Мумификация заживо в древнем египте: 10 заблуждений о Древнем Египте, в которые стыдно верить образованным людям

Содержание

10 заблуждений о Древнем Египте, в которые стыдно верить образованным людям

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

1. Вошедшие в пирамиду учёные непременно умирают от проклятия

Посмертная маска Тутанхамона. Фото: Zsolt Andrasi / Flickr

Когда на днях в Египте обнаружили целый некрополь с 59 саркофагами, интернет заполнили комментарии вроде: «Не трогайте! Закопайте обратно!‎» Потому что в массовой культуре мумии ассоциируются со страшными проклятиями, убивающими всех потревоживших сон фараонов, болезнями и прочими карами прямо из подземного мира.

Такую репутацию египетские мумии получили после того, как 6 ноября 1922 года англичане, египтолог Говард Картер и коллекционер Джордж Карнарвон, после шестилетних поисков обнаружили гробницу Тутанхамона. После вскрытия мавзолея члены экспедиции — по разным подсчётам от 13 до 22 человек, в том числе и лорд Карнарвон — умерли один за другим. Газеты раструбили об этом на весь мир: проклятие фараона покарало наглецов, осквернивших его последнее пристанище!

Правда, если взглянуть на список умерших, то можно заметить, что многие из них были весьма преклонного возраста: средняя продолжительность их жизни составила 74,4 года. Причём Говард Картер, руководивший раскопками, умер последним, в 1939 году в возрасте 64 лет от лимфомы — ни таинственных укусов насекомыми, ни древних вирусов, ничего такого.

И да, проклятий на головы тех, кто посмеет потревожить мумии фараонов, египтяне не насылали. У них попросту не было самого понятия «‎проклятие».

В крайнем случае на стенах гробниц писали вещи в духе: «Пусть у любого правителя, который причинит зло или вред этому гробу, бог Хемен не принимает никаких даров, и пусть его потомки не унаследуют от него ничего‎». Или «Всех людей, что войдут в мою могилу, ждёт суд, и им будет положен конец. Я схвачу вора за шею, как птицу. Я вселю в него страх передо мной». Не сильно помогает от грабителей, правда?

2. «‎Книга мёртвых» — пособие по египетской некромантии

«‎Книга мёртвых», запираемая на ключ. Кадр из фильма «‎Мумия», 1999 г.

В отличие от зловещего подобия «‎Некрономикона», показанного в фильме «‎Мумия» (тот том настолько ужасен, что запирается на ключ), настоящая «‎Книга мёртвых» — это сборник погребальных песнопений и руководств по изготовлению мумий.

Также там указывается, как усопшему вести себя в мире мёртвых, чтобы боги Анубис, Осирис и Маат были к нему благосклонны, и как дойти до суда богов в целости и сохранности, избежав потусторонних опасностей. Поэтому этот сборник папирусов ещё именуется «Книга грядущего дня» или «Книга выхода в свет».

Ещё «‎Книга мёртвых» содержала нравственные наставления о том, как себя следует вести, чтобы боги были довольны. Так что это ещё и список моральных заповедей. А вот заклинаний для оживления мумий и насылания проклятий там, к сожалению, нет.

3. Мумифицировали только фараонов и знать

Канопы с внутренностями Несхон, жены Пинеджема II. Изготовлены из кальцита, с крашеными деревянными головками, около 990–969 гг. до н. э. Фото: Captmondo / The British Museum / Wikimedia Commons

Считается, что чести стать мумией, замурованной в саркофаге, удостаивались только египетские цари, максимум — их приближённые. Но это совсем не так.

В Древнем Египте считалось, что мумифицировать человека — значит обеспечить ему вечную жизнь на Полях Иалу (нечто вроде египетского рая), где он сможет пользоваться всем, что при погребении положили ему в гробницу. Именно поэтому у фараонов столько дорогого барахла рядом с саркофагами — хотели и там жить на широкую ногу.

Но мумифицировались не только цари и вельможи, а вообще все, кто хоть как‑то надеялся на перерождение. Разве что бедняки вместо строительства пирамиды и каменных саркофагов выбирали простые захоронения и деревянные ящики.

Мумия из Мемориальной картинной галереи в Рочестере, штат Нью‑Йорк. Фото: Liz Lawley / Flickr

Существовало три способа мумификации — их описал Геродот. Первый называется «‎самым совершенным» — он предназначался для солидных господ вроде фараонов. Все органы вынимали и складывали в специальные сосуды (канопы), мозг вытаскивали через нос крючками, а тело обрабатывали пальмовым вином, настоем из измельчённых ароматных трав и специй, включая мирру и кассию, и помещали в соль на 70 дней. Дорогое развлечение для богатеньких.

Второй способ подешевле, для среднего класса. Масло, полученное из кедрового дерева, вводилось шприцем в брюшную полость будущей мумии. Чтобы не протекло, использовали ректальную пробку. Органы вынимать не приходилось: масло приводило к их разжижению без постороннего вмешательства, а заодно и брюшную полость дезинфицировало. Когда тело назревало, пробку вынимали, и внутренности вытекали через задний проход. Дальше преставившегося также клали в соль на 70 дней.

И третий способ — бюджетный. В кишечник вводили специальный раствор, чтобы убить находящихся там бактерий и остановить разложение. И сразу отправляли тело в соль — дёшево и сердито.

Кроме того, Геродот упоминает, что сразу отдавать усопшего бальзамировщикам было не принято. Во избежание различных казусов.

Тела жён знат­ных людей отда­ют баль­за­ми­ро­вать не сра­зу после кон­чи­ны, точ­но так же как и тела кра­си­вых и вооб­ще ува­жа­е­мых жен­щин. Их пере­да­ют толь­ко через три или четы­ре дня. Так посту­па­ют для того, чтобы баль­за­ми­ров­щи­ки не сово­куп­ля­лись с ними.

Геродот

«‎История», 2:89

За компанию с умершим могли забальзамировать его любимую кошку, собаку, птичку или целого крокодила.

4. Типичные фараоны и жрецы — загорелые полуобнажённые атлеты

Жрец Имхотеп и супруга Тутанхамона Анксунамун. Вообще она жила где‑то на 1 300 лет позже Имхотепа. Кадр из фильма «‎Мумия», 1999 г.

Если вы посмотрите какой‑нибудь фильм о Древнем Египте, то заметите, какими изображаются фараоны и их вельможи в современной культуре. Все как на подбор: красивые, мускулистые и подтянутые молодые люди со смуглой кожей, лоснящейся от масла. И царицы им под стать — смуглые черноволосые и темноглазые красотки.

Но на самом деле египетские цари с приближёнными — во всяком случае, многие из них — не были столь уж привлекательными.

Диета фараонов в основном состояла из пива, вина, мяса, хлеба и мёда и была очень богата сахаром. Исследования мумий показывают, что многие египетские правители имели избыточный вес, страдали диабетом и вообще были не самыми здоровыми людьми. Однако ожирение служило поводом для гордости, а не стеснения.

Иногда высокопоставленных сановников Египта изображали со складками жира: это считалось признаком успеха, ведь такие люди могли много есть и не заниматься физическим трудом.

Тереза Мур

востоковед из Калифорнийского университета в Беркли

Принцесса Амонет с отцом‑фараоном. Кадр из фильма «‎Мумия», 2017 г.

Взять, например, знаменитую царицу Хатшепсут. Статуи изображают её изящной и стройной молодой красавицей. Однако умерла она, будучи женщиной лет 50, страдающей от облысения, сильного ожирения, диабета и кариеса. Зато с готичным чёрным маникюром.

5. Египтяне курили табак до открытия Америки

Египтянин времён Аменофиса IV со своим сыном и женой, около 1350 г. до н. э. Это не кальян, как может показаться, а кувшин с пивом с трубочкой. Изображение: The British Museum

Как известно, табак до XVI века рос только в Северной и Южной Америке, точно так же, как и кока. Тем не менее в интернете можно найти пару занимательных фактов.

В 1976 году палеоботаник Мишель Леско обнаружил в брюшной полости мумии Рамзеса II частицы никотина. А в 1992 году токсиколог Светлана Балабанова якобы нашла следы кокаина, гашиша и никотина на волосах мумии жрицы Хенуттауи, а также нескольких других мумий из того же музея.

Видимо, египтяне в прямом смысле открыли Америку лет эдак за 2 800 до плаванья Колумба. Или нет?

Египтяне и правда занимались судоходством, но в Америке не бывали — они всё больше плавали по Нилу и у берегов Африки. Повторные исследования мумии Хенуттауи ни кокаина, ни гашиша в ней не обнаружили, так что эта «‎находка» была либо ошибкой, либо мистификацией.

А вот никотин в мумиях действительно имеется. Видимо, он попал в них при бальзамировании. Египтяне знали и использовали такие растения, как индийский женьшень и сельдерей пахучий — они тоже содержат никотин, хоть и не в таких количествах, как табак.

Так что нет, египтяне не курили. Зато пили очень, очень много пива. И проводили религиозные церемонии и фестивали в честь Бастет, Хатора и Сехмета, основательно напившись. И не стеснялись документировать этот факт.

Так, на фреске в одной из египетских гробниц была изображена женщина, которую рвало от чересчур обильных возлияний. При этом, судя по сопровождающим надписям, она просила ещё 18 чашек вина, потому что горло её стало «‎сухим как солома».

Учёным даже удалось найти древнеегипетские пивные дрожжи, захороненные в очередной гробнице. Они выжили, хоть минули тысячелетия с тех пор, как их поместили в кувшин. Их удалось культивировать и сварить пиво по рецепту, заботливо записанному египтянами. Получился напиток светлого цвета, шипучий, выглядящий почти как вино и вполне неплохой на вкус.

6. Скарабеи невероятно опасны

Типичное времяпрепровождение священного скарабея. Фото: Bogomaz Mykhailo / Wikimedia Commons

В Древнем Египте жук‑скарабей был священным. Он символизировал жизнь после смерти и воскресения и ассоциировался с Солнцем. Бог‑скарабей Хепри, по представлениям египтян, катал по небу Солнце, как его земные собратья катают шарики из навоза.

В фильме «‎Мумия» скарабеи служили хранителями древних гробниц. Именно с ними заживо похоронили главного злодея. Насекомые ордами набрасывались на людей и пожирали их за секунды, а в одной особенно неприятной сцене жук заполз герою под кожу, и его пришлось вырезать ножом.

Но на самом деле скарабеи питаются навозом крупного рогатого скота и лошадей, а людей при всём желании не могут есть и даже кусать. Так что кожу с вас эти жуки точно не сдерут.

7. Пирамиды наполнены хитроумными ловушками

Вот ещё одна деталь о пирамидах, которая часто встречается в кино, — там полно ловушек. Какую‑нибудь искательницу сокровищ вроде Лары Крофт в гробницах фараонов непременно ждут всякие неприятные сюрпризы. Например, серная кислота под давлением, распыляющаяся на кожу, обваливающийся потолок или пол, камеры, затопляемые водой, или скрытые в стенах арбалеты, стреляющие копьями.

Правда, в реальности, сколько археологи ни раскапывали гробницы, ничего подобного они там не находили.

Ни ловушек, ни ям со змеями, пауками, крокодилами и скарабеями‑людоедами (как бы они выживали в гробнице тысячелетиями), ни вырывающихся кольев и летающих стрел (арбалеты тогда ещё не придумали), ни других голливудских штуковин.

Египтяне просто замуровывали пирамиду камнями, и всё. А ещё иногда они делали рядом с настоящей камерой захоронения ещё одну, поддельную, которая выглядит так, будто её уже обчистили. Незадачливый грабитель думал, что пирамиду кто‑то обнёс до него, и уходил несолоно хлебавши. Вот и вся охранная система.

8. Нос сфинкса отстрелили солдаты Наполеона

Сфинкс на фоне пирамиды Хеопса. Фото: Hamish3k / Wikipedia Commons

Если вы взглянете на сфинкса, каменную статую с телом льва и головой человека, то заметите, что у него нет значительной части носа. Существует популярная легенда, что солдаты Наполеона во время французской кампании в Египте использовали монумент как мишень для тренировок по огневой подготовке и отстрелили ему нос. Другая версия: нос отбили пушечным ядром во время перестрелки с турками.

Однако это не более чем байка: нос отвалился гораздо раньше. Точно невозможно сказать, когда, но на рисунках датского путешественника Луи Нордена, сделанных в 1755 году, Сфинкс уже запечатлён без него. Наполеон же родился в 1769 году, так что он точно не при делах.

9. Царица Клеопатра была красавицей‑египтянкой

Царица Египта говорит с Цезарем. Кадр из фильма «‎Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра»

Если спросить кого‑нибудь, кто самая известная египтянка на свете, наверняка будет названо имя Клеопатры. Это была последняя царица Египта, славившаяся своей красотой, и её образ легко представит любой, кто видел фильм про Астерикса и Обеликса.

Вот только это не совсем правильный образ.

Клеопатра не была египтянкой — она была гречанкой из династии Птолемеев и управляла Египтом на закате его эллинистической эпохи.

Как ослепительную красотку Клеопатру живописал Плутарх, который её видел только на портретах. Бюсты же, которые с неё ваяли, показывали, что у неё весьма заурядная внешность и характерный для рода Птолемеев нос с горбинкой. Зато она говорила на множестве языков и была довольно обаятельной.

Бюст Нефертити. Фото: Philip Pikart / Neues Museum / Wikimedia Commons

И да, вот этот бюст, которым часто украшают статьи о жизни Клеопатры в интернете, изображает не её. Это царица Нефертити, и их разделяет больше тысячи лет.

10. Пирамиды построили инопланетяне

Пирамиды в Гизе. Фото: Ricardo Liberato / Wikimedia Commons

Никаких инопланетных технологий, не соответствовавших своему времени, египтяне не использовали. Для постройки этих громадин им вполне хватало известняковых карьеров, зубил и кирок из меди и кремня, а также кварцевого песка для полировки готовых блоков.

Вес камней, из которых сложены пирамиды, составляет в среднем 1,5–2,5 тонны, и транспортировать их от каменоломни к местам строительства — вполне посильная задача. У египтян были для этого и неплохие дороги, и деревянные волокуши. Так что летающие тарелки были им без надобности.

Ещё пара интересных фактов о пирамидах: их строили не рабы, а свободные граждане за плату. Если они не получали оную, то устраивали забастовки, и фараону приходилось раскошеливаться. А ещё свежепостроенные пирамиды не были такими желтоватыми от песка, как сейчас. Они были белыми или кремовыми, о чём мы уже как‑то писали.

Читайте также ⌛🪔⚔

  • «Это Спарта!»: 9 мифов о спартанцах, которые опровергают историки
  • 9 заблуждений о настоящих рыцарях, которые нам навязали фильмы и сериалы
  • 10 заблуждений о самураях, в которые мы верим благодаря фильмам и играм
  • 12 заблуждений о Средневековье, в которые все верят совершенно зря
  • 9 заблуждений о викингах, в которые мы верим благодаря сериалам и играм

Мумифицирование в Древнем Египте | Египетские мумии

История мумифицирования в древнем Египте, процесс и традиции мумифицирования в Египте. Как древние Египтяне делали мумии и мумифицировали своих умерших и животных.

В Египте возник самый выдающийся и колоссальный культ мёртвых, который человек когда-либо праздновал на земле. Дома и дворцы живых исчезли, могилы царей и дворян стали свидетелями жизни древних Египтян и как они в последствии были похоронены. Древние египтяне считали, что у каждого человека много душ. Только тело умирает, а души, Ка, Ба и Анкх живут как духовные создания.

Ка был двойником смерти и должен был питаться, как человеческое тело. Для Ба дом мертвых должен был находиться на западе, чтобы Ба мог путешествовать в загробный мир с заходом солнца и возвращаться с восходом в человеческое тело. Анкх охранял смерть и преследовал как мстительный призрак любого, кто нарушал тишину гробницы. После смерти эти духи высвобождались из тела. Ба навещал семью и друзей, Ка путешествовал туда и обратно из тела в подземный мир. Чтобы человек мог жить вечно, Ба и Ка должны были быть в состоянии распознать тело, когда они возвращались в него.

Подготовка к смерти

Древние египтяне тщательно готовились к смерти, но если смерть произошла неожиданно, человек мог быть похоронен в могиле, предназначенной для другого члена семьи, или украшения могилы могли быть выполнены детьми покойного. Чтобы построить гробницу, требовалось много времени, но длительность процесса мумификации оставляла достаточно время для изготовления саркофага, посвящённого умершему. Картонные саркофаги, которые использовались в более поздние династические и греко-римские периоды, детализировали имя и титулы человека вместе со стихами из погребальных текстов, которые обеспечивали безопасный проход души человека через препятствия, которые находились в ожидании, прежде чем место было обеспечено в загробной жизни. Гроб мог быть украшен крыльями-оберегом стервятника, цветочными ожерельями, символизирующими воскрешение, или изображениями четырех богов, которым была поручена защита внутренних органов, которые удаляли во время процесса мумификации. Квебехсенуэф — бог с головой ястреба охранял кишечник; Дуамутеф с головой шакала — охранял желудок; Иссети охранял печень; и обезглавленный бог Хапи охранял лёгкие. Также могло быть изображение бога сокола Гора, возрождённого солнца, которое означало перерождение.

Процесс мумификации

Бальзамирование и мумификация, изначально предназначавшиеся только для фараонов, в конечном итоге распространились на все социальные группы, что позволяло душам Ба и Ка находить правильные тела. Однако процесс мумификации был сложным и сильно зависел от социального статуса умершего человека. Очевидно, что чем выше социальный ранг, тем лучше была мумификация тела.

Процессы мумификации выполнялся специальными мастерами мумифицировщиками. Семьдесят дней священники и бальзамировщики были заняты охраной мёртвого тела. Мёртвых клали на стол высотой 30 см с небольшим отверстием для стока жидкости. Сначала тело обмывалось пальмовым вином и водой из Нила, после чего удалялись внутренних органов через разрез в брюшной полости, а мозг удаляли через нос и выбрасывали. Сердце оставалось в теле. Мумифицированные органы помещали отдельно в четыре специальные сосуда. В более поздние периоды обезвоженные внутренние органы обёртывались и возвращались назад в тело до захоронения, а сосуды для органов оставались пустыми. Затем тело обёртывали и покрывали окисью натрия (гидратированным карбонатом натрия) и оставляли на 40 дней для просушки. После этого мумию снова мыли, натирали маслами и заворачивали в льняные полоски. Пальцы рук и ног и конечности обёртывались отдельно, а между обёрткой клали амулеты. Копия стихов из Книги Мертвых помещалась между руками, и больше льняных полос было обёрнуто вокруг всего тела. На каждый слой наносили жидкую смолу, чтобы склеить повязки. Наконец тело обёртывалось в большой саван, закрепленный льняными ремнями, и помещалось в деревянный, картонный или каменный саркофаг, в котором его и хоронили.

Священники проводили религиозные церемонии и ритуалы во время мумификации и процесса погребения, чтобы подготовить умершего к загробной жизни. Древние египтяне считали, что умерший должен был пройти определённые испытания, которые были установлены богами, и Книга Мертвых, которую он держал, поможет этому переходу, самым важным из которых было взвешивание иб (сердца), которое оставалось в теле, против пера Маата (правда). Если сердце весило не больше, чем перо, умершему позволялось войти в подземное царство Осириса, но если оно было тяжелее, чем перо, то седце покойного немедленно съедал монстр Аммитом.

Священник, замаскированный под Анубиса, бога с головой шакала, осуществлял надзор за этой священной церемонией. Перед интернированием ремесленник мертвого города изготовлял посмертную маску покойного, изображающую лицо человека. Маска покрывала не только лицо умершего, но также верхнюю часть груди и спину. Для фараонов и важных людей маски изготовляли из чистого золота и инкрустировали драгоценными камнями. Недавно обнаруженные мумии в Оазисе Бахария показывают, что мумификация продолжалась даже во время римского периода в Египте, и мертвые тела сохранялись с той же точностью и красотой, что и в Древнем Египте.

Женская мумия с золотыми украшениями

Древняя египетская мумия женского пола, носящая золотые украшения, была обнаружена в храме Тутмоса III в Аль-Горне на западном берегу Луксора в 2014 году. Мумия находится в плохом состоянии, так как это место захоронения, наряду с другими близкими к нему, подвергалось грабежу. Украшения были найдены в верхней части мумии и включают в себя золотое ожерелье, украшенное полудрагоценными камнями и золотыми пластинами, с кулоном из тонко сделанного золота в середине. Кулон весит более 20 грамм. На ее руках были также найдены два золотых браслета, прикрепленных к серебряным браслетам, а также два серебряных браслета на щиколотке. Подвеска и браслеты находятся в идеальном состоянии, но браслеты на лодыжке повреждены. Изучив мумию, было выявлено, что женщина умерла в возрасте 30 лет и была богатой.

Королевские мумии

В 1870 году тайник Дейр-эль-Бахари на Западном берегу Луксора был случайно обнаружен семьей Абделя Расула, которые были известны как грабители гробниц. И почти 10 лет тайник оставался тайным сокровищем семьи, им удалось украсть, а затем продать большое количество мумий и других артефактов на международном рынке древностей.

В 1881 году Дейр-эль-Бахари стал известен всему миру, и официальная делегация, в которую входили Масперо, Бругш и Ахмед-паша Камаль, перевезла 40 вновь обнаруженных мумий в Каир. Тайник был обнаружен в высеченном из камня тайнике и включал две группы мумий, лежащих в простых и толстых деревянных саркофагах с их именами. 1-я группа содержала мумии 17-20-й династий, таких как Секененре, Ахмос, Аменхотеп I, Тутмос I, II, III, Рамзес I, Сети I и Рамзес II, а также восемь мумий принцесс. 2-я группа включала мумии королей и священников 21-й династии в их оригинальных саркофагах.

Позднее французский египтолог В. Лорет обнаружил еще один королевский тайник в гробнице Амхотепа II (KV35) на западном берегу Луксора, в котором находилось 11 королевских мумий. Среди них мумии Аменхотепа II и III, Тутмоса II и IV, Септы, Сети II, Рамзеса IV, V и VI, а также три неопознанных мумии.

Наконец, почти 60 королевских мумий были обнаружены в Долине Царей швейцарской археологической миссией, когда в апреле 2014 года был обнаружен тайник 18-й династии. Тайный замок королевских мумий был обнаружен в высеченной в скале гробнице в Долине Царей в Луксоре. Гробница содержит почти 60 древнеегипетских королевских мумий из 18-й династии, а также остатки деревянных саркофагов и картонных посмертных масок с изображением черт лица умершего. Ранние исследования показывают, что гератские тексты, выгравированные на некоторых глиняных горшках, найденных внутри гробницы, идентифицируют и имена 30 умерших, среди них имена принцесс, упомянутых впервые — Та-Им-Ваг-Ис и Неферонебо.

Антропологические исследования и научная экспертиза найденных фрагментов глины будут проводиться с целью выявления всех мумий и определения владельца гробницы и его соответствующей мумии. Среди находок были хорошо сохранившиеся мумии маленьких детей, а также большая коллекция предметов погребения. Остатки деревянных саркофагов также были раскопаны, доказывая, что гробница была повторно использована священниками в качестве кладбища. Ранние осмотры гробницы показывают, что с древности она несколько раз подвергался разграблению.

Некоторые из королевских мумий можно увидеть в Национальном египетском музее в Каире в зале Королевских мумий или в музее мумификации в Луксоре.


Древние традиции



Опубликовано: 12 Dec 2018

Отредактировано: 28 Jun 2020

египетских мумий | Smithsonian Institution

Метод бальзамирования или обработки мертвого тела, который использовали древние египтяне, называется мумификацией. Используя специальные процессы, египтяне удаляли всю влагу из тела, оставляя только высохшую форму, которая не будет легко разлагаться. В их религии было важно сохранить мертвое тело как можно более реалистичным. Они были настолько успешны, что сегодня мы можем увидеть мумифицированное тело египтянина и получить представление о том, как он или она выглядели при жизни 3000 лет назад.

Мумификация практиковалась на протяжении большей части ранней истории Египта. Самые ранние мумии доисторических времен, вероятно, были случайными. Случайно сухой песок и воздух (поскольку в Египте почти нет измеримых осадков) сохранили некоторые тела, захороненные в неглубоких ямах, вырытых в песке. Около 2600 г. до н.э., во времена Четвертой и Пятой династий, египтяне, вероятно, начали намеренно мумифицировать мертвых. Эта практика продолжалась и развивалась более 2000 лет, в римский период (ок. 30 г. до н.э. – 364 г. н.э.). В течение любого периода качество мумификации варьировалось в зависимости от цены, заплаченной за нее. Наиболее подготовленные и хорошо сохранившиеся мумии относятся к эпохе восемнадцатой и двадцатой династий Нового царства (ок. 1570–1075 гг. до н. э.), включая мумии Тутанхамона и других известных фараонов. Здесь будет описан общий процесс этого периода.

Процесс

Процесс мумификации занял семьдесят дней. Специальные жрецы работали бальзамировщиками, обрабатывая и заворачивая тело. Помимо знания правильных ритуалов и молитв, которые должны выполняться на разных этапах, священникам также необходимо было детальное знание анатомии человека. Первым шагом в этом процессе было удаление всех внутренних частей, которые могли быстро разлагаться. Мозг удаляли, осторожно вводя через ноздри специальные инструменты с крючками, чтобы вытащить кусочки мозговой ткани. Это была деликатная операция, которая могла легко изуродовать лицо. Затем бальзамировщики удаляли органы брюшной полости и грудной клетки через разрез, обычно сделанный на левой стороне живота. Они оставили на месте только сердце, считая его центром бытия и разума человека. Остальные органы сохранялись отдельно, а желудок, печень, легкие и кишечник помещались в специальные ящики или банки, которые сегодня называются канопами. Их хоронили вместе с мумией. В более поздних мумиях органы обрабатывали, заворачивали и заменяли внутри тела. Несмотря на это, неиспользованные канопы продолжали оставаться частью погребального ритуала.

Затем бальзамировщики удалили всю влагу с тела. Они сделали это, покрыв тело натроном, разновидностью соли, обладающей отличными подсушивающими свойствами, и поместив внутрь тела дополнительные пакеты с натроном. Когда тело полностью высохло, бальзамировщики сняли внутренние пакеты и слегка смыли с тела натрон. В результате получилась очень высохшая, но узнаваемая человеческая форма. Чтобы мумия казалась еще более реалистичной, впалые участки тела заполнили льняной тканью и другими материалами, а также добавили искусственные глаза.

Далее началась упаковка. На каждую мумию требовались сотни метров полотна. Священники тщательно обматывали тело длинными полосами полотна, иногда даже обматывали каждый палец и ногу по отдельности, прежде чем обернуть всю руку или ногу. Чтобы уберечь умерших от несчастий, среди оберток клали амулеты, а на некоторых льняных полосках писали молитвы и магические слова. Часто жрецы помещали маску лица человека между слоями головных повязок. В несколько этапов форму обмазывали теплой смолой и снова возобновляли обкатку. Наконец, жрецы заворачивали последнюю ткань или саван на место и закрепляли льняными полосками. Мумия была целой. В это время были заняты не только жрецы, готовившие мумию. Хотя подготовка гробницы обычно начиналась задолго до фактической смерти человека, теперь был крайний срок, и мастера, рабочие и художники работали быстро. В гробницу можно было поместить многое, что понадобится человеку в загробной жизни. Мебель и статуэтки были готовы; были подготовлены настенные росписи религиозных или повседневных сцен; и списки еды или молитв закончены. Благодаря волшебному процессу эти модели, картинки и списки станут реальными, когда они понадобятся в загробной жизни. Теперь все было готово к похоронам.

В рамках похорон священники совершили особые религиозные обряды у входа в гробницу. Самая важная часть церемонии называлась «Открывание рта». Священник прикасался к различным частям мумии специальным инструментом, чтобы «открыть» эти части тела для чувств, которыми наслаждаются в жизни и которые необходимы в загробной жизни. Прикоснувшись инструментом ко рту, умерший теперь мог говорить и есть. Теперь он был готов к путешествию в загробную жизнь. Мумию клали в его гроб или гробы в погребальную камеру и вход запечатывали.

Такая сложная практика захоронения может свидетельствовать о том, что египтяне были озабочены мыслями о смерти. Наоборот, они рано начали строить планы на смерть из-за большой любви к жизни. Они не могли придумать жизни лучше, чем настоящая, и хотели быть уверены, что она продолжится и после смерти.

Но зачем сохранять тело? Египтяне верили, что мумифицированное тело было домом для этой души или духа. Если тело было уничтожено, дух мог быть потерян. Идея «духа» была сложной, в ней действительно участвовали три духа: ка, ба и ах. Ка, «двойник» человека, оставался в могиле и нуждался там в подношениях и предметах. Ба, или «душа», могла свободно вылететь из гробницы и вернуться в нее. И именно ах, что, возможно, переводится как «дух», должен был пройти через Подземный мир к Страшному суду и входу в Загробную жизнь. Для египтянина все три были необходимы.

Кто был мумифицирован

После смерти египетских фараонов обычно мумифицировали и хоронили в тщательно продуманных гробницах. Так же часто обращались с дворянами и чиновниками, а иногда и с простыми людьми. Однако этот процесс был дорогостоящим и не по карману многим.

По религиозным соображениям были мумифицированы и некоторые животные. У священных быков ранних династий было собственное кладбище в Саккаре. Бабуинов, кошек, птиц и крокодилов, которые также имели большое религиозное значение, иногда мумифицировали, особенно в более поздних династиях.

Изучение мумий сегодня

Древние писатели, современные ученые и сами мумии помогают нам лучше понять процесс мумификации в Египте и культуру, в которой он существовал. Многое из того, что мы знаем о реальном процессе, основано на трудах ранних историков, таких как Геродот, который тщательно записал этот процесс во время своего путешествия в Египет около 450 г. до н.э. К этим знаниям добавляют современные археологи и другие специалисты. Развитие рентгеновских лучей теперь позволяет делать рентгеновские снимки мумий, не разрушая сложные внешние оболочки. Изучая рентгеновские снимки или проводя вскрытие разорванных тел, эксперты узнают больше о болезнях, от которых страдали египтяне, и их лечении. Лучшее представление о среднем росте и продолжительности жизни дает изучение костей. Узнав их возраст на момент смерти, порядок и даты египетских царей становятся немного яснее. Даже родственные связи по царской линии можно предположить по поразительному сходству или несходству в черепах фараонов, сменявших друг друга. Умершая уже тысячи лет, мумия продолжает говорить с нами.

Веб-сайты и книги о Древнем Египте, 2012 (PDF)

Отдел антропологии, Смитсоновский национальный музей естественной истории

 

Древнеегипетская мумификация никогда не предназначалась для сохранения тел, как показывает новый экспонат

Мумия женщины по имени Исайя, дочери Деметрия.
(Изображение предоставлено Манчестерским музеем)

Долгое время считалось, что древние египтяне использовали мумификацию как способ сохранить тело после смерти. Однако предстоящая музейная выставка показывает, что этого никогда не было, и вместо этого сложная техника захоронения на самом деле была способом направить умершего к божественному.

Исследователи из Манчестерского музея Манчестерского университета в Англии обращают внимание на распространенное заблуждение в рамках подготовки к выставке под названием «Золотые мумии Египта», которая откроется в начале следующего года. Это новое понимание предполагаемой цели мумификации существенно переворачивает многое из того, чему учат студентов о мумиях.

«Это большой 180», Кэмпбелл Прайс (открывается в новой вкладке), куратор музея Египта и Судана, сказал Live Science.

Итак, как именно это заблуждение процветало так долго? Прайс сказал, что идея Запада началась с викторианских исследователей, которые ошибочно определили, что древних египтян сохраняли своих мертвецов так же, как консервируют рыбу. Их аргументация? Оба процесса содержали один и тот же ингредиент: соль.

«Идея заключалась в том, что вы сохраняете рыбу, чтобы съесть ее в будущем», — сказал Прайс. «Итак, они предположили, что то, что делается с человеческим телом было то же самое, что и лечение рыбы». чтобы сохранить улов дня. Известный как natron , этот природный минерал (смесь карбоната натрия, бикарбоната натрия, хлорида натрия и сульфата натрия) был в изобилии на дне озера у Нила и служил в качестве ключевого ингредиента при мумификации.

«Мы также знаем, что натрон использовался в храмовых ритуалах [и наносился] на статуи богов», — сказал Прайс. «Его использовали для очищения».

Прайс сказал, что еще одним материалом, который обычно ассоциируется с мумиями, являются благовония, которые также служили подарком богам.

«Посмотрите на ладан и смирну — они есть в христианской истории Иисуса и были дарами трех волхвов», — сказал Прайс. «В истории древнего Египта мы обнаружили, что они также были подходящим подарком для бога».

Гроб Ташерианх, 20-летней женщины из города Ахмим, умершей около 300 г. до н.э. (Изображение предоставлено Манчестерским музеем)

Он добавил: «Даже слово для обозначения благовоний в древнем Египте было « senetjer » и буквально означает «сделать божественным». Когда вы возжигаете благовония в храме, это уместно, потому что это дом бога и делает пространство божественным, но тогда, когда вы используете благовония на теле, вы делаете тело божественным и божественным существом. Вы не обязательно сохраняете его».

Как и египтяне, викторианские египтологи также считали, что умершие будут нуждаться в своих телах в загробной жизни, что добавляло больше правдоподобия неправильному пониманию мумификации.

«Не помогло то, что биомедицинская одержимость родилась из викторианских представлений о том, что в загробной жизни ваше тело должно быть полным», — сказал Прайс. «Это включало удаление внутренних органов. Я думаю, что на самом деле это имеет несколько более глубокий смысл… и в основном речь идет о превращении тела в божественную статую, потому что мертвый человек был преобразован».

Археологи часто находят мумии, помещенные рядом с саркофагом, изображающим подобие умершего.

ПОХОЖИЕ ИСТОРИИ

«В английском языке маска — это то, что скрывает вашу личность; портрет раскрывает личность», — сказал Прайс. «Эти объекты, панно и маски придают идеализированный образ божественной форме».

В рамках выставки в музее будет представлен ряд погребальных масок, панно и саркофагов, связанных с древними египетскими захоронениями, что еще раз докажет первоначальные намерения мумификации.

«Золотые мумии Египта» будут выставлены в Манчестерском музее с 18 февраля 2023 года. .

Дженнифер Налевицки — журналист из Солт-Лейк-Сити, чьи работы публиковались в The New York Times, Smithsonian Magazine, Scientific American, Popular Mechanics и других изданиях. Она охватывает несколько научных тем, от планеты Земля до палеонтологии и археологии, здоровья и культуры. До того, как стать фрилансером, Дженнифер была репортером в журнале «Дизайн интерьера», а до этого она занимала должность редактора в Time Inc.