Погибшие в космосе: Погибшие космонавты и аварии в космосе, реальные и мифические | Космос, Наука

Александр Болонкин — Погибшие в космосе читать онлайн

12 3 4 5 6

Д.т.н. А.А. Болонкин

Погибшие в космосе

(К истории советской космонавтики)

Dead in Space

От редактора. Известно, какое значение придавали коммунистические правители созданию образа «первого в мире социалистического государства, шагающего от победы к победе навстречу светлому будущему». На этом пути не допускалось никаких неудач — одни победы, ибо передовая идеология должна была обеспечить повсеместные успехи.

Для «доказательства» преимуществ социализма использовалось вес: начиная со спортивных достижений вплоть до достижений науки, и хотя для советского правительства ценность реализации космических программ заключалась в первую очередь в решении сопуствующих им военных задач, не меньшее значение имел пропагандистский эффект «завоевания космоса».

Таланты и энтузиасты, увлеченные научной романтикой, новизной и грандиозностью поставленных проблем, вольно или невольно становились жертвами Системы, которая использовала их преданность науке для создания военной мощи, угрожающей существованию человечества и для собственного прославления. Несчастье этих людей состояло в том, что они, влекомые творческим призванием, не имели иного выхода (пример Сахарова и этом, пожалуй, уникален). Подчинившись требованию пропаганды- в «завоевании космоса» неудач не должно быть! — они вынуждены были не только лгать и скрывать возможные в любом исследовании ошибки и неудачи (что само но себе наносит ущерб мировой науке), но и жертвовать интересами дела.

Генеральный конструктор космической техники С.П. Королев на одном из совещаний, обращаясь к присутствующим, спросил: «Вы знаете почему мы летаем безаварийно?» И продолжил: «Потому что наши конструкции предельно просты. Мы и дальше будем придерживаться этого принципа!»

Это стремление «летать безаварийно» (к чему, конечно, надо стремиться, поскольку речь идет о жизни людей, но что, как увидим, удавалось не всегда), становясь императивом, сдерживало развитие космической технологии. Достаточно сказать, что оно отчасти объясняло нежелание Королева использовать бортовой компьютер, привязывая, таким образом, управление космическим кораблем к земле, сужая круг решаемых задач и препятствуя повышению надежности полета. (Другое дело, что в Советском Союзе в то время бортовых компьютеров не было, но заказ Королева мог бы, безусловно, стимулировать их разработку;

наконец, советская промышленность могла пойти своим традиционным путем, «скопировав» иностранный образец — ведь поступили так со стационарными машинам IВМ! На борту американских самолетов вычислительные машины появились уже в середине 50-х годов. Они стояли на борту космических кораблей «Джемини» и «Аполлон»).

Это всeго лишь один пример того, что даже такая крупная историческая фигура, как Королев, был подчинен Системе. Он не мог не понимать это, и в этом трагедия ученого и инженера.

Публикация доктора технических наук А.А. Болонкина посвящена тому, что тщательно скрывала от всех советская пропаганда. Он рассказывает о многих неизвестных широкому читателю фактах, почерпнутых из собственной практики и у других авторов, высказывает соображения о развитии ракетостроения и Советском Союзе.

А. А. Болонкин около 30 лет проработал в авиационной, ракетной промышленности (в частности, в известных ОКБ Антонова и Глушко) и в высших авиационных учебных заведениях. Участвуя в исследованиях и разработках самолетов и ракет, он был связан с ведущими исследовательскими и конструкторскими центрами. Им написаны не только специальные работы (60 публикаций и 13 изобретений), но и статьи, рассчитанные на «рядового» читателя, а также книга «Развитие советских ракетных двигателей для стратегических ракет».

Он провел 15 лет в советских лагерях и в ссылке, а в настоящее время является Президентом международной ассоциации бывших советских политзаключенных и жертв коммунистического режима.

Акaдeмик Г.Сaмойлович

Начало советского ракетостроения

С момента захвата власти в 1917 г. коммунисты придавали большое, если не основное, значение развитию вооруженных сил и вооружений.

Сразу же после окончания гражданской войны в неурожайный, голодный 1921 год в Москве (в доме N 3 по Тихвинской ул. ) была создана научно-исследовательская и опытно-конструкторская лаборатория но разработке ракетных двигателей и ракет.

Основателем ее был инженер Н.И. Тихомиров, который еще до 1-ой [Мировой войны начал заниматься пороховыми ракетами и сделал в этой области ряд изобретений. Ему было выделено 17 станков, а после того, как впервые в мире удалось создать ракеты на бездымном порохе и в 10 раз увеличить дальнобойность морских мин, в 1928 г, лаборатория Н.И. Тихомирова была расширенa и получила название Газодинамической (ГДЛ) и былa подчинена Военному научно-исследовательскому Комитету при Реввоенсовете СССР. ГДЛ был первой в мире государственной организацией по разработке ракет и двигателей к ним.

Начальником ее после смерти Тихомирова в 1930 г. становится инженер Б.С. Петропавловский.

Она перводится в Ленинград, где получаeт 12 комнат в здании Главного Адмирательства и Петропавловской крепости, где ее работу поддерживает командующий войсками Ленинградского военного округа Тухачевский. Особое значение его поддержка приобрела, после того как в 1931 году Тухачевский был назначен начальником вооружений РККА.

Штат сотрудников ГДЛ быстро возрос от 10 человек в 1931 году до 200 в 1933 году.

Осенью 1931 года в Москве при научно-исследовательском секторе Центрального Совета Осовиахима создается Московская группа изучения реактивного движения (МосГИРД), начавшая в 1932 году работы по проектированию авиационного жидкостно-реактивного двигателя (ЖРД), названного ОР-2 и ракетоплана РП-1.

В начале тридцатых годов группы изучения реактивного движения создаются’ во многих городах страны, в том числе самая крупная (более 400 сотрудников) при Бюро воздухоплавательной техники в Ленинграде. Они занимались преимущественно пропагандой реактивного движения, но московская ГИРД, в которой работал С.П. Королев, и ленинградская ГИРД по заданию военных начали интенсивные работы по созданию ракет, воздушно-реактивных двигателей и ракетопланов.

Ракеты создавались в московской ГИРД под руководством С. П. Королева. Первый полет созданная его группой ракета совершила 17 августа 1933 г. Она поднялась на высочу 400 м., но уже в следующем году модификация этой ракеты достигла высоты 1500 м.

Читать дальше

12 3 4 5 6

Погибшие космонавты: полёты ценою в жизнь

12 апреля – именно эта дата с детства закрепилась в нашей памяти как день космонавтики. Этот праздник посвящён дню, когда человек впервые за всю историю покорил космическое пространство. Легендарный полёт Юрия Гагарина на корабле «Восток-1» открыл новую эру для всего человечества и проложил путь в космос для последующих космонавтов. Примечательно то, что первопроходцем космоса стал гражданин советского союза – Юрий Алексеевич родился в Смоленской области в семье обыкновенных сельских тружеников. Его достижение по сей день остаётся предметом национальной гордости.

Нужна помощь? Позвоните нам, чтобы получить бесплатную консультацию

Никому ранее не удавалось облететь земной шар вопреки законам гравитации и биологии. То, что казалось недостижимым, стало реальностью. Но не стоит забывать, что День космонавтики – это дань всему человечеству и его героям, уцелевшим и погибшим.

Космические риски

Освоение космоса – это не только великий акт человеческих фантазий и устремлений, но и крайне опасная и трудная работа. Людей всегда привлекало, привлекает и будет привлекать неизведанное и таинственное, но что стоит за всем этим?

Системы доставки и жизнеобеспечения в космосе не дают стопроцентной гарантии безопасности. Несмотря на то, что над этими устройствами кропотливо работают тысячи инженеров и учёных, проработать в них абсолютно каждую мелочь пока что не представляется возможным, а в рамках космоса любая неучтённая деталь может стать причиной гибели.
Вспомним же имена героев, рисковавших своими жизнями во имя науки и изучения новых граней астрономической вселенной.

Отечественные космонавты, погибшие в космосе

Владимир Михайлович Комаров. Дата смерти 24 апреля 1967 года.

Первый в мире командир экипажа космического корабля, в котором числилось три человека. Многоместный космический корабль стал открытием в истории космонавтики. Первый полёт Комарова и его экипажа на корабле «Восход-1» по праву можно считать героическим, поскольку из-за катастрофически ограниченного пространства у космонавтов не было ни скафандров, ни систем катапультирования.

Но во время второго полёта всё вышло из-под контроля: в солнечных батареях обнаружили неисправности, и «Союзу-1» по приказу необходимо было уйти на посадку. Авария произошла уже на заключительных стадиях спуска: основной и запасной парашюты дали сбои, и корабль на немыслимой скорости врезался в землю, что привело к гибели всего экипажа. В честь Комарова и других погибших космонавтов, проявивших героизм в полёте, экипаж корабля «Аполлон-15» установил на Луне скульптуру в виде космонавта и мемориальную табличку, на которой увековечены их имена.

Посмертный полёт «Союза-11»

Главными целями полёта было благополучно провести стыковку со станцией и произвести ряд научных экспериментов. Изначально был подготовлен экипаж в составе из Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина, но внезапно, за несколько дней до полёта, Кубасова отозвали от экспедиции из-за подозрения на болезнь лёгких, что привело к полной замене всего экипажа, и вместо основного состава взяли дублирующий. В него входили Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев.

7 июня 1971 года космонавты успешно состыковались с орбитальной станцией, но спустя 9 дней экипаж сообщил о возгорании. Тем не менее, командир экипажа принял решение продолжить операцию, отключив несколько приборов. Космонавты провели на орбите 23 дня, занимаясь важными исследованиями, и ничто не предвещало беды, кроме одного: индикатор, отвечающий за крышки люка, не прекращая мигал. Это свидетельствовало о том, что крышки люка закрыты неплотно, но с виду никаких неполадок выявлено не было, и тогда Центром Управления Полётами была допущена версия о неисправностях датчика.

30 июня 1971 г., при возвращении на Землю корабль потерпел разгерметизацию. Автоматическая посадка была выполнена без каких-либо отклонений, однако участников «Союза-11» это не спасло – весь экипаж погиб от декомпрессионной болезни.

Крушение «Челленджера». Национальная трагедия США

«Челленджер» – многоразовый космический корабль НАСА, осуществивший до момента катастрофы девять успешных полётов. Окончательный старт корабля был запланирован на утро 28 января 1986 года. По телевидению в режиме настоящего времени за взлётом «Челленджера» наблюдали миллионы зрителей. На 73-й секунде полёта произошло нечто непредвиденное: левый твердотопливный ускоритель оторвался от одного из двух креплений, провернулся вокруг второго и пробил топливный бак. Корабль отклонился от оси, что незамедлительно привело к взрыву.

В ходе дальнейшего исследования выяснилось, что несколько астронавтов уцелели даже после этого, поскольку кабину, в которой они находились, оторвало от корабля. Но шансов выжить у них не было: выдержать падение с высоты 20-ти километров и немыслимую перегрузку при ударе о поверхность воды было просто невозможно.

Катастрофа шаттла «Колумбия» 

Шаттл «Колумбия» – американский космический корабль многоразового использования, до трагического события носил звание первого космического челнока (первый полёт был произведён в 1981-м году.) Первого февраля 2003 года шаттл с 7 астронавтами на борту должен был приземлиться на космодроме на мысе Канаверал во Флориде, но уже на 82 секунде после старта от «Колумбии» оторвался кусок обшивки, с сокрушительной силой ударив в левую часть крыла. Причиной этому стали ошибки в эксплуатации и технологический просчет. Спустя 16 суток после вхождения в плотные слои атмосферы корабль взорвался из-за сильнейшего перегрева. Все члены экипажа погибли. Эта трагедия сыграла ключевую роль в отказе НАСА от осуществления программы по запуску космических челноков.

Телефон горячей линии: 8 (495) 009-03-76

Что происходит, когда кто-то умирает в космосе? Космический туризм приносит новые правовые и моральные проблемы

(Изображение предоставлено Вадимом Садовским/Shutterstock)

Коммерческие космические компании, такие как Virgin Galactic и Blue Origin, теперь предлагают знаменитостям и гражданским лицам эксклюзивные возможности полетов в космос.

Традиционно перед полетом в космос астронавты проходили тщательную подготовку и медицинский осмотр, а риск смерти от естественных причин считался маловероятным.

Но в эту новую эру космического туризма медицинский осмотр может не проводиться , и предоставляется только минимальная предполетная подготовка .

Связанный: Как умереть на Марсе

С широким кругом людей, которые сейчас отправляются в космос, и с перспективой в ближайшие годы  людей создать базы на Луне и более того, возникает важный вопрос: что произойдет, если кто-то умрет в космосе?

Согласно международному космическому праву, отдельные страны несут ответственность за выдачу разрешений и надзор за всей национальной космической деятельностью, будь то государственная или частная. В Соединенных Штатах для коммерческих туристических космических полетов требуется лицензия на запуск, выдаваемая Федеральным управлением гражданской авиации .

Если кто-то умрет во время коммерческой туристической миссии, необходимо установить причину смерти. Если смерть участника космического полета произошла из-за механической неисправности космического корабля, Федеральное управление гражданской авиации рассмотрит возможность приостановить дальнейшие запуски компании до завершения расследования.

Если не принимать во внимание механическую неисправность, то коммерческий поставщик должен учитывать общую обязанность заботиться обо всех путешественниках и оценивать, сделал ли он все возможное для предотвращения смерти человека.

Неудобно, но неизбежно

Время, проведенное в космосе в этих туристических миссиях, в настоящее время колеблется от нескольких минут (откроется в новой вкладке) до нескольких дней. Это означает, что риск смерти в космосе от естественных причин очень низок, хотя и не невозможен.

Вопрос о том, что делать, если кто-то погибнет в космосе, станет значительно более актуальным — и сложным — когда люди отправятся в более длительные миссии вглубь космоса и даже когда-нибудь навсегда обосноваются в открытом космосе.

По сути, необходимо провести какое-то расследование, чтобы установить причину смерти людей в открытом космосе. Ранее проводились расследования, такие как расследование катастрофы шаттла «Колумбия» в 2003 году, когда космический шаттл НАСА «Колумбия» распался при возвращении на Землю, в результате чего погибли семь астронавтов на борту.

Но это были специальные расследования громких происшествий, и они касались только космических полетов США. По мере того, как возможности для космических путешествий расширяются, неизбежны, будь то несчастные случаи, болезни или возраст, смерть в космосе или на другом небесном теле.

Необходима официальная процедура расследования смертей в длительных миссиях и космических поселениях, чтобы обеспечить наличие четкой информации о погибших, причинах смерти, а также извлечь уроки и выявить возможные закономерности.

Коммерческие космические полеты позволяют большему количеству людей путешествовать в космос. (Изображение предоставлено Blue Origin)

Многие процедуры, связанные с дознанием и расследованием, могут быть импортированы с Земли. Международное космическое право предусматривает положение по умолчанию (открывается в новой вкладке), согласно которому страна, зарегистрировавшая космический корабль, обладает юрисдикцией в отношении этого космического объекта и любого персонала. Вполне вероятно, что страна с такой юрисдикцией будет естественным органом, чтобы начать расследование и определить процедуры, связанные со смертью в космосе.

Хотя это и полезная отправная точка, соглашение, адаптированное к конкретному поселению или миссии, вероятно, было бы лучше. Планирование полета в космос включает в себя рассмотрение таких факторов, как электроэнергия, еда, защита от радиации и утилизация отходов. Установление процессов, касающихся того, что делать, если человек умирает, и включение этих процессов в любой план сделает травмирующее событие немного менее травматичным.

Наличие соглашения в начале миссии еще более важно, если в ней участвует несколько стран.

Практические соображения

В дополнение к юридическим аспектам, миссии, отправляющие людей дальше в Солнечную систему, должны учитывать физическую утилизацию человеческих останков. Здесь важно учитывать, что разные культуры относятся к умершим по-разному (откроется в новой вкладке).

Во время коротких миссий тело, скорее всего, будет возвращено на Землю. Тело необходимо сохранить и хранить, чтобы избежать заражения выжившего экипажа.

Во время путешествия на Марс туда и обратно, которое будет длиться годы и может стать перспективой в ближайшие десятилетия, тело может быть заморожено  в космическом холоде, чтобы уменьшить его вес и облегчить хранить на обратном пути на Землю.

Но если мы начнем колонизировать космическое пространство, тела придется утилизировать, а не хранить.

Хотя поклонники «Звездного пути» могут помнить, как тело Спока было выброшено в космос, в реальной жизни это, вероятно, было бы нежелательно. Страны могут возражать против того, чтобы человеческий труп плавал в космосе, в то время как само тело может способствовать нарастанию проблем, создаваемых космическим мусором. Семья умершего может захотеть вернуть им тело любимого человека.

Так же чревато захоронение человеческих останков на территории колонии. Тело поселенца, похороненное на другой планете, может биологически загрязнить  эту планету. Кремация также может привести к загрязнению и может быть ресурсоемкой.

Со временем, несомненно, будут технические решения для хранения и захоронения человеческих останков в космосе. Но этические проблемы, связанные со смертью в космосе, выходят за рамки антропологических, правовых и культурных границ. Обдумывать эту идею может быть неудобно, но это один из многих разговоров, которые нам понадобятся, когда люди станут космическим видом.

Эта статья переиздана из The Conversation (открывается в новой вкладке) под лицензией Creative Commons. Прочтите исходную статью. (открывается в новой вкладке)

Следите за всеми вопросами и дебатами Expert Voices и участвуйте в обсуждениях на Facebook и Twitter. Выраженные взгляды принадлежат автору и не обязательно отражают точку зрения издателя.  

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: community@space. com.

Кристофер Дж. Ньюман, бакалавр (с отличием), доктор философии, профессор космического права и политики в Нортумбрийском университете в Ньюкасле, Соединенное Королевство. Он активно занимается преподаванием и исследованиями в области космического права и опубликовал множество публикаций о правовых и этических основах космического управления. Кристофера регулярно приглашают читать лекции в университетах и ​​на специализированных конференциях по космическому праву и политике в Великобритании и за рубежом.

Кристофер окончил Университет Сассекса по специальности «История с изучением английского и американского языков». После работы в столичной полиции он учился в Университете Нортумбрии, чтобы получить диплом последипломного образования в области права (CPE) и диплом о последипломном образовании в области юридической практики (LPC), а также получил контракт на обучение в небольшой фирме солиситоров на главной улице в Хартлпуле. Кристофер оставил юридическую практику в 2004 г. и поступил в Сандерлендский университет, где в 2011 г. получил степень доктора философии в области сравнительного права общественного порядка, а в 2013 г. стал преподавателем права.

Dead Space — Игры для PS5

Electronic Arts

Доступно по номеру

PS5

69,99 $

62,99 $ 69,99 $

Сэкономьте 10% с EA Play

Дата выпуска:
27.01.2023

  • Автономная игра включена

  • 1 игрок

  • Поддерживается дистанционное воспроизведение

Классический научно-фантастический хоррор на выживание возвращается, переработанный, чтобы предложить более глубокий и захватывающий опыт.

Исаак Кларк, обычный инженер, выполняющий задание по ремонту огромного корабля класса Planet Cracker, USG Ishimura, только для того, чтобы обнаружить, что что-то пошло не так. Экипаж корабля убит, а любимая напарница Исаака, Николь, потерялась где-то на борту.

Теперь один, вооруженный только своими инженерными инструментами и навыками, Исаак спешит раскрыть кошмарную тайну того, что произошло на борту «Ишимуры», в надежде найти Николь. Попав в ловушку с враждебными существами, называемыми некроморфами, Исаак сталкивается с битвой за выживание, не только против растущих ужасов корабля, но и против собственного рушащегося рассудка.

Купить Dead Space в PlayStation Store

Издания

Стандартное издание

69,99 $

Цифровое расширенное издание

  • Базовая игра Dead Space
  • 3 уникальных костюма
  • 2 текстуры костюма

79,99 $

3

Ключевые особенности Dead Space

Оригинальная среда глубокого космоса

Обновленная среда глубокого космоса

Ужасающий реализм

Используя мощь игрового движка Frostbite™, этот ремейк обеспечивает потрясающую визуальную точность, напряженную атмосферу звука и улучшения игрового процесса, сохраняя при этом верность захватывающему видению оригинальной игры.

Научно-фантастический хоррор нового поколения

Классический научно-фантастический фильм ужасов возвращается с улучшенной визуальной точностью и атмосферным трехмерным звуком. От пугающе детализированных комнат и рабочих мест убитого экипажа до жутких атмосферных звуков заброшенного космического корабля — вы без перерыва исследуете потрясающий научно-фантастический сеттинг, полный непредсказуемых и напряженных моментов.

Раскройте тайну на борту USG Ishimura

То, что начинается как обычная ремонтная миссия для инженера Исаака Кларка и экипажа USG Kellion, быстро превращается в битву за выживание. Следуя расширенному повествованию, раскройте темные секреты событий на борту USG Ishimura через последние журналы злополучного экипажа и ваши встречи с оставшимися в живых.

Импровизируйте, чтобы выжить

Сразитесь с кошмаром на борту корабля USG Ishimura в определяющем жанр стратегическом игровом процессе с расчленением. Перепрофилируйте и улучшайте инженерные инструменты Исаака, чтобы творчески побеждать и расчленять врагов, превращая их в плоть и кости.

Лучшие игры ужасов для

PS4 и PS5

Испытайте свои нервы или напугайте себя до глупости, играя в одни из лучших игр ужасов для PS4 и PS5.

Откройте для себя игры ужасов

Платформа:
PS5
Выпуск:
1/27/2023
Издатель:
Electronic Arts Inc
Genre:
Antronic Arts Inc
Genre:
Antror Arts Inc
Genre:
Arts Arts
.