Содержание
длина, где находится, история, последние новости
Четыре года назад Крымский мост связал полуостров с континентальной Россией. О том, сколько раз его пытались построить и какие исторические события с ним связаны, — в материале «Известий».
Самый крупный в России
Крымский мост соединяет Таманский полуостров Краснодарского края с Керченским полуостровом в Крыму. Протяженность трассы 19 км, он возвышается над водой на 35 м — это самый крупный мост в России и в Европе. Дорога проходит по пятикилометровой дамбе и острову Тузла, огибая с севера мыс Ак-Бурун. Она состоит из четырех автомобильных полос, по две в каждую сторону, и двух железнодорожных путей. Пешеходной зоны у переправы нет. Конструкцию моста поддерживают 595 авто- и железнодорожных опор, его украшают две арки длиной 227 м.
Связанные одной целью
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Николай Сиденков
Цифры и факты:
- самый протяженный мост в России, длина конструкции — 19 км;
- в день по мосту могут проехать до 40 тыс. автомобилей и 47 пар поездов;
- изменение погоды контролируют семь метеостанций;
- фундамент рассчитан на землетрясение магнитудой до 9,0;
- расчетный срок службы моста — 100 лет;
- на территории было обезврежено более 700 взрывоопасных предметов, оставшихся со времен ВОВ, из них — 14 фугасных бомб;
- во время стройки в грунте нашли до 100 тыс. археологических артефактов;
- название переправы в 2017 году выбирали всероссийским голосованием;
- у переправы есть пушистый талисман — рыжий кот Мостик.
Три попытки наведения мостов
Одними из первых о мосте между Керчью и Таманью задумались британцы в период Ост-Индской компании. В 1870 году Siemens по заказу англичан проложила по дну Керченского пролива отрезок Индо-Европейского телеграфа для быстрой и качественной связи Лондона с Калькуттой. В дальнейшем планировалось пустить железную дорогу из Лондона в Дели и в рамках проекта возвести через Керченский пролив большой мост. Но стройка показалась англичанам слишком дорогой, и от нее отказались.
Фото: liveinternet.ru
Немецкая подвесная канатная дорога через Керченский пролив, 1943 год
В 1903 году связать Крым и Краснодарский край захотел российский император Николай II. Мост должен был стать частью железной дороги, которая позволила бы круглый год вывозить товары с Таманского полуострова. Было разработано два маршрута, северный и южный. Первый проходил в районе нынешней паромной переправы, а второй во многом совпадает с расположением моста. Реализовать строительство Николаю II помешали Первая мировая война и дальнейшие политические катаклизмы.
Вторая мировая война не позволила воплотить идею уже Иосифу Сталину, который задумывал реконструкцию железных дорог от Херсона до Поти. Для строительства у Германии — как у наиболее индустриально развитой страны 1930-х годов — даже заказали необходимые металлоконструкции.
Следующую попытку в дни Второй мировой войны осуществили немцы. Блокировав Крым, они в 1943 году пустили до Тамани канатную дорогу и начали строить ж/д мост, используя свои же, заказанные Сталиным металлоконструкции. Крымская наступательная операция 1994 года, завершившаяся освобождением Севастополя, прервала этот проект. Немцы взорвали недостроенный мост при отступлении, а наскоро возведенная на руинах конструкция советских инженеров просуществовала всего три месяца и была разрушена льдами Азовского моря.
Фото: liveinternet.ru
Советский железнодорожный мост, 1944 год
После войны на этом месте организовали паромную переправу, строительство моста было отложено на десятилетия. С середины 2000-х проекты регулярно обсуждались совместно российскими и украинскими властями.
Присоединение Крыма и торжественное открытие на «КамАЗе»
Вновь о строительстве надежного сообщения с Крымом заговорили после вхождения полуострова в состав России. Указ об этом в марте 2014 года подписал президент РФ Владимир Путин. В январе 2015 года была детально проработана концепция транспортного перехода. К этой работе привлекли широкий круг экспертов. Подрядчиком проектирования и строительства моста стал «Стройгазмонтаж». В его возведении участвовали ведущие мостовики страны.
Связанные одной целью
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Николай Сиденков
Стройка началась в 2016 году. При этом автомобильную часть построили меньше чем за 2,5 года и сдали на семь месяцев раньше срока. В пиковые месяцы на строительстве круглосуточно трудилось более 14 тыс. инженеров и рабочих одновременно.
Движение по автомобильной дороге, ставшей частью трассы А-290 (Керчь – Новороссийск), открыли утром 16 мая 2018 года. Первым во главе колонны строительной техники и за рулем «КамАЗа» проехал президент России Владимир Путин.
Железнодорожную ветку сдали в декабре 2019 года, она стала частью линии Багерово – Вышестеблиевская. Перед церемонией открытия Путин осмотрел мост из кабины машиниста, а затем через переправу прошел поезд № 7/8 «Таврия», возродивший историческое сообщение Санкт-Петербург – Севастополь. Сегодня в Крым ходят пассажирские поезда из 11 городов.
После открытия мост стал главным транспортным узлом между Крымом и континентальной Россией. За четыре года Керченский пролив пересекли свыше 21 млн автомобилей.
Связанные одной целью
Президент РФ Владимир Путин перед проездом строительной техники по автодорожной части Крымского моста
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Павел Бедняков
В 2021 году обе арки Крымского моста засияли цветами флага России. Ночью подсветку обеспечивают более 3 тыс. диодов.
В августе 2022 года на Крымском мосту был зафиксирован рекорд суточного автомобильного трафика: за сутки 15 августа 2022 года по мосту в обе стороны проехало 38 297 автомобилей.
Рыжий талисман и народное название
Найденный на стройплощадке в самом начале работ котенок, о котором написали в СМИ, неожиданно стал талисманом Крымского моста. На стройке кот Мостик «руководил» собственным отделом — «Котмостнадзором». У кота есть популярный аккаунт в соцсети «ВКонтакте», а 20-метровый рисунок с животным украшает одну из опор моста. Сегодня кот живет в Симферополе в редакции крымской газеты.
Связанные одной целью
Кот Мостик на строительной площадке железнодорожной части Крымского моста
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Николай Сиденков
Название моста выбирали в 2017 году всероссийским онлайн-голосованием. Среди популярных версий, помимо «Крымского моста», были «Мост дружбы», «Мост воссоединения» и «Керченский мост».
Авария 8 октября 2022 года
8 октября 2022 года на автомобильной части Крымского моста со стороны Таманского полуострова был подорван грузовик. В результате трагедии погибли минимум четыре человека, загорелись семь топливных цистерн железнодорожного состава, а два автомобильных пролета моста частично обрушились. Движение по мосту было частично восстановлено в тот же день.
В России инцидент квалифицировали как теракт, а заказчиками, авторами и исполнителями диверсии признали украинские спецслужбы. Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин сообщил, что подготовка теракта осуществлялась не только украинскими спецслужбами, но и гражданами России и зарубежных государств. Указом президента, на ФСБ возложили полномочия по организации и координации мер защиты транспортного перехода через Керченский пролив.
Связанные одной целью
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Полегенько
Министр иностранных дел Эстонии Урмаса Рейнсалу, узнав о взрыве, поздравил украинские спецслужбы, а минобороны Украины опубликовало в Twitter вопрос «Что на очереди, русские?». Ранее украинский депутат Алексей Гончаренко признал, что планы по уничтожению Крымского моста представители Украины обсуждали летом на полях саммита НАТО.
«Крымский мост: как обычное сооружение стало символом развития инфраструктуры России» в блоге «Дорожное строительство»
Последние два года из каждого утюга нам говорят, что Крымский мост, это уникальный проект отечественного инфраструктурного строительства. Я согласен с этим утверждением, но лишь отчасти.
- © mikhail.krivyy.com
1. Крымский мост на рассвете.
В нашей стране не так много глобальных проектов, направленных на улучшение качества жизни жителей. Мы всё время глобально что-то строим для ресурсных и геополитических проектов, олимпиад и военных, а вот напрямую для людей строить получается не часто. Вторая важная отличительная особенность Крымского моста — это освещение хода строительства. Наконец-то власти и строители начали понимать, что мало просто построить объект, нужно ещё построить его имидж, а вместе с ним имидж заказчика и подрядчиков. Пиар-служба моста, если её можно так назвать, работает просто великолепно. Здесь и пресс-служба, и маркетинг, и работа с социальными сетями, и мерч, и многое другое.
- © mikhail.krivyy.com
2. Крымский мост, вид c Воронова Спуска.
А вот технически мосты, которых на самом деле два, не представляют особого интереса. Да, они большие. Длина железнодорожного моста — 18 км, автомобильного — почти 17 км, если считать без насыпей на керченском берегу. Но это, пожалуй, и всё.
- © mikhail.krivyy.com
3. Лучший вид на Крымский мост открывается со смотровой площадки в Керчи.
Автомобильный мост — обыкновенные опоры, обыкновенные пролетные строения, длина которых не превышает 63 метров. Да, опор много. Да, с геологией всё не просто. Но у нас везде непросто. Сейчас начинают строить мост в Салехарде через Обь. А там вечная мерзлота, река и талики. Вот там действительно сложная геология.
- © mikhail.krivyy.com
4. Хорошо видно, насколько невысокие опоры у автомобильного моста.
Судоходные пролёты над Керчь-Еникальским каналом проходят по аркам мостов длиной 227 м и высотой 45 м. Не маленькие, но и не рекордные. Даже не понадобилось проектировать более сложные вантовый или подвесной мост.
Мне кажется, что самым похожим по масштабу проектом стал Западный Скоростной Диаметр (ЗСД) в Санкт-Петербурге. Там общая протяженность мостов и эстакад немного меньше. Но зато высокий двухъярусный мост через Морской канал (подмостовой габарит 52 м, что больше чем у Крымского моста), красивый вантовый мост через Корабельный фарватер в Невской губе, вантовый мост через Петровский фарватер и тоннель под рекой Смоленкой (нижняя часть находится на глубине 13 м).
- © mikhail.krivyy.com
5. Крымский мост и караван, идущий по Керчь-Еникальскому каналу.
Железнодорожный мост тоже вполне себе типовой. Обыкновенное корыто под балласт, на котором будет уложен бесстыковой путь. Мост будет рассчитан на движение поездов массой до 7,1 тысяч тонн со скоростью до 120 км/ч (для пассажирских поездов) или 80 км/ч (для грузовых). Опять самые рядовые показатели.
- © mikhail.krivyy.com
6. Надвижка пролетных строений железнодорожного моста. Скошенные части, это так называемые аванбеки — устройство для компенсации продольных прогибов пролетного строения при надвижке.
Электрификация будет переменным током, 25 кВ, 50Гц. Такая электрификация используется в Краснодарском крае, за исключением участка Горячий Ключ — Адлер, где, как и в Крыму, используется постоянный ток 3 кВ. При этом, стоит отметить, что от станции Крымская до моста и от моста до Джанкоя электрифицированных железных дорог нет.
- © mikhail.krivyy.com
7. Работы по электрификации железной дороги от станции Крымская до Крымского моста. На фото участок железной дороги в Джигинке, Краснодарский край. Перегон Юровский — Красная Стрела.
В Краснодарском крае сейчас ведутся активные работы по электрификации участка железной дороги от Крымской до Анапы и Тамани. А вот в Крыму работ по электрификации пока не ведётся. Предполагается, что на первом этапе поезда будут прибывать в Керчь под электровозами ЭП1М или ЭП20, где их будут перецеплять под тепловозы.
- © mikhail.krivyy.com
8. Вот так выглядит поезд № 36 «Северная Пальмира» Санкт-Петербург — Адлер под электровозом ЭП1М-436. Перегон Колодези — Боченково в Ростовской области.
У ЭП1М большое плечо будет аж от Рязани, а двухсистемный ЭП20 сможет тянуть поезда вообще с любой станции, где есть электрификация. Скорее всего здесь будет, как в случае с Сочи — самые быстрые и фирменные под ЭП20, остальные под ЭП1М.
- © mikhail.krivyy.com
9. Железнодорожный подход к Крымскому мосту со стороны Керчи. Фотографии сделаны в начале августа. К сожалению, оперативно опубликовать не получилось.
В Крыму всё сложнее. Участок железной дороги Керчь — Джанкой всегда был в ужасном состоянии. Пару лет назад там на большом количестве участков действовало ограничение скорости 20 км/ч. Как сейчас — не знаю. А от Джанкоя и до Симферополя — двухпутный электрифицированный участок. Будут ли там перецеплять составы под электровоз пока не понятно. Скорее всего да. Нужно понимать, что каждая смена локомотива — это потеря времени. Обычно 20-25 минут.
- © mikhail.krivyy. com
10. Строительство тоннеля в Керчи. Между ним и мостом будет расположен новый главный вокзал города. Справа снизу немного виден действующий автомобильный подход.
- © mikhail.krivyy.com
11. Вот здесь и будет новый парк станции Керчь-Южная и главный городской вокзал. Фото из-под Аршинцевского путепровода. Автомобильный подход справа.
- © mikhail.krivyy.com
12. Строительство тоннеля, немного другой ракурс.
- © mikhail.krivyy.com
13. Путепровод будущей железной дороги над автомобильным подходом. Справа по ЖД будет станция, слева тоннель. Чуть дальше виден путепровод старой железной дороги.
- © mikhail.krivyy.com
14. Старая железная дорога и станция Керчь-Южная.
- © mikhail.krivyy.com
15. Автомобильный подход к Крымскому мосту. Путепровод на горизонте фигурировал в публикации про «Тавриду» (фото № 2).
- © mikhail.krivyy.com
16. Вид в обратную сторону с подхода к мосту.
- © mikhail.krivyy.com
17. Выезд на мост со стороны Керчи. К сожалению, все закрыто шумозащитными экранами. Очень не люблю такие клаустрофобные дороги. Со стороны Керчи сразу начинается подъем железной дороги к главной арке.
- © mikhail.krivyy.com
18. Первая часть моста идёт параллельно крепости «Керчь» и закрыта шумозащитными экранами.
- © mikhail.krivyy.com
19. Участок с максимальной разницей по высоте между автомобильным и железнодорожным мостами находится непосредственно перед подъемом автомобильной части к главной арке.
- © mikhail.krivyy.com
20. Подъем к главной арке. Хорошо видно, насколько шире арка автомобильного моста.
- © mikhail.krivyy.com
21. У арок разницы по высоте между мостами нет.
- © mikhail.krivyy.com
22. Без такой фотографии из Крыма теперь не возвращаются.
23. Поездка по Крымскому мосту из Крыма в Краснодарский край.
- © mikhail.krivyy.com
24. Надвижка пролетных строений железнодорожного моста. Хорошо вида разница продольного профиля двух мостов.
- © mikhail.krivyy.com
25. Стапель, на котором собирают балки пролетных строений. Со стапеля и ведут надвижку.
- © mikhail.krivyy.com
26. После арки начинается низкая часть моста. Она длинная, однообразная и неинтересная. Оформил себе пару сувениров с моста, а они так и не пришли. Оформлял с запасом, примерно на 40 км/ч.
- © mikhail.krivyy.com
27. Всё. Краснодарский край. И опять клаустрофобия.
Строительство новой железной дороги и переправы потребовало модернизации остальной инфраструктуры. Пришлось построить новые электрические подстанции и высоковольтные ЛЭП. Следующий раз, когда будете подъезжать к Крымскому мосту со стороны Краснодара, посмотрите, сколько новых ЛЭП и подстанций встретится вам на пути. Ну и заодно, оцените их размер. Это тоже очень серьезная и дорогая работа, про которую многие почему-то забывают.
- © mikhail.krivyy.com
28. На этой фотографии хорошо видно обилие новых высоковольтных ЛЭП. Это в районе Вышестеблиевской.
Думаю, что самая крупная — ПС 500/220 кВ «Тамань». Для питания подстанции ведётся строительство ЛЭП 500 кВ от ПС 500 кВ «Ростовская» и ЛЭП 500 кВ от ПС 500 кВ «Кубанская». Конечно, подстанция предназначена не столько под железную дорогу, сколько для выдачи мощности в энергосистему Крыма. Фотографировать подстанции не стал, там народ какой-то нервный. Несколько раз водители кричали на меня из-за съемки «стратегического» объекта.
Мост действительно режимный, нормально фотографировать его можно только издалека. Прогуляться под опорами невозможно. Это ненормально, но с Крымским мостом пока простительно.
- © mikhail.krivyy.com
29. Мост непропорциональный, некрасивый, но при этом фотогеничный. Просто потому, что железнодорожный и автомобильный мосты, это принципиально разные конструкции.
Смотреть на мост со стороны Тамани не имеет никакого смысла. Просто эстакада уходящая в бесконечность. Со стороны Керчи картинка намного интереснее. Мост отлично видно с набережной и с площади Городов-Героев, которая расположена на горе Митридат. Несколько хороших мест для обзора есть в районе крепости-форта «Ак-Бурун». Но к самым лучшим видовым местам доступ ограничен.
- © mikhail.krivyy.com
30. Вид с набережной Керчи. Мост кардинальным образом изменил облик не только Керченского пролива, но и самого города Керчь.
Мост изменил и жизнь региона. Полностью разница станет заметна только спустя 1-2 года после открытия моста для грузовых автомобилей, которое произошло совсем недавно. На полуостров придут крупные логистические игроки, а сними и крупный ритейл. Да, из-за санкций придётся придумывать серые схемы, но это бизнес никогда не останавливало.
- © mikhail.krivyy.com
31. Керчь и Крымский мост.
- © mikhail.krivyy.com
32. Чуть не забыл про лису Лизавету.
- © mikhail.krivyy.com
33. Ночной трафик.
- © mikhail.krivyy.com
34. Рейд.
- © mikhail.krivyy.com
35. Самое время пустые и скучающие паромы передислоцировать в другое место. Пока у нас в стране работы для них предостаточно.
Интересно, что в проливе используются правила речного судоходства, из-за которых в туман движение паромов останавливалось. Также движение останавливалось в сильный ветер. После паромов, рассекающих льды Балтики это выглядело очень странно.
Самое время отправить несколько паромов к месту очередного крупного инфраструктурного проекта — в Салехард. Там обыкновенные баржи с буксирами используют в качестве паромов не только на переправе Салехард — Лабытнанги, но и на дальнем маршруте, соединяющим столицу ЯНАО с большой землей: Салехард — Обская.
- © mikhail.krivyy.com
36. Последняя фотография в качестве анонса. Переправа через Обь со стороны Салехарда. На горизонте — Полярный Урал.
Если вы не согласны, и можете рассказать о каких-то интересных инновациях или технических решениях — добро пожаловать в комментарии. Допускаю, что я мог что-то пропустить. Может есть какие-то решения связанные с сейсмической опасностью, как на мосту Рио-Антирио?
Очень хочется наедятся, то что темпы инфраструктурного строительства не будут сбавляться. Знаю, что часть строителей Крымского моста уже трудится в Салехарде. Там они обустраивают пробные сваи на будущей переправе через Обь. Очень сложный проект.
Давно нужен мост через Лену в Якутске и прямой тоннель Адлер — Майкоп, особенно в свете последних событий.
КРЕМИ БРИСТ: Как Россия восстанавливает свою жизненно важную связь
Опубликована
Связанные темы
- РОССИЯ-УКРИНА. железнодорожный мост с поврежденным участком дороги внизу
Эрван Риво
BBC News
Спутниковые снимки показывают, как ключевой мост на Крымский полуостров, поврежденный взрывом в октябре при загадочных обстоятельствах, в настоящее время в значительной степени отремонтирован.
Когда Крымский мост, также известный как Керченский мост, был открыт в 2018 году, российские СМИ назвали его «сооружением века» спустя четыре года после незаконной аннексии Крыма Москвой.
Взрыв серьезно подорвал способность России обеспечивать снабжение своих войск, вместо этого вынуждена прибегать к ограниченному паромному сообщению.
Это также было большим затруднением для президента Путина, учитывая важность моста как стратегического и символического проекта.
- Что послужило причиной взрыва на Крымском мосту?
Как Россия восстанавливает мост?
Ремонт моста должен был завершиться в июле 2023 года.
Хотя строительство еще не полностью завершено, судя по всему, строительство идет с опережением графика.
Процесс ликвидации повреждений и начала ремонта начался вскоре после взрыва 8 октября.
Ремонт Крымского моста, с 8 октября по 30 ноября 2022 г.
Источник: Maxar, Planet Labs PBC.
Краны на баржах были доставлены на место для демонтажа четырех обрушившихся или разрушенных участков дороги.
К концу октября мост был готов к новому строительству.
В течение ноября из-за облачного покрова анализ реконструкции с помощью спутниковых изображений был невозможен, но сообщения в социальных сетях из российских источников и региональные новости дают более полное представление о процессе.
На снимках видно, что предварительно подготовленные участки проезжей части были доставлены к месту повреждения на гигантских платформах-транспортерах. Поездка от российского побережья заняла семь часов.
Краны, установленные на стабильных участках моста, затем уложили их на место.
Источник изображения, Getty Images
Подпись к изображению,
Работы по ремонту моста начались через несколько дней после взрыва
Наконец, новые участки проезжей части были заасфальтированы.
«Мост, безусловно, был отремонтирован намного быстрее, чем сроки, обычные для гражданских инженерных проектов», — говорит доктор Эндрю Барр, исследователь в области гражданского и структурного строительства.
«Но приоритезация ресурсов, связанная с восстановлением военного и политического актива, существенно меняет ситуацию, особенно в стране, находящейся в состоянии войны», — добавляет он.
Источник изображения, Кремль. ру
Подпись к изображению,
Кремлевское видео, на котором, как говорится, показано, как президент Путин проезжает по мосту
Президент Путин посетил мост 5 декабря, и Кремль разместил видео, на котором он ведет машину по ремонтируемому участку, рассказывая о проекте.
В какой-то момент рабочий сказал Путину, что движение должно было возобновиться 20 декабря, но «ускоренное строительство» позволило открыть участок, на котором он находился, раньше.
Насколько сильно был поврежден мост?
Мост обеспечивает как автомобильное, так и железнодорожное движение через Керченский пролив между Россией и Крымским полуостровом, который Россия аннексировала в 2014 году. , причем только часть его видна над водой.
Источник изображения, Maxar
Подпись к изображению,
Спутниковый снимок, показывающий поврежденный участок после взрыва в октябре
Взрыв также зажег контейнеры с горючим в проходящем поезде по соседнему железнодорожному мосту, но вскоре после этого мост был вновь открыт.
Поврежденная часть автодорожного моста имела длину 900 футов (274 метра).
При взрыве погибли три человека. С тех пор мост закрыт для интенсивного дорожного движения, хотя некоторым транспортным средствам разрешено использовать его.
Причина взрыва остается загадкой. Российские официальные лица заявили, что это был террористический акт, совершенный двумя мужчинами с юга России, которые ехали по мосту на грузовике, когда произошел взрыв.
Согласно другим теориям, мост мог быть атакован ракетой с катера или морским беспилотником. Но подтверждения ни одному из этих возможных объяснений с украинской стороны не поступало.
Насколько важен Крымский мост?
Мост является самым длинным в Европе. 19км (12 миль) в длину и проходит через Керченский пролив между Россией и Крымом и является единственным прямым автомобильным и железнодорожным сообщением между ними.
Его строительство обошлось в 2,7 миллиарда фунтов стерлингов, и его рассматривали как личный проект президента Путина, жизненно важный канал снабжения для российских военных действий на Украине и символизирующий новую политическую связь с Крымом.
Необходим для снабжения гражданским населением таких товаров, как топливо и продовольствие, а также военно-морской базы в Севастополе, где базируется Черноморский флот России.
После вторжения России в Украину в феврале этого года мост также стал основным путем снабжения российских войск на юге Украины.
- Российско-украинская война
- Россия
- Крым
- Проверка реальности
- Украина
Путин говорит, что нападение на Керченский мост в Крым было террористическим актом : NPR
4 4
Обновлено 9 октября 2020 г., 22:53 по восточноевропейскому времени.Первоначально опубликовано 9 октября, 20 222:33 по восточноевропейскому времени
Ассошиэйтед Пресс
Пламя и дым поднимаются над Крымским мостом, соединяющим материковую часть России и Крымский полуостров через Керченский пролив, в Керчи, Крым, в субботу.
АП
скрыть заголовокпереключить заголовок
АП
Пламя и дым поднимаются над Крымским мостом, соединяющим материковую часть России и Крымский полуостров через Керченский пролив, в Керчи, Крым, в субботу.
АП
ЗАПОРОЖЬЕ, Украина — Президент России Владимир Путин в воскресенье назвал нападение на разросшийся Керченский мост в Крым «террористическим актом», совершенным украинскими спецслужбами, а глава следственного управления России немедленно возбудил уголовное дело о терроризме по факту взрыва, в результате которого был поврежден известный Русская достопримечательность.
То, что российские власти называют заминированным грузовиком, в субботу взорвался огромный мост, соединяющий Россию с Крымским полуостровом, который Москва аннексировала восемь лет назад у Украины. Автомобильное и железнодорожное движение по мосту было временно остановлено, что нанесло ущерб важному маршруту снабжения сил Кремля и нанесло серьезный удар по престижу России.
«Нет никаких сомнений, что это был террористический акт, направленный на уничтожение критически важной гражданской инфраструктуры Российской Федерации», — заявил Путин на видеозаписи воскресной встречи с председателем Следственного комитета России Александром Бастрыкиным. «И авторы, и исполнители, и заказчики — спецслужбы Украины».
Бастрыкин заявил, что в нападении принимали участие украинские спецслужбы и граждане России и других стран.
«Мы уже установили маршрут грузовика», — сказал он, добавив, что он побывал в Болгарии, Грузии, Армении, Северной Осетии и Краснодаре — регионе на юге России — среди других мест.
Заявления последовали за ночными российскими ракетными ударами по городу Запорожье, в результате которых была разрушена часть большого многоквартирного дома, в результате чего погибло не менее десятка человек.
Шесть ракет, использованных в ходе ночного воскресного обстрела, были запущены из оккупированных Россией районов Запорожской области, сообщили ВВС Украины. Этот регион — один из четырех регионов, которые Россия объявила своими в этом месяце, хотя его одноименная столица остается под контролем Украины.
Россия потерпела ряд неудач почти через восемь месяцев после вторжения в Украину в ходе кампании, которую многие считали недолговечной. В последние недели украинские силы перешли в контрнаступление, отбивая районы на юге и востоке, а решение Москвы о привлечении дополнительных войск привело к протестам и исходу десятков тысяч россиян.
Недавние бои велись в районах к северу от Крыма, включая Запорожье. Президент Украины Владимир Зеленский посетовал на последнюю атаку в сообщении Telegram.
«Опять Запорожье. Опять беспощадные нападения на мирных жителей, по жилым домам, посреди ночи», — написал он. По меньшей мере 19 человек погибли в результате российских ракетных ударов по многоквартирным домам в городе в четверг.
«От того, кто отдал этот приказ, всем, кто этот приказ выполнял: Ответят», — добавил он.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба назвал нападения на мирных жителей военным преступлением и призвал к международному расследованию.
Ошеломленные жители наблюдали из-за полицейской ленты, как бригада скорой помощи пыталась добраться до верхних этажей здания, в которое попало прямое попадание. Там, где когда-то стояли квартиры, тлела пропасть шириной не менее 12 метров (40 футов). В соседнем многоквартирном доме ракетный обстрел выбил из рам окна и двери в радиусе сотен футов. Повреждено не менее 20 частных домов и 50 многоквартирных домов, сообщил секретарь горсовета Анатолий Куртев.
Региональная полиция сообщила в воскресенье днем, что 13 человек были убиты и более 60 ранены, по меньшей мере 10 из них дети.
73-летняя Татьяна Лазунько и ее муж Алексей укрылись в коридоре своей квартиры на верхнем этаже после того, как услышали сирены воздушной тревоги. Взрыв сотряс здание и разбросал их имущество. Лазунько плакал, когда пара осматривала ущерб, нанесенный их дому почти пять десятилетий.
«Почему нас бомбят? Почему?» она сказала.
Другие назвали ракетную атаку беспощадной.
«Был один взрыв, потом еще один», — сказал 76-летний Мукола Маркович. В одно мгновение квартира на четвертом этаже, которую он делил с женой, исчезла.
«Когда он будет восстановлен, я не знаю», сказал Маркович. «Я остаюсь без квартиры в конце жизни».
Примерно в 3 километрах (2 мили) в другом районе, разрушенном ракетой, трое добровольцев выкопали неглубокую могилу для немецкой овчарки, погибшей в результате удара, собаке оторвало ногу от взрыва.
Аббас Галлямов, независимый российский политический аналитик и бывший спичрайтер Путина, заявил, что российский президент, сформировавший в субботу комитет по расследованию взрыва моста, не отреагировал достаточно решительно, чтобы удовлетворить разгневанных военных ястребов. Нападение и ответ, по его словам, «воодушевили оппозицию, в то время как лоялисты деморализованы».
«Потому что в очередной раз они видят, что когда власти говорят, что все идет по плану и мы побеждаем, то они врут, и это их деморализует», — сказал он.
Путин лично открыл Керченский мост в мае 2018 года, проехав по нему грузовик, как символ претензий Москвы на Крым. Мост, самый длинный в Европе, жизненно важен для поддержки военных операций России на юге Украины.
Никто не взял на себя ответственность за его повреждение.
Движение по мосту было временно остановлено после взрыва, но в воскресенье автомобили и поезда снова проехали. Россия также возобновила автомобильное паромное сообщение.
Крым – популярный курорт для россиян. Люди, пытавшиеся проехать к мосту и выехать на материковую часть России в воскресенье, сталкивались с многочасовыми пробками.
«Мы были немного не готовы к такому повороту», — сказал один из водителей, Кирилл Суслов, сидящий в пробке. «Вот почему настроение немного мрачное».
Институт изучения войны заявил, что на видео с моста видно, что ущерб от взрыва «вероятно усилит трения в российской логистике на какое-то время», но не нанесет ущерб способности России оснащать свои войска в Украине.
В других новостях:
— В опустошенном украинском городе Лиман, который был недавно отвоеван после многомесячной российской оккупации, украинская национальная полиция сообщила, что власти эксгумировали первые 20 тел из места массового захоронения. По предварительным данным, в одном месте захоронено около 200 мирных жителей, а в другой могиле находятся тела павших украинских солдат. По данным полиции, мирных жителей, в том числе детей, похоронили в одиночных могилах, а военнослужащих похоронили в траншее длиной 40 метров.
— В воскресенье украинские военные заявили, что в районе городов Бахмут и Авдеевка на востоке Донецкой области, где российские войска недавно захватили некоторые территории, происходят ожесточенные бои.