Погибшие в космосе люди: Погибшие космонавты и аварии в космосе, реальные и мифические | Космос, Наука

самые страшные катастрофы с участием космонавтов

Космическая гонка СССР и США не раз двигала человечество вперед — первый искусственный спутник, полет Юрия Гагарина, высадка на Луну и создание МКС. Но обратная сторона технического прогресса и научных прорывов, связанных с освоением космоса, — жизни людей, ставших жертвами ошибок проектирования, халатности и стечения обстоятельств. Спустя более чем 30 лет с первой громкой катастрофы в истории пилотируемых космических полетов — крушения шаттла «Челленджер» — «Хайтек» изучил провалы космической индустрии, причины крупнейших аварий в истории ракетостроения и выяснил, чья технология безопаснее: российская с одноразовыми космическими кораблями или американская с их шаттлами.

Читайте «Хайтек» в

Страшный день для «Челленджера»

Почти 33 года назад, 28 января 1986 года, случилась одна из первых крупных катастроф в истории пилотируемых космических полетов — крушение шаттла «Челленджер» при запуске (до этого 3 советских космонавта погибли в 1971 году при посадке «Союза-11» — «Хайтек»). На его борту находились военные летчики Фрэнсис Скуби и Майкл Смитт, инженеры Эллисон Онизука и Грегори Джервис, физик Рональд Макнейр, космонавт Джудит Резник и учитель Криста Маколифф. Каждая из 73 секунд полета шаттла погибшей миссии STS-51L была рассмотрена экспертами множество раз. Точная причина смерти астронавтов так и осталась загадкой, но эксперты склоняются к тому, что астронавты были еще живы, когда кабина ударилась о гладь океана на скорости более 320 км/час. Их гибель стала трагедией не только для США, но и всего мира. Более того, она разрушила веру сотен людей в незыблемость и безопасность космических миссий.

28 января 1986 года президент США Рональд Рейган прервал свое послание Конгрессу, чтобы объявить гражданам Америки, что шаттл «Челленджер» взорвался в атмосфере. Катастрофу тяжело переживала вся страна. Рейган выразил свои соболезнования близким погибших, но все же отметил, что подобные экспедиции и открытия невозможно представить без существенных смертельных рисков для испытателей. Так что же все-таки произошло?

Экипаж «Челленджера»

«Челленджер» должен был взлететь еще 24 января 1986 года, но из-за пыльной бури в Сенегальском аэропорту, в месте возможной аварийной посадки, вылет перенесли.

Во время утренней проверки состояния шаттла обходчики не могли не заметить сосульки, которые свисали с днища. В ночь с 27 на 28 января похолодало до –2 °C. Этот факт не мог остаться незамеченным разработчиками твердотопливных ускорителей для шаттла. В таких климатических условиях волокно межсекционных уплотнителей утрачивало свою эластичность и не могло обеспечить достаточную герметичность в местах стыка секций корабля. Специалисты немедленно доложили о своих опасениях в НАСА.

Сосульки на днище шаттла в день крушения

В ночь на 28 января под давлением представителей Центра Маршалла руководство Morton Thiokol дало гарантии, что повреждения уплотнителей являются не более критичными, чем при предыдущих полетах. Такое легкомыслие стоило не только жизней семи астронавтов, тотального разрушения корабля и краха миссии, запуск которой обошелся в $1,3 млрд, но и привело к заморозке программы «Спейс Шаттл» на долгих три года. Комиссия, изучившая все материалы, связанные с крушением, постановила, что главной причиной катастрофы следует считать «недостатки корпоративной культуры и процедуры принятия решений НАСА».

Практически сразу после запуска из стыка хвостовой и второй секций правого твердотопливного ускорителя космической системы из-за образовавшейся ледяной корки появился серый дым. На 59-й секунде, на полной скорости, у шаттла появился огненный хвост. И у командира борта, и у центра управления полетами было время, чтобы предпринять аварийные меры. Но Френсис Скуби, командир корабля, не смог своевременно заметить и оценить возникшую опасность, а руководители полета, скорее всего, просто побоялись взять всю ответственность на себя. На 65-й секунде полета началась утечка топлива из-за воспламенения топливного бака. На 73-й секунде полета оторвалась нижняя стойка крепления правого ускорителя и, накренившись, сам корпус оторвал правое крыло «Челленджера» и пробил кислородный бак. Это привело к взрыву.

Конструкция шаттла «Челленджер»

Компоненты жидкого водорода и кислорода смешались и загорелись, создав в воздухе шар из облака пламени. Сам шаттл еще набирал высоту, но уже не поддавался управлению. Когда разрушился топливный резервуар, шаттл не мог больше набирать высоту. Хвост, оба крыла и часть двигателя отделились. Взрывной волной оказалась оторвана передняя часть «Челленджера», где находился экипаж, и она взмыла на 20 км вверх. Палуба продолжала свое падение с четырьмя живыми астронавтами. В попытке спастись они применили резервные дыхательные аппараты. Весь нос корабля отделился от корпуса корабля, и тяжелая конструкция шаттла рухнула в воду. Заключение медиков НАСА гласит: возможно, команда потеряла сознание из-за потери давления в модуле во время полета.

После катастрофы правительство США в экстренном порядке начало поиски обломков шаттла в океане. В поисковых работах принимала участие даже атомная подводная лодка. НАСА потеряла около $8 млрд.

Я полагаю, что любое дело можно считать опасным, если ты не подготовлен к нему, или не владеешь ситуацией, или не знаешь, как противостоять возникающей проблеме.


Джудит Резник, астронавт, член экипажа «Челленджера»


История миссий «Спейс Шаттл»

Полеты осуществлялись с 12 апреля 1981 года по 21 июля 2011 года. Всего было построено пять шаттлов: «Колумбия» (сгорел при торможении в атмосфере перед посадкой в 2003 году), «Челленджер» (потерпел крушение во время запуска в 1986 году), «Дискавери», «Атлантис» и «Индевор». Также в 1975 году был построен корабль-прототип «Энтерпрайз», но он никогда не запускался в космос.


Повторение сценария

Шаттл «Колумбия» потерпел крушение при посадке 1 февраля 2003 года. На его борту находились семь членов экипажа, все они погибли. 16 января 2003 года, когда шаттл «Колумбия» поднимался на орбиту, кусок отлетевшей обшивки ракеты врезался в переднюю часть крыла с разрушительной силой. Кадры с камер высокоскоростной съемки показали, как кусок термостойкой пены отрывается от обшивки и попадает в крыло. Далее, исследовав записи, ученые пришли к выводу, что это могло привести к повреждению целостности теплозащитного слоя. Но досконального анализа проведено не было — в космическую миссию вновь вмешалась человеческая халатность.

Когда «Колумбия» вошла в зону самых тяжелых нагрузок при посадке, тепловая защита в месте повреждения начала рассыпаться. В этой части крыла были посадочные шасси. Шины взорвались от перегрева, ударила мощная струя раскаленного газа, крыло полностью развалилось, а вслед за этим стал разваливаться и весь корабль. Без крыла «Колумбия» закрутилась и потеряла управление. От начала распада кабины до гибели экипажа прошла всего 41 секунда.

Вторая масштабная катастрофа окончательно подорвала доверие к программе «Спейс Шаттл», и она была закрыта. 21 июля 2011 года корабль «Атлантис» завершил последнюю экспедицию в истории проекта. Начиная с этого периода, одноразовые российские «Союзы» стали единственным проводником астронавтов на МКС.


Шаттл «Колумбия» отправился в космос 28 раз. Он провел в космосе 300,74 суток, совершил за это время 4 808 оборотов вокруг Земли и пролетел в общей сложности 201,5 млн км. На борту шаттла было проведено большое количество экспериментов в области химии, медицины и биологии.


Разрушенный «Союз»

Первой катастрофой с человеческими жертвами в истории космонавтики стала гибель летчика Владимира Комарова в ходе посадки советского корабля «Союза-1». Все пошло не так с самого начала. «Союз-1» должен был произвести стыковку с «Союзом-2» для возвращения экипажа первого корабля, однако по причине неполадок старт второго был отменен.

Когда корабль уже находился на орбите, обнаружились неполадки солнечной батареи. Командиру был дан приказ возвращаться на Землю. Пилот практически вручную пытался выполнить посадку.


Всего при космических стартах и тестовых исследованиях, в том числе и в слое атмосферы, погибло более 350 человек, только астронавтов — 170 человек.


Посадка проходила в штатном режиме, но на последней стадии приземления основной тормозной парашют не раскрылся. Запасной же раскрылся, но запутался в стропах, и корабль врезался в землю со скоростью 50 м/c, взорвались баки с пероксидом водорода, космонавт погиб мгновенно. «Союз-1» сгорел дотла, тело пилота обгорело настолько, что эксперты с трудом опознавали фрагменты.

После инцидента дальнейшее выполнение программы пилотируемых запусков кораблей «Союз» отложили на 18 месяцев, было произведено множество доработок конструкции. Официальной причиной аварии назвали недоработку технологии раскрытия тормозного парашюта.

Советский летчик-космонавт Владимир Комаров

Следующим погибшим «Союзом» стал «Союз-11». Цель экипажа корабля заключалась в стыковке с орбитальной станцией «Салют-1» и проведении ряда работ на ее борту. Экипаж выполнил свои задачи в течение 11 дней. Когда штабом было зафиксировано серьезное возгорание, борту приказали возвращаться на Землю.

Все процессы — и вхождение в атмосферу, и торможение, и посадка, были проведены безукоризненно, но экипаж упорно не выходил на связь с центром управления полетами. На момент открытия люка корабля все члены экипажа были уже мертвы. Они стали жертвами декомпрессионной болезни: когда произошла разгерметизация корабля на большой высоте, давление резко снизилось до смертельного уровня. В конструкции корабля не были предусмотрены скафандры. Декомпрессионная болезнь сопровождается невыносимыми болями, и доложить о возникшей неполадке космонавты просто не могли.


Декомпрессионная (кессонная) болезнь — заболевание, возникающее при понижении давления вдыхаемого воздуха, при котором в кровь поступают газы в виде пузырьков, тем самым разрушая кровеносные сосуды, стенки клеток и приводя к блокировке кровотока.


После этой трагической аварии все «Союзы» снабдили скафандрами на случай внештатных ситуаций.


Первое космическое ДТП

В 2009 году произошло первое космическое ДТП — столкнулись два спутника. Согласно официальному заявлению компании Iridium, которое было распространено среди информационных агентств, Iridium 33 столкнулся с российским спутником «Космос-2251». Последний был запущен с космодрома Плесецк еще в 1993 году и прекратил работу через два года после этого.


Спасенные космонавты

Безусловно, не все аварии, случившиеся в космосе, привели к гибели людей. В 1971 году к орбитальной станции «Салют» стартовал корабль «Союз-10» с экспедицией для 24-дневного пребывания на орбите. Во время стыковки было обнаружено повреждение стыковочного агрегата, космонавты не смогли перейти на борт станции и вернулись на Землю.

А всего через четыре года, в 1975 году, корабль «Союз» не вышел на орбиту для стыковки с кораблем «Салют-4» из-за аварии во время включения третьей ступени ракеты. «Союз» приземлился на Алтае, недалеко от границы с Китаем и Монголией. Космонавтов Василия Лазарева и Олега Макарова нашли на следующий день.

Из последних неудачных опытов полетов можно выделить аварию, случившуюся 11 октября 2018 года. Она произошла при запуске ракеты-носителя «Союз-ФГ» с кораблем «Союз МС-10». Спустя девять минут после пуска в центр управления пришло сообщение о поломке. Экипаж совершил экстренную посадку. Причины случившегося пока выясняются, не исключено, что произошло отключение двигателей второй ступени. Российско-американский экипаж эвакуировался в спасательной капсуле.

Опасны не только в небе

Космические катастрофы происходят и на земле, унося гораздо большее жизней. Речь идет об авариях при запусках ракет.

На космодроме Плесецк 18 марта 1980 года к запуску готовили ракету «Восток». Ракета заправлялась различным топливом — азотом, керосином и жидким кислородом. Во время заливки перекиси водорода в топливный бак 300 т топлива сдетонировали. Страшный пожар забрал жизни 44 человек. Еще четверо скончались от полученных ожогов, ранены были 39 человек.

Комиссия обвинила во всем сотрудников космодрома, которые допустили халатность при обслуживании ракеты. Лишь через 16 лет было проведено независимое расследование, в результате которого причиной было названо применение опасных материалов в конструкции топливных фильтров для перекиси водорода.

Подобная трагедия случилась в 2003 году в Бразилии на космодроме Алкантара. Ракета взорвалась на стартовой площадке во время прохождения заключительных тестов, в результате чего погиб 21 человек и были ранены еще 20. Ракета стала третьей неудачной попыткой Бразилии отправить спутник-носитель в космос с исследовательским спутником.

Место взрыва на космодроме Алкантара.

Советский конструктор и «отец» отечественной космонавтики Сергей Павлович Королев говорил: «Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная». И уже сегодня инженеры разрабатывают космические беспилотники для эффективной работы на околоземных орбитах, чтобы избежать человеческого фактора — частой причиной масштабных катастроф в космосе. Человечество уже живет в предвкушении полетов на Марс, первый из которых запланирован на 2030 год. И безопасность космической отрасли — важный момент в разработке этой миссии.

Четыре случая, когда космонавты не вернулись домой

Истории

Покорение несвойственного человеку пространства вроде морских глубин, Крайнего Севера и уж тем более космоса всегда связано с огромным риском и требует нечеловеческой силы и отваги.

Сегодня мы расскажем о четырех случаях, когда космонавты, увы, не смогли вернуться на Землю.

Астронавты шаттла «Челенджер» на тренировке в невесомости. Члены экипажа погибли, когда шаттл «Челленджер» взорвался во время взлета 28 января 1986 года

Владимир Комаров: первая жертва космоса и не первая жертва СССР

Первым в истории космонавтом, чью жизнь унесло освоение космоса, стал Владимир Михайлович Комаров. Трагедия случилась 24 апреля 1967 года. 

Первые шаги человечества в космосе были триумфальными, а советское начальство очень любило все триумфальное. Такое, чтобы загнивающий Запад обставить и генсеку приятно сделать. Кремль хотел отметить 50-летие Великого Октября новой технической сенсацией. Еще в 1964 году Хрущев и прочие потребовали сделать первый многоместный космический корабль и, соответственно, провести испытания. 

В 1964 году инженеры КБ Королева разработали на базе гагаринского корабля «Восток» другой корабль — «Восход». Туда помещались три космонавта маленького роста, причем без скафандров. Первый пробный запуск провели 12-13 октября 1964 года: на нем инженер Константин Феоктистов и врач Борис Егоров отправились на орбиту, пилотом как раз и был Владимир Комаров. В первый раз все прошло хорошо, никто не пострадал. 

Позже инженеры создали на проверенной базе знаменитый «Союз-1», их и до сих пор используют. Корабль обладает удачной конструкцией, но о первой версии этого сказать было нельзя. Тут дело сильно попортили традиционная советская спешка и недостаток испытаний.

Советский космонавт Владимир Комаров готовится к полету в составе космического корабля «Союз-1», 1967 г.

23 апреля 1967 года корабль с Комаровым стартовал. Уже через 540 секунд начались проблемы: одна из солнечных батарей не раскрылась, дублирующая антенна телеметрической системы тоже не открылась, крышка солнечно-звездного датчика осталась в закрытом положении, часть приборов просто не работала из-за злополучной солнечной батареи — как без энергии работать? Ориентироваться по звездам было невозможно, корабль стал вращаться вокруг своей оси. Попытка Комарова исправить положение только ухудшила ситуацию.

После пяти витков ЦУП решил прекратить полет. Хладнокровный и храбрый пилот Комаров 5 часов сражался с техникой в пустоте космоса и невероятным образом смог направить корабль в район посадки. Он даже успешно вошел в плотные слои атмосферы и сбросил первую космическую скорость…

Обломки горящего корабля «Союз-1»

В 6.22 в Адамовском районе Оренбургской области посадочная капсула на огромной скорости врезалась в землю и загорелась. Не раскрылся вытяжной парашют. Запасной сработал, но из-за вращения капсулы стропы перекрутились. Как выяснилось, из-за спешки вытяжное усилие попросту не успели проверить. Последними словами Владимира Комарова стали: «Нахожусь в кресле, привязался ремнями. Самочувствие отличное, все нормально». Всем бы столько храбрости.

«Союз-11»: разгерметизация спускаемого аппарата

Владислав Волков, Георгий Добровольский и Виктор Пацаев — так звали космонавтов, которые в 1971 году погибли в результате разгерметизации посадочной капсулы.

Все началось 6 июня 1971 года. Тогда с Байконура стартовал корабль «Союз-11», а спустя сутки он успешно пристыковался к орбитальной станции «Салют-1» с экипажем на борту. 

Подполковник Георгий Добровольский, бортинженер Владислав Волков и бортинженер Виктор Пацаев в кабине корабля «Союз-11», 1971 г.

«Союз-11» — это семейство пилотируемых кораблей, которые также могли вмещать по три космонавта. Они пришли на смену «Востоку». Размеры кабины все еще были малы и не позволяли экипажу находиться внутри в скафандрах. Отличительной чертой модификации было наличие стыковочного лаза. До этого космонавты перемещались от корабля к станции через открытый космос. «Салют-1» была первой в своем роде станцией, ее вывели на орбиту 23 апреля 1971 года. 

Главной задачей космической экспедиции была успешная стыковка с космическим комплексом и проведение экспериментов. Ранее этого сделать не получилось. 

Экипаж полностью выполнил программу экспедиции, проведя в космосе 23 дня 18 часов 21 минуту. 29 июня «Союз-11» успешно отстыковался от станции, все системы работали в обычном режиме, экипаж смог успешно сориентировать корабль в район посадки. Но вернуться космонавтам домой было не суждено.

В 150 км от земли, в момент отделения спускаемого аппарата от приборного и орбитального отсеков, связь пропала.

По приборам в центре управления было видно, что скорость и траектория приземления были в норме, аппарат сел как положено. Но по прибытии на место посадки обнаружили, что экипаж мертв. 

Стыковка российского космического корабля «Союз-11» с космической станцией «Салют-1», июнь 1971 года

Спецкомиссия установила, что причиной смерти стала разгерметизация спускаемого аппарата, а точнее, взрывная декомпрессия.

Георгию Добровольскому, Владиславу Волкову и Виктору Пацаеву посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Урны с прахом погибших космонавтов захоронены в Кремлевской стене на Красной площади в Москве. 

Катастрофа «Челленджера»: жуткий прямой эфир в США

Этот кошмарный случай произошел 28 января 1986 года в Америке. Экипаж шаттла «Челленжер» из семи человек, куда входила и школьная учительница, погиб при взлете корабля. Особый ужас этой истории в том, что запуск освещали невероятно масштабно, трагедия произошла буквально на глазах у всей нации.

Вот имена погибших в тот день: командир Фрэнсис «Дик» Скоби, второй пилот Майкл Дж. Смит, научные специалисты Эллисон Онидзука, астронавты Джудит Резник и Рональд Макнейр, аэрокосмический инженер Грегори Джарвис и Криста Маколифф, учительница из Нью-Гэмпшира, которые были специалистами по полезной нагрузке.

Криста Маколифф была участницей проекта «Учитель в космосе», за запуском наблюдали все ее ученики и родственники.  

Утром в день запуска в Космическом центре Кеннеди во Флориде было непривычно холодно. Центр управления устроил три проверки взлетной площадки. Там образовалась наледь, однако после третьей проверки сообщили, что лед растаял. Запуск уже откладывали несколько раз до этого, и командование сомневалось. Старт тем не менее решили не переносить: на площадке собралось огромное количество людей и СМИ.

Космический шаттл «Челленджер» стартует 28 января 1986 года со стартовой площадки в Космическом центре Кеннеди

И вот наступает роковой момент: шаттл взлетает в воздух, но на 73-й секунде его разрывает на куски, а два твердотопливных ускорителя продолжили хаотичный полет, пока их не уничтожили дистанционно с земли.

Разрушение космического корабля «Челленджер»

Причиной катастрофы стало повреждение уплотнительного кольца правого ускорителя при старте из-за низкой температуры. В боку ускорителя при старте образовалось отверстие, из которого била реактивная струя в сторону внешнего топливного бака. Под огромными аэродинамическими нагрузками весь комплекс стал деформироваться и в итоге полностью разрушился, а топливный бак взорвался. Более прочный отсек экипажа остался относительно цел, но из-за разгерметизации все члены команды погибли. Как стало известно позже, некоторые астронавты были еще какое-то время в сознании, пока шаттл разлетался на куски. Обломки упали в Атлантический океан, а за леденящей душу трагедией в прямом эфире и собственными глазами наблюдали сотни тысяч американцев. Как показали опросы, 85% граждан США узнали о трагедии в первый час после взрыва.

Позже созданная правительственная комиссия установила, что главной причиной аварии стали «недостатки корпоративной культуры» в NASA. Об опасности запусков при низких температурах было известно, как и о недостатках уплотнительных колец.

После этого инцидента американские шаттлы стали оборудовать системами аварийного покидания корабля. Но даже они бы не смогли спасти экипаж «Челленджера», как писали эксперты в отчетах.

Экипаж шаттла «Колумбия» погиб 1 февраля 2003 года. Тогда подходил к концу уже 28-й полет этой машины. В экипаж входили командир Ричард «Рик» Д. Хасбанд, второй пилот Уильям «Уилли» К. Маккул, бортинженер Калпана Чавла, специалист по полезной нагрузке Майкл Ф. Андерсон, зоолог Лорел Б.С. Кларк, научные специалисты Дэвид Макдауэлл Браун и Илан Рамон. 

После 16 суток полета шаттл возвращался на Землю. В 08:59:32 EST центр управления потерял связь с экипажем. Последними словами в эфире было «Roger, uh, bu…»

Лорел Кларк (слева), пилот Уильям Маккул (в центре) и командир Рик Хасбанд (справа) в кабине экипажа космического корабля «Колумбия» незадолго до возвращения в атмосферу 1 февраля 2003 года. 13-минутное видео было найдено среди обломков космического корабля «Колумбия» недалеко от Палестины, штат Техас, через пять дней после того, как шаттл разбился

Через 16 минут шаттл должен был приземлиться на полосу Космического центра имени Джона Кеннеди во Флориде. В 09:12:39 в центр управления полетами поступает информация о том, что один из телеканалов транслирует в эфир кадры катастрофы.

Множество очевидцев засняли, как с неба летели горящие обломки корабля. Все члены экипажа были обречены на смерть. 

Обломки «Колумбии» показаны падающими на этом снимке из военного видеоролика с вертолета «Апач» армии США

Следователи НАСА осматривают обломки космического корабля «Колумбия» 8 апреля 2003 года в Космическом центре Кеннеди, Флорида. НАСА пытается собрать обломки шаттла, чтобы узнать, что вызвало разрушение «Колумбии» при входе в атмосферу

Как выяснили позже, причиной катастрофы стало разрушение внешнего теплозащитного слоя на левом крыле челнока. Еще при старте 16 января на него попала часть термозащиты внешнего топливного бака. Это пористый материал, которым покрывают бак, чтобы он не обледеневал.

При старте кусок такой защиты отлетел в крыло и деформировал защитный слой. В месте повреждения во время посадки было гораздо большее трение о воздух, в результате чего корпус разгерметизировался, горячие газы попали внутрь, пневматика левой стойки шасси критически перегрелась и шаттл взорвался.

В NASA, как сообщают в ряде источников, не обратили должного внимания на оценку повреждения. В расследовании деталей трагедии помог бортовой самописец, которого могло и не быть. Ранее шаттлы не оборудовали «черными ящиками», эта модель была первой в серии.

Фото: Getty Images

Антон Махов

Сколько астронавтов погибло в космосе?

Без сомнения, космос — чрезвычайно опасное место, но на самом деле там погибло лишь несколько космических путешественников.

По
Джейк Паркс |
Опубликовано: понедельник, 7 октября 2019 г.

ПОХОЖИЕ ТЕМЫ:
АСТРОНАВТЫ | ПОЛЕТЫ С ЭКИПАЖЕМ

После единственной смерти в космосе, СССР ввел политику, требующую от всех космонавтов носить герметичные скафандры при входе в атмосферу.

Peakpx.com

Для многих желающих стать космонавтами идея отправиться в великое неизвестное была бы воплощением мечты. Но за последние 50 лет произошло множество трагедий, связанных с космическими полетами, которые больше похожи на самый страшный кошмар астронавта.

За последние полвека около 30 астронавтов и космонавтов погибли во время подготовки или попытки выполнения опасных космических полетов. Но подавляющее большинство этих смертей произошло либо на земле, либо в земной атмосфере — ниже принятой границы пространства, называемой линией Кармана, которая начинается на высоте около 62 миль (100 километров).

Однако из примерно 550 человек, отправившихся в космос, только трое погибли там.



Принесите вселенную к вашей двери. Мы рады представить новую коробку подписки журнала Astronomy «Космос и дальше» — ежеквартальное приключение, в каждой коробке которого собрана коллекция на астрономическую тематику. Подробнее >>.


Фатальная граница

В начале космической гонки и НАСА, и СССР испытали всплеск смертоносных авиакатастроф, в результате которых погибло несколько пилотов, испытывавших передовые реактивные самолеты. Потом, конечно, был пожар Аполлона-1 19 января.67, в результате которого астронавты Гас Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи были убиты ужасным образом. Во время имитации запуска в кабине приземлившегося космического корабля, наполненной чистым кислородом, загорелась случайная искра. Это привело к неконтролируемому пожару, который быстро охватил обреченный экипаж и привел к их трагической гибели, поскольку они тщетно пытались открыть герметичную дверь люка.

Летный костюм астронавта Гаса Гриссома после пожара Аполлона-1 в 1967 году, в результате которого погибли Гриссом, Эд Уайт и Роджер Чаффи.

National Archives

«Мы провели точно такой же тест прошлой ночью, но без закрытого люка, поэтому мы не были на 100-процентном кислороде», — сказал Astronomy Уолтер Каннингем, пилот лунного модуля «Аполлона-7». «Итак, когда экипаж [Аполлона-1] погиб, это произошло через пару недель, прежде чем они начали собирать осколки, и в этот момент нас назначили основным экипажем первой пилотируемой миссии «Аполлон». Чуть менее двух лет спустя, в октябре 1968 года, Каннингем, Уолли Ширра и Донн Эйзеле стали первым экипажем «Аполлона», успешно отправившимся в космос.

В течение следующих трех лет астронавты Аполлона выполнили еще семь миссий, включая первую высадку на Луну во время Аполлона-11 и злополучную миссию Аполлона-13. Затем, 30 июня 1971 года, человечество стало свидетелем первой (и пока единственной) смерти в космосе.

Катастрофа космического корабля «Союз-11»

Первой космической станцией, остановившейся над земной атмосферой, был советский «Салют-1», который был запущен (беспилотно) 19 апреля 1971 года. Всего через несколько дней экипаж из трех советских людей взлетел на борту «Союза». 10 с целью попасть на космическую станцию ​​и оставаться на орбите целый месяц. Хотя экипаж «Союза-10» благополучно состыковался с «Салютом-1», проблемы с входным люком не позволили им войти на космическую станцию. Во время их преждевременного возвращения на Землю в систему подачи воздуха на «Союз-10» просочились токсичные химические вещества, в результате чего один космонавт потерял сознание. Тем не менее, все три члена экипажа в конечном итоге благополучно добрались до дома без каких-либо долгосрочных последствий.

Всего несколько месяцев спустя, 6 июня, космический корабль «Союз-11» снова попытался добраться до космической станции. В отличие от предыдущего экипажа, три космонавта «Союз-11» — Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев — успешно вошли в «Салют-1». Находясь на борту, они провели следующие три недели, не только установив новый рекорд по продолжительности пребывания в космосе, но и также проведение множества экспериментов, посвященных тому, как человеческое тело справляется с длительными периодами невесомости.

Космонавты Георгий Добровольский (слева), Владислав Волков (в центре) и Виктор Пацаев (справа), единственные трое погибших в космосе, изображены на трех марках СССР.

Почта СССР

29 июня космонавты снова погрузились в космический корабль «Союз-11» и начали спуск на Землю. И тут случилась трагедия.

Для тех, кто находился на Земле, все, что касалось входа в атмосферу «Союза-11», казалось, прошло без сучка и задоринки. Космический корабль, казалось, прекрасно прошел через атмосферу и в конечном итоге приземлился в Казахстане, как и планировалось. Только когда спасатели открыли люк, они обнаружили, что все три члена экипажа внутри мертвы.

Обнаружив бездыханный экипаж «Союза-11», спасатели безуспешно пытались сделать сердечно-легочную реанимацию, показанную на этом снимке экрана с рассекреченной видеозаписи, появившейся в российском телевизионном документальном фильме «Гибель корабля «Союз».

youtu.be/DdhwbvKMe3I

«Внешне никаких повреждений не было», — вспоминал председатель Государственной комиссии Керим Керимов в книге Бена Эванса « Твердыня в небесах». «[Эвакуационная бригада] постучала в борт, но ответа изнутри не последовало. Открыв люк, они обнаружили всех троих в своих кушетках, неподвижных, с синими пятнами на лицах и кровавыми дорожками из носов и ушей. Их сняли со спускаемого аппарата. Добровольский был еще теплым. Врачи сделали искусственное дыхание. По их сообщениям, причиной смерти стало удушье».

Было установлено, что авария со смертельным исходом произошла в результате неисправного уплотнения клапана на спускаемом аппарате космического корабля, которое лопнуло во время его отделения от служебного модуля. На высоте 104 мили (168 км) смертоносное сочетание негерметичного клапана и космического вакуума быстро высосало весь воздух из кабины экипажа, разгерметизировав ее. А поскольку клапан был спрятан под сиденьями космонавтов, то вовремя решить проблему было практически невозможно.

Во время первых вакуумных испытаний НАСА герметичный скафандр Джима Леблана начал терять воздух, что привело к декомпрессии. Примерно через 30 секунд он потерял сознание, но его коллеги, к счастью, смогли вовремя добраться до него и спасти ему жизнь.

В результате гибели экипажа «Союза-11» при декомпрессии СССР быстро перешел к требованию, чтобы все космонавты носили герметичные скафандры при входе в атмосферу — практика, которая действует и сегодня.

Унесенные в космос: астронавты, потерянные в космосе навсегда

Эпоха освоения космоса началась во второй половине прошлого века, но сколько астронавтов погибло за это время? 12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Гагарин совершил первый в мире полет человека в космос. Космический корабль «Восток-1» совершил один виток вокруг Земли и благополучно приземлился в России через 108 минут после старта. Это событие дало толчок начавшейся тремя годами ранее великой космической гонке и дало толчок развитию программ пилотируемой космонавтики. В СССР за «Востоком» последовали «Восход» и «Союз», а в США — «Меркурий», «Джемини», «Аполлон» и «Спейс шаттл».

В результате за 60 лет на орбите побывало почти 600 астронавтов. Кто-нибудь умер в космосе? К сожалению, да. Orbital Today собрала печальную статистику смертей в космосе и гибели астронавтов при подготовке к космическим полетам.

Катастрофы со смертельным исходом при космических полетах

По состоянию на начало 2022 года во время космических полетов произошло пять смертельных случаев, в которых 19 астронавтов погибли в космосе и еще 4 астронавта погибли на Земле при подготовке к полету.

Авария в изоляторе

Пребывание в камере разгерметизации является одним из этапов подготовки космонавтов. Как правило, уровень кислорода в камере повышается, а давление понижается, чтобы имитировать условия, аналогичные условиям на космическом корабле.

23 марта 1961 года советский космонавт Валентин Бондаренко, заканчивая 10-дневный тест, снял медицинские датчики, протер кожу ватным тампоном, смоченным в спирте, и небрежно выбросил его. На включенную электроплиту упала вата, и начался пожар. В атмосфере почти чистого кислорода огонь распространился мгновенно. Из-за большого перепада давления камеру сброса давления нельзя было быстро открыть. Космонавт Бондаренко получил сильные ожоги и через 8 часов скончался от ожогового шока в больнице. было всего 19еще несколько дней до его первого космического полета, которого так и не произошло. И хоть Бондаренко погиб на Земле, он все равно открывает наш список смертей космонавтов.

Пожар на «Аполлоне-1»

Очередной пожар во время испытаний унес жизни сразу трех астронавтов — Вирджила Гриссома, Эдварда Уайта и Роджера Чаффи. Трагедия произошла 27 января 1967 года во время репетиции запуска «Аполлона-1» на стартовом комплексе 34 Космического центра Кеннеди. Вероятной причиной возгорания стала искра или короткое замыкание в электропроводке. Огонь распространился очень быстро (по той же причине, что и в барокамере, в которой погиб Бондаренко) и повредил скафандры космонавтов. Сложная конструкция люка и его замков не позволяла быстро открыть люк. Экипаж космонавтов погиб от отравления продуктами горения через 14 секунд после начала пожара.

Первый космонавт, погибший в космосе: Союз-1

А космонавты погибли в космосе, а не на тренировках? К сожалению, да. Владимир Комаров стал первым космонавтом, погибшим непосредственно в космосе. Это был первый полет советского корабля «Союз-1» 23 апреля 1967 года. Комаров должен был испытать корабль в пилотируемом режиме и провести первую в мире стыковку в космосе с другим кораблем «Союз-2». Миссия также предусматривала переход двух космонавтов «Союз-2» через космическое пространство на «Союз-1». Однако план так и не удался, и Комаров стал первым космонавтом, заблудившимся в космосе.

После запуска космического корабля «Союз-1» на орбиту не открылась одна из двух солнечных панелей, и кораблю стало не хватать электроэнергии для корректной работы систем. Комаров попытался открыть панель, закрутив корабль вокруг своей оси, но это не помогло. Из-за этой неисправности запуск корабля «Союз-2» был отменен, а полет корабля «Союз-1» прекращен досрочно.

Корабль успешно сошел с орбиты, но после входа по неизвестным причинам парашютная система вышла из строя (вытяжной парашют не вытянул основной парашют из лотка, а запасной парашют не наполнился, так как его стропы запутались вытяжной парашют, который не был запущен). В результате спускаемый аппарат на скорости 50 м/с врезался в землю, что привело к мгновенной гибели космонавта.

Расследование причин аварии осложнялось тем, что космический корабль практически полностью сгорел из-за повреждения при падении контейнеров с перекисью водорода. Но самой распространенной версией было нарушение технологии покраски и нанесения термозащиты. В результате парашютная система была доработана, а недостатки устранены.

По иронии судьбы, на месте Комарова мог оказаться космонавт Юрий Гагарин, который был дублером Комарова в этом полете. Но Гагарин погиб год спустя, 23 марта 1968 года, во время тренировочного полета на самолете МИГ-15.

Комаров открыл печальную статистику, но, к сожалению, его жизнь была не единственной потерянной в космосе.

Миф Хайнлайна

Несмотря на то, что смерть Комарова считается отправной точкой смертей в космических путешествиях, существует миф, что он не был первым космонавтом, потерянным в космосе. В частности, американский писатель-фантаст Роберт Хайнлайн утверждал, что подобный случай имел место еще до полета Гагарина в космос.

15 мая 1960 года СССР вывел на орбиту прототип корабля Восток-1 1КП. Цель состояла в том, чтобы проверить системы ориентации и двигатель замедления, чтобы убедиться, что корабль может перейти на траекторию снижения по команде ЦУП. Однако полет закончился неудачей: 1КП поднялся на более высокую орбиту и застрял там на долгие годы. Якобы на корабле не было систем жизнеобеспечения, но многие считали его обитаемым. Западная пресса писала, что на борту находился пилот Геннадий Заводовский. Такой человек действительно существовал, но в то время он не входил в состав команды советских космонавтов. А Хайнлайн утверждал, что советские граждане рассказали ему о космонавте во время его визита в СССР. Однако мы не можем, по правде говоря, доказать миф, добавив эту предполагаемую смерть к вопросу о том, был ли кто-то потерян в космосе.

Союз-11

Следующими космонавтами, погибшими в космосе, были Влад Волков, Георгий Добровольский и Виктор Пацаев. Трагедия произошла во время полета корабля «Союз-11» 30 июня 1971 года. Экипаж космонавтов успешно состыковался с орбитальной станцией «Салют-1» и начал ее расконсервацию. На 11-й день миссии на станции вспыхнул пожар, поэтому ее пришлось покинуть.

29 июня «Союз-11» успешно отстыковался и начал спуск с орбиты. Однако вскоре после отделения от корабля связь с экипажем космонавтов прервалась. Спускаемый аппарат успешно приземлился в заданном районе, но спасательная команда обнаружила космонавтов мертвыми.

Установлено, что гибель космонавта наступила в результате разгерметизации и внезапного начала декомпрессионной болезни. Космонавты пытались устранить утечку воздуха; однако в экстремальных условиях тумана, заполнившего кабину после разгерметизации, сильных болей во всем теле и потери слуха из-за лопнувших барабанных перепонок космонавты не сразу установили причину утечки и просто не успели спастись .

Как ни странно, экипаж Добровольского был резервной командой. Однако за два дня до полета основной экипаж космонавтов Алексея Леонова был удален из-за того, что один из космонавтов не прошел медкомиссию.

9 августа 1971 года астронавты миссии «Аполлон-15» оставили на Луне памятную доску с именами всех астронавтов, погибших в космосе.

Источник

Катастрофа Челленджера

В 1980-х годах началась эра космических челноков, которые окончательно установили господство США в космосе. Это были многоразовые ракетопланы, совершившие настоящую революцию в космической технике, но все же не лишенные существенных недостатков, ставших в итоге причиной крупнейших космических катастроф.

28 января 1986 года во время своего десятого полета шаттл «Челленджер» потерпел крушение через 73 секунды после старта, в результате чего погиб весь экипаж из семи астронавтов, включая Кристу Маколифф, которая должна была стать первым учителем в космосе. Причиной стал отрыв одного из ускорителей, который пробил основной топливный бак, нарушив симметрию тяги. Корабль отклонился от оси и разрушился под действием аэродинамических сил.

Как потом выяснилось, не все космонавты погибли мгновенно. По крайней мере три из них находились в носовой части, которую снесло ветром от основного корпуса корабля. К их шлемам началась индивидуальная подача кислорода, но падение с высоты 20 км и колоссальная перегрузка около 200G не оставляли шансов на выживание.

Миллионы людей наблюдали за запуском Челленджера, и это зрелище стало настоящим шоком для всего мира. Соединенные Штаты понесли огромные финансовые и репутационные потери, семь астронавтов погибли до выхода в космос, а осуществимость программы «Спейс шаттл» впервые была поставлена ​​под сомнение.

Крушение космического корабля «Колумбия»

1 февраля 2003 года произошло второе крушение космического корабля «Шаттл». Шаттл «Колумбия» возвращался на Землю после 16 дней полета. Примерно за 16 минут до предполагаемой посадки связь с экипажем прервалась. Очевидцы засняли горящие обломки шаттла, летевшего на высоте около 63 километров. Все семь астронавтов были потеряны в космосе.

Как показало расследование, причиной катастрофы стала поломка, возникшая еще на старте. Примерно на 82-й секунде полета кусок изоляции оторвался от левого обтекателя, ударился об углепластиковую панель левого крыла Columbia и, вероятно, оставил дыру в теплоизоляционном слое. Из-за этого после входа в плотные слои атмосферы передняя кромка левого крыла стала нагреваться сильнее обычного, крыло начало разрушаться, а вслед за ним и сам шаттл.

Примечательно, что инциденты с отрывом кусков теплоизоляции от шаттлов наблюдались и раньше, но испытания показали, что они не представляют угрозы для космонавтов.

Потеря Колумбии стала поворотным моментом в программе Space Shuttle. Полеты космонавтов на шаттлах прерывались на несколько лет, а в 2011 году программа была окончательно закрыта из-за дороговизны и высокого риска для жизни космонавтов.

Крушение SpaceShip Two, обнаружены аномалии

31 октября 2014 года в космосе пропал еще один космонавт. Это был Майкл Элсбери, пилот суборбитального космического корабля SpaceShipTwo компании Virgin Galactic. Во время 55-го испытательного полета корабля были обнаружены серьезные аномалии, приведшие к крушению космического корабля. Причиной назвали ошибку экипажа. Пилоты досрочно разблокировали хвостовую часть машины, не набрав необходимой скорости, а также не выполнили необходимых действий по переводу хвостовой части в вертикальное положение. В результате корабль начал вращаться вокруг своей оси, а затем развалился. Обломки были разбросаны в радиусе восьми километров. Первый пилот Майкл Элсбери погиб, но второму пилоту Питеру Себолду удалось катапультироваться. Летчик-космонавт выжил, но получил тяжелые ранения.

К счастью, авария не стала фатальной для компании Ричарда Брэнсона. Virgin Galactic исправила ошибки и в июле 2021 года осуществила первый в истории суборбитальный туристический космический полет , открыв эру космического туризма.

Люди, погибшие в космосе (в хронологическом порядке)

Подводя итоги, мы составили эту таблицу, которая содержит информацию обо всех космонавтах, погибших в космосе или не долетевших до него, космических кораблях, на которых они находились, и причине их гибели. смерть.

Дата

Астронавт

Страна

Космический корабль

Причина смерти

Комментарии

1

23. 03.1961

Валентина Бондаренко

СССР

Пожар в камере разгерметизации при подготовке к полету

2

27.01.1967

Гриссом Вирджил

США

Аполлон-1

Пожар во время тренировки за месяц до старта

Первые астронавты, погибшие на борту космического корабля

3

27.01.1967

Белый Эдвард

США

4

27.01.1967

Чаффи Роджер

США

5

24.04.1967

Комаров Владимир

СССР

Союз-1

Отказ парашютной системы на завершающем этапе спуска корабля

Первый погибший космонавт в истории пилотируемой космонавтики

6

30. 06.1971

Волков Владислав

СССР

Союз-11

Разгерметизация спускаемого аппарата на высоте более 150 км

Первый астроном на орбите

7

30.06.1971

Добровольский Георгий

СССР

8

30.06.1971

Пацаев Виктор

СССР

9

28.01.1986

Джарвис Грегори

США

Шаттл Челленджер

Взрыв подвесного топливного бака на 73-й секунде полета

Первый участник проекта «Учитель в космосе»

10

28.01.1986

Макнейр Рональд

США

11

28. 01.1986

Маколифф Криста

США

12

28.01.1986

Онидзука Эллисон

США

13

28.01.1986

Резник Юдит

США

14

28.01.1986

Скоби Фрэнсис

США

15

28.01.1986

Смит Майкл

США

16

01.02.2003

Андерсон Майкл

США

Шаттл Колумбия

Взрыв шаттла в атмосфере Земли за 16 минут до посадки

17

01.02.2003

Браун Дэвид

США

18

01. 02.2003

МакКул Уильям

США

19

01.02.2003

Чавла Калпана

США

20

01.02.2003

Кларк Лорел Блэр Солтон

США

21

01.02.2003

Рамон Илан

Израиль

22

01.02.2003

Муж Рик Дуглас

США

23

31.10.2014

Майкл Элсбери

США

Virgin SpaceShipTwo

ВСС Предприятие

Разрушение после отстыковки от плавбазы из-за ошибочных действий экипажа

Суборбитальный испытательный полет

Что принесет будущее?

Эксперты прогнозируют бурный рост космической отрасли в ближайшие десять лет.