Содержание
Семейство космических кораблей «Союз». Досье
22 апреля 2017, 08:09
ТАСС-ДОСЬЕ. 50 лет назад, 23 апреля 1967 г., с космодрома Байконур был осуществлен первый пилотируемый запуск космического корабля типа «Союз», на орбиту его вывела одноименная ракета-носитель. По плану за «Союзом-1», пилотируемым летчиком-космонавтом Владимиром Комаровым, на следующий день на околоземную орбиту планировалось вывести «Союз-2» с тремя космонавтами — Валерием Быковским (командир), Алексеем Елисеевым и Евгением Хруновым.
Читайте также
Как стать космонавтом: требования, подготовка, перспективы
Программой полета предусматривалось проведение первой стыковки кораблей на орбите и перехода через открытый космос Елисеева и Хрунова с «Союза-2» на «Союз-1». Затем космонавты должны были вернуться на Землю. Однако из-за возникших неполадок на «Союзе-1» запуск второго корабля был отменен и досрочно прерван полет Владимира Комарова. Космонавт погиб 24 апреля при приземлении, причиной катастрофы стало нераскрытие основного парашюта спускаемой капсулы.
«Союз» — семейство одноразовых транспортных пилотируемых космических кораблей. Пришли на смену советским космическим кораблям первого поколения — «Восток» (одноместный) и «Восход» (трехместный). «Союзы» были созданы в рамках нереализованной советской лунной программы.
История проекта
16 апреля 1962 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о разработке комплекса «Союз» для пилотируемого облета Луны. В том же году в ОКБ-1 (ныне — Ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С. П. Королева), где под руководством конструктора Сергея Королева были созданы «Восток» и «Восход», появился корабль нового поколения с индексом «7К-ОК» («ОК» — «орбитальный корабль»; впоследствии стал именоваться «Союз»). Работа по программе, получившей название «Союз», продолжалась в течение пяти лет. С Байконура было проведено два пробных запуска экспериментального «7К-ОК» в беспилотном варианте — 26 ноября и 9 февраля 1967 г.
Лунный корабль
Вместе с «7К-ОК» был создан корабль с индексом «7К-Л1», предназначавшийся для облета Луны. Его первый испытательный беспилотный запуск состоялся 10 марта 1967 г.
Всего в 1967-1970 гг. было осуществлено семь запусков корабля в беспилотном варианте (под названиями «Космос-146», «-154» и «Зонд-4», «-5», «-6», «-7», «-8»). Советские пилотируемые полеты к Луне так и не начались.
Серия «Союз» и ее модификации
Первый пилотируемый полет корабля типа «7К- ОК» («Союз-1») 23-24 апреля 1967 г. закончился аварией: при посадке не вышел основной тормозной парашют, в результате чего спускаемая капсула корабля врезалась в землю на скорости 180 км/ч, космонавт Владимир Комаров погиб.
После аварии конструкция корабля претерпела изменения, было проведено 6 запусков в автоматическом режиме (без космонавтов). Первый успешный запуск доработанного корабля в пилотируемом режиме состоялся 26 октября 1968 г. — в полет на «Союзе-3» отправился космонавт Георгий Береговой.
В 1969 г. в связи с работами по долговременным орбитальным станциям («Салют») на базе модификации «7К-ОК» началась разработка транспортного варианта кораблей — «7К- Т» («транспортный»). Он отличался наличием стыковочного лаза (до этого космонавты переходили из одного корабля в другой через открытый космос). Первый пилотируемый полет корабля «7К-Т» («Союз-10») с тремя космонавтами на борту состоялся 23 апреля 1971 г., но из-за неполадок космонавты не смогли попасть на орбитальную станцию «Салют-1» и полет был прерван досрочно. Следующий запуск состоялся 6 июня 1971 г.: корабль «Союз-11» доставил на «Салют-1» первый экипаж. Однако при возвращении 30 июня 1971 г. космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли из-за разгерметизации спускаемого аппарата корабля (первые «Союзы» могли вмещать до трех космонавтов, но без скафандров). Это был второй и последний случай катастроф с кораблями типа «Союз».
После катастрофы «Союза-11» корабль «7К-Т» был модифицирован, экипаж уменьшен до двух космонавтов, чтобы они могли размещаться внутри спускаемого аппарата в скафандрах. Также были разработаны модификации для доставки экипажей на военные орбитальные пилотируемые станции «Алмаз». На орбиту летали варианты корабля, имевшие индексы «7К-С», «7К-МФ6». 17 июля 1975 г. корабль этого поколения («Союз-19») произвел стыковку на орбите с американским кораблем Apollo 18 («Аполлон-18»).
Всего в 1967-1981 гг. было осуществлено 55 запусков кораблей серии «Союз» («7К») разных модификаций: 38 полетов в пилотируемом варианте, 16 — в беспилотном и один аварийный запуск с двумя космонавтами. 5 апреля 1975 г. из- за аварии ракеты-носителя «Союз» корабль не вышел на околоземную орбиту, спускаемый аппарат с Василием Лазаревым и Олегом Макаровым отделился от ракеты и благополучно приземлился в Алтайской обл.
«Союз Т»
«Союз-Т» («Т» — «транспортный») подвергся значительной модернизации, был оснащен бортовым компьютером, новыми системой управления, усовершенствованной двигательной установкой. За счет переоборудования спускаемого аппарата в состав экипажа корабля могло входить до трех человек в скафандрах.
Первый запуск корабля в беспилотном варианте был проведен 4 апреля 1978 г. Первый полет с экипажем из двух космонавтов («Союз Т-2») состоялся 5-9 июня 1980 г. на станцию «Салют-6».
Всего в 1978-1986 гг. было проведено 17 запусков «Союзов Т»: 14 с космонавтами на борту и 3 в беспилотном варианте. 26 сентября 1983 г. не состоялся запуск корабля с Владимиром Титовым и Геннадий Стрекаловым на борту. За 48 секунд до старта произошло возгорание ракеты-носителя «Союз- У», в результате сработала система аварийного спасения (САС) — космонавты в спускаемой капсуле корабля благополучно приземлились на безопасном расстоянии от места старта.
«Союз ТМ»
В 1986 г. был разработан вариант «Союз ТМ» («ТМ» — «транспортный модифицированный»).
Читайте также
Покорители космоса: от Гагарина до наших дней
Первый беспилотный запуск был проведен 21 мая 1986 г. Первый пилотируемый полет состоялся 5 февраля — 30 июля 1987 г.: «Союз ТМ-2» доставил экипаж в составе двух космонавтов на орбитальную станцию «Мир».
Всего в 1986-2002 гг. осуществлено 34 запуска серии «Союз ТМ»: 33 в пилотируемом варианте и один в беспилотном.
«Союз ТМА»
В 2002 г. разработан следующий вариант корабля — «Союз ТМА» («ТМА» — «транспортный модифицированный антропометрический»). Эта модификация была приспособлена для полетов космонавтов ростом до 190 см (ранее — до 182 см). кроме того, была повышена защита экипажа от нагрузок при посадке.
Первый запуск проведен 30 октября 2002 г.: «Союз ТМА-1» доставил трех космонавтов на Международную космическую станцию (МКС).
Всего в 2002-2011 гг. проведено 22 запуска «Союзов ТМА» — все с экипажами на борту и успешные.
«Союз ТМА-М»
«Союз ТМА-М» («М» — «модернизированный») впервые был выведен на орбиту 8 октября 2010 г. Отличался от предыдущей серии тем, что был оснащен цифровой системой управления вместо аналоговой.
Всего в 2010-2016 гг. состоялось 20 запусков — все успешные.
«Союз МС»
Используемая в настоящее время версия корабля «Союз МС» создана на базе серии «Союз ТМА» путем глубокой модернизации. На новом корабле обновлены практически все внутренние системы.
Впервые «Союз МС» был выведен на околоземную орбиту 7 июля 2016 г. Через двое суток, 9 июля, корабль доставил на МКС трех членов экспедиции МКС-48/49. 30 октября 2016 г. спускаемый аппарат корабля вернул экипаж на Землю.
Всего на 22 апреля 2017 г. включительно осуществлено четыре запуска корабля — все успешные.
Перспективный корабль
РКК «Энергия» ведет разработку многоразового пилотируемого корабля, получившего название «Федерация». В августе 2015 г. корпус его возвращаемого аппарата впервые демонстрировался широкой публике на авиасалоне МАКС в г. Жуковском (Московская обл.). Согласно Федеральной космической программе России на 2016-2025 гг. (утверждена 23 марта 2016 г. постановлением правительства РФ), первый запуск «Федерации» в беспилотном варианте может состояться в 2021 г. с космодрома Восточный, а первый пилотируемый запуск — в 2023 г. 0сик/сау/спо/сап.
Космические корабли космонавта К. П. Феоктистова
Когда создавался первый в мире пилотируемый космический корабль «Восток», главной проблемой был поиск формы спускаемого аппарата. Один из участников этого проекта В. В. Молодцов вспоминал: «Я отчётливо помню, что Феоктистов разглядывал компоновочную схему космического планера, у которого лобовая часть представляла собой полусферу. И тут он произнёс: “А ведь конструкцию можно сильно упростить, если в качестве возвращаемого аппарата использовать шар!”» Мысль была дерзкая, но правильная. У выдающегося конструктора, соратника С. П. Королёва, космонавта К. П. Феоктистова было много правильных мыслей относительно развития пилотируемой космонавтики, и большинство из них он воплотил в жизнь.
Конструктор космической техники космонавт Константин Петрович Феоктистов (1926—2009).
Детище К. П. Феоктистова — космический корабль «Восход» вместе с ракетой-носителем на стартовой площадке.
Экипаж космического корабля «Восход», совершившего 12—13 октября 1964 года первый групповой полёт вокруг Земли (справа налево): К. П. Феоктистов (инженер-исследователь), В. М. Комаров (командир корабля), Б. Б. Егоров (врач).
К. П. Феоктистов (в первом ряду третий справа) среди сотрудников НПО «Энергия». Конец 1980-х годов.
‹
›
Открыть в полном размере
С Константином Петровичем Феоктистовым мне довелось познакомиться в начале 1960-х годов. Тогда его уже знали как ведущего проектанта первого пилотируемого корабля «Восток». В ноябре прошлого года Феоктистова не стало, и мне захотелось вспомнить о наших встречах, о том, какой неоценимый вклад он внёс в освоение космоса.
В то время в Институте медико-биологических проблем практиковались научные семинары, на которые приглашали с докладами специалистов из смежных организаций. На одном из таких семинаров ведущий конструктор КБ 1 Феоктистов делал сообщение о проектировании космического корабля, рассчитанного на трёх космонавтов.
Многоместный корабль «Восход» создавался под руководством К. П. Феоктистова на базе уже летавшего космического корабля «Восток». В его шарообразном корпусе, первоначально рассчитанном на одного члена экипажа, три космонавта едва помещались. Для экономии места и снижения веса корабля пришлось отказаться от скафандров, систем катапультирования и свести к минимуму систему жизнеобеспечения. Всё это значительно увеличивало риск пилотируемых полётов. Создатели «Восхода» стремились повысить надёжность корабля за счёт более тщательного соблюдения всех требований технологии и снижения опасностей, связанных с внешними факторами полёта.
Одним из основных факторов риска была радиационная безопасность. Академик С. П. Вернов, директор Института космических исследований и главный специалист в области космических излучений, считал, что излучения создают серьёзную опасность для космонавтов, особенно в связи с предлагаемым Феоктистовым отказом от скафандров. Мы провели анализ экспериментальных и теоретических данных о космических излучениях, исследовали на ускорителях заряжённые частицы, изучили их прохождение через различные материалы и воздействие на биологические объекты. Исследования показали, что оболочка скафандра лишь незначительно защищает космонавта от радиоактивных излучений и её отсутствие не может угрожать здоровью членов экипажа. Чтобы обеспечить радиационную безопасность, полёты стали планировать с учётом прогноза протонных вспышек на Солнце, после которых в космосе наблюдается всплеск проникающих излучений. Была разработана и система оповещения, что также снижало опасность облучения космонавтов.
Как потом оказалось, Константин Петрович проектировал корабль «Восход» для себя. Он попал в отряд космонавтов в начале 1964 года, когда встал вопрос о полёте инженера-исследователя. 12—13 октября того же года в возрасте 35 лет К. П. Феоктистов совершил свой первый и единственный космический полёт на корабле собственной разработки. Командиром был военный лётчик Владимир Михайлович Комаров, в состав группового экипажа входил и врач-космонавт Борис Борисович Егоров. Феоктистов оказался первым учёным и, что примечательно, первым гражданским специалистом, побывавшим в космосе. За этот полёт ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Находясь в космосе одни сутки и 17 минут, корабль «Восход» 16 раз облетел вокруг Земли. Во время полёта Феоктистов проводил испытания новых систем ориентации, управления и контроля бортовой аппаратуры, выполнял другую инженерную работу. Побывав в космосе, он, по-видимому, пришёл к пониманию того, что к невесомости можно привыкнуть. Анализ состояния космонавтов на орбите показал, что для их адаптации к невесомости необходимо продлить начальную стадию полёта. Тогда они смогут более адекватно выполнять возложенную на них работу, например стыковку с другим космическим аппаратом. Такое решение было продиктовано, в частности, и неудачным полётом Г. Т. Берегового, не сумевшего выполнить стыковку с беспилотным кораблём «Союз-2» из-за дискомфорта, вызванного невесомостью.
В середине 1960-х годов начались испытания новых пилотируемых космических кораблей серии «Союз». После нескольких удачных и неудачных беспилотных пусков на орбиту отправился пилотируемый корабль «Союз-1». Но случилась катастрофа — 24 апреля 1967 года при посадке корабль разбился и загорелся. Пилот лётчик-космонавт СССР В. М. Комаров погиб. 7 июня 1971 года — новый удар: после успешной стыковки с орбитальной станцией «Салют-1» и двухнедельной работы на орбите в результате разгерметизации спускаемого аппарата погиб экипаж «Союза-11» — космонавты Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков и В. И. Пацаев.
После этой трагедии пилотируемые полёты не возобновлялись целых полтора года. За это время были пересмотрены и доработаны многие системы корабля «Союз». В частности, удалось улучшить компоновку органов управления, вновь вернуться к скафандрам, которые стали использовать во время подъёма и спуска на случай разгерметизации обитаемого отсека, при этом количество мест для членов экипажа уменьшилось до двух. В работе по повышению надёжности кораблей «Союз» активное участие принимал К. П. Феоктистов.
С мая по октябрь 1980 года Константин Петрович проходил подготовку к новому космическому полёту в качестве космонавта-исследователя основного экипажа корабля «Союз Т-3». В это время мы оказались вместе на тренировочных сборах недалеко от горнолыжного курорта Бакуриани. Вечерами, после тренировок и медицинских обследований, Феоктистов обучал меня разным видам пасьянса, который, как он говорил, тренирует внимательность, память, успокаивает нервы и заставляет продумывать действия на несколько ходов вперёд.
Мне часто приходилось слышать о тяжёлом, неуживчивом характере Константина Петровича. Однако за две недели сборов, при достаточно тесном контакте, он ни разу не дал мне повода в этом удостовериться. Наоборот, несмотря на разницу в возрасте и положении, Феоктистов всегда поддерживал между нами ровные, дружеские отношения. Вероятно, мнение о его неуживчивости и тяжёлом характере сложилось из-за того, что он всегда бескомпромиссно отстаивал свои проекты космических кораблей и научные программы исследований.
Точка зрения Феоктистова расходилась с мнением представителей ВВС и в вопросе эффективности пилотируемых и беспилотных космических полётов. Константин Петрович считал, что исследования космоса с помощью беспилотников значительно более эффективны и экономичны, чем при пилотируемых полётах. Академик Ю. Б. Харитон, выражая своё отношение к этому вопросу, как-то вспомнил в разговоре со мной слова основоположника ядерной физики Эрнеста Резерфорда. Оценивая исследовательскую работу, всемирно известный учёный утверждал, что неважно, какие исследования проводятся, а важно, кто их проводит! Дело в том, что не всякий инженер может стать хорошим исследователем, так же как не каждый может стать хорошим певцом, музыкантом, художником. Здесь тоже нужен талант. Несомненно, Феоктистов обладал таким талантом. Однако критерии отбора кандидатов в космонавты–исследователи ещё только предстоит разработать. До сих пор, как сказал один из космонавтов, «отбирают по здоровью, а требуют по уму».
Константин Петрович не раз говорил, что он должен сам испытывать новые корабли, потому что как разработчик лучше других знает создаваемые им новые изделия и обязан на деле проверить их надёжность. Но жизнь распорядилась по-своему. На очередной медкомиссии у Феоктистова обнаружили нарушения в работе сердца, и его отстранили от подготовки ко второму полёту.
Жизнь с детства испытывала Константина Петровича на «прочность». Когда началась Великая Отечественная война, он бросил учёбу и ушёл на фронт. Четырнадцатилетним мальчишкой стал разведчиком в войсковой части. Однажды его схватил немецкий патруль и, не долго думая, повёл на расстрел. Фашист поставил Феоктистова у края ямы и выстрелил. К счастью, пуля прошла через подбородок и шею навылет, а Костя, упав в яму, догадался не шевелиться. Немец счёл его мёртвым. После такого испытания Феоктистов благополучно дошёл до конца войны. Потом закончил школу и поступил в МВТУ им. Н. Э. Баумана. А там попал на лекции Сергея Павловича Королёва, и эта встреча определила его дальнейший путь. Феоктистов стал доктором технических наук, конструктором космической техники, был заместителем Главного конструктора НПО «Энергия». Про него говорили: «Конструктор от Бога». Такая оценка лишний раз подтверждает огромный вклад Константина Петровича Феоктистова в развитие пилотируемой космонавтики.
замечаний в Хьюстоне в Центре пилотируемых космических аппаратов НАСА.
Мистер Уэбб, доктор Драйден, доктор Симанс, мои сограждане американцы:
Понедельник был очень счастливым днем для вас и для нации, но эта возможность посетить всех членов американской космической команды не является кульминацией для меня.
Итак, я горжусь каждым из вас, кто способствовал успеху самой исторической авантюры Америки в мирное время, и имею честь сказать всем и каждому: молодцы.
Телевизионные обозреватели и газетные обозреватели много говорили о безукоризненных качествах и достоинствах майора МакДивитта и майора Уайта. Конечно, я уловил некоторую большую объективность в замечаниях, сделанных публично обеими их прелестными женами.
Как бы то ни было, больше всего меня впечатляет и радует в этих двух героях и во всех других космонавтах качество личной скромности и смирения.
Я еще не встречал человека, который не спустился бы из космоса и не хотел бы воздать должное всем мужчинам и женщинам на Земле больше, чем он мог бы принять для себя там, наверху.
Эд и Джим не исключение.
Я предложил им привезти свои семьи на ранчо завтра или послезавтра, потому что я хотел подарить им обоим знак большого уважения и уважения со стороны их страны. Но прошлой ночью я узнал от администратора, мистера Уэбба, что оба мужчины чувствовали, что церемония на ранчо привлечет к ним слишком много внимания и исключит всех вас, кто так впечатляюще поддержал их полет здесь, в этом новом космическом центре НАСА в Хьюстоне.
Итак, мы договорились, что с радостью приедем сюда — с одной оговоркой. Чуть позже, на следующей неделе или в начале следующей недели, мы ожидаем увидеть МакДивиттов и их троих детей, Уайтов и их двоих детей, а также менеджера программы «Близнецы» мистера Мэтьюза и его семью в Вашингтон в Белом доме.
В это время мы воздадим им честь, которую вы все знаете, они заслуживают, независимо от того, что они говорят об этом.
Но сегодня, как я сказал вам, когда мы разговаривали несколько часов назад, я обещал принести этим двум героям небольшой знак. Что ж, я сдержу свое обещание. Я выдвигаю кандидатуру майора МакДивитта и майора Уайта для повышения до звания подполковника за их выдающиеся достижения от имени всего народа их страны и свободного мира. И я также говорю, что это то, что можно не только носить, но и есть.
Кстати, сегодня я могу объявить, что 15 июля майору Гордону Куперу будет присвоено звание подполковника. И я не забуду четвертого астронавта ВВС, совершившего орбитальный полет, поэтому я завершаю свое сегодняшнее объявление тем, что также номинирую майора Гаса Гриссома на повышение до подполковника.
Когда началась наша пилотируемая космонавтика, многие говорили о космосе то же, что люди, вероятно, говорили 500 лет назад о самой Америке: что окружающая среда враждебна, что климат нехороший, что там все равно нет ничего стоящего. Эти два молодых американца навсегда изменили эту концепцию.
Все люди испытывают новое чувство волнения, волнения и предвкушения освоения космоса из-за полета Близнецов 4. Атлантика текла по венам всех нас. Наше отношение к космосу уже никогда не будет прежним.
И еще одно замечание. Вчера со смешанными эмоциями я прочитал, что майор Уайт решил объявить этот штат, где он родился, своим родным штатом. Что ж, как президент, я должен быть нейтрален в вопросах государственной гордости, но проблеск гордости, который я позволяю себе чувствовать, немного приглушен. Я знаю, некоторые скажут, что как только американцы отправились в космос, Техасец должен был пойти и вмешаться в это дело.
Серьезно, я надеюсь, что ясный и очевидный смысл и обещание этого великого приключения, которое вы все действительно разделили, не будут потеряны для человечества.
Всего несколько лет назад эта великая нация безошибочно отставала в космосе. За границей — и дома — некоторые предсказывали, что Америка останется позади, что наша система потерпела неудачу, что яркость нашего будущего потускнела и станет темнее. Но сегодня таких пророчеств не слышно.
Действуя открыто — открыто признавая наши неудачи, открыто делясь и предлагая разделить наши успехи — Соединенные Штаты Америки действовали с решимостью и рвением, которые горят в сердцах людей, любящих свободу. И сегодня мы знаем, что успех Америки действительно очень велик.
Все, чего мы достигли в космосе, все, что мы можем сделать в грядущие дни и годы, мы готовы разделить на благо всего человечества. То, стоим ли мы первыми в этих усилиях, имеет значение для нашей сиюминутной гордости, но не для нашей постоянной и постоянной цели. Гонка, в которой мы, представители этого поколения, полны решимости быть первыми, — это гонка за мир во всем мире.
В мирных делах — как и в исследованиях космоса — пусть ни один человек в любой стране ни на мгновение не сомневается в том, что у нас есть воля, решимость, талант и ресурсы, необходимые для того, чтобы не сбиться с курса и увидеть эти труды до конца.
Итак, я хотел бы закончить эту неделю так же, как начал ее в прошлое воскресенье утром, говоря всем нациям и всем народам, Востока и Запада, что мы, Америка — сильная, уверенная в себе, гордая и миролюбивая Америка — приглашаем вас открыть свои занавески, пройти через дверные проемы и стены, которые вы построили, и присоединиться к нам, чтобы вместе идти к миру для всех людей на этой земле.
Спасибо.
[В этот момент майор МакДивитт и майор Уайт представили президенту фотографии своего орбитального полета; Президент продолжил говорить.]
Спасибо, полковник МакДивитт, и спасибо, полковник Уайт.
Я просто хочу сказать, прежде чем я посмотрю на ваш Центр, что я провел первые исследования в области космоса в качестве члена Сената. И когда я сегодня смотрел на эту группу и эту замечательную инсталляцию, которой несколько лет назад просто не существовало, я подумал о том, что Джим Уэбб и доктор Драйден сказали четыре года назад или больше, когда они покинули мой офис в первый день. они должны были взять на себя это задание. Сегодня я видел здесь доктора Симанса и доктора Гилрута, а также всех тысяч людей, принимавших участие в этом великом приключении.
Вы не представляете, какую благодарность я испытываю к каждому из вас и как горжусь всеми вами.
Спасибо.
Примечание: Президент выступил в 15:38. в Центре пилотируемых космических аппаратов НАСА в Хьюстоне, штат Техас.
В своем вступительном слове он упомянул Джеймса Э. Уэбба, администратора Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства, доктора Хью Л. Драйдена, заместителя администратора, и доктора Роберта Симанса-младшего, помощника администратора.
Позже он упомянул майора Джеймса А. МакДивитта и майора Эдварда Х. Уайта 2d, астронавтов, совершивших успешный полет Gemini 4 6 июня, Чарльза У. Мэтьюза, руководителя программы космических полетов Gemini, майора Л. Гордон Купер-младший и майор Вирджил И. Гриссом, астронавты, и доктор Роберт Э. Гилрут, директор Центра пилотируемых космических аппаратов.
См. также пункты 304, 318, 320.
Линдон Б. Джонсон, Замечания в Хьюстоне, Центр пилотируемых космических аппаратов НАСА. Онлайн Герхард Петерс и Джон Т. Вулли, Американский президентский проект https://www.presidency.ucsb.edu/node/241256
словосочетание пилотируемых космических кораблей | значения и примеры использования
словосочетание на английском языке
значение человека и космического корабля
Эти слова часто используются вместе. Нажмите на ссылки ниже, чтобы изучить значения. Или посмотрите другие словосочетания со словом космический корабль.
человек
существительное
великобритания
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/мэн/нас
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/mæn/
взрослый мужчина…
Подробнее на человек
космический корабль
существительное [C]
великобритания
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈspeɪs.krɑːft/us
Ваш браузер не поддерживает аудио HTML5
/ˈspeɪs.kræft/
транспортное средство, используемое для путешествий…
См. больше на космический корабль
Примеры пилотируемых космических кораблей
Эти примеры взяты из корпусов и источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Существуют также транспортные средства, предназначенные для перевозки членов экипажа на базу и обратно на орбитальный пилотируемый космический корабль .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Он также установил пилотируемых космических кораблей рекорд высоты 336 км.
От
Википедия
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Первые кратковременные миссии питались от батарей; более поздние миссии на выносливость использовали первые топливные элементы в пилотируемых космических кораблях .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Затем перешел к проектированию космических орбитальных обсерваторий, как на борту автоматических станций , так и на пилотируемых космических кораблях .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Требование к дросселируемому двигателю было новым для пилотируемых космических кораблей .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Там он работал над созданием спутников телевидения и связи, а также над созданием пилотируемых космических кораблей .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Хотя роботизированные космические корабли используют почти исключительно тепловое излучение, многие пилотируемые космические корабли имеют короткие миссии, которые допускают испарительное охлаждение открытого цикла.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Предполагалось, что космический корабль будет служить радиомаяком для точной посадки пилотируемый космический корабль .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Этот ограниченный период контакта достаточен для беспилотных космических аппаратов, но пилотируемых космических аппаратов требуется гораздо большее время сбора данных.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Подъемные тела были основной областью исследований в 1960-х и 70-х годах как средство для создания небольшого и легкого пилотируемого космического корабля .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Салют-6 посетили с 1977 по 1981 год 16 человек с экипажем КА , доставивший пять длительных экипажей (экспедиций) и 11 кратковременных экипажей.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Система может варьироваться по сложности от пилотируемого космического корабля до автономного станка.
Из
Википедия
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован по лицензии CC BY-SA.
Израсходованная вода часто доступна в избытке из топливных элементов, используемых многими пилотируемыми космическими кораблями для производства электроэнергии.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
В ближнем космосе возродился интерес к запуску пилотируемых космических кораблей человеком.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Это семейство ракет запустило первый в истории человечества искусственный спутник (спутник) и первый пилотируемый космический корабль .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Ракеты одноразового использования
обеспечили средства для запуска искусственных спутников, а также пилотируемых космических кораблей .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Место было выбрано, поскольку оно находилось на орбитальном пути пилотируемого космического корабля во время фазы входа в атмосферу.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Также известно, что они процветали в пилотируемых космических кораблях .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Эти определения были аналогичным образом применены к космическим кораблям, когда в конце 1950-х годов был спроектирован первый пилотируемый космический корабль .