолетостроении, такие как скоростной рекордсмен МиГ-25 и рядовые образцы честно служившие в ВВС Родины, например перехватчики МиГ-17.

С того времени лучшими были признаны следующие модификации:

  1. МиГ-15 — первый истребитель СССР со стреловидным крылом, имел на своем борту одну 37 мм и 2 23 мм пушки. Развивал скорость более 1 000 км/ч. Серийное производство велось на 9 заводах, всего было построено больше 18 000 истребителей;
  2. МИГ-19 – первый самолет во всем мире, который способен развивать сверхзвуковую скорость. Производился с 1955 г. в Горьком и Новосибирске. Всего было выпущено 1 890 единиц, которые могли отличаться различными видами установленного вооружения. Кстати, на «девятнадцатый» были впервые установлены ракеты «воздух-воздух»;
  3. МИГ-21 — новый перехватчик того времени был создан практически в одно время с МИГ-19, но получил большее признание. Он стал первым отечественным самолетом, имеющим треугольные крылья и наиболее распространенным сверхзвуковым истребителем в мире;
  4. МИГ-23/27 – принимали участие во всех боевых действиях 80-х годов. Самолеты с изменяемой стреловидностью крыла, что обеспечило наиболее оптимальные летные режимы для каждых конкретных боевых условий. Это давало истребителю грандиозное преимущество над аналогами второго и третьего поколений. После выпуска американского F-16, относящегося к следующему, 4 поколению – превосходство было утрачено;
  5. МИГ-25 не раз подтверждал слова о нем, что максимальная скорость для него прописана только в технических характеристиках. Является многочисленным мировым рекордсменом по этим данным;
  6. МИГ-29 разрабатывался в период 1972-1982гг. На тот момент основной целью было достижение характеристик касающихся увеличения надежности машины и соответствия желаниям иностранных заказчиков.

Следующая модель, пришедшая на смену «двадцать пятому» – перехватчик МИГ-31, успешно применяющийся на сегодняшний момент и ожидающий смены в лице разрабатываемого МИГ-41 – обгоняющего ракеты.

Хотя новейший истребитель еще не создан, большинство потенциальных противников уже пребывает в волнении, так как даже устаревшая модель «тридцать первого» во многом превосходит все иностранные аналоги.

А по обещаниям лиц, ответственных за проектирование и разработку самолета МИГ-41, он должен стать еще более совершенным.

Истребитель Миг-41 🔥 конструкция, технические характеристики, предшественники

Тяжелый истребитель-перехватчик Миг-41, который имеет уйму сверхспособностей, должен очень скоро появиться, и пока о нем почти ничего неизвестно. Хотя то, что говорят разработчики, поистине поражает воображение.

Предшественник нового истребителя – Миг-25 мог обогнать выпущенную ему вслед ракету. Новый истребитель Миг-41 должен стать абсолютным рекордсменом по скоростным характеристикам, так как его разработкой уже давно занимаются лучшие авиаконструкторы знаменитого ОКБ имени Микояна.

Содержание

  1. История создания МиГ-31
  2. Особенности конструкции Миг-41
  3. Технические характеристики Миг-41
  4. Есть ли будущее у проекта МиГ-41
  5. Может ли МиГ-41 появится в ближайшие годы
  6. Предшественники: ракурс в историю

История создания МиГ-31

Для того, чтобы иметь представление, каким же будет новейший истребитель-перехватчик МиГ-41, нужно рассмотреть, как появился его предшественник МиГ-31, и почему он нуждается в замене. Итак, МиГ-31 является первым истребителем 4-го класса, который был разработан еще в годы СССР. В НАТО МиГ-31 называют «Foxhound», что означает «лисья гончая». Данный истребитель является перехватчиком, и в его задачу входит перехват и уничтожение всех вражеских или неопознанных целей. Данные цели уничтожаются вне зависимости от времени суток и климатических условий.

Самолет МиГ-31 оснащен следующими устройствами, применяемыми для противодействия возможным маневрам и контрударам противника:

  • Системы для создания активных радиолокационных помех;
  • Подобные им системы для создания пассивных радиолокационных помех;
  • Системы запуска «тепловых ловушек».

Эффективность МиГ-31 настолько велика, что 4 истребителя–перехватчика способны контролировать воздушное пространство протяженностью до 900 км.

По состоянию на 2011 год ВВС России в своем составе имели 252 самолета МиГ-31. Некоторые из этих самолетов на сегодняшний день уже модернизованы до МиГ-31БМ.

Особенности конструкции Миг-41

Уже неоднократно заявлялось, что новый истребитель-перехватчик будет разрабатываться на базе МиГ-31. Однако вряд ли стоит принимать эту информацию буквально: скорее МиГ-41 будет создан с использованием наработок, полученных в ходе создания своего предшественника, а также тридцатилетнего опыта его использования. С момента первого полета МиГ-31 технологический прогресс в авиастроении сделал огромный рывок, поэтому маловероятно, что новый истребитель будет похож на МиГ-31.

Если скорость новой машины приблизится к уровню 4 Махов, то МиГ-41 может стать самым быстрым боевым самолетом в мире. С большой долей вероятности можно сказать, что при проектировании и постройке нового истребителя будут активно использоваться технологии, позволяющие снизить его радиолокационную заметность. В настоящее время «стелс-технологии» являются общемировым трендом, которому стараются следовать все. Вероятно, что оружие МиГ-41 будет укрыто внутри фюзеляжа самолета. Предполагаемый радиус действия МиГ-41, скорее всего, будет составлять от 700 до 1300 км.

Новый истребитель точно будет вооружен ракетой дальнего радиуса действия класса «воздух-воздух» Р-37. Кроме того, сообщается, что на ее базе сейчас разрабатывается новая ракета РВВ-БД с двухрежимным твердотопливным двигателем. Так что можно уверенно сказать, что если МиГ-41 будет воплощен в металле, то он получит РВВ-БД в состав своего вооружения.

Следует понимать, что говоря о моменте возможного принятия истребителя МиГ-41 на вооружение, мы имеем в виду, скорее всего, конец следующего десятилетия. Понятно, что к этому времени авиационные технологии и системы вооружения самолетов сделают значительный рывок, причем некоторые изменения могут быть революционными.

Эксперты считают, что сегодня мы находимся на пороге рождения авиационных ракет нового поколения. Стремительно развивается лазерное оружие, наиболее активно в этом направлении работают американцы. Десять лет в современном мире – это огромный срок, за это время могут появиться совершенно новые технологии, о которых мы сегодня даже не догадываемся.

Одной из основных угроз уже в обозримом будущем для России могут стать боевые гиперзвуковые летательные аппараты, разработкой которых в настоящее время активно занимаются в США. В качестве примера можно привести проект гиперзвуковой ракеты Boeing X-51, скорость которой может достигать 6 тыс. км/ч.

Подобные системы вооружения способны нести стратегическую угрозу, причем для этого на них необязательно устанавливать ядерную боевую часть. Гиперзвуковые ракеты могут поражать объекты противника за счет своей огромной кинетической энергии. Колоссальная скорость полета делает перехват таких целей весьма непростой задачей.

Борьба с гиперзвуковыми летательными аппаратами, вероятно, станет одной из задач, которые будет выполнять МиГ-41. Кроме того, этот самолет должен уметь бороться и с традиционными угрозами, в виде крылатых ракет и бомбардировщиков противника. Также планируется, что с борта этого самолета будут проводиться запуски небольших спутников на низкие орбиты.

Еще одним вопросом, который предстоит решить конструкторам во время реализации проекта МиГ-41, является «пилотируемость» этого самолета. Говоря другими словами, будет ли этот истребитель управляться летчиком или же станет беспилотным летательным аппаратом. Учитывая перегрузки, которые испытывает человек при таких скоростях, второй вариант выглядит куда более предпочтительным.

Проблема, правда, в том, что отечественная промышленность – еще с советских времен – отстает в области создания БПЛА. Пока России не удается создать даже современный ударный беспилотник, сделать же перехватчик, управляемый дистанционно – это куда более сложная задача.

Технические характеристики Миг-41

МиГ-41, как утверждает разработчик, будет способен выполнять боевые задачи в суровых условиях Арктики, а также в ближнем космосе. Наряду с пилотируемым вариантом этого самолета также рассматривается создание и беспилотной версии. В интервью Russia Today в рамках международного военно-технического форума «Армия-2017» генеральный директор АО «РСК МиГ» Илья Тарасенко заявил, что скорость истребителя-перехватчика будет достигать M=4—4,3.

Предполагается что самолет будет создан с применением новых технологий малозаметности и иметь очень большой радиус перехвата.

Есть ли будущее у проекта МиГ-41

Хотя в США военные уверены в реальности МиГ-41, и уже достаточно продолжительное время разрабатывают оружие, способное ему противостоять, в России дела идут не так гладко, как хотелось бы. МиГ-41 существует только в проекте, так как финансирования на создание хотя бы прототипа не хватает. Разработка истребителей 5-го поколения стоит невероятно дорого. К примеру американцам разработка их истребителя F-22, который является истребителем именно 5-го поколения, понадобилось около 66,7 миллиарда долларов. В связи с этим, становится ясно, что России проще вложить такие огромные средства в создание многоцелевого истребителя, чем создавать достаточно специфическую модель перехватчика, которые не сможет выполнять множество других боевых задач.

Если проанализировать ВВС множества мировых стран, то можно увидеть, что кроме России, большинство развитых стран отказались от использования узкоспециализированных перехватчиков. Только Россия и некоторые страны бывшего «соцлагеря» продолжают МиГ-31 и МиГ-25. МиГ-25 продолжает оставаться на вооружении некоторых стран, а в России его сняли с вооружения в 2013 году.

На вопрос, кто же будет исполнять обязанности истребителя-перехватчика, есть 2 варианта ответа:

  • МиГ-31 каждый год модернизируют до МиГ-31БМ, которые еще долго останутся в строю;
  • Большую часть задач, которые выполняли истребители-перехватчики, возьмут на себя новые истребители проекта ПАК-ФА, которые будут постепенно закупаться российскими военными.

Именно из-за совокупности всех этих причин, МиГ-41 может превратиться в очередную легенду, которой так и не суждено будет появиться на свет. Такие примеры уже случались. Например, в США был пущен слух о создании новейшего военного самолета «Аврора», который будет самым быстрым самолетом на земле. Многие до сих пор утверждают, что «Аврора» находится на вооружении американских спецслужб, хотя за все годы достоверной информации о реальном существовании данного самолета так и не появилось.

Может ли МиГ-41 появится в ближайшие годы

Оптимистичная точка зрения на проект Миг-41 придерживается несколько другой концепции. Так как еще в 90-е годы в качестве замены МиГ-41 разрабатывался проект «701», который так и не был завершен, многие эксперты видят тут прямую связь с танками проекта «Армата», которые создавались по подобной схеме. Помня историю проекта «Армата», начинаешь верить, что МиГ-41 все же будет доработан в ближайшие годы.

Одним из фактов появления МиГ-41 некоторые эксперты называют активную фазу разработки ракеты РВВ-БД, так как она делается именно для МиГ-41.

Последние события на мировой арене заставляют Россию всерьез задуматься о скорейшей разработке новейших истребителей перехватчиков. Американцы постоянно и недвусмысленно намекают, что их новейшая гиперзвуковая крылатая ракета «Boeing X-51», которая практически готова к запуску в серию, способна развивать скорость до 6 200 км/ч. Только МиГ-41, который может стать к тому же беспилотным, будет способен развить подобную скорость и перехватить американскую ракету.

Скептики утверждают, что российские разработки в области создания беспилотных летательных аппаратов далеки от американских, поэтому МиГ-41 будет управляться пилотом, который просто не выдержит перегрузок, возникающих на подобных скоростях. На это можно возразить, что до 2028 года российские технологии могут шагнуть далеко вперед, и уже в ближайшие годы создание «беспилотников» перестанет быть проблемой для российских конструкторов.

В настоящее время МиГ-41 доступен только в чертежах, которые тоже не являются достоверными. Остается только надеяться, что через несколько лет на параде Победы в небе пролетит первый образец российского истребителя-перехватчика МиГ-41. Тем более, что генеральный конструктор «Объединенной авиастроительной корпорации» Сергей Коротков недавно официально заявил, что работы по созданию МиГ-41 ведутся не только в РСК «МиГ».

Предшественники: ракурс в историю

Опытное летно-конструкторское бюро Артема Микояна было создано 8.12.1939 г, именно с этого момента можно начинать историю предшественников нового истребителя МИГ-41.

Первый самолет ОКБ был создан в 1940 году, это был МиГ-1, разработанный на основе наработок Поликарпова. После запуска в серию и войсковых испытаний он был доработан и усовершенствован, полученный истребитель стал известен под маркой МиГ-3.

Оба самолета принимали участие в Великой Отечественной, но с производства были сняты в 1942 году из-за нехватки авиамоторов АМ-35, так как производственную линию перевели для производства родственных двигателей АМ-38 которые были нужны для штурмовиков Ил-2.

Оставшееся до конца войны время ОКБ МиГ использовало на разработку новых моделей самолетов не пошедших в серийное производство, но давших авиаконструкторам бюро опыт и навыки работы с аэродинамикой и двигателями.

История создания и развития реактивных самолетов КБ Микояна начинается практически сразу после войны. Микоян и Гуревич первыми предложили реактивный истребитель МиГ-9, переходный образец с реактивным двигателем и прямым крылом.

Следующим стал знаменитый МиГ-15. Затем были вехи в самолетостроении, такие как скоростной рекордсмен МиГ-25 и рядовые образцы честно служившие в ВВС Родины, например перехватчики МиГ-17.

С того времени лучшими были признаны следующие модификации:

  1. МиГ-15 — первый истребитель СССР со стреловидным крылом, имел на своем борту одну 37 мм и 2 23 мм пушки. Развивал скорость более 1 000 км/ч. Серийное производство велось на 9 заводах, всего было построено больше 18 000 истребителей;
  2. МИГ-19 – первый самолет во всем мире, который способен развивать сверхзвуковую скорость. Производился с 1955 г. в Горьком и Новосибирске. Всего было выпущено 1 890 единиц, которые могли отличаться различными видами установленного вооружения. Кстати, на «девятнадцатый» были впервые установлены ракеты «воздух-воздух»;
  3. МИГ-21 — новый перехватчик того времени был создан практически в одно время с МИГ-19, но получил большее признание. Он стал первым отечественным самолетом, имеющим треугольные крылья и наиболее распространенным сверхзвуковым истребителем в мире;
  4. МИГ-23/27 – принимали участие во всех боевых действиях 80-х годов. Самолеты с изменяемой стреловидностью крыла, что обеспечило наиболее оптимальные летные режимы для каждых конкретных боевых условий. Это давало истребителю грандиозное преимущество над аналогами второго и третьего поколений. После выпуска американского F-16, относящегося к следующему, 4 поколению – превосходство было утрачено;
  5. МИГ-25 не раз подтверждал слова о нем, что максимальная скорость для него прописана только в технических характеристиках. Является многочисленным мировым рекордсменом по этим данным;
  6. МИГ-29 разрабатывался в период 1972-1982гг. На тот момент основной целью было достижение характеристик касающихся увеличения надежности машины и соответствия желаниям иностранных заказчиков.

Следующая модель, пришедшая на смену «двадцать пятому» – перехватчик МИГ-31, успешно применяющийся на сегодняшний момент и ожидающий смены в лице разрабатываемого МИГ-41 – обгоняющего ракеты.

Хотя новейший истребитель еще не создан, большинство потенциальных противников уже пребывает в волнении, так как даже устаревшая модель «тридцать первого» во многом превосходит все иностранные аналоги.

А по обещаниям лиц, ответственных за проектирование и разработку самолета МИГ-41, он должен стать еще более совершенным.

Истребитель Миг-41 🔥 конструкция, технические характеристики, предшественники

Тяжелый истребитель-перехватчик Миг-41, который имеет уйму сверхспособностей, должен очень скоро появиться, и пока о нем почти ничего неизвестно. Хотя то, что говорят разработчики, поистине поражает воображение.

Предшественник нового истребителя – Миг-25 мог обогнать выпущенную ему вслед ракету. Новый истребитель Миг-41 должен стать абсолютным рекордсменом по скоростным характеристикам, так как его разработкой уже давно занимаются лучшие авиаконструкторы знаменитого ОКБ имени Микояна.

Содержание

  1. История создания МиГ-31
  2. Особенности конструкции Миг-41
  3. Технические характеристики Миг-41
  4. Есть ли будущее у проекта МиГ-41
  5. Может ли МиГ-41 появится в ближайшие годы
  6. Предшественники: ракурс в историю

История создания МиГ-31

Для того, чтобы иметь представление, каким же будет новейший истребитель-перехватчик МиГ-41, нужно рассмотреть, как появился его предшественник МиГ-31, и почему он нуждается в замене. Итак, МиГ-31 является первым истребителем 4-го класса, который был разработан еще в годы СССР. В НАТО МиГ-31 называют «Foxhound», что означает «лисья гончая». Данный истребитель является перехватчиком, и в его задачу входит перехват и уничтожение всех вражеских или неопознанных целей. Данные цели уничтожаются вне зависимости от времени суток и климатических условий.

Самолет МиГ-31 оснащен следующими устройствами, применяемыми для противодействия возможным маневрам и контрударам противника:

  • Системы для создания активных радиолокационных помех;
  • Подобные им системы для создания пассивных радиолокационных помех;
  • Системы запуска «тепловых ловушек».

Эффективность МиГ-31 настолько велика, что 4 истребителя–перехватчика способны контролировать воздушное пространство протяженностью до 900 км.

По состоянию на 2011 год ВВС России в своем составе имели 252 самолета МиГ-31. Некоторые из этих самолетов на сегодняшний день уже модернизованы до МиГ-31БМ.

Особенности конструкции Миг-41

Уже неоднократно заявлялось, что новый истребитель-перехватчик будет разрабатываться на базе МиГ-31. Однако вряд ли стоит принимать эту информацию буквально: скорее МиГ-41 будет создан с использованием наработок, полученных в ходе создания своего предшественника, а также тридцатилетнего опыта его использования. С момента первого полета МиГ-31 технологический прогресс в авиастроении сделал огромный рывок, поэтому маловероятно, что новый истребитель будет похож на МиГ-31.

Если скорость новой машины приблизится к уровню 4 Махов, то МиГ-41 может стать самым быстрым боевым самолетом в мире. С большой долей вероятности можно сказать, что при проектировании и постройке нового истребителя будут активно использоваться технологии, позволяющие снизить его радиолокационную заметность. В настоящее время «стелс-технологии» являются общемировым трендом, которому стараются следовать все. Вероятно, что оружие МиГ-41 будет укрыто внутри фюзеляжа самолета. Предполагаемый радиус действия МиГ-41, скорее всего, будет составлять от 700 до 1300 км.

Новый истребитель точно будет вооружен ракетой дальнего радиуса действия класса «воздух-воздух» Р-37. Кроме того, сообщается, что на ее базе сейчас разрабатывается новая ракета РВВ-БД с двухрежимным твердотопливным двигателем. Так что можно уверенно сказать, что если МиГ-41 будет воплощен в металле, то он получит РВВ-БД в состав своего вооружения.

Следует понимать, что говоря о моменте возможного принятия истребителя МиГ-41 на вооружение, мы имеем в виду, скорее всего, конец следующего десятилетия. Понятно, что к этому времени авиационные технологии и системы вооружения самолетов сделают значительный рывок, причем некоторые изменения могут быть революционными.

Эксперты считают, что сегодня мы находимся на пороге рождения авиационных ракет нового поколения. Стремительно развивается лазерное оружие, наиболее активно в этом направлении работают американцы. Десять лет в современном мире – это огромный срок, за это время могут появиться совершенно новые технологии, о которых мы сегодня даже не догадываемся.

Одной из основных угроз уже в обозримом будущем для России могут стать боевые гиперзвуковые летательные аппараты, разработкой которых в настоящее время активно занимаются в США. В качестве примера можно привести проект гиперзвуковой ракеты Boeing X-51, скорость которой может достигать 6 тыс. км/ч.

Подобные системы вооружения способны нести стратегическую угрозу, причем для этого на них необязательно устанавливать ядерную боевую часть. Гиперзвуковые ракеты могут поражать объекты противника за счет своей огромной кинетической энергии. Колоссальная скорость полета делает перехват таких целей весьма непростой задачей.

Борьба с гиперзвуковыми летательными аппаратами, вероятно, станет одной из задач, которые будет выполнять МиГ-41. Кроме того, этот самолет должен уметь бороться и с традиционными угрозами, в виде крылатых ракет и бомбардировщиков противника. Также планируется, что с борта этого самолета будут проводиться запуски небольших спутников на низкие орбиты.

Еще одним вопросом, который предстоит решить конструкторам во время реализации проекта МиГ-41, является «пилотируемость» этого самолета. Говоря другими словами, будет ли этот истребитель управляться летчиком или же станет беспилотным летательным аппаратом. Учитывая перегрузки, которые испытывает человек при таких скоростях, второй вариант выглядит куда более предпочтительным.

Проблема, правда, в том, что отечественная промышленность – еще с советских времен – отстает в области создания БПЛА. Пока России не удается создать даже современный ударный беспилотник, сделать же перехватчик, управляемый дистанционно – это куда более сложная задача.

Технические характеристики Миг-41

МиГ-41, как утверждает разработчик, будет способен выполнять боевые задачи в суровых условиях Арктики, а также в ближнем космосе. Наряду с пилотируемым вариантом этого самолета также рассматривается создание и беспилотной версии. В интервью Russia Today в рамках международного военно-технического форума «Армия-2017» генеральный директор АО «РСК МиГ» Илья Тарасенко заявил, что скорость истребителя-перехватчика будет достигать M=4—4,3.

Предполагается что самолет будет создан с применением новых технологий малозаметности и иметь очень большой радиус перехвата.

Есть ли будущее у проекта МиГ-41

Хотя в США военные уверены в реальности МиГ-41, и уже достаточно продолжительное время разрабатывают оружие, способное ему противостоять, в России дела идут не так гладко, как хотелось бы. МиГ-41 существует только в проекте, так как финансирования на создание хотя бы прототипа не хватает. Разработка истребителей 5-го поколения стоит невероятно дорого. К примеру американцам разработка их истребителя F-22, который является истребителем именно 5-го поколения, понадобилось около 66,7 миллиарда долларов. В связи с этим, становится ясно, что России проще вложить такие огромные средства в создание многоцелевого истребителя, чем создавать достаточно специфическую модель перехватчика, которые не сможет выполнять множество других боевых задач.

Если проанализировать ВВС множества мировых стран, то можно увидеть, что кроме России, большинство развитых стран отказались от использования узкоспециализированных перехватчиков. Только Россия и некоторые страны бывшего «соцлагеря» продолжают МиГ-31 и МиГ-25. МиГ-25 продолжает оставаться на вооружении некоторых стран, а в России его сняли с вооружения в 2013 году.

На вопрос, кто же будет исполнять обязанности истребителя-перехватчика, есть 2 варианта ответа:

  • МиГ-31 каждый год модернизируют до МиГ-31БМ, которые еще долго останутся в строю;
  • Большую часть задач, которые выполняли истребители-перехватчики, возьмут на себя новые истребители проекта ПАК-ФА, которые будут постепенно закупаться российскими военными.

Именно из-за совокупности всех этих причин, МиГ-41 может превратиться в очередную легенду, которой так и не суждено будет появиться на свет. Такие примеры уже случались. Например, в США был пущен слух о создании новейшего военного самолета «Аврора», который будет самым быстрым самолетом на земле. Многие до сих пор утверждают, что «Аврора» находится на вооружении американских спецслужб, хотя за все годы достоверной информации о реальном существовании данного самолета так и не появилось.

Может ли МиГ-41 появится в ближайшие годы

Оптимистичная точка зрения на проект Миг-41 придерживается несколько другой концепции. Так как еще в 90-е годы в качестве замены МиГ-41 разрабатывался проект «701», который так и не был завершен, многие эксперты видят тут прямую связь с танками проекта «Армата», которые создавались по подобной схеме. Помня историю проекта «Армата», начинаешь верить, что МиГ-41 все же будет доработан в ближайшие годы.

Одним из фактов появления МиГ-41 некоторые эксперты называют активную фазу разработки ракеты РВВ-БД, так как она делается именно для МиГ-41.

Последние события на мировой арене заставляют Россию всерьез задуматься о скорейшей разработке новейших истребителей перехватчиков. Американцы постоянно и недвусмысленно намекают, что их новейшая гиперзвуковая крылатая ракета «Boeing X-51», которая практически готова к запуску в серию, способна развивать скорость до 6 200 км/ч. Только МиГ-41, который может стать к тому же беспилотным, будет способен развить подобную скорость и перехватить американскую ракету.

Скептики утверждают, что российские разработки в области создания беспилотных летательных аппаратов далеки от американских, поэтому МиГ-41 будет управляться пилотом, который просто не выдержит перегрузок, возникающих на подобных скоростях. На это можно возразить, что до 2028 года российские технологии могут шагнуть далеко вперед, и уже в ближайшие годы создание «беспилотников» перестанет быть проблемой для российских конструкторов.

В настоящее время МиГ-41 доступен только в чертежах, которые тоже не являются достоверными. Остается только надеяться, что через несколько лет на параде Победы в небе пролетит первый образец российского истребителя-перехватчика МиГ-41. Тем более, что генеральный конструктор «Объединенной авиастроительной корпорации» Сергей Коротков недавно официально заявил, что работы по созданию МиГ-41 ведутся не только в РСК «МиГ».

Предшественники: ракурс в историю

Опытное летно-конструкторское бюро Артема Микояна было создано 8.12.1939 г, именно с этого момента можно начинать историю предшественников нового истребителя МИГ-41.

Первый самолет ОКБ был создан в 1940 году, это был МиГ-1, разработанный на основе наработок Поликарпова. После запуска в серию и войсковых испытаний он был доработан и усовершенствован, полученный истребитель стал известен под маркой МиГ-3.

Оба самолета принимали участие в Великой Отечественной, но с производства были сняты в 1942 году из-за нехватки авиамоторов АМ-35, так как производственную линию перевели для производства родственных двигателей АМ-38 которые были нужны для штурмовиков Ил-2.

Оставшееся до конца войны время ОКБ МиГ использовало на разработку новых моделей самолетов не пошедших в серийное производство, но давших авиаконструкторам бюро опыт и навыки работы с аэродинамикой и двигателями.

История создания и развития реактивных самолетов КБ Микояна начинается практически сразу после войны. Микоян и Гуревич первыми предложили реактивный истребитель МиГ-9, переходный образец с реактивным двигателем и прямым крылом.

Следующим стал знаменитый МиГ-15. Затем были вехи в самолетостроении, такие как скоростной рекордсмен МиГ-25 и рядовые образцы честно служившие в ВВС Родины, например перехватчики МиГ-17.

С того времени лучшими были признаны следующие модификации:

  1. МиГ-15 — первый истребитель СССР со стреловидным крылом, имел на своем борту одну 37 мм и 2 23 мм пушки. Развивал скорость более 1 000 км/ч. Серийное производство велось на 9 заводах, всего было построено больше 18 000 истребителей;
  2. МИГ-19 – первый самолет во всем мире, который способен развивать сверхзвуковую скорость. Производился с 1955 г. в Горьком и Новосибирске. Всего было выпущено 1 890 единиц, которые могли отличаться различными видами установленного вооружения. Кстати, на «девятнадцатый» были впервые установлены ракеты «воздух-воздух»;
  3. МИГ-21 — новый перехватчик того времени был создан практически в одно время с МИГ-19, но получил большее признание. Он стал первым отечественным самолетом, имеющим треугольные крылья и наиболее распространенным сверхзвуковым истребителем в мире;
  4. МИГ-23/27 – принимали участие во всех боевых действиях 80-х годов. Самолеты с изменяемой стреловидностью крыла, что обеспечило наиболее оптимальные летные режимы для каждых конкретных боевых условий. Это давало истребителю грандиозное преимущество над аналогами второго и третьего поколений. После выпуска американского F-16, относящегося к следующему, 4 поколению – превосходство было утрачено;
  5. МИГ-25 не раз подтверждал слова о нем, что максимальная скорость для него прописана только в технических характеристиках. Является многочисленным мировым рекордсменом по этим данным;
  6. МИГ-29 разрабатывался в период 1972-1982гг. На тот момент основной целью было достижение характеристик касающихся увеличения надежности машины и соответствия желаниям иностранных заказчиков.

Следующая модель, пришедшая на смену «двадцать пятому» – перехватчик МИГ-31, успешно применяющийся на сегодняшний момент и ожидающий смены в лице разрабатываемого МИГ-41 – обгоняющего ракеты.

Хотя новейший истребитель еще не создан, большинство потенциальных противников уже пребывает в волнении, так как даже устаревшая модель «тридцать первого» во многом превосходит все иностранные аналоги.

А по обещаниям лиц, ответственных за проектирование и разработку самолета МИГ-41, он должен стать еще более совершенным.

МиГ-41 — Новый истребитель Маха 4+?

Российское конструкторское бюро военной авиации Микояна Гуревича с 1940-х годов строит много известных военных самолетов, некоторые из которых являются настоящими жеребцами по скорости. Двумя из них являются МиГ-25 и МиГ-31, оба из которых способны развивать скорость более 3,2 и 2,83 Маха соответственно. Ранее MiGFlug предлагал оба варианта для полетов, подробнее здесь. Теперь ходят слухи, что МиГ снова пытается это сделать — строит сверхбыстрый перехватчик. Текущее название проекта — МиГ-41, скорость которого прогнозируется на уровне более 4,0 Маха. По словам известного российского летчика-экспериментатора Анатолия Квочура, МиГ-41 должен развивать скорость до 4,3 Маха (около 5270 км/ч или 3270 миль в час).

Фотография МиГ-25 сзади, показывающая двигатели, разгоняющие его до скорости 3,2 Маха.

Чтобы начать историю, мы должны вернуться в 1964 год, когда появился МиГ-25 Foxbat. Построенный для перехвата ракет и высокоскоростных американских самолетов (таких как SR-71), он имел скорость почти такую ​​же, как у «Черных дроздов», и практический потолок в 20 700 метров. Большим преимуществом, которое он имел перед SR-71, было то, что он был не только самолетом-разведчиком, но и нес четыре ракеты класса «воздух-воздух», что делало его смертоносным оружием. В отличие от Blackbird, который был построен всего в нескольких экземплярах, успех МиГ-25 привел к тому, что было построено более 1100 единиц! Мягко говоря, это был успех, и только 17 лет спустя был представлен следующий шаг в серии Микояна.

Микоян Гуревич-31 «Фоксхаунд».

МиГ-31, известный по классификации НАТО как Foxhound, был его именем. Он имел максимальную скорость 2,83 Маха и почти такой же практический потолок, как у МиГ-25. Он был создан для перехвата и уничтожения целей на любой высоте в пределах своего практического потолка и эффективен в любых погодных условиях, днем ​​и ночью. Он также создан, чтобы быть эффективным против пассивных и активных средств радиоэлектронного противодействия и против тепловых ловушек. Большим улучшением по сравнению с предшественником является арсенал оружия. МиГ-31 может быть оснащен очень большим арсеналом вооружения и пушек, которые перечислены ниже:

Пистолеты: 1х пушка ГШ-6-23
Ракеты: 4× Р-33 (AA-9 ‚Амос’6× Р-37 (AA-X-13 ‚Стрела’6× ракеты дальнего действия Р-374× ракеты дальнего действия Р-334× Р-60 (AA -8 «Тля») 4 × Р-73 (АА-11 «Лучник»)

4× Р-77 (АА-12, сумматор

(только некоторые самолеты) Х-31П (АС-17 «Криптон»)

Как видно, арсенал оружия Foxhound — это большой шаг вперед по сравнению с Foxbat, у которого было только это оружие:

Пистолеты: нет
Ракеты (Эти четыре ракеты установлены одновременно): 2х Р-40Р (АА-6 «Едкий») 2х ракеты Р-40Т

У МиГ-31 есть и много других достоинств; некоторые меньше, некоторые больше, например, второе место, предназначенное для офицера по оружию, контролирующего оружие. На МиГ-25 пилот отвечал не только за вооружение, но и за управление. МиГ-31 был способен развивать сверхзвуковую скорость на малых высотах, чего не было у МиГ-25, за что у Foxhound есть модернизированный и более прочный планер. Некоторые другие улучшения включают нагрузку на крыло, дальность перегонки и площадь тяги/массы, которая более чем вдвое больше, чем у МиГ-25 (0,85 против 0,41).

Итак, к сути этой статьи, МиГ-41. Известно не так много, потому что он, как и все топовые современные военные проекты, очень секретный. Но мы знаем, что программа идет, об этом в интервью в Культурном центре Вооруженных Сил России заявил депутат Комитета Госдумы РФ по обороне Александр Тарнаев: «Соответствующее решение принял начальник Генерального штаба Сотрудники; он уже подписал документ о проведении НИР по проекту МиГ-41». Также известно, что новый МиГ будет создан на базе Foxhound, так Тарнаев также сказал о проекте: «Воплотит все преимущества истребителя-перехватчика МиГ-31». Для этого им потребуются испытательные платформы, поэтому, возможно, сотни МиГ-31 будут отремонтированы и приняты на вооружение ВВС России.

Что мы увидим, когда представят МиГ-41, пока неизвестно, так как проект достаточно новый и утекло не так много информации. Однако, глядя на то, как МиГ-31 развился из Foxbat, и думая о скорости МиГ-41 4,0 Маха (даже 4,3), мы можем сказать, что это, вероятно, будет тяжеловооруженный перехватчик с высоким практическим потолком и, очевидно, очень высокая скорость.

Если вам интересно дополнительное чтение:

  • Знаете ли вы, что на МиГ-29 можно летать?истребитель к краю космоса, как гражданское лицо? Читать далее.
  • Про американский SR-71, самый быстрый в мире самолет читайте здесь!
  • О другом российском проекте 30-х годов: Калининском бомбардировщике К-7 читайте здесь.

Источники:

  • Theaviationist.com
  • Globalaviationreport.com
  • Militaryphotos.net
  • ruaviation.com

МиГ-41

Новый МиГ-41 будет создан на базе старого истребителя-перехватчика МиГ-31, сообщил журналистам в Культурном центре Вооруженных Сил депутат Комитета Госдумы по обороне Александр Тарнаев 28 февраля 2014 года. «Соответствующее решение принято начальником Генштаба, им подписан документ о проведении научно-исследовательских работ по МиГ-41», — сказал он. По словам депутата, в МиГ-41 «будут воплощены все достоинства самолета».

Кроме того, несколько сотен истребителей-перехватчиков МиГ-31 могут вскоре вернуться в состав ВВС России, сообщил Тарнаев. «Руководство страны приняло решение вернуться в строй за счет ремонта истребителей-перехватчиков МиГ-31», — сказал он. «Речь идет о сотнях машин, которые будут отремонтированы и возвращены в вооруженные силы», — сказал зам.

МиГ-31 предназначен для перехвата и поражения воздушных целей на предельно малых, малых, средних и больших высотах, днем ​​и ночью, в сложных метеоусловиях, применения противником активных и пассивных радиолокационных помех и ложных тепловых целей. Группа из четырех МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство над фронтом 800-9.00 км. Изначально предназначался для перехвата крылатых ракет на всех высотах и ​​скоростях, а также низколетящих спутников.

Первые упоминания о создании нового истребителя-перехватчика появились в начале 2014 года. Тогда специалисты заговорили о возможном появлении сверхнового перехватчика, не имеющего аналогов. Лишь в конце 2017 года в российских информационных агентствах появилась официальная информация о том, что Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) ведет работы по созданию высотного перехватчика нового поколения. Работы по созданию скоростного истребителя-перехватчика велись ОКБ МиГ совместно с конструкторским бюро авиазавода «Сокол» в Нижнем Новгороде с начала 2010-х годов.

Новейший российский истребитель-перехватчик МиГ-41 должен иметь скорость не менее 4-4,3 Маха, заявил РИА Новости 03 февраля 2014 года русский герой, летчик-испытатель Анатолий Квочур. Так он прокомментировал сообщение депутата Госдумы Александра Тарнаева о том, что в России разрабатываются новый истребитель МиГ-41 на базе тяжелого истребителя-перехватчика МиГ-31, скорость которого составляла 2,8 Маха.

Тарнаев сообщил на совещании специалистов воздушно-космической обороны, что начальник Генштаба подписал приказ о глубокой модернизации советского истребителя-перехватчика МиГ-31. «Эта модернизация должна была быть проведена двадцать лет назад. Однако этого не произошло, поэтому сейчас повышены требования. Они включают в себя (увеличение) скорости перехватчика до 4-4,3 Маха», — сказал Квочур.

Новый высотный перехватчик МиГ-41 будет создан на базе МиГ-31, который, по мнению экспертов, до сих пор не имеет аналогов в мире, сообщил «Интерфаксу» 22 января 2016 года член комитета Госдумы по обороне Александр Тарнаев. «Руководство страны приняло решение о включении проекта перспективного высотного перехватчика в новую программу вооружений со сроками реализации в 2020 году. Машина станет дальнейшим развитием истребителя-перехватчика МиГ-31, опережающего десятилетия. своего времени. Не исключаем, что разработка нового самолета может начаться раньше 2020 года, так как он очень нужен нашим вооруженным силам», — сказал Тарнаев.
Один из самых закрытых проектов современного российского ВПК – перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата, который под обозначением «МиГ-41» по отрывочным сведениям встречается на интернет-ресурсах с 2015 г.

Как известно, основа современной ПВО России — скоростной истребитель-перехватчик — МиГ-31 создавался на базе легендарного МиГ-25. «Тридцать один» родился в конце 1970-х, а к середине 1980-х пошел в серийное производство. Когда в 1991 году распался Советский Союз, МиГ-31 «по наследству» поступили в ВВС России и Казахстана. Два постсоветских государства никому не продали перехватчики, и сегодня они все еще летают.

В то же время Россия приступила к масштабной замене «начинки» своих МиГов, благодаря чему возможности самолетов по поражению воздушных целей значительно возросли. Было решено, что модернизированных МиГ-31 в ВВС России будет более 100 машин, и не исключено, что самолет будет снова запущен в производство на новом технологическом уровне (т.е. повторит историю своего прародителя, МиГ-25, ставший фактически новым проектом).

Вот тут-то и появляются наблюдатели с загадочным МиГ-41. Дело в том, что уже был разработан совершенно новый дальний перехватчик МиГ под шифром «Проект 701» и «МДП», и это было примерно в 1990-92 гг. Эта 62-тонная машина не имела дальности полета МиГ-25/МиГ-31, а по своим характеристикам могла быть самым мощным боевым самолетом ПВО пятого поколения: разработчики планировали довести дальность «701» до 7000 км на сверхзвуке. крейсерская скорость 2,2 М (около 2300 км/ч). Максимальная скорость машины не должна была превышать 2500 км/ч.

Военные не спешили раскрывать работу над проектом, который кто-то называет МиГ-41. Из-за той же отрывочной информации в СМИ можно выстроить следующую хронологию: обновленный МиГ-31 будет служить верой и правдой до 2028 года, когда должное будет заменено чем-то новым и особенным. А появление нового перехватчика можно будет увидеть в период с 2017 по 2020 год, когда конструкторы должны будут представить свои наработки Минобороны России.

Теперь о «проекте 701». Максимальная расчетная скорость полета МиГ-41, скорее всего, развивалась бы параллельно МиГ-31. Если самые «продвинутые» из МиГ-25 и МиГ-31 могли развивать максимальную скорость 3-3,2 М, то «сорок первому» хотят дать возможность дожать до 4,3 М (т. е. примерно до 4500 км/ч). Почему это необходимо? Дело в том, что США активно разрабатывают гиперзвуковые беспилотные штурмовики, которые необходимо перехватывать. Скорость этих аппаратов очень высока, и в российских ПВО/ПРО кроме новейших С-500 наземного базирования, космического прострела их площадей до 150 км по высоте, должны быть воздушные платформы, способные оперативно реагировать на нарушение воздушного пространства на дальних границах.

В конце февраля 2014 года представитель Комитета Госдумы по обороне Александр Тарнаев сообщил, что начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ подписал документ о проведении научно-исследовательских работ по созданию современного тяжелого истребителя-перехватчика. МиГ-41, воплотившие в себе все достоинства своего предшественника — многоцелевого МиГ-31. Тарнаев также сообщил, что несколько сотен самолетов МиГ-31 в ближайшее время будут возвращены в состав ВВС России после необходимого ремонта. «Руководство страны приняло решение вернуться в строй за счет ремонта истребителей-перехватчиков МиГ-31», — пояснил он. — «Речь идет о сотнях машин, которые будут отремонтированы и возвращены в вооруженные силы».

Это очень много значит для российской авиации, для ее возрождения и укрепления — особенно после наиболее перспективных проектов ХХ века (к которым относятся и МиГ-31, и «проект 1.42» советский истребитель 5-го поколения, созданный в начале 90-х гг. — ие и др.) были насильственно закрыты под разными предлогами и оттеснены в темный угол истории, если не уничтожены во время перестройки страны на эпоху тотального разоружения в одностороннем порядке.

«Эта модернизация должна была быть проведена еще двадцать лет назад», — говорит заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой России, генеральный конструктор ФГУП «Летно-исследовательский центр» Анатолий Квочур. — «Однако этого не произошло, поэтому сейчас требования повышены. Они включают в себя (увеличение) скорости перехватчика до 4-4,3 Маха». Скорость 4-4,3 Маха — это значит, что самолет способен летать со скоростью порядка 4920-5289 км\час. Для сравнения, современные истребители последнего, 5-го поколения могут развивать скорость около 2500 км\час или около того. А МиГ-31 еще в прошлом веке успел «разогнаться» до 3000 км\ч. Его уже тогда называли «истребителем, опередившим свое время». И не только

Российская авиастроительная корпорация (РАК) «МиГ» в ближайшее время представит результаты работ по созданию истребителя пятого поколения МиГ-41. Об этом сообщил в пятницу гендиректор корпорации Илья Тарасенко 17 августа 2018 года. По его словам, это не мифический проект. Отвечая на вопрос о разработке самолета, Тарасенко сообщил, что работы интенсивно ведутся под эгидой Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), и вскоре результаты будут представлены общественности.

На смену перехватчику МиГ-31 придет новый МиГ-41, также называемый ПАК ДП, дальний перехватчик дальней авиации. По словам бывшего главкома Воздушно-космических сил РФ, председателя Совета Федерации по обороне и безопасности Виктора Бондарева, опытно-конструкторские работы по его созданию планировалось начать в 2018 году. В свою очередь Тарасенко сообщил, что НИОКР по перспективному российскому перехватчику планируется начать «в ближайшее время», а его поставки в Вооруженные Силы РФ планируется начать в середине 2020-х годов.

Помимо пилотируемого варианта этого самолета рассматривается также создание беспилотного аппарата.

В июне 2019 года директор РСК «МиГ» Илья Тарасенко заявил, что облик перспективного самолета будет сформирован до конца года. «Перспективный самолет будет использовать новые виды авиационного вооружения, он будет создан с применением новых стелс-технологий, сможет перевозить необходимое количество вооружения, будет действовать в очень большом радиусе перехвата. Теперь все эти требования заложены в облике самолета. Исследовательские работы должны быть завершены до конца года с утвержденным обликом», — сказал Тарасенко.

Он уточнил, что есть график с Минобороны по этому проекту. Мы убеждены, что такой самолет необходим нашей стране. Это очередной, очень большой шаг к укреплению обороноспособности государства, защите рубежей нашей Родины. И это касается не только Арктики и Востока, как принято считать. Мы работаем над комплексной системой глобальной обороны границ России. Мы ожидаем, что ПАК ДП (перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата) заменит МиГ-31, когда его ресурс подойдет к своему логическому завершению», — пояснил генеральный директор компании «МиГ».

Ранее экс-главком ВКС России генерал-полковник Виктор Бондарев заявлял, что опытно-конструкторские работы по ПАК ДП начнутся не ранее 2019 года.

Серийного производства планируемого российского истребителя МиГ-41 в будущем ожидать не следует, ни сейчас, ни в ближайшее время нет необходимости в перехватчике пятого поколения. Такое мнение высказали эксперты, опрошенные журналистами американского издания Business Insider. Специалист по боевой авиации Джастин Бронк из британского Королевского объединенного института оборонных исследований сказал: «Я не очень надеюсь, что еще менее проверенная концепция конструкции (МиГ-41) пойдет в серийное производство в ближайшее время». С его точки зрения, скепсиса в отношении перспектив МиГ-41 добавляет серийное производство танков Т-14 «Армата» и многофункциональных истребителей пятого поколения Су-57.

Ричард Абулафия, вице-президент по аналитике американской консалтинговой компании Teal Group, пояснил, что идея создания перехватчиков нового поколения осталась в прошлом, поскольку ракеты класса «земля-воздух» — лучший способ перехвата воздушных целей. По его мнению, обсуждения МиГ-41 ведутся в рекламных целях, в частности, пиара МиГ-29СМ.

НОВОСТИ ПИСЬМО

Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity.org

Введите свой адрес электронной почты

МиГ-19

Концепт

МиГ-19 — первый советский серийный сверхзвуковой реактивный истребитель. Первоначально задуманный как дневной истребитель с ограниченными всепогодными возможностями, МиГ-19 превратился в грозный самолет. Спешка с проектированием и производством дала МиГ-19много проблем в эксплуатации и безопасности. Это сдерживание было настолько сильным, что авиация, эксплуатирующая МиГ-19, быстро заменила свои образцы более поздними МиГ-21 или западными образцами.

Несмотря на свои недостатки, МиГ-19 и его модификации участвовали в боях во Вьетнамской войне, арабо-израильских конфликтах, Огаденской войне (между Сомайлой и Эфиопией), ирано-иракской войне 1980-х, индо-пакистанских войнах 1970-х и в различных стычках холодной войны. МиГ-19 производились по лицензии в Чехословакии как S-105 и в Китае как J-6. Китайское производство улучшило конструкцию до вариантов, которые не производились в Советском Союзе. Примечательно, что двухместный учебно-тренировочный самолет JJ-6 производился в Китае вместе со значительно модифицированным вариантом, получившим название Q-5. Еще несколько лет назад J-6 состоял на вооружении эскадрильи ВВС Народно-освободительной армии (НОАК) и в союзных странах. На авиасалоне в Чжухай в 2012 году в Китае J-6 принял участие в статической демонстрации.

 

Раннее начало

Разработка МиГ-19 началась с самолета И-360, или СМ-9. Идея состояла в том, чтобы создать истребитель сопровождения советских бомбардировщиков, способный развивать сверхзвуковую скорость в горизонтальном полете. МиГ-17, предшественник МиГ-19, мог развивать сверхзвуковую скорость в пикировании, часто со смертельным исходом. Отправной точкой для СМ-9 послужил МиГ-17. Фюзеляж МиГ-17 удлинили на полтора метра, над среднерасположенным горизонтальным стабилизатором добавили Т-образное хвостовое оперение. К приподнятой кабине добавили удлиненный фонарь для улучшения обзора. СМ-9и получившийся МиГ-19 будет иметь новое крыло с большой стреловидностью, которое станет визитной карточкой конструкции.

Два двигателя Микулин АМ-5 были использованы вместо одного ТРД МиГ-17 ВК-1Ф. АМ-5 был значительным изменением в конструкции советского двигателя по двум причинам. Первая причина заключалась в том, что АМ-5 был ТРД с осевым потоком по сравнению с ВК-1, который был ТРД с центробежным потоком. Это позволило разместить два двигателя рядом, не увеличивая поперечное сечение фюзеляжа. Во-вторых, АМ-5 был первым советским ТРД, созданным не по чужой разработке.

Действие

советских МиГ-19 имели ограниченные возможности для действий против реальных целей во время холодной войны. Среди первых целей были воздушные шары, отправленные из Западной Европы в советское воздушное пространство для распространения антикоммунистических листовок. Несмотря на свое послушное присутствие и отсутствие вооружения, аэростаты действительно представляли угрозу для низколетящих самолетов и для тех, у кого не было радара (тогда их было много в СССР). Один авиалайнер Ил-14 разбился после столкновения с воздушным шаром, в результате чего все находившиеся на борту погибли. Отправка аэростатов была непростой задачей для быстрого МиГ-19.пилоты. На медленных аэростатах пришлось сделать серию низкоскоростных проходов с быстрым уходом, чтобы избежать столкновения. Часто после нескольких попаданий из 23-мм и 30-мм пушек МиГ-19 баллоны не падали сразу, поскольку воздух медленно вытекал, а не взрывался.

Советские МиГ-19 неоднократно использовались для сбивания американских самолетов-разведчиков У-2, пролетающих над советской территорией. Каждый раз У-2 летали слишком высоко, иногда более чем на десять тысяч футов над практическим потолком МиГа. Пилоты МиГов могли видеть У-2, но ничего не делали, кроме как наблюдали. При описании крестообразной формы У-2 вышестоящему офицеру советский летчик получил упрек от офицера, заявив, что у американцев нет ничего, способного летать на такой высоте. Один МиГ-19был потерян во время сбития Фрэнсиса Гэри Пауэрса 1 мая 1960 года. Советские операторы РЛС восприняли два МиГ-19, посланных на перехват Пауэрса, как дополнительные самолеты противника. IFF для советского RADAR еще не был введен в эксплуатацию. Советы действительно доказали, что их ракетная система С-75 (СА-2) работает против любого типа самолетов-мишеней. Полеты U-2 над Советским Союзом прекратились после 1 мая 1960 года. Китайские официальные лица заявили о четырех сбитых U-2 в 1960-х годах, но так и не было представлено доказательств, подтверждающих эти заявления. Последняя советская часть, летавшая на МиГ-19.обменяли свои самолеты на более новые МиГ-23 в 1979 году.

В Европе три разведывательных самолета ВВС США RB-47, бомбардировщик RB-66 и учебно-тренировочный Т-39 были потеряны МиГ-19 во время холодной войны. Во всех случаях перед отправкой сбитый самолет заходил на территорию СССР или Варшавского договора. GPS не существовало в 1950-х годах, и навигационные ошибки не были редкостью, особенно в переполненном европейском небе. МиГ-19 ВВС Чехии сбили F-100 ВВС США в двух разных случаях. Любопытное обстоятельство связано с тем, как летчик-истребитель решает сдаться и посадить свой самолет на чужой земле. Советский и венгерский МиГ-19были мобилизованы для поддержки вторжения советских войск во время восстания «Пражской весны» 1968 года в Чехословакии. Наряду с МиГ-21, МиГ-19 должны были сдерживать любые возможные действия самолетов НАТО. Одному пилоту болгарских ВВС удалось одержать семь побед в воздухе над греческими и турецкими нарушителями.


Китай

В начале 1960-х китайское правительство добилось права на производство МиГ-19 по лицензии, как и J-6, в Советском Союзе. Вскоре после этого при содействии России были созданы первые инструменты и производство. Разрыв отношений между Пекином и Москвой прервал достройку МиГ-19производственная линия в Китае. Дальнейшие политические события в Китае, связанные с Культурной революцией, еще больше задержали прогресс. Китайские инженеры взяли на себя задачу заполнить пробелы и завершить производство J-6 вместо поддержки со стороны России. Первая партия J-6 китайского производства была некачественной и не была принята на вооружение ВВС Народно-освободительной армии. Многие из неисправных самолетов годами после этого простояли на заводе. Когда отношения между китайцами и русскими охладились, техники вернулись в Китай и должным образом завершили производство J-6 в 1919 году.61. В результате производства J-6 были выпущены тысячи экземпляров в нескольких вариантах. Некоторые версии J-6 предназначались для Китая и никогда не эксплуатировались в Советском Союзе. Известный пример связан с вымышленным самолетом под названием МиГ-19УТИ. Суффикс УТИ или УМ применительно к самолету советской конструкции обозначает двухместный учебно-тренировочный вариант одноместного истребителя. В военной авиационной прессе появилось отретушированное фото самолета с советской маркировкой ВВС, но вскоре выяснилось, что это подделка. Советский Союз или военно-воздушные силы Варшавского договора никогда не использовали двухместную версию МиГ-19.. Такого варианта МиГ-19 КБ МиГ не производило. Двухместный J-6 был разработан в Китае как учебно-сверхзвуковой и получил обозначение JJ-6. Пилоты, перешедшие с двухместного JJ-2 (МиГ-15УТИ), сочли J-6 значительным изменением. Эта схема не была уникальной для J-6. Для этих же целей в Китае была разработана двухместная версия J-5 (МиГ-17). Самолеты JJ-5 и JJ-6 продолжают нести службу в Китае по сей день, хотя и в очень небольшом количестве. Все страны, получившие J-6 китайского производства, получили один или два экземпляра JJ-6 со своими экземплярами.

Самым радикальным отходом китайцев от оригинальной конструкции J-6 был Q-5. Требовался более новый специализированный истребитель-бомбардировщик, чтобы предоставить НОАК более конкурентоспособную конструкцию. В это время в США разрабатывался McDonnell Douglas F-4 Phantom II. Е-166, который впоследствии превратился в МиГ-25, начали летать в России, а Франция начала получать Мираж III в значительных количествах. Китаю нужно было что-то новое. Ограниченное количество модификаций МиГ-21, построенных как J-7, не поступало в значительных количествах для увеличения численности НОАК. Конструкторы и инженеры преследовали длительный проект по выпуску Q-5, начиная с J-6, в течение десятилетия. Q-5 сохранил сдвоенный двигатель J-6, оперение и все. Во всех смыслах Q-5 был новой конструкцией. Самым большим изменением стали раздвоенные воздухозаборники и заостренный нос. Небольшой внутренний оружейный отсек был способен нести одну ядерную бомбу или аналогичные обычные боеприпасы. Крылья были похожи на J-6, но с менее крутым углом стреловидности по передней кромке и изогнутой задней кромкой в ​​основании. Q-5 был тяжелее J-6 и имел более широкое поперечное сечение для относительного ветра, что увеличивало сопротивление и значительно уменьшало общее число Маха. Боевой радиус также пострадал из-за увеличенных размеров Q-5. Несмотря на эти недостатки, Q-5 выпускался в нескольких вариантах, включая двухместный, и в настоящее время служит в Китае, Бирме, Судане, Танзании и Северной Корее.

 

 

Сегодня

Где сегодня можно увидеть полет МиГ-19?

МиГ-19 больше не считается фронтовым боевым самолетом. Даже самые оптимистичные военачальники поймут, что у МиГ-19/J-6 нет шансов против современных типов, таких как F-16, МиГ-29 и Мираж 2000. Не говоря уже о последнем поколении истребителей пятого поколения на вооружении. США. Было бы глупо, если бы пилот МиГ-19/J-6 вступил в бой с любым истребителем, выпущенным после 1970-х годов. Даже если пилот летал на Миг-19/J-6 с его тактическими преимуществами, шансы на победу в воздухе над современным типом очень малы. Ни один из оригинальных советских серийных серий МиГ-19 до сих пор не летает с какой-либо авиацией. Только китайский J-6 и его варианты до сих пор летают, хотя и в очень небольшом количестве. Египет был крупным покупателем J-6 и в конечном итоге заменил свой парк американскими F-16 и Dassault Mirage 2000. Пакистан был еще одним крупным покупателем J-6. Некоторые образцы PAF были оснащены американскими катапультными креслами и AIM-9.Ракеты «Сайдвиндер». Та же участь постигла пакистанский флот J-6, который был заменен F-16 и модернизированными бывшими самолетами RAAF Mirage IIIO. Из стран, которые до сих пор летают на J-6, ни одна из них не является даже отдаленно дружественной США или международному сообществу. Поездка в любой из этих пунктов назначения и попытка увидеть J-6 в действии наверняка будет истолкована как шпионаж и будет сопровождаться длительным пребыванием в одном из бесплатных отелей страны.

Бирма (Мьянма)

Бирма — одна из самых изолированных стран в мире, уступающая только Северной Корее, еще одному оператору J-6. Информации о состоянии бирманских ВВС очень мало. Несмотря на случайную фотографию типа, посещающего международный аэропорт Рангуна, подробности отрывочны. Считается, что около дюжины J-6 остаются на вооружении в качестве штурмовиков. Эти самолеты летают вместе с большим количеством Q-5 в тех же ролях. Бирма подписала многомиллионный пакет вооружений с Россией в 2009 году.. В заказе было несколько самолетов МиГ-29СМТ, которые дополнят имеющееся небольшое количество МиГ-29, уже стоящих на вооружении. Будущее не может быть долгим для флота бирманских J-6.

Иран

ВВС Исламской Республики Иран (IRIAF) получили небольшое количество J-6 из Северной Кореи в конце восьмидесятых годов. Эти самолеты летали против других J-6 и самолетов ВВС Ирака. Во время Исламской революции J-6 были приписаны к Революционной гвардии аятоллы. В IRIAF было доставлено восемнадцать J-6, некоторые из которых используются до сих пор. После революции Иран оказался в затруднительном положении с точки зрения получения современных боевых самолетов. J-6 стоили по хорошей цене, а обучение можно было легко получить в Пакистане и Северной Корее. Большое количество J-7 было закуплено в Китае и продолжает служить сегодня вместе с большим количеством МиГ-29.х и самолетов смешанного происхождения. Иран является основным покупателем китайского перспективного истребителя J-10.

Северная Корея

Китай является крупнейшим поставщиком военной техники в Северную Корею. После этого Советский Союз и его бывшие республики, как известно, поставлял оборудование в небольших количествах.