Может ли человек не помнит своего детства: Я не помню своего детства

Содержание

Я не помню своего детства

79 312

Познать себя

«Брат с удовольствием рассказывает о том, как мы строили шалаши на даче, вспоминает и наши споры, и ссоры, и то, как втайне от родителей мы подкармливали бродячую собаку… У меня же не осталось никаких воспоминаний», — удивляется 34-летняя Елизавета.

Психофизиолог Юрий Гринченко напоминает, что мозг фиксирует все происходящие с нами: «Эта информация продолжает храниться и никуда не исчезает». В чем же причины такой амнезии?

1.Ранящие переживания

«Неспособность вспомнить, как правило, связана не с потерей памяти, а с бессознательным желанием забыть прошлое, — объясняет детский психоаналитический психолог Наталия Зуева. — Забвение защищает от пережитых в детстве минут стыда или унижения, чувства горя или острого одиночества. Оберегает и от приятных ощущений, которые находятся под запретом».

Так может быть «забыто», например, запретное возбуждение, испытанное во время игры с братом или сестрой, — а вместе с ним уходит в темноту и сама игра, и весь тот день, а иногда и более существенный отрезок времени. Если такое воспоминание всплывет, оно приведет к ранящим переживаниям в настоящем.

2.Осознанный отказ

Отказ вспоминать может быть и вполне осознанным, если человек по тем или иным причинам хочет вычеркнуть какой-то период из жизни.

«До седьмого класса я была настоящим аутсайдером, — вспоминает 30-летняя Юлия. — Потом мы переехали, и в новой школе, где меня никто не знал, я твердо решила, что никому больше не позволю с собой плохо обращаться. Я вычеркнула из памяти предыдущие семь лет своей жизни и начала все заново».

Возвращая себе воспоминания, мы восстанавливаем свою целостность

Как объясняет психоаналитик Виржини Меггле, «те, кто избегает своих воспоминаний, не готовы признать в себе того ребенка, каким они когда-то были и который все еще живет в них. Они боятся того, что, позволив прошлому ожить, обнаружат там вместо себя иное, неприятное им существо. На самом деле это лишь напуганный ребенок, который нуждается в любви».

3.Сила семейных правил

Еще одна причина «забывчивости» — правила поведения, принятые в семье.

«Когда в доме есть секреты и тайны, ребенок учится, наблюдая за старшими, не задавать вопросов о прошлом, а значит, не иметь и памяти, — говорит Наталия Зуева. — Он непроизвольно подчиняется этим правилам общения и применяет их, намеренно или по привычке, и к собственному прошлому». В зону молчания, например, могут попасть сведения о попавших в тюрьму родственниках, о предыдущих браках родителей, внебрачных детях или болезнях…

Однако «каждый из нас — это история нашей жизни, — подчеркивает Наталия Зуева. — И если мы что-то из нее вычеркиваем, то живем лишь частью себя и не можем воспринимать мир во всей полноте». Возвращая себе воспоминания, мы восстанавливаем свою целостность.

Что делать?

Быть внимательнее к своим эмоциям

«Какое-то событие или переживание в прошлом может причинять такую сильную боль, что вы непроизвольно стараетесь не помнить об этом, — говорит Наталия Зуева. — Попробуйте нащупать границы забытого. Спросите себя: что вызывают сильные чувства? Эти эмоции могут быть связаны с текущей ситуацией, а может быть, они уже встречались в прошлом. Когда, почему? Цель — постепенно проследить происхождение негативных эмоций до самого детства».

Возвращаться в места детства

«Оживите воспоминания с помощью ассоциаций, — подсказывает Юрий Гринченко. — Их могут вызвать сохранившиеся с детства предметы, игрушки или книги… Если у вас получится, побывайте в тех местах, где вы росли». Понаблюдайте за детьми. При виде маленькой девочки, которая плачет на снежной горке, пока другие катаются с нее, у вас сжимается сердце? Смысл этого переживания откроется вам, если вы заглянете в cобственное детство.

Делиться чувствами и слушать других

Прислушиваться к рассказам других об их детстве и быть чуткими к своим чувствам, которые возникают во время этих рассказов, советует Виржини Меггле. Часто достаточно начать обмен случаями из жизни, и что-то вспоминается. Она рекомендует умеренно доверять семейным источникам: «Это не объективный рассказ о событиях, их могут толковать и объяснять по своему усмотрению».

Но даже и такое субъективное изложение помогает нам заполнять пробелы в нашей истории, считает Наталия Зуева. Особенно если у нас получится задать себе вопросы или сопоставить разные версии. Постепенно расширяя прошлое, мы начинаем больше принимать самих себя.

Личный опыт

Елена, 29 лет, референт-переводчик

«Я никогда не любила вспоминать детство. В памяти оно выглядело как-то мрачно: злобные воспитательницы в детском саду, школьная продленка, усталая мама — к тому же она часто болела, и на меня у нее почти не оставалось сил. Но однажды я подумала: так не может быть! Если бы у меня в прошлом было так беспросветно черно, я бы просто не смогла вырасти нормальным человеком… И я заставила себя вспоминать.

Сначала было очень трудно и неприятно. Но постепенно возникли и другие картины: как я впервые была в театре, как мы с мамой ездили к морю. .. Я так и не выяснила, почему эти образы так долго не приходили ко мне, но могу с уверенностью сказать: мне стало гораздо легче жить с тех пор, как удалось восстановить в памяти что-то из своего детства».

Текст:Ольга СульчинскаяИсточник фотографий:ERIC GIRIAT FOR PSYCHOLOGIES MAGAZINE FRANCE

Новое на сайте

Мобилизация или свобода выбора. Взгляд психиатра

Хагрид, Джон Китинг и другие: редакция Psychologies — о лучших экранных учителях

«В компании подруга перетягивает все внимание на себя. Зачем?»

Как правильно реагировать, если близкий человек манипулирует своим здоровьем

Как живут интроверты с социофобией: 15 искренних высказываний

«Пощечины, заламывание рук, грубый секс: считается ли это физическим насилием?»

«Как мне помирить сестру с отцом?»

«Мы живем, не приходя в сознание»: ученые предложили новую теорию мышления

Почему мы забываем свои детские воспоминания

Обычно взрослые люди помнят не так много из своего раннего детства, и этому есть психологические и нейрофизиологические объяснения.

Но если мы не помним деталей, имеют ли эти воспоминания значение с точки зрения формирования нашей личности? И куда, а главное, почему уходит наша детская память? Возможно, нам есть что скрывать от самих себя? Публикуем сокращенный перевод эссе писательницы Кристин Олсон для журнала Aeon, в котором она пытается ответить на эти вопросы и найти следы собственного детства.

Я самая младшая из пяти детей. Моей матери было 35, когда она зачала меня в 1951 году, и она была настолько огорчена этой хронологической нескромностью, что даже попыталась скрыть свою беременность. […] Возраст моей матери и мое позднее прибытие в семью были обременительными и для меня, особенно когда я пошла в школу в 1957 году и познакомилась с матерями своих одноклассников. У этих женщин все еще были маленькие дети! Они все еще сажали их в машины и отправлялись на пикники у реки или в походы… им по-прежнему приходилось решать конфликты из-за игрушек. Но к тому времени, когда я пошла в первый класс, мои братья и сестры уже покинули родительский дом… и мы превратились из очень шумной семьи в очень тихую.

Моя семья рассказывала мне истории о том, прежнем периоде: как мой старший брат прозвал меня Убанги, потому что мои волосы росли плотными толстыми локонами; как другой мой брат любил устраивать на меня засады с игрушечным крокодилом, потому что это заставляло меня кричать от ужаса; как моя старшая сестра носила меня, как кенгуру. Но в ответ я могу предложить им довольно мало собственных историй из тех ранних лет. Мое самое яркое воспоминание — это постоянное напряжение из-за того, что я не могу побыть с моими братьями и сестрами так же, как они проводят время друг с другом. Я помню, как ложилась спать, когда было еще светло, и пинала простыни, прислушиваясь к их голосам, доносившимся из холла или через окна с заднего двора. […]

Несколько лет назад я подумала, что, возможно, у меня будет шанс восстановить то потерянное прошлое, когда мы все собрались в доме, который наша семья когда-то снимала каждое лето. […] Мои братья съездили туда чуть раньше меня и, по их словам, нашли нашу старую хижину неизменной — даже стол, сделанный на местной лесопилке, по-прежнему стоял в гостиной. […] Когда мы добрались до хижины, мои братья и сестры разбежались, чтобы занять свои любимые места на свежем воздухе, но я осталась рядом с машиной, пораженная тем, насколько это место отличалось от того, что я помнила.

Я помнила, что, чтобы добраться до воды, требовалась долгая прогулка от дома по песчаному пляжу, в моей голове даже был образ моей матери, стоящей на этом огромном пляже, — ее платье развивается на ветру, рука прижата ко рту. Но галечный берег оказался всего в нескольких футах от дома. Я вспомнила хребет дамбы, выступающей из воды недалеко от дома, опасный обрыв на краю озера, к которому мои братья и сестры однажды рискнули подойти слишком близко. Но оказалось, что дамбы не было видно из дома. Я проследовала за отцом внутрь, где его очаровала крошечность кухни. Он продолжал открывать дверцы шкафов и смеяться, когда они ударялись друг о друга в узком проходе. «Твоя мама просто ненавидела эту кухню! — сказал он. — Она всегда готовила большие завтраки, и стоило ей закончить уборку, как вы, дети, забегали обратно в дом, чтобы пообедать».

Я этого не помнила. Я не помнила стола. Я ничего не помнила об этом месте. Мои братья и сестры таскали меня через дом, показывая, где все спали — они сказали, что я спала в маленькой нише в коридоре, хотя я помнила, как оставалась в комнате родителей и в утреннем свете наблюдала за тем, как они спят. Братья и сестры продолжали рассказывать мне о других деталях, связанных с жизнью, которую мы все вели в этой хижине, и хотели, чтобы я вспомнила хоть что-то, но этого не происходило. Я даже встала на колени и обошла гостиную, посмотрев на нее на уровне глаз малышей, вглядываясь в пыльные подоконники, вдыхая запах досок сосновых стен и пробегая пальцами по половицам. Ничего.

Теперь я знаю, что в целом было бы необычным вспомнить что-нибудь из того времени. Мало кто из взрослых помнит свое раннее детство. Для этого даже есть термин — амнезия детства, введенный Зигмундом Фрейдом в 1910 году для описания отсутствия воспоминаний о первых трех или четырех годах жизни и нехватки полных воспоминаний примерно до возраста семи лет. На протяжении более столетия проводилось несколько исследований о том, спрятаны ли воспоминания об этих ранних годах в какой-то специальной части нашего мозга и можно ли их восстановить какими-то специальными сигналами. Именно на это я надеялась, когда снова посетила нашу старую хижину вместе с братьями и сестрами. Я намеревалась вызвать непокорные воспоминания с помощью видов, звуков, запахов и прикосновений того места. Но исследования показывают, что воспоминания, которые мы формируем в столь ранние годы, попросту исчезают.

Фрейд утверждал, что мы подавляем самые ранние воспоминания из-за сексуальной травмы, затем до 1980-х годов большинство исследователей предполагали, что мы не сохраняем воспоминаний о раннем детстве, потому что просто не создаем их — события идут своим чередом, не оставляя прочного отпечатка в мозгу ребенка. Однако исследование, проведенное психологом из Университета Эмори Робин Фивуш и ее коллегами в 1987 году, навсегда развеяло это заблуждение, показав, что дети, которым было всего 2,5 года, могли вспоминать события прошлого, если они не произошли более полугода назад. […]

Большинство из нас полагает, что мы не можем вспомнить события, будучи взрослыми, потому что они ушли слишком далеко в прошлое… но это не так. Мы теряем воспоминания, еще будучи детьми

Психолог Кэрол Петерсон из Мемориального университета Ньюфаундленда провела серию исследований, чтобы определить возраст, в котором исчезают воспоминания о раннем детстве. Сначала она и ее коллеги собрали группу детей в возрасте от 4 до 13 лет, чтобы те описали три своих самых ранних воспоминания. Родители детей стояли рядом, чтобы убедиться, что воспоминания правдивы, и даже самые маленькие дети могли вспомнить события, происходившие, когда им было около двух лет.

Затем, через два года, детей снова опросили, чтобы узнать, не изменилось ли что-нибудь в их воспоминаниях. Более трети детей в возрасте 10 лет и старше сохранили воспоминания, которые они перечислили в первой части исследования. Но дети младшего возраста — особенно самые маленькие, которым на начало эксперимента было четыре года — забыли их практически полностью. «Даже когда мы подсказывали им их более ранние воспоминания, дети говорили: „Нет, со мной этого никогда не случалось“, — сказала мне Петерсон. — Мы наблюдали за амнезией детства в действии».

И у детей, и у взрослых память на удивление избирательна в отношении того, что закрепляется в ней, а что отпадает… и чтобы попытаться понять, почему одни воспоминания превалируют над другими, Петерсон и ее коллеги снова изучили воспоминания детей. В результате они пришли к выводу, что, если воспоминание было очень эмоциональным, дети имели в три раза больше шансов вспомнить его спустя два года. Конкретные воспоминания — когда дети полностью понимали, кто, что, когда, где и почему — также сохранялись в пять раз чаще, чем разрозненные фрагменты событий. […]

Чтобы сформировать долговременные воспоминания, должен сойтись ряд биологических и психологических звезд, и большинству детей не хватает механизмов для этого согласования. Сырой материал памяти — образы, звуки, запахи, вкусы и тактильные ощущения из нашего жизненного опыта — поступают и регистрируются через кору головного мозга, место познания. Чтобы они стали памятью, они должны быть связаны в другой структуре мозга, гиппокампе. […] Гиппокамп не только объединяет множество входных сигналов от наших органов чувств в единое новое воспоминание, но также связывает эти образы, звуки, запахи, вкусы и тактильные ощущения с аналогичными, уже сохраненными в мозге. Но некоторые части гиппокампа развиваются окончательно только тогда, когда мы становимся подростками, поэтому детскому мозгу сложно завершить этот процесс. […]

Кроме того, маленькие дети плохо разбираются в хронологии: от полного освоения часов и календарей их отделяет несколько лет, поэтому им трудно привязать событие к конкретному времени и месту. У них также нет словарного запаса, чтобы описать событие, и из-за этого они не могут создать своего рода причинно-следственный рассказ, который, по мнению Петерсон, лежит в основе прочного воспоминания. У детей также нет развитого самосознания, которое могло бы побудить их накапливать и пересматривать фрагменты опыта как часть расширяющегося жизненного нарратива.

Детские воспоминания, какими бы хрупкими они ни были, к тому же могут подвергнуться процессу, который называется измельчением. В первые годы жизни мы создаем ураган из новых нейронов в части гиппокампа, называемой зубчатой ​​извилиной, и продолжаем формировать их всю оставшуюся жизнь, хотя и не с такой скоростью, как в детстве. Недавнее исследование, проведенное нейробиологами Полом Франкландом и Шиной Джосселин из Торонто, предполагает, что этот процесс, называемый нейрогенезом, на самом деле может вызывать забывание, нарушая цепи существующих воспоминаний.

Наконец, наши воспоминания могут искажаться воспоминаниями других людей о том же событии или новой информацией, особенно когда она так похожа на информацию, уже хранящуюся в памяти. Например, вы встречаетесь с кем-то и запоминаете его имя, но позже встречаете второго человека с похожим именем и начинаете путаться с именем первого. Мы также можем потерять наши воспоминания, когда синапсы, соединяющие нейроны, распадаются из-за их неиспользования. «Если вы никогда не используете конкретное воспоминание, синапсы, ответственные за его хранение, могут быть задействованы для чего-то другого», — говорит психолог Патрисия Бауэр из Университета Эмори.

Однако воспоминания становятся менее уязвимыми для уничтожения и разрушения по мере взросления ребенка. Большинство четких воспоминаний, которые мы несем через жизнь, формируются во время так называемого всплеска воспоминаний в возрасте от 15 до 30 лет, когда мы вкладываем много энергии в изучение мира вокруг, чтобы понять, кто мы такие. По словам Бауэр, события, культура и люди этого периода прочно остаются в наших воспоминаниях и могут даже затмить воспоминания настоящего. Именно поэтому фильмы тогда были лучше, как и музыка, мода, политические лидеры, люди и так далее.

Конечно, у некоторых людей сохраняется больше воспоминаний из раннего детства, чем у других. И, похоже, на запоминание отчасти влияет культура участия в семье. Исследование, проведенное в 2009 году Петерсон вместе с Ци Ван из Корнелла и Юбо Хоу из Пекинского университета, показало, что у детей в Китае меньше таких воспоминаний, чем у детей в Канаде. Они предполагают, что это открытие можно объяснить культурой: китайцы меньше ценят индивидуальность, чем жители Северной Америки, и, следовательно, с меньшей вероятностью будут тратить столько же времени на привлечение внимания к отдельным моментам жизни человека. Канадцы, напротив, усиливают воспоминания и поддерживают активность синапсов, лежащих в их основе. Другое исследование, проведенное психологом Федерикой Артиоли и ее коллегами из Университета Отаго в Новой Зеландии в 2012 году, показало, что молодые люди из больших итальянских семей имели больше ранних четких воспоминаний, чем люди из итальянских нуклеарных семей, предположительно из-за менее интенсивной передачи семейных воспоминаний.

Но для того, чтобы улучшить воспоминания ребенка, не обязательно регулярно собираться в компании двоюродных и троюродных родственников. Исследование Бауэр также указывает, что мать (или другой взрослый), вовлекая ребенка в живой разговор о прошедших событиях, мотивирует формирование воспоминаний. «Такое взаимодействие способствует расширению памяти на длительный период, — говорит Бауэр. — Оно не обязательно гарантирует, что событие запомнится, но наращивает своего рода мышцы памяти. Ребенок учится сохранять воспоминания и лучше понимает, какой их частью можно поделиться. В ходе таких разговоров ребенок учится рассказывать истории». […]

Я задаюсь вопросом, не сломался ли наш семейный аппарат рассказывания историй и установки памяти к тому времени, когда я появилась на свет. Мои братья и сестры обожали меня — так мне говорят, и я этому верю, — но их главными занятиями в те годы были езда на лошадях, футбол, победы на орфографических конкурсах в школе, а не разговоры с малышом. К тому же где-то между моим рождением и отъездом моих братьев и сестер из родительского дома у нашей матери случился срыв, который погрузил ее в двадцатилетнюю депрессию и агорафобию. Она могла пойти в продуктовый магазин только в сопровождении моего отца, который катил тележку, держа в руке список продуктов. Даже когда она ходила в салон красоты, чтобы подстричься, уложить и покрасить волосы, мой отец сидел рядом с ней, читая Wall Street Journal. Когда мы все были дома, она проводила много времени в своей комнате. На самом деле никто не знает, когда именно началась тоска моей матери и ее уход от мира — а сейчас ее нет рядом, чтобы рассказать нам, — но это могло начаться, когда я была очень маленькой. Все, что я помню, это тишина.

Первые три-четыре года нашей жизни — это сводящие с ума, таинственно пустые начальные страницы нашей истории о себе

Как сказал Фрейд, амнезия детства «скрывает от нас раннюю юность, превращая нас в незнакомцев для нас самих». […] Но если мы не можем вспомнить многое из тех лет, будь то жестокое обращение или чрезмерная забота, имеет ли значение, что происходило на самом деле? Если дерево упало в лесу нашего раннего развития и у нас не было достаточно когнитивных инструментов, чтобы сохранить это событие в памяти, повлияло ли оно на наше формирование?

Бауэр говорит, что да. Даже если мы не помним ранние события, они оставляют отпечаток на том, как мы понимаем и чувствуем себя, других людей и мир в целом. Например, у нас есть тщательно продуманные представления о птицах, собаках, озерах и горах, даже если мы не можем вспомнить конкретные события, которые сформировали эти представления. «Вы не можете вспомнить, как катались на коньках с дядей, но вы понимаете, что кататься на коньках и навещать родственников — это весело, — объясняет Бауэр. — Вы чувствуете, насколько хороши люди, насколько они надежны. Возможно, вам никогда не удастся точно определить, как вы это узнали, но вы знаете».

И мы не сумма наших воспоминаний — или, по крайней мере, не полностью. Мы также являемся историей, которую мы строим о себе сами, нашим личным повествованием, которое интерпретирует и придает значение тому, что мы действительно помним, и тому, что другие люди рассказывают нам о нас самих. Исследования психолога из Северо-Западного университета Дэна МакАдамса показывают, что эти рассказы направляют наше поведение и помогают проложить наш путь в будущее. Особенно удачливы те из нас, у кого есть истории, в которых мы находим зерно удачи, даже несмотря на все невзгоды.

Так что наши истории — это не голые факты, выгравированные на каменных скрижалях, это рассказы, которые движутся и трансформируются, и именно в этом — основа большей части разговорной терапии. Вот, кстати, один воодушевляющий аспект старения: наши истории о себе становятся лучше. «По какой-то причине с возрастом мы склонны акцентировать внимание на положительных моментах, — говорит МакАдамс. — У нас больше желания или мотивации смотреть на мир в более ярких красках. У нас развивается предвзятость в отношении наших воспоминаний».

Я не могу заставить себя вспомнить ранние годы своей жизни с моими братьями, сестрами и матерью, у которой еще не случился срыв, даже если я снова посещаю ту хижину и горную идиллию, где разворачивались лета прежней прекрасной жизни. Но я могу использовать «добрую линзу» старения и исследования ученых, занимающихся памятью, чтобы на этих пустых страницах написать историю, не запятнанную утратой.

Я оптимист и доверчивый человек по своей природе — это черты характера, которые меня иногда беспокоят, поскольку я думаю, что они могут быть признаками интеллектуальной слабости, но я могу интерпретировать их и как особый взгляд на мир, выработанный бесчисленным опытом общения с любящей семьей в те ранние годы. Я не помню этого, но я могу представить себя сидящей на коленях у своих братьев и сестер, когда они читают мне сказки или напевают мне песни. […] Я придумываю это и реконструирую как для себя, так и для них. Потому что в нашем прошлом должно было быть много места таким моментам, учитывая наши крепкие и счастливые семейные узы на сегодняшний день. Мы просто забыли подробности.

Почему мы не помним себя в младенческом возрасте

Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.

Автор фото, SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Младенцы впитывают информацию как губка — почему же тогда у нас уходит столько времени на формирование первого воспоминания о себе? Обозреватель BBC Future решил выяснить причину этого явления.

Вы встретились за обедом с людьми, которых вы знаете уже достаточно давно. Вы вместе устраивали праздники, отмечали дни рождения, ходили в парк, с удовольствием поглощали мороженое и даже ездили с ними в отпуск.

Между прочим, эти люди — ваши родители — потратили на вас немало денег за все эти годы. Проблема в том, что вы этого не помните.

Большинство из нас совершенно не помнит первые несколько лет своей жизни: с самого ответственного момента — появления на свет — до первых шагов, первых слов, а то и до детского сада.

  • Вы правда всё это знаете или прочитали в интернете?
  • Почему, едва перешагнув через порог, мы забываем, куда шли
  • Летологика: когда слово вертится на языке

Даже после того, как у нас в голове появляется драгоценное первое воспоминание, следующие «зарубки в памяти» получаются редкими и обрывочными вплоть до более старшего возраста.

С чем это связано? Зияющий провал в биографии детей огорчает родителей и на протяжении вот уже нескольких десятилетий ставит в тупик психологов, неврологов и лингвистов.

Отец психоанализа Зигмунд Фрейд, который более ста лет назад ввел в оборот термин «младенческая амнезия», и вовсе был одержим этой темой.

Исследуя этот ментальный вакуум, невольно задаешься интересными вопросами. Соответствует ли наше первое воспоминание действительности или оно выдумано? Помним ли мы сами события или только их вербальное описание?

И можно ли однажды вспомнить все то, что как будто не сохранилось в нашей памяти?

Автор фото, Simpleinsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Подпись к фото,

Дети впитывают информацию как губка — невероятными темпами, но при этом не могут ясно запомнить то, что с ними происходит

Это явление вдвойне загадочно, поскольку во всем остальном младенцы впитывают новую информацию как губка, ежесекундно формируя по 700 новых нейронных связей и пуская в ход навыки изучения языков, которым мог бы позавидовать любой полиглот.

Судя по данным последних исследований, ребенок начинает тренировать мозг еще в утробе матери.

Но и у взрослых информация со временем утрачивается, если не предпринимать попыток сохранить ее. Поэтому одно из объяснений состоит в том, что младенческая амнезия является всего лишь следствием естественного процесса забывания событий, имевших место в течение нашей жизни.

Пропустить Подкаст и продолжить чтение.

Подкаст

Что это было?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

эпизоды

Конец истории Подкаст

Ответ на этот вопрос можно найти в работе жившего в XIX веке немецкого психолога Германа Эббингауза, который провел ряд новаторских исследований на себе самом, чтобы выявить пределы человеческой памяти.

Для того чтобы сделать свой мозг в начале эксперимента подобным чистому листу, он придумал использовать бессмысленные ряды слогов — слова, составленные наобум из случайно подобранных букв, такие как «каг» или «сланс», — и принялся запоминать тысячи таких буквосочетаний.

Составленная им по итогам опыта кривая забывания свидетельствует о наличии поразительно быстрого спада в способности человека вспомнить выученное: в отсутствие особых усилий человеческий мозг отсеивает половину всех новых знаний в течение часа.

К 30-му дню человек помнит лишь 2-3% того, что учил.

Один из самых важных выводов Эббингауза заключается в том, что такое забывание информации вполне предсказуемо. Чтобы выяснить, насколько память младенца отличается от памяти взрослого человека, достаточно просто сравнить графики.

В 1980-х годах, произведя соответствующие подсчеты, ученые установили, что человек помнит на удивление мало событий, имевших место в его жизни в период с рождения до шести-семилетнего возраста. Очевидно, тут кроется что-то еще.

Автор фото, SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2.0

Подпись к фото,

Формирование и развитие нашей памяти может определяться культурными особенностями

Интересно, что завеса над воспоминаниями приподнимается у всех в разном возрасте. Некоторые люди помнят, что с ними было в два года, а у некоторых не сохранилось никаких воспоминаний о себе вплоть до возраста 7-8 лет.

В среднем, обрывки воспоминаний начинают появляться у человека примерно с трех с половиной лет.

Что еще интереснее, степень забывчивости разнится в зависимости от страны: средний возраст, в котором человек начинает помнить себя, может отличаться в разных странах на два года.

Могут ли эти выводы пролить хоть какой-нибудь свет на природу такого вакуума? Для того чтобы найти ответ на этот вопрос, психолог Ци Ван из Корнельского университета (США) собрала сотни воспоминаний в группах китайских и американских студентов.

В полном соответствии с национальными стереотипами, у американцев рассказы были длиннее, подробнее и с явным акцентом на себе самом.

Китайцы высказывались лаконичнее и с упором на факты; в целом, детские воспоминания начинались у них на полгода позже.

Эта закономерность подтверждается множеством других исследований. Более подробные рассказы, сконцентрированные на себе самом, судя по всему, вспоминаются легче.

Считается, что личный интерес способствует работе памяти, поскольку при наличии собственной точки зрения события наполняются смыслом.

«Все дело в различии между воспоминаниями ‘В зоопарке были тигры’ и ‘В зоопарке я видел тигров, и хотя они были страшные, мне было очень весело'», — поясняет Робин Фивуш, психолог из Университета Эмори (США).

Проводя тот же опыт повторно, Ван опросила матерей детей и установила точно такую же закономерность.

Иными словами, если воспоминания у вас остались смутные, в этом виноваты ваши родители.

Первое воспоминание в жизни Ван — прогулка по горам в окрестностях родного дома в китайском городе Чунцине вместе с матерью и сестрой. Ей тогда было около шести лет.

Однако пока она не переехала в США, никому не приходило в голову спросить ее о том, с какого возраста она себя помнит.

«В восточных культурах детские воспоминания никого не интересуют. Люди только удивляются: ‘Зачем это тебе?'», — рассказывает она.

Автор фото, Kimberly Hopkins/Flickr/CC-BY-2.0

Подпись к фото,

Некоторые психологи убеждены, что способность формировать яркие воспоминания о себе приходит только с овладением речью

«Если общество дает вам понять, что эти воспоминания важны для вас, вы их сохраните», — утверждает Ван.

Раньше всего воспоминания начинают формироваться у малолетних представителей новозеландского народа маори, для которого характерно большое внимание к прошлому. Многие люди помнят, что с ними было в возрасте всего двух с половиной лет.

На то, как мы рассказываем о своих воспоминаниях, могут влиять и культурные особенности, причем некоторые психологи полагают, что события начинают сохраняться в памяти человека только после того, как он освоит речь.

«Язык помогает структурировать, организовать воспоминания в форме повествования. Если изложить событие в форме рассказа, полученные впечатления становятся более упорядоченными, и их легче помнить в течение долгого времени», — утверждает Фивуш.

Однако некоторые психологи скептически относятся к роли языка в запоминании. К примеру, дети, которые рождаются глухими и растут, не зная языка жестов, начинают помнить себя примерно с того же возраста.

Это наводит на мысль о том, что мы не можем вспомнить первые годы своей жизни только лишь потому, что наш мозг еще не оснащен необходимым инструментарием.

Это объяснение стало итогом обследования самого знаменитого пациента в истории неврологии, известного под псевдонимом H.M.

После того, как в ходе неудачной операции с целью вылечить эпилепсию у H.M. был поврежден гиппокамп, он утратил способность запоминать новые события.

«Это средоточие нашей способности к обучению и запоминанию. Если бы не гиппокамп, я бы потом не смог вспомнить нашу беседу», — поясняет Джеффри Фейген, который исследует вопросы, связанные с памятью и обучением, в Университете Сент-Джонс (США).

Интересно, однако, отметить, что пациент с травмой гиппокампа мог тем не менее усваивать другие виды информации — в точности как младенец.

Когда ученые попросили его срисовать пятиконечную звезду по ее отражению в зеркале (это сложнее, чем кажется!), он совершенствовался с каждой попыткой, хотя ему всякий раз казалось, будто он рисует ее впервые.

Возможно, в раннем возрасте гиппокамп просто недостаточно развит для формирования полноценных воспоминаний о происходящих событиях.

В течение первых нескольких лет жизни у детенышей обезьяны, крысят и детей к гиппокампу продолжают добавляться нейроны, и в младенческом возрасте никто из них не способен запоминать что-либо надолго.

При этом, по-видимому, как только организм перестает создавать новые нейроны, они внезапно приобретают эту способность. «У маленьких детей и младенцев гиппокамп развит очень слабо», — говорит Фейген.

Но означает ли это, что в недоразвитом состоянии гиппокамп со временем теряет накопленные воспоминания? Или же они не формируются вовсе?

Автор фото, SimpleInsomnia/Flickr/CC-BY-2. 0

Подпись к фото,

Свои ранние воспоминания не всегда можно считать точными — иногда они видоизменяются по итогам обсуждения того или иного события

Поскольку события, имевшие место в детстве, могут продолжать влиять на наше поведение еще долго после того, как мы о них забываем, некоторые психологи полагают, что они наверняка остаются в нашей памяти.

«Возможно, воспоминания хранятся в каком-нибудь месте, которое сейчас недоступно, но это очень сложно доказать эмпирическим путем», — поясняет Фейген.

Впрочем, не следует чересчур доверять и тому, что мы помним о той поре, — не исключено, что наши детские воспоминания во многом ложны и мы помним события, которые никогда с нами не происходили.

Элизабет Лофтес, психолог из Калифорнийского университета в городе Ирвайне (США) посвятила свои научные изыскания именно этой теме.

«Люди могут подхватывать идеи и начинать их визуализировать, в результате чего они становятся неотличимы от воспоминаний», — рассказывает она.

Лофтес и сама не понаслышке знает, как это бывает. Когда ей было 16 лет, ее мать утонула в бассейне.

Спустя много лет одна родственница убедила ее в том, будто именно она обнаружила всплывшее тело.

На Лофтес нахлынули «воспоминания», однако через неделю та же родственница перезвонила ей и объяснила, что ошиблась, — труп нашел кто-то другой.

Конечно, никому не понравится услышать, что его воспоминания ненастоящие. Лофтес понимала, что ей нужны бесспорные доказательства, чтобы убедить сомневающихся.

Еще в 1980-е годы она набрала добровольцев для исследования и сама начала подбрасывать им «воспоминания».

Лофтес придумала изощренную ложь о детской травме, которую они якобы получили, потерявшись в магазине, где их потом нашла какая-то добрая старушка и отвела к родителям. Для большей правдоподобности она приплела к рассказу членов семьи.

«Мы говорили участникам исследования: ‘Мы пообщались с вашей матерью, и она рассказала нам о том, что с вами случилось'».

Почти треть испытуемых попалась в расставленную ловушку: некоторые умудрились «вспомнить» это событие во всех подробностях.

На самом деле, иногда мы бываем более уверены в точности своих воображаемых воспоминаний, чем в тех событиях, которые имели место на самом деле.

И даже если ваши воспоминания основаны на реальных событиях, вполне возможно, они были впоследствии переформулированы и переформатированы с учетом бесед о событии, а не собственных воспоминаний о нем.

Помните, когда вы подумали, как весело будет превратить свою сестру в зебру с помощью несмываемого фломастера? Или вы просто видели это на семейном видео?

А этот потрясающий торт, который мама испекла, когда вам исполнилось три года? Может быть, вам рассказал о нем старший брат?

Пожалуй, самая большая загадка состоит не в том, почему мы не помним свое ранее детство, а в том, можно ли вообще верить нашим воспоминаниям.

Прочитать оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте BBC Future.

Почему я не могу вспомнить свое детство? Причины и решения

Мы включаем продукты, которые мы считаем полезными для наших читателей. Если вы покупаете по ссылкам на этой странице, мы можем получить небольшую комиссию. Вот наш процесс.

Многие помнят счастливые детские воспоминания: игры с друзьями на переменах, дни рождения, случай, когда вы случайно подожгли гостиную родителей (не переживайте, мы все там были). Но также довольно часто обнаруживается, что вы мало что помните о детстве.

Это нормально, что я не могу вспомнить свое детство?

Хорошая новость заключается в том, что совершенно нормально не помнить большую часть своих ранних лет. Это известно как детская амнезия. Это означает, что даже несмотря на то, что мозг детей похож на маленькие губки, впитывающие всю эту информацию и опыт, во взрослую жизнь вы можете перенести относительно немного воспоминаний об этом.

Это не означает, что у вас проблемы с памятью или что вы подавляете воспоминания о детской травме (хотя оба этих фактора может мешать детским воспоминаниям).

Ваша память действительно начинает улучшаться только в возрасте от 8 до 10 лет.

Мысль о том, что вы ничего не помните, или о том, что вы пережили детскую травму, может сильно расстраивать. Итак, давайте посмотрим, что вызывает детскую амнезию и что вы можете сделать, чтобы сделать некоторые из этих хороших воспоминаний немного более яркими.

Так что дает? Ведь детство — это когда познаешь мир и все, что в нем есть. Вы инстинктивно помните некоторые из этих уроков — например, о том, что пламя свечи болезненно для ваших пальцев или что неуместно просто какать на лестнице, когда вам заблагорассудится. Разве ты не должен помнить и все остальное?

Прежде всего: у вас, вероятно, нет проблем с памятью, даже если вы не можете вспомнить свой третий день рождения.

Правда в том, что большинство людей не могут вспомнить эти вещи (спросите своих друзей или родственников — они, скорее всего, скажут то же самое). Все сводится к тому, как устроен наш мозг. Это мягкие комки материи, а не компьютеры.

Мозг крысы развивает память так же, как человеческий мозг. А исследования наших маленьких двоюродных братьев-грызунов показали, что они, как и мы, могут помнить опыт обучения в детстве (например, «падение из-за боли» и другие лучшие хиты), не помня других подробностей.

Так устроен наш мозг. Множество различных факторов (таких как индивидуальное развитие мозга и более широкая культура) могут означать, что вы помните немного больше или меньше о своем детстве, чем другие. Это не значит, что ты сломался.

Это не всегда травма

Многие люди, беспокоящиеся об отсутствии детских воспоминаний, опасаются, что, чтобы защитить их, их мозг подавил что-то плохое, что произошло.

К счастью, это не всегда так. Psychology OG (psychol-OG?) Зигмунд Фрейд был одним из первых, кто предположил связь между детской травмой и отсутствием воспоминаний, и с тех пор исследователи изучают эту возможность.

В 1990-е годы теория подавленной памяти стала настолько распространенной, что некоторые терапевты допустили ошибку, приняв тревогу, расстройства пищевого поведения и другие неврологические проблемы за признаки жестокого обращения в детстве. Затем эти врачи предположили своим пациентам, что в их ранние годы произошло что-то ужасное, и они этого не помнят.

В результате у некоторых людей, проходящих лечение, появились ложные воспоминания об инцидентах, которых никогда не было. Это абсолютно не годится .

Но если вас это беспокоит, помните следующее: большинство людей, переживших детские травмы, особенно в самых серьезных формах, помнят инциденты.

Травма, безусловно, может повлиять на вашу память (подробнее об этом через минуту). Но если у вас абсолютно нет воспоминаний о каких-либо плохих событиях и ничто другое из вашей жизни не кажется подозрительным, то вы, вероятно, не подавляете воспоминания — возможно, это обычная детская амнезия.

Возможные причины детской травмы

По данным Национальной сети детского травматического стресса, вот некоторые распространенные причины детских травм:

  • физическое, сексуальное или физиологическое насилие
  • стихийные бедствия и войны
  • насилие в семье
  • горе
  • расстройство, связанное с употреблением психоактивных веществ ( свой собственный или близкого человека)
  • серьезные несчастные случаи и болезни
  • стресс, связанный с военными (например, командировка или травма родителя)

Могут ли травма или жестокое обращение играть роль в детской амнезии?

Исследования показывают, что детские травмы и жестокое обращение могут полностью повлиять на вашу память. Хотя вы вряд ли полностью забудете травмирующие инциденты, вы можете обнаружить, что у вас искаженные воспоминания о том, что произошло.

Многие пережившие жестокое обращение вспоминают инциденты в виде «вспышек» — образов, которые не совсем связны, поскольку мозг часто диссоциирует, чтобы защитить себя. Это также может испортить их восприятие времени.

Выжившие могут почувствовать себя в подвешенном состоянии. Травматические воспоминания могут стереть более ранние, более позитивные воспоминания о детстве. А поскольку травматические воспоминания часто также разрушаются, у людей может остаться очень мало воспоминаний о детстве.

Люди, пережившие травму и жестокое обращение, могут годами застревать в порочном круге. Если это похоже на то, что вы испытываете, подумайте о том, чтобы поговорить с терапевтом о поддержке.

Другие пояснения

Есть и другие причины, по которым у вас может не быть полного ментального фотоальбома вашего детства. Но они доказывают, что ваш мозг здоров и функционирует. Ура!

Во-первых, человеческая память, особенно детская, в основном сосредотачивается на событиях, которые оказали большое влияние. Так что у вас, вероятно, есть смутные воспоминания об игре с друзьями, но ничего конкретного. Вы можете вспомнить, как задували свечи на день рождения или получали подарок, но мало что еще о вашем четвертом дне рождения.

Но ты хорошо помнишь тот день, когда ты случайно поджег гостиную, потому что твоя мама откусила тебе ухо об этом.

Другие люди могут даже помнить инциденты гораздо лучше, чем вы, — именно из-за этого воздействия.

Например, вы могли присутствовать, когда ваша сестра упала в бассейн. Взрослые хорошо это помнят, потому что им нужно было спасать ребенка. Ваша сестра, скорее всего, тоже хорошо помнит это по понятным причинам. Но вы, возможно, не поняли этого инцидента, поэтому не так хорошо его помните.

Другая причина детской амнезии заключается в том, что наш мозг сходит с ума от синапсов, когда мы младенцы. Синапсы — это то, что позволяет электрическим токам в нашем мозгу перемещаться. Подсчитано, что в возрасте до 2 лет наш мозг производит 40 000 синапсов в секунду. Ах, это были дни.

Вы могли бы подумать, что это сделает вашу память потрясающей, но на самом деле все наоборот: некоторые эксперты считают, что это может способствовать потере памяти.

Хорошая новость заключается в том, что когда вы достигаете половой зрелости, ваш мозг проводит весеннюю чистку и удаляет множество ненужных синапсов, улучшая вашу память. Это означает, что вы можете полностью запомнить номер телефона вашего возлюбленного. Так да, кому вообще нужны синапсы? (Хорошо, определенно все еще вы, но мы понимаем, что номер телефона вашего возлюбленного очень важен.)

Может раздражать отсутствие хороших воспоминаний о детстве, особенно если вы вспоминаете его как счастливое. В трудные дни вам, возможно, захочется вернуться в свой мозг и вызвать воспоминание о том, как вы провели время на качелях.

Возможно ли вернуть детские воспоминания?

Да, но вам придется потрудиться!

Исследования показывают, что воспоминания действительно могут длиться всю жизнь, и что это всего лишь случай, когда вы возвращаете их на передний план вашего разума. Действительно, кажется, что воспоминания становятся тем сильнее, чем активнее вы их вспоминаете.

Кто не хочет снова насладиться солнечными, беззаботными днями, когда можно было размять лицо в торт, и люди думали, что это мило, а не проблема? Но благодаря синаптической обрезке в сочетании с более запоминающимся подростковым возрастом (время, когда большинство людей действительно начинают понимать, кто они есть) эти ранние годы могут быть потеряны.

Итак, как вы можете заново открыть некоторые из этих воспоминаний?

Разговоры о прошлом

Один из самых простых способов восстановить воспоминания о детстве — просто поговорить с людьми! Если у вас есть старшие братья и сестры или вы можете поговорить с родителями, сядьте и обсудите с ними старые времена.

Возможно, вы обнаружите, что ваши родители помнят массу вещей, которые вы совершенно забыли, и это может помочь вернуть эти воспоминания в ваши воспоминания. Семейный отдых, ваши любимые вещи, даже воспоминания о бабушках и дедушках и других родственниках — вы можете обнаружить, что что-то щекочет вашу память и открывает шлюзы.

Будьте готовы ко всем неловким (и, возможно, грустным) случаям.

Посмотреть фотографии

Фотографии отлично подходят для восстановления воспоминаний о детстве.

Большинству родителей нравится делать много фотографий и доказывать, какой милой маленькой пуговицей вы были. («Боже мой, что случилось?» Твои родители ошибаются. Ты все еще очень милый .) Это означает, что они, вероятно, запечатлели много повседневных вещей. Повторное наблюдение за этими событиями часто может вызывать воспоминания.

Не зацикливайтесь на единичных случаях. Вместо этого обратите особое внимание на предметы повседневного обихода. Вы помните игрушки, которые держите в руках, или одежду, которую вы носите на фотографиях?

Возможно, вы не вспоминали о них годами, но один взгляд на вашу любимую игрушку «Мой маленький пони» или особенно милую футболку может вернуть воспоминания.

Повторное посещение локаций

Воспоминания больше, чем визуальные. Вы можете обнаружить, что когда вы снова посещаете какое-либо место, виды, запахи и звуки могут вызвать счастливые воспоминания.

Попробуйте съездить в место, куда вы ходили с семьей. Возможно, вы обнаружите, что мало что изменилось и вкус хот-догов остался прежним — и OMGoodness вы помните тот раз, когда вы ели их у озера? Вы делаете сейчас! (В качестве альтернативы теперь это может быть Wendy’s. Это азартная игра, но она может окупиться.)

Вы даже можете пойти в местную школу и вернуться в свою старую школу. Просто вид зданий или знакомый запах школьного двора или кафетерия могли немного вернуть старые времена.

Продолжайте учиться

Вы также можете помочь своей памяти, поддерживая ее активность. Точно так же, как вы тренируете свои мышцы, если ваш мозг занят и занят, он вознаградит вас за лучшую работу.

Есть несколько способов сделать это. Вам не нужно идти на полную катушку, мистер Память, и каждое утро произносить наизусть все столицы мира (хотя вам вся сила, если сможете!). Даже изучение языка дает вашей памяти отличную тренировку.

Игры для тренировки мозга также улучшают память, особенно у молодых людей. И найти их проще и дешевле некуда: такие приложения, как Peak, Elevate и Lumosity, ждут загрузки как на iOS, так и на Android.

В большинстве случаев неспособность вспомнить свое детство вполне нормально. Просто так работает человеческий мозг. В целом о детской амнезии не о чем беспокоиться, и некоторые из этих воспоминаний можно вернуть, используя образы и запахи, чтобы вызвать их.

К сожалению, воспоминания о детстве могут быть заполнены дырами из-за травмы или жестокого обращения, что делает воспоминания неоднородными и неприятными и вытесняет воспоминания о более счастливых временах. Выжившие часто могут чувствовать, что они полностью потеряли свое детство.

Большинство людей не испытывают подавленных воспоминаний. Но если в вашей памяти странные провалы, вы находите противоречия между тем, что помните, и тем, что вам говорили, или вы испытываете сильные, необъяснимые негативные эмоции, связанные с людьми или местами, возможно, стоит поговорить с психотерапевтом.

Почему я не помню свое детство: возможные объяснения

Долгие ленивые летние дни, шалости с друзьями, ссоры с братьями и сестрами и свежеиспеченное печенье после школы — вот лишь некоторые из воспоминаний, которые могут остаться у вас из детства.

У некоторых людей много воспоминаний о различных этапах ранней жизни, но другие очень мало помнят о годах своего становления к тому времени, когда они достигают взрослой жизни. Как бы вы ни пытались копаться в своем мозгу, вы можете обнаружить не более чем нечеткие образы, которые исчезают, когда вы пытаетесь рассмотреть их более внимательно.

Если вы привыкли слышать, как друзья и близкие рассказывают о детстве, вы можете задаться вопросом, почему вместо ностальгических воспоминаний у вас пустое место. Вы почти уверены, что не испытали ничего травматического, так что же дает? Почему ты не можешь вспомнить? В конце концов, вы пережили что-то глубоко удручающее?

Не обязательно. Детская или младенческая амнезия, потеря воспоминаний первых нескольких лет жизни – это нормально, поэтому, если вы мало что помните из раннего детства, вы, скорее всего, относитесь к большинству.

Возможно, вы слышали теорию о том, что люди часто справляются с болезненными воспоминаниями, забывая о событии. Если у вас мало детских воспоминаний, может быть трудно избавиться от мысли, что под поверхностью может скрываться что-то травмирующее.

Возможно, это не так. Краткий обзор теории подавленной памяти может помочь объяснить, почему.

Теория подавленной памяти

Зигмунд Фрейд был первым, кто связал детскую травму с потерей памяти, или, если быть точным, с подавленными воспоминаниями. Эта идея действительно начала набирать обороты в 1990-х, когда ряд терапевтов предположили связь между необъяснимыми симптомами психического здоровья и забытым жестоким обращением в детстве.

Некоторые терапевты помогали клиентам восстановить так называемые подавленные воспоминания с помощью неэтичного процесса внушения. Многие из этих восстановленных «воспоминаний» позже оказались ложными.

Эксперты окончательно не исключают идею о том, что люди могут забывать травмирующие события и вспоминать их позже, но необходимы дополнительные исследования.

У выживших могут быть бессвязные воспоминания или пробелы в памяти во время жестокого обращения. Вы можете изо всех сил пытаться разместить определенные жизненные события на временной шкале или сомневаться в том, что помните, но, вероятно, вы помните, по крайней мере, обрывки.

Травма и память

Хотя маловероятно, что вы полностью забудете все о травмирующем событии, обзор исследований 2019 года показывает, что насилие действительно может повлиять на то, как ваш мозг создает воспоминания.

Некоторые дети реагируют на травму диссоциацией или ментальным отстранением, что может повлиять на то, как они помнят, что произошло.

Другие просто отказываются думать о травме и отгораживают событие, но это не совсем то же самое, что забыть.

В любом случае, травма обычно не исчезает из памяти полностью. Выжившие, как правило, хотя бы частично помнят травмирующие события, хотя они могут и не до конца понимать, что произошло.

Вы также с большей вероятностью вспомните события, которые вы пережили более одного раза, говорят исследователи. Если ваши родители физически оскорбляли вас или часто кричали на вас, вы, вероятно, сохраните некоторые из этих воспоминаний.

Нет ничего необычного в том, что из первых нескольких лет жизни очень мало помнишь. Детская амнезия является частью нормального течения развития. Эксперты не совсем уверены, что вызывает это, но исследователи памяти выдвинули несколько разных теорий.

Воспоминаниям раннего детства не хватает эмоциональной значимости

Считается, что воспоминания становятся сильнее, когда в них есть эмоциональный компонент.

Вы сами можете это осознать, вспомнив некоторые из своих самых ярких воспоминаний. Скорее всего, они связаны с событиями, которые имели для вас значение, или переживаниями, которые вызвали сильные чувства, такие как смущение, любовь, счастье или горе.

Маленькие дети не обладают полностью развитым диапазоном эмоций. В результате детские переживания могут не иметь такого же эмоционального значения, как те, которые вы имели бы в подростковом или взрослом возрасте. Поскольку эти воспоминания имеют меньший вес, они легче исчезают с возрастом.

Хотя вам может показаться странным, что вы не можете вспомнить некоторые ключевые события, о которых вам рассказывали родители или старшие братья и сестры, отсутствие у вас воспоминаний может показаться значительным только потому, что другие посоветовали вам помнить.

Возможно, вы напугали свою семью, заперев себя в доме в одиночестве в 4-летнем возрасте, но они ясно помнят, что произошло, поскольку были достаточно взрослыми, чтобы придавать воспоминанию эмоциональное значение. Возможно, вас просто смутила (или позабавила) вся эта суета.

Нормальное когнитивное развитие влияет на хранение и воспроизведение памяти

В раннем детстве происходит значительный когнитивный рост. Это развитие включает в себя способность запоминать инструкции и события в течение более длительных периодов времени.

Еще один аспект этого когнитивного роста? Образование новых нейронов в гиппокампе. Когда эти нейроны вводятся, ваш мозг включает их в существующие проводящие пути. Это хорошо для прогресса в развитии, но не так хорошо для воспоминаний, которые вы уже сформировали.

Эти нейроны потенциально могут блокировать ранние воспоминания или нарушать пути памяти другими способами, хотя эксперты еще не уверены, как именно это происходит.

Исследования нейропластичности также ясно показывают, что развитие мозга не останавливается, когда вы достигаете совершеннолетия, как ранее считали эксперты. Скорее, ваш мозг может «реструктурировать» себя, когда видит необходимость адаптироваться к различным изменениям, которые вы испытываете на протяжении всей жизни.

Однако для этого ему необходимо удалить старые нейронные связи, которые вам больше не нужны или которые вам больше не нужны. Этот процесс, известный как синаптическая обрезка, помогает вашему мозгу работать более эффективно. Это также позволяет вам устанавливать новые связи и хранить новую информацию и воспоминания, которые более актуальны для вашей нынешней жизни и стадии развития.

Воспоминания часто непостоянны

Стоит отметить, что многие воспоминания со временем тускнеют, даже в зрелом возрасте. У вас, безусловно, будет более сильная память во взрослом возрасте, но вы все равно не будете помнить все.

Воспоминания о раннем детстве обычно начинают исчезать по мере приближения к подростковому возрасту — примерно в то время, когда вы начинаете развивать свое чувство собственного достоинства.

Воспоминания, которые вы создаете в подростковом возрасте, становятся основным компонентом вашей личности, имея приоритет над воспоминаниями, созданными, когда личность была менее развита. Вот почему, хотя ранние воспоминания, как правило, обладают наименее продолжительным потенциалом, ваши самые сильные воспоминания, вероятно, связаны с вашими подростковыми и ранними взрослыми годами.

Еще кое-что, на что следует обратить внимание: отсутствие у вас детских воспоминаний может показаться необычным только при сравнении с воспоминаниями, которые вы создали в подростковом или взрослом возрасте.

Вероятно, вы помните множество событий, произошедших за последние 5–10 лет. Когда вы оглядываетесь назад, некоторые воспоминания могут выделяться, но вам может быть сложно вспомнить более ранние события.

Из этого следует, что воспоминаний из раннего детства у вас, естественно, не осталось бы. Если принять во внимание нормальное забывание наряду с факторами развития, становится легче понять, почему эти первые воспоминания имеют тенденцию ускользать.

Отсутствие детских воспоминаний может вас расстраивать, особенно если вам кажется, что они прячутся под поверхностью, вне досягаемости.

Эксперты расходятся во мнениях относительно возможности восстановления забытых воспоминаний, но некоторые исследователи считают, что эти воспоминания не полностью исчезли из вашего мозга.

Определенные триггеры в более позднем возрасте могут помочь оживить вашу память, разблокировав оставшиеся следы. Это исследование было сосредоточено на крысах, которые, похоже, также страдают формой детской амнезии.

Тем не менее, если вы хотите попытаться восстановить некоторые воспоминания из ранней жизни, эти советы могут вам помочь.

Разговор о прошлом

Обсуждение пережитого и других важных событий часто может помочь сохранить их в памяти. Разговор о том, что вы помните, с близкими и задавание им вопросов, может помочь добавить больше смысла этим крошечным проблескам воспоминаний.

Следите за тем, что вы помните, записывая как можно подробнее. Вы можете, например, вести журнал своих воспоминаний и добавлять новые детали по мере их поступления.

Многие из ваших воспоминаний из детства могут быть хотя бы частично связаны с тем, что вам уже рассказывали другие. Некоторые воспоминания часто складываются из историй прошлого, описываемых достаточно часто, чтобы в конце концов у вас сложилась картина в уме.

Посмотрите на фотографии

Детские фотографии также помогут вам вспомнить ранние воспоминания.

Возможно, на второй день рождения вы получили в подарок маленький игрушечный паровозик и больше года возили его с собой повсюду. Твои родители удивлены, что ты забыл, ведь ты не выпускал поезд из виду.

Но когда вы смотрите на свои фотографии того периода, вы видите поезд, зажатый в кулаке на детской площадке и подложенный под голову во время сна. Воспоминания остаются смутными, но вы начинаете смутно припоминать, как ставили его у тарелки и настаивали, чтобы он оставался там во время еды.

Просматривая старые фотографии, сосредоточьтесь на тех, которые отражают повседневную жизнь. Воспоминания о вещах, которые происходили регулярно, часто сильнее воспоминаний об однократных событиях, поэтому вам может быть легче вспомнить еженедельные походы в магазин сладостей с братьями и сестрами, чем свой второй день рождения.

Повторное посещение знакомых мест

Возвращение к сцене вашего детства также может вызвать некоторые из этих забытых воспоминаний. Когда вы идете по знакомым улицам и замечаете ностальгические запахи — аромат может быть особенно мощным триггером — вы можете начать вспоминать похожие моменты из ваших ранних лет.

С другой стороны, если многое изменилось в районе вашего детства, вы можете заметить эти различия, даже если не можете точно вспомнить, как все выглядело раньше. Вы можете чувствовать себя немного дезориентированным или чувствовать, что вещи находятся не в том месте. Осознание того, что «это не должно выглядеть так», может вызвать воспоминания о том, как все выглядело раньше.

Продолжайте учиться

Обучение на протяжении всей жизни может помочь укрепить ваш мозг, улучшить память и другие когнитивные функции. Хотя тренировка мозга не обязательно поможет вам вспомнить детские воспоминания, она не повредит, а также повысит ваши шансы на сохранение воспоминаний, которые у вас все еще есть.

Как умственные упражнения, так и регулярная физическая активность могут оказать положительное влияние не только на память, но и на здоровье мозга в целом.

Здесь вы найдете 13 советов, которые помогут улучшить физическую форму мозга.

Независимо от того, пережили ли вы бурное детство или наслаждались совершенно приятным, есть большая вероятность, что вы потеряете большую часть своих ранних воспоминаний к тому времени, когда достигнете совершеннолетия, и это абсолютно нормально. Даже если вы пережили что-то травмирующее в первые несколько лет жизни, вы можете полностью забыть об этом в процессе нормального развития.

Тем не менее, возможно, стоит поговорить с терапевтом, если вы заметили:

  • тревожные провалы в памяти
  • воспоминания, которые противоречат тому, что другие рассказали вам о прошлом
  • сильные негативные эмоции, связанные с конкретными воспоминаниями

Обученный этический терапевт поможет вам исследовать потенциальные причины, не связывая автоматически эти проблемы с памятью с детской травмой.


Кристал Рэйпол ранее работала писателем и редактором в GoodTherapy. В сферу ее интересов входят азиатские языки и литература, японский перевод, кулинария, естественные науки, позитивный секс и психическое здоровье. В частности, она стремится помочь уменьшить стигму в отношении проблем психического здоровья.

Почему я не могу вспомнить свое детство: возможные объяснения

Долгие ленивые летние дни, шалости с друзьями, ссоры с братьями и сестрами и свежеиспеченное печенье после школы — вот лишь некоторые из воспоминаний, которые могут остаться у вас из детства.

У некоторых людей много воспоминаний о различных этапах ранней жизни, но другие очень мало помнят о годах своего становления к тому времени, когда они достигают взрослой жизни. Как бы вы ни пытались копаться в своем мозгу, вы можете обнаружить не более чем нечеткие образы, которые исчезают, когда вы пытаетесь рассмотреть их более внимательно.

Если вы привыкли слышать, как друзья и близкие рассказывают о детстве, вы можете задаться вопросом, почему вместо ностальгических воспоминаний у вас пустое место. Вы почти уверены, что не испытали ничего травматического, так что же дает? Почему ты не можешь вспомнить? В конце концов, вы пережили что-то глубоко удручающее?

Не обязательно. Детская или младенческая амнезия, потеря воспоминаний первых нескольких лет жизни – это нормально, поэтому, если вы мало что помните из раннего детства, вы, скорее всего, относитесь к большинству.

Возможно, вы слышали теорию о том, что люди часто справляются с болезненными воспоминаниями, забывая о событии. Если у вас мало детских воспоминаний, может быть трудно избавиться от мысли, что под поверхностью может скрываться что-то травмирующее.

Возможно, это не так. Краткий обзор теории подавленной памяти может помочь объяснить, почему.

Теория подавленной памяти

Зигмунд Фрейд был первым, кто связал детскую травму с потерей памяти, или, если быть точным, с подавленными воспоминаниями. Эта идея действительно начала набирать обороты в 1990-х, когда ряд терапевтов предположили связь между необъяснимыми симптомами психического здоровья и забытым жестоким обращением в детстве.

Некоторые терапевты помогали клиентам восстановить так называемые подавленные воспоминания с помощью неэтичного процесса внушения. Многие из этих восстановленных «воспоминаний» позже оказались ложными.

Эксперты окончательно не исключают идею о том, что люди могут забывать травмирующие события и вспоминать их позже, но необходимы дополнительные исследования.

У выживших могут быть бессвязные воспоминания или пробелы в памяти во время жестокого обращения. Вы можете изо всех сил пытаться разместить определенные жизненные события на временной шкале или сомневаться в том, что помните, но, вероятно, вы помните, по крайней мере, обрывки.

Травма и память

Хотя маловероятно, что вы полностью забудете все о травмирующем событии, обзор исследований 2019 года показывает, что насилие действительно может повлиять на то, как ваш мозг создает воспоминания.

Некоторые дети реагируют на травму диссоциацией или ментальным отстранением, что может повлиять на то, как они помнят, что произошло.

Другие просто отказываются думать о травме и отгораживают событие, но это не совсем то же самое, что забыть.

В любом случае, травма обычно не исчезает из памяти полностью. Выжившие, как правило, хотя бы частично помнят травмирующие события, хотя они могут и не до конца понимать, что произошло.

Вы также с большей вероятностью вспомните события, которые вы пережили более одного раза, говорят исследователи. Если ваши родители физически оскорбляли вас или часто кричали на вас, вы, вероятно, сохраните некоторые из этих воспоминаний.

Нет ничего необычного в том, что из первых нескольких лет жизни очень мало помнишь. Детская амнезия является частью нормального течения развития. Эксперты не совсем уверены, что вызывает это, но исследователи памяти выдвинули несколько разных теорий.

Воспоминаниям раннего детства не хватает эмоциональной значимости

Считается, что воспоминания становятся сильнее, когда в них есть эмоциональный компонент.

Вы сами можете это осознать, вспомнив некоторые из своих самых ярких воспоминаний. Скорее всего, они связаны с событиями, которые имели для вас значение, или переживаниями, которые вызвали сильные чувства, такие как смущение, любовь, счастье или горе.

Маленькие дети не обладают полностью развитым диапазоном эмоций. В результате детские переживания могут не иметь такого же эмоционального значения, как те, которые вы имели бы в подростковом или взрослом возрасте. Поскольку эти воспоминания имеют меньший вес, они легче исчезают с возрастом.

Хотя вам может показаться странным, что вы не можете вспомнить некоторые ключевые события, о которых вам рассказывали родители или старшие братья и сестры, отсутствие у вас воспоминаний может показаться значительным только потому, что другие посоветовали вам помнить.

Возможно, вы напугали свою семью, заперев себя в доме в одиночестве в 4-летнем возрасте, но они ясно помнят, что произошло, поскольку были достаточно взрослыми, чтобы придавать воспоминанию эмоциональное значение. Возможно, вас просто смутила (или позабавила) вся эта суета.

Нормальное когнитивное развитие влияет на хранение и воспроизведение памяти

В раннем детстве происходит значительный когнитивный рост. Это развитие включает в себя способность запоминать инструкции и события в течение более длительных периодов времени.

Еще один аспект этого когнитивного роста? Образование новых нейронов в гиппокампе. Когда эти нейроны вводятся, ваш мозг включает их в существующие проводящие пути. Это хорошо для прогресса в развитии, но не так хорошо для воспоминаний, которые вы уже сформировали.

Эти нейроны потенциально могут блокировать ранние воспоминания или нарушать пути памяти другими способами, хотя эксперты еще не уверены, как именно это происходит.

Исследования нейропластичности также ясно показывают, что развитие мозга не останавливается, когда вы достигаете совершеннолетия, как ранее считали эксперты. Скорее, ваш мозг может «реструктурировать» себя, когда видит необходимость адаптироваться к различным изменениям, которые вы испытываете на протяжении всей жизни.

Однако для этого ему необходимо удалить старые нейронные связи, которые вам больше не нужны или которые вам больше не нужны. Этот процесс, известный как синаптическая обрезка, помогает вашему мозгу работать более эффективно. Это также позволяет вам устанавливать новые связи и хранить новую информацию и воспоминания, которые более актуальны для вашей нынешней жизни и стадии развития.

Воспоминания часто непостоянны

Стоит отметить, что многие воспоминания со временем тускнеют, даже в зрелом возрасте. У вас, безусловно, будет более сильная память во взрослом возрасте, но вы все равно не будете помнить все.

Воспоминания о раннем детстве обычно начинают исчезать по мере приближения к подростковому возрасту — примерно в то время, когда вы начинаете развивать свое чувство собственного достоинства.

Воспоминания, которые вы создаете в подростковом возрасте, становятся основным компонентом вашей личности, имея приоритет над воспоминаниями, созданными, когда личность была менее развита. Вот почему, хотя ранние воспоминания, как правило, обладают наименее продолжительным потенциалом, ваши самые сильные воспоминания, вероятно, связаны с вашими подростковыми и ранними взрослыми годами.

Еще кое-что, на что следует обратить внимание: отсутствие у вас детских воспоминаний может показаться необычным только при сравнении с воспоминаниями, которые вы создали в подростковом или взрослом возрасте.

Вероятно, вы помните множество событий, произошедших за последние 5–10 лет. Когда вы оглядываетесь назад, некоторые воспоминания могут выделяться, но вам может быть сложно вспомнить более ранние события.

Из этого следует, что воспоминаний из раннего детства у вас, естественно, не осталось бы. Если принять во внимание нормальное забывание наряду с факторами развития, становится легче понять, почему эти первые воспоминания имеют тенденцию ускользать.

Отсутствие детских воспоминаний может вас расстраивать, особенно если вам кажется, что они прячутся под поверхностью, вне досягаемости.

Эксперты расходятся во мнениях относительно возможности восстановления забытых воспоминаний, но некоторые исследователи считают, что эти воспоминания не полностью исчезли из вашего мозга.

Определенные триггеры в более позднем возрасте могут помочь оживить вашу память, разблокировав оставшиеся следы. Это исследование было сосредоточено на крысах, которые, похоже, также страдают формой детской амнезии.

Тем не менее, если вы хотите попытаться восстановить некоторые воспоминания из ранней жизни, эти советы могут вам помочь.

Разговор о прошлом

Обсуждение пережитого и других важных событий часто может помочь сохранить их в памяти. Разговор о том, что вы помните, с близкими и задавание им вопросов, может помочь добавить больше смысла этим крошечным проблескам воспоминаний.

Следите за тем, что вы помните, записывая как можно подробнее. Вы можете, например, вести журнал своих воспоминаний и добавлять новые детали по мере их поступления.

Многие из ваших воспоминаний из детства могут быть хотя бы частично связаны с тем, что вам уже рассказывали другие. Некоторые воспоминания часто складываются из историй прошлого, описываемых достаточно часто, чтобы в конце концов у вас сложилась картина в уме.

Посмотрите на фотографии

Детские фотографии также помогут вам вспомнить ранние воспоминания.

Возможно, на второй день рождения вы получили в подарок маленький игрушечный паровозик и больше года возили его с собой повсюду. Твои родители удивлены, что ты забыл, ведь ты не выпускал поезд из виду.

Но когда вы смотрите на свои фотографии того периода, вы видите поезд, зажатый в кулаке на детской площадке и подложенный под голову во время сна. Воспоминания остаются смутными, но вы начинаете смутно припоминать, как ставили его у тарелки и настаивали, чтобы он оставался там во время еды.

Просматривая старые фотографии, сосредоточьтесь на тех, которые отражают повседневную жизнь. Воспоминания о вещах, которые происходили регулярно, часто сильнее воспоминаний об однократных событиях, поэтому вам может быть легче вспомнить еженедельные походы в магазин сладостей с братьями и сестрами, чем свой второй день рождения.

Повторное посещение знакомых мест

Возвращение к сцене вашего детства также может вызвать некоторые из этих забытых воспоминаний. Когда вы идете по знакомым улицам и замечаете ностальгические запахи — аромат может быть особенно мощным триггером — вы можете начать вспоминать похожие моменты из ваших ранних лет.

С другой стороны, если многое изменилось в районе вашего детства, вы можете заметить эти различия, даже если не можете точно вспомнить, как все выглядело раньше. Вы можете чувствовать себя немного дезориентированным или чувствовать, что вещи находятся не в том месте. Осознание того, что «это не должно выглядеть так», может вызвать воспоминания о том, как все выглядело раньше.

Продолжайте учиться

Обучение на протяжении всей жизни может помочь укрепить ваш мозг, улучшить память и другие когнитивные функции. Хотя тренировка мозга не обязательно поможет вам вспомнить детские воспоминания, она не повредит, а также повысит ваши шансы на сохранение воспоминаний, которые у вас все еще есть.

Как умственные упражнения, так и регулярная физическая активность могут оказать положительное влияние не только на память, но и на здоровье мозга в целом.

Здесь вы найдете 13 советов, которые помогут улучшить физическую форму мозга.

Независимо от того, пережили ли вы бурное детство или наслаждались совершенно приятным, есть большая вероятность, что вы потеряете большую часть своих ранних воспоминаний к тому времени, когда достигнете совершеннолетия, и это абсолютно нормально. Даже если вы пережили что-то травмирующее в первые несколько лет жизни, вы можете полностью забыть об этом в процессе нормального развития.

Тем не менее, возможно, стоит поговорить с терапевтом, если вы заметили:

  • тревожные провалы в памяти
  • воспоминания, которые противоречат тому, что другие рассказали вам о прошлом
  • сильные негативные эмоции, связанные с конкретными воспоминаниями

Обученный этический терапевт поможет вам исследовать потенциальные причины, не связывая автоматически эти проблемы с памятью с детской травмой.