Содержание
Альтернативная история проекта «Энергия-Буран» / Наука / Независимая газета
Тэги: космос, космонавтика, технологии, экономика, политика, космическая система, буран, энергия, история науки
Советское ядерно-космическое направление было свернуто в России в числе первых вместе с проектом «Энергия-Буран». Фото с сайта www.roscosmos.org
33 года назад,15 ноября 1988-го, состоялся первый и успешный пуск сверхтяжелой космической системы «Энергия-Буран». Но никто тогда не мог представить себе, что первый полет станет и последним.
С интеллектуальной досадой в эти дни читал комментарии экспертов и популяризаторов космоса про «Энергию-Буран». Их общий вывод был однозначен и суров: да, это большое космическое достижение СССР, но система излишне дорога и экономически неэффективна. (Кстати, Роскосмос, твердящий о популяризации нашего космоса, дату просто не заметил, видимо, приоритеты теперь иные: готовятся к «Оскару». )
Досада моя от того, что именно под тезисом «экономической неэффективности» проект приостановили (а по факту закрыли) еще в СССР, в 1989-м. Решение в корне неверное, но историческим моментом хотя бы объяснимое. Растерянное, безвольное, утратившее стратегический стержень руководство СССР лихорадочно резало госрасходы в обреченной на поражение политике залатать бюджетные дыры. А их уже тогда нескрываемо прозападные советники вместе с «демократической интеллигенцией» обеспечивали обоснование и прикрытие такой антинациональной политики под лозунгом: «Все беды СССР от раздутых ОПК, армии и космоса».
Но как понять нынешних экспертов, которые слепо повторяют ультралиберальный тезис 30-летней давности, хотя история мира и развитие технологий давно все расставили по местам и было достаточно времени подумать своим умом?!
Большой космический проект – это не только про новое качество национальной безопасности, не только про демонстрацию вовне национальной мощи, не только про весомые и наглядные поводы гордиться своей страной и верить в ее будущее. Но это еще и мощный рычаг для прорыва страны на новую высоту – в промышленности, технологиях, науке, образовании. Большой космический проект и есть все перечисленное. По определению. Если с умом. Если в сердцевину проекта вложить именно то, что в конкретный исторический период на острие технологического прогресса и национальных приоритетов.
В истории СССР есть хрестоматийный пример большого космического проекта. Сначала ракетный, позднее ставший космическим, проект имени академика Королева. Вместе с атомным проектом имени академика Курчатова они обеспечили СССР и обладание «абсолютным оружием», и на три десятилетия статус сверхдержавы, и гордость народов СССР за свою великую страну, и веру, что «в космосе и балете мы впереди планеты всей». Но это не все.
Эти проекты стали еще и двумя моторами второй индустриализации страны. Которая, что важно, прошла без таких жертв, как первая, да еще и принесла политическую оттепель. Ибо именно космический и атомный проекты в режиме 24/365 формировали новые научные и технологические вызовы, самые высокие для страны требования к квалификации и дисциплине инженеров и рабочих, технологическому уровню промышленности. Далее все это естественным образом растекалось по всей экономике, поднимая все отрасли на «космическую» высоту.
Такой вытягивающий эффект стал возможным, поскольку и сами атомная и ракетно-космическая отрасли были в центре 4-го (тогдашнего) технологического уклада. А кроме того, именно они выступали интеграторами, а значит, «квалифицированными заказчиками» для других приоритетных в рамках 4-го уклада отраслей: нефтехимии, металлургии сплавов, электроники, приборостроения, вычислительной техники.
Вывод прост. Да, руководство СССР вкладывало невероятно большие средства и усилия точечно – в космос и атом. Но благодаря этой стратегической концентрации за 15 лет СССР стал качественно другой страной по уровню промышленности, науки, образования и, конечно, обороны. Да, оба проекта были для бюджета «золотыми» и требующими постоянного внимания руководителей страны, но кто в здравом уме сможет назвать их экономически неэффективными для СССР?!
Через 30 лет история успеха могла повториться. Проект «Энергия-Буран» имел многое из того, чтобы стать для страны новым большим космическим проектом, обеспечив впавшему тогда в застой по всем стратегическим фронтам СССР прорыв на новый технологический уровень в промышленности, науке, управлении, обороне.
Водородные технологии. В 1960-е годы СССР не смог создать мощный водородно-кислородный ракетный двигатель: общий уровень советской промышленности не позволил работать с температурами минус 260 градусов по Цельсию. А вот американцы тогда же сделали 100-тонный, да еще и с повторным включением водородный двигатель J-2 для носителя Saturn-V. Это и стало одним из решающих факторов победы США в «лунной гонке».
Только через 20 лет советская космическая отрасль вышла на требуемый уровень, позволивший создать 200-тонный водородный двигатель РД-0120 для ракеты «Энергия». Если бы эту высокую планку страна удержала, то неизбежно и вся бы национальная промышленность технологически обогатилась и подтянулась, как и в 1950-х. Кстати, сейчас даже небольшой водородный двигатель повторить не можем, что нагляднее всех графиков и цифр говорит о нынешнем уровне российской промышленности.
Сегодня – на этапе «зеленого перехода» – не надо и доказывать высочайшую ценность национального владения водородными технологиями. И если бы проект «Энергия-Буран» не сбили на взлете, то наша промышленность была бы не только уже готова к производству и использованию жидкого водорода, но и, возможно, в мировых лидерах. Да у нас бы уже все «Лады» на «зеленом» водороде ездили, а то бы и летали. И это «экономически неэффективно»?!
Беспилотная посадка 100-тонного корабля «Буран». Развивая эти технологические заделы и конструкторские школы, разве мы не смогли бы через 30 лет создать линейку дронов с массой от 10 кг до 10 тонн и более?! И для «Почты России», и для «Газпромнефти», и для Минобороны и МЧС?! И это «экономически неэффективно»?!
Управление национальными проектами с участием сотен компаний разных отраслей. В кооперации проекта «Энергия-Буран» было почти 1000 предприятий со всей страны. Как бы сейчас сказали, экосистема национального масштаба. Опыт, развивая и масштабируя который мы вышли бы на другой уровень стратегического и проектного управления развитием страны, да еще соединив его с растущими вычислительными мощностями, а теперь и цифровыми платформами. Кроме того, высокотехнологичная кооперация – то редкое, что неразрывно скрепляет людей, компании… и страну. Что не под силу никаким референдумам. И это «экономически неэффективно»?!
И еще. Закономерно или нет, но именно то предприятие, которое было головным по всему проекту «Энергия-Буран», одновременно было головным в развитии ядерной энергетики в космосе, включая сейчас широко известный проект многоразового космического буксира с ядерной энергодвигательной установкой. Для выведения изделия использовались бы или сверхтяжелая ракета «Энергия», или грузовой отсек «Бурана», в котором можно было разместить геометрически большие, но относительно легкие конструкции.
Даже сейчас, по прошествии 30 лет, это уровень проекта национального прорыва в технологиях и промышленности, в науке и обороне, в освоении Сибири и Арктики и, конечно, в космосе. Без мощных, безопасных, компактных источников ядерной энергии различной мощности для использования в космосе невозможно освоение ближнего, а тем более дальнего космоса – Луны, Марса etc… Ни выноса «грязной» промышленности в космос, ни эффективной транспортной космической системы, ни околоземных городов Джефа Безоса, ни марсианских поселений Илона Маска. Ключ ко всему этому – а значит, всему лидерству России в космосе – здесь! И это «экономически неэффективно»?!
Удивительно или нет, но это советское ядерно-космическое направление было свернуто в России в числе первых вместе с проектом «Энергия-Буран» как тоже «экономически неэффективное».
Уверен, что есть еще аргументы в пользу проекта «Энергия-Буран». Но по-моему, и этого достаточно, чтобы думающему понять: если не считать узко, по-бухгалтерски – в масштабе и поквартально, а мыслить национальными интересами, видеть всю страну и иметь горизонт 10–20–30, а лучше 50 лет, то проект «Энергия-Буран» – сверхэффективный для страны.
И это была бы история про совсем другую страну.
Историк объяснил, почему не закрыли программу «Буран»
https://ria.ru/20181115/1532826587.html
Историк объяснил, почему не закрыли программу «Буран»
Историк объяснил, почему не закрыли программу «Буран» — РИА Новости, 03.03.2020
Историк объяснил, почему не закрыли программу «Буран»
РИА Новости, 03.03.2020
2018-11-15T04:24
2018-11-15T04:24
2020-03-03T13:04
наука
космос — риа наука
россия
/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content
/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content
https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1532826587.jpg?14963848541583229871
МОСКВА, 15 ноя — РИА Новости. Программу «Буран» не закрыли из-за нехватки денег, считает историк космонавтики, кандидат технических наук, создатель сайта buran.ru Вадим Лукашевич.Так он прокомментировал слова генерального директора научно-производственного объединения «Молния» (входит в состав концерна «Калашников») Ольги Соколовой о том, что на предприятии нет документов по закрытию проекта «Энергия — Буран». Он подчеркнул, что дело не в нежелании руководства страны принимать политическое решение, а в необходимости искать средства на сворачивание программы.»Не было вообще денег. Нужны были деньги на утилизацию и погасить все долги», — сказал Лукашевич.По его словам, долги НПО «Молния» сложились из неоплаченной работы подрядчиков, содержания оборудования и должностей по программе.Проект «Энергия — Буран»Проект был инициирован постановлением Совета министров ЦК КПСС. Соответственно, и закрыть его могло только распоряжение такого же уровня.»Закрывать должен был некий документ за подписью президента России Бориса Ельцина, потому что программа остановилась в 1992 году. Все было брошено как есть. Но даже бросить нельзя было без какого-либо постановления», — сказал Лукашевич РИА Новости.Единственными двумя документами, которые смог найти Лукашевич по «закрытию» проекта «Буран», стали распоряжение «Росавиакосмоса» от 2002 года об утилизации материальных остатков программ «Буран» и ФЗ №173 о федеральном бюджете на 2005 год, где в статье 122 «Роскосмосу» выделялись средства на частичное возмещение затрат по проекту. «Для НПО «Молния» как юридический статус программа существует. Все стенды, все оборудование должно содержаться, потому что если ты это не делаешь, ты нарушаешь постановление правительства СССР», — заключил собеседник агентства.Полет «Бурана»В четверг, 15 ноября, исполняется 30 лет полету советского орбитального корабля «Буран». Он стал первым космопланом в мире, совершившим два витка вокруг Земли в автоматическом режиме без экипажа на борту, и вошел в Книгу рекордов Гиннесса.Продолжительность полета составила 205 минут, после чего корабль произвел посадку на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре.В создании комплекса «Энергия — Буран» участвовало более 1,2 тысячи предприятий и организаций, почти сотня министерств и ведомств, были задействованы крупнейшие научные и производственные центры России, Украины, Белоруссии и других республик СССР.
https://ria.ru/20181114/1532738728.html
https://ria.ru/20181017/1530909885.html
https://ria.ru/20181115/1532829902.html
https://ria.ru/20170728/1495713381.html
россия
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
2018
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
Новости
ru-RU
https://ria.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
internet-group@rian. ru
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
РИА Новости
1
5
4.7
96
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/
космос — риа наука, россия
Наука, Космос — РИА Наука, Россия
МОСКВА, 15 ноя — РИА Новости. Программу «Буран» не закрыли из-за нехватки денег, считает историк космонавтики, кандидат технических наук, создатель сайта buran.ru Вадим Лукашевич.
14 ноября 2018, 08:12Наука
Глава НПО «Молния» рассказала об использовании наработок по «Бурану»
Так он прокомментировал слова генерального директора научно-производственного объединения «Молния» (входит в состав концерна «Калашников») Ольги Соколовой о том, что на предприятии нет документов по закрытию проекта «Энергия — Буран».
Он подчеркнул, что дело не в нежелании руководства страны принимать политическое решение, а в необходимости искать средства на сворачивание программы.
«Не было вообще денег. Нужны были деньги на утилизацию и погасить все долги», — сказал Лукашевич.
По его словам, долги НПО «Молния» сложились из неоплаченной работы подрядчиков, содержания оборудования и должностей по программе.
Проект «Энергия — Буран»
Проект был инициирован постановлением Совета министров ЦК КПСС. Соответственно, и закрыть его могло только распоряжение такого же уровня.
17 октября 2018, 19:35Наука
Источник рассказал, кто может стать генконструктором сверхтяжелой ракеты
«Закрывать должен был некий документ за подписью президента России Бориса Ельцина, потому что программа остановилась в 1992 году. Все было брошено как есть. Но даже бросить нельзя было без какого-либо постановления», — сказал Лукашевич РИА Новости.
Единственными двумя документами, которые смог найти Лукашевич по «закрытию» проекта «Буран», стали распоряжение «Росавиакосмоса» от 2002 года об утилизации материальных остатков программ «Буран» и ФЗ №173 о федеральном бюджете на 2005 год, где в статье 122 «Роскосмосу» выделялись средства на частичное возмещение затрат по проекту.
«Для НПО «Молния» как юридический статус программа существует. Все стенды, все оборудование должно содержаться, потому что если ты это не делаешь, ты нарушаешь постановление правительства СССР», — заключил собеседник агентства.
Полет «Бурана»
15 ноября 2018, 08:20Наука
Музей космонавтики запустил онлайн-выставку к 30-летию полета «Бурана»
В четверг, 15 ноября, исполняется 30 лет полету советского орбитального корабля «Буран». Он стал первым космопланом в мире, совершившим два витка вокруг Земли в автоматическом режиме без экипажа на борту, и вошел в Книгу рекордов Гиннесса.
Продолжительность полета составила 205 минут, после чего корабль произвел посадку на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре.
В создании комплекса «Энергия — Буран» участвовало более 1,2 тысячи предприятий и организаций, почти сотня министерств и ведомств, были задействованы крупнейшие научные и производственные центры России, Украины, Белоруссии и других республик СССР.
28 июля 2017, 09:57Инфографика
Возьмут ли меня в космонавты?Пройдите тест на Ria.ru и узнайте, каковы ваши шансы стать космонавтом.
Проект Энергия-Буран. История, реальность, перспективы
Похожие презентации:
Планета солнечной системы, уран
Планета Венера
Планеты-гиганты
Созвездие Орион
Зарождение наблюдательной астрономии в Древнем Египте, Древнем Китае, Древней Индии, Древней Греции, Древнем Вавилоне
Планета Земля и Вселенная
Планета Нептун
Солнечное и Лунное затмение
Созвездие Водолея
Видимое движение звёзд на различных географических широтах
1. ПРОЕКТ «ЭНЕРГИЯ-Буран»: история, реальность, перспективы
МБУДО «Дом юных
техников»,г.о.Королев Московской
области
Номинация: Фотографии,
видео,презентации
Климов Сергей ,9лет
Объединение «Астрономия и
космос»
Педагог: Плюснина М.Н.
ПРОЕКТ «ЭНЕРГИЯ-БУРАН»:
ИСТОРИЯ, РЕАЛЬНОСТЬ, ПЕРСПЕКТИВЫ
2.
Цель проектной работы
Изучение на примере МКС «Буран» нового направления в
развитии отечественной космической техники и транспортных
космических систем
изучение возможности использования научно-технического
задела, созданного при разработке «Буран» в настоящем и в
перспективе
изготовление макета «Буран»
Актуальность:
Со времени полета орбитального корабля «Буран» прошло 30 лет. За
это время многое изменилось в нашей стране, претерпели
изменения и тенденции развития космической техники. Но
технические решения, найденные в ходе создания многоразовой
системы «Энергия»-«Буран», сохраняют свою значимость и могут
быть полезны ученым, инженерам, организаторам производства,
создателям новых больших систем в космической и других
отраслях науки и техники.
3. «Буран» — новое направление в развитии отечественной космической техники и транспортных космических систем.
Многоразовый орбитальный корабль «Буран» — это принципиально новый космический аппарат, объединяющий
в себе весь накопленный ранее опыт ракетно-космической и авиационной техники.
При его разработке учитывались военные аспекты и проблемы мирного освоения космоса, необходимость
создания задела для будущих крупных космических проектов (развитые орбитальные комплексы, базы на Луне,
межпланетные перелеты, создание НПО «Энергия» мощной ракеты-носителя будущего и т.п.)
решение оборонных задач, выведение на орбиту
вокруг Земли различных космических объектов и их
обслуживание;
доставка модулей и персонала для сборки на орбите
крупногабаритных сооружений и межпланетных
комплексов;
возврат на Землю неисправных или выработавших
свой ресурс спутников;
освоение оборудования и технологий космического
производства и доставка продукции на Землю;
выполнение других грузопассажирских перевозок по
маршруту Земля-космос-Земля. (до 30 т туда и до 20 т
обратно)
4. История создания.
Разработка проекта «Буран» началась в 1974-1975 годах на основе
«Комплексной ракетно-космической программы». Первые проекты были
практически идентичны американским шаттлам . После многочисленных
доработок «Буран» стал таким, каким его запомнил весь мир .
Это самая масштабная программа в истории отечественной космонавтики.
В создании МКС «Энергия-Буран» принимали участие крупнейшие научные
и производственные центры страны. Головными разработчиками МКС в
целом и ОК Буран были НПО «Энергия» и «ЦНИИ маш» г.Королев.
.
5. Первый, единственный и полностью успешный полёт «Бурана» 15 ноября 1988 года.
Запуск на орбиту МКС «Энергия-Буран»
осуществился с космодрома Байконур в 6.00
утра.
Это был полностью автономный полёт, не
управляемый с Земли.
Полёт длился 206 минут, в течение которых
корабль стартовал, вышел на земную орбиту,
облетел два раза вокруг Земли,
благополучно вернулся и сел на аэродроме
Успешный пуск орбитального корабля «Буран» — это новый этап в отечественной космонавтике, поднявший на
более высокий уровень все направления разработки и создания космических аппаратов, начиная от
проектирования и кончая подготовкой к пуску и управлением полётом.
6. Устройство корабля
Фюзеляж корабля условно разделяется на 3 отсека:
носовой (для экипажа), средний (для полезного
груза) и хвостовой.
В носовой части «Бурана» расположены герметичная
вставная кабина для экипажа (2 — 4 чел.) и пассажиров (до 6
чел.), отсеки бортового оборудования и носовой блок
двигателей управления.
Среднюю часть занимает грузовой отсек с
открывающимися вверх створками, в котором
размещаются манипуляторы для выполнения погрузочноразгрузочных и монтажно-сборочных работ и различных
операций по обслуживанию космических объектов. Под
грузовым отсеком расположены агрегаты систем
энергоснабжения и обеспечения температурного режима.
В хвостовом отсеке установлены агрегаты двигательной
установки, топливные баки, агрегаты гидросистемы.
7. Сравнительный анализ космических систем «Буран» и «ШАТТЛ»
Совершенная система автоматического управления «Бурана»
Разработана система экстренного спасения экипажа при чрезвычайных ситуациях.
Впервые в ракетостроении на космическом аппарате использована система диагностики всех
систем корабля для подключения резервных комплектов оборудования в случае
неисправностей
Аппарат рассчитан на 100 полётов как в пилотируемом, так и в беспилотном режимах.
Максимальный экипаж 10 человек, при этом основной экипаж четыре человека и космонавтыисследователи — шесть человек.
При проектной стартовой массе около 105 т ОК «Буран» может выводить на рабочую орбиту до
30 т полезного груза и возвращать с неё на Землю до 20 т (система «Спейс шаттл» может
доставить в космос только свою орбитальную ступень с полезным грузом в грузовом отсеке)
Наша машина гораздо манёвреннее, сложнее, «умнее» своих американских
предшественников и могла автоматически выполнять более широкий спектр функций.
8. Судьба проекта «БУРАН»
Именно этот корабль, совершивший
«самостоятельный» триумфальный
полёт, в 2002 году был погребён под
обломками обрушившейся крыши
ангара.
В 1992 году из-за резкого сокращения финансирования Российским космическим агентством было
принято решение о прекращении работ и консервации созданного задела. К этому времени был
полностью собран второй экземпляр орбитального корабля и завершалась сборка третьего с
улучшенными техническими характеристиками.
9. Возможности использования научно-технического задела, созданного при разработке корабля «БУРАН»
В основу конструкции и бортовых систем корабля «Буран» заложены технические решения, не имеющие
аналогов в мировой практике: это новые системы, конструкционные материалы, оборудование,
теплозащитные покрытия и новые технологические процессы. Многое из этого может и должно быть внедрено
в народное хозяйство.
Технические решения
Система контроля и диагностики ОК
«Буран»
для повышения надежности и
безопасности работы атомных
электростанций
Материалы
Технологии
Углерод- углеродный материал в
медицине
Автоматическая сварка с помощью
специальных сварочных головок
для изготовления искусственных
суставов в технике протезирования.
в пищевой промышленности для
сварки трубопроводов
10. В БУДУЩЕЕ! Возможные перспективы
Проект «Энергия-Буран» намного опередил своё время.
Я верю, его время ещё придёт, когда освоение космоса
станет более активным, когда на орбиту и обратно
потребуется часто доставлять грузы и грузы и
пассажиров; когда конструкторы доработают программу
сохранения и возвращения на землю ступеней ракетыносителя, сделают многоразовой систему «ЭнергияБуран» в целом. Будущее – в создании новой
космической техники. Наукоград Королев с его мощным
интеллектуальным потенциалом может внести весомый
вклад в строительство космической державы России. Я
надеюсь, что этот потенциал будет востребован в
будущем для решения с помощью космических средств
таких глобальных проблем, как восстановление
озонового слоя, освещение полярных районов,
утилизация ядерных отходов и многие другие.
English
Русский
Правила
Заброшенные советские космические челноки ржавеют в Казахстане
Автор Якопо Приско, CNN
Это был советский ответ космическим челнокам, предназначенным для доставки в космос времен холодной войны. Но после всего одного полета он был законсервирован. Теперь руины того, что называлось программой «Буран», остались ржаветь в степях Казахстана.
Два шаттла и ракета лежат в заброшенных ангарах недалеко от стартовой площадки первого полета на космодроме Байконур. Это действующий космодром примерно в 1500 милях к юго-востоку от Москвы, который до сих пор используется для отправки и получения астронавтов с Международной космической станции.
Это место закрыто для публики, но несколько авантюристов набрались смелости, чтобы проникнуть туда и посмотреть.
Среди них французский фотограф Давид де Руэда, который трижды посещал это место в период с 2015 по 2017 год: «Космические челноки находятся всего в нескольких сотнях метров от действующих объектов. сделал бы это, потому что казахская степь — враждебная среда. Но оно того стоило. Это место нереальное», — сказал он в интервью по электронной почте.
Давид де Руэда
Почему так похоже?
Конструкция «Бурана» («метель» по-русски) была удивительно похожа на конструкцию американского шаттла. Это не случайно: «Русским нужен был аппарат аналогичных размеров, потому что они хотели, чтобы грузоподъемность соответствовала грузоподъемности космического челнока», — сказал советский космический историк Барт Хендрикс в интервью по электронной почте.
Шаттл НАСА представлял собой космический грузовик, предназначенный для доставки больших грузов на орбиту по запросу Пентагона, который планировал использовать его для развертывания военных спутников. СССР хотел клона с такими же способностями: «Решение построить «Буран» было ответом на предполагаемую военную угрозу, исходящую от космического челнока. Если бы американцы не разработали шаттл, русские не разработали бы «Буран». для них это была просто еще одна часть гонки вооружений», — сказал Хендрикс.
Первый шаттл «Энтерпрайз» был построен за четыре года, когда в 1980 году Советы начали строить первый «Буран». Без сомнения, это время было потрачено также на изучение проектов НАСА: «Советская оборонная промышленность стремилась слепо копировать что бы ни построили американцы. Многие русские инженеры говорят, что законы аэродинамики оставляют мало места для других конструкций, но это трудно защитить». Когда в 1988 году «Буран» был, наконец, раскрыт, сходство, до сих пор скрытое за пеленой секретности холодной войны, стало очевидным. The New York Times писала: «Даже окраска, белая с черной отделкой, почти такая же».
Шаттл «Энтерпрайз» сейчас находится в Музее моря, авиации и космонавтики «Бесстрашный» в Нью-Йорке. Предоставлено: Эндрю Бертон/Getty Images North America/Getty Images
Конструктивные различия
Однако эти два автомобиля не были полностью идентичными: под обшивкой скрывались серьезные структурные различия, которые невозможно было увидеть с первого взгляда. В основном у шаттла были собственные двигатели для полета в космос, а в качестве топливного бака использовалась большая ракета. Вместо этого орбитальный аппарат «Буран» не имел двигателей и был просто прикреплен к еще более крупной полноценной ракете под названием «Энергия». Это дало русским больше гибкости при отправке полезной нагрузки в космос.
Полномасштабный прототип ракеты «Энергия-М» также заброшен на космодроме Байконур. Предоставлено: Дэвид де Руэда
На «Буране» также были места для аварийного катапультирования для всех членов экипажа (отсутствующие на американских шаттлах), и он был свободен от специфических конструктивных недостатков, которые способствовали разрушению двух шаттлов в полете: «Челленджер» в 1986 году и «Челленджер» в 1986 году. Колумбия в 2003 году. Олег Котов, ветеран российского космонавта, проведший в космосе более 500 дней, сказал в 2011 году, что эти детали могли бы сделать «Буран» более безопасным.
Хендриккс соглашается: «В конце концов, русские разработали систему, которая была более функциональной, более универсальной и более безопасной, чем космический шаттл, но к тому времени, когда она была готова к полету, холодная война подходила к концу, и проект потерял большую часть своей политической поддержки», — сказал он.
Всего один полет
Единственный полет «Бурана» был успешно завершен 15 ноября 1988 года, всего за год до падения Берлинской стены. Вскоре после этой миссии программа была приостановлена, а президент Борис Ельцин в конце концов отменил ее 30 июня 1919 года.93: «После распада Советского Союза просто не осталось денег, чтобы использовать его для гражданских миссий, которые он еще мог выполнять, в основном для поддержки космических станций. В нем не было принципиальной необходимости в ближайшем будущем советского космической программы», — сказал Хендрикс.
«Буран» на стартовой площадке Байконура в ноябре 1988 года. Фото: SVF2/Universal Images Group Editorial/UIG via Getty Images здание на космодроме Байконур, но из-за запущенности и экстремальных температурных перепадов казахской степи в 2002 году рухнула крыша и полностью разрушила его.
На комплексе хранились еще три «Бурана». Один, полномасштабный тестовый образец, оставили ржаветь под открытым небом, но в 2007 году его перевезли в близлежащий музей Байконура, где он до сих пор стоит в качестве экспоната. Остальные два по сей день заброшены в ангаре под названием «МЗК», что означает «Здание сборки и заправки». Один из них по прозвищу Птичка («Птичка») должен был выполнить вторую миссию «Бурана», и, по словам Хендриккса, он был готов более чем на 90 процентов, когда проект «Буран» был отменен. Другая модель используется для наземных испытаний и не предназначена для полетов.
Почему они здесь?
Почему эти аппараты, некогда гордость советской космонавтики, были оставлены гнить в незапертом здании почти на три десятилетия? «По какой-то причине никогда не было достаточно интереса и денег, чтобы превратить их в музейные экспонаты», — сказал Хендрикс. Возможно, дело в логистике: «В музее Байконура уже есть орбитальный аппарат, и транспортировать его в другие места в России или за границу стало практически невозможно. Они даже больше не принадлежат российскому правительству».
Фотограф Давид де Руэда рядом с одним из заброшенных Буранов. Фото: Давид де Руэда
В 2008 году немецкий музей проявил интерес к «Буранам» и предложил за них 12 миллионов долларов, но сделка не состоялась из-за чрезмерных затрат на их перелет на специальном самолете: «В В конце концов, музей приобрел другой орбитальный аппарат «Буран», который каким-то образом оказался в Бахрейне. Его доставили в Германию на лодке», — сказал Хендриккс.
Во время недавнего визита вице-премьер России Дмитрий Рогозин намекнул на планы превратить бывшую стартовую площадку «Бурана» в музей. По словам фотографа Давида де Руэды, который в последний раз посещал это место в августе 2017 года, «Бураны» еще можно спасти: «Шаттлы и ракета почти 30 лет подвергались воздействию пыли, птичьего помета и экстремальных температур. Время оставило свой след. … Но в остальном они в довольно хорошем состоянии.
Многоразовый шаттл «Буран»
Многоразовый орбитальный аппарат «Буран»
Во время
В 1970-х и 1980-х годах в СССР был разработан крылатый космический корабль, известный как Буран.
(Метель), призванная служить «параллельным» ответом на
предполагаемая военная угроза со стороны американского космического корабля «Шаттл». Развитие Бурана
проводилась в рамках программы многоразовой космической системы или МКС, которая
включали сам крылатый орбитальный аппарат и тяжелый грузоподъемный корабль «Энергия».
Пре-Буран
разработки
Идея
Использование крылатых аппаратов для космических полетов было в умах космонавтов.
энтузиастов с самого начала космической эры. В России Циолковский и
Цандер считал самолеты одним из средств выхода в открытый космос.
Были предприняты практические попытки установки ракетного двигателя на крылатые машины.
в Германии и в СССР в 1930-х гг. Сергей Королев и его коллеги
в Реактивном НИИ РНИИ работал над ракетопланом РП-318
оснащен ракетным двигателем.
Во время Второй мировой войны,
в Германии пионер ракетостроения Юджин Зангер и математик Ирен Бредт,
предложил так называемый «бомбардировщик-антипод», который был бы способен
нападения на Нью-Йорк после запуска ракеты и планирующего входа в атмосферу
в атмосферу над Атлантическим океаном. В конце войны оба
США и СССР получили копии доклада Сенгера-Бредта
на «бомбардировщике-антиподе», который стал основой для исследований
в поле по обе стороны Атлантики.
В США,
ВВС запустили проект Dyna Soar. Он предусматривал пилотируемый планер
выведен на орбиту на ракете «Титан-3» и приземлился на взлетно-посадочную полосу
как планер.
В СССР,
Владимир Челомей, начальник ОКБ-52 Министерства
Авиационная промышленность, МАП, специализирующаяся на разработке крылатых крылатых кораблей.
ракеты. Он был одним из первых в стране, кто протолкнул идею
пилотируемого крылатого орбитального корабля.
Также из
середине 1960-х годов конструкторское бюро Микояна разрабатывало малогабаритный многоразовый
космический корабль «Спираль». Этот мини-шаттл будет запущен на спине
гиперзвукового самолета, способного развивать скорость 6 Маха (или в шесть раз больше
от скорости звука). После отделения от самолета-носителя
Спираль будет приводиться в действие прикрепленной ракетной ступенью.
Разработка орбитального корабля «Буран»
В начале
В 1970-х годах США сделали космический шаттл основным проектом своего пилотируемого проекта.
космическая программа. По прогнозам НАСА, космический шаттл
заменить весь парк существующих ракет и снизить стоимость запуска
спутники. Однако в СССР «Спейс шаттл» увидели первым из
все как носитель ЯО.
В 1976 г.
несмотря на явный скептицизм в космической отрасли, советское правительство
решили ответить на «Шаттл-угрозу» аналогичным космическим кораблем.
(108) Постановление от 17 февраля предписывало разработку многоразовой космической системы МКС, которая должна была включать в себя ракету-носитель, космический самолет, орбитальный космический буксир, наземную инфраструктуру управления и обслуживания. Документ требовал, чтобы космический самолет мог доставлять до 30 тонн и возвращать до 20 тонн при выходе на наклоненные орбиты высотой 200 километров.
НПО Энергия
в Калининграде Московской области, подчиняется Министерству генеральной
Машиностроение, MOM, взяло на себя полную ответственность за разработку
системы «Энергия-Буран».
В отличие от НАСА,
Валентин Глушко, глава НПО «Энергия», предложил схему, в которой
тяжелую пусковую установку можно было использовать с крылатым орбитальным аппаратом или без него.
Также в 1976 г.
Министерство авиационной промышленности МАП передало группу ветеранов
проекта «Спираль» от КБ Микояна и ОКБ «Радуга» в
новообразованное НПО «Молния». Новая организация также поглотила КБ.
ОКБ «Буревестник» и КБ «Молния», а также ОКБ Мясишева.
Машиностроительный завод. НПО «Молния» будет отвечать за разработку
аэродинамического корпуса орбитального корабля. (106)
Из
С самого начала неопределенность окружала вопрос о возможной роли
орбитальный аппарат Буран. Потенциальные задачи сосредоточены вокруг гипотетических военных
роли и поддержка программы пилотируемых космических станций. Одна цель была
поставка и монтаж космической станции Мир-2.
Последствия
После одиночного
полета в 1988 г. , средства на программу быстро закончились, так как Советское министерство
Минобороны полностью осознало бесцельность системы по сравнению с
к его огромной стоимости. Стоимость запуска около 20 тонн полезной нагрузки на системе «Энергия-Буран» оценивалась в 270 миллионов рублей по сравнению с 5,5 миллионами рублей на доставку аналогичной массы на ракете «Протон». (744) С распадом Советского Союза программа
был фактически закрыт, а в 1993, глава НПО «Энергия» Юрий
Семенов публично признал, что проект мертв.
НПО Молния,
разработчик корпуса «Бурана», попытался продвинуться с небольшим
вариант многоразового орбитального корабля, запущенный транспортным самолетом Ан-225 Мрия
самолет. Однако компания так и не нашла инвесторов для проекта.
ЛИИ
разработать гиперзвуковой аппарат
В
2001 г., на авиационно-космическом салоне МАКС в Москве, Летно-исследовательский институт,
ЛИИ, базирующаяся в Жуковском, представила макет крылатого корабля в натуральную величину.
Экспериментальный аппарат HFL-VK, предназначенный для испытательных полетов на гиперзвуковых скоростях.
Запущен ракетой-носителем «Рокот» с ГПВРД.
беспилотный аппарат достиг бы скорости 8-14 Махов (1 Мах равен
скорость звука) и летать на высоте до 100 километров —
быстрее и выше, чем большинство экспериментальных транспортных средств, находящихся в разработке.
мир в то время. HFL-VK имеет длину 8 метров, размах крыла
3,6 метра и весом 2200 килограммов.
После
запуск из Плесецка на борту «Рокота»,
Ожидается, что самолет HFL-VK приземлится с парашютом на Дальнем Востоке России.
программа частично финансируется Российским авиакосмическим агентством,
Росавиакосмос, однако, по словам представителей ЛИИ, средства были
недостаточно для активного развития.
ЛИИ
разрабатывал машину на основе своего опыта работы с машинами типа БОР,
которая испытывала системы теплозащиты для программы «Буран» в 1980-е годы.
ЛИИ был активным разработчиком программы БОР вместе с НПО «Молния»,
главный разработчик корпуса Бурана.
Официальные технические характеристики ОК «Буран»: (107)
Максимум | 105 |
Полезная нагрузка вес | 30 тонн |
Посадка вес | 82 — 87 тонн |
Возвратный полезная нагрузка | 15 — 20 тонн |
Экипаж | 2 — 10 человек |
Рейс продолжительность | 7 — 30 дней |
Орбита диапазон наклона | 50,7 — 110 градусов |
Орбита диапазон высот | 250 — 1000 км |
Орбитальный тяга системы маневрирования (в вакууме) | 8,8 тонн |
Перегрузки | 3 — 1,6 |
Посадка скорость (при посадочной массе 82 тонны) | 312 — 360 км/час |
Максимум боковой маневр при входе в атмосферу | 1700 км |
Длина | 36,37 метров |
Корпус длина | 30,85 метров |
Корпус ширина | 5,5 метров |
Высота | 16. 35 метров |
Крыло пролет | 23,92 метров |
Хронология программы «Буран»:
1976 Февраль.
17: Центральный Комитет Коммунистической партии и Совета
Министры СССР издали сводное постановление (№ 132-51), официально вводящее
разработка системы «Энергия-Буран».
(52)
1976 Май: Научно-технический совет Главного управления космических систем ГУКОС рассматривает и утверждает проект многоразовой системы «Буран».
1976 июнь
11: Совет главных конструкторов с участием учреждений
от Министерства авиационной промышленности (МАП) и Министерства общих
Машиностроение (МОМ) доработало конфигурацию орбитального корабля «Буран»
как крылатое средство в отличие от альтернативного «несущего кузова»
схема. (52)
1976 8 ноября: Дмитрий Устинов утверждает технические требования к многоразовой системе «Буран».
1976 дек.
12: Главный конструктор НПО «Энергия» утвердил эскизный проект
концепция многоразовой системы «Буран».
1976 дек.
18: Военно-промышленная комиссия Совета Министров
СССР доработали производственную бригаду, задействованную в Энергии-Буране
разработка.
1977 июль:
Совет главных конструкторов и Научно-технический совет
Министерства общего машиностроения (НТС МОМ) утвердил
дополнение к эскизному проекту Энергия-Буран
система.
1977 Октябрь.
27: Пилотируемый прототип космического самолета «Спираль» был сброшен с
модифицированный стратегический бомбардировщик Типолев-95 для испытаний в свободном полете.
1977 нояб.
21: Советское правительство издало постановление, в котором подробно излагались основные этапы и
деятельность по развитию ракеты «Энергия-Буран».
система.
1978 Март:
Советская ракетная промышленность выполнила техническое задание на
разработка «Энергия-Буран».
1980 дек.
5: Модель космического самолета Спираль, получившая обозначение Бор-4с, провела свой
первый суборбитальный полет в направлении озера Балхаш, на вершину
Ракета К65М-РБ5 (Космос-3) для испытаний корабля для будущих орбитальных полетов.
1982 6 января: Транспортный самолет 3М-Т Атлант выполняет первый испытательный полет с водородным баком ракеты «Энергия».
1982 Январь:
Министр общего машиностроения назначил руководителем Б. И. Губанова.
разработки «Энергия-Буран».
1982 июнь
4: Бор-4
Модель космоплана «Спираль» № 404 была выведена на орбиту и приводнена
внизу в Индийском океане. Он был анонсирован под названием «Космос-1374».
1983 март
1: Самолет ВМ-Т впервые доставил орбитальный корабль «Буран».
1983 март
16: Бор-4
№ 403, модель космоплана «Спираль» была выведена на орбиту и приводнена
внизу в Индийском океане. Он был анонсирован под названием «Космос-1445».
восстановление космического корабля кораблем ВМФ СССР было сфотографировано
с австралийского военного самолета. Фотографии сверхсекретного восстановления
Затем операция была опубликована по всему миру.
1983 август:
Корпус корабля «Буран» передан в Управление НПО «Энергия»
и испытательная станция KIS, где она будет использоваться как «комплексный стенд».
(КС-ОК) для проверки систем автомобиля.
1983 Декабрь:
Прибыл полноразмерный макет орбитального корабля «Буран», получивший обозначение ОК-МЛ-1.
на Байконур. (52)
1983 дек.
13: Летающая лаборатория «Типолев-154» предназначена для тестирования программного обеспечения и
автоматизированные системы посадки космического корабля «Буран» совершили первый полет.
1983 дек.
27: Бор-4
№ 405, модель космоплана «Спираль» была выведена на орбиту и приводнена
в Черное море, а не в Индийский океан, чтобы сохранить секретность вокруг
проэкт. Он был анонсирован под названием «Космос-1517».
1984 март:
НПО «Энергия» приступило к электрическим испытаниям на борту испытательного орбитального корабля КС-ОК
на испытательной станции организации, КИС. (52)
1984 июня
4: Полномасштабный испытательный стенд системы управления полетом «Бурана», известный
как ПРСО, был включен впервые.
1984 июль
6: Первый пуск из Капустина Яра в
суборбитальный полет в направлении озера Балхаш К65М-РБ5
(Космос-3) пусковая установка с Бор-5 № 501, модель Бурана в масштабе от 1 до 8.
орбитальный аппарат. Из-за неисправности электрооборудования модель не отделилась от
ракета-носитель.
1984 Август:
Полноразмерный макет орбитального корабля «Буран», получивший обозначение ОК-МТ, прибыл в
Байконур. (52)
1984 дек.
19: Последний пуск ОК «Бор-4», завершающий серию из четырех
испытательные полеты. Он был объявлен как Космос-1614. Корабль приводнился
в Черном море.
1984 дек.
29: Прототип орбитального корабля «Буран», обозначенный
002-GLI провел первые рулежные испытания на взлетно-посадочной полосе. (106)
1985 апрель
17: Второй пуск из Капустина Яра
в суборбитальном полете в направлении озера Балхаш К65М-РБ5
(Космос-3) пусковая установка с Бор-5 № 502, модель Бурана в масштабе от 1 до 8.
орбитальный аппарат.
1985 2 августа: Постановление правительства СССР о начале летных испытаний ОК «Буран» в четвертом квартале 1986 года.
1985 ноябрь.
10: Прототип «Бурана» 002-GLI провел первый атмосферный
рейс с Игорем Волком и Римантасом Станкавичусом на борту. (106)
1985 Декабрь:
Корпус пилотируемого корабля «Буран» прибыл на Байконур
на задней части своего самолета-носителя.
1986 Май:
Обслуживающий персонал на Байконуре приступил к электроотработке полета
вариант орбитального корабля «Буран».
1986 дек.
27: Третий пуск из Капустина Яра в
суборбитальный полет в направлении озера Балхаш К65М-РБ5
(Космос-3) пусковая установка с Бор-5 № 503, модель Бурана в масштабе от 1 до 8.
орбитальный аппарат.
1987 Февраль.
10: Прототип «Бурана» 002-GLI совершил первый автоматический заход на посадку
и приземление на взлетно-посадочную полосу.
1987 Февраль.
16: Прототип «Бурана» 002-GLI прошел всю посадку
автоматически во время 10-го полета.
1987 Май
15, 21:30 мск: Первая сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия» (номер
6SL) был запущен с Зоны 250
на Байконуре с экспериментальным боевым грузом «Полюс». Ракета выполнила
Однако система орбитального маневрирования «Полюс» сработала безукоризненно.
противоположном направлении из-за проблемы с системой управления, в результате чего полезная нагрузка
упасть в океан.
1987 авг.
27: Четвертый пуск из Капустина Яра
в суборбитальном полете в направлении озера Балхаш К65М-РБ5
(Космос-3) пусковая установка с Бор-5 № 504, модель Бурана в масштабе от 1 до 8.
орбитальный аппарат.
1987 Октябрь.
15: Обработка персонала на Байконуре
завершил сборку летной версии орбитального корабля «Буран».
1988 Февраль.
15 — 25 апреля: Испытания унифицированной двигательной установки, БДУ и вспомогательного оборудования
Энергоблок, ВСУ ОК «Буран» были проведены на Управлении стрельбой
Испытательный полигон (OKI) на Зоне 254 по адресу
Байконур.
1988 Апрель: Летные испытания прототипа 002-GLI завершены после 24 полетов.
1988 Май
9: Началась интеграция ОК «Буран» с ракетой-носителем «Энергия» в рамках подготовки к тестовому вывозу на пуск
площадка на Байконуре.
1988 Май
19: Тестовый выкат системы «Энергия-Буран» на стартовом столе в
Зона 110 на Байконуре.
1988 июнь
19: Корабль «Энергия-Буран» вернулся со стартового стола.
1988 июнь
20 — 26 августа: Орбитальный корабль «Буран» снят с ракеты-носителя и
вернулся в зону обработки для апгрейдов.
1988 июнь
22: Пятый пуск из Капустина Яра в
суборбитальный полет в направлении озера Балхаш К65М-РБ5
(Космос-3) пусковая установка с Бор-5 № 505, модель Бурана в масштабе от 1 до 8.
орбитальный аппарат, завершив серию из пяти испытательных полетов.
1988 авг.
29: Корабль «Буран» состыкован с кораблем «Энергия» в обработке
здание на площадке 112 на Байконуре.
1988 Сентябрь
13: Система «Энергия-Буран» вывезена на АЗС, МЗК, г.
для опасных операций.
1988 Октябрь.
10: Комплекс «Энергия-Буран» вывезен на стартовую площадку в процессе подготовки
для первого испытательного полета, запланированного на 29 октября, 1988.
1988 Октябрь.
26: Государственная комиссия дала добро на пуск, запланированный на
29 октября, 06:23 мск.
1988 Октябрь.
29: На Т-51 за секунды до старта по расписанию автоматическая обработка
система выдала экстренную команду после того, как обнаружила проблему в
последовательность запуска. Государственная комиссия приняла решение отложить
запуск до 15 ноября 1988 г.
1988 ноябрь.
15: 06:00:02 мск: Сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия» с беспилотным
С Байконура стартовал многоразовый шаттл «Буран». Две орбиты
или через 206 минут «Буран» автоматически приземлился на аэродроме «Юбилейный» на Площадке
251 на Байконуре.
1988 21 декабря: Сверхтяжелый транспортный самолет Ан-225 Мрия, предназначенный для перевозки ОК «Буран», проводит
свой первый испытательный полет.
1989 Май
13: Сверхтяжёлый транспортный самолёт Ан-225 Мрия дирижировал
свой первый полет с орбитальным кораблем «Буран».
1989 28 декабря: В Жуковском завершена последняя практическая работа с испытательной машиной БТС-002.
1992:
Иссякает финансирование программы «Энергия-Буран».
2002 май
12: Летная версия орбитального корабля «Буран» разрушена в крыше
обрушение на площадке 112 на Байконуре.
2012 15 октября: Полномасштабный прототип орбитального корабля «Буран» вывезен из контрольно-испытательного корпуса РКК «Энергия» (КИС) для установки на внешней выставочной площадке.
2021: Орбитальный корабль «Буран», застрявший внутри здания МЗК, испорчен граффити. 26 мая, после того как в сети появились фотографии разгромленного корабля «Буран 1.02», «Роскосмос» пообещал обсудить судьбу объектов центра на ближайшем заседании российско-казахстанской межправительственной комиссии по Байконуру. Госкорпорация также призвала к быстрому принятию решения о передаче уникальных артефактов в один из музеев космонавтики и заявила, что готова обсудить условия такого решения.
Забытый советский космический шаттл мог летать сам
Советы опасались, что американский космический шаттл будет использоваться в качестве оружия, поэтому построили свой собственный — с помощью украденных чертежей.
Фотография Ральфа Миребса
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Программа космических челноков ушла в прошлое, но ее культовые названия до сих пор пробуждают воспоминания о космических приключениях: Энтерпрайз , Челленджер , Буран .
Подожди, Буран ?
Это имя действительно украшало космический шаттл, советский двойник, рожденный во времена холодной войны . Программа «Буран » просуществовала достаточно долго, чтобы потреблять наличные деньги, пока у правительства не осталось лишних денег, но космический корабль едва оторвался от земли. Буран (по-русски метель) совершил только один космический полет. Он облетел Землю 15 ноября 1988 года, совершив беспилотный полет продолжительностью 3,5 часа. Успешный запуск не показал ничего особенного за многие годы усилий, но это еще не все 9.0479 Буран история.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.
1 / 11
1 / 11
Российский космический корабль
04-буран-российский космический корабль
Российский космический шаттл
Фотография Ральфа Миребса
Ученые в СССР десятилетиями обдумывали идею многоразового космического корабля. Но рост американской программы космических челноков в начале 1970-х разжег советский интерес к производству подобных космических кораблей. (Космический шаттл Columbia запустил американскую программу шаттлов на орбиту в апреле 1981 года.)
Соперничество времен холодной войны и страх перед космическим оружием заставили Советский Союз почувствовать, что он должен соответствовать достижениям США в натуральной форме, говорит куратор Кэтлин Льюис. Международной космической программы в Национальном музее авиации и космонавтики Смитсоновского института.
«В Советском Союзе предполагалось, что шаттл будет использоваться для захвата или уничтожения спутников, — говорит Льюис, специализирующийся на советских и российских космических программах. «Это было в эпоху, когда Советский Союз действительно действовал в полную силу, пытаясь не отставать от военных технологий США, поэтому они хотели шаттл для себя и построили его как конкурента шаттлу США».
Это решение не понравилось многим участникам советской космической программы.
«В то время его резко осуждали в советской космической науке, — говорит Льюис. Советские космические чиновники сетовали на Буран выкачивает средства из более успешных начинаний. «Это было время, когда их космические ученые привлекли внимание всего мира из-за кульминации советских достижений в исследовании Венеры». (Вторник — годовщина первого полета человека в космос, совершенного Юрием Гагариным в 1961 году. )
Несмотря на эти возражения, советское правительство выделило на программу значительные ресурсы.
На пике своего развития в Буран участвовало более 150 000 инженеров, ученых, техников и других сотрудников, даже если многие заводские рабочие изначально не знали точно, что они производят. Программа началась тайно, но вскоре стало известно. В 1982 августа австралийский разведывательный самолет распространил фотографии российских кораблей, вытаскивающих из океана небольшую модель космического корабля, которая выглядела очень знакомой для американских глаз.
Советский шаттл имел поразительное сходство со своим американским аналогом по уважительной причине: его конструкторы получили технические характеристики американских шаттлов путем шпионажа. Но хотя Советы использовали всю информацию, которую они могли собрать об американской версии, они не копировали ее слепо. Их конструкция имела некоторые важные отличия.
Знаменитые советские летчики-испытатели управляли кораблем в тренировочных полетах (в атмосфере Земли, а не в космосе), но Буран в конечном итоге был разработан для путешествий без человека-оператора. Его единственный орбитальный полет примечателен этим достижением — шаттл вернулся из космоса, совершив прекрасную посадку в стиле самолета, полностью контролируемую компьютером.
Еще одним очевидным отличием шаттлов была конструкция двигателя.
Три главных двигателя американского космического челнока возвращались на Землю вместе с орбитальным кораблем после каждого полета. Буран полагался на четыре главных двигателя, которые были размещены в отдельной одноразовой ступени ракеты. По словам Льюиса, полагаться на ракету-носитель, а не на разработку высокоэффективных двигателей, было необходимо для экономии денег.
Огромная ракета «Энергия» была спроектирована так, чтобы быть такой же мощной, как любая когда-либо построенная ракета. Это придавало системе гибкость. Американский шаттл мог доставить в космос только то, что помещалось в его грузовом отсеке, но мощная советская ракета могла доставить в космос почти все, что угодно, с гораздо более тяжелыми полезными нагрузками — более 100 тонн. Эта гибкость была привлекательной в эпоху, когда умы времен холодной войны были заняты от будущих космических станций до программы президента Рейгана «Звездные войны».
Крах советской экономики означал, что ни одна из амбициозных программ, которые могли бы испытать и усовершенствовать ракету для будущего использования, так и не была реализована. Вместо этого ракету «Энергия» постигла та же участь, что и сам «Буран» , законсервированный после запуска в 1988 году и никогда больше не взлетевший. Президент Борис Ельцин официально отменил программу в 1993 году.
«Вот что могло бы быть, — говорит Льюис. «Это вещи, которые мы никогда не узнаем».
Несколько разваливающихся испытательных шаттлов с довольно интересной историей — это все, что осталось от когда-то гордой программы. Буран , совершивший единственный орбитальный полет в рамках программы, больше не существует. Он был разрушен в 2002 году, когда его ангар на космодроме Байконур рухнул в результате аварии, унесшей восемь жизней. Два однотипных корабля, использовавшихся для испытаний, теперь находятся в состоянии постепенного разрушения; один на космодроме в пустынной степи Казахстана и другой на подмосковной авиабазе Жуковский.
Вторая пара испытательных шаттлов осталась на виду. Один из них совершил кругосветное путешествие на барже и даже появился на летних Олимпийских играх 2000 года в Сиднее. Сейчас он находится в Technik Museum в Шпейере, Германия. Второй испытательный планер когда-то служил структурой для ресторана в московском Парке Горького. В 2014 году он совершил еще один рейс, приземлившись на более публичную экспозицию на ВДНХ в Москве.
Этот ход заставил Льюиса задуматься, почему Буран снова публично прославляется и каково его наследие. Русские «определенно не планируют воскрешать технологию. Но даже в качестве иконы прошлого это, безусловно, не идеальный способ представить прошлое. У них было много гораздо более успешных космических операций, чем проект «Буран» ».