Проект буран почему закрыли: Почему полеты «Бурана» запретили после триумфального запуска

Историк объяснил, почему не закрыли программу «Буран»

https://ria.ru/20181115/1532826587.html

Историк объяснил, почему не закрыли программу «Буран»

Историк объяснил, почему не закрыли программу «Буран» — РИА Новости, 03.03.2020

Историк объяснил, почему не закрыли программу «Буран»

РИА Новости, 03.03.2020

2018-11-15T04:24

2018-11-15T04:24

2020-03-03T13:04

наука

космос — риа наука

россия

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/sharing/article/1532826587.jpg?14963848541583229871

МОСКВА, 15 ноя — РИА Новости. Программу «Буран» не закрыли из-за нехватки денег, считает историк космонавтики, кандидат технических наук, создатель сайта buran.ru Вадим Лукашевич.Так он прокомментировал слова генерального директора научно-производственного объединения «Молния» (входит в состав концерна «Калашников») Ольги Соколовой о том, что на предприятии нет документов по закрытию проекта «Энергия — Буран». Он подчеркнул, что дело не в нежелании руководства страны принимать политическое решение, а в необходимости искать средства на сворачивание программы.»Не было вообще денег. Нужны были деньги на утилизацию и погасить все долги», — сказал Лукашевич.По его словам, долги НПО «Молния» сложились из неоплаченной работы подрядчиков, содержания оборудования и должностей по программе.Проект «Энергия — Буран»Проект был инициирован постановлением Совета министров ЦК КПСС. Соответственно, и закрыть его могло только распоряжение такого же уровня.»Закрывать должен был некий документ за подписью президента России Бориса Ельцина, потому что программа остановилась в 1992 году. Все было брошено как есть. Но даже бросить нельзя было без какого-либо постановления», — сказал Лукашевич РИА Новости.Единственными двумя документами, которые смог найти Лукашевич по «закрытию» проекта «Буран», стали распоряжение «Росавиакосмоса» от 2002 года об утилизации материальных остатков программ «Буран» и ФЗ №173 о федеральном бюджете на 2005 год, где в статье 122 «Роскосмосу» выделялись средства на частичное возмещение затрат по проекту. «Для НПО «Молния» как юридический статус программа существует. Все стенды, все оборудование должно содержаться, потому что если ты это не делаешь, ты нарушаешь постановление правительства СССР», — заключил собеседник агентства.Полет «Бурана»В четверг, 15 ноября, исполняется 30 лет полету советского орбитального корабля «Буран». Он стал первым космопланом в мире, совершившим два витка вокруг Земли в автоматическом режиме без экипажа на борту, и вошел в Книгу рекордов Гиннесса.Продолжительность полета составила 205 минут, после чего корабль произвел посадку на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре.В создании комплекса «Энергия — Буран» участвовало более 1,2 тысячи предприятий и организаций, почти сотня министерств и ведомств, были задействованы крупнейшие научные и производственные центры России, Украины, Белоруссии и других республик СССР.

https://ria.ru/20181114/1532738728.html

https://ria.ru/20181017/1530909885.html

https://ria.ru/20181115/1532829902.html

https://ria.ru/20170728/1495713381.html

россия

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2018

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected] ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

1

5

4.7

96

[email protected]

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

космос — риа наука, россия

Наука, Космос — РИА Наука, Россия

МОСКВА, 15 ноя — РИА Новости. Программу «Буран» не закрыли из-за нехватки денег, считает историк космонавтики, кандидат технических наук, создатель сайта buran.ru Вадим Лукашевич.

14 ноября 2018, 08:12Наука

Глава НПО «Молния» рассказала об использовании наработок по «Бурану»

Так он прокомментировал слова генерального директора научно-производственного объединения «Молния» (входит в состав концерна «Калашников») Ольги Соколовой о том, что на предприятии нет документов по закрытию проекта «Энергия — Буран».

Он подчеркнул, что дело не в нежелании руководства страны принимать политическое решение, а в необходимости искать средства на сворачивание программы.

«Не было вообще денег. Нужны были деньги на утилизацию и погасить все долги», — сказал Лукашевич.

По его словам, долги НПО «Молния» сложились из неоплаченной работы подрядчиков, содержания оборудования и должностей по программе.

Проект «Энергия — Буран»

Проект был инициирован постановлением Совета министров ЦК КПСС. Соответственно, и закрыть его могло только распоряжение такого же уровня.

17 октября 2018, 19:35Наука

Источник рассказал, кто может стать генконструктором сверхтяжелой ракеты

«Закрывать должен был некий документ за подписью президента России Бориса Ельцина, потому что программа остановилась в 1992 году. Все было брошено как есть. Но даже бросить нельзя было без какого-либо постановления», — сказал Лукашевич РИА Новости.

Единственными двумя документами, которые смог найти Лукашевич по «закрытию» проекта «Буран», стали распоряжение «Росавиакосмоса» от 2002 года об утилизации материальных остатков программ «Буран» и ФЗ №173 о федеральном бюджете на 2005 год, где в статье 122 «Роскосмосу» выделялись средства на частичное возмещение затрат по проекту.

«Для НПО «Молния» как юридический статус программа существует. Все стенды, все оборудование должно содержаться, потому что если ты это не делаешь, ты нарушаешь постановление правительства СССР», — заключил собеседник агентства.

Полет «Бурана»

15 ноября 2018, 08:20Наука

Музей космонавтики запустил онлайн-выставку к 30-летию полета «Бурана»

В четверг, 15 ноября, исполняется 30 лет полету советского орбитального корабля «Буран». Он стал первым космопланом в мире, совершившим два витка вокруг Земли в автоматическом режиме без экипажа на борту, и вошел в Книгу рекордов Гиннесса.

Продолжительность полета составила 205 минут, после чего корабль произвел посадку на аэродроме «Юбилейный» на Байконуре.

В создании комплекса «Энергия — Буран» участвовало более 1,2 тысячи предприятий и организаций, почти сотня министерств и ведомств, были задействованы крупнейшие научные и производственные центры России, Украины, Белоруссии и других республик СССР.

28 июля 2017, 09:57Инфографика

Возьмут ли меня в космонавты?Пройдите тест на Ria.ru и узнайте, каковы ваши шансы стать космонавтом.

Почему закрыли проект космического корабля «Буран». Интервью с профессором Вениамином Смирновым

Ровно тридцать лет назад в ноябре 1988 года произвели первый и единственный запуск многоразового космического корабля «Буран». Его разработка началась в 70-х. Это был ответ нашей космонавтики на американскую программу Space Shuttle. И сегодня у нас в гостях профессор, специалист по радиоэлектронной борьбе — Вениамин Смирнов.

«Здравствуйте, Вениамин Васильевич».

«Здравствуйте».

«Говорят, что среди задач «Бурана» была возможность противодействовать противнику для того, чтобы он не мог использовать космос в военных целях».

«У нас посчитали, что это угроза безопасности нашей страны».

«Space shuttle серьезная угроза. Почему? Он мог использоваться в военных целях?»

«Обычно спутники запускаются на высоту 200 километров, а он мог маневрировать, и одна из страшилок была в том, что шаттл нырнул над Москвой на высоту там, 90 километров. Считалось, что он мог нести оружие и в то время мер противодействия не было».

«Говорили, что американские эти челноки могли быть использованы для доставки наших ракет и для того, чтобы они даже похищали наши спутники».

«Они могли с помощью манипуляторов подхватывать спутники, инспектировать и забирать. Даже было место на корабле, куда этот спутник можно было разместить».

«Это физически?»

«Да. Физически».

«Буран» поднимала в космос сверхтяжелая ракета «Энергия». Скажите, у нее были еще какие-нибудь задачи, кроме поднятия корабля?»

«Ракета могла выводить и другие грузы, то есть, необязательно «Буран». Говорили, прикидывали, что чуть ли ни масс-габаритный там макет боевого лазера она могла бы вывести».

«Боевой лазер?»

«Ну, о боевом лазере все говорят. Поэтому и страшилки. Они нас пугали, мы, наверно, тоже их. Но у них такой ракеты не было».

«В 1993 году эту программу закрыли насовсем. Как вы считаете, с чем это было связано?»

«Утрачивались связи с предприятиями, которые были в других республиках, ведь, еще раз, это целая страна работала».

«А возможен сейчас возврат к этому проекту в каком-нибудь новом виде?»

«Я думаю, это слишком дорого. Вот американцы работают над небольшим кораблем. У нас отработаны другие, более простые и надежные вещи. Ведь, все-таки, МКС без нас не может существовать. В десятки раз дешевле то, что уже отработано».

Подписывайтесь на нас в «Яндекс. Новостях», Instagram и «ВКонтакте».

Не падающая звезда: почему российский космический шаттл потерпел неудачу

Программа «Буран» была признана успешной и, вероятно, продолжалась бы, если бы холодная война продолжалась. К сожалению, он пострадал из-за неудачного выбора времени: в Советском Союзе уже начался серьезный, в конечном итоге фатальный экономический спад, и «Буран» больше никогда не летал.

Интенсивное соперничество между Соединенными Штатами и Советским Союзом подтолкнуло две страны к соперничеству не только на Земле, но и во всей Солнечной системе. Хорошим идеям, или, точнее, хорошим идеям того времени, часто подражали, пока они обеспечивали престиж Вашингтона или Москвы. Из всех идей, скопированных во время космической гонки, ни одна не была такой любопытной и вопиющей, как советский космический корабль.

Американская программа космических челноков была разработана для создания космического корабля, который мог бы действовать как недорогой многоразовый соединитель между Землей и низкой околоземной орбитой. Шаттл был способен доставлять в космос военные и гражданские полезные грузы, выступать в качестве лаборатории для научных экспериментов и доставлять экипажи и посетителей на орбитальные космические станции. Многоразовый характер программы шаттлов, в рамках которой были названы космические корабли, выполнившие за свою жизнь десятки миссий, был источником большой гордости Соединенных Штатов и примером американской «мягкой» силы.

(Впервые появилось в ноябре 2016 г. и публикуется в связи с интересом читателей.)

Соблазн Советского Союза создать собственную систему челноков был слишком велик, и работа началась в середине 1970-х, до американский космоплан даже летал. У Москвы также была практическая, прямая причина для создания многоразового космического самолета: ее серия космических станций «Салют», а затем и космическая станция «Мир», выиграют от наличия недорогой транспортной системы, способной пополнять запасы и даже расширять полупостоянные аванпосты страны в космосе.

Москва много лет знала, что Вашингтон возится с крылатыми многоразовыми космическими кораблями. Такие разработки, как X-20 Dyna-Soar , помогли Америке. Проект «Спейс Шаттл» был одобрен в 1969 году благодаря успеху НАСА в посадке на Луну Аполлона. Любопытно, что советская космическая программа не сразу приступила к реализации собственной программы шаттлов; у него могли быть сомнения относительно технической осуществимости многоразового космического самолета.

К 1976 году американцы уже строили два шаттла — прототип Enterprise и первый полноценный шаттл Columbia . Советское руководство, возможно, поддержанное доверием американцев к проекту, санкционировало программу «Буран» («Метель») в феврале 1976 года. Программа «Буран» фактически состояла из двух частей: разработка самого космического самолета, также названного «Буран» — и новый ускоритель «Энергия», который доставит его в космос. Ракета «Энергия» была разработана НПО «Энергия» для работы в качестве тяжелого подъемника и вывода на орбиту космического самолета.

Энергия была спроектирована как двухступенчатая ракета, первая ступень которой состояла из четырех ракет-носителей РД-170, а основная ступень состояла из четырех двигателей РД-0120. Ракета имела общую массу 5,3 миллиона фунтов и могла поднимать на низкую околоземную орбиту удивительные (по тем временам) 110 тонн. Первый полет «Энергии» 15 марта 1987 года должен был доставить в космос экспериментальное лазерное оружие «Полюс-Скиф». Хотя сам запуск прошел успешно, «Полюс-Скиф» непреднамеренно развернулся в неправильном направлении, рухнув обратно в Тихий океан.

Тем временем инженеры продолжали работу над советским шаттлом. Два космических корабля были внешне идентичны как по размерам, так и по основным характеристикам. «Буран » имел такое же треугольное крыло под тем же углом, носовую часть той же формы и те же орбитальные двигатели в носовой части и других ключевых местах. Советская программа использовала чертежи американских шаттлов , полученные КГБ. На пике своего развития над проектом «Буран» работало более 150 000 инженеров, ученых и других специалистов.

Одно ключевое отличие: в то время как у американского космического корабля «Шаттл» было три основных двигателя, обеспечивающих тягу при взлете,  Буран вообще отсутствовал маршевые двигатели. Космический шаттл использовал комбинацию этих трех двигателей и пары твердотопливных ракетных ускорителей для выхода на орбиту. Буран , с другой стороны, полагался на Энергию, чтобы сделать всю тяжелую работу. «Буран » был, во всех смыслах, беспилотным планером с небольшими двигателями для регулировки его орбиты в космосе.

Еще одно различие между двумя кораблями заключалось в том, что в то время как американский шаттл фактически управлялся пилотом-космонавтом во время входа в атмосферу, советский шаттл приземлялся полностью на автопилоте.

Первый пуск «Бурана» был запланирован на 29 октября 1988 года. Это был испытательный полет, «Буран » не имел на борту космонавтов. Портал стартовой площадки не убрался вовремя, из-за чего ракетный компьютер отменил запуск. Вторая попытка 15 ноября увенчалась успехом, и после короткого одночасового витка он успешно приземлился в Советском Союзе — на одну секунду позже, чем планировалось.

Программа «Буран» была признана успешной и, вероятно, продолжалась бы, если бы холодная война продолжалась. К сожалению, он пострадал из-за неудачного выбора времени: в Советском Союзе уже начался серьезный, в конечном итоге фатальный экономический спад, и «Буран» больше никогда не летал. НПО «Энергия» не пережило распад СССР, а оставшиеся три шаттла были брошены. Буран был уничтожен на космодроме Байконур в 2002 году, когда обрушился ангар, в котором он находился. Еще один шаттл также находится на Байконуре, а третий — на подмосковной авиабазе Жуковский. Программа «Буран», которая когда-то включала в себя тяжелую работу многих талантливых людей и столько сокровищ СССР, теперь стала сноской в ​​истории космоса.

Кайл Мизоками – писатель, работающий в области обороны и национальной безопасности, из Сан-Франциско, который появился в выпуске  Diplomat, Foreign Policy, War is Boring  и  Daily Beast. В 2009 году он стал сооснователем блога, посвященного обороне и безопасности Japan Security Watch. Вы можете следить за ним в Твиттере: @KyleMizokami .

Многоразовый шаттл «Буран»

Многоразовый орбитальный аппарат «Буран»

Во время
В 1970-х и 1980-х годах в СССР был разработан крылатый космический корабль, известный как Буран.
(Метель), призванная служить «параллельным» ответом на
предполагаемая военная угроза со стороны американского космического корабля «Шаттл». Развитие Бурана
проводилась в рамках программы многоразовой космической системы или МКС, которая
включали сам крылатый орбитальный аппарат и тяжелый грузоподъемный корабль «Энергия».


Пре-Буран
разработки

Идея
Использование крылатых аппаратов для космических полетов было в умах космонавтов.
энтузиастов с самого начала космической эры. В России Циолковский и
Цандер считал самолеты одним из средств выхода в открытый космос.
Были предприняты практические попытки установки ракетного двигателя на крылатые машины.
в Германии и в СССР в 1930-х гг. Сергей Королев и его коллеги
в Реактивном НИИ РНИИ работал над ракетопланом РП-318
оснащен ракетным двигателем.

Во время Второй мировой войны,
в Германии пионер ракетостроения Юджин Зангер и математик Ирен Бредт,
предложил так называемый «бомбардировщик-антипод», который был бы способен
нападения на Нью-Йорк после запуска ракеты и планирующего входа в атмосферу
в атмосферу над Атлантическим океаном. В конце войны оба
США и СССР получили копии доклада Сенгера-Бредта
на «бомбардировщике-антиподе», который стал основой для исследований
в поле по обе стороны Атлантики.

В США,
ВВС запустили проект Dyna Soar. Он предусматривал пилотируемый планер
выведен на орбиту на ракете «Титан-3» и приземлился на взлетно-посадочную полосу
как планер.

В СССР,
Владимир Челомей, начальник ОКБ-52 Министерства
Авиационная промышленность, МАП, специализирующаяся на разработке крылатых крылатых кораблей.
ракеты. Он был одним из первых в стране, кто протолкнул идею
пилотируемого крылатого орбитального корабля.

Также из
середине 1960-х годов конструкторское бюро Микояна разрабатывало малогабаритный многоразовый
космический корабль «Спираль». Этот мини-шаттл будет запущен на спине
гиперзвукового самолета, способного развивать скорость 6 Маха (или в шесть раз больше
от скорости звука). После отделения от самолета-носителя
Спираль будет приводиться в действие прикрепленной ракетной ступенью.

Разработка орбитального корабля «Буран»

В начале
В 1970-х годах США сделали космический шаттл основным проектом своего пилотируемого проекта.
космическая программа. По прогнозам НАСА, космический шаттл
заменить весь парк существующих ракет и снизить стоимость запуска
спутники. Однако в СССР «Спейс шаттл» увидели первым из
все как носитель ЯО.

В 1976 г.
несмотря на явный скептицизм в космической отрасли, советское правительство
решили ответить на «Шаттл-угрозу» аналогичным космическим кораблем.
(108) Постановление от 17 февраля предписывало разработку многоразовой космической системы МКС, которая должна была включать в себя ракету-носитель, космический самолет, орбитальный космический буксир, наземную инфраструктуру управления и обслуживания. Документ требовал, чтобы космический самолет мог доставлять до 30 тонн и возвращать до 20 тонн при выходе на орбиты с большим наклонением высотой 200 километров.

НПО Энергия
в Калининграде Московской области, подчиняется Министерству генеральной
Машиностроение, MOM, взяло на себя полную ответственность за разработку
системы «Энергия-Буран».

В отличие от НАСА,
Валентин Глушко, глава НПО «Энергия», предложил схему, в которой
тяжелую пусковую установку можно было использовать с крылатым орбитальным аппаратом или без него.

Также в 1976 г.
Министерство авиационной промышленности МАП передало группу ветеранов
проекта «Спираль» от КБ Микояна и ОКБ «Радуга» в
новообразованное НПО «Молния». Новая организация также поглотила КБ.
ОКБ «Буревестник» и КБ «Молния», а также ОКБ Мясишева.
Машиностроительный завод. НПО «Молния» будет отвечать за разработку
аэродинамического корпуса орбитального корабля. (106)

Из
С самого начала неопределенность окружала вопрос о возможной роли
орбитальный аппарат Буран. Потенциальные задачи сосредоточены вокруг гипотетических военных
роли и поддержка программы пилотируемых космических станций. Одна цель была
поставка и монтаж космической станции Мир-2.

Последствия

После одиночного
полета в 1988 г., средства на программу быстро закончились, так как Советское министерство
Минобороны полностью осознало бесцельность системы по сравнению с
к его огромной стоимости. Стоимость запуска около 20 тонн полезной нагрузки на системе «Энергия-Буран» оценивалась в 270 миллионов рублей по сравнению с 5,5 миллионами рублей на доставку аналогичной массы на ракете «Протон». (744) С распадом Советского Союза программа
был фактически закрыт, а в 1993, глава НПО «Энергия» Юрий
Семенов публично признал, что проект мертв.

НПО Молния,
разработчик корпуса «Бурана», попытался продвинуться с небольшим
вариант многоразового орбитального корабля, запущенный транспортным самолетом Ан-225 Мрия
самолет. Однако компания так и не нашла инвесторов для проекта.

ЛИИ
разработать гиперзвуковой аппарат

В
2001 г., на авиационно-космическом салоне МАКС в Москве, Летно-исследовательский институт,
ЛИИ, базирующаяся в Жуковском, представила макет крылатого корабля в натуральную величину.
Экспериментальный аппарат HFL-VK, предназначенный для испытательных полетов на гиперзвуковых скоростях.
Запущен ракетой-носителем «Рокот» с ГПВРД.
беспилотный аппарат достиг бы скорости 8-14 Махов (1 Мах равен
скорость звука) и летать на высоте до 100 километров —
быстрее и выше, чем большинство экспериментальных транспортных средств, находящихся в разработке.
мир в то время. HFL-VK имеет длину 8 метров, размах крыла
3,6 метра и весом 2200 килограммов.

После
запуск из Плесецка на борту «Рокота»,
Ожидается, что самолет HFL-VK приземлится с парашютом на Дальнем Востоке России.

программа частично финансируется Российским авиакосмическим агентством,
Росавиакосмос, однако, по словам представителей ЛИИ, средства были
недостаточно для активного развития.

ЛИИ
разрабатывал машину на основе своего опыта работы с машинами типа БОР,
которая испытывала системы теплозащиты для программы «Буран» в 1980-е годы.
ЛИИ был активным разработчиком программы БОР вместе с НПО «Молния»,
главный разработчик корпуса Бурана.


 

Официальные технические характеристики ОК «Буран»: (107)

Максимум
вес

105
тонн

Полезная нагрузка
вес
30
тонн
Посадка
вес
82
— 87 тонн
Возвратный
полезная нагрузка
15
— 20 тонн
Экипаж 2
— 10 человек
Рейс
продолжительность
7
— 30 дней
Орбита
диапазон наклона
50,7
— 110 градусов
Орбита
диапазон высот
250
— 1000 км
Орбитальный
тяга системы маневрирования (в вакууме)
8,8
тонн
Перегрузки 3
— 1,6
Посадка
скорость (при посадочной массе 82 тонны)
312
— 360 км/час
Максимум
боковой маневр при входе в атмосферу
1700
км
Длина 36,37
метров
Корпус
длина
30,85
метров
Корпус
ширина
5,5
метров
Высота 16. 35
метров
Крыло
пролет
23,92
метров

 

Хронология программы «Буран»:

1976 Февраль.
17:
Центральный Комитет Коммунистической партии и Совета
Министры СССР издали сводное постановление (№ 132-51), официально вводящее
разработка системы «Энергия-Буран».
(52)

1976 Май: Научно-технический совет Главного управления космических систем ГУКОС рассматривает и утверждает проект многоразовой системы «Буран».

1976 июнь
11:
Совет главных конструкторов с участием учреждений
от Министерства авиационной промышленности (МАП) и Министерства общих
Машиностроение (МОМ) доработало конфигурацию орбитального корабля «Буран»
как крылатое средство в отличие от альтернативного «несущего кузова»
схема. (52)

1976 8 ноября: Дмитрий Устинов утверждает технические требования к многоразовой системе «Буран».

1976 дек.
12:
Главный конструктор НПО «Энергия» утвердил эскизный проект
концепция многоразовой системы «Буран».

1976 дек.
18:
Военно-промышленная комиссия Совета Министров
СССР доработали производственную бригаду, задействованную в Энергии-Буране
разработка.

1977 июль:
Совет главных конструкторов и Научно-технический совет
Министерства общего машиностроения (НТС МОМ) утвердил
дополнение к эскизному проекту Энергия-Буран
система.

1977 Октябрь.
27:
Пилотируемый прототип космического самолета «Спираль» был сброшен с
модифицированный стратегический бомбардировщик Типолев-95 для испытаний в свободном полете.

1977 нояб.
21:
Советское правительство издало постановление, в котором подробно излагались основные этапы и
деятельность по развитию ракеты «Энергия-Буран».
система.

1978 Март:
Советская ракетная промышленность выполнила техническое задание на
разработка «Энергия-Буран».

1980 дек.
5:
Модель космического самолета Спираль, получившая обозначение Бор-4с, провела свой
первый суборбитальный полет в направлении озера Балхаш, на вершину
Ракета К65М-РБ5 (Космос-3) для испытаний корабля для будущих орбитальных полетов.

1982 6 января: Транспортный самолет 3М-Т Атлант выполняет первый испытательный полет с водородным баком ракеты «Энергия».

1982 Январь:

Министр общего машиностроения назначил руководителем Б. И. Губанова.
разработки «Энергия-Буран».

1982 июнь
4:
Бор-4
Модель космоплана «Спираль» № 404 была выведена на орбиту и приводнена
внизу в Индийском океане. Он был анонсирован под названием «Космос-1374».

1983 март
1:
Самолет ВМ-Т впервые доставил орбитальный корабль «Буран».

1983 март
16:
Бор-4
№ 403, модель космоплана «Спираль» была выведена на орбиту и приводнена
внизу в Индийском океане. Он был анонсирован под названием «Космос-1445».
восстановление космического корабля кораблем ВМФ СССР было сфотографировано
с австралийского военного самолета. Фотографии сверхсекретного восстановления
Затем операция была опубликована по всему миру.

1983 август:
Корпус корабля «Буран» передан в Управление НПО «Энергия»
и испытательная станция KIS, где она будет использоваться как «комплексный стенд».
(КС-ОК) для проверки систем автомобиля.

1983 Декабрь:
Прибыл полноразмерный макет орбитального корабля «Буран», получивший обозначение ОК-МЛ-1.
на Байконур. (52)

1983 дек.
13:
Летающая лаборатория «Типолев-154» предназначена для тестирования программного обеспечения и
автоматизированные системы посадки космического корабля «Буран» совершили первый полет.

1983 дек.
27:
Бор-4
№ 405, модель космоплана «Спираль» была выведена на орбиту и приводнена
в Черное море, а не в Индийский океан, чтобы сохранить секретность вокруг
проэкт. Он был анонсирован под названием «Космос-1517».

1984 март:
НПО «Энергия» приступило к электрическим испытаниям на борту испытательного орбитального корабля КС-ОК
на испытательной станции организаций, КИС. (52)

1984 июня
4:
Полномасштабный испытательный стенд системы управления полетом «Бурана», известный
как ПРСО, был включен впервые.

1984 июль
6:
Первый пуск из Капустина Яра в
суборбитальный полет в направлении озера Балхаш К65М-РБ5
(Космос-3) пусковая установка с Бор-5 № 501, модель Бурана в масштабе от 1 до 8.
орбитальный аппарат. Из-за неисправности электрооборудования модель не отделилась от
ракета-носитель.

1984 Август:
Полноразмерный макет орбитального корабля «Буран», получивший обозначение ОК-МТ, прибыл в
Байконур. (52)

1984 дек.
19:
Последний пуск ОК «Бор-4», завершающий серию из четырех
испытательные полеты. Он был объявлен как Космос-1614. Корабль приводнился
в Черном море.

1984 дек.
29:
Прототип орбитального корабля «Буран», обозначенный
002-GLI провел первые рулежные испытания на взлетно-посадочной полосе. (106)

1985 апрель
17:
Второй пуск из Капустина Яра
в суборбитальном полете в направлении озера Балхаш К65М-РБ5
(Космос-3) пусковая установка с Бор-5 № 502, модель Бурана в масштабе от 1 до 8.
орбитальный аппарат.

1985 2 августа: Постановление правительства СССР о начале летных испытаний ОК «Буран» в четвертом квартале 1986 года.

1985 ноябрь.
10:
Прототип «Бурана» 002-GLI провел первый атмосферный
рейс с Игорем Волком и Римантасом Станкавичусом на борту. (106)

1985 Декабрь:
Корпус пилотируемого корабля «Буран» прибыл на Байконур
на задней части своего самолета-носителя.

1986 Май:
Обслуживающий персонал на Байконуре приступил к электроотработке полета
вариант орбитального корабля «Буран».

1986 дек.
27:
Третий пуск из Капустина Яра в
суборбитальный полет в направлении озера Балхаш К65М-РБ5
(Космос-3) пусковая установка с Бор-5 № 503, модель Бурана в масштабе от 1 до 8.
орбитальный аппарат.

1987 Февраль.
10:
Прототип «Бурана» 002-GLI совершил первый автоматический заход на посадку
и приземление на взлетно-посадочную полосу.

1987 Февраль.
16:
Прототип «Бурана» 002-GLI прошел всю посадку
автоматически во время 10-го полета.

1987 Май
15,
21:30 мск: Первая сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия» (номер
6SL) был запущен с Зоны 250
на Байконуре с экспериментальным боевым грузом «Полюс». Ракета выполнила
Однако система орбитального маневрирования «Полюс» сработала безукоризненно.
противоположном направлении из-за проблемы с системой управления, в результате чего полезная нагрузка
упасть в океан.

1987 авг.
27:
Четвертый пуск из Капустина Яра
в суборбитальном полете в направлении озера Балхаш К65М-РБ5
(Космос-3) пусковая установка с Бор-5 № 504, модель Бурана в масштабе от 1 до 8.
орбитальный аппарат.

1987 Октябрь.
15:
Обработка персонала на Байконуре
завершил сборку летной версии орбитального корабля «Буран».

1988 Февраль.
15 — 25 апреля:
Испытания унифицированной двигательной установки, БДУ и вспомогательного оборудования
Энергоблок, ВСУ ОК «Буран» были проведены на Управлении стрельбой
Испытательный полигон (OKI) на Зоне 254 по адресу
Байконур.

1988 Апрель: Летные испытания прототипа 002-GLI завершены после 24 полетов.

1988 Май
9:
Началась интеграция ОК «Буран» с ракетой-носителем «Энергия» в рамках подготовки к тестовому вывозу на пуск
площадка на Байконуре.

1988 Май
19:
Тестовый выкат системы «Энергия-Буран» на стартовом столе в
Зона 110 на Байконуре.

1988 июнь
19:
Корабль «Энергия-Буран» вернулся со стартового стола.

1988 июнь
20 — 26 августа:
Орбитальный корабль «Буран» снят с ракеты-носителя и
вернулся в зону обработки для апгрейдов.

1988 июнь
22:
Пятый пуск из Капустина Яра в
суборбитальный полет в направлении озера Балхаш К65М-РБ5
(Космос-3) пусковая установка с Бор-5 № 505, модель Бурана в масштабе от 1 до 8.
орбитальный аппарат, завершив серию из пяти испытательных полетов.

1988 авг.
29:
Корабль «Буран» состыкован с кораблем «Энергия» в обработке
здание на площадке 112 на Байконуре.

1988 Сентябрь
13:
Система «Энергия-Буран» вывезена на АЗС, МЗК, г.
для опасных операций.

1988 Октябрь.
10:
Комплекс «Энергия-Буран» вывезен на стартовую площадку в процессе подготовки
для первого испытательного полета, запланированного на 29 октября, 1988.

1988 Октябрь.
26:
Государственная комиссия дала добро на пуск, запланированный на
29 октября, 06:23 мск.

1988 Октябрь.
29:
На Т-51 за секунды до старта по расписанию автоматическая обработка
система выдала экстренную команду после того, как обнаружила проблему в
последовательность запуска. Государственная комиссия приняла решение отложить
запуск до 15 ноября 1988 г.

1988 ноябрь.
15:
06:00:02 мск: Сверхтяжелая ракета-носитель «Энергия» с беспилотным
С Байконура стартовал многоразовый шаттл «Буран». Две орбиты
или через 206 минут «Буран» автоматически приземлился на аэродроме «Юбилейный» на Площадке
251 на Байконуре.


1988 21 декабря: Сверхтяжелый транспортный самолет Ан-225 Мрия, предназначенный для перевозки ОК «Буран», проводит
свой первый испытательный полет.

1989 Май
13:
Сверхтяжёлый транспортный самолёт Ан-225 Мрия дирижировал
свой первый полет с орбитальным кораблем «Буран».

1989 28 декабря: В Жуковском завершена последняя практическая работа с испытательной машиной БТС-002.

1992:
Иссякает финансирование программы «Энергия-Буран».

2002 май
12:
Летная версия орбитального корабля «Буран» разрушена в крыше
обрушение на площадке 112 на Байконуре.

2012 15 октября: Полномасштабный прототип орбитального корабля «Буран» вывезен из контрольно-испытательного корпуса РКК «Энергия» (КИС) для установки на внешней выставочной площадке.

2021: Орбитальный корабль «Буран», застрявший внутри здания МЗК, испорчен граффити. 26 мая, после того как в сети появились фотографии развороченного корабля «Буран 1.02», «Роскосмос» пообещал обсудить судьбу объектов центра на ближайшем заседании российско-казахстанской межправительственной комиссии по Байконуру.