Подводная лодка черная дыра: «Черная дыра»: как в СССР создали самую бесшумную подлодку в мире

В ВМФ раскрыли секрет подлодки, которую Запад называет «Черная дыра»

https://ria.ru/20210328/dyra-1603184912.html

В ВМФ раскрыли секрет подлодки, которую Запад называет «Черная дыра»

В ВМФ раскрыли секрет подлодки, которую Запад называет «Черная дыра» — РИА Новости, 28.03.2021

В ВМФ раскрыли секрет подлодки, которую Запад называет «Черная дыра»

Незаметность и бесшумность подводной лодки «Великий Новгород» проекта 636 «Варшавянка» достигается за счет специальной конструкции двигателя, рассказал «Звезде» РИА Новости, 28.03.2021

2021-03-28T12:01

2021-03-28T12:01

2021-03-28T13:39

безопасность

санкт-петербург

владивосток

тихоокеанский флот вмф россии

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/03/10/1568667595_0:190:3071:1917_1920x0_80_0_0_4d689232784885b41fcc1dcd26bb6768.jpg

МОСКВА, 28 мар — РИА Новости. Незаметность и бесшумность подводной лодки «Великий Новгород» проекта 636 «Варшавянка» достигается за счет специальной конструкции двигателя, рассказал «Звезде» командир электромеханической боевой части Денис Байрачный. По словам подводника, силовая установка находится в шестом отсеке, а с помощью двух дополнительных линий вала «Великий Новгород» может выполнять маневры разворота на месте.»Здесь есть дополнительные две линии вала, которые позволяют нам работать враздрай. Лодка может на месте разворачиваться, и свободно можем пришвартовываться к причалу без каких-либо аварий и ударов», — подчеркнул собеседник телеканала.Первой в серии дизель-электрических подлодок проекта 636, предназначенных для Тихоокеанского флота, стала субмарина «Петропавловск-Камчатский». Ее, как и вторую — «Волхов» — уже передали флоту, в этом году они совершат переход из Санкт-Петербурга во Владивосток. В конце 2019 года заложили третью и четвертую подлодки — «Магадан» и «Уфа».

https://ria.ru/20210328/podlodki-1603164075.html

санкт-петербург

владивосток

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og. xn--p1ai/awards/

2021

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

1920

1080

true

1920

1440

true

https://cdnn21.img.ria.ru/images/07e4/03/10/1568667595_227:0:2958:2048_1920x0_80_0_0_eaed860eb72f49fe775adb22c24a6715.jpg

1920

1920

true

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4. 7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

безопасность, санкт-петербург, владивосток, тихоокеанский флот вмф россии

Безопасность, Санкт-Петербург, Владивосток, Тихоокеанский флот ВМФ России

МОСКВА, 28 мар — РИА Новости. Незаметность и бесшумность подводной лодки «Великий Новгород» проекта 636 «Варшавянка» достигается за счет специальной конструкции двигателя, рассказал «Звезде» командир электромеханической боевой части Денис Байрачный.

«Мы используем двигатель экономхода, который управляется также из пятого отсека в связи с его меньшим потреблением мощности, и для экономии электроэнергии используем его в подводном положении», — сказал он.

По словам подводника, силовая установка находится в шестом отсеке, а с помощью двух дополнительных линий вала «Великий Новгород» может выполнять маневры разворота на месте.

«Здесь есть дополнительные две линии вала, которые позволяют нам работать враздрай. Лодка может на месте разворачиваться, и свободно можем пришвартовываться к причалу без каких-либо аварий и ударов», — подчеркнул собеседник телеканала.

Первой в серии дизель-электрических подлодок проекта 636, предназначенных для Тихоокеанского флота, стала субмарина «Петропавловск-Камчатский». Ее, как и вторую — «Волхов» — уже передали флоту, в этом году они совершат переход из Санкт-Петербурга во Владивосток. В конце 2019 года заложили третью и четвертую подлодки — «Магадан» и «Уфа».

28 марта 2021, 04:10

Bild: немецкие подлодки оснащены российскими навигационными устройствами

«Черные дыры» в океане. О неатомных подлодках России, которые могут «бесшумно наблюдать»

Командира одной из «Варшавянок» как-то спросили, не хочет ли он служить на подлодке большего размера, на что он хитро улыбнулся и ответил: «Вы знаете, наши лодки до сих пор не находят. Вот эти «черные дыры» в океане тяжело опознать, легко потерять и невозможно найти…» Они маленькие, быстрые и маневренные. И считаются одними из самых бесшумных в своем классе.

Читайте также

Боевые корабли ВМФ России

За то, что обнаружить их в морской глубине достаточно проблематично, военные НАТО неофициально прозвали дизель-электрические подлодки проекта 636.3 «черными дырами» в океане.

Военно-морской флот (ВМФ) РФ уже усилил боевую мощь на Черном море этими подводными кораблями — шесть лодок несут боевую службу в составе Черноморского флота. Очень ждут их и на Тихоокеанском флоте. Планируется, что до конца этого года на первой из шести строящихся субмарин для наших дальневосточных рубежей будет поднят Андреевский флаг. 1 ноября заложили еще две. Остальные пополнят ударную группировку ВМФ, по планам Минобороны, до 2023 года. И смогут «бесшумно наблюдать» за происходящими в Тихоокеанском регионе событиями. Однако сейчас «Варшавянки» вызывают озабоченность у Запада, находясь в водах Северной Атлантики и Средиземноморья.

Рождение субмарин

Название «Варшавянка» пришло из 1970-х годов, когда лодки проекта 877ЭКМ (экспортный вариант субмарин проекта 877 «Палтус») предполагалось большими сериями поставлять на экспорт в страны Варшавского договора. По проекту 877ЭКМ в 1983–2000 годы построили 18 субмарин, которые до сих пор успешно служат в Индии, Китае, Вьетнаме и Алжире.

© Минобороны России

ВМФ России первоначально планировал заменить свои лодки проекта 877 постройки 1980-х годов на подлодки проекта 677 «Лада». Однако из-за многочисленных проблем с их проектированием, строительством и испытаниями в 2010 году было принято решение построить для российского флота серию подводных лодок на базе проекта 636, производство которого благодаря экспортным контрактам уже было отработано российскими верфями.

Сейчас целевое строительство для нужд нашего флота субмарин проекта 636.3 ведется на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. Оно является базовым предприятием отрасли (в составе Объединенной судостроительной корпорации) и центром неатомного подводного кораблестроения России.

Оснащение Тихоокеанского флота новыми лодками проекта 636.3 производится в рамках активного обновления неатомной составляющей подводных сил ВМФ России. Построенная ранее серия для Черноморского флота на практике показала свою эффективность и надежность

Николай Евменов

главнокомандующий ВМФ РФ, адмирал

В этом году петербургским верфям исполнилось 315 лет. Они являются безусловным лидером строительства субмарин такого класса и с 1983 года успешно поставляют их на экспорт. Всего за шесть лет, с августа 2010 по ноябрь 2016 года, была построена черноморская серия: с 2014-го предприятие передавало флоту по два корабля ежегодно.

Подводная лодка проекта 636.3

© Олег Кулешов/АО «Адмиралтейские верфи»

При этом строительство серии подводных лодок проходит в условиях полной производственной загрузки и масштабной реконструкции предприятия. Возведение новых объектов и модернизация действующих цехов проводится без остановки производства, и строительство всех заказов идет четко в соответствии с контрактными обязательствами.

Опыт подводного кораблестроения «Адмиралтейских верфей»

Первый опыт подводного кораблестроения на «Адмиралтейских верфях» относится к 1912 году, когда изготовили корпуса для лодок типа «Барс». В 1931-м завод стал строить корпуса для субмарин типа «Щ». До Великой Отечественной войны со стапелей сошли 69 кораблей (или треть подводного флота СССР на тот момент). Затем в послевоенный период на смену малым лодкам приходят большие дизель-электрические субмарины проекта 611 для океанских походов. Затем появились субмарины проекта 877, у которых были очень низкие характеристики акустического поля. Сегодня этот проект признан и высоко оценен во всем мире.

В 1970–1990 годы для петербургских верфей главным достижением стало строительство титановых, комплексно-автоматизированных атомных подводных лодок проекта 705 — относительно малых, но с высокой боевой эффективностью. «Лиры» могли преследовать любую субмарину и оторваться от любого преследования, на разгон до полного хода им требовалось всего около минуты. Они были единственными в мире серийными кораблями на реакторе с жидкометаллическим теплоносителем.

Строящийся сегодня на верфях модернизированный проект 636.3 относится к третьему поколению дизельных субмарин. Он был разработан в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» коллективом под руководством главного конструктора Игоря Молчанова.

Церемония спуска на воду подлодки «Старый Оскол» проекта 636.3 «Варшавянка»

© Юрий Белинский/ТАСС

Контракт на строительство тихоокеанской серии из шести субмарин был подписан на форуме «Армия-2016». Это стало продолжением реализации долгосрочного плана Минобороны России по усилению боевой готовности ВМФ РФ и программы совершенствования дизель-электрических подлодок. По указанию военных ЦКБ «Рубин» модернизировало основные системы корабля базового проекта 636: комплекс торпедно-ракетного вооружения, информационно-управляющую систему, радиолокационный и гидроакустический комплексы. Внесен ряд усовершенствований в общекорабельные системы с целью повышения скрытности подводной лодки и улучшения бытовых условий для экипажа.

Тишина и погружение

Эти неатомные субмарины (по кодификации НАТО — Improved Kilo) предназначены для уничтожения надводных кораблей и судов, подводных лодок противника, патрулирования, дозора, разведки, охраны коммуникаций в ближней морской зоне.

Подводная лодка «Великий Новгород»

© АО «Адмиралтейские верфи»

По сравнению с атомными «Бореями» они очень малы: стратеги 955-го проекта превышают «Варшавянок» по водоизмещению в шесть раз, в одном атомоходе по длине поместится две с половиной дизельные подлодки. Длина 636-х — около 74 м, ширина — 10 м, максимальное водоизмещение не превышает 4 тыс. т. Прочный корпус обеспечивает подлодке рабочую глубину погружения 240 м и предельную — 300 м.

Читайте также

«Одна подлодка контролирует полмира». О сверхмощной «Акуле», ставшей легендой ВМФ России

«Варшавянка» — двухкорпусная лодка с современными обводами, высоким запасом плавучести и непотопляемости. Шесть отсеков разделены водонепроницаемыми перегородками, что, по данным разработчиков, позволяет ей оставаться на плаву при аварийном затоплении одного из отсеков, сохраняя при этом боеготовность. Экипаж, энергоустановка, другие важнейшие системы и механизмы находятся в прочном корпусе, способном выдерживать большое давление воды. Снаружи находится «легкий» корпус, придающий субмарине обтекаемую форму. Использование шумопоглощающих элементов обеспечивает высокую скрытность лодки.

Корабль оснащен современными средствами по снижению уровня собственного шума до естественного фона океана, что обеспечивает лодке гарантированное упреждающее обнаружение и возможность атаки кораблей противника противокорабельными ракетами с дистанции, превышающей ее обнаружение, а также своевременное уклонение от атак.

Дизельная подводная лодка ТОФ проекта 636 «Варшавянка»

© Юрий Смитюк/ТАСС

Подлодки оснащаются двумя дизель-генераторами мощностью по 1500 кВт, одним главным гребным электрическим двигателем (около 5500 л.с.) и одним электромотором экономического хода. Кроме того, на субмарине имеются два резервных дизельных двигателя и две группы аккумуляторов. Винт один, семилопастный.

Кстати, главный вал подлодки проекта 636 вращается по деревянным направляющим, сделанным из железного дерева — бакаута. Оказывается, его древесина уже давно использовалась в судостроении. Особенность ее в том, что она выделяет естественную смазку, которая позволяет использовать узлы из этой древесины в течение 20 лет. Не каждый металлический подшипник сможет похвастаться таким ресурсом.

© Минобороны России

Скорость надводного хода «Варшавянок» достигает 17 узлов (более 30 км/ч), подводная — до 20 узлов. Автономность плавания — 45 суток, экипаж — 52 человека. Эти подводные корабли имеют оптимальное сочетание акустической скрытности и дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс; современная автоматизированная информационно-управляющая система и мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет субмарин этого класса в области неатомного подводного кораблестроения.

Главный «Калибр»

Основное оружие проекта 636.6 — ракеты «Калибр». В носу находятся шесть 533-миллиметровых торпедных аппаратов, в боекомплект входят 18 торпед или 24 мины, крылатые ракеты комплекса «Калибр-ПЛ». Дальность применения этих ракет морского базирования составляет более 2 тыс. км.

По данным Минобороны, ракеты этого типа имеют низкую радиолокационную заметность и за счет огибания на сверхмалых высотах рельефа местности тяжело обнаруживаются любыми средствами ПВО. Точность поражения цели, несмотря на дальность применения, составляет несколько метров. Масса боевой части «Калибра» — 500 кг.

© Олег Кулешов/АО «Адмиралтейские верфи»

В состав комплекса входит пять разных ракет, разработанных на базе противокорабельной крылатой ракеты 3М54Э «Гранат». Экспортный вариант комплекса (Club) может использовать боеприпасы различных типов с дальностью стрельбы до 300 км.

Соотношение дальности обнаружения целей и акустической скрытности у 636-х является оптимальным: «Варшавянка» может «увидеть» врага на максимальном расстоянии, подобраться к нему и не быть обнаруженной, наблюдать за ним, а при необходимости применить свое грозное оружие.

Впервые боевое применение этих подлодок состоялось 8 декабря 2015 года в ходе военной операции РФ в Сирии. Находившаяся в восточной части Средиземного моря субмарина «Ростов-на-Дону» выполнила пуск ракет комплекса «Калибр-ПЛ» по объектам террористов на территории сирийской провинции Ракка.

© Минобороны России

Это был первый в истории подводного флота ВМФ РФ случай нанесения ракетного удара по реальному противнику. На протяжении 2017 года аналогичные удары по сирийским террористам нанесли и другие лодки данного проекта — «Краснодар» и «Великий Новгород», также показав свою высокую эффективность.

Беспокойство Запада

В США и Европе неоднократно признавали — Россия обладает мощным подводным флотом и вкладывает средства в его совершенствование. Новые российские субмарины, по мнению западных адмиралов и генералов, являются чрезвычайно эффективными и представляют большую опасность.

Читайте также

Новаторская «Лада». Чем новые субмарины превзошли подлодки проекта «Варшавянка»

В одном из интервью командующий ВМС США в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго, который одновременно возглавляет Объединенное командование сил НАТО в Неаполе (Италия), так высказался о наших «Варшавянках»: «Они имеют на вооружении крылатые ракеты «Калибр», это очень эффективные боевые системы. И из тех мест, где россияне их задействуют, они могут поразить любую европейскую столицу». «Станут ли они это делать? Я так не думаю, но тем не менее нам нужно быть осведомленными о том, где они находятся в любой момент времени», — добавил он.

Адмирал выступил с утверждением, что Россия расширила присутствие своих подлодок в северной части Атлантического океана, а также в Северном Ледовитом океане. «Они дают нам понять, что находятся там. Их гораздо больше, и они действуют в местах, где не действовали раньше», — сказал он.

Подлодка «Старый Оскол» проекта 636.3 «Варшавянка» в проливе Босфор

© REUTERS/Murad Sezer

О том, что «Варшавянки» могут действовать в территориальных водах Великобритании, при этом оставаясь невидимыми, писала газета The Daily Telegraph. Как утверждали источники издания, эти субмарины якобы представляют угрозу безопасности, следя за перемещениями британского флота в Северной Атлантике и подключаясь к подводным коммуникационным кабелям. Собеседники The Daily Telegraph считают это весомым доводом в пользу увеличения финансирования ВМС королевства.

«Варшавянки»: «Бери и пользуйся»

У проекта 636 достаточно хорошие экспортные перспективы. И это стало возможно потому, что у корабля хорошие модернизационные возможности, изначально в него были заложены удачные компоновочные решения. И немаловажный момент — ее малая шумность, ведь «шумную лодку не спасут никакие модернизации».

Подлодки «Старый Оскол» и «Ростов-на-Дону» проекта 636.3 «Варшавянка»

© REUTERS/Pavel Rebrov

Читайте также

На рынке подводных лодок стало тесно. Каковы новые вызовы для России

«Это своего рода «Калашников»: вроде бы ничего особенного, но все просто, удобно, понятно, — бери и пользуйся. Вот здесь примерно такой же принцип. Конкурентоспособность этого проекта поддерживается за счет его постоянной модернизации. Катализатором успехов в последнее десятилетие, конечно, стала интеграция ракетного комплекса Club. Как только он был впервые реализован для Индии, это стимулировало большой интерес к кораблю», — так еще в 2014 году в интервью журналу «Экспорт вооружений» охарактеризовал экспортные перспективы этой лодки заместитель генерального директора «Рубина» по внешнеэкономической деятельности Андрей Баранов.

Специалисты отмечают, что корабли этого класса имеют значительный модернизационный запас, что позволяет оптимизировать проект под требования заказчика. По данным разработчиков, от иностранных субмарин своего класса «Варшавянка» отличается исключительно мощным универсальным вооружением, которое способно бороться с надводными кораблями и подводными лодками. Также она может наносить удары по наземным объектам — пока такой возможности нет ни у одной из европейских подлодок, которые предлагаются на экспорт.

© Олег Кулешов/АО «Адмиралтейские верфи»

С постройкой тихоокеанской серии кораблей подобного класса в российском ВМФ станет гораздо больше, и действовать эти «черные дыры» будут в тех местах мирового океана, где не действовали раньше. При этом все также скрытно, быстро и тихо.

Роман Азанов 

Теги:

СШАВеликобританияРоссияСанкт-ПетербургНовая техника ВС РФ

Класс «Кило»: российская подводная лодка «Черная дыра»

Вот что вам нужно запомнить: Корпус описывается как имеющий приблизительную форму капли воды и значительно снижающий водонепроницаемость по сравнению с более старыми конструкциями подводных лодок времен Второй мировой войны. Силовая установка изолирована на резиновой основе, поэтому она не касается корпуса, что предотвращает превращение вибраций в шум, который можно услышать за пределами лодки.

В отличие от ВМС США, которые полностью сосредоточились на ядерной энергетике, в России имеется флот как дизельных, так и атомных подводных лодок. Сухопутная держава, охватывающая большую часть Евразии, российские подводные лодки базируются гораздо ближе к «действию», чем американские подводные лодки. В то время как Россия содержит атомные подводные лодки для дальнего океанского патрулирования, ее флота дизельных подводных лодок более чем достаточно для конфликтов в Европе, на Ближнем Востоке и в ближнем зарубежье.

Основу флота ВМФ с обычными двигателями составляют подводные лодки проекта 877, известные в НАТО и на Западе как класс «Кило». Усовершенствованные килограммы, получившие от ВМС США прозвище «Черная дыра», чрезвычайно тихие. Этот класс создавался более или менее непрерывно в течение тридцати лет, что свидетельствует об их эффективности в море.

Первоначально корабли класса «Кило» предназначались для обслуживания военно-морских сил стран Варшавского договора, заменяя более старые лодки классов «Виски» и «Фокстрот». Размеры субмарины составляют всего 238 футов в длину и 32 фута в ширину, а водоизмещение в подводном положении составляет 3076 тонн. Экипаж корабля состоит всего из двенадцати офицеров и сорок одного рядового, а запас хода составляет сорок пять дней, прежде чем потребуется пополнение запасов.

Корабли питаются от двух дизель-генераторов и электропривода, что дает им достаточную мощность, чтобы развивать десять узлов на поверхности и семнадцать узлов под водой. Это не быстроходные подводные лодки. Они имеют дальность действия от шести тысяч до 7500 морских миль, а это означает, что из штаба российского Северного флота они могут патрулировать тысячу морских миль, а затем отправиться на Кубу.

Они не особенно глубоко ныряют. Согласно Combat Fleets of the World , класс Kilo обычно погружается всего на 787 футов с максимальной глубиной погружения 984 фута. Подводные лодки особенно хорошо себя чувствуют на мелководье, где пара винтов с воздуховодами, приводимых в действие низкоскоростными моторными двигателями, вероятно, позволяет им работать ближе к морскому дну.

Килосу пришлось много молчать. Корпус описывается как имеющий приблизительную форму капли воды и значительно снижающий водонепроницаемость по сравнению с более старыми конструкциями подводных лодок времен Второй мировой войны. Силовая установка изолирована на резиновой основе, поэтому она не касается корпуса, что предотвращает превращение вибраций в шум, который можно услышать за пределами лодки. Корабль имеет резиновое безэховое покрытие для глушения шума, исходящего от подводной лодки, что иногда придает подводным лодкам блочный вид, заметный на фотографиях. Система регенерации воздуха может снабжать экипаж кислородом до 260 часов, что дает кораблю почти две недели автономной работы под водой.

Сенсорный комплекс состоит из низкочастотного активного и пассивного радиолокатора MGK-400 Rubikon (Shark Gill) с пассивной антенной решеткой. Он также имеет высокочастотный радар MG519 Mouse Roar для классификации целей и уклонения от мин. Для простой навигации и поиска на поверхности «Килосы» оснащены РЛС МРК-50 «Альбатрос».

Наконец, Kilos имеют шесть торпедных аппаратов стандартного диаметра 533 миллиметра и изначально были сконфигурированы для размещения самонаводящихся торпед и восемнадцати противолодочных ракет SS-N-15A Starfish. На последних кораблях этого класса два торпедных аппарата способны стрелять торпедами с проводным наведением. Также уникальным для этого класса является место для моряка с переносным зенитно-ракетным комплексом «Игла».

Двадцать четыре подводных лодки типа «Кило» находились в ведении Советского Союза, одиннадцать из которых до сих пор эксплуатируются в России. Один был продан в Польшу, который до сих пор работает, а другой, проданный в Румынию, больше не находится в эксплуатации. Десять были проданы в Индию; девять все еще находятся в эксплуатации, а десятый загорелся и затонул у пирса в августе 2013 года. У Ирана есть три килограмма, а у Алжира — два. У Китая было две подводные лодки, купленные после окончания холодной войны.

Подводные лодки были одними из первых судов, которые российские верфи начали строить после распада СССР. Улучшенная версия класса «Кило», известная как проект 636.3 или просто «Улучшенный Кило», была разработана для омоложения ослабленных российских подводных сил и получения твердой валюты от экспорта.

Класс 636.3 был всесторонним обновлением. Размеры подводной лодки практически те же, но форма носовой части изменена для улучшения гидродинамического обтекания. Он отличается улучшенной бесшумностью за счет дополнительной изоляции оборудования, перемещая другое оборудование в места, где они будут производить меньше шума. Подводная лодка также имеет на 25 процентов большую дальность полета, чем предыдущие версии. Однако основные гидроакустические системы в основном такие же, как и в оригинальном классе Kilo.

Одним из основных улучшений класса 636. 3 является возможность запуска крылатых ракет «Калибур». «Калибур» (экспортная версия известна как «Клаб») — это универсальный класс ракет с наземными, противокорабельными и противолодочными версиями. В декабре 2016 года российская подводная лодка 900:15 Ростов-на-Дону запустил ракеты наземного нападения «Калибур» против Исламского государства.

Китайская Народная Республика была одним из первых заказчиков 636.3, купив десять подводных лодок в 1990-х годах. Судя по всему, субмарины разделены между Восточным и Южным флотами. Другим покупателем был Алжир, который купил две современные «Кило» в дополнение к своей паре оригинальных подводных лодок.

Вьетнам купил шесть лодок 636.3, из которых на данный момент поставлено пять, в качестве ядра сил, препятствующих доступу / блокированию территории, против своего традиционного врага, Китая. Две страны имеют историю взаимной враждебности, которая в настоящее время подогревается китайским бурением нефтяных скважин в оспариваемой исключительной экономической зоне и конкурирующими претензиями в Южно-Китайском море. Вьетнам купил шесть подводных лодок примерно за 1,8 миллиарда долларов — настоящая сделка.

Наконец, Россия купила шесть подводных лодок проекта 636.3 для укрепления собственного подводного флота. Последняя подводная лодка, Колпино , была спущена на воду в феврале с Адмиралтейских верфей в Санкт-Петербурге. Колпино  будет служить на Черноморском флоте, где в будущем он сможет наносить удары крылатыми ракетами по объектам ИГИЛ. Россия, по-видимому, приостановила дальнейшие закупки Kilos, стремясь перейти на класс Lada.

Подводные лодки класса Kilo были очень удачными как в техническом, так и в экспортном смысле. Подводная лодка, предназначенная для советских союзников чуть ли не как второстепенная вещь, стала легендой в глазах НАТО. Пятьдесят три подводные лодки были построены в течение тридцати трех лет, часто предоставляя российским верфям критически важную работу, которая позволяла им работать в скудные годы после холодной войны. В дополнение к российским операциям против Исламского государства, поскольку напряженность в Южно-Китайском море увеличивает вероятность морской стычки, мы могли видеть подводные лодки Kilo в действии в азиатских водах.

Кайл Мизоками — писатель из Сан-Франциско, специализирующийся на вопросах обороны и национальной безопасности. Он появлялся в выпусках  Diplomat, Foreign Policy, War is Boring  и  Daily Beast. В 2009 году он стал соучредителем блога по вопросам обороны и безопасности Japan Security Watch. Вы можете следить за ним в Твиттере: @KyleMizokami . Эта статья впервые появилась в 2016 году.

Изображение: Creative Commons.

Подводная лодка «Черная дыра»: почему российская подводная лодка класса «Кило» беспокоит ВМС США

Российские подводные лодки класса «Кило» — явно не новая подводная лодка, они существуют уже несколько десятилетий и продаются по всему миру — они есть даже в Китае и Иране. И все же, хотя они и не новы, обновления сделали их актуальными и незаметными. Неудивительно, что ВМС США неофициально называли их «черной дырой»: Подводные лодки класса «Кило», также известные как подводные лодки проекта 877, остаются опорой военно-морских сил во всем мире. Разработанные в 1980-х годах в бывшем Советском Союзе для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями, подлодки сначала служили военно-морским силам стран Варшавского договора. Сегодня они имеют гораздо больший охват. Россия разработала значительные улучшения исходной модели, что позволило ей производить модернизированные и удивительно тихие дизельные подводные лодки, которые намного меньше, чем массивные подводные лодки с баллистическими ракетами, известные как «бумеры».

Кило сочетает скрытность и смертоносность

С момента запуска проекта 877 в подлодки типа «Кило» были внесены две основные модификации: проекта 636 и проекта 636.3. Последний был в центре внимания в последнее время, поскольку именно эти подводные лодки переместились в Черное море, предположительно, для поддержки российских операций против Украины. Суда питаются от двух дизель-генераторов и электропривода. Они могут двигаться со скоростью 10 узлов в надводном положении и 17 узлов в подводном положении.

Предполагаемый радиус действия субмарин составляет от 6000 до 7500 морских миль, а система регенерации воздуха позволяет им оставаться под водой почти две недели. Помимо скрытности (за что они получили прозвище «Черная дыра»), каждое судно оснащено крылатыми ракетами «Калибр», которые могут уничтожать цели в Украине или где-либо еще. Именно это сочетание скрытности и смертоносности делает новые подводные лодки такими опасными.

Многих смущает, что дизельная подводная лодка вообще малозаметна. Совершив захватывающий инженерный подвиг, конструкторы поместили силовую установку подводных лодок проекта 636.3 в изолированное резиновое основание, исключающее контакт с корпусом. Это предотвращает передачу вибраций от двигателя через корпус в окружающую воду, что помогает подводным лодкам избежать обнаружения гидролокатором.

Корабль также имеет так называемое безэховое покрытие — большие резиновые плитки, обсыпанные пузырьками воздуха, чтобы заглушить шум, доносящийся из подводной лодки. Возможно, поэтому некоторые в ВМС США называют эту подводную лодку своего рода «черной дырой», что является дополнением к ее малозаметности.

Оружие всего мира

Хотя Россия является единственной страной, эксплуатирующей новейшие подлодки проекта 636.3 класса «Кило», многие из них эксплуатируют предыдущие версии этого корабля. Сообщается, что из 24 лодок класса Kilo, эксплуатировавшихся в Советском Союзе в конце холодной войны, 11 по-прежнему эксплуатируются Россией. Другие были проданы в Польшу и Румынию, еще 10 проданы в Индию. Говорят, что Иран управляет тремя из этих старых судов, а Алжир эксплуатирует еще два. Кроме того, подводные лодки проекта 636 (в отличие от проекта 636.3) состоят на вооружении Алжира, Вьетнама и Китая.

Подводные лодки проекта 636.3 могут выполнять не только боевые задачи, но и выполнять разведывательно-дозорные задачи. Важно отметить, что они способны обнаруживать подводные лодки противника на расстоянии примерно в три-четыре раза больше, чем они могли бы быть обнаружены сами.