Содержание
Музыка, созданная искусственным интеллектом, начала получать награды. На очереди Грэмми?
Когда пару месяцев назад MBW выпустили статью об искусственном интеллекте, создавшего трек в стиле Трэвиса Скотта, это вызвало некий ажиотаж в музыкальной индустрии.
Тем временем «роботы, пишущие песни», одержали очередную победу.
Во вторник (12 мая) были объявлены результаты первого в истории конкурса песен, написанных ИИ, организованного голландской вещательной компанией VPRO в сотрудничестве с радиостанцией NPO 3FM и NPO Innovation.
AI Song Contest был задуман как шуточный кивок в сторону Евровидения — полного китча ежегодного музыкального конкурса, который обычно (в год без COVID) привлекает глобальную телевизионную аудиторию более чем в 180 млн человек.
Мы говорим «кивок»; хотя на самом деле все чуть более очевидно. Питч AI Song Contest буквально содержит упоминание конкурса: «следующим выдающимся исполнителем на Евровидении может стать компьютер. В рамках AI Song Contest команды музыкантов, артистов, ученых и разработчиков берут на себя задачу создания нового хита, подобного Евровидению, но с помощью искусственного интеллекта».
Победителя конкурса частично определила группа высококвалифицированных экспертов, в том числе британский исполнитель Эд Ньютон-Рекс, чья музыкальная компания Jukedeck была приобретена владельцем TikTok Bytedance в прошлом году.
Помимо Ньютона-Рекса в число судей вошли нидерландский исследователь ИИ и композитор Винсент Купс и американка Анна Хуанг, ранее участвовавшая в проекте Magenta в Google Brain, где она работала над генеративными моделями для музыки.
Эти трое судей голосовали за набор треков, созданных искусственным интеллектом, после чего их выбор совместили «общественным голосованием» от международной онлайн-аудитории, чтобы определить победителя.
В конце концов, (во многом благодаря значительной поддержке зрителей), победу одержал трек «Beautiful The World» от Uncanny Valley.
(Uncanny Valley, изображенные на фото, на самом деле из Австралии, а не из Европы, но Австралия также является участником настоящего песенного конкурса «Евровидение», так что все вполне справедливо).
По словам VPRO, трек был «в значительной степени написан с использованием искусственного интеллекта».
Команда, стоявшая за песней, скормила ИИ аудио-сэмплы животных, обитающих в Австралии – включая коал, кукабурр и тасманийских дьяволов, чтобы сделать ее максимально отражающей их родину, а затем просто позволили ИИ делать его работу.
VPRO добавляют: «энтузиазм аудитории по поводу трека от австралийцев — это большой толчок для ИИ как творческой техники будущего. Это показывает, что компьютер может написать хорошую песню с запоминающимся хуком».
Однако, Beautiful The World на самом деле нельзя назвать излюбленным треком судей AI Song Contest.
Приз «Выбор Критиков» достался треку, который занял второе место в настоящем конкурсе, с блестящим названием I’ll Marry You, Punk Come.
Он был создан, ну, искусственным интеллектом в тандеме с немецкой командой Dadabots x Portrait XO.
Вы можете послушать представленную версию этого трека здесь, а также другую версию «part 1» ниже:
После Австралии (№1) и Германии (№2), на третьем месте расположился трек «Abbus» от голландской команды Can AI Kick It??
Трек описывают как «дуэт» между ИИ и артистом Вилли Вартаалом, текст трека была в значительной степени написан машиной и заканчивается противоречивой строкой: «мы хотим революции, убьем правительство, убьем систему!».
Голландская команда использовала систему искусственного интеллекта Аррана Лайона для создания сотен мелодий и басовых линий, которые они затем вводили в другой искусственный интеллект – Eurovision Hit Predictor от Эшли Бургойн – чтобы выявить самые привлекательные варианты.
Судьи AI Song Contest заявили: «Мы были поражены широким спектром инновационных подходов команд к использованию ИИ в творческом процессе при создании песен. Все песни очень отличались и отражали то, как художественное видение каждой из команд повлияло на взаимодействие с ИИ».
«Сочинять песню с помощью искусственного интеллекта очень трудно, потому что остаются не только все творческие задачи, которые возникают при написании песни, но и появляется необходимость в правильном машинном обучении. Работа с машинным обучением — это всегда непросто, когда вы изо всех сил стараетесь направить его в определенном направлении с помощью имеющихся у вас данных, наполняя ИИ мелодиями, а он создает нечто совсем в другом направлении».
«Мы обратили внимание на то, как команды принимают эту непредсказуемость, внимательно слушают и находят вдохновение, которое в некоторых случаях подпитывает всю историю песни. Мы видим, что команды используют целый поток идей, которые генерирует машинное обучение, что часто требует прослушивания огромного количества материала, прежде чем будет найден тот самый лучший вариант. Некоторые команды подошли к этой проблеме иначе, создав другую модель, которая оценивает и ранжирует результаты машинного обучения, а также чувствительна к этическим последствиям использования ИИ в написании песен.
С полным списком финалистов AI Song Contest можно ознакомиться здесь.
ИСТОЧНИК: Music Business Worldwide
Как нейросети пишут музыку и составляют плейлисты — Нож
Взломать божественный код: кто и зачем использует ИИ в музыке
В конце 2019 года американская певица и электронщица Grimes заявила, что мы, похоже, живем в эпоху заката искусства — по крайней мере человеческого. «Как только действительно появится сильный искусственный интеллект, он будет значительно превосходить нас в создании произведений искусства», — сказала певица.
Спустя год Grimes написала бесконечную цифровую колыбельную для приложения Endel. Вернее, она предоставила только музыкальную основу, а искусственный интеллект приложения теперь непрерывно изменяет ее, подстраиваясь под время суток, погоду, передвижения и пульс конкретного пользователя.
«Мне кажется, в этом есть что-то по-настоящему магическое, — сказала Grimes, рассуждая об ИИ в интервью для The New York Times. — В этом будто бы сокрыт смысл Вселенной. Звучит абсурдно, но вы понимаете, о чем я? Может, мы взламываем божественный код или что-то в этом роде?»
Тизер бесконечной колыбельной Grimes
С не меньшим трепетом смотрит на искусственный интеллект певица и музыкальный продюсер Arca. Используя его, она создала сто вариантов своей песни Riquiquí.
«Это принесло мне облегчение и воодушевило: не всё еще сделано, горизонт возможностей широк», — призналась певица. Для нее сотрудничество с искусственным интеллектом — опыт освобождения. Вместо того чтобы принимать множество микрорешений, теперь она может просто создать музыкальную экосистему, в которой — благодаря ИИ — творчество происходит само и всегда приводит к неожиданному результату.
Один из ремиксов песни Arca Riquiquí
Другие артисты не только используют ИИ в своих песнях, но и дают ему право на самостоятельное высказывание. Так, ирано-британский электронщик Аш Куша создал виртуальную певицу Yona. Она пишет музыку и тексты песен, а затем сама исполняет их.
Песня виртуальной певицы Yona
Как отмечает Time, большая часть ее стихов туманны и бессмысленны, но иногда она выдает строчки вроде: The one who loves you sings lonely songs with sad notes.
По мнению создателя Yona, на такую прямоту и «эмоциональную обнаженность» не способны даже большинство людей.
Но Yona — не единственный ИИ-музыкант. Осенью 2019 года она выпустила два альбома в соавторстве с другими цифровыми артистами. А еще музыку пишет виртуальная инфлюенсерка Lil Miquela, у которой три миллиона подписчиков в инстаграме.
Клип виртуальной певицы Lil Miquela
Читайте также
Lil Miquela: виртуальная икона стиля завоевывает инстаграм
От компьютерной сюиты 1950-х до робота, пишущего под Баха: краткая история ИИ в музыке
Впрочем, всё это не так уж и ново. Первая композиция, сочиненная искусственным интеллектом, увидела свет еще в 1956 году. Два профессора Иллинойского университета Леджарен Хиллер и Леонард Айзексон использовали для этого университетский компьютер «Иллиак». Хиллер и Айзексон прописали правила, на основе которых машина сгенерировала код, переложенный затем на ноты. Результатом эксперимента стало четырехчастное произведение для струнных, которое Хиллер и Айзексон назвали «Сюита Иллиака».
«Сюита Иллиака»
В 1965 году на американское шоу I’ve Got a Secret, где звездное жюри угадывало секреты гостей, пришел семнадцатилетний Рэймонд Курцвейл, будущий изобретатель и футуролог. Он сыграл композицию на пианино — секрет был в том, что сочинил ее компьютер.
А в начале 1980-х увлекавшийся программированием композитор Дэвид Коуп начал работу над программой Experiments in Musical Intelligence (ЭМИ). ЭМИ должна была анализировать существующую музыку и создавать на ее основе новые произведения. На разработку ушло семь лет, но когда работа закончилась, ЭМИ за один день сочинила пять тысяч хоралов в стиле Баха.
В 1997 году Коуп представил слушателям три композиции. Одна была написана Бахом, другая — ЭМИ, третья — преподавателем музыкальной теории Стивом Ларсоном. Зрители должны были угадать, кому принадлежит каждое из этих произведений. Композицию, сочиненную Ларсоном, публика приняла за музыку искусственного интеллекта. Музыку ЭМИ — за Баха.
Фуга в стиле Баха, написанная ЭМИ
Сегодня ИИ пишет музыку к видеоиграм, сочиняет поп-песни в духе The Beatles и даже дописывает неоконченные пьесы умерших композиторов. Появляется всё больше стартапов, которые разрабатывают ИИ-сервисы для создания музыки (например, Amper Music, Popgun и AIVA). Но как работает музыкальный искусственный интеллект?
Обучающиеся нейросети и люди-редактора: как ИИ делает музыку
Большинство из этих систем используют глубинное машинное обучение, объясняет музыкант и журналистка Дени Дил в статье для The Verge. Проанализировав множество существующих композиций, система создает собственную музыку.
«По сути, ты скармливаешь программному обеспечению тонны оригинального материала, от танцевальных хитов до классики диско, а та старается найти в нем какие-либо закономерности, — пишет Дил. — Эти программы чувствительны к таким вещам, как аккорды, темп, длительность нот и их отношение друг к другу».
ИИ-сервис Jukebox переделал Smells Like Teen Spirit «Нирваны»
«Проблема данного подхода в том, что получающейся музыке не хватает структурированности, — рассказывает Валерио Велардо, эксперт в области музыкального ИИ и экс-глава компании Melodrive, которая до недавнего времени использовала ИИ для создания саундтреков к видеоиграм. — Музыка чрезвычайно сложна и многомерна, так что ты не можешь заставить компьютер написать ее, просто тренируя нейронную сеть на десяти тысячах или даже миллионе песен».
Поэтому для создания музыки машинное обучение нужно сочетать с музыкальной теорией, говорит Велардо. Например, если вы хотите создать алгоритм, который напишет произведение для целого оркестра, стоит подумать о его структуре, мелодии, инструментовке. Велардо добавляет:
«За все эти факторы не может отвечать один-единственный алгоритм».
Этого же метода придерживается и люксембургская компания AIVA, сочинившая саундтрек к видеоигре Pixelfield. За разные характеристики музыкального произведения — например, гармонию, темп и мелодию — в AIVA отвечают разные ИИ-системы. Вот что получается в результате:
Саундтрек ИИ к игре Pixelfield
«Мы спросили себя: „Какие структурные блоки нужны для создания цельной песни?“ — говорит глава AIVA Пьер Барро. — Начать можно, например, с мелодической линии. Затем, основываясь на ней, вы можете создать другую модель, которая сочинит инструментальный аккомпанемент для этой мелодии. Когда ты разбираешь целое на части, всё становится значительно проще».
Тем не менее логика, по которой ИИ создает музыку, все-таки отличается от человеческой. Ник Брайан-Киннс, специалист по машинному обучению в области музыки, поясняет:
«Проблема в том, что мы пытаемся научить ИИ создавать музыку, которая нравится нам, но не позволяем делать музыку, которая нравится ему».
Чтобы композиции, написанные искусственным интеллектом, звучали интересно для человека, ИИ все-таки нередко требуются живые редактора — по крайней мере, пока. «Можно скормить ИИ целый каталог с песнями Эми Уайнхаус, и на выходе получится много музыки. Но кто-то должен взять и отредактировать ее, — говорит Брайан-Киннс. — Кто-то должен решить, какие части ему нравятся, а над какими ИИ стоит поработать еще немного».
Талантливый соратник: как живые артисты смотрят на сотрудничество с ИИ
Гораздо проще работа искусственного интеллекта выглядит в глазах музыкантов, которые используют его для своих экспериментов. Очень простой интерфейс, например, у сервиса Amper Music. Чтобы ИИ сочинил для вас композицию, нужно просто создать новый проект, определить длительность трека, выбрать жанр, настроение и бит. Когда трек будет готов, вы можете вносить правки: например, поменять тональность или темп.
Вот, что получилось у меня.
Чтобы создавать музыку с помощью Amper, вам не нужно знать ни музыкальную теорию, ни основы композиции.
У американской певицы Тэрин Саузерн, по ее признанию, «нет традиционного музыкального бэкграунда». Но это не помешало ей выпустить в 2018 году целый альбом I AM AI, музыку для которого придумал искусственный интеллект.
«Обычно я находила красивый аккорд на пианино, — рассказывает Саузерн о том, как сочиняла до знакомства с ИИ, — и писала целую песню на основе этого аккорда, но не могла перейти к следующим нескольким аккордам, потому что не знала, как сыграть то, что слышала в голове».
Когда же она стала работать с Amper Music и другими ИИ-сервисами, процесс упростился. Теперь Саузерн сообщала ИИ, какой она видит будущую композицию, а он уже предлагал свои варианты. Саузерн могла отвергнуть тридцать версий, предложенных компьютером. Но когда он придумывал что-то, что действительно нравилось певице, она переносила получившиеся аудиодорожки в программу для создания аранжировок GarageBand, расставляла музыкальные фрагменты в нужном ей порядке и затем писала текст.
Песня Тэрин Саузерн, сочиненная в соавторстве с ИИ
Причем музыка ИИ была одним из источников вдохновения для текстов и вокальных партий, говорит Саузерн. Искусственный интеллект для нее — талантливый соратник: работа с ним очень напоминает певице взаимодействие с живым человеком.
Некоторые, впрочем, могут спросить: «А велик ли в итоге вклад самой артистки? Не жульничество ли это?» Саузерн уверена, что всё по-честному. Нет одного-единственного способа создавать музыку, считает певица, и через двадцать лет, предсказывает она, такое «программирование» песен будет общим местом.
ИИ как станок Гутенберга: какие еще есть музыкальные ИИ-сервисы и в чем они видят свою цель
«Мы открываем двери к самовыражению для миллиардов людей», — говорит глава Amper Music Дрю Сильверстайн. Для него музыкальный ИИ — сродни типографскому станку Гутенберга, благодаря которому мир однажды наводнился книгами и газетами. Только вот к книгопечатному оборудованию доступ имеется далеко не у всякого, а воспользоваться сервисами вроде Amper Music сегодня может кто угодно.
В демократизации песенного искусства видит свою цель и компания ALYSIA. Искусственный интеллект ALYSIA не только создает музыку, но и пишет тексты. «Люди, которые никогда прежде не сочиняли песен, могут попробовать себя в этом за считаные минуты», — поясняет создательница сервиса Майя Акерман, специалистка по информатике.
Но чтобы записанная композиция звучала одинаково хорошо и на дорогих колонках, и в дешевых наушниках, ей нужно пройти мастеринг. Зачастую это недешево. Сервис LANDR предложил музыкантам недорогую альтернативу: автоматический мастеринг с помощью ИИ.
А британский стартап Volchea создал программу, которая помогает транслировать музыку прямо из головы. Например, вы можете напеть в микрофон какую-то мелодию, а приложение превратит ее в звуки трубы.
Попробуйте набитбоксить ритмический рисунок — Volchea сделает из него партию для барабанов. Или просто настучите ритм карандашом по кружке.
Так звуки битбокса Volchea превращает в электронные
А если вам хочется сыграть с кем-то на пианино в четыре руки, на помощь придет искусственный интеллект Alice, созданный австралийским стартапом Popgun. Когда вы играете на пианино несколько нот, Alice, наученная на тысячах песен, сообразит, как подыграть вам. AI Duet — еще один похожий сервис. Чтобы понять, как это работает, просто попробуйте сами. Похожим путем пошел музыкант и программист Ден Тепфер: он научил акустическое пианино аккомпанировать ему.
Умное акустическое пианино подыгрывает музыканту Дену Тепферу
Ежедневно на стриминговых сервисах вроде Spotify появляются десятки тысяч новых песен. Редактора этих сервисов просто физически не успевают прослушать такое количество музыки. Но если треки не будут помечены тегами, указывающими, например, на их жанр, слушателям будет сложнее открывать для себя новую музыку. Сервисы типа Musiio способны прослушивать тысячи композиций и автоматически классифицировать их по жанру, настроению, темпу и другим характеристикам.
А на сайте издания Pudding в конце 2020 года появился музыкальный бот, оценивающий музыкальный вкус пользователей, — How Bad Is Your Spotify. По утверждению создателей, их нейросеть «обучалась на корпусе из более чем двух миллионов показателей объективно хорошей музыки, включая рецензии Pitchfork, рекомендации музыкальных магазинов и сабреддиты, о которых вы в жизни не слышали». Всё, что нужно сделать, чтобы ваш вкус разнесли в пух и прах, это предоставить сервису доступ к своему аккаунту в Spotify и, возможно, подождать — Spotify ограничил число пользователей, которые могут пользоваться ботом одновременно.
Сам Spotify использует ИИ, например, для создания персонализированных рекомендаций. А недавно стало известно, что компания хочет предлагать пользователям новую музыку на основе наблюдений за их эмоциями и окружающей обстановкой.
Для этого Spotify будет использовать голосовое распознавание. Сервису будет интересно, например, каков ваш возраст и пол, с какой интонацией и в каком ритме вы говорите, в одиночестве ли вы или на вечеринке и многие другие подробности вашей личной жизни.
Хотя описание новой функции звучит слегка антиутопично, в Spotify уверяют, что осознают ценность личной цифровой истории каждого из нас и обещают соблюдать моральные нормы.
Заменит ли ИИ живых музыкантов?
«Мы всегда смотрели на творчество как на последний бастион человечности», — говорит Сиаваш Махдави, глава одного из ИИ-стартапов AI Music. Сегодня музыканты выстраиваются в очередь, чтобы люди послушали их музыку. Последнее, чего они хотят, — это конкурировать с искусственным интеллектом, способным за секунду сочинить симфонию.
Многие музыканты со скепсисом относятся к ИИ, соглашается экс-глава Melodrive Валерио Велардо. Проблема в том, что они не очень хорошо понимают, чем занимаются компании вроде Melodrive. Но немало и тех, кто разбирается в теме и нуждается в искусственном интеллекте.
В Велардо ИИ придумывал музыку для видеоигр, которую композиторы потом дорабатывали, как им вздумается. Поскольку сочинители в этой области работают в условиях жестких дедлайнов, к сервисам вроде Melodrive они относятся с большой симпатией, уверяет Велардо, добавляя:
«Они понимают, что ИИ не отнимет у них работу, а просто станет еще одним инструментом».
Новые технологии нередко встречают с недоверием. «Возьмем для примера автотюн», — говорит Дрю Сильверстайн из Amper Music в одном из интервью. Когда он только появился, его применение вызывало споры, но сегодня это стандартный инструмент, который использует почти каждый артист. В другом интервью он замечает:
«Даже когда творчество ИИ и музыка, созданная людьми, станут неотличимы друг от друга, люди всегда будут ценить возможность посидеть в комнате с другим человеком и позаниматься искусством. Это часть нашей природы. И она навсегда останется с нами».
Искусственный интеллект еще долго не сможет делать музыку, которая трогала бы наши чувства, считает консультант в области музыкального бизнеса Марк Маллиган. «Когда ИИ научится имитировать человеческие эмоции, тогда последний рубеж будет преодолен. Но до этого еще очень и очень далеко», — говорит он.
Но даже такая имитация вряд ли сделает ИИ настоящим артистом. Алгоритмы глубинного обучения, натренированные на хоралах Баха, возможно, и могут делать музыку, которую даже эксперты порой принимают за истинного Баха, но это всего лишь мимикрия, рассуждает американский философ Шон Дорренс Келли. Подражать стилю мастеров и развивать его — это то, что артисты делают на ученическом этапе своей карьеры. Но вовсе не за это мы ценим композиторов вроде Баха или Арнольда Шенберга.
Шенберг стал великим музыкантом не потому, что он показал миру более быструю или совершенную версию произведений своего предшественника Оскара Штрауса. Он стал великим, потому что показал, что все двенадцать ступеней хроматического звукоряда могут быть равнозначны. Другими словами, он поменял само наше представление о том, какой может быть музыка, говорит Дорренс Келли.
Может быть интересно
Изящные речи чистого разума: может ли нейросеть быть художником?
Тем не менее ИИ вполне пригоден в качестве инструмента для творчества, считает философ. Подобно тому, как труба помогала джазовому музыканту Майлзу Дэвису создавать искусство, алгоритмы ИИ могут прийти на помощь современным художникам.
Сооснователь Amper Music Майкл Хоуб придерживается похожей точки зрения. Существующие сегодня алгоритмы он рассматривает не как искусственный интеллект, а скорее как дополнение, примочку к человеческому разуму. «Для меня речь о том, чтобы дать большему числу людей возможность проявить креативность, а тем, кто уже обладает какими-то творческими талантами, позволить по-настоящему продвинуться вперед», — говорит Хоуб.
Какое будущее ждет ИИ в музыке
Представьте, что вы едете в переполненном вагоне метро и злитесь, потому что опаздываете на работу. Крошечный биометрический гаджет над вашим ухом замечает вашу тревогу и включает песню вашего любимого артиста, но изменяет ее так, чтобы она звучала более мягко и спокойно. По обратной связи гаджет замечает меняет ваши биометрические показатели и продолжает менять композицию, чтобы ее эффект был еще более благотворным.
Таким недалекое будущее музыкального ИИ видит Анмол Саксена, глава стартапа Ashva WearTech, разрабатывающего «умную» одежду, например прибор, помогающий поддерживать осанку. «На мой взгляд, есть большая вероятность, что стриминговая индустрия попробует предлагать функции, которые будут считывать такие показатели организма, как пульс, уровень стресса, частоту дыхания, может быть, даже неврологические сигналы», — говорит Саксена.
На основе этой биометрической и психологической информации ИИ будет менять жанр, тональность, гармонию и другие характеристики песен в вашем плеере, чтобы вы чувствовали себя лучше. Это будет новая эра в персонализации музыки с помощью ИИ.
Читайте также
Нейросеть смогла распознать прослушиваемую песню по активности мозга
Экс-глава поглощенного тик-током стартапа Jukedeck Эд Ньютон-Рекс видит будущее ИИ похожим образом. На вопрос газеты The Guardian о том, смогут ли однажды программы, хорошо понимающие нашу психику, сочинять музыку, которая будет помогать нам засыпать, Ньютон-Рекс отвечает: «Безусловно. Это именно та область, в которой ИИ может быть полезен».
Впрочем, частично это будущее уже наступило. Похожими вещами занимаются в том же Endel, для которого Grimes написала бесконечную колыбельную. Endel, разрабатывающийся в том числе выходцами из России, еще не умеет использовать неврологические сигналы, но уже способен учитывать циркадные ритмы, уровень физической активности (определяемый по количеству шагов в минуту) и пульс (считываемый умным браслетом). На основе таких показателей приложение создает персонализированные звуковые пейзажи. По словам создателя Endel Олега Ставицкого, пользователи рассказывали о том, как оно помогало им в борьбе с ПТСР, бессонницей и звоном в ушах.
Кроме того, работа над ИИ может помочь нам понять, как мы сами сочиняем музыку, говорит Ньютон-Рекс: «Мы по-хорошему не знаем, как работает творчество. Но разрабатывая эти системы, мы начинаем задаваться вопросами о том, как аналогичные задачи решаются нашим мозгом».
Искусственный интеллект также может сильно разнообразить жанровый ландшафт музыки.
«Мне кажется, большого прорыва стоит ждать на пересечении различных музыкальных стилей», — говорит специалист по машинному обучению в области музыки Ник Брайан-Киннс. Ожидать, что живые музыканты будут смешивать большое количество разных стилей, не приходится. Но вот искусственный интеллект с легкостью может сочетать жанры в миллионах комбинаций, считает эксперт.
Впрочем, ИИ может порождать и проблемы. Как замечает Франсуа Паше, который проводит музыкальные эксперименты с искусственным интеллектом в Spotify, количество музыки, созданной ИИ, еще очень невелико по сравнению с интенсивностью исследований в этой области. Мы еще в самом начале.
Например, чем больше будет появляться музыки, сочиненной ИИ, тем больше будет и судебных тяжб. Существующие законы об авторском праве были написаны без учета искусственного интеллекта. Поэтому скоро нам придется разобраться, за кем признавать права на песню, сочиненную ИИ: за программистом, разработавшим нейросеть, за артистом, который использовал результаты ее работы в своем творчестве, за композиторами, на чьих работах ИИ тренировался, или за самим ИИ?
Может быть интересно
Искусство искусственного интеллекта: кого считать автором в эпоху творчества нейросетей
Другая проблема использования этой технологии в том, что нейросети становятся сегодня всё больше и потребляют огромное количество энергии, говорит Брайан-Киннс. Представьте, например, сколько электричества потребуется, чтобы ИИ проанализировал всю поп-музыку последних двадцати лет.
«В какой-то момент нам придется спросить себя, стоит ли эта новая музыка того воздействия на окружающую среду, которое окажет выработка нужного количества энергии», — предупреждает Брайан-Киннс.
Но если мы хотим развития музыкального искусственного интеллекта, нам придется найти удовлетворительные ответы на подобные вопросы. Ведь пока музыка ИИ далека от того, что мы привыкли добавлять в свои плейлисты. Алгоритмы еще недостаточно хороши, чтобы создать песню, услышав которую, мы бы сказали себе: «Буду, пожалуй, слушать это, а не Дрейка», объясняет Олег Ставицкий.
Тем не менее появление виртуального конкурента Дрейка, похоже, — только вопрос времени. Создатель Amper Music Дрю Сильверстайн заключает: «То, что музыка ИИ станет неотличима от человеческой, — неизбежно».
Мы на пороге затопления рынка системами автоматической и процедурно-сгенерированной музыки, продукт которых удовлетворит большинство людей в большинстве ситуаций, — утверждает аналитик рынка Холли Херндон. | По мнению эксперта, дальнейшая трансформация рынка музыки и шоу-бизнеса будет происходить ускоренными темпами. Как известно, в Китае и Корее концерты полностью виртуальных исполнителей — уже обычное дело, а число фанатов «цифровых» кумиров исчисляется миллионами. Теперь эта тенденция, полагает аналитик, будет распространяться и на более консервативном западном рынке. На пересечении двух растущих индустрийОжидается [1] , что в мировом масштабе доход компаний от использования искусственного интеллекта составит $1,2 трлн по итогам 2018 года, что на 70 процентов больше по сравнению с 2017 годом, а в 2022 году, по прогнозам, эти выгоды достигнут $3,9 трлн. И такой быстрый рост уже далеко ни для кого не тайна: искусственный интеллект можно назвать определяющей технологией 21-го века. Искусственный интеллект отличается от традиционных программ анализа данных своей способностью учиться распознавать шаблоны с помощью алгоритмов машинного обучения, а затем принимать автономные решения на основе этих шаблонов, будучи явно не запрограммированным на это. В то же время, мировой рынок программного обеспечения для производства музыки, по прогнозам [2] , вырастет до $6,26 млрд к концу 2022 года. Ключевым фактором, который будет стимулировать рост индустрии, является растущий спрос на цифровой аудио-контент во всем мире. Аудио-контент, в свою очередь, набирает популярность в связи с недавно начавшимся ростом [3] потоковых (стриминговых) сервисов. Это приводит к увеличению числа исполнителей и музыкальных продюсеров, создающих музыкальный контент, что, в конечном итоге, увеличивает спрос на программное обеспечение для сочинения музыки. Алгоритмы ИИ уже несколько лет используются для определения музыкального вкуса и настройки персональных рекомендаций на потоковых сервисах, и на фоне всплеска исследований и инвестиций в технологию искусственного интеллекта в целом, произошел шквал активности [4] вокруг предмета сочинения музыки с помощью этой технологии. И по прогнозам [5] , ИИ сильно повлияет на процесс создания музыкального контента. Примеры использования: крупные компанииNSynth Super (Google) NSynth Super [6] является частью продолжающегося эксперимента под именем Magenta [7] : исследовательского проекта в Google, который «изучает, как технология машинного обучения может помочь деятелям искусства творить по-новому» и взглянуть на творческий процесс с другого ракурса. Различные звуковые эффекты [8] , изменяющие частоту и амплитуду звука, электрические музыкальные инструменты [9] — всё это примеры других звучаний, созданных с помощью технологий. Теперь в список таких технологий можно включить и машинное обучение, потому что прогресс в этой области открывает нетрадиционные возможности для генерации необычного звучания. Основываясь на прошлых исследованиях в этой области, Magenta создала NSynth (Neural Synthesizer (прим. Нейронный Синтезатор)) — алгоритм машинного обучения, который использует глубокую нейронную сеть для изучения различных характеристик звука, а затем создает совершенно другое звучание на их основе. По словам разработчиков [10] , вместо того, чтобы комбинировать или смешивать звуки, NSynth синтезирует звук, используя акустические качества оригинальных звуков. Благодаря этому можно получить звук, который является и звучанием флейты, и звучанием ситара, — всем сразу. С момента релиза алгоритма NSynth, Magenta продолжала экспериментировать с различными музыкальными интерфейсами и инструментами, чтобы сделать вывод алгоритма NSynth более понятным для обывателя и воспроизводимым. В рамках этого исследования они создали NSynth Super в сотрудничестве с Google Creative Lab. Это экспериментальный инструмент с открытым исходным кодом, который дает музыкантам возможность создавать музыку, используя новые звуки, генерируемые алгоритмом NSynth из 4-х различных базовых исходных звуков. Затем прототипом опыта (на фото выше) поделились с небольшим сообществом музыкантов, чтобы лучше понять, как они могут использовать его в своем творческом процессе. Например, можно посмотреть [11] , как лондонский музыкальный продюсер Гектор Плиммер исследует звуки, сгенерированные NSynth Super. Звуки, сгенерированные NSynth Super Как пишут разработчики на своем сайте, «используя NSynth Super, музыканты имеют возможность исследовать более 100 000 новых звуков, сгенерированных с помощью алгоритма NSynth». Flow Machines (Sony) Flow Machines [12] , (прим. дословный перевод — Потоковые Машины) — это научно-исследовательский проект, целью которого является расширение границ креативности человека в музыке. Центральной частью этого проекта является Flow Machines Composer. Пока что это не робот с сознанием, который стремится выразить свои переживания с помощью музыки, но это набор сложных алгоритмов, которые получили свое знание и «чувство» музыки за счет изучения огромной базы данных (15 000 песен). Чтобы написать песню с помощью Flow Machines Composer, сначала нужно задать стиль мелодии, а затем внутри системы происходит следующее [13] : алгоритм получает выборку песен с похожим стилем, запускает аналитическую модель, известную как цепь Маркова, которая идентифицирует шаблоны в этих выборках, а затем имитирует и изменяет их, чтобы создать свою собственную оригинальную композицию. Далее компьютер вычисляет вероятность определенных аккордовых прогрессий [14] , мелодических связей и ритмических рисунков [15] , и использует эти вероятности для создания правдоподобных и звучащих удачно (с точки зрения музыки) вариаций. А вот на следующем этапе сочинения, система требует вмешательства человека. Пользователь может сохранить понравившуюся часть получившейся мелодии, и отказаться от остального, а затем снова запустить программу в ожидании следующих удачных сгенерированных вариаций. И так можно делать до тех пор, пока не появится мелодия и последовательность аккордов, которыми вы будете довольны. В сентябре 2016-го года Flow Machines представили свету свой сингл «Daddy’s Car» — это достаточно оживленная поп-песня, основанная на выборке мелодий Beatles [16] . Сингл «Daddy’s Car» Примеры использования: стартапыAIVA [17] (Artificial Intelligence Virtual Artist)— это стартап, базирующийся в Люксембурге и профинансированный в размере 768 000$ [18] , цель которого, как пишут разработчики на своем сайте [19] ,— это «дать возможность людям создавать персонализированные саундтреки с помощью искусственного интеллекта». По словам разработчиков, AIVA способна сочинять эмоциональные саундтреки для фильмов, видеоигр, рекламных роликов и любого другого типа развлекательного контента. AIVA изучила искусство сочинения музыки, «прочитав» большую коллекцию музыкальных партитур, написанных композиторами (Моцартом, Бетховеном, Бахом и др.), и «создала математическую модель представления того, что такое музыка» [20] . Именно эта модель и используется для сочинения современной музыки. Стоит упоминания тот факт, что недавно AIVA стала виртуальным композитором, чьи работы были зарегистрированы в обществе авторских прав (SACEM [21] ). Одну из этих работ можно послушать ниже [22] . AIVA — «Genesis» Symphonic Fantasy in A minor, Op. 21 Запущенный в январе 2017 года, австралийский стартап Popgun, как сообщается [23] , использует глубокое обучение для создания музыкального искусственного интеллекта, который сможет «дополнять» исполнителей в режиме реального времени. Проектом Popgun стал искусственный интеллект Alice, который может предсказать, что музыкант будет играть дальше, подыгрывать ему, и даже немного импровизировать на музыкальную тему партитуры музыканта-человека. Всему этому Alice научилась не сразу, а постепенно: лучше всего это отобразит видео [24] , которое показывает эволюцию технологии с января 2017 года по июль 2018 года. Видео начинается с того как искусственный интеллект Alice демонстрирует свои навыки прогнозирования: музыкант играет короткие мелодии на фортепиано, и Alice отвечает тем, что по ее предположению музыкант будет играть дальше. Искусственный интеллект Alice может «дополнять» исполнителей в режиме реального времени К августу 2017 года Alice была способна на импровизацию: т.е сначала она прослушивала последовательность нот, сыгранную человеком, а затем изменяла её, но при этом сохраняла главную музыкальную тему. К концу года Alice могла в различных стилях создавать оригинальные фортепианные композиции без участия человека. На январь 2019 года Popgun имеет искусственный интеллект (или, лучше сказать, группу искусственных интеллектов), который может подыграть человеку на пианино, на басу или на барабанах (или на всем сразу). Если же мелодия снабжена человеческим вокалом, то разработанный алгоритм может сочинять подходящую инструментальную партию, а также сводить несколько музыкальных отрывков в один и производить финальную обработку звучания. Будущее искусственного интеллекта для сочинения музыкиВсё это, конечно, удивительно, однако же имеющиеся технологии далеки от того, чтобы искусственный интеллект обладал способностью создавать что-то принципиально новое: машина может пропустить через себя огромный объём данных, и «понять» как можно сделать и как уже было сделано, но она не может загореться внезапным приступом вдохновения и воплотить свою творческую задумку. Мелодии, сочиненные искусственным интеллектом, все еще нуждаются в том, чтобы человек приложил к ним руку в отношении теории музыки, музыкального производства и оркестровки. Иначе же они будут звучать немного непривычно и достаточно сумбурно для человеческого уха. Большой проблемой для искусственного интеллекта является понимание творческих и художественных решений (однако же иногда это является проблемой и для экспертов в области музыки). Кроме того, машины по-прежнему не обладают неуловимым творческим началом, являющимся жизненно необходимым для создания искусства. В целом, ИИ-эксперты согласны, что искусственный интеллект никогда не сможет заменить человека на поприще создания музыки, но, как упоминалось выше, сможет значительно изменить весь процесс. 2017: Выход альбома Тэрин Саузерн I AM AI в соавторстве с ИИАмериканская певица Тэрин Саузерн выпустила летом 2017 года сингл Break Free, который открывает её новый альбом I AM AI – «Я – искусственный интеллект». В официальном анонсе было указано, что весь альбом, включая этот трек, создается в соавторстве с неизвестным публике музыкантом Amper. Однако не вызывающий на первый взгляд никаких подозрений творческий дуэт оказался вовсе не тем, что можно было ожидать [25] . Проект Amper – искусственный интеллект, результат совместной работы технических специалистов и профессиональных музыкантов. Он способен писать, исполнять и продюсировать музыку. Ампер – первый в истории искусственный интеллект, выпустивший собственный музыкальный альбом. Ампер является уникальным в своем роде. ИИ, генерирующие музыку, существовали и до него, однако ранние модели работали по определенному алгоритму и итоговый продукт требовал серьезной переделки человеком, вплоть до изменения аккордов и целых частей мелодии, прежде чем мог считаться полноценным музыкальным произведением. Ампер же не нуждается в помощи, когда создает собственные треки – он самостоятельно подбирает необходимые звуки и выстраивает структуры аккордов. Обрабатывающему полученную в итоге мелодию человеку остается только подкорректировать ритм и стилистику – все остальное Ампер делает сам всего за несколько секунд. 2016: Google запускает Magenta для создания музыки и видео нейронными сетямиВ мае 2016 года компания Google даже запустила специальный проект Magenta, основная задача которого заключается в изучении креативных возможностей нейронной сети. Ученые планируют осваивать премудрости творческого процесса постепенно: сначала будет разработан алгоритм для создания музыкальных произведений. Затем настанет очередь видео и изобразительного искусства. Данные о результатах работы планируется размещать в открытом доступе на GitHub.
Буквально через пару недель после открытия Magneta, была запущена программа по импорту музыкальных файлов MIDI-формата в систему TensorFlow с целью обучить искусственный интеллект созданию музыки. Однако пока результаты работы программы не столь удачны (хотя справедливости ради нужно сказать, что прошло еще не так много времени). |
AI Изображение к песне [Melobytes.com]
Автоматически сохраненная форма
Вы просматриваете сохраненную форму (создана
) Загрузить чистую форму
Это приложение автоматически обнаруживает объекты, концепции, сцены и тексты на ваших изображениях с помощью технологии искусственного интеллекта (ИИ) и создает песню.
Как это работает
1. Загрузите свое изображение
2. Приложение генерирует с помощью алгоритмов искусственного интеллекта уникальный результат на основе вашего контента
3. Станьте свидетелем своего творения и поделитесь им со всем миром или оставьте себе — это твое
Входные данные
Загрузить свое изображение (R)
Допустимые типы файлов: jpeg, jpg, bmp, wmf, gif, png, ico, tiff, emf, rle
Максимальный размер: 10 МБ
Перетащите файлы куда угодно
Загрузить
Язык (R)
АнглийскийНемецкийФранцузскийИспанский (Европейский)Испанский (Латинская Америка)Португальский (Бразилия)Португальский (Европейский)ИтальянскийГреческийТурецкийРусский
Маркировочные этикетки Max (R)
Минимальная достоверность обнаружения (%) (R)
Случайные прилагательные (R)
ДаНет
Тональность (R)
СлучайныйМайорМинор
Темпо (П)
Random606162636465666768697071727374757677787980818283848586878889909192939495969798991001011021031041051061071081091101111121131141151161171181191201211221231241251261271281291301311321331341351361371381391401411421431441451461471481491501511521531541551561571581591601611621631641651661671681691701711721731741751761771781791801811821831841851861871881891
192193194195196197198199200201202203204205206207208209210211212213214215216217218219220221222223224225226227228229230231232233234235236237238239240241242243244245246247248249250251252253254255
Певица (R)
NoMaleFemaleMale + FemaleRobotRapСлучайный выбор
А капелла (R)
НетДа
Тактовый размер (R)
Случайный2/43/44/45/46/47/48/49/4
Создать видеоклип (R)
ΝοДаДа, с изображениями пользователяДа, только с субтитрами
Загрузите свои изображения
Допустимые типы файлов: jpeg, jpg, bmp, wmf, gif, png, ico, tiff, emf, rle, mov, wmv, avi, mp4, gif, mkv, flv
Максимальный размер: 10 МБ
Загрузить
Загрузить
Загрузить
Загрузить
Загрузить
Загрузить
Загрузить
Загрузить
Загрузить
Загрузить
Загрузить
Загрузить
Загрузить
Загрузить
Загрузить
Создать песню
Результаты
Быстрая обратная связь
Ваша оценка
GoodNeutralBad
Дополнительные комментарии
Комментарии
Перетащите файл куда угодно
Музыканты используют искусственный интеллект для создания новых песен, которые иначе были бы невозможны
В ноябре музыкант Граймс сделал смелое предсказание. «Я чувствую, что мы находимся в конце искусства, человеческого искусства», — сказала она в подкасте Шона Кэрролла Mindscape . «Когда на самом деле появится AGI (общий искусственный интеллект), они будут намного лучше создавать искусство, чем мы».
Ее комментарии вызвали ажиотаж в социальных сетях. Музыкант Зола Хесус назвал Граймса «голосом силиконовой фашистской привилегии». Фронтмен Majical Cloudz Девон Уэлш обвинил ее в том, что она смотрит на миллиардеров с высоты птичьего полета. Искусственный интеллект уже перевернул многие рабочие места синих воротничков в различных отраслях; возможность того, что музыка, глубоко личная и субъективная форма, также может быть оптимизирована, была достаточной, чтобы вызвать всеобщую тревогу.
Но многие музыканты считают, что появление ИИ не положит конец человеческому искусству, а положит начало новой золотой эре творчества. За последние несколько лет несколько выдающихся артистов, таких как Arca, Holly Herndon и Toro y Moi, работали с ИИ, чтобы продвигать свою музыку в новых и неожиданных направлениях. Тем временем множество музыкантов и исследователей по всему миру разрабатывают инструменты, которые сделают искусственный интеллект более доступным для художников во всем мире. Хотя препятствия, такие как сложности с авторскими правами и другие препятствия, еще предстоит преодолеть, музыканты, работающие с ИИ, надеются, что технология станет демократизирующей силой и неотъемлемой частью повседневного музыкального творчества.
«Это дало мне чувство облегчения и волнения, что не все было сделано — что есть широко открытые горизонты возможностей», — сказал TIME по телефону Арка, продюсер, который работал с Канье Уэстом и Бьорк над новаторскими альбомами. интервью.
Искусственный интеллект и музыка уже давно неразрывно связаны. Алан Тьюринг, крестный отец информатики, в 1951 году построил машину, которая генерировала три простые мелодии. В 90-х Дэвид Боуи начал экспериментировать с цифровым рандомизатором текстов для вдохновения. В то же время профессор теории музыки обучил компьютерную программу написанию новых произведений в стиле Баха; когда публика слушала его произведение рядом с подлинным произведением Баха, они не могли отличить их друг от друга.
За последние несколько лет прогресс в музыкальной области ИИ резко ускорился, отчасти благодаря преданным исследовательским группам в университетах, инвестициям крупных технологических компаний и конференциям по машинному обучению, таким как NeurIPS. В 2018 году Франсуа Паше, давний пионер музыки с искусственным интеллектом, возглавил первый поп-альбом, написанный с помощью искусственного интеллекта, Hello, World . В прошлом году экспериментальная певица и автор песен Холли Херндон получила признание за альбом Proto , в котором она гармонировала с ИИ-версией самой себя:
Но хотя технология прошла долгий путь, многие говорят, что мы все еще далеки от ИИ, создающего собственные хиты. «Музыка с искусственным интеллектом просто недостаточно хороша, чтобы создать песню, которую вы будете слушать и думать: «Я лучше послушаю это, чем Дрейка», — говорит Олег Ставицкий, генеральный директор и соучредитель Endel, приложения, которое генерирует звуковые среды. Показательный пример: «Daddy’s Car», песня 2016 года, написанная искусственным интеллектом, призванная имитировать «Битлз», представляет собой разочаровывающую смесь психоделических рок-троп, которые не могут собраться вместе осмысленным образом.
Возможно, отчасти из-за этих ограничений искусственный интеллект создает несколько прямолинейных поп-песен. Вместо этого гораздо более интригующий прогресс достигается в двух, казалось бы, диаметрально противоположных направлениях музыки: функциональном и экспериментальном.
Удовлетворение потребностей
С одной стороны, музыка с искусственным интеллектом стала ответом на простой запрос: требуется больше музыки, чем когда-либо, благодаря растущему числу создателей контента на платформах потокового вещания и социальных сетях. В начале 2010-х композиторы Дрю Сильверстайн, Сэм Эстес и Майкл Хоуб работали над музыкой для таких голливудских фильмов, как «9».0146 Темный рыцарь , когда они оказались завалены просьбами о простой фоновой музыке для фильмов, телепередач или видеоигр. «Было так много наших коллег, которые хотели музыку, которую они не могли себе позволить или на которую у них не было времени — и они не хотели использовать стандартную музыку», — говорит Сильверштейн.
Итак, трио создало Amper, который позволяет не музыкантам создавать музыку, указывая такие параметры, как жанр, настроение и темп. Музыка Ампера теперь используется в подкастах, рекламных роликах и видео для таких компаний, как Reuters. «Раньше видеоредактор искал фоновую музыку и останавливался на чем-то достаточном, — говорит Сильверштейн. «Теперь, с Amper, они могут сказать: «Я знаю, чего хочу, и за считанные минуты я могу это сделать». композиции Баха, созданной искусственным интеллектом, потребители не могли отличить музыку, написанную людьми, от музыки, написанной искусственным интеллектом Ампера.
Endel также был создан, чтобы удовлетворить современные потребности: персонализированные звуковые ландшафты. Ставицкий понял, что, хотя люди все чаще подключают наушники, чтобы провести день, «нет плейлиста или песни, которые могли бы адаптироваться к контексту того, что происходит вокруг вас», — говорит он. Его приложение учитывает несколько факторов в реальном времени, в том числе погоду, частоту сердечных сокращений слушателя, уровень физической активности и циркадные ритмы, при создании нежной музыки, которая предназначена для того, чтобы помочь людям спать, учиться или отдыхать. Ставицкий говорит, что пользователи успешно использовали Endel для борьбы с СДВГ, бессонницей и шумом в ушах; представитель компании сказал, что в конце января приложение было скачано миллион раз.
И Ампер, и Эндель превращают не-музыкантов в звуковых кураторов, позволяя им участвовать в процессе, от которого они могли быть отстранены из-за отсутствия подготовки или опыта. В этом году, по словам Сильверстайна, Amper запустит удобный для потребителя интерфейс, чтобы любой, а не только компании, мог использовать его для создания песен. «Миллиарды миллиардов людей, которые, возможно, не были частью творческого класса, теперь могут им стать», — говорит он.
Продвижение музыки вперед
Конечно, создание простых песенок или прославления белого шума сильно отличается от создания великой музыки. Это одна из главных проблем, которые многие беспокоят ИИ в музыке: он может сводить музыку к функциональным и общим звукам до тех пор, пока каждая песня не будет звучать более или менее одинаково. Что, если крупные лейблы будут использовать искусственный интеллект и алгоритмы, чтобы запихивать простейшие слуховые черви в наши ушные полости с сегодняшнего дня и до скончания века?
Но музыкант Клэр Эванс из лос-анджелесской электропоп-группы YACHT говорит, что такая малодушная оптимизация уже лежит в основе музыкальной индустрии: «Этот алгоритм существует, и он называется «Доктор Люк», — говорит она, имея в виду некогда вездесущий продюсер, который создает поп-хиты по определенным формулам. Таким образом, работа дальновидных музыкантов заключается в том, чтобы использовать технологию для прямо противоположной цели: бороться со стандартизацией и исследовать неизведанные территории, которые они не смогли бы открыть самостоятельно.
Для своего последнего альбома Chain Tripping YACHT обучили систему машинного обучения всему своему музыкальному каталогу. После того, как машина часами выдавала мелодии и тексты песен, основанные на том, что она выучила, группа отбрасывала их и соединяла самые интригующие фрагменты в связные песни. В результате получилась нервная и извилистая интерпретация танцевальной поп-музыки, которую было странно слушать и еще более странно играть.
«Мне кажется, музыканты часто недооценивают, насколько наша манера игры зависит от нашего физического опыта и привычек, — говорит Эванс. Она говорит, что группе потребовалось много мучительных часов, чтобы выучить новую музыку, потому что многие риффы или изменения аккордов лишь немного отличались от тех, на которые они полагались десятилетиями. «ИИ заставил нас столкнуться с шаблонами, которые не имеют никакого отношения к комфорту. Это дало нам возможность избавиться от собственных привычек», — говорит она. Результатом проекта стала первая за два десятилетия карьеры YACHT номинация на Грэмми за лучший иммерсивный аудиоальбом.
com/embed/8IVW6HCwThQ» allowfullscreen=»» title=»YouTube video»>
Для британо-иранского музыканта Эша Куша работа с ИИ по иронии судьбы привела к эмоциональному прорыву. Он разработал поп-звезду с искусственным интеллектом по имени Йона, которая пишет песни с помощью генеративного программного обеспечения. И хотя многие из ее текстов расплывчаты и бессмысленны, некоторые из них были шокирующе уязвимыми. Кушу особенно поразила строчка «Тот, кто тебя любит, поет одинокие песни с грустными нотами». «Быть таким прямолинейным и таким открытым — таким эмоционально обнаженным — это не то, на что способен большинство людей», — сказал Куоша TIME. «Я бы не смог быть таким честным, если бы меня что-то не спровоцировало».
В Берлине дуэт хакеров Dadabots усердно работает, создавая музыкальный хаос и дезориентацию с помощью ИИ. Берлин стал одним из мировых центров экспериментов с искусственным интеллектом (здесь также базируется Endel), и Dadabots в настоящее время находится в резиденции, где они отрабатывают новые инструменты с авторами-авангардистами и проводят прямые трансляции дэт-метала, созданные искусственным интеллектом. Соучредитель Си Джей Карр говорит, что ИИ действует как тренер для музыкантов — «например, как шахматный ИИ может помочь вам улучшить вашу игру», — говорит он, — и грозный радикальный создатель. Нейронные сети дадаботов издают зловещий шепот, гортанный вой и яростно прерывистые барабанные партии. Для Карра чем страннее, тем лучше. «Когда музыка испорчена, это лучше для музыки», — говорит он. «Я хочу видеть выражения, эмоции и звуки, которых раньше никогда не было».
Для других создателей ИИ — это не только путь вперед, но и связь с забытым прошлым предварительно записанной музыки. Прошлым летом в сети появилась новая версия культовой классики 2012 года «Жасмин» Джая Пола. В то время как первые несколько тактов звучат так же, как и оригинал, трек постепенно начинает видоизменяться, со скользкими гитарными фразами и синкопированными хлопками в ладоши. Песня продолжается до тех пор, пока вы слушаете — напряженная группа, казалось бы, застряла в бесконечном, заразительном джем-сейшене.
Но трек сгенерирован искусственным интеллектом, проектом лондонской компании Bronze. Его создатели, музыканты Лекс и Гвилим Голд и ученый Мик Грирсон, надеялись создать технологию, которая вытеснит музыку из статичной и окаменевшей природы записей. «Мы хотели, чтобы люди слушали музыку в том же состоянии, в каком она была у нас в руках — в постоянной, развивающейся форме», — сказал Голд TIME.
Джай Пол делит лейбл XL с Аркой, одной из главных нарушителей поп-музыки (она работала над альбомом Канье Уэста Yeezus , Björk’s Vulnicura и FKA Twigs LP1 ). Когда уроженка Венесуэлы Арка узнала о работе Bronze, она была заинтригована тем, как она может беспрецедентным образом соединить живую и записанную музыку. «Когда вы публикуете альбом, люди будут слушать его всегда. Когда ты играешь песню вживую, она непредсказуема и эфемерна», — говорит она. «Работа с такими технологиями, как Bronze, позволяет реализовать третью вещь. Мы с Лекссом были очень взволнованы, обсуждая, что это значит для того, как люди могут слушать музыку, и для развития индустрии».
Arca и команда Bronze вскоре начали совместную работу над инсталляцией французского художника Филиппа Паррено, которая в настоящее время находится в недавно открывшемся вестибюле нью-йоркского Музея современного искусства. Музыка скрипит и бормочет из вращающихся динамиков, которые, кажется, движутся вместе с вами. Производительность меняется в зависимости от температуры и плотности толпы, а это означает, что два дня в космосе не будут одинаковыми.
Арка говорит, что слушать музыку, которую она якобы сочинила, — странный и захватывающий опыт. «Есть что-то освобождающее в том, что вам не нужно принимать каждое микрорешение, а скорее создается экосистема, в которой вещи имеют тенденцию происходить, но никогда не в том порядке, в котором вы их себе представляли», — говорит она. «Это открывает целый мир возможностей». Она говорит, что в этом году у нее будет несколько новых музыкальных проектов с использованием технологии Bronze.
В то время как такие создатели, как Arca, используют ИИ для продвижения творчества, многие опасаются, что эта технология вытеснит музыкантов с работы. Но Куоша говорит, что этот тип страха сопровождал каждое технологическое развитие прошлого века. «Это напоминает мне страх, который люди испытывали в 70-х — когда гитаристы начали движение ломать любой найденный синтезатор», — говорит он. В то время как некоторые гитаристы или барабанщики могли быть вытеснены, целое поколение домашних продюсеров выросло благодаря более низкому входному барьеру, и на первый план вышли хип-хоп, хаус-музыка и совершенно новые словари и звуковая эстетика.
А Франсуа Паше, директор исследовательской лаборатории Spotify Creator Technology, говорит, что мы все еще находимся на заре экспериментов с музыкой ИИ. «Количество музыки, создаваемой ИИ, очень мало по сравнению с исследовательской деятельностью», — говорит он. «Мы все еще в самом начале».
Когда будет выпущено больше творений ИИ, неизбежны юридические баталии. Существующие законы об авторском праве не были написаны с учетом ИИ, и в них крайне неясно, будут ли права на песню ИИ принадлежать программисту, создавшему систему ИИ, оригинальному музыканту, чьи работы предоставили обучающие данные, или, возможно, даже сам ИИ. Некоторые обеспокоены тем, что музыкант не сможет обратиться в суд против компании, которая обучила программу искусственного интеллекта создавать их копии без их разрешения.
Но пока эти проблемы не возникнут, музыканты по всему миру прилагают все усилия, чтобы их инструменты попали в руки как можно большего числа любопытных создателей музыки. «Я хочу увидеть 14-летних продюсеров из спальни, — говорит Карр, — изобретающих музыку, которую я даже не могу себе представить».
Свяжитесь с нами по телефону по адресу [email protected].
ИИ из профессора Айдахо, финалист всемирного песенного конкурса
Pop* — это искусственный интеллект, созданный в Университете штата Айдахо и ставший финалистом всемирного конкурса песни AI.
Конкурс песни ИИ
«И я думаю, что я
Я просто ложь
Потому что, когда ты найдешь
Себя за
И я думаю, что я
Я просто ложь»
Это припев к песне поп исполнителя из Айдахо * под названием «And I Think I», который является финалистом глобального конкурса поп-песен.
Но песня написана не художником-человеком. На самом деле он написан и составлен искусственным интеллектом, созданным доцентом кафедры компьютерных наук штата Айдахо Полом Бодили.
Песня, которая, если честно, звучит немного жутковато, исходящая от ИИ, является одним из 15 финалистов конкурса песни ИИ, глобального конкурса, в котором команды со всего мира пытаются создать поп-песню с помощью искусственного интеллекта.
«Призраки — это слово, которое вы слышите снова и снова», — сказал Бодили газете Idaho Statesman в среду. «Люди слушают ее и говорят: «Ну, это что-то навязчивое». брать на себя любые вольности в интерпретации песни.
Но он признает, что созданные ИИ тексты песен отражают те же эмоции и мысли, которые испытывают многие студенты, посещая колледж.
«Если вы послушаете текст песни, это своего рода канал того, что мы называем синдромом самозванца», — сказал Бодили. «Чувствовать эту идею о неадекватности сомневаться в собственной легитимности, что является общим чувством среди людей, а также среди студентов, конечно».
Но очевидно, что ИИ не испытывает этих эмоций (верно?). Так как именно была создана песня?
Создание песни
В техническом смысле ИИ снабжен базой данных поп-музыки, анализирует и создает статистические модели закономерностей в уже существующей музыке. Затем ИИ будет использовать эти статистические и вероятностные модели для анализа паттернов песен и создания новой музыки, включая тексты, последовательности аккордов, ритм и высоту тона, которые следуют аналогичным паттернам.
Если сравнивать с человеческим опытом, Pop* черпал вдохновение из старой классики The Beatles и Джона Леннона, а также из детских песенок, таких как Twinkle Twinkle Little Star, и создал свою собственную песню.
После того, как Pop* написал текст и ритм припева, Бодили и его команда использовали другие системы искусственного интеллекта, чтобы конкретизировать остальную часть песни. Текст и песню «And I Think I» можно найти на сайте AI Song Contest.
«Припев полностью написан искусственным интеллектом. Мы взяли это семя и использовали другие системы искусственного интеллекта, чтобы создать больше текстов», — сказал Бодили. «Мы взяли другие композиции, созданные Попом*, и как бы переделали некоторые музыкальные элементы этих песен. А потом мы, люди, сложили эти кусочки воедино».
Телесный работал над проектом вместе с адъюнкт-профессором музыки штата Айдахо и руководителем джазовых исследований Джоном Армстронгом, профессором компьютерных наук Университета имени Бригама Янга и главой лаборатории машинного интеллекта и открытий Дэном Вентурой и специалистом по вокалу штата Айдахо Клэр Смедли-Дай. .
Несмотря на то, что для создания текстов для других частей песни использовались разные системы искусственного интеллекта, все они следуют одной и той же теме синдрома самозванца.
«Я родился ложью, но я жил правдой, скажи мне, почему я не ложь, потому что я жил правдой», — так начинается второй куплет, и это не становится менее интроспективным оттуда.
Песня поется компьютеризированным голосом, в который были введены тексты и сопровождаются мелодией акустических инструментов, таких как барабаны, бас, электрогитара и саксофон, которые следуют последовательностям, созданным Pop*.
Конкурс песни AI
Поп* впервые написал песню в 2018 году, когда Бодили учился в аспирантуре УБЯ. Во время и после учебы в аспирантуре он был частью полевой группы вычислительного творчества, которая интересуется всем, что связано с компьютерным творчеством.
Ранее, в 2022 году, Бодили получил электронное письмо о Конкурсе песни ИИ, и он подумал о песне, которую Поп* создал четырьмя годами ранее.
«Мой разум сразу же вернулся к этой песне, которую Поп* сгенерировал в 2018 году, и, честно говоря, я всегда считал ее потрясающей, учитывая, что ее сгенерировал искусственный интеллект», — сказал Бодили. «И я хотел, чтобы больше людей высказались по этому поводу, чтобы они могли послушать и высказать свое мнение о том, что они думают об этом».
Телесный обратился к группе профессоров, которые могли помочь ему воплотить песню Попа* в жизнь, и через четыре месяца произведение было готово к отправке.
Более 45 участников со всего мира приняли участие в соревновании, а команда Pop* и Bodily дошли до 15 финалистов. Среди других финалистов есть группы из Китая, Южной Кореи и Польши.
Песни оценивает жюри из 29 человек, на которое приходится 50% итогового голосования, и общественное голосование, которое составляет остальные 50%. Желающие проголосовать за поп-музыку* могут сделать это на сайте AI Song Contest.
Голосование завершится 30 июня, а победитель будет объявлен в начале июля. Хотя награда еще не определена, Бодили сказал, что его команда «стремится к победе» и ценит всех, кто отдает голоса за его команду.
«Это была отличная возможность просто рассказать людям о том, что мы делаем, а также о том, что делает отдел компьютерных наук в ISU», — сказал Бодили. «Наш факультет информатики растет как по количеству преподавателей, так и по количеству студентов».
А если Поп* не выиграет? Что ж, судя по концовке песни, Поп* готов смириться со своей судьбой (а может, и нет):
«Потому что, если я просто ложь
, я смогу умереть».
Эта статья была первоначально опубликована 23 июня 2022 г.