Содержание
Темная природа человека
Учитывая вскрываемые психоанализом симптомы перманентного латентного стремления человека к садизму, Фрейд пришел к закономерному выводу, что каждый конкретный человек? как биосоциальное существо, исходно вовсе не является кладезью добродетелей и по своей природе агрессивен, эгоистичен, самовлюблен, асоциален, совершенно не имеет спонтанной любви к труду, стремится получать удовольствие, в том числе — удовлетворять свои сексуальные потребности в их естественных или (также основанных на жажде удовольствия) сублимированных формах, к каковым принадлежат практически все виды стремления к достижениям, карьере, власти, побуждению к художественному или научному творчеству.
Обобщая эти характеристики, психоанализ объективно признает: каждый отдельный, человек является врагом культуры, потому что, независимо от того — осознается это или нет, каждый хотел бы, чтобы именно для него все запреты были сняты, чтобы только он мог стать обладателем всех несметных богатств, титулов и званий избрать своим сексуальным объектом любую желаемую им женщину (или, наоборот, мужчину) иметь все, что только захочется, устранить каждого, кто соперничает с ним за ту же женщину, власть или богатство и т. д.
И если преодолеть невротическую тревогу и страх темной бездны бессознательного, многие смогут обнаружить у себя эти или подобные спонтанно появляющиеся мысли и фантазии. Мы не каемся в них, так как они действительно спонтанны и вроде бы и не наши даже. И к счастью, чаще всего они остаются только глубоко спрятанными в неосознаваемом мыслями и фантазиями, лишь изредка прорываясь в наших сновидениях и некоторых других непроизвольных психических актах (ошибках, описках, оговорках, мимике и жестах). Но оставаясь неосознаваемыми, они нередко определяют особенности нашего сознательного поведения, которым мы, естественно, не находим объяснений и потому привносим их, выстраивая не имеющие ничего общего с peальными мотивами наших поступков логические цепи из слов «потому что», «так как», «из за того что» и т. п. Что есть защита сознания методом рационализации или интеллектуализации.
Безусловно, прав был Платон, когда говорил, что «хороший человек — это тот, кто довольствуется снами, в то время как другие действуют».
Что же удерживает большинство от порочного примера? Многие считают, что законы, но это не так. Фрейд отвечает на этот вопрос. В стремлении к реализации своих неуемных желаний каждый человек сталкивается с одним «маленьким» затруднением: глубоко в бессознательном, интуитивно, он скорее чувствует, чем знает, что каждый другой имеет точно такие же или подобные желания и хотел бы обращаться с ним столь же «нелюбезно». Мы все одинаковы по своей природе.
И как бы силен он ни был, всегда найдется кто то более сильный и столь же властно побуждаемый к действию. С точки зрения психоанализа, именно это еще задолго до появления законов как юридических актов, которые всегда вторичны, привело нас к негласному общественному договору: «Я не буду делать по отношению к тебе того, чего мне бы хотелось, но при условии, что и ты будешь поступать так же». Прообраз этого никем не подписанного договора мы находим уже в животных сообществах. А в человеческом сообществе из этого же общественного договора рождается культура, а затем и совестливость, при этом последняя — понятие культуральное, приобретаемое, взращиваемое в человеке родителями, а именно введением ребенка в систему ценностей общества: это хорошо, а это плохо, это порицаемо, а это достойно похвалы.
Затем, в процессе индивидуализации, эти запреты последовательно трансформируются в структуру совести (Сверх-Я оно же Супер-Эго), проявления которой всегда глубоко индивидуальны, а источник один — страх осуждения социумом. Как нас научили мыслить в детстве, как мыслили всегда и все вокруг нас — так и будет работать наша психика. Перестоиться крайне сложно и … опасно.
И таким образом, понятие культуры в психоанализе приобретает качественно иное содержание: культура — это то, что налагает запреты на каждого индивида.
На основе книги М.М. Решетникова.
Долго искал иллюстрации, которые наиболее точно отражали наши скрытые влечения, пока не наткнулся на две качественные иллюстрации бразильского креативного агентства Giovanni+Draftfcb.
Иллюстрации бразильского креативного агентства Giovanni+Draftfcb
кто такой Тимоти Мортон и как его читать?
Что такое темная экология, как романтики сделали мир познаваемым и почему расколдованный мир пора заколдовать обратно? Музей современного искусства «Гараж» и Ad Marginem к выставке «Грядущий мир» выпустили первую на русском языке книгу известного британского философа Тимоти Мортона «Стать экологичным». «Горький» обсудил ее с Александром Вилейкисом, который готовит блок материалов по темной экологии для журнала «Логос».
Что такое темная экология, которой занимается Мортон?
Если совсем коротко, речь идет о желании изменить отношения между человеком и окружающим его миром. Мортон видит проблему в том, что начиная со школьных курсов по биологии и заканчивая массовой экологической повесткой о природе нам рассказывают как о стабильном феномене со своими законами, который доступен для понимания. Вспомните фильмы National Geographic: далекие уголки мира, оркестровый саундтрек, постановка кадра и рассказчик на фоне — на экране разворачивается невероятное действие, которое приковывает, ошеломляет, завораживает. Вы сидите в удобном кресле, отделенные от реалистичной картинки 4К экраном, — можно поставить природу на паузу или выключить и пойти спать. Это раздражает Мортона, и с этого раздражения — желания сделать природу по-настоящему «странной» и «дикой» — начинается темная экология.
Первый вопрос: как получилось, что мир перестал быть опасным, жутким и страшным, каким он предстает в средневековой литературе, когда чума (вторая пандемия) или оспа в Америке (так называемая black legend) перекроили не только демографию, но и политику, экономику, религию? Почему мир стал таким домашним? Конечно, катастрофы и эпидемии случаются, но они не меняют общественное сознание, сегодня это просто феномены, с которыми нужно бороться. Поворотной точкой Тимоти Мортон называет романтизм, который привнес в литературу и философию два элемента: повествование от третьего лица и вездесущий символизм.
Как только в романах появляется рассказчик, читатель встает на своеобразную «божественную» позицию и наблюдает за происходящим как будто со стороны. Теперь вам известно о переживаниях героя не потому, что вы пережили их вместе с ним, а потому, что автор указал на его тревогу, гнев, сомнения или радость. Дистанция между читателем и текстом увеличилась — помимо бумаги их разделила манера повествования. Английские протестанты сжигали католические рукописи, потому что те могли «заразить» читателя (в физическом смысле) опасными идеями; сегодня нам это кажется хорошей метафорой, но в эпоху английской революции такова была реальность. Когда вы не погружены в текст, возникает иммунитет — и теперь написанное можно воспринимать как литературу, а не как мир.
Символизм и метафорика делают мир познаваемым. Прежде при встрече с диким медведем можно было утверждать наверняка, что это медведь, а дальше была неопределенность. Он может напасть, пройти мимо или вообще не обратить на нас внимания. А символический медведь — это доблесть, добродетель, друг или враг, короче, все что угодно, кроме настоящего зверя. Несмотря на то, что он наделен какими-то «странными» характеристиками, он остается понятным нормальным существом, которое подчиняется законам окружающего мира.
То есть во всем виноват романтизм?
Романтизм сделал мир познаваемым, а читателя — неуязвимым к его влиянию. Природа, с одной стороны, обладает некой «магией», как пишут писатели-романтики, но, с другой, строго регламентирована и подчинена законам логики. В этом тезисе сказывается литературоведческий бэкграунд Тимоти Мортона: темная экология вырастает не из философии природы, но из его исследований литературы британского романтизма. Впрочем, не так уж и важно, действительно ли романтизм столь существенно повлиял на становление современной картины мира. Важно то, что она стала общепринятой.
В большинстве современных экологических текстов повторяется мантра «человек — часть природы». Конечно, этот тезис сложно опровергнуть, но одно дело — говорить так, а другое — применять его в повседневности. Мы действуем так, будто тело нам подконтрольно. Более того, если организм вдруг начинает давать сбои, это вызывает целый спектр эмоций — от раздражения до ужаса. Как показывает Мортон, человек не может даже определить контуры собственного тела: являются ли микробы, кожа, мысли, память, митохондрии его частью? Дать ответ на этот вопрос означает безосновательно отделить одни элементы от других в произвольном порядке. Подобные странности далеко не новый феномен: работа Зигмунда Фрейда о жутком или японская серия видеоигр Parasite Eve рассказывают о том же, но Мортон преподносит материал таким образом, что вводит читателя в ступор и заставляет принять свою теорию близко к сердцу.
Мортон — мастер мысленных экспериментов, но вместо вагонеток и скрипачей он ставит под сомнение мировосприятие, читателя, постоянно выбивая почву у него из-под ног. Понять, что мы не знаем, как поступать правильно, — ошеломительно и страшно, но понимание невозможности действовать (в полном смысле слова) — поражает самые глубины человеческой рациональности, затрагивая какие-то глубинные и первобытные элементы души.
Из чего еще складывается проект Мортона?
Кроме романтизма и границ человека, Мортон строит свою концепцию вокруг понятий гиперобъекта и антропоцена. Антропоцен — геологическая эпоха, в которую влияние человека на геосферу Земли стало заметным и необратимым. Что скрывается за этим понятием? Люди начали влиять не только на собственную жизнь, но и на планету в целом. Стоит оговорить: темная экология не классифицирует человеческие следы как «плохие» или «хорошие», они просто необратимые. Мортон предлагает несколько точек отсчета: первые пахари, которые начали сажать в почву растения, меняя ландшафт; промышленная революция и выбросы в атмосферу; атомная бомба, изменившая радиационный фон планеты. Каждая из них важна тем, что меняет отношения между людьми и природой, делая последнюю все более «присвоенной». Дом, придуманный человеком на заре времен, в конце концов распространился не только на всю планету, но и на ее историю.
«Гиперобъект» — объект, структурно ничем не отличающийся от любого другого, он разделен на внешнюю сторону и изнанку, скрытую от наблюдателя. Например, тумбочка. Мы не можем заглянуть внутрь и понять, как она смотрит на мир, историю, но можем ощутить ее поверхность. Гиперобъект отличается только размерами — это нечто огромное, превосходящее по своим пространственно-временным границам мыслительные способности человека. Тумбочка всегда остается во власти человека, он может ее сломать, скажем, а полураспад урана или глобальное потепление — объекты огромные, соприкосновение с ними чревато последствиями уже для человека. В каком-то смысле человечество само стало гиперобъектом — по крайней мере, после наступления эпохи антропоцена.
Тимоти МортонФото: Emilija Škarnulytė
Складывается впечатление, что все это мы где-то уже читали. Действительно, схожие проблемы изучались на протяжении всего XX века, но Мортон включает их в разговор на болезненную тему, об экологии, и постоянно держит читателя в напряжении, вынуждая к «неудобным» мысленным ситуациям, в которых привычные понятия перестают работать и мир кажется сложным и нестабильным. Это ощущение выбитой из-под ног почвы — способ работы философа в ценностном и теоретическом плане.
Может показаться, что подобная стратегия характерна скорее для художественной литературы, но через смешение жанров Мортону удается избежать проблемы «третьего лица», когда читатель огражден от мира непроницаемой рамкой и воспринимает ситуацию не как что-то личное, а как историю, за которой можно наблюдать.
А почему эта экология именно темная?
Мортон называет ее темной по аналогии с другими «темными» проектами современности: темными онтологиями, темным просвещением и так далее. Речь идет о ранее неизвестной стороне яркого феномена, которая может быть изучена только с помощью иной постановки вопроса, методологии, способов восприятия.
Речь не идет о чем-то мистическом или загадочном, напротив, это концептуальная работа, цель которой — заострить внимание на новом восприятии природы и окружающего мира. «Светлому», привычному пониманию мира философ противопоставляет «странный», «неопределенный», «нестабильный» — «темный».
Показательно, например, рассуждение о различии между словами mystery и mystification в книге Dark Ecology: For a Logic of Future Coexistence. Эти слова имеют разное происхождение (Мортон во многом опирается на то, как работал с текстом Жак Деррида), и, усиливая их различение, автор стремится показать, что в «странности» природы нет ничего плохого — это вполне адекватный подход в отличие от попыток рационализировать окружающий мир или описать законы, по которым он якобы должен развиваться.
Ореол мистики вокруг темной экологии сложился в комментаторских работах. Например, работы, посвященные поиску предпосылок «темной экологии» в американской пасторальной литературе, обращаются к мистическим, странным местам вроде этого пассажа из Генри Торо:
Каково попасть в музей, где содержатся мириады конкретных вещей, в сравнении со зрелищем поверхности звезды, настоящей природой в ее доме! Я трепещу перед собственным телом, к которому прикован, перед этой материей, ставшей слишком чуждой. Я боюсь не духов, призраков, одним из которых являюсь… я боюсь тел, дрожу от страха перед ними… Кстати о тайнах! Подумайте о нашей жизни в природе, о том, как мы с ней соприкасаемся — камни, деревья, ветер на наших щеках! Устойчивая земля! Реальный мир! Здравый смысл! Контакт! Контакт! Кто мы такие? Где мы? [перевод мой — А. В.]
«Тьма» является не только методологической предпосылкой для поиска новых способов говорить о природе, но и частью эстетики этого проекта, но она отражается в художественных произведениях, вдохновленных Мортоном, намного больше, чем в его собственных текстах.
Почему экологическая тематика становится сейчас такой популярной?
Глобальные изменения климата перестают быть страшилкой или теоретическим допущением, становясь актуальной повседневностью для большинства людей: климатические аномалии, стихийные бедствия, повышение уровня температуры — человечество вступает в эпоху неопределенности. Речь даже не о том, что защита окружающей среды является важным элементом медиаповестки, особенно в странах Европы, просто климат, в отличие от большинства объектов эпохи «постправды», умеет «разговаривать» самостоятельно, и с ним придется считаться.
Вместо создания иллюзии контроля и разговоров о предотвращении негативных последствий (риторики, которой полнилась экологически ориентированная литература 1990-х и 2000-х) проект Мортона предлагает признать сложность природы, в которой нет готовых правил или рецептов. Более того, с последствиями изменения климата можно не бороться, а сосуществовать. Темная экология задумывается о том, как жить с миром, который меняется независимо от того, каким его хочет видеть человечество. Это сопротивление культуре DIY, описывающей человека как того, кто может и должен что-то делать. Проект Морона склоняется скорее к безразличию и безмятежности, он чем-то похож на барочный культ упадка — кажется, что все разрушилось, но именно это и привлекает: отсюда возникает ощущение нового начала, неопределенности. Темная экология учит не бояться неопределенности, но, напротив, воспринимать ее как нечто позитивное, как стартовую точку, которая позволяет выстраивать новые отношения с другими объектами.
При всей ее популярности на Западе до России темная экология только добралась, как так вышло?
Это не совсем верно, Мортон приезжал в Россию в 2015 году и участвовал в экспедиции в Никель, город в Мурманской области с сильным индустриальным загрязнением, — там вымерли практически все деревья. Он писал об этом в книге Dark Ecology: For a Logic of Future Coexistence, пока недоступной для русскоязычного читателя. Наверное, это многое говорит о научных сетях России: в Москве узнают о том, что делается в Мурманске, из книги британского философа. Сегодня темной экологии уделяется большое внимание, поэтому можно сказать, что бум, который мировая академия переживает последние несколько лет, наконец дошел до России. Мортон отвечает на многие вопросы, актуальные для российского ландшафта, особенно учитывая индустриальное загрязнение и города с чрезвычайными ситуациями экологического характера вроде режима «черного неба» в Красноярске. В России есть немало подобных кейсов, которые до сих пор не описаны и ждут своих этнографов и антропологов.
А что почитать на эту тему кроме самого Мортона?
Во многом темная экология — сольный проект, пока не ставший полноценным интеллектуальным движением. Кроме работ Мортона, есть сборник статей об американской пасторальной литературе, переворачивающий историю о покорении Запада и фронтире с ног на голову, есть близкие по духу фильмы — «Человек с Земли» и «Человек с Земли. Голоцен».
Христо и Жан-Клод. Окруженные острова. 1983. Флорида, СШАФото: artguide.ru
В российском интеллектуальном контексте сразу несколько авторов так или иначе работают с темной экологией. Полина Ханова развивает проект «темной стороны городов», смешивая философию Мортона с урбанистической теорией и художественной литературой, повествующей о городских изнанках: Нилом Гейманом или Чайной Мьевилем. Даниил Аронсон рассуждает о том, как сделать интуиции Мортона политическими и применить на практике.
Чему посвящены другие книги этого философа? Насколько мне известно, на русском готовятся к выходу еще две.
«Стать экологичным» — манифест, а готовящиеся к выходу работы «Гиперобъекты» и «Род человеческий», напротив, академические. В первой вводится и обосновывается концепт гиперобъекта, а «Род человеческий» посвящен сосуществованию и солидарности людей с не-человеками. Мортон работает с классическим социологическим понятием солидарности, взламывая его, пытаясь представить возможный режим сосуществования без коллективного действия или иных режимов сонастроенности. С точки зрения теоретической насыщенности, как мне кажется, «Род человеческий» — самая сильная его работа, в ней кроме магистральной линии есть, например, важные рассуждения о Джорджо Агамбене или Теодоре Адорно, не всегда привязанные к экологической повестке.
Темная экология — попытка заново «заколдовать» мир, отказаться от власти над законами природы и вернуться в эпоху изобретателей и исследователей. Мортон любит рассуждать о популярной культуре, поэтому его проект уместно сравнить с звездолетом «Энтерпрайз» из «Звездного пути», который ищет свой последний фронтир в глубоком странном космосе.
500+ Темные картинки природы | Скачать бесплатные изображения на Unsplash
500+ Темные картинки природы | Скачать бесплатные изображения на Unsplash
- A Photophotos 10K
- А. обои на рабочий столчасы обоиинстаграм профиль
Hd зеленые картинкиЛистья фоныботанические
Nature imagesButterfly imagesAnimals images & pictures
sandHd art wallpaperscrops
Hd grey wallpapersHd city wallpapersHd new york city wallpapers
Hd wallpapersroadcanada
Hd ipad pro wallpapersnorthern lightsiphone 12 wallpaper
Hd water wallpapersIphone backgroundsHd iphone wallpapers
moodyLandscape images & imagesbockhütte
Лунные изображения и картины скрытой озёрной ночи
–––– –––– –––– – –––– ––––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Flower imagesFlower images
Hd dark wallpapersTree images & pictureshorror
Cloud pictures & imagesHd sky wallpapersstorm
Hd forest wallpapersWinter images & picturesHd black wallpapers
germanyfüssenlechfall
Hd blue wallpaperscreekhues
united stateshi 96707Hd wallpapers
plantHq background imagesfern
пшеничная пипетка
Связанные коллекции
Темная природа
106 фото · Куратор Alex Les-Las
темная природа
88 фото · Куратор Ольга Би
Темная природа
78 фото · Куратор Tonalli Susana
Горы картинки и картинкиHd обои для рабочего столаФон рабочего стола
1 Hd обои для рабочего стола
Hd обои для рабочего стола
Hd обои для рабочего стола
Hd обои на рабочий стол обоиinstagram профиль
Hd темные обоиДеревья изображения и картинкиужас
песокHd арт обоиурожай
germanyfüssenlechfall
Hd ipad pro wallpapersсеверное сияниеiphone 12 обои
United STATESTHI 96707HD Обои
Moodylandscape Изображения и Picturesbockhütte
Горные изображения и картинки на рабочем столе.
Hd обои водаФоны для iPhoneHd обои для iphone
Луна фото и картинкискрытое озероночь
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
HD Green Wallpapersleaf Packensbotanical
Cloud Pictures & ImageShd Sky Walpapersstorm
HD Forest Walpaperswinter Изображения и Picturesshd Black Wallpapers
HD WallpapersReadcanada
Custers
Dark Nature Nature
Drack Nature Nature
Custers
Drack Nature Nature Nature
. темная природа
88 фото · Куратор Ольга Би
Dark Nature
78 photos · Curated by Tonalli Susana
plantHq background imagesfern
wheatbottlepipette
Unsplash logo
Unsplash+
In collaboration with Roxana Zerni
Unsplash+
Unlock
Hd desktop wallpaperswatch wallpaperinstagram profile
Julia Kadel
Цветочные изображенияЦветочные изображения
–––– –––– –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Родион Куцаев
HD Green Wallpapersleaf Packysbotanical
Michael Mouritz
HD Dark Wallperstree Images & Pictureshorror
Arun Clarke
Nature Imagesmarly ImagesAnimals Изображения и картинки
Tom Barrett
Cloud -Pictures и ImageShdamply Skysplormslorm. сотрудничество с Resource Database™
Unsplash+
Разблокировать
sandHd art wallpaperscrops
Samuel
Hd forest wallpapersWinter images & picturesHd black wallpapers
Andre Benz
Hd grey wallpapersHd city wallpapersHd new york city wallpapers
Oliver Roos
germanyfüssenlechfall
Marcelo Vaz
Hd wallpapersroadcanada
Jake Weirick
Hd blue wallpaperscreekhues
Логотип Unsplash
Unsplash+
В сотрудничестве с Getty Images
Unsplash+
Unlock
Hd ipad pro wallpapersnorthern lightsiphone 12 wallpaper
Patrick Langwallner
united stateshi 96707Hd wallpapers
Jessica Furtney
Hd water wallpapersIphone backgroundsHd iphone wallpapers
Teemu Paananen
plantHq background imagesfern
Karsten Würth
moodyLandscape images & imagesbockhütte
Jordan Steranka
Moon images & picturehidden lakenight
Логотип Unsplash
Unsplash+
При сотрудничестве с Getty Images
Unsplash+
Разблокировать
JOHN TOWNER
Горы премиум изображения Скидка 20% на iStock
Логотип Unsplash
Сделайте что-нибудь потрясающее
1000+ Картинки темной природы | Скачать бесплатные картинки на Unsplash
1000+ темные картинки природы | Скачать бесплатные изображения на Unsplash
- A Photophotos в рамке 10K
- Степка фотосколков 10K
- Группа людей 3
Nature
Outdoor
Обои
Фоны
Mountain
гора
.
германияHd темные обоиbockhütte
moodykokatahinew zealand
песочныйминимализмminimalista
Hq фон фотоКосмос фотоночь
coimbatoreindiaSun images & images
пшеничная защита флакон
текстура листа без брызготзыв
japanmount fujifujinomiya
plantTexture backgroundsLeaf backgrounds
––––– –––– ––– – –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Природа фотоГора фотоHd обои на рабочий стол
Hq фон фотографииHd черный картинкиHd зеленые обои
HD картинкиHd картинки92-1101 ali’inui dr
Hd blue wallpapersTurkey images & pictureskastamonu
Tree images & picturesHd forest wallpapersroad
Jungle backgroundsHd grey wallpapersusa
loch mareeachnasheenunited kingdom
united statesLandscape images & pictureszion national park
packagingbottleskin
Related collections
Dark nature
106 фото · Куратор Alex Les-Las
темная природа
88 фото · Куратор Ольга Би
Dark Nature
78 photos · Curated by Tonalli Susana
nature photographydark greenmoody nature
Hd desktop wallpapersoneplus wallpaperwindows 11 wallpaper
Hq background imagesHd black wallpapersHd green wallpapers
sandminimalismominimalista
coimbatoreindiaSun images & pictures
Jungle backgroundsHd grey обои сша
текстура листьев без брызготзыв
упаковкабутылочная кожа
Nature Imagesmountain Images & PicturesHD настольные обои
HD WallpaperShd Wallpapers 92-1101 Ali’inui DR
Изображения деревьев и Picturesshd Forest Walpapersroad
Loch Mareeachnasheenunited Kingdom
Japanmount-Fularsmount. – –––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
германия hd темные обои bockhütte
moodykokatahinew zealand
Hd blue wallpapersTurkey images & pictureskastamonu
Hq background imagesSpace images & picturesnight
Related collections
Dark nature
106 photos · Curated by Alex Les-Las
dark nature
88 photos · Curated by Olga Bi
Темная природа
78 фото · Куратор Tonalli Susana
пшеницызащита флакона
СШАПейзажные изображения и фотографиинациональный парк Сиона
фотография природытемно-зеленыйугрюмая природа
— Логотип UNSPLASH — — — UNSPLASH+
В сотрудничестве с Roxana Zerni
UNSPLASH+
Разблокировать
HD Desktop WalpapersOneplus Wallpaperwindows 11 Wallpy
John Towner
Nature Imagemountmountemountemount и Picturesshd Desktop Desktop. ––– – –––– – –––– –– – –– –––– – – –– ––– –– –––– – –.
Karsten Würth
германияHd темные обоиbockhütte
Jeremy Bishop
Hq фон фотографииHd черный фоткиHd зеленые обои
Tyler Lastovich
moodykokatahinew zealand
Patrick Langwallner
Hd wallpapersHd wallpapers92-1101 ali’inui dr
Unsplash logo
Unsplash+
In collaboration with Resource Database™
Unsplash+
Unlock
sandminimalismominimalista
Tolga Ahmetler
Hd синий картинкиТурция картинки и картинкиkastamonu
eberhard 🖐 Grossgasteiger
Hq фон фотоКосмос фотоночь
Michael Mouritz
Tree Images & Pictureshd Forest Walpapersroad
Coimbatoreindiasun Images & Pictures
Девин Каселнак
Джунгл Фон.