Научные достижения леонардо да винчи: Недопустимое название — Циклопедия

Леонардо да Винчи

На
протяжении многих столетий неподдельный интерес у людей вызывают дневники Леонардо
да Винчи
. Эти книжечки, свисавшие у Леонардо с пояса, а также листы
покрупнее, хранившиеся у него в мастерской, сделались хранилищами и свидетелями
его многочисленных страстных увлечений и навязчивых идей. Как инженер, он
оттачивал технические навыки, вычерчивая увиденные или придуманные механизмы.
Как художник, он набрасывал идеи и делал предварительные рисунки. Как
устроитель придворных увеселений, он рисовал эскизы костюмов, приспособления
для сцены и для перемещения декораций, записывал басни и остроты, которые могли
пригодиться для театральных постановок. На полях он набрасывал списки
намеченных дел, записи о понесённых расходах, рисовал лица людей, поразивших
его воображение. Обратите внимание, что все записи да Винчи делал в зеркальном
отображении.

Дневники
Леонардо да Винчи справедливо назвали «самым поразительным свидетельством мощи
человеческой наблюдательности и человеческого воображения, когда-либо письменно
изложенным на бумаге».

В
ходе занятия вы узнаете о жизни и научных достижениях Леонардо да Винчи.

Леонардо
ди сер Пьеро да Винчи — человек искусства эпохи
Возрождения, скульптор, изобретатель, живописец, философ, писатель, учёный, полимат (то есть универсальный человек). Так
называют того, чьи интеллектуальные способности, интересы и деятельность не
ограничены одной областью знаний и единственной областью их применения

Родился
будущий гений 15 апреля 1452 года в маленькой деревне Анкиано,
расположенной недалеко от городка Винчи.

Отец
и мать мальчика не были женаты, поэтому первые годы Леонардо провёл с матерью.
Вскоре отец, служивший нотариусом, забрал его к себе в семью.

Отец
отдал Леонардо в ученики тосканскому мастеру Андреа
Верроккьо. За время обучения у наставника он постиг не только искусство
живописи и скульптуры. Молодой Леонардо изучил гуманитарные и технические
науки, мастерство выделки кожи, основы работы с металлом и химическими
реактивами.

Позже
Леонардо да Винчи уехал в Милан. Там герцог Лодовико Сфорца зачислил Леонардо в придворный штат в качестве
инженера. Герцогу были нужны инженерные приспособления
для военных действий и механические сооружения для увеселений двора. Леонардо
разбирался в этом как никто другой.

В
Милане Леонардо занимался разработкой летательной машины, которая была
основана на птичьем полёте. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только
бы узнать — и крылья будут!». Леонардо создал сначала простейший аппарат на
основе крыльев, а затем разработал механизм аэроплана с полным управлением.
Однако воплотить идею в жизнь не удалось, так как у исследователя не было
мотора.

Леонардо
придумал парашют, но не как средство спасения, а как аппарат, дававший возможность
плавно передвигаться по воздуху, прыгнув с высоты. Парашют да Винчи выполнен в
форме пирамиды и обтянут плотной тканью.

Инженерный
талант Леонардо пригодился ему и после возвращения во Флоренцию в 1499 году. Он
устроился на службу к герцогу Чезаре Борджия, который рассчитывал на способности да Винчи к
созданию военных механизмов. Инженер проработал во Флоренции около семи лет,
после чего снова вернулся в Милан.

В
небольшом городке под Миланом Леонардо да Винчи хотел воплотить идею идеального
города
. Главной особенностью такого города было то, что он состоял из
нескольких ярусов, связанных между собой лестницами и переходами. Как несложно
догадаться, верхний ярус предназначался для высших слоёв общества. Нижний
отводился под торговлю и оказание услуг.

Идеальный
город стал реакцией учёного на распространившуюся по Европе эпидемию чумы.
Главной целью да Винчи стала ликвидация узких улочек, которые были рассадниками
антисанитарии. Учёный хотел увеличить площадь улиц и дорог, обеспечить подачу
воды к каждому зданию, что существенно снизило бы риск эпидемии. Разумеется,
проект требовал колоссальных денежных вложений, поэтому так и остался только на
бумаге.

Второй
миланский период да Винчи длился шесть лет, после чего он уехал в Рим. В 1516
году Леонардо отправился во Францию, где и провёл свои последние годы.

Большинство
изобретений Леонардо да Винчи не были реализованы и остались только на бумаге.
Давайте узнаем о самых выдающихся идеях этого учёного.

Для
жителей Венеции, которым постоянно приходилось отражать морские военные атаки,
Леонардо придумал водолазный костюм. В эти непромокаемые костюмы
предполагалось нарядить воинов и отправить их под воду затапливать вражеские
суда, повреждая им днища. Водолазный костюм Леонардо был выполнен из кожи, шлем
был оснащён стеклянными линзами, обувь водолаза утяжелена металлическим грузом.
Человек в таком костюме мог дышать с помощью колокола с воздухом, опущенного
под воду, от которого к шлему водолаза были подведены дыхательные трубки.

Леонардо
с детства любил наблюдать за природными явлениями, за животными и растениями.
Идею сделать воздушный винт, наподобие тех, что теперь поднимают в небо
вертолёты, видимо, родилась у гениального изобретателя при взгляде на то, как с
деревьев плавно слетают на землю семена-крылатки. Поднимать в воздух «вертолёт»
да Винчи должен был большой винт, на лопасти которого была натянута парусина.
Предполагалось, что четыре воздухоплавателя, раскручивая винт, могли бы создать
тягу и давление на лопасти, которые поднимут «вертолёт» вверх.

Считается,
что Леонардо да Винчи изобрёл первый автомобиль. Правда, он больше
напоминает телегу. Зато самодвижущаяся тележка Леонардо не нуждалась в водителе
и была экологичным транспортом, так как двигалась при
помощи пружинного механизма, как заводная игрушка. Идея гениально проста:
пружина наматывалась на барабан при помощи рычага рукой. Пока она разматывалась
— тележка ехала вперёд.

Леонардо
да Винчи придумал двухколёсный передвижной механизм ещё в XV веке,
задолго до изобретения современного велосипеда. В рукописях учёного были
найдены наброски деревянной машины, очень напоминающей современный двухколёсный
транспорт. Только в отличие от современных велосипедов руль у изобретения да
Винчи не мог поворачиваться и у машины не было сиденья.

Да
Винчи проводил научные эксперименты и в области оптики — науки,
изучающей поведение и свойства света. Учёный изобрёл несколько осветительных устройств,
работал над созданием телескопа и очковых линз. Как известно, Леонардо служил
при дворах богатых правителей-меценатов, любимым развлечением которых был
театр. Идея создать прожектор возникла из сценических потребностей.
Осветительное устройство представляло собой ящик, внутрь которого ставилась
горящая свеча. На одной из стенок ящика находилось толстое увеличительное
стекло.

Гению
Леонардо да Винчи принадлежит также идея механического человека, первого
робота. По некоторым данным, это изобретение было даже воплощено в жизнь.
Человек-машина, построенный Леонардо, якобы служил игрушкой для богатого
миланского герцога Сфорца.

Леонардо
да Винчи изобрёл прототип современного танка. Конструкция, напоминающая
черепаху, окована изнутри бронёй. По окружности «танк» да Винчи снабжён
пушками. По задумке изобретателя, двигать эту машину должны были люди,
находящиеся в ней, — восемь человек поворачивали рычаги, соединённые с
колёсами, и таким образом могли двигать боевую машину. Интересно,
что конструкция бронемашины позволяла ей двигаться только вперёд.

Ещё
одним оружием, которое изобрёл Леонардо да Винчи, стал прототип пулемёта.
Техника того времени не доросла ещё до быстрой стрельбы из одного ствола,
поэтому, скорость заменялась количеством. Да Винчи предложил собрать по 11
мушкетов на трёх досках и соединить их вместе. Один ряд пушек заряжался и из
него производился выстрел. Затем можно было перевернуть платформу и поставить
следующий ряд. В результате такая машина давала
возможность вести непрерывную стрельбу.

В
Риме был открыт музей Леонардо да Винчи. Он имеет собственную
атмосферу и по-новому раскрывает перед посетителями грани таланта знаменитого
на весь мир итальянца. Он состоит из трёх залов, где можно познакомиться
с изобретениями великого Леонардо. Механизмы, созданные по его чертежам,
поражают воображение. Всего экспонатов более пятидесяти. Большую часть из них
можно трогать руками, разглядывать в подробностях, испытывать в действии.

«Если
запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно
дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок». Подумайте над этими
словами Леонардо да Винчи.

Выставка «Эпоха Леонардо да Винчи. Жизнь глазами великого гения» — Калужская областная научная библиотека им. В.Г. Белинского

15 апреля исполняется 570 лет со дня рождения Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci; родился 15 апреля 1452 — умер 2 мая 1519 гг.) — величайший итальянский художник эпохи Высокого Возрождения, непревзойденный мастер изобразительного искусства. Деятельность Леонардо да Винчи не ограничивалась рамками живописи и архитектуры. Он внес огромный вклад в развитие мировой науки и культуры, был гениальным изобретателем, дальновидным ученым и неординарным мыслителем.

Опередивший время, живописец, ученый, изобретатель, грандиозный человек, чья жизнь разбиралась по кусочкам биографами многие годы, если не века, Леонардо да Винчи до сих пор остается кумиром многих. Его гениальный и острый ум вызывает трепетное уважение у каждого, кто когда-либо интересовался  личностью мастера эпохи Возрождения.

Наследие, которое оставил Леонардо, ошеломляет. Книги про Леонардо да Винчи расскажут вам о человеке энциклопедических знаний, которому не было равных. На выставке представлены  творческие биографии гения:  жизнеописание Леонардо пера великого Вазари, а также издания серии «Жизнь замечательных людей».  Не малый интерес представляют собой альбомы с репродукциями картин великого художника и издания  научных, философских и литературных трудов  яркого представителя эпохи Возрождения, а также современная беллетристика в той или иной степени соприкасающаяся с личностью Леонардо да Винчи.

Нам хотелось бы обратить ваше особое внимание на ряд изданий, представленных на выставке «Эпоха Леонардо да Винчи. Жизнь глазами великого гения», организованной Центром книги и чтения.

Выставка располагается на 3-м этаже библиотеки. Ознакомиться с ней можно в течение апреля.


Айзексон, Уолтер. Леонардо да Винчи = Leonardo Da Vinci / Уолтер Айзексон ; перевод с английского Татьяны Азаркович. — Москва : АСТ : Corpus, 2019.

Уолтер Айзексон, автор книг книг о Джобсе и Эйнштейне,  на сей раз обратился к биографии титана Ренессанса — Леонардо да Винчи. Айзексон прежде всего обращает внимание на редкое сочетание пытливого ума ученого и фантазии художника. Свои познания в анатомии, математике оптике он применял и изобретая летательные аппараты или кат6апульты, и рассчитывая перспективу в «Тайной вечере» или наделяя а Лизу ее загадочной улыбкой. На стыке науки и искусств и рождались шедевры Леонардо.

Автора не интересует земная биография Леонардо, он пишет о творческом пути да Винчи. Здесь вы не найдете никаких жизненных перипетий, художественных домыслов, только факты, выдержки из дневников, описание этапов работы над великими произведениями и проектами, рассказ о великой любознательности и, что самое интересное, попытки копнуть глубже и дать анализ личности Леонардо да Винчи.

«Он никогда не заканчивал ни одну работу, которую начал, потому что, настолько возвышенной был его идея искусства, он видел недостатки даже в вещах, которые другие считали чудом».


Уоллэйс, Роберт. Мир Леонардо. 1452-1519 : перевод с английского / Р. Уоллэйс. — Москва : Терра, 1997.

Книга посвящена Леонардо да Винчи — одному из титанов Возрождения, итальянскому живописцу, скульптору, архитектору, ученому и инженеру. Неутомимый ученый-экспериментатор и гениальный художник, Леонардо да Винчи остался в истории символом эпохи, которая «нуждалась в титанах и… породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености».


Гастев, Алексей Алексеевич. Леонардо да Винчи / Алексей Гастев. — Издание 3-е, исправленное. — Москва : Молодая гвардия, 2009.

Личность Леонардо да Винчи всегда была под пристальным внимание ученых и биографов со всего мира. Не только живописец, но и изобретатель, ученый, его острый ясный ум — истинная жемчужина эпохи Возрождения. Но как он жил? Чем он жил? Алексей Гастев постарался ответить на эти вопросы, представив широкой аудитории биографию Леонардо да Винчи.

Гастев взял самое важное, раскрыл перед нами этапы жизни творца и рассказал о его необычной личности. Не обошел он и важный аспект — творчество да Винчи, посвятив часть книги этому важному моменту и его научным трудам мастера. Поэтому, если вам интересно узнать больше о величайшем и талантливом уме, то читайте книгу Алексея Гастева.

«Превосходное искусство рисования держится не так на воспроизведении видимого во всей полноте, как на отказе и выборе».


Вазари, Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих : [в 5 т.] / Джорджо Вазари. — Москва : Терра. Т. 3. — 1996.

Джорджо Вазари положил начало современному искусствознанию. Живописец, архитектор и писатель, он подарил миру жизнеописания многих знаменитых художников эпохи Возрождения. Почти современник Леонардо да Винчи он смог написать потрясающий текст не только о работах великого художника, но и раскрыл вехи его биографии, включив в свою книгу много интересных историй из жизни живописца и изобретателя. Он был вдохновлен личностью да Винчи и не раз в тексте вы встретите восторженное мнение автора о главном герое жизнеописания. Невозможно узнать о жизни, творчестве человека только по чужим словам. Как бы скрупулезно биографы не изучали Леонардо да Винчи, как бы долго не перебирали сохранившиеся исторические факты, они все равно вкладывают свой взгляд на его уже почти полумифическую фигуру.


Николл, Чарльз. Леонардо да Винчи = Leonardo da Vinci : загадки гения / Чарльз Николл ; [перевод с английского Т. Новиковой]. — Москва : КоЛибри : Азбука-Аттикус, 2017.

«В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни».  

Леонардо да Винчи.

Перед вами самая полная биография Леонардо да Винчи, величайшего гения эпохи Возрождения. Автору этой книги, Чарльзу Николлу, принадлежит множество открытий, связанных с да Винчи и его ближайшим окружением, — ему даже удалось обнаружить ранее неизвестный портрет великого художника. В своей книге, опираясь на огромное количество свидетельств современников и записные книжки самого Леонардо, автор создал потрясающее по подробности описание повседневной жизни гениального итальянца, блестяще сочетающее в себе глубину подлинного академического исследования с элементами захватывающего художественного произведения.


Шлейн, Леонард. Мозг Леонардо : постигая гений да Винчи / Леонард Шлейн ; перевод с английского: [Мария Багоцкая]. — Москва : Альпина нон-фикшн, 2016.

Яркие страницы жизни да Винчи, нестандартный анализ его произведений, неожиданные сопоставления с современными художниками — шаг за шагом автор книги и тезка великого творца, Леонард Шлейн, движется к ответам на вопросы «как» и «почему» Ленардо да Винчи стал тем, кем мы его знаем. Достижения Леонардо в искусстве и науке Шлейн рассматривает через призму современных исследований правого и левого полушарий мозга, а уникальность гениального творца автор видит в их удивительной интеграции.


Лепори, Луис Рауль. Леонардо да Винчи. Анатомия жизни = Leonardo da Vinci. The anatomy of life : [альбом] / Луис Рауль Лепори, Вальтер Келер ; [перевод с английского: Е. Е. Бергер]. — Москва : МЕДпресс-информ, 2010.

На страницах книги представлены знаменитые репродукции живописи, а также наброски и чертежи гения эпохи Ренессанса. Авторы заостряют внимание на разборе анатомических эскизов и заметок Леонардо. Ярчайший представитель нового, экспериментального естествознания, Леонардо оставил в математике, анатомии, механике, гидротехнике, военном искусстве и даже авиастроении не менее заметный след, чем в теории и истории искусства. Находясь в непрерывном диалоге с мирозданием, он рассматривал его как гигантскую лабораторию, а в науке, равно как и в искусстве, видел средство познания и преображения человеком окружающего мира. Свои оригинальные суждения на эти темы Леонардо высказал в многочисленных рукописных заметках, насчитывающих около семи тысяч страниц; часть этого грандиозного наследия включена в данную книгу. 


Веццози, Александро. Леонардо да Винчи : искусство и наука Вселенной / Александро Веццози ; перевод с французского Е. Мурашкинцевой. — Москва : АСТ : Астрель, 2001.

Эта увлекательная и в высшей степени актуальная книга приоткрывает завесу тайн, мифов, легенд и вымыслов, которыми до сих пор овеяна личность гения. 

Алессандро Веццози, один из крупнейших знатоков творчества Леонардо, помогает нам разобраться в бесчисленных рукописях и документах художника. Перед читателем этой книги предстает подлинный Леонардо — гидра с тысячью голов…

Творения Леонардо от «Поклонения волхвов» до «Джоконды»; произведения его мастерской или школы; рисунки, вошедшие в кодексы или сохранившиеся на отдельных листах; инженерные и архитектурные проекты; и манускрипты…Более 230 иллюстраций.


Фрейд, Зигмунд. Психоанализ и культура. Леонардо да Винчи. — СПб.: Алетейя, 2000.

Сборник работ выдающегося психолога Зиг­мунда Фрейда (1856-1939) под общим названи­ем «Психоанализ и культура» включает в себя сочинения различных лет и на различные те­мы — психология творчества («Леонардо да Вин­чи»), психологические основы религии («Буду­щее одной иллюзии»), а также общетеоретиче­ские работы («Психологические этюды»). Но все эти работы объединяет единый методологиче­ский подход к решению проблем и общая направ­ленность — описание многообразия феноменов человеческой культуры. В этом сборнике 3. Фрейд предстает как блестящий мыслитель и культу­ролог, не лишенный дара предвидения.

Тексты заново отредактированы и снабжены подробными авторскими комментариями. Назва­ние сборнику дано по заглавной работе — «Лео­нардо да Винчи. Воспоминание детства».

Для самого широкого круга читателей.


Леонардо да Винчи. Записные книжки / Леонардо да Винчи. — М.: Эксмо, 2006. — 224 е.: ил. — (Антология мудрости).

Художник, скульптор, инженер, математик, философ, изобретатель, архитектор, анатом и натуралист — таланты Леонардо не — исчислимы. Выдержки из записных книжек, приведенные в этом сборнике, будят воображение и любознательность. Порой загадоч­ные и абсолютно непонятные, они дают вам возможность познакомиться с тайной Леонардо да Винчи. Те, кто знает его только как знаменитого художника, автора «Тайной вечери» и «Моны ЛИЗЫ», будут потрясены, познакомившись с научным и литера­турным наследием одного из величайших умов западной цивилизации.


Волынский, Аким Львович. Жизнь Леонардо да Винчи / А. Л. Волынский. — Москва : Алгоритм : Арт-Бизнес-Центр, 1997.

Волынский Аким Львович (1861-1926) — историк и теоретик искус­ства. В процессе написания книги исколесил всю Италию, ознако­мился с подлинниками шедевров Мастера и атмосферой, в которой они создавались. В произведении нашло отражение все то, что было написано самим Леонардо, и то, что было написано о нем. Предла­гаемая вниманию читателя книга получила высокую оценку русской и зарубежной критики. Волынский избран почетным гражданином Милана, а его имя присвоено комнате в библиотеке Леонардо да Винчи.


Леонардо да Винчи / авт.-сост. Л. А. Чернышева. — Минск : Харвест, 2007.

Великий и загадочный Леонардо да Винчи — символ эпохи Возрождения, живопи­сец, скульптор, архитектор, ученый и исследователь. Его научные открытия в области живописи и архитектуры вызвали настоящий переворот в искусстве и оказали огром­ное влияние на последующие поколения. На протяжении многих веков произведения легендарного мастера вызывали восхищение и волновали искушенные умы ценителей прекрасного.

Вопрос, почему Леонардо да Винчи создал два варианта картины «Мадонна в ска­лах», занимает как поклонников творчества великого художника, так и просто любозна­тельных, а смысл, заложенный в полотнах «Мона Лиза» и «Тайная вечеря», до сих пор остается загадкой. Поэтому и в XXI веке имя гения по-прежнему у всех на устах — начиная от коллекционеров и исследователей его творчества и заканчивая книгой Дэна Брауна «Код да Винчи».

Пополнить интеллектуальный уровень, а также узнать о личности и произведениях искусства великого мастера поможет эта книга.


Леонардо да Винчи : [перевод] / текст М. Чанки. — Москва : Белый город, 1998.

Итальянский живописец, рисовальщик, скульптор, архитектор и инженер эпохи Ренессанса, Леонардо оставил след во всех областях знания. С рисунков Леонардо начинается научная иллюстрация в современном её понимании.


Леонардо да Винчи. Сказки. Легенды. Притчи / Леонардо да Винчи ; пересказ с итальянского А. Махова. — Москва : Амрита-Русь, 2003.

Мудрый гений Леонардо убедительно изобразил в сказках все стороны жизни человека. Высшая муд­рость в простоте, поэтому скорее короткие прит­чи, легенды посеют зерна истины в сердце чита­теля, а не многотомные философские сочинения. Примем эти зерна с благодарностью к великому се­ятелю.

Для широкого круга читателей всех возрастов и взглядов на жизнь.


Маточкин Е.П. Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. — Самара: Издательский дом «Агни», 2002.

Книга посвящена необычной теме — сопоставлению взглядов на Космос и мир двух художников: гения Возрождения Леонардо да Винчи и титана русского космизма Николая Константиновича Рери­ха. Автор интересно и научно обоснованно раскрывает тему творче­ского диалога через пять веков, привлекая для этого как литератур­ные записи художников, так и редкий изобразительный материал. Книга написана образным языком и будет интересна как специали­стам, так и широкому кругу читателей.


Основные достижения Леонардо да Винчи

Потребовалась бы энциклопедия, чтобы начать отдавать должное всему спектру достижений Леонардо. Мы можем получить представление о его наиболее заметных достижениях в категориях искусства, изобретений, военной инженерии и науки.

Леонардо-художник изменил направление искусства. Он был первым западным художником, сделавшим пейзаж главным предметом живописи. Он был пионером в использовании масляных красок и применении перспективы, светотени, контрапоста, сфумато и многих других новаторских и влиятельных методов. «Мона Лиза» Леонардо и «Тайная вечеря» признаны во всем мире двумя величайшими картинами, когда-либо созданными. Они, безусловно, самые известные. Леонардо также создал другие замечательные картины, в том числе «Мадонна в скалах», «Мадонна с младенцем и святой Анной», «Поклонение волхвов», «Святой Иоанн Креститель» и его портрет Джиневры де Бенчи, который висит в Национальной галерее в Вашингтоне. , округ Колумбия

Леонардо также был известен как архитектор и скульптор. Большая часть его архитектурных работ была сосредоточена на общих принципах дизайна, хотя он консультировал ряд практических проектов, включая соборы в Милане и Павии, а также замок французского короля в Блуа. Хотя считается, что он внес свой вклад в создание ряда скульптур, ученые согласны с тем, что единственные существующие скульптуры, которых определенно коснулась рука маэстро, — это три бронзы на северной двери баптистерия во Флоренции. «Святой Иоанн Креститель, проповедующий левиту и фарисею» создан в сотрудничестве со скульптором Рустици.

Изобретатель Леонардо строил планы летательного аппарата, вертолета, парашюта и многих других чудес, включая выдвижную лестницу, используемую сегодня в пожарных частях, трехступенчатое переключение передач, машину для нарезания резьбы в винтах, велосипед, разводной гаечный ключ, трубка, гидравлические домкраты, первая в мире вращающаяся сцена, замки для системы каналов, горизонтальное водяное колесо, складная мебель, оливковый пресс, ряд автоматических музыкальных инструментов, водяной будильник, лечебное кресло. и кран для расчистки канав.

Будучи военным инженером, Да Винчи разработал планы оружия, которое будет развернуто четыреста лет спустя, включая бронированный танк, пулемет, миномет, управляемую ракету и подводную лодку. Однако, насколько нам известно, ничто из его изобретений никогда не использовалось для причинения вреда кому-либо при его жизни. Человек мира, которого он называл «pazzia bestilissima — звериное безумие», и находил кровопролитие «бесконечно жестоким». Его орудия войны были созданы, чтобы «сохранить главный дар природы — свободу», — писал он. Временами он делился ими неохотно, сопровождая один рисунок письменным отблеском своей амбивалентности: «Я не хочу разглашать или публиковать это из-за порочной природы людей».

Pixabay

Ученый Леонардо является предметом серьезных научных дискуссий. Некоторые ученые предполагают, что если бы Леонардо организовал свои научные мысли и опубликовал их, он оказал бы огромное влияние на развитие науки. Другие утверждают, что он настолько опередил свое время, что его работа не была бы оценена, даже если бы она была сформулирована в виде понятных общих теорий. Хотя науку Леонардо лучше всего можно оценить за ее внутреннюю ценность как выражение его стремления к истине, большинство ученых согласны с тем, что ему можно приписать значительный вклад в несколько дисциплин:

Анатомия

  • Он был пионером современной сравнительной анатомии.
  • Он первым нарисовал части тела в разрезе.
  • Он первым сделал слепки головного мозга и желудочков сердца

Ботаника

  • Он был пионером современной ботанической науки.
  • Он заметил, что возраст дерева соответствует количеству колец в его поперечном сечении.
  • Он первым описал систему расположения листьев у растений.

Исследования Леонардо привели его к предсказанию многих великих научных открытий, включая прорывы Коперника, Галилея, Ньютона и Дарвина.

За 40 лет до Коперника Да Винчи написал крупными буквами для выразительности: «IL SOLE NO SI MUOVE», «Солнце не движется». Он добавил: «Земля не находится ни в центре солнечного круга, ни в центре вселенной».

За 60 лет до Галилея. Он предложил использовать «большую увеличительную линзу» для изучения поверхности Луны и других небесных тел.

За 200 лет до Ньютона. Предвосхищая теорию тяготения, Леонардо писал: «Каждый груз стремится упасть к центру по кратчайшему пути». И в другом месте он добавил, что, поскольку «всякая тяжелая субстанция давит вниз и не может постоянно поддерживаться, вся земля должна стать сферической».

За 400 лет до Дарвина. Он поместил человека в ту же широкую категорию, что и обезьяны и человекообразные обезьяны, и написал: «Человек ничем не отличается от животных, кроме того, что является случайным».

Более ценный, чем любое из его конкретных научных достижений, подход Леонардо к знаниям заложил основу для современного научного мышления.

Забытое наследие Леонардо да Винчи

В мае 2019 года исполняется 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи. Что вы делаете, чтобы отметить это событие?

Нам повезло, что в Королевской коллекции сохранилась самая важная группа рисунков Леонардо. Это более 500 листов, которые были вместе как группа после смерти Леонардо много лет назад.

Летом у нас будет выставка 200 рисунков Леонардо в Королевской галерее рядом с Букингемским дворцом. Мы надеемся, что это даст людям возможность увидеть рисунки Леонардо так, как они никогда раньше не делали.

Можете ли вы пояснить для нас важность этих рисунков?

Рисунок занимал центральное место в творчестве Леонардо. Это картины, которые сохранились до наших дней, но он был и скульптором, и архитектором, и инженером, и ученым. Но ни одна из его скульптур не сохранилась, ни одна из его архитектур, возможно, даже не была реализована.

Похоже, что его инженерия скорее была спроектирована, чем построена, и ни одна из его научных работ не пришла к выводу, что он был
готов к публикации.

Но через рисунки мы знакомимся со всеми этими разными сферами деятельности. Мы видим в его рисунках не только подготовку к своим картинам, но и предварительные работы для его скульптуры и архитектуры, поэтому мы можем понять, над чем он работал.

Больше подобных

Подробнее:

  • Леонардо да Винчи назван величайшим гением науки
  • Почему научное наследие Леонардо да Винчи так часто игнорируется? — Мартин Клейтон

Как наука повлияла на его искусство?

Леонардо не считал искусство и науку отдельными областями деятельности. Он выучился на художника и вскоре пришел к выводу, что живопись — это, по сути, научное занятие; что художник должен понимать физическую структуру Вселенной, законы, по которым работает Вселенная, визуальные эффекты, которые мы можем видеть, и что картина должна заключать в себе все это. Поэтому художник должен понимать свет, цвет, перспективу, пропорции и анатомию, а также все эти различные области, чтобы иметь возможность рисовать реалистичные работы.

Любой ученый сегодня расскажет вам о гармонии научных законов и о том, что в математике есть красота. Именно это видел Леонардо.

Он видел, что творения Вселенной и творения человека составляют часть одного великого гармоничного целого, и что понимать искусство и понимать науку — это, по сути, одно и то же.

Заслуживает ли он место среди великих ученых-историков?

Это обоюдоострый вопрос, потому что, если вы посмотрите на его работы, особенно в таких областях, как анатомия, он является одним из великих ученых эпохи Возрождения. Он проводил наблюдения с таким уровнем детализации и понимания, которых не делал ни один другой анатом того времени.

Однако ему было трудно довести свою работу до конца, поэтому он никогда не публиковал свою научную работу, а в науке публикации решают все. Если вы не публикуете, если люди не знают о ваших исследованиях, вы можете и не беспокоиться.

Поэтому невозможно идентифицировать что-либо из того, что открыл Леонардо и что попало в общий оборот. Так что, хотя он и был одним из величайших ученых эпохи Возрождения, он не оказал никакого влияния на эту область. И поэтому он противоречивая фигура.

Подробнее:

  • Стивен Хокинг (1942-2018): жизнь физика-теоретика в картинках
  • Джеймс Клерк Максвелл: самый важный физик, о котором вы, вероятно, не слышали

Его эскизы аортальных клапанов в коровьих сердцах представлены на выставке. Можете ли вы рассказать нам больше об этом?

Функционирование клапанов сердца очаровало его, поэтому он провел прекрасное исследование, в ходе которого ввел расплавленный воск в камеры сердца быка вокруг аортального клапана, дал воску застыть и препарировал его так, что у него была слепок камер вокруг аортального клапана. Затем он сделал гипсовую форму вокруг восковой модели, расплавил воск и выдул стекло в гипсовую форму, так что у него была тонкая стеклянная модель камер вокруг аортального клапана.

Затем он прокачивал воду с суспензией семян травы через свою маленькую стеклянную модель и наблюдал за течением жидкости. Он видел вихри; небольшие круглые водовороты крови в камере за аортальным клапаном, и он сделал вывод, что эти водовороты ответственны за раскрытие створок клапана и закрытие клапана после каждого сокращения сердца. Это было необычайно проницательное наблюдение.

Вновь было предложено только в начале 20-го века и подтверждено компьютерным моделированием в 19-м веке.80-е годы. Но Леонардо точно понимал, как закрываются клапаны.

Как вы думаете, что в конце своей жизни он подумал бы о своем научном вкладе?

Ближе к концу жизни он практически отказался от своих научных исследований. Был загадочный эпизод в Риме, когда его обвинили в чем-то — мы не знаем в чем — перед папой, в каких-то кощунственных действиях, и ему запретили дальнейшее человеческое вскрытие, которое, казалось, действительно выбило его из колеи. паруса.

В течение следующих шести лет своей жизни вплоть до своей смерти в 1519 году, хотя у него были с собой все свои анатомические документы, он, насколько мы можем судить, не пытался структурировать их таким образом, чтобы они могут быть опубликованы.

Последние пять или шесть лет его жизни были отмечены почти отказом от научных принципов, над которыми он работал последние 20 или 30 лет. Тем не менее он очень хотел, чтобы его документы были сохранены для потомков, так что, возможно, Леонардо хотел, чтобы кто-то опубликовал то, что он не смог сделать при жизни.

Но до того, как это могло произойти, должно было пройти 400 лет, и к тому времени вся сила, которую эти рисунки и заметки могли иметь для своего поля, практически исчезла. Наука пошла дальше.

Я думаю, Леонардо именно так смотрел на свои исследования, как на то, в чем, как он знал, он добился больших успехов, но он также знал, что в конечном итоге они ни к чему не привели.

  Леонардо да Винчи: жизнь в рисовании Выставка открывается в эти выходные, в пятницу, 24 мая, в Королевской галерее Букингемского дворца.