Содержание
Печальная история «Зенита»
16.08.2019
Увы, успех технической системы не всегда зависит только от ее совершенства. И печальная история ракеты-носителя «Зенит» наглядно показывает, как отличная с технической стороны ракета вместо блестящей карьеры и ярких достижений оказалась в ситуации, когда приходится просто выживать. 26 декабря стартует последний из уже изготовленных «Зенитов», и, даже несмотря на новости этого года, он может оказаться последним в истории этой ракеты-носителя.полетом, но правильнее назвать ее единственным примером космической почты.
Старт РН «Зенит», слева отстреливается система прицеливания, по которой определялось положение в пространстве.
Пробуждение силы
Ракета, которую в итоге назвали «Зенитом», появилась из сочетания нескольких идей. Во-первых, росла масса спутников в целом и, в частности, аппарата радиотехнической разведки «Целина», новая версия которого перестала помещаться на ракеты «Восток-2М» и «Циклон-3». При этом сначала конструкторы КБ «Южное» шли довольно необычным путем, проектируя ракету с двумя стоящими рядом первыми ступенями. Получающуюся конструкцию называли «двустволкой» или «камбалой». Во-вторых, в среде ракетных конструкторов витала идея замены морально устаревающего семейства ракет на базе «Р-7» — некоторые недостатки вроде больших объемов ручной работы при подготовке к пуску нельзя было устранить никакими модернизациями. КБ «Южное», привыкшее работать с высококипящими компонентами на боевых ракетах, первоначально хотело использовать их и для нового проекта, но появились вопросы экологии. И Министерство обороны, и Совет министров разумно посчитали, что ракете, которая будет стартовать часто, не стоит использовать ядовитые гептил и амил. К 1974 году был создан концепт «двустволки» с двумя стоящими рядом первыми ступенями диаметром 3 метра, использующей двигатели РД-124 и РД-125 с грузоподъемностью в районе 12 тонн на низкую орбиту. Прорабатывались даже вопросы повторного использования первой ступени, поэтому двигатели были рассчитаны на многократное включение. В 1975 году задумались о смене двигателей первой ступени на только начинающий создаваться РД-170, но для этого пришлось бы увеличивать диаметр ракеты и делать новую оснастку на производстве, поэтому работы шли вяло. И тут вмешалась третья идея — программа «Энергия-Буран». Первую ступень решили сделать универсальной — как боковой ускоритель сверхтяжелой ракеты «Энергия» и одновременно первую ступень новой средней ракеты. Под эту программу уже не возникло проблем с выделением средств на новую производственную оснастку, поэтому диаметр ракеты увеличили до максимально допустимого по железнодорожному габариту 3,9 метров. Днем рождения «Зенита» является 16 марта 1976 года, когда было принято постановление ЦК КПСС и Совмина СССР.
Главной проблемой в разработке стал двигатель. И это не удивительно — рекордные параметры и тягу нельзя было получить быстро и просто. Разработка затягивалась, и спутники «Целина-2» пришлось временно пересадить на «Протоны». В 1984 году начались стендовые испытания ступени в сборе, и на первом же испытании возник пожар в хвостовом отсеке, затем прогорели стенки баков, и испытательный стенд скрылся в огне сотен тонн топлива. Летные испытания ракеты тоже не шли гладко — первые два пуска в 1985 году оказались аварийными. Но, несмотря на все проблемы, в октябре 1985 года «Зенит» вывел на орбиту свой первый спутник.
Фото: Морской старт
Консорциум «Морской старт» был основан в 1995 году. В него входили Россия (70% ракеты и разгонный блок), Украина (остальные части ракеты), Норвегия (пусковая платформа и корабль управления) и США (головной обтекатель и сборка). В 1999 году состоялся первый пуск. Но в этот раз проблемы начались в экономической части. Консорциум не смог найти достаточное количество клиентов, чтобы предприятие было прибыльным. В 2012 году президент РКК «Энергия» Виталий Лопота заявил, что «Морской старт» приносит прибыль начиная от четырех пусков в год. Таких прибыльных года было всего три.
Несмотря на успех 2006 и 2008 годов, очевидно, авария 2007 года и потери времени на ее расследование, наложившись на более ранние долги, стали фатальными, — в 2009 году «Морской старт» подал на банкротство по главе 11, предусматривающей возможность реорганизации компании. В результате этой реорганизации собственником 95% компании стала РКК «Энергия». Но нового чуда не произошло — запущенные в 2011-2013 годах спутники были заказаны еще до банкротства, и ни один год не стал прибыльным. Параллельно «Морскому старту» с 2004 года пытались развивать проект «Наземный старт», где «Зенит» пускали с Байконура, но и там удалось сделать всего шесть пусков. А обострение отношений России и Украины в 2014 похоронило и «Морской старт» и «Зенит» в том виде, в котором они существовали.
Последние ракеты
В начале 2015 года появлялись новости о возможной адаптации к «Морскому старту» ракеты «Ангара». Модификация «Ангара А-5» смогла бы выводить с экватора примерно в полтора раза больше, чем «Зенит», но потребовалась бы серьезная переделка стартовой платформы. В принципе, старт «Ангары» в Плесецке был переделан из недостроенного старта под «Зенит», но подобные работы — это деньги и время, которых, очевидно, не было. Тем более, что в России инициативная разработка РКЦ «Прогресс» под названием «Союз-5», которая изначально проектировалась как ракета на природном газе и кислороде, наложилась на запланированную в Федеральной космической программе тему «Феникс», по которой собирались создать РН среднего класса грузоподъемностью 9 тонн. В 2017 году выяснилось, что результатом такого скрещивания стал полностью российский аналог «Зенита». Его точные характеристики пока не объявлены, но есть информация, что он сможет выводить на орбиту до 17 тонн, на три больше, чем двухступенчатый вариант «Зенита». «Союз-5» появится нескоро, но уже является конкурентом «Зенита», и летом 2017 появилась новость о том, что «Морской старт» переделают под него. Но не тут то было — за месяц до этого купившая в конце 2016 «Морской старт» компания S7 объявила о возобновлении производства «Зенитов» на украинском «Южмаше». Возникла коллизия — российские двигатели не поставлялись туда с 2014 года, и делать исключение для S7 Роскосмос не планировал. Но к октябрю S7 сделали финт ушами — двигатели будут поставлять в США и производить окончательную сборку уже там.
Несмотря на то, что новые запуски с «Морского старта» обещают уже в 2019 году, уверенности в этом нет. Прежде всего, неизвестно, удалось ли «Южмашу» сохранить людей и оборудование для производства ракеты-носителя в условиях экономических проблем. Руководство предприятия, про трудности которого регулярно появляются новости в украинских СМИ, может обещать произвести сколько угодно ракет, заводу терять нечего. Но смогут ли они обеспечить сроки и, главное, качество производимых компонентов? Далее, «Морской старт» стоит примерно $30 миллионов в год, хватит ли у S7 Group денег на поддержание инфраструктуры до начала пусков? Ну и самая простая и страшная проблема — удастся ли «Морскому старту» найти клиентов и конкурировать в трудных современных условиях, если редкий год у него был прибыльным даже десять лет назад, когда Илон Маск только начинал?
Старт РН «Зенит», слева отстреливается система прицеливания, по которой определялось положение в пространстве.
Возвращаясь к последнему «Зениту», тоскливая мгла на фотографии удивительно в тему. Ракета была произведена несколько лет назад, и, по слухам с форума журнала «Новости Космонавтики», ей уже продлевали ресурс. И затягивать с пуском дальше тоже нельзя — по информации оттуда же, на 2018 год нет договоренности о полях падения для «Зенита» с Казахстаном. Неприкаянная ракета, которую уже чуть ли не выпихивают в полет — грустное окончание карьеры проекта с такими многообещающими когда-то перспективами. В этих условиях остается только надеяться, что пуск пройдет нормально.
Редакция Сайта благодарит автора, Филиппа Терехова за разрешение опубликовать на сайте НК данную статью
Блог Филиппа Терехова https://lozga.livejournal.com/
Янгель Михаил Кузьмич. Создатель ракетно-ядерного щита
Михаил Янгель родился 25 октября 1911 г. в с. Зырянов Нижне-Илимского района Иркутской области в многодетной семье. У его родителей — Кузьмы Лаврентьевича и Анны Павловны — было 12 детей. Михаил был шестым ребенком.
Родители, сами неграмотные, пытались дать детям образование. В родном селе Михаил окончил начальную школу (три класса). Школа размещалась в обычной крестьянской избе. В одной комнате жил учитель, во второй одновременно учились ученики всех трех классов. Затем Михаил жил у бабушки в Нижнеилимску, где закончил четвертый и пятый классы. Осенью 1924 г. 13-летний Михаил вместо школы вместе с отцом отправился в двухстах километрах от родного села в тайгу охотиться на пушного зверя. Вернулись только в феврале. Следующий учебный год учился в Куйтуне, где жил у тети. Летом 1926 г. он поехал в Москву к старшему брату Константину — студенту Горной академии. Михаил учится в седьмом классе, а после занятий работает разносчиком в типографии. Чтобы сэкономить деньги, которые выдавали на трамвай, ходил пешком, зато, как с гордостью вспоминал позже, Москву изучил и вдоль, и поперек. Закончив седьмой класс, Михаил переехал в г. Красноармейск Московской области, где два года учился в фабрично-заводском училище (ФЗУ) при ткацкой фабрике. После училища два года работал на этой фабрике помощником мастера. Фабрика выпускала ткань для обшивки самолетов — перкаль, там часто бывали летчики и Михаил стал мечтать об авиации.
В 1931 году по путевке комсомола М.К.Янгеля было направлено на обучение в Московский авиационный институт (МАИ). Учась на последнем курсе, он начал работать в КБ Николая Николаевича Поликарпова — «короля истребителей» того времени. Под руководством Поликарпова выполнил дипломный проект на тему «Высотный истребитель с герметичной кабиной». Позже М.К.Янгель писал: «Технику я изучал в МАИ, но настоящую школу инженерного искусства и коллективного творчества прошел в конструкторском бюро Н.Н.Поликарпова».
В 1938 году для ознакомления с общим уровнем развития американской техники и опытом работы американских фирм М.К.Янгель семь месяцев находился в командировке в США. По окончанию командировки он был назначен помощником главного конструктора. КБ разрабатывало новый истребитель И-180, который должен превосходить новейшие истребители по всем параметрам: скорости, маневренности, вооружению.
В декабре 1938 года на М.К.Янгеля была возведена клевета. Якобы он — сын кулака, который с оружием скрывается в тайге. Н.Н.Поликарпов предоставил М.К.Янгелю отпуск, и тот уехал за пять тысяч километров в родное село за документами, которые должны были опровергнуть эту клевету. Поездка была очень непростой. Достаточно сказать, что пришлось в декабре на лодке переплывать реку Ангару шириной один километр с очень сильным течением.
Во время Великой Отечественной войны М.К.Янгель работал начальником цеха авиационного завода. Работа была очень напряженной. Бывало, он несколько суток не оставлял цеха.
В 1944 г. М.К.Янгель работал заместителем главного инженера в ОКБ А.И.Микояна, в 1945 году. — ведущим инженером в КБ В.М.Мясищева, в 1946-1948 гг. — в аппарате Министерства авиационной промышленности, где координировал работы по развитию самолетостроения.
В 1950 г. М.К.Янгель закончил с отличием Академию авиационной промышленности СССР, и его назначили начальником отдела в КБ С. П.Королева. Он участвует в разработке ракет Р-5, Р-7, Р-11. В 1952 г. М.К.Янгеля назначили директором НИИ-88, в состав которого входило КБ С.П.Королева, а позже — его главным инженером.
В 1954 г. М.К.Янгель назначается начальником и Главным конструктором Особого конструкторского бюро 586 в г. Днепропетровске. Во вновь созданном КБ начались разработки ракет с двигателями на топливе с компонентами, что имеют высокую температуру кипения, и автономную систему управления.
22 июня 1957 г. на полигоне Капустин Яр был осуществлен успешный пуск стратегической ракеты Р-12 с дальностью полета до 2000 км. В 1959 г. эту ракету приняли на вооружение. Р-12 стала эффективным средством обороны страны в годы холодной войны. На основе этой ракеты были созданы ракетные войска стратегического назначения (РВСН), первым главкомом которых был маршал М.И.Неделин. Именно ракета Р-12 была решающим фактором ядерного сдерживания во время Карибского кризиса. Кстати, первая ступень ракеты Р-12 (двигательная установка с камерами сгорания) экспонируется в Государственном политехническом музее при НТУУ «КПИ».
В 1960-1963 гг. были разработаны и сданы на вооружение ракетные комплексы с ракетами Р-14 и Р-16.
Усилиями М.К.Янгеля была создана мощная ракетостроительная кооперация организаций разработчиков и производителей из многих промышленных отраслей СССР.
В период с 1963 по 1968 гг. под руководством М.К. Янгеля были разработаны стратегические комплексы Р-36 (8К67, 8К69). Комплексы оснащались жидкостными ракетами, что гарантировало продолжительность боевого дежурства в заправленном состоянии в течении семи с половиной лет. Орбитальная главная часть, что выводилась на низковысотные орбиты, могла появиться над целью с любого направления, что делало невозможным ее поражение техническими средствами ПРО. Именно это заставило США пойти на переговоры о сокращении ядерных вооружений, и именно в этом заключается самая большая заслуга М.К. Янгеля.
С начала 60-х годов фирма М.К. Янгеля превращается из чисто ракетной на ракетно-космическую. В 1962 г. ракета-носитель 63С1 («Космос») вывела на орбиту искусственный спутник Земли ДC-1 (днепропетровский спутник) — «Космос-1». Позже носитель «Космос» выводил на орбиту советские, французские, индийские спутники. В Днепропетровске на заказ КБ С.П.Королева была создана кабина для посадки космонавта на Луну и возвращение на орбитальный корабль.
М.К.Янгель развернул работы по ракетным комплексам третьего поколения МР-УР100 (15А15), МР-УР100 УТТХ (15А16), Р-36М (15А14) — знаменитая «Сатана», которую США включили первой на уничтожение при подписании договора о разоружении .
В последующие годы КБ «Южное», развивая наследие первого главного конструктора М.К. Янгеля, обеспечило создание и вывод на боевое дежурство ракетных комплексов четвертого поколения: комплекс Р-36М2 с тяжелой ракетой «Воевода», стационарный 15Ж60 и железнодорожный 15Ж61. Они и сегодня являются вершиной совершенства современного мирового ракетостроения. Созданные на базе боевых ракет космические носители «Космос», «Интеркосмос», «Циклон-2», «Циклон-3», «Зенит» получили широкое международное значение.
Успешная деятельность М.К.Янгеля обуславливалась его высоким творческим потенциалом. Он был человеком высоких моральных и деловых качеств. Его отличала способность мыслить масштабно, четко видеть перспективу.
Деятельность М.К.Янгеля была высоко оценена государством. Он дважды Герой Социалистического Труда (1959 г., 1961 г.), Лауреат Ленинской (1960 г.) и Государственной (1967 г.) премий, академик Академии наук Украинской ССР (1961г.), Академик Академии наук СССР (1966 г. ), доктор технических наук (1960 г.). Его именем названы школы и улицы в Киеве, Днепропетровске, Москве. Его имя носят пик на Памире, кратер на Луне, созданное им КБ «Южное».
Zenith теперь представляет Rocket Film на западном побережье
Back to International Edition
Язык
Editions
- Международное издание
- USA Edition
- UK Edition
- Australian EDITIO Издание
- Французское издание
- Сингапурское издание
- Испанское издание
- Польское издание
- Индийское издание
- Middle East edition
- South African Edition
Hires, Wins & Business
123
ДОБАВИТЬ В КОЛЛЕКЦИЮ
Западное побережье.
Недавно созданная давним креативным директором и предпринимателем Дэроном Холлоуэллом, Zenith представляет собой компанию по управлению талантами и консалтингу, которая является частью стратегии и частью представления. С акцентом на создание сотрудничества между создателями контента новой волны и брендами, Zenith является ресурсом для прогрессивных брендов и агентств.
Имея опыт работы в области музыки, рекламы, производства и создания брендов, Дарон сосредоточил свое внимание на разнообразных создателях с сильными, свежими и отчетливыми голосами. В Zenith работают талантливые люди, способные воплотить свое видение в различных средствах массовой информации и на различных платформах.
Говорит Сара Эолин, владелец/управляющий директор Rocket: «Наличие Дарона на вашей стороне — это абсолютное преимущество на современном рынке. Он видит возможности для партнерства и развития отношений, выходящих за рамки традиционных, используя свой стратегический взгляд и свое художественное чутье. Мы так счастливы, что он стал нашим новым представителем на Западном побережье».
«Rocket Film олицетворяет разнообразие и отличие, как и Zenith», — говорит Дарон. «В конечном счете, я здесь, чтобы наладить связи для максимальной выгоды как для создателей, так и для брендов. Для меня большая честь сотрудничать с Сарой, Кеном и Клаусом, чтобы представлять их замечательных режиссеров».
Ракету представляет Анна Ротхольц Менеджмент на Восточном побережье и Дон Рао на Среднем Западе и в Детройте.
посмотреть еще — Hires, Wins & Business
Rocket Film, Вт, 29 июня 2021 11:43:03 GMT
Благодаря стремительному росту Zenith достигает звезд раньше, чем кто-либо ожидал
Выставка Zenith Master of Chronographs в Нью-Йорке.
Выставка Zenith «Master of Chronographs», прошедшая в середине июня в аукционном доме Phillips в Нью-Йорке, проследила корни бренда как производителя механизмов для хронографов – начиная с 1865 года.
Дата – это откровение. даже для тех из нас, кто знаком с брендом и его достоинствами.
Когда мы думаем о наследии Zenith, чаще всего на ум приходит 1969 год, когда первый хронограф El Primero сошел с конвейера и попал в зал славы швейцарского часового искусства, хотя и не сразу; эра кварца вот-вот должна была наступить, и, как мы знаем, El Primero пролежал на чердаке более десяти лет, прежде чем был вновь открыт.
Выставка провела нас по пути развития бренда как производителя хронографов и других усложнений, начиная с архивных предметов, включая карманные часы и профессиональные хронографы, заканчивая культовыми экземплярами El Primero и завершаясь текущим состоянием дел. художественные версии высокочастотного механизма с функциями 1/10 секунды и 1/100 секунды.
Выставка показала, насколько аутентичен он как один из элитных брендов наследия Швейцарии, который служил поставщиком компонентов для других брендов класса люкс, включая Ebel и Rolex (Zenith производил механизмы для Rolex Daytonas с 1988 по 2000 год).
Объявление
Жюльен Торнар.
«Мы хотели подытожить историю хронографов Zenith, потому что она началась намного раньше 1969 года, а многие об этом не знают», — говорит генеральный директор Жюльен Торнар. «Компания работает над хронографами и точными хронометрами с конца 19 века.век, и мы хотим напомнить людям об этом».
Г-н Торнаре говорит, что выставка является частью его усилий по переосмыслению бренда с уделением большего внимания наследию. Как и многие швейцарские часовые компании, пережившие посткварцевую эру, Zenith на несколько лет сбилась с пути.
«На моей первой встрече с советом директоров Zenith в 2017 году [после 17-летней карьеры руководителя Vacheron Constantin] я откровенно сказал им, что могу делать все очень быстро, но это ненадолго. длинная. Или вы дадите мне немного времени. Вы позволили мне правильно построить бренд, и мы сделаем то, что будет длиться вечно». И они сказали, не смотрите сразу на цифры. Создавайте видение и развивайте его».
Это видение было основано на возвращении истинного Зенита.
«Не буду называть имен, но под руководством некоторых моих предшественников, знаете ли, в какой-то момент это было сумасшествие, с большими вечеринками, и сумасшедшими моделями с открытым сердцем, и часами, которые иногда заходили слишком далеко. . А потом вдруг появился очень классический подход. В обоих случаях для бренда было сделано что-то хорошее, но направление было настолько разным, что люди запутались». Мистер Тонаре вспоминает.
«Когда я пришел на борт, я решил, что мы будем строить и уважать наследие и оставаться очень аутентичными, выражая свою идентичность современным способом. Я хочу сохранить баланс между прошлым, настоящим и будущим, традициями и инновациями».
Одной из первых вещей, которую сделал мистер Торнар после того, как его взяли на борт, было исправить веб-сайт.
«Он даже не отвечал; вы не могли использовать его на мобильном устройстве. Его не трогали годами. Так что я потратил на это 80 000 швейцарских франков (около 82 000 долларов). Мы также изменили упаковку, и мы сделали кадровые изменения. Теперь у нас есть нужные люди на каждом рынке. В США он растет так быстро, что мы собираемся нанять больше людей — 2021 год стал рекордным. В 2022 году мы уже опережаем прошлогодние продажи на 52%».
Zenith стремится знакомить клиентов с историей и сложностью своих хронографов.
Несмотря на бум, г-н Торнаре говорит, что строит бренд медленно, и у него действительно нет выбора.
«Одно правило, которого мы будем придерживаться, заключается в том, что 100% наших часов будут оснащены механизмами Zenith, что очень редко встречается в часовой индустрии — сегодня четыре, может быть, пять брендов могут сказать это», — заявляет он.
«Если завтра я пойду в Sellita или ETA и куплю внешние механизмы, я смогу сделать еще 10 000 завтра утром. Но если мы используем все механизмы Zenith, это займет больше времени».
В прошлом году компания произвела 20 000 часов и надеется закончить этот год на уровне 23 000 часов. «В прошлом, когда мы снабжали механизмы многих других компаний, мы производили около 200 000 механизмов в год. Ты можешь в это поверить? Так что я знаю, что у нас есть потенциал, просто это требует времени», — описывает г-н Торнар.
Учитывая производственные ограничения, неудивительно, что план Zenith будет включать постепенное развертывание монобрендовых бутиков.
«В ближайшие несколько лет в США их будет три или четыре, но мы не торопимся», — говорит он.
«Мы будем искать подходящее место, подходящую возможность. Между тем, у нас есть отличные партнеры. Наши розничные продавцы делают фантастическую работу. Я не отношусь к брендам, которые хотят ходить в 100% бутики. Мы не продаем футболки, и в какой-то момент вам понадобится нейтральный совет. Если вы пойдете по соседству [к Челлини в Нью-Йорке] и скажете, что хотите купить хороший хронограф, они положат на поднос пять — надеюсь, включая Зенит — и скажут, что это все прекрасные хронографы. И тогда у вас есть выбор. Если вы идете в монобрендовый бутик, очевидно, людям платят за то, чтобы они говорили вам, что это лучший бренд в мире. Я думаю, что многие конечные клиенты все еще ищут нейтральный совет».
Чтобы возродить наследие Zenith, г-н Торнар недавно вернул к жизни один из механизмов хронометра марки.
Его команда обнаружила несколько старинных механизмов хронометра (калибр 135-O) на мануфактуре в Ле-Локле, Швейцария, которые были изготовлены специально для соревнований обсерваторий в 1950-х годах, которые оцениваются без учета корпусов.
«Мы создали этот механизм в 1949 году и с 1950 по 1954 год, и пять лет подряд он получал высшую награду в области хронометрии. Мы были единственными, кто сделал это, и с тех пор этого никто не делал», — говорит г-н Торнар.
Чтобы вернуть их к жизни и поместить в корпуса, он заручился помощью известного независимого часовщика и эксперта по реставрации хронометров Кари Вутилайнен , и вместе они выпустили ограниченную серию из 11 часов, одна из которых будет продана на благотворительном аукционе.