Новейшие военные разработки россии: Новая техника ВС РФ — ТАСС

В 2021 году российские военные могут получить «Сармат», «Циркон» и «Прометей»

В 2021 году продолжится процесс перевооружения российской армии. Принятие тех или иных образцов вооружения, военной и специальной техники, как правило, осуществляется закрытыми приказами Министерства обороны. «Газета.Ru» проанализировала, какое оружие может поступить в российскую армию в 2021-м и последующие годы.

За последние шесть лет Вооруженные силы РФ получили 57 военных космических спутников, 109 межконтинентальных ракет «Ярс», 108 баллистических ракет для подводных лодок, 3 подводно-ракетных крейсера «Борей», 7 современных подводных лодок и 161 надводный корабль, а также 17 ракетных комплексов береговой охраны «Бал» и «Бастион», более тысячи боевых самолетов и вертолетов, более 3,5 тыс. единиц бронетехники.

Было перевооружено 12 ракетных полков на комплекс «Ярс», 10 ракетных бригад на комплекс «Искандер», 20 зенитных ракетных полков вооружены ЗРК С-400.

При этом 13 авиационных полков получили модернизированные самолеты поколения 4++ (МиГ-31БМ, Су-35С, Су-30СМ и Су-34), а три бригады армейской авиации и шесть вертолетных полков — вертолеты Ка-52 и Ми-28.

В наступающем году следует ожидать поступление на оснащение ВС РФ (начало массового поступления в войска) следующих образцов ВВТ.

Межконтинентальная баллистическая ракета РС-28 «Сармат»

В 2021 году на вооружение Ракетных войск стратегического назначения поступят новые межконтинентальные баллистические ракеты РС-28 «Сармат». Эти тяжелые многоступенчатые жидкостные межконтинентальные ракеты заменят в РВСН комплексы стационарного базирования Р-36М2 «Воевода». Опытно-конструкторские работы по проекту «Сармат» начались в 2011 году.

Новая ракета будет способна атаковать цели как через Северный полюс, так и через Южный, преодолевая системы противоракетной обороны.

Благодаря практически неограниченной дальности стрельбы МБР «Сармат» сможет поражать цели в любых направлениях. Кроме того, ракета имеет короткий разгонный участок, что затрудняет ее перехват средствами ПРО вероятного противника на активном участке полета МБР.

«Сармат» будет оснащен широким спектром ядерных боеприпасов большой мощности, в том числе гиперзвуковых, и самыми современными системами преодоления ПРО.

Дальность эффективного поражения объектов противника «Сарматом» составляет 18 тыс. км.

Стартовая масса ракеты — 208,1 т, масса полезной нагрузки — более 10 т, масса топлива — 178 т, длина ракеты — 35,5 м, диаметр — 3 м, тип боевой части — разделяющаяся головная часть с блоками индивидуального наведения.

В настоящее время осуществляется подготовка к государственным летным испытаниям ракетного комплекса «Сармат». В 62-й ракетной Ужурской Краснознаменной дивизии имени 60-летия СССР (пункт постоянной дислокации — п. Солнечный (Ужур) Красноярского края) развернуты работы по подготовке головного ракетного полка к перевооружению. Постановка на боевое дежурство планируется в 2022 году.

В планах военного ведомства обустроить в следующем году в районе поселка Северо-Енисейский полигон для проведения летных испытаний ракетного комплекса «Сармат».

В настоящее время в боевом составе Ракетных войск стратегического назначения находятся семь типов ракетных комплексов. Это комплексы как стационарного («Воевода», «Стилет», «Тополь-М», «Ярс»), так и мобильного («Тополь-М», «Тополь», «Ярс») базирования. В ближайшее время планируется провести переоснащение ракетных дивизий на комплексы «Сармат», «Авангард» и «Ярс».

Гиперзвуковая ракета «Циркон»

Гиперзвуковая противокорабельная крылатая ракета «Циркон» (или 3M22) входит в состав комплекса 3К22 «Циркон». Данным изделием планируется заменить тяжелую противокорабельную ракету П-700 «Гранит».

Принципиальным отличием данной ракеты является значительно большая (более 8 Махов) скорость полета как по сравнению с другими российскими противокорабельными ракетами, так и с противокорабельными ракетами, стоящими на вооружении других стран.

Основной целью «Циркона» являются надводные корабли противника разных классов от фрегатов до авианосцев, а также его наземные военные объекты в радиусе поражения. Скоростные характеристики «Циркона» (9800–11025 км/ч или 2700–3062 м/с) делают эту ракету недоступной для существующих систем ПРО противника. От такого изделия практически невозможно увернуться, невозможно также своевременно обнаружить ее пуск.

Стратегический бомбардировщик Ту-160М/М2

Ту-160М/М2 — многорежимный сверхзвуковой стратегический ракетоносец с изменяемой геометрией крыла. Стратегический бомбардировщик будет комплектоваться полностью обновленным радиоэлектронным бортовым оборудованием и двигателями. Этот ракетоносец рассчитан на новые средства поражения большой дальности.

Ту-160М/М2 на десятилетия вперед будет составлять основу авиационных стратегических ядерных сил. В 2021 году состоится первый полет реактивного стратегического бомбардировщика Ту-160M.

Поддержание летной годности парка Ту-160 и производство Ту-160М2 требуют новых двигателей. АО «ОДК-Кузнецов» из Самары в августе 2014 года подписало контракт на производство двигателей НК-32 серии 2, возобновляя его после паузы в 25 лет.

Двигатель НК-32-02 был разработан в 1987 году, но его выпуск не осуществлялся из-за проблем с финансированием. Модернизация НК-32-02 коснулась лопаток компрессора и турбины, внутренней аэродинамики, а также внутреннего охлаждения.

Вследствие этого потребление керосина сократилось, а взлетная тяга в 25 т осталась неизменной. ОКБ Туполева заявляет, что в ходе испытаний с новыми двигателями и базовой нагрузкой (шесть крылатых ракет, то есть масса составляет 9 т) Ту-160 может преодолеть 13950 км, что на 1650 км больше стандартной версии. Сейчас двигатель для Ту-160М2 обозначается как НК-32-02М2.

23 октября 2014 года был одобрен проект модернизации системы управления и бортового оборудования строевых Ту-160 в вариант Ту-160М (изделие 70М). Новый Ту-160М2, весьма вероятно, оснащен тем же оборудованием.

Имеющаяся бортовая РЛС «Обзор-К» будет заменена на новую РЛС семейства «Новелла» НВ1.70, которой занимается АО «Заслон». Ульяновское КБП разрабатывает для Ту-160М новую кабину пилотов с ЖК-мониторами. На самолете будет также установлена навигационная система НО-70М с инерциальной системой БИНС-СП-1, системой астронавигации АНС-2009М, а также навигационный компьютер.

Среди других систем фигурируют навигационная РЛС ДИСС-021-70, приемник космической навигации А737ДП, автопилот АБСУ-200МТ и система связи С-505-70. Бортовой комплекс обороны «Редут-70М» является полностью новой разработкой, созданной специально для Ту-160М/М2. НИИ «Кулон» разрабатывает для этого самолета систему госопознавания БКР-70М.

Минобороны в 2021 году планирует приступить к государственным испытаниям модернизированного самолета Ту-160. Планируется, что серийные поставки в войска начнутся в 2023 году, а к 2027 году ВКС России получат уже десять этих машин.

Зенитная ракетная система С-500 «Прометей»

ЗРС С-500 «Прометей» (или 55Р6М «Триумфатор-М») представляет собой новое — пятое — поколение системы, в котором предполагается применить принцип раздельного решения задач уничтожения баллистических и аэродинамических целей. Завершить создание ЗРСМ С-500 «Прометей» планируется в 2021 году.

«Прометей» является уникальным комплексом дальнего действия с возможностью высотного перехвата баллистических ракет за пределами атмосферы.

ЗРС С-500 обладает дальностью стрельбы в 600 км. Система способна обнаружить и одновременно поразить до 10 баллистических целей, летящих со скоростью до 7 км/с, а также уничтожать боевые блоки гиперзвуковых крылатых ракет.

Истребитель 5-го поколения Су-57

Истребитель 5-го поколения Су-57 предназначен для уничтожения всех видов воздушных, наземных и надводных целей. Самолет имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость полета, внутрифюзеляжное вооружение, радиопоглощающее покрытие (технология «стелс»), а также новейший комплекс бортового оборудования.

В 2021 году в ВКС поступят четыре самолета этого типа. В дальнейшем темпы сдачи Су-57 военному ведомству возрастут вплоть до 15 машин в год.

В результате подписанный в 2019 году контракт на 76 Су-57 до 2028 года будет выполнен в срок. Поставки истребителей с двигателем второго этапа планируется начать в 2022 году.

Танк Т-14 «Армата»

Минобороны России может принять на вооружение танк Т-14 «Армата» — перспективный российский основной боевой танк с необитаемой башней на базе универсальной гусеничной платформы «Армата».

Т-14 — первый в мире танк, реализующий в своем конструкторском замысле концепцию сетецентрической войны, где Т-14 используется, прежде всего, как машина разведки, целеуказания и корректировки огня САУ, ЗРК и танков Т-90 из сопровождения своего тактического звена.

«Армата» является «стелс-танком» с кардинальным снижением видимости в инфракрасном, радио- и магнитном диапазоне. Танк оборудован новым поколением комплекса активной защиты «Афганит».

Кроме того, на машине используется динамическое бронированием4-го поколения «Малахит», способное отражать с вероятностью более 95% выстрелы из ручных противотанковых гранатометов. «Малахит» также может разрушать современные бронебойные подкалиберные снаряды, пущенные даже в борт танка.

Многослойное металлокерамическое лобовое бронирование танка «Армата» эквивалентно одному метру гомогенной металлической брони, которое невозможно пробить существующими снарядами и противотанковыми ракетами.

Межвидовой артиллерийский комплекс «Коалиция-СВ»

В мае 2020 года войска получили первую партию межвидового артиллерийского комплекса 2С35 «Коалиция-СВ». В 2021 году количество 2С35, поставленных промышленностью в ВС РФ, резко возрастет.

Межвидовой артиллерийский комплекс «Коалиция-СВ» — новейшее поколение самоходных орудий и по своим основным тактико-техническим характеристикам — скорострельности, дальности, точности стрельбы — превосходит современные отечественные и зарубежные аналоги. Основа огневой мощи 2С35 «Коалиции-СВ» — пушка калибра 152 мм со скоростью стрельбы более десяти выстрелов в минуту, что выше, чем у других артиллерийских систем. Одна из главных особенностей «Коалиции» — возможность дистанционного управления стрельбой, точность которой обеспечивает система автоматизированного управления процессами наведения оружия, выбора цели и навигации.

Тяжелая огнеметная система ТОС-2 «Тосочка»

Тяжелая огнеметная система ТОС-2 в сравнении с предыдущими разработками (ТОС-1(А) «Буратино»/«Солнцепек») получила колесное шасси («Урал-63706»), что значительно увеличило дальность хода, а также систему, значительно упростившую заряжение. Пусковая установка с 18 направляющими обеспечивает применение реактивных снарядов для ТОС-1(А).

Отличие данной машины от предыдущего поколения ТОС-1 и ТОС-1А заключается в том, что это достаточно автоматизированный образец вооружения. ТОС-2 оснащена навигационным оборудованием, то есть она способна работать с неподготовленных огневых позиций, автоматизированы системы наведения и управления огнем и разрабатывается новый боекомплект боеприпасов. Кроме того, тяжелая огнеметная система ТОС-2 оснащена механизированной системой загрузки боеприпасов. Машина имеет бронирование, которое защищает экипаж от пуль стрелкового оружия.

Боевой робот «Уран-9»

Государственные испытания российского робототехнического комплекса (РТК) «Уран-9» завершились в 2020 году. В настоящее время продолжается разработка ряда робототехнических платформ различных классов. Одновременно в целях формирования высокотехнологичных подразделений Сухопутных войск продолжаются работы по созданию наземных РТК тяжелого и среднего класса («Штурм» и «Соратник»).

Боевой робототехнический комплекс «Уран-9» предназначен для ведения разведки, огневой поддержки и уничтожения танков.

Его масса составляет 12 т. «Уран-9» оснащен 30-мм автоматической пушкой 2А72, 7,62-мм пулеметом, реактивными огнеметами «Шмель-М» и комплексом управляемого вооружения «Атака» с противотанковыми ракетами.

Внедрение в войска и развитие теории их боевого использования будут способствовать изменению порядка и способов применения общевойсковых формирований при ведении боевых действий.

реальная угроза, проверенная в Сирии

2019-й год для России может стать годом настоящей гонки вооружений, и Москва показывает, что этого не опасается. Более того: высшее российское руководство и командование вооруженных сил заявляет о наращивании военной мощи страны с нескрываемым восторгом.

Так, министерство обороны России недавно сообщило, что воздушно-десантные войска страны получили в 2018 году новые беспилотники для ведения разведки и корректировки огня, а в планах – принятие на вооружение новых самоходных орудий.

Также военное ведомство России опубликовало данные о испытаниях в боевых условиях в Сирии «более 300 современных образцов российского оружия», среди которых – «истребитель пятого поколения Су-57, новая модификация зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-С2», боевая машины поддержки танков «Терминатор-2», боевой робот «Уран-9» и другие».

Министр обороны России Сергей Шойгу в конце 2018 года заявлял, что в 2019 году его ведомство намерено довести уровень модернизации военной техники в российской армии до 67 процентов, а в прошедшем году военными было получено свыше 1,5 тысяч образцов вооружения и более 80 тысяч единиц техники. Поздравляя российских военных с наступающим Новым годом, он еще раз подчеркнул, что российская армия остается “самой современной и боеспособной”.

Шумно разрекламированное испытание гиперзвукового «Авангарда» в конце прошлого года курировал лично президент России Владимир Путин.

Тем временем российская экономика не показывает признаков оживления, и по-прежнему полностью зависит от цен на нефть и газ. Это означает, что государству для удовлетворения запросов армии и ВПК придется сильно напрячься. Реально ли Россия обновляет свой арсенал, зачем она это делает, и на что должны обратить внимание Соединенные Штаты?

Результат давних инвестиций

Эксперт Дэвисовского центра российских и евразийских исследований при Гарвардском университете (Harvard University, Davis Center for Russian and Eurasian Studies) Дмитрий Горенбург (Dmitry Gorenburg), в интервью Русской службе «Голоса Америки» говорит, что волна модернизации российского вооружения – это результат усилий прошлых лет:

«Я не думаю, что развитие российских вооружений ускорилось. Многие инвестиции, которые были осуществлены около десяти лет назад, стали приносить плоды. Новые системы требуют довольно долгое время для их доработок и воплощения – например, если мы говорим о танках и бронемашинах, то после начала реформы первые пять лет ничего особенного не происходило, а теперь разработки нового дизайна этой техники достигли стадии производства. То есть – не ускорение, а результат реформы, начатой при Сердюкове».

По мнению Дмитрия Горенбурга, само понятие «модернизация», использованное Сергеем Шойгу, довольно сильно размыто: «На самом деле, все аналитики уже заметили, что представители России никогда не определяют точно, что они понимают под модернизацией вооружений. Это может быть и новая система, но чаще это просто обновленные версии старого. То есть, это не 70 процентов абсолютно новой техники, скорее всего – что-то старое с новой электроникой и броней, и это тоже называется модернизацией».

Дмитрий Горенбург перечислил российские вооружения, развивавшиеся за последнее время, подчеркнув, что прогресс достигнут в областях, в которых все и раньше было развито: «Подводные лодки – с учетом того, что в строительстве подводного флота Россия всегда была сильна; ракеты – опять же, у России всегда было неплохо с комплексами ПВО, но мы видим развитие и систем нападения, таких, как оперативно-тактический комплекс «Искандер» и крылатые ракеты «Калибр»; артиллерия – насколько я знаю, у России сейчас есть системы дальнобойной артиллерии, каких нет у западных армий; боевая авиация – упомянутый российскими военными Су-57 и другие разработки».

Война в Сирии, подтверждает Дмитрий Горенбург, свою роль действительно сыграла: «Она позволила России испытать много различного оружия в боевых условиях, чего у нее не было со времен Афганистана. На чеченской войне все же было по-другому, и тогда столько новых вооружений еще не было. Сирия стала не только полигоном для испытаний оружия, но и тренировочным лагерем для личного состава, дала ему возможность приобретения навыков в боевых условиях. Например, Сирию прошли довольно много военных летчиков. Это также было презентацией российских вооружений для потенциальных покупателей».

Эксперт считает, что тревожить США могут разработки России в беспилотных проектах, подводном флоте и ракетной технике: «Подлодки, о развитии которых я упомянул, достаточно малошумны, чтобы вызвать беспокойство у военных США, потому что их довольно тяжело обнаружить, и «Калибры» – мы знаем об их применении, они находятся на кораблях за пределами России и способны поставить под угрозу территорию вероятного противника. Их наличие у России точно должно вызывать беспокойство у европейских союзников США по НАТО».

Дмитрий Горенбург называет следующие причины того, что Россия решилась на гонку вооружений, причем в ущерб общему состоянию своей экономики: «Первая причина в том, что Россия более-менее последовательна в целях своей внешней политики примерно с середины 1990-х: она хотела восстановить свой статус великой державы и получить место за столом, где принимаются ключевые решения в международных делах. Средством достижения этого, если нет сильной экономики и большого населения, являются мощные вооруженные силы. Вторая причина: российская власть считает, что Запад ей угрожает – не войной, конечно, но вероятными действиями по смене режима, и поэтому полагает, что военная сила предотвратит такие попытки».

Большие планы по беспилотникам

Исследователь Центра военно-морского анализа и эксперт по России Американского совета по внешней политике (AFPC) Cэмюэл Бендетт (Samuel Bendett) соглашается с тем, что особое внимание Россия уделяет беспилотным аппаратам:

«Я думаю, что серьезный прогресс в этой сфере был достигнут Россией в последние шесть-семь лет. В 2011-2012 годах у России было около 200 боевых беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), сейчас, согласно заявлениям министра Шойгу, это количество выросло более чем в 10 раз – до 2100 аппаратов. Большая часть из них – небольшие беспилотники, предназначенные для разведки, наблюдения и рекогносцировки, недорогие и в основном способные летать в радиусе до 120 км. Есть и пара модифицированных моделей израильских аппаратов, они летают на расстояние до 250 км. Однако даже БПЛА меньшего радиуса серьезно усилили российские войска в Сирии».

«Они дали возможность российским военным заглянуть за горизонт, на 30-40 километров, они также способны видеть ночью благодаря установленным на них приборам. В Сирии российские военные всерьез осознали важность БПЛА, научились их различному использованию, и также осознали, чего им не хватает в этой сфере. Из Сирии они вынесли понимание, что им нужны боевые беспилотники дальнего радиуса действия, которых у них нет» – констатирует Сэмюэл Бендетт.

Эксперт обращает внимание на планы российского руководства в сфере БПЛА: «Когда Путин говорит, что приоритетами в военно-технической отрасли на 2019 год станут искусственный интеллект, боевые роботы и киберсфера, то речь идет именно об усилиях по получению дальних боевых БПЛА. Сейчас российский ВПК работает над шестью проектами таких аппаратов. Некоторые из них разрабатывают около 10 лет, и раньше российской промышленности не хватало знаний в работе над боевой беспилотной техникой в принципе, а потом, когда они стали импортировать нужное, эта сфера попала под санкции, что сильно задержало производство. Но на этот год запланировано несколько серьезных испытаний».

Чем для США опасен прогресс Москвы в области беспилотников? Мнение Сэмюэла Бендетта: «Россия смогла соединить то, в чем она и раньше была сильна – средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) – с тем, в чем она только набирает опыт, сферой БПЛА. Она использовала беспилотники ближнего радиуса действия как раз для ведения РЭБ, в Сирии – точно, в Украине – возможно. Это как раз та сфера, которая у США не развита, и сейчас американские военные пытаются оснастить боевые беспилотники также и средствами РЭБ. Это область, где у россиян большой опыт, и где они реально могут подавить американскую высокотехнологичную электронику. И надо помнить, насколько США зависят от современной электроники при ведении различных боевых действий. Так что, американским военным реально стоит побеспокоиться по поводу того, что российские БПЛА могут созданием помех и подавлением сигнала свести на нет это преимущество в электронике».

Как дополнение к сирийской кампании, отмечает аналитик, Россия готова постоянно тренировать свою армию для возможного конфликта с передовыми армиями: «Стоит помнить, что Россия в Сирии столкнулась с тем же, с чем США столкнулись 15-16 лет назад в Ираке – с применением своих вооружений против стороны, которая оснащена гораздо менее передовым оружием. То есть, они не тестировались в конфликте с высокотехнологичным противником. И вот тут стоит упомянуть о тех тысячах различных учений, которые Шойгу анонсировал на этот год, и которые как раз рассчитаны на равного противника – США или страны НАТО. Это тоже момент, к которому нужно отнестись серьезно».

Ракеты как угроза средствам передового базирования США

Директор проекта, посвященного противоракетной обороне в Центре стратегических международных исследований Томас Карако (Thomas Karako) в комментарии для Русской службы «Голоса Америки» отмечает, что проведенные недавно испытания «Авангарда» – это лишь часть программы модернизации ракетного оружия, которую Россия осуществляет около 10 лет: «Россия делала упор на развитие средств отражения ракетной и воздушной угроз. Ее военные предполагали, что они достигнут большего эффекта, если создадут риск для средств передового базирования США, предназначенных для решения задач обороны и сдерживания, с помощью угрозы с воздуха и ракет в частности. Так что эти сведения о современном оружии могут отчасти быть преувеличением и пропагандой, но что-то из этого, несомненно, правда».

Россия, как говорит Томас Карако, предпринимает «различные усилия для разработки новых средств доставки, от высокоатмосферных до постоянно маневрирующих, и, конечно, подводных: разрабатывается оружие, которое поднимает цену противостояния и обладает маневренностью, серьезно повышающей проницаемость обороны противника и усложняющей защиту от такого оружия».

Аналитик считает, что Вашингтон не обратил внимания на российскую военную модернизацию вовремя, но это можно наверстать: «США создали себе определенные сложности, оставив эту модернизацию российского оружия без ответа. Но теперь мы видим в Национальной оборонной стратегии признание важности соперничества с другими великими державами, и очевидно, что США начали придавать больше значения тем вещам, на которые некоторое время не обращали внимания. Я думаю, что мы сейчас увидим усилия по противодействию новым угрозам».

Кроме того, по словам Томаса Карако, в действиях России, использующей новые вооружения, очевидна демонстративность: «У них, конечно, не было никакой нужды запускать «Калибры», и они сделали это для того, чтобы послать политический сигнал. Ну, можно сказать, что сигнал услышан. Интересно, как США отреагируют на него, и насколько Россия будет способна поддерживать это соревнование в военной технике. Они не гиганты, и будут не единственными, кто предпримет усилия в этой сфере. Посмотрим, что окажется крепче: относительно скромный военный бюджет России или мощный военный бюджет США».

ПВО – новая, танки – пока старые

Российский независимый военный аналитик Александр Гольц предлагает не переоценивать глубину модернизации российского оружия: «Сколько было разговоров о суперсовременном танке «Армата»! Еще в 2015 году «Армата» прошла по Красной площади, и только теперь нам сообщают, что начинаются государственные испытания этих танков. То есть, пока никаких решений о серийном их производстве, хоть об этом было заявлено в сентябре прошлого года, не принято. «Уралвагонзавод» тем временем производит 18-ю модернизацию танка Т-72. Примерно то же самое происходит и в вертолетном парке, и в авиационном парке. Су-34, Су-35 – это очередная модернизация замечательного истребителя Су-27, это никакое не сверхновое оружие».

Однако и Александр Гольц видит несколько областей, в которых российский ВПК серьезно продвинулся: «Первое – это системы ПВО. Было налажено массовое производство вполне современных систем С-400 корпорации «Алмаз-Антей». Второе – корпорация «Тактическое ракетное вооружение» начала производить крылатые ракеты, хотя мы не знаем, в каком количестве она способна эти ракеты производить. В прошлом году было сказано, что произведено 180 ракет. Если речь идет о таких темпах, то количества американских ракет Россия достигнет лет через 30. И третье – системы боевого управления, самая больная точка российских войск. Похоже, началось внедрение этих систем».

Российский военный аналитик считает, что беспилотные средства действительно являются одним из приоритетов Москвы: «В частности, система «Посейдон», которую называют «оружием Судного дня». Появилась информация, что это торпеда, которая запускается с подводной лодки, имеет загадочный атомный двигатель и способна двигаться со скоростью 200 км/ч, неся мегатонного класса боеголовку».

Александр Гольц при этом предупреждает, что многие из упоминаемых российским руководством видов вооружения нельзя рассматривать как уже состоявшуюся угрозу: «Эти восторги могут быть по поводу того, что существует либо как проект, либо в единственном экземпляре».

Украина в картах: отслеживание войны с Россией

  • Опубликовано

Связанные темы

  • РОССИЯ-УКРИНЕ ВОЙНА

By Команда визуальной журнализму

. BBCRAINE

от команды визуальной журнализму

BBC. потерпела крупное поражение на юге Украины, отойдя от западной части Херсонщины.

Вот последние новости:

  • г. Херсон освобожден украинскими войсками
  • Потеря города является серьезной неудачей для России
  • Последнее наступление Украины произошло после нескольких недель атак на контролируемые Россией мосты и другие позиции вокруг Херсона
  • В других частях Украины боевые действия продолжаются в Донецк при попытке российских войск продвинуться на Бахмут

Успех украинцев в Херсоне

Украинские войска одержали крупную победу над Россией, взяв под свой контроль западную Херсонщину, включая город Херсон.

После нескольких месяцев успешных атак на российские позиции на западном берегу Днепра последнее наступление украинских войск было направлено на то, чтобы нарушить российские пути снабжения.

Украинские цели включали мосты через реку, а также дороги, понтоны, баржи и посадочные площадки.

Успех Украины в Херсоне стал результатом «в значительной степени новаторского использования Вооруженными силами Украины (ВСУ) поставленной США высокоточной ракетной системы «Химарс», согласно Институту изучения войны (ISW).

Многочисленные точечные удары с использованием Химаров сделали русские позиции на западном берегу реки невозможным для пополнения запасов.

Также на юге в последние дни Россия продолжала наносить воздушные, ракетные и артиллерийские удары по целям, включая город Запорожье. Украина заявляет, что она также наносила удары по российским позициям в Запорожской области. по данным ISW, вынуждая их строить траншеи и другие средства защиты.

Интенсивные бои на востоке

Российские силы продолжают проводить наземные атаки в районе Бахмута и Северска. Украина заявляет, что успешно отразила последние атаки, при этом ожесточенные бои были сосредоточены на дорожной сети.

В начале октября украинские войска взяли под контроль ключевой логистический узел Лиман в Донецке.

Российские силы, действующие на востоке, как полагают, включают регулярные российские войска, мобилизованных военнослужащих, частных подрядчиков Вагнера, чеченские подразделения и военнослужащие так называемых Донецкой и Луганской Народных Республик.

Нынешнее наступление русских на Бахмут последовало за крупным поражением на востоке в сентябре, когда российские части были отброшены в районе Харькова.

Российские войска вышли из ключевых городов Изюм и Купянск, заявив, что отступление позволит их войскам «перегруппироваться».

Оба города были крупными тыловыми узлами для российских войск на Донбассе.

Украинская электросеть под обстрелом

Ранее в октябре Россия, похоже, изменила тактику, впервые за несколько месяцев нанеся ракетные удары по украинским городам, расположенным дальше от линии фронта. 900:05 90:004 Российские силы использовали для атак беспилотники Shahed-136, недавно закупленные в Иране, а также баллистические и крылатые ракеты.

Атаки российских сил на энергетическую инфраструктуру Украины привели к отключению электричества в крупных городах, включая Киев, Львов, Запорожье и Харьков.

Четыре области Украины, Донецкая, Луганская, Херсонская и Запорожская, были аннексированы Российской Федерацией в сентябре. Россия не контролирует полностью ни одну из четырех областей.

Президент Владимир Путин заявил, что Россия приложит «все силы и ресурсы», чтобы «освободить» четыре региона.

В обращении к россиянам Путин сказал, что у его страны есть «различные виды оружия разрушения», добавив: «Я не блефую».

Россия вторглась в Украину 24 февраля, но в начале апреля украинские силы вернули себе большие территории вокруг Киева после того, как Россия отказалась от наступления на столицу.

Районы на западе страны, в том числе Львов, подвергались ракетным обстрелам, но никаких попыток российских войск захватить и занять территорию не было.

С начала вторжения русские понесли большие потери, также было уничтожено или захвачено значительное количество русского оружия.

Дэвид Браун, Белла Харрелл, Доминик Бейли, Майк Хиллз, Люси Роджерс, Пол Сарджент, Элисон Троусдейл, Турал Ахмедзаде, Марк Брайсон, Зои Бартоломью, Шон Уиллмотт, Сана Дионисиу, Джой Роксас, Джерри Флетчер, Яна Таущинск, Деби Луазу, Саймон Мартин и Прина Шах.

Об этих картах

Чтобы указать, какие части Украины находятся под контролем российских войск, мы используем ежедневные оценки, публикуемые Институтом изучения войны совместно с проектом критических угроз Американского института предпринимательства.

Чтобы показать ключевые области, в которых происходят успехи, мы также используем ежедневные обновления от Министерства обороны Великобритании и исследований BBC.

Ситуация в Украине быстро меняется, и, вероятно, будут времена, когда произошли изменения, не отраженные на картах.

  • Российско-украинская война
  • Владимир Зеленский
  • Россия
  • Владимир Путин
  • Украина

Новый командующий, новые цели для России в Украине

г. Новые законы о чрезвычайном положении, введенные Кремлем в октябре, направлены на то, чтобы иметь возможность обеспечить стратегическую оборону «захваченных объектов», а не тотальную войну до победного конца.

Назначение генерала Сергея Суровикина новым командующим «специальной военной операцией» России на Украине вместе с элементами военного положения, объявленными Кремлем, дает некоторое представление о среднесрочных военных и политических целях России в Украине.

Стратегию и мандат Суровикина можно резюмировать как переход к стратегической обороне на всех фронтах с возможностью отвлекающих ударов и локальных тактических наступлений для улучшения позиций России. Россия намерена выстроить на оккупированных ею территориях прочную и прочную линию обороны, чтобы не допустить серьезных прорывов со стороны украинских вооруженных сил или дальнейшего смещения новых границ.

Другими словами, Россия стремится положить конец интенсивным боевым действиям до наступления зимы, фактически заморозив конфликт и сохранив территориальные завоевания, достигнутые ею до сих пор. Это все, на что сейчас способно российское командование. Разумеется, ни о каком новом крупномасштабном наступлении на территорию Украины не может быть и речи. Критическая нехватка современной военной техники в России не позволяет ей начать наступление на своего лучше оснащенного противника.

Москве нужна длительная пауза в боевых действиях, чтобы практически с нуля восстановить боеспособные сухопутные войска. Частичная мобилизация была нужна, как открыто заявил президент Владимир Путин, для того, чтобы удержать линию фронта протяженностью в тысячу километров. Низкий уровень подготовки и оснащения вновь мобилизованных войск не позволяет использовать их в наступательных операциях. А вот для удержания и контроля территории, оккупированной Россией в тылу, подойдут даже люди с автоматами АКМ пятидесятилетней давности.

Новые законы о чрезвычайном положении, введенные Кремлем в октябре, также нацелены на обеспечение стратегической защиты «захваченных объектов», а не на тотальную войну до победного конца. Экономическая и кадровая мобилизация должна позволить продолжать бурлящую «спецназ» до 2023 года, не более того.

Новый командующий операциями в Украине имеет полномочия принимать «трудные решения» по отводу войск на более выгодные оборонительные позиции, которые украинские силы не могут прорвать. Они уйдут, даже если это означает отказ от больших, символически важных территорий, которые трудно защитить, таких как правый берег Днепра или север Луганской области. Суровикин возьмет на себя ответственность за эти решения, чтобы избежать риска дестабилизации внутри самой России.

Новые цели

Суровикину также поручено привести политические цели «спецоперации» в соответствие с реальными военно-экономическими возможностями России, учитывая, что тыловая и оперативная поддержка противника осуществляется всем блоком НАТО в стоимостью в десятки миллиардов долларов.

Несоответствие между стратегическими целями и средствами, выделяемыми на их достижение, было главной причиной военных неудач России с февраля по сентябрь. «Специальная военная операция» была задумана как способ установить политический и военный контроль России над всей или большей частью территории Украины путем смены режима в Киеве. Кремль рассчитывал, что сможет использовать ограниченную демонстрацию силы, чтобы раз и навсегда вытеснить ЕС и НАТО с Украины.

Эта битва уже была проиграна к середине марта, когда российские войска не смогли войти в Киев, а сегодня эти цели просто недостижимы. Москва отвела свои истощенные дивизии из-под Киева, Чернигова и Сум еще в апреле, а также некоторые дивизии из-под Харькова. Тем самым она потеряла всякую возможность диктовать Киеву условия капитуляции.

С апреля по сентябрь бои велись за физические границы части Украины, контролируемой российскими войсками. К августу стало ясно, что армии контрактников и имеющейся в их распоряжении боевой техники недостаточно для радикального расширения территории, контролируемой российскими войсками, за пределы того, что они захватили еще в феврале-марте, — за исключением севера Луганской области. область, край.

В сентябре, после украинского контрнаступления, началась битва за удержание вновь захваченных территорий. Сегодня боевые действия направлены на то, чтобы территория, контролируемая Россией, оставалась больше, чем она была 23 февраля, до начала вторжения, и чтобы она не отошла за границы, установленные в 2014–2015 годах.

Путин на недавней пресс-конференции в Астане сформулировал новую политическую цель «спецоперации»: сохранить российский сухопутный коридор в Крым по берегу Азовского моря и по левому берегу Днепра, обеспечить Киев больше не контролирует подачу воды на Крымский полуостров.

В связи с этим для России важнее контролировать южные города Мариуполь, Бердянск, Мелитополь и Новую Каховку, чем город Херсон дальше на запад и донбасские города Лисичанск и Северодонецк. Это одно из таких «трудных решений», которое Суровикин теперь вправе принять сам.

Это подводит нас ко второму компоненту стратегии Суровикина: заставить Украину прекратить активную фазу войны, заморозить линию фронта и вступить в переговоры на модифицированных российских условиях, отражающих новую, реалистичную цель «спецоперации. ” Вот почему Россия наносит авиаудары и атаки беспилотников по энергетической инфраструктуре Украины.

Серьезные перебои в подаче электроэнергии снижают способность Киева вести войну и рано или поздно повлияют на снабжение войск, тем самым замедлив продвижение украинцев. Тем не менее России серьезно мешает неспособность ее ВВС и средств разведки преодолеть ПВО Украины и завоевать господство в небе. Модель воздушных бомбардировок, использованная в Сирии — также во главе с Суровикиным, — где противник России не имел в своем распоряжении современной системы ПВО, не может быть повторена в Украине.

Остановиться или не остановиться

В настоящее время есть три фактора, которые мешают России заставить Украину заключить мир и принять то, что Россия называет «новыми территориальными реалиями». Во-первых, Кремль не готов полностью прекратить свою «операцию» после замораживания линии фронта.

Было высказано предложение дождаться переизбрания Дональда Трампа или, по крайней мере, победы республиканцев на промежуточных выборах в США, в надежде, что это может привести к сокращению военной помощи США Украине: что-то республиканский лидер Кевин Маккарти из Палаты представителей намекнул, что это возможно. Однако представляется, что значительная часть его фракции поддержит предполагаемое выделение Киеву $50 млрд до конца года, т. е. до того, как республиканцы получат доступ к рычагам власти в Палате представителей в январе 2023 г.

В любом случае, надежда вряд ли является стратегией, особенно когда она основана на сомнительном анализе политики США, который уже не раз вел Кремль по садовой дорожке. Были также надежды, что энергетический кризис в Европе вынудит ЕС начать переговоры по Украине с Москвой, но вместо этого ЕС предпочел переждать экономический шторм.

Сама возможность предметных переговоров с Киевом о «трудных решениях» и о том, что делать дальше, зависит от того, готов Кремль прекратить свою деятельность или нет. По понятным причинам простое прекращение огня, пусть даже и продленное, не интересует ни Киев, ни его западных партнеров.

Это приводит ко второй проблеме. Москва не может в одностороннем порядке отдать приказ о прекращении боевых действий, пока Киев делает все возможное для освобождения оккупированной Россией территории. У него есть еще пять или шесть недель, чтобы продолжать это, прежде чем погодные условия сделают дальнейшее продвижение невозможным. Киеву придется столкнуться с российской обороной, понести большие потери и остановиться на перегруппировку, прежде чем он согласится на паузу в боевых действиях. И это решение неподконтрольно Кремлю.

Границы и гарантии

Третья проблема связана с западным консенсусом в отношении того, что Москва не должна приобретать новые территории в результате своих действий на Украине: вся затея должна закончиться общей потерей для Кремля. Это означает откат границ как минимум до их положения на 24 февраля, когда Россия начала вторжение.

Москва не готова принять эти изменения. Минимум, чего должна добиться «спецоперация», — это гарантированный сухопутный коридор в Крым, а остальные границы могут более-менее вернуться на то, где они были 24 февраля. по собственной инициативе» — вторая линия обороны вдоль довоенных границ Луганской Народной Республики (т. е. как бы сданный Северодонецк) многое говорит о реальных планах обороны российского командования.

Дипломатическое решение конфликта невозможно без уступок одной или другой стороны в территориальном вопросе. И, несмотря на распространенное мнение об обратном, этот вопрос нельзя откладывать на будущее. Обе стороны нуждаются в ясности и обоюдном согласии относительно того, где будет проходить граница. Украине нужны гарантии того, что Россия не попытается в очередной раз сдвинуть границы с применением силы в будущем, а России нужны гарантии того, что Украина не пойдет на войну, чтобы попытаться решить территориальный вопрос, вне зависимости от того, кто находится у власти в Киеве.

Пока все предлагаемые решения этой проблемы основаны на пакете западных гарантий безопасности для Украины, которые будут даны после объявления Украиной нейтрального статуса. Конкретно эти гарантии сводились бы к быстрым консультациям (в первые 24–48 часов после российского вторжения) для согласования объема западной военной помощи Киеву.

На самом деле их нельзя назвать «гарантиями безопасности». Во всяком случае, они больше похожи на гарантии, подобные тем, которые дает Будапештский меморандум. Они не обеспечат ни сдерживания путем отрицания, ни сдерживания путем наказания, которым наделены члены НАТО.

Зеленский видит два возможных выхода из ситуации. Первый — это ускоренное вступление в НАТО, которое, по сути, уже произошло: ставки для НАТО в этом конфликте выросли настолько, что приблизились к условиям, изложенным в статье 5 учредительного договора НАТО о коллективной обороне. , пусть и без ядерной составляющей. Тем не менее, НАТО не спешит оформлять статус Украины.

Второй возможный выход – стать для Украины вторым Израилем: вооруженным до зубов своим и западным оружием и находящимся в постоянной готовности к полномасштабной войне. Страна должна была бы иметь очень сильную авиацию, системы ПРО и ракетные комплексы большой дальности.

Очевидно, что Москва не хочет видеть перспективу «украинского Израиля», отсюда и (и без того нереальные) требования демилитаризации Украины. Такая ситуация была бы нестабильной и гарантировала бы еще одну «превентивную войну» в какой-то момент в будущем.

Практические альтернативы

Одной из возможных альтернатив западным гарантиям безопасности может быть размещение международных миротворцев на Украине вне досягаемости российской артиллерии. Этот миротворческий контингент может состоять в основном из военнослужащих стран НАТО, оснащенных тяжелым вооружением: что-то вроде Косовских сил, КФОР.

Хорошо вооруженные миротворцы позволили бы добиться сдерживания путем воспрещения без чрезмерной милитаризации Украины и без формального вступления страны в НАТО. Ядерный зонтик альянса будет охватывать миротворцев НАТО и, соответственно, Украину.

Казалось бы, Москва будет против такого варианта: ведь Путин специально в Астане предупредил, что прямое вовлечение войск НАТО в операции против российских войск на Украине может привести к применению Москвой ядерного оружия. Но, возможно, удастся договориться о вводе войск ООН/НАТО только после окончания активных боевых действий, чтобы гарантировать новые границы Украины и России (с российским коридором в Крым), которые Киев мог бы признать часть окончательного решения.

Ведь ключевое требование России заключается в том, чтобы Украина признала новые границы с Россией, суверенитет России над Крымом и территорией сухопутного коридора, соединяющего Крым и Россию, а также международные гарантии того, что Киев не будет применять силу для попытки изменить эти границы. В этом случае нет никакой разницы, предоставляются ли эти гарантии ООН или непосредственно НАТО или ЕС.

Даже вступление Украины в ЕС означало бы, что на нее распространяется статья 42.7 союза, аналогичная статье 5 НАТО. Парадоксально, но в результате «специальной военной операции» России действительно потребуются гарантии безопасности Запада от будущего Киевский реваншизм.

Некоторые возразят, что такая резолюция выглядела бы неприятно, как территориальное разделение Украины на зоны российского и западного контроля. Но это также послужило бы защитой от повторения нынешних событий и гарантировало бы стабильность европейской безопасности на основе лучших практик холодной войны, по которым, похоже, так ностальгирует российская внешнеполитическая элита.