Психология ложных воспоминаний: Что такое ложные воспоминания и как они возникают — Сноб

Содержание

Что такое ложные воспоминания и как они возникают — Сноб

Как устроена наша память, что происходит с ней при стрессе и во время депрессии и куда уходят воспоминания? Об этом рассказывают сестры Ильва и Хильда Эстбю в книге «Это мой конек: Наука запоминания и забывания» (выходит в издательстве «Альпина нон-фикшн»). «Сноб» публикует одну из глав

Фото: Bruce Warrington/Unsplash

Можно ли помнить то, чего не было на самом деле? Вот такое «воспоминание» предоставил «Архиву ложных воспоминаний» анонимный доброволец: 

Когда мне было шесть лет, мы с семьей поехали в Австралию навестить родственников. Там мы ездили на экскурсию к «Большому ананасу». Помню, как залез на огромный пластиковый ананас и смотрел сверху на ананасовые плантации. Недавно мы снова были у родственников, и я вспомнил про ту поездку. Тетя сказала, что на самом деле я тогда до смерти испугался, отказался залезать наверх и проплакал весь день. 

Ничего удивительного в этом воспоминании, пожалуй, нет — просто оно сменило эмоциональную окраску. И это еще не самое невероятное ложное воспоминание. Художника Аласдера Хопвуда заинтересовали исследования профессора Элизабет Лофтус из Калифорнийского университета в Ирвайне, одного из крупнейших в мире экспертов по ложным воспоминаниям. 

Хопвуд придумал арт-проект «Архив ложных воспоминаний» — рассказы о том, как люди в той или иной степени искажают правду. Например, одни считают, что были в самолете во время экстренной посадки или выжили в автокатастрофе, бок о бок с этими историями идет рассказ человека, абсолютно уверенного в том, что помнит музыкальный фестиваль Live Aid, состоявшийся в 1985 г., хотя сам он родился позже. Во время турне зрители делились с Хопвудом собственными ложным воспоминаниями — проект сочетал в себе искусство и документалистику, а коллекция пополнялась. 

Со временем их набралось внушительное количество. Можно предположить, что, раз люди считают собственные воспоминания правдивыми, они не признают, что помнят то, чего никогда не было. Многие ложные воспоминания родом из нашего раннего детства; воспоминания о полете по комнате легче объяснить искаженными представлениями о реальности у маленьких детей. И достоверность подобных воспоминаний снижается по мере взросления, когда человек начинает осознавать происходящее. Но ложные воспоминания бывают и у людей с нормальной памятью и представлениями о реальности. 

Профессор психологии Свейн Магнуссен, посвятивший свою научную деятельность в основном ложным воспоминаниям, сам был их жертвой. Долгое время он был уверен, что в молодости нарушил закон.

«Мы поехали на маленькой машине из Осло в Копенгаген. Машина сломалась. Я совершенно четко помню, как мы столкнули ее с причала в воду. Я даже помню, что причал был деревянным, хоть и уверен, что в Копенгагене таких нет», — рассказывает Свейн Магнуссен, ныне почетный профессор Университета Осло.

Целых 30 лет он думал об истории с машиной как о пикантном случае из жизни. Ведь избавляться от автомобилей таким образом все-таки незаконно. И как-то он встретил на вечеринке одного своего приятеля — именно он тогда купил машину, а также позаботился о ее продаже старьевщику. Значит, она вовсе не утонула! 

«В какой-то момент у меня появилось четкое воспоминание, как мы сталкиваем ее с причала. Вероятно, такую возможность мы обсуждали. И когда я себе это представил, картина запечатлелась в моей памяти как реальное событие», — говорит Магнуссен. 

Его история подтверждает один бесспорный и малоприятный факт: далеко не всегда правдой является то, что мы, как нам кажется, пережили в реальности. Иногда в наших воспоминаниях нет ни грамма истины. 

Ложные воспоминания образуются разными способами. Иногда мы просто «крадем» чужие. Например, известно, что после сеансов групповой терапии ветераны войн присваивают себе рассказы других участников. А кого-то так захватывает чужая интересная история, услышанная за обедом, что она занимает место в памяти как личная. Иногда мы точно не знаем, является ли некое повествование просто историей, рассказанной друзьями в детстве, или нашим собственным впечатлением — а может, мы просто видели на фотографии то, о чем говорим? Ложные воспоминания рождаются, когда мы смотрим телевизор, посещаем сеансы групповой терапии, обсуждаем с братьями и сестрами события детства. Значит, на собственную память полагаться нельзя?

«Почему одни люди более предрасположены к созданию ложных воспоминаний, а другие нет — то есть что именно отличает людей с ложными воспоминаниями — об этом сведений нет. Можно предположить, что те, кто очень четко представляет свою жизнь и все помнит, не имеют ложных воспоминаний, но это не так. У них ложные воспоминания тоже бывают», — говорит Свейн Магнуссен. 

Невероятные истории «Архива ложных воспоминаний» обнажают истинную достоверность нашей памяти. Воспоминания реконструируются, они пластичны и вовсе не похожи на текстовый документ на компьютере или четкие снимки камеры мобильного телефона. Память логичнее сравнить с театром, где все время ставят новые версии одних и тех же пьес. В каких-то постановках у героини красное платье, а в новой версии — синее. Меняется актерский состав, а сюжет регулярно претерпевает изменения, порой весьма радикальные. Иногда мы видим то, что случилось на самом деле, но бывает и так, что всю картину мы придумываем и воображаем сами. В театре памяти случаются странные подмены.

Каждое наше воспоминание балансирует между правдой и вымыслом. У большинства воспоминаний основное содержание базируется на достоверных событиях, однако, обращаясь к ним, мы каждый раз их реконструируем. Во время реконструкции мы заполняем пробелы наиболее вероятными фактами. Деталями нам служит «склад с реквизитом», и это процесс бессознательный, мы о таких вещах даже не задумываемся. Мозг работает эффективнее, ведь у нас отпадает необходимость хранить пережитые события в оригинале на кинопленках. Мы храним отдельно информацию о людях, вещах, ощущениях, поступках — в единой сети воспоминаний их крепко фиксирует гиппокамп. Таким образом высвобождается место, а у наших мыслей расширяются границы свободы. Мы вовсе не рабы собственных воспоминаний и все время активно ими пользуемся. Но у гибкости есть цена: простота подмены информации. Например, в 1995 г., когда в Оклахома-Сити прогремел взрыв, свидетель дал показания, что видел двух преступников. По его мнению, они состояли в сговоре и арендовали машину, с помощью которой Тимоти Маквей убил 168 человек. Так началась охота за несуществующим человеком. Свидетель — сотрудник фирмы, предоставляющей автомобили в аренду, — видел двоих. Но это было на следующий день после визита террориста, и один из них был слегка похож на Маквея. Таким образом, у свидетеля в голове смешались оба события. Он перепутал Маквея с одним из двух ни в чем не повинных клиентов, обратившихся в фирму днем позже. Память того свидетеля не хуже, чем у большинства. Просто обычно на такие вещи, как время визита клиента, люди внимания не обращают.

В повседневной жизни подобная путаница не имеет значения. Если придирчиво рассмотреть каждое воспоминание, разобрать до мельчайших подробностей и сравнить, например, с видеозаписью, мы выявим массу недостатков. Представьте себе свой офис, классную комнату или магазинчик по соседству; вероятнее всего, вы не опишите их до мельчайших деталей — на каких местах стоят книги на полке, как обвивает кафедру провод от зарядки, где стоит чашка кофе и как играют на стенах падающие из окна лучи света. Тем не менее информация из воспоминаний кажется нам вполне заслуживающей доверия. На нашем «складе с реквизитом» достаточно воспоминаний о кофейной чашке и зарядке мобильного телефона — их нужно лишь достать и разместить на нужном месте. Если вы выступаете перед большой группой людей, вы не запомните лицо каждого зрителя. Однако, если попытаться воскресить событие в памяти, в зале окажется полно людей. Атмосфера не изменится, а зрителей сыграют статисты, набранные по закоулкам памяти. 

На самом деле люди с очень хорошей автобиографической памятью при запоминании деталей показанной им картинки сделают больше ошибок, чем основная масса людей, — таков результат исследования, проведенного Элизабет Лофтус и ее коллегами. Видимо, люди с хорошей памятью пользуются всеми возможностями своего личного театра. У них широкий репертуар воспоминаний, а также масса шансов слегка переборщить во время реконструкции. На создание ложных воспоминаний влияет множество факторов: чем больше прошло времени, тем больше вероятность, что в память прокрадется нечто ненастоящее, как машина, которую столкнули с причала 30 лет назад. Временной аспект очень важен: мы редко ошибаемся в том, что случилось вчера, а вот у прошлогодних событий контуры уже более размытые. При этом относительно обыденные события легче превратить в ложные воспоминания, чем волнующие и необычные. 

Издательство: Альпина нон-фикшн

Соломон Шерешевский, человек, неспособный вообще забыть что-либо, утверждал, что помнит, каково это — быть младенцем. Он подробно рассказывал, как свет падал на колыбель и маму с няней — там, высоко. Но из-за ярко выраженной синестезии его воображение обладало огромной силой, а потому, вероятнее всего, эти воспоминания были ложными. Трудно поверить, что на Соломона не действовали те законы, которые распространяются на всех людей: все, что происходит с нами в раннем детстве, падает в пропасть под названием «детская амнезия».

Воображение Соломона Шерешевского часто играло с ним злые шутки: семейные переезды были для него кошмаром. Когда они уезжали, он воображал, что снова стоит в детской, — с такой ясностью, что комната казалась настоящей. С помощью современных МРТ-аппаратов ученые выяснили, что активность мозга в то время, когда мы фантазируем, частично или даже полностью совпадает с его активностью в момент получения реального опыта. На самом деле фантазии, воспоминания и ложные воспоминания в мозге ведут себя очень похожим образом. Различает их лишь сортировка, когда мы вешаем ярлыки «правда» и «неправда». Реальное воспоминание — это форма фантазии, воображаемая реконструкция. Ложное воспоминание лишь пользуется законами, по которым работает память, какими бы иррациональными они нам ни казались. Ложное воспоминание неким образом перемещается из области фантазии к настоящим воспоминаниям и внезапно кажется нам реальностью. Оно крадется к вывеске с надписью «Правда» и выталкивает птенца из гнезда — так начинает расти большой, толстый кукушонок.

Раз память по ошибке называет правдой то, что правдой не является, значит, ей можно манипулировать извне? Возможно ли создать ложные воспоминания у других людей?

Ученым удалось поместить ложные воспоминания в мозг мыши. Чуть раньше мы говорили о нейронах места: они расположены в гиппокампе и кодируют определенные точки окружающей нас обстановки — помните их? Ученые поместили в гиппокамп мыши электрод — туда, где расположены нейроны места, — и считывали сигнал в тот момент, когда мышь пробегала определенную точку клетки. Затем они дождались, пока мышь уснет. Оказывается, когда люди и мыши спят, нейроны места активируются — они как бы заново просматривают все точки, в которых мы успели побывать в течение дня, и сохраняют их. Тот самый нейрон места у мыши, как и положено, активировался во время сна. В этот момент ученые приступили к манипуляции. В центр вознаграждения в мозге мыши они поместили электрод, пропускающий электрические сигналы. Даже совсем мелкий электрический сигнал приносил мыши чувство удовольствия, как, например, когда она грызет сахар, спаривается или с ней происходит еще что-то приятное. Центр вознаграждения в мозге с помощью нейромедиаторов дает сигнал об удовольствии — благодаря этому укрепляются новые связи между нейронами и идет процесс обучения. Ученые стимулировали центр вознаграждения именно в момент активности определенного нейрона места. Так образовалась прочная связь между чувством удовольствия и точкой пространства, за которую отвечал нейрон места и которую мышь сохранила в памяти. В момент бодрствования такие связи образуются, если угощать мышь кусочком сахара или другим лакомством в определенном месте. Но во время эксперимента связи создавались искусственным путем — в действительности в вышеупомянутой точке пространства мышь не приобрела положительный опыт. После того как во сне мыши вживили воспоминания о полученном удовольствии, она стала намного чаще бывать в той точке клетки: у нее появилось ложное воспоминание. 

Во время не столь приятного эксперимента мышам вживляли ложные воспоминания об ударе током в определенном месте их клетки с помощью оптогенетического управления. Оптогенетика позволяет управлять активностью нейронов с помощью света, который воздействует на кодируемый определенным геном белок-переключатель. Такие переключатели встречаются у очень малого количества живых существ (в данном случае речь идет об одноклеточной водоросли), но благодаря генной инженерии их можно вставить в нейроны мозга мыши, где они будут включать и выключать нервные клетки таким образом, чтобы они активировались, только когда вы решите. Когда включается лазер, несущий свет, нейрон активируется и передает сигналы дальше. Используя эту технологию, ученые сначала пометили с помощью светочувствительного белка-переключателя небольшую нейронную сеть гиппокампа, активную при обследовании мышью пространства клетки. Затем мышей пересадили в другую клетку, в которой на их лапы подали слабый электрический ток, одновременно активируя память о первой безопасной клетке. Таким образом, искусственно вызванное воспоминание о первой клетке было ассоциировано с болью и неприятными ощущениями от электрического тока. Когда мышей снова посадили в первую, ранее безопасную клетку, они вели себя так, как будто ожидали тока и здесь. Таким образом ученые получили возможность управлять реакцией страха и заставить мышь замереть в ожидании удара током, даже если его на самом деле не было. Была создана ложная неприятная память.

Зачем нужно вживление воспоминаний и не бессердечно ли подобным образом играть с чувствами мелких грызунов? Представим себе сценарий какой-нибудь жуткой антиутопии: суперзлодеи завладели технологиями и подделывают воспоминания людей — врагов диктатуры и обычных граждан. В данный момент у ученых нет планов по установлению мирового господства над грызунами — они пытаются раскрыть базовый механизм работы памяти на уровне нейронов. А может быть, в будущем мы получим возможность физически влиять на плохие воспоминания, лишать их силы? Или, наоборот, укреплять воспоминания у людей с плохой памятью? 

К счастью, никто не пытался изменить воспоминания в мозге человека, как во время экспериментов с мышами и крысами. Если мы хотим поселить ложные воспоминания в мозге человека, мы задействуем психологические методы. Как известно, память конструктивна, и если пойти дальше, то, несомненно, манипулировать человеческими воспоминаниями вполне реально. 

Профессор Элизабет Лофтус и ее команда ученых провели бесчисленное количество совершенно поразительных экспериментов: они убеждали своих подопытных «кроликов» — как правило, студентов — в достоверности невероятных фактов. Сейчас Элизабет уже за 70, и благодаря ей ложные воспоминания стали важной областью психологии. В 1970-е гг. она узнала об эксперименте, проведенном на американском телевидении исключительно как шоу. Зрителям показали постановочное преступление, а они звонили и отвечали, кто же преступник. Сцену сняли очень реалистично: за 13 секунд преступник ограбил женщину, сбил с ног и скрылся с места преступления. Как часто бывает в жизни, было темно, все произошло очень быстро, поднялась суета, свою роль сыграли и отвлекающие факторы, такие как крики. Задача непростая — важно также упомянуть, что для зрителей все случившееся стало полной неожиданностью. Через две минуты зрителям вновь показали грабителя (без усов и в другой одежде) и пять невиновных добровольцев. В студию позвонили более 2000 человек и высказали свои догадки — результат обескураживал. Правильный ответ дали лишь 14% дозвонившихся. А если принять во внимание тот факт, что существовал и альтернативный вариант ответа — виновного среди тех мужчин нет, верные догадки фактически окажутся случайными. Остальные варианты набрали примерно такой же процент голосов. Значит, отличить показания свидетеля от обычного отгадывания оказалось невозможно. Но как же вышло, что воспоминания стольких людей содержат ошибки, хотя они все видели собственными глазами? Благодаря той телепередаче психолог Элизабет Лофтус заинтересовалась ложными воспоминаниями. Так родилась отдельная научная область.

Во время одного из экспериментов Лофтус пыталась убедить испытуемых, что они любят спаржу.

До и после эксперимента ученые анализировали пищевые привычки испытуемых и выяснили, что после вживления ложного воспоминания о том, что в детстве им спаржа очень нравилась, они стали чаще ее покупать, были готовы заплатить за нее больше и чаще заказывали блюда с ней в ресторанах. Противоположный результат ученые получили, когда рассказали испытуемым, что однажды те съели протухшее яйцо. Даже те, кто отрицал отравление яйцом, после встречи с психологами стали с большим подозрением относиться к блюдам с яйцами и реже их покупать. Лофтус также изучала, как на воспоминания влияют слова. Группе испытуемых показали видео, на котором сталкиваются две машины, а затем они должны были оценить их скорость. Те, кому задавали вопрос «С какой скоростью машины ехали в момент автокатастрофы?», указывали большую скорость по сравнению с теми, кого спрашивали «С какой скоростью машины ехали в момент столкновения?». Формулировка вопроса также влияла на то, как испытуемые представляли себе событие: тех, кого спрашивали об автокатастрофе, представляли себе осколки стекла, хотя на видео их не было.

Элизабет Лофтус удавалось убедить людей в том, что в детстве их однажды забыли в торговом центре. Значит, ее методики действуют столь убедительно, что меняют даже центральные детские воспоминания. 

«Мысль родилась, когда я с друзьями ехала в аэропорт мимо торгового центра. Идеи для исследовательских проектов у меня часто рождаются спонтанно», — рассказывает она. 

Сегодня ее считают одним из  самых влиятельных психологов XX в. наравне с Фрейдом, Павловым, Скин- нером и Александром Лурией — он изучал память Соломона Шерешевского. 

Рассказы бывают весьма убедительными. Зачастую они очень тесно связаны с воспоминаниями, как в нашей личной истории — ее мы пишем всю жизнь. Может быть, все дело в посыле рассказа — благодаря ему свидетель настойчиво выдает догадку за правду? Во время эксперимента 1974 г. преступника узнали 14% позвонивших — теоретически возможно, что они обладают исключительными вниманием и памятью, однако есть вероятность, что догадка была случайной. Когда мы видим предполагаемого преступника в одном ряду с невиновными людьми, решающим фактором является именно наша память: будет ли виновный арестован и предстанет ли перед судом, а потому бессознательно возникает искушение дополнить рассказ собственной версией событий. А если мы предложили версию, она начинает очень сильно напоминать настоящее воспоминание — настолько, что ее уже невозможно отличить от первоначальной смазанной картины. Ведь, например, на телеэкране преступника видели всего три с половиной секунды.

почему не все, что мы помним, было на самом деле – Москва 24, 23.03.2016

23 марта 2016, 16:04

Наука

Фото: m24.ru/Игорь Иванко

Правда ли то, что вы помните? Мы привыкли думать, что память устроена, как книга. Когда мы вспоминаем, мы будто открываем нашу память на нужной странице и читаем текст. Мы обычно думаем, что станицы памяти могут потускнеть, потеряться, а что-то нам самим хочется вырвать из книги с клочьями, чтобы забыть.

Однако современные исследования показали: память не книга, воспоминания не статичны, они могут меняться время от времени, пополняться новыми деталями и фантазиями. О том, как понять, где реальность, а где вымысел, читайте в материале m24.ru.

А был ли Дед Мороз

– Я помню, что в детстве перед Новым годом ко мне пришли Дед Мороз и Снегурочка. Родители впервые их пригласили, хотели сделать необычный подарок. Но я испугалась посоха Деда Мороза, заплакала и все испортила, – рассказывает мне недавно моя старшая сестра Лена. У нас с ней разница в возрасте почти 10 лет.

– Лена, все было не так, – перебиваю я сестру. – Это ко мне пришел Дед Мороз, и я его испугалась. Даже фотографии есть в детском альбоме, как я рыдаю, сидя у них на коленях. Тебе тогда было лет 15, ты могла их сама испугать.

Фото: ТАСС/Иван Гущин

Мы немного спорим, кто же был героем истории и решаем, что это все же была я. Удостовериться помогли фотографии. С фактами не поспоришь.

Почему произошла путаница? Ведь у нас с сестрой большая разница в возрасте, и на первый взгляд сложно перепутать, к кому пришел Дед Мороз.

Исследователи памяти говорят, что искажения воспоминаний происходят постоянно. Каждый раз, когда мы вспоминаем и рассказываем семейные истории, мы как бы проживаем их снова и в этот момент можем случайно присвоить себе те воспоминания, которые с нами не происходили.

Грехи нашей памяти

Психологи утверждают: воспоминания изменчивы, со временем они могут искажаться или отмирать.

«Наши воспоминания в некоторой степени являются ложными, поскольку каждый акт памяти включает в себя процессы воображения и реконструкции», – пишет в своих научных работах профессор психологии МГУ имени Ломоносова Вероника Суркова.

Американский психолог Дэниел Шектер 15 лет назад в статье с громким названием «Семь грехов памяти», описал накопившиеся в психологии претензии к недостаткам памяти. Перечислим главные из них.

Фото: m24.ru/Юлия Иванко

  • Во-первых, люди не запоминают многое, что потом могло бы им пригодиться и забывают то, что уже знают.
  • Во-вторых, они часто не могут в нужный момент вспомнить что-то нужное и забыть что-то ненужное, избавиться от навязчивых воспоминаний.
  • В-третьих, мы забываем источники информации.
  • В-четвертых, наши воспоминания – это сплав, где перепутаны события прошлого и то, что мы думаем об этих событиях сейчас.
  • В-пятых, наши воспоминания схематичны и скудны на детали.

Сколько было бунтовщиков

В современной науке один из главных исследователей памяти – американский психолог Элизабет Лофтус. В экспериментах она доказала, что наводящие вопросы экзаменатора могут влиять на воспоминания испытуемых.

Она провела эксперимент, в котором 40 испытуемым показывали ролик, где восемь студентов-бунтовщиков громили университетскую аудиторию. После просмотра видео испытуемых разделили на две группы. Первую группу спросили: «Был ли лидер четырех бунтовщиков, которые ворвались в аудиторию, мужчиной?». Вопрос для второй группы звучал так: «Был ли лидер 12 бунтовщиков, которые ворвались в аудиторию, мужчиной?».

Фото: ТАСС/Zuma Calvelo

Спустя неделю испытуемых снова опросили. Ученые выяснили, что в группе, где в наводящем вопросе анкеты шла речь о четырех бунтовщиках люди говорили, что видели в среднем 6,4 бунтовщика на видео. В группе с наводящим вопросом о 12 бунтовщиках испытуемые в среднем говорили, что видели 8,85 бунтовщика. Напомним, всего было восемь.

Так, ученые доказали, что наводящие вопросы и свидетельства других очевидцев событий могут искажать наши воспоминания.

Потерялся в магазине

Кроме того, Лофтус доказала, что память можно не только изменить с помощью наводящих вопросов, но и вообще в сознание человека можно легко внедрить ложное воспоминание.

Первый эксперимент на эту тему проводился еще в 1995 году. Испытуемым рассказывали истории, которые как будто бы случились с ними в раннем детстве, а потом просили их рассказать подробности этих воспоминаний.

Фото: m24.ru/Юлия Иванко

Участники эксперимента верили в то, что информация достоверна и получена психологами от членов их семей, тогда как в действительности это были «псевдособытия», которые никогда с ними не случались.

В исследовании около 25 процентов испытуемых удалось убедить, частично или полностью, что в возрасте 5–6 лет они надолго потерялись в большом супермаркете, были весьма напуганы и, в конце концов, спасены кем-то из взрослых и возвращены родителям. Причем многие испытуемые потом дополняли свои «воспоминания» красочными подробностями. Феномен был назван «потерялся в магазине».

Верим в хорошее

Психологов настолько вдохновили эксперименты Лофтус по внедрению ложных воспоминаний, что потом они стали повторять эти исследования снова и снова. В чем только не убеждали людей.

Например, что в детстве испытуемые попали в больницу во время семейного праздника, или что они чуть не утонули в озере и спасатели их еле вытащили из воды, или что на них напало бешеное животное и покусало их, или что они лично встречали Багза Банни в Диснейленде (чего не могло быть, так как это персонаж студии Warner Brothers).

Исследования показали, что в среднем каждый третий (30 процентов) присваивает себе ложные воспоминания, начинает верить в них и даже дополняет их выдуманными деталями и эмоциональным отношением.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

Эксперименты также показали, что мы больше склонны присваивать позитивные ложные воспоминания, чем негативные. В то, что человек в детстве летал с родителями на воздушном шаре, поверили 50 процентов испытуемых. В то, что в детстве они проходили неприятный ректальный осмотр с применением клизмы, удалось убедить не многих.

Здесь помню, здесь не помню

Ученые выяснили, что в стрессовой ситуации память подводит. Например, очевидцы преступлений обычно не могут вспомнить, как выглядел преступник, в чем он был одет, куда побежал. Но зато помнят четко какую-нибудь мелкую и неожиданную деталь, например, марку пистолета, из которого стрелял преступник. Феномен был назван «фокусировка на оружии».

Выявленные ошибки памяти поставили под вопрос достоверность свидетельских показаний при раскрытии преступлений.

Вся жизнь перед глазами

Как отмечают исследователи, память нам нужна, чтобы ориентироваться в жизни, принимать верные решения и хорошо адаптироваться к обстоятельствам. Именно поэтому мы лучше помним то, что используем в повседневной жизни и забываем то, что нам не пригодилось, например, школьную программу по алгебре.

В стрессовой ситуации многие люди говорят, что помнят, как у них «вся жизнь промелькнула перед глазами».

Профессор МГУ Вероника Нуркова в научной статье «Проблема неточности воспоминаний в перспективе многокомпонентной модели памяти» объясняет этот феномен тем, что в ситуации угрозы жизни наша память не знает, какая именно информация нам сейчас нужна, чтобы выжить. Поэтому память подгружает в наше сознание сразу серию жизненно-значимых событий, которые с нами происходили из долговременной памяти. Это нужно, чтобы мы смогли опереться на свой жизненный опыт, сориентироваться в ситуации, принять верное решение и спасти свою жизнь.

Мы перекраиваем свою память

Получается интересная закономерность. С одной стороны, память влияет на нашу жизнь, мы принимаем решения опираясь на нее и наше представление о себе зависит от наших воспоминаний. С другой стороны, память определяется настоящим, а не прошлым. Все, что мы помним, зависит от того, что с нами происходит сейчас.

Фото: m24.ru/Александр Авилов

«Память человека – не просто собрание всего, что с ним происходило в течение жизни, это нечто большее: воспоминания – это еще и то, что человек думал, что ему говорили, во что он верил, – утверждает Элизабет Лофтус. – Наша сущность определяется нашей памятью, но нашу память определяет то, что мы из себя представляем и во что склонны верить. Создается впечатление, что мы перекраиваем свою память и становимся воплощением собственных фантазий».

Сюжет:
Мнения

наука образование исследования психология память Дед Мороз общество воспоминания детство обо всем

ложных воспоминаний | Psychology Today

Фейковые новости

Отзыв от Psychology Today Staff

Хотя воспоминания кажутся твердой, прямой суммой того, кем являются люди, убедительные доказательства свидетельствуют о том, что воспоминания намного сложнее, очень подвержены изменениям и часто просто ненадежны. Воспоминания о прошлых событиях могут быть восстановлены по мере старения людей или изменения их мировоззрения. Люди регулярно ложно вспоминают события детства, а с помощью эффективных внушений и других методов было доказано, что они могут даже создавать новые ложные воспоминания.

Содержимое
  • Почему распространены ложные воспоминания

  • Почему воспоминания важны

  • Как легко распространяется дезинформация

  • Как распознать фейковые новости

Почему распространены ложные воспоминания

Податливые воспоминания человека часто связаны с мирскими вещами, например, когда мы сомневаемся, действительно ли плита выключена или включена. Но часто они могут иметь гораздо более серьезные последствия, например, ненадежные воспоминания очевидцев о преступлении.

Что вызывает ложную память?

Человеческая память податлива и ею легко манипулировать. Искаженная память или введение более поздней ложной информации может повлиять на то, как мы вспоминаем события, которые мы пережили из первых рук. Существующие знания человека могут мешать и блокировать его собственную память, приводя к вновь сформированным, слепленным воспоминаниям, которые не точно отражают реальность. Кроме того, при определенных обстоятельствах человеку могут дать ложную информацию и убедить его поверить в то, что на самом деле произошло событие, которого никогда не было.

Должен ли я подвергать сомнению свои воспоминания?

Учитывая, что наши восстановленные воспоминания могут быть подлинными или ложными, или комбинацией того и другого, уместно задаться вопросом, сколько из того, что вы помните, реально, а сколько является неправильным восприятием.

Как определить ложное воспоминание?

Без вещественных доказательств трудно точно сказать, настоящее это воспоминание или выдуманное. Даже если вы твердо убеждены в том, что воспоминание верно, велика вероятность того, что воспоминание ошибочно, немного или сильно.

Как избавиться от ложных воспоминаний?

Точно так же, как воспоминание можно превратить в ложное воспоминание, его также можно обратить вспять. Если вы вернетесь к воспоминанию и внимательно обдумаете его детали, возможно, со временем вы сможете воссоздать это событие. Благодаря такому процессу вы перенаправляете ложные воспоминания на истинные.

Почему воспоминания важны

Податливая память может иметь особенно тяжелые последствия, особенно в юридических условиях, когда дети используются в качестве свидетелей. Исследования показали, что ребенок может быть особенно восприимчив к внедрению ложных воспоминаний родителями или другими авторитетными лицами. Это становится очень проблематичным, когда дело связано с предполагаемым сексуальным насилием или зависит от правильной идентификации подозреваемого ребенком. Но взрослых также можно обманом заставить вспомнить события, которых никогда не было, или изменить детали того, что действительно произошло.

Почему я помню то, чего никогда не было?

Получив неполную информацию, мозг пытается заполнить пробелы. Если вы видите фотографию человека, которого вы никогда не встречали, например, и общие друзья поделились подробностями о времени, проведенном с этим человеком, вы можете начать верить, что вы действительно встречались с этим человеком.

Почему воспоминания со временем меняются?

Психолог Элизабет Лофтус из Калифорнийского университета в Ирвине, влиятельный исследователь памяти, которая консультировала многие громкие судебные дела, связанные со спорными воспоминаниями, в том числе обвинения МакМартина в дошкольном сексуальном насилии, отмечает, что каждый приукрашивает или дополняет свои воспоминания во время вспомнить или пересказать. Со временем эти изменения, точные или нет, становятся частью памяти в уме. Лофтус предупреждает, что человеческая память — это не записывающее устройство, а скорее страница в Википедии: вы можете изменить ее, но и другие тоже могут.

Почему я не могу вспомнить свое детство?

Большинство людей с трудом вспоминают события до 3-4 лет, явление, называемое детской амнезией. В первые несколько лет жизни в организме ребенка происходит процесс нейрогенеза, или роста и развития нервной ткани. Развиваются новые нервные клетки, а старые перерабатываются или реформируются, унося с собой детские воспоминания.

Как легко распространяется дезинформация

В Интернете почти любой, претендующий на объективность или беспристрастность, может распространять ложные воспоминания посредством распространения ложной информации. Дезинформация или «фальшивые новости» стали повсеместными благодаря средствам массовой информации, таким как поддельные видео и фотожабы, а также сфабрикованный текст. Такая дезинформация особенно убедительна для аудитории, которая уже питает предубеждения, подтверждаемые неточными сообщениями.

Почему дезинформация так вредна?

Несколько недавних событий доказали, что память может стать оружием, часто довольно эффективным. Как только дезинформация завладевает сознанием цели, это новое ложное воспоминание препятствует его или ее способности принимать обоснованные решения о политике и политиках. Фальшивые новости вызывают социальные разногласия и подрывают репутацию и даже искажают важные личные решения в отношении здоровья и благополучия.

Могут ли наши установки и предубеждения влиять на память?

Предвзятое мышление формирует то, как мы помним. Мы все используем предвзятость при восприятии, интерпретации и запоминании информации и событий. Этот эффект распространяется и на то, как мы используем наши воспоминания для получения информации о фальшивых новостях.

Можно ли изменить известные события?

В ходе исследования ученые подделали изображения хорошо известных событий и обнаружили, что воспоминания человека даже о всемирно известных знаковых событиях действительно могут быть изменены.

Как распознать фейковые новости

  • Выясните источник информации и авторитетность сайта.
  • Посмотрите, кто указан в разделе «О нас» или на странице «Свяжитесь с нами».
  • Проверьте автора и внимательно изучите его достоверность.
  • Является ли автор реальным человеком?
  • Не ведитесь на кликбейтные заголовки, читайте весь пост.
  • Какова цель информации?
  • Убедитесь, что история актуальна и не взята из старой информации.
  • Проверьте ссылки на ссылки и цитаты.
  • Найдите дополнительную информацию по претензии.
  • Подправленные изображения иногда очевидны, и их можно найти с помощью инструментов поиска изображений.
  • Проверьте авторство изображения.
Подробнее

Помогают ли социальные сети лжецам?

Оценка новостей в Интернете

Почему люди верят ложной информации

Необходимые материалы для чтения

Последние сообщения

Ложные воспоминания — Scholarpedia

Генри Л. Редигер III и Элизабет Дж. Марш (2009), Scholarpedia, 4 (8): 3858. doi:10.4249/scholarpedia.3858 редакция #88994 [ссылка/цитировать эту статью]

Постпубликационная деятельность

Куратор: Генри Л. Редигер III

Авторы:

 

0,50 —

Ижикевич Евгений Михайлович

0,50 —

Элизабет Дж. Марш

  • Доктор Генри Л. Редигер III, психология, Вашингтонский университет, Сент-Луис, Миссури

  • Д-р Элизабет Дж. Марш, кафедра психологии и неврологии, Университет Дьюка

Ложная память относится к случаям, когда люди помнят события не так, как они произошли, или, в наиболее драматическом случае, помнят события, которых вообще никогда не было. Ложные воспоминания могут быть очень яркими и удерживаться с высокой степенью уверенности, и может быть трудно убедить кого-то в том, что рассматриваемое воспоминание ошибочно. Психологи изучали ложные воспоминания в лабораторных условиях, когда события хорошо контролируются и можно точно знать, что произошло. Такие эксперименты выявили ряд факторов, ответственных за создание ложных воспоминаний. В следующих нескольких параграфах будут рассмотрены некоторые из этих факторов.

Содержимое

  • 1 Факторы, вызывающие ложные воспоминания
    • 1. 1 Неточное восприятие
    • 1.2 Выводы
    • 1.3 Помехи
    • 1.4 Подобие
    • 1.5 Неправильное определение знакомства
  • 2 Ложные автобиографические воспоминания
  • 3 Индивидуальные различия в внушаемости
  • 4 Вывода
  • 5 Каталожные номера
  • 6 Рекомендуемые показания
  • 7 Внешние ссылки

Факторы, вызывающие ложные воспоминания

Неточное восприятие

Иногда проблема начинается, когда исходное событие все еще происходит, то есть когда воспоминание кодируется . Если восприятие события неточное, то его нельзя точно запомнить (заинтересованный читатель может дать ссылку на интересные статьи в Scholarpedia о категориальном восприятии и восприятии событий). Рассмотрим очевидца, которого просят точно вспомнить преступление; она могла видеть преступника ненадолго, в темноте, на расстоянии и во время стресса — все условия, которые изначально снижают ее способность видеть его, что, в свою очередь, резко снижает ее способность идентифицировать его позже.

Выводы

Ложные воспоминания также могут возникать из выводов, сделанных во время события. Свидетель преступления активно пытается выяснить, что происходит во время события, и использует предварительные знания, чтобы понять, что происходит. Точно так же читатель интерпретирует короткие рассказы во время их чтения, интерпретируя простые утверждения, такие как « Нэнси пошла к врачу », по-разному, если он знает, что героиня беспокоится о беременности (Owens et al. 1979). В обоих случаях применение знаний меняет то, что люди помнят; свидетель может позже вспомнить ограбление как более типичное, чем оно было на самом деле, а читатель неправильно запомнит этот отрывок, чтобы он соответствовал теме беременности. В другом простом, но очень надежном примере люди слышат список слов вроде 9.0202 bed , rest , awake , tired , dream , wake , snooze , blanket , doze , slumber , snore , nap , peace , зевота , сонливость . Позже люди утверждают, что « сон » был в списке, хотя он не был представлен (Roediger et al. 1995). Люди предвзято извлекают смысл из событий (например, что список содержит sleep -родственные слова), и это может привести к путанице в отношении того, что было выведено, и того, что произошло на самом деле. Это также может привести к забыванию несемантических деталей, поскольку люди обычно больше обращают внимание на смысл, чем на перцептивные и фонологические детали. Например, большинство людей терпят неудачу, когда их просят нарисовать пенни, даже если они держали в руках тысячи монет; для успешного использования пенни не требуется знать направление головы Линкольна или точную надпись на монете (Никерсон и др. 19).79).

Помехи

Обычно память извлекается по прошествии времени, что означает, что многие события происходят после того, как память была сохранена. Более поздние события могут помешать восстановлению исходного события; например, испанский, выученный в колледже, может прийти на ум, когда вы пытаетесь вспомнить французский язык, полученный в старшей школе. Очевидец может прочитать газетные сообщения о преступлении, ответить на вопросы следователя, поговорить с другими свидетелями и представить событие мысленным взором. Все это может привести к представлениям, отличным от того, что произошло на самом деле, и эти новые воспоминания могут блокировать доступ к воспоминаниям об этих событиях. Рассмотрим классическую демонстрацию, в которой испытуемые смотрели слайд-шоу об автомобильной аварии, в том числе слайд, показывающий красный Datsun, приближающийся к знаку «уступи дорогу». Позже у некоторых участников спросили « Проехала ли другая машина мимо красного Datsun, когда он остановился на знаке «стоп»? ” Этот вопрос содержал неправильную предпосылку (что был знак остановки) и повлиял на более позднюю память. Способность испытуемых идентифицировать исходный слайд (с изображением знака урожайности) снижалась после ответа на вводящий в заблуждение вопрос (Loftus et al., 1978). Предложение не обязательно должно исходить из внешнего источника; Описание лица снижает способность свидетеля выделить его из ряда (Schooler et al. 19).90), воображая событие, человек позже может подумать, что он завершил действие (Goff et al., 1998), а рассказ о событии может исказить более позднюю память рассказчика об этом событии (Tversky et al., 2000).

Сходство

Рассмотрим некоторые проблемы, которые могут возникнуть при попытке определить, произошло ли событие в прошлом. Тесты на распознавание просят испытуемых принять решение о том, видели ли они каждое из ряда слов, объектов или людей раньше, и некоторые из тестовых элементов являются старыми (изученными), а некоторые — новыми. Опрос очевидцев является примером ежедневного теста на опознание.

Ложные воспоминания могут возникать, когда испытуемые (неправильно) одобряют новые предметы в тесте на узнавание из-за их сходства с первоначальными событиями. Представьте, что свидетели преступления видят преступника-мужчину при ясном дневном свете и дают описание этого мужчины полиции. Позже полиция задерживает мужчину, подходящего под описание, и ставит его в очередь с другими людьми, подходящими под то же общее описание (например, 6-футовый белый мужчина, залысины, отсутствие растительности на лице). Свидетели выбирают подозреваемого из очереди (тест на опознание), и позже он признается виновным в преступлении. Однако несколько лет спустя, будучи схваченным в ходе несвязанного инцидента, другой мужчина, похожий на осужденного, признается в первоначальном преступлении и также обладает информацией о преступлении, которую мог знать только преступник. В данном случае человек, первоначально осужденный за преступление, был ложно опознан из-за его визуального сходства с настоящим преступником. Хотя это гипотетический пример, многие лабораторные исследования показывают, что воздействие подобных событий может создавать иллюзорные воспоминания, когда человек путает исходное событие с тем, которое выглядит (или звучит) как оно. Кроме того, такие сходства привели к ошибочным убеждениям, таким как реальный случай Рональда Коттона; Коттон был арестован за изнасилование в 1984 года и незаконно приговорен к тюремному заключению на срок более десяти лет.

Неправильное приписывание знакомства

Ложные воспоминания также могут возникать, когда испытуемые неверно истолковывают, почему новые элементы в тесте на узнавание кажутся знакомыми. Элегантная демонстрация этого известна как эффект ложной славы. Испытуемые изучают список малоизвестных имен (например, Себастьян Вайсдорф ), а через день решают, известно ли каждое из этих имен или нет (тест на узнавание). Важно отметить, что финальный тест включает несколько известных имен (например, Минни Перл ), изучены малоизвестные имена (например, Себастьян Вайсдорф ) и новые малоизвестные имена, которые не изучались в первой сессии (например, Адриан Марр ). Испытуемые оценили изученные малоизвестные имена как более известные, чем новые малоизвестные имена, предположительно потому, что они казались знакомыми после их недавнего знакомства (Jacoby et al., 1989). То есть изучаемые малоизвестные имена были знакомы, потому что они были замечены в первой сессии эксперимента, и испытуемые ошибочно приписывали это знакомство известности.

Ложные автобиографические воспоминания

Конечно, многие из наиболее ярких примеров ложных воспоминаний могут быть вызваны комбинацией только что описанных факторов. Посмотрите, как в лаборатории внедряются ложные автобиографические воспоминания. Первоначальная демонстрация включала имплантацию ложных воспоминаний о том, что в детстве он потерялся в торговом центре (Loftus et al., 1995). Эксперимент требовал сотрудничества со стороны близких членов семьи, которые рассказали экспериментаторам несколько реальных событий, которые каждый испытуемый действительно пережил. Когда испытуемая пришла в лабораторию, у нее спросили о трех истинных воспоминаниях и одном критическом ложном (родственники заверили исследователей, что испытуемая не переживала его в детстве). Испытуемых опрашивали несколько раз в течение месяца, и к концу эксперимента более четверти испытуемых получили некоторую информацию о ложном событии.

После первоначальной демонстрации экспериментаторы успешно имплантировали ложные воспоминания для широкого круга событий, включая религиозную церемонию (Pezdek et al., 1997), полет на воздушном шаре (Wade et al., 2002) и госпитализацию (Hyman и др. , 1995). Вообще говоря, труднее внедрить ложные воспоминания о неправдоподобных событиях. Например, трудно убедить людей в том, что в детстве им делали клизму (но потом забыли) (Pezdek et al., 1997). Имплантация более вероятна, если субъект уточняет внушение или воображает его, получая более богатое представление (Hyman et al., 19).95). Последний шаг включает в себя неправильное приписывание события памяти, а не другому источнику. Другими словами, насаждение ложных автобиографических воспоминаний зависит от многих факторов, обсуждавшихся ранее: субъект использует ранее полученные знания (например, о том, как заблудиться и о торговых центрах) и развивает внушение, субъект продолжает думать о событии после того, как первоначальная внушение было закодировано, и память ошибочно приписывается детству, а не недавнему опыту в лаборатории.

Индивидуальные различия в внушаемости

Не все люди одинаково склонны к формированию ложных воспоминаний. Вообще говоря, дети и пожилые люди более внушаемы, чем студенты колледжа, в большинстве парадигм ложной памяти, хотя есть несколько исключений из этого правила. Внушаемость также имеет тенденцию к увеличению с более высокими баллами по Шкале диссоциативных переживаний (DES), мере отвлечения внимания, а также менее нормальных переживаний, таких как слышание голосов (Clancy et al., 2002; Eisen et al., 2001; Hyman et al. 19).98). Понимание индивидуальных различий в внушаемости является важным направлением будущих исследований.

Выводы

Многие ложные воспоминания являются побочными продуктами процессов, которые обычно поддерживают достоверную память. Системам восприятия и памяти целесообразно срезать путь и сосредоточиться на извлечении смысла, поскольку во многих случаях этого будет достаточно. Точно так же часто полагаться на знакомые или другие внешние источники — хорошая стратегия, потому что они могут быть точными индикаторами прошлого. Однако цена этих ярлыков заключается в том, что ни подробное воспоминание, ни надежное воспоминание не обязательно являются истинными. Ложные воспоминания могут обмануть сторонних наблюдателей, таких как присяжные и адвокаты, в дополнение к тому, чтобы обмануть запоминающего, и их может быть очень трудно исправить, когда человек становится уверенным в ошибочных воспоминаниях (часто из-за многократного припоминания события определенным образом).

Ссылки

Clancy, S.A., McNally, R.J., Schacter, D.L., Lenzenweger, M.F., & Pittman, R.K. (2002). Искажение памяти у людей, сообщающих о похищении инопланетянами. Journal of Abnormal Psychology, 111, 451-461.

Эйзен, М.Л., Морган, Д.Ю., и Микес, Л. (2001). Индивидуальные различия в памяти очевидцев и внушаемости: изучение отношений между согласием, диссоциацией и сопротивлением вводящей в заблуждение информации. Личность и индивидуальные различия, 33, 553-572.

Гофф, Л.М., и Редигер, Х.Л., III (1998). Инфляция воображения для событий действия: повторяющиеся представления приводят к иллюзорным воспоминаниям. Память и познание, 26, 20-33.

Хайман, И. Э., младший, Муж, Т. Х., и Биллингс, Ф. Дж. (1995). Ложные воспоминания о детских переживаниях. Прикладная когнитивная психология, 9, 181-197.

Хайман, И. Э., младший, и Биллингс, Ф. Дж. (1998). Индивидуальные различия и создание ложных детских воспоминаний. Память, 6, 1-20.

Джейкоби, Л.Л., Келли, К., Браун, Дж., и Ясечко, Дж. (1989). Стать знаменитым за одну ночь: ограничения способности избегать бессознательного влияния прошлого. Журнал личности и социальной психологии, 56, 326-338.

Лофтус, Э. Ф., Миллер, Д. Г., и Бернс, Х. Дж. (1978). Семантическая интеграция вербальной информации в зрительную память. Журнал экспериментальной психологии: обучение человека и память, 4, 19-31.

Лофтус, Э. Ф., и Пикрелл, Дж. Э. (1995). Формирование ложных воспоминаний. Psychiatric Annals, 25, 720-725.

Никерсон, Р. С., и Адамс, М. Дж. (1979). Долговременная память на обычный объект. Когнитивная психология, 11, 287-307.

Оуэнс, Дж., Бауэр, Г. Х., и Блэк, Дж. Б. (1979). Эффект «мыльной оперы» в воспоминании истории. Память и познание, 7, 185-191.

Пездек, К., Фингер, К., и Ходж, Д. (1997). Насаждение ложных детских воспоминаний: роль правдоподобия событий. Психологические науки, 8, 437-441.

Редигер, Х.Л., III, и Макдермотт, К.Б. (1995). Создание ложных воспоминаний: запоминание слов, не представленных в списках. Журнал экспериментальной психологии: обучение, память и познание, 21, 803-814.

Шулер, Дж. В., и Энгстлер-Шулер, Т. Ю. (1990). Вербальное затмение визуальных воспоминаний: некоторые вещи лучше не говорить. Когнитивная психология, 22, 36-71.

Уэйд, К. А., Гарри, М., Рид, Дж. Д., и Линдси, Д. С. (2002). Картинка стоит тысячи лжи: использование фальшивых фотографий для создания фальшивых детских воспоминаний. Psychonomic Bulletin and Review, 9, 597-603.

Тверски Б. и Марш Э. Дж. (2000). Предвзятые пересказы событий порождают предвзятые воспоминания. Когнитивная психология, 40, 1-38.

Внутренние ссылки

  • Чжун-Лин Лу и Барбара Энн Дошер (2007) Когнитивная психология. Scholarpedia, 2(8):2769.
  • Джеффри Закс (2008) Восприятие событий.