Содержание
№14 по русскому языку. Слитное, дефисное, раздельное написание слов — 4ЕГЭ
4 сентября 2021
В закладки
Обсудить
Жалоба
TG 4ЕГЭ
Пробные работы ЕГЭ по русскому языку
Практика.
1. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
→ ЧТО(БЫ) не видеть происходящего, я закрыл глаза, однако в ТО(ЖЕ) мгновение удары грома оглушили меня.
→ ЧТО(БЫ) ни говорили дилетанты, к пониманию классической музыки надо быть подготовленным, (ПО)ТОМУ что не так просто освоить сложное искусство.
→ Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным.
→ Великий шёлковый путь начинался в Китае, (ЗА)ТЕМ шёл через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а (ОТ)ТУДА в Европу.
→ (И)ТАК, несмотря на наши старания, все осталось (ПО)ПРЕЖНЕМУ.
2. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
→ (НА)КОНЕЦ дело было передано в районный суд, после чего наши оппоненты пошли (НА)ПОПЯТ-НУЮ.
→ (В)ТЕЧЕНИЕ года выпуск продукции на предприятии увеличился (В)ДВОЕ.
→ Если ты и (В)ПРАВДУ живёшь мечтой, важно продолжать верить в неё, ЧТО(БЫ) ни говорили тебе окружающие.
→ (ПО)ЭТОМУ мосту, представлявшему собой два натянутых каната с бамбуковыми перекладинами, идти (В)ДВОЁМ было опасно.
→ (ПО)НАЧАЛУ Гоша ТО(ЖЕ) побаивался сурового егеря, но вскоре был совершенно пленён его умением обращаться с лошадьми и собаками.
3. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
→ (НЕ)СМОТРЯ на университет и театр, жить в городе было КАК(ТО) скучновато.
→ (ПО)НАЧАЛУ не стоит тренироваться (В)ПОЛНУЮ силу.
→ Сергей (НА)ИЗУСТЬ знал правила дорожного движения и теоретическую часть экзамена сдал (С)ЛЁТУ.
→ Мухтар (ПО)ДОЛГУ недвижно лежал у двери, Марья не раз пыталась отвлечь его от тяжёлых собачьих дум едой, но всё было (В)ПУСТУЮ.
→ (ПО)ТОМУ, как человек одет, часто делается вывод о его служебном статусе, профессии, а ТАК(ЖЕ) о его положении в обществе.
4. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
→ На Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.
→ Во многих странах зоны отдыха расширяются (ЗА)СЧЁТ обширных территорий бывших карьеров: (НА)ПРИМЕР, в Греции планируется освоение нескольких карьеров, где будут расположены спортивные площадки, аттракционы и пляжи.
→ (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ долгих часов Андрей Рублёв оставался в храме (НА)ЕДИНЕ со своим учителем Феофаном Греком, который открывал иконописцу тайны живописи.
→ Своеобразная композиция текста определяется вариативными повторами, когда тезис (С)НАЧАЛА формулируется, а (ЗА)ТЕМ многократно повторяется.
→ Отблистали молнии, и полчища туч унеслись КУДА(ТО) (В)ДАЛЬ.
5. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
→ Нередко бывало по всему миру, что земля тряслась от одного конца до другого: то (ОТ)ТОГО делается, толкуют грамотные люди, что есть ГДЕ (ТО) близ моря гора, из которой выхватывается пламя и текут горящие реки.
→ Душа моя тянулась к искусству, поэтому (С)НАЧАЛА нашего пребывания в Крыму я писала стихи и рисовала, а ЗА(ТЕМ) всерьёз увлеклась фотографией.
→ Товар наш, (НЕ)СМОТРЯ на немалую цену, (В)ТЕЧЕНИЕ ярмарки раскупили полностью.
→ Когда, пройдя десять шагов, Ромашов внезапно обернулся назад, ЧТО(БЫ) ещё раз встретить взгляд красивой дамы, он увидел, что и она и её спутник с увлечением смеются, глядя ему (В)СЛЕД.
→ (НЕ)СМОТРЯ на вечную занятость, я отправился (НА)ВСТРЕЧУ со школьными товарищами.
6. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
→ Я тебя (НЕ)ВСТРЕВОЖУ (НИ)ЧУТЬ.
→ Рецензия является жанром литературной критики, но в ТО(ЖЕ)время ее считают и жанром библиографии, (ПО)СКОЛЬКУ она возникла из библиографического описания книги.
→ Доброта для души ТО(ЖЕ), что здоровье для тела, она ТАК(ЖЕ)необходима человеку.
→ Когда (НА)ВСТРЕЧУ гостям вышел старик, я (ТОТ)ЧАС узнал его.
→ Она была благодарна ему (ЗА)ТО, что он (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ часа следил за вещами.
7. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
→ ЧТО(БЫ) добраться до речки, где водилось много рыбы, нужно было (С)НАЧАЛА ехать сорок кило-метров по узкоколейке, а потом километров тридцать идти пешком.
→ У Евгения Базарова — главного героя романа Тургенева «Отцы и дети» — не было никого, кто бы (ПО)НАСТОЯЩЕМУ понимал его, верил ему, уважал и любил его и к кому он сам относился бы ТАК(ЖЕ).
→ В лесу было темно, (ЗА)ТО тепло и тихо, и (НА)ПРОТЯЖЕНИИ целого часа я сидел на старом пне, вдыхая лесные ароматы и слушая тишину.
→ (ПО)ТОМУ, что говорила бабушка, было ясно, (НА)СКОЛЬКО сильно она любит свою деревню и свой маленький бревенчатый домик.
→ (ИЗ)ЗА громкого шума Лёнька (ПО)ПРОСТУ не услышал слов Вари.
8. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
→ Предполагают, что рецепт приготовления кислого дрожжевого теста, (ТО)ЕСТЬ с закваской, славяне заимствовали в IV–V веках у германцев (В)МЕСТЕ со словом «хлеб».
→ (В)СЛЕДСТВИЕ достаточной информативности каждый компонент в свободных словосочетаниях сохраняет самостоятельность, (ПО)ЭТОМУ и функционирует как самостоятельный член предложения.
→ (В)РЕЗУЛЬТАТЕ карамзинской языковой реформы в русском языке получает признание и (В)ПО-СЛЕДСТВИИ широкое распространение логически прозрачный и естественный порядок слов.
→ Русские, ТАК(ЖЕ) как и все славяне, (ИС)КОНИ занимались земледелием, чему способствовали природа и климат тех мест, где они жили.
(В)ТЕЧЕНИЕ часа компаньоны обсуждали что-то в кабинете, и (НЕ)МНОГИЕ догадывались, о чем шел разговор.
9. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
→ Драматическое произведение нужно строить так, ЧТО(БЫ) смысл его возвышался над ним (НА)ПО-ДОБИЕ шпиля.
→ (НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращается (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.
→ Блок ПРЕДПОЧЁЛ (БЫ), ЧТО(БЫ) «молчаливая, ушедшая в себя душа» поэта, для которой весь мир — «балаган», так и осталась погружённой в туманные грёзы.
→ (И)ТАК, баллада Пушкина исторически достоверна, (ТО)ЕСТЬ по сравнению с балладами Жуковского она более приближена к реальности.
→ Я люблю тебя ЗА(ТО), что ты (В) ПРОДОЛЖЕНИЕ долгих лет не раз доказывал свою безграничную преданность.
10. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
→ (ОТ)ТОГО места, где они распрощались с Бруком, их отделяли теперь по меньшей мере пять кило-метров, (ПО)ЭТОМУ возвращаться назад не было уже никакого смысла.
→ И бледная поганка ТО(ЖЕ) нужна, (ПО)ЭТОМУ её создала природа.
→ ТУТ(ЖЕ) потребовалось просить малознакомых людей, ЧТО(БЫ) позвонили маме.
→ Хозяйка не могла понять, (ПО)ЧЕМУ я так долго, (В)ТЕЧЕНИЕ нескольких минут, разглядываю фотографии на стене.
→ (В)ТЕЧЕНИЕ недели (ПО)СРЕДИ нашего двора шла бурная работа.
11. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
→ Братья остались (НА)ЕДИНЕ и (С)НАЧАЛА только посматривали друг на друга.
→ Даже в полусонном существовании Илья Ильич не мог, по его словам, равнодушно вспомнить арию из оперы В. Беллини, которая КАК(БЫ) слилась с обликом Ольги Ильинской, а ТАК(ЖЕ) с драматическим итогом любви Обломова к ней.
→ Продавец ТАК(ЖЕ) несёт ответственность перед покупателем за повреждение или поломку груза (ИЗ)ЗА ненадлежащей упаковки, как и покупатель перед продавцом за своевременную оплату товара.
→ Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.
→ ЧТО(ЖЕ) нужно сделать, ЧТО(БЫ) я мог рассчитывать на вашу благосклонность?
12. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
→ Зарплата менеджера (НА)ПРЯМУЮ зависит (ОТ)ТОГО, сколько сделок ему удастся заключить в течение месяца.
→ НА(ПОСЛЕДОК) он рассказал весёлую историю, и дети ОТ(ДУШИ) посмеялись.
→ В(ТЕЧЕНИЕ) всей жизни он был эгоистом, и ПО(ЭТОМУ) старость его проходит в одиночестве.
→ ЧТО(БЫ) не попасть В(ПРОСАК) , тебе нужно немедленно искать выход из сложившейся ситуации.
→ (КАК)БУДТО и не было этих каникул – КАК(ТО) быстро они пролетели.
Ответы
1) затем оттуда
2) поначалу тоже
3) подолгу впустую
4) сначала затем
5) чтобы вслед
6) навстречу тотчас
7) чтобы сначала
8) вследствие поэтому
9) чтобы наподобие
10) тоже поэтому
11) наедине сначала
12) чтобы впросак
Тест 4. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
ЕГЭ по русскому языку
1) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Культура речи – это, (ВО) ПЕРВЫХ, целесообразное применение языка в общении и, (ВО) ВТОРЫХ, – раздел лингвистики.
В роще чувствовалась КАКАЯ(ТО) необыкновенная свежесть, и КАК(ТО) по-особенному светило осеннее солнце.
(С) НАЧАЛА людям следует научиться смотреть вокруг себя, видеть большое в ЧЁМ(ТО) малом.
Дом В.М. Васнецова сделан из дерева, (С) ВЕРХУ возвышается сказочный терем, часть стен первого этажа (С) НАРУЖИ оштукатурена.
(В) НАЧАЛЕ года заказов было мало, а (В) КОНЦЕ весеннего сезона поступили выгодные предложения о сотрудничестве.
🔗
2) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Призвание поэта – творить для вечности, (ПО) ЭТОМУ он «сам свой высший суд», (ПО) СКОЛЬКУ лишь немногим людям дано оценить его творения.
Жизнь без стремления к возвышенной цели бессмысленна, (ЗА) ТО возвышенную цель люди воспринимают совершенно (ПО) РАЗНОМУ.
Было тихо, и (ИЗ) ЗА этого люди разговаривали (В) ПОЛГОЛОСА.
(В) ТЕЧЕНИЕ всего июля стояла ненастная погода, БУД(ТО) лето сменилось осенью.
(НА) ПРОТЯЖЕНИИ полувека не находилось такого художника, который сумел бы воплотить в живописи могучий, а ТАК(ЖЕ) загадочный образ лермонтовского Демона.
🔗
3) Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
За (НЕ) РАСКРАШЕННЫЙ рисунок пятикласснику не была поставлена оценка.
В этом фрагменте слышится (НЕ) ОБЫКНОВЕННАЯ мелодия, а полный трагизма финал.
Месяца (НЕ) БЫЛО на небе, а звёзды ярко светились.
Некоторые слова в тексте были написаны (НЕ) ПО-РУССКИ.
(НЕ) ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
🔗
4) Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Мой слух поразили какие-то странные, (НЕ) ПРИВЫЧНЫЕ звуки.
Ещё (НЕ) ДОБРАВШИСЬ до места службы, Андрей отправил отцу телеграмму.
Мцыри – герой, (НЕ) МЫСЛЯЩИЙ себя вне активной жизни, вне деяний и порывов.
Недолгое знакомство нисколько (НЕ) МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.
Вершины гор румянятся от солнечного света, а долины ещё (НЕ) ОЗАРЕНЫ.
🔗
5) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В) ПРОДОЛЖЕНИЕ двух часов альпинисты карабкались по склону горы, то продвигаясь (В) ПЕРЁД, то вновь сползая книзу.
При развитии городов изменения условий жизни населения ТО(ЖЕ) неизбежны: большие города (В) СЛЕДСТВИЕ загрязнённости воздуха получают солнечных лучей на 15 процентов меньше, чем это необходимо человеку.
Несмотря на все попытки градостроителей КАК(ТО) оживить этот район, здесь было ТАК(ЖЕ) пустынно, как и несколько лет назад.
Лицо Ивана (КАК) БУДТО окаменело в своём строгом выражении и (ОТ) ТОГО казалось высеченным из мрамора.
Герои И.С. Тургенева уже (В) НАЧАЛЕ произведения часто характеризуются прямо и однозначно, ТАК(ЧТО) в представлении читателя сразу отчётливо складываются их образы.
🔗
6) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Несмотря на то что акция была малочисленной, она ВСЁ(РАВНО) наделала шума и, КОНЕЧНО(ЖЕ) , оказалась полезной для горожан.
(В) ТЕЧЕНИЕ всего утра Кирилла не покидало ощущение, БУД(ТО) воздух промыт родниковой водой.
ЧТО(БЫ) образ героя был более колоритным, актёр импровизировал, (ПРИ) ЧЁМ делал это очень талантливо.
Главную роль в развитии гуманитарных наук играет не сложная и (ДОРОГО) СТОЯЩАЯ техника, а довольно простое, но в ТО(ЖЕ) время трудоёмкое исследование.
Когда (НА) КОНЕЦ солнце стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК) БУДТО полились радостные весенние слёзы.
🔗
7) Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Воздух, ещё (НЕ) СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.
Маша смотрела на происходившее, как смотрит замечтавшийся человек на отдалённый предмет: (НЕ) ВОЗМОЖНО оторвать взгляд.
Лирическая поэзия далеко (НЕ) ВСЕГДА прямой разговор поэта о себе и своих чувствах.
(НЕ) ИСПРАВЛЕННЫЕ вовремя ошибки могут повториться.
(НЕ) ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А. П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
🔗
8) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Бурный темперамент не давал писателю (ПО) ДОЛГУ заниматься литературным трудом: он ТАК(ЖЕ) резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней.
На Земле ещё до появления человека (В) ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.
Н.В. Гоголь трижды давал образные сравнения предмета, покрытого пылью, и каждый раз (ПО) ИНОМУ: один раз это графин, который от пыли казался одетым в фуфайку; другой – запылённая люстра, похожая на кокон; третий – руки человека, вынутые из пыли и КАК(БЫ) оказавшиеся в перчатках.
ЧТО(БЫ) не опоздать в аэропорт, пришлось остановить попутную машину, ПОТОМУ(ЧТО) автобусы с утра не ходили.
ЧТО(БЫ) поправить здоровье, Дымов отправился на Кавказ, (ПО) ЭТОМУ встречу в Москве пришлось отложить.
🔗
9) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В) МЕСТО Андрея с нами пошёл Ростислав, недавно приехавший в город и мечтавший увидеть ЧТО(НИБУДЬ) необыкновенное.
Я не чувствовал полёта (В) ВЕРХ, а только видел: Москва с её огнями быстро проваливается и наконец совершенно исчезает (В) ГЛУБИНЕ ночи.
Сыщик то пристально всматривался (В) СЛЕД на подоконнике, то (ПО) ДОЛГУ записывал наблюдения в блокнот.
Павла Петровича считали гордецом, но уважали за его аристократические манеры, за то, что он (ПО) ВСЮДУ возил с собою настоящий серебряный несессер и походную ванну; его уважали ТАК(ЖЕ) и за безукоризненную честность.
Примирение двух враждующих сторон невозможно, (В) СЛЕДСТВИЕ этого найти выход из создавшейся ситуации будет не ТАК(ТО) просто.
🔗
10) Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
В этом году были (НЕ) ПРЕКРАЩАВШИЕСЯ всё лето дожди.
(НЕ) ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
(НЕ) ВОЛЬНО вспоминается реплика одного из шекспировских героев: «Не звёзды, милый Брут, а сами мы виновны».
Далеко (НЕ) ПРИВЕТЛИВО встретил нас хозяин дома в тайге.
В комнате темно, так как лампы ещё (НЕ) ЗАЖЖЕНЫ.
🔗
11) Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Недолгое знакомство нисколько (НЕ) МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.
Молодой человек от смущения (НЕ) ЗНАЛ, куда деваться.
Детство – (НЕ) ПОВТОРИМАЯ пора жизни.
Архивные материалы, (НЕ) ОПУБЛИКОВАННЫЕ своевременно, лишают учёных возможности сделать важные открытия во многих научных областях.
Затаившись, (НЕ) ШЕВЕЛЯСЬ, мы следили за грациозным животным.
🔗
12) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Соседей по даче я мало знал, они ТО(ЖЕ) БУД(ТО) не замечали меня.
ЧТО(БЫ) вернуть А.Н. Радищева современному читателю, необходимо оценить его философские взгляды ТАК(ЖЕ) , как и литературное творчество.
Древнегреческий философ Платон одним из первых писал о происхождении слов, (ПРИ) ЭТОМ его этимологические рассуждения (ЗА) ЧАСТУЮ оказывались наивными.
(ПО) ВИДИМОМУ, у Ф.И. Шаляпина (В) ПЕРВЫЕ появилась возможность поднять оперную партию до высот трагедии.
Павел Петрович ВСЁ(ЖЕ) помогал своему брату, когда тот мучился, придумывая, КАК(БЫ) извернуться и найти недостающую сумму.
🔗
13) Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
(НЕ) ОТВЕТИТЬ на письмо – значит обидеть человека.
Лучи осеннего солнца, ещё (НЕ) ЗАКРЫТОГО надвигающимися тучами, светили по-особенному тепло.
Коллективное управление давалось отнюдь (НЕ) ЛЕГКО.
(НЕ) ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
Кому (НЕ) ЧЕГО сказать, тому лучше молчать.
🔗
14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(НА) КОНЕЦ раздаётся долгожданная соловьиная песня, (ИЗ) ЗА которой пропадает сон лесных обитателей.
Маргарите ЧТО(ТО) подсказывало, что там, куда она летит, её подождут и что (НЕ) ЗАЧЕМ ей так торопиться.
Когда (НА) КОНЕЦ солнце стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК) БУДТО полились радостные весенние слёзы.
(И) ТАК, в Древнем Египте кошка занимала особое место, (ПО) СКОЛЬКУ ассоциировалась с богиней Луны и плодородия.
(В) ПОСЛЕДСТВИИ, вспоминая дорогу, Серпилин видел тяжело груженные ЧЕМ(ТО) грузовики и степь.
🔗
15) Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Вместо исчезнувших слов язык (НЕ) ПРЕМЕННО создаёт новые.
В экспозиции музея представлены как всемирно известные шедевры, так и (НЕ) ЗАВЕРШЁННЫЕ автором работы.
Недолгое знакомство нисколько (НЕ) МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.
В Мещёрском крае можно встретить никогда (НЕ) КОШЕННЫЕ луга.
Всю ночь отряд шёл по ещё (НЕ) ИСХОЖЕННОМУ насту.
🔗
16) Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Имение нельзя путать с усадьбой: усадьба (НЕ) ВСЁ землевладение, а лишь помещичий дом с примыкающими строениями, двором и садом.
Выступление Андрея произвело сильное впечатление (НЕ) ТОЛЬКО на зрителей, но и на жюри.
(НЕ) ОСОЗНАВАЯ своего предназначения, герои пьес А.П. Чехова часто проживают свой век бессмысленно.
(НЕ) СМОТРЯ на проливной дождь, дети прекрасно себя чувствовали на даче.
Мне (НЕ) СОВСЕМ удобно говорить с Вами сейчас.
🔗
17) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(В) СЛЕД за тем главные ворота завода распахнулись, и (ОТ) ТУДА выкатилось пять грузовиков.
Мысль о (ЗА) ГРАНИЦЕ, о необходимости покупать чемоданы, билеты, выбирать маршрут приводит Илью Обломова, (В) ОТЛИЧИЕ от его друга Андрея Штольца, в состояние, близкое к паническому.
Когда (НА) КОНЕЦ солнце в марте стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК) БУДТО полились радостные весенние слёзы.
(ПО) НАЧАЛУ романа молодого писателя трудно было судить о таланте автора, однако (ЗА) ТЕМ публика оценила его книги по достоинству.
Катастрофа не произойдёт, если, имея (В) ВИДУ климатические изменения, (ВО) ВРЕМЯ принять меры.
🔗
18) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Вернер должен был настоять на том, ЧТО(БЫ) дело обошлось как можно секретнее, (ПО) ТОМУ что я не был расположен испортить навсегда свою репутацию в здешнем мире.
ТУТ(ЖЕ) собрались все ребята, (ЗА) ТО тренера найти так и не удалось.
Я закончил ТО(ЖЕ) училище, что и отец, но работать на завод не пошёл: началась война, и, ТАК(ЖЕ) как все, я пошёл на фронт.
Когда (НА) КОНЕЦ солнце стало сильно пригревать, большие радужные капли начали падать с крыш, покрытых снегом, (КАК) БУДТО полились радостные весенние слёзы.
А.П. Чехов был обычно в бодром расположении духа, (НЕ) СМОТРЯ на то что (В) ТЕЧЕНИЕ нескольких лет страдал от болезни.
🔗
Открытый вариант ЕГЭ по русскому языку 2022
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
О человеке, личность которого приобрела символическое значение, принято при конце его жизни говорить, что вместе с ним уходит эпоха. Решусь сказать несколько иначе: с Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым от нас уходит невосстановимый культурный тип. Увы, таких людей, вероятно, мы больше не увидим.
В нём жила память прежде всего о том, что он успел застать и увидеть в самом конкретном и простом биографическом смысле. Им была прожита с сознательно зорким вниманием долгая жизнь <…> катаклизмов сменявших друг друга эпох: никогда не забуду, как в пору «перестройки» он при встрече сказал мне, что узнаёт в том, как разительно у людей вдруг переменились лица, опыт, уже пережитый им в отрочестве, в роковом 1917 году, и потому ждёт в самом близком будущем самых основательных перемен. Ну часто ли нам в те дни приходилось разговаривать с носителем живой и осознанной памяти о событиях, положивших более семидесяти лет тому назад начало циклу, который тогда как раз подходил к концу? В чьей ещё индивидуальной памяти круг сомкнулся так осязаемо? Здесь перед нами редкий случай, когда сама по себе продолжительность жизни из простого биографического обстоятельства претворяется в особый шанс для мысли.
Неслучайно в прежние времена, непохожие на наши, принято было говорить о мудрости седин, о сокровищнице опыта.
(По С.С. Аверинцеву)
Задание 1
Укажите все варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
1) Цель автора – сообщить научную информацию, для этого в тексте широко используются термины (личность, катаклизмов, перестройки»).
2) Наряду с метафорами (уходит эпоха, о мудрости седин, о сокровищнице опыта) в тексте употребляются эпитеты (невосстановимый культурный тип, с зорким вниманием, в роковом 1917 году), что даёт возможность читателю понять, почему автора интересует личность Д. С. Лихачёва.
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для устной речи: вопросительные предложения, причастные обороты, сложные предложения с различными видами связи.
4) Автор, знакомя читателей с личностью Д.С. Лихачёва, отказывается от эмоционально-оценочной лексики. Для точности и объективности
информации об учёном используется только нейтральная лексика.
5) Текст относится к публицистическому стилю речи, его цели ‒ поделиться с читателями общественно значимой информацией, показать роль учёного в сохранении культурной памяти, традиций в России.
Ответ
Задание 2
Самостоятельно подберите производный предлог, который должен стоять на месте пропуска во втором (2) абзаце текста. Запишите этот производный предлог.
Ответ
Задание 3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова, выделенного в первом (1) абзаце текста. Определите значение, в котором это слово употреблено в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
КУЛЬТУРНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна.
1) Связанный с совокупностью производственных, общественных достижений людей. К. уровень населения.
2) Находящийся на высоком уровне культуры, соответствующий ему. К. человек. Культурное общество.
3) полн. ф. Относящийся к просветительной, интеллектуальной деятельности. Культурные связи. Культурная работа (культурно-просветительная).
4) полн. ф. Обработанный, возделанный, выращенный человеком, не дикий. К. слой земли (со следами деятельности человека; спец.).
Ответ
Задание 4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
прибЫло
откУпорить
красИвее
мозаИчный
вернА
Ответ
Задание 5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав
к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ способ литья дал возможность уменьшить расходы на производство.
В СЛОВАРНОМ составе языка, представляющем собой систему разных лексико-семантических разрядов или рядов слов, не все элементы
одинаково подвижны и чувствительны к изменениям.
В пословицах и поговорках отражается ВЕКОВОЙ опыт народа.
Стены и потолок коридора были высечены в сплошной КАМЕННОЙ глыбе.
Огромная витрина магазина сладостей всегда была ПОПУЛЯРНА у местных ребятишек.
Ответ
Задание 6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Я решил ознакомиться с полным прейскурантом цен на продукцию фабрики.
Ответ
Задание 7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
он более МОЛОЖЕ
после БУДНЕЙ
нет СВЕЧЕЙ
пять ОЛАДИЙ
ИХ тетрадей
Ответ
Задание 8
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого
столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ | ПРЕДЛОЖЕНИЯ |
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) ошибка в построении предложения с однородными членами Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом | 1) В жизни каждого человека как бывают успехи, так и неудачи. 2) Осмотрев аппарат, стала ясна причина неполадок. 3) Мечта живописца Н. М. Ромадина о покое и гармонии воплощена в пейзаже «Сне Андерсена». 4) Те, кто увлекается дизайном одежды, оценит новую коллекцию модельера. 5) Благодаря усердия и усидчивости ученик справлялся с самыми трудными заданиями. 6) Слова, по мнению Платона, лишены исторического развития и являются результатом решения «законодателей», которые раз и навсегда определили как звучание, так и значение слов в языке. 7) Языковую норму, закрепляющую только один вариант употребления как правильный, называют обязательной. 8) Проанализировав факты, можно выдвинуть определённую гипотезу. 9) Лингвист А.А. Шахматов известен в науке как редактор «Словаря современного русского языка». |
Ответ
Задание 9
Укажите все варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) росток, положиться, торопливый
2) укрощать, понимание, творить
3) облагать (налогом), целлофановый, размахнуться
4) шелестеть, отторгать, напрягаясь
5) роскошный, теоретический, (ранняя) седина
Ответ
Задание 10
Укажите все варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) нед..верчивый, п..дорожник, нен..глядный
2) пр..мета, непр..годный, пр..стройка
3) и..брать, и..желта-красный, бе..вестный
4) супер..гра, от..мённое (прилагательное), раз..грать
5) с..язвить, в..юга, ад..ютант
Ответ
Задание 11
Укажите все варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) горош..нка, масл..це
2) передёрг..вая, заносч..вый
3) подчёрк..вать, (новый) владел..ц
4) яблон..вый, плать..це
5) француз..кий, англо-рус..кий
Ответ
Задание 12
Укажите все варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) клянч..щий (конфету), (дети) плач..т
2) замет..шь, немысл..мые (последствия)
3) (в) колыш. .щейся (ржи), защебеч..т (птицы)
4) выгон..шь, освеща..мый
5) выкидыва..шь, обиж..нный
Ответ
Задание 13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Мой слух поразили какие-то странные, (НЕ)ПРИВЫЧНЫЕ звуки.
Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.
Ещё (НЕ)КОШЕННАЯ, но наполовину иссохшая трава поникла.
На свежем снегу (НЕ)БЫЛО видно следов.
Даже запах бензина (НЕ)МОГ заглушить луговой аромат.
Ответ
Задание 14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
(ПО)ТОМУ, как светились вершины сосен, а ТАК(ЖЕ) по побагровевшим елям мы поняли, что взошло солнце.
Бурный темперамент не давал писателю (ПО)ДОЛГУ заниматься литературным трудом: он ТАК(ЖЕ) резко охладевал к работе, как горячо
и энергично приступал к ней.
На Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из
морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.
ЧТО(БЫ) получить помощь юриста, заполните поля с контактными данными, кратко опишите проблему, отправьте заявку, и с вами
(ТОТ)ЧАС свяжутся.
Каждый читатель воспринимает стихотворение (ПО)СВОЕМУ в зависимости (ОТ)ТОГО, насколько он чуток к слову.
Ответ
Задание 15
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Первый луч солнца через неплотно притворё(1)ые ставни золотил изразцовую печь, свежевыкраше(2)ые полы, недавно краше(3)ые хозяевами стены, увеша(4)ые картинками на темы детских сказок.
Ответ
Задание 16
Расставьте знаки препинания. Укажите все предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) На полке лежали морские ракушки и стояли бронзовые статуэтки.
2) Многие из мифологических имён используются для названий кораблей и самолётов печенья и конфет духов и бытовой техники.
3) Дурманяще пахла омытая дождём молодая трава.
4) Никто никогда не дарил мне ни снегиря ни какой-нибудь другой птички в клетке.
5) Выдающийся русский живописец В.А. Серов в начале XX века ввёл дамскую шляпку в высокое искусство и с тех пор на некоторых полотнах художника ей отводится главная роль.
Ответ
Задание 17
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Художники-романтики (1) отвергнув строгие и не допускающие отступлений принципы классицизма (2) показали людям многообразие
и неповторимость (3) окружающего их (4) мира.
Ответ
Задание 18
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
Наедине с тобою (1) брат (2)
Хотел бы я побыть:
На свете мало (3) говорят (4)
Мне остаётся жить!
Поедешь скоро ты домой:
Смотри ж… Да что? моей судьбой (5)
Сказать по правде (6) очень
Никто не озабочен.
(М.Ю. Лермонтов)
Ответ
Задание 19
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Я думал (1) что (2) никогда не поверю тому (3) кто мне скажет (4) что (5) эта жизнь, с её любовью, стремлением к правде и счастью, с её зарницами и далёким шумом воды среди ночи, лишена смысла и разума.
Ответ
Задание 20
Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
А старушка всё говорила о счастье (1) и (2) хотя слова её были привычными (3) но у внука от них щемило сердце (4) словно всё услышанное происходило с ним.
Ответ
Задание 21
Найдите все предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Южный Урал – этот самобытный край – называют голубым ожерельем России, так как ни один регион страны не может сравниться с Уралом по количеству озёр: их здесь более трёх тысяч. (2)Одно из самых живописных высокогорных озёр Урала – Зюраткуль, оно находится на высоте более 700 метров над уровнем моря. (3)Словно в колыбель, уложила озеро природа среди пяти высоких хребтов. (4)Красота озера с древних времён манила к себе человека: здесь, на берегу и окружающих его хребтах, были стоянки первобытных людей. (5)Увильды – самое крупное озеро Южного Урала. (6)По мнению учёных, озеро имеет тектоническое происхождение: оно образовалось много миллионов лет назад в разломе земной коры. (7)Наличие многочисленных островов: Берёзового, Ольхового, Букового, Вязового, Елового – является одной из его особенностей.
Ответ
Прочитайте текст и выполните задания 22–27.
(1)Два образа не покидают человека всю жизнь: первая любовь и первый учитель.
(2)Я окончил элитную школу, располагавшуюся в престижном районе на западе Москвы. (3)Сейчас такие слова и произносить-то гадко, хочется как-то от них отстраниться, хотя бы закавычить. (4)Тогда, 35 лет назад, они несли несколько другой смысл. (5)У истоков нашего совсем ещё юного в ту пору заведения стоял академик А.Н. Колмогоров. (6)Отбирали туда на жёсткой, многоступенчатой конкурсной основе старшеклассников со всей России, в том числе из самых дальних и глухих мест, и критерий был один: исключительные способности к физике и математике. (7)Колмогоров сам читал лекции; помню его в белой рубашке с протёртыми воротничком и манжетами, выписывающим на доске и комментирующим загадочные формулы, – от формул тех в голове уже ни следа, а образ свеж, как будто это
было вчера; помню общие с ним лыжные прогулки всем классом по кунцевским рощам, его рассказы по вечерам в читальном зале – о музыке, живописи, архитектурных шедеврах Европы… (8)Вместе с ним преподавали его сподвижники и ученики, профессора и аспиранты из МГУ, Физтеха и других лучших вузов страны. (9)В эти-то вузы и лежала у питомцев школы дорога.
(10)А литературу вёл у нас человек, ради которого я и начал свой рассказ.
(11)Юрий Викторович Подлипчук школьных учебников не признавал. (12)Учились мы по конспектам его вдохновенных лекций, которые
торопливо записывали неумелой рукой (всё-таки не студенты, девятый класс). (13)Ещё считалось важным знать тексты, то есть собственно
литературу (при этом Достоевский, например, требовался почти весь, вплоть до «Братьев Карамазовых»). (14)Сейчас уже не вспомнить всего, что он говорил и как объяснял, какие имена попутно всплывали. (15)Его эрудиция и начитанность были феноменальны. (16)С моим тогдашним багажом (могу судить только о себе) я, скорей всего, воспринимал лишь сотую, меньше – тысячную долю сказанного! (17)Читал в детстве, как и многие в нашем классе, много, запоем, но без разбора и ничего не классифицируя. (18)Но после его уроков стали читать ещё больше, бегали записываться в Ленинскую библиотеку, чтобы в очередь прочесть единственный, наверное, доступный в ту пору экземпляр «Парижских тайн» Эжена Сю – истёртые и пожелтевшие томики разруганного когда-то Белинским авантюрного сочинения, выпущенные чуть ли ещё не при жизни великого критика.
(19)Недавно тогда опубликованный в журнале роман Булгакова «Мастер и Маргарита» учитель сам читал нам вслух после уроков. (20)Пропущенная цензурой вещь сразу попала в число полузапретных. (21)Смешно об этом вспоминать сегодня, но кто-то из коллег-преподавателей на наших глазах настоятельно отговаривал Юрия Викторовича от публичного чтения. (22)«Пуганая ворона куста боится!» – был ответ.
(23)Слушать его голос – это был отдельный труд души и наслаждение. (24)Но настоящим праздником становились встречи в актовом зале, обычно накануне выходного, когда Юрий Викторович поднимался на кафедру и допоздна читал стихи. (25)За минувшее с той поры время я слышал немало профессиональных чтецов, в том числе известных и титулованных, но по силе воздействия никого не поставлю даже близко. (26)До сих пор не могу постичь, в чём была магия этого сухощавого близорукого человека в сильных очках-линзах. (27)Он был добр и серьёзен, ироничен и строг, силён и снисходителен. (28)Что читал? (29)Разное, например, всеми забытого Василия Курочкина.
(30)Да кто ж вложил учителю в те годы «жало мудрыя змеи», какой провидческий опыт позволил ему заглянуть через десятилетия, какой
нечеловеческой интуицией питались модуляции проникновенного голоса и лукавый блеск глаз из-под очков? (31)А ещё ближе ложился, ещё острее ранил души подростков безысходно-печальный Есенин.
(32)Когда я вспоминаю лучшие – по-современному, «звёздные» – минуты своей жизни, первой в голову приходит такая картина: высокие окна школьного зала на четвёртом этаже распахнуты в московскую ночь, вдали за деревьями мерцают одинокие огни, весенний ветерок наносит свежесть, Юрий Викторович со сцены читает Есенина, я гляжу на сидящую впереди меня прекрасную девочку, которая вся обратилась в слух и, конечно, не подозревает о моём существовании, и по щекам моим ручьём текут горячие слёзы.
(33)Так хорошо, что быть выше и счастливее, кажется, просто невозможно.
(По С.А. Яковлеву*)
* Сергей Ананьевич Яковлев (род. в 1952 г.) – советский и российский писатель, публицист, редактор.
Задание 22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.
1) Рассказчик на всю жизнь запомнил всё, о чём рассказывал на уроках Юрий Викторович Подлипчук, как объяснял, какие имена писателей и поэтов называл.
2) В московскую школу, где обучался рассказчик, отбирали на основании исключительных способностей к физике и математике.
3) Учитель литературы знакомил учащихся с творчеством Достоевского, настаивал на прочтении всех его произведений.
4) Уроки литературы пробудили у учеников физико-математической школы стремление к расширению круга чтения, побудили записаться
в библиотеку.
5) А.Н. Колмогоров часто читал вслух тексты художественных произведений, любимые им стихотворения.
Ответ
Задание 23
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов.
1) В предложениях 2–4 представлено повествование.
2) В предложении 7 содержатся элементы описания.
3) В предложениях 11, 12 перечислены последовательные действия персонажа.
4) Предложения 19 и 20 противопоставлены по содержанию.
5) В предложениях 25, 26 представлено рассуждение.
Ответ
Задание 24
Из предложений 32–33 выпишите один фразеологизм.
Ответ
Задание 25
Среди предложений 10–15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
Ответ
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.
Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам
терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
Задание 26
«С.А. Яковлев предоставляет герою возможность высказаться, выразить своё отношение к школе и любимому учителю. С этой целью писателем используются тропы – (А)_________ («вдохновенных лекций» в предложении 12, «нечеловеческой интуицией» и «лукавый блеск» в предложении 30) и (Б)_________ («питались модуляции… голоса» в предложении 30, «ранил души подростков» в предложении 31). Школьную жизнь героя-рассказчика помогает представить синтаксическое средство – (В)_________ (в предложениях 7, 8, 27). Автор, говоря о профессионализме учителя, использует приём – (Г)_________ («жало мудрыя змеи» в предложении 30)».
Список терминов:
1) фразеологизм
2) восклицательные предложения
3) вопросно-ответная форма изложения
4) цитирование
5) эпитет
6) ряды однородных членов предложения
7) метафора
8) парцелляция
9) синонимы
Ответ
Задание 27
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий
два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного
цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Источник: ФИПИ
ПРОВЕРИТЬ СОЧИНЕНИЕ ПО ДОСРОЧНОМУ ВАРИАНТУ
Эпоха людей: Эволюционные взгляды на антропоцен
Эпоха людей: Эволюционные взгляды на антропоцен | Программа Смитсоновского института по происхождению человека
Перейти к основному содержанию
- Исследования эволюции человека
- Климат и эволюция человека
- Влияние климата на эволюцию человека
- Выживание адаптивного
- Интерактивная временная шкала эволюции человека
- Восточноафриканские исследовательские проекты
- Полевой блог Olorgesailie
- 2011 Рассылки Олоргесайли
- 2004 Олоргесайские депеши
- 1999 Олоргесайские депеши
- Проект бурения в Олоргесайли
- Канам, Кения
- Канджера, Кения
- Ол Педжета, Кения
- Олоргесайли, Кения
- Эволюция человеческих инноваций
- Приключения в рифтовой долине: интерактив
- Полевой блог Olorgesailie
- Азиатские исследовательские проекты
- «Хоббиты» на Флоресе, Индонезия
- Древнейшие люди в Китае
- Бозе, Китай
- Антропоцен: эпоха людей
- Экспертиза окаменелостей: интерактивная
- Что нового в Human Origins?
- Цифровой архив зубов копытных и хищников
- инструкции
- Хищник
- Зубы копытных
- Климат и эволюция человека
- Доказательства эволюции человека
- Поведение
- Поведение приматов
- Следы
- Следы из Кооби Фора, Кения
- Следы Лаэтоли
- Следы Энгаре Серо, Танзания
- Каменные инструменты
- Инструменты раннего каменного века
- Hammerstone из Majuangou, Китай
- Ручной топор и тектиты от Bose, Китай
- Ручной топор из Европы
- Ручной топор из Индии
- Oldowan Tools из Локалалей, Кения
- Олдувайский чоппер
- Каменные инструменты из Majuangou, Китай
- Инструменты среднего каменного века
- Инструменты позднего каменного века
- Бурин от Laugerie Haute & Basse, Дордонь, Франция
- Ла-Мадлен, Дордонь, Франция
- Инструменты раннего каменного века
- Получение еды
- Костяные инструменты
- Расчлененные кости животных из Гоны, Эфиопия
- Катанда Костяной наконечник гарпуна
- Старейшее деревянное копье
- Проколотая лопатка лошади
- Каменные лезвия серпа
- Точка снаряда
- Переноска и хранение
- Самая старая керамика
- Фрагмент керамики
- Очаги и укрытия
- Орудия из измененного огнем камня
- Приют Терра Амата
- Погребение
- Кафзе: старейшее преднамеренное захоронение
- Информация о записи
- Ассирийская цилиндрическая печать
- Налет охры Бломбос
- Кость Ишанго
- Изготовление одежды
- Костяные шила
- Иглы из кости и слоновой кости
- Искусство и музыка
- Статуэтки
- Резной бегущий лев из слоновой кости
- Женский торс цвета слоновой кости
- Фигурка лошади из слоновой кости
- Скульптура лошади из слоновой кости
- Леди Брассемпуи
- Фигурка человека-льва
- Виллендорф Венера
- Ювелирные изделия
- Бусины из древних ракушек
- Резной костяной диск
- Ожерелье из кроманьонской раковины
- Старейшие известные бусины из ракушек
- Музыкальные инструменты
- Древняя флейта
- Наскального искусства
- Древние пигменты
- Мемориальная доска Аполлона-11
- Другие декорированные предметы
- Резной жезл из рога с лошадьми
- Геометрический прямоугольный разрез кости
- Тата Мемориальная доска
- Статуэтки
- Окаменелости человека
- Разновидность
- Окаменелости
- Таинственный Череп Интерактивный
- Шанидар 3 — Скелет неандертальца
- 3D коллекция
- Артефакты
- Фигурка бизона
- Резная бусина в виде лошадиной головы
- Резной мамонт из слоновой кости
- Клинописная глиняная табличка
- Обожженный глиняный бизон
- Венера из обожженной глины из Долни Вестонице
- Леспуг Венера
- Окаменелости
- Приматы
- Артефакты
- Генетика
- Один вид, живущий по всему миру
- Изменение цвета кожи человека
- Древняя ДНК и неандертальцы
- Знакомства
- Интерактивная временная шкала эволюции человека
- Генеалогическое древо человека
- Снимки во времени
- Сварткранс, Южная Африка
- Олоргесайли, Кения
- Шанидар, Ирак
- Поведение
- Характеристики человека
- Ходьба в вертикальном положении
- Инструменты и еда
- Тела
- Мозги
- Социальная жизнь
- Язык и символы
- Люди меняют мир
- Образование
- Введение в эволюцию человека
- Планы урока
- Классификация гаек и болтов: произвольно или нет? (6-8 классы)
- Сравнение хромосом человека и шимпанзе (9-12 классы)
- Сравнение черепов гоминидов: лаборатория «Черепа» (9-12 классы)
- Исследование общего происхождения: формулирование объяснений и моделей (9–12 классы)
- Окаменелости и модели миграции у ранних гоминидов (9 классы). -12)
- Для студентов колледжа
- Забавные факты
- Почему у нас мурашки по коже?
- Куры, шимпанзе и вы — что у них общего?
- Бабушки и дедушки уникальны для людей
- Насколько мы сильны?
- Люди удобные!
- Люди: бегущая обезьяна
- Наш большой голодный мозг!
- Наши глаза говорят это!
- Набор инструментов раннего человека
- Короткошерстный человек!
- Щелкунчик»
- Что вши могут рассказать нам об эволюции человека?
- При чем здесь кишечник?
- Почему палеоантропологи любят Люси?
- Зачем нам зубы мудрости?
- Глоссарий происхождения человека
- Преподавание эволюции на человеческих примерах
- Часто задаваемые вопросы
- Рекомендуемые книги
- Экспонат
- Экспонат
- Экспонат План этажа Интерактивный
- Распечатать план этажа PDF
- Реконструкции ранних людей
- Передвижная выставка «Происхождение человека»
- Публичная библиотека округа Честерфилд
- Библиотека округа Ориндж
- Публичная библиотека Андовера
- Публичная библиотека Эфраты
- Публичная библиотека Эльвайна
- Публичная библиотека Сидар-Сити
- Библиотека Милпитаса; Милпитас, Калифорния
- Библиотека округа Спокан
- Публичная библиотека Коттедж-Гроув
- Библиотека округа Пуэбло
- Библиотека округа Спрингфилд-Грин
- Публичная библиотека Пеории
- Публичная библиотека городка Орион
- Публичная библиотека Скоки
- Бесплатная публичная библиотека Вайкоффа
- Публичная библиотека округа Томпкинс
- Библиотека Отиса
- Бесплатная библиотека Флетчера
- Публичная библиотека Бангора
- Путеводитель по выставке
- Экспонат
- О нас
- Благодарности
- События
- Команда программы «Происхождение человека»
- Комитет по более широкому социальному воздействию
- Что мы делаем
- Участники и ресурсы для участников
- Конни Бертка
- Джим Миллер
- Франциска Чо (заслуженный)
- Эллиот Дорфф
- Дэвид Хаберман
- Бетти Холли
- Нэнси Хауэлл
- Фред Эдуордс (почетный)
- Рэнди Исаак (почётный)
- Уэс Маккой
- Ли Медоуз
- Мустансир Мир
- Питер Ф. Райан
- Джейми Л. Дженсен
- Мэри Эвелин Такер
- Вентцель ван Хейсстин (почетный)
- Джо Уоткинс (почетный)
- Том Вейнанди (почетный)
- Дэвид Оренштейн
- Майкл Теннесон
- Мысли участников о науке, религии и происхождении человека (видео)
- Наука, религия, эволюция и креационизм: Букварь
- Видео и аудио публичных мероприятий BSIC
- Эволюция религиозных верований: поиск глубоких эволюционных корней
- Труд для науки, труд для души: Препятствия и подходы к преподаванию и эволюции обучения на юго-востоке США
- Публичное мероприятие: Религиозная аудитория и тема эволюции: уроки в классе (видео)
- Эволюция и антропоцен: наука, религия и будущее человечества
- Воображая человеческое будущее: этика антропоцена
- Эволюция человека и религия: вопросы и беседы из Зала человеческого происхождения
- Я пришел откуда? Подход к науке о происхождении человека с религиозной точки зрения
- Религиозные взгляды на науку о происхождении человека
- Стань участником
- Отправить свой ответ на «Что значит быть человеком?»
- Волонтерские возможности
- Отправить вопрос
- Товары
- «Формирование человечества: как наука, искусство и воображение помогают нам понять наше происхождение» (книга Джона Гурча)
- Что значит быть человеком? (книга Ричарда Поттса и Криса Слоана)
- Для прессы
- Мультимедиа
- Слайд-шоу
- Бронзовые статуи
- Реконструированные лица
- Видео
- Аудио
- Слайд-шоу
Когда мы стали полностью людьми? Какие окаменелости и ДНК говорят нам об эволюции современного разума
Когда что-то вроде нас впервые появилось на планете? Оказывается, по этому вопросу на удивление мало согласия. Окаменелости и ДНК предполагают людей, похожих на нас, анатомически современных Homo sapiens , эволюционировавший около 300 000 лет назад. Удивительно, но археология — орудия труда, артефакты, наскальное искусство — предполагает, что сложные технологии и культуры, «поведенческая современность», возникли совсем недавно: 50 000–65 000 лет назад.
Некоторые ученые интерпретируют это как предположение, что самые ранние Homo sapiens не были полностью современными. Однако разные данные отслеживают разные вещи. Черепа и гены говорят нам о мозге, артефакты — о культуре. Наш мозг, вероятно, стал современным раньше нашей культуры.
Ключевые физические и культурные вехи современной эволюции человека, включая генетическое расхождение этнических групп.
Ник Лонгрич, автор предоставил
«Большой скачок»
В течение 200 000–300 000 лет после первого появления Homo sapiens инструменты и артефакты оставались на удивление простыми, немногим лучше технологий неандертальцев и проще, чем у современных охотников-собирателей, таких как некоторые коренные американцы. Примерно от 65 000 до 50 000 лет назад начали появляться более передовые технологии: сложное метательное оружие, такое как луки и копьеметатели, рыболовные крючки, керамика, швейные иглы.
Люди создавали изобразительное искусство – наскальные изображения лошадей, богинь из слоновой кости, идолов с головами львов, демонстрируя художественное чутье и воображение. Флейта из птичьей кости намекает на музыку. Между тем, прибытие людей в Австралию 65 000 лет назад показывает, что мы освоили мореплавание.
Венера Брассемпуи, 25 000 лет.
Википедия
Этот внезапный расцвет технологий называют «великим скачком вперед», предположительно отражающим эволюцию полностью современного человеческого мозга. Но окаменелости и ДНК предполагают, что человеческий разум стал современным намного раньше.
Анатомическая современность
Кости первобытных Homo sapiens впервые появились 300 000 лет назад в Африке, с мозгом такого же или большего размера, чем наш. За ними следуют анатомически современные Homo sapiens по крайней мере 200 000 лет назад, а форма мозга стала по существу современной по крайней мере 100 000 лет назад. На тот момент у людей были черепные коробки, похожие по размеру и форме на наши.
Если предположить, что мозг был таким же современным, как коробка, в которой он находился, наши африканские предки теоретически могли открыть теорию относительности, построить космические телескопы, написать романы и песни о любви. Их кости говорят, что они были такими же людьми, как и мы.
Череп 300 000 лет, Марокко.
НХМ
Поскольку летопись окаменелостей настолько неоднородна, окаменелости дают только минимальные даты. ДНК человека предполагает еще более раннее происхождение современности. Сравнивая генетические различия между ДНК современных людей и древних африканцев, можно сделать вывод, что наши предки жили от 260 000 до 350 000 лет назад. Все живущие люди произошли от этих людей, предполагая, что мы унаследовали от них основные черты нашего вида, нашу человечность.
Все их потомки — банту, берберы, ацтеки, аборигены, тамилы, сан, ханьцы, маори, инуиты, ирландцы — имеют некоторые особенности поведения, отсутствующие у других человекообразных обезьян. Все человеческие культуры формируют долгосрочные парные связи между мужчинами и женщинами, чтобы заботиться о детях. Мы поем и танцуем. Мы делаем искусство. Мы прихорашиваемся, украшаем свое тело украшениями, татуировками и косметикой.
Создаем убежища. Мы владеем огнем и сложными инструментами. Мы формируем большие, многопоколенные социальные группы, насчитывающие от десятков до тысяч человек. Мы сотрудничаем, чтобы вести войну и помогать друг другу. Мы учим, рассказываем истории, торгуем. У нас есть мораль, законы. Мы созерцаем звезды, наше место в космосе, смысл жизни, то, что следует за смертью.
Детали наших инструментов, моды, семей, морали и мифологии различаются от племени к племени и от культуры к культуре, но все живые люди демонстрируют такое поведение. Это говорит о том, что такое поведение — или, по крайней мере, способность к нему — является врожденным. Это общее поведение объединяет всех людей. Это человеческое состояние, то, что значит быть человеком, и они являются результатом общего происхождения.
Мы унаследовали человечество от народов юга Африки 300 000 лет назад. Альтернатива — то, что все и везде случайно стали полностью людьми одним и тем же образом в одно и то же время, начиная с 65 000 лет назад — не невозможна, но более вероятно единое происхождение.
Сетевой эффект
Может показаться, что археология и биология расходятся во мнениях, но на самом деле они рассказывают разные части человеческой истории. Кости и ДНК рассказывают нам об эволюции мозга, о нашем аппаратном обеспечении. Инструменты отражают умственные способности, а также культуру, наше оборудование и программное обеспечение.
Так же, как вы можете обновить операционную систему вашего старого компьютера, культура может развиваться, даже если интеллект не развивается. У людей в древние времена не было смартфонов и космических полетов, но мы знаем из изучения таких философов, как Будда и Аристотель, что они были такими же умными. Наш мозг не изменился, изменилась наша культура.
Технология среднего каменного века.
Это создает загадку. Если плейстоценовые охотники-собиратели были такими же умными, как мы, почему культура так долго оставалась такой примитивной? Зачем понадобились сотни тысячелетий, чтобы изобретать луки, швейные иглы, кораблики? И что изменилось? Наверное, несколько вещей.
Сначала мы вышли из Африки, заняв большую часть планеты. Тогда просто нужно было изобретать больше людей, что увеличивало шансы на появление доисторического Стива Джобса или Леонардо да Винчи. Мы также столкнулись с новой средой на Ближнем Востоке, в Арктике, Индии, Индонезии, с уникальным климатом, едой и опасностями, включая другие человеческие виды. Выживание требовало инноваций.
Многие из этих новых земель были гораздо более пригодными для жизни, чем Калахари или Конго. Климат был мягче, но Homo sapiens также оставили после себя африканские болезни и паразитов. Это позволяло племенам расти, а большие племена означали больше голов для инноваций и запоминания идей, больше рабочей силы и лучшие способности к специализации. Население стимулировало инновации.
Пекин из космоса.
НАСА
Это вызвало циклы обратной связи. По мере появления и распространения новых технологий — более совершенного оружия, одежды, укрытий — число людей могло увеличиваться и дальше, снова ускоряя культурную эволюцию.
Числа стимулировали культуру, культура увеличивала численность, ускоряя культурную эволюцию, и так далее, и так далее, в конечном счете подталкивая человеческое население к тому, чтобы опережать свои экосистемы, опустошая мегафауну и стимулируя эволюцию сельского хозяйства. Наконец, сельское хозяйство вызвало взрывной рост населения, кульминацией которого стали миллионы цивилизаций. Теперь культурная эволюция перешла на гипердвигатель.
Артефакты отражают культуру, а культурная сложность является эмерджентным свойством. То есть не только интеллект на индивидуальном уровне делает культуры сложными, но и взаимодействия между людьми в группах и между группами. Подобно объединению в сеть миллионов процессоров для создания суперкомпьютера, мы увеличили культурную сложность, увеличив число людей и связи между ними.
Итак, наше общество и мир развивались быстро за последние 300 000 лет, в то время как наш мозг развивался медленно. Мы увеличили нашу численность почти до 8 миллиардов, распространились по всему миру, изменили планету. Мы сделали это не путем адаптации нашего мозга, а путем изменения нашей культуры. И большая часть различий между нашими древними, простыми обществами охотников-собирателей и современными обществами просто отражает тот факт, что нас гораздо больше, и между нами больше связей.
Могла ли до нас существовать индустриальная дочеловеческая цивилизация?
Один из самых жутких выводов, сделанных учеными, изучающими антропоцен — предполагаемую эпоху геологической истории Земли, в которой деятельность человечества доминирует на земном шаре, — заключается в том, насколько сегодняшнее техногенное изменение климата напоминает условия, наблюдаемые в прошлые периоды быстрого повышения температуры.
«Эти «гипертермальные явления», максимальные тепловые явления доисторического периода, лежат в основе этого исследования», — говорит Гэвин Шмидт, специалист по моделированию климата и директор Института космических исследований имени Годдарда НАСА. «Независимо от того, было ли потепление вызвано людьми или природными силами, отпечатки пальцев — химические сигналы и индикаторы, которые свидетельствуют о том, что произошло тогда, — выглядят очень похожими».
Каноническим примером гипертермии является палеоцен-эоценовый тепловой максимум (PETM), 200 000-летний период, который произошел около 55,5 миллионов лет назад, когда глобальные средние температуры повысились на пять-восемь градусов по Цельсию (от девяти до 14 градусов по Фаренгейту). Шмидт размышлял о PETM на протяжении всей своей карьеры, и однажды в 2017 году он подумал об этом, когда астрофизик из Рочестерского университета Адам Франк нанес ему визит.
Фрэнк пришел в свой офис, чтобы обсудить идею изучения глобального потепления с «астробиологической точки зрения», то есть выяснить, может ли рост инопланетной индустриальной цивилизации на экзопланете обязательно вызвать климатические изменения, подобные тем, которые мы наблюдаем во время существования Земли. Антропоцен. Но прежде чем Фрэнк успел описать, как можно искать климатические последствия индустриальных «экзоцивилизаций» на недавно открытых планетах, Шмидт задал ему неожиданный вопрос: «Откуда вы знаете, что мы — единственный раз, когда на Земле существовала цивилизация?» наша собственная планета?»
Фрэнк задумался на мгновение, прежде чем ответить собственным вопросом: «Можем ли мы вообще сказать, существовала ли индустриальная цивилизация [задолго до этой]?» вероятность того, что Земля могла породить более одного технологического общества за свою 4,5-миллиардную историю. И если действительно какая-то подобная культура возникла на Земле в мрачных глубинах геологического времени, как сегодня ученые могут различить признаки этого невероятного развития? Или, как пишется в статье: «Если бы за много миллионов лет до нашей эры на Земле существовала индустриальная цивилизация, какие следы она оставила бы и были ли они обнаружены сегодня?»
Шмидт и Фрэнк начали с предсказания геологических отпечатков, которые, вероятно, оставит антропоцен, таких как намеки на резкое повышение температуры и повышение уровня моря, отложенные в слоях осадочных пород. Они отметили, что эти особенности очень похожи на геологические остатки PETM и других гипертермических явлений. Затем они рассмотрели, какие тесты могли бы правдоподобно отличить промышленную причину от естественного изменения климата. «Эти проблемы никогда не рассматривались в достаточной степени», — отмечает Шмидт. И это касается не только ученых, но, очевидно, и писателей-фантастов, добавляет он: «Я заглянул в научно-фантастическую литературу, чтобы попытаться найти самый ранний пример рассказа о нечеловеческой промышленной цивилизации на Земле. Самое раннее, что я смог найти, было в «Доктор Кто», эпизод ».
Этот эпизод классического телесериала 1970 года рассказывает о современном открытии «силурианцев» — древней расы технологически продвинутых гуманоидов-рептилий, которые предшествовали появлению людей на сотни миллионов лет. Согласно сюжету, эти высокоцивилизованные ящеры процветали на протяжении веков, пока атмосфера Земли не вступила в период катаклизмических потрясений, вынудивших Homo reptilia уйти в спячку под землей, чтобы переждать опасность. Шмидт и Франк отдали дань уважения этому эпизоду в названии своей статьи: «Силурийская гипотеза».
Затерянные в пластах
Правдоподобие силурийской гипотезы проистекает главным образом из огромной неполноты геологических данных, которые становятся все более редкими по мере того, как вы уходите в прошлое.
Сегодня урбанизировано менее 3 процентов поверхности Земли, и вероятность того, что какой-либо из наших великих городов сохранится в течение десятков миллионов лет, исчезающе мала, говорит геолог Ян Заласевич из Лестерского университета в Англии. Он отмечает, что окончательная судьба мегаполиса в основном зависит от того, оседает ли окружающая поверхность (чтобы быть запертым в скале) или поднимается (чтобы быть размытым дождем и ветром). «Новый Орлеан тонет; Сан-Франциско растет», — говорит он. У Французского квартала, кажется, гораздо больше шансов войти в геологическую летопись, чем у Хейт-Эшбери.
«Чтобы оценить вероятность обнаружения артефактов, — говорит Шмидт, — предварительные расчеты для окаменелостей динозавров говорят, что одна окаменелость появляется каждые 10 000 лет». Следы динозавров встречаются еще реже.
«Через пару миллионов лет, — говорит Фрэнк, — есть вероятность, что все физические напоминания о вашей цивилизации исчезли, так что вам придется искать такие вещи, как осадочные аномалии или изотопные отношения, которые выглядят не так». В таких тонкостях в принципе могли скрываться тени многих дочеловеческих цивилизаций.
Но именно то, что мы будем искать, в некоторой степени зависит от того, как будет вести себя земная, но инопланетная технологическая культура. Шмидт и Франк решили, что самым безопасным предположением будет то, что любая индустриальная цивилизация сейчас или сотни миллионов лет назад должна испытывать нехватку энергии. Это означает, что любое древнее индустриальное общество развило бы способность широко использовать ископаемое топливо и другие источники энергии, как это сделали мы. «Мы будем искать глобальные эффекты, которые оставят всемирный след» — планетарные физико-химические индикаторы энергоемких промышленных процессов и их отходов, — говорит Шмидт.
Далее следует вопрос долговечности: чем дольше длится энергоемкий период цивилизации и чем больше растут ее потребности, тем более очевидным должно становиться ее присутствие в геологической летописи. Рассмотрим нашу собственную индустриальную эпоху, которая существует всего около 300 лет из многомиллионной истории человечества. А теперь сравните этот крошечный отрезок времени с примерно полумиллиардом лет, которые существа жили на суше. Нынешняя хищническая фаза использования ископаемого топлива и деградации окружающей среды, по словам Фрэнка, не может поддерживаться в течение длительного времени. Со временем он уменьшится либо по выбору человека, либо по воле природы, что сделает антропоцен менее длительной эпохой и скорее всплеском в геологической летописи. «Возможно, [такие цивилизации, как наша] возникали несколько раз, но если каждая из них существует всего 300 лет, их никто никогда не увидит», — говорит Фрэнк.
Принимая все это во внимание, остается набор диффузных долгоживущих индикаторов, включая остатки сжигания ископаемого топлива (в первую очередь углерод), свидетельства массовых вымираний, пластиковые загрязнители, синтетические химические соединения, не встречающиеся в природе, и даже трансурановые изотопы. от ядерного деления. Другими словами, нам нужно искать в геологической летописи те же отличительные сигналы, которые люди фиксируют прямо сейчас.
Признаки цивилизации
Обнаружение признаков измененного углеродного цикла может стать ключом к разгадке предыдущих индустриальных периодов, говорит Шмидт. «С середины 18 века человечество выбросило полтриллиона тонн ископаемого углерода с высокой скоростью. Такие изменения обнаруживаются в изменениях соотношения изотопов углерода между биологическим и неорганическим углеродом, то есть между углеродом, включенным в такие вещи, как морские раковины, и тем, который вместо этого входит в безжизненную вулканическую породу».
Другим индикатором могут быть отличительные особенности отложений отложений. Большие прибрежные дельты намекают на повышенный уровень эрозии, а реки (или спроектированные каналы) разбухают от увеличения количества осадков. Контрольные следы азота в отложениях могут указывать на широкое использование удобрений, указывая на возможную причину промышленного земледелия; вместо этого скачки уровня металлов в отложениях могут указывать на стоки с производства и другой тяжелой промышленности.
Более уникальными специфическими индикаторами будут не встречающиеся в природе стабильные синтетические молекулы, такие как стероиды и многие пластмассы, наряду с хорошо известными загрязняющими веществами, включая полихлорированные бифенилы (токсичные химические соединения из электрических устройств) и хлорфторуглероды (поедающие озон молекулы из холодильников и аэрозоли).
Ключевая стратегия в различении присутствия промышленности и природы, отмечает Шмидт, заключается в разработке многофакторной подписи. При отсутствии артефактов или убедительно четких маркеров уникальность события хорошо видна во множестве относительно независимых отпечатков пальцев, в отличие от согласованного набора изменений, которые, как считается, связаны с одной геофизической причиной.
«Я нахожу удивительным, что никто не прорабатывал все это раньше, и я очень рад, что кто-то присмотрелся к этому поближе», — говорит астроном Пенсильванского государственного университета Джейсон Райт, который в 2017 году опубликовал «пушистую маленькую paper», исследуя противоречивое представление о том, что лучшее место для поиска доказательств любой из предполагаемых дочеловеческих цивилизаций Земли вполне может быть за пределами Земли. Если, например, динозавры строили межпланетные ракеты, то, по-видимому, некоторые остатки этой деятельности могли бы сохраниться на стабильных орбитах или на поверхности более инертных с геологической точки зрения небесных тел, таких как Луна.
«Послушайте, 200 лет назад вопрос о том, может ли быть цивилизация на Марсе, был законным», — говорит Райт. «Но как только снимки с межпланетных зондов были получены, все было решено навсегда. И эта точка зрения укоренилась, так что теперь это неподходящая тема для научных исследований; это считается нелепым. Но никто никогда не устанавливал реальных научных ограничений на то, что могло произойти давным-давно».
Райт также признает, что эта работа может быть неверно истолкована. «Конечно, несмотря ни на что, это будет интерпретировано как «Астрономы говорят, что силурианцы могли существовать», хотя предпосылка этой работы заключается в том, что таких доказательств нет», — говорит он. — Опять же, отсутствие доказательств не является доказательством отсутствия.