Первый танк в мире: Mk. I — первый в мире боевой танк

как они выглядели и из чего состояли

Каждый, кто первый раз входил внутрь темного металлического короба, обязательно ударялся головой о потолок. Это потом теснота в танках стала притчей во языцех, но тут все было в новинку. Даже это своеобразное «боевое» крещение, которое не миновало ни одного пехотинца, сапера, связиста, отправленного на переобучение. Ровно 100 лет назад в битве при Сомме через воронки и траншеи впервые поползли танки. Так зарождалась война нового типа.

Олег Макаров

Танк — это бронированный автомобиль с вооружением, и к первой четверти XX века, когда танк родился, в этой машине не было ничего принципиально новаторского. Преимущества нахождения на поле битвы хорошо защищенной боевой единицы, будь то римская «черепаха» или закованная в латы тяжелая конница средневекового Запада, оценили еще в доиндустриальные времена. Первый автомобиль — паровая телега Кюньо — был построен до Великой французской революции. Так что теоретически некий прототип танка мог участвовать и в наполеоновских войнах. Однако к тому времени все давно забыли про щиты и латы, а ползущая медленнее пешехода телега не могла сравниться со стремительностью конницы.

Пулеметный аргумент

Когда после мира, длившегося в Западной Европе полвека, вдруг вспыхнула большая война, многие поначалу не поняли, что грядет страшная бойня, мало похожая на баталии времен Аустерлица и Ватерлоо. Но случилось то, чего раньше не бывало: на Западном фронте воюющие стороны, безуспешно пытаясь обойти друг друга с флангов, выстроили сплошную линию фронта от Швейцарии до Северного моря. В середине 1915 года британцы и французы с одной стороны и немцы с другой вошли в безнадежный позиционный клинч. Всякие попытки прорвать зарывшуюся в землю, спрятавшуюся в дотах, огородившуюся колючей проволокой эшелонированную оборону заставляли наступавших умыться кровью. Перед тем как посылать пехоту в атаку, чужие траншеи, конечно, старательно обрабатывали артиллерией, но каким бы плотным и сокрушительным ни был ее огонь, достаточно было уцелеть паре пулеметов, чтобы они успешно валили на землю цепи атакующих. Пехота в наступлении явно нуждалась в серьезной огневой поддержке, требовалось оперативно выявлять и подавлять эти плюющиеся смертью пулеметы. Тогда-то и пришло время танка.

Нельзя сказать, что до появления танка на поле боя ничего в этом смысле не предпринималось. Например, пытались вооружать и бронировать автомобили. Но даже если маломощные машины тех времен и могли выдержать вес брони и вооружения, им крайне сложно было передвигаться по бездорожью. А ведь «ничейная земля» между первыми рядами траншей никем специально не подготавливалась для автомобильного движения, к тому же была порядком изрыта взрывами снарядов и мин. Надо было работать над проходимостью.

Свои конструкции гусеничного движителя предлагали в XIX веке несколько британских и русских изобретателей, в частности Дмитрий Загряжский и Федор Блинов. Однако идеи европейцев были доведены до коммерческой реализации по ту сторону Атлантики. Одним из пионеров американской гусеничной техники стала компания Бенджамена Холта, которая в будущем переименовала себя в Caterpillar.

Это все придумал Черчилль…

Тракторы Holt не были к началу войны чем-то необычным в Европе. В качестве тягачей для артиллерийских орудий их активно использовали, в частности, в британской армии. Идея превратить холтовский трактор в бронированную машину на поле боя пришла еще в 1914 году майору Эрнесту Данлопу Суинтону, одному из самых рьяных сторонников того, что в будущем назовут «танком». Кстати, слово «танк» (англ. «бак») было придумано как кодовое название новой машины, дабы ввести в заблуждение противника. Официальным же его названием на момент запуска проекта было Landship — то есть «сухопутный корабль». Получилось так потому, что идея Суинтона была отвергнута общеармейским руководством, но первый Лорд Адмиралтейства Уинстон Черчилль решил действовать на свой страх и риск и взять проект под крыло флота. В феврале 1915 года Черчиллем был создан Комитет по сухопутным кораблям, который разработал техническое задание на бронированную боевую машину. Будущему танку предстояло развивать скорость до 6 км/ч, преодолевать ямы и рвы шириной не менее 2,4 м, взбираться на брустверы высотой до 1,5 м. В качестве вооружения предлагались пулеметы и легкие артиллерийские орудия.

Интересно, что от идеи использования шасси от трактора Holt в результате отказались. На этой платформе построили свои первые танки французские и немецкие конструкторы. Британцы же отдали разработку танка компании из William Fosters & Co.Ltd., имевшей опыт создания сельскохозяйственной техники на гусеничном ходу. Работы велись под руководством главного инженера фирмы Уильяма Триттона и приданного военным ведомством инженера-механика лейтенанта Уолтера Уилсона. Они решили использовать удлиненное гусеничное шасси от другого американского трактора — Bullock. Правда, пришлось серьезно усилить гусеницы, сделав их полностью металлическими. На гусеницы поставили коробчатый металлический корпус, а на него предполагалось поднять цилиндрическую башню. Но идея не прошла: башня смещала вверх центр тяжести, что грозило опрокидыванием. Сзади к гусеничной платформе крепилась ось с парой колес — наследство, доставшееся от гражданских тракторов. При необходимости колеса гидравликой прижимались к земле, удлиняя базу при прохождении неровностей. Всю конструкцию тянул 105-сильный двигатель Foster-Daimler. Прототип Lincoln 1, или Little Willie, был важным шагом в конструировании танка, но оставлял без ответа некоторые вопросы. Во-первых, если нет башни, где ставить вооружение? Вспомним, что первый британский танк разрабатывался под кураторством флота, и… решение нашлось чисто морское. Оружие решили разместить в спонсонах. Это морской термин, означающий выступающие вбок элементы конструкции корабля, в которых находится вооружение. Во-вторых, даже с удлиненным шасси от Bullock прототип не вписывался в заданные параметры прохождения неровностей. Тут Уилсону пришла в голову идея, впоследствии оказавшаяся тупиковой, но на этот раз определившая британский приоритет в танкостроении. Пусть корпус боевой машины станет ромбовидным, а гусеницы будут вращаться по всему периметру ромба! Такая схема позволила машине как бы переваливаться через препятствия. На основе новых идей была построена вторая машина — Big Willie, получившая прозвище Mother (англ. «мать»). Это и был прототип первого в мире танка Mark I, который приняли на вооружение британской армии. «Мать», как и положено, произвела на свет разнополое потомство: танк-«самец» был вооружен двумя 57-мм морскими пушками (и снова флотское влияние!), а также тремя 8-мм пулеметами — все вооружение компании Hotchkiss. На «самке» пушек не было, а пулеметное вооружение состояло из трех 8-мм Vickers и одного Hotchkiss.

Муки первых танкистов

«Ходовая часть и силовая установка танка Mark I, — говорит исторический консультант компании Wargaming Федор Горбачев, — позволяла передвигаться по полю боя вне дорог, преодолевать проволочные заграждения и окопы шириной до 2,7 м — этим танки выгодно отличались от современных им бронеавтомобилей. С другой стороны, их скорость не превышала 7 км/ч, отсутствие средств подрессоривания и демпфирования делало из них достаточно неустойчивую артиллерийскую платформу и усложняло работу экипажа. Согласно Tanks Driver`s Handbook, существовало четыре способа поворота танка, при этом самый распространенный и щадящий для механизмов требовал участия в этом процессе четырех членов экипажа, что сказывалось на маневренности машины не лучшим образом. Броня обеспечивала защиту от ручного огнестрельного оружия и осколков, но пробивалась бронебойными пулями «K» (массово применявшимися немцами с лета 1917 года) и артиллерией».

Первый в мире танк, разумеется, не был образцом технического совершенства. Он создавался в нереально сжатые сроки. Работа над невиданной прежде боевой машиной началась в 1915 году, а уже 15 сентября 1916-го танки впервые применили в бою. Правда, к полю боя Mark I еще надо было доставить. Танк не вписывался в железнодорожные габариты — мешали «щеки»-спонсоны. Их, каждый весом 3 т, везли отдельно на грузовиках. Первые танкисты вспоминали, как накануне боя им приходилось проводить бессонные ночи, привинчивая болтами спонсоны к боевым машинам. Проблема съемных спонсонов была решена только в модификации Mark IV, где их вдвигали внутрь корпуса. Экипаж танка состоял из восьми (реже девяти) человек, и для такого большого экипажа места внутри было маловато. В передней части кабины стояли два кресла — командира и механика-водителя; от них в кормовую часть вели два узеньких прохода, в обход кожуха, прикрывавшего двигатель. Стены кабины использовали под шкафчики, куда убирали боеприпасы, запчасти, инструменты, запасы питья и еды.

Немцы побежали

«В первом бою — при Flers-Courcelette — танки Mark I достигли ограниченного успеха и прорвать фронт не смогли, но эффект, который они оказали на сражающиеся стороны, был значительным, — рассказывает Федор Горбачев. — Англичане за один день 15 сентября продвинулись вглубь обороны противника на 5 км, причем с потерями в 20 раз меньше обычных. На немецких позициях были зафиксированы случаи самовольного оставления окопов и бегства в тыл. 19 сентября главнокомандующий британскими силами во Франции сэр Дуглас Хейг попросил Лондон предоставить более 1000 танков. Несомненно, танк оправдал надежды своих создателей, несмотря на то что он достаточно быстро был вытеснен из боевых частей наследниками и в дальнейшем использовался для обучения экипажей и на второстепенных театрах военных действий».

Нельзя сказать, что именно танки изменили ход Первой мировой и склонили чашу весов в пользу Антанты, но и недооценивать их не стоит. Уже в Амьенской операции 1918 года, приведшей к прорыву германской обороны и фактически к скорому завершению войны, участвовали сотни английских танков Mark V и более продвинутых модификаций. Это сражение стало провозвестником великих танковых битв Второй мировой. Британские ромбовидные «Марки» повоевали и в нашей стране в ходе гражданской войны. Появилась даже легенда об участии Mark V в битве за Берлин, но позже выяснилось, что обнаруженный в Берлине Mark V был украден нацистами и увезен в Германию из Смоленска, где служил мемориалом в память о гражданской войне.

Танки Первой мировой войны | TANKI-TUT.RU

Содержание

  • 1 Танки Великобритании
  • 2 Танки Франции
  • 3 Танки России
  • 4 Танк Германии

Первая мировая война отличалась от всех предыдущих войн обилием новшеств – военной авиацией, подводной войной, химическим оружием и, конечно же, танками, которые вывели сражения из тупика окопной войны.

Танки Великобритании

Самый первый танк в войне был построен 9 сентября 1915 года в Великобритании. Сначала он получил название «Little Willie», но после доведения до ума и вывода в серию ему присвоили имя «Mark I». 15 сентября 1915 года танки этого типа впервые были применены в бою, во Франции, во время битвы на Сомме.

Mark I

Первое боевое применение танков показало – конструкция Марка I несовершенна. Танки ломались, легко пробивались, медленно ездили – все эти недостатки приводили к огромным потерям. В итоге машину было решено существенно изменить. У нее убрали хвост, поменяли глушитель, реконструировали выхлопные трубы, увеличили толщину брони – и в итоге изменения привели к появлению сначала Марка IV, а затем и Марка V – последнего британского танка Первой мировой войны.

Mark V

Параллельно с «Марками» в 1917 году англичане строили скоростной танк Уипетт, или Марк А – достаточно быстроходную и надежную машину, которая неплохо показала себя в боевых действиях. Уипетт сильно отличался от других английских танков, но основные машины по-прежнему были ромбовидными – к изготовлению танков нового формата англичане приступили уже после Первой мировой войны.

Уипетт

Танки Франции

Первыми французскими танками стали «Шнейдер» и «Сен-Шамон», сконструированные в 1917 году. Эти машины имели целый ряд недостатков, однако были достаточно эффективны при массированном применении. В итоге танки переделали в бронетранспортеры – для этих целей их конструкция оказалась подходящей.

Сен-ШамонШнейдер

Гораздо большую роль в развитии мирового танкостроения сыграл французский танк Renault FT-17 – первый в мире серийный легкий танк, первый танк с классической компоновкой и первый танк с вращающейся башней. Идея его разработки пришла полковнику Этьену в 1916 году, когда он решил, что армии очень нужен тип танка для сопровождения пехоты. В итоге было решено создать небольшую дешевую машину, идеальную для массового производства. Таких машин планировалось выпускать по 20-30 в день, что позволило бы полностью оснастить французскую армию танками.

Разработкой новой машины занялся конструктор-фабрикант Луи Рено. В итоге в 1917 году на свет появился Renault FT-17 – результат долгих проб и ошибок.

Renault FT-17

Сразу после выхода на поле боя танки получили мировое признание. Их поставляли в Россию (затем – в СССР), Польшу, США, Японию, Италию, Румынию, Китай и ряд других стран. Машину долгое время совершенствовали, и после войны она осталась на вооружении у многих стран, а во Франции по-прежнему была основным танком. Некоторые экземпляры Renault FT-17 дожили аж до Второй мировой войны, причем принимали участие в боевых действиях на начальном ее этапе.

В итоге именно конструктивные особенности Renault FT-17 стали основой для дальнейшего танкостроения.

Танки России

Еще до Первой мировой войны в России был проект танка, созданный сыном Д. И. Менделеева Менделеевом Василием Дмитриевичем. К сожалению, проект танка так и не реализовали.

Бронеход Менделеева

Уже в Первую мировую войну Николай Лебеденко разработал первый российский танк – «Царь-танк». Эта огромная машина с экипажем в 15 человек и длиной корпуса 17,8 метров была вооружена мощными орудиями  и поражала своими размерами. Был построен опытный образец, однако на ходовых испытаниях он почти сразу застрял колесом в небольшой ямке, и мощности двигателей не хватило, чтобы вытащить машину. После такого провала работы над этим танком были завершены.

Царь-танк

В итоге во время Первой мировой Россия не производила свои танки, а лишь активно использовала импортную технику.

Танк Германии

В Германии роль танков в войне поняли слишком поздно. Когда немцы осознали мощь танков, у германской промышленности не было ни материалов, ни людских ресурсов для создания боевых машин.

Тем не менее, в ноябре 1916 года инженеру Фольмеру приказали спроектировать и построить первый немецкий танк. Танк был представлен в мае 1917 года, но не удовлетворил командование. Был отдан приказ спроектировать более мощную машину, но работы над ней затянулись. В итоге первый немецкий танк А7V  появился только в 1918 году.

А7V

Танк имел одну существенную особенность – защищенные гусеницы, которые были так уязвимы у британских и французских машин. Однако машина обладала слабой проходимостью и в целом была недостаточно хороша. Практически сразу же немцы создали новый танк, А7VU, по форме больше похожий на английские танки, и эта машина применялась уже более удачно, став прародительницей будущих тяжелых танков.

А7VU

Кроме танков А7V  в Германии было построено два сверхтанка «Колоссаль», которые весили около 150 т. Эти самые крупные в мире танки так и не приняли участия в боях, а после войны их уничтожили по Версальскому договору.

Танки на Сомме — Первая мировая война

С самого начала окопной войны британские военные и политические лидеры хотели разработать бронированную машину, которая могла бы перевозить войска через воронки от снарядов и усеянное колючей проволокой поле боя Западного фронта. С этой целью Уинстон Черчилль в начале 1915 года учредил Комитет по сухопутным кораблям. Томас Браун из Королевского Ливерпульского полка объяснил, какие преимущества в конечном итоге предлагала эта концепция.

Поначалу они были очень громоздкими, знаете ли, с потрясающими гусеничными колесами. В чем они, конечно, были очень хороши, так это в том, что они могли перелезть через траншею и раздавить провода. Они делали то, что не могла сделать артиллерия. Очень часто наши бойцы атаковали линию фронта немцев и обнаруживали, что наша артиллерия не перерезала проволоку. Но как только подошли танки, конечно, они просто передавили провода, понимаете, и даже если бы были пулеметы. Поскольку пехота обычно следовала сразу за танком, обычно за танком следовала небольшая группа пехотинцев. Но я думаю, что они напугали Джерри до смерти, когда он впервые их увидел!

Комитет по сухопутным кораблям создал прототип. Он прошел успешные испытания, и армия заказала 100 таких машин. В условиях строжайшей секретности машины прошли полевые испытания в Барнхеме в Норфолке в середине 1916 года. Роберт Паркер был одним из тех, кто водил там первые танки.

У нас были танки, которые тогда были в наличии. И нас окружили часовые, и это был штраф в размере 100 фунтов стерлингов [около 4500 фунтов стерлингов в 2012 году] или шесть месяцев тюремного заключения, если мы раскроем, чем занимаемся. Ну, мы подумали: «У нас тут тяжелый груз, чтобы ехать». Мы познакомились с ними и построили трамплины. Мы валили деревья и строили пандусы в учебных целях, и одним из тестов было балансирование танка на краю ствола дерева вверх по пандусу.

Руководители британской армии стремились использовать это новое изобретение на Сомме, где ожидаемый прорыв не состоялся. Танки были отправлены во Францию ​​в августе 1916 года для использования в штурме, запланированном на середину сентября. Это позволяло пехоте, которая должна была сражаться вместе с танками, например Филипу Ниму, провести с ними ограниченное количество тренировок.

Думаю, мы были одной из первых бригад, когда-либо видевших танк. Нам было назначено третье наступление на Сомме ближе к середине сентября, когда танки должны были впервые примениться, и поэтому нам выделили один из первых танков, приземлившихся во Франции, для тренировки с нашей бригадой. Все были ошеломлены, увидев, как этот необыкновенный монстр ползет по земле, и мы тренировались, как могли, с этим единственным танком. Учимся следовать за танком через подходящие промежутки времени и тому подобное. На одном танке можно было провести очень ограниченное количество тренировок.

Прибытие танков на Западный фронт держалось в секрете от тех, кто не собирался идти с ними в бой. Гораций Калверт объяснил, как это было достигнуто.

Они стояли на обочине, прикрытые брезентом: ничего не было видно, кроме квадратного контура, а вокруг него двое или трое, охраняя его. И когда мы спросили, что это такое, мы ответили просто: «Резервуары». Естественно, мы предполагали баки с водой, и у нас не было причин думать иначе. Я думаю, это был один из самых сокровенных секретов на этом фронте. Зная о нехватке воды, мы думали, что получаем резервные запасы, чтобы убедиться, что запасов достаточно. И это приняли все, я думаю.

Впервые танки были использованы на Сомме в битве при Флер-Курселетт 15 сентября 1916 года. Как только секретное оружие было раскрыто, британские солдаты впервые увидели его. Это зрелище поразило многих, включая Сидни Тейлора.

И мы впервые увидели эти танки; они никогда раньше не использовались. Было забавным ощущением видеть, как дюжина танков мчится через воронки, не останавливаясь. Неважно, через что они пришли, они справились с этим хорошо, и это было ужасно. У тебя было забавное ощущение от мысли, что все они идут и они на нашей стороне, они не против нас! Но мы поняли, что это был самый первый раз, когда они когда-либо использовались. 15-го, по-моему, это было 15-е сентября, и вы могли видеть, как они идут, а потом, когда они поравнялись с вами, они уходили на передовую. Это было чудесное ощущение, действительно, видеть их. Но это было ужасно, знаете ли.

Сорок девять танков должны были быть развернуты с интервалами вдоль британской линии наступления 15 сентября. В составе 3-й эскадрильи Королевского летного корпуса Сесил Льюис смог наблюдать за атакой сверху.

Был получасовой ураганный обстрел, а потом поставили танки. Ну, с воздуха примерно в 5 или 6000 футах за линиями, наблюдая за всей этой сценой, снова был этот необычайно плотный шерстяной ковер, знаете ли, но это было так, как будто кто-то взял палец в снег и потянул его. сквозь снег и оставил своего рода ленту. Насколько я помню, таких лент было четыре или пять, они шли между Фрикуром и Буазелем и тянулись туда, в сторону Высокого Леса. Через эти переулки в «нулевой час» мы увидели, как танки начинают грохотать. Они получили разрешение на то, чтобы танки подошли цепочкой. Они подошли втроем или вчетвером, один за другим. Конечно, они были совершенно неожиданными. Первая партия плыла над окопами, и мы подумали: «Ну, это хорошо!» Потому что все дело было в том, что год становился немного запоздалым: «Если мы не пройдем сейчас, мы никогда не пройдем!» большие возможности и надежды были высоки. Мы думали: «Если они смогут пройти через третью линию обороны, мы сможем провести кавалерию, и вся война снова станет мобильной!»

Танки и танковая война | Международная энциклопедия Первой мировой войны (1МВ)

Определение и предыстория↑

Танки — это бронированные машины, предназначенные для сочетания боевых факторов огня, маневра и защиты. Хотя концепция бронетехники предшествовала Великой войне, танк был специально разработан для выхода из тупика позиционной войны на Западном фронте, последовавшей за Первой битвой при Ипре (19 октября — 22 ноября 1914 г.). Сочетание последних технологических достижений, таких как двигатель внутреннего сгорания с броней, позволило разработать танк во время Первой мировой войны.

Характеристики↑

Первые танки, представленные в 1916 г. , в целом были медленными и трудноманевренными, а также плохо себя чувствовали на пересеченной местности. На ранние модели сильно повлияли коммерческие тракторы. Хотя их примитивная броня была невосприимчива к колючей проволоке, стрелковому оружию и осколкам, она все же была восприимчива к огню крупнокалиберных пулеметов и прямым попаданиям осколочно-фугасных артиллерийских снарядов. У большинства танков обычно было две версии: «мужские» танки, оснащенные артиллерией для атаки укрепленных позиций, и «женские» модели, вооруженные пулеметами, для поражения пехоты противника.

Развитие в Великобритании ↑

Британцы разработали первые прототипы танков почти в полной секретности по предложению подполковника Эрнеста Суинтона (1868-1951) при активной поддержке Уинстона Черчилля (1874-1965), первого лорда Адмиралтейства. В феврале 1915 года правительство сформировало Комитет по сухопутным кораблям, в который вошли военные инженеры и офицеры армии и военно-воздушной службы Королевского флота, для рассмотрения планов создания новых бронированных машин. Самым первым танком, построенным в мире, был Lincoln Machine № 1, разработанный сэром Уильямом Триттоном (1875-1819 гг.).46) и лейтенант Уолтер Гордон Уилсон (1874–1957). Он был известен как «Маленький Вилли» и был спроектирован и построен в период с августа по сентябрь 1915 года. Во время строительства «Маленького Вилли» Триттон и Уилсон начали работу над другим проектом, отвечающим новым требованиям военного ведомства. Новая машина, которая была завершена в январе 1916 года, называлась Mark I, и ее обычно называли «Большой Вилли» или «Мать».

Битва на Сомме (1 июля — 18 ноября 1916 г.) ↑

900:02 Великобритания впервые представила танки на поле боя на Сомме 15 сентября 1916 года. Из сорока девяти британских танков Mark I, переброшенных во Францию, только тридцать один пересек немецкие позиции из-за механических проблем. Ранние танковые войны также страдали от неопытности экипажей и отсутствия доктрины их интеграции с пехотой. Тем не менее, успех танка в достижении полной внезапности и его способность преодолевать окопную войну побудили британское верховное командование заказать еще 1000 после боя.

Битва при Камбре (20-30 ноября 1917 г.) ↑

В битве при Камбре британцы использовали более 400 танков Mark IV во время штурма линии Гинденбурга. Mark IV был самым распространенным танком, использовавшимся британской армией во время войны. Он нес экипаж из восьми человек, весил двадцать восемь тонн и имел шестицилиндровый двигатель, который позволял ему развивать максимальную скорость шесть километров в час. Танки были важнейшим компонентом общевойскового штурма с участием пехоты и артиллерии, который успешно продвинулся на восемь километров вглубь территории противника, понеся лишь часть типичных потерь. Окончательный провал наступления стал результатом плохого планирования выделения резервных сил для продолжения первоначального штурма.

Французские танки↑

Значительным количеством танков к концу войны обладали только Великобритания и Франция, причём у последней их было больше всего. Обе страны одновременно экспериментировали со своими первоначальными конструкциями танков. 16 апреля 1917 года французы представили свой первый танк Char d’Assaut Schneider CA1 Heavy Tank в Берри-о-Бак. Из 132 развернутых танков французы потеряли 76 танков без особого прироста из-за плохого планирования и труднопроходимой местности. «Шнейдер» был вооружен 75-мм пушкой и двумя пулеметами Гочкиса. Но у него был серьезный конструктивный недостаток: его топливные баки располагались спереди. Самым успешным французским танком был легкий танк Renault FT-17, который стал первым танком с вращающейся башней. О растущем значении танков говорит генерал Филипп Петен (1856–1819 гг.).51) заявление во время последней части войны: «Мы должны дождаться американцев и танков».

Немецкие танки↑

Хотя Германия сформировала танковый отдел еще в сентябре 1916 года, единственным действующим немецким танком, использовавшимся в войне, был танк A7V Sturmpanzerwagen, который дебютировал на поле боя только в начале 1918 года. Максимальная скорость A7V составляла восемь километров в час. час и радиус действия всего двадцать четыре километра из-за его больших размеров. Помимо того, что он был нестабилен и подвержен перегреву, для его работы требовался экипаж из восемнадцати человек. Кроме того, Германия завершила производство только двадцати танков A7V во время войны по сравнению с более чем 6000 танков союзников различных моделей. Германии не удалось произвести большое количество A7V, потому что они не могли оправдать вложение скудной рабочей силы и техники из-за плохих характеристик танка. Вместо этого Германия полагалась на захваченные британские танки для увеличения своих бронетанковых сил. Первый в истории танковый бой между тремя британскими Mark IV и двумя немецкими A7V произошел 24 апреля 19.18 в Виллер-Бретоннё, Франция.

Танки в американских экспедиционных войсках↑

В июне 1917 года, вскоре после прибытия в Европу, генерал Джон Дж. Першинг (1860-1948), главнокомандующий Американскими экспедиционными силами (АЭФ), поручил своему штабу проверить применение танков на поле боя. В декабре 1917 года Першинг назначил полковника Сэмюэля Рокенбаха (1869–1952) главой нового танкового корпуса Соединенных Штатов. Танки французской армии поддержали американское наступление у Кантиньи 19 мая.18 и Суассон в июле 1918 г. Первым сражением, в котором АЭФ использовала танки американцев, был штурм выступа Сен-Михель 12–16 сентября 1918 г. Американские танки также принимали активное участие в Маасско-Аргоннском наступлении с 26 С сентября по 11 ноября 1918 г. Однако ни один из трех танков, спроектированных в Америке, не участвовал в боевых действиях. Вместо этого AEF использовали французские танки Renault или британские танки Mark V.

Влияние танков на Первую мировую войну ↑

Хотя союзники сохраняли значительное численное преимущество в танках над Германией, новое орудие не стало решающим фактором в исходе войны. Это правда, что в некоторых случаях танки добились небольших тактических успехов, но ограниченные возможности и отсутствие доктрины не позволили танку стать ключом к победе союзников на поле боя в Первой мировой войне.