Откуда обломки шаттла на орбите: Обломки Шаттла на орбите

15 лет назад произошла катастрофа шаттла «Колумбия»

15 лет назад произошла катастрофа шаттла «Колумбия» — он буквально развалился на части, а все члены экипажа погибли. О причинах катастрофы и ее последствиях, рассказывает «Газета.Ru».

1 февраля 2003 года потерпел крушение шаттл «Колумбия». На его борту находились семь членов экипажа, все они погибли. Причиной катастрофы стало разрушение наружного теплозащитного слоя на левой плоскости крыла челнока.

Первый полет шаттла состоялся 12 апреля 1981 года в рамках программы NASA Space Transportation System по доставке грузов на околоземную орбиту. Командой руководил астронавт Джон Янг, для которого этот полет в космос стал уже пятым.

Всего шаттл отправлялся 28 раз. Он провел в космосе 300,74 суток, совершил за это время 4808 оборотов вокруг Земли и пролетел в общей сложности 201 454 702 км. На борту шаттла за были проведены эксперименты с рентгеновским и ультрафиолетовым телескопами, исследования микрогравитации, запуск лазерного геодинамического спутника, медицинские исследования и многие другие опыты.

В последний полет шаттл отправился 16 января 2003 года. Утром 1 февраля он должен был вернуться на Землю.

Повреждения шаттл получил еще во время старта. На 82-й секунде после запуска от левого обтекателя крепления шаттла оторвался кусок изоляции, который с силой ударил по панели левого крыла «Колумбии». Такие инциденты уже случались, и специалисты NASA признали удары фрагментов теплоизоляционного материала не представляющими угрозы для эксплуатации.

1 февраля в 8:15 EST (по североамериканскому восточному времени) «Колумбия» начала спуск к Земле. В 8:44 шаттл вошел в плотные слои атмосферы. Кромка поврежденного крыла начала перегреваться. Еще через несколько минут шаттл вошел в этап спуска, во время которого корпус корабля должен был перенести наиболее тяжелые тепловые нагрузки.

В 8:53 от крыла стали отваливаться куски обшивки.

Через несколько секунд оператор по механическим системам и жизнеобеспечению Джефф Клинг выявил неисправность четырех датчиков гидравлической системы в левой плоскости крыла. Спустя пару минут отказали датчики давления в левой стойке шасси.

В 8:59 с борта «Колумбии» было отправлено последнее сообщение, обрывавшееся на полуслове: «Roger, uh, bu…». На этом связь с шаттлом прервалась.

в ЦУПе офицер связи заверила руководителя полетом, что обрыв связи был ожидаем и связан с тем, что хвост шаттла заслонил антенну спутника связи. Но в 9:00 «Колумбия» уже разваливалась на множество обломков.

А спустя пять минут над северной частью Техаса жители услышали взрыв и заметили в небе дым.

После того, как появились данные о взрыве, в ЦУПе была объявлена тревога. Присутствующим было запрещено покидать места, а операторы должны были сохранить всю имевшуюся информацию для последующего расследования.

Анализ данных того, что происходило с шаттлом, показал: в катастрофе был виноват именно кусок изоляции, повредивший плоскостную панель. Тесты показали: изоляционный материал способен пробить панель. В результате образовалась большая дыра, в которую попали разогретые до сверхвысоких температур газы. Это и привело к разрушению шаттла.

Изначально были и другие версии — предполагалось, что шаттл мог пострадать уже в космосе, от столкновения с метеоритом или удара молнии. Однако экипаж о подобных происшествиях не сообщал.

Этот экипаж стал третьим, погибшим в миссиях NASA: в 1967 году прямо на пусковой площадке произошла катастрофа корабля «Апполон-1», а в 1986 году на взлете взорвался шаттл «Челленджер».

Шестеро из членов команды «Колумбии» имели семьи, для троих это был первый полет в космос.

В связи с катастрофой в США был объявлен четырехдневный траур. Полеты в космос были приостановлены на время расследования причин крушения. На этот период обязанности по доставке грузов на МКС легли на Россию.

В течение первых дней после катастрофы было найдено большое количество плиток теплозащиты, носовая часть шаттла, один из двигателей, а также две секции левого крыла и аварийные бортовые самописцы. В 38 районах штата Техас и 25 округах Луизианы спасатели обнаружили более 12 тыс. различных фрагментов шаттла, в то время как сам челнок состоял из 2 млн различных компонентов. Необходимо было собрать как можно большее число обломков, чтобы по характеру повреждений реконструировать картину разрушения шаттла. Чуть позже был обнаружен и бортовой самописец и фрагменты крыла, повреждение которого и привело к гибели шаттла.

Члены независимого совета по расследованию причин катастрофы шаттла вынесли окончательный вердикт летом 2003 года.

Согласно заключительному докладу специалистов, упущения NASA сыграли не меньшую роль в трагедии, чем технические неполадки. Эксперты также утверждали, что, если конструкция шаттла не отвечала требованиям безопасности, необходимо было выявить это до запуска и предпринять что-нибудь для устранения недостатков.

«Если эти неполадки, о которых NASA знает давно, не будут устранены, нас ждет еще одна катастрофа», — говорилось в докладе.

NASA подверглось критике за отсутствие бдительности и «недостаток любопытства к тому, чего не должно происходить». Эксперты заявили, что хотели бы, чтобы руководство NASA прислушалось к их советам, однако не рассчитывают на это, потому что «они всегда убеждены в своей правоте и не желают прислушиваться к советам со стороны».

«Организация работы NASA, с нашей точки зрения, не может обеспечить безопасность полетов», — заявил руководитель Института космической политики Университета Джорджа Вашингтона доктор Логсден.

Согласно отчету NASA, опубликованному спустя несколько лет, астронавты погибли за считанные секунды.

После отделения кабины от остальных частей шаттла перепад давления внутри нее если не убил астронавтов, то привел их в бессознательное состояние. Когда кабина разрушилась, их тела с огромной скоростью упали на землю с высоты более 60 км, обгорев за время падения из-за силы трения в атмосфере.

Программа Space Transportation System была прекращена в 2011 году, гибель шаттлов сыграла не последнюю роль в ее закрытии. Последний полет совершил шаттл «Дискавери». Во время старта у него так же, как у «Колумбии» отвалилось несколько кусков теплоизоляционной пены, но на этот раз они не нанесли шаттлу серьезных повреждений.

Катастрофа шаттла Challenger (1986) — РИА Новости, 28.01.2021

https://ria.ru/20210128/shattl-1594606285.html

Катастрофа шаттла Challenger (1986)

Катастрофа шаттла Challenger (1986) — РИА Новости, 28.01.2021

Катастрофа шаттла Challenger (1986)

Многоразовый транспортный космический корабль «Челленджер» (Challenger – «Бросающий вызов») первоначально был построен в качестве испытательного корабля для… РИА Новости, 28.01.2021

2021-01-28T01:01

2021-01-28T01:01

2021-01-28T01:01

справки

челленджер (шаттл)

наса

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/01/1a/1594608193_0:113:3000:1801_1920x0_80_0_0_189ec909ee230521ab8ccdcce355fde6.jpg

Многоразовый транспортный космический корабль «Челленджер» (Challenger – «Бросающий вызов») первоначально был построен в качестве испытательного корабля для американской программы Space Transportation System, более известной как Space Shuttle («Космический челнок»). В 1979 году Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) заключило контракт на его переоборудование в полностью космический орбитальный аппарат. Он стал вторым действующим шаттлом, доставленным в Космический центр Кеннеди в июле 1982 года. Космический корабль был назван в честь британского военно-морского судна, на котором в 1870‑х годах была проведена первая комплексная океанографическая экспедиция. Конструктивно шаттл состоял из трех основных компонентов – орбитального аппарата (орбитер), который выводился на околоземную орбиту и являлся космическим кораблем, большого внешнего топливного бака и двух твердотопливных ракетных ускорителей, которые работали в течение двух минут после старта. После выхода в космос орбитер самостоятельно возвращался на Землю и совершал посадку как самолет на взлетно-посадочную полосу. Твердотопливные ускорители приводнялись на парашютах и затем использовались вновь. Внешний топливный бак сгорал в атмосфере. 4 апреля 1983 года «Челленджер» совершил свой первый полет в космос. Всего космический челнок выполнил девять успешных миссий. Десятый старт в январе 1986 года стал для «Челленджера» последним. Полет был рассчитан на шесть дней. Экипажу предстояло запустить в космос спутник связи, а также научный аппарат Spartan для наблюдения кометы Галлея, который после двух суток автономной работы планировалось забрать и вернуть на Землю. Астронавты также должны были провести несколько экспериментов на борту корабля. В состав экипажа входили: командир корабля Фрэнсис Скоби; пилот Майкл Смит; три научных специалиста – Джудит Резник, Рональд Макнейр, Эллисон Онидзука; два специалиста по полезной нагрузке – Грегори Джарвис и Шарон Кристи Маколифф. Маколифф была учительницей, для нее это был первый полет в космос в качестве первого участника проекта NASA «Учитель в космосе» (Teacher in Space Project). Она должна была провести два урока в прямом эфире. Экспедиция космического корабля «Челленджер», носившая кодовый номер STS-51-L, несколько раз откладывалась. Первоначально запуск был запланирован на июль 1985 года, затем его перенесли на ноябрь 1985 года, позже он был отложен на конец января 1986 года. Старт был назначен на 22 января 1986 года, но неоднократно откладывался из-за технических проблем и неблагоприятных погодных условий, в итоге его запланировали на 28 января. В ночь на 28 января температура воздуха опустилась ниже нуля. Это вызвало серьезное беспокойство у руководителей фирмы, занимавшейся разработкой твердотопливных ускорителей для шаттла. Дело в том, что конструктивно каждый твердотопливный ускоритель состоит из нескольких секций, герметичность соединений которых обеспечивается мощными уплотнительными кольцами и специальным герметиком. При низких температурах материал межсекционных уплотнителей терял свою эластичность и мог не обеспечить в местах стыка секций герметичность и предохранение соединения от воздействия горячих газообразных продуктов сгорания. Руководители фирмы доложили о своих опасениях в NASA, но неполадки в ускорителях возникали и при других полетах, поэтому запуск не отменили. Утром 28 января все конструкции стартового комплекса были покрыты ледяной коркой, поэтому время старта немного отложили – ждали, пока лед растает. 28 января 1986 года в 11.38 по восточному поясному времени «Челленджер» стартовал. От взлета до того, как установленная на борту шаттла контрольно-измерительная аппаратура перестала подавать на Землю электронные импульсы (через 73,6 секунды после старта), казалось, что полет проходил нормально. На 57-й секунде полета центр управления сообщил: двигатели работают с полной нагрузкой, все системы функционируют удовлетворительно. Голосовая связь с экипажем работала. Никаких аварийных сигналов из кабины экипажа не поступало. Первые признаки катастрофы отметили не приборы, а телевизионные камеры. Через 73 секунды после старта на экране радиолокатора отчетливо обозначились траектории падавших в море многочисленных обломков и дежурный служащий NASA констатировал: «Корабль взорвался».На «Челленджере» произошел взрыв внешнего топливного бака, после которого из-за сильных аэродинамических нагрузок произошло разрушение орбитального аппарата. Два твердотопливных ракетных ускорителя, которые вылетели из огненного шара, продолжали полет до тех пор, пока им не была дана с Земли команда на самоуничтожение. Последующий анализ видеозаписи и телеметрических данных показал, что сразу же после старта появилась струя серого дыма, бьющая из кормового стыка правого твердотопливного ускорителя. Чем большую скорость набирал шаттл, тем больше и темнее становились струи дыма. Дым стал черного цвета, что свидетельствовало о разрушении изоляции узла и уплотнительных колец, герметизирующих узлы. На 59-й секунде полета в том месте, где из ускорителя пробивался дым, появилось небольшое пламя, затем оно начало расти. Воздушный поток направлял языки пламени на обшивку внешнего топливного бака и на крепление ускорителя к нему. Внутри топливный бак был разделен надвое толстой перегородкой: по одну ее сторону находится сжиженный водород, по другую – сжиженный кислород (вместе они образовывали горючую смесь, питающую двигатель «Челленджера»). На 65-й секунде произошло повреждение топливного бака, из него стал вытекать жидкий водород. Это привело к изменению формы и цвета факела пламени. На 73-й секунде полета произошел срыв нижнего крепления ускорителя. Он повернулся вокруг верхнего крепления и повредил нижнюю часть топливного бака. Находившийся там жидкий кислород стал вытекать наружу, где смешался с водородом. На высоте чуть более четырнадцати километров, «Челленджер» полностью охватило пламя. После этого произошел взрыв топливного бака. В это время космический корабль проходил зону максимального аэродинамического давления. Из-за перегрузок он распался на несколько крупных частей, одной из них была носовая часть фюзеляжа, где были астронавты. Шаттл разрушился над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида (США), и его обломки упали в воду. Поисково-спасательная операция проводилась кораблями ВМС США и береговой охраны США с февраля по август 1986 года. С помощью гидролокатора было обследовано более 480 квадратных морских миль дна океана. Водолазы ВМС, дистанционно управляемые аппараты (ROV) и пилотируемые подводные аппараты также проводили визуальные исследования. В результате поисково-спасательной операции, со дна океана были подняты многие фрагменты корабля, в том числе и отсек экипажа. Выяснилось, что некоторые астронавты пережили разрушение орбитера и были в сознании – ими были включены персональные приборы подачи воздуха. Так как эти приборы подают воздух не под давлением, то в случае разгерметизации кабины экипаж вскоре потерял сознание. Астронавты не могли пережить удара жилого отсека о водную поверхность на скорости 333 километров в час, когда перегрузка достигла 200 g. Комиссия, расследовавшая катастрофу, назвала основной причиной, приведшей к трагедии, неисправность кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя. Из-за прогара кольцевого уплотнения, не обеспечившего необходимую герметичность стыка в условиях низких температур, произошел прорыв горячих газов. Развитие прогара началось сразу же после зажигания твердотопливного ускорителя на старте. При расследовании катастрофы инженеры NASA обнаружили еще несколько проблем, которые могли привести к неприятностям, поэтому остальные шаттлы были доработаны. Наиболее важным изменением являлась разработка нового соединения сегментов ускорителя с тремя уплотняющими кольцами и более эффективным креплением. Кроме того, были введены новые методы извещений, которые поощряли служащих обращаться к высшему руководству, если они считали, что существует угроза безопасности полета. Трагедия привела к прекращению полетов шаттлов на 2,5 года, затем они возобновились и продолжались по 2011 год. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e5/01/1a/1594608193_0:0:2688:2016_1920x0_80_0_0_b4c4f6e09f4544e1fd7b0a047ed36a6d.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

справки, челленджер (шаттл), наса

Справки, Челленджер (шаттл), НАСА

Многоразовый транспортный космический корабль «Челленджер» (Challenger – «Бросающий вызов») первоначально был построен в качестве испытательного корабля для американской программы Space Transportation System, более известной как Space Shuttle («Космический челнок»). В 1979 году Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) заключило контракт на его переоборудование в полностью космический орбитальный аппарат. Он стал вторым действующим шаттлом, доставленным в Космический центр Кеннеди в июле 1982 года. Космический корабль был назван в честь британского военно-морского судна, на котором в 1870‑х годах была проведена первая комплексная океанографическая экспедиция.

Конструктивно шаттл состоял из трех основных компонентов – орбитального аппарата (орбитер), который выводился на околоземную орбиту и являлся космическим кораблем, большого внешнего топливного бака и двух твердотопливных ракетных ускорителей, которые работали в течение двух минут после старта. После выхода в космос орбитер самостоятельно возвращался на Землю и совершал посадку как самолет на взлетно-посадочную полосу. Твердотопливные ускорители приводнялись на парашютах и затем использовались вновь. Внешний топливный бак сгорал в атмосфере.

4 апреля 1983 года «Челленджер» совершил свой первый полет в космос. Всего космический челнок выполнил девять успешных миссий.

Десятый старт в январе 1986 года стал для «Челленджера» последним. Полет был рассчитан на шесть дней. Экипажу предстояло запустить в космос спутник связи, а также научный аппарат Spartan для наблюдения кометы Галлея, который после двух суток автономной работы планировалось забрать и вернуть на Землю. Астронавты также должны были провести несколько экспериментов на борту корабля.

В состав экипажа входили: командир корабля Фрэнсис Скоби; пилот Майкл Смит; три научных специалиста – Джудит Резник, Рональд Макнейр, Эллисон Онидзука; два специалиста по полезной нагрузке – Грегори Джарвис и Шарон Кристи Маколифф.

© NASAЭкипаж шаттла Челленджер, который взорвался через 73 секунды после начала полета 28 января 1986 года

© NASA

Экипаж шаттла Челленджер, который взорвался через 73 секунды после начала полета 28 января 1986 года

Маколифф была учительницей, для нее это был первый полет в космос в качестве первого участника проекта NASA «Учитель в космосе» (Teacher in Space Project). Она должна была провести два урока в прямом эфире.

Экспедиция космического корабля «Челленджер», носившая кодовый номер STS-51-L, несколько раз откладывалась. Первоначально запуск был запланирован на июль 1985 года, затем его перенесли на ноябрь 1985 года, позже он был отложен на конец января 1986 года.

Старт был назначен на 22 января 1986 года, но неоднократно откладывался из-за технических проблем и неблагоприятных погодных условий, в итоге его запланировали на 28 января.

В ночь на 28 января температура воздуха опустилась ниже нуля. Это вызвало серьезное беспокойство у руководителей фирмы, занимавшейся разработкой твердотопливных ускорителей для шаттла. Дело в том, что конструктивно каждый твердотопливный ускоритель состоит из нескольких секций, герметичность соединений которых обеспечивается мощными уплотнительными кольцами и специальным герметиком. При низких температурах материал межсекционных уплотнителей терял свою эластичность и мог не обеспечить в местах стыка секций герметичность и предохранение соединения от воздействия горячих газообразных продуктов сгорания. Руководители фирмы доложили о своих опасениях в NASA, но неполадки в ускорителях возникали и при других полетах, поэтому запуск не отменили.

Утром 28 января все конструкции стартового комплекса были покрыты ледяной коркой, поэтому время старта немного отложили – ждали, пока лед растает. 28 января 1986 года в 11.38 по восточному поясному времени «Челленджер» стартовал.

От взлета до того, как установленная на борту шаттла контрольно-измерительная аппаратура перестала подавать на Землю электронные импульсы (через 73,6 секунды после старта), казалось, что полет проходил нормально. На 57-й секунде полета центр управления сообщил: двигатели работают с полной нагрузкой, все системы функционируют удовлетворительно. Голосовая связь с экипажем работала. Никаких аварийных сигналов из кабины экипажа не поступало. Первые признаки катастрофы отметили не приборы, а телевизионные камеры. Через 73 секунды после старта на экране радиолокатора отчетливо обозначились траектории падавших в море многочисленных обломков и дежурный служащий NASA констатировал: «Корабль взорвался».

На «Челленджере» произошел взрыв внешнего топливного бака, после которого из-за сильных аэродинамических нагрузок произошло разрушение орбитального аппарата. Два твердотопливных ракетных ускорителя, которые вылетели из огненного шара, продолжали полет до тех пор, пока им не была дана с Земли команда на самоуничтожение.

Последующий анализ видеозаписи и телеметрических данных показал, что сразу же после старта появилась струя серого дыма, бьющая из кормового стыка правого твердотопливного ускорителя. Чем большую скорость набирал шаттл, тем больше и темнее становились струи дыма. Дым стал черного цвета, что свидетельствовало о разрушении изоляции узла и уплотнительных колец, герметизирующих узлы. На 59-й секунде полета в том месте, где из ускорителя пробивался дым, появилось небольшое пламя, затем оно начало расти. Воздушный поток направлял языки пламени на обшивку внешнего топливного бака и на крепление ускорителя к нему. Внутри топливный бак был разделен надвое толстой перегородкой: по одну ее сторону находится сжиженный водород, по другую – сжиженный кислород (вместе они образовывали горючую смесь, питающую двигатель «Челленджера»). На 65-й секунде произошло повреждение топливного бака, из него стал вытекать жидкий водород. Это привело к изменению формы и цвета факела пламени. На 73-й секунде полета произошел срыв нижнего крепления ускорителя. Он повернулся вокруг верхнего крепления и повредил нижнюю часть топливного бака. Находившийся там жидкий кислород стал вытекать наружу, где смешался с водородом. На высоте чуть более четырнадцати километров, «Челленджер» полностью охватило пламя. После этого произошел взрыв топливного бака. В это время космический корабль проходил зону максимального аэродинамического давления. Из-за перегрузок он распался на несколько крупных частей, одной из них была носовая часть фюзеляжа, где были астронавты.

Шаттл разрушился над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида (США), и его обломки упали в воду. Поисково-спасательная операция проводилась кораблями ВМС США и береговой охраны США с февраля по август 1986 года. С помощью гидролокатора было обследовано более 480 квадратных морских миль дна океана. Водолазы ВМС, дистанционно управляемые аппараты (ROV) и пилотируемые подводные аппараты также проводили визуальные исследования.

© AP Photo / James NeihouseОбломки шаттла Челленджер

© AP Photo / James Neihouse

Обломки шаттла Челленджер

В результате поисково-спасательной операции, со дна океана были подняты многие фрагменты корабля, в том числе и отсек экипажа. Выяснилось, что некоторые астронавты пережили разрушение орбитера и были в сознании – ими были включены персональные приборы подачи воздуха. Так как эти приборы подают воздух не под давлением, то в случае разгерметизации кабины экипаж вскоре потерял сознание. Астронавты не могли пережить удара жилого отсека о водную поверхность на скорости 333 километров в час, когда перегрузка достигла 200 g.

Комиссия, расследовавшая катастрофу, назвала основной причиной, приведшей к трагедии, неисправность кольцевого уплотнителя твердотопливного ускорителя.

Из-за прогара кольцевого уплотнения, не обеспечившего необходимую герметичность стыка в условиях низких температур, произошел прорыв горячих газов. Развитие прогара началось сразу же после зажигания твердотопливного ускорителя на старте.

При расследовании катастрофы инженеры NASA обнаружили еще несколько проблем, которые могли привести к неприятностям, поэтому остальные шаттлы были доработаны. Наиболее важным изменением являлась разработка нового соединения сегментов ускорителя с тремя уплотняющими кольцами и более эффективным креплением. Кроме того, были введены новые методы извещений, которые поощряли служащих обращаться к высшему руководству, если они считали, что существует угроза безопасности полета.

Трагедия привела к прекращению полетов шаттлов на 2,5 года, затем они возобновились и продолжались по 2011 год.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

обломков катастрофы космического корабля «Колумбия» найдено в Техасе

Этот бак от космического корабля «Колумбия», который был уничтожен при возвращении на Землю в 2003 году, был найден в 2011 году на востоке Техаса.
(Изображение предоставлено Полицейским управлением Накогдочес)

Обломки космического челнока НАСА «Колумбия» были обнаружены в Техасе через восемь лет после катастрофы 2003 года, которая уничтожила космический корабль и унесла жизни его экипажа из семи астронавтов во время входа в атмосферу, подтвердили представители НАСА сегодня (2 августа).

Обломки были обнаружены на прошлой неделе в восточном Техасе. Это круглый алюминиевый резервуар для хранения и распределения энергетических реагентов из Колумбии, который разрушился над Техасом при повторном входе в атмосферу Земли ближе к концу 16-дневной научной миссии.

Танк был обнаружен на открытом участке озера Накогдочес в Накогдочесе, штат Техас, примерно в 160 милях к северо-востоку от Хьюстона. [Фото: Вспоминая катастрофу шаттла «Колумбия» НАСА]

«Единственная причина, по которой он выставлен напоказ, заключается в том, что продолжается засуха, а резервуар находился под озером», — сказала SPACE Лиза Мэлоун, представитель НАСА в Космическом центре Кеннеди во Флориде. .ком. «Сам бак полон грязи».

Полиция Накогдочес сообщила НАСА о находке и отправила фотографии для опознания. Инженеры НАСА, работающие над системами хранения и распределения энергетических реагентов шаттла, смогли подтвердить, что эта деталь принадлежала Колумбии. [Объяснение обнаружения танка в Колумбии]

«Один из парней прожил здесь более 30 лет, узнал его и сказал: «Это один из танков», — сказал Мэлоун.

Часть была одним из 18 резервуаров на шаттле, в которых хранился сверххолодный жидкий кислород и жидкий водород. Сферический резервуар диаметром около 40 дюймов (1 метр) в конечном итоге будет отправлен обратно в Космический центр Кеннеди, где НАСА хранит весь собранный мусор из Колумбии в зоне с контролируемым климатом в гигантском здании сборки транспортных средств.

«Сейчас мы прорабатываем планы и детали того, как мы доставим его сюда», — сказал Мэлоун. «Мы хотим собрать обломки и хранить их в одном месте».

На сегодняшний день восстановлено около 38-40 процентов обломков орбитального корабля «Колумбия». Остальные либо сгорели при входе в атмосферу, либо все еще находятся там, где приземлились в Техасе и Луизиане.

«Время от времени в течение года мы получаем телефонные звонки и электронные письма от людей о вещах, которые они считают мусором», — сказал Мэлоун.

Катастрофа 2003 года была связана с дырой, которая была пробита в одном из крыльев Колумбии куском обломков топливного бака во время запуска, согласно выводам наблюдательного совета, расследовавшего аварию. Отверстие сделало орбитальный аппарат неспособным выдержать сильный жар при входе в атмосферу, что привело к распаду корабля.

Обнаруженные обломки кораблекрушения все еще могут помочь залечить старые раны.

«Это всегда заставляет тебя думать об аварии, о Колумбии и, конечно же, об экипаже», — сказал Мэлоун. «Это всегда служит напоминанием».

Это изображение экипажа шаттла STS-107 «Колумбия» на орбите было извлечено из обломков внутри непроявленной коробки с пленкой. Цвета рубашек указывают на смену их миссии. Слева направо (нижний ряд): Калпана Чавла, специалист миссии; Рик Хасбенд, командир; Лорел Кларк, специалист миссии; и Илан Рамон, специалист по полезной нагрузке. Слева направо (верхний ряд) — астронавты Дэвид Браун, специалист миссии; Уильям МакКул, пилот; и Майкл Андерсон, командир полезной нагрузки. Рамон представляет Израильское космическое агентство. (Изображение предоставлено НАСА/JSC) 900:02 «Колумбия» перевозила командира Рика Хасбэнда, пилота Уильяма Маккула, специалистов миссии Калпана Чавла, Дэвида Брауна и Лорел Кларк, командира по полезной нагрузке Майкла Андерсона и специалиста по полезной нагрузке Илана Рамона, который был первым астронавтом Израиля.

После катастрофы НАСА модернизировало оборудование и процессы для защиты от подобного сбоя. Все пост-колумбийские шаттлы летали с внешними баками, конструкция которых была изменена, чтобы уменьшить количество обломков их изолирующей пены, отваливающихся во время взлета.

В качестве дополнительной меры предосторожности недавние экипажи провели тщательную проверку теплозащитных экранов своих орбитальных аппаратов после выхода на орбиту, чтобы убедиться, что они не получили никаких повреждений, которые могли бы подвергнуть их опасности во время посадки.

Авария в Колумбии стала второй катастрофой в истории 30-летней программы космических челноков. Это последовало за уничтожением в 1986 году шаттла «Челленджер» и его экипажа. Исключительно холодная погода на стартовой площадке Challenger во Флориде в тот день привела к выходу из строя уплотнительного кольца на одном из твердотопливных ракетных ускорителей шаттла, что в конечном итоге разорвало аппарат.

В прошлом месяце НАСА вывело из эксплуатации оставшиеся три орбитальных шаттла. Шаттл «Атлантис» приземлился 21 июля, чтобы завершить 135-ю и последнюю миссию программы шаттлов. Теперь Atlantis и его братья и сестры Discovery и Endeavour отправятся в музеи, а НАСА приступит к новой программе по созданию транспортных средств для исследования дальнего космоса.

Вы можете следить за старшим писателем SPACE.com Кларой Московиц по телефону Twitter @ ClaraMoskowitz .   Подпишитесь на SPACE.com, чтобы быть в курсе последних новостей космической науки и исследований в Твиттере @Spacedotcom и на Facebook .

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: [email protected].

Клара Московиц – писатель, занимающийся наукой и космонавтикой, присоединившаяся к команде Space.com в 2008 году и работавшая помощником управляющего редактора с 2011 по 2013 год. У Клары есть степень бакалавра астрономии и физики Уэслианского университета, Калифорнийский университет в Санта-Круз. Она занимается всем, от астрономии до пилотируемых космических полетов, и однажды прошла программу обучения суборбитальным космическим полетам NASTAR для космических миссий. Клара в настоящее время является помощником редактора журнала Scientific American. Чтобы увидеть ее последний проект, подпишитесь на Клару в Твиттере.

НАСА впервые демонстрирует обломки космических кораблей «Челленджер» и «Колумбия»

Часть фюзеляжа космического корабля «Челленджер» и оконные рамы космического корабля «Колумбия» являются частью нового мемориала под названием «Навсегда в памяти» в Комплексе посетителей Космического центра Кеннеди НАСА во Флориде.
(Изображение предоставлено: collectSPACE.com/Robert Z. Pearlman)

МЫС КАНАВЕРАЛ, Флорида — Артефакты, извлеченные из обломков космических кораблей НАСА «Челленджер» и «Колумбия», впервые выставлены на всеобщее обозрение в рамках новой мощной выставки, посвященной памяти двух крылатых космических кораблей и их погибших экипажей астронавтов.

Представители НАСА присоединились к членам семей погибших экипажей в субботу (27 июня), чтобы открыть «Навеки запомненные», новую постоянную выставку, установленную под списанным космическим челноком «Атлантис» в Комплексе посетителей Космического центра Кеннеди во Флориде. Торжественная экспозиция, организованная тайно в течение последних нескольких лет, призвана увековечить память 14 мужчин и женщин, погибших во время злополучных миссий Challenger и Columbia, STS-51L в 1986 году и STS-107 в 2003 году соответственно.

«Пришло время рассказать обо всех достижениях космического челнока, — написал администратор НАСА Чарльз Болден в послании сотрудникам агентства, — о мужчинах и женщинах, которые сделали программу великой, и о жертвах тех, кто проиграл свою жизнь, чтобы раздвинуть границы человеческих достижений». [Фото: личные вещи упавших астронавтов космического корабля НАСА]

Артефакты павших астронавтов выстроились вдоль стен выставки «Навеки запомненные» на выставке космического корабля «Атлантис» в Комплексе посетителей Космического центра Кеннеди НАСА во Флориде. (Изображение предоставлено: collectSPACE.com/Robert Z. Pearlman) В состав экипажа

Challenger входили командир Дик Скоби, пилот Майк Смит, специалисты миссии Рон Макнейр, Джуди Резник и Элисон Онидзука, специалист по полезной нагрузке Грегори Джарвис и учитель в космосе Криста Маколифф.

В состав экипажа «Колумбии» входили командир Рик Хасбенд, пилот Уильям «Вилли» МакКул, специалисты миссии Дэвид Браун, Калпана «Кей Си» Чавла, Майкл Андерсон, Лорел Кларк и израильский специалист по полезной нагрузке Илан Рамон.

Галерея также служит святыней упавшим орбитальным кораблям, включая найденные обломки обоих — впервые для любого публичного мемориала.

От Колумбии, первого космического челнока НАСА, запущенного в апреле 1981 года, экспонат представляет шесть оконных рам орбитального корабля. Их толстые стеклянные панели были потеряны, когда Колумбия развалилась над Техасом, оконные рамы выставлены так, что кажется, что они парят в той формации, в которой они были установлены на кабине экипажа орбитального корабля.

«Говорят, что глаза — это окна в наши души, и я считаю, что это верно и для окон Колумбии», — сказал Боб Кабана, директор Космического центра Кеннеди и бывший астронавт шаттла. «Когда я смотрю в эти окна, я вижу Джона Янга и Боба Криппена, готовящихся к самому смелому испытательному полету в истории».

«Я вижу, как гораздо более молодой Боб Кабана отправляется в космос по своей первой команде, — сказал Кабана, ссылаясь на свою миссию STS-65 в 1994 году, — и я вижу Рика и Вилли, а также остальных членов экипажа 107, улыбающихся и переживающих чудеса космоса». [Фото: Трагедия космического корабля «Колумбия»]

Для представления «Челленджера» НАСА выбрало большой сегмент фюзеляжа корабля, который сразу же можно узнать по значку, нарисованному вдоль его борта.

«Глядя на боковую стенку Challenger, я вижу американский флаг и думаю обо всем, что [он] совершил», — отметил Кабана. «Я вижу улыбки на лицах последнего экипажа, машущего руками, когда они покидали каюты экипажа для Astrovan и поездки на [стартовую] площадку, и я вижу нашу волю выстоять перед лицом невзгод и вернуться еще сильнее. .»

«Навсегда запомненные» также включает дисплеи для каждого из 14 астронавтов, включая портреты членов экипажа и подборку личных вещей, предоставленных членами их семей. Галерея площадью почти 2000 квадратных футов (185 квадратных метров) содержит самую большую коллекцию личных вещей обоих летных экипажей.

Предметы включают ковбойские сапоги мужа и библию; небольшой самолет, который Смит вырезал вручную для своей жены; Винтажная коробка для завтрака Андерсон «Звездный путь» и исследовательская работа, написанная Резник, выставлены рядом с ее нотами для скрипки и фортепиано. Здесь есть летные куртки, семейные фотографии и множество других артефактов, дающих представление о людях, стоящих за именами на нашивках миссий. Многие предметы были одолжены семьями; другие принадлежат НАСА.

«В этой выставке принимают участие семьи астронавтов, — заявил Болден. «Он делится со всеми некоторыми из самых острых и сложных артефактов нашей истории. Но, в конечном счете, это история надежды, потому что эти астронавты мечтали о будущем».

Челленджер был потерян на 73-й секунде своего 10-го полета 28 января 1986 года. Холодная погода повредила уплотнительное кольцо на одном из двух твердотопливных ракетных ускорителей шаттла, в результате чего горячий газ прогорел через правый ускоритель, повредив оборудование. который соединил его с транспортным средством и вызвал разрушение конструкции внешнего топливного бака космического корабля. Затем «Челленджер» развалился на части, поддавшись аэродинамическим силам, и развалился на куски в океан. [Вспоминая «Челленджер»: трагедия первого шаттла НАСА (фотографии)]

«Колумбия» развалилась на части при входе в атмосферу 1 февраля 2003 г. Она была потеряна из-за повреждения левого крыла 16 днями ранее во время запуска. Небольшой кусок пенопласта внешнего бака попал в край крыла, оставив дыру, которая осталась незамеченной во время миссии. По возвращении горячая плазма попала в крыло, разорвав его на части, и в результате потеря управления привела к распаду Колумбии.

Усилия по извлечению обломков последовали за обеими трагедиями, чтобы получить доказательства, необходимые для выяснения того, что забрало машины и их экипаж.

Около 120 тонн обломков «Челленджера» было поднято со дна Атлантического океана. В результате извлечения пришлось 30 процентов всей конструкции Challenger, в том числе около 75 процентов его кабины экипажа и окружающего фюзеляжа.

После завершения расследования его потери 102 ящика с остатками «Челленджера» были помещены в две выведенные из эксплуатации ракетные шахты «Минитмен», комплексы 31 и 32 на базе ВВС на мысе Канаверал. Подземные бункеры предназначались не для захоронения или памятника Челленджеру, а скорее для хранения.

Тем не менее, до «Навсегда в памяти» ни одна часть «Челленджера» не поднималась для изучения или демонстрации.

В отличие от Челленджера, НАСА каталогизировало 84 000 частей Колумбии, которые были обнаружены, и после расследования хранили их в переоборудованном помещении, расположенном на 16-м этаже того же здания сборки транспортных средств в Космическом центре Кеннеди, которое когда-то готовило Колумбию к запуску. По сей день исследователи могут запрашивать обломки и получать их взаймы для изучения.

НАСА переместило как минимум три части Колумбии, включая регистратор данных и боковое люк, в Космический центр Джонсона в Хьюстоне, Центр космических полетов Маршалла в Алабаме и Космический центр Кеннеди, чтобы сотрудники могли их видеть. В 2008 году НАСА также посетило небольшую коллекцию обломков орбитального аппарата вокруг его центров в рамках выставки, посвященной обеспечению безопасности. Этот дисплей был открыт для сотрудников, но не для публики.

Единственными артефактами, выставленными на всеобщее обозрение до сих пор на самолетах 51L и 107, были флаги США и нашивки миссии, а также несколько личных вещей экипажей, которые были подарены или переданы в аренду музеям по всей стране, включая Национальное управление авиации и космонавтики. Музей в Вашингтоне, округ Колумбия,

«На здешние артефакты нелегко смотреть. Многие из них экспонируются впервые», — сказал Болден. «Мы надеемся, что, сделав их доступными для всеобщего обозрения, мы поможем напомнить миру, что каждый запуск, открытие, каждая мера прогресса возможны только благодаря жертвам тех, кого мы потеряли».

«Навсегда в памяти» завершается видеороликами, демонстрирующими восстановление после потери двух шаттлов с трех разных точек зрения. Одно из видео посвящено эмоциональным реакциям, в нем представлены письма детей, отправленные в НАСА после аварий; второе видео посвящено сбору и расследованию обломков; и третья о том, как агентство вернуло шаттл в полет.

«Мемориал также чествует людей, которые служили в программе шаттлов на протяжении всей ее богатой истории», — сказал Болден. «Те, кто дважды принял вызов «Возвращения в полет» и решил проблемы, чтобы миссии могли продолжаться».

Щелкните, чтобы собрать SPACE, чтобы увидеть больше фотографий и посмотреть, как члены семей погибших астронавтов обсуждают выставку НАСА «Навсегда в памяти».

Подписывайтесь на collectSPACE.com в Facebook и Twitter на @collectSPACE. Copyright 2015 collectSPACE.com. Все права защищены.

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: [email protected].

Роберт Перлман — космический историк, журналист, основатель и редактор collectSPACE.com, интернет-издания и сообщества, посвященного истории космоса, уделяющего особое внимание тому, как и где освоение космоса пересекается с поп-культурой. Перлман также является автором статей для Space.com и соавтором книги «Космические станции: искусство, наука и реальность работы в космосе», опубликованной Smithsonian Books в 2018 году. Ранее он разрабатывал онлайн-контент для Национального космического общества и Apollo. 11 луноход Базз Олдрин помог основать компанию по космическому туризму Space Adventures и в настоящее время входит в состав Исторического комитета Американского астронавтического общества, консультативного комитета The Mars Generation и руководящего совета For All Moonkind.