Ракета как выглядит внутри: КРЫЛАТАЯ РАКЕТА • Большая российская энциклопедия

Содержание

Эксперт ПВО оценил падение ракет в Польше: «Спланированная провокация»

Политика

Сюжет: ДНР, ЛНР, Украина: обострение

9216

Поделиться

После информации о падении ракет в Польше Зеленский и прибалты поспешили обвинить во всем Россию. По сути, они призвали НАТО вступить в войну с ядерной державой из-за ракетного удара по стране-члену Альянса. К утру среды уже стало окончательно ясно, что осколки двух упавших ракет в польском поселке Пшеводув на границе с Украиной — это части ракет комплексов ПВО С-300. Скорее всего — украинских. Российские зенитные ракеты при всем желании на такую дальность улететь не могли. Но если считать, что это ошибочная стрельба, либо случайное их отклонение от траектории полета, почему тогда «ошиблась» не одна, а сразу две ракеты, которые кучно угодили почти в одно и то же место?

Фото: Соцсети

На этот вопрос «МК» дал ответ экс-начальник зенитных ракетных войск Командования специального назначения (округ ПВО Москвы) полковник в запасе Сергей Хатылев.

— Отклонение более чем в 100 км сразу двух ракет выглядит странно. Почему они «отклонились» в сторону Польши, если никаких целей для удара у них там не было?

— Ракеты С-300 модификаций «ПС» и «ПТ» — это старые комплексы, которые стоят на вооружении Украины. Теоретически они могли отклониться на 100 км. Но чтобы сразу две — это не реально.

— С-300 стреляет сразу парой ракет?

— Основная стрельба комплексов С-300 и С-400 –-очередью из двух ракет. Подтвержденная эффективность стрельбы этих комплексов — 0,98, собственно и оценивается по стрельбе двух ракет по одной цели. Одиночная стрельба применяется лишь в крайних случаях, когда цель не маневрирующая и малоскоростная. Это называется работа с оценкой результатов стрельбы. То есть пустили одну ракету, посмотрели — есть поражение цели или нет, и затем пускают вторую.

— В данном случае стреляли сразу двумя, и обе улетели в Польшу. Что это может означать?

— Это похоже на спровоцированную акцию со стороны Украины. И посмотрите, что сразу же после этого происходит: Байден тут же на Бали проводит какие-то совещания, принимает какие-то решения… Это говорит о том, что акция была спланирована заранее.  

— В Сети обсуждается версия о том, что ВСУ могли передислоцировать комплекс С-300 поближе к Польше и произвести стрельбу по наземной цели.  

— Чтобы ударить по наземной цели в польском Пшеводуве, не обязательно было затевать передислокацию. Хотя, по наземной цели они ударить могли.  

— А ваша версия какая? Как две ракеты могли сразу попасть примерно в одно место, если считать, что они туда залетели случайно?

— Для конкретных выводов нужна более точная информация. Пока ясно одно: ни наши ракеты Х-101, ни наши «Калибры» там однозначно не могли оказаться. Точность поражения целей этими ракетами известна.  Она очень высокая.  Никаких отклонений на 100 км у них в принципе быть не может. 

Но почему именно две ракеты попали примерно в одно и тоже место — это, действительно, очень странно. Об этом могу сказать так: либо это специально проведённая стрельба, либо какая-то специально организованная постановка. Потому что так ракеты не летают. И по ошибке точно в одно место они не падают.

Читайте также: «Оценен риск военного конфликта НАТО и России из-за прилетевшей ракеты в Польше»

Ракеты упали в Польше недалеко от границы с Украиной: видео места

Смотрите видео по теме

Подписаться

Авторы:

НАТО
Владимир Зеленский
Россия
Украина
Польша
Москва

Опубликован в газете «Московский комсомолец» №28913 от 17 ноября 2022

Заголовок в газете:
Пшеводувский повод

Что еще почитать

Что почитать:Ещё материалы

В регионах

  • Уже 15 погибших: число жертв в развлекательном центре «Полигон» продолжает расти

    Фото

    28753

    Кострома

  • Виновником пожара в костромском «Полигоне» оказался военнослужащий из Екатеринбурга?

    21427

    Кострома

  • Проехала 3000 км: псковичка пытается вернуть домой мобилизованного мужа с правом на отсрочку

    Фото

    14384

    Псков

    Светлана Пикалёва

  • Рейдерский захват в стиле 90-х: в Донбассе у волонтеров пытались отобрать для продажи переданный с Ямала солдатам грузовик

    9385

    Ямал

    Галина Чебыкина

  • Названы пять причин, по которым в Калининградской области падают цены на вторичку

    8198

    Калининград

    Белобородько Мария

  • В Костроме задержан человек устроивший пожар в ночном клубе «Полигон»

    5724

    Кострома

В регионах:Ещё материалы

Гиперзвуковая крылатая ракета и ее скачки – Наука – Коммерсантъ

Мы стоим на пороге освоения нового типа полета и новых летательных аппаратов — крылатых ракет с гиперзвуковым двигателем. Но перейти к серийным образцам пока не удается, несмотря на большие усилия.


Американская гиперзвуковая крылатая ракета X-51A Waverider

Фото: NASA

Американская гиперзвуковая крылатая ракета X-51A Waverider

Фото: NASA

Гиперзвуковой полет

Позвольте представить вам гиперзвуковой полет. Движение в среде вещества со скоростью быстрее звука в ней называется сверхзвуковым. Насколько быстрее, показывает сравнение с местной скоростью звука. Это сравнение назвали числом Маха, разделив скорость движения на скорость звука и обозначив его М. В сверхзвуковом полете значение числа Маха больше единицы, например 1,7 или 3. С таким числом Маха летят сверхзвуковые самолеты. Но область скоростей с М = 5 и больше выделили среди сверхзвукового диапазона и назвали гиперзвуковым движением. При стандартной скорости звука у земли 340 м/с скорость М = 5 составит 1700 м/с.

Первым изделием человека, достигшим гиперзвуковой скорости, стала баллистическая ракета «Фау-2» Вернера фон Брауна, развивавшая в полете скорость как раз 1700 м/с. В плейстоценовом морозе нижней стратосферы скорость звука (а она зависит от температуры) составляет 295 м/с, поэтому число Маха у «Фау-2» должно было подниматься до М = 5,8. Позже гиперзвуковых скоростей достигли разнообразные тактические ракеты с освоением дальности 400–500 км. Дальности еще больше всегда сопровождаются гиперзвуковым входом в атмосферу, и с ростом дальности растет число Маха. Разгонялись до гиперзвука некоторые зенитные ракеты. Например, жидкостная ракета 5В28 зенитного комплекса С-200, которую поэтому использовали для экспериментов с гиперзвуковым двигателем по темам «Холод» и «Игла». Высокую гиперзвуковую скорость развивали ракеты 53T6 советского противоракетного комплекса А-135, скорость которых в атмосфере, по разным данным, достигала М = 13–18.

Тактические ракеты (это дальность до 500 км) и боеголовки дальнего следования встречали гиперзвуковой поток в виде лобового сопротивления. Позже аэробаллистические ракеты вроде ракет комплекса «Искандер» стали использовать для маневрирования подъемную силу гиперзвукового обтекания, ставя гладкую морковку ракеты под углом атаки к встречному потоку. Так делает и твердотопливная ракета авиационного комплекса «Кинжал», самолетный вариант ракеты «Искандера».

Космическая техника тоже проходит гиперзвуковой участок полета. Ракеты-носители достигают его в верхних слоях атмосферы. Гиперзвуковую подъемную силу использует крылатая ракета-носитель «Пегас», выходя на гиперзвук в верхней стратосфере и успевая захватить треугольным крылом остатки быстро тающей атмосферы. С гиперзвуковой скоростью входили в атмосферу «Спейс Шаттл», «Буран», советские крылатые аппараты серии «Бор». Гиперзвуковой участок есть у всех сегодняшних возвращаемых космических аппаратов.

Таким образом, само по себе движение с гиперзвуковой скоростью сегодня не новость и не достижение, будучи известно на практике уже почти 80 лет. Гиперзвук встречают многие типы летательных аппаратов на этапах своего полета. Некоторые используют гиперзвуковое обтекание как обычное сверхзвуковое, создавая подъемную силу своим цилиндрическим корпусом или сверхзвуковым крылом.

И лишь недавно появились летательные аппараты, конструкция которых полностью оптимизирована под создание гиперзвуковой подъемной силы, ставшей главным началом, формирующим траекторию. Именно такие аппараты называют гиперзвуковыми. Эти штуковины сделаны специально для гиперзвукового полета и максимально используют его особенности. Они группируются в два типа, оба в качестве боевых средств. Первый — аппараты без двигателя, или планирующие боевые блоки. Они могут планировать с гиперзвуковой скоростью на дальность до тысячи километров. Второй — гиперзвуковые крылатые ракеты, оснащенные гиперзвуковым воздушно-реактивным двигателем, по строению схожие с обычными крылатыми ракетами. Конструкция с гиперзвуковым двигателем самая продвинутая, и именно она называется сегодня гиперзвуковой ракетой в наиболее полном смысле этого понятия.

Отличия гиперзвукового обтекания

Но почему гиперзвуковую область разграничили со сверхзвуковой? Чем она отличается от сверхзвука и почему границу провели именно по пятикратной скорости звука, по М = 5? Граница эта имеет физический смысл, потому что за ней обтекание становится другим.

В сверхзвуковом полете набегающий поток частично тормозится аппаратом, сжимаясь об него и уплотняясь. Сжатие повышает температуру воздуха, и чем оно сильнее, тем горячее сжатый воздух. Сильнее всего поток тормозится на частях аппарата, встречающих воздух. Поэтому передние кромки крыльев, стабилизаторов и киля, другие выступающие в поток части нагреваются до нескольких сотен градусов, например до 330°С при М = 3. Сверхзвуковой удар об препятствие словно дробит большую сверхзвуковую скорость на мириады крошечных движений молекул, мелких и разнонаправленных. Столь тонкодисперсный помол движения переводит кинетическую энергию во внутреннюю, делая теплом. Прибавка движения молекул становится нагревом, повышая температуру. Но этот нагрев никак не отражается в самих молекулах воздуха, летящих простыми точками и сталкивающихся между собой с растущей силой.

Рост скорости потока усиливает удары молекул. При М = 5 столкновения отзываются в самих молекулах. Два атома в молекулах основных газов воздуха, азота и кислорода, начинают резонировать ударам и колебаться, сближаясь и расходясь. Это новое, колебательное движение, забравшееся внутрь молекулы. Огромная скорость гиперзвукового потока усиливает удар о препятствие и его размол, дробя кинетическую энергию до трансформации в еще более мелкие формы движения — внутримолекулярные. Они добавляют молекуле свою энергию вместе с начинающей проявляться энергией еще одного нового движения — вращения молекул. Эти новшества идут добавками к теплоемкости газа, запасая все больше тепла и повышая энергичность процессов.

Накачка энергией ослабляет связи атомов, удаляющихся друг от друга в колебаниях все больше, и молекулы начинают распадаться. Свободные атомы вступают в новые соединения — текут химические реакции. Они множатся, подпитываясь энергией потока и каталитическими эффектами материалов аппарата. Атомы теряют электроны, возникает плазма, растет ее концентрация. Ударная волна от носовой части и передних кромок наклоняется все сильнее и ложится на корпус, обтягивая весь летательный аппарат. Волна сливается с поверхностным слоем, образуя единый вязкий ударный пограничный слой. Переставший быть идеальным газ течет каскадами неравновесных состояний, с высокочастотными волнами неустойчивости и другими усложнениями. Для адекватного описания происходящего требуются емкие математические построения и сотни специфических переменных. Их значения меняются все сразу, одновременно с температурами, давлениями и концентрациями, энергиями и балансами реакций и множеством других факторов. Все это обильно сдобрено излучением и поглощением в диапазоне от теплового до ультрафиолета и ярко светит с поверхности аппарата, разительно отличаясь от простого сверхзвукового сжатия и нагрева.

Скачок уплотнения

Это очень важное сверхзвуковое понятие, определяющее полет гиперзвуковой ракеты и, подобно Эльбрусу, имеющее две вершины приложения, снаружи и внутри ракеты. Часто и повсеместно его путают с ударной волной, но это не одно и то же. Скачок уплотнения возникает в сверхзвуковом потоке как невозможность возмущений воздуха от каких-либо обтекаемых препятствий рассасываться вперед. Они движутся лишь со скоростью звука и скапливаются перед источником возмущений, не в силах убежать от него вверх по сверхзвуковому потоку. Поток напирает и трамбует это скопление возмущений, создавая здесь уплотнение воздуха. Оно происходит сильно и резко, скачкообразно, на расстоянии пары пробегов молекул за десятимиллиардную долю секунды. Эта мгновенная ступенька роста плотности и есть скачок уплотнения.

И так же скачкообразно происходит торможение потока, мгновенно сбавляющего скорость и текущего за скачком медленнее. Снижение кинетической энергии потока переходит в прибавку потенциальной энергии сжатия и тепла. Со скачком плотности так же резко вырастают давление и температура. В скачке уплотнения часть энергии потока теряется, расходуется, образуя газодинамические потери. Это вызывает добавочное замедление потока. Потери энергии в скачках разные, и с этим различием можно работать.

Скачок уплотнения бывает прямым и косым. Прямой скачок стоит перпендикулярно потоку, «прямо», и тормозит поток до дозвука, завершая сверхзвуковое течение. В нем самые большие потери энергии. Косые скачки лежат под углом к потоку, оставляют его за собой сверхзвуковым и дают меньше потерь. Если нужно замедлить и уплотнить поток на заданную величину, то сжатие одним скачком даст больше потерь, чем суммарно два или три скачка послабее. Косые скачки уплотнения в двигателе сжимают воздух последовательным каскадом с меньшими потерями энергии, которые неумолимо тратятся из энергии движения ракеты, замедляя ее.

За скачком у газа могут быть две дороги. Если причина скачка рядом — любая твердая поверхность под углом атаки, клин, конус, другая форма,— то воздух течет по ней сжатым. За скачком продолжается сжатый, нагретый и подтормозившийся поток. Тогда скачок уплотнения — передняя поверхность и начало сжатого потока.

А когда за скачком нет возмущающего предмета, например в открытой атмосфере, то сжатый воздух за скачком начинает беспрепятственно расширяться. Чем больше степень сжатия, тем мощнее расширение. Его быстрота рождает инерцию, и расширяющийся воздух проскакивает параметры атмосферы без остановки на них. Возникает разрежение, которое вскоре схлопывается окружающим давлением атмосферы до выравнивания с собой.

Отклонение от равновесия с последующим свободным возвратом к нему — это волновой процесс. А вся конструкция — скачок уплотнения, область сжатого воздуха за ним и область разрежения — составляет ударную волну. В ней скачок уплотнения лишь передняя поверхность толщиной в ту самую пару пробегов молекул. Ударная волна напоминает стопку из двух блинов, сжатия и разрежения, с тонким пригаром скачка уплотнения на переднем блине сжатия.

В гиперзвуковой ракете скачок уплотнения работает и внутри, и снаружи. Можно сказать, он создает гиперзвуковую ракету, являясь ее скульптором. Главным работает первый путь — образование сжатых потоков. Они возникают под крыльями и корпусом из-за угла атаки и создают подъемную силу ракеты. Системы сверхзвуковых скачков уплотнения организованы внутри двигателя, обеспечивая его правильную работу.

Пламенный мотор

Горячее сердце ракеты — гиперзвуковой прямоточный воздушно-реактивный двигатель, или ГПВРД. Он сжимает встречный воздух, сжигает в нем топливо, накачивая энергией, и разгоняет реактивным соплом, создавая реактивную струю и тягу. Все это гиперзвуковой двигатель делает своим, особенным образом.

Для сжатия воздуха здесь не требуется компрессор. Входящий поток сжимается сам за счет своей высокой скорости, стискиваемый поверхностями сужающегося канала, или конфузора. Кромки воздухозаборника вклиниваются в воздух, загоняя его в конфузор. Любой сверхзвуковой, с М > 1, поток в сужающейся проточной части тормозится и уплотняется. Поэтому конфузор ГПВРД имеет вид сужающейся воронки, округлой или щелевидной с наклонными гранями. Тут и работают скачки уплотнения, возникая на кромках воздухозаборника. Воздух за ними течет в виде сжавшегося потока. Такие скачки стоят и дальше в соответствии с геометрией канала, последовательно замедляя, уплотняя и нагревая поток.

Конфузор поставляет многократно сжатый горячий воздух для горения с заданными плотностью и расходом. Плотность нужна для устойчивого горения, расход — для уровня тяги. Сжатый поток должен оставаться сверхзвуковым, как и в любой точке ГПВРД. Это необходимо для избегания больших потерь на торможение потока до дозвукового (тогда возникнет прямой скачок с самыми большими потерями) с последующим разгоном его соплом обратно до сверхзвукового. Чтобы избежать напрасных потерь, поток во всем двигателе оставляют сверхзвуковым. Канал конфузора тщательно проектируется, как эффективная машина сверхзвукового сжатия. В нем организуются органы управления параметрами сжатия. В уплотненный горячий сверхзвуковой поток остается лишь распылить горючее и сжечь его. И встретить две большие проблемы ГПВРД.

Сверхзвуковое горение — чрезвычайно сложная штука. Любое обычное пламя будет сдуваться сверхзвуком, не успевая распространяться. Нужен другой, сверхзвуковой механизм горения. Такой известен — детонация. Ударная волна детонации сверхзвуковая, и она сжимает вещество до нагрева, нужного горению. Смесь водорода и кислорода называют гремучим газом, потому что он очень громко детонирует, закладывая уши до звона. Добавив в воздух водорода, можно получить гремучий газ, пусть и сильно разбавленный атмосферным азотом, но все равно способный к детонации.

Детонационная волна сгорания пойдет по этой смеси со сверхзвуковой скоростью. Здесь скачок уплотнения работает как поршень дизеля, сжимая смесь до воспламенения. Если уравнять скорость сверхзвукового потока воздушно-водородной смеси со скоростью детонационной волны, то волна горения будет бежать, оставаясь на месте. И обживая это место проточной части в качестве камеры сгорания. При огромной сверхзвуковой скорости необходимо сверхточно регулировать скорость потока и детонации, чтобы она не ушла ни вперед, ни назад из зоны сгорания. Сверхточно и сверхбыстро, иначе волна вылетит из камеры за тысячную долю секунды. При этом важно точно выдерживать и плотность, и температуру потока, и десяток других параметров — все влияет на волну. Такое управление представляет серьезную проблему.

Топливо и расклады с ним создают вторую большую проблему. Водород проще смешивать с воздухом, но керосин или подобные плотные топлива нужно распылить для образования детонирующей смеси. Какой именно — из паров топлива или из тонко распыленного тумана мелких жидких капелек? Детонация топливного тумана — это двухфазные детонационные системы, хорошо работающие в боеприпасах объемного взрыва. Вопросы выбора разновидностей детонации осложняются поисками топливных конструкций. Все выставленное в сверхзвуковой поток возмущает его, создавая скачки уплотнения. Как организовать форсунки или другое распыление в поток? Как приготовить качественную сверхзвуковую топливно-воздушную смесь, причем за крайне короткое время — доли миллисекунды? Как управлять ее составом с такой быстротой? Распыление топлива, как и стена сверхзвукового горения,— весьма сложные процессы и объекты управления. Здесь ищут ключевые решения эффективности ГПВРД, которые не публикуют в печати.

Наконец детонационная волна позади, газ раскален сгоревшим в ней топливом. Дальше его ждет реактивное сопло. Но это не привычное сопло Лаваля. У него нет сужающейся части — она дозвуковая и здесь не нужна. Горячий сверхзвуковой поток поступает в сразу расширяющееся сверхзвуковое сопло. Это диффузор, обычная расширяющаяся часть знакомого «ракетного» сопла Лаваля, разгоняющая реактивную струю и создающая тягу.

Проточная часть ГПВРД, таким образом, напоминает дудку с двух сторон — сужение конфузора, зону сгорания и расширение соплового диффузора. Поток везде сверхзвуковой, но с разной скоростью, наименьшей в центральной части. И эта дудка гремит свою песню высоко в стратосфере.

Полет шмеля, или Игра в крестики-нолики

Гиперзвуковой двигатель сразу меняет летательный аппарат, наделяя его большими возможностями и создавая из него новое боевое средство. Дальность гиперзвуковой ракеты может намного превосходить дальность планера. При более интенсивном маневрировании скорость гиперзвуковой ракеты не будет падать, поддерживаемая двигателем. А это уже напрямую боевое качество — степень неуязвимости для перехвата. Гиперзвуковую крылатую ракету сложнее перехватить из-за набора ее козырей «дальность плюс маневрирование плюс скорость», превосходящего возможности гиперзвукового планера.

Маневрирование — «броня» гиперзвуковой ракеты, главный фактор неуязвимости. Маневрирование препятствует перехвату, постоянно меняя прицеливание противоракет и выводя их вблизи на критические режимы полета, чреватые прекращением погони. Противоракеты вынуждены постоянно вырабатывать поправки своего наведения и менять полет, с приближением к цели все интенсивнее, повышая свои перегрузки до критического уровня. Организация противоракетного маневрирования может строиться на разных алгоритмах.

Представим, что система управления полетом виртуально отсекает перед собой кусок расчетной траектории длиной 10 или 15 километров. На дальнем конце этого отрезка система управления рисует перпендикулярный полету квадрат со сторонами в пару километров, пронзенный траекторией по центру. Квадрат разбивается на равные клетки, как крестики-нолики. Так пространство перед ракетой расщепляется на пучок протянувшихся вперед расходящихся пространственных сегментов, каждый из которых упирается в свою клеточку «крестиков-ноликов».

В составе системы управления полетом «зашит» генератор случайных чисел. Он строго случайным образом выбрасывает свой выбор в одну из клеток «крестиков-ноликов». В выбранной клетке рисуется прицельный крестик, прочие остаются ноликами. После чего система управления направляет ракету в этот случайно поставленный крестик.

Пролетев отрезок и оказавшись в клетке с крестиком, тем самым немного сместившись от центральной спицы — расчетной траектории, система управления отрезает от дальнейшей траектории очередной кусок, и игра повторяется. На конце отрезка снова рисуются поперек «крестики-нолики», строго случайным образом ставится прицельный крестик.

Почему выбор крестиков строго случайный? Будь в этом хоть какая-то система — ее могут «раскусить» более мощные вычислительные средства и алгоритмы противника, наводящие на крылатую ракету их противоракету. Будущие движения по любой системе можно верно спрогнозировать и направить средство перехвата в верную точку встречи. Но случайный выбор спрогнозировать нельзя.

Специальные логические блоки в составе системы управления полетом не позволяют ракете выходить за пределы двухкилометрового квадрата. Иначе шаг за шагом можно улететь в глубокие отклонения от траектории, критически удалиться от нее. А потом расчетную траекторию не нагонишь. Логические блоки следят за соотношением локальных перемещений по «крестикам-ноликам» и генерального направления полета к цели. В итоге движение крылатой ракеты напоминает нечто среднее между полетом шмеля и раскачиванием кленового листа, но выполняемое в гиперзвуковом формате. Это критически затрудняет перехват ракеты, но не делает его невозможным — никогда не говори «никогда».

Полет гиперзвуковой ракеты складывается из крупных географических элементов обхода проблемных зон и противоракетных объектов и наложенного на них локального противоракетного маневрирования, которое может усиливаться при информации о запуске противоракеты. Выбор архитектуры и режимов маневрирования — дело тщательное и тоже не попадающее в широкий информационный обмен.

Конструкция крылатого гонца

Для выполнения интенсивных маневров требуется большая подъемная сила, накренив которую можно поворачивать курс ракеты в разные стороны. В отличие от дозвукового и сверхзвукового полета на гиперзвуковом режиме подъемная сила возникает только за счет ударного газодинамического сжатия потока на нижних поверхностях аппарата. Его сжимают скачки уплотнения на крыльях и корпусе, возникающие из-за угла атаки. Сжатый воздух течет снизу поверхностей и давит на них. Силы давления собираются в подъемную силу аппарата.

Правильная организация зон сжатия и их параметров определят гиперзвуковое аэродинамическое качество ракеты, ее «летучесть». Острые передние кромки снижают лобовое сопротивление. Ракета получает специализированный газодинамический облик — гиперзвуковой. Его проектирование достаточно сложное и требует глубокого описания сложных процессов гиперзвукового обтекания. Для этого нужно глубокое понимание их. Нужны большие вычислительные мощности, математические модели с растущей адекватностью. Нужны экспериментальные измерения и данные. Поэтому выбор форм ракеты, баланс геометрии и обтекания, тоже ключевой и является большой наработанной ценностью.

Многократные, до десятков раз, степени сжатия воздуха создают высокие аэродинамические нагрузки на конструкцию и большое сопротивление. Для их снижения полет проходит в очень разреженных слоях стратосферы, на высотах 25–30 км. Это снижает и тепловой поток в ракету, ее нагрев при такой скорости. Нижние слои для гиперзвука всегда жарче. Поэтому стратосфера становится главной сценой гиперзвуковой ракеты. Туда ракета поднимается носителем — самолетом или ускорительной ракетной ступенью. Впрочем, ускоритель нужен и при самолетном пуске, чтобы вывести гиперзвуковой двигатель на рабочие режимы течения. Гиперзвук он должен получить в уже готовом виде, пусть даже и самого нижнего диапазона.

Для управления полетом есть навигационная система, система управления полетом и исполнительные органы. Навигационная система складывается инерционным блоком, астронавигацией и спутниковой навигацией, система управления полетом обрабатывает навигационные и бортовые данные, от управления блоком двигателя до смещения центровки ракеты из-за выработки топлива. Она рассчитывает управляющие команды. Командные линии проводят их на двигатели, на исполнительные органы ориентации, например элероны, и в другие подсистемы ракеты, включая блок управления зарядом, который переводит заряд в полете во все более высокие степени готовности к взрыву.

Термоядерная боевая часть гиперзвуковой ракеты будет компактной, размером с бутыль для кулера, и весом 200 кг. Эта компактность не помешает заряду выделить над целью все 150–300 килотонн мощности, написанной на его этикетке. Возможна и тактическая мощность заряда, вплоть до неядерной боевой части. Поэтому гиперзвуковая ракета охватит широкий круг боевых задач с высокой надежностью, рождаемой фишками ее полета.

Что на практике






Предыдущая фотография



Экспериментальный гиперзвуковой аппарат NASA Х-43А, разогнавшийся собственным двигателем до М=9,6


Фото:
NASA



Гиперзвуковая крылатая ракета X-51A Waverider, закрепленная на пилоне самолета-носителя В-52 перед летными испытаниями


Фото:
US Air Force






Следующая фотография


1
/
2

Экспериментальный гиперзвуковой аппарат NASA Х-43А, разогнавшийся собственным двигателем до М=9,6


Фото:
NASA

Гиперзвуковая крылатая ракета X-51A Waverider, закрепленная на пилоне самолета-носителя В-52 перед летными испытаниями


Фото:
US Air Force

Первый свободный полет с ГПВРД и разгоном в гиперзвуковом диапазоне на собственной тяге выполнил X-43А, экспериментальный аппарат NASA. Он запускался крылатой ракетой «Пегас», которая в этих запусках наиболее полно выступала гиперзвуковой крылатой ракетой. После разгона аппарата до М = 7 он отделялся, запускал водородный двигатель и дальше разгонялся сам. В 2004 году он достиг скорости М = 9,6 либо 3,2 км/с (данные разнятся).

После него испытывалась гиперзвуковая крылатая ракета X-51A Waverider. В отличие от предыдущего аппарата она имела облик крылатой ракеты. В успешном испытании 2013 года ракета поднялась до 18 км и разогналась до М = 5,1, пройдя 426 км за шесть минут.

Сейчас в США возят под крылом бомбардировщика гиперзвуковую ракету с ГПВРД на углеводородном топливе. Это первый этап испытаний по программе HAWC. Летные испытания ракеты ожидаются в течение ближайшего года.

Индия в этом месяце провела запуск демонстратора крылатой ракеты HSTDV с гиперзвуковым двигателем. Твердотопливная ракета подняла его на 30 км и отвалилась, аппарат включил ГПВРД и разогнался до М = 6. Испытывали эффективность топливной системы и устойчивость горения топлива.

Гиперзвуковые крылатые ракеты — дело сложное, требующее мощной научной и экспериментальной базы. Но они представляют большой интерес с точки зрения как оружия, так и технологического подъема. Нет сомнений, что разработка этих ракет продолжится, и в ближайшие годы гиперзвуковые ракеты с ГПВРД выйдут из стадии испытаний на серийное производство, принятие на вооружение и начало штатной эксплуатации.

Николай Цыгикало

Смотрите в прямом эфире, как новая лунная ракета НАСА «Артемида» готовится к своему первому полету: NPR

Смотрите в прямом эфире, как новая лунная ракета НАСА «Артемида» готовится к своему первому полету Космическое агентство уже несколько месяцев пытается отправить свою гигантскую лунную ракету в свой первый испытательный полет. Цель состоит в том, чтобы отправить капсулу с экипажем без астронавтов на борту вокруг Луны и обратно.

Пространство

Первоначально опубликовано 15 ноября 2020 г., 25:30 по восточноевропейскому времени.

Лунная ракета Artemis 1 и космический корабль Orion находятся на стартовой площадке 39B в Космическом центре Кеннеди на мысе Канаверал, Флорида.

Красный Хубер / Getty Images


скрыть заголовок

переключить заголовок

Красный Хубер / Getty Images

Лунная ракета «Артемида-1» и космический корабль «Орион» находятся на стартовой площадке 39B в Космическом центре Кеннеди на мысе Канаверал, Флорида.

Красный Хубер / Getty Images

НАСА снова ведет обратный отсчет до первого летного испытания своей новой 32-этажной ракеты Artemis, которая, как надеется агентство, доставит астронавтов на Луну всего через несколько лет.

Космическое агентство изо всех сил пытается поднять многомиллиардную ракету с земли, чтобы она могла отправить капсулу — без экипажа на борту — вокруг Луны и обратно, что позволит менеджерам провести критические испытания ее систем. Старт теперь рассчитан на двухчасовое окно, которое откроется в 1:04 утра по восточному стандартному времени в среду, 16 ноября, и погода на стартовой площадке во Флориде выглядит многообещающе.

НАСА транслирует репортаж по НАСА ТВ. Вы также можете посмотреть запуск ракеты в прямом эфире ниже.

Лунная ракета НАСА Artemis должна стартовать рано утром в среду, 16 ноября. Двухчасовое окно запуска начинается в 1:04 ночи.


НАСА
Ютуб

Джереми Парсонс, заместитель руководителя программы по исследовательским наземным системам в Космическом центре Кеннеди НАСА, сообщил журналистам в понедельник вечером, что «обратный отсчет пока идет очень хорошо, и мы идем по графику».

«Пока все хорошо», — сказал комментатор запуска НАСА Деррол Нейл во вторник, около заката, когда рабочие тщательно заполнили топливные баки ракеты жидким кислородом и водородом.

Но вскоре команда столкнулась с утечкой водородного топлива — той же проблемой, которая помешала предыдущей попытке запустить эту ракету в сентябре.

На этот раз руководители миссии отправили «красную команду» из трех рабочих на стартовую площадку, на дно опасной, полностью заправленной ракеты. Они затянули несколько болтов на клапане, который, по-видимому, мог быть «заметно ослаблен», согласно фрагменту разговора, записанному на горячем микрофоне, и решили проблему.

Затем сбитая с толку команда узнала, что на одном из важнейших радиолокационных объектов пропал сигнал. Проблема была связана с неисправным коммутатором Ethernet, и это также требовало исправления.

Успешный запуск станет важной вехой в программе НАСА Artemis, целью которой является доставка первой женщины и первого цветного человека на поверхность Луны. Агентство не запускало космический корабль, предназначенный для отправки астронавтов на Луну, с 1972 года.

Первоначальная попытка запуска ракеты Artemis в августе была отменена из-за неисправного датчика двигателя. После этого утечки водородного топлива потребовали от агентства проведения ремонтных работ. Затем налетел ураган Ян и заставил ракету откатиться в ангар, что Парсонс назвал «немного разочарованием».

И как только массивная ракета вернулась на свою стартовую площадку на побережье Флориды, на нее обрушился ураган Николь, который оказался сильнее, чем ожидалось.

Руководители миссии потратили много времени на обсуждение повреждений, нанесенных ураганом тонкой полоске герметика, которая заполняет небольшой зазор в верхней части ракеты, там, где находится капсула экипажа «Орион». Часть этого материала оторвалась, и он слишком высок, чтобы его можно было починить.

Одна из опасений заключалась в том, что во время старта может оторваться больше осколков и попасть в другие части ракеты. Но Майк Сарафин из НАСА, руководитель миссии Artemis I, говорит, что инженеры всесторонне проанализировали ситуацию и считают, что летать можно.

На этом крупном плане ракеты показаны повреждения от урагана Николь. Некоторый замазочный материал, который выглядит как ярко-белая полоса чуть выше тонкой черной линии, был сорван ветром.

НАСА


скрыть заголовок

переключить заголовок

НАСА

На этом крупном плане показаны повреждения ракеты, вызванные ураганом Николь. Некоторый замазочный материал, который выглядит как ярко-белая полоса чуть выше тонкой черной линии, был сорван ветром.

НАСА

«Мы прошли через это сегодня и закрыли этот пункт действий», — сказал Сарафин журналистам во время телефонной конференции в понедельник. «Я спросил, есть ли особые мнения, их не было, и мы приняли это обоснование полета».

Он говорит, что, поскольку команда Артемиды выстояла во всех этих недавних неудачах, «это меня успокаивает, что мы будем готовы, когда придет наше время летать».

«Наше время подходит. И мы надеемся, что это произойдет в среду», — говорит Сарафин. «Но если среда не подходящий день, мы преодолеем это следующее препятствие, это следующее испытание и выдержим это».

Некоторые эксперты по космическим полетам раскритиковали новую ракету НАСА, заявив, что она слишком дорога, чтобы быть устойчивой — ожидается, что первые три полета будут стоить более 4 миллиардов долларов каждый.

И эта ракета не будет так часто летать. Следующий полет, чтобы отправить астронавтов вокруг Луны, состоится только через пару лет. Высадка на Луну произойдет не ранее 2025 года.

Но создание этой большой ракеты было основным направлением программы пилотируемых космических полетов НАСА с тех пор, как оно прекратило полеты космических челноков в 2011 году. к коммерческим провайдерам. Космические капсулы частной компании SpaceX, основанной богатым предпринимателем Илоном Маском, перевозили грузы и работали как космические такси для астронавтов.

НАСА выбрало SpaceX для создания лунного посадочного модуля, который доставит астронавтов из капсулы на орбите вокруг Луны на поверхность. И SpaceX также разрабатывает большую ракету под названием Starship, которая предназначена для многократного использования и дешевле, чем ракета NASA Artemis.

Сообщение спонсора

Стать спонсором NPR

Посмотрите на эволюцию ракет SpaceX в картинках

SpaceX

Компания SpaceX родилась в 2002 году, когда ее основатель, миллиардер Илон Маск, сделал первые шаги в своем грандиозном стремлении отправить миссию на Марс. Сегодня компания вышла далеко за рамки космических стартапов.

Компания из Хоторна, штат Калифорния, регулярно повторно использует ракеты, отправляет грузовые миссии на Международную космическую станцию ​​со своим космическим кораблем Dragon и будет доставлять астронавтов для НАСА и других организаций. SpaceX также запустила массивный Falcon Heavy и планирует запустить еще более крупную ракету для достижения Луны, Марса и за ее пределами: Starship и его ракету-носитель Super Heavy.

Узнайте больше об истории развития ракет и космических кораблей SpaceX в следующем слайд-шоу.

Примечание редактора: Эта история, впервые опубликованная 10 мая 2018 г., была обновлена ​​20 мая 2020 г. Он имел предполагаемую способность выводить на низкую околоземную орбиту 670 кг (1480 фунтов) и летал в период с 2006 по 2009 год. в новой вкладке). Его пятый и последний запуск 14 июля 2009 года вывел на орбиту RazakSAT, малайзийский спутник наблюдения Земли.

Ракеты SpaceX

Falcon 1 запущены с острова Омелек, части атолла Кваджалейн в Тихом океане. Ракета высотой 68 футов (21 метр) приводилась в движение одним двигателем (отсюда и цифра «1» в ее названии) и работала на жидком кислороде и ракетном керосине.

И, если вам интересно, Маск назвал ракеты «Сокол» в честь корабля «Тысячелетний сокол» из «Звездных войн».

Разработка Falcon 9: продолжение ракеты SpaceX Falcon 1

SpaceX

SpaceX вскоре заинтересовалась несколькими компаниями, которые искали более тяжелую ракету. Компания рассматривала возможность разработки промежуточной ракеты под названием Falcon 5 , но вместо этого пропустила вперед и начала работу над Falcon 9. (поскольку на первой ступени использовалась группа из девяти двигателей.

Эта ракета может выводить на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку весом до 28 991 фунтов (13 150 кг). Это двухступенчатая ракета, которая имеет высоту 230 футов (70 метров) и ширину 12 футов (3,7 м. SpaceX впервые объявила о планах Falcon 9 в 2005 году и отправила дебютный Falcon 9 в воздух 7 июня 2010 года с мыса Канаверал. База ВВС во Флориде. 

Первыми заказчиками ракеты были Bigelow Aerospace, Avanti Communications и MacDonald, Dettwiler and Associates.

Повторное использование ракет: цель SpaceX по сокращению космических затрат

SpaceX

С самого начала истории Falcon 9 компания SpaceX была заинтересована в повторном использовании первой ступени ракеты для экономии затрат на запуск.

Однако ранние испытания приземления не увенчались успехом. SpaceX предприняла попытки при первом, втором и шестом запусках Falcon 9 контролировать посадку ракеты-носителя, но в каждом случае ступень врезалась в океан. Вы можете посмотреть суперкадр этих неудачных посадок от SpaceX ниже.

SpaceX, наконец, осуществила управляемую посадку в океане при девятом запуске Falcon 9 (четвертая попытка управляемой посадки) 18 апреля 2014 года. Это стало важным шагом на пути к возможному повторному использованию.

Первая успешная посадка ракеты Falcon 9 произошла 21 декабря 2015 года в зоне посадки 1, площадке SpaceX на базе ВВС на мысе Канаверал во Флориде.

Мечты дракона: первая космическая капсула SpaceX

SpaceX

SpaceX держала в секрете первые 18 месяцев разработки грузового корабля Dragon. Затем, в марте 2006 года, компания официально обнародовала Dragon, когда компания представила предложение по демонстрационной программе NASA Commercial Orbital Transportation Services (COTS). Конечной целью было разработать частный космический корабль для доставки грузов на Международную космическую станцию.

После того, как Spacex преодолела несколько важных рубежей, в декабре 2008 года НАСА выбрало SpaceX Dragon в качестве одной из компаний, предоставляющих коммерческие услуги по снабжению космической станции. (Другой компанией была Orbital Sciences, которая позже стала Orbital ATK, а теперь Northrop Grumman.)

Стоимость контракта SpaceX в то время составляла минимум 1,6 миллиарда долларов с возможностью увеличения до 3,1 миллиарда долларов; с тех пор компания получила новый контракт на услуги по запуску грузов.

Маск подтвердил, что он назвал Дракона в честь «Puff the Magic Dragon».

Ранние полеты Dragon: SpaceX начинает работу с НАСА Затем, 22 мая 2012 года, Dragon был запущен для важного испытания: попытки пристыковать космический корабль к Международной космической станции. 

Драгон благополучно добрался до станции 25 мая того же года, несмотря на некоторые проблемы с лазерной системой, которая должна была определять расстояние корабля до орбитального комплекса. Эта веха вызвала всемирное признание. Это была первая стыковка частного космического корабля с космической станцией.

С тех пор SpaceX модернизировала свои грузовые корабли Dragon без экипажа, чтобы их можно было повторно использовать как минимум для двух полетов.

Grasshopper: SpaceX тестирует ракету многократного использования

Grasshopper — это прототип ракеты высотой 100 футов, запущенный в SpaceX McGregor, штат Техас, на испытательном полигоне, чтобы дать компании больше опыта в вертикальной посадке ракет-носителей.

Хотя Grasshopper не привлекал столько внимания средств массовой информации, как другие программы SpaceX, он был ключом к дальнейшему развитию многоразовой первой ступени Falcon 9.

Крис Томпсон/SpaceX

Ракета Grasshopper совершила восемь испытательных полетов в период с 2012 по 2013 год, в последнем полете Grasshopper поднялся на высоту 2440 футов (744 метра).

Затем программа Grasshopper была закрыта, поэтому SpaceX могла сосредоточить больше ресурсов на разработке Falcon 9.

Сокол 9Многоразовая: экспериментальная ракета F9R

SpaceX

В 2012 году компания SpaceX объявила о разработке многоразовой ракеты Falcon 9, основанной на первой ступени Falcon 9. 

Компания совершила пять полетов этой системы на площадке SpaceX McGregor между Апрель и август 2014 г., максимальная высота на некоторых рейсах превышает 3280 футов (1000 м).

Последняя ракета-носитель, запущенная 22 августа 2014 года, взорвалась из-за заблокированного датчика.

Зона приземления 1: посадочная площадка первой ракеты SpaceX

SpaceX

На этом снимке показана Зона посадки 1, зона наземной посадки первой ступени Falcon 9 на базе ВВС на мысе Канаверал. Именно здесь 21 декабря 2015 года компания SpaceX совершила первую контролируемую посадку на землю. 

Компания построила площадку на земле, арендованной у ВВС США, на базе ВВС на мысе Канаверал. (Зона посадки 1 находится на земле, где раньше размещался стартовый комплекс 13.) Эта посадка была очень приятной, потому что предыдущий полет Falcon 9 в июне 2015 года закончился катастрофически взрывом.

Посадка ракеты Falcon 9 наземного базирования

SpaceX

Первая успешная посадка Falcon 9 SpaceX в зоне посадки 1 21 декабря 2015 года была провозглашена важной вехой для повторного использования ракет. Однако компания все же попыталась улучшить это достижение.

В 2014 и 2015 годах компания SpaceX испытала череду успешных и неудачных посадок в океане. 

Эпическая посадка ракеты SpaceX Falcon 9 в фотографиях

В 2015 году SpaceX также пыталась приземлиться на беспилотных кораблях в океане. Хотя эти посадки продолжали заканчиваться неудачей, Маск публиковал видео и фотографии в своей ленте в Твиттере, признавая допущенные ошибки, и компания работала над улучшением для следующего полета.

Первый дрон-корабль SpaceX приземлился

SpaceX

Настойчивость, проявленная Маском и его сотрудниками, наконец окупилась 8 апреля 2016 года, когда первая ступень Falcon 9 мягко приземлилась на дрон-корабль под названием «Конечно, я все еще люблю тебя». «в Атлантическом океане. Космический корабль Dragon, который поднял этот Falcon 9, также совершил важный полет, доставив надувной модуль Bigelow Expandable Activity Module на Международную космическую станцию.

Успешные посадки дронов SpaceX резко улучшились после полета в апреле 2016 года, хотя некоторые ракеты-носители все еще время от времени не попадали в цель. Компания Falcon 9показатель успешности полета также высок; его последняя неудача в сентябре 2016 года привела к тому, что ракета взорвалась на стартовой площадке перед взлетом.

У SpaceX есть второй дрон-корабль, «Просто прочитайте инструкции», который используется для посадки в Тихом океане после запуска с базы ВВС Ванденберг в Калифорнии. Оба корабля названы в честь вымышленных космических кораблей из научно-фантастических книг Иэна М. Бэнкса.

Falcon Heavy: первая тяжелая ракета SpaceX

Ракета SpaceX Falcon Heavy, тяжелая версия серии Falcon, совершила свой успешный дебютный полет 6 февраля 2018 года, стартовав с площадки NASA 39. A в Космическом центре Кеннеди во Флориде.

В настоящее время Falcon Heavy является самой мощной ракетой, используемой сегодня. Он состоит из трех основных ускорителей первой ступени на базе ракеты Falcon 9, рабочей лошадки SpaceX, и мощной разгонной ступени.

SpaceX

Ракета успешно запустила в космос автомобиль Tesla и одетый в скафандр манекен под названием Starman во время своего первого полета. (Маск также является генеральным директором Tesla Motors.) Falcon Heavy имеет высоту 230 футов (70 м) и может поднимать почти 141 000 фунтов. (64 метрических тонны) полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту.

Это в два раза больше, чем его ближайший конкурент, Delta IV Heavy, может поднять на орбиту. Посадка ракеты Falcon Heavy: балет SpaceX и 2 на базе ВВС на мысе Канаверал, недалеко от Космического центра Кеннеди, основная ступень ракеты на большой скорости врезалась в океан.

Ступень ракеты, несущая автомобиль Tesla, подверглась последнему сжиганию, чтобы отправить автомобиль на орбиту Марса. Однако, как сообщает дочерний сайт Space.com Live Science, радиация может уничтожить машину в течение года.

Crew Dragon: новая капсула астронавта SpaceX

SpaceX

Запуская коммерческие миссии, SpaceX также начала разработку версии космического корабля Dragon для людей, чтобы доставлять астронавтов на Международную космическую станцию.

В 2014 году компания получила контракт на максимальную сумму в 2,6 миллиарда долларов на эти пусковые услуги. В сентябре 2015 года SpaceX показала миру внутреннюю часть кают экипажа. Минималистский дизайн включает в себя белые стены, черные ковшеобразные сиденья, несколько плоских дисплеев и четыре окна, чтобы пассажиры могли видеть снаружи.

Первый испытательный полет Crew Dragon без экипажа, запущенный в марте 2019 года, совершил успешный полет на Международную космическую станцию ​​и обратно.

Crew Dragon от SpaceX против Cargo Dragon

SpaceX

SpaceX намеревалась сделать экипаж и грузовые версии Dragon очень похожими, чтобы ускорить разработку корабля с экипажем.

«Эта общность упрощает процесс оценки людей, позволяя полностью протестировать системы, критически важные для безопасности экипажа и космической станции, на беспилотных грузовых полетах», — заявила SpaceX.

Испытательные полеты SpaceX Crew Dragon

Ben Cooper/SpaceX

SpaceX усердно работает над созданием пилотируемого Dragon для двух коммерческих испытательных полетов экипажа, которые начнутся не ранее весны 2020 года. 

НАСА пытается отучить себя от зависимости от российского корабля «Союз», который в настоящее время доставляет всех астронавтов на Международную космическую станцию. Каждое место астронавта на «Союзе» стоит НАСА миллионы долларов.

Кроме того, агентство пытается использовать пусковые службы США для запуска, когда это возможно. Последний пилотируемый запуск с территории США состоялся в 2011 году, во время последнего полета программы космических челноков.

Falcon Heavy компании SpaceX вводится в эксплуатацию

Запуски SpaceX

Falcon Heavy продаются примерно по 90 миллионов долларов за штуку, по сравнению с 62 миллионами долларов за запуски Falcon 9.

SpaceX запустила еще две миссии Falcon Heavy в 2019 году: одна со спутником связи Arabsat 6A в апреле, а другая с запуском Space Test Program 2 для ВВС США (вместе с LightSail 2 Планетарного общества) в июне того же года.

SpaceX представляет Falcon 9Block 5

Илон Маск/Instagram

В мае 2018 года SpaceX представила пятую и последнюю версию ракеты Falcon 9 компании: ускоритель Block 5. Разработанный для максимальной многоразовости (цель — не менее 10 полетов), этот ускоритель будет запускать астронавтов в космос на капсулах Dragon для НАСА.

Первая ракета Falcon 9 Block 5 была построена для запуска Bangabandhu-1, первого спутника связи для страны Бангладеш. Эта миссия была запущена в мае 2018 года, а ракета-носитель Block 5, использованная в этом полете, позже запустила индонезийский спутник в августе 2018 года.0224

Звездолет и сверхтяжёлый корабль: мегаракета SpaceX

В сентябре 2019 года основатель SpaceX Илон Маск объявил о совершенно новом транспортном средстве для своей компании: массивной ракете многоразового использования и ракете-носителе, предназначенной для доставки людей на Марс. Так родились Starship и Super Heavy.

Первоначально называвшаяся Межпланетной транспортной системой, а позже Big Falcon Rocket (или Big F****** Rocket, как намекнул Маск), футуристическая система, предназначенная для исследования Марса, но может быть применена к Луне, другим глубоким -космические направления и точечные путешествия вокруг Земли.

Маск несколько раз корректировал дизайн за последние несколько лет, выпустив различные спецификации в 2017 и 2018 годах, в конечном итоге остановившись на дизайне в 2019 году.

SpaceX (Изображение предоставлено SpaceX) а его ракета-носитель Super Heavy будет иметь высоту 387 футов (118 м) (включая космический корабль) и сможет вывести 110 тонн (100 метрических тонн) на низкую околоземную орбиту.

Каждая ракета будет перевозить около 100 человек, и ракета будет полностью многоразовой. Маск сказал, что планирует использовать эту ракету во флотах, доставляя на Марс сотни или тысячи пассажиров одновременно. В 2020-х Маск планирует остановить все линейки Falcon, кроме Super Heavy, которые будут выполнять всевозможные миссии. Пункты назначения будут варьироваться от Марса до Международной космической станции и орбит, на которые будут запускаться спутники вблизи Земли.

Starhopper: испытательный стенд SpaceX для Starship

В 2019 году SpaceX запустила Starhopper, прототип своего Starship, в ходе серии испытательных прыжков на стартовой площадке компании в Бока-Чика, штат Техас.

Starhopper — это космический эквивалент прототипа Grasshopper, который SpaceX использовал для разработки технологии своих многоразовых ракет Falcon 9. Изготовленный из нержавеющей стали, приземистый трехногий автомобиль был оснащен одним ракетным двигателем Raptor и совершил серию испытательных стрельб и прыжков с привязью, кульминацией которых стал один грандиозный прыжок 27 августа 2019 года..

(Изображение предоставлено SpaceX)

Во время этого большого прыжка Starhopper оторвался от площадки SpaceX, достиг высоты около 500 футов (150 м) и переместился боком на посадочную площадку на небольшом расстоянии. Весь полет занял около одной минуты.

После этого прыжка, четвертого и самого большого испытания для Starhopper, SpaceX сняла транспортное средство и продолжила свой проект Starship.

Starship Mk 1: первый прототип космического корабля SpaceX

(Изображение предоставлено SpaceX через Twitter)

28 сентября 2019 года, после нескольких месяцев ожидания, SpaceX представила свой первый прототип звездолета, Starship Mark 1 (или Starship Mk1).

Как и Starhopper, Starship Mk1 был собран на площадке SpaceX в Бока-Чика в Техасе и изготовлен из нержавеющей стали. Транспортное средство отражает больше конструктивных изменений для Starship, с двумя стабилизаторами (вместо трех) и предназначено только для испытательных полетов без экипажа.

В 2019 году SpaceX надеется запустить Starship Mk1 в испытательный полет на высоту 19 миль с целью выхода на орбиту в 2020 году. 

С тех пор SpaceX построила несколько версий прототипов Starship (текущая версия называется Starship SN4 или серийный номер 4). SN4 проходит испытания для запланированного «прыжкового» полета в 2020 году.

Crew Dragon Endeavour: первый космический корабль SpaceX для астронавтов

SpaceX (Изображение предоставлено SpaceX/Twitter) Эта миссия доставит астронавтов НАСА Боба Бенкена и Дага Херли на Международную космическую станцию, и их миссия продлится до четырех месяцев.

Испытательный полет под названием Demo-2 (открывается в новой вкладке) следует за серией других испытаний. В марте 2019 года SpaceX совершила беспилотный испытательный полет Crew Dragon к станции в рамках своей миссии Demo-1. В январе 2020 года компания запустила тест прерывания полета, который продемонстрировал систему аварийного покидания Crew Dragon для аварийных ситуаций при запуске.

Компания также испытала парашюты и другие жизненно важные системы для Crew Dragon.

Посетите здесь для полного освещения Space.com (открывается в новой вкладке) миссии SpaceX Crew Dragon.

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: community@space. com.

Элизабет Хауэлл, доктор философии, является штатным корреспондентом на канале космических полетов с 2022 года. Она была автором статей для Space.com (открывается в новой вкладке) в течение 10 лет до этого, с 2012 года. Репортажи Элизабет включают эксклюзив для Office вице-президента Соединенных Штатов, несколько раз выступая с Международной космической станцией, наблюдая за пятью запусками человека в космос на двух континентах, работая в скафандре и участвуя в имитации полета на Марс. Ее последняя книга «Почему я выше?» написана в соавторстве с астронавтом Дэйвом Уильямсом. Элизабет имеет докторскую степень. и магистр наук. получил степень бакалавра космических исследований в Университете Северной Дакоты, степень бакалавра журналистики в Карлтонском университете в Канаде и (скоро) степень бакалавра истории в Университете Атабаски. Элизабет также является инструктором по коммуникациям и естественным наукам с 2015 года. Элизабет впервые заинтересовалась космосом после просмотра фильма «Аполлон-13» в 19 лет.