Самые крупные космические катастрофы в истории. Происшествия в космосе


Самые крупные космические катастрофы в истории

Невероятные факты

В недавно вышедшем космическом триллере "Гравитация", зрители имеют возможность наблюдать за устрашающей ситуацией, когда астронавтов, которых играют Сандра Буллок и Джордж Клуни, уносит далеко в космос.

Катастрофа, происходит из-за того, что космический мусор выводит из строя космический челнок.

Хотя такая ситуация является вымышленной, вероятность гибели и разрушения является вполне реальной. Вот крупнейшие катастрофы, произошедшие в истории космических полетов.

1. Союз-1 и гибель космонавта Владимира Комарова 1967 года

Первая катастрофа со смертельным исходом в истории космических полетов произошла в 1967 году с советским космонавтом Владимиром Комаровым, находившимся на борту "Союза-1", который погиб при приземлении, когда спускаемый аппарат космического корабля врезался в землю.

5 интересных фактов о первом космическом полете Гагарина

По различным данным причиной трагедии стал отказ парашютной системы. О том, что произошло во время последних минут остается только догадываться.

При ударе на землю бортовой магнитофон расплавился, а от невероятных перегрузок космонавт, скорее всего, погиб мгновенно. От тела осталось лишь несколько обуглившихся останков.

2. Союз-11: смерть в космосе

Еще одна трагическая концовка в советской космической программе произошла 30 июня 1971 года, когда космонавты Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли, возвращаясь на Землю с космической станции "Салют-1".

Расследование показало, что во время спуска "Союза-11", клапан дыхательной вентиляции, который обычно открывается перед посадкой, сработал раньше, вызвав асфиксию космонавтов.

Падение давления в спускаемом аппарате подвергло экипаж воздействию открытого космического пространства. Космонавты были без скафандров, так как спускаемый аппарат не был рассчитан на троих человек.

Уже через 22 секунды после разгерметизации на высоте примерно 150 км они стали терять сознание, а через 42 секунды их сердце остановилось. Их нашли сидящих в кресле, у них произошло кровоизлияние, были повреждены барабанные перепонки, а азот в крови закупорил сосуды.

3. Катастрофа шаттла "Челленджер"

28 января 1986 года космический шаттл НАСА "Челленджер" взорвался в прямом эфире вскоре после старта.

Запуск привлек к себе всеобщее внимание, так как на орбиту впервые отправилась учительница Криста МакОлифф, которая надеялась давать уроки из космоса, привлекая аудиторию из миллионов школьников.

Катастрофа нанесла серьезный удар по репутации США, и все могли наблюдать за этим.

Расследование показало, что из-за холодной температуры в день запуска возникли неполадки с кольцевым уплотнителем, который разрушил крепление.

В результате катастрофы скончались все семь членов экипажа, а программа шаттла закрылась до 1988 года.

4. Катастрофа шаттла "Колумбия"

Через 17 лет после трагедии с "Челленджером", программа шаттла понесла еще одну потерю, когда космический корабль "Колумбия" разрушился при входе в плотные слои атмосферы 1 февраля 2003 года к концу миссии STS-107.

Расследование показало, что причиной гибели стали обломки пены, повредившие термоизоляционное покрытие шаттла, образовав дыру диаметром около 20 см.

Найденные обломки корабля

Все семь членов экипажа могли спастись, но быстро потеряли сознание и погибли, в то время как шаттл продолжал разваливаться на куски.

5. Миссия Аполлон: пожар на Аполлон-1

Хотя во время полетов по программе "Аполлон" не погибло ни одного космонавта, два смертельных несчастных случая все же произошло в ходе связанных с ней деятельности. Трое космонавтов: Гус Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи погибли во время наземного испытания командного модуля, произошедшего 27 января 1967 года. Во время подготовки в кабине возник пожар, что вызвало удушье астронавтов, и их тела сгорели.

Расследование выявило несколько ошибок, включая использование чистого кислорода в кабине, легко воспламеняемых застежек-липучек и открывающийся внутрь люк, который не дал экипажу быстро выбраться.

До испытания трое астронавтов были обеспокоены предстоящей подготовкой и сфотографировались перед моделью корабля.

Несчастный случай привел к множеству изменений и усовершенствованию будущих миссий, благодаря которым позже осуществили первую высадку на Луну.

6. Аполлон-13: "Хьюстон, у нас проблема"

Миссия "Аполлон-13" ярко продемонстрировала опасности, которые подстерегают человека в космосе.

Старт космического корабля состоялся 11 апреля 1970 года в 13 часов 13 минут. Во время полета произошел взрыв кислородного бака, повредившего служебный модуль, что сорвало планы по высадке на Луне.

Поврежденный служебный модуль "Аполлона-13"

7 известных цитат, которые мы неверно понимаем

Чтобы вернуться на Землю, космонавтам нужно было облететь Луну, воспользовавшись ее гравитацией. Во время взрыва космонавт Джек Суайгерт по радиосвязи произнес фразу: "Хьюстон у нас была проблема". Впоследствии в известном голливудском фильме "Аполлон-13" ее изменили на ставшую известной цитату: "Хьюстон, у нас проблема".

7. Удары молнии и тайга: Аполлон-12 и Восход-2

И в советской космической программе и в НАСА происходили довольно интересные, хотя и не катастрофические случаи. В 1969 году, во время запуска "Аполлон-12", молния дважды ударила по космическому кораблю на 36-й и 52-й секунде после старта. Несмотря на это, миссия прошла успешно.

"Восход-2" стал известен благодаря тому, что в 1965 году во время полета было совершен первый в мире выход космонавта в открытый космос.

Но при посадке произошел небольшой инцидент из-за задержки, вызванной дополнительным витком вокруг Земли. При этом место возращения в атмосферу было сдвинуто.

Алексей Леонов и Павел Беляев на борту корабля приземлились в глухой тайге примерно в 30 км от города Березняки Пермской области. Космонавты провели в тайге двое суток, после чего их обнаружили спасатели.

Перевод: Филипенко Л. В.

www.infoniac.ru

25 невероятных происшествий, которые случались в космосе

Космос - удивительное и необычное место. У него так много загадок, которые мы хотим разгадать, что уже не удивляемся странным и непонятным вещам, которые в нем происходят.

С момента освоения космоса астронавты и ученые обнаруживали множество причудливых явлений. Начиная с НЛО и заканчивая мерцающими огоньками в холодном вакууме пространства. Что это такое? Откуда это берётся? Как объяснить? Многие вопросы так и остаются без ответов. Оставим их разрешение ученым и узнаем о 25 вещах, которые когда-либо случались и случаются в космосе.

1. Стук в китайском космическом корабле.

Китайский космонавт Ян Ливэй стал первым человеком в Китае, освоившим космос на космическом корабле “Шэньчжоу-5”. Во время своей 21-часовой миссии он рассказал о постоянном стуке, который доносился извне, как будто бы кто-то бился в двери корабля. Он попытался выяснить причину шума, но так и не нашел ее. Никаких объяснений этому не было и некоторые предположили, что подобные звуки мог издавать сам корабль.

2. Космические угри.

Когда астронавт НАСА Фрэнклин Стори Масгрейв был в космосе, то, как он утверждает, увидел космического угря, внешне похожего на движущуюся трубу. По его словам, он видел этих тварей дважды. Космонавт настаивает на своем, несмотря на то, что многие полагают, что это был космический мусор.

3. Странные вспышки света.

Многие астронавты миссии “Apollo 11” утверждали, что видели странные вспышки света. Они сказали, что видели их даже с закрытыми глазами. По их утверждению, вспышки были белого, синего и желтого цветов. Ученые считают, что астронавты всего лишь были поражены космическими лучами.

4. Странный оранжевый свет на МКС.

Это был первый полет астронавта Саманты Кристофоретти на Международную космическую станцию. Когда она подлетела ближе, то увидела, что МКС светится кроваво-оранжевым цветом. В возбуждении, она посчитала, что это инопланетяне.

5. Зеленый космический шар.

В рамках миссии Mercury майор Гордон Купер совершил полет вокруг Земли на ракете-носителе “Атлас”. Во время своей миссии он утверждал, что видел зеленый шар, приближающийся к нему, который вскоре исчез. Станция слежения, которая находилась в австралийском Мучеа, смогла перехватить этот сигнал.

6. Пожар на МКС.

Очевидно, последнее, что вы хотели бы увидеть в космосе - это пожар. Но ученые из НАСА решили провести эксперимент. Они целенаправленно устроили пожар на борту МКС, чтобы увидеть, как поведет себя пламя. В результате оно образовало небольшие шарики, которые горели весьма медленно. Кстати, в космосе огонь быстрее загорается и выбрасывает больше токсичных веществ.

7. Бактерии в космосе.

Все живые организмы в космосе меняют свою структуру, в том числе бактерии. Это с успехом доказала астронавт Шерил Никерсон. Во время очередного полета она взяла с собой в космос сальмонеллу и хранила ее 11 дней. После ее возвращения, ученые заразили этими бактериями лабораторных мышей. Если в обычном состоянии инфицированные мыши погибали на седьмой день, то в этот раз они умерли на пару дней раньше, чем обычно. Подобные эксперименты были поставлены и с другими бактериями, но каждый раз результат оказался неожиданным и непредсказуемым. Остается неясным, как меняются микроорганизмы в космосе и какое влияние они оказывают на остальных существ после своего возвращения из космоса на Землю.

8. Странная музыка.

Как сообщают астронавты из миссии “Apollo 10”, во время вращения на дальней стороне Луны они слышали музыку, не похожую на земную. Долгое время космонавты не говорили об этом, но спустя годы на их записях из космоса стал слышен низкочастотный свистящий шум.

9. Инопланетяне.

По уверениям НАСА, во время своего очередного полета на Луну, Нил Армстронг отправил на Землю секретное послание, в котором сообщалось, якобы об инопланетянах, “которые наблюдают за нами по другую сторону Луны”. Следует отметить, что в последующем астронавт никогда не подтверждал этих слов.

10. Вспышки света.

В 2007 году ученые обнаружили в космосе таинственные вспышки света, длящиеся всего миллисекунды. Они до сих пор не могу сказать, что или кто вызывает их. Мнения расходятся. Кто-то утверждает, что это звезды, некоторые говорят о разрушении черных дыр, а некоторым видятся инопланетяне.

11. В космосе все выше.

Одна из странных и необычных особенностей нахождения в космосе. Все, кто там пребывает длительное время, становятся выше. Из-за того, что в невесомости спинной мозг сжимается не так сильно, как на Земле, астронавтам удается стать выше на 3%.

12. Катастрофа 10,7 миллиардов световых лет назад.

Учеными недавно было обнаружено, что в космосе произошел внезапный всплеск рентгеновского света на расстоянии 10,7 миллиардов световых лет от Земли. Они считают это разрушительным и катастрофическим событием. Энергия, которую произвел этот всплеск, была в тысячу раз мощнее, чем все звезды в нашей галактике. Что это было и чем вызвано, ученые объяснить не могут.

13. Российский космонавт увидел что-то размером с палец за пределами своей космической станции.

Во время работы на "Салют - 6" российский космонавт генерал-майор Владимир Коваленок увидел снаружи некий орбитальный объект размером с палец. В то время как он всматривался в него и пытался выяснить, что это такое, объект внезапно взорвался и раскололся пополам. Оба объекта, имеющие золотое свечение исчезли как только вошли в орбиту Земли.

14. Каннибализм Млечного Пути.

При помощи космического телескопа Хаббл ученые НАСА обнаружили, что Млечный Путь обладает довольно странной и необычной особенностью - каннибализмом. Они изучили 13 звезд на внешнем ореоле Млечного Пути, чтобы лучше понять, как образовался Млечный Путь. За эти годы, по их мнению, Млечный Путь вырос, поедая галактики поменьше.

15. НЛО на шаттле Atlantis.

Во время полета шаттла " Atlantis STS-115" на его орбиту попал небольшой НЛО. Астронавты миссии провели несколько экспериментов, чтобы убедиться в его безопасности. Ученые НАСА не придали этому значения и предположили, что это космический мусор или лед. Однако многие считают, что это было лишь прикрытием, а истинные причины ученые скрывают.

16. Странные лучи света из ниоткуда.

Находясь в космосе, астронавт НАСА Лерой Чиао рассказал, что видел пять огней с противоположного направления солнца и пришел в восторг от одного их вида, однако объяснить характер их возникновения не мог. Он сказал, что они пролетели быстро и в организованном порядке. Исследователи пытаются разгадать тайну, не исключая, что свет мог исходить от Земли.

17. Гигантский резервуар с водой.

Вот уже около 12 миллиардов световых лет, один из квазаров держит огромный резервуар с водой, в 140 триллионов раз превышающий массу воды в земных океанах.

18. Странное НЛО в углу.

Астронавт НАСА Скотт Келли иногда публиковал фото из космоса в своем Твиттере. На одной из таких фотографий, в правом углу можно разглядеть несколько белых огоньков. Интернет-сыщики сразу же попытались увидеть в них НЛО, однако никто точно не знает, что это за огни.

19. Деформация глаз после полета в космос.

Еще одна странная и необычная особенность, которая ждет космонавтов. По исследованиям ученых, у астронавтов, часто летающих в космос, деформируются глаза, зрительные нервы и гипофиз. Проблемы возникают из-за ”внутричерепной гипертензии" - состояния высокого давления в мозге и черепе.

20. “Тысячелетний сокол”.

Наблюдая за станцией МКС, Джадон Бисон увидел что-то довольно странное. Пара огней, смахивающих на корабль “Тысячелетний Сокол” из фильма “Звездные войны”. Он сделал фото объекта и отправил его в НАСА, желая получить объяснение. Однако никакого ответа оттуда получено не было.

21. Девятая планета Солнечной Системы.

Астрономы получили новые доказательства того, что девятая планета размером с Нептун когда-то находилась в планетообразующей области нашей Солнечной системы, но в конечном итоге вышла на эллиптическую орбиту. Для того, чтобы эта планета полностью вращалась вокруг Солнца, требуется 15000 лет. Эта планета, попросту “сбежала”.

22. Российский космонавт снял странный НЛО.

В марте 1991 года российский космонавт Муса Манаров сфотографировал странный объект со своей космической станции “Мир”. Объект был виден на близком расстоянии и светился белым светом. Хотя все утверждают, что это был космический мусор, Манаров настаивает, что видел НЛО.

23. НАСА скрывает НЛО.

15 января 2015 года, когда NASA вела прямую трансляцию с Международной космической станции, на расстоянии чуть выше Земли появился странный НЛО. При его возникновении НАСА быстро обрезала кадр. Что это был за объект и почему НАСА пытается скрыть его, непонятно до сих пор.

24. Проводя много времени в космосе, астронавты теряют костную массу.

Кости являются активной живой тканью и восстанавливаются только благодаря физической активности, такой как ходьба или бег. В невесомости же кости начинают ослабевать.

25. Живые бактерии, обнаруженные за пределами Международной космической станции.

Считается, живые организмы не способны выжить в холодном вакууме космоса. Но недавно астронавты обнаружили живые бактерии за пределами Международной космической станции, которых во время запуска модуля не было. Для многих это стало доказательством инопланетной жизни в космосе, но многие считают, что этому есть простое и логическое объяснение. Бактерии могли быть перенесены в верхнюю атмосферу Земли восходящими воздушными потоками, где и зацепились за космический корабль.

Наша планета уникальна и многогранна, интересна и необычна, порой, даже весьма опасна. Но какой бы она ни была, она наша. Это наш общий дом, который нужно оберегать не только на Земле, но и в космосе.

По материалам: List25

 

womanadvice.ru

Происшествия в космосе » Архив Авиапанорамы

Иван Баранецкий (Продолжение. Начало в № 6, 2002 г.)

В предыдущем номере мы уже рассказывали о серьезных неудачах в развитии отечественной космонавтики в начале 70-х годов. Особенно это коснулось создания и эксплуатации орбитальных станций, а также реализации лунной программы. После запуска в апреле 1971 г. первой отечественной орбитальной станции ДОС-7К «Салют» и гибели экипажа корабля «Союз-11», побывавшего на этой станции, три последующих года оказались драматичными для нашей космонавтики. Из-за неудачных запусков очередных «Союзов» эта орбитальная станция, приняв на борт только один экипаж, спустя полтора года после старта прекратила свое существование. Затем еще три станции по причине различных аварий и неполадок превратились в космические «обломки» либо во время старта, либо на орбите.

Полеты наших ДОСов (долговременных орбитальных станций) — особая история. Всем им официально присваивалось одно наименование – «Салют». Каждый очередной получал еще и порядковый номер. Последним «Салютом» стал седьмой. А первый, если бы не интриги в высших конструкторских кругах, должен был называться «Алмазом». Дело в том, что орбитальную пилотируемую станцию (ОПС) начали проектировать в 1965 г. в конструкторском бюро под руководством В.Н.Челомея (ныне НПО «Машиностроение»). С самого начала создания ее именовали ОПС «Алмаз». Она предназначалась для решения военных задач. По целевому назначению и конструктивному исполнению она во многом отличалась от орбитальных станций «Салют», которые начали разрабатывать в конце 60-х годов в ЦКБЭМ под руководством В.П.Мишина (ныне РКК «Энергия» им. С.П. Королева). В ее основу легли многие технические решения «Алмаза».

В сентябре 1971 г. было решено продолжить работы на станции «Салют-1». На этот раз полететь должен был основной экипаж: Алексей Леонов, Петр Колодин и Алексей Губарев, заменивший заболевшего Валерия Кубасова. Экипаж к полету был готов, однако старт корабля отменили из-за возникших сомнений в его исправности и надежности. Корабль доработали. Испытать его в полете поручили Василию Лазареву и Олегу Макарову.

Старт «Союза-12» состоялся спустя два с лишним года после катастрофы «Союза-11», 27 сентября 1973 г. Полет продолжался менее двух суток. Программа полета не была выполнена. Уже после посадки многие догадывались: произошло что-то неладное. Но как ни пытались журналисты узнать правду, ничего из этого не получилось. Больше всех старался военный журналист Михаил Ребров. В доверительной беседе о ходе полета он настоятельно просил командира корабля Василия Лазарева:— Расскажи о полете, о том, что было на Госкомиссии. — Как-нибудь потом… Повисли минуты тягостного молчания.Появились догадки. Интуиция подсказывала, что этот космический полет, первый после гибели Добровольского, Волкова и Пацаева, был совсем не простым. По скудной информации Евпаторийского центра управления полетами можно было предположить, что на борту корабля «Союз-12» не все в порядке. Но тогда, в сентябре 1973 г., в официальных сообщениях ТАСС об этом ничего не сообщалось. Что же произошло на самом деле?

… Шли вторые сутки полета. Космонавты уже «обжили» корабль и скафандры, освоились с невесомостью, сосредоточились на проверке нового оборудования. Вот тут-то все и началось: сначала обнаружились серьезные неполадки в системе жизнеобеспечения, потом — отказы в системе ориентации. А за этим — возвращение с орбиты. Экипаж не бездействовал, все, что выявляли и делали, записывали в бортовые журналы.

Государственная комиссия собралась сразу же после приземления «Союза-12». Космонавты и руководители полета с точки зрения их интересов находились как бы «по разные стороны баррикад». Откровения космонавтов по поводу того, что происходило на борту, воспринимались неоднозначно, с некоторым недоверием. Представители фирм старались скрасить претензии экипажа. Одним словом, на Госкомиссии не получилось беспристрастного разговора. Каждая из сторон считала себя правой. В результате окончательное решение принималось «за закрытой дверью». Для широкой общественности все, что касалось этого полета, было окутано тайной. Запрет на разглашение фактов, компрометирующие наши достижения в космосе, стал нормой официальных «тассовских» сообщений. Перед космонавтами встала дилемма: либо довериться близким и рассказать сокровенное, либо лишиться возможности полететь в космос еще раз. Как правило, преобладала вторая альтернатива.

Вслед за «Союзом-12» состоялся ничем не примечательный полет корабля «Союз-13» (Петр Климук и Валентин Лебедев, конец декабря 1973 г.).

25 июня 1974 г. под названием «Салют-3» на орбиту вышел ОПС-102, или «Алмаз». Оба эти наименования имели гриф «секретно». «Алмаз» отличался от «Салютов», как уже отмечалось, своим предназначением. Это был военный объект, разработанный коллективом ОКБ-52.

4 июля на борт станции на корабле «Союз-14» прибыл первый экипаж в составе Павла Поповича и Юрия Артюхина, проработавший чуть больше двух недель. Очередной полет на эту станцию был запланирован в конце августа 1974 г.

Старт корабля «Союз-15» с экипажем в составе Льва Демина и Геннадия Сарафанова состоялся 26 августа 1974 г. Космонавты должны были стать вторым экипажем, отправленным на станцию «Салют-3». Но история этого полета повторяет судьбу «Союза-12». Программа полета предусматривала стыковку со станцией и работу на орбите в течение 25 суток. В официальной сводке значилось, что «в течение двух суток экипаж проводил научно-технические эксперименты по отработке процессов маневрирования и сближения со станцией «Салют-3».Всего два дня пробыли на орбите «Дунаи» (позывной экипажа), но за этими днями стояла вся жизнь, прожитая ради этого полета.. За ними стояла заслуженная, но, к сожалению, с горьким привкусом, слава.

Итак, август 1974-го. Стартовали ночью. План полета – обычный: после выхода на орбиту — проверить, все ли в порядке с бортовым оборудованием, подготовиться к стыковке со станцией. Все необходимые операции (коррекции) были выполнены без замечаний. Основная работа предстояла примерно через сутки. Самый ответственный момент — стыковка. Не спалось «Дунаям» накануне нового рабочего дня. Им не терпелось выйти на связь с операторами ЦУПа, ибо стыковка предполагалась вне зоны радиовидимости.

Начался этап дальнего сближения. С каждой минутой сокращалось расстояние до станции. Вскоре экипаж увидел ее огни, а потом и очертание ее конфигурации. Удлиненная «бочка» величаво плыла впереди, раскинув «крылья» солнечных батарей. Еще несколько разгонно-тормозных маневров, и корабль должен перейти в режим причаливания. И вдруг произошло неожиданное: экипаж скорее почувствовал, чем заметил, что двигательная установка включается вопреки логике сближения: вместо торможения — разгон, и наоборот. Ситуация складывалась серьезная — было над чем задуматься. Столкновение двух многотонных конструкций — это двойная трагедия. Но все обошлось. «Союз-15» проскочил мимо станции в нескольких метрах.

Была еще возможность исправить ситуацию. Хотя запас топлива не столь велик для таких маневров, как сближение и причаливание со станцией, с большой осторожностью можно было осуществить еще одну попытку стыковки. Уж очень хотелось это экипажу! Демин и Сарафанов с большой точностью и ответственностью оценивали ситуацию на борту и были готовы к еще одной попытке. Однако Земля, прикинув по приборам, как «Алмаз» равнодушно и безучастно отдаляется от корабля, отдала приказ дальнейшие попытки прекратить, готовиться к посадке, напомнив при этом, что посадка будет происходить ночью. Из ЦУПа они слышали подбадривающий голос Земли, но не мог он заглушить страшную боль неудачи. …Сколько лет упорных тренировок на Земле!. Казалось бы, все предусмотрели. И цель была так близка! Но…Как говорится, пришла беда — открывай ворота.

На этом сюрпризы полета не закончились. Была еще одна предпосылка для тревоги перед самим спуском. Тормозной двигатель «столкнул» корабль с орбиты. А еще одно испытание ожидало их уже на Земле: в районе посадки бушевала гроза. Однако судьба хранила экипаж

…Самое горькое разочарование и обиду «Дунаи» испытал во время заседания Госкомиссии и после него. Так уж получилось, что те, кто взял на себя руководство космическими программами, многие годы внушали нам: «советская техника самая надежная» — и создали свои законы «гласности». А те, кто готовился к стартам, вынуждены были жить по этим законам, наступая себе на горло.

(Продолжение следует)

21st Август 2004 0:59. Категория 46, Космонавтика Просмотров: 825   

aviapanorama.su

Происшествия в космосе » Архив Авиапанорамы

Иван Баранецкий,кандидат технических наук, старший научный сотрудник (Продолжение. Начало в № 6 2002 г.)

В предыдущем номере были рассмотрены нештатные ситуации, возникшие во время космических полетов Юрия Гагарина и Германа Титова. Развивая эту тему, мы будем освещать не только происшествия, но и вопросы безопасности, малоизвестные, представляющие интерес для читателя события, связанные с космическими полетами и подготовкой к ним. Вслед за полетами Гагарина и Титова состоялись два групповых полета: Андрияна Николаева и Павла Поповича, Валерия Быковского и Валентины Терешковой. О них и пойдет речь в этой статье.

Полет Андрияна Николаева на корабле “Восток-3” и Павла Поповича на корабле ”Восток-4”. Ключевым в организации и выполнении полета Николаева был вопрос о его продолжительности – одни или трое суток. Сегодня, когда рекорд продолжительности одного полета составляет 438 суток (установлен Валерием Поляковым в 1994-1995 гг.), те робкие “шажки” по увеличению длительности кажутся перестраховочными и даже боязливыми. Сергей Королев настаивал на трехсуточном полете, руководитель работами по подготовке советских космонавтов Николай Каманин – на одно-двухсуточном полете. Он остался в меньшинстве — практически один. Не посмели маршалы, генералы, члены Госкомиссии, Президиума Академии наук СССР противостоять авторитету главного конструктора. “Ответственных” было много, но решал все вопросы Сергей Павлович. Вообще, выбор продолжительности первых космических полетов – это вопрос, касающийся сугубо безопасности. Николай Петрович основывался на выводах ученых-медиков и биологов, сделанных в сентябре 1961 г.: “В настоящее время нет никаких оснований планировать очередной космический полет больше, чем на одни сутки. При осуществлении суточного полета и при отличном самочувствии космонавта полет может быть продлен, но не более чем на двое суток”. Запланированный трехсуточный полет Николаева (“Сокола”) был продлен еще на одни сутки. В итоге “Сокол” выполнил четырехсуточный полет, а “Беркут” (Павел Попович) – трехсуточный. Посадка обоих была произведена 15 августа 1962 г. (Николаев стартовал 11 августа, Попович – 12 августа).

Вопрос безопасности тогда стоял очень остро и проявлялся во всем, даже в “мелочах”. “Очень важно вернуться на Землю не только живым, но и не инвалидом”, – эта фраза была не только в голове, но на языке у многих.

… Невесомость — основной “враг” космонавтов в полете. Вредного воздействия этого фактора на организм человека не избежать никому. К нему можно только приспособиться, ослабить его воздействие с помощью специальных тренировок по выработке вестибулярной устойчивости организма к невесомости на Земле. Тошнота – естественный синдром неблагоприятного воздействия невесомости. Ее в различной степени испытывали и испытывают практически все космонавты и астронавты. Это естественное состояние организма считалось тогда запретным для широкой огласки. О нем стыдливо умалчивали, дабы не “уронить” честь “мундира”. Космонавт, почувствовавший небольшой приступ тошноты обязан был немедленно сообщить на Землю: “Наблюдаю грозу”…”Гроза” – это условный код, означающий рвоту. И такие сообщения от космонавтов поступали.

Полет Николаева и Поповича происходил без особых инцидентов. Но ни один космический полет не обходится без отклонений от штатного функционирования. Такие отклонения были и в полете Николаева: из-за неудачной ориентации корабля не состоялось наблюдение за стартом Поповича, плохая радиосвязь с Землей, понижение температуры в корабле до 130 С (нормальная – 24-260 С) и др. Аналогичная ситуация с температурой, а также понижение влажности имели место в корабле Поповича. Воздействие внешних неблагоприятных факторов на систему “корабль-космонавт-среда” тоже проявилось уже в этом групповом полете. Наиболее опасное их них – радиация: галактическое космическое излучение, радиационные пояса Земли, солнечные вспышки, искусственная радиация и т.д. К большому везению, искусственная радиация (ядерный взрыв США в космосе) появилась до полета, а вспышка на Солнце зафиксирована 17 августа 1962 г., т.е. через два дня после посадки Николаева и Поповича. К счастью, все эти ситуации не оказали существенного негативного влияния на полеты в целом и на состояние космонавтов.

Полет Валерия Быковского на корабле “Восток-5” и Валентины Терешковой на корабле “Восток-6”. 40-летие этих полетов будет отмечаться 19 июня 2003 г. (день посадки обоих кораблей). Старт Быковского – 14 июня, Терешковой – 16 июня. Конкретная подготовка к первому женскому полету началась в начале января 1963 г. Полет намечался на март-апрель. Тогда еще не было решено, будет ли это одиночный или групповой полет. Обдумывалось предложение послать в полет два корабля с женщинами на борту. В женском отряде, кроме Валентины Терешковой, были Ирина Соловьева, Валентина Пономарева, Жанна Еркина и Татьяна Кузнецова. О женском отряде вспоминает Николай Каманин: “Наиболее подготовленными и первыми кандидатами на полет были Терешкова и Пономарева. Впечатления от Терешковой у всех очень хорошие: образец в поведении и воспитанности”.

Уже на этапе подготовки к этому полету было много неурядиц у специалистов ОКБ, разрабатывавших скафандры, кресла, ассенизационно-санитарные устройства и другое оборудование (главный конструктор С.М. Алексеев).

Все “беды” смешанного полета начались с непогоды. В первых числах июня почти неделю держалась сплошная облачность, при этом дули сильные ветры с порывами более 15-20 м/с. При таком ветре, как правило, старт отменяется. Вслед за этим 6 июня была отложена вывозка на старт ракеты с “Востоком-5” из-за отказа системы КРЛ (командные радиолинии). При подготовке этого пуска было очень много отказов техники: систем управления, связи и командных линий, а также других систем и приборов. Эти отказы подрывали уверенность в безукоризненности подготовки техники. Из-за отказа КРЛ пуск был задержан на 3-4 дня.

Полет Быковского — пожалуй, первый космический полет, в котором было много различных неприятностей и даже курьезов. Вслед за задержкой пуска из-за отказа КРЛ очередной перенос даты старта был вызван серией вспышек на Солнце. Однако на этом инциденты не закончились. Во время предстартовой подготовки обнаружилась первая крупная неприятность: отказали оба УКВ-передатчика. После короткого совещания руководителей пуска во главе с Королевым решили лететь без УКВ-связи. Очередная крупная неприятность возникла за 40 минут до старта и была связана с системой катапультирования. Перед закрытием люка корабля наш лучший специалист по скафандру В.И. Сверщек должен был вытащить фалу с предохранительной чекой из кресла и тем самым изготовить его к катапультированию. Сверщек потянул за фалу, но она не вытягивалась. Тогда он принял дикое решение — ножом обрезал фалу и тем самым создал обстановку, почти наверняка исключающую нормальное катапультирование. Это привело к очередному переносу старта на 30 минут.

И это не последняя неприятность на старте. В состоянии 5-минутной готовности обнаружилось, что на пульте управления не горит табло, подтверждающее готовность 3-й ступени ракеты. Но на этот раз, по настоянию Королева, председателя Госкомиссии Тюлина и ряда других руководителей, было принято решение время старта не переносить.

Полет Быковского был богат не только на неприятности, но и на курьезы. 18 июня один из наземных пунктов в Хабаровске принял от “Ястреба” тревожное сообщение о том, что на борту был космический стук. Королев поручил разобраться с этим донесением Каманину. Выяснилось, что имелся в виду не стук, а стул. Земля, расслабившись после тревоги, поздравила Быковского с “мировым рекордом” (он первым из людей сделал это в космосе).

В отличие от полета “Ястреба”, полет Терешковой (“Чайки”) происходил без инцидентов. Он был подготовлен и прошел отлично. Все, кто видел Терешкову во время подготовки, старта и вывода корабля на орбиту, кто слушал ее доклады по радио, единодушно заявили: “Она провела старт лучше Поповича и Николаева”. Королев и другие члены Госкомиссии были удовлетворены результатами ее пилотирования.

(Продолжение следует)

22nd Февраль 2003 4:40. Категория 37, Космонавтика Просмотров: 988   

aviapanorama.su

Происшествия в космосе » Архив Авиапанорамы

Иван Баранецкий С запуском в апреле 1971 г. первой отечественной орбитальной станции ДОС-7К «Салют» началась эра эксплуатации таких станций. Однако три года после запуска первого «Салюта» оказались драматическими. Из-за неудачных запусков очередных «Союзов» эта станция, приняв на борт только один (впоследствии погибший на спуске) экипаж, спустя полтора года после старта прекратила свое существование. Затем еще три станции по причине различных аварий и неполадок превратились в космические «обломки» либо во время старта, либо на орбите. В этот же период была «похоронена» и лунная программа. И все это произошло на фоне безоговорочных успехов американцев: три длительные экспедиции на станции «Скайлэб» в 1973 г. и девять пилотируемых полетов к Луне, из них шесть — с высадкой астронавтов на поверхность селены (с декабря 1968 г. по декабрь 1972 г.).

(Продолжение. Начало в № 6, 2002 г.)

К сожалению, после трагической гибели экипажа Георгия Добровольского в июне 1971 г. три последующих года для СССР оказались «пустыми». На 29 июля 1972 г. был назначен старт второй станции – «Салют-2». Однако авария ракеты-носителя перечеркнула эти планы.

Немного ранее этого события на космодроме уже находилась так называемая ОПС — орбитальная пилотируемая станция. Она предназначалась для решения военных задач и разрабатывалась коллективом ОКБ под руководством В.Н.Челомея (ныне НПО «Машиностроение»). С самого начала создания ее именовали ОПС «Алмаз». По целевому назначению и конструктивному исполнению она во многом отличалась от орбитальных станций «Салют», разрабатываемых в ЦКБЭМ под руководством Василия Мишина (ныне РКК «Энергия» им. С.П.Королева). Драматизм программы «Алмаз», как и многих других (в частности лунной), характерен для советского периода развития космонавтики и мало кому известен. Но об этом позже.

3 апреля 1973 г. был осуществлен первый запуск станции «Алмаз». В официальном сообщении о выводе на орбиту ее назвали «Салют-2». На середину апреля намечался старт корабля «Союз-12» с экипажем в составе Павла Поповича и Юрия Артюхина в качестве основной экспедиции на эту станцию. Однако вскоре этот запуск пришлось отменить. На тринадцатые сутки полета на борту «Салюта-2» произошла авария, которая привела к разгерметизации станции. 29 апреля ОПС-1 прекратила свое существование. 11 мая 1973 г. состоялся запуск «Салюта-3». Станция вышла на орбиту, однако уже на первых витках полета обнаружились серьезные неполадки, которые исключали возможность ее эксплуатации в пилотируемом режиме. Тогда станцию назвали «Космос-557».

29 июня 1974 г. на орбиту вышла вторая станция «Алмаз» (ОПС-2) под названием «Салют-3». 3 июля того же года стартовал корабль «Союз-14» с экипажем в составе Павла Поповича и Юрия Артюхина, который прибыл на борт станции 4 июля. Программа «Алмаз», начавшаяся с опозданием на год, пошла, как говорится, наперекосяк: срывы стыковок, отмена стартов, прекращение эксплуатации в пилотируемом режиме. Все это привело к тому, что 24 января 1975 г. «Салют-3» исключили из реестра из-за прекращения своего существования. Первый и единственный экипаж, побывавший на этой станции, проработал всего лишь 16 сут. Затем на орбиту вышел очередной «Алмаз» («Салют-4»), стартовавший 26 декабря 1974 г. Потом последовали и другие «Алмазы»: «Салют-5», «Салют-6», «Салют-7». Судьба их разная, как и продолжительность эксплуатации на орбите. Не все запланированные программы удалось выполнить, хотя экспедиции на эти станции были по-своему интересны, многое и по сей день окутано тайной. К этим полетам мы еще вернемся, ибо все перипетии с «Союзами» и «Алмазами» закончились тем, что на орбите появился уникальный многомодульный комплекс «Мир», просуществовавший более 13 лет. Это было бесспорное достижение и космической науки, и конструкторской мысли, и производства.

Однако пора уже рассказать о тех событиях, которые сопровождали разработку таких программ, как «Алмаз», лунная и др.

Работы по «Алмазу» начались в подмосковном Реутове в середине 60-х годов. Но официального решения о строительстве этого комплекса не было более пяти лет — его принятию мешали С.П.Королев и В.П.Мишин при поддержке Л.В.Смирнова (Совет Министров) и Д.Ф.Устинова (ЦК КПСС). Только в августе 1970 г. было принято, наконец, решение ЦК и Совмина, в соответствии с которым В.Н.Челомея обязали построить и испытать станцию во второй половине 1971 г., а в 1972 г. сдать ее на вооружение МО. Обязать-то обязали, но лишили возможности ее строить: отобрали весь задел по «Алмазу» и передали его Мишину для разработки ДОС-7К, одновременно переподчинив ему филиал ОКБ Челомея в Филях во главе с Бугайским. Василий Мишин пытался доказать, что его ДОС-7К дешевле и лучше «Алмаза», что надо построить десять таких станций и закрыть программу «Алмаз». Он стремился окончательно закрепить за собой Бугайского и лишить Челомея производственной базы. У Мишина на тот момент было пять КБ и более 60 тыс. рабочих, под его руководством велись работы по «Союзам», 7КС, Л-3, ДОС-7К и другим объектам, и почти все программы, кроме «Союза», терпели провалы. У Челомея осталось одно ОКБ и 8 тыс. рабочих, но при этом он успешно справился с разработкой морских ракет и построил хорошую ракету УР-500 (на то время самый мощный действующий носитель).

«Алмаз» Челомея был на порядок лучше мишинской станции ДОС-7К — это видели все беспристрастные специалисты. Но отношение к «Алмазу» и его автору со стороны Д.Ф.Устинова было по меньшей мере ошибочным. Он дал зеленую улицу ДОС-7К и зажег красный свет перед «Алмазом». По этому поводу Челомей высказывался так: «Для того чтобы «Алмаз» взлетел вовремя, нам нужно хотя бы 10% того внимания, которое Устинов уделяет ДОС-7К».

Теперь уместно сказать о причинах наших неудач в создании более совершенного по сравнению со станцией ДОС-7К комплекса «Алмаз» и особенно очевидных провалов в освоении Луны.

Уже в самом начале 70-х годов в бескомпромиссной схватке между СССР и США по лунной программе убедительную победу одержали американцы. Когда полетом «Аполлона-17» в 1972 г. США успешно закончили лунную программу, наш лунный комплекс Н-1 — Л-3 «лежал на боку». «Проглотив миллиарды», он так и не поднялся.

Главная причина провалов в исследовании космоса по состоянию на 1970-1971 гг. состояла в том, что у нас тогда не было правительственного органа (по типу НАСА), который повседневно руководил бы всеми работами по исследованию космического пространства. Не было хорошо продуманных и обоснованных планов космических исследований не только на пятилетку, но даже на текущий год. В то время американцы много писали, что СССР якобы имел программу развития космонавтики на 20-25 лет вперед, но они кричали об этом с целью нажать на Конгресс и президента, чтобы получить больше ассигнований на исследование космоса. Развитием нашей космонавтики «руководили» три органа: ЦК КПСС, Совет Министров и Академия наук, но оно было слишком общее, несистематическое, а потому недостаточно квалифицированное. Зачастую высшие чиновники -руководители космической отраслью «давали зеленый свет» космическим проектам тех главных конструкторов, чьи симпатии были на их стороне. Не было у нас единого руководства «военным космосом» и в Министерстве обороны.

Еще в декабре 1970 г. руководитель подготовки советских космонавтов Николай Каманин настаивал на полном прекращении работ по лунному комплексу Н-1 — Л-3 (ракета и корабль соответственно), а главный конструктор Василий Мишин — на продолжении. Самым слабым и ненадежным эвеном в этом комплексе была ракета Н-1. Ее усиленно «лечили», хотя уже тогда многие специалисты не верили в ее надежность.

Все четыре попытки заставить лететь эту РН закончились взрывами (четвертая и последняя попытка запуска ракеты Н-1 была предпринята 23 ноября 1972 г.).

Руководители ВВС предлагали поставить крест на этом комплексе, модифицировать ракету Челомея УР-500 и строить принципиально новый лунный корабль, планируя нашу первую экспедицию на Луну в 1974-1975 гг. Но прекращать работы было непросто — слишком много средств вложили в этот конструктивно неправильный и бесперспективный проект. Многие еще надеялись, что уже в 1971 г. она будет способна выводить на орбиту 95-105 т полезной нагрузки. По планам Мишина на 1971-1972 гг. намечались 4-5 беспилотных пусков и один пилотируемый облет Луны, а в марте 1973 г. — первая экспедиция на Луну. Но этим грандиозным планам не суждено было сбыться.

(Продолжение следует)

22nd Июнь 2004 1:44. Категория 45, Космонавтика Просмотров: 992   

aviapanorama.su

Авария в космосе: причины и последствия

Космонавты устранили утечку воздуха на пристыкованном к МКС корабле «Союз». Проверка ультразвуком подтвердила герметичность после ремонта. Накануне экипаж выявил в бытовом отсеке «Союза» микротрещину размером два миллиметра. Отверстие было сквозным и стало причиной утечки воздуха на МКС. Российские космонавты с помощью герметика поставили заплатку и устранили утечку. Возможные причины ЧП – столкновение с микрометеоритом или производственный дефект. Потерю воздуха на МКС компенсировали надувом из баков космического грузовика «Прогресс». Здоровью и безопасности экипажа МКС ничего не угрожает.

Часто ли происходят подобные происшествия на орбите, в студии телеканала «МИР 24» рассказал ведущий научный сотрудник Института космических исследований Российской Академии наук Натан Эйсмонт.

- Насколько трещина на пристыкованном к МКС корабле «Союз» представляет опасность для экипажа?

Натан Эйсмонт: Если ее заметили вовремя, то можно считать, что неопасна. Потому что, если бы даже утечка была сильней, чем наблюдалось, можно было бы изолировать бытовой отсек. Так уже делали, но не на МКС. Так делали на «Мире». Там герметизировали модуль «Спектр». Из-за неудачных маневров при стыковке прибывший «Союз» врезался в «Спектр». Произошла разгерметизация, поэтому весь модуль надо было срочно загерметизировать. С этим справились, и после этого «Мир» еще долго летал и все было в порядке.

- Есть несколько версий случившегося. И микрометеорит, и космический мусор, и производственный брак. На ваш взгляд, что могло стать причиной появления трещины? 

Натан Эйсмонт: Всегда есть соблазн сослаться на какие-то непреодолимые силы природы, которые действуют независимо от человека. Приведу пример, похожий на этот. Был такой научный непилотируемый аппарат «Прогноз». С ним вдруг произошло что-то непонятное – он дернулся, температура стала расти. Все сразу решили, что в него что-то попало. Но оказалось, что взорвался стоящий снаружи аккумулятор.

В ситуации с «Союзом» картина неясная. Говорят, появилась трещина. Вероятно, для корпуса был использован стандартный алюминиево-магниевый сплав, а он не склонен трескаться. Это вязкий, пластичный материал.

Если бы это повреждение не обнаружили и давление продолжило падать, то, скорей всего, отсек бы изолировали, как в свое время «Спектр».

- Каковы шансы, что космонавты вернутся на Землю на «Союзе»?

Натан Эйсмонт: Мне кажется, что можно пойти на такой риск. Бытовой отсек можно и не использовать. Это, конечно, некомфортно, но сам спускаемый аппарат в порядке.

- Если корабль признают неисправным, как будет происходить эвакуация космонавтов?

Натан Эйсмонт: Можно послать еще один корабль в беспилотном режиме. Решать это будут те, кто отвечает за работу всей станции, за экипаж. Это непростое решение. Думаю, что послать новый корабль решат не сразу, еще поразбираются в ситуации.

- Как часто происходят подобные нештатные ситуации?

Натан Эйсмонт: Уровень нештатности бывает разный. На первый взгляд этот инцидент превышает уровень незначительного происшествия.

- Можете вспомнить какое-нибудь самое громкое ЧП на орбите?

Натан Эйсмонт: Были и происшествия со смертельным исходом. Относительно работы на станции – были случаи с задымлением, когда проблемы возникли с генератором. А ведь там и без того не очень свежий воздух.

Также были неприятности в системе управления. Это, наверное, наиболее частые неполадки. Но система управления многократно дублируется, поэтому всегда с такими неприятностями справлялись. К тому же у системы управления есть простые режимы, которые реализуются даже в случае серьезных отказов. Можно на них перейти и достаточно длительное время в них оставаться, при этом все будет функционировать.

- В случае с «Салютом-7» впервые была проведена стыковка в ручном режиме со станцией, потому что не было питания и отказали все автоматы стыковки.

Натан Эйсмонт: Наверное, хуже даже не то, что вручную, а то, что работать надо было с неуправляемым аппаратом, станция вращалась, как хотела. Это удалось. В фильме об этом говорится, это действительно правда. Это проявление высочайшего мастерства, плюс элемент везения.

- Получается, космонавты на орбите должны быть готовы абсолютно ко всему.

Натан Эйсмонт: Это действительно так. Они должны быть универсалами и не бояться неожиданностей. В таких ситуациях самое главное не паниковать. К преодолению возможных неисправностей они готовы.

mir24.tv

Происшествия в космосе » Архив Авиапанорамы

Иван Баранецкий,кандидат технических наук, старший научный сотрудник

Происшествия в космических полетах, относящиеся к категории опасных нештатных ситуаций, являются предметом глубокого анализа с целью выработки рекомендаций по предупреждению их появления или локализации (ликвидации). Эффективность мероприятий по предотвращению этих происшествий во многом зависит от правильной их трактовки и объективного изложения. До недавнего времени они были “закрытыми” для СМИ, хотя интерес к ним не только профессиональный, но и общественно значимый. Редакция журнала планирует ознакомить читателя с серией публикаций на эту тему с использованием уточненных данных и достоверной информации как по имевшим место в космических полетах происшествиям, так и по вновь возникающим.

Нештатная ситуация (НшС), охватывающая большой диапазон любых отклонений от штатной циклограммы функционирования системы “экипаж – ПКА – окружающая среда”, в зависимости от сценариев ее развития всегда таит в себе потенциальную или реальную опасность в космическом полете. Поэтому на всех этапах планирования, подготовки и выполнения полета осуществляется тщательная отработка возможных НшС. Она основывается на глубоком и всестороннем анализе, прежде всего реальных ситуаций, т.е. имевших место в выполненных полетах, и направлена на недопущение их появления в последующих полетах. Но этого недостаточно. Нештатных ситуаций-рецидивов не так уж много. Они, как правило, не повторяются – появляются новые.

Прогнозирование возможных НшС, расчет их характеристик, разработка сценариев их развития в полете и, самое главное, технологий выхода из них – трудоемкая задача. Но других вариантов для обеспечения безопасности полетов нет. Поэтому до полета в зависимости от его сложности отрабатываются (моделируются) сотни различных НшС. И все равно представляется нереальным “просчитать” все возможные ситуации. Поэтому важно выявить общие закономерности и тенденции их появления и развития в космическом полете, классифицировать по различным признакам: причинам появления, этапам полета, степени опасности и т.д.

На основании многочисленной статистики как по российским (советским), так и по американским космическим полетам такие закономерности выявлены. По признаку причинности все возникающие НшС укладываются в следующие категории:

  • отказы космической техники;
  • по вине человеческого фактора;
  • из-за воздействия внешних по отношению к замкнутой системе “экипаж – ПКА – окружающая среда” факторов.

Наиболее легкие с точки зрения прогнозирования – нештатные ситуации, возникающие по причине отказа бортовых систем. Они достаточно хорошо учитываются с помощью методов теории надежности. Более сложно предвидеть ситуации, появляющиеся по вине человеческого фактора. Тем более что здесь имеют место ситуации, возникающие из-за общечеловеческого и личного (индивидуального) факторов. Их спектр довольно большой: ошибки при разработке космической техники, ошибки экипажа, заболевание его в полете, ошибки при планировании полета, в управлении с Земли и т.д. Как это ни странно, сам экипаж может оказаться источником опасности. Значительную трудность представляет прогнозирование НшС третьей категории. В общем случае их тоже просчитывают: различные столкновения на орбите с искусственными и естественными объектами (так называемым космическим мусором, метеорными телами и т.д.), воздействия космического ионизирующего излучения, климатических факторов на старте и др.

Что касается распределения НшС по этапам полета, то наиболее опасными являются: предстартовая подготовка, старт, выведение на орбиту, спуск, приземление и посадка. Достаточно вспомнить: все катастрофы и значительная часть аварийных ситуаций во время отечественных и американских космических полетов произошли именно на этих участках. Это легко объяснимо. На них в динамичном режиме работают наиболее критичные в пожаро-, взрывоопасном отношении системы, к тому же — с большим дефицитом времени на принятие и реализацию решений по выходу из аварийных ситуаций.

Нижеследующие примеры подтверждают эту зловещую закономерность.

Полет Юрия Гагарина на корабле “Восток-1”.

Наибольшее беспокойство по поводу безопасности Юрия Гагарина вызвал участок полета, связанный с работой тормозной двигательной установки (ТДУ) и полетом связки “приборный отсек – спускаемый аппарат” (ПО-СА) после выключения этой установки и разделения ПО с СА. Напомним читателям, что ТДУ предназначена для торможения связки с целью обеспечения ее схода с орбиты. После включения тормозного двигателя корабля начинается ее торможение. При достижении скорости

136 м/с вырабатывается “главная команда” (ГК) на выключение ТДУ и разрешение прохождения команды на срабатывание пиропатронов разделения ПО и СА. Если ГК не проходит на выключение двигателя, он выключается по метке 44 с программно-временного устройства (ПВУ) системы управления (СУ) ТДУ. При этом нельзя разделять приборный отсек и спускаемый аппарат по команде от ПВУ, а необходимо ждать команду от температурных датчиков, которые расположены на ПО и срабатывают при нагреве корпуса до 1500С. Таковы основные команды проектной (штатной) программы функционирования системы управления ТДУ на этапе спуска корабля с орбиты.

Что произошло на самом деле? В самом начале работы СУ кораблем (до третьей команды) все шло штатно, а далее начались отклонения от штатной программы ее функционирования. По версии Юрия Гагарина:

“… При прохождении третьей команды заметил давление в баллоне ТДУ. Оно стало резко падать с 320 атмосфер… Я почувствовал, как заработала ТДУ. Через конструкцию ощущался небольшой “зуд” и шум. ТДУ работала хорошо”.

Но только в течение 1-2 с. При появлении рабочего давления в камере сгорания должен был закрыться обратный клапан наддува камеры (ОКНК), однако этого не произошло, он закрылся не полностью и не обеспечил герметичности, в результате чего горючее после турбонасосного агрегата (ТНА) штатно поступало в камеру сгорания и нештатно – через не закрывшийся ОКНК – в полость “разделительного” мешка бака горючего, т.е. имела место нерасчетная потеря горючего. В результате такой “перекачки” горючего “не хватило” на отработку штатного импульса тяги, и прекращение нормальной работы двигателя произошло через 40,1 с после запуска из-за окончания горючего, т.е. за 0,5-1 с до формирования главной команды, по которой произошло бы штатное выключение двигателя.

По версии Юрия Гагарина: “… Как только выключилась ТДУ, произошел резкий толчок. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью. Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 с после выключения ТДУ. … Разделение произошло приблизительно только через 10 мин после окончания работы ТДУ ”.

Таким образом, разделение связки “ПО-СА” произошло, как это и предусмотрено в таких случаях, от термодатчиков, а нештатная ситуация была вызвана отказом клапана ОКНК ТДУ.

Полет Германа Титова на корабле “Восток-2”.

Неотделение гермоплаты кабель-мачты, имевшее место в этом полете, – характерная нештатная ситуация, возникшая из-за ошибок при разработке космической техники. Суть нештатной ситуации заключалась в следующем. Команда “Разделение” ПО и СА предполагала: отстрел лент, притягивающих СА к ПО; срабатывание пироножей, разрубающих кабели, выходящие из ПО на ленты; отстрел гермоплаты СА. Однако из-за ошибки при монтаже цепи кабелей, передающих команду “Отделение гермоплаты”, команда на пироножи прошла на доли секунды раньше команды на отстрел гермоплаты, в результате чего она не отстрелилась. Так как ленты были отстрелены, то СА отошел от ПО на определенное расстояние (насколько позволяла это сделать кабель-мачта СА-ПО). Полное разделение СА от ПО произошло только в результате перегорания кабель-мачты в атмосфере Земли.

(Продолжение следует)

26th Ноябрь 2002 3:07. Категория 36, Космонавтика Просмотров: 1658   

aviapanorama.su


Читайте также
  • Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
    Гиперскоростная звезда – более 1.000.000 миль в час
  • Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
    Астрономы обнаружили самую большую спиральную галактику
  • Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
    Млечный путь содержит десятки миллиардов планет, схожих с Землей
  • Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
    Млечный путь разорвал своего спутника на четыре отдельных хвоста
  • Найден источник водородных газов для нашей Галактики
    Найден источник водородных газов для нашей Галактики