Содержание
Конец «Бурана». Как погиб великий советский проект | Наука | Общество
Последним великим успехом советской космонавтики стал полет космического корабля многоразового использования «Буран», состоявшийся 15 ноября 1988 года.
205 минут триумфа
«Буран», отечественный ответ американской программе «Спейс шаттл», разрабатывался с 1970-х годов. Система «Энергия — Буран» значительно превосходила по своим возможностям американского конкурента. Советский орбитальный корабль-ракетоплан, к примеру, мог летать в автоматическом режиме, совершая посадку без участия пилота.
Так было и во время единственного космического полета «Бурана». Он длился 205 минут, за это время корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл посадку на аэродроме «Юбилейный» космодрома Байконур.
Предполагалось, что после первого полета «Бурану» предстоят еще один-два рейса в автоматическом режиме. Затем должен был состояться пилотируемый полет, для которого уже были подготовлены экипажи. Первыми на «Буране» в космос должны были отправиться Игорь Волк и Римантас Станкявичус.
Проект закрыт, забудьте
Но страна вступала в новую эпоху, на фоне экономических проблем расходы на космос были объявлены чрезмерными. В 1990 году работы по программе «Энергия — Буран» были приостановлены.
Через год распался СССР, в России закипели политические страсти, всем окончательно стало не до космоса. 25 мая 1993 года Совет главных конструкторов при НПО «Энергия» вынес приговор — программа советского многоразового космического корабля закрывается окончательно.
На этот момент были готовы или находились в стадии строительства пять многоразовых космических кораблей. Единственный из них, побывавший в космосе, хранился сначала в монтажно-испытательном корпусе на 254-й площадке Байконура, а в 1998 году был перевезен в МИК, находящийся на 112-й площадке.
«Буран» в Москве: транспортировка космического корабля
© АиФ / Матвей Карполюк
© АиФ / Матвей Карполюк
© АиФ / Матвей Карполюк
© АиФ / Матвей Карполюк
© АиФ / Матвей Карполюк
© АиФ / Матвей Карполюк
© АиФ / Матвей Карполюк
© АиФ / Матвей Карполюк
© АиФ / Матвей Карполюк
© АиФ / Матвей Карполюк
«Буран» в Москве: транспортировка космического корабля
© АиФ / Матвей Карполюк
© АиФ / Матвей Карполюк
© АиФ / Матвей Карполюк
© АиФ / Матвей Карполюк
© АиФ / Матвей Карполюк
© АиФ / Матвей Карполюк
© АиФ / Матвей Карполюк
© АиФ / Матвей Карполюк
© АиФ / Матвей Карполюк
© АиФ / Матвей Карполюк
Роковой МИК
Этот монтажно-испытательный корпус начали строить еще в 1963 году, под ракету-носитель Н-1, которая должна была доставить советских космонавтов на Луну. Но советская пилотируемая «лунная программа» провалилась, и после ее закрытия в 1970-х корпус некоторое время не использовался. Затем его передали под проект «Энергия — Буран». В МИКе была проведена масштабная реконструкция.
Корпус представлял промышленное многопролётное сооружение с металлическим каркасом, состоящее из двух частей. Высокая часть имела габаритные размеры 240×120×56 м, а низкая часть габаритные размеры 240×70×30 м. Общая площадь сооружения составляла 55 000 квадратных метров. В МИКе было все необходимое оборудование для досборки отдельных агрегатов, ремонта и проверки систем корабля. Вернее, кораблей — в сборочных секциях в своем время собирали три экземпляра многоразовых космических ракетопланов. Для этого, в том числе, были задействованы три мостовых крана грузоподъемностью 200 тонн каждый.
Каким бы совершенным не был объект, со временем он приходит в негодность, особенно если никаких работ в нем давно не ведется. Крыша корпуса, в котором находился «Буран», постоянно протекала, и ее необходимо было чинить.
Катастрофическое обрушение
В мае 2002 года казахстанская фирма-субподрядчик приступила к ремонту крыши МИК на 112-й площадке Байконура. Для его проведения завозили рубероид. 12 мая восемь рабочих фирмы разместили на крыше 10 тонн ремонтного материала, сложив рулоны друг на друга.
В 9:40 по местному времени произошло обрушение крыши. Начавшись в районе одной из стропильных ферм, оно приняло неконтролируемый характер. Кровля обрушилась на площади 28 800 квадратных метров. Вслед за этим произошло обрушение стенных блоков.
Прибывшие к месту ЧП спасатели бросились искать под завалами людей, но очень быстро стало ясно — при таком масштабе катастрофы выжить вряд ли кому-то удалось. В ходе поисковых работ были найдены восемь погибших рабочих.
Боссы российской космонавтики первоначально заявляли — у «Бурана» прочный корпус, и после того, как будут разобраны завалы, его просто переместят для дальнейшего хранения в другое место.
Но те, кто побывал на месте ЧП, знали, что «Бурана» больше нет. Чудо советской конструкторской мысли превратилось в груду искореженного металла.
Это должно было случиться
В ходе расследования было установлено, что катализатором обвала стала нерасчетная нагрузка, пришедшаяся на крайнюю стропильную ферму. Речь о тех самых 10 тонна рубероида, сложенных в одном месте. Усугубили ситуацию ошибки проектировщиков, допущенные еще в 1960-х годах. В результате кровля, обвалившись в одном месте, дальше сложилась как карточный домик.
Ошибки 1960-х не стали бы фатальными, если бы корпус интенсивно эксплуатировался. Но время 1990-х превратило некогда высокотехнологичный объект в потенциально опасный. Катастрофа рано или поздно должна была произойти, и она произошла.
Какого-то ажиотажа гибель «Бурана» в России не вызвала. Обывателям было все равно. Болела душа только у причастных к космонавтике — специалистов, энтузиастов, журналистов.
То, что осталось от чуда советской инженерной мысли, пошло на металлолом.
Конечно, «Буран» умер раньше, тогда, когда была закрыта программа. Но трагедия 12 мая 2002 года стало знаковым событием, зримым олицетворением той катастрофы, которая постигла отечественную космонавтику в 1990-х годах.
Монтажно-испытательный комплекс на 112-й площадке, ставший могилой «Бурана», затем был частично восстановлен и использовался для сборки ракет «Союз». Но это слабое утешение.
Судьба «Бури»
В 2017 году в интернете немало шума наделало видео опубликованное на YouTube-канале Exploring the Unbeaten Path. Его авторы, жители Нидерландов, сумели проникнуть в ангар на территории космодрома Байконур, в котором находится советский космический корабль многоразового использования «Буран».
На пятнадцатиминутном видео запечатлено, как искатели приключений тайно пробираются в заброшенный ангар и изучают космический аппарат, который медленно разрушается. «Наше самое безумное и опасное приключение», — так охарактеризовали ролик сами создатели.
Речь идет не о погибшем «Буране», а о его «брате». Корабль, стоящий в монтажно-заправочном корпусе (или на площадке 112 А), который сняли блогеры, — так называемое «изделие 1.02», то есть второй лётный экземпляр советского корабля многоразового использования. У «изделия» было и имя собственное: «Буря».
«Буря» никогда не летала в космос. Первый полет корабля был намечен на 1992 год, но так и не состоялся.
Когда-нибудь отечественные космонавты получат новые совершенные ракетопланы, судьба которых будет более счастливой. Но 12 мая 2002 года навсегда останется позорной страницей в истории российской космонавтики,
Исследовательская работа «Многоразовая космическая система «Энергия-Буран» • Наука и образование ONLINE
Главная Работы на конкурс Предметное образование Естественно-научные дисциплины Исследовательская работа «Многоразовая космическая система «Энергия-Буран»
Автор: Перегудов Даниил
Место работы/учебы (аффилиация): МБОУ гимназия №1 г. Задонска, Липецкая область, 8 класс
Научный руководитель: Небабина София Юрьевна
Практически каждый, кто хотя бы немного интересуется космонавтикой, слышал о легендарном «Буране», крылатом космическом корабле, выводившемся на орбиту в комплексе с ракетой-носителем «Энергия».
«Буран» — крылатый космический орбитальный корабль многоразового применения самолётной конфигурации. Его разработка началась в 1974-1975 годах. Первый, единственный и полностью успешный полёт «Бурана» состоялся 15 ноября 1988 года. Это был полностью автономный полёт, не управляемый с Земли, который длился 206 минут. В течение этого времени корабль стартовал, вышел на земную орбиту, облетел два раза вокруг Земли, благополучно вернулся и сел на аэродроме. Казалось, советскому шаттлу уготовано триумфальное будущее. После его запуска заговорили даже о полётах на Марс…, но…
Проект «Энергия-Буран» закрыли по многим причинам, в том числе и из-за ненадобности доставки больших грузов на орбиту, а также их возвращения. Строящийся скорее для оборонных, нежели мирных целей, в эпоху «звёздных войн», отечественный космический челнок «Буран» намного опередил своё время.
Глядя на фото «Бурана», невозможно остаться равнодушным. Это, бесспорно, одно из величайших творений человека. Несмотря на все противоречия, «Буран» всё равно вызывает гордость и восхищение.
Цель моей работы: проследить историю создания, полета и причины прекращения работы программы многоразовых космических кораблей «Энергия-Буран».
Актуальность. Основным фактором актуальности моего проекта стал недостаток знаний у детей об основных событиях, связанных с космосом, его покорением. Прорыв в космос навсегда останется символом человеческого мужества, стремления к познанию, к прогрессу. И для нашей страны это событие стало поистине национальным триумфом, который сплотил и объединил тогда весь народ. В рамках празднования 60-летия полета человека в космос необходимо понимание значимости этого события и знание о том, что позволило состояться этому событию и что происходило после этого в космической отрасли.
Исследовательская работа «Новые типы космических двигателей»
В своей работе я ознакомился и провёл анализ существующих типов космических летательных аппаратов, определил их преимущества и недостатки, сформулировал наглядное и понятное объяснение для каждого из типов, используя различные источники. Космический…
Посмотреть работу
Проект «Космос и Вселенная, Солнце и Луна»
Почти всем детям нравятся истории про космос, ракеты и дальние планеты. Это же настоящее чудо, которые начинается прямо у нас над головой! И есть несколько вещей о космосе, которые точно стоит рассказать девочкам и мальчикам, чтобы они больше знали о…
Посмотреть работу
Исследовательская работа «Магнитное поле Земли»
Актуальность работы. Изучая различные гипотезы о возникновении магнитного поля земли, ученые пришли к выводу о возможной смене магнитных полюсов. В случае изменения магнитного поля антирадиационная защита Земли начнет слабеть. Сначала начнутся сбои в…
Посмотреть работу
Проект на тему: «Человек и космос»
Космос (от греч. kosmos — порядок, строй, мир) — термин др. греческой философии для обозначения мира как упорядоченного, организованного и единого целого, возникшего из первородного хаоса. Впервые представления о «космосе» и хаосе встречаются в древн…
Посмотреть работу
Мероприятие завершено
«Буран» — советский космический шаттл
Это история о космических путешествиях, шпионаже времен холодной войны и советском шаттле, очень похожем на то, что создавало НАСА. Может быть, это было просто необыкновенное совпадение, а может быть, Советский Союз был глубоко неправильно понятым социалистическим государством, которое глубоко заботилось о своем народе и не стало причиной миллионов смертей за свою 69-летнюю историю. Мы не собираемся говорить вам, во что верить, но в этой истории гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.
Советский космический корабль «Буран», единственный многоразовый космический корабль, появившийся за пределами Советского Союза, выглядел настолько идентичным космическому шаттлу НАСА, насколько это вообще возможно. Оба они имели одинаковый дизайн, оба были черно-белыми, и оба имели примерно одинаковый профиль миссии — доставлять вещи в космос и снова приземлять их. Поместите их рядом, и вы заметите незначительные различия, но при слепой дегустации — или, если хотите, в слепой игре по выбору челнока — наверняка только самые сообразительные смогут отличить одно от другого.
Так был ли космический корабль «Буран» гигантской советской плагиатом? Ну и какой бы это был мегапроектный ролик, если бы мы не оставляли вас на тендерах хотя бы до поры до времени. Возможно, у вас уже есть позиция по этому вопросу, если вы знаете предысторию, но она вполне может быть окрашена политической и национальной идеологией. «Буран», что в переводе с русского означает «снежная буря» или «метель», прибыл как раз в тот момент, когда Советский Союз начал распадаться, и сопровождался обилием пропаганды с обеих сторон. Так насколько уникален и хорош был этот советский космический корабль? Давайте взглянем.
Упадок СССР
Если распад Советского Союза не является вашей сильной стороной, к счастью для вас, мы недавно сняли видео о подготовке и распаде СССР, так что если это видео взбодрит вас интерес, почему бы не проверить это видео после.
Если в двух словах, то попытки Советского Союза не отставать от США в период с середины 1960-х по середину 1980-х создавали СССР всевозможные проблемы. В то время как программа ядерного оружия и космическая программа получали щедрые бюджеты, уровень жизни в штате стагнировал, а затем начал снижаться. В безнадежно оторванных от реальности словах Марии-Антуанетты — «пусть едят пирожные» — или, как, вероятно, было бы в Советском Союзе, «пусть едят черноморскую икру».
В то время как в Советском Союзе начали расти очереди за товарами первой необходимости, его лидеры знали, что им нужно не отставать от Джонсов или, по крайней мере, быть в состоянии не отставать от США во всем, что они делают. Проблема заключалась в том, что экономика США процветала и выросла в два раза по сравнению с их соперниками-супердержавами. Американцы разбрасывались деньгами, как будто завтра не наступит, но, по крайней мере, они могли себе это позволить.
Космическая гонка
В 1981 году космическая гонка ускорилась с появлением космического челнока НАСА — еще одна тема, которую мы уже освещали здесь, в Megaprojects, если вам интересно. 12 апреля 1981 января мир наблюдал за тем, как космический корабль «Колумбия» стартовал с космодрома Кеннеди, чтобы стать первым многоразовым космическим кораблем в космосе.
Хотя это, безусловно, было историческим событием, я готов поспорить, что советские власти не разделили этого знаменательного события. По правде говоря, советская космическая программа все больше и больше отставала от американцев с тех самых пор, как со времен «Спутника» и Юрия Гагарина.
Когда информация об американской программе «Спейс Шаттл» дошла до советского руководства либо через СМИ, либо через КГБ, она была встречена с раздражением и множеством подозрений. Что именно американцы собирались делать с многоразовым космическим кораблем, который мог бы доставлять в космос 30 тонн оборудования со скоростью 50 раз в год? Я знаю, что космические шаттлы никогда не приближались к такой частоте, но это был первоначальный план, или, по крайней мере, то, что всем говорили московские параноидальные попугаи.
Социальные проблемы разрастались по всему Советскому Союзу, и его лидеры решили, что лучше накормить своих граждан, прежде чем раздувать космическую гонку до такого уровня, на который они не надеялись удержаться. Просто шучу. К чёрту людей — в СССР был реализован самый масштабный и дорогостоящий проект в истории советского освоения космоса, которым стала программа «Буран».
Развитие
Начнем с того, что советские власти представляли в программе «Буран». Как я только что упомянул, это было начато как способ не отставать от американцев и их космических кораблей, которые, как был уверен СССР, рано или поздно будут использованы для доставки ядерного оружия в космос, а затем уничтожения СССР сверху. Просто для ясности: насколько нам известно, космические челноки НАСА никогда не предназначались для перевозки оружия и никогда не предназначались для этого, но Советский Союз был ничем иным, как параноидальным, неуверенным в себе ребенком, полностью убежденным в том, что дядя Сэм всегда стремился к получить его.
Имея это в виду, хотя программа «Буран» была смутно замаскирована под гражданское транспортное средство, ее дальние цели почти наверняка были военными. Российский космонавт Олег Котов, как позже рассказал журналу New Scientist,
У нас не было гражданских задач для «Бурана», а военные уже не были нужны. Изначально он разрабатывался как военная система доставки оружия, возможно, даже ядерного оружия.
Разработка программы «Буран» началась в 1970-х годах — параллельно, а точнее, чуть отставая от американского космического корабля «Шаттл». Это было трудное время в Советском Союзе, и справедливо будет сказать, что не все считали, что огромные денежные затраты были лучшим для СССР. Но, похоже, бескомпромиссным военным удалось убедить советского лидера Леонида Брежнева в том, что после того, как американские шаттлы будут закончены, нападение на Москву станет лишь вопросом времени. 19 февраля76 года был подписан секретный указ, и программа «Буран» вместе с ракетами «Энергия», которые должны были их поднять, официально вступили в силу.
Конструкция
Это подводит нас к удивительно похожей конструкции космического корабля «Буран» со своим соперником-янки. Осуществил ли КГБ один из величайших грабежей 20-го века? Ну да и нет. Как я покажу позже в видео, различий между «Бураном» и «Спейс шаттлом», безусловно, достаточно, но большинство из них внутри. Так что насчет внешнего дизайна?
Советский Союз почти наверняка располагал подробными планами разработки космических челноков — я имею в виду, что это была холодная война, — но в чем они, безусловно, были заинтересованы, так это во взломе внутренних баз данных в университетах и учреждениях по всему миру. США, которые исследовали потенциальные конструкции космических челноков. К ним относятся Калифорнийский технологический институт, Массачусетский технологический институт, Бруклинский поли, Принстон, Стэнфорд, Канзас, штат Пенсильвания и штат Огайо.
Советская военно-промышленная комиссия (ВПК) в основном собрала всю предварительную работу, которую американцы проделали при подготовке к окончательному проекту космического корабля «Шаттл» — дело закрыто, я слышу, как вы плачете. Однако между 1974 и 1980, советские ученые и инженеры изложили эти идеи, которые начали проводить собственные испытания и после обширных испытаний в аэродинамической трубе обнаружили, что американцы действительно разработали оптимальную форму многоразового космического корабля. Говорят, что ведущим инженерам не нравилась идея построить «Буран» с такой же конструкцией, как у космического корабля «Шаттл», но у них не было выбора. Либо вы использовали тот же внешний дизайн, либо построили что-то худшее.
Строительство прототипа «Бурана» официально началось в 1980, а спустя четыре года наконец появился первый советский космический корабль.
«Буран»
Итак, как мы уже установили, «Буран» имеет много общих внешних характеристик с американским космическим кораблем «Шаттл», но, безусловно, обладает достаточной уникальностью, чтобы сделать его самостоятельным космическим кораблем. При длине 36,37 м (119,3 фута) он был на 20 метров (65 футов) короче космического корабля «Шаттл». Оба имели треугольное крыло, но «Буран» снова был меньше «Шаттла» с размахом крыла 23,9.2 м (78,5 футов), что чуть более чем на 10 метров (32 фута) меньше, чем у аппарата НАСА.
С точки зрения веса, Спейс Шаттл был значительно тяжелее — 82,5 тонны, по сравнению с 62 тоннами «Бурана». Теперь это заметная сумма, которая прекрасно подводит нас к одному из основных различий между двумя многоразовыми космическими кораблями. В то время как три двигателя космического челнока были расположены внутри самого шаттла, четыре двигателя «Бурана» можно было найти на отдельной ступени ракеты — ракеты «Энергия», которую «Буран» оседлал во время взлета. Эта секция не была многоразовой, что означало, что ракета «Энергия» отделялась после взлета, но включала собственную систему наведения, навигации и управления.
В то время как космический шаттл использовал два ускорителя на твердом топливе, ракета «Энергия» имела четыре жидкостных ускорителя, и это единственная область, в которой советский корабль обычно считался лучше. Ракета «Энергия» не имела таких сегментов и уплотнительных колец, которые стали причиной катастрофы «Челленджера», и не использовала пену, которая частично послужила причиной катастрофы «Колумбии». Теперь, поскольку программа «Буран» не продвинулась очень далеко, нельзя с уверенностью сказать, что у нее не было бы своих проблем, но таковы факты, которые у нас есть.
Внешний вид «Бурана» был покрыт 38 600 теплозащитными плитками, рассчитанными на 100 повторных входов в атмосферу, подобно тому, что было на «Шаттле». Внутри рубка состояла из трех палуб. В командном модуле, расположенном на верхней палубе, находилось рабочее место экипажа и служили места командира, пилота, инженера и специалиста по полету. Ниже этого на средней палубе находились средства жизнеобеспечения, вспомогательное оборудование и достаточно места для размещения шести членов экипажа во время запуска и входа в атмосферу. Наконец, на нижней палубе располагались энергосистемы.
«Буран» имел стыковочную систему со сферическим отсеком диаметром 2,67 м (8,8 фута) и цилиндрический туннель, ведущий к андрогинному периферийному стыковочному блоку — аналогичный стыковочному блоку «Шаттла», но с возможностью расширения по сравнению с американской версией. И «Буран», и «Шаттлы» использовали водородные топливные элементы для производства электроэнергии и сжигали гидразин для питания бортовых гидравлических систем.
Еще одно ключевое различие между ними, которое дало «Бурану» определенное преимущество, заключалось в том, что он был разработан как для пилотируемого, так и для полностью автономного полета, в то время как «Шаттл» нужно было постоянно пилотировать. Позже космический шаттл был оснащен системой автоматической посадки, но это произошло спустя много времени после того, как «Буран» канул в безвестность.
Итак, да, эти два многоразовых космических корабля выглядят удивительно похожими снаружи, но у них было так много различий, что невозможно просто назвать «Буран» подделкой НАСА.
Первый (и единственный) полет
Оглядываясь назад, мы знаем, что «Буран» полетел в космос только один раз, но в то время все участники наверняка думали, что это был первый из многих. В период с ноября 1985 г. по апрель 1988 г. полномасштабный макет «Бурана» с четырьмя ТРДД принял участие не менее чем в 24 атмосферных полетах по ходу испытаний.
Насколько мы можем судить, все шло относительно гладко, и по мере приближения конца 1988 года Советы готовились к первому полету «Бурана» в космос. Это будет беспилотный полет с космодрома Байконур на территории современного Казахстана.
15 декабря 1988 года, после прерванного взлета из-за механической неисправности, заработали двигатели ракеты «Энергия». Если при подготовке и были проблемы, то сам полет прошел полностью по плану: мощная ракета отделилась вскоре после старта, прежде чем «Буран» дважды облетел Землю, преодолев 83 707 километров (52 013 миль) за 3 часа 25 минут. .
После успешного повторного входа в атмосферу «Буран» совершил первую посадку, так как сильный боковой ветер начал бить по космическому кораблю. Без сомнения, те, кто находился на земле, затаили дыхание, когда новый космический корабль столкнулся с первой серьезной проблемой. Но опять же, он работал именно так, как было задумано. Бортовая автоматизированная система рассчитала риск и быстро прервала посадку, прежде чем развернуть «Буран» для второй попытки, в результате которой космический корабль приземлился всего в 10 метрах (32 фута) от намеченной целевой точки приземления. Он стал первым космическим кораблем, совершившим беспилотный полет с посадкой в полностью автоматическом режиме.
Эпоха Бурана
Первый полет «Бурана» прошел с огромным успехом, и вскоре были запланированы дальнейшие полеты. Миссия «Птичка 1.02» должна была состояться где-то в 1991 году, а вторая — в том же году. Первый пилотируемый полет был запланирован на 1994 год, а еще четыре запланированы на 1994 и 1995 годы. Казалось, что все готово для начала Эпохи Бурана, но, как мы теперь знаем, грядут важные перемены.
После распада Советского Союза кажется, что последнее, о чем кто-либо думает, была дорогостоящая космическая программа, и, к сожалению, «Буран» больше никогда не летал. В то время как программа была только официально приостановлена, во-первых, экономический спад, последовавший за распадом СССР в конце 1991 был ударом молота, и в 1993 году президент России Борис Ельцин официально отменил программу «Буран». Огромный проект, длившийся чуть меньше 20 лет, обошелся Советскому Союзу примерно в 20 миллиардов рублей (тогда это обошлось примерно в 34 миллиарда долларов, а сегодня примерно в 76 миллиардов долларов), что делает этот единственный полет не только самым дорогим за все время, но и трудно когда-либо снова увидеть эту фигуру затмеваемой.
Ситуация для «Бурана» стала еще хуже, когда в 2003 году на космодроме Байконур обрушилась крыша ангара, в котором он находился, погибло 8 человек внутри и был уничтожен тот самый «Буран», когда-то покинувший нашу планету. История злополучного и несвоевременного космического корабля, построенного для конкуренции с космическим челноком, наконец-то подошла к своему трагическому концу.
Обман или лучший космический корабль?
По сравнению со звездной – во всяком случае, в основном – карьерой американских космических челноков, у «Бурана» была самая неблагоприятная жизнь и печальная смерть. Его наследие сложное. Некоторые яростно называют это вопиющим грабежом, и, безусловно, есть много подтверждений этому утверждению, но нам нужно установить некоторые границы для этих обвинений. Да, Советы взломали базы данных США и собрали технические данные почти на уровне WikiLeaks, что, без сомнения, сэкономило им миллиарды в процессе, но вы не можете основывать свое суждение о шаттле «Буран» только на этом.
Космический корабль «Шаттл» и «Буран» выглядят почти одинаково, потому что они были разработаны, чтобы делать одно и то же. С точки зрения аэродинамики это проект для многоразового космического корабля. Если бы Советы не собрали все американские исследования и на самом деле сами не проделали тяжелую работу, проекты, вероятно, получились бы довольно похожими.
Теперь тем людям, которые не могут пройти мимо внешнего сходства, вероятно, не понравится то, что я скажу дальше, потому что есть веские аргументы в пользу того, что некоторые аспекты «Бурана» на самом деле превосходили «Спейс шаттл» — не в последнюю очередь его автоматизированная система. и бустеры. Как я уже говорил ранее, невозможно полностью сравнить их, потому что космические шаттлы совершили 135 полетов, а «Буран» — только один, но слепо называть это плагиатом — значит оказывать медвежью услугу превосходному образцу инженерной мысли, который, к сожалению, родился именно в то время. не то время.
Энергия (astronautix. com)
Космический шаттл — Википедия
Буран (космический корабль) — Википедия
ракеты — Какой самый большой полезный груз из одного объекта когда-либо поднимался в космос? – Space Exploration Stack Overflow на русском (popularmechanics.com)
Художники граффити испортили советский космический корабль «Буран» в Российском космическом центре
В последнем недостойном эпизоде в недавней несчастливой истории советского космического корабля «Буран» один из уцелевших экземпляров был разрисован аэрозольной краской художниками-граффитистами, которым удалось проникнуть в здание, где он хранится, на Байконуре, Казахстан, где находится российская космическая программа. Этот эпизод поставил в неловкое положение российскую государственную космическую корпорацию «Роскосмос» и произошел менее чем через десять лет после того, как первый орбитальный аппарат «Буран» был полностью разрушен в результате обрушения крыши, также на Байконуре, в результате которого погибли восемь рабочих.
В ходе недавнего инцидента с граффити несколько уличных художников проникли в сборочный и заправочный цех на Байконуре и разрисовали различные кириллические лозунги по обеим сторонам задней части фюзеляжа орбитального корабля. Злоумышленники написали слова «Хорошо», «Юра, мы прибыли» (отсылка к первому человеку в космосе Юрию Гагарину) и «Прежде чем лететь к звездам, человек должен научиться жить на Земле». Они также добавили свои теги подписи, по-видимому, показывая, что в общей сложности были замешаны четыре человека.
Граффити на левой стороне фюзеляжа орбитального корабля «Буран»., через Instagram
Неназванный источник в «Роскосмосе» подтвердил случившееся государственному СМИ РИА Новости после того, как один из виновных, по-видимому, ушел в Instagram объяснить, как они попали на объект, опубликовав аккаунт вместе с фото и видео и сопроводительным заявлением: «Могу сказать, что я, как и Юра, стал первым».
Фрагмент поста из инстаграм-аккаунта, в котором раскрываются подробности миссии уличных художников на Байконуре. , через Instagram
Изображения в Instagram были сделаны до того, как граффити было нанесено на орбитальный аппарат, но все еще было много подробностей о планировании поездки уличных художников в Казахстан, включая заявленную двухдневную прогулку по степь.
«В любой момент вас может поймать патрульная машина с полицией, которых очень много», — поясняет аккаунт. «Мы гуляли ночью, нас не раз замечали прожекторы, подходя к ним очень близко — если прожектор вас замечает, он начинает мигать и светить на вас. Ложись и лежи неподвижно и надейся на удачу. После того, как прожектор находит вас, выезжает патрульная машина и ищет вас в районе, где вы были обнаружены».
Другой вид орбитального аппарата с граффити, по-видимому, раскрывающий теги четырех уличных художников. Орбитальный аппарат «Буран», но это кажется более чем маловероятным. Кроме того, история была опубликована пользователем Instagram под ником burda.dobro, который использует тег «Добро» (что в переводе с русского означает «хорошо»). Этот же слоган появился на борту орбитального аппарата, а также в других местах, включая Санкт-Петербург, как показано ниже.
через Instagram
Тем временем другие аккаунты в Instagram пытались идентифицировать и «назвать и пристыдить» всех четырех предполагаемых виновных.
Достаточно сказать, что Роскосмос отреагировал на инцидент, и глава корпорации Дмитрий Рогозин заявил, что сборочно-заправочный корпус, в котором хранился орбитальный аппарат, теперь будет лучше защищен. В частности, сообщается, что персонал Научно-технического центра «Охрана», отвечающего за безопасность большей части ракетно-космической отрасли России, теперь поставлен на охрану.
В сегодняшнем твите космическое агентство также сообщило, что выдвинет предложение по более надлежащему сохранению орбитального аппарата и других «уникальных объектов» на космодроме во время очередного заседания Межправительственной казахстанско-российской комиссии по Байконуру. В прошлом году Рогозин также заявил, что Роскосмос хочет передать орбитальный аппарат музею.
В том же твите также отмечалось, что это было последнее вторжение в это конкретное здание, отражающее тот факт, что объект ранее был целью бесстрашных городских исследователей, фотографов и других, просто заинтересованных в том, чтобы увидеть захватывающую часть советской космической истории в поистине уникальная обстановка.
Вид на уцелевший орбитальный аппарат «Буран» на Байконуре., YOUTUBE SCREENCAP
Хотя история с граффити на Байконуре была впервые опубликована сегодня, до сих пор точно не ясно, когда произошел взлом, так как пост на РИА Новости Канал Telegram со ссылкой на источник в космической отрасли сообщил, что это произошло в апреле, и что с тех пор граффити «закрасили». Имея это в виду, трудно точно знать, как выглядит орбитальный аппарат сегодня.
Также неясно, является ли этот конкретный «Буран» вторым из построенных функциональных кораблей или полномасштабной инженерной моделью, поскольку известно, что оба они находятся на Байконуре. Второй орбитальный аппарат по прозвищу «Птичка » (что означает «птичка»), более формально известный как «Статья 1.02», и был почти завершен, когда работы над ним были остановлены в 1988 году.
беспилотный космический полет, в том числе два витка вокруг Земли, в ноябре 1988 г. Это был образец, впоследствии разрушенный при обрушении крыши Байконура в 2002 г. Ralf Manteufel/Wikimedia Commons
С распадом Советского Союза вся программа «Буран» была приостановлена и, наконец, официально прекращена в 1993 году. Орбитальный аппарат «Буран» имел несколько ключевых отличий, в том числе отсутствие собственных ракетных двигателей для старта, вместо этого он полагался исключительно на пусковую установку «Энергия» и ее навесные ускорители. Он также был способен выполнять полностью дистанционно управляемые орбитальные полеты от запуска до приземления.
Поскольку первый орбитальный аппарат был уничтожен, а третий, менее укомплектованный, орбитальный аппарат хранится под открытым небом в музее в Жуковском под Москвой, статья 1.