Музыканты роботы: Робо-рок и робоклассика: на что способны роботы-музыканты

Роботы-музыканты и новые веяния музыкальной культуры

С явлением, о котором пойдёт речь в этом посте, я столкнулся достаточно давно и, что интересно, на страницах GT. Это была небольшая публикация о выступлении в Москве группы Compressorhead. Тогда долго жалел о том, что пропустил это событие. Потом в ютюбе я посмотрел видео ещё одного коллектива, Z-Machines, который также меня очень впечатлил. В прошлом году до меня дошли сведения о появлении на свет ещё одного музыкального проекта, где были использованы промышленные роботы. Он отнюдь не дублировал 2 предыдущих, но создавался в духе этого сравнительного нового веяния музыкальной культуры. Под впечатлением от этих проектов я стал живо интересоваться всем, что связано с автоматами, которые извлекают звуки из классических инструментов, начиная от экспериментов с лего и заканчивая малоизвестными разработками наших соотечественников в 80-х.

Воспользуйтесь нашими услугами

Всё верно, речь пойдет о роботах-музыкантах и автоматах, играющих на традиционных музыкальных инструментах (гитарах, клавишных, ударных, бас-гитарах). Истории таких проектов в чем-то похожи, но каждая интересна по-своему. Помимо рассказа об этих необычных роботах и их создателях, я опубликую несколько видео и составлю собственный хит-парад из композиций, частично или полностью исполненных роботами. Под катом факты о современных роботах-музыкантах, их конструкторах и живых партнёрах по творчеству.

Коллектив антропоморфных роботов-музыкантов был создан берлинским художником Франком Бранесом (Frank Barnes), а также его партнерами конструкторами Маркусом Кольбом (Markus Kolb) и Стоком Плюсом (Stock Plum).

Именно этот проект смог разжечь мой интерес к этой форме музыкального искусства. Как следует из названия, для движений роботы-музыканты используют энергию сжатого воздуха.

Характерной особенностью участников коллектива являются не только исполнительские возможности, но и реалистичная сценическая пластика, которая делает выступления очеловеченными. Иными словами — разработчики подарили машинам “характер”, с использованием, казалось бы, банальных выразительных средств.

Сегодня коллектив состоит из целых шести участников. В состав входят:

  • Stickboy — четырехрукий ударник, созданный ещё в 2007-м году. Можно сказать, ветеран коллектива, с которого всё началось. Исполнение также осуществляется при помощи ног, которые робот использует для управления педалями бас-бочек. Особого внимания заслуживают реалистичные движения головы с металлическим ирокезом. Описание на официальном сайте группы гласит следующее: “Four arms two legs and one head, no brain”. Контроль осуществляется при помощи — Midi.
  • Fingers — манипулятор-гитарист, извлекающий звуки с использованием 78 независимых пальцев, имеет 2 руки. Экспрессивно мотает головой и двигает туловищем вверх-вниз и поворачивается в разные стороны. Построен в 2009 году. Играет на Gibson Flying V с Min-E-Tune System. Характер скверный, не женат, носит солнцезащитные очки.
  • Hi-Hat Humper (Junior) — самый маленький участник группы с ростом менее полуметра. Управляет педалью Хай-хэта, упрощая задачи Stickboy. Двигается в ритм композиции и любит неожиданно поворачивать голову в сторону зрителей. Голова снабжена металлическим ирокезом.
  • Bones — электронно-механическая копия типичного басиста. Играет двумя четырехпалыми руками. Может передвигаться по сцене на гусеничной платформе. Голова оснащена декоративными рогообразными антеннами. Завершен в 2012 году.
  • Hellgå Tarr — единственная женщина в коллективе, роль — вторая гитара и бэк-вокал. В перспективе должна первой получить перемещение при помощи антропоморфных подвижных ног. Построена и вошла в состав коллектива в 2016-м году.
  • Mega-Wattson — самый харизматичный фронтмен в истории. Для его постройки собрали средства на Kickstarter, и, как оказалось, собирали не зря. Робот очень реалистично имитирует пение, открывает рот, пластично двигает туловищем, может перемещаться по сцене на гусеницах. К концу 2016 года вокалист был полностью завершен.

Как собирали фронтмена можно увидеть здесь:

Приписываемый коллективу статьями в Вики 2013-й год рождения — хронологическая ошибка. Наиболее ранним публичным выступлением группы считается дебют Fingers и Stickboy в студии Brainpool (Кельн, Германия), который состоялся в марте 2012-ого года. Роботы исполнили кавер на “TNT”, группы AC/DC, оный впоследствии стал программным произведением.

В начале 13-года создатели коллектива пригласили канадского панка Джона Райта из группы Party Machine в качестве автора произведений. Музыкант написал для роботов 3 песни и стал музыкальным менеджером коллектива. Эти оригинальные треки, а именно одноименная «Compressorhead», «Speed ​​Walking Lady» и инструментальный вариант песни Hanson Brothers «Моя девушка» робот” стали основой концертной программы.

Репетиция под руководством Джона Райта

Позже композиции райта войдут в первую студийную работу коллектива Party Machine, выпущенную в 2017-м году.

Живое выступление 2017-го года

Как и многие живые рок-музыканты, Compressorhead используются в рекламе. В начале музыкальной карьеры с молчаливого согласия материально заинтересованных создателей рекламировали продукцию компании GIbson.

Промо акция Gibson

Помимо собственного материала коллектив исполняет композиции таких банд как Nirvana, AC/DC, Motorhead и прочих легенд мировой рок-музыки.

Z-machines — это ещё один известный коллектив роботов-музыкантов, созданный японскими инженерами под общим концептуальным руководством известного дизайнера Кенджиро Мэцуо (Kenjiro Matsuo). Цель проекта сделать роботов, которые смогут значительно превзойти возможности людей в исполнении музыки на обычных инструментах.

Основные работы по проектированию и изготовлению машин были проведены в Токийском университете. Сегодня Z-machines считаются наиболее конструктивно сложными. Робот гитарист по имени Марш оперирует 78-ю “пальцами” и 12-ю управляемыми медиаторами на двухгрифовой гитаре. Ашура — робот-ударник оснащён 22-мя руками, что делает его возможности по управлению ритмом почти безграничными. Робот клавишник по имени Космо отличается скоростью звукоизвлечения и способен осилить такие интервалы как 64-я и 128-я. Многих, кто видел Космо в живую, очень впечатляет его внешний вид с зелеными лазерами в глазах. Органы управления инструментами приводятся в движение электрическими и пневматическими приводами.

Изготовление и настройка музыкальных роботов Z-machines

Дебют коллектива был коммерческим мероприятием для спонсоров слабоалкогольного бренда ZIMA. Произведения, которые исполнял коллектив, были либо однообразным полуэлектронным мясом, либо полупопсовым суррогатом с анимешным колоритом.

Между тем сама необычная идея впечатлила многих, как в Японии, так и за её пределами. В частности, в проект включился достаточно популярный у себя на родине DJ Tasaka. Хотя остается не до конца понятным, что для диджея было основным мотивирующим фактором — возможности роботов или гонорар от ZIMA.

Кэндзиро предложил композиторам использовать возможности своих роботов, и, как утверждает разработчик, многие согласились. Коллектив особенно известен сотрудничеством с Томом Дженкинсоном, более известным как Squarepusher. Музыкант, используя роботов, записал альбом из пяти композиций, который назвал “Music for Robots”. И эта работа, пожалуй, стала первым опытом использования роботов не в целях коммерческого PR, а для расширения возможностей создателя музыки.

Первый релиз Squarepusher с роботами под названием «Sad Robots Goes Funny».

После внушительных успехов Кенджиро Мэцуо постепенно охладел к проекту Z-machines и в последние годы переключился на применение искусственного интеллекта при создании музыкальных дронов. Вероятно, что в случае запуска музыкального ИИ, он может быть вполне испытан с Z-machines.

Пожалуй, это один из тех случаев, когда интересы музыканта и интересы бизнеса полностью совпадают. Немецкий производитель промышленных роботов компания KUKA и музыкант из Новой Зеландии Найджел Сэндфорд нашли друг друга в нужный момент.

Результатом работы Стэндфорда с роботами стал альбом Automatica, который увидел свет в прошлом году. В поддержку альбома и, конечно, компании производителя, был записан клип с признаками вирусного ролика. Ролик хайпанул в сентябре 2017-го, и о компании KUKA узнали даже те, кто никогда в жизни не был связан с промышленной автоматикой.

В клипе роботы делают почти невозможное. Если этот безусловный баян прошел мимо вас, рекомендую сначала посмотреть на короткие выдержки с репетиций Стэндфорда, а уже потом переходить к клипу.

репетиция и настройка

репетиция и настройка

репетиция и настройка

клип

Я не планировал включать этого талантливого соотечественника в материал и, откровенно говоря, не знал о его работе. Первое видео, которое меня впечатлило, было исполнение гитарным-роботом токкаты и фуги ре-минор И.С. Баха по органной партитуре. Я напоролся на него случайно при подготовке этого поста.

Биографической справки об этом человеке в сети, вероятно, нет. Есть лишь скудные сведенья из интервью в hackaday.com, где Демин сообщает, что он инженер и программист, который в качестве хобби занимается музыкальными роботами, что живет он в Москве, а ранее обитал в Иркутской области. Также есть его YouTube-канал, где определённо есть, что посмотреть.

А потом YouTube порекомендовал мне вот это:

На видео Владимир говорит о том, что продемонстрированное устройство он создал в 1988 иди 1987-м, само видео записано в 1999-м году. После просмотра я понял, что автор этих устройств обязательно должен попасть в этот материал. Я не исключаю, что в нашем блоге появится интервью с этим человеком.

Я искренне надеюсь, что застану то время, когда композиторы начнут писать произведения для роботов. Такие проекты способствуют популяризации науки и техники, позволяют понять возможности, которые может подарить прогресс. Мне сложно представить, какой будет эта музыка, написанная с учетом возможностей музыканта-робота, но я убежден, что выход за пределы физиологии живого исполнителя открывает перед создателем произведения безграничные возможности.

Источник: https://geektimes.ru/
Автор: Sound Cult Sound_cULT

Воспользуйтесь нашими услугами

Понравилась статья? Тогда поддержите нас, поделитесь с друзьями и заглядывайте по рекламным ссылкам!

Робот-музыкант принес победу ИТМО на RoboCup Russia Open – 2021

18 мая 2021

В Томске завершился национальный тур всемирного соревнования робототехнического творчества RoboCup-2019 – RoboCup Open Russia. Команда ИТМО заняла первое место с роботом Робертом Роботецким — музыкальным виртуозом, балансирующем на гироскутере

Ребята из Лаборатории молодежной робототехники Университета ИТМО и Президентского ФМЛ №239 (Дмитрий Яковлев, Дмитрий Ковалько, Элина Князева, Никита Лускин, Валерий Рыбин) во главе с тренером Игорем Лосицким выступили в творческой номинации соревнования – «Шоу роботов:  категория новичков» (RCJ OnStage Preliminary Secondary). Это одна из десяти лиг соревнования, в рамках которой роботы должны показать шоу: танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах и развлекать публику на сцене чемпионата. 

 

Робот Роберт Роботецкий (Robert Robotecky) может похвастаться настоящим музыкальным талантом. На соревновании он, балансируя на гироскутере, играл на концертино и создавал настроение поворотами головы и анимацией глаз. Помогали ему в этом два робота «Глазастика»,  представляющие собой большой глаз на обратной дельта-платформе, которая расположена на омни-платформе для реализации движения. «Глазастики» слушали игру Роберта и танцевали в такт. Участники команды Дмитрий и Элина выступали на сцене с роботами в образе французских мимов.

 

Размеры, масса и техническая реализация (робот выполнен в человеческий рост) делают проект уникальным. Ранее команда уже заняла  первое место на Открытых состязаниях Санкт‑Петербурга по робототехнике, и победа на национальном отборе стала логичным продолжением триумфа.

 

«У команды была возможность выступить дважды. На первом выступлении робот играл на концертино красивую мелодию, по мотивам знаменитой композиции “Под небом Парижа”, на втором — мелодию Blue Canary, — рассказывает руководитель Лаборатории молодежной робототехники Университета ИТМО Игорь Лосицкий. — В будущем помимо участия в соревнованиях есть идея создать в ИТМО Кибертеатр. Роботов-музыкантов у нас уже трое, включая знаменитых Эльзу и Селдона (Знаменитый Селдон — обладатель множества наград, в частности, серебряной медали RoboCup Asia-Pacific 2017 — играет на гитаре, а ELSA — обладательница второго места на RoboCup 2019 — виртуозно владеет флейтой)».

 

Сейчас команда ждет решения международного оргкомитета о распределении квот — ребята смогут представить Россию на мировом финале RoboCup — 2021.

 

RoboCup — самое престижное международное соревнование по робототехнике. Конкурс проходит ежегодно с 1996 года. С 2016 года российский этап чемпионата RoboCup Russia Open проходит в Томске.   В этом году в национальном отборе приняло участие более 350 ребят со всей страны. 

 

*Фото и видео из личного архива Игоря Лосицкого доступны по ссылке


Пресс-служба Университета ИТМО 

 

5 групп роботов, которые заставят вас рыдать

4

Большинство американцев слышали о британском вторжении (которое было более желанным, чем то, что произошло в 1812 году), когда такие группы, как The Beatles, пересекли Атлантику, чтобы развлекать и влиять на музыку навсегда. С тех пор произошли различные музыкальные «вторжения» или, по крайней мере, «эмиграции», но если эти пять роботизированных групп представляют собой новый тренд, музыка уже никогда не будет прежней.

Роботизированная барабанная установка

Хотя ударную установку нельзя считать полноценной группой, здесь каждый барабан или другой перкуссионный инструмент работает отдельно. Как показано в видео, он способен отбивать хороший ритм, когда все играет вместе.

The One Love Machine Band

https://youtu.be/Yu4QzQhICRQ

Если мне нужно выбрать только одну из этих групп, чтобы пойти посмотреть, то это должен быть One Love Machine Band Коли Куглера. Хотя боты Куглера — компетентные музыканты, он старается сосредоточиться на забавном внешнем виде «участников» группы. Это действительно проявляется в его уникальной, но функциональной теме. (Ищите мое предстоящее интервью с Куглером в Make: Volume 47, поступит в продажу 22 сентября.)

Compressorhead

участвует в той же группе роботов. В отличие от многих «человеческих» групп, создатели до сих пор остаются друзьями, поэтому я полагаю, что возможно, что в какой-то момент мы увидим две группы в совместном туре. Я надеюсь, что если это когда-нибудь произойдет, они запланируют несколько остановок в США!

The Trons

Как указано в описании этого видео, The Trons — это «новозеландская группа гаражных роботов». Когда я слушаю их (это?) игру, у них действительно уникальный, легкий звук, который, на мой взгляд, каким-то образом сочетается с их головами странной формы и географическим положением. Это более простая группа, чем некоторые из перечисленных здесь, но ее действительно приятно смотреть и слушать.

Z-Machines

Мы представили небольшое выступление и даже две группы, у которых был робо-сплит, поэтому, естественно, должна была быть группа, которая одновременно распродает билеты и серьезно одержима алкоголем. Z-Machines выполняет обе роли, поскольку их основная цель, по-видимому, состоит в том, чтобы продавать напитки Zima (буквально говоря аудитории: «Поднимите свою Zima!»). Однако за рок-н-ролльным стилем жизни стоят очень передовые технологии, в том числе возможность менять свой стиль игры в зависимости от взаимодействия с аудиторией.

Метки: автоматизированная ударная установка, группы, компрессорные головки, инструменты, Коля Куглер, Music One Love Machine Band, группа роботов, роботы, рок-н-ролл, The Trons, Z-машины, Zima.

Наши веб-сайты используют файлы cookie для улучшения вашего просмотра. Некоторые из них необходимы для основных функций наших веб-сайтов. Кроме того, мы используем сторонние файлы cookie, которые помогают нам анализировать и понимать использование. Они будут храниться в вашем браузере только с вашего согласия, и у вас есть возможность отказаться. Ваш выбор здесь будет записан для всех веб-сайтов Make.co.

Разрешить ненужные файлы cookie
Разрешить ненужные файлы cookie

Роботы теперь играют на музыкальных инструментах лучше многих музыкантов

Когда роботы будут править миром, по крайней мере, музыка будет хорошей… робототехники, которую вы собираетесь увидеть. Взяв взаймы у Kuka Robotics трех роботов Kuka Agilus KR10, Найджел и его видеорежиссер Шахир Дауд создали один из самых сюрреалистичных музыкальных клипов на сегодняшний день под названием «AUTOMATICA».


Прокрутите вниз, чтобы увидеть больше об этих удивительных роботах.

Музыкальное видео AUTOMATICA

Видео было спланировано и создано в гараже в Коннектикуте, где Найджел Стэнфорд программировал роботов Kuka для игры на музыкальных инструментах. Сначала движения были созданы в виде 3D-анимации, которую роботы затем воспроизвели в реальной жизни.

Видеорежиссер Шахир Дауд сказал: «При поддержке Robot Animator, плагина Энди Робота для Autodesk Maya, Найджел смог визуально перемещать роботов в трехмерном пространстве, а затем перевести эту анимацию в физические координаты для перемещения Kukas. в реальной жизни.» Ниже вы можете посмотреть видео «в процессе создания» роботов, играющих на пианино.