Содержание
Почему Super Heavy Илона Маска может стать неприятным сюрпризом для России
Если Super Heavy полетит, Илон Маск купит не только Coca-Cola
В конце апреля Илон Маск поделился свежими снимками двигателей Raptor-2, которые вскоре займут своё место на уникальном сооружении — ракете Super Heavy и корабле Starship. Первый орбитальный полёт сопряжён с большим риском: двигатели Raptor-2 показывают неплохие результаты по давлению и тяге, но о полностью исправной и готовой к полёту конструкции речь ещё не идёт.
Однако планы у SpaceX наполеоновские — ракета, по некоторым данным, может в перспективе полностью заменить два самых известных носителя компании. Нельзя сказать, что Falcon 9 и Falcon Heavy оказались плохими, просто Илон Маск бизнесмен и его задача — зарабатывать деньги. Falcon 9 и более крупная Falcon Heavy оказались неплохи для своего времени, за почти десять лет эксплуатации этих ракет стало ясно, что производить их дороговато.
Затраты на разработку ракеты составили примерно 450 млн долларов, а производство каждой обходится компании примерно в 35–40 млн долларов. С учётом того что SpaceX продают некоторые запуски по 60–85 млн долларов, получается неплохая прибыль, а с доведением количества пусков до трёх в неделю Илон Маск может озолотиться и вполне позволит себе ещё один Twitter или Coca-Cola. Но не всё так просто.
Рогозин заявил, что от санкций против «Роскосмоса» больше всего пострадает сама Европа
Что такое ракета Super Heavy
Starship and Super Heavy Stack. Фото © Flickr / Official SpaceX Photos
Чтобы понять, зачем Илону Маску понадобилось создавать и строить огромную ракету высотой в 120 метров, нужно чуть глубже изучить её характеристики. В 2019 году Илон Маск объяснил, почему ракету решили строить не из современных материалов — сплавов или углеродного волокна, а из нержавеющей стали. По словам миллиардера, основная причина в том, что так проще. Её можно было бы построить по классическому технологическому циклу, но разработка ракеты заняла бы целую вечность, а SpaceX нужно первенство в космических программах, поэтому пришлось рисковать.
Но простота не единственная причина, по которой в качестве материала была выбрана сталь. Этот материал позволяет значительно удешевить производственный цикл ракеты. В итоге себестоимость Super Heavy и StarShip упала настолько, что стоимость пусков для внешних заказчиков могут ограничить отметкой в 25–30 млн долларов, что вдвое ниже показателей у самой популярной и дешёвой ракеты современности — российского «Союза». В теории (об этом пока есть лишь заявления отдельных специалистов) при поточном производстве стоимость запуска Super Heavy может быть снижена до психологической отметки в десять миллионов долларов, что фактически обрушит весь рынок пусковых услуг.
Молот «Мёртвой руки»: На что способна новейшая ракета РС-28 «Сармат»
Конкуренты Super Heavy
Ariane-5. Фото © Getty Images / Bill Ingalls / NASA
Фактически в современном мире их осталось два. Точнее, полтора. Первый — европейская ракета-носитель Ariane-5. Её разработка длилась почти десять лет и стоила семь миллиардов долларов, а каждый пуск обходится в чудовищные 180 млн долларов. При этом сама тяжёлая ракета имеет только одноразовую модификацию и выводит на низкую опорную орбиту всего 18 тонн полезной нагрузки, что на четыре тонны меньше, чем у Falcon 9 в такой же версии.
Ещё один космический долгострой — семейство российских ракет-носителей «Ангара», которые разрабатываются с начала 90-х годов. Пока что «Ангара» используется только военными — за 20 лет проведено только четыре запуска, и о коммерческих перспективах ракеты говорить пока рано. Напрямую эксперты в области космонавтики не любят сравнивать эти ракеты, утверждая, что «Ангара» изначально вовсе и не разрабатывалась под коммерческие запуски и что «в США разрабатывают ракеты точно так же». Но если бы завтра у дверей «Роскосмоса» стоял зарубежный заказчик с требованием немедленно построить ракету и чемоданом денег, то цифра была бы известна — примерно 100 млн долларов за пуск. Проблема в том, что скоро могут сложиться условия, при которых получить эти деньги от внешних заказчиков будет проблематично.
Удар по Boeing и SpaceX: Почему Запад умоляет Россию не вводить запрет на экспорт титана
Starship ещё не летал, но уже считается победителем
Честно конкурировать с российскими ракетами американская космонавтика не может примерно десять лет. Для того чтобы заставить потенциальных заказчиков на российские пуски выбрать другую сторону, придумали санкции. В итоге поток клиентов SpaceX увеличился кратно, а все деньги, заработанные компанией, остались внутри страны и не достались ни европейским, ни российским операторам пусковых услуг. С появлением StarShip ситуация может усугубиться ещё сильнее: верхний предел для запусков Super Heavy / Starship приблизительно определяется отметкой в 40 млн долларов за пуск, а для российского «Союза» предельно низкой ценой запуска является сумма в 30 млн долларов.
Сравнение ракет Super Heavy / Starship и «Ангара». Инфографика © LIFE
Для «Ангары» аналогичный показатель не рассчитан, однако, если учесть, что ракета проектировалась как семейство носителей из пяти модификаций, может случиться так, что нечто среднее по грузоподъёмности между «Союзом» и Falcon 9 всё-таки получится построить.
«Ангара» против StarShip
Основная задача при создании StarShip на данном этапе состоит в том, чтобы сделать конструкцию безопасной и выйти на расчётные параметры работы. Если SpaceX добьются успеха в этом направлении, то компания Илона Маска получит в своё распоряжение ракету, равной которой не было в современной истории. Кстати, идея создания универсальной суперракеты, которая подойдёт для крупных проектов, изначально была придумана Сергеем Королёвым, которого Маск уважает и благодарит за увлечение космонавтикой. «Королёвская семёрка» и StarShip похожи по своей концепции, но ракета Илона Маска нужна не только для выполнения госпрограммы вооружений США, но и в перспективе заработает ему немалые деньги.
Главная целевая нагрузка ракеты, вполне вероятно, не будет военной. У SpaceX подрастает орбитальная спутниковая группировка Starlink, которая, конечно, может использоваться как боевая система управления, но эта опция не единственная. Создание Super Heavy позволит американской компании выводить в космос гораздо больше спутников, чем сейчас. В головном обтекателе Falcon 9 сейчас можно разместить всего 49 мини-спутников, а в StarShip может поместиться несколько сотен.
Отказ от использования стартовых комплексов в Калифорнии и на мысе Канаверал позволит SpaceX сэкономить ещё несколько десятков миллионов долларов в год, и в конечном счёте «скороварка» (так прозвали StarShip за характерный металлический блеск) будет приносить деньги компании с минимальными издержками. Успеют ли составить конкуренцию Илону Маску другие компании — большой вопрос. Из крупных, серьёзных игроков на рынке пусковых услуг остаётся только Россия, поскольку ЕС может в обозримом будущем лишиться своей основной ракеты Ariane-5 из-за дороговизны.
«Ангара». Фото © АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева»
Сможет ли «Ангара» соперничать с ракетой Super Heavy?
Сможет
Не сможет
Сможет, но не сейчас
Евгений Жуков
- Статьи
- spacex
- Илон Маск
- Космонавтика
- Наука и Технологии
Комментариев: 3
Для комментирования авторизуйтесь!
Бывший замглавы NASA рассказала, как русский инженер плюнул в Илона Маска
Если честно, самый первый вопрос, который возникает по поводу всей этой истории: могли ли вообще продать Илону Маску межконтинентальные баллистические ракеты, которые создавались для благополучного обхода американских систем противоракетной обороны и десятка которых хватило бы на то, чтобы уничтожить большую часть населения Соединённых Штатов вместе с промышленностью?
Поскольку сам Маск упоминал, что интересовался «самыми большими» боевыми ракетами, то надо так понимать, что речь идёт о Р-36М: она же — «Воевода», она же — в классификации НАТО — «Сатана». Выбор последнего из этих названий вполне можно понять: каждый удар — как 50 бомб, сброшенных на Хиросиму. Её начали разрабатывать ещё в 70-е, и до сей поры она остаётся самой мощной межконтинентальной баллистической ракетой в мире.
Российская конверсионная ракета-носитель «Днепр-1». Фото © ТАСС / Сергея Казака
И вот её-то, в количестве трёх штук, надумал 20 лет назад купить молодой человек (30 лет ему было на тот момент), который заработал очень много денег на создании системы онлайн-платежей PayPal и жил большой мечтой о Марсе. Впрочем, он хотел приобрести так называемые уже бэушные, списанные экземпляры.
Дело в том, что после подписания в 1991 году Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) от этих ракет положено было избавляться. Но, чтобы шедевр ракетостроения не пропал, на его основе решили сделать ракету космическую, а именно «Днепр». То есть их можно было использовать исключительно в мирных целях. Как пишут в биографии Илона Маска, он со своей стороны намеревался для начала запустить на них к Красной планете мышей и некоторые растения.
Фото © Getty Images
Если сопоставить рассказанное об этом разными людьми, то, выходит, плевок в сторону Илона Маска состоялся в ходе его первого визита в Москву, в октябре 2001 года. Он приехал вместе со своим единомышленником Джимом Кантреллом (с которым потом SpaceX основал) и с лучшим другом Адео Ресси. Любопытно, что лучший друг в тот момент, как свидетельствует история, пребывал в крайнем волнении по поводу всей этой затеи и признавался, что даже грешным делом подумывал, уж не сошёл ли Илон с ума.
Итак, эта своеобразная делегация отправилась на встречу со специалистами НПО имени Лавочкина Федерального космического агентства России (то есть «Роскосмоса») и компании «Космотрас», которую создали для разработки на базе «Воеводы» ракеты «Днепр». По воспоминаниям Кантрелла, аудиенцию назначили на 11 утра, и гости это расценили как свидетельство того, что русские не любят рано вставать. Началась встреча с продлившейся добрый час светской беседы «под бутерброды, сосиски и, конечно же, водку», после которой наконец раздался сакраментальный вопрос: «Что вы намерены приобрести?» И Илон, по обыкновению своему, выдал искромётную речь, пытаясь поразить русских широтой размаха. Но русских, судя по всему, это не впечатлило.
— Главный конструктор очень разнервничался, когда Илон говорил. Главному конструктору надоело его слушать, и он плюнул на наши ботинки, — рассказывал сооснователь компании SpaceX в документальном фильме.
Сложно себе представить настоящий смачный плевок со стороны официальных лиц во время встречи с иностранными гостями, но имитирующий плевок раздражённый жест, который можно перевести как «срамота» или что-то в этом роде, достаточно хорошо известен. Как это выглядело в реальности, конечно, знают только те, кто это видел, но факт, что в любом случае Маск и его спутники очень обиделись.
Фото © Getty Images
— Этот поступок настолько обидел Илона, что он решил по пути домой создать собственную ракетную компанию, чтобы конкурировать с ними, — написала в своей новой книге Лори Гарвер, бывший заместитель главы NASA.
Правда, стоит упомянуть, что она сама знает об этом плевке и об этой встрече тоже по рассказам, ведь, по её же словам, она познакомилась с Маском летом 2002 года, а к тому времени он уже успел совершить вторую отчаянную попытку договориться с русскими (решение основать SpaceX созрело у него именно после второго визита).
Илон приехал в феврале с чемоданом денег и упрямым стремлением раздобыть три ракеты. Конечно, в описаниях состоявшегося разговора значатся красочные упоминания вступительных тостов («За космос!», «За Америку!»), после чего Илон уже просто не выдержал и выпалил прямой вопрос о цене. И ему прямо ответили: 8 миллионов долларов за штуку. Так вот, если, конечно, верить тому, что пишут биографы Маска, то Маск ничтоже сумняшеся объявил, что за 8 миллионов готов купить две. То есть с ходу демпинговал цену вдвое. Не приходится сомневаться, что русские в этот момент потеряли дар английской речи. «Они сидели и смотрели на него», — рассказывал Джим Кантрелл. А потом произнесли: «Молодой человек. Нет».
Фото © Getty Images
И вот тут Илон уже действительно обиделся. И, пока ошарашенные и чувствовавшие себя оплёванными друзья и коллеги с облегчением вздыхали в момент взлёта своего лайнера, Маск рисовал в ноутбуке какую-то таблицу, а потом объявил: «Эй, ребята, я думаю, мы можем построить эту ракету сами».
По поводу «молодого человека»: не стоит думать, что так к нему относились только такие-сякие грубые и высокомерные русские. К примеру, глава NASA Билл Нельсон тоже его очень долго всерьёз не воспринимал. Об этом, кстати, Лори Гарвер тоже написала. Она с самого начала горячо поддерживала и Маска, и Джеффа Безоса, и Ричарда Брэнсона, и за это ей очень доставалось от непосредственного руководства. По её словам, Нельсон жёстко критиковал её за то, что под её покровительством частники получили шанс предлагать свои проекты реализации программ NASA, а однажды (после высказывания Илона о том, как SpaceX может помочь NASA) глава американского космического агентства бросил: «Поставьте вашего мальчика Илона в очередь».
Но Лори Гарвер не сдавалась: она заявила, что уважает (как она выражается) «космических баронов» за то, что они тратят свои баснословные деньги не на личный комфорт, а нечто важное для всего человечества.
Фото © Getty Images
Что, если бы Маск тогда купил эти боевые ракеты?
Не было бы ни SpaceX, ни многоразовых ракет
Маск сейчас уже запускал бы ракеты на Марс
«Круче, чем Tesla»: Подмосковный школьник изобрёл супердвигатель и решил поспорить с Илоном Маском
Адель Романенкова
- Статьи
- Илон Маск
- ракетостроение
- spacex
- Космонавтика
- Наука и Технологии
Комментариев: 0
Для комментирования авторизуйтесь!
Свертяжелая ракета Илона Маска отправила на орбиту автомобиль Tesla
Илон Маск, не так давно пообещавший отправить на Марс миллион человек за 10 тысяч полетов, а первых «марсиан» высадить уже в 2024 году, по сути, сделал к этому первый шаг. Он отправил в космос мощнейший на сегодня космический носитель. Заявляется, что максимальная грузоподъемность этого аппарата может составлять почти 64 тонны.
Но Маск не был бы Маском и, как говорят, великим пиарщиком, если бы не обставил все это максимально ярко. «Ради смеха» вместо металлических болванок, которые обычно играют роль полезной нагрузки в любом испытательном полете ракеты, под музыку Дэвида Боуи он отправил на орбиту легкий спортивный автомобиль Tesla Roadster вишневого цвета. На торпеде написано: «Don’t panic!» Без паники!
Уже сейчас, по сообщениям из-за рубежа, родстер вовсю рассекает гиперболическую орбиту. После чего, согласно задумке SpaceX, должен отправиться в далекий космос по гелиоцентрической орбите.
К тому, что делает Маск, надо относиться с уважением, но без шапкозакидательства
«Изображение из Центра управления полетом SpaceX. Совершенно очевидно, что автомобиль находится на орбите вокруг Земли», — так через несколько минут после старта подписал видеоролик изобретатель-миллиардер.
Эксперты говорят: редко бывает, чтобы новая ракета с первого раза взлетела и без сбоев выполнила всю программу. Секунда в секунду. Хотя не все прошло гладко: центральный разгонный блок не удалось посадить на плавучую платформу в Атлантическом океане. Он разбился. Но два боковых благополучно вернулись и, более того, синхронно сели на заданной площадке на расстоянии каких-то метров друг от друга. И это не могло не впечатлить.
Кстати, как говорят эксперты, в том числе российские, человечество обязательно придет к тому, что космос будет «многоразовым». Просто инженерам, конструкторам нужно пройти определенный путь в познании оценки качества техники и тех воздействий, которые на нее и от нее происходят.
Но что такое сверхтяжелая ракета и зачем она нужна? Напомним: самая мощная Saturn V была разработана за океаном для первых лунных экспедиций американцев — она выводила на орбиту к Луне чуть больше 60 тонн: сам корабль с астронавтами, посадочный модуль и запас топлива. Первую орбитальную станцию США Skylab (больше 88 тонн) тоже поднимал Saturn V.
В СССР первая сверхтяжелая лунная ракета Н1 так и не взлетела — все четыре пуска оказались аварийными. Первая и единственная советская сверхтяжелая ракета «Энергия» летала только два раза. Она разрабатывалась для выведения нашего космического челнока «Буран». Программа была свернута в начале 90-х: она опередила свое время — не было ни денег, ни загрузки. «Энергия» могла поднимать до 100 тонн грузов. Как рассказывал мне академик РАН Юрий Семенов, который был генеральным конструктором РКК «Энергия», главным конструктором корабля «Буран», ракета «Энергия» получилась одной из самых мощных в мире. «Это выдающееся творение, — говорил Семенов. — Если бы не Валентин Петрович Глушко, такой ракеты не было бы. Его решение — создать мощный двигатель РД-170 тягой 740 тонн. На Глушко тогда обрушились: «Это невозможно! Надо разделить четырехкамерный двигатель на четыре отдельных, то есть четвертовать». «А я создам такой двигатель», — был ответ. Эти двигатели и сегодня не имеют равных в мире.
Сегодня эксперты говорят: сверхтяж нужен в общем-то только для вывода на орбиту техники для пилотируемых полетов — на Луну, к Марсу, к астероидам. Или для создания новой обитаемой станции — на околоземной орбите или поблизости от нашего единственного естественного спутника — не важно. Так что для международного коммерческого рынка этот носитель в ближайшее время особой погоды не сделает: нагрузки для него пока практически нет.
Сейчас для Илона Маска основная задача — наработать положительную летную статистику. Это был демонстрационный пуск. До конца года Falcon Heavy должен слетать еще два раза.
Комментарий
Андрей Ионин, член-корреспондент Российской академии космонавтики:
— Это огромный успех. Вообще создание такой сверхтяжелой ракеты — качественный скачок. Сделано все очень красиво. Илон Маск соединил прорывной технологический бизнес с абсолютно новым подходом к тому, как рассказывать об этом бизнесе, привлекать инвесторов и потребителей. Я уверен, что после таких успехов и в автомобилестроении, и в космонавтике конкурс на инженерные специальности вырастет кратно.
Конек Маска, на мой взгляд, не возвращаемые ступени, а абсолютно невероятная скорость технологического и корпоративного развития космической компании. Мы отвыкли от таких высоких скоростей. Необходимость использования возвращаемых ступеней еще надо доказать экономически? Да. Но Маск «степ-бай-степ» движется к реализации своей мечты — создать человеческую колонию на Марсе. Он просто делает задел на будущее.
Отстала ли Россия? Не надо переживать. К тому, что делает Маск, надо относиться с уважением, но без шапкозакидательства и без посыпания головы пеплом. Надо понять главное — куда мы стремимся. Главное, что продолжение инерционного подхода в космонавтике ведет в никуда. И на этом пути никогда никакого Маска нам не догнать. На мой взгляд, космонавтика — это флаг, который консолидирует очень много новых технических вещей, очень много инновационных технологий, имеет большую отдачу на Земле. Скажем, очень многие технологии, которые нужны для освоения Марса, очень пригодились бы нам для освоения Крайнего Севера.
СпейсЭкс | Космический корабль, ракеты и факты
SpaceX Dragon
Смотреть все медиа
- Дата:
- 2002 — настоящее время
- Сферы деятельности:
- аэрокосмическая промышленность
- Связанные люди:
- Илон Маск
Просмотреть весь связанный контент →
Популярные вопросы
Что такое SpaceX?
SpaceX — американская аэрокосмическая компания, основанная в 2002 году Илоном Маском, которая помогла открыть эру коммерческих космических полетов. Полное название — Space Exploration Technologies Corporation.
Где находится SpaceX?
Какой была первая ракета SpaceX?
Первой ракетой SpaceX был Falcon 1, двухступенчатый корабль на жидком топливе, предназначенный для запуска небольших спутников на околоземную орбиту. Falcon 1 был значительно дешевле в производстве и эксплуатации, чем его конкуренты, отчасти из-за двигателя Merlin, разработанного SpaceX. Falcon впервые успешно вышел на околоземную орбиту в 2008 году.
Для чего была создана компания SpaceX?
В 2002 году предприниматель Илон Маск создал компанию SpaceX, заявленной целью которой было произвести революцию в аэрокосмической отрасли и сделать космические полеты более доступными.
Является ли SpaceX публичной компанией?
SpaceX не является публичной компанией. Илон Маск предположил, что долгосрочная цель организации регулярных полетов на Марс может противоречить краткосрочным целям получения прибыли для государственных инвесторов. Вместо этого SpaceX финансируется правительством США (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства) и институциональными инвесторами.
SpaceX , полностью Space Exploration Technologies Corporation , американская аэрокосмическая компания, основанная в 2002 году, которая помогла открыть эру коммерческих космических полетов. Это была первая частная компания, которая успешно запустила и вернула космический корабль с околоземной орбиты, а также первая, кто запустил пилотируемый космический корабль и состыковал его с Международной космической станцией (МКС). Штаб-квартира находится в Хоторне, Калифорния.
Компания SpaceX была основана предпринимателем Илоном Маском в надежде произвести революцию в аэрокосмической отрасли и сделать доступными космические полеты реальностью. Компания вышла на арену с ракетой Falcon 1 — двухступенчатым кораблем на жидком топливе, предназначенным для вывода на орбиту небольших спутников. Falcon 1 был намного дешевле в строительстве и эксплуатации, чем его конкуренты, и в этой области в основном использовались космические корабли, построенные государственными и финансируемыми государством компаниями, такими как Lockheed Martin и Boeing. Частично рентабельность ракеты стала возможной благодаря разработанному SpaceX двигателю Merlin, более дешевой альтернативе двигателям, используемым другими компаниями. SpaceX также сосредоточилась на создании многоразовых ракет (другие ракеты-носители, как правило, предназначены для одноразового использования).
В марте 2006 года SpaceX осуществила свой первый запуск Falcon 1, который начался успешно, но завершился преждевременно из-за утечки топлива и возгорания. Однако к этому времени компания уже заработала миллионы долларов на заказах на запуск, многие из которых были получены от правительства США. В августе того же года SpaceX стала победителем конкурса НАСА на получение средств на создание и демонстрацию космического корабля, который потенциально мог бы обслуживать МКС после вывода из эксплуатации шаттла. Запуски Falcon 1, которые не смогли достичь околоземной орбиты, последовали в марте 2007 г. и августе 2008 г., но в сентябре 2008 г. SpaceX стала первой частной компанией, отправившей на орбиту ракету на жидком топливе. Три месяца спустя он выиграл контракт НАСА на обслуживание МКС на сумму более 1 миллиарда долларов.
Станьте свидетелем успешного запуска капсулы SpaceX Dragon, 25 мая 2012 г.
Просмотреть все видео к этой статье
Узнайте о SpaceX, первой в истории частной компании, отправившей космический корабль Dragon на Международную космическую станцию
Посмотреть все видео к этой статье
В 2010 году SpaceX впервые запустила свой Falcon 9, более крупный корабль, названный так из-за использования девяти двигателей, а в следующем году она заложила основу для запуска Falcon Heavy, корабля, который, как надеялась компания, быть первым, кто преодолеет барьер стоимости 1000 долларов за фунт на орбиту, и однажды это может быть использовано для доставки астронавтов в дальний космос. В декабре 2010 года компания достигла еще одного рубежа, став первой коммерческой компанией, выпустившей космический корабль — капсулу Dragon — на орбиту и успешно вернувшей его на Землю. Dragon вновь вошел в историю 25 мая 2012 года, когда стал первым коммерческим кораблем, состыковавшимся с МКС, на которую успешно доставил груз. В августе того же года SpaceX объявила, что выиграла контракт с НАСА на разработку преемника космического челнока, который будет доставлять астронавтов в космос.
Falcon 9 был спроектирован так, чтобы его первую ступень можно было использовать повторно. В 2015 году первая ступень Falcon 9 успешно вернулась на Землю недалеко от стартовой площадки. Начиная с 2016 года SpaceX также начала использовать корабли-дроны для посадки ракетных ступеней. Ступень ракеты, вернувшаяся на Землю, была успешно повторно использована при запуске в 2017 году. В том же году капсула Dragon была повторно использована в полете на МКС. Ракета Falcon Heavy совершила свой первый испытательный полет в 2018 году. Две из трех первых ступеней успешно приземлились; третий попал в воду рядом с кораблем-дроном. Этот Falcon Heavy не нес спутника, а вместо этого вывел на орбиту вокруг Солнца Tesla Roadster с манекеном в скафандре, пристегнутым на сиденье водителя. Первый боевой полет Falcon Heavy стартовал 11 апреля 2019 года..
В 2019 году SpaceX начала запускать спутники для своего сервиса Starlink, который будет предоставлять услуги спутникового интернета. Во время полета Falcon 9 одновременно запускается около 50 спутников Starlink. Для первого поколения Starlink запланировано более 4400 спутников, а также запланировано еще 7500 спутников. По состоянию на 2022 год более 4800 действующих спутников вращаются вокруг Земли, и более 2200 из них входят в состав Starlink.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
Первый пилотируемый полет капсулы Dragon к МКС стартовал 30 мая 2020 года с астронавтами Дугом Херли и Робертом Бенкеном. SpaceX также анонсировала преемника Falcon 9 и Falcon Heavy: систему Super Heavy-Starship (первоначально называвшуюся BFR [Big Falcon Rocket]). Первая ступень Super Heavy будет способна поднять 100 000 кг (220 000 фунтов) на низкую околоземную орбиту. Полезной нагрузкой будет Starship, космический корабль, предназначенный для нескольких целей, включая обеспечение быстрой перевозки между городами на Земле и строительство баз на Луне и Марсе. SpaceX планировала использовать звездолет для полета вокруг Луны с японским бизнесменом Маэдзавой Юсаку и несколькими художниками в 2023 году, для полетов по высадке астронавтов на Луну в рамках программы НАСА «Артемида» и, в конечном итоге, для запуска поселенцев на Марс.
Элисон ЭлдриджРедакторы Британской энциклопедии
аэрокосмическая промышленность | Определение и факты
первый полет Орвилла Райта, 17 декабря 1903 г.
Ричард Тен Эйк
Джеймс Смит Макдоннелл
- Похожие темы:
- космический полет
авиация
Корпорация Авион
Авиакомпания Де Хэвилленд
авиакомпания
См. весь связанный контент →
аэрокосмическая промышленность , совокупность производственных концернов, занимающихся полетами транспортных средств в атмосфере Земли и за ее пределами. (Термин аэрокосмическая промышленность происходит от слов аэронавтика и космический полет .) Аэрокосмическая промышленность занимается исследованием, разработкой и производством летательных аппаратов, включая планеры и планеры без двигателя ( см. планеризм), беспилотные летательные аппараты (БПЛА), летательные аппараты легче воздуха ( см. баллон; дирижабль), летательные аппараты тяжелее воздуха (как с неподвижным, так и с вертолетным крылом; см. самолет; военный самолет), ракеты ( см. ракетно-ракетная система), космические ракеты-носители и космические корабли (с экипажем и без экипажа) . В число его забот также входят основные подсистемы летательных аппаратов, такие как двигательная установка и авионика (авиационная электроника), а также ключевые вспомогательные системы, необходимые для испытаний, эксплуатации и технического обслуживания летательных аппаратов. Кроме того, промышленность занимается производством неавиационной продукции и систем, в которых используются аэрокосмические технологии.
Технический прогресс является основой конкурентоспособности и прогресса в аэрокосмической отрасли. В результате отрасль является мировым лидером в развитии науки и техники. Аэрокосмические системы имеют очень высокую стоимость на единицу веса и являются одними из самых сложных, если судить по количеству компонентов в готовой продукции. Следовательно, для страны экономически и политически престижно иметь аэрокосмическую промышленность. Среди крупнейших в мире отраслей обрабатывающей промышленности с точки зрения денежной стоимости выпуска продукции и занятости аэрокосмическая отрасль характеризуется относительно небольшим количеством крупных фирм и многочисленными международными партнерствами на всех уровнях.
Для крупных аэрокосмических стран их собственные военные учреждения и, в некоторых случаях, иностранные вооруженные силы являются крупнейшими клиентами. Следующими по значимости покупателями являются мировые коммерческие авиакомпании, прежде всего американские, европейские и азиатско-тихоокеанские перевозчики. Тремя крупнейшими рынками для самолетов являются Северная Америка, где доминируют Соединенные Штаты; Азиатско-Тихоокеанский регион, в котором доминирует Китай, и Европа.
Соединенные Штаты обладают крупнейшим в мире аэрокосмическим промышленным комплексом. По состоянию на 2017 год американские компании составляли чуть менее половины мировой аэрокосмической промышленности. Хотя их собственное правительство является основным поставщиком военных систем, американские фирмы также являются основным поставщиком военной и гражданской аэрокосмической техники для остального мира. Сегодня неамериканские компании стремятся захватить большую часть мирового рынка и бросают вызов американскому господству.
Викторина «Британника»
Космос: правда или вымысел?
Марс и Млечный Путь больше, чем просто шоколадные батончики! Узнайте, насколько больше вы знаете о космосе, с помощью этого теста.
Россия сохраняет крупную аэрокосмическую промышленность. После распада Советского Союза в 1991 году Россия приобрела большинство высококвалифицированных советских конструкторских бюро. Были инициированы партнерские отношения с американскими и европейскими фирмами, и Россия впервые вышла на западные рынки.
Аэрокосмическая промышленность Западной Европы стала сильным глобальным игроком, особенно во Франции, Великобритании и Германии. Благодаря успеху совместных программ, таких как линейка коммерческого транспорта Airbus и семейство космических ракет-носителей Ariane, европейская промышленность накопила значительный опыт в разработке и производстве почти всего спектра аэрокосмических систем.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Подпишитесь сейчас
В Азиатско-Тихоокеанском регионе Китай имеет ведущую аэрокосмическую промышленность, но — по сравнению с Соединенными Штатами и Западной Европой — его возможности все еще ограничены. Китай сделал развитие местной авиационной промышленности национальным приоритетом и имеет партнерские отношения с рядом иностранных предприятий как в области авиационных, так и космических систем. В стране также разработаны космические ракеты-носители, малые спутники и корабли, предназначенные для пилотируемых космических полетов. В Японии процветает аэрокосмическая промышленность с упором на военные самолеты, а японские компании также являются ключевыми субподрядчиками фирм в США и Европе.
Интересы аэрокосмической промышленности США представлены через Американскую ассоциацию аэрокосмической промышленности (AIA), организацию, финансируемую аэрокосмической промышленностью, в состав которой входят крупнейшие компании в этой области. AIA обеспечивает форум для технических и политических вопросов, касающихся отрасли, и выступает в качестве агента по лоббированию общих интересов своих членов. Его аналогом в Европе является Европейская ассоциация аэрокосмической и оборонной промышленности (ASD). Основанная в Брюсселе, ASD взаимодействует со странами-членами, а также с Европейским Союзом. Кроме того, в Европе есть несколько организаций на национальном уровне. Другими известными ассоциациями являются Общество японских аэрокосмических компаний (SJAC) и Ассоциация аэрокосмической промышленности Канады (AIAC).
Сокращение закупок систем воздушно-космической обороны во всем мире после окончания холодной войны в начале 1990-х побудило многих производителей в США, Европе и России перейти к более сбалансированному сочетанию военной и гражданской продукции. Некоторые фирмы адаптировали военное аэрокосмическое оборудование для использования в гражданских целях или искали неаэрокосмические рынки для реализации своего опыта. Чтобы оставаться прибыльными, многие компании участвовали в почти непрерывном процессе консолидации, слияния, разукрупнения, международных совместных предприятий и партнерств. Тем не менее, на все они в той или иной степени повлияли следующие события: постоянно растущие затраты на производство сложных новых самолетов и космических аппаратов, глобализация экономики, неустойчивый уровень государственных расходов на проекты, связанные с обороной, состояние коммерческого сектора. авиаперевозки и их потребности, а также коммерциализация космоса и перспектива недорогостоящего доступа к нему. Это факторы, определяющие размер и масштабы аэрокосмической промышленности сегодня.
Пентагон изучает использование SpaceX для ракетных войск
Пентагон предвидит будущее, в котором ракеты Илона Маска могут когда-нибудь развернуть «силы быстрого реагирования», чтобы помешать будущей атаке в стиле Бенгази, согласно документам, полученным The Перехват через запрос Закона о свободе информации.
В октябре 2020 года Транспортное командование США, или USTRANSCOM, офис Пентагона, которому поручено перевозить грузы, чтобы поддерживать американское глобальное военное присутствие, объявило, что оно сотрудничает с ракетной компанией Маска SpaceX, чтобы определить возможность быстрой доставки грузов в космос и обратно на Землю, а не летать на них по воздуху. Цель, согласно презентации генерала армии Стивена Лайонса, будет состоять в том, чтобы совершить полет на «эквиваленте C-17 [грузовой самолет] в любую точку земного шара менее чем за 60 минут», что является невероятным шагом вперед в военной логистике, ранее ограничивавшейся наукой. вымысел. В пресс-релизе USTRANSCOM говорилось, что однажды массивная ракета SpaceX Starship сможет «быстро перемещать критически важные логистические объекты в непредвиденных обстоятельствах» и «доставлять гуманитарную помощь». В то время как Пентагон намекал на потенциальную отправку неуказанного «персонала» через эти короткие космические прогулки, акцент в объявлении был сделан непосредственно на перевозке грузов.
Подпишитесь на нашу рассылку новостей
Исходный отчет. Бесстрашная журналистика. Доставлено вам.
Я в
Но, согласно внутренним документам, полученным через Закон о свободе информации, USTRANSCOM имеет в виду более творческие варианты использования. В «Среднесрочном отчете» за 2021 год, подготовленном в рамках партнерства со SpaceX, USTRANSCOM обозначил как потенциальные возможности использования, так и подводные камни флота военизированных звездолетов. Хотя SpaceX уже функционально является оборонным подрядчиком, запускающим американские военные спутники и укрепляющим украинские каналы связи, в отчете приводятся три примера возможных будущих «вариантов использования Министерства обороны США для двухточечных космических перевозок». В первом, возможно, намекающем на опасения американцев по поводу китайской гегемонии, отмечается, что «космический транспорт представляет собой альтернативный метод логистической доставки» в Тихом океане. Второй предполагает, что ракеты SpaceX доставят развертываемую систему авиабазы ВВС, «набор укрытий, транспортных средств, строительного оборудования и другого оборудования, которое можно заранее расположить по всему миру и переместить в любое место, необходимое ВВС США для проведения воздушных операций».
Частично отредактированное изображение космического корабля SpaceX.
Предоставлено: Транспортное командование США
Но третий воображаемый вариант использования является более провокационным и менее прозаичным, чем первые два, озаглавленные только «Поддержка посольства», сценарии, в которых «возможность быстрой доставки на театр военных действий из США на пустую африканскую базу окажется чрезвычайно важной для поддержки Департамента. миссии государства в Африке», потенциально включая использование «сил быстрого реагирования» — военного термина для обозначения быстро развертываемого вооруженного формирования, обычно используемого в кризисных условиях. В документе отмечается, что возможность просто «продемонстрировать» использование космического корабля SpaceX «может удержать негосударственных субъектов от агрессивных действий в отношении Соединенных Штатов». Хотя сценарий лишен деталей, представление о внезапном нападении на африканское посольство со стороны «негосударственного актора» напоминает печально известный инцидент в Бенгази в 2012 году, когда вооруженные боевики напали на американскую дипломатическую резиденцию в Ливии, вызвав силы быстрого реагирования. позже подвергся критике за то, что прибыл слишком поздно, чтобы помочь.
Как бы американские генералы ни мечтали о ракетных коммандос, сражающихся с североафриканскими повстанцами, эксперты говорят, что этот сценарий до сих пор является предметом научно-фантастических историй. И Маск, и Пентагон имеют долгую историю громких заявлений о том, что ослепительные и совершенно неправдоподобные технологии, будь то безопасные беспилотные автомобили и Hyperloop или рельсовые пушки и ракетные лазеры, уже не за горами. Как отмечается в другом документе USTRANSCOM, полученном по запросу FOIA, все четыре высотных испытания Starship привели к резкому взрыву корабля, хотя испытание, проведенное в мае 2021 года после создания документа, благополучно приземлилось.
«Что они собираются делать, остановить следующий Бенгази, отправив людей в космос?» — сказал Уильям Хартунг, старший научный сотрудник Института Куинси, специализирующийся на военной промышленности и оборонном бюджете США. «Кажется, это не имеет особого смысла». Хартунг задался вопросом, в какой степени ракетные силы быстрого реагирования имели бы смысл, даже если бы это было возможно. «Если толпа нападает на посольство и вызывает свой удобный космический корабль SpaceX, все равно потребуется некоторое время, чтобы добраться туда. … Это похоже на то, как будто кто-то думает, что было бы очень здорово делать что-то в космосе, но не подумал о практических последствиях». Хартунг также указал на опыт Пентагона в области космического «фантастического оружия», такого как противоракетная оборона «Звездных войн», сложных проектов, которые поглощают огромные бюджеты, но ничего не дают.
SpaceX не ответила на запрос о комментарии. В электронном письме The Intercept представитель USTRANSCOM Джон Росс написал, что «интерес к развертыванию PTP носит исследовательский характер, и наше стремление понять, что может быть осуществимо, является причиной того, что мы заключили соглашения о совместных исследованиях и разработках, подобные тому, на которое вы ссылаетесь». добавив, что «скорость космического транспорта обещает предложить больше возможностей и больше пространства для принятия решений для лидеров и дилеммы для противников». На вопрос, когда USTRANCOM считает, что развертывание сил быстрого реагирования с ракетным вооружением действительно возможно, Росс сказал, что командование «с нетерпением ждет будущего и считает, что это возможно в ближайшие 5-10 лет».
«Мои два цента в том, что маловероятно, что они смогут быстро эвакуировать кого-либо с помощью ракеты», — сказала Кейтлин Джонсон, заместитель директора Центра стратегических и международных исследований проекта аэрокосмической безопасности. Джонсон отметил, что даже если бы базовая технология была надежной, остается небольшой вопрос, где посадить огромную 165-футовую ракету Starship, самую большую в мире. «Если это в городе, они не могут посадить звездолет рядом с посольством». В гипотетической миссии по спасению посольства «у вас все еще есть проблемы с логистикой, связанные с доставкой сил на ракету-носитель, а затем снова с тем, где вы можете посадить машину и как доставить силы с места приземления на базу / посольство», — добавил Джонсон. , «что не было проверено или доказано и, на мой взгляд, немного научно-фантастично».
«Что они собираются делать, остановить следующий Бенгази, отправив людей в космос? Кажется, это не имеет особого смысла».
Документ также указывает на еще одну потенциальную заминку: собираются ли другие страны позволить военным ракетам SpaceX упасть из космоса на их территорию? Нереализованное видение американских «звездных десантников» не ново: еще в 1950-х годах нацистский ученый-ракетчик, ставший американским космическим героем Вернер фон Браун, обдумывал транспортировку американских войск с помощью ракеты, а в 19-мВ 60-х годах оборонный подрядчик Douglas Aircraft представил «Проект Итакус» — космический корабль, который за час доставляет 1200 солдат к месту назначения. Совсем недавно, согласно одному отчету Popular Science за 2006 год, Пентагон мечтал о эпохе, в которой «морские пехотинцы смогут приземлиться в любой точке земного шара менее чем за два часа, без необходимости договариваться о проходе через иностранное воздушное пространство». Но документ USTRANSCOM признает, что договоры времен холодной войны, регулирующие использование космоса, дают мало указаний относительно того, сможет ли американская ракета обойти проблемы суверенного воздушного пространства, путешествуя по космическому пространству. «Остается неясным, подпадают ли транспортные средства под действие установленных авиационных законов и в какой степени, если таковые имеются, эти законы следуют за ними в космос для космических перевозок PTP», — говорится в одном из разделов. «Более того, отсутствие юридического определения границы между воздухом и космосом создает проблему того, где заканчивается применение авиационного права и начинается космическое право». Документ намекает, что часть обещания SpaceX может заключаться в том, чтобы преодолеть эти опасения. После отредактированного обсуждения правового статуса гипотетического военного звездолета во время полета USTRANSCOM отметил: «Это восстановление выводит звездолет за пределы высот, обычно характеризуемых как контролируемое воздушное пространство».
Брайан Уиден, директор по программному планированию Фонда безопасного мира, аналитического центра управления космическим пространством, сказал The Intercept, что территориальные проблемы являются лишь одним из многих, «наряду с тем, рассматривают ли страны, над которыми пролетает ракета/космический корабль, как угроза оружия или баллистических ракет или нет».