Р 27 баллистическая ракета: R-27 Zyb (SS-N-6) | Missile Threat

Авиационная ракета Р-27 (К-27) | Ракетная техника

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 26 июня 1974г. были развернуты опытно-конструкторские работы по истребителям четвертого поколения — будущим МиГ-29 и Су-27. 

В том же году КБ «Вымпел» были подготовлены техпредложения по новой ракете К-27(изделию 470), предназначенной для вооружения этих перспективных самолетов. Разработка К-27 была поручена коллективу во главе с А.Л. Ляпиным, проектирование осуществлялось под руководством П.П. Дементьева и В.Т. Корсакова.

Перспектива одновременной разработки двух истребителей практически одинакового назначения еще на стадии техпредложения 1974г. подсказала принципиальное решение создать систему унифицированных ракет: К-27А для легкого МиГ-29 и К-27Б для тяжелого Су-27. Предполагалось, что варианты ракеты будут отличаться двигательными установками и, соответственно, дальностью пусков. Исходя из сложившейся практики сочли целесообразным предусмотреть для каждого варианта ракеты с различными двигательными установками исполнение с «радийной» и «тепловой» ГСН. Так определилась концепция «модульной» ракеты с варьируемыми ГСН и двигательными установками. 

Представлялось очень заманчивым добиться взаимозаменяемости двигательных установок, исключив кабельные и газовые связи аппаратуры управления и газогенератора в центральном блоке с хвостовой частью ракеты. Однако принятая схема «утка» традиционно связывалась с необходимостью размещения в хвостовой части рулевых машин привода управления элеронами. Дело в том, что при переднем расположении рулей их отклонение порождает скос воздушного потока, воздействующего на установленные в хвосте крылья таким образом, что при определенном сочетании углов отклонения рулей, углов атаки и скольжения возникает явление реверса управления по крену — момент от аэродинамических сил на крыльях действует в направлении, противоположном моменту от сил на рулях, и превышает его. Поэтому практически на всех ракетах, выполненных по схеме «утка», рули служат только для управления по тангажу и рысканию, а по каналу крена используются либо обеспечивающие стабилизацию элероны, либо роллероны, ограничивающие скорость вращения ракеты по крену.

Конструкторам «Вымпела» удалось обеспечить управление ракетой по всем каналам дифференцированным отклонением рулей, отказавшись от элеронов. Для этого на К-27 применили рули уникальной формы — «бабочка».  Принятая схема не получила единодушного одобрения. Так, по мнению специалистов НИИ-2 (ныне ГосНИИАС), условиям применения К-27 более соответствовала «нормальная» схема с размещением рулей для управления ракетой в ее хвостовой части. В этом случае снижалось сопротивление при малых углах атаки, увеличивалось аэродинамическое качество. Однако нормальная схема требовала разнесения элементов управления между носовыми и хвостовым отсеками ракеты, что нарушало модульный принцип построения. Ставилась под вопрос и унификация хвостовых отсеков ракет с двигателями разного диаметра. Поэтому конструкторы «Вымпела» проработали и «нормальную» схему», но, опираясь на поддержку ЦАГИ, сохранили избранную ими схему — нечто промежуточное между «уткой» и «поворотным крылом».

Принципиально новые технические решения были использованы и в бортовой аппаратуре ракеты. При реализации обычной полуактивной ГСН на перспективных советских ракетах не удавалось достигнуть превосходства над «Сперроу» AIM-7М, так как отечественные самолетные РЛС и ГСН ракет уступали американским аналогам по потенциалу подсветки и чувствительности приемника.  Поэтому в ходе разработки для ракет с радиолокационными ГСН специалисты НИИП на основании результатов исследований приняли комбинированную схему функционирования с возможностью захвата цели на траектории. Следует отметить, что на «Сперроу» использовалось более примитивное техническое решение: даже не простое инерциальное управление без коррекции по радио, принятое на Р-24, а стартовая, так называемая «английская» поправка, аналогичная схеме, реализованной в Р-23.

Окончательный вариант определился в 1976г. при выпуске эскизного проекта, отразившего требования постановлений от 19 января 1975г., уточнивших требования к МиГ-29 и Су-27 соответственно. Были установлены и сроки представления ракет на государственные испытания: 1978г. для К-27 на МиГ-29 и 1979 г. для К-27Э на Су-27. При этом исследовался вопрос оснащения К-27 также и самолетов МиГ-23. Следующий 1977г. наряду с защитой эскизного проекта ознаменовался первыми полетами прототипов МиГ-29 и Су-27, а также началом натурной отработки ракет — проведением двух пусков баллистических «изделий 472» с наземной пусковой установки.

Первоначальная отработка РЛС «Рубин» и головок самонаведения ракет проводилась на летающей лаборатории ЛЛ-124, созданной на базе Ту-124. На начальном, автономном этапе летных испытаний пуски четырех баллистических и двух программных ракет выполнили в начале 1979г. с МиГ-21бис №1116. Несколько позже в том же году провели и первые пуски шести программных и двух телеметрических К-27 с доработанного МиГ-23МЛ №123. Тогда же осуществили два программных и три телеметрических пуска К-27Э с Су-15Т №02-06 (так называемой ЛЛ 10-10, в большей мере, чем МиГ-23, приспособленной для применения тяжелого варианта ракеты).

В соответствии с решением ВПК от 31 января 1979г.   рассматривались вопросы использования радиокоррекции на участке инерциального полета К-27. Велись также проектные проработки по определению возможности существенного облегчения ракеты класса К-27, но в те годы они не дали положительных результатов применительно к «радийному» варианту. Для облегченного теплового варианта было разработано ТЗ, но в связи со значительной разунификацией с остальными модификациями К-27 и это направление не получило развития.

В следующем году объем летных испытаний многократно увеличился. С МиГ-23МЛ провели пуски 22 программных ракет, а также шести ракет с тепловыми ГСН по парашютным мишеням и Ла-17. Еще 14 ракет с тепловыми головками запустили по аналогичным целям с ЛЛ 10-10 (Су-15Т), завершив в 1980г. испытания ракеты на этой летающей лаборатории. Госиспытания теплового варианта ракеты начались с мая 1980г. на третьем опытном, еще не оснащенном РЛС, МиГ-29 №902 (он же 912/3). Этот недостаток комплектации не препятствовал испытаниям ракеты с тепловой ГСН.

В 1981г. автономными пусками с летающей лаборатории МиГ-23МЛ начался заводской этап испытаний «радийной» ракеты. В дальнейшем испытания проводились и на МиГ-29 №918 — первом укомплектованном РЛС, с которого впервые сбили воздушную мишень. Однако облеты РЛС принесли неприятный сюрприз. Выяснилось, что с установкой на МиГ-29 ее дальность обнаружения оказалась почти на треть меньше заданной.

Велась проектно-конструкторская увязка «радийной» ракеты с катапультным вариантом пусковой установки АКУ-470, а также натурная отработка АКУ-470 в наземных условиях. Продолжались и испытания теплового варианта ракеты: провели почти четыре десятка пусков программных и телеметрических ракет, в том числе по Ла-17. Первые пуски тепловых ракет по Ла-17 провели и с прототипа Су-27 — самолета Т-10-4.

В следующем году выполнили еще 24 пуска ракет различной комплектации, включая три боевых, завершив при этом первый этап государственных испытаний на МиГ-29. В 1983г. удалось в основном выполнить программу второго этапа как на МиГ-29 (пуски производились с самолетов №902, 919 и 920), так и на Су-27. В 1983г. провели еще 39 пусков К-27 и 66 К-27Э. Кроме того, по специальной программе на МиГ-29 №921 исследовалась устойчивость работы двигателей при пусках ракет. Государственные испытания завершились в 1984г. Оба варианта ракеты К-27 приняли на вооружение в 1987г. под обозначением Р-27Р и Р-27Т.

Большой объем испытаний ракет семейства К-27 помимо новизны решаемых задач определялся и тем, что МиГ-29 и Су-27 несли разные радиоэлектронные комплексы с различным математическим обеспечением. Правильность алгоритмов приходилось проверять реальным применением ракет, что увеличило объем испытаний на десятки пусков.

Как известно, уже после начала испытаний Т-10 (прототипа Су-27) было принято решение о внесении в проект серьезных изменений, фактически соответствующих разработке самолета практически заново. В частности, радикально были пересмотрены и основные решения по бортовой РЛС. Отработка новых вариантов К-27 велась на МиГ-29 (№920) с июня по сентябрь 1984г.

Испытания ракеты К-27Э несколько затянулись и сопровождались введением доработок в ГСН, инерциальную систему, аппаратуру радиокомандной линии. Только в 1990г. ракета была  принята на вооружение в вариантах Р-27ЭР и Р-27ЭТ. Производство развернули на Заводе им. Артема в Киеве.

В целом разработанное ракетное вооружение обладало преимуществом над «Сперроу» AIM-7F по дальности пуска, достигнутым за счет реализации инерциального участка наведения. Модульный принцип построения семейства ракет позволил создать модификации ракет с повышенными энергетическими возможностями, по досягаемости приближающихся к современным ракетам большой дальности и обладающих высокой эффективностью в бою на средних и малых дистанциях за счет высокой средней скорости полета. Создателей ракет отметили Государственной премией в 1991 г.

Экспортные варианты ракет Р-27Р-1 и Р-27Т-1 выпускались в связи с поставками за рубеж МиГ-29 в варианте МиГ-29А с 1988г. и МиГ-29Б с 1986г., а Р-27ЭР-1 и Р-27ЭТ-1 — с началом поставок Су-27 в 1990-е гг.

Предусматривается возможность применения ракет семейства Р-27 также и на более ранних образцах истребителей второго и третьего поколений после их комплексной модернизации, в частности, по проекту МиГ-21-93.

Помимо четырех основных вариантов ракет на базе Р-27ЭР была также создана ракета К-27П с пассивной радиолокационной головкой самонаведения. Работы начались по решению ВПК от 18 августа 1982 г. Еще ранее в омском ЦКБА (бывшем ОКБ-373) коллективом во главе с Г. Бронштейном проектировалась ГСН, а в 1981 г. появился эскизный проект. Предварительные испытания провели в 1984—1985гг. в основном на МиГ-29 №970 и 971. Испытания завершились с положительным результатом в 1986г. с рекомендациями о принятии на вооружение и передаче в серийное производство. Испытания К-27ЭП в составе вооружения Су-27 велись с 1986г. на самолетах №10-21, 10-22, 10-23, 10-31, 10-32 и завершились в 1989г. Длительное время ракета не предлагалась на внешний рынок, но в 2004 г. ее продемонстрировали на выставке Fidae-2004.

На ряде авиационных салонов представлялись материалы по варианту ракеты Р-27ЭА с комбинированной системой наведения. В этом варианте используется ГСН АРГС-27 — инерциальная, с радиокоррекцией и активным радиолокационным самонаведением на конечном участке, что обеспечивает реализацию принципа «выстрелил и забыл». Развертывание полномасштабных опытно-конструкторских работ по этому варианту началось по решению ВПК от 19 июля 1982г. Эскизный проект по активной ГСН был выпущен еще в 1981г. Наиболее сложной задачей для ее конструкторов — сотрудников лаборатории A.M. Сухова в НИИ «Агат» — явилось создание малогабаритного передающего устройства мощностью 30—60 Вт с многолучевым клистроном в качестве выходного вакуумного прибора.

Эскизный проект по ракете Р-27ЭА  в целом закончили в 1983г. В 1984г. для применения К-27А готовили МиГ-29 №919, в следующем году — №925, но в дальнейшем эти машины были задействованы под более приоритетную работу — испытания перспективной ракеты РВВ-АЕ. Фактически летные испытания К-27А велись на МиГ-29 №970 и 971. В 1985г. выполнили три пуска, в следующем году — пять.

В АРГС-27 предусматривалось использование бортовой цифровой ЭВМ «Алиса» на микросхемах серии 588, но ее отработка шла настолько тяжело, что стало рассматриваться и применение вычислителей других типов. Время было упущено, и в 1988—1989гг. в связи с сокращением финансирования исследования по АРГС-27 были практически приостановлены ради продолжения работ по ГСН для ракеты РВВ-АЕ. Тем не менее работы в данном направлении были продолжены НИИ «Агат» в инициативном порядке. В результате удалось снизить массу этой модификации ГСН в полтора раза — с 21,5 до 14,5кг, а также увеличить дальность захвата.

В целом разработка ракет семейства К-27 позволила предельно полно реализовать принцип унификации как по вооружению истребителей «тяжелого» и «легкого» классов, так и по созданию важнейших элементов ракеты, единых для вариантов с различной дальностью и принципами наведения на цель. Большой вклад в разработку ракеты на «Вымпеле» внесли В.Г. Карасков, А.Л. Рейдель, П.П. Васильев, А.Б. Пригорникер.

За рубежом эта ракета получила наименование АА-10 Alamo.

Состав: 

Ракета Р-27 выполнена по схеме, промежуточной между схемой «утка» и схемой с поворотным крылом, с тандемно расположенными дестабилизаторами, рулями и крыльями (см. проекции).

В носовой части корпуса ракеты (см. компоновочную схему) размещается ГСН. В отсеке за ней расположены радиовзрыватель и автопилот. В третьем отсеке находится энергоприводной блок (турбогенератор, привод гидронасоса и рулевые машины). Четвёртый отсек — боевая часть осколочно-фугасного или стержневого типа весом 39кг (вес заряда взрывчатого вещества — 15кг). В пятом отсеке располагается маршевый твердотопливный ракетный двигатель. В зависимости от модификации ракеты возможна установка двигателя одного из двух типов: однорежимного (диаметр 230 мм, длина 1500 мм) и двухрежимного (диаметр 260 мм, длина 2200 мм), обеспечивающего увеличенную дальность стрельбы. Основной материал конструкции ракеты — титановый сплав. Стыковка отсеков осуществляется при помощи запирающих устройств эксцентрикового типа.

Модульные ракеты семейства Р-27 имеют одинаковые боевые части, блоки управления и энергопитания, несущие поверхности и рули. Каждая из модификаций может оснащаться унифицированными двигателями обычной (Р-27Р и Р-27Т) и повышенной (Р-27ЭР и Р-27ЭТ) энергетики и системами наведения на базе инфракрасной ГСН, а также пассивной, полуактивной и активной радиолокационных ГСН. Применение ракет с различными головками самонаведения повышает помехозащищенность и эффективность системы вооружения авиационных комплексов.

Аэродинамические рули большого удлинения, имеют сужающуюся к основанию форму (так называемая схема «бабочка»), что позволило использовать их в дифференциальном режиме как для управления и стабилизации ракеты по основным каналам, так и для стабилизации ее по каналу крена. Конфигурация рулей обеспечивает постоянство знака момента крена во всем используемом диапазоне чисел М, т. е. исключает так называемое «явление реверса», присущее ракетам схемы «утка», т.к. область наиболее возмущенного рулями потока воздуха отнесена от корпуса ракеты и оказывает минимальное воздействие на крылья малого удлинения, размах которых в полтора раза меньше, чем у рулей. Рули расположены вблизи аэродинамического фокуса ракеты, что обеспечивает непосредственное управление подъёмной силой и делает возможным перехват энергично маневрирующих и высотных целей по оптимальным траекториям.

Приводы рулей гидравлические с питанием от бортового гидронасоса. Перед рулями на корпусе головок самонаведения установлены дестабилизаторы. При смене головок самонаведения требуемый запас статической устойчивости обеспечивается за счет изменения площади деставилизаторов.

В систему управления ракеты Р-27 помимо ГСН входит инерциальная навигационная подсистема с радиокоррекцией. На начальном участке траектории применяется инерциальное наведение на «математическую» цель с радиокоррекцией ее положения и скорости при маневре цели (по информации с носителя, передаваемой по радиолинии). Целеуказание может осуществляться от бортовых радиолокационных, теплопеленгационных или оптико-электронных прицелов самолёта-носителя, от нашлемной системы лётчика. Возможен пуск ракеты в сторону самолёта противника с последующим автономным захватом в полёте. При захвате цели информационной системой носите­ля на ракету выдается угловое целеуказание. При попа­дании цели в поле зрения координатора ракета осуществ­ляет захват и автосопровождение цели. При отсутствии информации с борта носителя предусмотрена работа ра­кеты в автономном режиме, который устанавливается летчиком из кабины. Наряду с основным вариантом полета с реализацией метода пропорциональной навигации могут применяться особые режимы наведения, обеспечивающие более благоприятные режимы работы ГСН и радиовзрывателя.

В войска ракеты поступают в собраном виде (с отстыкованными рулями и крыльями). Ракеты применяются с рельсовых пусковых установок АПУ-470 или катапультных АКУ-470 (только модификации с радиолокационной ГСН).

Модификации 

Р-27Р (изделие 470-1) — с полуактивной радиолокационной ГСН 9Б-1101К (см.описание). Р-27Р обеспечивает захват целей в диапазоне высот от 20 до 25000м с максимальным превышением/принижением 10км при скорости цели до 3500км/ч и перегрузке 8g при любом ее начальном положении в поле углов целеуказания равном ±50°. Возможен пуск двух ракет Р-27Р по двум целям.

Р-27ЭР (изделие 470-1Э) — вариант Р-27Р с увеличенной дальностью пуска (130 км вместо 80 км).  Помимо большей дальности пуска, обеспечена и возросшая до 27км высотность поражения. При их испытаниях была достигнута максимальная дальность полета до 98км. Применяется на МиГ-29К, МиГ-29М, МиГ-29С, Су-27, Су-33, Як-141.

Р-27Р1 и Р-27ЭР1 — экспортные варианты Р-27Р и Р-27ЭР. По рекламной информации дальность полета последних вариантов Р-27Р1 составляет 75 км при стрельбе в заднюю полусферу (ЗПС) и 50-60 км при стрельбе в переднюю полусферу (ППС) по цели типа истребитель. Для Р-27ЭР1 аналогичные параметры имеют значение 90-100 и 60-62.5км  соответственно.

Р-27Т (изделие 470-3) — с тепловой ГСН 36-Т. Р-27Т  обеспечивает поражение целей в диапазоне высот от 20 до 25000м с максимальным превышением/принижением 10км, при скорости цели до 3500км/ч и перегрузке 8g при любом ее начальном положении в поле углов целеуказания равном ±55°. Время непрерывной работы с включенной системой охлаждения фотоприемного устройства — 3 ч. В инфракрасной головке самонаведения предусмотрена работа системы при отсутствии на борту носителя хладагента перед взлетом (со снижением параметра по дальности захвата).

Р-27ЭТ (изделие 470-3Э) — вариант Р-27Т с увеличенной дальностью пуска. Применяется на МиГ-29К, МиГ-29М, МиГ-29С, Су-27, Су-33, Як-141.

Р-27Т1 и Р-27ЭТ1 — экспортные варианты ракет Р-27Т и Р-27ЭТ. По рекламной информации дальность полета последних вариантов Р-27Т1 составляет 65 км при стрельбе в ППС. Для Р-27ЭТ1 аналогичный параметр имеет значение 80км.

Р-27ЭА — с многофункциональной моноимпульсной доплеровской активной радиолокационной ГСН 9Б-1103М (см. описание).  Дальность стрельбы в ЗПС — 130км, в ППС — 60км.

Р-27П — с пассивной радиолокационной ГСН 9Б-1102 (см. фото). Предназначена для поражения самолётов ДРЛО и других радиоизлучающих воздушных целей в любое время суток, в простых и сложных метеоусловиях, в переднюю полусферу, в том числе на фоне различных подстилающих поверхностей, обеспечивая поражение самолетов, ставящих активные помехи РЛС для прикрытия своих самолетов. Взрывательное устройство – радиовзрыватель и контактный датчик цели. Боевая часть — стержневая несущего типа. Дальность захвата типовой цели ПРГСН 9Б-1102 более 200км, что превышает баллистическую дальность полета ракеты. Минимальная дальность стрельбы 2-3км, перегрузка поражаемых целей — 5.5g. ПРГСН 9Б-1102 выпускается ОАО «Омский завод «Автоматика».

Р-27П, Р-27ЭП1 — экспортные варианты ракет Р-27П и Р-27ЭП (см. фото1, фото2). Максимальная дальность пуска в ППС — 72 и 110км для Р-27П и Р-27П1, соответственно. Высота поражения целей 0.02-20км.

Р-27ЭМ — входит в состав вооружения Су-33 и применяется против крылатых ракет «Томагавк» и противокорабельных типа «Гарпун» на минимальной высоте 3м над поверхностью воды. Оснащен АРГСН с двухэтапной системой наведения — инерциальной с радиокоррекцией с переходом на активное радиолокационное самонаведение на конечном участке полета. Дальность стрельбы в ЗПС — 170км, в ППС — 110км.

Для учебных целей служат оснащенные регистратором Р-27УТ с ТГСН и Р-27УД с РГСН.

Характеристики: 

 Р-27РР-27ТР-27ЭРР-27ЭТР-27ЭА
Дальность стрельбы, км:
            — максимальная
            — минимальная
58
0. 5
57
0.5
80
0.5
74
0.5
130
0.5
Максимальная скорость полета, М4.5
Стартовая масса, кг253245350343350
Масса БЧ, кг39
Габариты, мм:
            — длина
            — диаметр 
            — размах оперения
4080
230
972
3795
230
972
4775
260
972
4490
260
972
4780
260
972
Перегрузка поражаемых целей8
Вероятность поражения цели0.7

Баллистическая ракета подводных лодок «Р-27»

Баллистическая ракета подводных лодок «Р-27»

13.03.2022



В 1963 году на вооружение подводных сил военно-морского флота СССР был принят комплекс Д-4 с ракетой Р-21. Впервые в отечественной практике удалось реализовать подводный старт ракеты, что положительным образом сказалось на живучести подлодок-носителей и эффективности применения ракет. Тем не менее, все еще сохранялось заметное отставание от вероятного противника. К этому времени ВМС США уже располагали ракетами UGM-27B Polaris A-2 с дальностью полета до 2800 км и эксплуатировали подлодки, способные нести по 16 подобных изделий. Требовался новый качественный скачок, способный уменьшить или ликвидировать имеющееся отставание. Ответом на такие обстоятельства стало появление ракетного комплекса Д-5, вооруженного ракетой Р-27.


Решение о создании новой системы вооружения для подводных лодок было принято в апреле 1962 года и закреплено соответствующим постановлением Совета министров. От оборонной промышленности требовалось разработать перспективную атомную подводную лодку и вооружить ее новым ракетным комплексом. Ракета этого комплекса должна была иметь возможность доставки специальной боевой части на дальности до 2500 км. Кроме того, в дальнейшем планировалось создать модернизированный вариант ракеты с повышенными характеристиками. Проект перспективного комплекса получил обозначение Д-5, ракеты для него – Р-27 (индекс управления ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ – 4К10). Атомная подлодка-носитель получила обозначение «667А».


Перед конструкторами были поставлены несколько крайне трудных задач. Следовало создать малогабаритную баллистическую ракету с высокими показателями дальности полета и повышенными эксплуатационными характеристиками. Первые исследования показали, что выполнение новых требований требует отказаться от ряда отработанных и проверенных временем идей, использовав вместо них оригинальные решения. Требовались новые идеи в области компоновки агрегатов и другие нестандартные решения, новые изделия и т.д.


В ходе первых стадий проекта Р-27 были сформированы несколько оригинальных предложений, которые в дальнейшем были применены при создании новой ракеты. Более того, ряд этих наработок в дальнейшем использовался в новых проектах ракетной техники и фактически стал основой для последующих вооружений подводного флота. Можно утверждать, что в рамках проекта Д-5 / Р-27 началось окончательное формирование современного облика отечественных баллистических ракет подводных лодок.


Главным «стимулом» к появлению новых идей и решений стали требования относительно уменьшения габаритов ракеты. Для уменьшения размеров изделия с одновременным повышением дальности полета в сравнении с существующими образцами требовалось использовать более плотную компоновку внутренних объемов. Прежде всего было решено отказаться от традиционной компоновки корпуса с выраженным разделением на отсеки. Вместо этого внутренний объем должен был разделяться несколькими перегородками различного назначения. Также было решено отказаться от аэродинамической стабилизации в полете, что позволяло сократить поперечные габариты изделия.


Корпус одноступенчатой ракеты Р-27 должен был иметь сложную форму, образованную несколькими поверхностями. Обтекатель выполнялся из двух конических поверхностей и полусферической головной части. Остальной корпус ракеты был выполнен в виде цилиндра с незначительно суженной хвостовой частью. Стабилизаторы или иные крупные выступающие детали не предусматривались. При этом на внешней поверхности корпуса расположили четыре поперечных пояса из резинометаллических амортизаторов, удерживавших ракету внутри пусковой установки в требуемом положении.


Несущий корпус изготавливался из т.н. вафельных оболочек, выполненных из алюминиево-магниевого сплава АМг-6 по технологии химического фрезерования и соединенных сваркой. Такая конструкция обеспечивала требуемую прочность корпуса при минимальном весе деталей. Для защиты от воды после старта и нагрева во время полета корпус получил специальное покрытие на основе асботекстолита.


Головная часть ракеты (верхняя коническая деталь и часть нижней) вмещала боезаряд. Сразу за ним располагались системы управления. Примечательно, что ракета Р-27 не имела приборного отсека в привычном смысле слова. Аппаратура управления помещалась не в отдельном отсеке корпуса, а в небольшом герметизированном объеме, образованном дном боевой части и полусферическим верхним днищем бака окислителя.


Большая часть объемов корпуса отдавалась под баки для топлива и окислителя. Важной особенностью баков было использование общих стенок, также выполнявших функции несущего корпуса. Внутренний объем корпуса-бака разделялся несколькими днищами. Одно делило бак окислителя на два объема, а второе, имевшее двойную конструкцию, разделяло баки окислителя и горючего. Такое техническое решение позволило отказаться от межбакового отсека и тем самым дополнительно уменьшить длину ракеты.


Еще одним решением, направленным на сокращение габаритов изделия, стало оригинальное размещение двигателя. Бак для горючего получил нижнее днище сложной формы, которое позволило «утопить» двигатель внутри бака. Это привело к дополнительному сокращению габаритов ракеты без ухудшения прочих характеристик.


Специально для новой ракеты в ОКБ-2 под руководством А.М. Исаева был разработан жидкостный двигатель 4Д10, работающий на несимметричном диметилгидразине и азотном тетраоксиде. В конструкции двигателя присутствовал маршевый блок тягой 23 т и рулевой тягой 3 т. Двигатель оснащался турбонасосными агрегатами для подачи горючего и окислителя. Маршевый блок двигателя использовал дожигание окислительного газа и оснащался регулятором расхода горючего, при помощи которого должна была изменяться тяга. Рулевой блок не дожигал окислительный газ, а регулировка его тяги должна была осуществляться изменением подачи окислителя во все камеры. Для управления применялись качающиеся камеры рулевого блока, установленные под углом 45° к плоскостям стабилизации ракеты.


С целью упрощения конструкции и улучшения эксплуатационных характеристик двигатель был выполнен необслуживаемым. При монтаже двигателя предлагалось использовать только неразъемные соединения, такие как пайка или сварка. Подобная конструкция потребовала разработать набор специальных переходников биметаллической конструкции, состоящих из стальных и алюминиевых деталей. Для запуска двигатель оснащался единственным пиропатроном и собственной автоматикой, необходимой для вывода на рабочий режим.


Впервые в отечественной практике баллистическая ракета для флота должна была заправляться на заводе-изготовителе. Было предложено заливать горючее и окислитель на финальной стадии сборки, после чего заправочные и дренажные патрубки должны были завариваться. Ампулизированная ракета могла храниться на базах и в пусковых установках в течение пяти лет. В дальнейшем, с учетом опыта эксплуатации нового оружия, срок хранения был увеличен втрое.


Еще одно нововведение касалось конструкции системы управления. Автономная инерциальная система наведения была размещена в герметизированном объеме, образованном днищами других агрегатов. При этом Р-27 стала первой отечественной ракетой для подлодок, в системе управления которой использовалась гиростабилизированная платформа. Последняя применялась для установки чувствительных элементов, отслеживающих положение изделия в пространстве. Система наведения с улучшенными характеристиками позволяла стрелять с КВО не более 1,9 км при пуске на максимальную дальность.


Для ракеты Р-27 в НИИ-1011 была разработана специальная боевая часть весом 650 кг мощностью 1 Мт. Боезаряд выполнили отделяемым при помощи удлиненного заряда бризантного взрывчатого вещества. При создании новой боевой части конструкторам пришлось столкнуться с некоторыми проблемами компоновочного характера. Тем не менее, все задачи были успешно решены, результатом чего стало появление боезаряда нового типа, отличающегося от предыдущего изделия для ракеты Р-21 примерно вдвое меньшими габаритами без потери мощности.


Новая баллистическая ракета отличалась от существующих изделий аналогичного назначения меньшими габаритами. Длина Р-27 не превышала 9 м, диаметр составлял 1,5 м. Стартовая масса равнялась 14,2 т. Жидкостный двигатель мог разгонять ракету до скорости (в конце активного участка) 4,4 м/с, выводя на высоту до 120 км. После завершения активного участка должен был выполняться сброс боевого блока, продолжавшего полет самостоятельно. Максимальная дальность стрельбы составляла 2500 км, при этом боезаряд поднимался на высоту до 620 км. При встрече с целью боевой блок развивал скорость до 300 м/с.


Для использования ракет Р-27 подлодка-носитель должна была получать шахтную пусковую установку нового типа. Этот агрегат представлял собой прочный цилиндрический блок с открываемой верхней крышкой и набором необходимого оборудования. Пусковая установка получила стартовый стол новой конструкции, который должен был соединяться со специальным переходником в хвостовой части ракеты. Задачей этих агрегатов было создание т.н. газового колокола, при запуске снижающего давление внутри шахты до приемлемых значений. Также пусковая установка имела набор герметизированных разъемов для соединения ракеты с бортовой аппаратурой носителя.


Подлодка-носитель должна была получать набор специального оборудования, предназначенного для слежения за состоянием ракет. При этом контроль за всеми параметрами осуществлялся с единого пульта. Проведение регламентных проверок, предстартовая подготовка и стрельба управлялись с другого пульта. Для выработки полетного задания и введения данных в системы управления ракет предлагалась боевая информационно-управляющая система «Туча».


Ракета Р-27 имела возможность подводного старта по «мокрой» схеме. Перед запуском следовало заполнять кольцевой зазор пусковой шахты забортной водой, после чего можно было открывать крышку и выполнять запуск. Во время старта жидкостный двигатель должен был запускать рулевые двигатели, при помощи которых создавался газовый колокол. После начала подъема должен был включаться маршевый двигатель, при помощи которого ракета могла покинуть шахту и вылететь из воды.


Испытания новой ракеты планировалось проводить в три этапа, целью которых была отработка изделия в различных условиях. Первые проверки состоялись в сентябре 1965 года с использованием погружаемого стенда. Два (по другим данным, до шести) натурных макета ракеты Р-27 были применены в бросковых испытаниях, в ходе которых проверили процесс выхода ракеты из шахты.


В июне 1966 года стартовал второй этап испытаний, продолжавшийся до весны 67-го. На полигоне Капустин Яр были выполнены 17 запусков опытных ракет по условным целям. 12 запусков признали успешными. Завершение испытаний с наземной пусковой установкой позволило начать проверки с применением подводных лодок.


Еще в 1964 году началась модернизация подводной лодки С-229, на тот момент являвшейся представителем экспериментального проекта 613Д7 и использовавшейся в качестве опытного носителя ракеты РТ-15М, по проекту 613Д5. С лодки удалили имеющуюся пусковую установку, на место которой поставили менее крупную шахту для ракеты Р-27. Кроме того, она получила набор нового оборудования, необходимого для обслуживания и применения таких ракет. В январе 1967 года С-229 впервые вышла в море для новых испытаний нового оружия.


18 января подлодка С-229, находясь на глубине 45 м и двигаясь со скоростью 3 узла, при волнении 3 балла впервые запустила натурный макет ракеты Р-27. До 10 августа включительно было выполнено еще пять запусков. Все испытания с применением лодки проекта 613Д5 завершились успехом.


Летом 1967 года начался третий этап испытаний, в котором использовался штатный носитель комплекса Д-5 – атомная подводная лодка К-137 «Ленинец» проекта 667А «Навага». В августе начались запуски, в ходе которых было использовано шесть ракет. Эти совместные государственные испытания завершились успешно, после чего ракетный комплекс Д-5 / Р-27 был рекомендован к принятию на вооружение.


13 марта 1968 года новую ракету и комплекс для нее приняли на вооружение подводных сил ВМФ СССР. К этому моменту было развернуто полномасштабное серийное строительство подводных лодок проекта 667А. Такие субмарины несли 16 пусковых установок, размещенных в два ряда вдоль корпуса в четвертом и пятом отсеках. До середины семидесятых годов флот получил 34 подлодки типа «Навага» нескольких модификаций, которые были распределены между различными соединениями. В общей сложности они одновременно могли нести 544 ракеты Р-27.


С начала шестидесятых годов на базе баллистической ракеты Р-27 разрабатывалась противокорабельная Р-27К. Такое изделие получало полуактивную радиолокационную систему наведения и могло поражать подвижные цели в виде корабельных соединений противника. Проект Р-27К дошел до испытаний, но не привел к перевооружению флота и расширению списка ударных вооружений. Новое оружие посчитали неудобным и способным негативно сказаться на ядерных силах: для развертывания противокорабельных баллистических ракет требовались подлодки, что могло ударить по количеству развернутых стратегических вооружений. После завершения испытания от Р-27К отказались, хотя работы по аналогичным системам продолжились.


В июне 1971 года вышло постановление Совмина о модернизации комплекса Д-5 с ракетой Р-27. Требовалось создать два варианта обновления ракеты, один из которых должен был использовать разделяющуюся головную часть с несколькими боевыми блоками, а второй подразумевал увеличение дальности полета. Обновленный комплекс получил обозначение Д-5У, ракета для него – Р-27У.


Первый вариант модернизации подразумевал сохранение всех особенностей конструкции базовой ракеты при использовании новой головной части. На общем основании теперь предлагалось монтировать три сбрасываемых боевых блока мощностью по 250 кт. В конце активного участка полета ракета должна была сбрасывать боевые блоки и придавать им небольшую боковую скорость. Предполагалось, что в таком случае боезаряды уменьшенной мощности будут лететь на некотором расстоянии друг от друга и падать в районе цели, в определенной мере повышая вероятность эффективного ее поражения.


Ракета Р-27У второго варианта получила облегченный боезаряд мощностью 1 Мт, благодаря чему дальность стрельбы удалось довести до 3000 км. Принципы работы систем ракеты при этом остались без изменений, хотя понадобились некоторые доработки конструкции.


Для двух версий ракеты Р-27У была разработана обновленная система управления. За счет совершенствования ее приборов КВО было уменьшено до 1,3 км. В таком случае мощность боезаряда полностью компенсировала промах и гарантировала поражение цели.


С сентября 1972 года по август 1973-го проводились летные испытания новых ракет. По результатам испытаний в начале января 1974 года ракетный комплекс Д-5У и изделие Р-27У были приняты на вооружение. В связи с этим комплекс Д-5У при строительстве был установлен на четыре лодки обновленного проекта 667АУ «Налим». Еще восемь носителей новых ракет были переделаны из лодок проекта 667А.


Последняя модернизация ракетного комплекса Д-5 была проведена в начале восьмидесятых годов. Ракету Р-27 в базовой конфигурации перевооружили облегченной моноблочной головной частью от изделия Р-27У. Это позволило повысить дальность стрельбы до 3000 км. Подобная модернизация комплекса известна под названием Д-5М.


Полноценная эксплуатация ракетных комплексов семейства Д-5 продолжалась в течение двух десятилетий, до 1988 года. За это время специалисты флота выполнили более 10 тыс. операций погрузки-выгрузки ракет для обеспечения 590 выходов подлодок на боевое дежурство. Было выполнено 492 пуска ракет, из них 429 завершились успешным поражением учебных целей. В 1971 году атомные подлодки семейства «667А» установили рекорд, выполнив в общей сложности 58 запусков. Это достижение не превзойдено до сих пор. В среднем в год использовалось 23,4 ракеты. Из 492 пусков 161 пришелся на комплексы Д-5У. Ракеты Р-27У 150 раз справились с поставленными учебно-боевыми задачами.


Особый интерес представляют учебно-боевые мероприятия, дважды проведенные подводниками Северного и Тихоокеанского флотов. 20 декабря 1968 года подлодка К-140 Северного флота выполнила стрельбу залпом из восьми ракет (по другим данным, два залпа по восемь ракет). Впоследствии аналогичную стрельбу выполнила одна из лодок Тихоокеанского флота.


К сожалению, не обошлось без аварий и потерь. Первый серьезный инцидент (точные место и дата происшествия неизвестны, вероятно, начало семидесятых) привел к гибели двух людей. Во время погрузки ракеты на подлодку-носитель из-за неправильных действий личного состава и несовершенства конструкции произошел перекос изделия и погрузочной траверзы. Перекос привел к срыву ракеты с креплений и падению на причал. Топливный бак уцелел, но в баке окислителя появилась пробоина. Парами окислителя отравились двое участника работ. По результатам этого инцидента была доработана система погрузки ракет.


В 1976 году на подлодке К-444 произошла авария, но ее экипажу удалось предотвратить негативные последствия. Из-за неправильной подготовки трех ракет Р-27 к запуску произошло заполнение шахты забортной водой с повреждением конструкции баков. После всплытия и осушения шахты это привело к утечке окислителя. Экипаж принял необходимые меры и не допустил пожара.


Две аварии произошло на подводной лодке К-219 проекта 667А, причем вторая привела к ее потере. В 1973 году автоматика пусковой установки допустила открытие клапанов заполнения шахты, что привело к повреждению ракеты давлением забортной воды. При осушении пусковой установки компоненты топлива вытекли из поврежденных баков и загорелись, но автоматическое орошение не дало пожару развиться. Подлодка вернулась на базу и прошла ремонт.


3 октября 1986 года К-219 вновь столкнулась с проблемами. По невыясненным причинам, при погружении лодки в одну из пусковых шахт начала проникать вода. Попытка экипажа осушить шахту нештатными средствами при выключенной автоматике не увенчалась успехом, но привела к повышению давления и разрушению ракеты. На этот раз выключенная система автоматического орошения не смогла предотвратить пожар. Возгорание привело к взрыву со срывом крышки пусковой установки и распространению огня на четвертый отсек. Ввиду невозможности самостоятельного тушения пожара экипаж был вынужден эвакуироваться и затопить лодку. В этой аварии погибли трое подводников.


Нельзя не отметить, что, при всех имевшихся происшествиях, ракетный комплекс Д-5 / Р-27 показал себя эффективным и надежным вооружением для подводных лодок. В конце восьмидесятых годов началось снятие комплексов и их носителей с вооружения по причине морального и физического устаревания, а также из-за подписания новых международных соглашений. Так, в связи с исполнением договора СНВ-1 к концу девяностых годов в подводных силах было развернуто не более 16 ракет Р-27. Вскоре и их сняли с вооружения.

В начале девяностых годов на базе баллистической Р-27 была разработана ракета-носитель «Зыбь». Основной задачей этих изделий было несение специального исследовательского оборудования, предназначенного для работы в условиях микрогравитации. Имелась возможность вывода на суборбитальную траекторию груза объемом 1,5 куб.м весом до 1 т. 1000-кг груз мог достигать высоты 1000 км, а максимальная высота 1800 км обеспечивалась при грузе весом 650 кг.


1 декабря 1991 года, 9 декабря 92-го и 1 декабря 93-го были выполнены три запуска ракет «Зыбь» с научной аппаратурой разных типов и различного назначения. После этого эксплуатация ракет-носителей нового типа прекратилась.


Комплекс Д-5 и ракета Р-27, предназначенные для вооружения подводных лодок, эксплуатировались в течение нескольких десятилетий и занимали важное место в стратегических ядерных силах Советского Союза. Кроме того, в рамках этого проекта были достигнуты серьезные успехи конструкторского и технологического характера. В проекте Р-27 впервые в отечественной практике были внедрены несколько важнейших решений, которые в дальнейшем стали стандартом при разработке новых баллистических ракет подводных лодок. Кроме того, для комплекса Д-5 был создан проект подлодки 667А, дальнейшее развитие которого позволило значительно усилить морскую компоненту ядерной триады и поддерживать ее потенциал в течение длительного времени.



Военное обозрение.

Новости

все новости

окт

23

2022

Память святых отцев VII Вселенского Собора

В VIII столетии император Лев Исавриец воздвиг жестокое гонение на св. иконы, которое продолжалось при сыне его и внуке. В 787 году против этой иконоборной ереси царицею Ириною созван был Седьмой Всел…

окт

22

2022

«Письмо солдату»

Суворовцы Московского СВУ написали письма российским воинам, участвующим в спецоперации на Украине. В этих весточках – гордость за наших солдат, тепло детских душ, слова поддержки, благодарность и пож…

окт

22

2022

Народосбережение

2070 год. Россия. Деревенский дом. Бабушка, увидев сильно взволнованную внучку, спрашивает: кто тебя обидел? Маша нервно отвечает — Костя! Он меня замуж позвал… Премьера фантастического видеоролика со…

окт

21

2022

Предвестник ГКО

Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами России В.В. Путин подписал Указ о Координационном совете при Правительстве РФ по обеспечению потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других в…

окт

21

2022

Третья мировая война началась со взрыва Крымского моста…

Весьма откровенная беседа бывшего инспектора ООН по вооружениям Скотта Риттера и директора Института исследований тенденций США Джеральда Селенте о целях Соединенных Штатов в войне подконтрольной Укра. ..

окт

21

2022

Кяхтинский договор

В поселке Кяхта (Бурятия) 21 октября 1727 года между Россией и Китаем подписан Кяхтинский договор об установлении границы и торговле. Этот договор служил правовой основой взаимоотношений между…

окт

20

2022

Военное положение

На основании указов Президента Российской Федерации на территории, на которой введено военное положение, применяются следующие меры:
▪  усиление охраны общественного порядка и обеспечения общественной…

окт

20

2022

С Днем Войск Связи России!

От всей души поздравляем наших дорогих военных связистов с Днем рождения Войск Связи России! Во все времена основой успешного управления и ведения военных действий любой армии мира является устой. ..

окт

19

2022

Московские суворовцы готовы к труду и обороне

Суворовцы Московского СВУ на базе училища сдали нормативы ВФСК «Готов к труду и обороне». Принимали нормативы преподаватели отдельной дисциплины «Физическая культура» совместно с представителями центр…

окт

19

2022

Герой Советского Союза инок Киприан о главном

Очень рекомендовано для внимательного просмотра мобилизованным и особенно — «500-тым»… Потомственный офицер, герой войны в Афганистане, полковник запаса, русский монах, инок Киприан (Бурков)…

окт

19

2022

Провокаторов, шпионов и агентов врага расстреливать на месте

19 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял постановление, которым объявлялось осадное положение в г. Москве и прилегающих к городу районах. Постановление предписывало «нарушителей пор…

окт

18

2022

Первый воздушный ядерный взрыв в СССР

Вначале ощутили очень яркую вспышку, затем пришла первая сильная ударная волна, немного слабее — вторая и более слабая — третья. Стрелки аэродинамических приборов, высотомеров, указателей скорости ста…

окт

17

2022

Благодарственное письмо

Выражаем огромную благодарность за Вашу материально-техническую помощь и вклад в развитие общего успеха!
Спасибо, что нашли возможность поддержать личный состав войсковой части, в это непростое время …

окт

17

2022

ЗА ОТВАГУ И БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ

Указом Президиума Верховного Совета СССР учреждены медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». Первыми удостоились этих наград воины, сражавшиеся у о. Хасан (1938 г.) и на р. Халхин-Гол (1939 г.). Медал…

окт

16

2022

Две конфеты

Это было еще в Ленинграде, в середине 80-х. Ехал я в маршрутке на Васильевский. На сиденье рядом бушевал ребенок, лет шести. Его мама безучастно смотрела в окно, не реагировала. А он дергал и дергал е…

окт

15

2022

Благодарность от русских воинов

Воины-освободители выражают благодарность Московским суворовцам за поддержку, теплые, вкусные и визуальные подарки, которые будут способствовать комфортному, удобному и объективному выполнению поставл…

окт

15

2022

СВЯТОЙ АДМИРАЛ ФЕОДОР УШАКОВ

15 октября  (2 октября по ст. ст.) 1817 го­да отошел ко Господу великий флотоводец, адмирал Флота Российского Феодор Ушаков. Выпускник Морского кадетского корпуса одержал 43 победы, не понес ни од…

окт

14

2022

Эта война для нас – как очищение

Почему пришла война. Потому что исчезло понятие ответственности, военные перестали отвечать за свои дела, мужчины перестали нести ответственность за своих жен и свои семьи, женщины забыли о материнско…

окт

14

2022

«В Покров день покроем и крепость»

14 октября (1 октября по ст.ст.) 1827 г. русские войска под командованием И.Ф.Паскевича в ходе семидневного штурма взяли столицу Эриванского ханства – город-крепость Эривань (Ереван).

окт

14

2022

ПОКРОВ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Поздравляем с Праздником Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии! Великая Праведница, пребывающая на небесах, непрестанно заботится о христианах, радуя нас Своей защитой и помо…

Р-27 Зыб (СС-Н-6) | Ракетная угроза

Р-27 Зыб (обозначение НАТО: SS-N-6 «Серб»), — баллистическая ракета на жидком топливе для подводных лодок, разработанная и развернутая в Советском Союзе. Элементы ракеты Р-27 считаются основой для некоторых программ баллистических ракет Северной Кореи.

Происходит из
Советский Союз
Владелец
Советский Союз
Класс
Баллистическая ракета подводной лодки (БРПЛ)
Основание
Подводная лодка
Длина
9,65 м
Диаметр
1,5 м
Стартовая масса
14 200 кг
Движение
Одноступенчатый, жидкостный
Боеголовка
1 мТл (мод. 1, 2), 200 кТл (мод. 3)
Диапазон
2400 км (мод. 1), 3200 км (мод. 2, 3)
Статус
Устарело
В эксплуатации
1968-1996
  • Фото: Государственный департамент США
  • Фото: Макеев

R-27 Development

Разработка Р-27 началась в 1962 г., а летные испытания начались в середине 1965 г. Ракета была впервые представлена ​​публике во время военного парада в Москве в 1967 году. 1 Версия ракеты Mod 1 официально поступила на вооружение в 1968 году и была развернута в начале 1969 года. Вскоре за ней последовали версии Mod 2 и Mod 3. 2

Р-27 — первая в мире ракета морского базирования на жидком топливе. В отличие от других ракет того времени, работающих на жидком топливе, таких как «Титан» или «Титан II», Р-27 могла хранить свое топливо, что устраняло необходимость в длительном процессе заправки топливом перед запуском. 3 Эта возможность позволяла запустить ракету в течение десяти минут после получения команды на запуск. 4

Ракета предназначена для использования на подводных лодках проекта 667А проекта 667А проекта «Навага» или «Янки» класса . Каждая субмарина могла нести 16 ракет и могла запускать по одной каждые восемь секунд. 5 Из почти 2000 произведенных Р-27 по состоянию на 1991 год на вооружении оставалось только 192, в основном из-за договоров о контроле над вооружениями, усилий по модернизации и общего упадка Советского Союза. В 1994, это число сократилось до 32. Последняя партия Р-27 была выведена из эксплуатации вместе с последней подводной лодкой класса Yankee в 1996 году. 6

Варианты

За 28 лет службы было построено три различных варианта серба (четвертый тип был разработан и испытан, но так и не был принят на вооружение).

R-27 Mod 1

Впервые развернутая в 1969 году сербская Mod 1 представляла собой ракету с дальностью 2400 км и одинарной боеголовкой мощностью 1 мТл. По оценкам, Mod 1 имел 1,9км КВО, что позволило бы ракете служить контрценным оружием, поражающим города, промышленные центры и незащищенные цели. 7

Р-27 Мод. 2

Мод. 2 (Р-27У), выпущенный в 1972 г., был разработан как версия с увеличенной дальностью действия Мод. 1. Для увеличения дальности полета без изменения размеров ракеты. , топливные баки и двигатели были переработаны для повышения эффективности веса и топливного бака. Одним из способов, которым это было сделано, было уплотнение баков с топливом и окислителем, что позволило использовать одни и те же детали. Кроме того, внутри баков окислителя и горючего разместили систему наведения и ракетный двигатель. 8 Обновленный интерьер позволил увеличить запас хода Mod 2 до 3000 км. Модернизация системы наведения также повысила точность до 1,3-1,8 км КВО. 9

R-27 Mod 3

Mod 3 представлял собой ракету Mod 2 с модернизированной боевой частью, представленную в 1975 году. добавлена ​​возможность многократной головной части (MRV) в виде трех боеголовок по 200 кт. В отличие от современных ракет, боеголовки Mod 3 не могли наводиться по отдельности, но могли привести к большему насыщению области цели. 11

R-27 Mod 4

Mod 4 (R-27K) был отмененным проектом (1970-1974 гг.), целью которого было создание варианта Mod 1, способного поражать береговые станции или корабли. Mod 4 возник из первоначального предложения 1961 года по Р-27, которое предусматривало создание противокорабельной баллистической ракеты, которая также была бы способна поражать стратегические прибрежные цели, такие как радиолокационные станции. 12 13 Чтобы иметь возможность поражать более мелкие цели, такие как эти, Mod 4 был переработан, чтобы иметь радар конечного наведения и маневрирующую боеголовку (MARV). Но их дополнительный вес потребовал снижения величины боеголовки. Поскольку Mod 4 считались стратегическими ракетами в соответствии с соглашением об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-1) в 1972, в 1974 году Советы решили отказаться от проекта в пользу создания большего количества ракет Mod 2 и Mod 3. 14

Возможное распространение в Северной Корее

В апреле 2009 года Северная Корея попыталась вывести на орбиту спутник с помощью своей космической ракеты-носителя Unha-2. После запуска многие эксперты полагали, что ракетой второй ступени «Унха-2» была ракета Р-27. 15 Одной из причин такого убеждения было то, что вторая ступень «Унха-2» функционировала идеально, несмотря на то, что никогда ранее не тестировалась, и что ступень физически напоминала Р-27.

Однако отчет Международного института стратегических исследований за 2010 год, в котором рассматривалась возможность распространения Р-27 в Иране, предполагает, что из-за большого количества произведенных Р-27 возможно, что некоторые ракеты или компоненты были отправлены или украдены. из России в Северную Корею или Иран. Однако в отчете сделан вывод о том, что «крайне маловероятно, чтобы Россия экспортировала ракеты Р-27 в сборе или в разобранном виде». 16

После анализа обломков полетов Unha-3 в 2012 году некоторые эксперты, которые ранее считали, что Unha-2 использовал R-27, изменили свою оценку. 17 Они предположили, что вторая ступень на самом деле была сильно модифицированной ракетой «Скад». В подтверждение этого они указывают на длительное горение малой тяги второй ступени, которое было бы крайне неэффективным в конструкции баллистической ракеты. 18 Кроме того, они утверждают, что в двигателях Vernier от Unha-3, которые ранее считались распространенными компонентами, использовались совершенно другие компоненты, чем у R-27. 19

БМ-25 Мусудан — еще одна северокорейская ракета, которая, возможно, создана на основе технологии Р-27. Предполагается, что программа Мусудан началась в 1992 после того, как инженеры российских ракетных конструкторских бюро Макеева и Исаева попытались проникнуть в Северную Корею и работать над ракетой-носителем на базе Р-27. 20 Многие инженеры были арестованы, но некоторые, возможно, добрались до Северной Кореи. 21

Из-за того, что Р-27 и «Мусудан» имеют одинаковый диаметр фюзеляжа, некоторые эксперты считают, что ракеты имеют схожий узел двигателя и топливную систему в дополнение к внешнему виду. 22

Footnotes

    1. Федерация американских ученых, «R-27 / SS-N-6 SERB», 13 июля 2000 г., https://fas.org/nuke/guide/russia/slbm/r-27.htm .
    2. Дункан Леннокс. «Р-27 (SS-N-6 «Серб» и RSM-25 Zyb/4K10)», в Jane’s Strategic Weapon Systems (Obsolete Weapons) (Лондон: IHS Global 2011).
    3. Global Security, «R-27 / SS-N-6 SERB и SS-NX-13», 17 марта 2017 г., http://www.globalsecurity.org/wmd/world/russia/r-27.htm .
    4. Леннокс.
    5. Там же.
    6. Там же.
    7. Павел Подвиг. «Р-27 (ракетный комплекс Д-5, SS-N-6) и Р-27У (ракетный комплекс Д-5У, SS-N-6)», в Стратегических ядерных сил России , (Кембридж, Массачусетс: MIT Press 2001), 321.
    8. Федерация американских ученых.
    9. Подвиг, 321.
    10. Astronautix, «Р-27», 21 марта 2017 г., http://www.astronautix.com/r/r-27.html.
    11. Леннокс.
    12. Подвиг, 319
    13. Федерация американских ученых.
    14. Там же.
    15. Союз обеспокоенных ученых, «Ракеты SS-N-6: сколько их можно было перебросить?», 8 сентября 2010 г., http://allthingsnuclear.org/dwright/ss-n-6-missiles-how-many- могли-могли-быть-переведены.
    16. Международный институт стратегических исследований, «Возможности баллистических ракет Ирана: общая оценка», 10 мая 2010 г., http://www.iiss.org/en/publications/strategic%20dossiers/issues/iran–39-s- баллистические-ракетные-возможности-чистая-оценка-885a.
    17. Союз обеспокоенных ученых, «Проведенный Маркусом Шиллером анализ северокорейской ракеты-носителя Унха-3», 22 февраля 2013 г., http://allthingsnuclear.org/dwright/markus-schillers-analysis-of-north-koreas-unha-3 -пусковая установка.
    18. Там же.
    19. Там же.
    20. Инициатива по предотвращению ядерной угрозы, «Ракетные возможности Северной Кореи», 1 мая 2010 г., http://www.nti.org/analysis/articles/north-korea-missile-capabilities/.
    21. Дэвид Райт, «Ракетная программа Северной Кореи», 17 июля 2009 г., http://nautilus.org/wp-content/uploads/2011/12/Wright.pdf.
    22. Инициатива по предотвращению ядерной угрозы.

Р-27

Р-27



Главная — Поиск — Обзор — Алфавитный указатель: 0- 1- 2- 3- 4- 5- 6- 7- 8- 9
A- B- C- D- E- F- G- H- I- J- K- L- M- N- O- P- Q- R- S- T- U- V- W- X- Y — З


Р-27


Р-27

Российская баллистическая ракета подводных лодок. Первый полет 1967 г. Правильный код НАТО может быть Serb; Пилильщик был конкурентом. Разработка завершена в 1968 г.

AKA : 4K10;D-5;RSM-25;серб;SS-N-6 Mod 1. Статус : Списан в 1993 году. Полезная нагрузка : 1000 кг (2200 фунтов). Масса брутто : 14 394 кг (31 733 фунта). Высота : 9,00 м (29,50 футов). Диаметр : 1,50 м (4,90 фута). Пролет : 1,50 м (4,90 фута). Апогей : 500 км (310 миль).

Максимальная дальность: 2000 км (1200 миль). Количество стандартных боеголовок: 1. Мощность боевой части: 1000 кт. CEP: 1,61 км (1,00 мили). Boost Propulsion: Хранимая жидкостная ракета. Начальные эксплуатационные возможности: 1968.




Подтемы


Зыб Российская суборбитальная ракета-носитель невесомости на базе излишков БРПЛ Р-27. суборбитальный; 17-24 мин 0G. Объем полезной нагрузки 1,5 куб. М. Полезная нагрузка 650 кг на 1800 км или 1000 кг на 1000 км.

Зыб Р-27У Российская ракета-носитель на базе излишков БРПЛ Р-27У.

Р-27К Российская баллистическая ракета подводных лодок. Первый полет октябрь 1972 г.

Зыб Р-27К Российская ракета-носитель на базе излишков БРПЛ Р-27К.

Р-27У Российская баллистическая ракета подводных лодок. Разработка завершена в 1973 г.

Hwasong 10 Северокорейская мобильная баллистическая ракета средней дальности на базе российской БРПЛ Р-27.

Хорремшехр Иранская баллистическая ракета средней дальности. Говорят, что он был получен из северокорейского Hwasong-10.

Семейство : подводные лодки.
Страна : Россия.
Двигатели : 4D10.
Агентство : Бюро Макеева.
Библиография : 2.



1965 — .
Стартовая площадка : Ненокса.
ЛВ Семья : Р-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Тестовая миссия — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1 июня 1966 г. — .
Стартовая площадка : Ненокса.
LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Тестовая миссия — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1967 1 апреля — .
Стартовая площадка : Ненокса.
LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Тестовая миссия — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1972 1 октября — .
Стартовая площадка : Район морского старта.
Стартовая площадка : UNKPL. Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Зыб Р-27У.

  • Тестовая миссия — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1973 — .
Стартовая площадка : Район морского старта.
Стартовая площадка : UNKPL. Стартовая платформа : PLBR. ЛВ Семья : Р-27.
Ракета-носитель : Зыб Р-27К.

  • Тестовая миссия — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1973 август — .
Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Зыб Р-27У.

  • Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей 902:59: 620 км (380 миль).

1973 4 декабря — .
Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Зыб Р-27К.

  • Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 620 км (380 миль).

1976 1 июля — .
Стартовая площадка : Район морского старта.
Стартовая площадка : UNKPL. Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Тестовая миссия — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1981 — .
Стартовая площадка : Охотск.
Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Эксплуатационные испытания — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1981 — .
Стартовая площадка : Охотск.
Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Эксплуатационные испытания — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1981 — .
Стартовая площадка : Охотск.
Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Эксплуатационные испытания — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1981 — .
Стартовая площадка : Охотск.
Стартовая платформа : PLBR. Серия LV : Р-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Эксплуатационные испытания — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1981 — .
Стартовая площадка : Охотск.
Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Эксплуатационные испытания — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1981 — .
Стартовая площадка : Охотск.
Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Эксплуатационные испытания — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1981 — .
Стартовая площадка : Охотск.
Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Эксплуатационные испытания — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1981 — .
Стартовая площадка : Охотск.
Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Зыб.

  • Эксплуатационные испытания — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1983 — .
Стартовая площадка : Охотск.
Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Эксплуатационные испытания — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1988 — .
Стартовая площадка : Охотск.
Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Финальный тестовый запуск ТО — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1 декабря 1991 г. — .
Стартовая площадка 902:59: Район морского старта.
Стартовая площадка : UNKPL. Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Миссия Sprint Technology — .
    Нация : Россия.
    Апогей : 500 км (310 миль).

1992 9 декабря — .
00:00 по Гринвичу — .
Стартовая площадка : Тихий океан, 40,0 с.ш. x 170,0 в.д. Стартовая платформа : PLBR. ЛВ Семья : Р-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Эфир Технологическая миссия — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль). Полезной нагрузкой был 650-килограммовый возвращаемый аппарат «Эфир» с 80-килограммовым биомедицинским экспериментом в невесомости «Медуза». Капсула была извлечена, но оказалось, что эксперимент не удался.

1 декабря 1993 г. — .
Стартовая площадка : Тихий океан, 40,0 с.ш. x 170,0 в.д. Стартовая платформа : PLBR. LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Zyb.

  • Эфир — .
    Нация : Россия.
    Агентство : РВСН.
    Апогей : 500 км (310 миль). Полезной нагрузкой был 650-килограммовый возвращаемый аппарат «Эфир» с 80-килограммовым биомедицинским экспериментом в невесомости «Медуза». Капсула извлечена, эксперимент прошел успешно..

23 января 2015 г. — .
Ракета-носитель : Р-27.

  • Испытание северокорейской подводной ракеты. — .
    Первое испытание новой северокорейской ракеты, названной правительством США КН-11, с подводного испытательного полигона.

8 мая 2015 г. — .
Ракета-носитель : Р-27.

  • Северная Корея проводит испытательный пуск с подводной платформы. — .
    Считалось, что эта ракета создана на основе советской Р-27 и может быть такой же.
    как ракета, известная как «Мусудан», которая была испытана в прошлом. южнокорейский
    в сообщениях говорилось, что полет был всего лишь испытанием пускового механизма на малой высоте.

21 июня 2016 г. — .
20:58 мск — .
Стартовая площадка : Гитдэрьюнг.
LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Хвасон 10.

  • РВ — .
    Нация : Северная Корея.
    Апогей : 100 км (60 миль). Тестовая миссия. Упал в Японское море..
  • РВ — .
    Нация : Северная Корея.
    Апогей : 1414 км (878 миль). Тестовая миссия. Упал в Японское море..

29 января 2017 г. — .
Стартовая площадка : Семнан.
LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Хорремшехр.

  • РВ — .
    Нация : Иран.
    Апогей : 300 км (180 миль).

    Иран совершил второй известный испытательный полет «Хоррамшехр», который, как предполагалось, является ракетой средней дальности на базе советской Р-27, аналогичной северокорейской ракете «Хвасонг-10/Мусудан». ракеты
    Согласно источникам в США, боеголовка не смогла выжить при входе в атмосферу.


30 ноября 2018 г. — .
Стартовая площадка : Семнан.
LV Семейство : R-27.
Ракета-носитель : Хорремшехр.

  • Автофургоны? — .
    Нация : Иран.