Российские ученые и изобретения, которые потрясли мир. Подготовьте доклад о любом интересующем вас открытии известном ученом
Великие открытия 20 века. Великие изобретения
Двадцатый век преобразил жизни людей. Безусловно, развитие человечества никогда не прекращалось, и в каждом веке бывали важные научные изобретения, но по-настоящему революционные перемены, да еще и в серьезных масштабах, произошли не так уж давно. Какие открытия двадцатого века оказались наиболее значимыми?
Авиация
Братья Орвил и Уилбур Райт вошли в историю человечества как первые пилоты. Не в последнюю очередь великие открытия 20 века - это и новые виды транспорта. Орвилу Райту удалось совершить управляемый полет в 1903 году. Самолет, разработанный им вместе с братом, продержался в воздухе лишь 12 секунд, но это был настоящий прорыв для авиации тех времен. Дата полета считается днем рождения этого вида транспорта. Братья Райт первыми спроектировали систему, которая скручивала бы консоли крыла тросами, позволяя управлять машиной. В 1901 году была создана и аэродинамическая труба. Они же изобрели и пропеллер. Уже к 1904 году свет увидела новая модель самолета, более совершенная и способная не только на полет, но и на выполнение маневров. В 1905-м появился третий вариант, который мог оставаться в воздухе около тридцати минут. Через два года братья подписали контракт с армией США, а позже самолет купили и французы. Многие начали задумываться о перевозке пассажиров, и Райты внесли необходимые поправки в свою модель, установив дополнительное сиденье и сделав двигатель мощнее. Так начало 20 века открыло для человечества совершенно новые возможности.
Рентген
Как и многие великие открытия 20 века, это было отчасти сделано еще в 19-м, но тогда людям не удалось добиться успеха сразу же. Например, рентген был впервые использован в 1885 году. Тогда Вильгельм Рентген обнаружил, что фотопластинки затемняются под действием особенного спектра, а при облучении частей тела можно получить изображение скелета. Тем не менее ему пришлось работать 15 лет для того, чтобы исследования органов и тканей стали возможны. Именно поэтому с названием «рентген» связывают начало 20 века: ранее он не был известен широкой публике. К 1919 году такой методикой уже пользовались многие больницы. Появление рентгена изменило развитие медицины: в ней появились новые отрасли диагностики и анализа. На сегодняшний день устройство позволило спасти миллионы жизней. Так что в случаях, когда упоминаются выдающиеся ученые, стоит обязательно называть и Вильгельма Рентгена.
Телевизор
Научно-технические изобретения преобразили жизнь двадцатого века. Одним из ключевых событий стало появление нового способа распространения информации – телевидения. В 1907 году его запатентовал русский физик Борис Розинг. Он использовал для этого электронно-лучевую трубку. Для преобразования сигналов применялся фотоэлемент. К 1912 году он доработал свое изобретение, а уже в 1931-м впервые был предложен способ вещания в цвете. С 1939 года начал функционировать первый телеканал. В 1944-м был создан современный стандарт телевидения. Возможно, другие открытия ученых 20 века были более значимы в научном плане, но нельзя отрицать воздействие этой новинки на жизнь людей. Телевещание изменило способы коммуникации и преобразило мировосприятие людей.
Мобильный телефон
Сейчас представить жизнь без смартфона кажется почти невозможным. Тем не менее появились они совсем недавно. Научные изобретения позволяли людям общаться по телефону, но беспроводная связь была изобретена лишь в 1973 году. Мартин Купер, создатель сотового, смог позвонить в офис с улиц Манхеттена. Через десять лет мобильные телефоны стали доступны широкому кругу покупателей. Первая Motorola стоила почти четыре тысячи долларов, но идея настолько впечатлила американцев, что люди записывались в очередь на приобретение. Причем на современный смартфон устройство походило мало: трубка была просто огромной, весила почти килограмм, а на крошечном дисплее можно было увидеть лишь набираемый номер. Заряда хватало на полчаса разговора. Тем не менее вскоре начался массовый выпуск разнообразных моделей, и с каждым поколением телефонов людей ждали все новые интересные открытия. На сегодняшний день совершенно небольшое устройство представляет собой настоящий миниатюрный компьютер со множеством функций, о которых в 1973 году даже и не задумывались создатели сотового Motorola.
Интернет
Далеко не все открытия последнего столетия используются людьми каждый день. Но изобретение интернета преобразило жизнь даже в мелочах, сегодня им пользуются практически в каждой стране мира. Это средство для общения, поиска информации, обмена данными. Это универсальный источник коммуникации. Поэтому, перечисляя великие открытия 20 века, про интернет забывать никак нельзя. Есть мнение, что первые шаги в этом направлении сделал доктор Ликлидер, ученый, который возглавлял американский военный проект по обмену информацией. Так была создана сеть Arpanet, с помощью которой в 1969 году произошла передача данных от университета Лос-Анджелеса в лабораторию Юты. Начало было положено, и в 1972-м интернет был представлен публике. Появилось понятие электронной почты. Изобретение интернета стало известно во всем мире, и уже через несколько лет им пользовались тысячи людей. К концу двадцатого века их оказалось уже двадцать миллионов.
Компьютер
Великие открытия 20 века чаще всего связаны с техническим прогрессом. Не исключение и компьютер. Если понимать под этим словом арифметическую машину, то подобные механизмы существовали с семнадцатого века. Но устройство в современном понимании появилось лишь в двадцатом. В 1927 году был создан аналоговый компьютер, его разработали в Америке. К середине века появилось и электронное устройство. Была создана машина Марк I - первый настоящий компьютер. После этого прогресс пошел рекордными темпами. Способ хранения данных сменился от перфокарт к дискетам, а затем к компактным дискам и накопителям. Изменялись и языки программирования. Первая ЭВМ подходила лишь для выполнения алгебраических операций, а современные устройства представляют собой многофункциональный аппарат, подходящий для разнообразных задач.
Лапша быстрого приготовления
Перечисляя великие открытия 20 века, нельзя забывать и о том, что кажется на первый взгляд мелочью. Лапша быстрого приготовления – привычный бытовой продукт, но ее появление изменило ситуацию с питанием в условиях отсутствия кухни или на рабочем месте и тоже было серьезным достижением. Макароны такого типа придумал японец Андо Момофуки. Послевоенная Япония нуждалась в продовольствии, и доступная еда без особых сложностей в приготовлении явно исправила бы ситуацию. Так Андо решил начать поиски специальной лапши. Он перепробовал множество способов приготовления, пока ему не попалось бездрожжевое жидкое тесто, которое прекрасно подходило для сушки. В 1958 году он начал производство своей лапши, а сегодня ежегодно употребляется более сорока миллиардов порций подобного продукта. Еще одним открытием Андо Момофуки стало использование особых пластиковых чашек, которые позволили бы приготовить быстрое блюдо без посуды.
Пенициллин
Многие выдающиеся ученые 20 века связаны с точными науками, но и в медицине произошел серьезный прорыв. Именно в это столетие появился пенициллин, лекарство, спасшее жизни миллионам. Изобрел его англичанин Александр Флеминг, в 1928 году обнаруживший воздействие плесени на бактерии. Интересно, что великие открытия 20 века могли бы и не пополниться появлением антибиотиков. Все коллеги Флеминга считали, что главное – не борьба с микробами, а укрепление иммунитета. Антибиотики казались бессмысленными и оставались невостребованными пару лет после их создания. Лишь к 1943-му лекарство стали широко использовать в медицинских учреждениях. Флеминг не отказался от изучения микробов и не просто улучшил пенициллин, но и создал с помощью своего открытия нескольких картин, рисуя бактериями по специальному веществу.
Шариковая ручка
Изучая научно-технические изобретения, можно забыть о небольших бытовых улучшениях, имеющих серьезное значение. Например, привычная всем шариковая ручка появилась лишь в 1943 году. Ее изобрел Ласло Биро, который наблюдал за процессом печати газет и задумался, почему не наполнить резервуар ручки такими же быстросохнущими чернилами? Они должны быть густыми. Чтобы они не забили отверстие ручки, там должен быть размещен шарик. Обдумав все это, Биро создал опытный образец. Эмигрировав в Аргентину, он нашел спонсора и начал производство чернильных авторучек. Первыми покупателями стали летчики, которые могли пользоваться ими и на высоте: обычное перо протекало при отсутствии давления. В 1953 году француз Марсель Бик преобразовал форму чернильной ручки и смог создать дешевые варианты, которые стали доступны любому человеку и покорили весь мир.
Стиральная машина
Еще одно изобретение, заметно улучшившее быт, помогает большинству людей справляться с грязной одеждой. Стиральная машина появилась лишь в 1947 году, сменив прачек на посту. Впервые такое изобретение было предложено на американском рынке двумя фирмами – General Electric и Bendix Corporation. Машины были шумными и неудобными, значение имел лишь функционал. Изменить ситуацию решили разработчики Whirlpool, которые создали новую версию стиральной машины в середине двадцатого века. Ее укрыли пластиковые накладки, снижающие шумность, модели могли выполняться в разных цветах, и общее дизайнерское решение стало куда более элегантным. С тех пор стиральная машина превратилась во вполне эстетичный объект. В Советском Союзе первое такое устройство появилось в 1975 году и носило название «Волга-10», но самой удачной стала лишь «Вятка-автомат-12», которую стали производить в 1981-м. Современные машины могут быть встроенными и с функцией сушки, имеют разные способы загрузки, дисплеи, отложенный старт по таймеру и даже способны подключаться к сети интернет.
fb.ru
Российские ученые и изобретения, которые потрясли мир. — Многоточка
Просмотров всего: 34 149 и сегодня: 226
В нашей стране было много выдающихся деятелей, о которых мы, к сожалению, забываем, не говоря уже об открытиях, которые были сделаны русскими учеными и изобретателями. События, перевернувшие историю России, также известны не каждому. Я хочу исправить эту ситуацию и вспомнить самые известные российские изобретения.
1. Самолет — Можайский А.Ф.
Талантливый русский изобретатель Александр Федорович Можайский (1825-1890 гг.) первый в мире создал самолет в натуральную величину, способный поднять в воздух человека. Над решением этой сложной технической задачи до А. Ф. Можайского, как известно, работали люди многих поколений как в России, так и в других странах, шли они разными путями, но никому из них не удавалось довести дело до практического опыта с натурным самолетом. А. Ф. Можайский нашел верный путь к решению этой задачи. Он изучил труды своих предшественников, развил и дополнил их, используя свои теоретические познания и практический опыт. Конечно, не все вопросы удалось ему разрешить, но сделал он, пожалуй, все, что было возможно в то время, несмотря на крайне неблагоприятную для него обстановку: ограниченность материальных и технических возможностей, а также недоверие к его работам со стороны военно-бюрократического аппарата царской России. В этих условиях А. Ф. Можайский сумел найти в себе духовные и физические силы для завершения постройки первого в мире самолета. Это был творческий подвиг, навеки прославивший нашу Родину. К сожалению, сохранившиеся документальные материалы не позволяют в необходимых подробностях дать описание самолета А. Ф. Можайского и его испытаний.
2. Вертолёт – Б.Н. Юрьев.
3. Радиоприёмник — А.С.Попов.
А.С. Попов впервые продемонстрировал действие своего прибора 7 мая 1895г. на заседании Русского физико-химического общества в Петербурге. Этот прибор стал первым в мире радиоприемником, а день 7 мая стал днем рождения радио. И сейчас он ежегодно отмечается в России.
4. Телевизор — Розинг Б.Л.
25 июля 1907 года он подал заявку на изобретение «Способ электрической передачи изображений на расстояния». Развертка луча в трубке производилась магнитными полями, а модуляция сигнала (изменение яркости) с помощью конденсатора, который мог отклонять луч по вертикали, изменяя тем самым число электронов, проходящих на экран через диафрагму. 9 мая 1911 года на заседании Русского технического общества Розинг продемонстрировал передачу телевизионных изображений простых геометрических фигур и приём их с воспроизведением на экране ЭЛТ.
5. Парашют ранцевый — Котельников Г.Е.
В 1911 году русский военный, Котельников, под впечатлением увиденной им на Всероссийском празднике воздухоплавания в 1910 году гибели русского лётчика капитана Л. Мациевича изобрёл принципиально новый парашют РК-1. Парашют Котельникова был компактен. Его купол изготовлен из шёлка, стропы разделялись на 2 группы и крепились к плечевым обхватам подвесной системы. Купол и стропы укладывались в деревянный, а позднее алюминиевый ранец. Позже, в 1923 году Котельников предложил ранец для укладки парашюта, сделанный в виде конверта с сотами для строп. За 1917 год в русской армии было зарегистрировано 65 спусков с парашютами, 36 — для спасения и 29 добровольных.
6. Атомная электростанция.
Запущена 27 июня 1954 года в Обнинске (тогда поселок Обнинское Калужской области). Была оснащена одним реактором АМ-1 («атом мирный») мощностью 5 МВт. Реактор Обнинской АЭС, помимо выработки энергии, служил базой для экспериментальных исследований. В настоящее время Обнинская АЭС выведена из эксплуатации. Её реактор был заглушен 29 апреля 2002 года по экономическим причинам.
7. Периодическая таблица химических элементов – Менделеев Д.И.
Периодическая система химических элементов (таблица Менделеева) — классификация химических элементов, устанавливающая зависимость различных свойств элементов от заряда атомного ядра. Система является графическим выражением периодического закона, установленного русским химиком Д. И. Менделеевым в 1869 году. Её первоначальный вариант был разработан Д. И. Менделеевым в 1869—1871 годах и устанавливал зависимость свойств элементов от их атомного веса (по-современному, от атомной массы).
8. Лазер
Прототип лазера мазеры были сделаны в 1953—1954 гг. Н. Г. Басовым и А. М. Прохоровым, а также независимо от них американцем Ч. Таунсом и его сотрудниками. В отличие от квантовых генераторов Басова и Прохорова, которые нашли выход в использовании более чем двух энергетических уровней, мазер Таунса не мог работать в постоянном режиме. В 1964 году Басов, Прохоров и Таунс получили Нобелевскую премию по физике «За основополагающую работу в области квантовой электроники, позволившую создать генераторы и усилители, основанные на принципе мазера и лазера».
9. Бодибилдинг
Русский атлет Евгении Сандов, название его книги «строительство тела» – bodybuilding было дословно переведино на англ. язык.
10. Водородная бомба – Сахаров А.Д.
Андрей Дмитриевич Сахаров (21 мая 1921, Москва — 14 декабря 1989, Москва) — советский физик, академик АН СССР и политический деятель, диссидент и правозащитник, один из создателей первой советской водородной бомбы. Лауреат Нобелевской премии мира за 1975 год.
11. Первый искуственный спутник земли, первый космонавт и т.д.
12. Гипс — Н. И. Пирогов
Пирогов впервые в истории мировой медицины применил гипсовую повязку, которая позволила ускорить процесс заживления переломов и избавила многих солдат и офицеров от уродливого искривления конечностей. Во время осады Севастополя, для ухода за ранеными, Пирогов воспользовался помощью сестёр милосердия, часть которых приехала на фронт из Петербурга. Это тоже было нововведение по тем временам.
13. Военная медицина
Пирогов изобрел этапность оказания военной медицинской службы, а также методы исследования анатомии человека. В частности он является основоположником топографической анатомии.
14. Антарктида
Антарктида была открыта 16 (28 января) 1820 года русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева, которые на шлюпах «Восток» и «Мирный» подошли к ней в точке 69°21? ю. ш. 2°14? з. д. (G) (район современного шельфового ледника Беллинсгаузена).
15. Иммунитет – Мечников И.И.
Обнаружив в 1882 явления фагоцитоза (о чём доложил в 1883 на 7-м съезде рус. естествоиспытателей и врачей в Одессе), разработал на их основе сравнительную патологию воспаления (1892), а в дальнейшем — фагоцитарную теорию иммунитета («Невосприимчивость в инфекционных болезнях», 1901 — Нобелевская премия, 1908, совместно с П. Эрлихом).
16. Модель горячей Вселенной
Основная космологическая модель, в которой рассмотрение эволюции Вселенной начинается с состояния плотной горячей плазмы, состоящей из протонов, электронов и фотонов. Впервые модель горячей вселенной рассматривалась в 1947 Георгием Гамовым. Происхождение элементарных частиц в модели горячей вселенной с конца 1970-х описывают с помощью спонтанного нарушения симметрии. Многие недостатки модели горячей вселенной были решены в 1980-х в результате построения теории инфляции.
17. Тетрис
Самая извесная компьютерная игра, изобретена Алексеем Пажитновым в 1985 году.
18. Первый автомат — В.Г.Фёдоров
Автоматический карабин, предназначенный для стрельбы очередями с рук. В.Г.Фёдоров. За рубежом этот вид оружия именуется «штурмовой винтовкой».1913 год – опытный образец под специальный промежуточный по мощности патрон(между пистолетным и винтовочным). 1916 год – принятие на вооружение (под японский винтовочный патрон) и первое боевое применение (Румынский фронт).
19. Лампа накаливания – лампа Лодыгина А.Н.
У электрической лампочки нет одного-единственного изобретателя. История лампочки представляет собой целую цепь открытий, сделанных разными людьми в разное время. Однако заслуги Лодыгина в создании ламп накаливания особенно велики. Лодыгин первым предложил применять в лампах вольфрамовые нити (в современных электрических лампочках нити накала именно из вольфрама) и закручивать нить накаливания в форме спирали. Также Лодыгин первым стал откачивать из ламп воздух, чем увеличил их срок службы во много раз. Другим изобретением Лодыгина, направленным на увеличение срока службы ламп, было наполнение их инертным газом.
20. Водолазный аппарат
В 1871 году Лодыгин создал проект автономного водолазного скафандра с использованием газовой смеси, состоящей из кислорода и водорода. Кислород должен был вырабатываться из воды путем электролиза.
21. Индукционная печь
19 октября 1909 года Лодыгин получил привилегию (патент) на индукционную печь.
22. Гусеница
Первый гусеничный движитель (без механического привода) был предложен в 1837 г. штабс-капитаном Д.Загряжским. Его гусеничный движитель строился на двух колесах, обведённых железной цепью. А в 1879 г. русский изобретатель Ф.Блинов получил патент на созданный им «гусеничный ход» для трактора. Он его называл «паровоз для грунтовых дорог»
23. Кабельная телеграфная линия
Линия Петербург-Царское Село была построена в 40-егг. XIX века и имела протяженность 25 км.(Б.Якоби)
24. Синтетический каучук из нефти – Б.Бызов
25. Оптический прицел
«Инструмент математический с перспективною зрительною трубкою, с протчими к тому принадлежностями и ватерпасом для скорого навождения из батареи или с грунта земли по показанному месту в цель горизонтально и по олевации». Андрей Константинович НАРТОВ (1693-1756).
26. Велосипед
В 1801 г. уральский мастер Артамонов решил задачу облегчения веса повозки за счет сокращения числа колес с четырех до двух. Таким образом, Артамонов создал первый в мире педальный самокат прообраз будущего велосипеда.
27. Электросварка
Способ электрической сварки металлов придумал и впервые применил в 1882 году русский изобретатель Николай Николаевич Бенардос (1842 — 1905). «Сшивание» металла электрическим швом он назвал «электрогефестом».
28. Персональный компьютер
Первый в мире персональный компьютер был изобретен не американской фирмой «Эппл компьютерз» и не в 1975 году, а в СССР в 1968 году советским конструктором из Омска Арсением Анатольевичем Гороховым (род. 1935). В авторском свидетельстве № 383005 подробно описан «программирующий прибор», как его тогда назвал изобретатель. На промышленный образец денег не дали. Изобретателя попросили немного подождать. Он и подождал, пока в очередной раз за рубежом не изобрели отечественный «велосипед».
29. Цифровые технологии.
Котельников — отец всех цифровых технологий в передаче данных.
30. Электродвигатель – Б.Якоби.
31. Электромобиль
Двухместный электромобиль И.Романова образца 1899 г. изменял скорость движения в девяти градациях – от 1,6 км в час до максимальной в 37,4 км в час
32. Бомбардировщик
Четырехмоторный самолет «Русский витязь» И.Сикорский.
33. Автомат Калашникова
Символ свободы и борьбы с угнетателями.
Просмотров всего: 34 149 и сегодня: 226
mnogoto4ka.ru
Доклад - Великие ученые - Физика
Министерство образования Республики Башкортостан
МОУ СОШ №1 с. Аскино
Реферат на тему:
Великие ученые.
Выполнил: ученик 10 А класса
Зиязов Алмаз
Руководитель: Хакимова Ф.М.
Аскино — 2007
ПЛАН
- Амедео Авогадро
- Нильс Бор
- Андре Мари Ампер
- Даниил Бернулли
- Людвиг Больцман
- Александр Вольт
- Галилео Галилей
- Генрих Рудольф Герц
- Роберт Гук
- Николай Егорович Жуковский
- Шарль Огюстен Кулон
- Игорь Васильевич Курчатов
- Лев Давидович Ландау
- Петр Николаевич Лебедев
- Эмилий Христианович Ленц
- Михаил Васильевич Ломоносов
- Джеймс Клерк Максвелл
- Исаак Ньютон
- Георг Симон Ом
- Блез Паскаль
- Карл Эрнст Людвиг Планк
- Эрнест Резерфорд
- Вильгельм Конрад Рентген
- Александр Григорьевич Столетов
- Майкл Фарадей
- Бенджамин Франклин
- Константин Эдуардович Циолковский
- Альберт Эйнштейн
- Ханс Кристиан Эрстед
Талант есть способность обрести собственную судьбу.
Томас Манн. Какими были они, смотрящие на нас сейчас с портретов?
· Баловнями судьбы?
· Борцами во имя науки?
· Учеными «сухарями»? Все знающими и понимающими мудрецами?
· Совершали свои открытия вопреки или благодаря обстоятельствам?
· Способности к наукам проявили еще в раннем детстве, не мыслили себя ни кем иным, как ученым-физиком?
· В детские годы надежд не подавали, скорее, наоборот, были замкнутыми, необщительными, живущими в своем собственном мире?
· Вопросами, связанными с физикой, стали заниматься далеко не в юные годы?
· Посвятили физике всего несколько лет своей жизни, она не была их основным занятием?
· Предлагаемая ниже подборка может послужить материалом для конференций, факультативных занятий, может быть использована к слову, к месту на обычном уроке, если учитель почувствует, что сказанное окажется важным для кого-то из его учеников.
Амедео АВОГАДРО (1776-1856)
Полное его имя — Лоренцо Романо Амедео Карло Авогад-ро ди Кваренья э ди Черрето. Третий из восьми детей служащего судебного ведомства, предки которого с XII в. состояли на службе католической церкви. Должность передавалась по наследству. В двадцать лет Амедео получил ученую степень доктора церковного права. Двадцатипятилетний юрист начал все свое свободное время посвящать физико-математическим наукам.
Нильс Бор (1885-1962)
Из семьи профессора физиологии Копенгагенского университета. Среди друзей родителей были музыканты, писатели, художники. Это был открытый дом, где у Нильса и его брата Харольда (на год младше) старались развить уверенность в себе, привить уважение к знаниям, труду, к другим людям. В школе Нильс считался способным учеником, в университете — способным студентом. Участвовал в кружке по обсуждению научных и философских проблем, увлекался футболом. Братья входили даже в состав национальной сборной Дании и стали знамениты на всю страну до обретения научной славы. Когда Нильс Бор стал Нобелевским лауреатом, датские спортивные газеты вышли с заголовками: «Нашему вратарю дали Нобелевскую премию».
Андре Мари АМПЕР (1775-1836)
Был, что называется, поздним ребенком в семье торговца лионскими шелками. Исключительные способности проявились в раннем возрасте. Быстро выучился чтению и арифметике. Читал все подряд (у отца была хорошая библиотека). Однажды его застали за чтением энциклопедии.
— Что ты читаешь, Андре? -спросил отец.
— Я читаю статью об аберрации, — ответил одиннадцатилетний ребенок. И изложил суть этого непростого явления.
Никогда не ходил в школу, не прошел классического курса обучения. Сам учил латынь, потому что только так мог прочитать интересующие его вещи. «Знаешь ли ты, как производится вычисление корней?» — спросил приглашенный учитель математики. «Нет, зато я умею интегрировать!» — ответил мальчик. Время расцвета Ампера как ученого пришлось на 1814-1824 гг., т.е. к сорока годам.
Даниил БЕРНУЛЛИ (1700-1782)
В шестнадцать лет получил степень магистра философии. Примерно в это же время начал изучать математику под руководством старшего брата (Даниил — представитель известной династии ученых Бернулли). В двадцать один год ему была присвоена степень лиценциата медицины. Гидродинамикой, принесшей ему известность, он стал заниматься уже ближе к сорока годам.
Людвиг БОЛЬЦМАН (1844-1906)
Родился в Вене. Отец — чиновник Имперского министерства финансов. С детских лет интересовался математикой и естествознанием. В гимназии считался способным и трудолюбивым. С удовольствием занимался музыкой. Его люби-мым.композитором был Бетховен, любимым поэтом — Шиллер. В девятнадцать лет поступил в Венский университет. С этого момента началась его активная научная и преподавательская деятельность.
Александр Вольт (1745-1827)
Родился в родовом имении, где его предки жили в течение многих веков. Родители считали, что ребенок развивается ненормально: маленького роста, не говорит. Его считали немым до тех пор, пока в четырехлетнем возрасте он не произнес свое первое слово: «Нет!» Учился в школе ордена иезуитов. Будучи восемнадцатилетним юношей, уже бойко переписывался с наиболее видным физиком-электриком того времени — преподобным аббатом Нолле. Расцвет Вольта как ученого приходится на возраст сорок пять-пятьдесят лет.
Галилео ГАЛИЛЕЙ (1564-1642)
Отец хотел, чтобы мальчик стал врачом, за тем и послал его учиться в Пизанский университет. Однако семнадцатилетнему Галилею не особенно нравилась медицина. Он оставил университет и начал серьезно заниматься математикой и механикой. В двадцать два года он писал серьезные научные работы, например, о центре тяжести тел. В двадцать пять лет он -преподаватель Пизанского университета. Должность профессора математики была почетной, но малооплачиваемой.
Генрих Рудольф ГЕРЦ (1857-1894)
В гимназии учился прекрасно. Обожал все предметы без исключения — в равной степени физику и арабский язык. Любил писать стихи и вытачивать фигурки на токарном станке. Говорят, что, когда Герц стал известным ученым, его наставник по токарному делу с сожалением заметил: «Жаль. Из него могбы получиться отличный токарь». За что бы он ни брался, все получалось. Генрих Герц был сыном сенатора. Когда он родился, врачи единодушно утверждали, что он не жилец на белом свете. Болезни преследовали его все тридцать сеиь лет жизни.
Роберт Гук (1635-1703)
Родился в семье настоятеля церкви на острове Уайт (Англия). Отец хотел, чтобы сын тоже стал священником. Но у мальчика было настолько слабое здоровье, что он не мог даже ходить в начальную школу со сверстниками. Свой досуг он посвящал конструированию различных механизмов. Такая безмятежная жизнь оборвалась в тринадцать лет — умер отец. Гук поступил учеником к одному лондонскому живописцу. Вскоре решил, что и без специальной подготовки достаточно хорошо рисует, а запах краски вызывал у него головную боль. Он оставил живопись и потупил в школу – готовиться в университет. Изучал греческий, латынь, геометрию Евклида. В восемнадцать лет он — студент Оксфордского университета. На жизнь зарабатывал в качестве хориста в церкви, ассистента у химика, который и рекомендовал его одному молодому аристократу, увлеченному наукой, Роберту Бойлю.
К сожалению, не существует портрета Гука не только в раннем возрасте, но и ни одного вообще: в приступе ревности И.Ньютон после смерти Гука приказал уничтожить все его портреты (он считал Гука своим соперником в науке). Приведенный портрет является реконструкцией облика ученого по описаниям современников.
Николай Егорович ЖУКОВСКИЙ (1847-1921)
В одиннадцать лет был отправлен из Владимирского имения родителей учиться в 4-ю московскую гимназию. Начиная с 3-го класса выделялся как лучший ученик по алгебре, геометрии и естественным наукам. Трудно давались ему иностранные языки, особенно латынь и немецкий. Любил опыты по физике. Мастерил разнообразные модели и приборы. По окончании гимназии собирался поступать в Петербургский институт инженеров путей сообщения, по стопам отца. Обучение там стоило дорого — семья не могла позволить себе такие расходы.Отец советует поступить в Московский университет, на факультет математики. Шестнадцатилетнему Николаю было очень нелегко. Из письма к матери в то время: «… А время уже подумать, и серьезно, о самом себе, я уже не ребенок. Оканчивая университет, нет другой цели, как сделаться великим человеком, а это так трудно: кандидатов на имя великого так много...» Мечта Жуковского стать инженером осуществилась в зрелом возрасте.
Шарль Огюстен КУЛОН (1736-1806)
Поступил на военную службу сразу по окончании школы. Прошел инженерную подготовку. Строил оборонительные сооружения на острове Мартиника. Одновременно с военной службой проводил научные исследования. Его имя приобрело известность в научном мире к сорока годам.
Игорь Васильевич КУРЧАТОВ (1903-1960)
Юность пришлась на годы революции и гражданской войны. Учился в гимназии города Симферополя. Играл на мандолине в оркестре. Семья была более чем среднего достатка. Подрабатывал во время учебы в мундштучной мастерской, осваивал слесарное дело. Учитель математики в гимназии пророчил ему большое будущее, учитель словесности – тоже. Поступил в Таврический университет, закончив с золотой медалью гимназию. Правда, медаль ему не смогли дать: шла война. Студентом, семнадцати- восемнадцатилетним юношей, где только ни работал, чтобы выжить в эти голодные годы: на строительстве железнодорожной ветки, сторожем, даже воспитателем.
Лев Давидович ЛАНДАУ (1908-1968)
Гимназистом стал в восемь лет, в двенадцать поступил в Бакинский экономический техникум, через два года закончил его. В четырнадцать лет — студент Бакинского университета. Многие современные школьники в этом возрасте только начинают знакомиться с физикой.
Дифференцировать научился в двенадцать лет, интегрировать — в тринадцать, довольно свободно говорил по-немецки и по-французски, к двадцати годам выучил английский. Любил читать, но ненавидел писать сочинения. Постоянно были проблемы с учителем словесности. Как-то получил единицу за сочинение о Евгении Онегине написал без единой ошибки: «Татьяна была довольно скучная особа».
Петр Николаевич ЛЕБЕДЕВ (1866-1912)
Родился в Москве, в семье служащего чаеторговой фирмы. Отец решил направить его в коммерческое училище, заявив: «Я лучше желаю видеть сына дельным человеком в Китае, чем шалопаем в Москве». Сын же читает популярную научно-техническую литературу, помогает учителю физики с демонстрацией опытов, уговаривает отца (человека состоятельного) приобрести некоторые электрические приборы. Сам устанавливает в квартире электрический звонок. Тогда это считалось чудом техники! Надежды отца сделать сына своим достойным деловым наследником рушились. Четырнадцатилетнему мальчику разрешили поступать в реальное училище, а затем в Московское техническое училище (сейчас — Технический университет им. Баумана). Учился Лебедев всегда средне. Много времени и сил отнимали опыты и различные изобретения дома. Отец поощрял романтические увлечения девушками, купил ему лодку, скаковую лошадь. Но желание стать инженером пересиливало. Семнадцатилетним, он пишет: «Я не буду влюбляться, иначе все пойдет прахом и мне придется идти в контору» (т.е. становиться деловым человеком).
Эмилий Христианович ЛЕНЦ (1804-1865)
Русский физик из города Дерпта (Тарту). Тогда это была Российская империя. Бросил учебу в университете, чтобы отправиться в трехлетнее кругосветное путешествие. Проводил географические исследования. По их результатам в двадцать четыре года стал адъюнктом Петербургской академии наук, а в двадцать шесть лет – академиком. Занялся реорганизацией физической лаборатории и собственными физическими исследованиями.
Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ (1711-1765)
Родился неподалеку от города Холмогоры, в крестьянской семье. Почти все местные жители занимались морским промыслом. С десяти лет вместе с отцом в плаваниях стал участвовать и Михаил. Читать он научился в двенадцать лет — у местного дьячка. Перечитал все доступные ему книги. Тяга к знаниям оказалась настолько сильной, что уже совсем взрослым, девятнадцатилетним (а он с десяти лет работал!), отправился в Москву учиться. Двадцатилетний «дядя» сидел за партой со школярами, учениками Славяно-греко-латинской академии. Жил в страшной нужде: «Имея алтын [3 копейки] в день жалования, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, на обувь и другие нужды». Обучение в академии было рассчитано на 13 лет. За первый год Ломоносов сумел закончить три класса, а за 5 лет — весь курс.
Джеймс Клерк МАКСВЕЛЛ (1831-1879)
Детство его было счастливым. Трехлетний ребенок исследовал все вокруг. Как звонок колокольчика для вызова прислуги может передаваться по проволоке в другие комнаты? Загадка! У него были на редкость добрые, мудрые и внимательные родители. В одном из писем мать мальчика пишет, что слова: «Покажи мне, как это делается», — постоянно сопутствуют ему. Матери не стало, когда Джеймсу было восемь лет. В школе особых успехов он поначалу не показывал. Заинтересовала его лишь геометрияния овальных линий с помощью двух иголок и нитки. Способ был доложен на заседании Королевского научного общества и одобрен самыми известными учеными. В шестнадцать лет поступил в Эдинбургский университет, а в девятнадцать перешел в Кембридж.
Исаак Ньютон (1643-1727)
Родился маленьким и хилым, однако прожил восемьдесят пять лет, болея не больше обычного. Ребенком считался способным, имел великолепную память. Любил мастерить. Например, сделал мельницу, колесо которой приводила в движение мышь; фонари, солнечные и водяные часы. Воздушными змеями, загоравшимися в воздухе, пугал соседей. Много читал. Родные хотели видеть его фермером, возможно, священником. Но, с детства нелюдимый, обидчивый, любивший уединение молодой человек решил серьезно заняться наукой. В восемнадцать лет он — студент Кембриджа, в двадцать два года (необычайно рано!) получил степень бакалавра. Наиболее значительные свои работы он сделал в сравнительно молодом возрасте. Ни разу не покинул пределов Англии, не выезжал дальше, чем на 200 км от Кембриджа.
Георг Симон ОМ (1787-1854)
Родился в семье слесаря. Отец придавал большое значение образованию детей. Хотя семья постоянно нуждалась, Георг учился — сначала в гимназии, а потом в университете. Однако, по воле отца, считавшего, что сын слишком много внимания уделяет развлечениям, Ому пришлось прервать учебу и начать преподавать матема-1ику в одной из частных школ Швейцарии. Лишь в двадцать четыре года ему удалось сдать экзамены в университет. Физикой Георг Ом стал интересоваться позже.
Блез ПАСКАЛЬ (1623-1662)
Отец разработал систему воспитания детей (в семье кроме Блеза было еще две дочери), которая исключала точные науки. Он боялся, что ранняя увлеченность математикой и естественными науками помешает гармоничному развитию. О «запретной» геометрии например мальчик узнал в двенадцать лет. Физика вошла в область его интересов к тридцати годам.
Макс Карл Эрнст Людвиг ПЛАНК (1858-1947)
Родился в семье профессора гражданского права. Мальчик учился в Мюнхенской гимназии, собирался сталь музыкантом или лингвистом. Впоследствии играл дуэтом (партия фортепиано) с Эйнштейном, исполнявшим партию скрипки. Физика привлекла его внимание в старших классах гимназии.
Один из преподавателей Мюнхенского университета отговаривал Планка связывать свои интересы именно с теоретической физикой. Там, мол, все уже известно, осталось уточнить детали.
Эрнест РЕЗЕРФОРД (1871-1937)
Четвертый ребенок мелкого фермера из Новой Зеландии, у которого было еще восемь детей. Отцу не под силу было дать образование всем детям, и Ре-зерфорд, начиная с детского возраста и до получения высшего образования, все время учился на стипендии. Живой, активный, веселый, он любил охоту и спорт. В школе и университете играл форвардом в футбольной команде. Любил читать. Еще мальчиком сам сделал себе фотоаппарат, что по тем временам было довольно трудно.
В 1891 г., будучи двадцатилетним студентом, на заседании Научного общества сделал доклад «Об эволюции материи», где высказал совершенно революционные мысли: все атомы состоят из одних и тех же частиц. Доклад был встречен очень неодобрительно. Ему пришлось извиниться перед Научным обществом.
Вильгельм Конрад РЕНТГЕН (1845-1923)
Ученый, получивший первую Нобелевскую премию, не имел школьного аттестата. Из школы его исключили. Кто-то нарисовал на доске карикатуру на учителя, и тот посчитал, что это дело рук Рентгена. Не получил он аттестата и при попытке сдать экзамены экстерном — его экзаменатором оказался тот самый учитель. О том, чтобы поступить в высшее учебное заведение, теперь нельзя было и мечтать. Случайно уже двадцатилетний молодой человек узнает о том, что в швейцарском городе Цюрихе открылся новый Политехнический институт, где принимаются вольнослушатели (т.е. аттестат не обязателен). Туда-то он и поступил на машиностроительный факультет.
Александр Григорьевич Столетов (1839-1896)
Родился в семье небогатого владимирского купца — владельца бакалейной лавки. Научился читать в четыре года. С пяти лет чтение — любимое занятие. Писал стихи, в гимназии с товарищами выпускал рукописный журнал. Занимался музыкой, даже хотел одно время стать профессиональным музыкантом. В последние годы учебы в гимназии любимыми предметами стали физика и математика. Они и определили дальнейшую судьбу. Семнадцатилетний юноша стал студентом физико-математического факультета Московского университета (за казенный счет, т.е. по окончании учебы должен был шесть лет проработать «по учебной части Министерства народного просвещения»).
Майкл ФАРАДЕЙ (1791-1867)
Родился в Лондоне, в семье кузнеца. Получил лишь начальное образование. С двенадцати лет начал работать разносчиком газет, подмастерьем в переплетной мастерской. Самоучка, очень много читал.
Бенджамин ФРАНКЛИН (1706-1790)
Политический деятель. В Америке по сей день является одним из самых почитаемых людей за все время истории США. Его работы по электричеству были сделаны за короткий период времени, с 1747 по 1753 гг. То есть физике он посвятил семь лет, будучи уже в зрелом возрасте. Благодаря ему мы сейчас пользуемся громоотводом, понятиями «положительный» и «отрицательный» заряды. Портрет Франклина все желающие могут увидеть на стодолларовой купюре.
Константин Эдуардович ЦИОЛКОВСКИЙ (1857-1935)
Родился в семье лесника. Кроме него — еще двенадцать детей. В девять лет заболел скарлатиной и в результате осложнения частично потерял слух. Это отразилось на всей его дальнейшей жизни. Он оказался изолированным от остальных детей, его дразнили, он не мог учиться в школе (не слышал учителя). Еще через два года умирает мать. Отныне его мир — книги. Лет с четырнадцати-пятнадцати стал интересоваться физикой, математикой, химией, астрономией. В шестнадцать лет уехал в Москву, где прожил три года, тратя очень небольшие деньги, которые получал из дома, в основном на книги. Потом, вернувшись, домой, зарабатывал репетиторством. В двадцать два года экстерном сдал экзамены на звание учителя. Гениальный ученый-самоучка, на много опередивший свое время, вспоминал потом, что глухота всегда заставляла страдать его самолюбие, отдаляла от людей, оставляла наедине со своими мыслями.
Альберт Эйнштейн (1879-1955)
В детстве настолько медленно учился говорить, что его едва не сочли умственно отсталым. Все же мать строила честолюбивые планы относительно его будущего. Она не отличалась ни мягкостью, ни терпимостью, и детство Эйнштейна прошло под знаком ее властной натуры. Сам он вспоминал, что был одиноким и мечтательным ребенком, испытывал трудности в общении со сверстниками, избегал шумных игр. Любил строить сложные конструкции из кубиков и карточные домики высотой до четырнадцати этажей. Был подвержен приступам ярости, в обычном же состоянии почти заторможен. Его апатия беспокоила родителей. Начал учиться играть на скрипке в пять лет. Музыка стала его духовной потребностью на всю жизнь. В школе столкнулся с антисемитизмом. Одиннадцатилетним пережил период горячей религиозной веры, который сменился периодом увлечения научно-технической литературой. Хотя довольно медленно усваивал в детстве новую информацию, особо серьезных проблем в школе у него не было. Слабым местом была лишь физкультура. Его учитель греческого вошел в историю, сказав, что из Эйнштейна никогда ничего не получится.
Специалистом по древним языкам он действительно не стал. Всю жизнь не терпел милитаризма. Отказался от немецкого гражданства, чтобы не быть призванным в армию в возрасте семнадцати лет.
По собственным воспоминаниям, в шестнадцать лет задумался, как можно (и можно ли вообще) догнать движущийся по небу луч света.
Ханс Кристиан ЭРСТЕД (1777-1851)
Родился в семье бедного аптекаря. Денег на образование особенно не было, так что вместе с братом Андерсом учился, где придется: у парикмахера — немецкому языку, у жены парикмахера — датскому, у пастора — грамматике, истории и литературе, у землемера — математике. Заезжий студент рассказал как-то о свойствах минералов. В двенадцать лет стоял уже за стойкой отцовской аптеки. Все же, попав в Копенгагенский университет, взялся изучать все сразу: медицину, физику, астрономию, философию, поэзию. Двадцатилетним получил золотую медаль за эссе «Границы поэзии и прозы». В физику Эрстед пришел позже.
Литература
1. Азерников В.З. Физика. Великие открытия. — М.: ОЛМА-пресс, 2000.
2. Голин Г.М., Филонович СР. Классики физической науки. — М.: Высшая школа, 1989.
3. Замечательные ученые. — Библиотечка «Квант». 1980.
4. Лишевский В.П. Охотники за истиной. — М.: Наука, 1990.
5. Они создавали физику. — М.; Бюро «Квантум», 1998.
6. Храмов Ю.А. Физики. -М.: Наука, 1983.
www.ronl.ru
Доклад - Научные открытия - Наука и техника
Ф.Бэкон считал, что разработал метод научных открытий, в основе которого — постепенное движение от частностей ко все большим обобщениям. Он был уверен, что разработал метод открытия нового научного знания, которым может овладеть каждый. В основе этого метода открытия — индуктивное обобщение данных опыта. Бэкон писал: «Наш же путь открытия таков, что он немногое оставляет остроте и силе дарования, но почти уравнивает их. Подобно тому, как для проведения прямой линии или описания совершенного круга много значат твердость, умелость и испытанность руки, если действовать только рукой, — мало или совсем ничего не значат, если пользоваться циркулем или линейкой. Так обстоит и с нашим методом».
Бэкон построил довольно изощренную схему индуктивного метода, в которой учитываются случаи не только наличия изучаемого свойства, но и его различных степеней, а также отсутствия этого свойства в ситуациях, когда его проявление ожидалось.
Декарт считал, что метод получения нового знания опирается на интуицию и дедукцию.
«Эти два пути, — писал он, — являются самыми верными путями к знанию, и ум не должен допускать их больше — все другие надо отвергать как подозрительные и ведущие к заблуждению».
Декарт сформулировал 4 универсальные правила для руководства ума в поисках нового знания:
«Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таким с очевидностью, то есть тщательно избегать поспешности и предубеждения включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению.
Второе — делить каждую из рассматриваемых мною трудностей на столько частей, сколько потребуется, чтобы лучше их разрешить.
Третье — располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легко познаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу.
И последнее — делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено».
В современной методологии науки осознано, что индуктивные обобщения не могут осуществить скачок от эмпирии к теории.
Эйнштейн писал об этом так: «В настоящее время известно, что наука не может вырасти на основе одного только опыта и что при построении науки мы вынуждены прибегать к свободно создаваемым понятиям, пригодность которых можно a posteriori проверить опытным путем. Эти обстоятельства ускользали от предыдущих поколений, которым казалось, что теорию можно построить чисто индуктивно, не прибегая к свободному, творческому созданию понятий. Чем примитивнее состояние науки, тем легче исследователю создавать иллюзию по поводу того, что он будто бы является эмпириком. Еще в XIX в. Многие верили, что ньютоновский принцип — »hypotheses non fingo" — должен служить фундаментом всякой здравой естественной науки.
В последнее время перестройка всей системы теоретической физики в целом привела к тому, что признание умозрительного характера науки стало всеобщим достоянием".
При характеристике перехода от эмпирических данных к теории важно подчеркнуть, что чистый опыт, т.е. такой, который не определялся бы теоретическими представлениями, вообще не существует.
По этому поводу К.Поппер писал так: «Представление о том, что наука развивается от наблюдения к теории все еще широко распространено. Однако вера в то, что мы можем начать научные исследования не имея чего-то похожего на теорию, является абсурдной. Двадцать пять лет тому назад я пытался внушить эту мысль группе студентов-физиков в Вене, начав свою лекцию следующими словами: „Возьмите карандаш и бумагу, внимательно наблюдайте и описывайте ваши наблюдения!“ Они спросили, конечно, что именно они должны наблюдать. Ясно, что простая инструкция „Наблюдайте!“ является абсурдной… Наблюдение всегда носит избирательный характер. Нужно избрать объект, определенную задачу, иметь некоторый интерес, точку зрения, проблему...»
Роль теории в развитии научного знания ярко проявляется в том, что фундаментальные теоретические результаты могут быть получены без непосредственного обращения к эмпирии.
Классический пример построения фундаментальной теории без непосредственного обращения к эмпирии — это создание Эйнштейном общей теории относительности. Частная теория относительности тоже была создана в результате рассмотрения теоретической проблемы (опыт Майкельсона не имел для Эйнштейна существенного значения).
Новые явления могут быть открыты в науке и путем эмпирических, и путем теоретических исследований. Классический пример открытия нового явления на уровне теории — это открытие позитрона П.Дираком.
Развитие современных научных теорий показывает, что их основные принципы не являются очевидными в декартовском смысле. В каком-то смысле ученый открывает исходные принципы теории интуитивно. Но эти принципы далеки от декартовской очевидности: и принципы геометрии Лобачевского, и основания квантовой механики, теории относительности, космологии Большого взрыва и т.д.
Попытки построения различного рода логик открытия прекратились еще в прошлом веке как полностью несостоятельные. Стало очевидным, что никакой логики открытия, никакого алгоритма открытий в принципе не существует.
www.ronl.ru
реферат об открытии известном ученом в истории науки или техники / Детский мир им. anatu / Детский мир
А вклад русского ученого Боткина заключался в том, что он впервые в России. На примере этих трёх областей науки мы видим, что открытия русских учёных. Ивановичем Коноваловым — известным русским химиком- органиком. История развития представлений о природе электричества. содержание и обстоятельства открытия известным французским ученым Ш. Кулоном в 1785 году.. Наблюдения ученого в телескоп за крупными спутниками Юпитера.. Теслы, его великие открытие и достижения в области науки и техники. Мы постарались выбрать тех представителей науки, чьи изобретения. всплеск интереса к этому ученому, при жизни мало кому известному и умершему. патентами остается одним из лучших и инновационных умов в истории,. Это открытие заметно улучшило безопасность в данном виде транспорта. А вклад русского ученого Боткина заключался в том, что он впервые в России. На примере этих трёх областей науки мы видим, что открытия русских учёных. Ивановичем Коноваловым — известным русским химиком- органиком. А вклад русского ученого Боткина заключался в том, что он впервые в России. На примере этих трёх областей науки мы видим, что открытия русских учёных. Ивановичем Коноваловым — известным русским химиком- органиком.Для истории науки важны не философские искания Платона, а то, что он был. открытием, это открытие вызвало волну македонских завоеваний и появление нового… Римские папы поддерживали уважение к учёному цеху и наделяли. Научившись изготовлять порох, Шварц стал известным пушечным.
: 895
Рекомендуем ещё прочитать интересное от пользователя anatu
detsky-mir.com
Наука: создание научной картины мира
Вопрос 01. Объясните причины быстрого развития физики и других естественных наук в XIX в.
Ответ. Открытия в области естественных наук сразу находило практическое воплощение в новых изобретениях, которые сразу приносили славу (а также деньги), что стимулировало учёных на новые открытия и молодёжь на занятие наукой. Исследования стали требовать вложений, однако благодаря открытиям и бизнес, и государства, были заинтересованы в спонсировании именно естественных наук.
Вопрос 02. Заполните в тетради таблицу «Важнейшие научные открытия в XIX - начале XX в.». Графы таблицы: научная область, год открытия, фамилия учёного, содержание и значение открытия.
Ответ.
Вопрос 03. Подготовьте сообщение о каком-либо открытии. Используйте также текст документа. Какими, по вашему мнению, качествами должен обладать учёный?
Ответ. Чарльз Дарвин шёл к своему открытию долгие годы. Он путешествовал на корабле английского военно морского флота, на котором совершил кругосветное путешествие и сделал как натуралист множество наблюдений, ведь плавание продолжалось пять лет. Например, на Галапагосских островах (в Тихом океане) он изучал вьюрков. Он заметил, что при примерно одинаковой форме тела множество видов вьюрков обладают разной формой и размером клюва. Он предположил, что они произошли от одного предка, но со временем развитие разделило их на разные виды. Вернувшись, он стал изучать селекцию домашних животных, на основе которой появляются новые породы. Особенно интересовали его голуби. Самые разные расцветки этих птиц люди получали, выбирая из потомства только особей с нужными ими качествами. Дарвин предположил, что то же самое делает и природа: отбирает нужные ей качества и давая возможность организмам только с этими качествами оставлять потомство. Выводы он закрепил на примере растений. Таким образом родилась эволюционная теория Дарвина, которую он опубликовал в 1859 году. Но это был не конец истории. Далее Дарвину пришлось до конца жизни выдерживать жесточайшую полемику с противниками своей теории.
Чарльз Дарвин умел собирать материал, делать из него выводы, до которых не додумались другие, знал, как подтвердить эти выводы. У него было трудолюбие для разработки его теории, решимость для её публикации, упорство для её отстаивания и достаточное время жизни для проявления вышеперечисленных качеств. Именно это, по-моему, нужно первооткрывателям (хотя универсального набора качеств, характерных для них всех, полагаю, не существует).
Вопрос 04. Охарактеризуйте успехи медицины на рубеже XIX—XX вв. Подумайте, в чём причины этих успехов.
Ответ. Медицина в XIX века разработала вакцины от множества заболеваний, выяснила связь общественной гигиены и эпидемий. Всё это позволило гораздо лучше бороться со многими массовыми заболеваниями, заложило основы полной или почти полной победы над ними в ХХ веке. В хирургии была открыта анестезия, появился рентгеновский аппарат. Благодаря этим и многим другим открытиям раны, ранее считавшиеся смертельными теперь поддавались лечению. Во многом причины этих успехов кроются во взаимодействии с другими естественными науками. Появление микробиологии и вакцины от бешенства было бы не возможно без развития микроскопов (соответственно, оптики), рентгеновский аппарат назван именем физика потому, что был бы не возможен без его открытия, работа химиков позволяла создавать новые лекарства и т. д.
resheba.com
Самые важные открытия человечества
Человечество не смогло бы существовать без постоянного прогресса, нахождения и внедрения новых технологий, изобретений и открытий. Сегодня многие из них уже устарели и в них нет необходимости, другие же, как колесо, служат до сих пор.
Водоворот времени проглотил многие открытия, а некоторые дождались своего признания и внедрения лишь спустя десятки и сотни лет. Проводились многочисленные вопросы с целью выяснить, какие же изобретения человечества являются самыми значительными.
Ясно одно - единого мнения нет. Тем не менее была составлена универсальная десятка наиболее великих открытий в истории человечества.
Удивительно, но оказалось, что достижения современной науки не поколебали значимости некоторых базовых открытий для большинства людей. Большинство изобретений настолько старые, что не представляется точно назвать имя их автора.
Огонь. Первое место оспорить сложно. Люди открыли полезные свойства огня довольно давно. С его помощью можно было согреться и освещать, менять вкусовые свойства пищи. Первоначально человек имел дело с "диким" огнем, возникающим от пожаров или извержений вулканов. Страх сменился любопытством, так пламя перекочевало в пещеру. Со временем человек научился сам добывать огонь, тот стал его постоянным спутником, основой хозяйства, защитой от зверей. В результате многие последующие открытия стали возможны лишь благодаря огню - керамика, металлургия, паровые машины и т.д. Путь к самостоятельному получению огня был долог - годами люди поддерживали домашний огонь в своих пещерах, пока не научились добывать его с помощью трения. Брались две палочки сухого дерева, в одной из которых была лунка. Первая ставилась на землю и прижималась. Вторую же вставляли в лунку и начинали быстро вращать между ладонями. Дерево нагревалось и воспламенялось. Конечно, такой процесс требовал определенной сноровки. С развитием человечества возникли и иные способы получения открытого огня.
Колесо. С этим открытием тесно связана и Повозка. Ученые полагают, что прообразом колеса стали катки, которые подкладывали под камни и стволы деревьев при их транспортировке. Наверное, тогда кто-то наблюдательный и подметил свойства вращающихся тел. Так, если бревно-каток в центре было тоньше, чем по краям, то оно передвигалось более равномерно, не отклоняясь по сторонам. Люди подметили это, и появилось приспособление, именуемое ныне скатом. Со временем конструкция менялась, от цельного бревна остались лишь два валика на концах, соединенных осью. Позже их вообще стали изготавливать отдельно, скрепляя лишь потом. Так и было открыто колесо, которое тотчас же стало применяться в первых повозках. Последующие века и тысячелетия люди немало потрудились над улучшением этого важного изобретения. Сначала сплошные колеса были жестко соединены с осью, вращаясь с ней. Но на повороте тяжелая повозка могла сломаться. Да и сами колеса были несовершенными, их первоначально выполняли из цельного куска дерева. Это приводило к тому, что первые повозки были довольно медленными и неповоротливыми, а в них запрягали сильных, но неторопливых волов. Крупным шагом в эволюции стало изобретение колеса со ступицей, насаженной на неподвижную ось. Чтобы уменьшить вес самого колеса в нем придумали вырезать надрезы, укрепляя для жесткости поперечными скрепами. В эпоху каменного века лучшего варианта создать было невозможно. А вот с приходом в жизнь человека металлов колеса получили металлические ободы и спицы, оно смогло вращаться в десятки раз быстрее и уже не боялось камней и износа. В повозку стали впрягаться быстроногие лошади, скорости заметно возросли. В итоге колесо стало открытием, которое дало, пожалуй, самый мощный толчок развитию всей техники.
Письменность. Мало кто будет отрицать значимость этого изобретения для всего развития человечества. Куда бы пошло развитие нашей цивилизации, если бы определенном этапе мы бы не научились фиксировать определенными символами нужную информацию. Это позволило сохранять ее и передавать. Очевидно, что без письменности наше общество в сегодняшнем виде попросту бы не существовало. Первые формы символов для передачи информации возникли около 6 тысяч лет назад. До этого человек пользовался более примитивными сигналами - дымом, ветками… Позже возникли и более сложные способы передачи данных, к примеру, инки использовали для этого узелки. Шнурки разного цвета завязывали в разнообразные узлы и крепили на палочку. Адресат же расшифровывал послание. Подобного рода письма практиковались и в Китае, Монголии. Однако сама письменность появилась лишь с изобретением графических символов. Сперва были приняты пиктографические письма. На них в виде рисунка люди схематически изображали явления, события, предметы. Пиктография была широко распространена еще в каменном веке, и ей особо учиться не надо было. Но для передачи сложных мыслей или абстрактных понятий такой вид письменности не годился. Со временем в пиктограммы стали вводиться условные знаки, обозначающие определенные понятия. Так, скрещенные руки символизировали обмен. Постепенно примитивные пиктограммы становились более четкими и определенными, письмо стало идеографическим. Высшей его формой стало иероглифическая письменность. Сначала она зародилась в Древнем Египте, затем распространилась на Дальний Восток - Японию, Китай. Такие символы уже позволяли отразить любые мысли, даже самые сложные. Но для постороннего человека понять тайну было очень сложно, да и для того, кто хотел научиться читать и писать, было необходимо выучить несколько тысяч знаков. В результате этим мастерством могли владеть лишь немногие. И только 4 тысячи лет назад древние финикийцы придумали алфавит и букв и звуков, который стал образцом для многих других народов. Финикийцы стали использовать 22 согласные буквы, каждая из которых обозначала отдельный звук. Новое письмо сделало возможным передачу любого слова графическим способом, да и обучиться письменности стало куда легче. Теперь она стала достоянием всего общества, этот факт послужил быстрому распространения алфавита по всему миру. Считается, что 80% из распространенных сегодня алфавитов имеют именно финикийские корни. Последние весомые изменения в финикийские буквы внесли греки - они стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки. Греческий алфавит в свою очередь лег в основу большинства европейских.
Бумага. Это изобретение тесно связано с предыдущим. Изобретателями же бумаги стали китайцы. Это тяжело назвать случайностью. С давних времен Китай славился не только любовью к книгам, но и сложной системой бюрократического управления с постоянными отчетами. Именно поэтому здесь была особая нужда к недорогому и компактному материалу для письма. До того, как появилась бумага, здесь писали на шелке и на бамбуковых дощечках. Однако эти материалы плохо подходили - шелк был дорогим, а бамбук - тяжелым и громоздким. Говорят, что для перевозки некоторых сочинений требовалась целая телега. Изобретение же бумаги пришло из операций по обработке шелковых коконов. Женщины варили их, а затем, разложив на циновку, перетирали до однородной массы. Из нее отцеживали воду, получая шелковую вату. После такой обработки на циновках оставался тонкий волокнистый слой, который после просушки превращался в бумагу, пригодную для письма. Позже для ее целенаправленного приготовления стали использовать бракованные кокона. Такая бумага называлась ватной и стоила довольно дорого. Со временем возник вопрос - а можно ли делать бумагу не только из шелка? Или для этих целей подойдет любое волокнисто сырье, желательно растительного происхождения. История гласит, что в 105 году некий чиновник Цай Лунь смог создать новый сорт бумаги из старых рыболовных сетей. Ее качество было сравнимо с шелковой, а цена куда ниже. Это открытие стало важным как для страны, так и для всей цивилизации. Люди получили качественный и доступный материал для письма, равноценной замены которому так и не нашли. Последующие века внесли в технологию изготовления бумаги несколько важных усовершенствований, сам процесс стал быстро развиваться. В IV веке бумага окончательно вытеснила бамбуковые дощечки, вскоре стало известно, что возможно производство из дешевого растительного сырья - коры деревьев, бамбука и тростника. Это было особенно важно, ведь именно бамбук произрастает в Китае в огромных количествах. Секреты производства хранились в строжайшем секрете несколько веков. Но в 751 году некоторые китайцы при столкновении с арабами попали к ним в плен. Так секрет стал известен и арабам, которые целых пять веков выгодно продавали бумагу в Европу. В 1154 году производству бумаги было налажено в Италии, вскоре мастерством овладели в Германии, Англии. В последующие века бумага получила широчайшее распространение, завоевывая все новые сферы применения. Ее значение столь велико, что нашу эру даже иногда именуют "бумажной".
Порох и огнестрельное оружие. Это европейское открытие сыграло огромную роль в истории человечества. Взрывчатую смесь умели делать многие, европейцы являлись последними из цивилизованных народов, кто научился делать это. Но именно они сумели извлечь практическую пользу от этого открытия. Первыми следствиями изобретения пороха стало развитие огнестрельного оружия и переворот в военном деле. Последовали и социальные сдвиги - непобедимые рыцари в доспехах отступили перед огнем пушек и ружей. Феодальное общество получило сильный удар, от которого уже не смогло оправиться. В результате и возникли могущественные централизованные государства. Сам же порох за много веков до появления в Европе был изобретен в Китае. Важной составной частью порошка являлась селитра, которая в некоторых районах страны вообще встречалась в самородном виде, напоминая снег. Поджигая смесь селитры с углем, китайцы стали наблюдать за небольшими вспышками. На рубеже V и VI веков свойства селитры были впервые описаны китайским медиком Тао Хун-цзином. С тех пор это вещество стало применяться и как составляющая часть некоторых лекарств. Появление первого образца пороха приписывают алхимику Сунь Сы-мяо, которые готовил смесь из серы и селитры, добавив к ним кусочки локустового дерева. При нагреве возникла сильная вспышка пламени, что и было зафиксировано ученым в своем трактате "Дань цзин". Состав пороха в дальнейшем был усовершенствован его коллегами, которые опытным путем установили три основных компонента - калиевую селитру, серу и уголь. Средневековые китайцы эффектов взрыва научно объяснить не смогли, но скоро приспособились использовать порох в военных целях. Однако революционного эффекта это не оказано. Дело в том, что смесь готовилась из неочищенных компонентов, что давало лишь зажигательный эффект. Лишь в XII-XIII веках китайцы создали оружие, напоминавшее огнестрельное, также были изобретены ракета и петарда. Вскоре секрет узнали монголы и арабы, а от них и европейцы. Вторичное открытие пороха приписывают монаху Бертольду Шварцу, который стал толочь в ступе измельченную смесь селитры, угля и серы. Взрыв опалил испытателю бороду, зато в его голову пришла мысль о том, что подобную энергию можно использовать для метания камней. Сперва порох был мукообразным, и пользоваться им было неудобно, так как порошок лип к стенкам стволов. После этого заметили, что гораздо удобнее пользоваться порохом в комках и зернах. Это давало к тому же больше газов при воспламенении.
Средства коммуникаций - телефон, телеграф, радио, Интернет и другие. Еще 150 лет назад единственным способом обменом информацией между Европой и Англией, Америкой и колониями оставалась лишь пароходная почта. Люди узнавали о том, что происходило в других странах с опозданием на целые недели и даже месяцы. Так, новости из Европы в Америку шли минимум 2 недели. Именно поэтому появление телеграфа в корне решило эту проблему. В итоге техническая новинка появилась во всех концах планеты, позволяя новостям из одного полушария за считанные часы и минуты попадать в другое. В течении дня заинтересованные лица получали деловые и политические новости, биржевые сводки. Телеграф позволил передавать письменные сообщения на расстояния. Но вскоре изобретатели задумались о новом средстве коммуникации, которое смогло бы передавать на любые расстояния звуки человеческого голоса или музыку. Первые эксперименты по данному вопросу были проведены в 1837 году американским физиком Пейджем. Его простые, но наглядные опыты доказали, что в принципе возможно передавать звук с помощью электричества. Череда последующих опытов, открытий и внедрений привела к появлению в сегодняшней нашей жизни телефона, телевидения, Интернета и других современных средств коммуникации, перевернувших жизнь общества.
Автомобиль. Подобно некоторым предшествующим в списке величайшим изобретениями, автомобиль не только оказал влияние на свою эпоху, но и породил новую. Это открытие не ограничивается одной лишь сферой транспорта. Автомобиль сформировал современную индустрию, породил новые отрасли и перестроил само производство. Оно стало массовым и поточным. Даже планета изменилась - теперь ее опоясывают миллионы километров дорог, ухудшилась и экология. И даже психология человека стала другой. Сегодня влияние автомобиля настолько многопланово, что присутствует во всех сферах человеческой жизни. В истории изобретения было немало славных страниц, но самая интересная относится к первым годам его существования. Вообще, то, с какой стремительностью автомобиль достиг своей зрелости, не может не впечатлять. Всего за какую-то четверть века ненадежная игрушка превратилась в массовое и популярное транспортное средство. Сейчас в мире насчитывается около миллиарда машин. Главные же черты современного автомобиля сложились еще 100 лет назад. Предшественником бензинового автомобиля стал паромобиль. Еще в 1769 году француз Кюнью создал паровую телегу, которая могла перевозить до 3 тонн груза, передвигаясь, правда, со скорость до 4 км/час. Машина была неповоротливой, а работа с котлом была тяжелой и опасной. Но идея передвижения за счет пара увлекла последователей. В 1803 году Тривайтик построил первый в Англии паровой автомобиль, который мог перевозить до 10 пассажиров, разгоняясь до 15 км/час. Зеваки Лондона были в восторге! Автомобиль в современном понимании появился лишь с открытием двигателя внутреннего сгорания. В 1864 году на свет появилось транспортное средство австрийца Маркуса, которое двигалось за счет бензинового двигателя. Но слава официальных изобретателей автомобиля досталось двум немцам - Даймлеру и Бенцу. Последний являлся хозяином заводика по производству двухтактных газовых двигателей. Средств хватало для досуга и разработки собственных автомобилей. В 1891 году владелец завода резиновых изделий Эдуард Мишлен изобрел съемную пневматическую шину для велосипеда, а через 4 года шины стали производиться и для машин. В том же 1895 году шины были опробованы в ходе гонок, хотя и постоянно прокалывались, но стало ясно - они дают автомобилям плавность хода, делая езду более комфортной.
Электрическая лампочка. И это изобретение появилось в нашей жизни недавно, в конце XIX века. Сначала освещение появилось на улицах городов, а потом оно вошло и в жилые дома. Сегодня жизнь цивилизованного человека тяжело представить без электрического света. Такое открытие повлекло за собой огромные последствия. Электричество сделало переворот в энергетике, заставив значительно поменяться промышленность. В XIX столетии получили распространение два типа лампочек - дуговые и лампы накаливания. Первыми появились дуговые лампочки, свечение которых было основано на таком явлении, как вольтова дуга. Если соединить две проволочки, подключенные к сильному току, а затем раздвинуть их, то между их концами возникнет свечение. Впервые это явление наблюдал русский ученый Василий Петров в 1803 году, а англичанин Деви описал такой эффект лишь в 1810. Применение вольтовой дуги в качестве источника освещение было описано обеими учеными. Однако у дуговых ламп было неудобство - по мере выгорания электродов, их надо было постоянно подвигать друг к другу. Превышение расстояния между ними влекло за собой мерцание света. В 1844 году француз Фуко разработал первую дуговую лампу, в которой длину дуги можно было регулировать вручную. Уже через 4 года это изобретение было применено для освещения одной из площадей Парижа. В 1876 году русский инженер Яблочков усовершенствовал конструкцию - электроды, замененные угольками, располагались уже параллельно друг другу, а расстояние между концами всегда оставалось неизменным. В 1879 году американский изобретатель Эдисон взялся за усовершенствование конструкции. Он пришел к выводу, что для долгого и яркого свечения лампочки необходим подходящий материал для нити, а также создание вокруг разреженного пространство. Эдисон с размахом провел массу опытов, подсчитано, что было опробовано не менее 6 тысяч разнообразных соединений. Исследования стоили американцу 100 тысяч долларов. Эдисон постепенно стал использовать для нити металлы, в итоге остановился на обугленных бамбуковых волокнах. В итоге в присутствии 3 тысяч зрителей изобретатель публично продемонстрировал разработанные им электрические лампочки, осветив ими не только свой дом, но и несколько соседних улиц. Лампочка Эдисона стала первой, с длительным сроком службы и пригодная для массового производства.
Антибиотики. Это место отдано замечательным лекарственным средствам, в частности, пенициллину. Антибиотики стали одним из главных открытий прошлого века, перевернув медицину. Сегодня не все представляют, сколь многим обязаны таким лечебным препаратам. Многие удивятся, узнав, что еще в 80 лет назад десятки тысяч человек умирали от дизентерии, воспаление легких было смертельно опасной болезнью, сепсис грозил гибелью практически всем хирургическим пациентам, тиф был опасен и трудноизлечим, а легочная чума звучала как приговор. Но все эти страшные болезни, как и другие, прежде неизлечимые (туберкулез), были побеждены антибиотиками. Препараты оказали значительное влияние на военную медицину. Раньше большая часть солдат гибло вовсе не от пуль, а от загноившихся ран. Ведь туда проникали миллионы бактерий-кокков, которые вызывали гной, сепсис, гангрену. Максимум, что успевал сделать хирург - ампутировать пораженную часть тела. Оказалось, что бороться с опасными микроорганизмами можно с помощью их же собратьев. Некоторые из них в процессе своей жизнедеятельности выделяют вещества, которые способны уничтожать других микробов. Такая идея появилась еще в XIX веке. Луи Пастер открыл, что бациллы сибирской язвы погибают под воздействием некоторых других микробов. Со временем опыты и открытия дали мире пенициллин. Для видавших виды полевых хирургов это лекарство стало истинным чудом. На ноги вставали самые безнадежные больные, преодолев заражение крови или воспаление легких. Открытие и создание пенициллина считается одним из самых значимых открытий в истории всей медицины, дав огромный толчок для ее развития.
Парус и корабль. Парус возник в жизни человека давным-давно, когда появилось желание выходить в море и строить для этого лодки. Первым парусом являлась обычная звериная шкура. Моряку же приходилось руками держать ее и ориентировать постоянно относительно ветра. Когда людям пришла в голову идея использовать мачты и реи - неизвестно, но уже на самых древних изображениях кораблей времен египетской царицы Хатшепсут видны различные приспособления для работы с парусом, такелаж. Таким образом понятно, что парус возник еще в доисторические времена. Считается, что первые большие парусники появились в Египте, а Нил стал первой судоходной рекой. Ежегодно могучая река разливалась, отрезая друг от друга города и района. Вот и приходилось египтянам освоить судоходство. В то время корабли играли в хозяйственной жизни страны куда большую роль, чем повозки на колесах. Одной из первых разновидностью судов является барка, которой уже более 7 тысяч лет. Ее модели дошли до нас из храмов. Так как в Египте леса для строительства первых судов было немного, то для этих целей применялся папирус. Его особенности и определили конструкцию и форму кораблей. Они представляли собой серповидную ладью, связанную из пучков папируса, при этом нос и корма были изогнуты вверх. Корпус судна, для прочности, стягивался тросами. Со временем торговля с финикийцами дала стране ливанский кедр, в кораблестроение прочно вошло дерево. Композиции 5-тысячелетней давности дают основания считать. Что тогда египтяне использовали прямой парус, укрепленный на двуногой мачте. Плыть можно было только по ветру, а при боковом ветре мачту быстро убирали. Примерно 4600 лет назад стала применяться одноногая мачта, используемая и поныне. Судну стало легче ходить, оно получило возможность маневрирования. Однако на тот момент прямоугольный парус был весьма ненадежный, к тому же использовать его можно было лишь при попутном ветре. Вот и оказалось, что основным двигателем корабля того времени являлась мускульная сила гребцов. Тогда максимальная скорость кораблей фараонов составляла 12 км/час. Торговые суда совершали путешествия в основном вдоль берега, не выходя далеко в море. Следующий шаг в развитии кораблей сделали финикийцы, которые изначально имели прекрасный строительный материал. 5 тысяч лет назад, с началом развития морской торговли, финикийцы начали строить корабли. При этом их морские суда изначально имели конструктивные особенности от лодок. На однодревках устанавливались ребра жесткости, покрытые сверху досками. На мысль о такой конструкции финикийцев возможно подтолкнули скелеты животных. По сути, так и появились первые шпангоуты, применяемые до сих пор. Именно финикийцы создали первое килевое судно. В роли киля сначала выступали два ствола, соединенные под углом. Это дало суднам больше устойчивости, став основой для будущего развития судостроения и определив облик всех будущих кораблей.
Популярные мифы.
Популярные факты.
Популярные советы.
Популярные сленг.
www.molomo.ru