Содержание
Что такое ложные воспоминания и как они возникают — Сноб
Как устроена наша память, что происходит с ней при стрессе и во время депрессии и куда уходят воспоминания? Об этом рассказывают сестры Ильва и Хильда Эстбю в книге «Это мой конек: Наука запоминания и забывания» (выходит в издательстве «Альпина нон-фикшн»). «Сноб» публикует одну из глав
Фото: Bruce Warrington/Unsplash
Можно ли помнить то, чего не было на самом деле? Вот такое «воспоминание» предоставил «Архиву ложных воспоминаний» анонимный доброволец:
Когда мне было шесть лет, мы с семьей поехали в Австралию навестить родственников. Там мы ездили на экскурсию к «Большому ананасу». Помню, как залез на огромный пластиковый ананас и смотрел сверху на ананасовые плантации. Недавно мы снова были у родственников, и я вспомнил про ту поездку. Тетя сказала, что на самом деле я тогда до смерти испугался, отказался залезать наверх и проплакал весь день.
Ничего удивительного в этом воспоминании, пожалуй, нет — просто оно сменило эмоциональную окраску. И это еще не самое невероятное ложное воспоминание. Художника Аласдера Хопвуда заинтересовали исследования профессора Элизабет Лофтус из Калифорнийского университета в Ирвайне, одного из крупнейших в мире экспертов по ложным воспоминаниям.
Хопвуд придумал арт-проект «Архив ложных воспоминаний» — рассказы о том, как люди в той или иной степени искажают правду. Например, одни считают, что были в самолете во время экстренной посадки или выжили в автокатастрофе, бок о бок с этими историями идет рассказ человека, абсолютно уверенного в том, что помнит музыкальный фестиваль Live Aid, состоявшийся в 1985 г., хотя сам он родился позже. Во время турне зрители делились с Хопвудом собственными ложным воспоминаниями — проект сочетал в себе искусство и документалистику, а коллекция пополнялась.
Со временем их набралось внушительное количество. Можно предположить, что, раз люди считают собственные воспоминания правдивыми, они не признают, что помнят то, чего никогда не было. Многие ложные воспоминания родом из нашего раннего детства; воспоминания о полете по комнате легче объяснить искаженными представлениями о реальности у маленьких детей. И достоверность подобных воспоминаний снижается по мере взросления, когда человек начинает осознавать происходящее. Но ложные воспоминания бывают и у людей с нормальной памятью и представлениями о реальности.
Профессор психологии Свейн Магнуссен, посвятивший свою научную деятельность в основном ложным воспоминаниям, сам был их жертвой. Долгое время он был уверен, что в молодости нарушил закон.
«Мы поехали на маленькой машине из Осло в Копенгаген. Машина сломалась. Я совершенно четко помню, как мы столкнули ее с причала в воду. Я даже помню, что причал был деревянным, хоть и уверен, что в Копенгагене таких нет», — рассказывает Свейн Магнуссен, ныне почетный профессор Университета Осло.
Целых 30 лет он думал об истории с машиной как о пикантном случае из жизни. Ведь избавляться от автомобилей таким образом все-таки незаконно. И как-то он встретил на вечеринке одного своего приятеля — именно он тогда купил машину, а также позаботился о ее продаже старьевщику. Значит, она вовсе не утонула!
«В какой-то момент у меня появилось четкое воспоминание, как мы сталкиваем ее с причала. Вероятно, такую возможность мы обсуждали. И когда я себе это представил, картина запечатлелась в моей памяти как реальное событие», — говорит Магнуссен.
Его история подтверждает один бесспорный и малоприятный факт: далеко не всегда правдой является то, что мы, как нам кажется, пережили в реальности. Иногда в наших воспоминаниях нет ни грамма истины.
Ложные воспоминания образуются разными способами. Иногда мы просто «крадем» чужие. Например, известно, что после сеансов групповой терапии ветераны войн присваивают себе рассказы других участников. А кого-то так захватывает чужая интересная история, услышанная за обедом, что она занимает место в памяти как личная. Иногда мы точно не знаем, является ли некое повествование просто историей, рассказанной друзьями в детстве, или нашим собственным впечатлением — а может, мы просто видели на фотографии то, о чем говорим? Ложные воспоминания рождаются, когда мы смотрим телевизор, посещаем сеансы групповой терапии, обсуждаем с братьями и сестрами события детства. Значит, на собственную память полагаться нельзя?
«Почему одни люди более предрасположены к созданию ложных воспоминаний, а другие нет — то есть что именно отличает людей с ложными воспоминаниями — об этом сведений нет. Можно предположить, что те, кто очень четко представляет свою жизнь и все помнит, не имеют ложных воспоминаний, но это не так. У них ложные воспоминания тоже бывают», — говорит Свейн Магнуссен.
Невероятные истории «Архива ложных воспоминаний» обнажают истинную достоверность нашей памяти. Воспоминания реконструируются, они пластичны и вовсе не похожи на текстовый документ на компьютере или четкие снимки камеры мобильного телефона. Память логичнее сравнить с театром, где все время ставят новые версии одних и тех же пьес. В каких-то постановках у героини красное платье, а в новой версии — синее. Меняется актерский состав, а сюжет регулярно претерпевает изменения, порой весьма радикальные. Иногда мы видим то, что случилось на самом деле, но бывает и так, что всю картину мы придумываем и воображаем сами. В театре памяти случаются странные подмены.
Каждое наше воспоминание балансирует между правдой и вымыслом. У большинства воспоминаний основное содержание базируется на достоверных событиях, однако, обращаясь к ним, мы каждый раз их реконструируем. Во время реконструкции мы заполняем пробелы наиболее вероятными фактами. Деталями нам служит «склад с реквизитом», и это процесс бессознательный, мы о таких вещах даже не задумываемся. Мозг работает эффективнее, ведь у нас отпадает необходимость хранить пережитые события в оригинале на кинопленках. Мы храним отдельно информацию о людях, вещах, ощущениях, поступках — в единой сети воспоминаний их крепко фиксирует гиппокамп. Таким образом высвобождается место, а у наших мыслей расширяются границы свободы. Мы вовсе не рабы собственных воспоминаний и все время активно ими пользуемся. Но у гибкости есть цена: простота подмены информации. Например, в 1995 г., когда в Оклахома-Сити прогремел взрыв, свидетель дал показания, что видел двух преступников. По его мнению, они состояли в сговоре и арендовали машину, с помощью которой Тимоти Маквей убил 168 человек. Так началась охота за несуществующим человеком. Свидетель — сотрудник фирмы, предоставляющей автомобили в аренду, — видел двоих. Но это было на следующий день после визита террориста, и один из них был слегка похож на Маквея. Таким образом, у свидетеля в голове смешались оба события. Он перепутал Маквея с одним из двух ни в чем не повинных клиентов, обратившихся в фирму днем позже. Память того свидетеля не хуже, чем у большинства. Просто обычно на такие вещи, как время визита клиента, люди внимания не обращают.
В повседневной жизни подобная путаница не имеет значения. Если придирчиво рассмотреть каждое воспоминание, разобрать до мельчайших подробностей и сравнить, например, с видеозаписью, мы выявим массу недостатков. Представьте себе свой офис, классную комнату или магазинчик по соседству; вероятнее всего, вы не опишите их до мельчайших деталей — на каких местах стоят книги на полке, как обвивает кафедру провод от зарядки, где стоит чашка кофе и как играют на стенах падающие из окна лучи света. Тем не менее информация из воспоминаний кажется нам вполне заслуживающей доверия. На нашем «складе с реквизитом» достаточно воспоминаний о кофейной чашке и зарядке мобильного телефона — их нужно лишь достать и разместить на нужном месте. Если вы выступаете перед большой группой людей, вы не запомните лицо каждого зрителя. Однако, если попытаться воскресить событие в памяти, в зале окажется полно людей. Атмосфера не изменится, а зрителей сыграют статисты, набранные по закоулкам памяти.
На самом деле люди с очень хорошей автобиографической памятью при запоминании деталей показанной им картинки сделают больше ошибок, чем основная масса людей, — таков результат исследования, проведенного Элизабет Лофтус и ее коллегами. Видимо, люди с хорошей памятью пользуются всеми возможностями своего личного театра. У них широкий репертуар воспоминаний, а также масса шансов слегка переборщить во время реконструкции. На создание ложных воспоминаний влияет множество факторов: чем больше прошло времени, тем больше вероятность, что в память прокрадется нечто ненастоящее, как машина, которую столкнули с причала 30 лет назад. Временной аспект очень важен: мы редко ошибаемся в том, что случилось вчера, а вот у прошлогодних событий контуры уже более размытые. При этом относительно обыденные события легче превратить в ложные воспоминания, чем волнующие и необычные.
Издательство: Альпина нон-фикшн
Соломон Шерешевский, человек, неспособный вообще забыть что-либо, утверждал, что помнит, каково это — быть младенцем. Он подробно рассказывал, как свет падал на колыбель и маму с няней — там, высоко. Но из-за ярко выраженной синестезии его воображение обладало огромной силой, а потому, вероятнее всего, эти воспоминания были ложными. Трудно поверить, что на Соломона не действовали те законы, которые распространяются на всех людей: все, что происходит с нами в раннем детстве, падает в пропасть под названием «детская амнезия».
Воображение Соломона Шерешевского часто играло с ним злые шутки: семейные переезды были для него кошмаром. Когда они уезжали, он воображал, что снова стоит в детской, — с такой ясностью, что комната казалась настоящей. С помощью современных МРТ-аппаратов ученые выяснили, что активность мозга в то время, когда мы фантазируем, частично или даже полностью совпадает с его активностью в момент получения реального опыта. На самом деле фантазии, воспоминания и ложные воспоминания в мозге ведут себя очень похожим образом. Различает их лишь сортировка, когда мы вешаем ярлыки «правда» и «неправда». Реальное воспоминание — это форма фантазии, воображаемая реконструкция. Ложное воспоминание лишь пользуется законами, по которым работает память, какими бы иррациональными они нам ни казались. Ложное воспоминание неким образом перемещается из области фантазии к настоящим воспоминаниям и внезапно кажется нам реальностью. Оно крадется к вывеске с надписью «Правда» и выталкивает птенца из гнезда — так начинает расти большой, толстый кукушонок.
Раз память по ошибке называет правдой то, что правдой не является, значит, ей можно манипулировать извне? Возможно ли создать ложные воспоминания у других людей?
Ученым удалось поместить ложные воспоминания в мозг мыши. Чуть раньше мы говорили о нейронах места: они расположены в гиппокампе и кодируют определенные точки окружающей нас обстановки — помните их? Ученые поместили в гиппокамп мыши электрод — туда, где расположены нейроны места, — и считывали сигнал в тот момент, когда мышь пробегала определенную точку клетки. Затем они дождались, пока мышь уснет. Оказывается, когда люди и мыши спят, нейроны места активируются — они как бы заново просматривают все точки, в которых мы успели побывать в течение дня, и сохраняют их. Тот самый нейрон места у мыши, как и положено, активировался во время сна. В этот момент ученые приступили к манипуляции. В центр вознаграждения в мозге мыши они поместили электрод, пропускающий электрические сигналы. Даже совсем мелкий электрический сигнал приносил мыши чувство удовольствия, как, например, когда она грызет сахар, спаривается или с ней происходит еще что-то приятное. Центр вознаграждения в мозге с помощью нейромедиаторов дает сигнал об удовольствии — благодаря этому укрепляются новые связи между нейронами и идет процесс обучения. Ученые стимулировали центр вознаграждения именно в момент активности определенного нейрона места. Так образовалась прочная связь между чувством удовольствия и точкой пространства, за которую отвечал нейрон места и которую мышь сохранила в памяти. В момент бодрствования такие связи образуются, если угощать мышь кусочком сахара или другим лакомством в определенном месте. Но во время эксперимента связи создавались искусственным путем — в действительности в вышеупомянутой точке пространства мышь не приобрела положительный опыт. После того как во сне мыши вживили воспоминания о полученном удовольствии, она стала намного чаще бывать в той точке клетки: у нее появилось ложное воспоминание.
Во время не столь приятного эксперимента мышам вживляли ложные воспоминания об ударе током в определенном месте их клетки с помощью оптогенетического управления. Оптогенетика позволяет управлять активностью нейронов с помощью света, который воздействует на кодируемый определенным геном белок-переключатель. Такие переключатели встречаются у очень малого количества живых существ (в данном случае речь идет об одноклеточной водоросли), но благодаря генной инженерии их можно вставить в нейроны мозга мыши, где они будут включать и выключать нервные клетки таким образом, чтобы они активировались, только когда вы решите. Когда включается лазер, несущий свет, нейрон активируется и передает сигналы дальше. Используя эту технологию, ученые сначала пометили с помощью светочувствительного белка-переключателя небольшую нейронную сеть гиппокампа, активную при обследовании мышью пространства клетки. Затем мышей пересадили в другую клетку, в которой на их лапы подали слабый электрический ток, одновременно активируя память о первой безопасной клетке. Таким образом, искусственно вызванное воспоминание о первой клетке было ассоциировано с болью и неприятными ощущениями от электрического тока. Когда мышей снова посадили в первую, ранее безопасную клетку, они вели себя так, как будто ожидали тока и здесь. Таким образом ученые получили возможность управлять реакцией страха и заставить мышь замереть в ожидании удара током, даже если его на самом деле не было. Была создана ложная неприятная память.
Зачем нужно вживление воспоминаний и не бессердечно ли подобным образом играть с чувствами мелких грызунов? Представим себе сценарий какой-нибудь жуткой антиутопии: суперзлодеи завладели технологиями и подделывают воспоминания людей — врагов диктатуры и обычных граждан. В данный момент у ученых нет планов по установлению мирового господства над грызунами — они пытаются раскрыть базовый механизм работы памяти на уровне нейронов. А может быть, в будущем мы получим возможность физически влиять на плохие воспоминания, лишать их силы? Или, наоборот, укреплять воспоминания у людей с плохой памятью?
К счастью, никто не пытался изменить воспоминания в мозге человека, как во время экспериментов с мышами и крысами. Если мы хотим поселить ложные воспоминания в мозге человека, мы задействуем психологические методы. Как известно, память конструктивна, и если пойти дальше, то, несомненно, манипулировать человеческими воспоминаниями вполне реально.
Профессор Элизабет Лофтус и ее команда ученых провели бесчисленное количество совершенно поразительных экспериментов: они убеждали своих подопытных «кроликов» — как правило, студентов — в достоверности невероятных фактов. Сейчас Элизабет уже за 70, и благодаря ей ложные воспоминания стали важной областью психологии. В 1970-е гг. она узнала об эксперименте, проведенном на американском телевидении исключительно как шоу. Зрителям показали постановочное преступление, а они звонили и отвечали, кто же преступник. Сцену сняли очень реалистично: за 13 секунд преступник ограбил женщину, сбил с ног и скрылся с места преступления. Как часто бывает в жизни, было темно, все произошло очень быстро, поднялась суета, свою роль сыграли и отвлекающие факторы, такие как крики. Задача непростая — важно также упомянуть, что для зрителей все случившееся стало полной неожиданностью. Через две минуты зрителям вновь показали грабителя (без усов и в другой одежде) и пять невиновных добровольцев. В студию позвонили более 2000 человек и высказали свои догадки — результат обескураживал. Правильный ответ дали лишь 14% дозвонившихся. А если принять во внимание тот факт, что существовал и альтернативный вариант ответа — виновного среди тех мужчин нет, верные догадки фактически окажутся случайными. Остальные варианты набрали примерно такой же процент голосов. Значит, отличить показания свидетеля от обычного отгадывания оказалось невозможно. Но как же вышло, что воспоминания стольких людей содержат ошибки, хотя они все видели собственными глазами? Благодаря той телепередаче психолог Элизабет Лофтус заинтересовалась ложными воспоминаниями. Так родилась отдельная научная область.
Во время одного из экспериментов Лофтус пыталась убедить испытуемых, что они любят спаржу.
До и после эксперимента ученые анализировали пищевые привычки испытуемых и выяснили, что после вживления ложного воспоминания о том, что в детстве им спаржа очень нравилась, они стали чаще ее покупать, были готовы заплатить за нее больше и чаще заказывали блюда с ней в ресторанах. Противоположный результат ученые получили, когда рассказали испытуемым, что однажды те съели протухшее яйцо. Даже те, кто отрицал отравление яйцом, после встречи с психологами стали с большим подозрением относиться к блюдам с яйцами и реже их покупать. Лофтус также изучала, как на воспоминания влияют слова. Группе испытуемых показали видео, на котором сталкиваются две машины, а затем они должны были оценить их скорость. Те, кому задавали вопрос «С какой скоростью машины ехали в момент автокатастрофы?», указывали большую скорость по сравнению с теми, кого спрашивали «С какой скоростью машины ехали в момент столкновения?». Формулировка вопроса также влияла на то, как испытуемые представляли себе событие: тех, кого спрашивали об автокатастрофе, представляли себе осколки стекла, хотя на видео их не было.
Элизабет Лофтус удавалось убедить людей в том, что в детстве их однажды забыли в торговом центре. Значит, ее методики действуют столь убедительно, что меняют даже центральные детские воспоминания.
«Мысль родилась, когда я с друзьями ехала в аэропорт мимо торгового центра. Идеи для исследовательских проектов у меня часто рождаются спонтанно», — рассказывает она.
Сегодня ее считают одним из самых влиятельных психологов XX в. наравне с Фрейдом, Павловым, Скин- нером и Александром Лурией — он изучал память Соломона Шерешевского.
Рассказы бывают весьма убедительными. Зачастую они очень тесно связаны с воспоминаниями, как в нашей личной истории — ее мы пишем всю жизнь. Может быть, все дело в посыле рассказа — благодаря ему свидетель настойчиво выдает догадку за правду? Во время эксперимента 1974 г. преступника узнали 14% позвонивших — теоретически возможно, что они обладают исключительными вниманием и памятью, однако есть вероятность, что догадка была случайной. Когда мы видим предполагаемого преступника в одном ряду с невиновными людьми, решающим фактором является именно наша память: будет ли виновный арестован и предстанет ли перед судом, а потому бессознательно возникает искушение дополнить рассказ собственной версией событий. А если мы предложили версию, она начинает очень сильно напоминать настоящее воспоминание — настолько, что ее уже невозможно отличить от первоначальной смазанной картины. Ведь, например, на телеэкране преступника видели всего три с половиной секунды.
Ложные воспоминания: можем ли мы доверять своей памяти?
Так в своем рассказе «Смерть луны» писательница Вера Инбер описала метаморфозы, происходящие в психологии памяти. Воспоминания, которые хранятся в нашей памяти, не остаются неизменными. Они могут не только блекнуть, но и приобретать совершенно новые детали, которых не было ранее. Известно, что ошибки памяти неоднократно приводили к недоразумениям в ходе судебных разбирательств.
Именно это привлекло внимание Элизабет Лофтус, которая на протяжении десятилетий занимается вопросами памяти и не раз становилась свидетелем и экспертом в делах, где несправедливо вынесенный приговор основывался на ложных воспоминаниях свидетелей. Она задалась вопросом, откуда в воспоминаниях берутся подробности, которых не было в реальности. Почему люди помнят то, чего не было, или помнят происшествия совершенно не такими, как они происходили в действительности? Другими словами, как на самом деле устроена память и откуда берутся «ложные воспоминания».
Как создаются «ложные воспоминания»
1. Нашу память можно «переписать»
Проведя ряд экспериментов, Лофтус обнаружила, что воспоминания могут быть внедрены в чье-то сознание. Например, когда человека целенаправленно дезинформируют сразу после события или если ему задают наводящие вопросы о прошлом.
В одном из проведенных Лофтус экспериментов испытуемым предъявляли фотографии ДТП. После их просмотра экспериментатор задавал вопросы. Одну группу просили просто перечислить повреждения, которые они запомнили, а другой задавали наводящие вопросы: «Вы заметили, что у машины была разбита фара?» Результат оказался ошеломительным: респонденты второй группы в 2 раза чаще искажали свои собственные воспоминания.
Получается, что наши воспоминания не только могут меняться со временем, но и с помощью наводящих вопросов посторонний человек может их «подправить». Если нам исподволь внушать заведомо неверную информацию о тех событиях, которые с нами происходили, можно исказить наши представления о прошлом. Мы будем вспоминать то, чего на самом деле не было, и искренне верить в реальность якобы пережитого.
2. Мы готовы верить в невозможное
В своих экспериментах Лофтус внедряла ложные воспоминания испытуемым. Задаваясь вопросом, можно ли внушить не только отдельную «разбитую фару», но и целостное воспоминание, она пришла к интересным выводам. Часть испытуемых воспринимала услышанное как свое действительное воспоминание, и более того, они добавляли в него красочные подробности.
Интересно, что помимо гипотетически возможных воспоминаний («вы потерялись в супермаркете, когда вам было 5-6 лет», «вы чуть было не утонули в детстве») испытуемым также внушали воспоминания априори невозможные. Так, в одном из экспериментов им внушали, что, когда они посещали Диснейленд, они там общались с Багзом Банни. 16% испытуемых впоследствии воспроизводили это воспоминание как собственное, добавляя, что они обнимались с персонажем и даже слышали от него его коронную фразу («В чем дело, Док?»).
При этом их совсем не смутило, что Багз Банни — персонаж студии Warner Brothers, а потому находиться в Диснейленде никак не мог.
3. На наши воспоминания влияет контекст
Гэри Маркус, руководитель Центра детской речи Университета Нью-Йорка, говорит о том, что наши воспоминания можно сравнить с аудиозаписями. При этом каждый раз, когда мы их воспроизводим, мы их перезаписываем в своей памяти, а потому тот контекст, в котором происходит это воспроизведение, может записаться вместе с самой сутью воспоминания и привести к ошибкам памяти.
Выходит, что наша память — очень хрупкая вещь. Это не значит, что мы совершенно не можем доверять своей памяти, но стоит учитывать, что у всех нас есть воспоминания, которые податливы и восприимчивы к воздействиям извне.
Последствия ложных воспоминаний
Логично возникает вопрос: имеют ли ошибки памяти и ложные воспоминания последствия? Какое влияние они оказывают на наше поведение?
«Вообще-то мы все с вами очень ценим свои воспоминания, из них же складывается наша жизнь, вернее, наше представление о жизни и о себе», — напоминает Лофтус. А поскольку у нас нет механизма, с помощью которого мы могли бы с точностью отличить истинные воспоминания от ложных, велика вероятность, что ложные воспоминания будут наравне с истинными встраиваться в нашу личную историю.
Для проверки этой гипотезы Лофтус провела следующий эксперимент. Части испытуемых внушалось, что в детстве они отравились клубничным мороженым. В итоге они исключили клубничное мороженое из своего рациона. Был проведен и обратный эксперимент: респондентов убеждали, что они очень любят спаржу, и некоторые участники эксперимента стали есть ее в гораздо больших количествах.
Психическая реальность человека — это то, что происходит в том числе и в его фантазии. Если у человека недостаточно окрепшее эго, которое отвечает за проведение границы между внутренним и внешним, или когда эго подвергается атаке (например, с помощью гипноза или под воздействием стрессовых обстоятельств), эта граница может стираться. И тогда то, что происходит внутри (или то, что внушается как внутреннее), может восприниматься как внешнее. Другими словами, некоторые наши фантазии могут отпечатываться в нашей памяти как происходившие в реальности, приводя к появлению ошибок памяти.
Психология памяти устроена очень тонко, это не просто набор воспоминаний о неких событиях, но это также и то, о чем человек думал, мечтал, что он чувствовал. Лофтус опровергает расхожее мнение, что мы — это сумма наших воспоминаний. Она обращает внимание на обратную сторону: «Наша сущность определяется нашей памятью, но нашу память определяет то, что мы из себя представляем и во что склонны верить. Судя по всему, мы в течение жизни снова и снова воссоздаем свою память, перекраиваем ее и в каком-то смысле сами становимся воплощением собственных фантазий».
Ложные воспоминания — Scholarpedia
Генри Л. Редигер III и Элизабет Дж. Марш (2009), Scholarpedia, 4(8):3858. | doi:10.4249/scholarpedia.3858 | редакция #88994 [ссылка/цитировать эту статью] |
Постпубликационная деятельность
Куратор: Генри Л. Редигер III
Авторы:
0.50 —
Евгений Михайлович Ижикевич
0,50 —
Элизабет Дж. Марш
Доктор Генри Л. Редигер III, психология, Вашингтонский университет, Сент-Луис, Миссури
Д-р Элизабет Дж. Марш, кафедра психологии и неврологии, Университет Дьюка
Ложная память относится к случаям, когда люди помнят события не так, как они произошли, или, в наиболее драматическом случае, помнят события, которых вообще никогда не было. Ложные воспоминания могут быть очень яркими и удерживаться с высокой степенью уверенности, и может быть трудно убедить кого-то в том, что рассматриваемое воспоминание ошибочно. Психологи изучали ложные воспоминания в лабораторных условиях, когда события хорошо контролируются и можно точно знать, что произошло. Такие эксперименты выявили ряд факторов, ответственных за создание ложных воспоминаний. В следующих нескольких параграфах будут рассмотрены некоторые из этих факторов.
Содержимое
|
Факторы, вызывающие ложные воспоминания
Неточное восприятие
Иногда проблема начинается, когда исходное событие все еще происходит, то есть когда воспоминание кодируется . Если восприятие события неточное, то его нельзя точно запомнить (заинтересованный читатель может дать ссылку на интересные статьи в Scholarpedia о категориальном восприятии и восприятии событий). Рассмотрим очевидца, которого просят точно вспомнить преступление; она могла видеть преступника ненадолго, в темноте, на расстоянии и во время стресса — все условия, которые изначально снижают ее способность видеть его, что, в свою очередь, резко снижает ее способность идентифицировать его позже.
Выводы
Ложные воспоминания также могут возникать из выводов, сделанных во время события. Свидетель преступления активно пытается выяснить, что происходит во время события, и использует предварительные знания, чтобы понять, что происходит. Точно так же читатель интерпретирует короткие рассказы во время их чтения, интерпретируя простые утверждения, такие как « Нэнси пошла к врачу », по-разному, если он знает, что героиня беспокоится о беременности (Owens et al. 1979). В обоих случаях применение знаний меняет то, что люди помнят; свидетель может позже вспомнить ограбление как более типичное, чем оно было на самом деле, а читатель неправильно запомнит этот отрывок, чтобы он соответствовал теме беременности. В другом простом, но очень надежном примере люди слышат список слов вроде 9.0091 Кровать , REST , APAKE , УСТАНОСТИ , DREAM , Wake , Snooze , Одеяко , зевок , сонливость . Позже люди утверждали, что « сон » был в списке, хотя он не был представлен (Roediger et al. 1995). Люди предвзято извлекают смысл из событий (например, что список содержит сон — родственные слова), и это может привести к путанице в отношении того, что было выведено, а что на самом деле произошло. Это также может привести к забыванию несемантических деталей, поскольку люди обычно больше внимания уделяют смыслу, чем деталям восприятия и фонологии. Например, большинство людей терпят неудачу, когда их просят нарисовать пенни, даже если они держали в руках тысячи монет; для успешного использования пенни не требуется знать направление головы Линкольна или точную надпись на монете (Никерсон и др. 19).79).
Помехи
Обычно воспоминания извлекаются по прошествии времени, что означает, что многие события происходят после того, как воспоминание было сохранено. Более поздние события могут помешать восстановлению исходного события; например, испанский, выученный в колледже, может прийти на ум, когда вы пытаетесь вспомнить французский язык, полученный в старшей школе. Очевидец может прочитать газетные сообщения о преступлении, ответить на вопросы следователя, поговорить с другими свидетелями и представить событие мысленным взором. Все это может привести к представлениям, отличным от того, что произошло на самом деле, и эти новые воспоминания могут блокировать доступ к воспоминаниям об этих событиях. Рассмотрим классическую демонстрацию, в которой испытуемые смотрели слайд-шоу об автомобильной аварии, в том числе слайд, показывающий красный Datsun, приближающийся к знаку «уступи дорогу». Позже у некоторых участников спросили « Проехала ли другая машина мимо красного Datsun, когда он остановился на знаке «стоп»? ” Этот вопрос содержал неправильную предпосылку (что был знак остановки) и повлиял на более позднюю память. Способность испытуемых идентифицировать исходный слайд (с изображением знака урожайности) снижалась после ответа на вводящий в заблуждение вопрос (Loftus et al. , 1978). Предложение не обязательно должно исходить из внешнего источника; Описание лица снижает способность свидетеля выделить его из ряда (Schooler et al. 19).90), воображая событие, человек может позже подумать, что он завершил действие (Goff et al., 1998), а рассказ о событии может исказить более позднюю память рассказчика об этом событии (Tversky et al., 2000).
Сходство
Рассмотрим некоторые проблемы, которые могут возникнуть, когда кто-то пытается определить, произошло ли событие в прошлом. Тесты на распознавание просят испытуемых принять решение о том, видели ли они каждое из ряда слов, объектов или людей раньше, и некоторые из тестовых элементов являются старыми (изученными), а некоторые — новыми. Опрос очевидцев является примером ежедневного теста на опознание.
Ложные воспоминания могут возникать, когда испытуемые (неправильно) одобряют новые предметы в тесте на узнавание из-за их сходства с первоначальными событиями. Представьте, что свидетели преступления видят преступника-мужчину при ясном дневном свете и дают описание этого мужчины полиции. Позже полиция задерживает мужчину, подходящего под описание, и ставит его в очередь с другими людьми, подходящими под то же общее описание (например, 6-футовый белый мужчина, залысины, отсутствие растительности на лице). Свидетели выбирают подозреваемого из очереди (тест на опознание), и позже он признается виновным в преступлении. Однако несколько лет спустя, будучи схваченным в ходе несвязанного инцидента, другой мужчина, похожий на осужденного, признается в первоначальном преступлении и также обладает информацией о преступлении, которую мог знать только преступник. В данном случае человек, первоначально осужденный за преступление, был ложно опознан из-за его визуального сходства с настоящим преступником. Хотя это гипотетический пример, многие лабораторные исследования показывают, что воздействие подобных событий может создавать иллюзорные воспоминания, когда человек путает исходное событие с тем, которое выглядит (или звучит) как оно. Кроме того, такие сходства привели к ошибочным убеждениям, таким как реальный случай Рональда Коттона; Коттон был арестован за изнасилование в 1984 года и незаконно приговорен к тюремному заключению на срок более десяти лет.
Неправильное приписывание знакомства
Ложные воспоминания также могут возникать, когда испытуемые неверно истолковывают, почему новые элементы в тесте на узнавание кажутся знакомыми. Элегантная демонстрация этого известна как эффект ложной славы. Испытуемые изучают список малоизвестных имен (например, Себастьян Вайсдорф ), а через день решают, известно ли каждое из этих имен (тест на узнавание). Важно отметить, что финальный тест включает несколько известных имен (например, Минни Перл ), изучены малоизвестные имена (например, Себастьян Вайсдорф ) и новые малоизвестные имена, которые не изучались в первой сессии (например, Адриан Марр ). Испытуемые оценили изученные малоизвестные имена как более известные, чем новые малоизвестные имена, предположительно потому, что они казались знакомыми после их недавнего знакомства (Jacoby et al., 1989). То есть изучаемые малоизвестные имена были знакомы, потому что они были замечены в первой сессии эксперимента, и испытуемые ошибочно приписывали это знакомство известности.
Ложные автобиографические воспоминания
Конечно, многие из наиболее ярких примеров ложных воспоминаний могут быть вызваны комбинацией только что описанных факторов. Посмотрите, как в лаборатории внедряются ложные автобиографические воспоминания. Первоначальная демонстрация включала имплантацию ложных воспоминаний о том, что в детстве он потерялся в торговом центре (Loftus et al., 1995). Эксперимент требовал сотрудничества со стороны близких членов семьи, которые рассказали экспериментаторам несколько реальных событий, которые каждый испытуемый действительно пережил. Когда испытуемая пришла в лабораторию, у нее спросили о трех истинных воспоминаниях и одном критическом ложном (родственники заверили исследователей, что испытуемая не переживала его в детстве). Испытуемых опрашивали несколько раз в течение месяца, и к концу эксперимента более четверти испытуемых получили некоторую информацию о ложном событии.
С момента первоначальной демонстрации экспериментаторы успешно имплантировали ложные воспоминания о самых разных событиях, включая религиозную церемонию (Pezdek et al. , 1997), полет на воздушном шаре (Wade et al., 2002) и госпитализацию (Hyman и др., 1995). Вообще говоря, труднее внедрить ложные воспоминания о неправдоподобных событиях. Например, трудно убедить людей в том, что в детстве им делали клизму (но потом забыли) (Pezdek et al., 1997). Имплантация более вероятна, если субъект уточняет внушение или воображает его, получая более богатое представление (Hyman et al., 19).95). Последний шаг включает в себя неправильное приписывание события памяти, а не другому источнику. Другими словами, насаждение ложных автобиографических воспоминаний зависит от многих факторов, обсуждавшихся ранее: субъект использует ранее полученные знания (например, о том, как заблудиться и о торговых центрах) и развивает внушение, субъект продолжает думать о событии после того, как первоначальная внушение было закодировано, и память ошибочно приписывается детству, а не недавнему опыту в лаборатории.
Индивидуальные различия в внушаемости
Не все люди одинаково склонны к формированию ложных воспоминаний. Вообще говоря, дети и пожилые люди более внушаемы, чем студенты колледжа, в большинстве парадигм ложной памяти, хотя есть несколько исключений из этого правила. Внушаемость также имеет тенденцию к увеличению с более высокими баллами по Шкале диссоциативных переживаний (DES), мере отвлечения внимания, а также менее нормальных переживаний, таких как слышание голосов (Clancy et al., 2002; Eisen et al., 2001; Hyman et al. 19).98). Понимание индивидуальных различий в внушаемости является важным направлением будущих исследований.
Выводы
Многие ложные воспоминания являются побочными продуктами процессов, которые обычно поддерживают достоверную память. Системам восприятия и памяти целесообразно срезать путь и сосредоточиться на извлечении смысла, поскольку во многих случаях этого будет достаточно. Точно так же часто полагаться на знакомые или другие внешние источники — хорошая стратегия, потому что они могут быть точными индикаторами прошлого. Однако цена этих ярлыков заключается в том, что ни подробное воспоминание, ни надежное воспоминание не обязательно являются истинными. Ложные воспоминания могут обмануть сторонних наблюдателей, таких как присяжные и адвокаты, в дополнение к тому, чтобы обмануть запоминающего, и их может быть очень трудно исправить, когда человек становится уверенным в ошибочных воспоминаниях (часто из-за многократного припоминания события определенным образом).
Ссылки
Клэнси, С.А., МакНалли, Р.Дж., Шактер, Д.Л., Ленценвегер, М.Ф., и Питтман, Р.К. (2002). Искажение памяти у людей, сообщающих о похищении инопланетянами. Journal of Abnormal Psychology, 111, 451-461.
Эйзен, М.Л., Морган, Д.Ю., и Микес, Л. (2001). Индивидуальные различия в памяти очевидцев и внушаемости: изучение отношений между согласием, диссоциацией и сопротивлением вводящей в заблуждение информации. Личность и индивидуальные различия, 33, 553-572.
Гофф, Л.М., и Редигер, Х.Л., III (1998). Инфляция воображения для событий действия: повторяющиеся представления приводят к иллюзорным воспоминаниям. Память и познание, 26, 20-33.
Хайман, И. Э., младший, Муж, Т. Х., и Биллингс, Ф. Дж. (1995). Ложные воспоминания о детских переживаниях. Прикладная когнитивная психология, 9, 181-197.
Хайман, И. Э., младший, и Биллингс, Ф. Дж. (1998). Индивидуальные различия и создание ложных детских воспоминаний. Память, 6, 1-20.
Джейкоби, Л.Л., Келли, К., Браун, Дж., и Ясечко, Дж. (1989). Стать знаменитым за одну ночь: ограничения способности избегать бессознательного влияния прошлого. Журнал личности и социальной психологии, 56, 326-338.
Лофтус, Э. Ф., Миллер, Д. Г., и Бернс, Х. Дж. (1978). Семантическая интеграция вербальной информации в зрительную память. Журнал экспериментальной психологии: человеческое обучение и память, 4, 19-31.
Лофтус, Э. Ф., и Пикрелл, Дж. Э. (1995). Формирование ложных воспоминаний. Psychiatric Annals, 25, 720-725.
Никерсон, Р. С., и Адамс, М. Дж. (1979). Долговременная память на обычный объект. Когнитивная психология, 11, 287-307.
Оуэнс, Дж., Бауэр, Г. Х., и Блэк, Дж. Б. (1979). Эффект «мыльной оперы» в воспоминании истории. Память и познание, 7, 185-191.
Пездек К., Фингер К. и Ходж Д. (1997). Насаждение ложных детских воспоминаний: роль правдоподобия событий. Психологическая наука, 8, 437-441.
Редигер, Х.Л., III, и Макдермотт, К.Б. (1995). Создание ложных воспоминаний: запоминание слов, не представленных в списках. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 21, 803-814.
Шулер, Дж. В., и Энгстлер-Шулер, Т. Ю. (1990). Вербальное затмение визуальных воспоминаний: некоторые вещи лучше не говорить. Когнитивная психология, 22, 36-71.
Уэйд, К. А., Гарри, М., Рид, Дж. Д., и Линдси, Д. С. (2002). Картинка стоит тысячи лжи: использование фальшивых фотографий для создания фальшивых детских воспоминаний. Psychonomic Bulletin and Review, 9, 597-603.
Тверски Б. и Марш Э. Дж. (2000). Предвзятые пересказы событий порождают предвзятые воспоминания. Когнитивная психология, 40, 1-38.
Внутренние ссылки
- Чжун-Лин Лу и Барбара Энн Дошер (2007) Когнитивная психология. Scholarpedia, 2(8):2769.
- Джеффри Закс (2008) Восприятие событий. Scholarpedia, 3 (10): 3837.
- Говард Эйхенбаум (2008) Память. Scholarpedia, 3 (3): 1747.
- Оливье Валюсински (2008) Зевота. Scholarpedia, 3(6):6463.
Рекомендуемые чтения
Марш, Э. Дж., Эслик, А. Н., и Фацио, Л. К. (2008). Ложные воспоминания. В J. Byrne (Series Ed.) & HL Roediger, III (Vol. Ed.), Обучение и память: исчерпывающий справочник: Vol. 2. Когнитивная психология памяти (стр. 221-238). Оксфорд: Эльзевир.
Редигер, Х.Л., III, и Галло, Д.А. (2002). Процессы, влияющие на точность и искажение памяти: обзор. В ML Eisen, JA Quas и GS Goodman (Eds.), Память и внушаемость в судебно-медицинском допросе (стр. 3-28). Махва, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.
Редигер, Х.Л., III, и Макдермотт, К.Б. (2002). Трюки памяти. Текущие направления в психологии, 9, 123-127.
Внешние ссылки
Доктор Генри Л. Редигер, веб-сайт III
Веб-сайт доктора Элизабет Дж. Марш
Ложные воспоминания | LSE Psychological & Behavioral Science
Эли Райниш (бакалавр психологических и поведенческих наук) исследует, как воспоминания часто воспринимаются ложно, начиная с историй, которыми наши родители делятся из нашего детства, рассказов, которые свидетели дают в суде, и заканчивая фотографиями, которые мы показываем в Instagram. Нужно ли нам быть более внимательными к тому, как мы помним?
В такие времена и во время национальной изоляции легко вспоминать «старые добрые времена». Чего вам больше всего не хватает? Сумасшедшие дни рождения, сумасшедшие концерты или отдых с любимыми? Какими бы прекрасными ни казались эти ностальгические воспоминания, и какими бы прекрасными они ни были на фотографиях в Instagram, есть вероятность, что то, как вы их помните, не является тем, чем они были на самом деле.
Можем ли мы полагаться на наши воспоминания?
Подобно тому, как наш мозг постоянно формирует новые связи, наша память постоянно меняется. Это ненадежно. Многочисленные исследования показали, что мозг подвержен ложным воспоминаниям. Это варьировалось от участников, вспоминающих неправильные детали события , чтобы вспомнить совершенно несуществующих инцидентов.
Итак, как нам стать более внимательными, вспоминая события прошлого?
Одним из аспектов нашей жизни, где осознание ложных воспоминаний может быть особенно полезным, является наше представление о себе. Согласно Бауэру (2013), история нашей жизни основана на автобиографических воспоминаниях , «воспоминаниях о событиях и переживаниях», которые определяют нас. Итак, что, если эти воспоминания, которые так сильно влияют на нашу личность, ошибочны? (Чтобы глубже изучить эту дилемму ложных воспоминаний и идентичности, посмотрите видео ниже из «В погоне за чудом»).
Ненадежные детские воспоминания
Если бы кто-нибудь спросил меня, какое у меня было первое воспоминание, я бы легко смог вспомнить несколько отдельных событий. У меня есть яркие воспоминания о том, как я разбила банан о наш обеденный стол из синего стекла, пролила сок с деревянного балкона в цветочные горшки нашего соседа, и другие очень подробные описания моего раннего детства. Тем не менее, исследователи установили явление, называемое детской амнезией, а именно у младенцев в возрасте примерно трех лет, неспособных развивать автобиографические воспоминания, которые сохраняются во взрослой жизни (Bauer, 2013). Как получилось, что у меня до сих пор сохранились такие подробные ранние воспоминания?
Влияние родительского стиля
Исследования демонстрируют влияние родительского стиля на детские воспоминания. Ван (1998) показал, что единственный ребенок приводит к более конкретным воспоминаниям, и, по словам Джека (2009), дети родителей с более подробным стилем воспоминаний сообщают о более ранних воспоминаниях. Это может быть связано с ложными воспоминаниями, предполагая, что чем больше вы занимаете центральное место в глазах своих родителей и чем больше деталей они используют при описании своих воспоминаний, тем больше влияние на то, насколько четкими будут ваши воспоминания.0315 вы вспоминаете свои первые воспоминания.
Розовая ретроспектива
Это поднимает вопрос о том, насколько наша идентичность основана на событиях, которые действительно произошли. Что, если истории, которые рассказывали нам наши родители, ошибочны из-за их собственной ненадежной памяти или из-за того, что они были просто выдуманы? Одной из концепций, поддерживающих этот вопрос, является эффект угасания или «радужная ретроспектива». В своем исследовании 2009 года Уокер и его коллеги объяснили, что негативные ассоциации автобиографических воспоминаний исчезают быстрее, чем позитивные. Например, прямо сейчас многие из нас тоскуют по своей жизни до пандемии, но мы, возможно, забываем о многих негативных переживаниях, с которыми столкнулись. Точно так же возможно, что наша идентичность в определенной степени неполна или ущербна. Если наши родители непреднамеренно рассказывали нам только хорошие истории или преувеличивали правду, это вполне возможно.
Средства массовой информации и формирование ложных воспоминаний
В своем исследовании 2002 года Браун и его коллеги обнаружили, что реклама, связанная с ностальгическими, автобиографическими воспоминаниями, такими как встреча с Микки Маусом в Диснейленде, может привести к формированию ложных воспоминаний. . Например, увидев рекламу, некоторые участники были уверены, что встречали Багза Банни в Disney, хотя он является персонажем Warner Bros. (Браун, 2002).
Но мы должны быть осторожны не только с нашими детскими воспоминаниями. Есть несколько исследований в области права, которые показывают, что воспоминания взрослых так же подвержены ошибкам, как и детские, а может быть, и в большей степени. С более чем 90% преступлений в США раскрываются не с помощью судебно-медицинской экспертизы, а с помощью показаний под присягой (Horvath & Meesing, 1996, 1998), достоверность воспоминаний очевидцев становится жизненно важной. Примечательно, что Отгаар и его коллеги (2018) утверждают, что «недостаток знаний у детей может защитить их от внешних внушений», а это означает, что их отсутствие предубеждений или жизненного опыта в целом может их больше укрыть. Следовательно, это делает их лучшими очевидцами, потому что их воспоминания с меньшей вероятностью будут изменены задним числом, например, из-за неверно сформулированных вопросов.
Избирательная (социальные сети) память
Нет ничего нового в том, что социальные сети представляют собой искаженное представление реальности с точки зрения того, какова наша жизнь на самом деле. Мы также знаем, что, будучи взрослыми, мы в значительной степени подвержены ложным воспоминаниям. Цифровая возможность запечатлеть каждый момент нашей жизни приводит к необходимости курировать наше самоизображение в социальных сетях. Мы снова только видим, а затем вспоминаем более «розовую» сторону нашего прошлого?
Недавние исследования изучают этот вопрос с помощью0045 парадигма забывания, вызванная воспроизведением (Андерсон, 1994), которая предполагает, что «выборочное извлечение воспоминаний может привести к индуцированному забыванию связанных, но не извлеченных воспоминаний». Когда дело доходит до социальных сетей, можно возразить, что публикация фотографии музея, который вы посетили во время однодневной поездки в Барселону, может привести к тому, что вы с большей вероятностью забудете другие подробности своего дня в городе и даже вспомните эти детали хуже, чем невосстановленные. , неопубликованные события, такие как ваш визит в Мадрид на следующий день. Другими словами, поскольку мы с большей вероятностью помним то, о чем мы публикуем, и мы с большей вероятностью публикуем фотографии положительного опыта, мы действительно можем вызывать у себя ложные, нереалистичные воспоминания (Cardinale, 2020).
В следующий раз, когда вы пролистываете свою ленту в Instagram, обратите внимание на то, какие воспоминания на самом деле являются вашими собственными, и если да, то были ли они такими же радужными, как кажутся. Будущие исследования, в том числе мои собственные, могли бы сделать больше для изучения влияния таких платформ, как Instagram, на нашу память.
Примечания:
- Высказанные мнения принадлежат авторам, а не Лондонской школе экономики и политических наук (LSE).
- Эта запись в блоге изначально была написана как часть PB101: Основы психологических наук, обязательного курса программы бакалавриата по психологическим и поведенческим наукам на факультете психологических и поведенческих наук Лондонской школы экономики. Публикуется с разрешения автора. Посетите веб-сайт PBS для получения дополнительной информации об обучении на факультете: https://www.lse.ac.uk/PBS/Study.
- Избранное изображение предоставлено Travel Sources on Unsplash
Процитированные работы:
Anderson, M. C., Bjork, R.A., & Bjork, E.L. (1994). Воспоминание может привести к забыванию: динамика поиска в долговременной памяти. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 20 (5), 1063–1087. Получено с https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2F0278-7393.20.5.1063.
Бауэр, П.Дж. (2013). Вспоминая времена нашей жизни: память в младенчестве и за ее пределами. Нью-Йорк: Психология Пресс. Получено с https://books.google.co.uk/books?hl=en&lr=&id=pqCYAgAAQBAJ&oi=fnd&pg=PP1&ots=LuUZ2aLAy4&sig=eHLGNo3DWBQQtyxPSdpFojPbgZo&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false.
Браун, К.А., Эллис, Р., и Лофтус, Э.Ф. (2002). Сделай мою память: как реклама может изменить наши воспоминания о прошлом. Психология и маркетинг, 1-23. Получено с https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1002/mar.1000.
Cardinale, CL (2020). Мнемонические последствия публикации фотографий «Я» и «Другие» в социальных сетях. Получено с https://academicworks.cuny.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1180&context=jj_etds.
Хорват Ф. и Мейсиг Р. (1996). Процесс уголовного расследования и роль судебных доказательств: обзор эмпирических данных. Журнал судебной медицины, 963–969. Получено с https://www.astm.org/DIGITAL_LIBRARY/JOURNALS/FORENSIC/PAGES/JFS14032J.htm.
Хорват Ф. и Мейсиг Р. (1998). Контент-анализ учебников по уголовному расследованию: оценочное сравнение с результатами эмпирических исследований следственного процесса и роли судебных доказательств. Журнал криминалистики, 43(1), 133-140. Получено с https://www.astm.org/DIGITAL_LIBRARY/JOURNALS/FORENSIC/PAGES/JFS16217J.htm.
Джек Ф., Макдональд С., Риз Э. и Хейн Х. (2009). Стиль материнских воспоминаний в раннем детстве предсказывает возраст самых ранних воспоминаний подростков. Развитие ребенка, 80 (2), 496–505. Получено с https://www.jstor.org/stable/29738629.
Отгар и др. (2018). Кто лучший очевидец? Иногда взрослые, но иногда дети. Текущие направления в психологической науке, 378-385. Получено с https://journals.