Катапультируемые кресла, противоперегрузочные костюмы и шлемы для летчиков Т-50. Противоперегрузочный костюм летчика
Для летчиков Т-50 разработали противоперегрузочные костюмы — Российская газета
Новый костюм, по словам разработчиков, позволит летчику во время пилотажа выдержать перегрузку в девять единиц до 40 секунд. В нем также введено упреждающее срабатывание противоперегрузочной защиты по сигналу от бортовой ЭВМ. Кроме того, более "интеллектуальной" автоматикой, чем имеющаяся у существующих аналогов, было наделено катапультное кресло новейшего истребителя. Так, у нового образца уменьшен запас по высоте катапультирования, а вес пилотов может находиться в диапазоне от 45 до 110 килограммов.
При этом Сергей Поздняков выразил мнение, что пилотируемый вариант истребителя шестого поколения, работы над которым уже начались в России, будет обладать автоматикой, способной без команды пилота катапультировать его в случае опасности. Дело в том, что в стрессовой ситуации летчик может потерять ощущение высоты и пространственного положения и из-за этого не успеть принять верное решение.
Месяц назад главком ВКС генерал-полковник Виктор Бондарев рассказал о том, что испытания Т50 идут семимильными шагами. "Самолет показывает прекрасные летно-технические характеристики - это наше будущее", - отметил он.
Вчера стало известно еще об одной технической новинке для военной авиации. "Объединенная приборостроительная корпорация" завершила разработку системы радиолокационного опознавания "свой-чужой" для перспективных и модернизируемых авиационных комплексов Су35С, ПАК ФА и Ил76", - сообщила пресс-служба госкорпорации.
Комплекс предназначен для определения государственной принадлежности самолетов военной и гражданской авиации и их распознавания с целью защиты "своих" летательных аппаратов от ошибочного поражения. "Большинство систем "свой-чужой" уже технически устарели. Высокая энергетическая заметность такого оборудования является важным демаскирующим фактором, которым может воспользоваться противник при поражении цели, - пояснила "РГ" первый замгендиректора Центрального НИИ экономики, информатики и систем управления (ведет работы по созданию комплекса) Инна Григоренко. - В новом комплексе существенно увеличена разрешающая способность по дальности, обеспечена защищенность от помех и снижена выходная мощность передатчика".
rg.ru
Пилоты истребителей Т-50 получат костюмы с перфорацией — Российская газета
Российские пилоты истребителей пятого поколения Т-50 получат противоперегрузочный костюм ППК-7 с перфорацией для вентиляции. Инновационное снаряжение разработано по просьбе летчиков фронтовой авиации. Об этом заявил главный конструктор НПП "Звезда" Сергей Поздняков.
"Сделали костюм "дырявым", нанесли перфорацию в зонах наибольшего потоотделения. Это оказалось непросто, поскольку "дырявый" костюм по прочностным характеристикам должен выдержать продувку при сверхзвуке", - цитирует ТАСС Сергея Позднякова.
По его словам, причиной доработки ППК-7 стали жалобы летчиков-испытателей, что в новом противоперегрузочном костюме излишне жарко из-за плотной термостойкой ткани. Поэтому предприятию пришлось искать пути решения проблемы вентилирования. Вначале пилотам предложили использовать для решения проблемы маленький чемоданчик автономной системы вентиляции, подобный тому, который перед посадкой в космический корабль носят космонавты.
"Однако летчики-испытатели категорически не хотят ходить с "переноской", - сказал Поздняков.
Противоперегрузочный костюм ППК-7 представляет собой комбинезон из термостойкой ткани со вшитыми камерами и трубками. При выполнении самолетом маневров и фигур высшего пилотажа на сверхзвуковой скорости через эти трубки подается воздух, который надувает костюм. Ткань обжимает тело пилота и предотвращает отток крови от головы. Если этого не делать, пилот мгновенно потеряет сознание.
По сравнению с существующими костюмами ППК-7 обладает более высокой эффективностью благодаря большей площади компенсируемых участков, включая руки. Костюм изготавливается десяти размеров. Масса комбинезона - не более трех килограммов. ППК-7 также позволит летчику во время пилотажа выдержать перегрузку в девять единиц до 40 секунд. В нем также введено упреждающее срабатывание противоперегрузочной защиты по сигналу от бортовой ЭВМ. Кроме того, более "интеллектуальной" автоматикой, чем имеющаяся у существующих аналогов, было наделено катапультное кресло новейшего истребителя. Так, у нового образца уменьшен запас по высоте катапультирования, а вес пилотов может находиться в диапазоне от 45 до 110 килограммов.
Испытания нового костюма с перфорацией на предприятии завершены. В ближайшее время должны начаться государственные наземные испытания.
Справка "РГ"
Т-50 - российский многоцелевой истребитель пятого поколения, разработки и производства компании "Сухой". Согласно открытым данным, в конструкции самолета применены композиционные материалы на основе углепластика, что сильно снижает его радиолокационную заметность. Т-50 вооружен сдвоенной 30-мм пушкой, в боекомплект которой входит 100 снарядов. Основное вооружение - две ракеты ближнего боя и восемь среднего радиуса действия, располагаются в двух внутренних отсеках. Кроме того, 14 ракет могут быть размещены на внешних точках подвески.
rg.ru
Пилотов Т-50 защитят уникальные антиперегрузочные костюмы
Новое снаряжение позволит летчикам совершать маневры при перегрузках 9G и катапультироваться на высоте 23 км
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев
Российские истребители пятого поколения Т-50 получили уникальное защитное снаряжение, компенсирующее давление на организм пилота при длительных перегрузках. Комплект, разработанный ОАО «НПП «Звезда», состоит из двух противоперегрузочных костюмов и системы компенсации давления в легких позволяет совершать маневры с перегрузками 9G продолжительностью до 30 секунд. При этом катапультироваться из машины можно будет на высоте 23 км.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев
Как рассказал «Известиям» заместитель главного конструктора «Звезды» Николай Дергунов, пилотов будут защищать два летных костюма: противоперегрузочный ППК-7 и высотный компенсирующий ВКК-17. Их выбирают перед полетом в зависимости от высоты — ППК-7 работает на высоте до 12 тыс. м, а ВКК-17 — до 23 тыс.
Оба костюма подключаются к автомату давления АД-17, который при перегрузках накачивает полости костюмов воздухом, а также начинает под давлением подавать кислород в дыхательную маску пилота.
Как рассказал «Известиям» главный специалист ОАО «НПП «Звезда» Михаил Дудник, давление кислорода в маске при перегрузках достигает 6–7 атмосфер. За счет этого легкие пилота надуваются изнутри, таким образом компенсируется внешнее давление на грудную клетку. При этом бортовой компьютер предугадывает перегрузки и позволяет избежать запаздывания реакции системы компенсации давления.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев
— Эта разработка — наше ноу-хау, пока никто в мире такую систему разработать не смог, — пояснил Дудник.
Противоперегрузочный и высотный костюмы — это комбинезоны из термостойкой ткани со вшитыми камерами и трубками. При выполнении маневров через эти трубки подается воздух, который надувает костюм. Ткань обжимает тело пилота и предотвращает отток крови от головы. Если этого не делать, пилот мгновенно потеряет сознание.
По словам летчика-испытателя Героя России Сергея Богдана, который первым поднял Т-50 в воздух и сейчас занимается его испытаниям, в новом самолете из-за сверхманевренности пилот без компенсации давления погибнет при разворотах и на виражах.
— Перегрузка 9G — это девятикратное увеличение вашего веса. Когда возникает перегрузка, грудную клетку мгновенно сжимает и очень сложно сделать вдох. Когда это длится 2–3 секунды, еще куда ни шло, но когда 20–30 — выдержать без компенсации давления невозможно, — пояснил Богдан «Известиям».
В высотном компенсирующем костюме ткань более плотная, есть специальный утеплитель, позволяющий пилоту выжить при разгерметизации или катапультировании на высоте до 23 км. Для охлаждения тела пилота высотный костюм оборудован вентилирующим жилетом. Но даже с ним в таком костюме жарко, поэтому для полетов на небольшие высоты пилоты предпочитают облегченный противоперегрузочный.
Система подачи воздуха и автомат давления уже смонтированы на последних трех опытных Т-50. Костюмы сейчас проходят заводские испытания и в ближайшее время будут переданы летчикам-испытателям — Сергей Богдан планирует примерить свой экземпляр уже на следующей неделе.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Голенищев
militariorg.ucoz.ru
Новые костюмы защитят пилотов Т-50 ПАК ФА от перегрузок
Научно-производственное предприятие "Звезда", являющееся головным предприятием в России в области создания и производства индивидуальных систем жизнеобеспечения летчиков и космонавтов, создало уникальное защитное снаряжение, которое компенсирует давление на организм летчика при длительных перегрузках. Отечественные самолеты пятого поколения Т-50 ПАК ФА получили комплект, который состоит из двух противоперегрузочных костюмов и системы компенсации давления в легких. Уникальное защитное снаряжение позволяет совершать маневры с перегрузками 9G продолжительностью до половины минуты, а производить катапультирование из Т-50 возможно с высоты 23 тысяч метров.
Заместитель главного конструктора ОАО "НПП Звезда" Николай Дергунов сообщил "Известиям", что два летных костюма, которые выбираются перед полетом в зависимости от высоты, будут защищать пилотов:
- высотный компенсирующий ВКК-17 (работает на высоте до 23 тысяч метров)
- противоперегрузочный ППК-7 (для высоты до 12 тысяч метров).
Костюмы ППК-7 и ВКК-17 подсоединяются к автомату давления АД-17, накачивающего воздухом полости костюмов при перегрузках. Кроме того, система под давлением подает кислород в дыхательную маску пилота, надувая легкие изнутри и не давая им схлопнуться при пониженном давлении и перегрузках. Главный специалист ОАО "НПП Звезда" Михаил Дудник сообщил изданию, что давление кислорода в маске при перегрузках составляет 6-7 атмосфер. За счет этого легкие пилота надуваются изнутри, таким образом компенсируется внешнее давление на грудную клетку. При этом бортовой компьютер, предугадывая перегрузки, позволяет избежать запаздывания реакции системы компенсации давления. По словам разработчиков, в мире такой системы пока нет.
Костюмы выполнены из термостойкой ткани. Высотный компенсирующий костюм сделан из более плотной ткани и снабжен специальным утеплителем. Он позволяет пилоту выжить при разгерметизации кабины на большой высоте полета или при катапультировании. Для охлаждения тела пилота высотный костюм оборудован вентилирующим жилетом. Но даже с ним в таком костюме жарко, поэтому для полетов на небольшие высоты пилоты предпочитают облегченный противоперегрузочный. Система подачи воздуха и автомат давления уже смонтированы на трех опытных истребителях пятого поколения Т-50 ПАК ФА.
Как сказал "Известиям" летчик-испытатель Герой России Сергей Богдан: Перегрузка 9G - это девятикратное увеличение вашего веса. Когда возникает перегрузка, грудную клетку мгновенно сжимает и очень сложно сделать вдох. Когда это длится 2-3 секунды, еще куда ни шло, но когда 20-30 - выдержать без компенсации давления невозможно.
По словам летчика-испытателя Сергея Богдана, в новом самолете из-за сверхманевренности пилот без компенсации давления погибнет при разворотах и на виражах. В настоящее время костюмы проходят заводские испытания и в ближайшее время будут переданы летчикам-испытателям. Сергей Богдан планирует примерить свой экземпляр уже на следующей неделе.
Научно-производственное предприятие "Звезда" им. Г. И. Северина - российское/советское предприятие-разработчик систем жизнеобеспечения высотных полетов и космических исследований, средств спасения экипажей и пассажиров при авариях летательных аппаратов, систем дозаправки самолетов топливом в полете. Направления разработок включают космические скафандры, катапультные кресла, средства аварийного покидания самолетов, спасательные жилеты и огнетушители. Среди продукции предприятия для авиации можно назвать:
Средства аварийного покидания:
- Катапультные системы• К-36Д-3,5• Катапультное кресло К-93• К-36Л-3,5Я
- Катапультные системы СКС-94 для легкомоторных самолетов
- Катапультные системы для вертолетов К-37
- Катапультные системы КС-2010 и КС-2012 для спасения пилотов и пассажиров гражданских малоскоростных одно- и двухместных самолетов в аварийной ситуации.
а также -
- Амортизационные кресла:АК-2000Памир-М
- Безбаллонная кислородная система КС-129
- Защитное снаряжение, комплекты кислородного оборудования ККО-15, ККО-ВК
- Системы дозаправки топливом в полете: УПАЗ, ПАЗ-МК
- Системы сигнализации о пожаре и пожаротушения
- Средства спасения для пассажиров гражданской авиации:• Надувные трапы, плоты.• Аварийные кислородные блоки.
Читайте также:
Вперед > |
pro-samolet.ru
Пилоты ПАК ФА получат противоперегрузочный костюм
Как сообщил в интервью информационному агентству ТАСС главный конструктор НПП «Звезда» Сергей Поздняков, новый костюм позволит лётчику выдержать перегрузку в девять единиц.
Специальный противоперегрузочный костюм нового поколения разработан для пилотов российского многоцелевого истребителя пятого поколения, также известного как Т-50 или «Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации» (ПАК ФА). Самолёт разрабатывается подразделением Объединённой авиастроительной корпорации «ОКБ Сухого», а собирать истребитель планируют на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе имени Гагарина (КнААЗ).
Генеральный директор и главный конструктор Научно-производственного предприятия «Звезда», которое занимается разработкой и производством систем жизнеобеспечения для лётчиков и космонавтов, рассказал, что костюм нового поколения при возникновении перегрузки позволяет обжимать пневмокамерами не только нижнюю часть тела, но и руки. За счёт дополнительной компенсации он обеспечивает переносимость перегрузок в несколько раз лучше, чем любые существующие костюмы.
Поздняков отметил, что костюм позволит пилоту выдерживать перегрузку в девять единиц продолжительностью до 40 секунд во время пилотажа. Также было введено упреждающее срабатывание противоперегрузочной защиты по сигналу от бортового компьютера, который прогнозирует предстоящую перегрузку не позднее чем за секунду до её начала. В настоящее время уже идут лётные испытания костюма.
А испытания новой системы распознавания «свой-чужой», предназначенной для самолётов ПАК ФА, СУ-35С и Ил-76, уже вполне успешно завершены. Кроме того, модульный принцип даёт возможность интегрировать оборудование и в другие российские самолеты. Серийные поставки Т-50 «ПАК ФА» в Воздушно-космические силы Российской Федерации, как ожидается, начнутся уже в текущем году, а до 2020 года военные должны получить 55 истребителей пятого поколения.
www.popmech.ru
Костюм противоперегрузочный - Энциклопедия по машиностроению XXL
Физиологическую границу перегрузки можно поднять применением противоперегрузочных костюмов, которые с ростом перегрузки автоматически создают повышенное давление на определенные участки поверхности тела летчика и тем самым позволяют летчику выдерживать более высокие перегрузки (на 1,5—2 едини- цы в.ыше, чем без костюма). [c.131]
При полете без противоперегрузочного костюма летчик сохраняет работоспособность, обеспечивающую выполнение задания, если сравнительно длительно действует перегрузка Пу = 2-J-4 и кратковременно пу = 5-г6. [c.31]
Противоперегрузочный костюм позволяет повысить перегрузки до 3—5 в первом случае и до 6—8 во втором. Нежелательно, чтобы отрицательные перегрузки пу по абсолютной величине были больше единицы. [c.31]
Однако современная авиационная техника обеспечивает такие возможности маневренности самолета-истребителя, что бороться с возникающими при этом перегрузками только путем закалки организма или изменения позы летчика недостаточно. Оказалось, что довольно значительную помощь здесь может оказать особый, так называемый противоперегрузочный костюм, или сокращенно ППК. [c.181]
Противоперегрузочный костюм (рис. 136) усиливает естественную борьбу организма человека с перегрузками. Сдавливая голени, бедра, брюшную полость, он механически препятствует скоплению в них крови и тем самым не допускает резкого понижения кровяного давлений в сосудах мозга. Кроме того, препятствуя сильному расширению кровеносных сосудов, ППК создает лучшие условия для самих компенсаторных механизмов, заложенных в стенках сосудов. Наконец, ППК способствует дополнительной фиксации внутренних органов, устраняя этим отрицательные рефлекторные влияния, вызываемые перемещением одних органов относительно других под влиянием перегрузок. [c.181]
Противоперегрузочный костюм представляет собой особого покроя штаны из плотной ткани, имеющие изнутри плоские резиновые подушки, в которые автоматически в момент воздействия перегрузки нагнетается от компрессора самолета сжатый воздух. При надувании подушек [c.181]
Фактор взаимодействия человека и изделия должен учитываться и в размерах одежды работающих. Если сама одежда и бытовая, и специальная конструируется в расчете на "чистые" размеры тела человека, то раличные виды оборудования должны конструкроваться в расчете на человека, находящегося как в обычной одежде, так и в специальных костюмах (противоперегрузочных костюмах, скафандрах, шлемах и т.п.). [c.97]
При полете без противоперегрузочного костюма летчик сохраняет работо-лособность при сравнительно длительном действии перегрузки % = 2 -Ь 4 и сратковременной — Пу = 5 — 6. [c.225]
Во избежание подобных явлений кислородные приборы с избыточным давлением применяют в сочетании со специальной компенсируюш,ей одеждой. Она состоит из пневматического жилета, туго облегаюш,его грудную клетку и автоматически создаюш,его противодавление избыточному давлению, пневматических штанов и нарукавников, которые, сдавливая вены конечностей, препятствуют застою венозной крови. Компенсируюш,ей одеждой надо пользоваться при избыточном давлении, превышаюш,ем 25 мм рт. ст. Такая одежда может одновременно служить противоперегрузочным костюмом, о котором мы будем говорить ниже (см. рис. 136). Дыхание под давлением в компенсируюш ей одежде требует специальных упражнений вначале ознакомительных и в дальнейшем укрепляю-ш их дыхательные мышцы. [c.113]
mash-xxl.info
Катапультируемые кресла, противоперегрузочные костюмы и шлемы для летчиков Т-50: detonator666
Фото: © Юрий Машков/ТАСС
Сергей Сергеевич, чем противоперегрузочные костюмы для летчиков ПАК ФА отличаются от других костюмов? Зачем они нужны?
Для обеспечения безопасности полетов на истребителях пятого поколения и возможности реализовать их высокие полетно-технические характеристики мы в рамках программы создания самолета ПАК ФА разработали противоперегрузочный костюм нового поколения. За счет дополнительной компенсации тела летчика он обеспечивает переносимость перегрузок в несколько раз лучше, чем существующие костюмы.То есть, проще говоря, новый костюм во время перегрузок обжимает не только ноги летчика, но и все туловище? (Это делается для того, чтобы кровь не отливала от головы и человек не потерял сознание во время пилотажа. — Прим. ТАСС.)
Совершенно верно. Существующие противоперегрузочные костюмы, как правило, обжимают ноги и брюшную полость, обеспечивая переносимость перегрузок до 5–7 единиц. Если действие перегрузок не очень длительное, этого достаточно. В этих костюмах много открытых мест, они удобные, легкие и простые, но переносимость летчиком перегрузок в 9 единиц в течение 30–40 секунд они не обеспечивают.Мы разработали костюм нового поколения, который при возникновении перегрузки позволяет обжать пневмокамерами не только нижнюю часть тела, но и руки. Кроме того, введено упреждающее срабатывание противоперегрузочной защиты по сигналу от бортовой ЭВМ, которое прогнозирует предстоящую перегрузку не позднее чем за одну секунду до ее начала. Это значительно повышает переносимость летчиком перегрузок в высокоманевренном полете. В настоящее время идет летная оценка нового противоперегрузочного костюма, но уже можно сказать, что требования технического задания по переносимости мы выполнили.
Но если это сплошной комбинезон, то как решен вопрос с вентиляцией?
После первой же примерки летчики сказали, что в новом костюме жарко, он слишком плотный. К тому же из-за требования по негорючести он выполнен из специальной ткани со специфической пропиткой, которая тоже не добавляет снаряжению комфортности. Сейчас все наши усилия направлены на то, чтобы обеспечить летчикам комфорт без потери достигнутых свойств костюма.
Созданы ли новые шлемы для летчиков ПАК ФА?
Для современных боевых самолетов разработан шлем ЗШ-10. На первой стадии работ нам не удалось уменьшить его массу, как планировали, но она все-таки существенно снижена. Шлем удобнее, обеспечивает лучший обзор по сравнению со своими предшественниками. Работы по снижению массы шлема и кислородной маски для Т-50 продолжаются.
Шлем ЗШ-10. Фото: http://www.zvezda-npp.ru
А какие у ПАК ФА будут катапультные кресла?
У катапультного кресла для ПАК ФА, по сравнению с предшествующими вариантами, возможности значительно расширились. Работать в этом кресле могут и хрупкие женщины, и высокие мужчины: вес пилотов может находиться в диапазоне от 45 до 110 кг. Улучшились эксплуатационные свойства кресла, разработаны новые пороховые заряды, повысилась защищенность систем кресла от внешних электромагнитных воздействий, что особенно актуально в последнее время.Помимо этого, еще больше развился "интеллект" системы автоматики. Благодаря встроенным датчикам, ввод парашюта точно определяется даже при отсутствии в момент катапультирования информации о скорости полета с бортовых систем самолета.
Однако летчик по-прежнему сам принимает решение о катапультировании?
Ручки для катапультирования надо будет выдернуть в любом случае. Запас по высоте за счет автоматики в новом катапультном кресле уменьшен по сравнению с аналогами. Но очень многое зависит от траектории движения самолета в случае отказа или внештатной ситуации.
Можно ли в будущем создать такое катапультное кресло, которое при любом исходе спасало бы летчику жизнь?
Мы предлагаем возобновить исследования, которые велись при создании самолетов вертикального взлета и посадки. Еще 20 лет назад была создана уникальная автоматика, которая в аварийной ситуации катапультировала летчика из самолета, и это было единственным шансом для спасения.Дело в том, что в стрессовой ситуации теряется ощущение высоты и пространственного положения, человек не успевает принять верное решение и его реализовать. Нужна автоматика, которая будет анализировать ситуацию и давать за летчика команду на спасение в критической ситуации.
Самолеты шестого поколения будут обладать такой автоматикой?
Мне кажется, будущее за беспилотниками, но тем не менее автоматика, о которой мы говорили выше, обязана быть на самолетах шестого поколения.
Беседовала Анна Юдина
Интересно зачем для кресла установили нижний предел в 45 кг? Хотим продать Т-50 вьетнамцам и у них таких габаритов летчики???Шлем что-то "простоват".
detonator666.livejournal.com