Ракета на марс: НАСА выбрало ракету Илона Маска для отправки американцев на Луну

Илон Маск представил прототип ракеты для полетов на Марс

Новая ракета, названная Starship, будет значительно крупнее предыдущих / Space X

Компания SpaceX Илона Маска в выходные показала прототип ракеты Starship, предназначенной для доставки людей на Марс и Луну. Бизнесмен выразил надежду, что ее первый испытательный орбитальный полет состоится в ближайшие полгода, а пилотируемый – до конца 2020 г.

Правда, Маску далеко не всегда удается укладываться в сроки в космических проектах.

Презентация состоялась в небольшой деревне Бока-Чика в Техасе, где строится частный космодром SpaceX. «Чтобы стать космической цивилизацией, нам необходимо сделать полеты в космос похожими на полеты в воздухе», – заявил Маск на мероприятии (цитата по Reuters).

Новая ракета SpaceX будет значительно крупнее предыдущих. Ее общая длина составит 118 м, а масса полезной нагрузки – 150 т. Для сравнения: у других ее находящихся в эксплуатации ракет, Falcon 9 и Falcon Heavy, длина равна 70 м, а максимальная масса полезной нагрузки – 22,8 т и 63,8 т соответственно. Предполагается, что Starship сможет доставлять на Луну или Марс десятки людей, дозаправляться в космосе. Как и предшественники, она предназначена для повторного использования. Для испытаний SpaceX пока использует Starhopper, уменьшенный прототип Starship: с июля компания успешно провела два тестовых запуска на малую высоту, в последний раз – на 152 м.

Первым туристом, которому предстоит совершить полет вокруг Луны на Starship, станет японский миллиардер Юсаку Маэдзава. Полет может состояться в 2023 г., хотя SpaceX уже дважды меняла дату запуска. Также Маск два года назад прогнозировал, что SpaceX сможет совершать полеты, в том числе пилотируемые, на поверхность Марса к 2024 г., хотя такой срок более чем на десятилетие опережает планы правительства США и других стран. При этом ожидается, что эксплуатация Crew Dragon, другого пилотируемого космического корабля Space X, начнется только в 2020 г., на три года позже запланированного срока и всего за несколько месяцев до первого испытательного орбитального полета Starship с людьми на борту.

Маск часто ставит заведомо нереалистичные сроки, чтобы заставить своих сотрудников успеть к другим, более надежным дедлайнам, отмечает The Wall Street Journal. Но в этот раз его заявление вызвало резкую критику со стороны NASA. Накануне презентации Starship руководитель NASA Джим Брайденстайн написал в Twitter: «Жду завтрашнего объявления SpaceX. Пока же программа Commercial Crew (программа по развитию частных пилотируемых космических кораблей для доставки астронавтов на МКС. – «Ведомости») на годы отстает от графика. NASA ожидает увидеть [от SpaceX] такой же энтузиазм и по отношению к инвестициям американских налогоплательщиков. Пора показать результат».

NASA хочет отправить астронавтов на Луну к 2024 г. и сначала освоить спутник Земли, прежде чем переходить к колонизации Марса. Для реализации этой программы NASA привлекла частные компании. В 2014 г. космическое агентство США выдало SpaceX и Boeing контракты на общую сумму $6,8 млрд, чтобы они создали ракеты и капсулы для доставки американских астронавтов на МКС с территории США впервые с 2011 г. Но компании до сих пор не завершили тесты.

Новости СМИ2

Отвлекает реклама?  Подпишитесь, 
чтобы скрыть её

проложить путь людям на Марс может лишь ракета с ядерным реактором / Хабр


На днях на Хабре публиковалась статья о сложностях высадки марсохода на поверхность Красной планеты. Если кратко, то рассчитать и реализовать эту высадку — чудовищно сложно. Еще сложнее организовать доставку на Марс людей — колонистов или космонатов-исследователей. Но если говорить о регулярном сообщении с Красной планетой, то проблема выходит на новый уровень.

Основная проблема — в отсутствии надежного транспортного средства. Сейчас идет подготовка ракеты и корабля от SpaceX, но до реального полета на Марс может пройти (и скорее всего, пройдет) несколько лет. Причем реактивная тяга такой ракеты образуется в результате сжигания жидкого топлива. А по мнению НАСА, ракеты на жидком топливе — не самый эффективный вид транспорта, нужны ядерные системы.


Топливо для ракет очень дорогое, а по словам представителей НАСА, для полета на Марс понадобится от 1000 до 4000 тонн топлива. Это несколько миллиардов долларов США за пуск (хотя, помнится, Маск говорил, что топливо — это всего 5% стоимости всего пуска). Правда, все сказанное относится к ракете самого агентства, которая называется Space Launch System. Она разрабатывается уже много лет, и пока что свет в конце туннеля этого проекта не появился.

Тем не менее, расчеты по полету на Марс с использованием сверхтяжелой ракеты-носителя SLS у НАСА есть. И эти расчеты показывают, что один пуск обойдется в $2 млрд. И это вроде только стоимость топлива. 10 пусков, которые нужны для отправки достаточного для основания небольшой станции полезного груза, обойдутся в $20 млрд.

По мнению представителей НАСА, более эффективный способ запуска — это ядерные ракеты.

Космический транспорт на ядерной тяге


Специалисты агентства подготовили отчет, в котором говорится, что для реализации миссии по отправке человека на Марс в 2039 году требуется именно ядерный транспорт.

«Один из ключевых моментов путешествия на Марс в том, что если мы хотим отправлять людей регулярно, то наиболее удобный путь — это как раз ракеты на ядерной тяге», — заявил Бобби Браун, представитель Jet Propulsion Laboratory.

К сожалению, в отчете не указывается конкретная технология — авторов документа и не просили это делать. В общих чертах описано, что есть два варианта — ядерная тепловая силовая установка и ядерная электродвигательная силовая установка. НАСА, насколько можно понять, отдает предпочтение первому варианту.


Ядерная система требует гораздо меньше топлива — около 500 тонн вместо 4000, уже упоминавшихся выше. Если говорить об эксплуатации такой системы, то, по мнению агентства, расходы будут ниже, чем в случае эксплуатации топливной ракеты.

И что теперь?


В отчете говорится, что если НАСА планирует использовать ракеты на ядерной тяге через 10-15 лет, то разработку соответствующих технологий нужно начинать уже сейчас. Все это несколько странно, поскольку ранее агентство очень активно продвигало идею полетов на SLS. Сейчас эту ракету-носитель предлагается использовать для полетов на Луну.

Самое интересное в проекте то, что средства на него НАСА не запрашивала, но Конгресс США все равно выделил средства. Причем в этом году агентство получило сразу $110 млн именно на исследование возможностей ядерных систем запуска.

Если НАСА решит все же развивать это направление и дальше, то средств понадобится еще больше. Тем не менее, агентство считает, что справится со всеми проблемами. «Это технологический проект, для работы над которыми и было создано НАСА, так что вся страна ждет от нас результатов», — заявил Браун.

А что Starship?


Несмотря на проблемы, топливная ракета-носитель Starship, разрабатываемая SpaceX, постепенно эволюционирует. Результаты испытаний дают надежду на то, что в течение нескольких лет ракета сможет отправить людей и оборудование на Марс.

Да, топлива понадобится много, но если рейсы станут регулярными, то компания Маска планирует создать нечто вроде промежуточной заправочной станции на низкой орбите Земли. Другие ракеты-носители станут доставлять в определенные точки горючее, которым заправят уже ракеты, отправляющиеся на Марс.

Представители НАСА при этом считают, что у проекта Маска есть все шансы на реализацию, так что два параллельных сценария полета на Красную планету — это хорошо.

Реальна ли ядерная ракета в ближайшем обозримом будущем?


Честно говоря, вряд ли. Скорее всего, этот отчет — просто чисто теоретическое изыскание, которое не получит продолжения, по крайней мере, сейчас. Дело в том, что даже с отработанной технологией двигателей на жидком топливе у НАСА проблемы.

Та же ракета-носитель SLS уже давно вызывает вопросы не только у обычных людей, но и у правительства США. Проект стоит огромную кучу денег, на проект SLS НАСА тратит в год примерно столько, сколько хватило бы на 15-20 пусков Falcon Heavy. Эта ракета отъедает весьма изрядную долю бюджета агентства, речь идет о миллиардах и миллиардах долларов.

В 2018 году НАСА попыталось рассказать о том, насколько полезной будет эта ракета. Дескать, она может выводить на орбиту «цельные грузы большой массы» за раз. Другие ракеты вроде бы так делать не могут. И все бы хорошо, но это просто слова, поскольку плана эксплуатации SLS пока нет — просто потому, что и такие вот «цельные» грузы пока выводить на орбиту не требуется.

И, повторимся, речь идет о технологии, которой уже несколько десятков лет. Да, конечно, сверхтяжелая ракета отличается от всего того, что использовало НАСА ранее, но разница не кардинальная.

А в случае ядерных ракет мы говорим о совершенно новых технологиях, которые разрабатывались ранее лишь в порядке чисто теоретических проектов. Проблемой будет даже создание относительно небольшой ракеты на ядерной тяге для полетов на орбиту. Сложно представить, сколько средств, ресурсов и времени понадобится для того, чтобы с нуля создать огромную ракету с ядерным реактором для полета на Марс. $110 млн, которые получило НАСА на проработку этого направления — просто капля в море. Полный бюджет проекта будет таким, что не то, что у НАСА, у всей страны денег не хватит.


И нельзя забывать о временных рамках — та же SLS разрабатывается много лет, сроки постоянно срываются, переносятся и т.п. И до сих пор ракета никуда полететь не может — буквально месяц назад SLS тестировали, проводя огневые испытания, но те прошли неудачно. Спустя минуту двигатели отключились из-за отказа одного из них.

Так что ядерные ракеты пока так и останутся красивой теорией. А если у Маска все пройдет хорошо, и его проект по полету на Марс будет реализован, то и необходимости в «ядерных полетах», скорее всего, уже не будет.

Возвращение образца

Марса: как НАСА запустит с Красной планеты

Кампания NASA-ESA по возврату образцов с Марса включает в себя целый зверинец машин для сбора и отправки на Землю избранных кусочков Красной планеты.
(Изображение предоставлено: NASA/ESA/JPL-Caltech)

Продолжается работа над важной частью планов НАСА по возвращению образцов с Марса.

Mars Ascent Vehicle (MAV) — небольшая, легкая двухступенчатая твердотопливная ракета с большим заданием: взорвать горную породу, отложения и пробы атмосферы Марс в начале 2030-х, при первом в истории запуске ракеты с поверхности другой планеты.

MAV, который разрабатывается компанией Lockheed Martin Space из Литтлтона, штат Колорадо, будет комплектоваться спускаемым аппаратом NASA для извлечения образцов (SRL), еще одним важным элементом кампании по возврату образцов. Космический корабль «два в одном» — MAV и SRL — приземлится рядом или в кратере Джезеро, месте, где марсоход NASA Perseverance уже усердно собирает образцы с Марса. Второй посадочный модуль, на борту которого находится «марсоход» Европейского космического агентства (ЕКА), также приземлится в том же районе.

Связанный: Образцы Марса марсохода «Настойчивость» теперь не доберутся до Земли в лучшем случае до 2033 года. Ракета отправится на орбиту Марса, где орбитальный аппарат ESA Earth Return Orbiter (ERO) доставит контейнер с образцами. Затем ERO доставит образцы на Землю, выбросив их через систему входа в Землю (EES) для высокоскоростной посадки без парашюта в пустыне Юта в 2033 году, если все пойдет по плану.

Эта капсула для возврата образцов, также разработанная компанией Lockheed Martin, изготовлена ​​из легкой композитной конструкции, покрытой специальным термозащитным материалом, предоставленным Исследовательским центром Эймса НАСА в Силиконовой долине Калифорнии.

Человечество никогда раньше не возвращало нетронутые образцы с Марса, и есть серьезные проблемы, с которыми сталкивается команда, которая пытается это сделать, объяснил Стив Сайдс, старший руководитель программы Lockheed Martin по интегрированной системе Mars Ascent Vehicle Integrated System (MAVIS), базирующейся в Хантсвилле, Алабама.

Художественная иллюстрация двухступенчатого марсохода (MAV), направляющегося на орбиту Марса, с образцами, собранными марсоходом NASA Perseverance. (Изображение предоставлено НАСА)

Прицелься, наведи и стреляй

MAV меньше 10 футов в высоту и 1,5 фута в диаметре (3 на 0,5 метра), сказал Сайдс Space. com. «Это относительно небольшая ракета , — сказал он, — так что цельтесь, наводите и стреляйте».

Lockheed Martin Space предоставляет НАСА несколько испытательных модулей MAV и летный модуль. Работы по контракту включают проектирование, разработку, испытания и оценку интегрированной системы MAV, а также проектирование и разработку наземного вспомогательного оборудования ракеты.

Контракт с MAVIS по принципу «затраты плюс фиксированное вознаграждение» имеет потенциальную стоимость в 194 миллиона долларов и будет продлен на шесть лет. Часы тикают. Дуэт SRL-MAV в настоящее время планируется запустить в 2028 году из Космического центра Кеннеди НАСА во Флориде, начав -летний путь к Красной планете .

«Цель — приземлиться там в начале года и взлететь до наступления [марсианской] зимы», — объяснил Сайдс.

Связанный: Марсоход НАСА Perseverance получил 8-й образец породы на Красной планете

Макет ракеты подбрасывается в воздух в Лаборатории реактивного движения НАСА в Южной Калифорнии с помощью вертикально выбрасываемого управляемого пускового устройства или системы VECTOR. Mars Ascent Vehicle будет использовать аналогичную стратегию. (Изображение предоставлено NASA/JPL-Caltech)

Чердак и свет

Новым аспектом конструкции MAV является использование газогенерирующей концепции — вертикально выбрасываемого управляемого наконечника, или сокращенно VECTOR. Это техника чердака и света, разработанная инженерами НАСА 9.0005 Лаборатория реактивного движения в Южной Калифорнии, которая строит SRL.

MAV будет нести около 30 пробирок для образцов, которые будут загружены из марсохода в ракету с помощью робота-манипулятора SRL. Затем MAV будет брошен в разреженный марсианский воздух примерно на 18 футов (5,5 м) над посадочным модулем, который одновременно служит стартовой площадкой. По словам Сайдса, в этот момент загорится двигатель первой ступени ракеты.

«Запуск ракеты и ее зажигание уже производился раньше, но никогда на Марсе», — сказал Сайдс. Он объяснил, что подход VECTOR сводит к минимуму обратный удар и помехи для SRL.

После воспламенения ракета устремляется к орбите Марса. «В конечном счете, MAV достигает порядка 4000 метров в секунду [8950 миль в час или 14 400 км в час], чтобы достичь космической скорости Марса», — сказал Сайдс.

После разделения первой ступени раскручивающиеся двигатели второй ступени включаются для стабилизации все еще горящей ступени, а затем останавливаются. «Мы пробудем от 10 до 15 дней», — сказал Сайдс. В это время маяк на верхней ступени будет передавать свое местонахождение для встречи и захвата системой на борту ERO.

Марсоход NASA Perseverance хранит образцы горных пород и почвы в запечатанных трубах, которые будут извлечены и отправлены на Землю. (Изображение предоставлено NASA/JPL-Caltech)

Ранний и конкретный шаг

«Мы никогда не запускали ракету с Марса, поэтому здесь задействовано много технологий», — сказал Сайдс. «Но мы также собираемся получить много научных данных из этих марсианских образцов».

Действительно, возвращение образцов с Марса было в списке задач НАСА на протяжении десятилетий. «Это сложно, но технология и время для этого подходят. Нам просто нужно сделать это», — сказал Сайдс. «Я бы не отнес его к легкой категории… но я бы не отнес его к категории «необтаниум», — добавил он. «Сейчас у нас есть возможности».

Томас Зурбухен, заместитель администратора по науке в штаб-квартире НАСА в Вашингтоне, заявил в заявлении агентства в феврале, что принятие решения о MAV представляет собой «ранний и конкретный шаг для выработки деталей этого амбициозный проект не просто приземлиться на Марс, но и взлететь с него».

Истории по теме:

Обломки и кусочки

Эти обломки Марса с глухим стуком приземлятся в пустыне Юты.

Чтобы протестировать EES для возврата образцов с Марса, инженеры провели серию испытаний на падение на испытательном и тренировочном полигоне в штате Юта, на дне озера, где будут приземляться образцы.

Во время недавних испытаний производственная демонстрационная установка (MDU) одной из возможных конструкций аэрооболочки EES была сброшена с высоты 1200 футов (365 м), что дало ей время для достижения намеченной посадки скорость.

«MDU был очень устойчивым во время спуска — он не сильно раскачивался и приземлился успешно, в том смысле, что не было структурных повреждений, и он выдержал удар, как и ожидалось», — Джим Корлисс из НАСА, возвращенный образец с Марса. Главный инженер ЕЭС, говорится в заявлении агентства в апреле .

«Мы приближаемся к концу концептуальной фазы этой миссии по возврату образцов с Марса, и части собираются вместе, чтобы доставить домой первые образцы с другой планеты», — сказал Зурбухен в февральском заявлении. «Оказавшись на Земле, их можно изучать с помощью современных инструментов, слишком сложных для транспортировки в космос».

Леонард Дэвид — автор книги «Лунная лихорадка: новая космическая гонка», опубликованной National Geographic в мае 2019 года.. Давний автор Space.com, Дэвид пишет о космической отрасли уже более пяти десятилетий. Следуйте за нами в Твиттере @Spacedotcom (открывается в новой вкладке) или Facebook (открывается в новой вкладке) .

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: [email protected].

Леонард Дэвид — отмеченный наградами космический журналист, который освещает космическую деятельность более 50 лет. В настоящее время Леонард пишет в качестве обозревателя Space Insider на Space.com среди других своих проектов. Он является автором множества книг об исследовании космоса, миссиях на Марс и многом другом, последняя из которых — «Лунная лихорадка: новая космическая гонка», опубликованная в 2019 году издательством National Geographic. Он также написал книгу «Марс: наше будущее на Красной планете», выпущенную в 2016 году National Geographic. Леонард работал корреспондентом SpaceNews, Scientific American и Aerospace America в AIAA. Он получил множество наград, в том числе первую премию Ордуэя за выдающиеся достижения в истории космических полетов в 2015 году на Мемориальном симпозиуме AAS Вернера фон Брауна. Вы можете узнать о последнем проекте Леонарда на его сайте и в Twitter.

Проблема с двигателем

вынуждает НАСА отложить запуск: NPR

Первоначально опубликовано 29 августа 2020 г., 25:00 по восточноевропейскому времени.

Лунная ракета НАСА Artemis I находится на стартовой площадке комплекса 39B в Космическом центре Кеннеди на мысе Канаверал, штат Флорида, в июне.

Ева Мари Узкатеги/AFP через Getty Images


скрыть заголовок

переключить заголовок

Ева Мари Узкатеги/AFP через Getty Images

Лунная ракета NASA Artemis I находится на стартовой площадке комплекса 39B в Космическом центре Кеннеди на мысе Канаверал, Флорида, июнь.

Ева Мари Узкатеги/AFP через Getty Images

Надежды НАСА на запуск в понедельник массивной ракеты Space Launch System из Космического центра Кеннеди во время испытательного полета на Луну отложены по крайней мере на несколько дней после того, как инженеры не смогли решить проблему с двигателем.

Один из четырех двигателей основной ступени SLS не нагрелся до температуры, необходимой для запуска, что побудило руководителя запуска миссии Artemis I отменить запланированный старт в понедельник утром.

Когда до обратного отсчета, запланированного на 8:33 утра по восточному времени, оставалось всего 40 минут, диспетчеры объявили об удержании, пока инженеры оценивали проблему.

Инженеры занимались рядом проблем в преддверии запланированного запуска. Во-первых, удары молнии в площадку в субботу вызвали некоторое беспокойство, но позже официальные лица заявили, что ни транспортное средство, ни капсула, ни наземное оборудование не пострадали. Затем рано утром в понедельник произошла 45-минутная задержка погоды, которая замедлила процедура заполнения активной ступени водородным топливом. Утечка тоже была обнаружена, но устранена.

«Мы не запускаем, пока это не будет правильно», — сказал администратор НАСА Билл Нельсон после решения понедельника о чистке.

Приостановка рейса «показала, что это очень сложная машина, очень сложная система, и все эти вещи должны работать», — сказал он.

«Вы не хотите зажигать свечу, пока она не будет готова к полету», — сказал Нельсон, бывший астронавт космического корабля.

Следующая возможность запуска неуправляемой «Артемиды I» состоится в пятницу. Полет задуман как первый шаг к возвращению людей на поверхность Луны — полет, который может состояться уже в 2025 году. был развернут ранее в этом месяце на том же историческом стартовом комплексе, который использовался могучим Сатурном V во время полетов Аполлона на Луну, завершившихся в 1972 году.

На иллюстрации показана конфигурация системы космического запуска для миссии Artemis I.

НАСА


скрыть заголовок

переключить заголовок

НАСА

На иллюстрации показана конфигурация системы космического запуска для миссии Artemis I.

НАСА

Эта первая миссия Артемиды, названная в честь сестры-близнеца Аполлона, представляет собой пробный запуск оборудования, необходимого для возвращения на Луну для более длительного пребывания и большего количества научных исследований.

«Это невероятный шаг для всего человечества», — сказала астронавт НАСА Николь Манн программе NPR «Все учтено». «На этот раз отправимся на Луну, чтобы остаться. И это действительно строительные блоки для нашего исследования Марса».

Программа Artemis, окончательная стоимость которой, как ожидается, составит 93 миллиарда долларов, обещает переориентировать долгосрочные цели НАСА по пилотируемым космическим полетам, прокладывая путь к созданию в конечном итоге базы с экипажем вблизи южного полюса Луны и полетам с экипажем на Марс.

Но ключевой элемент программы — аппарат, который действительно приземлится на поверхность Луны — не будет частью первой миссии Artemis. SpaceX Илона Маска заключила контракт на создание лунного варианта своего корабля Starship для доставки астронавтов на поверхность. Транспортное средство еще предстоит испытать на орбите. Другой компонент оригинальной программы Artemis, Gateway, своего рода промежуточная станция в дальнем космосе для астронавтов на будущую лунную базу и обратно, также все еще находится в стадии разработки.

Это современная миссия в стиле ретро

SLS оснащен удлиненными версиями твердотопливных ускорителей, использовавшихся в космическом челноке, который в последний раз поднимался в воздух более десяти лет назад, а также четырьмя двигателями RS-25, которые были отремонтированы и повторно используются после предыдущих полетов на шаттлах. Верхняя ступень ракеты будет оснащена двигателем, впервые разработанным в конце 19 века.50-е годы.

Boeing является генеральным подрядчиком основной и верхней ступени SLS. Главный инженер Boeing по программе SLS Ноэль Зитсман говорит, что при создании гигантской ракеты инженеры опирались на «основы и принципы» Saturn V и лет шаттлов.

«У нас есть наши миссии, на которых мы сейчас сосредоточены, на Луну», — говорит она. «Но [SLS] предназначен для исследования дальнего космоса… Таким образом, возможности намного больше и больше, чем просто высадка на Луну».

Конусообразный космический корабль «Орион», который доставит до четырех астронавтов на лунную орбиту в будущих миссиях, напоминает «командный модуль» эпохи Аполлона. Наконец, европейский служебный модуль, прикрепленный к Ориону, по функциям сравним со служебным модулем Аполлона и обеспечит будущие экипажи двигателями, электричеством, водой, кислородом и климат-контролем.

Шестинедельный испытательный полет Artemis I отправит Орион на так называемую дальнюю ретроградную орбиту, продолговатый круг, который пройдет всего в 62 милях от поверхности Луны в одной точке и далеко за пределами Луны в другой.

На иллюстрации НАСА показан профиль миссии Artemis I.

НАСА


скрыть заголовок

переключить заголовок

НАСА

Иллюстрация НАСА показывает профиль миссии Artemis I.

НАСА

«Орион» на «Артемис I» будет летать без некоторых систем жизнеобеспечения и средств поддержки экипажа или системы стыковки, которые не понадобятся в первом полете, — говорит Майк Хоуз, руководитель программы «Орион» в компании Lockheed Martin, которая занимается строительством капсулы.

Вместо этого будут сидеть три манекена, оснащенных датчиками излучения и вибрации. «Получение профиля излучения и длительное пребывание на этой уникальной лунной орбите очень важно для нас, поскольку мы готовимся к полету экипажа», — говорит Хоуз.

НАСА планирует отправить четырех астронавтов на борт Artemis II в 2024 году, а Artemis III должен совершить первую посадку в рамках программы годом позже. Космическое агентство заявляет, что программа в конечном итоге отправит на Луну первую женщину и первого цветного человека.

Но задержки и перерасход средств преследовали Artemis и его предшественника, Constellation, в течение многих лет. В отчете генерального инспектора НАСА, опубликованном в прошлом году, предсказывается, что космическое агентство «превысит свой график» первой посадки Артемиды на Луну «на несколько лет».

После старта «Артемида I» выйдет на низкую околоземную орбиту, где служебный модуль «Ориона» развернет солнечные батареи, прежде чем подняться на более высокую орбиту в рамках подготовки к четырехдневному полету на лунную орбиту.


Центр космических полетов НАСА им. Маршалла через
Ютуб

Артемида может сыграть ключевую роль в полете на Марс

При будущей посадке НАСА надеется получить возможность добывать водяной лед, который, как было подтверждено, глубоко в полярных кратерах, никогда не видящих солнечного света, — важнейший ресурс для питья, пригодного для дыхания кислорода и в конечном итоге производить ракетное топливо. Лунная база могла бы оказаться бесценной ступенькой для пилотируемых полетов на Марс, где низкая гравитация Луны облегчила бы запуск таких миссий.

Недавно НАСА объявило о 13 участках вблизи южного полюса Луны в качестве кандидатов для наземной миссии Artemis III через несколько лет. Эти места были выбраны из-за простоты посадки, воздействия солнечного света, чтобы космический корабль мог генерировать солнечную энергию, и их близости к возможным постоянно затененным ледяным отложениям.

«Южный полюс Луны представляет собой совершенно необычную геологическую местность», — говорит Дэвид Кринг, лунный геолог из Центра лунных исследований и исследований в Хьюстоне, штат Техас. «Мы собираемся узнать так много об эволюции Луны».

«Когда мы лучше поймем эволюцию Луны, мы лучше поймем эволюцию нашей собственной планеты Земля», — добавляет он.

Однако полярная миссия будет чем-то новым. Он представляет собой отход от программы «Аполлон», которая разместила дюжину астронавтов в местах, расположенных ближе к экватору Луны.

«Топография выглядит более примечательной на юге только потому, что угол наклона солнца очень низкий», — говорит Бетани Элманн, заместитель директора Института космических исследований Кека Калифорнийского технологического института.

Эльман возглавляет команду, ответственную за Лунный Первопроходец, роботизированную миссию, намеченную на следующий год, которая создаст подробные карты тех постоянно затененных областей кратеров, которые могут содержать лед.

На южном полюсе «местность сравнима» с посадочными площадками Аполлона ближе к экватору, говорит она. «И, честно говоря, системы посадки сейчас лучше, чем в 1970-х».