Р 27 баллистическая ракета: R-27 Zyb (SS-N-6) | Missile Threat

Авиационная ракета Р-27 (К-27) | Ракетная техника

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 26 июня 1974г. были развернуты опытно-конструкторские работы по истребителям четвертого поколения — будущим МиГ-29 и Су-27. 

В том же году КБ «Вымпел» были подготовлены техпредложения по новой ракете К-27(изделию 470), предназначенной для вооружения этих перспективных самолетов. Разработка К-27 была поручена коллективу во главе с А.Л. Ляпиным, проектирование осуществлялось под руководством П.П. Дементьева и В.Т. Корсакова.

Перспектива одновременной разработки двух истребителей практически одинакового назначения еще на стадии техпредложения 1974г. подсказала принципиальное решение создать систему унифицированных ракет: К-27А для легкого МиГ-29 и К-27Б для тяжелого Су-27. Предполагалось, что варианты ракеты будут отличаться двигательными установками и, соответственно, дальностью пусков. Исходя из сложившейся практики сочли целесообразным предусмотреть для каждого варианта ракеты с различными двигательными установками исполнение с «радийной» и «тепловой» ГСН. Так определилась концепция «модульной» ракеты с варьируемыми ГСН и двигательными установками. 

Представлялось очень заманчивым добиться взаимозаменяемости двигательных установок, исключив кабельные и газовые связи аппаратуры управления и газогенератора в центральном блоке с хвостовой частью ракеты. Однако принятая схема «утка» традиционно связывалась с необходимостью размещения в хвостовой части рулевых машин привода управления элеронами. Дело в том, что при переднем расположении рулей их отклонение порождает скос воздушного потока, воздействующего на установленные в хвосте крылья таким образом, что при определенном сочетании углов отклонения рулей, углов атаки и скольжения возникает явление реверса управления по крену — момент от аэродинамических сил на крыльях действует в направлении, противоположном моменту от сил на рулях, и превышает его. Поэтому практически на всех ракетах, выполненных по схеме «утка», рули служат только для управления по тангажу и рысканию, а по каналу крена используются либо обеспечивающие стабилизацию элероны, либо роллероны, ограничивающие скорость вращения ракеты по крену.

Конструкторам «Вымпела» удалось обеспечить управление ракетой по всем каналам дифференцированным отклонением рулей, отказавшись от элеронов. Для этого на К-27 применили рули уникальной формы — «бабочка».  Принятая схема не получила единодушного одобрения. Так, по мнению специалистов НИИ-2 (ныне ГосНИИАС), условиям применения К-27 более соответствовала «нормальная» схема с размещением рулей для управления ракетой в ее хвостовой части. В этом случае снижалось сопротивление при малых углах атаки, увеличивалось аэродинамическое качество. Однако нормальная схема требовала разнесения элементов управления между носовыми и хвостовым отсеками ракеты, что нарушало модульный принцип построения. Ставилась под вопрос и унификация хвостовых отсеков ракет с двигателями разного диаметра. Поэтому конструкторы «Вымпела» проработали и «нормальную» схему», но, опираясь на поддержку ЦАГИ, сохранили избранную ими схему — нечто промежуточное между «уткой» и «поворотным крылом».

Принципиально новые технические решения были использованы и в бортовой аппаратуре ракеты. При реализации обычной полуактивной ГСН на перспективных советских ракетах не удавалось достигнуть превосходства над «Сперроу» AIM-7М, так как отечественные самолетные РЛС и ГСН ракет уступали американским аналогам по потенциалу подсветки и чувствительности приемника.  Поэтому в ходе разработки для ракет с радиолокационными ГСН специалисты НИИП на основании результатов исследований приняли комбинированную схему функционирования с возможностью захвата цели на траектории. Следует отметить, что на «Сперроу» использовалось более примитивное техническое решение: даже не простое инерциальное управление без коррекции по радио, принятое на Р-24, а стартовая, так называемая «английская» поправка, аналогичная схеме, реализованной в Р-23.

Окончательный вариант определился в 1976г. при выпуске эскизного проекта, отразившего требования постановлений от 19 января 1975г., уточнивших требования к МиГ-29 и Су-27 соответственно. Были установлены и сроки представления ракет на государственные испытания: 1978г. для К-27 на МиГ-29 и 1979 г. для К-27Э на Су-27. При этом исследовался вопрос оснащения К-27 также и самолетов МиГ-23. Следующий 1977г. наряду с защитой эскизного проекта ознаменовался первыми полетами прототипов МиГ-29 и Су-27, а также началом натурной отработки ракет — проведением двух пусков баллистических «изделий 472» с наземной пусковой установки.

Первоначальная отработка РЛС «Рубин» и головок самонаведения ракет проводилась на летающей лаборатории ЛЛ-124, созданной на базе Ту-124. На начальном, автономном этапе летных испытаний пуски четырех баллистических и двух программных ракет выполнили в начале 1979г. с МиГ-21бис №1116. Несколько позже в том же году провели и первые пуски шести программных и двух телеметрических К-27 с доработанного МиГ-23МЛ №123. Тогда же осуществили два программных и три телеметрических пуска К-27Э с Су-15Т №02-06 (так называемой ЛЛ 10-10, в большей мере, чем МиГ-23, приспособленной для применения тяжелого варианта ракеты).

В соответствии с решением ВПК от 31 января 1979г.   рассматривались вопросы использования радиокоррекции на участке инерциального полета К-27. Велись также проектные проработки по определению возможности существенного облегчения ракеты класса К-27, но в те годы они не дали положительных результатов применительно к «радийному» варианту. Для облегченного теплового варианта было разработано ТЗ, но в связи со значительной разунификацией с остальными модификациями К-27 и это направление не получило развития.

В следующем году объем летных испытаний многократно увеличился. С МиГ-23МЛ провели пуски 22 программных ракет, а также шести ракет с тепловыми ГСН по парашютным мишеням и Ла-17. Еще 14 ракет с тепловыми головками запустили по аналогичным целям с ЛЛ 10-10 (Су-15Т), завершив в 1980г. испытания ракеты на этой летающей лаборатории. Госиспытания теплового варианта ракеты начались с мая 1980г. на третьем опытном, еще не оснащенном РЛС, МиГ-29 №902 (он же 912/3). Этот недостаток комплектации не препятствовал испытаниям ракеты с тепловой ГСН.

В 1981г. автономными пусками с летающей лаборатории МиГ-23МЛ начался заводской этап испытаний «радийной» ракеты. В дальнейшем испытания проводились и на МиГ-29 №918 — первом укомплектованном РЛС, с которого впервые сбили воздушную мишень. Однако облеты РЛС принесли неприятный сюрприз. Выяснилось, что с установкой на МиГ-29 ее дальность обнаружения оказалась почти на треть меньше заданной.

Велась проектно-конструкторская увязка «радийной» ракеты с катапультным вариантом пусковой установки АКУ-470, а также натурная отработка АКУ-470 в наземных условиях. Продолжались и испытания теплового варианта ракеты: провели почти четыре десятка пусков программных и телеметрических ракет, в том числе по Ла-17. Первые пуски тепловых ракет по Ла-17 провели и с прототипа Су-27 — самолета Т-10-4.

В следующем году выполнили еще 24 пуска ракет различной комплектации, включая три боевых, завершив при этом первый этап государственных испытаний на МиГ-29. В 1983г. удалось в основном выполнить программу второго этапа как на МиГ-29 (пуски производились с самолетов №902, 919 и 920), так и на Су-27. В 1983г. провели еще 39 пусков К-27 и 66 К-27Э. Кроме того, по специальной программе на МиГ-29 №921 исследовалась устойчивость работы двигателей при пусках ракет. Государственные испытания завершились в 1984г. Оба варианта ракеты К-27 приняли на вооружение в 1987г. под обозначением Р-27Р и Р-27Т.

Большой объем испытаний ракет семейства К-27 помимо новизны решаемых задач определялся и тем, что МиГ-29 и Су-27 несли разные радиоэлектронные комплексы с различным математическим обеспечением. Правильность алгоритмов приходилось проверять реальным применением ракет, что увеличило объем испытаний на десятки пусков.

Как известно, уже после начала испытаний Т-10 (прототипа Су-27) было принято решение о внесении в проект серьезных изменений, фактически соответствующих разработке самолета практически заново. В частности, радикально были пересмотрены и основные решения по бортовой РЛС. Отработка новых вариантов К-27 велась на МиГ-29 (№920) с июня по сентябрь 1984г.

Испытания ракеты К-27Э несколько затянулись и сопровождались введением доработок в ГСН, инерциальную систему, аппаратуру радиокомандной линии. Только в 1990г. ракета была  принята на вооружение в вариантах Р-27ЭР и Р-27ЭТ. Производство развернули на Заводе им. Артема в Киеве.

В целом разработанное ракетное вооружение обладало преимуществом над «Сперроу» AIM-7F по дальности пуска, достигнутым за счет реализации инерциального участка наведения. Модульный принцип построения семейства ракет позволил создать модификации ракет с повышенными энергетическими возможностями, по досягаемости приближающихся к современным ракетам большой дальности и обладающих высокой эффективностью в бою на средних и малых дистанциях за счет высокой средней скорости полета. Создателей ракет отметили Государственной премией в 1991 г.

Экспортные варианты ракет Р-27Р-1 и Р-27Т-1 выпускались в связи с поставками за рубеж МиГ-29 в варианте МиГ-29А с 1988г. и МиГ-29Б с 1986г., а Р-27ЭР-1 и Р-27ЭТ-1 — с началом поставок Су-27 в 1990-е гг.

Предусматривается возможность применения ракет семейства Р-27 также и на более ранних образцах истребителей второго и третьего поколений после их комплексной модернизации, в частности, по проекту МиГ-21-93.

Помимо четырех основных вариантов ракет на базе Р-27ЭР была также создана ракета К-27П с пассивной радиолокационной головкой самонаведения. Работы начались по решению ВПК от 18 августа 1982 г. Еще ранее в омском ЦКБА (бывшем ОКБ-373) коллективом во главе с Г. Бронштейном проектировалась ГСН, а в 1981 г. появился эскизный проект. Предварительные испытания провели в 1984—1985гг. в основном на МиГ-29 №970 и 971. Испытания завершились с положительным результатом в 1986г. с рекомендациями о принятии на вооружение и передаче в серийное производство. Испытания К-27ЭП в составе вооружения Су-27 велись с 1986г. на самолетах №10-21, 10-22, 10-23, 10-31, 10-32 и завершились в 1989г. Длительное время ракета не предлагалась на внешний рынок, но в 2004 г. ее продемонстрировали на выставке Fidae-2004.

На ряде авиационных салонов представлялись материалы по варианту ракеты Р-27ЭА с комбинированной системой наведения. В этом варианте используется ГСН АРГС-27 — инерциальная, с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке, что обеспечивает реализацию принципа «выстрелил и забыл». Развертывание полномасштабных опытно-конструкторских работ по этому варианту началось по решению ВПК от 19 июля 1982г. Эскизный проект по активной ГСН был выпущен еще в 1981г. Наиболее сложной задачей для ее конструкторов — сотрудников лаборатории A.M. Сухова в НИИ «Агат» — явилось создание малогабаритного передающего устройства мощностью 30—60 Вт с многолучевым клистроном в качестве выходного вакуумного прибора.

Эскизный проект по ракете Р-27ЭА  в целом закончили в 1983г. В 1984г. для применения К-27А готовили МиГ-29 №919, в следующем году — №925, но в дальнейшем эти машины были задействованы под более приоритетную работу — испытания перспективной ракеты РВВ-АЕ. Фактически летные испытания К-27А велись на МиГ-29 №970 и 971. В 1985г. выполнили три пуска, в следующем году — пять.

В АРГС-27 предусматривалось использование бортовой цифровой ЭВМ «Алиса» на микросхемах серии 588, но ее отработка шла настолько тяжело, что стало рассматриваться и применение вычислителей других типов. Время было упущено, и в 1988—1989гг. в связи с сокращением финансирования исследования по АРГС-27 были практически приостановлены ради продолжения работ по ГСН для ракеты РВВ-АЕ. Тем не менее работы в данном направлении были продолжены НИИ «Агат» в инициативном порядке. В результате удалось снизить массу этой модификации ГСН в полтора раза — с 21,5 до 14,5кг, а также увеличить дальность захвата.

В целом разработка ракет семейства К-27 позволила предельно полно реализовать принцип унификации как по вооружению истребителей «тяжелого» и «легкого» классов, так и по созданию важнейших элементов ракеты, единых для вариантов с различной дальностью и принципами наведения на цель. Большой вклад в разработку ракеты на «Вымпеле» внесли В.Г. Карасков, А.Л. Рейдель, П.П. Васильев, А.Б. Пригорникер.

За рубежом эта ракета получила наименование АА-10 Alamo.

Состав: 

Ракета Р-27 выполнена по схеме, промежуточной между схемой «утка» и схемой с поворотным крылом, с тандемно расположенными дестабилизаторами, рулями и крыльями (см. проекции).

В носовой части корпуса ракеты (см. компоновочную схему) размещается ГСН. В отсеке за ней расположены радиовзрыватель и автопилот. В третьем отсеке находится энергоприводной блок (турбогенератор, привод гидронасоса и рулевые машины). Четвёртый отсек — боевая часть осколочно-фугасного или стержневого типа весом 39кг (вес заряда взрывчатого вещества — 15кг). В пятом отсеке располагается маршевый твердотопливный ракетный двигатель. В зависимости от модификации ракеты возможна установка двигателя одного из двух типов: однорежимного (диаметр 230 мм, длина 1500 мм) и двухрежимного (диаметр 260 мм, длина 2200 мм), обеспечивающего увеличенную дальность стрельбы. Основной материал конструкции ракеты — титановый сплав. Стыковка отсеков осуществляется при помощи запирающих устройств эксцентрикового типа.

Модульные ракеты семейства Р-27 имеют одинаковые боевые части, блоки управления и энергопитания, несущие поверхности и рули. Каждая из модификаций может оснащаться унифицированными двигателями обычной (Р-27Р и Р-27Т) и повышенной (Р-27ЭР и Р-27ЭТ) энергетики и системами наведения на базе инфракрасной ГСН, а также пассивной, полуактивной и активной радиолокационных ГСН. Применение ракет с различными головками самонаведения повышает помехозащищенность и эффективность системы вооружения авиационных комплексов.

Аэродинамические рули большого удлинения, имеют сужающуюся к основанию форму (так называемая схема «бабочка»), что позволило использовать их в дифференциальном режиме как для управления и стабилизации ракеты по основным каналам, так и для стабилизации ее по каналу крена. Конфигурация рулей обеспечивает постоянство знака момента крена во всем используемом диапазоне чисел М, т. е. исключает так называемое «явление реверса», присущее ракетам схемы «утка», т.к. область наиболее возмущенного рулями потока воздуха отнесена от корпуса ракеты и оказывает минимальное воздействие на крылья малого удлинения, размах которых в полтора раза меньше, чем у рулей. Рули расположены вблизи аэродинамического фокуса ракеты, что обеспечивает непосредственное управление подъёмной силой и делает возможным перехват энергично маневрирующих и высотных целей по оптимальным траекториям.

Приводы рулей гидравлические с питанием от бортового гидронасоса. Перед рулями на корпусе головок самонаведения установлены дестабилизаторы. При смене головок самонаведения требуемый запас статической устойчивости обеспечивается за счет изменения площади деставилизаторов.

В систему управления ракеты Р-27 помимо ГСН входит инерциальная навигационная подсистема с радиокоррекцией. На начальном участке траектории применяется инерциальное наведение на «математическую» цель с радиокоррекцией ее положения и скорости при маневре цели (по информации с носителя, передаваемой по радиолинии). Целеуказание может осуществляться от бортовых радиолокационных, теплопеленгационных или оптико-электронных прицелов самолёта-носителя, от нашлемной системы лётчика. Возможен пуск ракеты в сторону самолёта противника с последующим автономным захватом в полёте. При захвате цели информационной системой носите­ля на ракету выдается угловое целеуказание. При попа­дании цели в поле зрения координатора ракета осуществ­ляет захват и автосопровождение цели. При отсутствии информации с борта носителя предусмотрена работа ра­кеты в автономном режиме, который устанавливается летчиком из кабины. Наряду с основным вариантом полета с реализацией метода пропорциональной навигации могут применяться особые режимы наведения, обеспечивающие более благоприятные режимы работы ГСН и радиовзрывателя.

В войска ракеты поступают в собраном виде (с отстыкованными рулями и крыльями). Ракеты применяются с рельсовых пусковых установок АПУ-470 или катапультных АКУ-470 (только модификации с радиолокационной ГСН).

Модификации 

Р-27Р (изделие 470-1) — с полуактивной радиолокационной ГСН 9Б-1101К (см.описание). Р-27Р обеспечивает захват целей в диапазоне высот от 20 до 25000м с максимальным превышением/принижением 10км при скорости цели до 3500км/ч и перегрузке 8g при любом ее начальном положении в поле углов целеуказания равном ±50°. Возможен пуск двух ракет Р-27Р по двум целям.

Р-27ЭР (изделие 470-1Э) — вариант Р-27Р с увеличенной дальностью пуска (130 км вместо 80 км).  Помимо большей дальности пуска, обеспечена и возросшая до 27км высотность поражения. При их испытаниях была достигнута максимальная дальность полета до 98км. Применяется на МиГ-29К, МиГ-29М, МиГ-29С, Су-27, Су-33, Як-141.

Р-27Р1 и Р-27ЭР1 — экспортные варианты Р-27Р и Р-27ЭР. По рекламной информации дальность полета последних вариантов Р-27Р1 составляет 75 км при стрельбе в заднюю полусферу (ЗПС) и 50-60 км при стрельбе в переднюю полусферу (ППС) по цели типа истребитель. Для Р-27ЭР1 аналогичные параметры имеют значение 90-100 и 60-62.5км  соответственно.

Р-27Т (изделие 470-3) — с тепловой ГСН 36-Т. Р-27Т  обеспечивает поражение целей в диапазоне высот от 20 до 25000м с максимальным превышением/принижением 10км, при скорости цели до 3500км/ч и перегрузке 8g при любом ее начальном положении в поле углов целеуказания равном ±55°. Время непрерывной работы с включенной системой охлаждения фотоприемного устройства — 3 ч. В инфракрасной головке самонаведения предусмотрена работа системы при отсутствии на борту носителя хладагента перед взлетом (со снижением параметра по дальности захвата).

Р-27ЭТ (изделие 470-3Э) — вариант Р-27Т с увеличенной дальностью пуска. Применяется на МиГ-29К, МиГ-29М, МиГ-29С, Су-27, Су-33, Як-141.

Р-27Т1 и Р-27ЭТ1 — экспортные варианты ракет Р-27Т и Р-27ЭТ. По рекламной информации дальность полета последних вариантов Р-27Т1 составляет 65 км при стрельбе в ППС. Для Р-27ЭТ1 аналогичный параметр имеет значение 80км.

Р-27ЭА — с многофункциональной моноимпульсной доплеровской активной радиолокационной ГСН 9Б-1103М (см. описание).  Дальность стрельбы в ЗПС — 130км, в ППС — 60км.

Р-27П — с пассивной радиолокационной ГСН 9Б-1102 (см. фото). Предназначена для поражения самолётов ДРЛО и других радиоизлучающих воздушных целей в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, в переднюю полусферу, в том числе на фоне различных подстилающих поверхностей, обеспечивая поражение самолетов, ставящих активные помехи РЛС для прикрытия своих самолетов. Взрывательное устройство – радиовзрыватель и контактный датчик цели. Боевая часть — стержневая несущего типа. Дальность захвата типовой цели ПРГСН 9Б-1102 более 200км, что превышает баллистическую дальность полета ракеты. Минимальная дальность стрельбы 2-3км, перегрузка поражаемых целей — 5.5g. ПРГСН 9Б-1102 выпускается ОАО «Омский завод «Автоматика».

Р-27П, Р-27ЭП1 — экспортные варианты ракет Р-27П и Р-27ЭП (см. фото1, фото2). Максимальная дальность пуска в ППС — 72 и 110км для Р-27П и Р-27П1, соответственно. Высота поражения целей 0.02-20км.

Р-27ЭМ — входит в состав вооружения Су-33 и применяется против крылатых ракет «Томагавк» и противокорабельных типа «Гарпун» на минимальной высоте 3м над поверхностью воды. Оснащен АРГСН с двухэтапной системой наведения — инерциальной с радиокоррекцией с переходом на активное радиолокационное самонаведение на конечном участке полета. Дальность стрельбы в ЗПС — 170км, в ППС — 110км.

Для учебных целей служат оснащенные регистратором Р-27УТ с ТГСН и Р-27УД с РГСН.

Характеристики: 

 Р-27РР-27ТР-27ЭРР-27ЭТР-27ЭА
Дальность стрельбы, км:
            — максимальная
            — минимальная
58
0. 5
57
0.5
80
0.5
74
0.5
130
0.5
Максимальная скорость полета, М4.5
Стартовая масса, кг253245350343350
Масса БЧ, кг39
Габариты, мм:
            — длина
            — диаметр 
            — размах оперения
4080
230
972
3795
230
972
4775
260
972
4490
260
972
4780
260
972
Перегрузка поражаемых целей8
Вероятность поражения цели0.7

Р-27К, советская баллистическая ракета

В ноябре 1973 года с дизель-электрической подводной лодки ВМФ СССР К-102 была запущена баллистическая ракета, головная часть которой точно поразила судно-мишень. Пуск проводился в рамках испытаний морского ракетного комплекса Д-5. Р-27К стала первой в истории баллистической ракетой, способной поражать движущиеся надводные корабли.

Михаил Кардашев

Item 1 of 5

1 / 5

Схема полета ПКБР на базе Р-27 с комбинированным наведением

В марте 1949 года ВМС США провели эксперимент, в ходе которого с борта тяжелого авианосца Coral Sea взлетел бомбардировщик P2V-3C (модифицированный Neptune) с макетом атомной бомбы. Результаты эксперимента подтвердили возможность использования авианосцев в качестве носителей ядерного оружия. Ранее единственным средством доставки атомных бомб были стратегические бомбардировщики ВВС, размещавшиеся на авиабазах на территории США и их союзников.

Прогрессирующая неуязвимость

Палубное базирование самолетов — носителей ядерного оружия — обеспечивало их повышенную живучесть и гибкость применения, ведь авианосец мог доставить их максимально близко к территории противника. Значение авианосцев увеличивалось, и в перспективе они могли бы стать полноправной составляющей стратегических ядерных сил США. Оснащение ядерным оружием не исключало возможность участия авианосцев в решении традиционных для них задач, таких как нанесение обычным оснащением ударов по объектам на побережье и в глубине территории противника, авиационное прикрытие операций в прибрежной зоне, блокада побережья противника и др. Для нужд размещения ядерного оружия США в 1950-е годы осуществили модернизацию имевшихся авианосцев типа Essex. Кроме того, было построено четыре принципиально новых корабля этого класса типа Forrestal. В 1961 году в строй вступил Kitty Hawk (усовершенствованный авианосец типа Forrestal) и авианосец принципиально нового типа, оснащенный ядерной силовой установкой Enterprise. Число ударных авианосцев в начале 1960-х годов достигло 15 единиц. На Forrestal базировалось 36, а на Enterprise — 42 штурмовика-носителя атомных бомб. Американские авианосцы, действовавшие в составе ударных групп и соединений, представляли серьезную угрозу для СССР.

Наша страна авианосцев не имела. Их проектирование велось в 1950-х, однако планы были свернуты Н.С.Хрущевым, считавшим, что в век ракетно-ядерного оружия такой класс боевых кораблей не нужен. Вместо постройки своих авианосцев решили сделать упор на развитие средств борьбы с американскими. Для поражения крупных надводных боевых кораблей противника в 1950-х годах были созданы крылатые ракеты КСЩ, размещавшиеся на эсминцах проектов 56 и 56 М, и крылатые ракеты КСР-2 и К-10С, устанавливаемые на самолетах Ту-16.

Однако поразить авианосец было далеко не просто. Авианосные ударные группы (АУГ) помимо авианосца включали до десяти ко-раб-лей охранения, в том числе один-два крейсера, до шести эсминцев и фрегатов, одну-две подводные лодки, которые обеспечивали противовоздушную и противолодочную оборону. Корабли охранения, располагавшиеся на расстоянии до 75 км от центра ордера, были вооружены ЗРК большой дальности Talos, средней Terrier и малой Tartar. Противовоздушную оборону АУГ также обеспечивали палубные истребители. Сравнительно малая дальность полета ракеты КСЩ (до 100 км) практически исключала возможность выхода эсминца на дистанцию пуска ракет по авианосцу, так как он оказывался в зоне действия огневых средств кораблей охранения и палубных истребителей. Дальность стрельбы ракет КСР-2 составляла 160−170 км, а К-10С — от 110 до 325. Радиус зоны действия ПВО АУГ в начале 1960-х годов составлял около 200 км. Таким образом, для пуска ракет КСР-2 самолет Ту-16 должен был входить в зону действия палубных истребителей ПВО АУГ. На предельной дальности полета ПКР К-10С могли применяться без входа самолета-носителя в зону действия ПВО. Однако в США уже испытывался самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛО и У) Е-2А Hawkeye. С его развертыванием зона действия ПВО АУГ увеличивалась до 450 км. В результате выход самолетов Ту-16 на дистанцию пуска противокорабельных ракет К-10С также становился проблематичным. ПКР, запущенные с прорвавшихся носителей, несли потери при полете в зоне действия огневых средств ПВО АУГ.

Для борьбы с авианосцами разрабатывались новые ракетные комплексы с ПКР, имеющими более высокие ТТХ, — морские комплексы П-6, П-35, «Аметист», авиационные комплексы Ту-22 с ракетой Х-22 и Т-4 с ракетой Х-33. Однако и возможности АУГ по противодействию ПКР и их носителям непрерывно возрастали. Проблема преодоления крылатыми ракетами и их носителями мощной эшелонированной системы ПВО и ПЛО авианосных соединений сохранялась. По опубликованным оценкам, для поражения авианосца, действующего в составе АУГ, могло потребоваться свыше полусотни ПКР. Кардинальным решением проблемы могло бы стать создание противокорабельной баллистической ракеты с дальностью полета около 900 км, исключающей возможность противодействия подводной лодке-носителю со стороны системы ПЛО АУГ противника. Корабельных средств перехвата головных частей баллистических ракет средней дальности тогда не существовало, и появление их в ближайшем будущем не предвиделось. В случае успешной технической реализации противокорабельные баллистические ракеты могли бы стать абсолютным оружием для борьбы с авианосцами.

Как попасть в авианосец?

В 1962 году в уральском СКБ-385 (ныне ОАО «ГРЦ КБ им. академика В.П. Макеева») приступили к разработке универсального комплекса Д-5 с баллистической ракетой Р-27К, предназначенной для поражения надводных кораблей, и традиционной баллистической ракетой Р-27, которая предназначалась для поражения наземных целей. Длительное время о проекте знал лишь ограниченный круг специалистов. Только спустя 45 лет головной разработчик раскрыл некоторые подробности создания этого уникального вида оружия.

Поражение надводных кораблей баллистической ракетой было принципиально новой в мировой практике технической задачей. Созданные к тому времени баллистические ракеты могли поражать только неподвижные наземные объекты. Реальным тогда было использование на БР только пассивной системы самонаведения по электромагнитному излучению кораблей АУГ. Первоначально рассматривали применение на одноступенчатой ракете управляемой головной части. Она должна была иметь высокое аэродинамическое качество, оснащаться пассивной радиотехнической системой и аэродинамическими рулями. Антенную систему предполагалось разместить в носовом отсеке головной части на гиростабилизированном основании под радиопрозрачным обтекателем. Трудности с созданием радиопрозрачного обтекателя с требуемыми характеристиками, аппаратуры системы управления и системы наведения в заданных весах и габаритах, а также низкие возможности систем разведки и целеуказания не позволяли реализовать этот вариант ракеты. Поэтому были дополнительно проработаны варианты уже двухступенчатой ракеты.

Один из вариантов предусматривал двухэтапное наведение на цель — на внеатмосферном и атмосферном участках полета. Сначала, после захвата цели боковой антенной системой (дальность обнаружения до 800 км), предусматривалось проведение коррекции траектории полета повторным запуском двигателя второй ступени. На втором этапе, после захвата цели носовой антенной, головная часть должна была наводиться на цель уже в атмосфере. С учетом достижимого уровня точности для поражения морских целей требовалось применение ядерного заряда малого класса мощности. Конструкция ракеты и бортовых систем в этом варианте получалась достаточно сложной, и кроме того существенно сокращалась максимальная дальность полета.

Уникальная, но невостребованная

Другой из прорабатывавшихся вариантов основывался на применении двукратной коррекции траектории полета на баллистическом участке без наведения головной части на атмосферном участке полета. При этом значительно упрощались система управления, конструкция ракеты и головной части. Однако точность наведения на цель снижалась, и поэтому требовалось использование ядерного заряда повышенного класса мощности. Поскольку максимальная дальность полета ракеты соответствовала заданной заказчиком, этот вариант и был принят для дальнейшей разработки. Противокорабельная баллистическая ракета Р-27К в значительной степени была унифицирована со стратегической ракетой Р-27, включая двигатель 1-й ступени, ракетно-стартовую систему, технологии изготовления обечаек и днищ, технологию заводской заправки топливом и ампулизации. Создание ракетного комплекса Д-5 с ракетой Р-27 явилось революционным шагом в отечественном ракетостроении. В этой ракете были реализованы принципиально новые, оригинальные технические решения, определившие дальнейшее развитие ракетных комплексов с БРПЛ. Среди них — двигательная установка, «утопленная» в компоненте топлива, компоновка, исключающая традиционные сухие отсеки (хвостовой, межбаковый, приборный), не заполненные компонентами топлива, заправка баков ракеты на заводе-изготовителе и их ампулизация, применение резинометаллических амортизаторов вместо традиционных пружинно-рычажных систем).

Ввиду большой сложности разработка противокорабельной ракеты Р-27К шла с запаздыванием относительно стратегической ракеты Р-27 и ее усовершенствованного варианта Р-27У. Они были приняты на вооружение соответственно в 1968 и 1974 годах. Летные испытания ракеты Р-27К с ПЛ начались только в декабре 1972 года. Для испытаний по проекту 605 была переоборудована дизель-электрическая ПЛ проекта 629. В ноябре 1973 года испытания завершились двухракетным залпом. Из одиннадцати пусков с ПЛ десять были успешными. Максимальная дальность полета ракеты составила 900 км.

Однако к моменту окончания разработки все ПЛ проекта 667А, на которых предусматривалось размещение обоих вариантов ракет комплекса Д-5, были уже заняты стратегической ракетой. Противокорабельную ракету решили не размещать на ПЛ проекта 667А. Более приоритетным считалось оснащение этих лодок стратегическими ракетами. Для поражения крупных надводных кораблей, в том числе авианосцев, имелись авиационные ПКР Х-22, морские — «Аметист», «Малахит», «Базальт». На флоте в 1975 году начались испытания сверхзвуковой ПКР «Гранит», размещавшейся на ПЛ проекта 949А. Эта крылатая ракета впоследствии и была признана основным средством борьбы с авианосцами. Ракета Р-27К, в отличие от ПКР, имевших варианты ядерного и конвенционального оснащения, не могла применяться в условиях неядерного конфликта. Используемый пассивный способ самонаведения ограничивал боевые возможности оружия в случае радиомолчания или пауз в работе радиоизлучающих систем авианосца. Все это предопределило судьбу уникальной ракеты. Единственную подводную лодку проекта 605 с ракетами Р-27К в 1975 году приняли в опытную эксплуатацию, на которой она находилась до 1982 года.

Снова баллистическая?

В 1970-х годах появились предпосылки для со-здания более совершенной противокорабельной ракеты. На этот раз ее основой могла стать новая БРПЛ Р-29, имеющая межконтинентальную дальность полета. В 1971 году было принято решение о создании ракетного комплекса Д-13 с баллистической противокорабельной ракетой Р-33. В отличие от Р-27К, предусматривалось использование комбинированной (активно-пассивной) аппаратуры самонаведения головных частей на атмосферном участке траектории полета. ПКБР Р-33 должна была иметь массу и габариты, аналогичные ракете Р-29 (стартовая масса 33,3 т, длина 13 м, диаметр корпуса 1,8 м) и дальность стрельбы до 2000 км. Предусматривалось оснащение ракеты моноблочной и разделяющейся головными частями с ядерным и обычным снаряжением. В качестве носителя были определены ПЛ проекта 667Б с 16 пусковыми установками. В ходе разработки ракетного комплекса предстояло решить такие проблемные вопросы, как обеспечение работы комбинированного визира в условиях плазмообразования, защита антенн от тепловых и механических воздействий при баллистическом полете, получение целеуказания от существующих и перспективных средств космической и гидроакустической разведки. Разработка ракетного комплекса дошла до аванпроекта, но не имела дальнейшего продолжения. Это было связано как с техническими трудностями, так и с введением в действие договоров об ограничении стратегических вооружений, по которым эта ракета считалась стратегической.

Р-27 Зыб (СС-Н-6) | Ракетная угроза

Р-27 Зыб (обозначение НАТО: SS-N-6 «Серб»), — баллистическая ракета на жидком топливе для подводных лодок, разработанная и развернутая в Советском Союзе. Элементы ракеты Р-27 считаются основой для некоторых программ баллистических ракет Северной Кореи.

Происходит из
Советский Союз
Владелец
Советский Союз
Класс
Баллистическая ракета подводной лодки (БРПЛ)
Основание
Подводная лодка
Длина
9,65 м
Диаметр
1,5 м
Стартовая масса
14 200 кг
Движение
Одноступенчатый, жидкостный
Боеголовка
1 мТл (мод. 1, 2), 200 кТл (мод. 3)
Диапазон
2400 км (мод. 1), 3200 км (мод. 2, 3)
Статус
Устарело
В эксплуатации
1968-1996
  • Фото: Государственный департамент США
  • Фото: Макеев

R-27 Development

Разработка Р-27 началась в 1962 г., а летные испытания начались в середине 1965 г. Ракета была впервые представлена ​​публике во время военного парада в Москве в 1967 году. 1 Версия ракеты Mod 1 официально поступила на вооружение в 1968 году и была развернута в начале 1969 года. Вскоре за ней последовали версии Mod 2 и Mod 3. 2

Р-27 — первая в мире ракета морского базирования на жидком топливе. В отличие от других ракет того времени, работающих на жидком топливе, таких как «Титан» или «Титан II», Р-27 могла хранить свое топливо, что устраняло необходимость в длительном процессе заправки топливом перед запуском. 3 Эта возможность позволяла запустить ракету в течение десяти минут после получения команды на запуск. 4

Ракета предназначена для использования на подводных лодках проекта 667А проекта 667А проекта «Навага» или «Янки» класса . Каждая субмарина могла нести 16 ракет и могла запускать по одной каждые восемь секунд. 5 Из почти 2000 произведенных Р-27 по состоянию на 1991 год на вооружении оставалось только 192, в основном из-за договоров о контроле над вооружениями, усилий по модернизации и общего упадка Советского Союза. В 1994, это число сократилось до 32. Последняя партия Р-27 была выведена из эксплуатации вместе с последней подводной лодкой класса Yankee в 1996 году. 6

Варианты

За 28 лет службы было построено три различных варианта серба (четвертый тип был разработан и испытан, но так и не был принят на вооружение).

R-27 Mod 1

Впервые развернутая в 1969 году сербская Mod 1 представляла собой ракету с дальностью 2400 км и одинарной боеголовкой мощностью 1 мТл. По оценкам, Mod 1 имел 1,9км КВО, что позволило бы ракете служить контрценным оружием, поражающим города, промышленные центры и незащищенные цели. 7

Р-27 Мод. 2

Мод. 2 (Р-27У), выпущенный в 1972 г., был разработан как версия с увеличенной дальностью действия Мод. 1. Для увеличения дальности полета без изменения размеров ракеты. , топливные баки и двигатели были переработаны для повышения эффективности веса и топливного бака. Одним из способов, которым это было сделано, было уплотнение баков с топливом и окислителем, что позволило использовать одни и те же детали. Кроме того, внутри баков окислителя и горючего разместили систему наведения и ракетный двигатель. 8 Обновленный интерьер позволил увеличить запас хода Mod 2 до 3000 км. Модернизация системы наведения также повысила точность до 1,3-1,8 км КВО. 9

R-27 Mod 3

Mod 3 представлял собой ракету Mod 2 с модернизированной боевой частью, представленную в 1975 году. добавлена ​​возможность многократной головной части (MRV) в виде трех боеголовок по 200 кт. В отличие от современных ракет, боеголовки Mod 3 не могли наводиться по отдельности, но могли привести к большему насыщению области цели. 11

R-27 Mod 4

Mod 4 (R-27K) был отмененным проектом (1970-1974 гг.), целью которого было создание варианта Mod 1, способного поражать береговые станции или корабли. Mod 4 возник из первоначального предложения 1961 года по Р-27, которое предусматривало создание противокорабельной баллистической ракеты, которая также была бы способна поражать стратегические прибрежные цели, такие как радиолокационные станции. 12 13 Чтобы иметь возможность поражать более мелкие цели, такие как эти, Mod 4 был переработан, чтобы иметь радар конечного наведения и маневрирующую боеголовку (MARV). Но их дополнительный вес потребовал снижения величины боеголовки. Поскольку Mod 4 считались стратегическими ракетами в соответствии с соглашением об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) в 1972, в 1974 году Советы решили отказаться от проекта в пользу создания большего количества ракет Mod 2 и Mod 3. 14

Возможное распространение в Северной Корее

В апреле 2009 года Северная Корея попыталась вывести на орбиту спутник с помощью своей космической ракеты-носителя Unha-2. После запуска многие эксперты полагали, что ракетой второй ступени «Унха-2» была ракета Р-27. 15 Одной из причин такого убеждения было то, что вторая ступень «Унха-2» функционировала идеально, несмотря на то, что никогда ранее не тестировалась, и что ступень физически напоминала Р-27.

Однако отчет Международного института стратегических исследований за 2010 год, в котором рассматривалась возможность распространения Р-27 в Иране, предполагает, что из-за большого количества произведенных Р-27 возможно, что некоторые ракеты или компоненты были отправлены или украдены. из России в Северную Корею или Иран. Однако в отчете сделан вывод о том, что «крайне маловероятно, чтобы Россия экспортировала ракеты Р-27 в сборе или в разобранном виде». 16

После анализа обломков полетов Unha-3 в 2012 году некоторые эксперты, которые ранее считали, что Unha-2 использовал R-27, изменили свою оценку. 17 Они предположили, что вторая ступень на самом деле была сильно модифицированной ракетой «Скад». В подтверждение этого они указывают на длительное горение малой тяги второй ступени, которое было бы крайне неэффективным в конструкции баллистической ракеты. 18 Кроме того, они утверждают, что в двигателях Vernier от Unha-3, которые ранее считались распространенными компонентами, использовались совершенно другие компоненты, чем у R-27. 19

БМ-25 Мусудан — еще одна северокорейская ракета, которая, возможно, создана на основе технологии Р-27. Предполагается, что программа Мусудан началась в 1992 после того, как инженеры российских ракетных конструкторских бюро Макеева и Исаева попытались проникнуть в Северную Корею и работать над ракетой-носителем на базе Р-27. 20 Многие инженеры были арестованы, но некоторые, возможно, добрались до Северной Кореи. 21

Из-за того, что Р-27 и «Мусудан» имеют одинаковый диаметр фюзеляжа, некоторые эксперты считают, что ракеты имеют схожий узел двигателя и топливную систему в дополнение к внешнему виду. 22

Footnotes

    1. Федерация американских ученых, «R-27 / SS-N-6 SERB», 13 июля 2000 г., https://fas.org/nuke/guide/russia/slbm/r-27.htm .
    2. Дункан Леннокс. «Р-27 (SS-N-6 «Серб» и RSM-25 Zyb/4K10)», в Jane’s Strategic Weapon Systems (Obsolete Weapons) (Лондон: IHS Global 2011).
    3. Global Security, «R-27 / SS-N-6 SERB и SS-NX-13», 17 марта 2017 г., http://www.globalsecurity.org/wmd/world/russia/r-27.htm .
    4. Леннокс.
    5. Там же.
    6. Там же.
    7. Павел Подвиг. «Р-27 (ракетный комплекс Д-5, SS-N-6) и Р-27У (ракетный комплекс Д-5У, SS-N-6)», в Стратегических ядерных сил России , (Кембридж, Массачусетс: MIT Press 2001), 321.
    8. Федерация американских ученых.
    9. Подвиг, 321.
    10. Astronautix, «Р-27», 21 марта 2017 г., http://www.astronautix.com/r/r-27.html.
    11. Леннокс.
    12. Подвиг, 319
    13. Федерация американских ученых.
    14. Там же.
    15. Союз обеспокоенных ученых, «Ракеты SS-N-6: сколько их можно было перебросить?», 8 сентября 2010 г., http://allthingsnuclear.org/dwright/ss-n-6-missiles-how-many- могли-могли-быть-переведены.
    16. Международный институт стратегических исследований, «Возможности баллистических ракет Ирана: общая оценка», 10 мая 2010 г., http://www.iiss.org/en/publications/strategic%20dossiers/issues/iran–39-s- баллистические-ракетные-возможности-чистая-оценка-885a.
    17. Союз обеспокоенных ученых, «Проведенный Маркусом Шиллером анализ северокорейской ракеты-носителя Унха-3», 22 февраля 2013 г., http://allthingsnuclear.org/dwright/markus-schillers-analysis-of-north-koreas-unha-3 -пусковая установка.
    18. Там же.
    19. Там же.
    20. Инициатива по предотвращению ядерной угрозы, «Ракетные возможности Северной Кореи», 1 мая 2010 г., http://www.nti.org/analysis/articles/north-korea-missile-capabilities/.
    21. Дэвид Райт, «Ракетная программа Северной Кореи», 17 июля 2009 г., http://nautilus.org/wp-content/uploads/2011/12/Wright.pdf.
    22. Инициатива по предотвращению ядерной угрозы.

Р-27

Р-27



Главная — Поиск — Обзор — Алфавитный указатель: 0- 1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9
A- B- C- D- E- F- G- H- I- J- K- L- M- N- O- P- Q- R- S- T- U- V- W- X- Y — З


Р-27


Р-27

Российская баллистическая ракета подводных лодок. Первый полет 1967 г. Правильный код НАТО может быть Serb; Пилильщик был конкурентом. Разработка завершена в 1968 г.

AKA : 4K10;D-5;RSM-25;серб;SS-N-6 Mod 1. Статус : Списан в 1993 году. Полезная нагрузка : 1000 кг (2200 фунтов). Масса брутто : 14 394 кг (31 733 фунта). Высота : 9,00 м (29,50 футов). Диаметр : 1,50 м (4,90 фута). Пролет : 1,50 м (4,90 фута). Апогей : 500 км (310 миль).

Максимальная дальность: 2000 км (1200 миль). Количество стандартных боеголовок: 1. Мощность боевой части: 1000 кт. CEP: 1,61 км (1,00 мили). Boost Propulsion: Хранимая жидкостная ракета. Начальные эксплуатационные возможности: 1968.




Подтемы


Зыб Российская суборбитальная ракета-носитель невесомости на базе излишков БРПЛ Р-27. суборбитальный; 17-24 мин 0G. Объем полезной нагрузки 1,5 куб. М. Полезная нагрузка 650 кг на 1800 км или 1000 кг на 1000 км.

Зыб Р-27У Российская ракета-носитель на базе излишков БРПЛ Р-27У.

Р-27К Российская баллистическая ракета подводных лодок. Первый полет октябрь 1972 г.

Зыб Р-27К Российская ракета-носитель на базе излишков БРПЛ Р-27К.

Р-27У Российская баллистическая ракета подводных лодок. Разработка завершена в 1973 г.

Hwasong 10 Северокорейская мобильная баллистическая ракета средней дальности на базе российской БРПЛ Р-27.

Хорремшехр Иранская баллистическая ракета средней дальности. Говорят, что он был получен из северокорейского Hwasong-10.

Семейство : подводные лодки.
Страна : Россия.
Двигатели : 4D10.
Агентство : Бюро Макеева.
Библиография : 2.



1965 — .
Стартовая площадка : Ненокса.
ЛВ Семья : Р-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Тестовая миссия — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1 июня 1966 г. — .
Стартовая площадка : Ненокса.
LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Тестовая миссия — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1967 1 апреля — .
Стартовая площадка : Ненокса.
LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Тестовая миссия — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1972 1 октября — .
Стартовая площадка : Район морского старта.
Стартовая площадка : UNKPL. Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Зыб Р-27У.

  • Тестовая миссия — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1973 — .
Стартовая площадка : Район морского старта.
Стартовая площадка : UNKPL. Стартовая платформа : PLBR. ЛВ Семья : Р-27.
Ракета-носитель : Зыб Р-27К.

  • Тестовая миссия — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1973 август — .
Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Зыб Р-27У.

  • Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей 902:59: 620 км (380 миль).

1973 4 декабря — .
Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Зыб Р-27К.

  • Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 620 км (380 миль).

1976 1 июля — .
Стартовая площадка : Район морского старта.
Стартовая площадка : UNKPL. Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Тестовая миссия — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1981 — .
Стартовая площадка : Охотск.
Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Эксплуатационные испытания — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1981 — .
Стартовая площадка : Охотск.
Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Эксплуатационные испытания — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1981 — .
Стартовая площадка : Охотск.
Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Эксплуатационные испытания — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1981 — .
Стартовая площадка : Охотск.
Стартовая платформа : PLBR. Серия LV : Р-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Эксплуатационные испытания — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1981 — .
Стартовая площадка : Охотск.
Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Эксплуатационные испытания — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1981 — .
Стартовая площадка : Охотск.
Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Эксплуатационные испытания — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1981 — .
Стартовая площадка : Охотск.
Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Эксплуатационные испытания — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1981 — .
Стартовая площадка : Охотск.
Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Зыб.

  • Эксплуатационные испытания — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1983 — .
Стартовая площадка : Охотск.
Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Эксплуатационные испытания — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1988 — .
Стартовая площадка : Охотск.
Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Финальный тестовый запуск ТО — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1 декабря 1991 г. — .
Стартовая площадка 902:59: Район морского старта.
Стартовая площадка : UNKPL. Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Миссия Sprint Technology — .
    Нация : Россия.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1992 9 декабря — .
00:00 по Гринвичу — .
Стартовая площадка : Тихий океан, 40,0 с.ш. x 170,0 в.д. Стартовая платформа : PLBR. ЛВ Семья : Р-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Эфир Технологическая миссия — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль). Полезной нагрузкой был 650-килограммовый возвращаемый аппарат «Эфир» с 80-килограммовым биомедицинским экспериментом в невесомости «Медуза». Капсула была извлечена, но оказалось, что эксперимент не удался.

1 декабря 1993 г. — .
Стартовая площадка : Тихий океан, 40,0 с.ш. x 170,0 в.д. Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Эфир — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль). Полезной нагрузкой был 650-килограммовый возвращаемый аппарат «Эфир» с 80-килограммовым биомедицинским экспериментом в невесомости «Медуза». Капсула извлечена, эксперимент прошел успешно..

23 января 2015 г. — .
Ракета-носитель : Р-27.

  • Испытание северокорейской подводной ракеты. — .
    Первое испытание новой северокорейской ракеты, названной правительством США КН-11, с подводного испытательного полигона.

8 мая 2015 г. — .
Ракета-носитель : Р-27.

  • Северная Корея проводит испытательный пуск с подводной платформы. — .
    Считалось, что эта ракета создана на основе советской Р-27 и может быть такой же.
    как ракета, известная как «Мусудан», которая была испытана в прошлом. южнокорейский
    в сообщениях говорилось, что полет был всего лишь испытанием пускового механизма на малой высоте.

21 июня 2016 г. — .
20:58 мск — .
Стартовая площадка : Гитдэрьюнг.
LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Хвасон 10.

  • РВ — .
    Нация : Северная Корея.
    Апогей : 100 км (60 миль). Тестовая миссия. Упал в Японское море..
  • РВ — .
    Нация : Северная Корея.
    Апогей : 1414 км (878 миль). Тестовая миссия. Упал в Японское море..

29 января 2017 г. — .
Стартовая площадка : Семнан.
LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Хорремшехр.

  • РВ — .
    Нация : Иран.
    Апогей : 300 км (180 миль).

    Иран совершил второй известный испытательный полет «Хоррамшехр», который, как предполагалось, является ракетой средней дальности на базе советской Р-27, аналогичной северокорейской ракете «Хвасонг-10/Мусудан». ракеты
    Согласно источникам в США, боеголовка не смогла выжить при входе в атмосферу.


30 ноября 2018 г. — .
Стартовая площадка : Семнан.
LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Хорремшехр.

  • Автофургоны? — .
    Нация : Иран.