Почему популярны мифы: Зачем читать мифы? И как люди-деревья, Троянская война и молот Тора помогают понять мир

во что человек верит сегодня

Мифы всегда являлись одним из механизмов организации социальной и культурной жизни и помогали получить более целостное понимание мира. Они связаны с трудно объяснимыми явлениями и фактами. В современном мире мифология противопоставляется научному знанию, которое связано с рациональным мышлением. Несмотря на развитие науки, мифы до сих пор существуют в сознании людей, только принимают новые формы. Рассказываем о том, как конструируется мифологическое мышление и в какие мифы верят сегодня.

Формирование мифологического сознания

Мифологическое сознание возникло из-за необходимости объяснить странные бытовые явления. И так как раньше знания о мире были гораздо уже, вера в мифических персонажей была четко закреплена в человеческом видении мира. Российский философ Алексей Лосев отмечал, что мифологическое мировоззрение неразрывно связано с религией, а сами мифы существуют и в искусстве, и в науке, и в обыденной жизни. И несмотря на развитие науки, технологий, мифы по-прежнему являются частью культуры.

Чем отличается мифологическое сознание:

  • оно всегда дает готовые ответы, в отличие от рационального мышления, которое ставит проблемные вопросы

  • оно предполагает воспроизведение эмоционально-чувственных образов

  • в нем нет противоречий — все сюжеты ясны

Мифы объясняли происхождение мира (этот тип называли «космогоническими»). Например, были версии, что мир появился из одного огромного яйца. Антропологические мифы рассказывали о создании человека, эсхатологические мифы — о конце света, календарные мифы — о смене временных циклов, героические мифы — о вымышленных личностях, спасавших мир. Распространенными были мифы о животных, которые обладали человеческими чертами. Так, мифологическое сознание помогало создать более цельную картину мира и уменьшить незнание о нем, тем самым задавая особые правила. Возникали различные ритуалы и традиции для того, чтобы установить контакт с мифическими персонажами и задобрить их.

Стабильность мифологии и ее существование во все времена связано с тем, что мифы помогают конструировать картину мира. Одна из основных функций — создание стереотипов, с помощью которых можно легко управлять массовым сознанием. Вторая функция — компенсирующая, мифы объясняют непонятные явления и представления о мире, тем самым восполняя недостаток знаний. Третья функция, которую выделяет российский филолог Сергей Неклюдов, — символическая. Немецкий ученый Эрнст Кассирер утверждал, что «человек — не мыслящее животное, а символическое животное», а культура — это символическая вселенная со значимыми мифами. Важность мифа заключается не в его содержании, а в его интерпретации.

Какие мифы существуют в современном мире

В современном обществе из-за потока непрерывной разнородной информации стирается четкое понимание о том, как должно быть. Людям все сложнее ориентироваться в постоянно меняющемся внешнем мире, и они ищут какие-то координаты для того, чтобы сориентироваться в информационном пространстве. Ими могут стать мифы.

Если собрать все распространенные в наши дни мифы, можно выделить три большие категории, по которым они могут быть разделены на древние, новые и обновленные.

Старые мифы продолжают существовать с древних времен, даже если они претерпели изменения. Такую мифологию в современной культуре можно отнести к вере в колдовство, суеверия и ритуалы. Например, сегодня распространена вера в домового, сглаз, некоторые верят в неблагоприятные знаки — такие, как рассыпанная соль, разбитое зеркало, перешедшая дорогу черная кошка. Часто люди используют такие мифологемы (мифологические сюжеты, сцены, образы), не задумываясь об их происхождении, и принимают все как достоверный факт.

Новые мифы можно отнести к мифам, уже сложившимся и созданным в период научных открытий, которые сама наука не может объяснить. Мифы, относящиеся к этой категории, не нашли своего научного или иного обоснования, но вместе с тем прочно вошли в повседневную жизнь и сознание людей. Самый простой пример — это вера в НЛО и инопланетян.

В обновленных мифах также выделяют старые мифы, адаптированные к новому времени. Этот вид мифологии в основном включает астрологию, парапсихологию и другие псевдонауки.

Сегодня внимание многих привлекают черные дыры, которые «поглощают» космические объекты. В такой интерпретации они становятся частью научной фантастики и превращаются в порталы в другие вселенные. Особый интерес проявляют к инопланетным существам. Идея апокалипсиса также является современным мифом, который имеет несколько версий. Например, согласно одному из популярных сценариев, в планету должен врезаться гигантский астероид и произойдет большой взрыв. По второй версии, Солнце превращается в «красного гиганта» и температура на Земле станет настолько высокой, что поддержание жизни на ней станет невозможным. Третий сюжет предполагает, что земное ядро остынет, магнитное поле исчезнет и планета не будет защищена от солнечного излучения.

Вместе с развитием технологий распространяются и мифы о них. Обычно они включают в себя информацию о засекреченных технологиях, с помощью которых возможно менять гравитационное поле, преобразовывать земную кору и тем самым вызывать землетрясения и наводнения. Известны легенды и о психотронном оружии, которое внушает какую-либо идеологию.

Неполное научное знание влечет за собой мифы, созданные человеком для создания альтернативного видения мира. Научные мифы используются в маркетинговых кампаниях. В стратегиях по продвижению товаров и услуг СМИ искусственно создают и распространяют новые научные мифы, которые прочно закрепились в сознании людей и принимаются ими как достоверный факт (например, живые бактерии в молочных продуктах или холестерин в растительном масле). Еще одним ярким примером научного мифа, широко распространенного сегодня, является история о том, что Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения после того, как яблоко упало ему на голову с ветки дерева, под которым он сидел.

Формировать правдивую картину мира и отделять мифы от реальности помогает развитие критического мышления

Информационная революция упрощает манипулирование массовым сознанием. И если раньше люди верили в сверхсильных богов и животных, то сегодня мифы становятся частью массовой культуры и проникают в политическую и экономическую сферы. Отсюда возникают теории заговора, различные мифы о конце света и существовании сверхвласти. Критическое отношение к этим феноменам позволяет не поддаваться ложным суждениям и тем самым конструировать наиболее правдивую картину мира.

Любовь Карась

Теги

#вера

#сознание

#мифология

#мифы

Александр Хезер: Мифы Древней Греции для детей

Артикул: p187372

Купили 671 раз

О товаре

Родители младших и средних школьников по достоинству оценят качество этой книги. Подробный рассказ о каждом персонаже древнегреческой мифологии, будь то бог или герой, позволит ребятам заглянуть в мир истории, расширить свои знания, составить собственное мнение о жизни и представлениях древних греков. Тексты написаны в легкой свободной форме и будут вполне доступны для ребят. Забавные рисунки, размещенные на каждой странице книги, также помогут в восприятии не совсем привычных образов, ведь в древнегреческой мифологии существуют одноглазые циклопы, сладкоголосые птицы сирены с головами женщин, кентавры с торсом человека и телом лошади и т. д. Большинство мифов, включенных в книгу, входит в школьную программу по литературе, а также часто встречается во многих прозаических и поэтических произведениях русских и зарубежных классиков, используется в качестве сюжетов в живописи, скульптуре и даже в архитектуре. Для младшего и среднего школьного возраста.

Аннотация

Маленькие читатели познакомятся с самыми известными и популярными мифами Древней Греции. Узнают о богах, живущих на горе Олимп, о необычных существах, сочетающих части тела человека и животного (сфинксах, сиренах, горгонах, кентаврах, гарпиях и т.д.) и о смелых хитрых и умных героях, совершающих удивительные подвиги. Рассказы сопровождаются веселыми иллюстрациями замечательной художницы Мэрэдит Хэмильтон.

Характеристики

Автор:
Хезер Александр

Серия:
АСТ: Хочу все знать!

Раздел:
Эпос и фольклор для детей

Издательство:
АСТ, Аванта

Год издания:
2020

Количество страниц:
96

Переплет:
Твердый (7БЦ)

Бумага:
Офсетная

Формат:
270×270 мм

Вес:
0. 66 кг

Елена Васильева

Отзыв о покупке
на book24.ru

Книга понравилась. В ней все, что необходимо и достаточно знать ребенку.

Андрей

Современная адаптация с сохранением информации для дошколят и младших школьников. Могут сами вникнуть, не заставляя взрослых перечитывать, что бы ответить на вопросы.

Вера Кривоносова

Мифы древней Греции мне подарили на день рождения в 1962г. Книга была напечатана на газетной бумаге, без иллюстраций, неадаптированная (Н,Кун). Осилить я её не смогла, хотя уже хорошо умела читать. Та книга простояла в шкафу 4 года, пока в 5-м классе не началась история Древнего мира.
Эту замечательную во всех отношениях книгу я подарила
внуку на пятилетие, теперь это его любимая книга, он только
начинает читать сам, но мы читаем её вместе, а потом внук
рассказывает мне, какой эпизод иллюстрирует та или иная
картинка. И я даже немного завидую ему.

Альбина Зималева

Отзыв о покупке
на book24.ru

Наш фаворит! Несколько раз перечитывали, ребёнок 5-летнего возраста и его родители в восторге! Коротко о главном, а главное — интересно, увлекательно, читается взахлёб и хорошо запоминается, ребёнок указанного возраста усвоил и запомнил каждую ‘историю’

Ольга Пайкова

Отзыв о покупке
на book24.ru

Очень довольна книгой! Большой формат, приблизительно как лист А4 по длинной стороне, квардатная. Выбраны основные, наверное, мифы, что на слуху и преподнесены в доступной для детей форме. Я в детстве мифы не осилила, никак не могла разобраться в родственных связях богов, да так и забросила. Думаю, моему ребенку в этом разобраться теперь будет легче. Книга не перегружена информацией, как раз дает представление о тех мифах, которые обязательно знать образованному человеку. Полагаю, что с нее и стоит начать их изучеие. Потом уже можно будет и углубиться в тему. Так что однозначно — советую. Особенно, если планируете вырастить всесторонне развитого малыша 🙂

В поисках мифов и героев . Что такое миф?

«Бог создал человека, потому что ему нравилось слушать истории.» Так говорят африканцы, и богатое разнообразие мировой мифологии доказывает, что Бог выбрал мудро!

Мифы — это истории, основанные на традициях. Некоторые из них могут иметь фактическое происхождение, в то время как другие полностью вымышлены. Но мифы — это больше, чем просто истории, и они служат более глубокой цели в древних и современных культурах. Мифы — это священные сказки, объясняющие мир и человеческий опыт. Мифы так же актуальны для нас сегодня, как и для древних. Мифы отвечают на вечные вопросы и служат компасом для каждого поколения. Мифы о потерянном рае, например, дают людям надежду на то, что, живя добродетельной жизнью, они смогут добиться лучшей жизни в будущей жизни. Мифы о золотом веке дают людям надежду на то, что есть великие лидеры, которые улучшат их жизнь. Поиски героя являются образцом для подражания для молодых мужчин и женщин, поскольку они принимают на себя взрослые обязанности. Некоторые мифы просто успокаивают, например, мифы, которые объясняют природные явления действиями богов, а не произвольными явлениями природы.

Сюжеты мифов отражают универсальные заботы человечества на протяжении всей истории: рождение, смерть, загробная жизнь, происхождение человека и мира, добро и зло и природа самого человека. Миф подключается к универсальному культурному нарративу, к коллективной мудрости человека. Прекрасной иллюстрацией универсальности этих тем является то, что так много народов, не имевших контактов друг с другом, создают удивительно похожие мифы. Так, например, в культурах по всему миру, от Ближнего Востока до далеких гор Южной Америки, есть мифы о великих наводнениях, девственном рождении и загробной жизни (больше примеров этих архетипических тем можно найти в разделе «Мифы и архетипы» на сайте).

В отличие от сказок, мифы не всегда оптимистичны. Верная природе жизни, сущность мифов такова, что они так же часто являются предупреждениями, как и обещаниями; плачет так же часто, как празднует. Многие мифы поучительны и действуют как руководство к социальным нормам, принимая на себя такие культурные табу, как инцест, братоубийство и жадность.

Мифы также распространены в искусстве и рекламе по очень простой причине. От фильмов до автомобилей и парфюмерии реклама использует визуальные метафоры, чтобы говорить с нами. В то время как художники каждого поколения переосмысливают мифы, одни и те же основные закономерности проявляются в мифологии на протяжении тысячелетий. Имя, фраза или образ, основанные на знакомом мифе, могут многое сказать тем, кто с рождения впитывал эти мифические сказки. Когда мы слышим выражение «Остерегайтесь греков, несущих дары» или когда мы видим телевизионную рекламу, изображающую деревянную лошадь, полную солдат, мы узнаем ссылку на Одиссея, который обманом заставил троянцев впустить армию в свой город таким образом.

Когда Жаклин Кеннеди назвала правление своего мужа новым Камелотом, мы понимаем, что она имела в виду золотой век, подобный веку короля Артура. Когда греческое правительство окрестило кампанию по спасению этнических греков из-за стен «железного занавеса» «Операцией «Золотое руно», мы поняли, что они использовали древнее имя, чтобы сообщить, что эти люди принадлежат им. Каждое поколение рассказчиков добавляет к мифам еще один слой фактов и вымыслов, так что темы и персонажи мифов неподвластны времени и бесконечно актуальны, поскольку они заново изобретаются и повторно применяются в жизни каждого нового поколения.

Библиография

Почему мифология по-прежнему важна сегодня

Брайана Н. Гриффина-младшего

Мифология важна по нескольким причинам. Во-первых, это составляет большую часть чьего-либо наследия. Это постоянное напоминание о том, кто мы и откуда. В каждой культуре есть свои легенды, народные сказки и мифы — будь то кельтская, например, в Шотландии, Ирландии или Уэльсе, или германская, в виде готических сказок.

Чтобы понять мифологию, нужно определить, что включает в себя миф. Одно хорошее определение взято из Словаря американского наследия, в котором это «вымысел или полуправда, особенно та, которая является частью идеологии». Другой хороший словарь определяет миф как «история, представленная как историческая, имеющая отношение к традициям, характерным для культуры или группы людей». Эти истории могут быть как космологическими, как битвы между божествами, так и приземленными, когда средний, обычный человек совершает сверхчеловеческие поступки при определенных обстоятельствах.

Даже в американской культуре есть своя мифология. Отличным примером является Пол Баньян и его голубой бык по кличке Бэйб. Еще один хороший пример — рассказы Джоэла Чендлера Льюиса о Братце Кролике из сказок дяди Ремуса. Эти истории уходят корнями в африканскую мифологию. Братец Кролик — персонаж-обманщик, похожий на Локи в скандинавской мифологии. Коренные американцы также внесли свой вклад в нашу историю повествования.

Еще одна причина, по которой мифология играет важную роль, заключается в том, что она становится основой для многих исповедуемых религий. Эти конкретные мифы рассказывают нам о битвах между добром и злом. Подобные истории есть в каждой религии, как древней, так и современной. Главный герой, или герой, должен пройти через борьбу с антагонистом или злодеем. Во время этого путешествия этот герой узнает важные ценности и мораль, которые важны и необходимы для победы над этим злодеем. Это часто встречается в христианской Библии, а также в античных классиках, таких как «Одиссея» Гомера.

Святой Георгий и дракон — отличный пример. Святой Георгий был воином, который должен был научиться важным добродетелям, которыми необходимо было обладать, чтобы победить дракона, который в то время был христианским олицетворением зла, и жениться на Уне, которая была олицетворением католической церкви. Эта история впервые была рассказана сэром Эдмундом Спенсером в «Королеве фей» в образе Рыцаря Красного Креста.

Наиболее современным примером мифологии являются современные комиксы. Например, как Питер Паркер стал Человеком-пауком? Сегодняшняя фантастика особенно богата мифологией. Посмотрите на персонажа Рика Риордана, Перси Джексона, или на Дж.К. Гарри Поттер Роулинг. В их историях есть собственный миф. «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса полны персонажей, уходящих корнями в греческую и римскую мифологию. «Властелин колец и хоббит» Толкина стал современной мифологией.

Но причина, по которой мифология по-прежнему важна, заключается в том, что это чистое повествование. Каждому нравится либо рассказывать хорошую историю, либо слушать, как кто-то рассказывает хорошую историю. Как давний исследователь мифологии, я люблю делать и то, и другое. Мне нравится слушать хорошую историю, поэтому я могу передать ее кому-то еще, будь то мои младшие родственники или сообщество коллег-писателей или других ученых.

Итак, в следующий раз, когда вы пойдете в местную публичную библиотеку, подумайте о том, чтобы взять хороший литературный материал, рассказывающий пару хороших мифов.